XI. Сведения об учете объекта культурного наследия и (или) земельных участков в границах его территории в государственном кадастре объектов недвижимости. Как поставить на кадастровый учет объект недвижимости? Сколько стоит процедура

За последнюю пару лет система кадастровой деятельности в РФ претерпела ряд изменений. Внести данные о квартире или земельном участке в Единый реестр стало проще, удобнее и быстрее.

Что это значит?

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Кадастровый учет (КУ) - это внесение информации об объекте недвижимости (ОН) в Единый государственный реестр.

Необходимость процедуры постановки обусловлена тем, что:

  • без нее невозможно последующее оформление прав гражданина на недвижимость;
  • с помощью Единого реестра государство контролирует объекты и землю на территории страны, планирует градостроительные и землеустроительные работы;
  • данные нужны для определения размера налогов.

Нормативная база

Нормативную основу ведения учета в России составляют ФЗ № 221 от 24.07.2007 г. и ФЗ № 218 от 03.07.2015 г.

Последний принес изменения в КУ.

Так, постановка на кадастровый учет объекта недвижимости теперь связана с госрегистрацией прав собственности на этот ОН. Вместо ГКН данные об объекте фиксируются в Едином госреестре недвижимости, а вместо кадастрового паспорта выдаются выписки из ЕГРН.

Определения и особенности отдельных объектов недвижимости, подлежащих КУ, содержат Гражданский, Земельный и Градостроительный кодексы РФ.

Какое имущество подлежит постановке?

Открытый список ОН, которые нужно ставить на КУ, содержит п. 7 ст. 1 ФЗ № 218.

По общему правилу, учитывается недвижимость, неразрывно связанная с землей: ее невозможно перенести без потери или изменения функционального назначения.

Так, для строений основной признак подлежащего КУ объекта - наличие фундамента. Если сарай нужно учитывать, то теплицу, торговую палатку, дачный туалет - нет.

Земельный участок (в т. ч. дачный, лесной, в водоохранной зоне)

Участок выделяется из государственных или муниципальных земель и ставится на кадастровый учет на основании межевого плана и правоустанавливающих документов (договора купли, ренты, дарения).

Если ЗУ граничит с соседними участками, уже учтенными, необходимо оформить акт согласия на проведение границ. Участок выделяется из другого ЗУ и ставится на КУ, если есть обременение: залог, рента и т. д. Его площадь должна быть не меньше, чем предусмотрено в ЗК РФ и градостроительных актах.

Земля в особых зонах (водоохранных, природоохранных и т. д.) ставится на КУ органами власти и вносится в ЕГРН как муниципальная/государственная.

Жилой дом, в т. ч. многоквартирный

Жилой дом ставится на КУ на основании технического плана.

В новостройке можно учесть здание в целом одновременно с отдельными помещениями (квартирами) в ней. С другими «групповыми» ОН, например гаражным блоком, это сделать не получится.

Жилой дом, находящийся в долевой собственности, ставится на КУ только при волеизъявлении всех владельцев недвижимости.

Квартиры, комнаты и жилые помещения

Ставятся на учет, если помещение или его часть обладает двумя признаками: изолированностью и обособленностью. Необходим технический план.

Дачные (садовые) домики и строения (летние кухни, бани, сараи)

Дачный дом ставится на учет после подготовки технического плана и декларации об ОН как «индивидуальный жилой дом».

Иные садовые строения учитываются, если они относятся к объектам капитального строительства - например, если баня имеет фундамент.

Летние кухни, гаражи-ракушки обычно не считаются ОКС. Для КУ кадастровый инженер должен подготовить акт осмотра.

Нежилые помещения, здания и их части

Ставятся на учет как нежилые здания.

В случае хозяйственных вспомогательных построек, на которые не нужно разрешение, КУ будет проходить на основе технического плана или акта осмотра, сформированного по декларации об ОН.

Вспомогательные сооружения (сарай, хозблок, хозпостройки, скважины, водонапорная башня, водопроводная сеть)

Ставятся на КУ, если относятся к объектам капитального строительства.

Это может определить кадастровый инженер, он и готовит акт осмотра/техплан для Росреестра.

Скважина учитывается, если ее глубина составляет более 50–100 м, то есть доходит до низколежащих слоев воды.

Гаражи, гаражные боксы, кооперативы и машиноместа

Гараж в блоке учитывается как помещение, стоящий по отдельности - как строение. Необходим технический план, а на землю под ним - межевой и правоустанавливающие документы.

Машиноместа подлежат КУ с 2020 г. Они неразрывно связаны со зданием, в котором выделяются.

Застройщик ставит на КУ весь участок под стоянку в целом. Затем каждый жилец на основании договора купли учитывает и регистрирует права на свое машиноместо по отдельности.

Иное имущество

С 2020 г. в ГК появились положения о новых ОН, которые необходимо ставить на учет.

Единый недвижимый комплекс включает здания, сооружения, линейные объекты, стоящие на одном земельном участке, прочно связанные друг с другом технологически или физически (ст. 133.1 ГК РФ).

Имущественный комплекс - предприятие вместе со всем, что используется в коммерческой деятельности: землей, зданиями, сооружениями, инвентарем, правами и обязанностями и т. д. (ст. 132 ГК РФ).

Что еще нужно ставить на КУ:

  • Газопровод. Учитывается как ОН (линейный) только после введения в эксплуатацию в качестве единого неделимого объекта, даже если он проходит по территории разных муниципальных образований (судебная практика по последнему утверждению спорна). Для КУ необходим также межевой план и правоустанавливающие документы на землю под ним.
  • Мост. Относится к линейным объектам. Ставится на КУ на основании техплана после ввода в эксплуатацию (нужен акт об этом).
  • Муниципальная автомобильная дорога. Ставится на КУ согласно техплану. Необходим акт и разрешение на ввод в эксплуатацию, иначе Росреестр не будет рассматривать ее как ОН.
  • Придомовая территория. Постановка на КУ земли под домом, в том числе придомовой территории, - это обязанность застройщика. Выделение доли и ее учет одним из жильцов недопустимо.
  • Трансформаторные подстанции. Ставятся на КУ как сооружение (если ТП - это металлическая будка) или как здание (если стены ТП кирпичные). Нужен техплан, разрешение на ввод в эксплуатацию, межевой план земли и правоустанавливающие документы на нее.
  • Гражданское кладбище. Ставится на ЗУ как земельный участок или как сооружение (комплекс из других объектов - дорог, будок, площадок, ЛЭП). Уточнять необходимо в Росреестре. В первом случае нужен межевой, во втором - технический план.
  • Объект незавершенного строительства. Можно поставить на КУ, если степень достроенности позволяет с уверенностью сказать, что это самостоятельный ОН, отделенный от других зданий или помещений (обзор судебной практики ВС от 30.11.2016 г.).
  • Разрушенные здания и сооружения необходимо поставить на учет на основании техплана, если планируются ремонтные работы и дальнейшая эксплуатация объекта.
  • Памятники. Ставятся на учет, только если они занесены в Единый госреестр объектов культурного наследия.
  • Заборы и ограждения. Могут быть классифицированы как ОН («вспомогательное сооружение»), только если они имеют признаки объекта недвижимости, например прочную связь с землей. В большинстве случаев заборы и мощения расцениваются как элементы благоустройства и не учитываются в ЕРГН.

Основания

Основаниями для постановки на КУ объекта без параллельной регистрации прав на него считаются:

  • изменение характеристик недвижимости;
  • ликвидация объекта, если он не был учтен;
  • образование новых ОН после проведения комплексных кадастровых работ;
  • объект - многоквартирный дом, машиноместа в нем, квартиры;
  • образование земельного участка из государственной, муниципальной собственности или путем изъятия ЗУ у владельца.

В остальных случаях недвижимость учитывается одновременно с регистрацией прав собственности.

Где узнать, оформлена ли недвижимость?

Перед началом процедуры кадастрового учета следует убедиться, что сведений о нем еще нет в ЕГРН.

Существует несколько способов узнать, поставлен ли дом, участок или квартира на КУ:

  • Лично путем запроса в Росреестр или МФЦ. Для этого нужен паспорт заявителя, адрес недвижимости. Ответ придет через несколько дней.
  • С помощью кадастрового инженера или частных посредников. В этом случае процедура проверки займет не более суток.
  • Самостоятельно на публичных кадастровых картах. Минус этого способа - редкое обновление карт, неполнота информации.

Постановка на кадастровый учет объекта недвижимости в 2020 году

Порядок, сроки, основания постановки ОН на кадастровый учет рассмотрены в гл. 3 ФЗ № 218.

С 2020 г. обязанность вести КУ возложена на Федеральную службу госрегистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Кто может это сделать?

Обратиться в Росреестр с ходатайством о первоначальной постановке недвижимости на учет могут:

  • владелец ОН или земельного участка, на котором стоит объект;
  • лицо, которому выделен ЗУ для строительства по гражданскому договору;
  • орган федеральной или региональной власти, Госкорпорация «Росатом»;
  • кадастровый инженер (часто, помимо договора, требуется доверенность на него);
  • юридическое или частное лицо, в пользу которого установлено обременение объекта.

Куда обращаться?

Собранные документы нужно подать:

  • лично или заказным письмом в отделение Росреестра или МФЦ (список уполномоченных центров указан на сайте службы). С 2020 г. отменяется территориальная привязка к месторасположению объекта;
  • через сайты госуслуг или Росреестра.

Правила, порядок и пошаговая инструкция

Собрав документы, необходимо обратиться в территориальный отдел Росреестра или МФЦ в приемные дни.

Приняв заявление, сотрудник должен выдать гражданину расписку и указать срок и дату постановки. При подаче онлайн-заявки эта информация поступает на e-mail.

Процедуру постановки можно отслеживать с помощью электронного сервиса на сайте Росреестра.

Для этого необходим регистрационный номер запроса. Он придет заявителю на e-mail после проверки возможности учета ОН.

Документы

Постановка объекта на кадастровый учет происходит на основании заявления гражданина и пакета сопутствующих документов.

Для каждого ОН существуют свои нюансы при сборе необходимых бумаг.

Общими для всех случаев являются следующие:

  • заявление, заполненное без помарок и исправлений согласно прилагающимся документам;
  • паспорт гражданина или его представителя с доверенностью;
  • оригинал правоподтверждающего документа (договор купли, ренты, дарения, справка о вступлении в наследство);
  • технический или межевой план, план-карта, или акт обследования ОН (электронным документом, заверенным цифровой подписью кадастрового инженера);
  • справка о категории и целевом назначении земель.

Бланк заявления о постановке объекта недвижимости на КУ можно скачать здесь:

Образец заполнения данного документа:

Технический, межевой планы и акты готовятся кадастровым инженером - представителем юрлица или ИП, имеющим лицензию и допуск СРО.

Перечень специалистов, обладающих нужной квалификацией, опубликован на сайте Росреестра.

Сроки

По регламенту, срок постановки на учет должен занимать не более 5 дней (20, если параллельно проводится госрегистрация).

При подаче документов через МФЦ или письмом время увеличивается на 2 суток.

Сколько стоит процедура?

Потратиться придется на услуги кадастрового инженера.

Сколько стоит в среднем подготовка плана в Москве в зависимости от сложности случая и типа недвижимости:

  • для квартиры начинается от 7–10 тыс. руб.;
  • для отдельного строения или жилого дома - от 25 тыс. руб.;
  • для промышленного здания - от 50 тыс. руб.

Госпошлина и налоги

Госпошлина за постановку объекта недвижимости на учет не взимается. Если КУ проходит параллельно с регистрацией прав собственности, граждане облагаются сбором согласно ст. 333.33 НК РФ.

Получение документов

По итогам процедуры заявитель получает выписку из ЕГРН. В ней содержатся:

  • полное описание (площадь, назначение, категория, точный адрес и иные характеристики);
  • собственник(и);
  • действующие обременения и ограничения прав;
  • кадастровая стоимость и т. д.

Что дальше?

Выписка из ЕГРН - основа для оформления прав собственности на недвижимость, если эта процедура не была проведена вместе с постановкой на учет.

Свидетельство выдает также Росреестр. Уведомлять ФНС не нужно: это сделает регистратор по межведомственным каналам.

