Какой закон банкротстве физических лиц. Очищение с осложнениями: почему не работает закон о банкротстве физлиц. Суд признает должника неплатежеспособным, если кредитор подтвердит долг судебным актом

Федеральный закон Российской Федерации от 26.10.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» — ключевой нормативно-правовой акт, на основании положений которого суд может признать юридическое или физическое лицо банкротом, а также вынести ряд решений, связанных с признанием несостоятельности. (Узнайте все о банкротстве юридических лиц )

Является одним из основных звеньев во всей системе отечественной экономики. Банкротство (несостоятельность) — законно признанная судом невозможность лица платить по долгам за кредиты или выполнять обязательные государственные платежи.

Описание фз 127 о банкротстве


Инициатива наведения порядка в экономике страны на рубеже 1990-2000-х годов исходила от В.В. Путина. В своих комментариях Президент активно призывал к этому. Именно его желание навести порядок в сфере банкротства и послужило отправной точкой для издания соответствующего нормативно-правового акта. В итоге в конце 2002 года на смену предшествующему закону о несостоятельности (банкротстве) пришел с тем же названием.

Новый закон состоит из нескольких основных элементов. Так он в в содержании своих статей раскрывает:

  • общие положения процедуры признания лица банкротом,
  • меры по предупреждению банкротства,
  • порядок разбирательства дел в арбитражном суде,
  • процесс оспаривания сделок должника,
  • ответственность должностных и иных лиц в делах о банкротстве,
  • процедуры наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства и т.д.,
  • порядок заключения мирового соглашения.

Помимо этого ФЗ 127 разграничивает несостоятельность (банкротство) отдельных российских граждан и юридических лиц, при этом разделяя их на различные категории должников. Так же необходимо отметить, что закон о банкротстве подвергается регулярным изменениям, однако суть свою он не меняет. Так последние изменения были внесены в конце июля 2017 года.

Банкротство юридических лиц


В современных экономических условиях все чаще поднимается вопрос о . В данном разделе речь пойдет как раз об этом.

В случае, когда юридическое лицо не может платить по имеющимся счетам, при этом его руководство не видит перспектив и дальнейших путей развития организации, возникает огромная задолженность, погасить которую становится невозможным. Долги возникают, как перед кредиторами, так и перед работниками.

Несостоятельность юридического лица признается в судебном порядке. Инициатором данного производства может выступить любая из заинтересованных в этом сторон. По решению суда к юрлицу могут применяться антикризисные процедуры (наблюдение, финансовое оздоровление и другие). Помимо этого к юридическому представителю может применяться процедура ликвидации. В результате управление предприятием переходит к специальному управляющему, начисление процентов по долгам прекращается, также прекращается деятельность всех бывших руководителей. В ходе этих мероприятий постепенно погашаются все имеющиеся долги за счет имущества юридического лица.

Последствия банкротства юридических лиц не серьезные. так как те, не лишаются права заниматься предпринимательской деятельностью

Банкротство физических лиц по новому закону


Закон о несостоятельности (банкротстве) от 2002 года претерпел значительные изменения. Так поправки 2017 года привели к тому, что он даже стал характеризоваться как Новый закон о банкротстве .

Новый закон о банкротстве устанавливает, что банкротство гражданина может быть у тех лиц, которые имеют крупные долги перед другими физическими или юридическими лицами.

В Закон о банкротстве физических лиц в 2019 году был внесен ряд изменений и поправок, благодаря которым банкротство стало еще доступнее для простых людей. Не секрет, что за 2 года действия закона граждане не спешили с признанием несостоятельности, несмотря на многотысячные, а порой и миллионные долги перед банками. Людей отпугивала, прежде всего, стоимость и сложности процедуры банкротства физ. лиц – это основные недоработки закона, которые проявили себя уже на практике. Сейчас в № 127-ФЗ от 1 октября 2015 года многое изменилось, и законодатели не планируют останавливаться на достигнутом! Итак, что будет в законодательстве в самом ближайшем времени? Какие изменения актуальны на данный момент?

Как работает законодательство о банкротстве?

Российские законодатели решили не отставать от развитых стран Запада, и в 2015 году в силу вступили новые положения Закона о несостоятельности (банкротстве) в части личного банкротства граждан. Такая практика давно существует в цивилизованных странах – если человек попал в затруднительную финансовую ситуацию, и не имеет возможности своевременно рассчитаться с кредиторами, он имеет право признать себя банкротом, в результате чего суд списывает безнадежные долги.

Итак, ФЗ о банкротстве граждан вступил в силу 2 года назад. Положения закона предусматривают, что банкротом может стать каждый гражданин – физлицо, у которого образовался долг в размере от 500 тысяч рублей и просрочки (даже по одному из кредитов) сроком от 3-х месяцев.

Законодательство также предусматривает возможность подать заявление, если должник предвидит скорое наступление банкротства. Ярким примером такой ситуации является потеря работы или продолжительная болезнь, в связи с чем образовалось затруднительное финансовое положение. Так, в суде должник должен доказать, что в скором времени ему нечем будет расплачиваться с банками.

