О зонах охраны охотничьих ресурсов. Схем а размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории калининградской области охраны охотничьих ресурсов

Современный разгул охотничьего браконьерства вызван несколькими причинами. Главная из них - общая экономическая депрессия в стране, которая проявляется в разных направлениях.

Обнищание, голодание, озлобленность большей части населения вынуждает идти на бесплатное использование природных пищевых ресурсов. На незаконную добычу, прежде всего копытных животных выходит все мужское население целых деревень с оружием и решимостью перестрелять любую инспекцию. Работники госохотнадзора и егерских служб охотпользователей законодательно не защищены, они не имеют адекватных прав защиты закона и своей жизни. Слабое природоохранное законодательство способствует развитию браконьерства и среди обеспеченных слоев населения. Вооружившись современными скоростными вездеходными транспортными средствами, дальнобойным оружием, такие браконьеры чувствуют себя в угодьях безнаказанными, а работники охраны не могут ни догнать, ни наказать их, стрелять на поражение они не имеют права.

В результате массового браконьерства в угодьях густонаселенных регионов образуется настоящая пустыня, где выбиваются не только копытные животные, но и все что бегает и летает.

Экономический кризис коснулся и работников охотничьего надзора. Мизерные зарплаты толкают их на получение взяток от уличенных браконьеров.

Общая экономическая ситуация сказалась и на взаимодействии и взаимоотношениях охотничьих органов регионального и федерального уровня. Вместо того чтобы объединять усилия в борьбе против браконьерства, за сохранение ресурсов и их разнообразие, восстановление нарушенных экосистем, охотничьи ведомства сосредоточили свое внимание на борьбе за распределение общенародного достояния: за территорию охотничьих угодий, предоставление прав охоты, распределение лицензий, получение максимума различных платежей с охотников и охотпользователей. Это тоже следствие несовершенства законодательства.

Охотничьи ресурсы - это общенародное, общенациональное достояние. Из этого как бы само собой вытекает, что ресурсы - государственная собственность, т. е. распоряжаться общенародным достоянием поручается соответствующим государственным органам управления. Получив такое право, государственные служащие считают необходимым использовать это право во благо ведомства или личных интересов, но не во благо общества, не для целей сохранения биоразнообразия, повышения продуктивности экосистем и т. д. Это общероссийская национальная беда - российский менталитет государственного чиновника. Бороться с этим можно только законодательно.

Компания по изъятию охотничьих угодий у обществ усугубляет тенденцию распада обществ.

Вместе с тем, единственная сила в современном российском охотничьем хозяйстве, способная что-то сделать в направлении продуктивности охотничьих угодий, сохранения ресурсов, восстановления их видового состава и нарушенных экосистем - это сами охотники. Единоличные, разрозненные охотники тоже ничего не смогут сделать; необходима организационная система, роль которой выполняют общества охотников. Государственные органы не могут заменить весь спектр организационно-массовой, воспитательной, пропагандистской работы обществ; они не могут справиться со своими прямыми обязанностями - искоренением браконьерства.

Более того, они способствуют развитию браконьерства, законодательно усложняя практическую процедуру получения охотником права на охоту, вводя, в частности, поштучные лицензии на добываемые виды мелкой дичи, которые в сущности своей должны считаться социальным ресурсом, за право добычи, которой охотник уже многократно заплатил: госпошлину, вступительный взнос, ежегодный взнос, медицинскую справку, лицензию на приобретение и использование оружия и т.д.

Не отстают от государственных органов и общества охотников, которые ради своего выживания постоянно увеличивают членские, вступительные взносы, вводят незаконную денежную компенсацию трудоучастия в охотничьих хозяйствах и т.п.

Все это отторгает охотников от легальной, законной охоты и превращает большую часть законопослушных граждан в браконьеров. О каком сохранении биоразнообразия может идти речь при изложенном положении дел в сфере охраны охотничьих ресурсов?

Если следовать принципам социальной справедливости, общества должны заслужить желание охотника быть членом общества, поднять экологическое мировоззрение охотника до такого уровня, когда он добровольно и безвозмездно будет участвовать в обогащении природных ресурсов, но не чиновников обществ.

