174 фз от 03.11 06. Закон «Об автономных учреждениях. Об автономных учреждениях

Закон №174 был принят для урегулирования отношений, возникающих в процессе создания автономных учреждений. Учредителями таких ассоциаций являются: Российская Федерация, муниципальное образование и субъекты РФ. Согласно положениям закона учредителем может быть только одно юридическое лицо. Главным документом, в котором содержатся важные положения ассоциации, является устав .

Федеральный закон «Об автономных учреждениях» был принят 11 октября 2006 года. Одобрен законодательный акт был 27 октября того же года. Вступил в силу ФЗ-174 3 ноября 2006 года. Последние поправки в закон вносились 3 июля 2016 года.

  • правовое положение автономных учреждений;
  • порядок их создания;
  • реорганизация и ликвидация;
  • цели и порядок формирования и использование их имущества;
  • основы управления самостоятельными организациями;
  • основы отношений самостоятельных организаций с их учредителями;
  • ответственность учреждений по своим обязанностям.

Согласно положениям Федерального закона №174, автономное учреждение — это некоммерческая организация, которая создается в РФ субъектами Российской Федерации или муниципальным образованием в целях выполнения работ, оказания услуг для осуществления полномочий гос органов и самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения и других.

В качестве автономного учреждения выступает юридическое лицо. Оно от своего имени может приобретать и выполнять имущественные или личные неимущественные права.

Финансовый орган субъекта РФ устанавливает порядок для открытия и ведения лицевых счетов автономных учреждений. Счета, которые открывают территориальные органы Федерального казначейства, обслуживаются Центробанком или другими кредитными организациями без взимания дополнительной платы.

В соответствии со ст 2 ФЗ-174, все неиспользованные средства, которые поступили на счета автономных учреждений в качестве обязательных социальных выплат, должны быть использованы в последующем году для тех же целей.

В ФЗ-174 перечислены способы контроля за деятельностью автономных учреждений:

  • федеральные гос органы, которые осуществляют функции и полномочия учредителей автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
  • в порядке, который устанавливается высшим исполнительным органом РФ;

Согласно положениям ФЗ-174, все доходы автономного учреждения поступают в его личное владение и направляются на решение вопросов, ради которых была создана организация. Автономное учреждение обязано предоставлять сведения о своей деятельности в следующие организации:

  • государственную статистику;
  • налоговую;
  • иные лица и организации, предусмотренные настоящим законом.

Федеральный закон №174 «Об автономных учреждениях» содержит 5 глав и 21 статью. Согласно положениям закона, автономное учреждение обеспечивает открытость и доступность информации, которая содержится в следующих документах:

  • устав организации с внесенными в него изменениями;
  • свидетельство о регистрации организации;
  • письменное решение учредителя о создании сообщества;
  • письменное назначение руководителя сообщества;
  • пункт о всех действующих филиалах;
  • сведения о наблюдательном совете;
  • годовая бухгалтерская отчетность и другие.

Чтобы подробнее ознакомиться с последней редакцией ФЗ-174, скачайте его тут.

Как уже было сказано выше, последние поправки в закон №174 вносились 3 июля 2016 года. Изменения коснулись части 4 статьи 4. Из старой редакции было исключено слово «соответствующего».

Ниже будут рассмотрены статьи, в которые при последней редакции ФЗ об автономных учреждениях с изменениями не были внесены поправки, но они важны для рассмотрения.

В ст 3 ФЗ-174 описаны положения, связанные с имуществом автономного учреждения. Его собственниками являются:

  • Российская Федерация;
  • субъект РФ;
  • муниципальное образование.

Согласно ФЗ-174, автономной организации запрещено распоряжаться недвижимым и движимым имуществом без согласия учредителя. В перечень запрещенных средств входит только то, на которое учредитель выделил собственные деньги. Всем остальным имуществом учреждение вправе распоряжаться по своему усмотрению.

Перечни особого движимого имущества определяются:

  • федеральными гос органами;
  • в порядке, который устанавливает высший гос орган субъекта РФ;
  • в порядке, который устанавливает местная администрация.

Правительство РФ устанавливает порядок отнесения имущества ввиду особого движимого. Согласно ст 3, если автономному учреждению необходим земельный участок, то он предоставляется ему на постоянном бессрочном праве.

В ст 4 перечислены виды деятельности автономных учреждений. Основной их деятельностью является достижение целей, ради которых они были созданы. Согласно уставу самостоятельных организаций, они могут выполнять задачи государственных органов, но только при условии, что они согласованы с учредителем.

Согласно положениям ФЗ-174, отказаться от поставленных задач самостоятельное предприятие не имеет права.

