Подходы к категоризации источников ионизирующего излучения. Законодательная база российской федерации Категории опасности открытых радионуклидных источников


Категорирование является важным этапом последующего регулирующего контроля. Учет изменений с течением времени характеристик радионуклидных источников при категоризации по потенциальной радиационной опасности позволяет оптимизировать их размещение на хранение и более рационально ­использовать объемы хранилищ.

Вопросы безопасности и сохранности источников ­ионизирующего излучения (ИИИ), предотвращения радиационных аварий вызывают озабоченность мировой общественности. В связи с этим в начале 1990-х годов МАГАТЭ приняло ряд мер. В сотрудничестве с другими организациями был разработан документ «Международные основные нормы безопасности для защиты от ионизирующих излучений и безопасного обращения с источниками ионизирующего излучения» (ОНБ). В поддержку его осуществления был организован модельный проект по совершенствованию инфраструктуры радиационной защиты, в реализации которого приняли участие государства-члены МАГАТЭ. В 1998 году МАГАТЭ разработало международный План действий по безопасности и сохранности источников излучения, пересмотренный в 2000 году. Результатом этой работы стало появление первой Категоризации источников излучения и Кодекса поведения по обеспечению безопасности и сохранности радиоактивных источников, изданного МАГАТЭ в 2004 году. С политическими обязательствами по поддержке этого кодекса и заявлениями о намерениях осуществлять работу по соблюдению его руководящих принципов выступили 72 государства, включая Россию.

В кодексе МАГАТЭ потребовало от стран-участниц разработки общей системы категоризации ИИИ, которая должна базироваться на логической и прозрачной методологии, позволяющей обеспечить гибкость системы для применения в возможно более широком диапазоне видов деятельности. Все последующие документы МАГАТЭ по безопасности и сохранности источников в той или иной форме развивают отдельные положения этого документа.

В развитие положений кодекса МАГАТЭ разработало технические документы, устанавливающие соответствие между активностью радионуклида и категорией его потенциальной опасности для человека, и рекомендовало всем государствам-членам нормы по безопасности (Серия норм МАГАТЭ по безопасности № GS-R-1. Вена, 2003; Категоризация радиоактивных источников. Серия норм МАГАТЭ по безопасности № RS-G-1.9. Вена, 2005; Dangerous quantities of radioactive material (D-values), Emergency Preparedness and Response Series. EPR-D-VALUES. Vienna, 2006).

На этой основе созданы документы МАГАТЭ, в которых предложено относительное ранжирование радиоактивных источников и видов деятельности по пяти категориям потенциальной радиационной опасности (Categorization of radioactive sources. IAEA-TECDOC-1344. Vienna, 2003; Security of radioactive sources. IAEA-TECDOC-1355. Vienna, 2003). При этом источники первой категории являются потенциально наиболее опасными, а пятой категории – не опасными. Для каждой категории рассмотрены пороговые значения активностей (D-величин) различных радионуклидов. Если категория конкретного ИИИ (типа источника) установлена, то она остается постоянной, независимо от того, в какой стране и в каком виде практической деятельности этот источник используется. Это дает возможность унифицировать и оптимизировать требования по обеспечению радиационной безопасности и сохранности радионуклидных источников для всех категорий опасности. Предложенная МАГАТЭ категоризация распространяется только на закрытые радионуклидные источники.

Российская нормативно-правовая база

Внедрение подходов МАГАТЭ в практику регулирования безопасности на объектах атомной энергетики и народного хозяйства является важной задачей для России.

При анализе существующей нормативно-правовой документации РФ, которая исторически разрабатывалась разными органами государственного контроля и регулирования, выявились несоответствия в классификации радиационных объектов по потенциальной опасности, изложенной в п.3.1 ОСПОРБ-99, и предлагаемой МАГАТЭ категоризации радионуклидных источников.

Согласно российскому документу ОСПОРБ-99 все радиационные объекты, в составе которых имеются или применяются радионуклидные источники, подразделяются на четыре категории по потенциальной опасности. Эти категории предназначены для сопоставления между собой различных по сложности и назначению радиационных объектов и радионуклидных источников. Российские основные санитарные правила охватывают более широкий спектр объектов и событий на них, чем документы МАГАТЭ.

Отсутствие конкретных методических разработок неизбежно приводило к привнесению субъективных оценок в категоризацию радиационных объектов, которые соотносятся в основном с одной (третьей из пяти) предложенной МАГАТЭ категорией.

