Понятие изъятия в уголовном праве. Конфискация имущества. Основания для конфискации имущества

От конфискации имущества как вида ранее действовавшего уголовного наказания и как уголовно-правовой меры, подкрепляющей уголовное наказание в соответствии со ст. 104.1 УК РФ, следует отличать наложение ареста на имущество. Такой арест в соответствии с ч. 1 ст. 115 УПК РФ осуществляется для исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, полученного в результате преступных действий либо нажитого преступным путем. Или в соответствии с ч. 1 ст. 116 УПК РФ наложение ареста на ценные бумаги либо их сертификаты для обеспечения возможной конфискации имущества, полученного в результате преступных действий либо нажитого преступным путем.

Порядок и условия конфискации имущества, полученного в результате совершения преступления, и (или) доходов от этого имущества

В ст. 104.1 УК РФ указаны положения, касающиеся конфискации доходов , возникших в результате применения полученного в результате совершения преступления имущества. Данное положение применимо лишь к правоотношениям , возникшим после 1 января 2007 г.

Имущество, приобретенное в результате совершения преступления, которое использовалось либо может быть использовано как орудие и средство преступления для проведения широкомасштабной преступной деятельности, подлежит конфискации. Эта мера обусловлена интересами государства и препятствует продолжению преступной деятельности. Конфискация лишает виновных лиц доходов от преступной деятельности и служит целям не только восстановления социальной справедливости (это характерно для наказания), но и ликвидации условий для совершения новых преступлений.

На практике бывают ситуации, когда возникают вопросы о приобщении имущества либо доходов, подлежащих конфискации, к не подлежащим конфискации имуществу или доходам. Данный вопрос о конфискации должен решаться с учетом пропорционального соотношения того и другого имущества или доходов. От имущества или доходов выделяется для конфискации та часть, которая пропорциональна вложению денег , ценностей, иного имущества или доходов.

Конфискации подлежат и преобразованные деньги, ценности, иное имущество или доходы, полученные в результате преступной деятельности. Передача указанных предметов другим лицам (организациям) под видом гражданско-правовой сделки является их преобразованием, что не препятствует их изъятию при условии, что правоприобретатель знал или должен был знать о преступных источниках переданного ему имущества или доходов.

Имущество, полученное в результате совершения преступления, и(или) доходы от этого имущества, приобщенные к имуществу, приобретенному законным путем, в соответствии с ч. 2 ст. 104.1 УК РФ подлежат конфискации в части имущества, которое соответствует стоимости приобщенного имущества, полученного преступным путем, либо доходов от него. Таким образом, если имущество, полученное преступным путем, было использовано в предпринимательской или иной деятельности, связанной с получением доходов от такого имущества, такое имущество или доходы от него подлежат конфискации (изъятию) в доход государства по решению суда .

Новшеством рассматриваемой уголовно-правовой нормы о конфискации имущества является положение о том, что имущество, переданное осужденным другому лицу либо организации (юридическому лицу), подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий (ч. 3 ст. 104.1 УК РФ). Следует обратить внимание на то, что изъятие имущества в пользу государства либо в порядке возмещения ущерба, причиненного законному владельцу, возможно по решению суда после осуждения виновного. Это корреспондируется с ч. 1 ст. 302 Гражданского кодекса РФ, поскольку налицо недобросовестный приобретатель похищенного имущества. Если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, как это происходит при совершении преступления, собственник вправе требовать возврата имущества во всех случаях (п. 2 ст. 302 УК РФ).

Если же конфискация определенного предмета, входящего в состав имущества, полученного в результате совершения преступления на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета, невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета.

Рассмотрим это положение на примере. Преступник Алексеев совершил убийство из корыстных побуждений (п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ) с целью завладения дорогим автомобилем жертвы, стоимостью 7 млн руб., незаконно переоформил его и продал добросовестному приобретателю. В данном случае в соответствии со ст. 104.2 УК РФ суд выносит решение о конфискации денежной суммы (7 млн руб.). Причем в соответствии с ч. 1 ст. 104.3 УК РФ при решении вопроса о конфискации имущества судом в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении ущерба, причиненного законному владельцу, в нашем примере наследникам владельца похищенной автомашины.