Соответственно, банкротство можно признать, даже если долг гораздо меньше установленной планки 500 тысяч рублей.

Банкротом можно стать только через суд. На банкротство может подать каждая заинтересованная сторона:

  • сам должник;
  • кредиторы (банки, МФО, ФНС).

Также заинтересованная сторона оплачивает все судебные расходы. Подавая документы, потребуется оплатить:

  • вознаграждение для финансового управляющего, которое составит 25 тысяч рублей;
  • госпошлину, которая составит 300 рублей.

Далее назначается дата проведения судебного заседания, где суд решает, какую процедуру будет проходить должник. Всего при банкротстве физических лиц законом от 2015 года предусмотрено 2 процедуры: реструктуризация долгов и реализация имущества. Если первая процедура практически не назначается (она вводится только в 20% случаев), то реализация пользуется куда большей популярностью.

Для успешного завершения банкротства большое значение имеет выбор правильного финуправляющего. Именно он осуществляет все судебные мероприятия – в его полномочиях:

  • проводить собрания кредиторов,
  • подавать ходатайства и заявления в суд,
  • проверять имущество должника,
  • контролировать поступления и расходы на счетах должника,
  • проводить опись имущества,
  • организовывать торги по продаже имущества должника.

Это лицо, которое отчитывается перед судом за всю проделанную работу. Как показывает практика, от правильного выбора финуправляющего зависит, насколько долго будет длиться суд, и ряд других факторов.

Получить консультацию


Перезвоните мне

Федеральный Закон о банкротстве физических лиц: действующая редакция с изменениями на 2019 год

За прошедшие 2 года к закону о банкротстве физ. лиц был принят ряд правок и дополнений, которые вносились с целью упростить порядок личного банкротства.

Например, одной из проблем являлась завышенная цена процедуры. При банкротстве стоимость сопутствующих расходов может быть довольно большой, что объясняло нежелание должников обращаться в суд. Рассмотрев этот вопрос, законодатели приняли поправку – с января 2017 года размеры госпошлины, которая обязательно оплачивается при подаче документов, значительно упал. Обязательный платеж при подаче документов снизился с 6 тысяч до трехсот рублей.

Также законодатели приняли ряд других поправок в Закон о банкротстве физических лиц – в частности, были повышены размеры вознаграждения для финуправляющих, с 10 до 25 тыс. рублей за одну процедуру.

Несмотря на это, комментарии на специализированных форумах и новостные сводки свидетельствуют, что управляющих все равно не устраивает такой размер оплаты – объем работ слишком большой, к тому же, последние изменения в законодательство значительно ужесточили требования к арбитражным управляющим и повысили уровень их ответственности.

Закон о несостоятельности (банкротстве): какие изменения планируются в ближайшем времени?

Более года ведутся разговоры об «упрощенной версии » закона о банкротстве граждан. Что это такое? В действительности упрощенная система предусматривает ряд преимуществ для должников, и в частности – значительное сокращение всех расходов. Но текст закона устанавливает и ряд требований для лиц, которые желают получить статус банкротов в упрощенном порядке:

  • по количеству кредиторов: до 10-ти;
  • по размерам долга: от 50-ти тысяч до 700 тысяч рублей;
  • по другим критериям: должник не должен менять место проживания за последние 4 месяца и отчуждать имущество на протяжении последних 3-х лет на сумму больше 200 тысяч рублей.

Интересно, что изначально размер максимальной суммы долга составлял 900 тысяч, однако в новой редакции сумму снизили до 700 тысяч рублей.

Суть проекта заключается в снижении расходов и уменьшении сроков, отведенных на процедуру. Сейчас основная доля расходов при банкротстве приходится на оплату вознаграждения для финуправляющего, но упрощенный порядок предусматривает, что судебные мероприятия будут осуществляться без его участия. По срокам сейчас банкротство занимает в среднем до 8 месяцев, в новом формате оно будет осуществляться до 4 месяцев.

Эксперты не рекомендуют ждать принятия упрощенного банкротства граждан. В лучшем случае он будет принят в середине 2019 года, а действовать начнет еще позже. И при наличии растущих процентов по долгам ожидание является нецелесообразным – вы попросту потеряете время, а проценты и неустойки будут расти в геометрической прогрессии.

Главная особенность законопроекта заключается в том, что подать на банкротство в упрощенном порядке смогут только лица, имеющие статус безупречных заемщиков. Как работает данное определение?

  1. Должник, который брал кредиты соизмеримо своим доходам, и фактически не связывал себя долговыми обязательствами с МФО.
  2. Должник, который перестал рассчитываться с долгами из-за наступления затруднительного положения: потеря работы, потеря близкого человека-кормильца и так далее.
  3. Должник, который не отчуждал имущество за год-два до процедуры.

