Является ли закрытой информация об опекунах. Плановые проверки опекунов: как часто проходят и на что уделяют особое внимание? Зачем нужен отчет опекуна и куда его подавать

Здравствуйте Юлия.

Для того чтобы прояснить ситуацию, необходимо обратиться с заявлением в орган опеки и попечительства, так как контроль за расходованием средств опекаемого осуществляют именно они по закону.

Статья 37 Гражданского кодекса РФ:

1. Опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Суммы алиментов, пенсий, пособий, возмещения вреда здоровью и вреда, понесенного в случае смерти кормильца, а также иные выплачиваемые на содержание подопечного средства, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, подлежат зачислению на отдельный номинальный счет, открываемый опекуном или попечителем в соответствии с главой 45 настоящего Кодекса, и расходуются опекуном или попечителем без предварительного разрешения органа опеки и попечительства. Опекун или попечитель предоставляет отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, в порядке, установленном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве». Случаи, при которых опекун вправе не предоставлять отчет о расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, устанавливаются Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

2. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

3. Опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

4. Опекун распоряжается имуществом гражданина, признанного недееспособным, основываясь на мнении подопечного, а при невозможности установления его мнения - с учетом информации о его предпочтениях, полученной от родителей такого гражданина, его прежних опекунов, иных лиц, оказывавших такому гражданину услуги и добросовестно исполнявших свои обязанности.

Номинальный счет опекуна в Сбербанке — одна из наиболее обсуждаемых тем среди получателей опекунских пособий, ведь большинство банков оказались не готовы к изменениям законодательства в этой сфере. О том, в каких случаях открывается номинальный счет и в каком порядке расходуются поступающие на него средства, будет рассказано в этой статье.

Номинальный счет опекуна: новый порядок расходования денежных средств подопечного

С 1 июля 2014 года вступили в силу изменения в Гражданском кодексе РФ, предусмотренные законом № 302-ФЗ. Касаются они порядка распоряжения пенсией, пособиями и другими выплатами, поступающими человеку, взятому под опеку (попечительство).

Ранее действовал порядок, согласно которому все полагающиеся подопечному выплаты зачислялись на счет в банке, открытый на его имя. Опекун имел право ежемесячно снимать со счета сумму, не превышающую прожиточный минимум. Для получения большей суммы требовалось разрешение органа опеки.

Начиная со второго полугодия 2014 года закон предусматривает, что причитающиеся несовершеннолетнему или недееспособному лицу выплаты поступают не на его счет, а на номинальный счет, открытый в банке на имя опекуна (попечителя). Эти средства опекун в полном объеме расходует на нужды своего подопечного без получения согласия от органа опеки и попечительства.

На практике применение нового закона столкнулось с определенными сложностями: банки оказались технически не готовы открывать новый вид счетов. По объяснениям представителей кредитных организаций, открытие номинальных счетов с момента вступления нового порядка в силу было невозможно по двум причинам:

  1. отсутствуют внутренние банковские инструкции, регламентирующие процедуру открытия и ведения таких счетов;
  2. нет необходимого программного обеспечения.

В течение второго полугодия 2014 года лишь немногие кредитные учреждения (например, Россельхозбанк) заявили о готовности открывать номинальные счета.

Какие банки вправе открывать номинальные счета опекунам?

До недавнего времени действовало правило, согласно которому деньги опекаемых могут поступать только в те кредитные организации, которые не менее чем наполовину принадлежат государству. Поэтому одним из наиболее популярных учреждений для зачисления пенсий, алиментов и пособий лиц, взятых под опеку, сейчас является Сбербанк.

С 1 января 2015 года это правило отменено. Теперь при зачислении в банк средств подопечного должно выполняться следующее условие: суммарный объем денежных средств в одном банке не должен превышать размера страхового возмещения по обязательному страхованию вкладов (с 29 декабря 2014 года эта сумма увеличена с 700 тысяч до 1,4 млн. рублей). Данное правило касается и размера средств на номинальном счете опекуна .

Не знаете свои права?

Иными словами, с 2015 года открывать номинальные счета для зачисления опекунских выплат могут не только банки с государственным участием не менее 50%, но и другие кредитные учреждения.

Правила использования номинального счета

Номинальный счет открывается на имя опекуна (попечителя) для зачисления на него выплат, причитающихся несовершеннолетним и недееспособным лицам, за исключением:

  • заработной платы и стипендии подростков от 14 до 18 лет;
  • иных средств, которыми подопечные вправе распорядиться самостоятельно.

Для открытия счета опекуну (владельцу счета) необходимо предъявить удостоверение и решение органа опеки о назначении его опекуном. Договор оформляется в письменном виде, при этом владелец счета должен сообщить банку следующие сведения о лице, в интересах которого открыт счет:

  • фамилию, имя, отчество;
  • дату, место рождения;
  • адрес регистрации по месту жительства.

Также он должен предоставить копию свидетельства о рождении опекаемого или его паспорта.

Денежные средства с номинального счета расходуются опекуном в любом объеме без получения разрешения органа опеки. Но об использовании таких сумм должен составляться ежегодный отчет .

Средства со счета не могут быть взысканы по долгам владельца счета (за исключением комиссии за совершение банковских операций). Взыскание денег с номинального счета по обязательствам подопечного возможно лишь по решению суда или в случаях, предусмотренных законом.