Что касается простоты смены охотничьих билетов, то проблема решается очень просто: необходим общероссийский государственный банк данных на всех охотников с регулярным внесением данных о персональных проступках, наказаниях, исключениях и т.п., чтобы охотник знал, что он не получит нигде права на охоту, если утратил за проступок любой охотничий билет. Необходима разработка значительно более строгого законодательства и осуждения браконьеров, вплоть до приравнивания незаконной добычи копытного животного к убийству человека, как это практикуется в ряде стран. Необходима правовая защита работников охотнадзора как государственного, так и общественного сектора.

Пора прекратить межведомственные войны за собственное выживание в ущерб общему делу сохранения, приумножения и рационального использования охотничьих ресурсов. Ведомственная политика ведет только к самоизоляции от охотничьей общественности, науки, практики сохранения и восстановления природных ресурсов и может привести только к социальному взрыву.

Статья 40. Государственный охотничий контроль и надзор

  • 1. Целью государственного охотничьего контроля и надзора является обеспечение соблюдения установленных в соответствии с законодательством требований в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
  • 2. Государственный охотничий контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32 - 34 настоящего Федерального закона, с Федеральным законом «О животном мире» и другими федеральными законами.
  • 3. Должностные лица, осуществляющие государственный охотничий контроль и надзор (далее - государственные охотничьи инспектора), имеют право:
  • 1) проверять соблюдение правил охоты, лимита добычи охотничьих ресурсов и квоты их добычи, нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, а также проведения биотехнических и иных мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания;
  • 2) посещать охотничьи угодья и объекты охотничьей инфраструктуры, проводить в охотничьих угодьях и на указанных объектах необходимые проверки;
  • 3) предъявлять виновным лицам требования и выдавать предписания об устранении выявленных нарушений;
  • 4)предотвращать и пресекать преступления, административные правонарушения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
  • 5) предъявлять в пределах их компетенции иски в суд, арбитражный суд;
  • 6) привлекать к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
  • 7) осуществлять иные предусмотренные федеральными законами полномочия.
  • 4. Государственным охотничьим инспекторам выдаются служебные удостоверения и форма установленного образца.
  • 5. Государственные охотничьи инспектора имеют право на ношение, хранение и применение специальных средств, служебного оружия, а также разрешенного в качестве служебного оружия гражданского оружия самообороны и охотничьего огнестрельного оружия в порядке, установленном Федеральным законом от 14 апреля 1999 года № 77-ФЗ «О ведомственной охране».
  • 6. Государственные органы, осуществляющие государственный охотничий контроль и надзор, приобретают специальные средства, служебное, охотничье и гражданское оружие, ведут их учет, хранят их и осуществляют их выдачу в порядке, установленном для юридических лиц с особыми уставными задачами Федеральным законом «Об оружии».
  • 7. Правила ношения, хранения и применения специальных средств государственными охотничьими инспекторами определяются Правительством Российской Федерации.
  • 8. Решения органов исполнительной власти, осуществляющих государственный охотничий контроль и надзор, являются обязательными для исполнения всеми участниками отношений в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов. Указанные решения могут быть обжалованы в судебном порядке.
  • 9. Порядок осуществления государственного охотничьего контроля и надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 41. Производственный охотничий контроль

Производственный охотничий контроль осуществляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.

охота животное охрана

В редакцию поступило обращение охотников с Кубани: «У многих наших охотников возникают вопросы по поводу такого понятия, как «зона охраны», которое предусмотрено в Законе «Об охоте»и Правилами охоты.

Фото Антона Журавкова

А вот таких понятий, как «воспроизводственный участок» и «внутрихозяйственный заказник», нет ни в законе, ни в правилах. Многие сейчас на свое усмотрение пишут на трафаретах то одно, то другое, что больше похоже на «колхозное право». Что вы думаете об этом? Хотелось бы услышать мнения ваших юристов. Возможно, где-то есть по этому вопросу статьи, комментарии, разъяснения… Все положения о ранее существующих воспроизводственных участках были еще при СССР и давно устарели. Я, как юрист, смотрю и трактую это так, другие — по-своему».

Поднятые в письме вопросы, думается, могут быть интересны и другим нашим неравнодушным читателям.
Начнем с того, что вспомним основные требования базового закона об охоте, прежде всего статьи 46 и 51, в которых установлены понятия «воспроизводство охотничьих ресурсов» и «зоны охраны охотничьих ресурсов».