Возможные причины отказа и приостановления

Росреестр приостанавливает постановку на учет, если:

  • заявитель подал неполный комплект документов или в бумагах содержатся ошибки, помарки, исправления;
  • участок не подлежит КУ (находится в заповедниках, на землях специального и стратегического назначения);
  • право заявителя на постановку на учет спорно;
  • гражданин не предоставил экспертам Росреестра доступ к объекту недвижимости;
  • неправильно проведено межевание и др. (всего 51 основание, см. ст. 26 ФЗ № 218).

На устранение ошибок отводится ограниченное время (до 3 месяцев). Если гражданин не успевает это сделать, ему отказывают в постановке.

Как решить вопрос через суд?

Незаконный отказ можно оспорить в апелляционной комиссии Росреестра или через суд. При этом первое должно обязательно предшествовать второму.

На подачу жалобы в комиссию у заявителя есть 30 дней.

Срок подачи иска - 3 месяца с решения апелляционной комиссии. К иску необходимо приложить документы, которые собирались в процессе постановки на КУ, а также мотивированное письмо об отказе.

Как составить и куда направить иск?

Описательная, мотивировочная и просительная части иска составляются по плану:

  • с чем обращался гражданин в кадастровую палату (фактические обстоятельства дела);
  • когда и почему был получен отказ (мотивировка Росреестра);
  • почему решение госрегистратора незаконно;
  • просьба отменить решение Росреестра, поставить на КУ.

К иску необходимо приложить документы, которые собирались в процессе постановки на КУ, а также мотивированное письмо об отказе.

Обратиться в суд может как сам гражданин, так и кадастровый инженер от его имени. При этом если последний действует как ИП или представитель юрлица, иск нужно подать в арбитражный суд, если как частник - в суд общей юрисдикции.

Отделение выбирается по месту прописки заявителя, нахождения ОН или органа Росреестра, который отказал в учете.

Часто задаваемые вопросы

Можно ли поставить на учет землю без межевания?

В 2020 г. такая практика существовала: в ГКН отмечалось, что ЗУ не имеет четких границ.

В 2020 г. для постановки земли на учет обязателен межевой план, содержащий информацию о площади, границах, опорных точках участка. То есть без межевания не обойтись.

С 2020 г. земельный участок, на котором не проводилось межевание, нельзя будет продать, поменять, передать в наследство, даже если у хозяина на руках уже есть оформленные ранее правоустанавливающие документы.

Как оформить самовольную постройку?

Если муниципальное образование не приняло к учету обелиски воинам, ждите предписания от прокуратуры. Ведь по закону администрация должна вести учет памятных мест и содержать их в надлежащем состоянии.

Учет памятных мест

Прокуратура заставляет администрации принимать в казну муниципального образования братские могилы и памятники погибшим воинам, порой даже через суд. Это связано с тем, что по закону местные власти обязаны содержать такие объекты и реставрировать их (ст. 11 Закона РФ № 4292-1).

  • Важная статья:

Причем воинские захоронения, мемориальные сооружения и объекты, увековечивающие память погибших, которые пришли в негодность, администрации также обязаны восстановить за счет местного бюджета (ст. 7 Закона РФ № 4292-1).

Пример 1:

Прокуратура района провела проверку исполнения органами местного самоуправления Семилукского сельского поселения законодательства об увековечении памяти погибших при защите Отечества.

Выяснилось, что в селе Семилуки расположено воинское захоронение, которое включает братскую могилу, скульптуру из гипса, обелиск с установленной на нем плитой из металла с фамилиями воинов, погибших в годы войны. Однако какая-либо техническая документация в отношении воинского захоронения отсутствует, кадастровый учет военно-мемориального объекта не проводился, право собственности в отношении данного объекта не оформлено.

Прокурор вынес представление, в котором сообщил, что администрации необходимо оформить техническую документацию в отношении воинского захоронения.

Однако чиновники не выполнили это требование. Прокурор обратился в суд, который обязал администрацию в течение 6 месяцев поставить на государственный кадастровый учет военно-мемориальный объект (решение Семилукского районного суда от 17 июня 2015 г. по делу № 2-822/2015).

Внесите объект в реестр

Учет памятных мест начинается с внесения их в реестр. Отдельные захоронения, в том числе военные, относятся к объектам культурного наследия. Поэтому требования прокуратуры поставить на учет бесхозяйные объекты культурного наследия корректны, если при этом не упомянут бюджетный учет.

Обычно объекты, которые выявила прокуратура, не учтены в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Поэтому, прежде чем решать вопросы бухгалтерского учета, необходимо подать в региональный орган охраны объектов культурного наследия заявление о включении объекта, указанного прокуратурой, в реестр.

Вместе с заявлением подают:

  • материалы и сведения о местонахождении объекта, которые содержат адрес объекта или, при его отсутствии, описание местоположения объекта;
  • информацию об историко-культурной ценности объекта;
  • фотографии объекта;
  • другие сведения об объекте, если они есть.

Составьте паспорт захоронения

На каждое воинское захоронение устанавливают мемориальный знак и составляют паспорт (ст. 5 Закона № 4292-1). Паспорт составляет администрация совместно с военкоматом (см. образец). В паспорте указывают:

  • наименование, местонахождение, дату возникновения, категорию объекта;
  • сведения об учете объекта культурного наследия и земельных участков в границах его территории в государственном кадастре объектов недвижимости;
  • описание предмета охраны;
  • графическое отображение границ территории объекта культурного наследия и т. д.

Образец. Паспорт воинского захоронения

Зарегистрируйте бесхозяйную недвижимость

После того как составили паспорт, объект необходимо зарегистрировать как бесхозяйную недвижимость. Правила учета бесхозяйных вещей и приобретения их в собственность закреплены в гражданском законодательстве. Органы местного самоуправления могут сами принимать нормативные правовые акты, которые будут действовать наряду с федеральным законодательством. Акты муниципалитетов регулируют порядок организации работы администраций с бесхозяйным имуществом на территории муниципального образования.

Чтобы зарегистрировать бесхозяйное захоронение, орган местного самоуправления подает соответствующее заявление в Росреестр. Если в течение года со дня постановки бесхозяйного имущества на учет никто не заявит о своих правах на него, орган управления муниципальным имуществом может обратиться в суд. На основании решения суда Росреестр зарегистрирует право муниципальной собственности на бесхозяйное имущество и отразит это в ЕГРН. Запись о снятии объекта с учета вносится в ЕГРН одновременно с записью о государственной регистрации права собственности.