При отсутствии у виновного имущества, на которое может быть обращено взыскание, кроме указанного в ч.ч. 1 и 2 ст. 104.1 УК РФ, где речь идет о деньгах, ценностях и ином имуществе, полученном в результате совершения преступлений и доходов от него, из его стоимости возмещается ущерб, причиненный законному владельцу, а оставшаяся часть обращается в доход государства (ч. 2 ст. 104.3 УК РФ). В данном положении установлен приоритет возмещаемого ущерба законному владельцу (частному лицу, либо государственной, либо муниципальной организации) перед необходимостью обращения имущества, денежных средств или иных ценностей в доход государства (в казну). Введение в Уголовный кодекс РФ гл. 15.1 ставит перед правоохранительными органами задачу выявления имущества, полученного в результате совершения преступлений и любых доходов от такого имущества для принятия в соответствии со ст. 230 УПК РФ мер по возможной конфискации имущества с целью возмещения ущерба, причиненного жертве преступления, и конфискации имущества, полученного преступным путем, либо доходов, полученных от такого имущества.

Особенности исполнения конфискации имущества

Общественное отношение, нарушенное преступлением, может быть восстановлено путем изъятия имущества, которое было получено преступным путем, либо его возвращением законному владельцу, либо конфискацией. Изъятие имущества, указанное в ст. 104.1 УК РФ, необходимо рассматривать как восстановление нарушенного права.267

Имущество, указанное в ст. 104.1 УК РФ, дает виновному противоправные преимущества перед законопослушными гражданами . Этим нарушается право и справедливость. Имущество, причастное к преступлению и изъятое из незаконного владения, фактически низводит виновного до прежнего имущественного состояния, в котором лицо находилось до совершения преступления, или происходит его «обратное восстановление». При этом виновный теряет противоправные преимущества, а права других лиц, нарушенные им, восстанавливаются.

Конечно, нельзя согласиться с некоторыми исследователями, полагающими, что конфискация носит восстановительный характер и обращена к лицу, которому действиями виновного причинен ущерб, - лицу потерпевшему . Данные исследователи полагают, что восстановительная цель конфискации адресована конкретному лицу либо организации.

Итак, цель конфискации имущества - восстановление не материального положения потерпевшего, а нарушенных общественных отношений вследствие преступного получения имущества, владения им или использования как средства для совершения преступления либо в целях финансирования терроризма, организованных групп, незаконного вооруженного формирования, а также преступного сообщества (преступной организации).

Необходимо подробнее разобрать такое сложное определение цели конфискации имущества, как предупреждение преступлений, которое характеризуется двумя аспектами - общей и частной превенцией.

От наказания конфискация имущества отличается тем, что по содержанию гл. 15.1 УК РФ не может реализовывать общую превенцию. Изъятие имущества либо иных предметов, применяемых для совершения преступлений, не может вызывать у членов общества страх подобной меры.

Характеристика этого института многоплановая. При решении вопроса о конфискации имущества наряду с возвращением предметов законному владельцу приоритет отдается возмещению причиненного ему ущерба. Если кроме имущества, подлежащего конфискации, у виновного нет иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, то причиненный ущерб возмещается из стоимости подлежащего конфискации. Оставшаяся часть, если таковая будет, обращается в доход государства. Таким образом, интересам государственной казны придается менее существенное значение по сравнению с имущественными правами законного владельца, которые обеспечиваются в первоочередном порядке. Из содержания ч. 3 ст. 104.1 УК РФ конфискации не подлежит указанное в законе имущество, переданное осужденным другому лицу или организации, которые являются добросовестными приобретателями, если они не знали или не должны были знать, что оно получено в результате преступных действий.