Статья 46 ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов» (далее — ФЗ-209) устанавливает, что воспроизводство охотничьих ресурсов осуществляется в целях поддержания или увеличения численности охотничьих ресурсов и в целях, установленных статьями 49 и 50 настоящего Федерального закона.

Само же воспроизводство охотничьих ресурсов осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного воспроизводства охотничьих ресурсов.
Статья 51 ФЗ-209 постановила, что зоны охраны охотничьих ресурсов в целях их сохранения создаются в соответствии с Лесным кодексом РФ и другими ФЗ.
Касаясь ЛК РФ, надо помнить Приказ МПР РФ от 06.02.2008 № 31 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции».

В статье 51 ФЗ-209 приведен закрытый перечень этих зон — особо защитные участки лесов и другие зоны охраны охотничьих ресурсов, в которых использование охотничьих ресурсов ограничивается. Часть 2 этой статьи установила требование о том, что обозначение на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Теперь, для того чтобы разобраться с тем, есть ли в данных охотугодьях и законны ли «воспроизводственные участки», «зоны покоя» и т.д. и т.п., надо посмотреть на пункты 17 и 24 статьи 32, подпункт 1 пункта 1 и подпункт 10 пункта 4 статьи 33, пункт 1 статьи 34 и статью 39 ФЗ-209.

Из этих установлений можно сделать соответствующие выводы, а также узнать, к кому обращаться за защитой своих прав на охоту. «РОГ» и другие охотничьи СМИ регулярно сообщают о «шалостях» иных охотпользователей, которые ограничивают охоту под надуманными предлогами, в частности, путем установления в своих хозяйствах «воспроизводственных участков» и «внутрихозяйственных заказников».

Столкнувшись с этим, надо попросить этих охотпользователей и (или) иных должностных лиц представить вам должным образом заверенную схему использования и охраны охотничьего угодья. Это, как определено пунктом 12 статьи 39 ФЗ-209, является документом внутрихозяйственного охотустройства. Именно в схеме использования и охраны охотничьего угодья определяются мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и созданию охотничьей инфраструктуры (пункт 13 статьи 39 ФЗ-209).

Осуществление внутрихозяйственного охотустройства в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается лицами, заключившими охотхозяйственные соглашения за счет собственных средств в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункты 11 и 14 статьи 39 ФЗ-209). Кроме того, законодательство требует устанавливать по периметру границ зоны охраны охотничьих ресурсов, на въездах (выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов, в местах предполагаемого проезда (прохода) людей, а также внутри зон охраны охотничьих ресурсов специальные информационные знаки. Это осуществляется в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 12.11.2010 № 503 «Об утверждении Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов».

Не надо забывать и о том, что создание в охотничьих угодьях зон охраны охотничьих ресурсов относится к биотехническим мероприятиям, проводимым в целях предотвращения гибели охотничьих ресурсов. Делается это в порядке, определенном в Приказе Минприроды РФ от 24.12.2010 № 560s «Об утверждении видов и состава биотехнических мероприятий, а также порядка их проведения в целях сохранения охотничьих ресурсов».

А обращаться с жалобами следует в суд, так как статьей 56 ФЗ-209 установлено, что все споры в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов разрешаются в судебном порядке.
Чтобы не нарушить законодательство о зонах охраны и воспроизводственных участках охотничьих ресурсов, не будет лишним освежить в памяти и пункты 10, 12, 16.6, 36, 51.1 и Раздел 9 действующих Правил охоты.

Тем более что судебная практика о наказании охотников, случайно попавших в такие места, уже есть.

К примеру, можно ознакомиться с размещенным в интернете постановлением судьи мирового участка № 41 Перемышльского района Калужской области от 24 апреля 2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.37 часть 1 КоАП РФ в отношении гражданина А.