Учет памятных мест на балансе

Учитывают бесхозяйное имущество на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» до признания права муниципальной собственности на него. А после объект отражают на счете 0 108 00 000 «Нефинансовые активы имущества казны». Рассмотрим учет на примере.

Пример 2:

Суд удовлетворил иск районного прокурора к городской администрации и департаменту муниципального имущества о принятии мер к постановке на учет объекта культурного наследия – воинского захоронения.

На объект установили новый обелиск, изготовили паспорт и поставили объект на учет по оценочной стоимости – 1 млн руб.

ДЕБЕТ 01
– 1 млн руб. – принят к забалансовому учету бесхозяйный объект до момента признания судом права муниципальной собственности на этот объект.

По истечении года суд вынес решение об обращении объекта в собственность органа местного самоуправления. Бухгалтер департамента муниципального имущества отразил в учете:

КРЕДИТ 01
– 1 млн руб. – списан объект с забалансового учета;

ДЕБЕТ 1 108 51 310
КРЕДИТ 1 401 10 180

– 1 млн руб. – принят объект в состав казны по уточненной оценке.

Здание находилось в составе имущества казны в течение шести месяцев. Затем орган местного самоуправления передал этот объект в оперативное управление департаменту культуры:

ДЕБЕТ 1 401 20 241
КРЕДИТ 1 108 51 410

– передано воинское захоронение с обелиском на баланс департамента культуры муниципального образования.

По материалам журнала

Статья 12. Организация учета объектов культурного наследия

1. Государственный учет объектов культурного наследия осуществляется путем формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия.

Государственный учет выявленных объектов культурного наследия, находящихся на территории Свердловской области, до включения их в единый государственный реестр объектов культурного наследия осуществляется путем формирования и ведения областного государственного реестра выявленных объектов культурного наследия.

(в ред. Областного закона от 14.04.2006 N 22-ОЗ)

2. Для обеспечения учета объектов культурного наследия, а также в иных целях, связанных с их государственной охраной, на объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия, в соответствии с федеральным законом должны быть установлены информационные надписи и обозначения.

(в ред. Областного закона от 14.04.2006 N 22-ОЗ)

Статья 13. Формирование и ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия

1. Единый государственный реестр объектов культурного наследия формируется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия совместно с федеральным органом охраны объектов культурного наследия в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

(в ред. Областного закона от 21.12.2007 N 160-ОЗ)

2. В соответствии с федеральным законом единый государственный реестр объектов культурного наследия формируется посредством включения в него объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение о включении их в единый государственный реестр объектов культурного наследия, а также посредством исключения из этого реестра объектов культурного наследия, в отношении которых было принято решение об исключении их из указанного реестра.

(в ред. Областного закона от 14.04.2006 N 22-ОЗ)

3. Решение о включении объектов культурного наследия областного значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия принимается Правительством Свердловской области по представлению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия.

Решение о включении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия, согласованное с органами местного самоуправления, принимается Правительством Свердловской области по представлению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия.

(п. 3 в ред. Областного закона от 22.05.2007 N 49-ОЗ)

4. В соответствии с федеральным законом для принятия решения о включении объекта культурного наследия областного значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия представляет:

1) заявление о включении выявленного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия;

2) заключение государственной историко-культурной экспертизы;

3) сведения о наименовании объекта;

4) сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события;

5) сведения о местонахождении объекта;

7) сведения о виде объекта;

8) описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в единый государственный реестр объектов культурного наследия и подлежащих обязательному сохранению;

9) описание границ территории объекта;

10) фотографическое изображение объекта;

11) сведения о собственнике объекта культурного наследия и пользователе объекта культурного наследия;

12) сведения о собственнике земельного участка и пользователе земельным участком.

Документы, указанные в части первой настоящего пункта, представляются по каждому выявленному объекту культурного наследия областного значения и объекту культурного наследия местного (муниципального) значения в срок не позднее трех месяцев со дня поступления соответствующих документов в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия.

5. Решение об изменении категории историко-культурного значения объектов культурного наследия областного значения принимается Правительством Свердловской области по представлению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы в случае несоответствия объекта культурного наследия требованиям, предъявляемым к объектам культурного наследия областного значения.

Объект культурного наследия, признанный не отвечающим требованиям, предъявляемым к объектам культурного наследия областного значения, учитывается в едином государственном реестре объектов культурного наследия как объект культурного наследия местного (муниципального) значения с согласия органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится данный объект культурного наследия.

6. Правительство Свердловской области вправе принять решение об отнесении объекта культурного наследия местного (муниципального) значения к объектам культурного наследия областного значения по представлению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия с согласия органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится данный объект культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы о наличии у объекта культурного наследия признаков объекта культурного наследия областного значения.

7. Исключение объектов культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия в соответствии с федеральным законом осуществляется на основании акта Правительства Российской Федерации:

1) в отношении объекта культурного наследия областного значения - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения Правительства Свердловской области;

2) в отношении объекта культурного наследия местного (муниципального) значения - по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия, на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы и обращения Правительства Свердловской области, согласованного с органом местного самоуправления.

Исключение объектов культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия в соответствии с федеральным законом осуществляется в случае полной физической утраты объекта культурного наследия или утраты им историко-культурного значения.

(п. 7 в ред. Областного закона от 22.05.2007 N 49-ОЗ)

8. Ведение единого государственного реестра объектов культурного наследия в соответствии с федеральным законом включает в себя присвоение регистрационного номера объекту культурного наследия в едином государственном реестре объектов культурного наследия, мониторинг данных об объектах культурного наследия, внесенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия при регистрации в нем объектов, документационное обеспечение единого государственного реестра объектов культурного наследия и возлагается на федеральный орган охраны объектов культурного наследия.

(п. 8 в ред. Областного закона от 21.12.2007 N 160-ОЗ)

Статья 14. Формирование и ведение областного государственного реестра выявленных объектов культурного наследия

1. Областной государственный реестр выявленных объектов культурного наследия формируется и ведется уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия.

2. Областной государственный реестр выявленных объектов культурного наследия формируется посредством включения в него соответствующих объектов, а также посредством исключения из областного государственного реестра выявленных объектов культурного наследия объектов, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия, и объектов, в отношении которых было принято решение об исключении из указанного реестра.