Судебная практика свидетельствует, что таких должников мало, в основном люди попадают в долговую кабалу из-за множества кредитов, отдавая большую часть дохода банкирам. Это, собственно, и вынуждает подать на банкротство – услуга помогает спасти положение и полностью оправдать себя перед кредиторами.

При банкротстве физических лиц, в 2019 году, закон позволяет избавиться от долгов вне зависимости, есть имущество или нет. Право стать банкротом имеет каждый гражданин, который полностью соответствует основаниям, представленным в ч. 2 ст. 213.3 № 127-ФЗ (читать полную версию закона вы можете здесь). Не стоит откладывать банкротство на потом – исковые претензии из банков и частые звонки от коллекторов могут значительно подпортить нервы.

Помните, банкротство – это не конец жизни, а всего лишь цивилизованный способ разрешения проблемы.

Получить консультацию

Задайте любой вопрос по банкротству и получите развернутый ответ. Это бесплатно.

Законодательство и практика судов в части несостоятельности компаний заметно разворачиваются лицом к кредиторам. Ужесточение закона о банкротстве и разъяснение переквалификации займов в корпоративные отношения добавили инструментов для пополнения конкурсной массы. Насколько это на самом деле легко, мы выяснили у эксперта – Ольги Кирилловой, управляющего директора юридической компании Heritage Group, одного из лидеров рынка банкротств юридических лиц.

Какие новые возможности появились в банкротном законодательстве или новеллы в практике в последнее время, положительно влияющие на процедуру банкротства юридического лица в пользу кредитора?

Во-первых, в Федеральном законе от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ " " (далее – Закон о банкротстве) появились новые основания для привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности, и мы видим, что суды активно применяют новые нормы.

Если раньше основания для взыскания денег напрямую с директора и участников были крайне ограниченны, то теперь практически все действия руководства, которые нанесли вред кредиторам, могут быть поводом для привлечения к субсидиарной ответственности.

Во-вторых, последние судебные акты Верховного Суда Российской Федерации, разъясняющие возможность переквалификации займов от участников в корпоративные отношения значительно затрудняют включение последних в реестр требований участников.

Это значит, что возможность влиять на процедуру банкротства через подконтрольную задолженность, созданную посредством займов, существенно снизилась.

Все это вместе взятое повышает шансы кредиторов получить свои деньги в процедуре банкротства.

Сегодняшняя статистика печальна: в среднем, кредиторы получают 5-6% своих денег. Как вы думаете, насколько повысится размер удовлетворенных требований в связи с перечисленными вами изменениями?

Я считаю, что такой низкий процент взысканий связан не только с несовершенством законодательства, но и с невысокой квалификацией юристов. Компания Heritage Group, например, взыскивает в процедурах банкротства в среднем 83% требований кредиторов. Причем оставшиеся 17% приходятся на те процедуры, где должник практически не вел деятельность, за три года до банкротства не имел никакого имущества, и обороты по счетам составляли незначительную сумму. В остальных случаях практически всегда можно найти следы вывода средств и активов, и тем или иным способом вернуть деньги в конкурсную массу.

Но сделать это весьма непросто. Взыскание денег в банкротстве – процесс затратный по времени и требует привлечения целой команды специалистов высокой квалификации – юристов, финансовых аналитиков, арбитражных управляющих. Конечно, с введением в новых норм, пополнять конкурсную массу будет легче. Насколько конкретно – мы увидим только через год-другой.

Тяжело ли на практике добиться субсидиарной ответственности?

Да, это всегда тяжело. Чтобы получить положительный результат, нужно, во-первых, в мельчайших подробностях проанализировать финансово-хозяйственную деятельность должника, выявить все сделки, которые причинили вред кредиторам, а во-вторых – обосновать свою правовую позицию, представив суду убедительные доказательства. Учитывая, что очень часто арбитражные управляющие, действуя на стороне должника, активно сопротивляются усилиям кредиторов, получить эти доказательства весьма непросто.

Однако положительная тенденция налицо – если еще 5-7 лет назад суды удовлетворяли не более 8% поданных заявлений о привлечении к субсидиарной ответственности, то сегодня эта цифра приближается к 30%.

Какие советы можно дать кредиторам, которые отчаялись получить свое и сейчас, возможно, имеют шансы на привлечение контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности? На что обратить внимание?

В первую очередь, кредиторам могу посоветовать прибегнуть к помощи профессионалов. Самая большая ошибка – полагаться на то, что корпоративный юрист сможет эффективно представлять интересы организации в процедуре банкротства. Сейчас практически каждый юрист считает, что достаточно прочитать – и можно предлагать свои услуги желающим. Однако, это далеко не так просто, как кажется на первый взгляд.

Как каждый хороший хирург имеет свое "кладбище", так и каждая компания эффективно работающая на банкротном рынке сегодня, имеет за плечами опыт ошибок и поражений, без которых, к сожалению, на этом пути не обойтись.

Сегодня Heritage Group является одной из самых известных и эффективных компаний на банкротном рынке. Как вам удалось этого добиться?