АННОТАЦИЯ

В целях сохранения охотничьих ресурсов создаются зоны охраны охотничьих ресурсов. Законодатель не объясняет, что подразумевается под зонами охраны охотничьих ресурсов, а значит не представляется возможным единообразие понимания данного термина охотполь­зователем, органом исполнительной власти (далее – ОИВ) и природо­охранной прокуратурой, а в дальнейшем и судебными органами. Несмотря на это, уже сложилась определенная практика применения норм, связанных с зонами охраны. Охотпользователей привлекают к административной ответственности по ч.3 ст. 8.37 КоАП РФ за то, что аншлаги, расположенные на въездах в охотугодья не соответствуют требованиям об обозначении на местности зон охраны охотничьих ресурсов. Это является одним из оснований для обращения уполномо­ченного ОИВ в суд с заявлением о расторжении охотхозяйственного соглашения (далее – ОХС).

Ключевые слова: зоны охраны охотничьих ресурсов; воспроиз­водственный участок; аншлаг; специальный информационный знак; охотпользователи.

Большинству охотпользователей знакома ситуация привлечения к административной ответственности за то, что аншлаги, располо­женные на въездах в угодья (специальные информационные знаки) не соответствуют требованиям Приказа Минприроды РФ от 12.11.2010 № 503 «Об утверждении Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов» (далее – Приказ МПР РФ от 12.11.2010 № 503) . Проанализируем причину происходящего.

Статья 51 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об охоте» от 24.07.2009 №209-ФЗ) закрепляет создание особо защитных участков лесов и других зон охраны охотничьих ресурсов, в которых ограничивается их использование . Такие участки должны быть обозначены на местности в соответствии с требованиями Приказа МПР от 12.11.2010 № 503 . Законодатель не объясняет, что подразу­мевается под зонами охраны охотничьих ресурсов, а значит не пред­ставляется возможным единообразие понимания данного термина охот­пользователем, ОИВ и природоохранной прокуратурой, а в дальнейшем и судебными органами. Это означает, что нормы, обозначенные в статье 51 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте», не могут применяться, т. к. противоречат принципу правовой определен­ности и требуют официального толкования, право на которое есть лишь у органа, издавшего их.

До принятия Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте» (начало действия с 01.04.2010 года), отношения в сфере охотничьего хозяйства регулировались Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее – Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире») . Основанием для использования закрепленных угодий являлась долгосрочная лицензия на пользование объектами животного мира и договор на предоставление территорий и акваторий для пользования объектами животного мира, относящихся к объектам охоты. В таких договорах зачастую прописы­валась обязанность охотпользователя остолбить границы охотничьего хозяйства специальными знаками (аншлагами), а также создать в границах хозяйства не менее одного воспроизводственного участка (зоны покоя), которая должна была составлять не менее 10% от общей территории угодья. В п.4 Положения о воспроизводственном участке в охотничье-рыболовных хозяйствах Росохотрыболовсоюза, утвержденном по согласованию с Главохотой РСФСР Постановлением Центрального совета Росохотрыболовсоюза от 15 апреля 1980 г. № 26 устанавливалось, что границы воспроизводственного участка должны быть обозначены на местности специальными вывесками (аншлагами) в течение шести месяцев со дня его образования . Несмотря на это, требований к таким аншлагам обозначенный документ не содержит. Исходя из указанного, можно выделить 2 вида аншлагов:

  • устанавливающий на местности границы охотхозяйства;
  • устанавливающий на местности границы воспроизводственного участка.

На территории воспроизводственного участка охота не велась, т. к. целью его создания было создание благоприятных условий для расширенного воспроизводства дичи. В настоящее время Федеральный закон от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте» не предусматривает создания воспроизводственных участков, но норма статьи 51 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ содержит указание, что в целях сохранения охотничьих ресурсов создаются зоны охраны охотничьих ресурсов. Исходя из посыла, что в такой зоне ограниченна деятельность по добыванию охотресурса, можно предположить, что современный закон установил в понятии «зоны охраны охотничьих ресурсов» аналог воспроизводственных участков. Вероятно, что к зонам охраны охотничьих ресурсов можно отнести в частности особо охраняемые природные территории (далее – ООПТ). Чтобы территории присвоили такой статус, необходимо проведение определенной процедуры.