В законе названы виды предметов (имущества) и определены условия их конфискации, в том числе дан перечень преступлений, в результате совершения которых полученное имущество и доходы от него подлежат конфискации. При этом, как отмечалось, конфискация не распространяется на имущество, хотя и полученное преступным путем, но подлежащее возвращению законному владельцу. Такая ситуация может складываться не только в результате совершения преступлений, указанных в перечне, но и других. В частности, она характерна для хищений . Вероятно, поэтому в перечне (п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ) не указаны ст.ст. 158 - 163 УК РФ. Если же возвращение полученного преступным путем имущества законному владельцу окажется невозможным, то решается вопрос о возмещении ущерба потерпевшему (гражданскому истцу) при судебном рассмотрении уголовного дела или в порядке гражданского судопроизводства .

До принятия гл. 15.1 РФ вопросы о конфискации имущества и отчасти о возвращении предметов их законному владельцу решались по уголовному делу на основании и в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ в отношении вещественных доказательств (ст.ст. 81, 82 УПК РФ). Ныне уголовно-процессуальное решение этих вопросов, а также вопроса о возмещении имущественного ущерба, причиненного законному владельцу - потерпевшему (ч. 3 ст. 42 УПК РФ), получило необходимую уголовно-правовую основу. В ходе реализации уголовно-правовых норм по конфискации имущества, возврате его законному владельцу и возмещении причиненного ему ущерба следует учитывать особенности института конфискации имущества. Так, в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ принятие решения о конфискации - прерогатива суда. Никто иной и никак имущество конфисковать не вправе. Необходимая мера обеспечения всех возможностей конфискации, а также возможного возврата имущества законному владельцу либо возмещения причиненного ему ущерба - это наложение ареста на имущество, включая находящееся у других лиц (ст. 115 УПК РФ). Перечень подлежащего конфискации имущества приведен в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, где также определены условия для конфискации. Кроме имущества и доходов от него, возвращенных их законному владельцу, конфискации подлежат деньги, ценности и иное имущество от совершения преступлений, список которых исчерпывающе дан в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, включая и любые доходы от этого имущества. Доходы согласно ст. 41 Налогового кодекса РФ - экономическая выгода в денежной или натуральной форме, рассчитанная как положительная разница между поступлениями от использования указанного имущества в сфере экономической деятельности и затратами по его использованию. Могут рассматриваться в данном контексте поступления от реализации полученного преступным путем имущества в п. «б» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, т.е. средства от превращения или преобразования.

Ценности в соответствии со ст. 104.1 УК РФ - это не только известное материальное имущество, но и материализованное духовное, а также предметы и документы, имеющие особую историческую, научную, художественную или культурную ценность. Конфискации подлежат деньги, ценности и иное имущество, указанные в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, которые частично или полностью превращены или преобразованы посредством легализации, проведения финансовых операций и других сделок , в результате продажи или обмена предметов им придан якобы законный характер. Например, такое имущество было зачислено на счета, приобретены акции или недвижимость , изготовлены ювелирные изделия и т. д. Конфискации подлежат деньги, ценности и иное имущество, применяемое либо предназначенное для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации).

Термин «финансирование терроризма» раскрыт в прим. 1 к ст. 205.1 УК РФ. Но следует иметь в виду, что в п. «в» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ иные преступные структуры названы вместе с финансированием терроризма, применена более широкая трактовка, чем в прим. 1 к ст. 205.1 УК РФ. Из этого следует, что речь в данной статье идет о финансировании организованных преступных структур любой, не только террористической, направленности. Конфискуются орудия, оборудование или иные средства совершения преступления (п. 1 ч. 3 ст. 81 УПК РФ), т.е. подлежат конфискации не только те, которые использовались для преступления, но и иное оборудование и средства, которые могут быть применены для совершения преступления. Расширительное толкование в данном случае обусловлено п. «г» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ. Имущество, полученное в результате совершения какого-либо из преступлений, указанных в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, и(или) доходы от такого имущества были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, в таких случаях конфискации подлежит часть имущества, соответствующая стоимости приобщенных имущества и доходов от него. Например, пополнение суммы вклада в банке, использование в предпринимательской деятельности , при ремонте приобретенного офисного помещения, в строительстве загородного дома и т. п. В таких случаях в соответствии с ч. 2 ст. 104.1 УК РФ от объединенного в комплекс имущества конфискации подлежит сумма, соответствующая стоимости преступно полученных доходов.

В ч. 3 ст. 104.1 УК РФ определено, что имущество, переданное осужденным другому лицу или организации, конфискуется, если лицо, которому передано это имущество, знало или должно было знать, что оно было получено в результате преступных действий. Обстоятельство, когда лицо должно было знать о преступном происхождении имущества, предполагает его обязанность выяснять, в каких рамках определен вопрос о происхождении принимаемого имущества, в том числе и невыполнение или ненадлежащее выполнение им какой-либо обязанности. Когда лицо не знало или не должно было знать о преступном происхождении принятого имущества, то такое лицо называется добросовестным приобретателем и такое имущество конфискации не подлежит.

Следует отметить, что передача имущества другим лицам, родственным обвиняемому, а также «надежным» людям и оформление на подставных лиц - это давний и распространенный способ скрыть имущество от конфискации. Такое прикрытие действий виновного документальным подтверждением внешне законных сделок создает затруднение в установлении необходимого для конфискации имущества, а также изобличения виновных. Но правоохранительные органы уже накопили опыт в раскрытии и доказывании подобных деяний. Ст. 104.2 УК РФ не только предоставляет возможность, но и обязывает суд принять решение о конфискации денежной суммы взамен определенного предмета, входящего в имущество, подлежащее конфискации, если конфискация этого предмета невозможна вследствие его израсходования, продажи, утраты, порчи, разрушения и т. п. Денежное возмещение должно со- ответствовать стоимости этого предмета, определяемой судом исходя из рыночной цены, в необходимых случаях используются положения, содержащиеся в ст. 424 ГК РФ или определяются экспертным путем. Представляется, что при наличии условий, указанных в данной статье, конфискация денежной суммы возможна также взамен многих или даже всех предметов, подлежащих конфискации по конкретному делу. Конфискация у виновного денежной суммы не исключается и взамен предмета, переданного им другому лицу, если оно признано добросовестным приобретателем.

Ст. 104.3 УК РФ устанавливает приоритет возмещения ущерба, причиненного законному владельцу, перед конфискацией имущества. Он выражается в первоочередном решении вопроса о возмещении указанного ущерба по сравнению с конфискацией (ч. 1), а также в решении этого вопроса за счет стоимости имущества, подлежащего конфискации, если у виновного отсутствует иное имущество, на которое может быть обращено взыскание (ч. 2). При этом в доход государства обращается оставшаяся часть имущества, подлежащего конфискации. Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством РФ.

В ч. 2 ст. 104.3 УК РФ говорится о варианте возмещения ущерба из стоимости имущества, указанного в ч.ч. 1 и 2 ст. 104.1 УК РФ. Если переданное другим лицам имущество подлежит конфискации, то согласно ч. 3 ст. 104.1 УК РФ из его стоимости может возмещаться ущерб законному владельцу. Если же переданное виновным другому юридическому или физическому лицу имущество находится у добросовестного приобретателя, то взамен имущества, подлежащего конфискации, ст. 104.2 УК РФ позволяет суду принять решение о конфискации у виновного денежной суммы, соответствующей стоимости переданного имущества. Из этой суммы возможно возмещение ущерба, причиненного законному владельцу. Законный владелец - лицо, осуществляющее право владения конкретным имуществом на основании, указанном в законе или допускаемом им. Владение вещью (имуществом), закрепленное законом за гражданином или юридическим лицом , - одно из правомочий собственника. Но законным владельцем может быть и не собственник вещи (имущества), но иное физическое или юридическое лицо, которое приобрело и осуществляет право владения данным имуществом в соответствии с законом или по договору . Это может быть арендатор, залогодержатель, перевозчик, хранитель имущества либо лицо, владеющее земельным участком на праве пожизненного наследуемого владения и др. Законными владельцами являются также государственные или муниципальные унитарные предприятия , основанные на праве хозяйственного ведения или оперативного управления , а также другие организации и учреждения, не наделенные правом собственности на закрепленное за ними собственником имущество.

Законное владение имуществом предполагает законное его приобретение. При незаконном же отчуждении имущества, в частности, в результате совершения преступления и передаче его лицу, которое не знало и не должно было знать об этом, имущество оказывается у добросовестного приобретателя, но в незаконном владении. Тем не менее закон в определенных пределах защищает имущественные права и такого приобретателя ввиду его добросовестности. Если при рассмотрении уголовного дела возникают споры между законным владельцем и добросовестным приобретателем о принадлежности имущества, то они согласно п. 6 ч. 3 ст. 81 УПК РФ разрешаются в порядке гражданского судопроизводства. Наконец, как уже отмечалось, имущество, приобретенное добросовестно исходя из смысла ч. 3 ст. 104.1 УК РФ. Поскольку конфискация, как мера уголовно-правового характера, не является наказанием, она не претендует на то, чтобы преследовать цели, которые установлены в ст. 43 УК РФ. Конфискация служит уголовно-правовым средством для противодействия финансированию терроризма и подобных организованных преступных структур. Конфискация является юридическим основанием для принудительного изъятия и безвозмездного обращения в собственность государства того имущества, которое было незаконно получено от преступлений, перечисленных в ст. 104.1 УК РФ. Объективно конфискация имущества возможна не только тогда, когда суд вынесет обвинительный приговор, но и в случаях принятия им иного решения. Данное положение следует восстановить в УК РФ в целях обеспечения расширительного толкования при применении конфискации имущества.

Конфискация имущества в уголовном праве в качестве наказания отменена в 2003 году, однако одноименная мера уголовно-правового характера действует до сих пор. Конфискация имущества в уголовном праве: что отличает ее от наказания, когда и в связи с чем она применяется и можно ли ее избежать — ответы на эти и другие вопросы есть в настоящей статье.

Что такое конфискация имущества

Конфискация имущества в уголовном праве длительное время существовала как один из видов наказания. В таком качестве она признавалась во всех УК РСФСР и первоначальной редакции современного Уголовного кодекса, действующего в России с 1997 года.

Однако с 2003 года конфискация имущества признается исключительно только в форме принудительной меры уголовно-правового характера — из перечня наказаний она исчезла.

Основная идея меры при этом сохранена: и в том и в другом случае речь идет о безвозмездном изъятии имущества или денежных средств, принадлежащих осужденному. Но с точки зрения процедуры конфискации, ее объекта (что именно подлежит изъятию), адресата (распоряжение изъятым) и оснований для ее применения различия весьма существенны.

Конфискация — наказание

Конфискация — мера уголовно-правового характера

Любое имущество виновного, за исключением не подлежащего изъятию

  • Имущество и деньги, добытые преступным путем.
  • Предметы, запрещенные в гражданском обороте.
  • Орудия преступления.
  • Деньги, предназначенные для финансирования терактов и пр.

Государство

  • Государство.
  • Потерпевший

Основания

Санкция конкретной статьи Особенной части УК РФ

Совершение хотя бы одного из преступлений, перечисленных в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ

Таким образом, конфискация имущества как наказание заключалась в изъятии в доход государства всего имущества, находящегося в собственности виновного, или его части и была прямо предусмотрена санкциями ряда статей УК РФ.

Одноименная же мера уголовно-правового характера допускает изъятие строго ограниченного перечня видов имущества и его обращение в 1-ю очередь в пользу потерпевшего в целях возмещения причиненного вреда.

В каких случаях применяется и каков порядок принятия решения о конфискации имущества

Перечень преступлений, совершение которых может повлечь конфискацию имущества, приведен в ст. 104.1 УК РФ. В него входят в том числе убийство, нанесение тяжких телесных повреждений, действия, связанные с незаконным оборотом наркотиков, теракт и т. д. — всего 74 наименования.