Как и в любой сфере деятельности, чтобы добиться в чем-то успеха, этим нужно жить. Поэтому у нас работают только те люди, которые живут тем, что они делают; которым это настолько интересно, что они готовы посвящать все свое время и энергию тому, чтобы совершенствовать свои знания и навыки.

Примерно 20% успеха – дает знание законодательства и умение с ним работать, остальные 80% – это практика. И если законы и пленумы можно изучить довольно быстро, то практика – это то, что нарабатывается годами.

Это может быть хорошим способом пополнить конкурсную массу, если в трехлетний период перед банкротством деньги, полученные в качестве займа, компания возвращала участнику.

Как часто встречаются в практике случаи, когда предоставление займов суд переквалифицировал в корпоративные отношения, защитив тем самым интересы кредиторов?

До июля 2017 года таких случаев практически не встречалось. Однако в Суд обратил особое внимание на то, что исходя из конкретных обстоятельств, суд вправе переквалифицировать заемные отношения в отношения по поводу увеличения уставного капитала.

С этого момента суды начали активно применять такой подход, как отказывая во включении требований участника, основанных на договоре займа, в реестр, так и признавая недействительными сделки по выплате таких займов.

Так, например, дело № А68-10446/2015, где банк, общество и налоговая инспекция указали на то, что займодавец является единственным участником должника (заемщика). И согласно определению, займ стал пополнением оборотных средств "дочки", причем средства нужны были для расчета с контрагентами, в том числе кредиторами. На этом основании суд отказал во включении требований участника в реестр требований.

В деле № А40-140479/2014 суд определил, что в ситуации, когда одобренный мажоритарным акционером план выхода из кризиса не удалось реализовать, именно этот участник ответственен за деятельность самого общества в кризисной ситуации и, соответственно, несет риск неэффективности избранного плана непубличного дофинансирования. А изъятие им своих вложений обратно не может быть приравнено к исполнению обязательств перед независимыми кредиторами. Сделка по возврату займа была признана недействительной.

Сделки, где возврат займов был фиктивным, юристы Heritage Group успешно оспаривали и до последних судебных актов ВС РФ. Теперь же мы сможем возвращать и средства, ушедшие со счетов в погашение реальных займов.

Может быть, можно что-то посоветовать тем, кто еще не столкнулся с проблемами, как предупредить их, заранее подготовить почву?

Вряд ли сегодня на рынке еще есть компании, чьи контрагенты ни разу не уходили в банкротство. Советы здесь самые стандартные: следить за дебиторской задолженностью и сопоставлять ее размеры с возможностями контрагента.

Когда наш клиент отгружает товар на сумму 7 млн руб. компании, оборот которой за предшествующий год составил 1 млн руб., мы говорим о том, что данная задолженность является проблемной уже с самого момента возникновения. Разумная осмотрительность – вот главный принцип ведения бизнеса сегодня.

Законодательные гайки по отношению к должникам пытаются затягивать, как считаете, сохранится ли эта тенденция, и где еще стоило бы "подкрутить", на ваш взгляд?

Слово "пытаются" здесь – ключевое. Хотя и законодательство, и практика явно разворачиваются лицом к кредиторам, есть еще множество пробелов. А там, где есть пробел в законе – практика судов, основанная на "внутреннем убеждении", всегда будет противоречивой.

Сейчас мы видим, что механизм привлечения к субсидиарной ответственности совершенствуется. Открытым пока остается вопрос взыскания – по-прежнему исполнительный лист очень часто остается всего лишь листом бумаги, а не гарантией получения денежных средств.

Поэтому особенно важно законодательно урегулировать вопросы предотвращения вывода как активов предприятия-банкрота, так и личного имущества контролирующих его лиц. Тогда и в ходе процедуры в конкурсную массу будут поступать реальные денежные средства, и в случае привлечения участников к субсидиарной ответственности, кредиторы будут иметь возможность обратить взыскание на их имущество.

Информация о компании:

Юридическая группа Heritage Group была образована в 2004 году как международная группа компаний, специализирующихся на защите активов бизнеса, в том числе с помощью создания международных холдингов, а также на взыскании проблемной задолженности юридических лиц.

Многолетний опыт способствовал наработке методик и созданию коллектива профессионалов, которые позволили группе занять лидирующее положение как на рынке защиты активов, так и в банкротной отрасли.

Сегодня Heritage Group – одна из лучших компаний по взысканию задолженностей юридических лиц в России. Штат высококлассных специалистов в сочетании с отработанными технологиями обеспечивает успех даже в самых сложных делах.