Порядок и условия выполнения гос задачи определяется:

  • Правительством РФ;
  • высшим исполнительным органом;
  • местной администрацией.

Согласно положениям ст 5, решение о создании самостоятельной организации на базе имущества принимается высшим исполнительным органом. Самостоятельное предприятие может быть создано путем изменения вида государственного или муниципального.

Предложение о смене статуса должно содержать:

  • обоснование для создания самостоятельного союза;
  • сведения об одобрении смены со статуса государственное на автономное;
  • сведения об имуществе;
  • иные сведения, предусмотренные законодательством РФ.

Если Правительство Российской Федерации принимает положительное решение о переводе союза из государственного типа в самостоятельный, то оно должно содержать :

  • сведения об имуществе, которое было закреплено за государственной общиной;
  • список мероприятий, которые необходимо выполнить самостоятельной общине.

Чтобы более подробно изучить последнюю редакцию ФЗ-174, скачайте его по ссылке.

Об автономных учреждениях

После выхода Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) прошло некоторое время, и, как полагается, часть положений закона нашла свое отражение в постановлениях Правительства РФ. Постановления предусматривают механизмы реализации самого закона в части полномочий учредителя автономных учреждений, в части определения видов имущества и отнесения имущества к особо ценному недвижимому имуществу для внесения такого перечня в устав АУ и в части оформления документов о создании автономных учреждений (АУ).

Рассмотрим все перечисленные выше положения путем обзора вышедших в 2007 году постановлений Правительства РФ, касающихся автономных учреждений.

В Законе № 174-ФЗ предусматривается, что в случае, если иное не установлено федеральными законами или нормативным правовым актом Президента РФ, функции и полномочия учредителя АУ, предусмотренные упомянутым законом, осуществляются федеральным органом исполнительной власти в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, в порядке, определяемом Правительством РФ.

Во исполнении с п. 1 ч. 3 ст. 6 Закона № 174-ФЗ Правительство РФ выпустило постановление от 10.10.2007 № 662 «Об утверждении положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения».

Для АУ, создаваемых исполнительным органом государственной власти субъекта РФ на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, полномочия учредителя определяются высшим исполнительным органом государственной власти этого субъекта. Для АУ, создаваемых органом местного самоуправления на базе имущества, находящегося в собственности муниципального образования, полномочия учредителя определяются местной администрацией.

Таким образом, мы сможем пока рассмотреть только полномочия учредителя на федеральном уровне.

Что же предусматривает указанное постановление?

АУ создается решением Правительства РФ и на основании предложений федеральных органов исполнительной власти.

Функции и полномочия учредителя осуществляются федеральным органом исполнительной власти, указанном в решении Правительства РФ о создании АУ, и в том числе в случае создания АУ путем изменения типа существующего государственного учреждения (бюджетного учреждения). Таким образом, так же как и у бюджетного учреждения, в уставе АУ будет указано, кто же является его учредителем.

В компетенцию учредителя входит:

1. Утверждение устава АУ и вносимых в него изменений и дополнений, но только На сегодняшний день такие полномочия возложены на Минимущество России.

2. Установление заданий АУ в соответствии с утвержденной в его уставе основной деятельностью.

3. Рассмотрение предложений руководителя АУ о создании или ликвидации его филиалов, открытии или закрытии его представительств.

4. Представление на рассмотрение наблюдательного совета АУ предложений:

· о внесении изменений в устав;

· о создании или ликвидации филиалов;

· об открытии или закрытии представительств;

· о реорганизации или ликвидации автономного учреждения;

· об изъятии имущества, закрепленного за АУ на праве оперативного управления.

5. Принятие решений:

· о создании или ликвидации филиалов АУ;

· об открытии или закрытии его представительств;

· о реорганизации или ликвидации АУ.

6. Принятие решения об отнесении имущества АУ к особо ценному движимому имуществу и об исключении из состава особо ценного движимого имущества объектов, закрепленных за АУ, которые перестали относиться к видам особо ценного имущества. Это решение принимается только по согласованию с органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом.

7. Выдача согласия на распоряжение недвижимым имуществом, закрепленным за АУ или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на его приобретение. А также выдача согласия на распоряжение особо ценным движимым имуществом, закрепленным за АУ или приобретенным за счет средств, выделенных учредителем на его приобретение. Согласие выдается только при наличии его согласования с органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом.

8. Выдача согласия на внесение АУ денежных средств и иного имущества в уставные капиталы других юридических лиц или передачу имущества иным способом другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника. При внесении в качестве вклада недвижимого имущества согласие выдается только по согласованию с органом исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом.

