Пример и правила написания объяснительной записки, образец для скачивания. Пример объяснительной записки. ✔ Объяснительная на работу

Наверняка, вы уже успели посмеяться над содержанием десятков смешных объяснительных, попавших в Интернет: "Я не пришёл на работу, потому что не захотел. Захочу - и завтра не приду!", "Наушники спутались, а без музыки я не хожу" и прочие остроумные " отмазки" . Но если объяснительные по-прежнему пишут, значит, это кому-нибудь нужно?

Требовать с сотрудников объяснительные записки работодатель обязан с момента появления Кодекса законов о труде 1971 года. Именно в нём было прямо указано, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен запросить у подчинённого объяснения его действий в письменной форме.

Эту меру можно рассматривать как дополнительную гарантию для работника, поскольку с этого момента применение взыскания до получения объяснения стало неправомерным. Появившись в Кодексе законов о труде 1971 года, такая обязанность работодателя перекочевала и в современный Трудовой кодекс. Менялись только сроки предоставления такого объяснения, - рассказал Игорь Агапов, юрист департамента трудового права Института профессионального кадровика.

Но если в советском кодексе не было указано, в какой срок нужно написать объяснительную, то сейчас на письменное оправдание плохой работы, опоздания или прогула даётся 3 рабочих дня. Применение дисциплинарного взыскания без таких объяснений с большой долей вероятности будет признано судом незаконным.

Всё вышесказанное касается именно обязанности работодателя требовать объяснительных от сотрудников, а вот право на это у него было всегда.

На такое право работодателя косвенно указано ещё в Кодексе 1918 года - первом Кодексе законов о труде, появившемся в России. Пункт 54 этого документа гласил, что "о всяком оставлении работы трудящимся учреждения, лица, применяющие труд за вознаграждение (то есть, говоря современным языком, работодатели), обязаны были сообщать местному Отделу Распределения Рабочей Силы и профессиональному союзу, членом которого являлся работник, с указанием времени и причины оставления работы", - говорит Агапов.

Другими словами, если работодатель не знал, по какой причине работник покинул рабочее место, то эту причину нужно было выяснить у самого работника. Один из способов это сделать - запросить объяснения в письменной форме. Самому работнику также никто и никогда не запрещал объяснить те или иные свои проступки письменно.

Только для злостных нарушителей

Дмитрий Азаров, генеральный директор и совладелец "Лаш Раша" (Lush Russia), рассказывает, как на практике используют объяснительные записки в его компании:

Иногда, если вопрос касается ошибки в оформлении документов, объяснительная записка требуется, чтобы исправить ситуацию и правильно оформить это исправление. Иногда объяснительная записка помогает показать сотруднику серьёзность проблемы - если это ответственный человек и нарушение произошло впервые, это обязательно поможет в будущем избежать его повторения.

По словам Азарова, как правило, письменные объяснения в его компании выглядят правдоподобно. Но если однотипные проступки повторяются, то объяснительные записки вряд ли помогут, констатирует он.

В СПАО "РЕСО-Гарантия" объяснительные записки требуют, если сотрудник прогулял рабочий день либо совершил административный или производственный проступок. По тону таких записок можно понять, придумывает человек объяснения или обрисовывает настоящую ситуацию, утверждает Елена Лурье, заместитель гендиректора, начальник управления по работе с персоналом.

- Так, одна наша сотрудница систематически опаздывала, поэтому её просили писать объяснительные. И каждый раз она выдумывала новые причины: то автобус долго не ехал, то в метро какие-то проблемы, а один раз написала, что развернула спасательную операцию: кошка застряла где-то, и она её доставала.

Встречаются и другие курьёзные объяснения. Вот забавная объяснительная записка агента, нагрубившего клиенту, из нашего архива:

Крайняя мера

Несмотря на право требовать письменных объяснений от сотрудников не все современные российские компании им пользуются, выяснил Лайф. Так, по словам Полины Хабаровой, заместителя генерального директора по персоналу "КРОК-инкорпорейтед",написание служебных записок в компании не практикуется: это противоречит корпоративной культуре компании.

Мы считаем, что работа требует доверительных отношений в команде, где легко напрямую договариваться с коллегами, давать и принимать обратную связь, - объясняет она.

В WorldClass придерживаются схожего мнения, рассказала директор отдела кадров Наталия Бояркина. По её словам, более приемлемая форма обращения к сотруднику при возникновении разногласий - устные замечания или разъяснительные беседы с руководителем отдела. Чтобы сохранить максимально дружелюбную атмосферу в коллективе, к объяснительной записке следует прибегать лишь как к крайней мере.

Крайней мерой называют объяснительную и в коммуникационном агентстве Comunica.

В объяснительных записках у нас практически нет необходимости ввиду того, что мы уважаем другу друга и не нарушаем свободу наших коллег. Но не стоит забывать, что свобода налагает высокий уровень ответственности и порядка. В том случае, когда сотрудник не может правильно распоряжаться своей свободой, нам приходится прибегать к административным инструментам, - рассказывает ведущий менеджер по персоналу агентства Валентина Игнатьева.

2013-06-21 16:08:53 - Лариса Алексеевна Тюлина
вот моя служебная записка по итогам прошлого года. Имена не указываю.
Директору гимназии имени А.С. Пушкина
Т.В. Калмыковой
учителя истории, обществознания и географии
Л.А. Тюлиной
служебная записка.
28 мая 2012 года состоялся ЕГЭ по истории. Из 20 учащихся, сдававших ЕГЭ не перешли минимальный порог 5 человек. Честно говоря, я ожидала, что не перейдут порог гораздо больше ребят, так как выбрали для сдачи ЕГЭ по истории очень слабые ученики. Подготовка к экзамену началась еще в 10 классе, по окончании изучения каждой темы проводилось тестирование в формате ЕГЭ, проводились работы над ошибками, на уроках давался структурированный материал. Учебная программа была выполнена в полном объеме, после изучения нового материала было организовано итоговое повторение. В зимнюю сессию в этом учебном году проводился репетиционный экзамен. Помимо классных руководителей курирующие завучи отслеживали посещаемость уроков учениками 11 классов, в том числе и уроков истории.
Однако с подготовкой в этом году возникли и объективные трудности. Был изменен формат многих заданий, однако демоверсия была вывешена на сайт ФИПИ только в конце декабря (фактически за полгода до ЕГЭ, а не за год, как по другим предметам!), более того разработчики КИМов не стали себя утруждать подготовкой нового сборника заданий для подготовки к ЕГЭ, в продаже были материалы, которые лишь частично могли помочь учителю и ученикам. Не были подготовлены и методические рекомендации по новым заданиям, а это примерно 1/4 работы! Кроме того, учителям истории не сообщается ни список дат, которые будут в КИМах, ни количество персоналий, ни список произведений авторов культуры. Поэтому, даже те ученики, которые ответственно готовились к ЕГЭ, не всегда могли ответить на вопросы. Примеры:
В каком году был первый советско чехословацкий полет? (это не предусмотрено не в одной программе по истории!)
Соотнести произведение и автора, где правильный ответ: А.Пушкин стихотворение Утопленник (насколько я знаю, даже при углубленном изучении литературы в нашей гимназии это стихотворение не изучается!)
Кроме того, не все ученики относились к подготовке ответственно и серьезно. Так ученица №1 решила сдавать историю только в феврале 2012 года. По состоянию здоровья она пропустила большое количество уроков в 10 классе, даже приняв решение о сдаче истории, на уроках она появлялась редко, проверочные работы игнорировала, на консультации так же не приходила. Я выходила на родительские собрания в 11 А класс, но с ее родителями встретиться не удалось.
Так же несерьезно отнеслась к подготовке и ученица №2. В гимназию она поступила в этом учебном году, несмотря на обещание сдать материал за 10 класс, этого сделано не было. Еще на собеседовании при поступлении в гимназию она сказала, что будет сдавать ЕГЭ по обществознанию, а не по истории. Передумала она так же во втором полугодии, при этом перестав посещать уроки истории. На педсовете по допуску я предлагала не допустить ее до экзамена, но было принято решение дать девочке шанс Увы, она им не воспользовалась!
Ожидаемые результаты показала и ученица №3. Из всех не сдавших ЕГЭ, она единственная попробовала свои силы на репетиционном ЕГЭ зимой. Сделала очень много ошибок, минимальный порог не перешла, более того не сдала репетиционный ЕГЭ и со второй попытки, еле-еле набрала минимальное количество баллов только с третьей попытки. Мы с ученицей и с ее папой обсуждали результаты этого ЕГЭ, однако, ситуация кардинально не изменилась. Первые уроки по понедельникам с завидной постоянностью она фактически не посещала, приходила за 10-15 минут до конца урока. Дополнительно не занималась.
Неприятный сюрприз преподнесла ученица №4. Она всегда показывала хорошие результаты по истории, регулярно посещала уроки, выполняла домашние задания, участвовала в школьном этапе Всероссийской олимпиады по истории, разных конкурсах по истории. Это была одна из немногих участниц ЕГЭ, за которую я была спокойна! И, увы, одна из немногих, которые не приступили к решению части С на экзамене. Даже, выйдя с экзамена, мне не сказала, что ничего писать не стала, наоборот, рассказала, как она ответила на вопросы этой части. Обман раскрылся только тогда, когда пришли результаты. Почему она не стала решать все задания, ученица объяснить не может. Такое ощущение, что не на экзамене была, а на репетиции к нему.
Ученица №5 единственная из всех несдавших, на экзамене находилась все положенное время, прорешала все задания. К экзамену она старательно готовилась, посещала все уроки и консультации, выполняла все домашние задания. Но девочка не смогла запомнить всю необходимую информацию. Очень обидно, что она не добрала два балла до минимального порога. Если бы она показала такой результат в прошлом учебном году, то она бы порог перешла!
К служебной записке прилагаю карты индивидуальной подготовки к ЕГЭ на тех учащихся, которые не перешли минимальный порог.
14.05.2012 .
Учитель истории, обществознания и географии /Л.А. Тюлина/

18. Рассмотрите рисунки. Кто с кем общается? С какой целью? Расскажите.

Прочитайте реплики из диалогов и описание сутации общения. Какая реплика и какая ситуация общения подходят к каждому из рисунков?

Какие иллюстрации можно нарисовать к остальным ситуациям?

19. Обсудите, какие слова надо употребить при обращении к учительнице, маме или бабушке, подруге? Используйте слова для выбора, приведите и свои примеры. Запишите их, подчеркните обращения.

К учительнице: здравствуйте, уважаемая.

К маме или бабушке: здравствуй, привет, дорогая, милая.

К подруге: здравствуй, привет, дорогая, милая.

20. Спишите предложения с обращением, расставьте знаки препинания.

21. Обратитесь к собеседнику с просьбой или вопросом, на которые можно дать такие ответы:

  1. Конечно, помогу, Вася.
  2. Обязательно позвоню. Не беспокойся, мама.
  3. Путешествуем по городам России.
  4. В Суздале, Владимире, Ярославле.

1) - Саша, ты нам поможешь?

2) - Не забудь, Алеша, мне позвонить, когда доедешь.

3) - А чем вы, друзья мои, занимаетесь в каникулы?

4) - Где ты, юный путешественник, уже побывал.

Как правильно ставить ударение в словах звонишь, позвонишь?

А ты посмотри в орфоэпическом словарике "Говори правильно" в конце учебника.

22. Прочиатйте строки из "Сказки о рыбаке и рыбке" А.Пушкина и отрывок из народной сказки "Лисичка со скалочкой". Выпишите предложения, которые вам понравились. Обращения обведите. Что может рассказть о герое обращение, которое он использует в речи?

Выпишите выделенные слова, обозначьте в них орфограммы. Подберите, где это возможно, проверочные слова и запишите их.

23. Запишите несколько предложений с обращением к маме, папе, бабушке и дедушке, друзьям. Подчеркните обращения, верно расставьте знаки препинания.

Мама, расскажи сказку.

Бабушка, твои пирожки лучшие в мире!

Помоги мне починить велосипед, папа.

А ты, дедушка, тоже воевал?

Я, ребята, на каток сегодня не пойду.

24. Обсудите, будет ли отличаться деловая речь (например, общение между учителем и учеником, учеником и директором школы) от обычной разговорной речи. Составьте по два диалога на каждую из указанных тем так, чтобы сначала участником диалога были учитель и ученик, а потом - два одноклассника.

  1. Просьба объяснить непонятное правило по русскому языку.
  2. Рассказ о том, как прошел выходной день.
  3. Описание самого интересного события.

Деловая речь более строгая (официальная). Ее цель - дать информацию. Поэтому в объявлении, инструкции, объяснительнйо записке эту информацию излагают четко, кратко, ясно.

25. Определите, какие их предложений могут быть употреблены в деловой речи, а какие - в речи разговорной.

1. Прошу предоставить мне отпуск с 1 июня 2011 года. 2. Как же я хочу, чтобы поскорее начались каникулы! 3. За опоздание на работу лаборанту Иванову объявляется выговор. 4. Директор интерната приобрел для учащихся восемь портфелей, одиннадцать учебников, двенадцать линеек, шщестнадцать альбомов и двадцать карандашей. 5. Я с удовольствием пришлю тебе все фотографии, которые сделала во время нашего чудесного путешествия. 6. По прогнозам метеобюро, в Подмосковье сохранится солнечная погода. 7. Малыши с наслаждением бегали по осеннему парку, собирали букеты из опавших листьев. 8. Родители учащихся 4А класса приглашаются на собрание в 18:00.

Спишите предложения, которые употребляются в деловой речи.

Подчеркните орфограммы в выделенных словах. Подберите и запишите проверочные слоав, где это возможно.

26. Приходилось ли вам писать объяснительные записки? Прочитайте объяснительную записку ученика. Точно ли он передал инфорамцию? Уместно ли использовал слова в обращении?

Объясните написание выделенных букв. Выпишите слова с непроверяемыми написнаиями.

27. Прочитайте отрывок из рассказа Л. Каминского "Начинаю новую жизнь".

Можно ли план действий отнести к деловой речи? Помогает ли составление планов четко организовать работу? Выпишите выделенные млова. Обозначьте в них орфограммы.

28. Составьте и запишите один из планов: план проведения каникул, план рабочего дня, план проведения дня рождения.

В школе, например на уроках математики или русского языка, вы знакомитесь с терминами и правилами. Знаете ли вы, что для формулировки терминов и правил используется научная речь? Цель научной речи - четко, точно, ясно объяснить факты, сообщить научные сведения.

План проведения дня рождения.

1) Встретить гостей.

2) Пригласить всех в мою комнату.

3) Показать коллекцию марок, аквариум, рассказть о рыбках.

4) Пригласить к столу. Торжественно вынести пирог, который сам испек под руководством мамы.

5) Поблагодарить за подарки.

6) Пойти гулять в парк и на карусели.

29. Сравните два текста. Какой из них относится к научной речи, а какой - к художественной речи?

Выпишите выделенные слова. Сделайте их звукобуквенный анализ.

30. Составьте два текста на одну из предложенных ниже тем так, чтобы один текст был научным, а другой - художественным.

"Ель и сосна". "Кошка". "Трактор".

Если вам трудно составить научный текст, обратитесь к энциклопедии.

31. Прочитайте стихотворные строки. Найдите в них сравнение.

В саду, где пели зяблики,

Сегодня - посмотри -

Как розовые яблоки,

На ветках снегири.

З. Александрова.

Объясните, как предметы сравниваются друг с другом. ПО каким признакам они сравниваются? Понять это вам помогут рисунки.

Обратите внимание! В строчках "Как розовые яблоки, на ветках снегири" при сравнении используется слово как. Кроме него, при сравнениях используются слова как будто, словно, точно.

Спишите стихотворные строки, подчеркните орфограммы. Найдите имя прилагательное, выпишите его и разберите как часть речи.

32. Прочитайте загадку и попробуйте ее отгадать.

Над дедушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

Какие слова используются в загадке для названия месяца? Сравните рисунки. Докажите, что сходство формы двух предметов позволяет перенести название одного предмета (краюшки хлеба) на другой предмет (месяц) и использовать одно название вместо другого.

33. Прочитайте предложения. Найдите и объясните метафоры в них. Обратите внимание на выделенные слова. Они называют один их сравниваемых предметов.

1) Чем ярче день, тем сладост ней в бору дышать сухим смолисты м ароматом, и весе ло мне было по утру бро дить по этим солнечны м палатам! 2) Под большим шатром го лубых небес - вижу - даль степей зеле неется. 3) Весна идет! Весна идет! И тихих, теплых майских дней румяны й, светлы й хоровод толпится весе ло за ней.

Запишите предложения, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы.

34. Прочитайте. Найдите сравнения и метафоры в стихотворных строках и загадках.

Сравнение : как вышки, что оконца.

Метафоры : блестят желтою резьбой, золотое решето, черных домиков, конь вороной, новая постель.

35. Прочитайте строки из стихотворения "Мужичок с ноготок" Н.Некрасова.

Попробуйте заменить выделенные слова синонимами из слов для выбора. Оюъясните, почему поэт выбрал именно эти слова из ряда возможных слов.

Слова для выбора: шагая, ступая, идя, выступая, вышагивая; степенный, солидный, важный.

36. Прочитайте текст К.Чуковского о стихотворении Н.Некрасова "Мужичок с ноготок".

В каком предложении из текста К.Чуковского выражена его главная мысль? Запишите это предложение.

Вот как много значит у великих поэтов каждое, самое незаметное слово.

37. Прочитайте текст К.Паустовского. Определите его тему и главную мысль.

Составьте план текста. Перескажите текст по составленное плану. Выделенные предложения спишите и подчеркните в них главные члены предложения.

Тема : как приручали кота-беспризорника.

Главная мысль : чтобы кот не был вором, накормите, приласкайте и приютите его.

План :

1) Кот-ворюга.

2) Несчастный бродяга.

3) Попался!

4) Приручение кота.

К нам повадился какой-то кот.

Звали его за глаза Ворюгой.

Кот ел больше часа.

Локальными нормативными актами может быть установлена другая иерархия: например, члены рабочей группы подчиняются руководителю этой группы, несмотря на то, что представляют в ней разные подразделения. Руководитель группы может попросить письменные объяснения только в том случае, если проступок связан с работой группы.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Вот образец объяснительной в школу: «Я, Иванова Светлана Игоревна, мама ученика 10 «А» класса Иванова Максима Анатольевича, относительно пропуска им занятий 09.01.2019 года могу пояснить следующее. Когда сын начал собираться в школу, почувствовал себя плохо, о чем сообщил мне. Измерив ему температуру, я выяснила, что она повышена. В связи с этим мне пришлось обратиться в Скорую помощь. Приехавший врач оказал помощь, порекомендовав сыну покой. По этой причине я настояла на том, чтобы он пропустил занятия. В подтверждение своих слов прилагаю справку, выданную фельдшером Скорой помощи».

  1. В правом верхнем углу укажите имя руководителя или иного должностного лица, которому вы подаете объяснение. Например: «Директору ООО «Ромашка» Булочкину Василию Леонидовичу».
  2. Ниже, под адресатом, указываете свое имя и должность: «от старшего инженера Сидорова Петра Ивановича».
  3. По центру указываете наименование документа: «Объяснительная».
  4. В основной части вашей объяснительной записки идет изложение конкретных фактов, которые привели к ситуации, требующей разъяснений. Вот пример объяснительной: «09.01.2019 я не вышел на работу в связи с тем, что у меня дома прорвало трубу холодного водоснабжения. Вызвав аварийную службу, я принимал меры к тому, чтобы остановить поток воды, а также минимизировать ущерб. По неизвестным мне причинам аварийная служба прибыла на объект только через 4 часа после звонка, то есть в 12:00. Ремонтная бригада перекрыла водоснабжение и приступила к ремонтным работам в 12:30. В связи с тем что порыв был сильным, общая продолжительность работ заняла 3,5 часа, то есть закончились они только в 16:00. Все это время я не мог покинуть квартиру ввиду того, что живу один, и обеспечить доступ работников в квартиру больше было не кому. Ремонтная бригада собрала оборудование и уехала только в 16:30. Ввиду того что рабочий день заканчивается в 17:00, я принял решение не выходить на работу в этот день. Позвонить и сообщить о случившемся я не мог, так как в связи с прошедшими снегопадами произошел порыв на линиях связи, и стационарный телефон не работал, а мобильного телефона я не имею. К объяснительной прилагаю справку, подтверждающую факт произошедшей аварии и проведения ремонтных работ».
  5. В самом конце объяснительной записки об опоздании на работу проставляете дату подачи документа и свою личную подпись: «09.01.2019, Сидоров П. И.».

Как написать объяснительную записку — образец написания на работу и в школу

  • Имя руководителя (или другого лица, имеющего соответствующие должностные полномочия), кому вы пишете объяснительную записку. Его следует прописать в правом верхнем углу. К примеру: «Директору ООО «Северный мост» Егоркину Анатолию Ивановичу».
  • Под адресатом, строчкой ниже, необходимо указать свои имя и должность: «от специалиста по договорной работе Ильченко Василия Петровича».
  • В центральной части бумаги пишется название документа: «Объяснительная».
  • Основная часть объяснительной записки содержит описание конкретных фактов, вызвавших ситуацию, которая потребовала объяснений. К примеру:

15.10.2015 года я приехал на работу с опозданием на 5 часов в связи с тем, что у меня дома прорвало батарею. Я вызвал аварийную службу и занимался тем, чтобы сократить до минимума нанесенный моему имуществу ущерб. Аварийная служба приехала спустя час после вызова и приступила к работе только в 10.00. Работа заняла у них 2 часа, поэтому закончили они лишь к 12.00. Во время ремонтных работ я никак не мог покинуть свою квартиру, так как проживаю один. После окончания работ, я сразу отправился на работу и прибыл в офис к 13.00. О создавшейся ситуации я предварительно оповестил по телефону начальнику отделения. К объяснительной записки я прилагаю документ, который зафиксировал факт случившегося прорыва отопительного прибора, вызова аварийной службы и ликвидации поломки батареи.

Приходилось ли вам писать объяснительные записки прочитайте

Первое. Опоздание на работу является нарушением трудовой дисциплины. Если вы не прокурор, не судья, не следователь и не госслужащий, наказанием за нарушение трудовой дисциплины является дисциплинарная ответственность. Согласно ст. 135 КЗоТ РФ администрация может применить к вам широкий перечень взысканий:

  • замечание,
  • выговор,
  • строгий выговор,
  • и, наконец, уволить нафиг (пп.3, 4, 7, 8 ст.33 и п.1 ст.254 КЗоТ РФ).

    Четвертое. Ответом на эту «объяснительную» служит приказ (распоряжение, постановление) о применении дисциплинарного взыскания. Он вручается работнику в письменной форме под расписку в течение месяца со дня обнаружения проступка. Если не успели, это их проблемы.

    Объяснительная записка

    Но объяснительные могут составляться и по другим причинам, хотя при этом сохраняется аспект «необходимости оправдаться» (ведь в остальных случаях используются служебные и докладные записки). Например, в ходе расследования обстоятельств причинения ущерба имуществу работодателя и определения его размера по ст. 247 ТК РФ.

    Итак, «до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение». Как видите, закон не указывает точно, должно ли требование объяснений происходить в устном или письменном виде. В особенно сложных случаях, когда и работник, и работодатель настроены очень серьезно и намерены идти, что называется, до победного конца, работодатель должен запросить у работника объяснения письменно, чтобы потом иметь возможность подтвердить соблюдение процедуры, предписанной для наложения дисциплинарных взысканий статьей 193 ТК РФ (Пример 1). Утвержденной формы этого кадрового документа никогда не существовало, потому в каждой организации его оформляют на свой лад. Даже вид документа для этого используют разный (уведомление, требование, письмо и др.), хотя корректнее называть его именно «требование », потому что в ч. 1 ст. 193 ТК РФ говорится о том, что нужно «затребовать» письменное объяснение 1 . Уведомление по смыслу имеет другой оттенок – происходит информирование и нет требования что-либо сделать. Письмо – исходящий документ, который направляется в стороннюю организацию или физическому лицу, а работник не такой уж «чужой» человек.

    Образцы и примеры объяснительной записки

    • появление на предприятии в стадии алкогольного или наркотического опьянения;
    • опоздание или отсутствие на рабочем месте;
    • несоблюдение трудовой дисциплины;
    • аморальное поведение на предприятии;
    • нарушение правил пожарной безопасности и охраны труда;
    • хищение материальных ценностей;
    • дисциплины;
    • нарушение должностных инструкций;
    • некачественного или частичного не выполнения своих функциональных обязанностей.
    • наименование организации , где работает сотрудник;
    • информация о получателе (Ф.И.О. должность руководителя на чьё имя составляется документ);
    • название самого документа;
    • место составления;
    • дата написания;
    • подпись.

    Требование написать объяснительную записку вовсе не означает «конец игры». Мне самой на работе приходилось несколько раз писать объяснительные по вопросам основной деятельности. Восторга это конечно не вызывало, но, тем не менее, последствий для меня никаких не было. Просто руководство получило дополнительную информацию к размышлению. Иными словами если объяснительная записка вами написана, то вовсе не обязательно дальше последует выговор или увольнение (если речь идет не о полной неадекватности естественно).

    А также объяснительная дает пояснения любых сложившихся ситуаций на работе с неоднозначным на первый взгляд толкованием причин, приведших к некому (не совсем ожидаемому для руководства) результату. Образцы таких ситуаций можно посмотреть в комментариях после статьи.

    Как правильно написать объяснительную записку (образец)

    • деловой стиль изложения, отсутствие ненормативной, просторечной лексики;
    • краткость изложения, достоверность излагаемой информации;
    • документ пишется от первого лица, предложения выстраиваются логично, последовательно, в хронологическом порядке;
    • в конце обязательно проставляются личная подпись и дата написания.

    Образец объяснительной записки может потребоваться в определенных ситуациях. Умение правильно оформить объяснение будет не лишним каждому. Какие непременные атрибуты должны присутствовать в этой форме деловой переписки? К ак правильно писать объяснительную ? Ниже вы найдете ответы на эти вопросы, основные правила составления объяснительной записки, а также примеры объяснительных на работу и в школу.

    Елена Малышева: Медицина сделала феноменальное открытие в области лечения бесплодия! Найдено эффективное средство, которое поможет женщине забеременеть

    Чтобы проверить эффект этого препарата на себе и исцелится от страшного недуга, вам не нужно искать, где приобрести отвар “Матрены” самостоятельно, мы сделали это за вас. Дело в том, что данный отвар продается не во всех аптеках, но заказать его можно в интернете. Чтобы не попасть в руки к мошенникам, мы предоставляем вам официальный адрес — ссылка.

    Совместный прием этих компонентов дает потрясающий эффект: улучшается обменный процесс, налаживается выработка необходимого количества гормонов, восстанавливается нормальный процесс овуляции, а также происходит стимуляция яичников к выработке яйцеклеток. Отвар “Матрены” поможет не только зачать ребенка, но и сохранить беременность.

    Как писать объяснительные грамотно

    Когда же ябедничают коллеги одного с вами уровня, не будет лишним выяснить подоплеку происходящего и предъявить начальству собственную версию. Как правильно написать объяснительную в данной ситуации? Вопрос непростой, многое зависит от сложившихся отношений и атмосферы в коллективе.

    Если работника «потеряли» на работе в течение длительного времени (ситуация возможна, например, на крупном предприятии с множеством цехов и большим количеством персонала), то причины тому могут быть самыми разными. Например, острая зубная боль и срочный поход к стоматологу. Бывает, что человек не успевает или не имеет возможности предупредить о необходимости срочно покинуть работу. Тогда нужно запастись справкой из поликлиники с указанием даты и времени нахождения на приеме.

    11 Авг 2018 55
  • Привет постоянной аудитории и новым читателям! Хочу поднять тему, которая заинтересует всех, кто хотя бы раз допускал промахи в работе, - составление объяснительных. Каких только историй не услышать в ответ на вопрос о причине опоздания: прорыв канализации, встреча с толпой пожилых женщин, неспособных перейти через дорогу, пробки на каждой улице в городе… Звучит не очень убедительно, правда? Поэтому сегодня я открою секрет, как написать грамотно объяснительную, чтобы ваш шеф снял претензии.

    Что представляет собой документ

    Предоставить подобный документ просят, когда руководителю нужно сделать оценку ситуации и учесть мнение разных сторон. Обычно причинами для составления объяснительной становятся:

    • опоздание либо прогул;
    • полное или частичное невыполнение поручений;
    • срыв сроков;

    Также объяснительная пишется при возникновении ситуаций с неоднозначным толкованием причин. Она выступает и дополнением к проектам или отчетам, проясняя их содержимое; в этом случае ее оформляют в виде приложения и передают на подпись руководителю предприятия.

    Согласно ТК РФ (ст. 193) в случае дисциплинарного проступка работодатель должен предложить вам написать объяснительную. Вы имеете право отказаться, но в этом случае составляется соответствующий акт, и руководитель применяет взыскания, не учитывая ваше видение ситуации. Написание объяснительной становится шансом избежать наказания, поэтому излагайте мысли четко, убедительно и кратко.

    Предоставленный документ позволяет лицу, проводящему внутреннее расследование, сделать правильные выводы.

    Форма для составления

    Как пишется объяснительная? Единой формы не существует, но желательно придерживаться следующего образца:

    1. В правом верхнем углу укажите должность и ФИО человека, которому адресован документ. Пример: «Директору ООО «Передовые ресурсы» Иванову Ивану Ивановичу».
    2. Ниже укажите свое ФИО, занимаемую должность, по необходимости и структурное подразделение: «от старшего инженера Петрова Петра Петровича». В некоторых случаях нужно написать телефон, факс и адрес электронной почты.
    3. Затем следует название документа («Объяснительная»); точка после него не ставится.
    4. В основной части перечислите причины, приведшие к возникновению спорной ситуации, по необходимости изложите свое видение событий. Воспользуйтесь образцом объяснительной записки об опоздании на работу:

      «20 сентября 2017 г. я явился на рабочее место на 2 часа позже положенного в связи с тем, что в моей квартире прорвало трубу. Перекрыть воду было технически невозможно. После вызова аварийных служб я старался свести к минимуму ущерб для имущества; отправиться на работу не мог, т. к. живу один. Аварийная бригада приехала через полчаса и приступила к ремонту в 8.30. Работы были завершены в 9.30, после чего я немедленно отправился в офис и прибыл в 10.00. О случившемся я сразу оповестил начальника отделения. Документы, подтверждающие вызов аварийной службы и ликвидацию поломки, прилагаю».

    5. В заключение поставьте дату и подпись.

    Придерживайтесь этой схемы, и сэкономите и свое время, и время работодателя. Если вашей вины в случившемся нет, то дисциплинарные меры приниматься не будут.

    Как написать объяснительную, когда вина на вас

    Когда причины, приведшие к спорной ситуации, уважительны, изложить их легко. Но даже ответственные сотрудники иногда допускают промахи. Как поступить в этом случае? Последуйте совету Шейлы Драмис, исполнительного директора в компании HR Partners : она утверждает, что честность будет лучшей политикой. Ведь в идеале коллектив должен быть сплоченной командой; когда вы идете на обман, то подрываете доверие.

    Также принесите извинения: руководителю нужно понимать, что вы осознаете промах и стараетесь не служить плохим примером для коллег. Укажите, какие шаги предприняли, чтобы спорная ситуация не повторилась, ведь конкретика стоит больше пустых обещаний. Придерживайтесь следующих правил:

    1. Если вы пытаетесь обмануть коллег или руководителя, вам придется в течение долгого времени помнить, что именно и кому сказали. Сам факт нечестности может наказываться строже, чем изначальный проступок.
    2. Не давайте слишком много информации: из-за обилия подробностей рассказ прозвучит неубедительно, даже будучи правдивым.
    3. Если вы опоздали на работу по причине, которую не можете назвать, продумайте формулировки. Например, когда вы задержались на собеседовании у фирмы-конкурента, пытающейся вас переманить, укажите, что пристуствовали на деловой встрече - это будет правдой!

    Учитывайте, что причины по сути второстепенны, и решающую роль сыграет то, насколько систематически вы опаздываете. В случае разового промаха можете написать следующее:

    «Я крайне сожалею об опоздании на встречу с представителем агентства The Star. Из-за моей оплошности фирма могла потерять ценного клиента. Я понимаю, что наша команда должна быть неизменно профессиональной и надежной, что подразумевает пунктуальность каждого сотрудника. Результаты моего опоздания могут отразиться на имидже всего предприятия.

    Я принимаю меры, позволяющие всегда прибывать на встречи вовремя. Поскольку опоздание было обусловлено проблемами с транспортом, я выхожу с расчетом, чтобы форс-мажорные обстоятельства не помешали успеть к назначенному часу».

    Узнайте также мнение юриста, как грамотно написать объяснительную:

    Как написать объяснительную по поводу промахов во время работы

    Поскольку нынешний темп ведения дел подразумевает оперативность, ошибок не избежать. Ведь бизнес требует все больше сообразительности, сил, соответствия высоким стандартам. Сотрудникам приходится приходится принимать ответственные решения, поэтому ошибки обходятся дороже. Чтобы сгладить неприятные последствия, узнайте, как писать объяснительные, если вы оплошали в ходе работы:

    1. Опишите ситуацию, чтобы руководитель получил четкое представление о случившемся. Эта часть должна быть объективной, поэтому не пускайтесь в извинения. Пишите по существу! Пример : «31 августа 2017 г. посетитель магазина попросил меня произвести обмен ранее купленного товара. Поскольку у него не было при себе чека, я, выполняя обязанности администратора торгового зала, сообщил о невозможности удовлетворить просьбу. Когда посетитель обвинил меня в непрофессионализме и потребовал позвать директора, я вспылил и ответил излишне грубо».
    2. Обязательно признайте ответственность за происшествие. Важно не перекладывать ее на коллег или клиентов, когда вы виноваты: вы продемонстрируете понимание того, что действия были неприемлемы. Пример : «Поскольку клиент выражал недовольство обслуживанием, я должен был обратиться к вышестоящему лицу. Кроме того, я упустил из виду, что в отдельных случаях разрешается возврат без чеков. В результате магазин, возможно, потерял постоянного покупателя; к тому же моя грубость не способствовала успешному разрешению ситуации».
    3. На следующем этапе принесите извинения. Это бывает неприятно, но зрелый и ответственный человек не считает унизительным попросить прощения за свои промахи. Пример : «Я глубоко сожалею, что не связался с вышестоящими лицами и был резок с покупателем».
    4. Кратко объясните причины, по которым возникла ситуация. Будьте сдержанны, не заискивайте, ведь ваша цель - показать, что промах непреднамерен. Пример : «Я взял на себя инициативу, чтобы не усложнять рабочий процесс вышестоящим лицам. Я решил, что справлюсь самостоятельно; к сожалению, в итоге допустил ошибку».
    5. Вместо стандартного «Приложу все силы, чтобы спорная ситуация не повторилась», опишите, какие именно действия следовало предпринять. Пример : «Я освежил в памяти политику компании, применяемую в подобных случаях, и поработал над своими коммуникативными навыками. В дальнейшем я буду тщательно сверяться с правилами магазина, а при малейших сомнениях - связываться с супервайзером для получения инструкций».

    В заключение еще раз кратко извинитесь, но не заискивайте. Остается передать объяснительную начальству и ждать его решения. Если вы не допускаете промахов на постоянной основе, то с большой вероятностью босс закроет глаза на разовую оплошность

    Как написать объяснительную ребенку в школу

    Не только рабочие ситуации требуют написания объяснительных: если у вас есть ребенок-школьник, то умение составить этот документ пригодится при пропусках или опозданиях. Он не будет сильно отличаться:

    • в шапке вместо данных работодателя указывайте ФИО и должность классного руководителя или директора школы;
    • в основной части уточняйте, что объяснительная подается родителем ребенка.

    Вы можете написать следующее:

    «Я, Иванова Мария Сергеевна, мать ученика 5 «А» класса Иванова Сергея, относительно его пропуска занятий могу объяснить следующее. Утром 10 апреля 2017 г. сын пожаловался на плохое самочувствие. Мы обратились к врачу, рекомендовавшему ребенку покой. В связи с этим Сергей не присутствовал в тот день на занятиях. Медицинскую справку, подтверждающую мои слова, прилагаю».

    Заключение

    Если вы допустили промах на работе, то правильное составление объяснительной даст шанс оправдаться в глазах руководства. Будьте вежливы, выражайте раскаяние, но не лебезите: сосредоточьтесь на анализе причин и ваших действиях для предотвращения подобных ситуаций в будущем. Когда я вижу, что сотрудник осознает промах и конструктивно подходит к делу, я стараюсь пойти навстречу. Уверен, и ваше начальство проявит понимание!