Появление номинальных счетов должно облегчить опекунам выполнение их обязанностей. Ранее такая формальность, как получение разрешения органа опеки на снятие суммы, превышающей прожиточный минимум, создавала массу неудобств, поскольку оформлять разрешение требовалось ежемесячно.

Время чтения: 7 минут

Каждый гражданин, который принял решение взять под опеку ребенка или, например, больного родственника, ежегодно должен сдавать отчет об опеке в соответствующие органы. Необходимость в нем обусловлена желанием государства контролировать опекунов, добровольно взявших на себя обязательства, касающиеся не только ухода за подопечным, но и сохранения и ответственного управления его имуществом. Отчет опекуна в 2020 году не содержит каких-либо существенных изменений, но чтобы избежать проблем с его заполнением, рекомендуем ознакомиться с данным материалом.

Что собой представляет отчет опекуна

Данный отчет представляет собой документ установленной законодательством строгой формы, отражающий все действия опекуна в отношении имущества подопечного, совершенные им в рамках опеки.

Годовой отчет опекуна, в зависимости от статуса и возраста подопечного, должен содержать все сведения за прошедший год, касающиеся хранения, управления и использования материальных ценностей, принадлежащих опекаемому.

Таким образом, в документе отражаются любые изменения имущественного положения подопечного, в том числе относительно всех источников доходов, приобретения одежды, покупки средств личной гигиены, расходов на оплату бытовых услуг и других расходов, которые были осуществлены за счет средств подопечного. Все отраженные в форме данные должны быть документально подтверждены соответствующими финансовыми документами.

Отметим, что документ касается исключительно финансовой составляющей опекунской деятельности и не отражает выполнения функций неимущественного характера. Обратим внимание, что данную отчетность не следует путать с таким документом, как отчет попечительского совета школы, который выполняет абсолютно иные функции и подается совершенно другими субъектами.

Зачем нужен отчет опекуна и куда его подавать

Согласно ст. 37 Гражданского кодекса РФ, в число полномочий опекуна входит , за исключением той собственности, которой подопечный может распоряжаться самостоятельно. В отношении большинства совершаемых мелких сделок по распоряжению имуществом опекун принимает самостоятельные решения. При этом он обязан совершать их исключительно в интересах опекаемого. И чтобы интересы последнего были соблюдены, законодатель ввел для ответственных за имущество опекунов строгую отчетность.

Отчет опекуна или попечителя, согласно ст. 25 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48 «Об опеке и попечительстве», ежегодно подается в органы опеки и попечительства, которые реализуют контролирующие функции относительно соблюдения прав подопечных. После подачи документ подлежит утверждению руководителем того органа, в который он подается.

По результатам проведенной проверки орган опеки обязан внести изменения в акт описи имущества подопечного, внося новые ценности и исключая проданные или пришедшие в негодность.

Законодательная база

Необходимость и правила проведения опекунской отчетности определены комплексом нормативно-правовых актов. Изначально распорядительные опекунские полномочия определены ст. 37 ГК РФ, которая уточняет правила и особенности их осуществления, а также предписывает необходимость предоставления отчета. Правила предоставления и составления последнего, в свою очередь, определены положениями ст. 25 ФЗ от 24.04.2008 № 48.

Этим же законом определены полномочия ответственных лиц по опеке и попечительству, правовой режим управляемого ими имущества подопечных, порядок осуществления контроля со стороны соответствующих органов, а также ответственность, которая может наступить в результате ненадлежащего исполнения добровольно взятых на себя обязанностей, и другие особенности указанных взаимоотношений.

Формы отчетов, а также подробные правила их заполнения и предоставления компетентным органам определены соответствующими постановлениями правительства. В зависимости от возраста подопечного, использоваться могут постановление Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 927 или постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423.

Основные права и обязанности опекуна

Согласно ст. 15 ФЗ от 24.04.2008 № 48, права и обязанности опекунов определяются гражданским законодательством. Они являются законными представителями своих подопечных и вправе действовать от их имени в любых обстоятельствах, без получения какого-либо специального разрешения. Согласно ст. 36 ГК РФ, опекуны исполняют свои полномочия бесплатно. В рамках последних они обязаны обеспечивать должное содержание подопечных, их лечение и уход за ними, образование и воспитание, полноценную защиту прав и интересов.

Опекунские функции должны выполняться с учетом мнения опекаемого, а при невозможности его узнать – исходя из данных о предпочтениях, полученных от родителей, прошлых опекунов или иных лиц. В тех случаях, когда основания для опеки отпадают и это было замечено опекуном, он вправе самостоятельно обращаться в суд с целью восстановления дееспособности подопечного.

В процессе реализации своих функций опекуны вправе требовать от органов опеки содействия в предоставлении медицинской, юридической, психологической, социальной и иных видов помощи.

Необходимые документы для составления отчета

Согласно ч. 2 ст. 25 ФЗ от 24.04.2008 № 48, вместе с отчетом опекун обязан представить в орган опеки документы, которые будут подтверждать информацию, отраженную в нем. В документы для отчета опекуна могут входить товарные чеки, налоговые квитанции, чеки об оплате страховки, платежные поручения, выписки из банков и банковских счетов, а также любые другие платежные документы. Исключения составляют фискальные документы, в которых отражены расходы, совершенные за счет средств опекаемого и направленные на покупку продуктов питания, средств личной гигиены и иные несущественные расходы на мелкие нужды.

Кроме них, в органах опеки могут потребовать справку с места учебы, справку об отсутствии задолженности по коммунальным услугам и другие значимые документы.