Кроме того, существует определенная проблема в терминологии. В различных российских документах применяются разные термины по отношению к одним и тем же понятиям. Понятие ИИИ широко распространено и применяется как к объектам, использующим радиоактивные вещества, или устройствам, испускающим или способным испускать ионизирующее излучение, так и конкретно к источникам ионизирующих излучений. Источник излучения может быть природным или техногенного происхождения, специально созданным для полезного применения или являющимся побочным продуктом. Закрытый ИИИ – источник излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан. При использовании открытого ИИИ возможно поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду. Любой радиационно-опасный объект также можно отнести к ИИИ. При характеризации объектов используется термины «источники ионизирующего излучения» (ИИИ) и «радионуклидные источники» (РНИ), «радиоактивные вещества» (РВ) и «радиоактивные отходы» (РАО).

Ростехнадзор издал в развитие существующих новый документ «Установление категории потенциальной опасности радиационного объекта», затем разработал и ввел в действие с 1 марта 2008 года руководство по безопасности РБ-042-07, в котором предложена методика категоризации закрытых радионуклидных источников по потенциальной радиационной опасности.

В зависимости от потенциальной радиационной опасности методика устанавливает пять категорий закрытых радионуклидных источников. Категория любого источника устанавливается, исходя из численного значения отношения фактической активности (А) к рекомендованному пороговому значению активности для данного радионуклида (D-величина):

  • первая категория – A/D≥1000;
  • вторая категория – 1000>A/D≥10;
  • третья категория – 10>A/D≥1;
  • четвертая категория – 1>A/D≥0,01;
  • пятая категория – 0,01>A/D, A/D больше уровня изъятия из-под регулирующего контроля.

В качестве численного значения D-величины разработчики рекомендуют выбор наиболее потенциально опасного сценария, приводящего к тяжелым детерминированным эффектам.

Предложенный документ отличается высокой степенью проработанности, предельной однозначностью и готовностью к практическому применению, причем каждая область распространения на объекты категорирования не исключает друг друга, а может быть усовершенствована путем создания научно обоснованных методик для категорирования конкретных объектов. Эта методика содержит критерии отнесения ИИИ к категории потенциальной опасности, но способы и методы дальнейшего обращения с источниками в зависимости от категории не регламентирует.

Учет временного фактора

В данной работе предлагаются подходы к категорированию по потенциальной радиационной опасности ИИИ, которые можно рассматривать как один из возможных вариантов усовершенствования.

В ОСПОРБ-99 все ИИИ, поступающие на предприятия по обращению с РАО, квалифицированные заказчиком как радиоактивные отходы, рассматриваются в качестве открытых источников излучения, независимо от реальных технических характеристик, степени износа и прочего. Предлагаемая МАГАТЭ категоризация и руководство по безопасности РБ-042-07 Ростехнадзора ориентированы на закрытые радиоактивные источники.

На предприятиях по обращению с РАО созданы централизованные службы учета и контроля РВ и РАО, которые являются частью системы государственного учета и контроля. Такие службы ввели в практику и совершенствуют системы паспортизации, идентификации и маркировки учетных единиц РВ и РАО.

В ГУП МосНПО «Радон» для оптимизации учета и контроля на всех стадиях обращения с РВ и РАО разработана и применяется база данных контроля и учета РАО, находящихся в обращении, объединяющая все системы. Она содержит полную информацию о РВ и РАО и позволяет проследить весь их путь от поступления на предприятие до места размещения на долговременное хранение. Контроль проводится с помощью персональных идентификационных номеров, присваиваемых каждой учетной единице.

Для входного контроля радионуклидного состава РВ и РАО, поступающих на предприятие, используются экспрессные неразрушающие методы, реализованные в виде мобильных спектрометров γ-излучения «ISOCS», МДГ-01Д «Садовник». В основу положен метод регистрации γ-излучения полупроводниковым детектором, который позволяет делать заключение о количестве α-излучающих радионуклидов (например, 238 U) и трансурановых элементов (241 Am), определяемых по дочерним γ-излучающим нуклидам. Для снижения погрешности измерений используется дополнительное оборудование в виде поворотной платформы с электроприводом для вращения упаковок РАО.

При долговременном хранении РАО активность радионуклидов меняется вследствие естественного распада, уменьшается или увеличивается, при этом происходит накопление активности за счет образующихся дочерних нуклидов, причем их вклад в суммарную активность упаковки РАО может быть существенным. В зависимости от соотношения периодов полураспада исходного и дочернего радионуклидов возможно несколько вариантов изменения их активностей: исходный радионуклид распадется быстрее дочернего; период полураспада исходного радионуклида соизмерим или несколько больше периода полураспада дочернего; период распада исходного радионуклида несравнимо больше, чем у дочернего. При этом может меняться и категория источника излучения.