3. Решение о включении объекта в областной государственный реестр выявленных объектов культурного наследия принимает уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия.

Решение о включении выявленного объекта в областной государственный реестр выявленных объектов культурного наследия должно быть принято в срок не позднее одного месяца со дня поступления в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия заключения государственной историко-культурной экспертизы о включении соответствующего объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия как объекта культурного наследия.

4. Областной государственный реестр выявленных объектов культурного наследия должен содержать:

1) сведения о наименовании объекта;

2) сведения о назначении и проведении государственной историко-культурной экспертизы объекта;

3) сведения о времени возникновения или дате создания объекта, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события;

4) сведения о местонахождении объекта;

5) сведения о виде объекта;

6) описание особенностей объекта, послуживших основаниями для включения его в областной государственный реестр выявленных объектов культурного наследия;

7) фотографическое изображение объекта;

8) сведения о собственнике объекта, а также о пользователях объекта, если таковые имеются.

В областной государственный реестр выявленных объектов культурного наследия могут быть включены иные сведения, предусмотренные Правительством Свердловской области.

5. Выявленный объект культурного наследия исключается из областного государственного реестра выявленных объектов культурного наследия в случаях:

1) включения объекта в единый государственный реестр объектов культурного наследия;

2) отказа включить объект в единый государственный реестр объектов культурного наследия в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством.

6. Ведение областного государственного реестра выявленных объектов культурного наследия включает в себя присвоение регистрационного номера выявленному объекту культурного наследия, мониторинг данных о выявленных объектах культурного наследия и документационное обеспечение.

7. Порядок формирования и ведения областного государственного реестра выявленных объектов культурного наследия устанавливается Правительством Свердловской области на основании федерального закона и настоящего Закона Свердловской области.

Статья 15. Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия

(в ред. Областного закона от 14.04.2006 N 22-ОЗ)

1. На объектах культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия, в соответствии с федеральным законом должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия в соответствии с федеральным законом возлагается на собственников объектов.

Информационные надписи на объектах культурного наследия, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законом выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации.

2. Установка информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия федерального значения в соответствии с федеральным законом осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия устанавливает информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия федерального значения, находящихся в областной государственной собственности, по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия и вправе осуществлять установку информационных надписей и обозначений на иных объектах культурного наследия федерального значения по согласованию с этим федеральным органом.

3. Установка информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия областного значения осуществляется в порядке, утвержденном Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом.

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия осуществляет установку информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия областного значения, находящихся в областной государственной собственности, и организует установку информационных надписей и обозначений на иных объектах культурного наследия областного значения.

Информационная надпись, устанавливаемая на объекте культурного наследия областного значения, должна включать:

1) сведения о наименовании объекта культурного наследия;

2) сведения о виде и категории историко-культурного значения объекта культурного наследия;

3) сведения о времени возникновения или дате создания объекта культурного наследия, дате основных изменений (перестроек) данного объекта и (или) дате связанного с ним исторического события;

4) регистрационный номер объекта культурного наследия;

5) указание на то, что объект культурного наследия охраняется государством;

6) иные сведения, предусмотренные уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия.

Информационное обозначение, устанавливаемое на объектах культурного наследия областного значения, должно содержать предупреждение о том, что объект культурного наследия охраняется государством, и иные сведения, предусмотренные уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия.

Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия областного значения должны быть установлены в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения о включении соответствующих объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия.

В случае повреждения или утраты информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия областного значения уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия организует их восстановление или замену в срок не более трех месяцев со дня обнаружения факта повреждения или утраты.

4. По решению уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия на выявленных объектах культурного наследия могут устанавливаться обозначения, содержащие предупреждение о том, что данный объект охраняется государством.

5. Установка информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия местного (муниципального) значения в соответствии с федеральным законом осуществляется в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.

Уполномоченный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере охраны объектов культурного наследия осуществляет установку информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия местного (муниципального) значения, находящихся в областной государственной собственности.

6. На территории Свердловской области должно обеспечиваться единство информационных надписей и информационных обозначений, устанавливаемых на объектах культурного наследия.

Письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от 28.08.. Кадастровый учет.

Письмо ФГБУ "ФКП Росреестра" от 28.08.2013 N 05-0627-АГ "Об изменениях законодательства"

ФГБУ "ФКП Росреестра" в связи с принятием Федерального закона от 23.07.2013 N "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости" (далее - 250-фз) сообщает следующее.

23.07.2013 Президентом Российской Федерации был подписан 250-фз, который вступает в силу с 1 октября 2013 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
Указанный документ внес существенные изменения в Федеральный закон от 22.07.2007 N "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) и в Федеральный закон от 21.07.2007 N "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации).
ФГБУ "ФКП Росреестра" считает необходимым довести до сведения филиалов Учреждения основные изменения, внесенные в Закон о кадастре и в Закон о регистрации в результате принятия 250-фз.

ЗАКОН О КАДАСТРЕ

1. Ведение государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН)

Ст. 4
1.1. Теперь при ведении ГКН законодатель предписал применять единую государственную систему координат, которая должна устанавливаться Правительством Российской Федерации для использования при осуществлении геодезических и картографических работ. Однако, как установлено частью 5 статьи 47 Закона о кадастре (в ред. ), для ведения государственного кадастра недвижимости до 1 января 2017 года могут применяться установленные в отношении кадастровых округов местные системы координат. Пересчет сведений государственного кадастра недвижимости из установленных в отношении кадастровых округов местных систем координат в единую государственную систему координат обеспечивает орган кадастрового учета.

Ст. 7
1.2. Состав сведений ГКН, в части дополнительных характеристик объекта недвижимости, дополнился следующими показателями:
- кадастровые номера помещений, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение;
- номер кадастрового квартала, в котором находится объект недвижимости;
- основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки), определяемая порядком ведения государственного кадастра недвижимости, и ее значение, если объектом недвижимости является сооружение;
- степень готовности объекта незавершенного строительства в процентах;
- основная характеристика объекта недвижимости (протяженность, глубина, глубина залегания, площадь, объем, высота, площадь застройки), определяемая порядком ведения государственного кадастра недвижимости, и ее проектируемое значение, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства;
- проектируемое назначение здания, сооружения, строительство которых не завершено, если объектом недвижимости является объект незавершенного строительства;
- наименование здания, сооружения, определяемое порядком ведения государственного кадастра недвижимости, при наличии такого наименования;
- сведения о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения об отнесении объекта недвижимости к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или об отказе включить его в данный реестр, в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости.
Сведения о вещных правах на объект недвижимости включаются в состав сведений ГКН в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, в случае, если указанные права не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом общедоступные сведения о правах и об ограничениях (обременениях) прав на недвижимое имущество, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, будут считаться внесенными в государственный кадастр недвижимости.