9. Внесение в орган исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом предложений о закреплении за АУ недвижимого имущества или об изъятии такового.

10. Представление предложения о создании бюджетного учреждения путем изменения типа АУ.

11. Назначение руководителя АУ и прекращение его полномочий.

12. Заключение и прекращение трудового договора с руководителем АУ.

13. Принятие решения об одобрении сделки с имуществом АУ, в совершении которой имеется заинтересованность, если лица, заинтересованные в ее совершении, составляют большинство в наблюдательном совете АУ. Таким образом, на учредителе лежит ответственность за принятие решения о совершении сделки, в которой имеется заинтересованность.

14. Принятие решения о совершении сделки в отношении недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества. Здесь учредитель является представителем собственника, то есть выступает от имени государства, поэтому на него и возлагается функция контроля за использованием государственного имущества.

15. Определение органа массовой информации, в котором АУ должно публиковать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества. При этом учредитель обязан учитывать доступность таких средств массовой информации для потребителей услуг АУ.

16. Принятие решений по иным, возникающим вопросам, предусмотренным в законах и, в частности, в Законе «Об автономных учреждениях».

Все свои решения учредитель обязан довести до АУ в течение 7 дней с даты их принятия и обязательно только в письменной форме.

А что же может или должно быть отнесено к особо ценному движимому имуществу АУ?

На этот вопрос отвечает еще одно постановление Правительства РФ от 31.05.2007 № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения».

Для целей Федерального закона «Об автономных учреждениях» под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено (ч. 3 ст. 3 Закона № 174-ФЗ). Виды такого имущества определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Правительство установило, что виды особо ценного движимого имущества определяются совместным решением органа исполнительной власти, соответственно осуществляющего нормативное правовое регулирование в области науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, и органа исполнительной власти, на который возложено управление федеральным имуществом.

В состав особо ценного движимого имущества подлежит включению:

· движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает 50 тысяч рублей;

· иное движимое имущество, балансовая стоимость которого менее 50 тысяч рублей, но без которого осуществление своей основной деятельности АУ будет существенно затруднено. Как мне кажется, например, в образовании это могут быть персональные ЭВМ, приборы, лабораторное оборудование, другие виды небольшого по стоимости оборудования, но без которого учебный процесс невозможен;

· имущество, отчуждение которого проводится в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ, библиотечные фонды, отнесенные в установленном порядке к памятникам истории и культуры, документы Архивного фонда РФ. По моему мнению, к такому имуществу в образовании могут быть отнесены редкие книги и рукописи, библиотеки известных ученых, переданные в дар вузу, и т.п.

Постановлением предусмотрено, что к особо ценному движимому имуществу не может быть отнесено имущество, которое не предназначено для осуществления основной деятельности АУ, а также имущество, приобретенное АУ за счет средств доходов , полученных от осуществления предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, предусмотренной уставом.

Порядок определения видов особо ценного движимого имущества АУ, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ и муниципальной собственности, устанавливается соответствующим постановлением органа государственной власти субъекта или муниципалитета с учетом требований настоящего постановления в части определения видов особо ценного движимого имущества.

Постановлением Правительства РФ от 28.05.2007 № 325 утверждена форма предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 261 утверждены разработанные министерством методические рекомендации по ее заполнению.

Форма содержит 9 разделов, в каждом из которых есть комплекс показателей или обоснований для создания АУ.

1 раздел. Обоснование создания автономного учреждения.

В разделе необходимо привести веские обоснования создания АУ путем изменения типа существующего государственного учреждения. А именно привести описание целесообразности такого действия с учетом возможных социально-экономических последствий создания АУ.

1. Последствия для потребителей услуг госучреждения, каким образом расширится перечень предоставляемых услуг, повысится качество и доступность предоставляемых услуг. Например:

  • увеличится количество специальностей обучения;

2. Последствия для работников учреждения и их семей . Например:

повышение уровня заработной платы работников и примерно на сколько (в процентах);

3. Последствия для государства. Например, увеличение доли налоговых поступлений в соответствующий бюджет.

Рекомендуется провести анализ доступности оказываемых услуг в случае изменения формы госучреждения. Как было до изменения и как стало после, можно ли будет воспользоваться услугами вновь создаваемого учреждения удаленным регионам и территориям. Например:

после изменения формы госучреждения АУ станет предоставлять услуги по обучению дистанционным способом, по заочной форме обучения, цена при этом будет значительно ниже, чем при очно-заочной или очной форме обучения. Сколько примерно человек и в каких регионах смогут в этом случае дополнительно воспользоваться вновь предлагаемыми формами обучения;

какие именно дополнительные виды подготовки предложит АУ;

  • будут ли дополнительно оказываемые услуги соответствовать качеству, определяемому в национальных стандартах, образовательных стандартах, технических регламентах, процедурам их оказания, требованиям потребителей подготовленных специалистов – предприятиям и организациям?
  • Необходимо описать основные цели и направления деятельности создаваемого АУ. Указать реквизиты решения об одобрении изменения типа существующего учреждения высшим коллегиальным органом данного госучреждения (совета, ученого совета, художественного совета, совета трудового коллектива, конференции трудового коллектива и т.д.).