Этот факт диктует необходимость учитывать и прогнозировать при хранении РВ и РАО изменение радионуклидного состава и суммарной активности радионуклидов в хранилище, опираясь на входные данные. Для этого на ГУП МосНПО «Радон» разработана методика, позволяющая прогнозировать изменения характеристик РАО для каждой единицы хранения и с учетом этого оценивать ее основные параметры в определенный промежуток времени.

Предложенный метод позволяет достаточно полно характеризовать радионуклидный состав и суммарную активность каждой учетной единицы от начала хранения. Исходными данными для расчета являются заявленные характеристики РАО и РВ и результаты экспертных измерений при входном контроле. Важным параметром для прогнозирования изменения радионуклидного состава и суммарной активности учетной единицы РАО является расчет периода потенциальной опасности. Это позволяет предполагать изменение категории потенциальной опасности РВ и РАО в процессе хранения.

  • определение радионуклидных характеристик РАО;
  • определение активности исходного и дочернего радионуклидов на момент установления категории потенциальной радиационной опасности;
  • расчет суммарной активности исходного и дочерних радионуклидов;
  • вычисление А/D для совокупности радионуклидов;
  • определение «расчетной» категории потенциальной радиационной опасности на момент категорирования и на определенный промежуток времени.

Предложенный подход к категоризации по потенциальной радиационной опасности позволяет учесть факт изменения характеристик ИИИ с течением времени и уменьшить вероятность непредумышленного занижения их потенциальной радиационной опасности. Его реализация позволит:

  • оптимизировать размещение ИИИ в хранилищах в соответствии с прогнозом изменения категории потенциальной опасности;
  • сформулировать требования к хранению ИИИ в зависимости от категории потенциальной опасности;
  • разработать требования к хранилищам ИИИ в зависимости от категории потенциальной опасности;
  • сформулировать требования к использованию матричных материалов на срок сохранения потенциальной опасности ИИИ;
  • более рационально использовать хранилища, размещать ИИИ в зависимости от прогноза изменения категории потенциальной опасности в хранилищах приповерхностного типа, для более длительного хранения использовать хранилища нового поколения (например, скважинного типа).

Авторы

И.П. Коренков, к.т.н., д.б.н., В.В. Вербицкий, Т.Н. Лащенова, к.х.н., д.б.н., В.П. Долгих
ГУП МосНПО «Радон»

В ________________________________________________________________________ (указывается наименование федерального органа исполнительной власти (его территориального органа), в который представляется уведомление) УВЕДОМЛЕНИЕ об осуществлении деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности от "__" ____________ 20__ г. N _______ ___________________________________________________________________________ (указывается полное и сокращенное, в том числе фирменное (при наличии), наименование юридического лица согласно учредительным документам, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), основной государственный регистрационный номер юридического лица (ОГРН)) ___________________________________________________________________________ (указываются юридический и фактический адрес юридического лица) в соответствии с Правилами регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. N 1184 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 48, ст. 6692; 2013, N 14, ст. 1700), уведомляет об эксплуатации (начале эксплуатации) радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, подтверждает достоверность следующей информации:

Электронная почта

Виды проводимых работ (нужное подчеркнуть)

Использование по назначению, транспортирование, хранение, обслуживание и ремонт

Сведения о руководителе структурного подразделения

Ф.И.О. (полностью)


Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

председательствующего судьи Г.К. Шамшутдиновой

при секретаре А.К.Зайцевой,

рассмотрев в рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43, административное дело № 2а- 1959/2016 по административному исковому заявлению ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области» к прокуратуре Советского района у г.Астрахани о признании незаконным представления,

У С Т А Н О В И Л:

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области» обратилось в суд с административным иском, указав, что 18.02.2016 учреждением получено представление прокуратуры Советского района г.Астрахани № 07-52/16 от 18.02.2016, согласно которому в деятельности учреждения установлены следующие нарушения: ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области», на которое распространяется действие Перечня должностей работников объектов использования атомной энергии, в нарушение п. 16 НП-067-11, не имеет разрешения на право ведения работ в области использования атомной энергии. До настоящего времени учреждение не направило заявление в Донское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора на получение разрешений работникам на право ведения работ в области использования атомной энергии. В учреждении отсутствует персонал, имеющий необходимую квалификацию для эксплуатации радиационных источников.

Согласно представлению им предложено: безотлагательно рассмотреть его, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих, принять меры, направленные на усиление контроля за соблюдением требований законодательства в указанной сфере, получить в установленном порядке персоналом учреждения разрешения в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 03.03.1997 №240; решить вопрос о привлечении ответственного виновного лица к дисциплинарной ответственности.