По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 25 ФЗ от 24.04.2008 № 48, в отчет о расходовании денежных средств опекуном должны быть внесены данные:

  • об имущественном положении подопечного;
  • о входящем в его собственность имуществе и месте его хранения;
  • о расходах, произведенных за счет подопечного, и приобретенном в результате этих расходов имуществе;
  • о доходах, полученных в результате распоряжения собственностью опекаемого, в том числе об отчужденном имуществе;
  • о собственности, приобретенной взамен проданной, и так далее.

Следует учитывать, что отчет опекуна об использовании имущества несовершеннолетнего подопечного будет отличаться от документа, составляемого в отношении использования имущества взрослого опекаемого. В отношении отчетности по использованию имущества каждого из них предусмотрена отдельная специальная форма, которая предусматривает разделы по всем возможным видам имущества и расходы, которые должен отразить опекун по каждому из своих подшефных. Форма отчета опекуна о хранении и использовании имущества взрослого опекаемого и ребенка определяется отдельными нормативными документами правительства РФ.

Обратим внимание, что, помимо непосредственных данных о расходах и доходах, законодатель требует указывать в отчете даты их произведения и получения соответственно. Кроме прочего, указанию также подлежат уплаченные налоги.

Правила составления отчетности

В соответствии с законодательством, законный представитель опекаемого должен составить отчет опекуна и подать его в органы опеки до 1 февраля нынешнего года. В отчете отражаются все вышеуказанные расходы и действия, имевшие место в прошедшем году, с момента установления опеки или с момента предоставления прошлогоднего отчета.

После подачи и утверждения отчета все предоставленные документы помещаются в личное дело опекаемого, которое хранит инспектор органов опеки и попечительства. Таким образом, если даже имущественное положение подшефного существенно изменилось, новый отчет опекуна в 2020 году подавать не нужно – такие сведения отражаются в отчетности 2020 года.

При составлении отчетности необходимо учитывать особые правила и принципы:

  • опекунская отчетность предоставляется по специальной форме, составление произвольного документа не допускается;
  • заполнить форму можно как шариковой ручкой от руки, так и в электронном формате на ПК с последующим распечатыванием;
  • несмотря на внушительное количество граф, опекун заполняет лишь те разделы, которые относятся к понесенным им расходам и полученным доходам в части имущества, принадлежащего подопечному. В остальных графах проставляется прочерк;
  • все суммы проставляются в рублях, даже доход был получен в иностранной валюте;
  • в документе недопустимы исправления;
  • обязательный реквизит документа – подпись опекуна с датой предоставления отчета в органы опеки.

Несмотря на достаточное количество информации, далеко не все понимают, как правильно заполнить отчет опекуна или попечителя по форме 423.

Опекунский отчет в отношении совершеннолетнего недееспособного

Форма финансовой отчетности для опекуна совершеннолетнего недееспособного гражданина определена постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 927. Согласно ему, помимо стандартных реквизитов, касающихся личности опекуна и опекаемого, а также имущества и полученных доходов, отчет опекуна недееспособного совершеннолетнего должен содержать развернутый перечень расходов, произведенных за счет подопечного.

В документ входят данные о тратах:

  • на продукты питания;
  • на одежду и обувь;
  • на гигиенические средства и предметы личного пользования;
  • на лекарства и оплату лечения;
  • на коммунальные и бытовые услуги;
  • на приобретение товаров длительного пользования;
  • на произведенный ремонт и другие расходы.

Нужно учитывать, что расходование средств совершеннолетнего требует тщательной фиксации, поскольку в отчете они могут отражаться как совокупно за весь отчетный период, так и помесячно.

Отчет опекуна в отношении недееспособного с психическим расстройством

Законодателем не определены какие-либо особенности предоставления опекунской финансовой отчетности в зависимости от основания признания недееспособности и установления опеки над совершеннолетним. Более того, такие данные даже не подлежат отражению в самой форме отчета. Поэтому предоставление отчета опекуна недееспособного психически больного осуществляется в общем порядке, а сам документ ничем не отличается от описанного выше.

Опекунская отчетность в отношении ребенка

Заполнение отчета опекуна несовершеннолетнего ребенка также имеет некоторые особенности. Форма данного документа, а также правила его заполнения определены постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423.

По сути, определенная им форма содержит аналогичные разделы и графы документа, как и для совершеннолетних, касающиеся наличия и сохранности движимого и недвижимого имущества, а также доходов и расходов опекаемого.

C 2015 года в законодательство были внесены изменения, касающиеся правил заполнения отчета в отношении подопечных детей. По сути, законодатель упростил отчетность, позволив не вносить в нее несущественные расходы, подобные затратам на питание, покупку средств личной гигиены, одежды и прочего.

Законодателем была принята новая отчетная форма с изменениями – отчет опекуна содержит теперь минимальный перечень видов расходов. Теперь в их число входят лишь затраты:

  • на лечение ребенка в медучреждениях;
  • на приобретение товаров длительного пользования, если их стоимость выше двукратного прожиточного минимума;
  • на ремонт жилья, в котором проживает ребенок.

При этом указанные суммы отражаются совокупно за весь отчетный период – возможности помесячного отражения законодателем не предусмотрено.

Пройдите социологический опрос!