Ст. 13
1.3. На публичных кадастровых картах, которые ведет орган кадастрового учета в электронной форме, также будут воспроизводиться дополнительные сведения, предоставленные органу кадастрового учета федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Состав, перечень таких сведений, порядок и способы их предоставления органу кадастрового учета определяются Правительством Российской Федерации. При этом публичные кадастровые карты подлежат размещению на официальном сайте органа кадастрового учета в сети "Интернет" для просмотра без подачи запросов и взимания платы.

Ст. 14
1.4. Общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, будут предоставляться органом кадастрового учета по запросам (далее также в настоящей статье - запросы о предоставлении сведений) любых лиц, не только посредством почтового отправления, использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, но и с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.
1.4.1. Легализован в законе и такой вид предоставления сведений, как кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости (до внесения изменений в Закон о кадастре кадастровая справка определялась как иной вид предоставления сведений).
1.4.2. Теперь орган кадастрового учета предоставляет льготным категориям субъектов (они поименованы в и специальных федеральных законах) бесплатно все виды сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, за исключением кадастрового плана территории в форме документа на бумажном носителе.
Скорректирована и льготная категория субъектов, имеющих право на бесплатное получение сведений. Так, сведения предоставляются бесплатно также органам прокуратуры Российской Федерации в целях осуществления надзора за исполнением законодательства Российской Федерации. А вот кадастровым инженерам (вне зависимости от их участия в предоставлении государственных услуг) сведения предоставляются за плату.

Ст. 15
1.5. Изложена в новой редакции статья 15 регулирующая информационное взаимодействие при ведении ГКН.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять документы для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости в случаях принятия ими решений:
1) об установлении или изменении прохождения Государственной границы Российской Федерации;
2) об установлении или изменении границы между субъектами Российской Федерации, границ муниципального образования;
3) об установлении или изменении границ населенного пункта;
4) об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использования территорий;
5) об утверждении правил землепользования и застройки;
6) об изменении вида разрешенного использования земельного участка;
7) об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости;
8) о присвоении адресов объектам недвижимости или об изменении таких адресов;
9) о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (применяется 01.03.2015);
10) о переводе жилого помещения в нежилое помещение, нежилого помещения в жилое помещение.
Органы охраны объектов культурного наследия в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия соответствующих решений обязаны направлять в орган кадастрового учета документы, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений:
1) о включении объекта недвижимости в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
2) об отнесении объекта недвижимости к выявленным объектам культурного наследия, подлежащим государственной охране до принятия решения о включении его в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации или об отказе включить его в данный реестр;
3) об исключении объекта культурного наследия из единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
4) об отказе включить выявленный объект культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Орган, осуществляющий ведение государственного лесного реестра, или орган, осуществляющий ведение государственного водного реестра, в срок не более чем пять рабочих дней со дня внесения в такие реестры сведений соответственно о лесах, водных объектах направляет в орган кадастрового учета документы, необходимые для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости.

4. Перечень и содержание документов, направляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления в орган кадастрового учета, порядок их направления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, требования к формату таких документов в электронной форме устанавливаются Правительством Российской Федерации (далее - порядок информационного взаимодействия).
Нововведением закона является в предусмотренных законом случаях обязательное приложение к документам, направляемым в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия, карты (плана) объекта землеустройства, подготовленную в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве". Карта (план) объекта землеустройства направляется в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего ее лица. При этом срок направления таких документов в орган кадастрового учета будет составлять 6 месяцев.
В случаях, когда приложение карты (плана) объекта землеустройства не предусмотрено - срок направления сведений в орган кадастрового учета составит 5 дней.
В том случае, если сведения не внесены в государственный кадастр недвижимости в сроки, установленные настоящей статьей, заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета с заявлением о внесении соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости. Орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает содержащие указанные сведения документы в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

2. Порядок кадастрового учета

Ст. 16
2.1. В измененном Законе о кадастре исключены положения, которые обязывали орган кадастрового учета при кадастровом учете в связи с изменением, в частности сведений о кадастровой стоимости, уведомлять правообладателя об осуществленном кадастровом учете.
2.2. Кроме того, установлено, что в случае поступления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете в связи с изменением категории, разрешенного использования, назначения здания (помещения) объекта недвижимости и при этом непоступления соответствующих документов из уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.
Орган кадастрового учета при поступлении заявления о кадастровом учете и представлении заявителем необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для кадастрового учета документов самостоятельно запрашивает иные необходимые в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона для кадастрового учета документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе и обязанность по представлению таких документов не возложена на заявителя в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2.3. Также важной новеллой является положения о том, что при осуществлении кадастрового учета на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке, применяются правила статей 26 и 27 настоящего Федерального закона (основания для отказа и приостановлении).

Ст. 17
2.3. С 01.10.2013 постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости теперь должны осуществляться в течение восемнадцати календарных дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете (в настоящее время этот срок составляет 20 рабочих дней).

Ст. 18
2.4. Утратили силу положения Закона о кадастре, которые устанавливали, что кадастровый учет осуществляется по месту нахождения объекта недвижимости, а в случае расположения объекта недвижимости в границах 2-ух и более кадастровых округов такое место определялось в порядке, установленном органом нормативно- правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Ст. 20
Вместе с тем, вводится норма о том, что заявление представляется в орган кадастрового учета или многофункциональный центр по месту расположения объекта недвижимости в пределах кадастрового округа. В случае расположения объекта недвижимости в нескольких кадастровых округах заявление представляется в орган кадастрового учета или многофункциональный центр в любом из таких кадастровых округов.
2.5. 250-фз введена норма о том, что если полномочия представителя органа государственной власти или органа местного самоуправления подтверждаются доверенностью, составленной на бланке данного органа и заверенной печатью и подписью руководителя данного органа, нотариальное удостоверение такой доверенности для ее представления вместе с соответствующим заявлением не требуется.
2.6. Дополнен список лиц, которые вправе обратиться за учетом изменений объекта недвижимости. Так наряду с уже имеющейся категорий лиц с 01.10.2013 с заявлениями об учете изменений зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, доверительного управления или аренды (если соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет), вправе обратиться лица, обладающие этими зданиями, сооружениями, помещениями, объектами незавершенного строительства на указанном праве.
А с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости в связи с изменением сведений об адресе объекта недвижимости и категории земли объекта недвижимости вправе обратиться любые лица.