Минэкономразвития РФ, спустя год практики банкротства физлиц, планирует изменения, способные заставить закон заработать в полную силу

Минэкономразвития РФ подготовило поправки в действующий закон о банкротстве физических лиц, годовщина вступления в действие которого отмечалась 1 октября этого года. До сих пор те, кто так или иначе имеют отношение к проблеме, делятся на два непримиримых лагеря. Первые считают банкротство своего рода «очищением», а чтобы «очиститься», необходимо испытать на себе все тяготы процесса. Вторые полагают, что закон должен служить своего рода индульгенцией для тех, кто в силу каких-либо причин попал в долговое рабство. Пока побеждают первые статистика индивидуальных банкротств свидетельствует о том, что добровольно пойти на процедуру соглашаются очень немногие. Если поправки будут приняты, можно будет, наконец, говорить о начале работы института банкротства.

Неоправданные надежды

По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в России 600 тысяч проблемных должников. Разрабатывая действующую редакцию законодательства о банкротстве физических лиц, Минэкономразвития (автор законопроекта) в своей пояснительной записке к законопроекту утверждало, что уже на начальном этапе количество исков со стороны граждан о признании их финансово несостоятельными достигнет 200 тысяч. «Акела», однако, промахнулся - по данным московского правового бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры», общее количество дел о банкротстве физических лиц, в том числе инициированных самими кредиторами, к первой годовщине закона составило 34 600 (для сравнения: в США каждый год реализуется 794 тысячи процедур потребительского банкротства граждан). Принятых судами заявлений о банкротстве еще меньше - порядка 15 тысяч. Только 500 должников добились по итогам арбитража полного списания долгов.

Что касается Татарстана, то, по данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве, за год возможностью начать с белого листа воспользовались только 786 его жителей. Хотя потенциально под действие нормы попадают - и это уже данные НБКИ, более 15 тысяч человек: именно столько татарстанцев накопили долг более 500 тысяч рублей и успели просрочить его более чем на 90 дней.

В среднем же в каждом российском регионе банкротами признаны 397 граждан, хотя разброс в статистике велик. В Чечне, например, финансово несостоятельными были признаны всего два человека, в Санкт-Петербурге и Москве -1 957 и 5 058 соответственно. Самому молодому из «новых» российских банкротов на момент годовщины действия закона исполнилось 25 лет, самой старшей - 85.

Общая сумма долга граждан, претендующих на индивидуальное банкротство (или уже ставших таковыми) оценивается специалистами в 23 млрд рублей. Девять млн рублей составляет средний размер долга, списанного по результатам процедуры реализации имущества (ею заканчивается 56% всех завершенных судебных производств). Кредиторам по итогам торгов достаются сущие крохи: в среднем средний размер погашения долга кредиторам, включенным в реестр требований, составляет 0,58%.

«Нынешний же закон - это закон для избранных: он сложен, непонятен и не опирается на инфраструктуру со стороны государства», - считает Дмитрий Янин. Фото polytika.ru

«Дурацкий закон»

Именно такое определение закону о банкротстве физлиц дал председатель правления Международной конфедерации обществ защиты прав потребителей Дмитрий Янин на конференции «Интерфакса», посвященной годовщине его действия.

Засунуть столь потенциально важный институт в такой закон - это надо уметь! - не скрывает эмоций Янин.

Институт действительно важный: согласно исследованию Высшей школы экономики, наиболее незащищенные группы населения выплачивают по кредитам 36% своих семейных доходов, хотя по расчетам НБКИ критическая черта - 25%. Самая сложная ситуация - в семьях низкооплачиваемых бюджетников: медсестер, воспитателей детских садов, начинающих врачей и учителей. Они, по определению Янина, закредитованы «под самую макушку».

Если мы говорим о том, что нынешний кризис носит затяжной характер, значит, зарплаты у этих людей расти не будут, они не будут иметь источников для ускоренного погашения долгов, и им, по идее, надо банкротиться, - продолжает Янин. - Нынешний же закон - это закон для избранных: он сложен, непонятен и не опирается на инфраструктуру со стороны государства. Мы надеемся, что законодатели пойдут на то, чтобы снизить расходы и время заявителей и их управляющих, чтобы услуга стала доступной для большинства, также, как они пошли на увеличение минимального вознаграждения управляющего (в июле 2016 г. в законодательство о банкротстве были внесены поправки об увеличении суммы вознаграждения управляющим с 10 до 25 тысяч рублей - прим. ред. ).

Пакет собрать - не поле перейти

Российский закон ввел западную практику требований к раскрытию должником информации о себе. Громоздкий механизм корпоративного банкротства законодатели спроецировали и на «физиков».

Требования к заявлению, прописанные в документе, председатель совета директоров компании «Олевинский, Буюкян и партнеры» (он же руководит рабочей группой Союза СРО арбитражных управляющих по подготовке предложений по совершенствованию положений закона о банкротстве) Эдуард Олевинский называет драконовскими:

- Пока процедура банкротства отпугивает граждан. Собрать пакет документов и подать заявление - это из серии «не поле перейти». Этот тезис подтверждается судебной статистикой: доля возвращенных или обездвиженных заявлений в части банкротства физических лиц в два раза больше, чем при корпоративном банкротстве. Немудрено: чего стоит одно только требование предоставить суду, выписки из банков на бумажном носителе за три года, - поясняет юрист.