Расписка к отчету

Если опекун не может предоставить документы, подтверждающие совершенные им расходы за счет средств подопечного, или же это невозможно физически (например, в отношении приобретения продуктов питания), он вправе приложить к отчету расписку, в которой будут отражены все указанные расходы. Расписка к отчету опекуна прикладывается также в случаях, когда опекаемый может самостоятельно получать и распоряжаться некоторыми видами своих доходов (например, алименты или стипендия для ребенка, достигшего 14 лет). По таким средствам приемный родитель отчитываться не должен, поэтому в расписке указывается, что подопечный самостоятельно получил средства и расходовал их на личные нужды.

Ответственность за нарушение правил предоставления отчета

Какой-либо ответственности за нарушение правил составления отчета опекуна, внесение в него некорректных сведений и пропуск сроков его подачи законодательством не предусмотрено. Однако это может стать поводом для подозрения со стороны органов опеки в ненадлежащем исполнении своих обязанностей, например, в порче имущества или его расходовании не в интересах подшефного.

Если такие нарушения будут выявлены, органы опеки обязаны составить об этом соответствующий акт и предъявить опекуну требование возместить убытки. Кроме того, согласно ст. 29 ФЗ от 24.04.2008 № 48, компетентные органы вправе отстранить опекуна от исполнения его функций.

Магистр юридических наук. Также в 2012 году получил специальность “Финансовая аналитика”. После получения второго высшего образования основал независимую оценочную компанию. Занимаюсь оценкой недвижимости, земли и другого имущества.

Каковы требования к опекунам/приемным родителям? Куда и какие документы надо подать, чтобы получить заключение о возможности быть опекуном/приемным родителем?

В соответствии со ст. 35 Гражданского кодекса РФ , ст. 146 Семейного кодекса РФ и ст. 153 Семейного Кодекса РФ опекунами\приемными родителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица, за исключением :

  • лиц, лишенных или ограниченных судом в родительских правах;
  • лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, мира и безопасности человечества ( );
  • лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления ( );
  • лиц, не прошедших психолого-педагогической и правовой подготовки согласно п. 6 ст. 127 Семейного кодекса РФ .

Требования к содержанию программы подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, и форма свидетельства о прохождении такой подготовки на территории РФ утверждены Приказом Минобразования и науки РФ от 20.08.2012 № 623 .

Сама программа и порядок ее прохождения утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ. Карту школ приемных родителей (ШПР) в г. Москве можно найти в списке разделов слева.

Важно отметить, что требование прохождения ШПР не распространяется на близких родственников ребенка, а также на кандидатов, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей. Согласно ст. 14 Семейного кодекса РФ близкими родственниками ребенка являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дедушки с бабушками), а также полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.

Обратите внимание, что мачехи и отчимы, желающие принять ребенка под опеку, от прохождения ШПР не освобождены.

  • лиц, больных хроническим алкоголизмом или наркоманией, а также лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;

Перечень заболеваний, при наличии которых лица по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права, установлен Постановлением Правительства РФ от 14.02.2013 № 117 "Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью" .

  • лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке;
  • лиц, отстраненных от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), а также бывших усыновителей, если усыновление отменено по их вине .

В п. 4 , установлен закрытый перечень документов, необходимых для получения заключения о возможности быть опекуном или приемным родителем:

(1) заявление (форма );

(2) автобиографию ( );

(3) справку с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев или иной документ, в т.ч. справку с места работы супруга (супруги) усыновителя с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев или иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги) (действует в течение 1 года с момента выдачи) ( );

(4) выписку из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копию финансового лицевого счета с места жительства (действует в течение 1 года с момента выдачи) ( );

(5) справку органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (действует в течение 1 года с момента выдачи) ( );

(6) медицинское заключение лечебной организации о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке и по форме, установленным Минздравом РФ (действует в течение 6 месяцев с момента проставления гербовой печати и подписи главврача) ( );

Обратите внимание, что Правилами не предусмотрена возможность требовать медицинское заключение у членов семьи кандидата. Однако - согласно п. 4 Письма Минобразнауки от 31.08.2010 № 06-364 "О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних" - в тех случаях, "когда у специалиста, проводящего обследование условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или приемным родителем, возникают сомнения в возможности и безопасности пребывания ребенка в семье, специалист должен сделать соответствующую запись в акте обследования условий жизни" кандидата, который в дальнейшем может стать причиной для отказа. Автору сайта известен один случай, когда женщина не смогла получить положительное заключение о возможности быть опекуном, т.к. ООП стало известно о наличии гепатита С у ее супруга.

(7) копию свидетельства о браке (если кандидат состоит в браке);

(8) документ о прохождении подготовки гражданина, выразившего желание стать опекуном\приемным родителем (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, либо которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей) (как указано в разделе 4 Рекомендаций по организации и осуществлению деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, утв. Письмом Минобразования и науки РФ от 24.08.2012 № ИР-713/07 , срок действия свидетельства о прохождении ШПР не ограничен )();

(9) копию пенсионного удостоверения, справки из территориального органа Пенсионного фонда РФ или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение - только для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты (образец пенсионного удостоверения );

(10) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном\приемным родителем, на прием ребенка (детей) в семью.

Все документы кандидат подает в орган опеки и попечительства по месту своего жительства - эти функции выполняют либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ, либо органы местного самоуправления муниципальных образований (п. 1 ст. 35 Гражданского кодекса РФ и п.1 ст. 6 ). Полный перечень органов опеки и попечительства в различных регионах РФ вы найдете на сайте интернет-проекта Минобразования РФ .