Такая трактовка закона дает основание полагать, что применение требований Приказ МПР РФ от 12.11.2010 № 503 к аншлагам, устанав­ливающим на местности границы всей территории охотхозяйства, незаконно и может быть расценена, как обозначение на местности территории, которая на самом деле не является территорией охраны (что-то по типу использования специальной формы или окраски спецтранспорта). Тем не менее, изучая судебную практику, одним из оснований для обращения уполномоченного ОИВ в суд с заявлением о расторжении ОХС является несоответствие аншлагов, обозначающих на местности границы угодий, Приказу МПР РФ от 12.11.2010 № 503 (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2013 г. №2 0АП-2879/13 по делу № А68-7274/2012 ; особый интерес представляет Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2015 года № 18АП-4455/15 по делу № А76-22341/2014 ). К сожалению, ни в одном судебном акте нет анализа необходимости такого соответствия. В основном оценивается является ли нарушение существенным или нет. Это связано с тем, что ответчики (охотпользователи) ни разу не обращали внимание суда на неравнозначность понятий «охотничьи угодья» и «зона охраны охотничьих ресурсов».

О неравнозначности также свидетельствует посыл, что к зонам охраны охотничьих животных относятся особо защитные участки леса («особо защитные участки лесов и другие зоны охраны»). В п. 23 Приказа Минприроды России от 29.03.2018 №122 «Об утверждении Лесоустрои­тельной инструкции» (далее – Приказ МПР от 29.03.2018 № 122) указываются определенные признаки особо защитных участков лесов. В частности, к ним относят:

  • участки лесов, являющиеся местами обитания редких и нахо­дящихся под угрозой исчезновения диких животных, занесенных в Международную Красную книгу, Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации (пп. 15 п. 23 Приказа МПР от 29.03.2018 № 122 );
  • участки лесов в границах государственных природных заказ­ников, площадь которых определяется при их образовании, в случае, когда на отдельных лесных участках государственных природных заказников устанавливается режим пользования более строгий, чем на остальной территории (пп.20 п.23 Приказа МПР от 29.03.2018 № 122 );
  • участки лесов в границах охранных зон государственных при­родных заповедников, национальных парков, природных парков и памятников, а также территориях, зарезервированных для создания ООПТ федерального значения, площадь которых определяется при их образовании, но не менее полосы шириной 1000 м вдоль их границ (пп. 21 п. 23 Приказа МПР от 29.03.2018 № 122 );
  • участки лесов в радиусе 300 метров вокруг глухариных токов из расчета не более 3 таких участков лесов на 10 тысяч гектаров лесов (пп. 23 п. 23 Приказа МПР от 29.03.2018 № 122 );
  • полосы лесов по каждому берегу реки или иных водных объектов, заселенных бобрами, с шириной, равной ширине водоохранной зоны (пп. 25 п. 23 Приказа МПР от 29.03.2018 № 122 );

В соответствии с п. 27 Лесоустроительной инструкции, для отграни­чения в натуре границ особо защитных участков лесов допускается установление аншлагов, информационных щитов, столбов. На нижней щеке, обращенной по перпендикуляру в сторону той или иной категории лесов делается надпись: "ОЗУ" (особо защитный участок лесов) .

Примечательно, что и в действующей до 03.05.2018 года Лесо­устроительной инструкции, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 содержались аналогичные признаки особо защитных участков лесов . Придя к выводу, что Приказ МПР РФ от 12.11.2010 № 503 не может применяться в отношении всего охотхозяйства, автор решил понять существует ли документ, устанавливающий стандарт для такого рода аншлагов. В рекомендациях по организации и ведению охотничьего хозяйства на территории охотничье-производственных участков Главохоты РСФСР, утвержденных Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 29 апреля 1984 года, содержатся требования к размещению и рекомендации к текстовке аншлагов и их внешнему виду:

«Аншлаги устанавливаются на столбах не ниже 2,5 - 3 м от земли в основных местах подхода и подъезда охотников: у железнодорожных станций, пристаней, остановок автобусов, на дорогах, ведущих в охотничьи угодья. Столбы рекомендуется окрашивать масляной краской полосами в три цвета – белый, красный и черный. Вывеска устанавли­вается таким образом, чтобы ее тыльная часть была обращена внутрь участка. (далее рекомендуется текст). Внутри территории охотничье-производственного участка аншлаги устанавливаются в крупных населенных пунктах и на дорогах с оживленным движением одна против другой. Остолбление границ участка должно быть произведено за два года с момента его организации» .