Работа по раскрытию информации о должнике сейчас производится дважды: первый раз самим должником (или его уполномоченным) для того, чтобы по его заявлению была введена процедура банкротства; второй раз то же самое проделывает финансовый управляющий после своего утверждения. Упрощенная же модель по Олевинскому предполагает исключить гражданина из процесса подготовки заявления: эти полномочия должны быть сосредоточены исключительно в руках управляющего. А административная ответственность, которую Олевинский предлагает ввести в отношении управляющих, размещающих в реестре информацию о должнике, послужит своего рода гарантией ее достоверности.

Дороже встанет

Сложность процедуры породила соответствующий ценник на услуги финансовых управляющих: в среднем банкротство «под ключ» стоит 115 тысяч рублей, включая госпошлину за подачу заявления в Арбитражный суд (недавно правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму законопроект о снижении госпошлины с 6 000 до 300 рублей, то есть в 20 раз) и обязательную публикацию в газете «Коммерсантъ» (является официальным изданием для размещения сведений, предусмотренных законом «О несостоятельности»), которая стоит 11- 12 тысяч. В регионах-«передовиках» суммы за «банкротство под ключ» могут быть кратно больше. К примеру, в Новосибирской области «средний чек» за процедуру составляет 650 тысяч рублей.

Неудивительно, что первыми процедуру банкротства начали проходить состоятельные должники - граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность, или поручители по кредитам юридических лиц. Об этом же свидетельствует и средний размер задолженности по результатам первого полугодия действия закона - 24 млн рублей. Спустя месяц сумма снизилась до 20 млн рублей и сегодня она продолжает падать. В настоящее время в среднем по стране конкурсная масса (полный размер долга гражданина, включая проценты, штрафы за просрочку и т. д.) составляет 760 тысяч рублей. В регионах-«лидерах» этот показатель намного выше. К примеру в Татарстане средний размер долга составляет 11,5 млн рублей максимум по стране. Для большинства же банкротство по собственной воле в силу и без того сложного финансового положения не представляется возможным.

Маловато будет!

Финансовые управляющие, в свою очередь, жалуются на несоразмерность их трудозатрат и вознаграждения за ведение дела потенциального банкрота и отказываются работать с банкротами-«физиками». В исключительных случаях дело доходит до видеообращений к президенту РФ о принудительном назначении финансового управляющего. Так было, например, в случае с делом жительницы Волгограда Лианы Асланян (также записала видеообращение к Путину): после того, как никто из управляющих не взялся за ее дело, она подала заявление в областной Арбитражный суд о наложении штрафа на СРО «Авангард» за отказ предоставить ей арбитражного управляющего (в удовлетворении иска Асланян было отказано - законом о банкротстве принудительное назначение не предусмотрено).

По информации самих управляющих, зачастую они либо получают вознаграждение не в полном объеме, либо не получают его вовсе: по данным бюро «Олевинский, Буюкян и партнеры», неполной выплатой вознаграждения заканчивается 61% всех дел, в том числе в 58% случаев вознаграждение не выплачивается вовсе.

Управляющий партнер «Казанского юридического центра» Джаудат Латыпов отмечает, что незаинтересованность в участии в процедуре со стороны арбитражных управляющих обусловлена высоким уровнем рисков при низкой стоимости услуг:

Цена ошибки в антикризисном управлении из-за ужесточения административной и гражданской ответственности к настоящему времени существенно возросла, и ставить под удар другие процедуры никто не хочет.

По мнению арбитражного управляющего Натальи Бирюковой (Москва), нежелание ее коллег по цеху ввязываться в процедуру банкротства «физиков» объясняется еще и тем, что судьи едины в своем подходе ко всем банкротам - корпоративным и индивидуальным:

В индивидуальном банкротстве финансовый анализ более многогранен, нежели в корпоративном, - поясняет Бирюкова. - При этом, в отличие от корпоративного банкротства, признание гражданина банкротом отнюдь не означает автоматическое списание долгов, как это происходит в случае банкротства предприятия. Суды не готовы к облегченной процедуре. Между тем, вознаграждение управляющего за ведение процедуры банкротства юридического лица составляет в среднем 30 тысяч в месяц, а физического - 25 тысяч единовременно.

Наконец, если процедура банкротства инициируется кредитором, всплывает проблема недостоверной информации: должников, подающих корректные сведения о своем финансовом положении и активах, в таком случае оказываются единицы. В лучшем случае, потенциальный банкрот занимает выжидательную позицию, а кредиторы начинают давить на управляющих.

В нашей профессиональной среде даже появилось расхожее выражение: «Если не можешь получить деньги с должника, получи их с финансового управляющего», - сетует Бирюкова.

Пристав ни при чем

Юристы, специализирующиеся на антикризисном управлении, называют еще одну причину, по которой закон о банкротстве физических лиц практически не работает - это низкая эффективность деятельности судебных приставов.