Не согласившись с данным представлением, административный истец просит признать его незаконным.

В судебном заседании представитель административного истца Пушкарев С.Н. доводы административного иска поддержал.

Представители административного ответчика Коновалов С.С., Безуглая Н.Р. с доводами иска не согласились.

Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Астраханской области» удовлетворить.

Признать незаконным представление прокурора Советского района г.Астрахани от 18.02.2016 № 07-52\16.

Решение суда может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца.

Суд:

Кировский районный суд г. Астрахани (Астраханская область)

Истцы:

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в АО"

В соответствии со статьей 36 1 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности.

2. Установить, что обращение организации, имеющей лицензию на деятельность в области использования атомной энергии, за регистрацией в качестве организации, осуществляющей деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертной и пятой категорий радиационной опасности, осуществляется не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания срока действия указанных лицензий.

3. Определить Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору органом, осуществляющим регистрацию организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности.

4. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

5. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору в 3-месячный срок привести свои нормативные акты в соответствие с Правилами, утвержденными настоящим постановлением.

6. Внести в акты Правительства Российской Федерации следующие изменения:

А) пункт 2 Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 г. N 865 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 29, ст. 3528), дополнить абзацем следующего содержания:

"деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности.";

Б) пункт 7 Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 г. N 1298 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст. 4782), дополнить словами ", а также радиоактивные вещества, которые содержатся в радионуклидных источниках четвертой и пятой категорий радиационной опасности".

Председатель
Правительства Российской Федерации
Д. Медведев

Прим. ред: текст постановления опубликован в "Собрании законодательства РФ", 26.11.2012, N 48, ст. 6692.

Правила регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности

1. Настоящие Правила устанавливают порядок регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности (далее - организация).

2. Настоящие Правила не распространяются на деятельность, связанную с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией, хранением и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

3. Для регистрации организации в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - регистрирующий орган) представляется уведомление об осуществлении деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности (далее - уведомление).

4. Регистрация организаций осуществляется регистрирующим органом путем внесения записи в реестр организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности (далее - реестр).

5. Реестр ведется по форме и в порядке, которые устанавливаются регистрирующим органом.

6. Под эксплуатацией радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, понимается их использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт.

7. За регистрацию организации плата не взимается.

8. Уведомление составляется организацией по форме, устанавливаемой регистрирующим органом, и представляется в регистрирующий орган (его территориальный орган) по месту предполагаемого осуществления деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, до начала фактического осуществления этой деятельности.

9. Организация представляет уведомление в регистрирующий орган непосредственно или направляет его заказным почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя.

10. Регистрирующий орган в течение 30 дней со дня поступления уведомления проводит проверку полноты сведений, содержащихся в уведомлении, и принимает решение о регистрации организации либо об отказе в ее регистрации.

11. Основанием для принятия регистрирующим органом решения об отказе в регистрации организации является недостоверность или неполнота представленных в уведомлении сведений.

12. Регистрирующий орган в течение 10 дней со дня принятия решения о регистрации организации либо об отказе в ее регистрации направляет письменное уведомление о принятом решении.

13. Решение об отказе в регистрации организации может быть обжаловано в судебном порядке.

14. Организация обязана сообщать в регистрирующий орган сведения об изменениях данных, ранее указанных в уведомлении, в течение 10 рабочих дней со дня их изменения посредством представления (направления) в регистрирующий орган заявления в произвольной форме с приложением подтверждающих документов.

15. Организация исключается из реестра на основании:

А) заявления о прекращении деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности;

Б) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации организации или прекращении ее деятельности в результате реорганизации организации.

16. В целях исключения из реестра организация подает заявление о прекращении своей деятельности и документы, подтверждающие факт сдачи радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, на захоронение или их передачи в другую организацию, зарегистрированную в соответствии с настоящими Правилами.

17. Исключение организации из реестра по иным основаниям, кроме предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил, не допускается.

18. Организация считается прекратившей свою деятельность со дня представления заявления или сведений, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил.

19. Регистрирующий орган по письменному запросу предоставляет безвозмездно сведения об организациях заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в объеме, необходимом для выполнения ими своих полномочий, или сообщает об отсутствии запрашиваемых сведений в течение 3 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса.

Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2012 г. N 1184
"О регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности"

С изменениями и дополнениями от:

В соответствии со статьей 36.1 Федерального закона "Об использовании атомной энергии" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности.