    Этот пункт рекомендаций подтверждает необходимость выполнения требования ч. 6 ст. 5 Закона № 174-ФЗ – предложение о создании АУ путем изменения типа существующего госучреждения должно подготавливаться только по инициативе или с согласия госучреждения.

    К предложению должна быть приложена копия соответствующего решения, заверенная руководителем учреждения или руководителем органа государственной власти, в ведении которого находится учреждение.

    Раздел 2. Общие сведения о существующем государственном или муниципальном учреждении.

    В данном разделе указываются все сведения об учреждении: его полное наименование, сокращенное наименование, местонахождение, фамилия, имя, отчество его руководителя и реквизиты документа, на основании которого он назначен на должность, сведения о собственнике имущества, сведения об учредителе, реквизиты документа о создании учреждения, регистрационный номер учреждения, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет в налоговом органе (КПП), коды по ОКВЕД, перечень филиалов и представительств учреждения на территории Российской Федерации и за рубежом.

    Источниками заполняемых сведений являются устав, документы, свидетельствующие о постановке на учет в налоговой инспекции, о присвоении регистрационного номера, о создании учреждения, и др.

    К предложению об изменении типа существующего госучреждения должны быть приложены заверенные руководителем учреждения все копии необходимых документов.

    Раздел 3. Сведения о целях и видах деятельности существующего государственного или муниципального учреждения.

    В данном разделе должна быть отражена информация о целях и видах деятельности госучреждения. Подтверждением видов деятельности являются лицензии, свидетельства, сертификаты, выданные учреждению на право вести соответствующую деятельность, а также устав учреждения, в котором перечислены все виды деятельности, которые вправе вести госучреждение. Соответственно, все копии перечисленных документов должны быть заверены и приложены к предложению об изменении типа существующего госучреждения.

    Раздел 4. Сведения об имуществе существующего государственного или муниципального учреждения.

    Раздел заполняется на основе сведений бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату, достоверность бухгалтерской отчетности должна быть подтверждена аудиторским заключением.

    Перечни имущества, закрепленного на праве оперативного управления и приобретенные госучреждением за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, поступившего в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываемого на его отдельном балансе, должны быть согласованы с исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом.

    При этом сами перечни имущества с указанием его стоимости утверждаются соответствующим органом исполнительной власти, в ведении которого находится госучреждение, а для подтверждения правильности представляемой информации прикладываются копии свидетельств о внесении имущества в реестр федерального имущества, имущества субъекта РФ или муниципального имущества.

    При заполнении пункта 27 раздела 4 следует руководствоваться постановлением Правительства РФ от 31.05.2007 № 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения».

    Раздел 5. Сведения об ином имуществе, подлежащем передаче в оперативное управление создаваемого автономного учреждения.

    Помимо того имущества, которым владеет госучреждение, при создании автономного учреждения путем изменения формы госучреждения может создаться такая ситуация, при которой необходимо дополнительно закрепить за вновь создаваемым автономным учреждением целый ряд имущественных объектов. Например, потребуется закрепить за ним дополнительные здания или сооружения (иные объекты недвижимости), поскольку при создании АУ расширяется сфера его деятельности по сравнению с существующим госучреждением. Или на момент создания АУ в его оперативное управление будет передано движимое имущество, с помощью которого АУ будет осуществлять дополнительные виды услуг для конкретных потребителей данных услуг. В момент создания АУ может возникнуть ситуация, при которой учредитель передаст в оперативное управление АУ дополнительное оборудование (движимое имущество или особо ценное движимое имущество).

    Раздел 6. Сведения о финансировании и доходах существующего государственного или муниципального учреждения.

    При заполнении этого раздела потребуются данные за предыдущие три года об объемах финансирования за счет средств бюджета, размерах доходов, полученных от ведения предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, а также о размерах доходов, полученных от сдачи в аренду государственного имущества. Сведения подаются начиная с года, предшествующего году подачи предложения о создании АУ.

    Раздел 7. Сведения о задолженности.

    В разделе приводятся также сведения о кредиторской и дебиторской задолженности за последние 3 года по существующему госучреждению.