Чтобы подтолкнуть человека к началу процедуры банкротства, нужно, чтобы текущее положение дел не устраивало его самого или устраивало меньше, чем прохождение через стадии банкротства, - говорит директор департамента юридического агентства «ЮНЭКС» Тимур Сабитов. - То есть имеющийся долг должен создавать человеку определенные неудобства. А для этого необходимо, чтобы велась работа по принудительному взысканию этого долга: описывалось и изымалось имущество, велся постоянный контроль открытых физическим лицом счетов в банках, осуществлялось списание с них средств и т. д.


Эта работа, по мнению Сабитова, должна выполняться судебными приставами, однако низкая эффективность этого института ведет к тому, что очень многим должникам имеющиеся у них долги вообще не создают никаких проблем - они продолжают вести привычный образ жизни. - Насколько я могу судить, количество исполнительных производств, которые прекращаются в связи с якобы невозможностью взыскания, очень большое и не всегда обоснованное.

Режим не для всех

Возможные поправки в действующее законодательство об индивидуальном банкротстве коснутся, прежде всего, граждан с небольшими доходами (не более трех МРОТ в месяц; в Татарстане величина прожиточного минимума в настоящее время составляет 8 686 рублей), с долгом суммой от 50 тысяч до одного млн рублей (при этом в последние полгода сформировалось не более четверти от общей суммы задолженности), не имеющих в собственности недвижимости (за исключением той, на которую нельзя обратить взыскание), их движимое имущество не должно стоить более 200 тысяч рублей, а на депозитах в сумме не должно лежать более 50 тысяч.

Кроме того, должник, претендующий на упрощенную процедуру банкротства как минимум за полгода до подачи заявления должен закрыть (если таковое было) свое ИП. Запуск упрощенной процедуры банкротства невозможен, если в последний год претендующий на индивидуальное банкротство дарил кому-либо недвижимость, транспорт, ценные бумаги, а также любое другое имущество, стоимость которого превышает 200 тысяч рублей. Также в списке ограничений - запрет на переезд в другой регион в течение четырех месяцев, наличие непогашенной судимости за экономические преступления и как минимум десятилетний промежуток с даты применения предыдущего банкротства.

Если поправки, предложенные Минэкономразвития будут приняты, последует внесение изменений и в КоАП: предоставление заявителем заведомо ложных сведений о себе чревато штрафом в 5-30 тысяч рублей. Стоит отметить, что в профессиональной среде финансовых управляющих бытует мнение о необходимости установления уголовной ответственности для граждан с большими доходами, которые будут искать возможность предоставить «липовые» документы, чтобы попасть под заданные критерии.

Теперь о хорошем. Исключительным правом обращаться в суд о применении упрощенной процедуры банкротства обладает должник, но не кредитор или кто-либо еще. При этом реструктуризация долга при упрощенной процедуре не может быть применена.

- Реструктуризация долга вводится в том случае, если гражданин имеет источник дохода, позволяющий удовлетворять требования кредиторов согласно плану реструктуризации, при этом срок действия такого плана не может превышать трех лет, - поясняет Джаудат Латыпов из «Казанского юридического центра». - Как правило, средняя зарплата должника в Татарстане составляет 20- 30 тысяч рублей. Часть денежных средств исключается из конкурсной массы, чтобы обеспечить ему прожиточный минимум, а остаток не позволяет составить план расчета с кредиторами в пределах трех лет.

Определенные требования законопроект выдвигает и к судьям: определение о принятии от должника заявления о признании его банкротом должно быть разослано кредиторам, уполномоченным органам и в службу судебных приставов в течение пяти дней. Сам же должник в течение 15 дней обязан обратиться к нотариусу или арбитражному управляющему, чтобы те внесли данные о решении в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве; в самом реестре они должны появиться в течение пяти рабочих дней после этого.

Заявление о признании гражданина банкротом по упрощенной процедуре суд обязан рассмотреть не позднее, чем через 60 дней. Правда, норма эта если и будет действовать, то только в том случае, если гражданина с заявлением о признании его банкротом не опередит его же кредитор - в этом случае об «упрощенке» придется забыть.

На том, что под упрощенную процедуру банкротства должны попадать исключительно незащищенные категории должников, настаивает член ЦК Общероссийского профсоюза арбитражных управляющих, член Комитета ТПП РФ по финансовым рынкам и кредитным организациям Иван Рыков:

- Смысла упрощенно банкротить граждан, которые имеют потенциальную возможность вернуть долги кредиторам, нет. Процедура банкротства в таком случае должна сводиться к реализации имеющегося у него имущества, причем делать это необходимо очень быстро и просто - вплоть до продажи на массовых торговых площадках в интернете. Но в таком случае стоимость упрощенной процедуры для должника может остаться на уровне 10 тысяч рублей, плюс к этому арбитражный управляющий получит процент от погашенных требований, - поясняет эксперт.