Процедура общения кандидата в опекуны с органами опеки детально прописана в Правилах подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 .

В частности, в пп. 8 и 9 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 , устанавливается, что обследование условий жизни кандидата производится в течение 3 дней со дня представления документов, предусмотренных Правилам, а сам акт обследования условий жизни кандидата оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни кандидата. В течение 10 дней со дня представления документов, перечисленных выше, и на основании акта обследования жилья кандидата орган опеки и попечительства выдает заключение о возможности или невозможности гражданина быть опекуном (попечителем) . Одновременно заявителю возвращаются все представленные документы (в ООП остаются копии).

Вниманию кандидатов, которые хотели бы получать вознаграждение за свой труд! Для того, чтобы в будущем заключить договор о создании приемной семьи, кандидаты в приемные родители должны получить "заключение о возможности быть опекуном (попечителем), исполняющим обязанности возмездно" .

Заключение о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания. Согласно п. 11 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 , заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения кандидата не только в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, но и в любой другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

(Интересно отметить, что орган опеки несет ответственность за вред, причиненный личности или имуществу подопечного вследствие неисполнения или несвоевременного исполнения им обязанности по назначению опекуна (п. 8 ст. 11 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" ). Под вредом в данном случае следует понимать и физические или нравственные страдания ребенка. На практике, конечно, компенсация подобного вреда проблематична, но вот напоминание сотруднику опеки о таком положении закона может помочь ускорить дело. Возмещение вреда, причиненного проволочками самому кандидату в опекуны, в законодательством не предусмотрено).

Кстати, согласно п 4. ст. 6 Федерального закона РФ от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" органы опеки могут передавать полномочия по подбору и подготовке кандидатов иным образовательным, медицинским, социальным или общественным организациям. Порядок работы этих организаций подробно описан в Правилах осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 . В частности:

  • подбор и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляются организациями в соответствии с Правилами подбора кандидатов в опекуны (п. 7),
  • заявление кандидата и иные документы, а также акт обследования условий жизни кандидата передаются организацией в течение 5 рабочих дней со дня представления указанных документов в орган опеки для принятия решения о назначении опекуна либо об отказе в назначении опекуна (п. 7),
  • подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляется организациями на безвозмездной для граждан основе (п. 8).

Текущая страница: 8 (всего у книги 16 страниц) [доступный отрывок для чтения: 11 страниц]

Шрифт:

100% +

Кто имеет преимущественное право быть опекуном недееспособного лица?

Преимущественное право быть опекунами гражданина, признанного недееспособным, перед всеми другими лицами имеют его бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети и внуки, братья и сестры (ч. 5 ст. 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

Может ли быть недееспособному назначено несколько опекунов?

Закон позволяет органу опеки и попечительства исходя из интересов лица, нуждающегося в опеке, назначить ему несколько опекунов.

В этом случае представительство и защита прав и интересов подопечного осуществляются одновременно всеми опекунами.

Если ведение дел подопечного поручается опекунами одному из них, это лицо должно иметь доверенность от остальных опекунов. Обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи (а в отношении несовершеннолетнего, признанного недееспособным, также обязанности по его обучению и воспитанию) распределяются между опекунами в соответствии с актом органа опеки об их назначении либо договором об осуществлении опеки. В случае если указанные обязанности не распределены, опекуны несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение (ч. 6–9 ст. 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

Может ли одно и то же лицо быть назначено опекуном нескольких подопечных?

Закон устанавливает право органов опеки и попечительства при необходимости, исходя из интересов подопечных, назначить одно и то же лицо опекуном нескольких подопечных. При этом в акте о назначении лица опекуном второго и следующих подопечных орган опеки обязан указать причины, по которым опекуном не может быть назначено другое лицо.

В случае возникновения противоречий между интересами подопечных одного и того же опекуна при осуществлении им законного представительства орган опеки обязан назначить каждому из подопечных временного представителя для разрешения возникших противоречий (ч. 10 ст. 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

Как и в какие сроки производится назначение опекуна? Учитывается ли при этом желание недееспособного?

Опекун назначается органом опеки и попечительства по месту жительства гражданина, нуждающегося в опеке, в течение 1 месяца с момента, когда органу опеки стало известно о необходимости установления опеки над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун может быть назначен по месту жительства опекуна (ст. 35 ГК РФ).

Важным законодательным положением является правило, в соответствии с которым, если лицу, нуждающемуся в опеке, в течение месяца опекун не назначен, исполнение обязанностей опекуна временно возлагается на орган опеки по месту выявления лица. Эта норма направлена на недопущение случаев, когда лицу, признанному недееспособным, опекун по разным причинам так и не назначается.

При назначении опекуна должны учитываться отношения, существующие между ним и недееспособным лицом, а если это возможно – и желание недееспособного.

Основанием возникновения отношений между опекуном и подопечным является акт органа опеки о назначении опекуна. В нем может быть указан срок действия полномочий опекуна, определенный периодом или указанием на наступление определенного события.

Акт о назначении или об отказе в назначении опекуна может быть оспорен в суде заинтересованными лицами.

Может ли опекун сохранять свой правовой статус при помещении подопечного в психоневрологический интернат?