    Раздел 8. Сведения об услугах, оказываемых государственным или муниципальным учреждениям.

    (Данный раздел не заполняется научными учреждениями и организациями).

    В разделе 3 были перечислены виды деятельности существующего госучреждения. А вот в разделе 8 по указанным ранее видам деятельности нужно сделать группировку перечней услуг и количества потребителей услуг в разрезе финансовых источников деятельности за последние 3 года.

    Перечень оказываемых услуг за счет средств бюджета – подготовка специалистов.

    Количество потребителей услуг за счет средств бюджета:

    2007 год 500 человек

    2006 год 500 человек

    2005 год 500 человек.

    Перечень оказываемых платных услуг – подготовка специалистов.

    Количество потребителей платных услуг:

    2007 год 800 человек

    2006 год 800 человек

    2005 год 500 человек.

    Перечень оказываемых услуг на частично платной основе – подготовка специалистов.

    Количество потребителей услуг, оказываемых на частично платной основе:

    2007 год 200 человек

    2006 год 200 человек

    2005 год 100 человек.

    Если по какому-то виду деятельности, предусмотренному в уставе, услуги не оказываются, то в форме указывается, что услуга «не оказывается».

    Раздел 9. Сведения о работниках государственного или муниципального учреждения и об уровне оплаты труда.

    В этом разделе приводятся данные за последние 3 года по штатной и по фактической численности работников, численности работников, работающих по гражданско-правовым договорам. Эта информация указывается не за предыдущий год, как при предоставлении информации об имуществе и финансовых объемах, а на дату представления предложения о создании АУ. От этой даты ведется отсчет по данным за предыдущие годы.

    В разделе также указываются данные по средней заработной плате работников госучреждения, которые представляются по сведениям бухгалтерского отчета за предыдущий год.

    Средняя заработная плата представляется в разрезе источников финансирования: средняя зарплата работников, которая обеспечивалась за счет средств бюджета, и средняя зарплата работников, которая обеспечивалась за счет средств внебюджетных источников.

    Статья 1

    Внести в Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4571; N 50, ст. 7343; 2012, N 53, ст. 7649; 2013, N 23, ст. 2873; N 27, ст. 3452; N 51, ст. 6699; N 52, ст. 6961; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3950; N 29, ст. 4375; 2016, N 27, ст. 4169, 4254; 2017, N 1, ст. 15; N 24, ст. 3477; 2018, N 1, ст. 54, 80, 89) следующие изменения:

    1) в части 2 статьи 1:

    а) в подпункте "в" пункта 5 слова "государственными, муниципальными унитарными предприятиями, являющимися аптечными организациями" исключить;

    б) пункт 6 дополнить словами ", за исключением случаев осуществления такими предприятиями закупок за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации";

    2) пункт 3 части 14 статьи 3 2 признать утратившим силу;

    3) в абзаце первом части 10 статьи 3 4 слово "Федерацией" заменить словом "Федерации";

    4) в статье 8:

    а) часть 12 изложить в следующей редакции:

    "12. До 1 октября 2018 года государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе изменить и (или) утвердить положение о закупке и план закупки для осуществления закупок, предусмотренных подпунктом "в" пункта 5 части 2 статьи 1 настоящего Федерального закона, в 2018 году.";

    б) в части 13 слова ", являющиеся аптечными организациями," исключить;

    в) дополнить частью 14 следующего содержания:

    "14. Положения статьи 3 4 настоящего Федерального закона применяются к отношениям, связанным с осуществлением закупок, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе либо приглашения принять участие в которых направлены после даты начала функционирования операторов электронных площадок в соответствии с едиными требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и дополнительными требованиями, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 10 статьи З 4 настоящего Федерального закона.".

    Статья 2

    Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 27, ст. 3480; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; 2015, N 1, ст. 51; N 10, ст. 1393; N 29, ст. 4342, 4375; 2016, N 11, ст. 1493; N 15, ст. 2058; N 26, ст. 3872; N 27, ст. 4199, 4254; 2017, N 1, ст. 15; N 24, ст. 3477; 2018, N 1, ст. 59, 88; N 18, ст. 2578) следующие изменения:

    1) в пункте 3 части 1 статьи 1 слова ", за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации," исключить;

    2) в статье 15:

    а) часть 2 1 изложить в следующей редакции:

    "2 1 . Государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением:

    1) закупок федеральных государственных унитарных предприятий, имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации по согласованию с Администрацией Президента Российской Федерации, осуществляемых без использования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление на территории Российской Федерации капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации и (или) на приобретение на территории Российской Федерации объектов недвижимого имущества в государственную собственность Российской Федерации;

    2) закупок, осуществляемых в соответствии с правовым актом, предусмотренным частью 3 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе:

    а) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

    б) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона;

    в) без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.";

    б) в части 3 слова "пунктах 1 - 3 части 2 1 " заменить словами "подпунктах "а" - "в" пункта 2 части 2 1 ";

    в) дополнить частью 4 1 следующего содержания:

    "4 1 . При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическим лицам субсидий, предусмотренных пунктом 8 статьи 78 и подпунктом 3 пункта 1 статьи 78 3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридические лица, которым предоставлены указанные субсидии, при осуществлении ими закупок за счет указанных субсидий распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие отношения, указанные в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. При этом в отношении таких юридических лиц при осуществлении ими этих закупок применяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, а также контроль в сфере закупок, предусмотренный частью 3 статьи 99 настоящего Федерального закона.";

    г) часть 5 изложить в следующей редакции:

    "5. При предоставлении в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации юридическому лицу средств, указанных в абзаце втором пункта 1 статьи 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на юридическое лицо, которому предоставлены указанные средства, при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.";

    д) в части 6 после слов "муниципальным унитарным предприятиям" дополнить словами "либо иным юридическим лицам", слова "такие учреждения, такие унитарные предприятия" заменить словами "такие учреждения, унитарные предприятия либо юридические лица";

    3) часть 42 статьи 112 изложить в следующей редакции:

    "42. До 1 октября 2018 года государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе изменить или утвердить правовой акт, регламентирующий в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" правила закупки, для осуществления закупок, предусмотренных подпунктом "в" пункта 2 части 2 1 статьи 15 настоящего Федерального закона, в 2018 году.".

    Статья 3

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.

    2. Пункты 2, 3 и подпункт "в" пункта 4 статьи 1 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 июля 2018 года.

    Президент Российской Федерации

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 03.11.2006 N 174-ФЗ
    "ОБ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ"

    Комментарии

    Принятым Законом устанавливается новый тип государственного (муниципального) учреждения - автономное учреждение. Согласно Закону, автономным учреждением признается некоммерческая организация , созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием для выполнения работ , оказания услуг в целях осуществления полномочий органов государственной власти и местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты , занятости населения, физической культуры и спорта. Автономное учреждение является юридическим лицом и от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (пункты 1, 2 статьи 2 Закона).

    Порядок создания, реорганизации и ликвидации автономных учреждений, виды их деятельности, имущество

    Автономное учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения. Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, принимается Правительством РФ на основании предложений федеральных органов исполнительной власти, если иное не предусмотрено нормативным правовым актом Президента РФ (пункт 2 статьи 5 Закона).

    Решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ или в муниципальной собственности , принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или местной администрацией муниципального образования (пункт 3 статьи 5 Закона).

    Решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения, если такое решение не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, права на участие в культурной жизни (пунктом 3 статьи 20 Закона установлено, что изменение типа существующих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения не допускается).

    Согласно статье 6 Закона, учредителем автономного учреждения является:

    1) Российская Федерация в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

    2) субъект РФ в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в собственности субъекта;

    3) муниципальное образование в отношении автономного учреждения, которое создано на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

    Автономное учреждение может иметь только одного учредителя.

    Учредитель устанавливает задания для автономного учреждения согласно предусмотренной его уставом основной деятельностью. В соответствии с заданиями учредителя и обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию, автономное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, частично за плату или бесплатно. Финансовое обеспечение основной деятельности, предусмотренной уставом автономного учреждения, осуществляется в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ и иных не запрещенных федеральными законами источников (пункт 4 статьи 4 Закона).

    В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона, условия и порядок формирования задания учредителя и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

    1) Правительством РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

    2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности данного субъекта;

    3) местной администрацией в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

    Кроме заданий учредителя и обязательств перед страховщиком по обязательному социальному страхованию автономное учреждение по своему усмотрению вправе за плату выполнять работы и оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц на одинаковых при оказании однородных услуг условиях (пункт 6 статьи 4 Закона). Иные виды деятельности автономное учреждение может осуществлять лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и только при условии, что такие виды указаны в его уставе.

    Учредительным документом автономного учреждения является устав, утверждаемый его учредителем. Устав должен содержать, в том числе, сведения о наименовании, включающее в себя слова "автономное учреждение" и содержащее указание на характер его деятельности и собственника имущества; сведения об органе, осуществляющем полномочия учредителя; исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано (статья 7 Закона).

    В зависимости от содержания вопроса, наблюдательный совет дает рекомендации и заключения, после рассмотрения которых учредитель и руководитель принимают решения.