Ст. 21
2.7. Также с 01.10.2013 межевой план, технический план и подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости акт обследования направляются в орган кадастрового учета в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

Ст. 22
2.8. Состав необходимых для кадастрового учета документов дополнен копией документа, подтверждающего в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоение адреса объекту недвижимости или изменение такого адреса, запрашивается органом кадастрового учета.

Ст. 23
2.9. Орган кадастрового учета выдает документы по результатам кадастровых процедур в электронном виде, за исключением случаев, если в заявлении указан способ получения документов по результатам кадастровых процедур на бумажном носителе либо заявитель получает их в МФЦ.

Ст. 24
2.10. С 01.10.2013 учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления одновременно с постановкой на учет образованных из таких объектов недвижимости иных объектов недвижимости в случае, если право собственности на все образованные объекты недвижимости возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
2.11. Увеличен срок временного характера сведений в отношении образованных объектов недвижимости с 01.10.2013 он составит 5 лет. При этом в случае аннулирования и исключения из ГКН сведений об объекте недвижимости, в связи с отсутствием государственной регистрации на такой объект, орган кадастрового учета не направляет документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости (за исключением документов, представленных в форме электронных документов) заявителю по почте, а в течение года после исключения сведений из ГКН, по заявлению выдает такие документы на руки заявителю. Если по истечении года заявитель или его представитель не явился в орган кадастрового учета и ему не были выданы лично под расписку документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости, данные документы подлежат уничтожению.

Ст. 25
2.12. В соответствии с 250-фз теперь орган кадастрового учета снимает с учета часть земельного участка, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с частью 9 статьи 47 Закона о кадастре, в случае снятия с учета здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с прекращением их существования.
2.13. Новеллы затронули и постановку на учет многоквартирного дома. Так, орган кадастрового учета при постановке на учет многоквартирного дома осуществляет постановку на учет всех расположенных в нем помещений (в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме).
2.14. Кроме того, орган кадастрового учета при поступлении в порядке информационного взаимодействия копии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляет постановку на учет такого объекта. Данное положение применяется с 01.03.2015.
2.15. Также к нововведениям Закона о кадастре стоит отнести учет части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, такой учет осуществляется органом кадастрового учета на основании документов, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующей зоне, по правилам, установленным порядком ведения государственного кадастра недвижимости. Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при учете части земельного участка, образованной в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территории, приобретают характер кадастровых сведений.
Также, стоит отметить, что в случае государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) вещного права на земельный участок, в связи с установлением которого была образована и поставлена на учет часть земельного участка, снятие с учета данной части земельного участка осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) вещного права на соответствующий земельный участок при отсутствии сведений о том, что на данную часть земельного участка зарегистрировано другое ограничение (обременение) вещного права.
Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

2.15. Отказ и приостановление в осуществлении государственного кадастрового учета (статьи 26 и 27 Закона о кадастре)
2.15.1. Важной новацией Закона о кадастре является то, что за счет сокращения перечня оснований для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета расширен список оснований для приостановления в осуществлении государственного кадастрового учета. В частности исключены из оснований для отказа и включены в основания для приостановления следующие нормы:
- заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона;
- одна из границ земельного участка пересекает границы муниципального образования и (или) границы населенного пункта, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования и (или) границ населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости;
- орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления постановки на учет земельного участка также в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.
И законодатель добавил новое основание для приостановления в осуществлении государственного кадастрового учета:
- одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу территориальной зоны, за исключением случая, если органом кадастрового учета выявлена воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в определении местоположения границы такой территориальной зоны в документе, на основании которого внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, или если образуемый земельный участок предназначен для размещения линейных объектов, а также в иных случаях, установленных федеральным законом.
2.15.2. Установлено, что орган кадастрового учета в случае принятия решения об отказе (приостановлении) направляет заявителю уведомление о принятии такого решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
А в случае, если в заявлении указано о необходимости получения такого решения в форме документа на бумажном носителе, орган кадастрового учета обязан выдать заверенную копию такого решения соответствующему заявителю или его представителю лично под расписку либо не позднее рабочего дня, следующего за пятым рабочим днем со дня истечения установленного срока осуществления государственного кадастрового учета, направить заверенную копию такого решения посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении по указанному в заявлении почтовому адресу.
Также Законом 250-фз предусмотрена возможность кадастровым инженерам обжаловать решения органа кадастрового учета об отказе (приостановлении) в судебном порядке.

Ст. 28
Представлена возможность подачи заявления об исправлении технической ошибки, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
2.16. С 01.10.2013 при исправлении технической ошибки в сведениях ГКН орган кадастрового учета вместе с решением об исправлении такой ошибки направляет кадастровый паспорт объекта недвижимости в электронной форме либо заверенную копию на бумажном носителе по почтовому адресу.
При обнаружении органом кадастрового учета кадастровой ошибки в сведениях направляется решение о необходимости устранения такой ошибки. Порядок и способы направления органом кадастрового учета данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

3. Кадастровая деятельность

Ст. 29
3.1. В 250-фз более детально прописано одно из оснований для аннулирования аттестата кадастрового инженера, в частности, исключено оценочное понятие "грубое нарушение". Взамен законодатель указывает конкретные пункты статьи 27 Закона о кадастре, а именно:
- принятия в течение календарного года органом кадастрового учета решений об отказе в осуществлении кадастрового учета по основаниям, указанным в пунктах 1, 3, 4 части 2, пунктах 2, 6, 8, 9 части 3, частях 4 - 7 статьи 27 настоящего Федерального закона, которые связаны с подготовленными кадастровым инженером межевым планом, техническим планом, актом обследования и суммарное количество которых составляет двадцать пять и более процентов от общего количества решений об осуществлении кадастрового учета и об отказе в осуществлении кадастрового учета, связанных с подготовленными кадастровым инженером межевым планом, техническим планом, актом обследования, при условии, что общее количество таких решений должно быть не менее двадцати.
Также добавлено новое основание для аннулирования аттестата кадастрового инженера:
- принятия за последние три года деятельности кадастрового инженера органом кадастрового учета десяти и более решений о необходимости устранения кадастровых ошибок в сведениях, связанных с ошибкой, допущенной кадастровым инженером при определении местоположения границ земельных участков или местоположения зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