В настоящий момент нет документа, отменяющего действие данного нормативного акта, т. е. он действует субсидиарно в той части, в которой не противоречит современному законодательству. Для того, чтоб понять насколько он применим к рассматриваемой ситуации, необходимо разобраться как соотносится понятие «производственный участок» с видами угодий, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте».

Статья 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте» выделяет следующие виды охотничьих угодий:

  • закрепленные (которые используются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями на основаниях, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте»;
  • общедоступные (в которых физические лица имеют право свободно пребывать в целях охоты .

Заповедники, заказники, зеленые зоны не выделяются в отдельный вид, т. к. законодателем включается в понятие «охотничьи угодья» только земли, правовой режим которых допускает осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.

Известно, что охотничье-производственные участки организовы­вались на территории государственного резервного фонда охотничьих угодий, в целях улучшения охраны и рационального использования государственного охотничьего фонда, проведения мероприятий, обеспе­чивающих увеличение запасов охотничьих животных и выход продукции охотничьего хозяйства с единицы площади охотничьих угодий, организации добычи промысловой пушнины, мяса диких животных и другой продукции охотничьего хозяйства и сдачи этой продукции заготовительным и другим организациям (п. 1 и п. 2. Положения об охотничье-производственном участке Управления охотничье-промысло­вого хозяйства и государственной охотничьей инспекции при областном (краевом) исполкоме, Совете Министров АССР, утвержденном Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 14.08.1980 г ).

В соответствии с п.4 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. № 1548 . выделялось 3 вида угодий:

  • закрепленные (за государственными, кооперативными и общественными организациями);
  • общего пользования (далее – УОП);
  • закрытые для охоты (заповедники, заказники).

С 1975 года УОП были переведены в резервный фонд Главохоты РСФСР. Об этом свидетельствует п. 2 Инструкции о порядке отвода и закрепления охотничьих угодий в РСФСР, утвержденных Приказом по Главному управлению охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 18 июля 1975 г. № 305 . В соответствии с Инструкцией о порядке отвода и закрепления охотничьих угодий, охотничьи угодья стали подразделяться:

  • закрепленные (за государственными, кооперативными и общест­венными организациями);
  • не закрепленные за организациями, составляющие государствен­ный резервный фонд охотничьих угодий;
  • закрытые для охоты.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что в настоящее время охотничье-производственные участки не существуют, а значит рекомендации по их обустройству, не могут применяться.

Необходимо отметить Приказ МПР России от 22.04.2003 № 342 «Об утверждении основных направлений развития системы государ­ственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года» (далее – Приказ МПР от 22.04.2003 № 342) в абз. 3 п. 6 раздела 9 содержится указание на необходимость выработки рекомендаций по единым федеральным стандартам оформления аншлагов . Отметим, что Приказ МПР РФ от 12.11.2010 № 503 вышел в 2010 году, но в его преамбуле нет указания на то, что его целью является реализация Приказа МПР от 22.04.2003 № 342.

Исходя из указанного, следует вывод, что до момента официаль­ных разъяснений, право на которое имеется лишь у органа, издавшего нормативно-правовой акт, вопрос что понимать под термином «зоны охраны охотничьих ресурсов» остается открытым.

По мнению автора, определение и утверждение видов специальных знаков (аншлагов) для охотничьего хозяйства, а также установление ГОСТ для них необходимо. Унификация специальных знаков позволяет быстрее их замечать на местности и заранее понимать их содержание. Например, различимы и распознаваемы, как таковые, таблички обозна­чения газопроводов – ГОСТ Р 55472-2013 ; нефтепроводов – РД 153-39.4-056-00 , лесные квартальные столбы (натурные лесоустроительные и лесохозяйственные знаки) – ОСТ 56-44-80 . В настоящее время аншлаги и схему границ можно обнаружить в самых неожиданных местах. Например, в кустах под мостом. Подойти к нему не представляется возможным, а разглядеть информацию разве только в бинокль. Согласно п. 12.4 Правил дорожного движения, утвер­жденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 13.02.2018) «О Правилах дорожного движения» , остановка в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транс­портным средством менее 3 метров, запрещена. Часто встречаются аншлаги, стоящие просто в поле. При этом в 100 метрах может проходить дорога, где расположить этот аншлаг было бы логичнее. Щит с инфор­мацией крепят к деревьям, бревнам, используют любую цветовую гамму. На некоторых указывают, что охота ведется по лицензиям, хотя уже давно вместо лицензии используют разрешение на добычу охотничьего ресурса. Распространено указание «охота на копытных по лицензии», – словно на добычу утки или зайца разрешения не требуется. Достаточно часто на знаках отсутствует номер телефона хозяйства или указание, где можно приобрести путевку на охоту.