    По вопросам о совершении крупных сделок, о совершении сделок, в которых имеется заинтересованность, а также о проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности и утверждения аудиторской организации наблюдательный совет принимает решения, обязательные для руководителя автономного учреждения (пункт 5 статьи 11 Закона).

    Назначение руководителя автономного учреждения и прекращение его полномочий, а также заключение и прекращение трудового договора с ним, если для организаций соответствующей сферы деятельности федеральными законами не предусмотрен иной порядок, осуществляется учредителем (статья 9 Закона).

    К компетенции руководителя автономного учреждения (в зависимости от вида его деятельности это может быть директор, ректор, главный врач, художественный руководитель и прочее) относятся вопросы осуществления текущего руководства, за исключением тех из них, которые федеральными законами или уставом автономного учреждения отнесены к компетенции учредителя автономного учреждения, наблюдательного совета автономного учреждения или иных органов автономного учреждения (пункт 1 статьи 13 Закона).

    Руководитель без доверенности действует от имени автономного учреждения, в том числе представляет его интересы и совершает сделки, утверждает штатное расписание, план его финансово-хозяйственной деятельности, его годовую бухгалтерскую отчетность, внутренние документы автономного учреждения, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками автономного учреждения.

    В заключение следует отметить, что в связи с принятием Федерального закона "Об автономных учреждениях", Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 175-ФЗ в Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ и ряд федеральных законов были внесены соответствующие изменения.

    © КонсультантПлюс

    mailto:*****@***ru
    http://www. *****/

    Об экологической экспертизе

    (с изменениями от 15 апреля 1998 г., 22 августа, 21, 29 декабря 2004 г., 31 декабря 2005 г., 4, 18 декабря 2006 г., 16 мая, 26 июня, 23, 24 июля, 8 ноября, 30 декабря 2008 г., 9 апреля, 8 мая, 17 декабря 2009 г.)

    1. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы на соответствующей территории относятся:

    делегирование экспертов для участия в качестве наблюдателей в заседаниях экспертных комиссий государственной экологической экспертизы объектов экологической экспертизы в случае реализации этих объектов на соответствующей территории и в случае возможного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, намечаемой другой административно-территориальной единицей;

    принятие и реализация в пределах своих полномочий решений по вопросам экологической экспертизы на основании результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций (объединений) и движений, информации об объектах экологической экспертизы;

    организация общественных обсуждений, проведение опросов, референдумов среди населения о намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе;

    организация по требованию населения общественных экологических экспертиз;

    информирование федеральных органов исполнительной власти в области экологической экспертизы о намечаемой хозяйственной и иной деятельности на территории соответствующего муниципального образования;

    информирование органов прокуратуры, федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды и органов государственной власти субъектов Российской Федерации о начале реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

    осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации иных полномочий в данной области.

    2. Органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов имеют право:

    получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать воздействие на окружающую среду в пределах территории соответствующего муниципального образования, и о результатах проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;

    направлять в письменной форме федеральным органам исполнительной власти в области экологической экспертизы аргументированные предложения по экологическим аспектам реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

    Глава III. Государственная экологическая экспертиза

    Федеральным законом от 16 мая 2008 г. № 75-ФЗ в статью 14 настоящего Закона внесены изменения. Изменение вступает в силу по истечении 10 дней со дня официального опубликования Федерального закона № 75-ФЗ

    1. Граждане и юридические лица, права которых нарушены органами экологической экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

    2. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.

    Глава VIII. Разрешение споров в области экологической экспертизы

    Президент Российской Федерации Б. Ельцин

    Москва, Кремль

    Закон №174 был принят для урегулирования отношений, возникающих в процессе создания автономных учреждений. Учредителями таких ассоциаций являются: Российская Федерация, муниципальное образование и субъекты РФ. Согласно положениям закона учредителем может быть только одно юридическое лицо. Главным документом, в котором содержатся важные положения ассоциации, является устав .

    Федеральный закон «Об автономных учреждениях» был принят 11 октября 2006 года. Одобрен законодательный акт был 27 октября того же года. Вступил в силу ФЗ-174 3 ноября 2006 года. Последние поправки в закон вносились 3 июля 2016 года.

    ФЗ-174 определяет:

    • правовое положение автономных учреждений;
    • порядок их создания;
    • реорганизация и ликвидация;
    • цели и порядок формирования и использование их имущества;
    • основы управления самостоятельными организациями;
    • основы отношений самостоятельных организаций с их учредителями;
    • ответственность учреждений по своим обязанностям.

    Согласно положениям Федерального закона №174, автономное учреждение — это некоммерческая организация, которая создается в РФ субъектами Российской Федерации или муниципальным образованием в целях выполнения работ, оказания услуг для осуществления полномочий гос органов и самоуправления в сфере науки, образования, здравоохранения и других.