Ст. 33
Стоит отметить, что кадастровый инженер должен иметь усиленную квалифицированную электронную подпись. Также он может осуществлять кадастровую деятельность на основании трудового договора с юридическим лицом (ранее в законе именовалось юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией).
С 1 января 2014 года по 1 апреля 2014 года кадастровые инженеры обязаны представить в орган кадастрового учета уведомление, содержащее сведения, предусмотренные частью 2 статьи 30 данного Федерального закона. При непредставлении указанного уведомления также подлежат применению положения пункта 5 части 7 статьи 29 данного Федерального закона
Указанные изменения вступают в силу с 01.01.2014.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.
3. Заключительные положения

Ст. 45
4.1. 250-фз исключил из Закона о кадастре основания для отказа в выдачи кадастрового паспорта ранее учтенного земельного участка. С 01.10.2013 орган кадастрового учета отказывает в выдаче кадастрового паспорта ранее учтенного земельного участка на общих основаниях отказа в предоставлении запрашиваемых сведений в отношении объекта недвижимости, предусмотренных статьей 14 Закона о кадастре.
4.2. Исключена норма, предусматривающая право орган кадастрового учета уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка, а также местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Ст. 46
4.3. Обращает на себя внимание норма о том что, сведения об установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, содержащиеся в документах, хранящихся в государственном фонде данных, полученных в результате землеустройства, включаются в государственный кадастр недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

ЗАКОН О РЕГИСТРАЦИИ

Ст. 2
Исключается положение, предусматривающее, что государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.

Ст. 6
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества и государственная регистрация возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества проводятся в течение восемнадцати календарных дней со дня приема соответствующих заявлений (ранее предусматривалось не позднее месячного срока).

Ст. 8
С 01.10.2013 Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, бесплатно предоставляет сведения о зарегистрированных правах на объекты и в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, в объеме, который необходим для работы указанных органов.

Ст. 12
Исключили часть статьи обязывающею орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, после внесения в Единый государственный реестр прав записей в связи с осуществленной государственной регистрацией прав в срок не более чем три рабочих дня со дня такой регистрации вносить в государственный кадастр недвижимости сведения, предусмотренные пунктами 8 и (или) 9 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", таким образом данное положение утратило силу.
Кроме того, установлена революционная возможность ведения только на электронных носителях.

Ст. 13
Установлено, что государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из ЕГРП; при этом в форме документа на бумажном носителе в обязательном порядке оформляется только свидетельство.

Ст. 16
Установлено, что форма заявления о государственной регистрации прав и требования к его заполнению, а также требования к формату заявления о государственной регистрации прав в электронной форме утверждаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Кроме того, установлено, что представление документа об уплате государственной пошлины вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами не требуется. Заявитель вправе представить документ об уплате государственной пошлины в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, по собственной инициативе.
Если информация об уплате государственной пошлины отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах и документ об уплате государственной пошлины не был представлен вместе с заявлением о государственной регистрации прав, документы, необходимые для государственной регистрации прав, к рассмотрению не принимаются.
Такие документы по истечении восемнадцати календарных дней с момента их поступления в случае наличия соответствующего указания в заявлении выдаются заявителю лично или направляются ему посредством почтового отправления с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении.
Если документы, необходимые для государственной регистрации прав, представлены в форме электронных документов, по истечении восемнадцати календарных дней с момента поступления таких документов заявителю по адресу электронной почты, указанному в заявлении, направляется уведомление в форме электронного документа о непринятии заявления и таких документов к рассмотрению.
Также стоит отметить, что с 01.10.2013 учредительные документы юридического лица либо их нотариально удостоверенные копии или заверенные лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, и печатью юридического лица копии этих учредительных документов не представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в случае, если ранее в указанный орган были представлены учредительные документы юридического лица вместе с заявлением о государственной регистрации прав и иными необходимыми для государственной регистрации прав документами и проведена государственная регистрация права юридического лица на соответствующий объект недвижимости, а также если с момента проведения государственной регистрации права юридического лица федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, не регистрировались изменения учредительных документов юридического лица.
Установлено, что если заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, в форме электронных документов, электронных образов документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, информация о приеме указанных документов направляется в течение рабочего дня, следующего за днем приема данным органом указанных документов, в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Кроме того, в 250-фз предусматривается, что днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных необходимых для государственной регистрации прав документов в случаях, если вместе с таким заявлением не представлен документ об уплате государственной пошлины или в соответствии с федеральным законом уплата государственной пошлины производится после представления таких заявления и документов, является день представления заявителем документа об уплате государственной пошлины или получения органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в установленном федеральным законом порядке сведений об уплате государственной пошлины. В указанных случаях заявление о государственной регистрации прав и иные необходимые для государственной регистрации прав документы могут быть приняты к рассмотрению не позднее чем в течение восемнадцати календарных дней со дня их представления.

Ст. 18
250-фз также предусмотрено, что порядок и способы направления выписки из Единого государственного реестра прав в форме электронного документа, удостоверяющей проведение государственной регистрации возникновения и (или) перехода прав на недвижимое имущество, и (или) иных подлежащих выдаче документов в форме электронных документов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.

Ст. 20
Кроме того, порядок и способы направления сообщения об отказе в государственной регистрации прав, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом выдаче после проведения государственной регистрации прав экземпляров - подлинников представленных заявителем документов, а также уведомления о поступлении указанного в пункте 6 настоящей статьи решения суда и сроке окончания осуществления государственной регистрации прав устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Директорам филиалов ФГБУ "ФКП Росреестра" надлежит учитывать вышеуказанные изменения федерального законодательства в дальнейшей работе.

Директор
А.В.ГОЛИКОВ