2. Установить, что обращение организации, имеющей лицензию на деятельность в области использования атомной энергии, за регистрацией в качестве организации, осуществляющей деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертной и пятой категорий радиационной опасности, осуществляется не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания срока действия указанных лицензий.

3. Определить Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору органом, осуществляющим регистрацию организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности.

4. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Службе в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

5. Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору в 3-месячный срок привести свои нормативные акты в соответствие с Правилами , утвержденными настоящим постановлением.

Правила
регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности
(утв. постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2012 г. N 1184)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности (далее - организация).

2. Настоящие Правила не распространяются на деятельность, связанную с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией, хранением и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

3. Для регистрации организации в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - регистрирующий орган) представляется уведомление об осуществлении деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности (далее - уведомление).

4. Регистрация организаций осуществляется регистрирующим органом путем внесения записи в реестр организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности (далее - реестр).

6. Под эксплуатацией радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, понимается их использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт.

7. За регистрацию организации плата не взимается.

8. Уведомление составляется организацией по форме , устанавливаемой регистрирующим органом, и представляется в регистрирующий орган (его территориальный орган) по месту предполагаемого осуществления деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, до начала фактического осуществления этой деятельности.

9. Организация представляет уведомление в регистрирующий орган непосредственно или направляет его заказным почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении либо в виде электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью заявителя.

10. Регистрирующий орган в течение 30 дней со дня поступления уведомления проводит проверку полноты сведений, содержащихся в уведомлении, и принимает решение о регистрации организации либо об отказе в ее регистрации.

11. Основанием для принятия регистрирующим органом решения об отказе в регистрации организации является недостоверность или неполнота представленных в уведомлении сведений.

12. Регистрирующий орган в течение 10 дней со дня принятия решения о регистрации организации либо об отказе в ее регистрации направляет письменное уведомление о принятом решении.

13. Решение об отказе в регистрации организации может быть обжаловано в судебном порядке.

14. Организация обязана сообщать в регистрирующий орган сведения об изменениях данных, ранее указанных в уведомлении, в течение 10 рабочих дней со дня их изменения посредством представления (направления) в регистрирующий орган заявления в произвольной форме с приложением подтверждающих документов.

15. Организация исключается из реестра на основании:

а) заявления о прекращении деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности;

б) получения от Федеральной налоговой службы сведений о ликвидации организации или прекращении ее деятельности в результате реорганизации организации.

16. В целях исключения из реестра организация подает заявление о прекращении своей деятельности и документы, подтверждающие факт сдачи радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, на захоронение или их передачи в другую организацию, зарегистрированную в соответствии с настоящими Правилами.

18. Организация считается прекратившей свою деятельность со дня представления заявления или сведений, предусмотренных пунктом 15 настоящих Правил.

19. Регистрирующий орган по письменному запросу предоставляет безвозмездно сведения об организациях заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в объеме, необходимом для выполнения ими своих полномочий, или сообщает об отсутствии запрашиваемых сведений в течение 3 рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса.

Урегулирована процедура регистрации организаций, эксплуатирующих радиационные источники, состоящие только из радионуклидных источников 4-й и 5-й категорий опасности.

Под эксплуатацией названных радиоисточников понимается их использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт.

Установленный порядок не распространяется на деятельность, связанную с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией, хранением и утилизацией ядерных оружия и энергоустановок военного назначения.

Регистрирующим органом выступает Ростехнадзор. Организация направляет ему уведомление об осуществлении деятельности по эксплуатации радиоисточников. Это нужно сделать не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания срока действия лицензий на деятельность в области использования атомной энергии.

Уведомление представляется в территориальный орган Службы по месту осуществления указанной деятельности. Оно подается заявителем лично либо доставляется заказным почтовым отправлением с описью вложения с уведомлением о вручении или в виде электронного документа, подписанного ЭЦП.

Решение о регистрации (об отказе в этом) принимается в течение 30 дней.

Организация исключается из реестра, если она заявила о прекращении рассматриваемой деятельности. Еще 1 повод - Служба получила сведения о ликвидации юрлица или прекращении его деятельности в результате реорганизации.

Информация из реестра предоставляется органам и госкорпорации "Росатом" в течение 3 рабочих дней с даты поступления запроса.

За регистрацию плата не взимается.

Постановление Правительства РФ от 19 ноября 2012 г. N 1184 "О регистрации организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности"


Настоящее постановление вступает в силу его официального опубликования


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Постановление Правительства РФ от 15 июня 2016 г. N 542

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления


Постановление Правительства РФ от 29 марта 2013 г. N 280

Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления