Коап об административных правонарушениях. Законодательство рф об административных правонарушениях. Курение в общественных местах штрафы за нарушение

Статья 1.1. Законодательство об административных правонарушениях

1. Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Статья 1.3. Предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

1. К ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;

2) перечня видов административных наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

4) порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

2. В соответствии с законодательством о судебной системе настоящий Кодекс определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам.

3. В соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав.

4. В соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральным органам исполнительной власти.

Статья Статья 1.3-1. Предметы ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях

(статья введена Федеральным законом от 28.12.2009 N 380-ФЗ)

1. К ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится:

1) установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

2) организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

3) определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса;

4) создание комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

5) создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации;

6) определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

7) регулирование законами субъектов Российской Федерации иных вопросов в соответствии с настоящим Кодексом.

2. Законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными полномочиями субъекта Российской Федерации по решению вопросов, указанных в пунктах 4-6 части 1 настоящей статьи, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В случае наделения органа местного самоуправления указанными полномочиями его должностные лица вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.

3. В случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации, при осуществлении органами местного самоуправления полномочий по контролю (надзору), делегированных Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, а также при осуществлении муниципального контроля.

4. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции, установленной главой 23 настоящего Кодекса, уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом.

5. Должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах компетенции соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, указанных в статье 28.3 настоящего Кодекса.

Статья 1.4. Принцип равенства перед законом

1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

2. Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. (абзац введен Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

Статья 1.5. Презумпция невиновности

1. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

3. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

4. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. (примечание введено Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 21.04.2011 N 69-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

Статья 1.6. Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением

1. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

2. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.

3. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени

(в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

Статья 1.8. Действие законодательства об административных правонарушениях в пространстве

1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ)

2. Лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации. (часть 2 в ред. Федерального закона от 04.05.2011 N 97-ФЗ)

ГЛАВА 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Статья 2.1. Административное правонарушение

1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Статья 2.2. Формы вины

1. Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

2. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

2. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.55, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.29 - 15.31, 15.37, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. (в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 N 9-ФЗ, от 17.07.2009 N 160-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 02.12.2013 N 326-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

Статья 2.5. Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания

(ст.2.5 в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

1. За административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность.

2. За административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 - 5.26, 5.45 - 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 - 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 3 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 - 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 - 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8 и статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) настоящего Кодекса, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, несут административную ответственность на общих основаниях. (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 218-ФЗ, от 17.07.2009 N 160-ФЗ, от 09.11.2009 N 247-ФЗ, от 18.07.2011 N 225-ФЗ, от 06.12.2011 N 404-ФЗ, от 02.12.2013 N 326-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

Статья 2.6. Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц

1. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

2. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие административные правонарушения на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, предусмотренные частью 2 статьи 8.16 , частью 2 статьи 19.4 настоящего Кодекса, подлежат административной ответственности на общих основаниях.

3. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Статья 2.6.1. Административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств

(введена Федеральным законом от 24.07.2007 N 210-ФЗ)

1. К административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств. (в ред. Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ)

2. Собственник (владелец) транспортного средства освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. (в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 175-ФЗ)

Статья 2.6.2. Административная ответственность собственников или иных владельцев земельных участков либо других объектов недвижимости

(введена Федеральным законом от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

1. К административной ответственности за административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, в части содержания, эксплуатации, перемещения, переоборудования либо разрушения объектов благоустройства в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники или иные владельцы земельных участков либо других объектов недвижимости.

2. Собственник или иной владелец земельного участка либо другого объекта недвижимости освобождается от административной ответственности, если в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в соответствии с частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, будут подтверждены содержащиеся в ней данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения земельный участок либо другой объект недвижимости находился во владении или в пользовании другого лица, либо о том, что административное правонарушение совершено в результате противоправных действий других лиц, при этом у собственника или иного владельца земельного участка либо другого объекта недвижимости не имелось возможности предотвратить совершение административного правонарушения либо им были приняты все зависящие от него меры для предотвращения совершения административного правонарушения.

Статья 2.7. Крайняя необходимость

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Статья 2.8. Невменяемость

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц

1. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административные правоотношения складываются в одну из самых обширных сфер в российском судопроизводстве. Основным законодательным источником является КоАП РФ "Об административных правонарушениях". Что представляет собой этот нормативный акт? Ответ на этот вопрос будет предоставлен в статье.

Что такое КоАП РФ?

Расшифровка представленной аббревиатуры выглядит следующим образом: Кодекс об административных правонарушениях. Это довольно большой нормативный акт, который содержит в себе исчерпывающую информацию о видах нарушения права и способах их профилактики. Стоит отметить, что КоАП РФ распространяет свое действие на всю территорию российского государства. Кодекс строго соответствует положениям Конституции и нормам международного права. К ведению рассматриваемого нормативного акта относятся:

  • общие положения и принципы административного законодательства;
  • перечень правонарушений административного характера;
  • порядок административного производства;
  • процесс исполнения производства и т.д.

В задачи рассматриваемого закона входят: охрана прав и свобод российских граждан, иностранцев и лиц без гражданства, защита общественной нравственности, охрана природы, организация общественной безопасности и многое другое.

Принципы закона

Что такое КоАП РФ? Расшифровку и характеристику этого понятия предоставляют статьи 1.4-1.8 рассматриваемого закона, в которых говорится о принципах реализации административных правоотношений. Именно идеи и условия, на которых базируется тот или иной нормативный акт, наилучшим образом характеризуют сам закон.

Для начала стоит выделить принцип равенства перед законом. Абсолютно все лица, находящиеся на территории Российской Федерации, должны соблюдать положения, закрепленные в главах КоАП РФ. При этом совершенно не важен статус человека, его пол, мировоззрение и т.д. Перед законом все люди будут равны.

Статья 1.5 закона закрепляет принцип презумпции невиновности. Здесь все достаточно просто: ни один человек не может быть обвинен и подвержен наказанию ровно до тех пор, пока его вина не будет доказана судом. При этом само лицо не обладает обязанностью доказывать свою невиновность.

Стоит также выделить "классические" принципы, на которых базируется КоАП РФ: это гуманность, защита прав и свобод человека, соответствие российской Конституции и многое другое.

Понятие административного правонарушения

Разобравшись с тем, что такое КоАП РФ, расшифровка которого устоялась достаточно давно, стоит перейти к другому, не менее важному понятию. Важнейшим элементом рассматриваемого нормативного акта является административное правонарушение. Это виновное, имеющее противоправный характер деяние, за которое по закону устанавливается ответственность. Деяние может выражаться в виде действия или бездействия.

Ответственность по КоАП РФ возлагается как на физических, так и на юридических лиц. Причем наказание юридического лица не освобождает от ответственности некоторых физических лиц.

Правонарушение может иметь две формы вины: умышленную и по неосторожности. В первом случае виновное лицо прекрасно сознает противоправный характер своего деяния. Во втором случае лицо, совершившее нарушающее закон деяние, должно было рассчитывать на предотвращение вредных последствий.

Административное наказание

Как уже было сказано, за любое нарушение права должно последовать законное наказание. Административное наказание, согласно статье 3.2, может выражаться в следующих формах:

  • штраф по КоАП РФ (обычно разнится в зависимости от того, физическое лицо или юридическое);
  • предупреждение;
  • конфискация (изъятие) орудия совершения правонарушения;
  • арест административного характера;
  • приостановление деятельности;
  • дисквалификация;
  • обязательные работы;
  • выдворение иностранного гражданина за пределы российского государства.

Любое законное наказание всегда преследует одни цели: предупреждение совершения новых нарушений и воспитательное воздействие на виновное лицо. При этом наказание ни в коем случае не должно умалять достоинство и честь виновного лица.

Кто рассматривает правонарушения?

Кто занимается реализацией административного производства? Согласно закону, здесь действует целая система, состоящая из самых разных органов, инстанций и ответвлений. Самыми важными лицами здесь являются, конечно же, судьи - районные или мировые. В качестве представителей кассационной инстанции дела могут рассматривать и судьи Верховного суда.

Стоит также выделить комиссии по делам несовершеннолетних граждан, инстанции уголовно-исполнительной системы, региональные органы исполнительной власти и даже Банк России (но только по вопросам своего ведения). Рассмотрением административных дел могут заниматься руководители федеральных органов и различных структурных подразделений, а также заместители руководителей.

Субъекты административного производства

Кто входит в систему административных правоотношений? Согласно главе 25, части 1 КоАП РФ, участниками производства в рассматриваемой области являются следующие лица:


Отдельно стоит рассказать про свидетелей. Это лица, имеющие право давать показания, делать замечания касательно информации, вносимой в протокол, пользоваться помощью переводчика и так далее. Если свидетель несовершеннолетний, то обязательным будет присутствие психолога.

Главы 5-21 предоставляют информацию о группах административных правонарушений, за которые закон устанавливает ответственность. Так, в главе 6 КоАП РФ содержится информация о деяниях, посягающих на жизнь, здоровье и нравственность граждан. Здесь стоит выделить побои, нарушение санитарных требований, занятие проституцией, незаконное обращение медицинских препаратов и многое другое.

В главе 7 речь идет об охране собственности. Определенная часть деяний, при которых нарушается имущественное право, зафиксировано в КоАП РФ. Другую часть содержит Уголовный кодекс. Административные правонарушения здесь - это самовольное занятие участка, несогласованное пользование природными ресурсами и т.д. В главе 8 речь идет об охране окружающей среды, а в главе 9 - о нарушениях в промышленности, энергетической или строительной области и т.д.

В главе 10 говорится о нарушениях в сфере сельского хозяйства, а в главе 11 и 12 - о нарушениях на транспорте. По сути, именно на базе двух этих глав и выстроены правила ПДД.

В КоАП РФ с последними изменениями от 20.01.2017 глава 13 рассказывает о правонарушениях в сфере информации и связи. Здесь же содержатся нормы о нарушении правил защиты информации. Довольно обширная глава 14 представляет характеристику административным нарушениям в области предпринимательской деятельности. Тут закрепляются санкции за создание монополии, картелей, нарушение порядка ценообразования и многое другое.

Глава 15 характеризует нарушения права в финансовой сфере, а также в области работы с налогами, ценными бумагами, сборами, элементами страхования и т.д. Нарушение таможенного права закреплено в главе 16, а деяния, имеющие характер посягательства на государственную власть - в главе 17. Нарушение границ России карается санкциями, установленными в главе 18, а такие сложные деяния, как самоуправство, нарушение порядка повиновения или управления - в главе 19. Общественная безопасность и общественный порядок регулируются главой 20. Воинский учет закрепляется в главе 21.

Изменения в законе

Последние изменения с КоАП РФ произошли 1 января 2017 года. В отличие от прошлых версий, осталась прежней сама расшифровка КоАП РФ. Что такое произошло с остальными положениями закона? Изменилась статья 9.5 части 2 закона, в которой речь шла об инженерных изысканиях. Список государственных корпораций, осуществляющих надзор, пополнился здесь ГК "Росатом".

Незначительно изменилось содержание статьи 19.4. Здесь пополнился список лиц, выполняющих контрольно-надзорную деятельность в области воспрепятствования работы представителей закона. В статье 24.3 в список объектов, через которые можно совершать правонарушения, добавили Интернет.

Что собой представляет база законодательства РФ административного права? Что составляет основу базы законодательства об административных правонарушениях, какой нормативный документ является ведущим актом в данной сфере? На эти и другие вопросы Вы найдете ответы в представленной статье.

Административное право представляет собой важнейшую отрасль правовой системы нашего государства. В свою очередь, административное законодательство выступает правовой основой для построения и функционирования такой мощной и активной подсистемы государственного аппарата, как исполнительная власть. Законодательная база административного права разобрана на множество нормативных актов, в основе которых Конституция Российской Федерации.

Источники административного права РФ

С точки зрения науки источниками административного права признаются акты государственных органов, в которых содержатся нормы административно-правового характера. Определяют следующие виды источников права:

  1. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Законодательство административного права не является исключением, большая часть норм источников права основаны на принципах и нормах международных договоров и соглашений.
  2. Конституция РФ, а также уставы и Конституции субъектов Федерации, которые содержат нормы административно-правовой направленности.
  3. Указы Президента РФ и правовые акты глав субъектов РФ.
  4. Постановления Правительства и правовые акты администрации субъектов РФ.
  5. Нормативно-правовые акты региональных и федеральных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления.
  6. Соглашения между федеральными объединениями, публичные договоры федеративного и административного значения.

Возвращаясь к законодательству об административных правонарушениях, следует отметить, что его база значительно меньше общепринятых норм источников административного права, однако каждая норма также основывается на нормах и принципах международного права.

Согласно статье 1.1. Кодекса об Административных правонарушениях законодательство данной области состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ. Таким образом, в базу законодательства можно включить:

  • общеправовые законодательные акты (прежде всего Конституция РФ), отраслевые - КоАП РФ, Федеральные законодательные акты Правительства РФ, Федеральные законы и иные документы;
  • законодательные акты, имеющие отношение к иным отраслям права, но имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие отношения в сфере административных правонарушений (Таможенный, Налоговый, Гражданский кодексы РФ и т.д.);
  • международные акты, имеющие действие в данной области правоотношений.

Основу законодательства РФ об административных правонарушениях составляет КоАП РФ и нормативно правовые акты, принимаемые органами государственной власти и субъектов РФ.

Исходя из вышесказанного следует - на территории субъектов Федерации могут быть созданы законодательные акты, где установлены административные наказания за деяния, не указанные в КоАП РФ и они действительно есть:

  • Кодекс Волгоградской области об административных правонарушениях
  • Закон Ростовской области об административных правонарушениях
  • Закон республики Адыгея об административных правонарушениях
  • Закон республики Алтай об административных правонарушениях
  • Кодекс республики Башкортостан об административных правонарушениях
  • Закон республики Бурятия об административных правонарушениях
  • Закон Краснодарского края об административных правонарушениях

Важно отметить, что законы, принимаемые субъектами РФ, не могут противоречить нормам Кодекса об Административных правонарушениях. Разрешение споров по вопросам соответствия законов субъектов РФ Кодексу отнесено к ведению Конституционного Суда РФ.

Кодекс об административных правонарушениях РФ

Основной законодательный документ в сфере отношений, связанных с административными документами, представляет собой кодифицированный акт, который устанавливает общий перечень всех административных правонарушений и полноценно регулирует общественные отношения по привлечению правонарушителей к административной ответственности. КоАП РФ фиксирует порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам, перечисляет административные наказания и порядок их назначения, устанавливает органы, рассматривающие дела в данной сфере. Действующий на территории РФ Кодекс об административных правонарушениях был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г., последние изменения были внесены в него действием Федерального закона № 326-ФЗ от 03.08.2018 г. "О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", которые вступили в силу 14 августа 2018 г.

Материал подготовлен по заказу юридической компании «Доминиум»

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) представляет собой типовой кодифицированный свод законов, регламентирующих административные отношения между гражданами и уполномоченными органами. Кроме того, документ определяет действующий перечень правонарушений и меры ответственности за несоблюдение описанных в статьях ограничений. В каждом регионе федеральный кодифицированный акт дополнен собственным перечнем статей и уточнений, касающихся преимущественно порядка исполнения решений по делам административного характера.

Актуальный КоАП РФ вступил в силу 1 июля 2002 года, заменив действующий до того времени Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. На данный момент последние изменения в своде законов учтены по состоянию на 2017 год.

Структура КоАП РФ

КоАП России – документ комплексного типа. В нем одновременно кодифицированы нормы материальной ответственности сторон гражданских отношений, полномочия органов и должностных лиц в сфере охвата акта, а также процессуальные нормы. Именно такая особенность документа и стала определяющим фактором в формировании его итоговой структуры.

Административный кодекс разбит на 5 разделов, включающих 32 главы, разделенные на более чем 600 статей. Число статей ежегодно увеличивается.

  • Раздел I содержит общие положения документа.
  • Раздел II — особенная часть.
  • Раздел III касается судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела о различных типах административных правонарушениях.
  • Раздел IV освещает вопросы делопроизводства административного характера.
  • Раздел V полностью посвящен исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях.

Важно отметить, что в отличие от действовавшего до 2002 года КоАП РСФСР, в новом кодексе использована поглавная нумерация статей. Это значит, что первым номером в нумерации статьи отмечена глава, к которой та принадлежит, а последующие числа означают номер статьи. Считается, что такая нумерация разительно упрощает внесение правок в документ и дополнение перечня статей в главах.

Предмет правового регулирования КоАП

Одна из наиболее объемных глав документа всецело посвящена вопросу ответственности сторон, нарушающих права граждан на труд и отдых, участие в выборах, осуществление различных видов деятельности и пр.

В целом документ составлен в соответствии с Конституционными и прочими нормами. Что говорит о его нацеленности на установление прав и обязанностей в гражданской сфере таким образом, чтобы максимально поддерживать отдельных граждан и давать им возможность на самореализацию.

Отдельными разделами в кодексе выделены права и обязанности органов и должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Подробно в статьях расписываются особенности рассмотрения административных споров, условия для подачи ходатайств, выдвижения обвинений и обжалования принятых решений.

Какие изменения в документе вступили в силу в 2017 году

Как и в 2016 году, так и в 2017 в административный кодекс внесены значительные поправки, ранее принятые и подписанные президентом. В частности, с января 2017 года ужесточаются вводятся меры ответственности в виде штрафов для коллекторов, новостных агрегаторов и субъектов, осуществляющих туристическую деятельность.

Ужесточение законодательства произошло в целом по возврату долгов. Однако это ужесточение отразилось именно на кредиторах, а в отношении должников произошли значительные послабления. Так, незаконные действия по истребованию долга могут обернутся значительными штрафами для кредиторов.

Также 2017 год запомнится введением ответственности за продажу этанол-содержащей продукции в пластиковой таре.

Также ряд норм связан с защитой окружающей среды — за незаконную деятельность в лесопарковом зеленом поясе.

КоАП РФ 2017 (Кодекс об административных правонарушениях)

Здесь можно скачать действующую (последнюю) редакцию КоАП РФ:

КоАП РФ — кодифицированный нормативно-правовой акт, регулирующий вопросы привлечения юридических и физических лиц к ответственности за административные правонарушения (общественно-вредные противоправные деяния).

  • Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях
  • Глава 2. Административное правонарушение и административная ответственность
  • Глава 3. Административное наказание
  • Глава 4. Назначение административного наказания
  • Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан
  • Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность
  • Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности
  • Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования
  • Глава 10. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель
  • Глава 11. Административные правонарушения на транспорте
  • Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения
  • Глава 13. Административные правонарушения в области связи и информации
  • Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций
  • Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг
  • Глава 16. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушение таможенных правил)
  • Глава 17. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти
  • Глава 18. Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации
  • Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления
  • Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
  • Глава 21. Административные правонарушения в области воинского учета
  • Глава 22. Общие положения
  • Глава 23. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
  • Глава 24. Общие положения
  • Глава 25. Участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности
  • Глава 26. Предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств
  • Глава 27. Применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • Глава 28. Возбуждение дела об административном правонарушении
  • Глава 29. Рассмотрение дела об административном правонарушении
  • Глава 29.1. Правовая помощь по делам об административных правонарушениях
  • Глава 30. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
  • Глава 31. Общие положения
  • Глава 32. Порядок исполнения отдельных видов административных наказаний