Временное пребывание подопечного в образовательной, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной организации в целях получения медицинских, социальных, образовательных или иных услуг либо в целях обеспечения временного проживания подопечного в течение периода, когда опекун по уважительным причинам не может исполнять свои обязанности в отношении подопечного, либо пребывание подопечного в местах отбывания наказания не прекращает права и обязанности опекуна (ч. 4 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

Следовательно, временное (на срок до 6 месяцев) помещение подопечного в ПНИ не влечет за собой прекращения прав и обязанностей его опекуна.

При помещении подопечного под надзор в медицинскую организацию, организацию, оказывающую социальные услуги, или иную организацию орган опеки освобождает ранее назначенного опекуна от исполнения им своих обязанностей, однако, при условии, если это не противоречит интересам подопечного (п. 1 ст. 39 ГК РФ).

Таким образом, опекун, длительное время обеспечивавший уход за подопечным, защиту его прав и интересов автоматически не теряет правовой статус опекуна по отношению к своему подопечному, помещенному в ПНИ на постоянное пребывание. Орган опеки вправе сохранить за опекуном его обязанности, если будет установлено, что это в большей мере будет соответствовать интересам подопечного, нежели передача опекунских обязанностей ПНИ.

Недееспособным гражданам, не имеющим опекунов и помещенным под надзор в перечисленные выше организации, опекуны не назначаются. Исполнение обязанностей опекунов возлагается в этом случае на указанные организации (п. 4 ст. 35 ГК РФ, ч. 5 ст. 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

Не приводит ли к конфликту интересов наделение опекунскими функциями учреждения, в котором находится недееспособный гражданин?

Практика передачи опекунский функций учреждению, в которое помещен недееспособный гражданин, приводит к возникновению конфликта интересов: одно и то же учреждение предоставляет гражданину услуги по его медицинскому и социальному обслуживанию и одновременно, исполняя функции по защите прав и законных интересов такого гражданина, контролирует качество предоставляемых ему услуг.

В зарубежном законодательстве, например в гражданском законодательстве Эстонии, установлен запрет на назначение в качестве опекуна сотрудника медицинского, социального или образовательного учреждения, в котором проживает подопечный. Аналогичный запрет существует и в отношении выполнения таких функций самим учреждением.36
Э.Пилт, Д.Бартенев Реформы законодательства в сфере дееспособности и опеки в Эстонии: уроки для России // Независимый психиатрический журнал, 2011, № 1. С. 59–63

Кто должен быть извещен об установлении опеки над недееспособным лицом?

Установив опеку над гражданином, признанным недееспособным, органы опеки и попечительства в течение 5 дней обязаны сообщить об этом в налоговые органы по месту своего нахождения (ст. 85 Налогового Кодекса РФ). Это же правило распространяется и на лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения, которые осуществляют функции опекунов. Указанные сведения необходимы налоговым органам для того, чтобы иметь информацию о том, кто представляет и защищает интересы данного налогоплательщика. В налоговые органы должны передаваться также сведения о передаче имущества подопечного в доверительное управление37
См. приложение № 1 к приказу ФНС России от 22 ноября 2010 г. № ММВ-7-6/632@ «О внесении изменений в приказ Федеральной налоговой службы от 17 сентября 2007 г. № ММ-3-09/536@»

Орган опеки и попечительства обязан также в 3-дневный срок со дня установления опеки над недееспособным гражданином направить сведения о проживающих в жилом помещении и находящихся под опекой членах семьи собственника данного жилого помещения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственная регистрация – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода или прекращения прав на недвижимое имущество (ст. 131 ГК РФ). Она осуществляется путем внесения записи в Единый государственный реестр. При получении от органов опеки указанных выше сведений орган, осуществляющий государственную регистрацию, вносит записи об этом в графу «Особые отметки» Единого государственного реестра (п. 6 ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Федеральный закон, однако, не содержит указаний о том, каковы правовые последствия наличия данной отметки и каков порядок ее использования. Представляется, что по замыслу законодателя, ее наличие должно служить основанием для приостановления государственной регистрации и затребования регистратором у лица, подавшего заявление о госрегистрации, дополнительных доказательств наличия у него законных оснований для регистрации прав на имущество.

Данная мера должна служить охране имущественных прав недееспособных граждан и позволять предотвращать совершение неправомерных сделок с принадлежащей им недвижимостью.

Что такое предварительная опека? В каких случаях она устанавливается?

В случае если в интересах недееспособного ему необходимо немедленно назначить опекуна, орган опеки вправе принять акт о временном назначении опекуна (акт о предварительной опеке).

Таким опекуном может быть назначено совершеннолетнее дееспособное лицо при соблюдении всего двух условий: предоставления лицом документа, удостоверяющего личность, и обследования органом опеки условий его жизни. При этом Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» не указывает, каков должен быть результат такого обследования. Проведения предварительной проверки сведений о личности опекуна (нравственные качества, способность к выполнению опекунских обязанностей, судимость) в этом случае не требуется, что, по нашему мнению, может привести на практике к принятию органами опеки опрометчивых решений и опасным ситуациям для самих недееспособных граждан.

На случаи назначения временных опекунов должно распространяться универсальное, с нашей точки зрения, правило, предусмотренное п. 3 ст. 35 ГК РФ, о необходимости учета при назначении опекуна отношений, существующих между ним и недееспособным, а если это возможно – и желание недееспособного.

Временно назначенный опекун наделяется всеми правами и обязанностями опекуна, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом). Последнее разъяснение (приведенное Федеральным законом в скобах) вызывает недоумение: недееспособные подопечные никаких сделок совершать не вправе – все необходимые от их имени сделки согласно п. 2 ст. 32 ГК РФ совершают их опекуны.

Обнаруживается и другое противоречие между ГК РФ и Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», а также внутреннее несоответствие между статьями этого закона. Из ч. 5 ст. 12 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», косвенно вытекает, что продолжительность предварительной опеки составляет 1 месяц. Если временно назначенный опекун не будет назначен опекуном в общем порядке до истечения месяца своего временного назначения, предварительная опека прекращается. В то же время в законе затем указывается, что при наличии исключительных обстоятельств этот срок может быть увеличен до 2-х месяцев. Однако, как следует из ч. 3 ст. 11 закона и п. 1 ст. 35 ГК РФ, если недееспособному не назначен опекун в течение месяца, исполнение обязанностей опекуна временно возлагается на орган опеки. Во всех так называемых исключительных случаях орган опеки, как представляется, должен брать на себя бремя опекунских обязанностей по защите прав недееспособных.

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», кроме того, допускает образование некоторого неучтенного промежутка времени между моментом, когда органу опеки стало известно о необходимости установления опеки, и моментом установления предварительной опеки. Этот временной зазор приводит к фактическому превышению отведенного органу опеки месячного срока для назначения опекуна в общем порядке.

Может ли опека осуществляться по договору на возмездных условиях?

Обязанности по опеке над недееспособными гражданами исполняются безвозмездно, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Исходя из интересов недееспособного гражданина, орган опеки и попечительства вправе заключить с опекуном договор об осуществлении опеки на возмездных условиях. Вознаграждение опекуну может выплачиваться за счет доходов от имущества подопечного, средств третьих лиц, а также средств бюджета субъекта РФ. Порядок и сроки заключения договора, а также предельный размер вознаграждения опекуна за счет доходов от имущества подопечного установлены Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина, утвержденными постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. 927.

Договор заключается как в отношении одного недееспособного гражданина, так и в отношении нескольких подопечных. Не допускается заключение договора через представителя опекуна. Договор заключается по месту жительства подопечного (в случаях, установленных законом, – по месту жительства опекуна) в течение 10 дней со дня принятия органом опеки и попечительства по месту жительства подопечного решения о назначении опекуна.

В случае если при заключении договора между сторонами возникли разногласия, орган опеки и попечительства, получивший от опекуна письменное предложение о согласовании спорных условий, в течение 6 дней со дня получения предложения принимает меры по согласованию условий договора либо в письменной форме уведомляет опекуна или попечителя об отказе в его заключении.

В случае изменения места жительства подопечного договор расторгается, и орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного заключает новый договор.

Предельный размер вознаграждения, выплачиваемого опекуну по договору за счет доходов от имущества подопечного, не может превышать 5 % дохода от имущества подопечного за отчетный период, определяемого по отчету опекуна о хранении, об использовании имущества недееспособного гражданина и управлении этим имуществом.

По просьбе опекуна, добросовестно исполняющего свои обязанности, орган опеки вместо выплаты вознаграждения вправе разрешить ему безвозмездно пользоваться имуществом подопечного в своих интересах. О согласии на это самого подопечного в законе не упоминается. В договоре об осуществлении опеки должны быть указаны состав имущества подопечного, в отношении которого разрешено безвозмездное пользование, и срок пользования им. Орган опеки вправе досрочно прекратить пользование таким имуществом при неисполнении или ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей, а также при существенном нарушении опекуном имущественных прав и интересов подопечного.

Безвозмездное пользование опекуном жилым помещением, принадлежащим подопечному, допускается при удаленности места жительства опекуна от места жительства подопечного, а также при наличии других исключительных обстоятельств.

Предусмотрена ли законом профессиональная опека?

В федеральном законодательстве такое понятие отсутствует. Однако потребность в прошедших подготовку профессиональных опекунах для одиноких недееспособных граждан вполне очевидна.

Некоторый опыт введения института профессиональной опеки имеется на региональном уровне. Так, согласно Закону Архангельской области от 19 ноября 2010 г. № 226-17-03 «О профессиональной опеке над недееспособными гражданами в Архангельской области» такая форма опеки предназначена для недееспособных граждан, над которыми не установлена опека в предусмотренные законом сроки ввиду отсутствия совершеннолетних дееспособных граждан, желающих ее осуществлять. Такая опека осуществляется в соответствии с актом органа опеки и попечительства о назначении профессионального опекуна и заключенным с ним договором. Опекун получает вознаграждение из средств областного бюджета.

В соответствии с Правилами установления профессиональной опеки над недееспособными гражданами, утвержденными постановлением Правительства Архангельской области от 24 мая 2011 г. № 162-пп, профессиональная опека устанавливается над недееспособными гражданами, имеющими жилые помещения, пригодные для проживания, при отсутствии у них медицинских противопоказаний, установленных для предоставления нестационарного социального обслуживания. При этом такие гражданине должны относиться к одной из следующих категорий: являться одинокими или утратившими социальные вязи либо иметь близких родственников, которые, однако, по состоянию здоровья или иным обстоятельствам не могут исполнять опекунские обязанности.

Ответ на вопрос о том, кто и в каком порядке осуществляет подготовку профессиональных опекунов, в законодательстве Архангельской области сформулирован предельно лаконично. Как указано в законе, соответствующую подготовку проводят органы опеки и попечительства, а организует такую работу областное министерство здравоохранения.

Каковы обязанности опекуна? Можно ли опекуну запретить совершать определенные действия?

Опекун выступает в защиту прав и интересов своего подопечного в отношениях с любыми лицами, в т. ч. в судах, без специального полномочия (ст. 31 ГК РФ, ч. 5 ст. 37 ГПК РФ) на основании акта органа опеки и попечительства о его назначении в качестве опекуна. Опекун может обратиться за юридической помощью к адвокату или другому лицу, избранному им в качестве представителя. В этом случае в судебном заседании могут участвовать два представителя недееспособного гражданина – законный и избранный.

Будучи представителем подопечного в силу закона, опекун совершает от его имени и в его интересах все необходимые сделки (ст. 32 ГК РФ). Опекун в письменной форме дает согласие на обработку персональных данных своего подопечного, включающую сбор, накопление, хранение, обновление, изменение, использование, распространение и другие действия (п. 6 ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»).

Статья 36 ГК РФ обязывает опекунов заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы. Опекун обязан извещать орган опеки о перемене своего места жительства или места жительства подопечного. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, опекун обязан ходатайствовать перед судом о признании подопечного дееспособным и о снятии с него опеки.

Если больной находится дома, опекун должен следить за тем, чтобы в отношении него регулярно осуществлялось диспансерное наблюдение, чтобы подопечный выполнял все требования врача, а при необходимости был помещен на стационарное лечение. Если больной госпитализирован, опекун должен периодически навещать его, представлять его интересы перед администрацией больницы, следить за сохранностью и содержанием его жилья. Защищая интересы своего подопечного, он в то же время обязан следить за тем, чтобы сам подопечный не нарушал чужих прав и свобод. Опекун должен стремиться приобщить больного к трудовой деятельности с учетом его личностных особенностей, а также способностей и возможностей путем формирования новых и восстановления утраченных навыков, постепенного вовлечения в более активный труд с расширением круга интересов. Правильное осуществление опеки оказывает положительное влияние на реабилитацию больного.

Опекун имеет право и обязан : подавать заявления о выплате причитающихся подопечному пенсий, пособий; подавать иски в суд о взыскании алиментов с лиц, обязанных по закону содержать подопечного, о признании права собственности недееспособного лица, об истребовании его имущества из чужого незаконного владения, о вселении подопечного, о выселении лиц, не имеющих права проживать в жилом помещении подопечного; предъявлять требования о возмещении вреда, причиненного здоровью подопечного или его имуществу, о компенсации морального вреда, подавать заявления о предоставлении подопечному жилого помещения и пр.

Доходы подопечного расходуются опекуном исключительно в интересах подопечного. Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в т. ч. обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного (ст. 37 ГК). Согласие органа опеки понадобится также на отчуждение жилого помещения собственника, в котором проживает находящийся под опекой член его семьи, если при этом затрагиваются его права и охраняемые законом интересы (п. 4 ст. 292 ГК РФ).

Без предварительного разрешения органа опеки и попечительства опекун вправе ежемесячно расходовать на содержание подопечного его денежные средства в пределах установленной законом величины прожиточного минимума на душу населения в целом по Российской Федерации (п. 1 ст. 37 ГК РФ в ред. Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 363-ФЗ).

Статья 575 ГК РФ, находясь в противоречии со ст. 37 ГК РФ, не допускает дарение от имени недееспособных их опекунами, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. рублей.

Опекун, его супруг и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна и их близкими родственниками.

На опекуна возложено исполнение обязанности недееспособного по уплате таможенных пошлин, налогов и пеней за счет денежных средств последнего. Статья 332 1 Таможенного кодекса РФ предусматривает особенности исполнения указанных обязанностей.

Специальные полномочия опекуну недееспособного гражданина предоставлены Семейным кодексом РФ. Опекун вправе подавать в суд иск о признании недействительным брака, заключенного с недееспособным лицом (п. 1 ст. 28

СК РФ), о расторжении брака с недееспособным лицом (п. 2 ст. 16 СК РФ). Опекун вправе от имени подопечного заключать соглашение о месте жительства детей бывших супругов и порядке общения с ними (п. 3 ст. 65 СК РФ) и др.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 20 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» опекун дает информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство (или отказывается от него) в отношении своего подопечного, который по своему состоянию не способен выразить свою волю. При тех же условиях согласие (просьба) опекуна требуется для оказания недееспособному лицу психиатрической помощи согласно ч. 2 ст. 4 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Ходатайство опекуна необходимо для выезда подопечного за пределы России. В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным, по ходатайству родителей, усыновителей или опекунов может выехать из Российской Федерации в сопровождении совершеннолетнего лица, способного обеспечить безопасность недееспособного гражданина и безопасность окружающих людей.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» недееспособное лицо, являющееся иностранным гражданином или лицом без гражданства, по заявлению опекуна, имеющего гражданство РФ, принимается в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

На основании ст. 6 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранному гражданину, признанному недееспособным в соответствии с законодательством иностранного государства, по заявлению его опекуна – гражданина России может быть выдано разрешение на временное проживание в

Российской Федерации без учета утвержденной Правительством РФ квоты.

В интересах подопечного орган опеки в акте о назначении опекуна либо в договоре об осуществлении опеки может указать отдельные действия, которые опекун совершать не вправе, в т. ч. может запретить опекуну изменять место жительства подопечного, а также в целях учета индивидуальных особенностей личности подопечного установить обязательные требования к осуществлению прав и исполнению обязанностей опекуна (ч. 4 ст. 15 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).