А вот Тимур Сабитов из юридического агентства «ЮНЭКС» затрудняется оценить потенциальную востребованность нововведений, предложенных Минэкономразвития:

Поправки к действующему законодательству касаются той категории должников, которую наличие долгов, как я уже сказал, не сильно беспокоит. Хотя сама идея упростить процедуру для безнадежных должников правильная - это, в первую очередь, позволит судам быстрее завершать такие дела, - резюмирует юрист.

Татьяна Колчина

Вот уже несколько лет обычные люди ждут принятия и хотят найти в нем спасение из безвыходной ситуации. Но произойдет ли если закон все же начнет работать? Давайте разберемся.

Начнем с того, что долг в 500 тысяч рублей может иметь далеко не каждый россиянин. А именно такая сумма задолженности нужна, чтобы признать себя банкротом. Дополнительно, обращение физического лица - без пяти минут банкрота - осложняется другими финансовыми тратами: оплатой консультаций у юристов и работы арбитражного управляющего.

Обидно, что в ходе обсуждений порог для инициации процедуры банкротства был поднят в десять раз, с 50 до 500 тысяч рублей. При этом юридическое лицо может брать кредиты миллиардные, а среднестатистический физик - ипотеку на 3 миллиона в залог собственной квартиры. Понятно, что это сделано для того, чтобы избежать вала исков в судах. Но, с другой стороны, это очень ограничило помощь людям, которые действительно нуждаются в освобождении от долгов.

На данный момент первыми войти в процедуру банкротства готовы не те лица, которые в этом нуждаются, а те, кто хотят это сделать умышленно. Да, по закону банкрот в течение года не может заниматься коммерческой деятельностью и занимать руководящую должность, но это можно пережить.

Им нелегко простить долги физическому лицу. Банкам не нравится сложность в получении информации об имуществе «физика». Финансировать банкротство может по закону любой кредитор, в том числе банк. Но предварительно банки должны будут оценить платежеспособность должника и целесообразность своих действий по его банкротству. Иначе они могут ничего не получить и понести затраты. Но, чтобы узнать, какое имущество есть у должника, им нужно будет отправлять запросы в разные инстанции, опрашивать соседей и т.д. Дополнительные затраты кроются в том, что кредитор сможет оспорить стоимость имущества только после проведения специальной платной экспертизы.

Чтобы хоть как-то компенсировать эти потери у банков, законодатель принял поправки в закон о банкротстве юрлиц. И теперь у банков есть преимущество в подаче заявления на банкротство юридического лица. Ему не нужно подтверждение суда, и он выигрывает 3-4 месяца в общей процедуре.

В банкротстве юрлица есть очень важный момент - первым подать в суд и назначить своего арбитражного управляющего, который будет действовать в ваших интересах. Сейчас банки получили эту возможность. Им нужно всего лишь предоставить кредитное соглашение, по которому прослеживается добрая воля заемщика и не оспариваются условия кредита. Единственный нюанс - банки должны уведомить в официальных источниках, что они планируют подать на банкротство юридического лица. Эти изменения вступили в силу с 1 июля 2015г.

Одновременно закон о банкротстве физических лиц открывает банкам дополнительную возможность взыскания долга. Если они не получат деньги с юридического лица, они могут иск подать на директора, как на физическое лицо. Речь идет об субсидиарной ответственности директора, который отвечает своим имуществом. Получается, ответственность физического лица усиливается. Это коснется всех, кто занимается бизнесом.

Теперь нужно знать, что с введением закона пострадать сможет каждый . Если баланс юридического лица можно отследить, то в отношении физлица действует принцип "кто не успел, тот опоздал". Физлицо при банкротстве также подает публикацию, где заявляет, что собирается стать банкротом. Проблема в том, что мы вряд ли будем читать сводки должников.

Единственный плюс закона о банкротстве физлиц для обычных людей, на мой взгляд, это возможность реструктуризации долга.

Благодаря процедуре банкротства можно будет на три года зафиксировать процент по ставке финансирования. Должник сам будет определять свои выплаты. У заемщика ставка зафиксируется. Банку в этом случае будет выгодно согласиться на рассрочку, либо он вообще ничего не получит. Конечно, если речь идет об ипотечном кредите, пострадает заемщик - банку всегда выгоднее продать имущество.

Принятие закона о банкротстве физических лиц перенесено на 1 октября 2015г. Но, я могу с уверенностью сказать, что даже когда он вступит в силу, его еще долго будут дорабатывать и шлифовать.

Первая причина переноса - неподготовленность арбитражных судов. Решение отказаться от услуг судов общей юрисдикции было принято только в июне, а за полмесяца подготовить персонал невозможно. Вторая причина - в подготовке арбитражных управляющих, которые будут сопровождать процедуру банкротства. Даже банки, для которых отслеживать долги заемщиков важно, пока не представляют, как найти арбитражных управляющих, которые согласятся работать за небольшую плату. И это притом, что арбитражный управляющий будет делать много работы сам, включая оценку имущества должника, и у него не будет возможности привлекать других специалистов за дополнительные средства.