    В качестве автономного учреждения выступает юридическое лицо. Оно от своего имени может приобретать и выполнять имущественные или личные неимущественные права.

    Финансовый орган субъекта РФ устанавливает порядок для открытия и ведения лицевых счетов автономных учреждений. Счета, которые открывают территориальные органы Федерального казначейства, обслуживаются Центробанком или другими кредитными организациями без взимания дополнительной платы.

    В соответствии со ст 2 ФЗ-174, все неиспользованные средства, которые поступили на счета автономных учреждений в качестве обязательных социальных выплат, должны быть использованы в последующем году для тех же целей.

    В ФЗ-174 перечислены способы контроля за деятельностью автономных учреждений:

    • федеральные гос органы, которые осуществляют функции и полномочия учредителей автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;
    • в порядке, который устанавливается высшим исполнительным органом РФ;

    Согласно положениям ФЗ-174, все доходы автономного учреждения поступают в его личное владение и направляются на решение вопросов, ради которых была создана организация. Автономное учреждение обязано предоставлять сведения о своей деятельности в следующие организации:

    • государственную статистику;
    • налоговую;
    • иные лица и организации, предусмотренные настоящим законом.

    Скачать закон об автономных учреждениях

    Федеральный закон №174 «Об автономных учреждениях» содержит 5 глав и 21 статью. Согласно положениям закона, автономное учреждение обеспечивает открытость и доступность информации, которая содержится в следующих документах:

    • устав организации с внесенными в него изменениями;
    • свидетельство о регистрации организации;
    • письменное решение учредителя о создании сообщества;
    • письменное назначение руководителя сообщества;
    • пункт о всех действующих филиалах;
    • сведения о наблюдательном совете;
    • годовая бухгалтерская отчетность и другие.

    Чтобы подробнее ознакомиться с последней редакцией ФЗ-174, скачайте его .

    Изменения в ФЗ 174

    Как уже было сказано выше, последние поправки в закон №174 вносились 3 июля 2016 года. Изменения коснулись части 4 статьи 4. Из старой редакции было исключено слово «соответствующего».

    Ниже будут рассмотрены статьи, в которые при последней редакции ФЗ об автономных учреждениях с изменениями не были внесены поправки, но они важны для рассмотрения.

    Статья 3

    В ст 3 ФЗ-174 описаны положения, связанные с имуществом автономного учреждения. Его собственниками являются:

    • Российская Федерация;
    • субъект РФ;
    • муниципальное образование.

    Согласно ФЗ-174, автономной организации запрещено распоряжаться недвижимым и движимым имуществом без согласия учредителя. В перечень запрещенных средств входит только то, на которое учредитель выделил собственные деньги. Всем остальным имуществом учреждение вправе распоряжаться по своему усмотрению.

    Перечни особого движимого имущества определяются:

    • федеральными гос органами;
    • в порядке, который устанавливает высший гос орган субъекта РФ;
    • в порядке, который устанавливает местная администрация.

    Правительство РФ устанавливает порядок отнесения имущества ввиду особого движимого. Согласно ст 3, если автономному учреждению необходим земельный участок, то он предоставляется ему на постоянном бессрочном праве.

    Статья 4

    В ст 4 перечислены виды деятельности автономных учреждений. Основной их деятельностью является достижение целей, ради которых они были созданы. Согласно уставу самостоятельных организаций, они могут выполнять задачи государственных органов, но только при условии, что они согласованы с учредителем.

    Согласно положениям ФЗ-174, отказаться от поставленных задач самостоятельное предприятие не имеет права.

    Порядок и условия выполнения гос задачи определяется:

    • Правительством РФ;
    • высшим исполнительным органом;
    • местной администрацией.

    Статья 5

    Согласно положениям ст 5, решение о создании самостоятельной организации на базе имущества принимается высшим исполнительным органом. Самостоятельное предприятие может быть создано путем изменения вида государственного или муниципального.

    Предложение о смене статуса должно содержать:

    • обоснование для создания самостоятельного союза;
    • сведения об одобрении смены со статуса государственное на автономное;
    • сведения об имуществе;
    • иные сведения, предусмотренные законодательством РФ.

    Если Правительство Российской Федерации принимает положительное решение о переводе союза из государственного типа в самостоятельный, то оно должно содержать :

    • сведения об имуществе, которое было закреплено за государственной общиной;
    • список мероприятий, которые необходимо выполнить самостоятельной общине.

    Чтобы более подробно изучить последнюю редакцию ФЗ-174, скачайте его по .