На основании изложенного, можно сделать следующий вывод: выяснить, что конкретный информационный знак действительно несет значимую информацию для охотника можно только подходя (при возможности) к каждому предположительно «охотничьему» щиту.

Список литературы:

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001№195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // В данном виде документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  2. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // В данном виде документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  3. Федеральный закон от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законода­тельные акты Российской Федерации» (ред от 29.07.2017, с изм. от 30.03.2018 // В данном виде документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  4. Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (ред. от 03.07.2016) // В данном виде документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  5. Приказ Минприроды России от 29.03.2018 №122 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.04.2018.
  6. Приказ Минприроды РФ от 12.11.2010 №503 «Об утверждении Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов» // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 3, 17.01.2011.
  7. Приказ МПР России от 22.04.2003 № 342 «Об утверждении основных направлений развития системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года» // Документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  8. Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Прави­тельства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 13.02.2018) «О Правилах дорожного движения» // В данном виде документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  9. Рекомендации по организации и ведению охотничьего хозяйства на территории охотничье-производственных участков Главохоты РСФСР, утвержденных Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 29 апреля 1984 года // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  10. Положение об охотничье-производственном участке Управления охотничье-промыслового хозяйства и государственной охотничьей инспекции при областном (краевом) исполкоме, Совете Министров АССР, утвержденном Главным управлением охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 14.08.1980г// СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  11. Положение о воспроизводственном участке в охотничье-рыболовных хозяйствах Росохотрыболовсоюза, утвержденном по согласованию с Главохотой РСФСР Постановлением Центрального совета Росохот­рыболовсоюза от 15 апреля 1980 г. №26// СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  12. Инструкции о порядке отвода и закрепления охотничьих угодий в РСФСР, утвержденных Приказом по Главному управлению охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 18 июля 1975 г. № 305//СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  13. ГОСТ Р 55472-2013 Национальный стандарт РФ. Системы газораспредели­тельные. Требования к сетям газораспределения. Часть 0. Общие положения», утв. Приказом Росстандарта от 05.07.2013 № 289-ст // М.: Стандартинформ, 2014. СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  14. ОСТ 56-44-80 Отраслевой стандарт. Знаки натурные лесоустроительные и лесохозяйственные. Типы, размеры и общие технические требования", введен Приказом (Распоряжением) Гослесхоза СССР от 19.08.1980 № 142 // Документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  15. РД 153-39.4-056-00 Руководящий документ. Правила технической эксплуатации магистральных нефтепроводов (утратил силу) // Документ опубликован не был. СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  16. Приказ Рослесхоза от 12.12.2011 № 516 «Об утверждении Лесоустроительной инструкции» // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 23, 04.06.2012.
  17. Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденное Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. № 1548 // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  18. Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2013 г. №20АП-2879/13 по делу №А68-7274/2012//СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).
  19. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26 мая 2015 года № 18АП-4455/15 по делу № А76-22341/2014 // СПС «Консультант Плюс» (Дата обращения 25.05.2018).

Об утверждении Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов

В целях реализации статей 32 и 51 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441, ст. 6450; 2010, N 23, ст. 2793) и в соответствии с пунктом 5.2.51.5 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. N 404 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 22, ст. 2581; N 42, ст. 4825; N 46, ст. 5337; 2009, N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 33, ст. 4088; N 34, ст. 4192; N 49, ст. 5976; 2010, N 5, ст. 538; N 10, ст. 1094; N 14, ст. 1656; N 26, ст. 3350; N 31, ст. 4251, ст. 4268; N 38, ст. 4835) приказываю:

Утвердить прилагаемый Порядок установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов.

Министр

Ю.П. Трутнев

Регистрационный N 19173

Приложение

Порядок
установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов

1. Настоящий порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441, ст. 6450; 2010, N 23, ст. 2793) (далее - Федеральный закон "Об охоте") и определяет процедуру обозначения на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов.

2. В целях сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами создаются особо защитные участки лесов и другие зоны охраны охотничьих ресурсов, в которых их использование ограничивается.

3. Границы зоны охраны охотничьих ресурсов обозначаются на местности специальными информационными знаками, на которых содержатся сведения о вводимых в целях защиты охотничьих ресурсов ограничениях охоты, названии охотничьего угодья (иной территории), где устанавливается зона охраны охотничьих ресурсов.

4. На основных въездах (выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов устанавливаются специальные информационные знаки, на которые дополнительно наносится схема границ зоны охраны охотничьих ресурсов.

5. Сведения, предусмотренные пунктом 3 настоящего Порядка, наносятся на специальный информационный знак печатными буквами черного цвета размером по высоте не менее 70 мм.

6. Специальный информационный знак имеет прямоугольную форму размером не менее 40 ´ 60 см, изготавливается из листового металла (например, оцинкованной жести) и крепится к верхней части основания (столба) на расстоянии 180 см от поверхности земли.

7. Специальный информационный знак покрывается специальной краской по металлу белого цвета, а основание (столб) окрашивается краской контрастных цветов в виде горизонтальных полос. Нижняя часть основания заглубляется в грунт (не менее 40 см).

8. Специальные информационные знаки устанавливаются по периметру границ зоны охраны охотничьих ресурсов, на въездах (выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов, в местах предполагаемого проезда (прохода) людей, а также внутри зон охраны охотничьих ресурсов.

9. На территории закрепленных охотничьих угодий организация и выполнение работ по оснащению специальными информационными знаками осуществляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения, или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона "Об охоте".

10. На территории общедоступных охотничьих угодий организация и выполнение работ по оснащению специальными информационными знаками осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.

_____________________________

Приказ Минприроды РФ от 12.11.2010 N 503 «Об утверждении Порядка установления на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов»

УСТАНОВЛЕНИЯ НА МЕСТНОСТИ ГРАНИЦ ЗОН ОХРАНЫ

ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ

1. Настоящий порядок разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 30, ст. 3735; N 52, ст. 6441, ст. 6450; 2010, N 23, ст. 2793) (далее — Федеральный закон «Об охоте») и определяет процедуру обозначения на местности границ зон охраны охотничьих ресурсов.

2. В целях сохранения охотничьих ресурсов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами создаются особо защитные участки лесов и другие зоны охраны охотничьих ресурсов, в которых их использование ограничивается <*>.

———————————

<*> Часть 1 статьи 51 Федерального закона «Об охоте».

3. Границы зоны охраны охотничьих ресурсов обозначаются на местности специальными информационными знаками, на которых содержатся сведения о вводимых в целях защиты охотничьих ресурсов ограничениях охоты, названии охотничьего угодья (иной территории), где устанавливается зона охраны охотничьих ресурсов.

4. На основных въездах (выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов устанавливаются специальные информационные знаки, на которые дополнительно наносится схема границ зоны охраны охотничьих ресурсов.

5. Сведения, предусмотренные настоящего Порядка, наносятся на специальный информационный знак печатными буквами черного цвета размером по высоте не менее 70 мм.

6. Специальный информационный знак имеет прямоугольную форму размером не менее 40 x 60 см, изготавливается из листового металла (например, оцинкованной жести) и крепится к верхней части основания (столба) на расстоянии 180 см от поверхности земли.

7. Специальный информационный знак покрывается специальной краской по металлу белого цвета, а основание (столб) окрашивается краской контрастных цветов в виде горизонтальных полос. Нижняя часть основания заглубляется в грунт (не менее 40 см).

8. Специальные информационные знаки устанавливаются по периметру границ зоны охраны охотничьих ресурсов, на въездах (выездах) в зону охраны охотничьих ресурсов, в местах предполагаемого проезда (прохода) людей, а также внутри зон охраны охотничьих ресурсов.

9. На территории закрепленных охотничьих угодий организация и выполнение работ по оснащению специальными информационными знаками осуществляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения, или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу Федерального закона «Об охоте».

10. На территории общедоступных охотничьих угодий организация и выполнение работ по оснащению специальными информационными знаками осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.