Однако самого факта совершения одного или нескольких преступлений из приведенного списка для принятия решения о конфискации недостаточно. Помимо виновности фигуранта, доказыванию в данном случае подлежит происхождение и предназначение имущества, предполагаемого к изъятию. В обязательном порядке должно быть установлено, что оно:

  • добыто в результате совершения преступления;
  • явилось орудием или средством для совершения преступления;
  • приобретено на деньги, полученные от преступной деятельности.

Важно! Для конфискации достаточно одного из приведенных оснований, то есть одновременного удовлетворения всем перечисленным условиями не требуется.

Если изъятие имущества, являющегося результатом преступной деятельности, невозможно ввиду его продажи или по иным причинам, допускается конфискация денег в сумме, эквивалентной стоимости этого имущества.

Кроме того, изъятию в рамках конфискации подлежит любое имущество (деньги , ценности, вещи и пр.), предназначенное для финансирования запрещенной деятельности: терроризма, экстремизма, преступного сообщества и т. д.

Важно! Если подлежащая конфискации вещь (деньги и т. д.) находится не у виновника преступления, а у другого лица, изъятие допускается при условии, что фактический владелец располагает информацией о происхождении имущества.

Типичный пример: лицо, совершившее убийство, сопряженное с разбоем, подарило часть похищенного своему знакомому, сообщив о способе приобретения этих вещей. В такой ситуации все, что было получено в дар, изымается в пользу потерпевших или государства.

Решение о конфискации имущества принимается одновременно с постановлением приговора, то есть это исключительная прерогатива суда. При этом перечисляются все объекты, подлежащие изъятию, и способы распоряжения ими.

Так, согласно ст. 84 УПК РФ для каждого вида конфискованного имущества предусмотрен четкий перечень возможных способов распоряжения:

  • для орудий преступления, а также запрещенных предметов — уничтожение или передача на хранение в соответствующие учреждения;
  • для денег и ценностей, полученных в ходе преступления, — передача законному владельцу.

В остальных случаях первоочередное значение имеет возмещение причиненного вреда. Например, если у виновного конфискован автомобиль, приобретенный на деньги, полученные от преступления, он может быть реализован с торгов, а вырученные средства направлены на погашение ущерба потерпевшему. То, что осталось, направляется в бюджет. Иными словами, государство здесь выступает «наследником второй очереди».

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

В отличие от уголовного административное право признает конфискацию имущества как вид наказания и устанавливает его за определенные проступки. При этом изъятию согласно ст. 3.7 КоАП РФ могут подлежать исключительно орудия правонарушения или его предметы, то есть то, на что было направлено посягательство.

Обязательное условие для применения такой меры наказания — ее наличие в санкции нормы КоАП РФ, в соответствии с которой осуществляется административное преследование.

Конфискованное имущество обращается в доход государства, то есть в федеральную собственность, или в собственность региона, на территории которого совершен административный проступок.

Важно! Конфискация орудия или предмета правонарушения производится только судом. Исключение составляют так называемые таможенные проступки, к числу которых относится, например, ввоз или вывоз товаров без оформления декларации. В такой ситуации изъять предмет может сотрудник таможенной службы без решения суда.

Какое имущество не может быть конфисковано

Уголовное законодательство не содержит перечня объектов, не подлежащих изъятию, поэтому в спорных ситуациях при решении вопроса о конфискации имущества УК РФ обращается к ст. 446 ГПК РФ, содержащей список объектов, на которые не может быть наложено взыскание по исполнительному документу. К таковым в том числе относятся:

  • единственное жилье;
  • предметы одежды, обуви, домашней обстановки и обихода (кроме драгоценностей и предметов роскоши);
  • продукты питания и денежные средства на сумму, не превышающую величину прожиточного минимума, и т. д.

Тем не менее если вошедший в приведенный перечень предмет является прямым результатом преступной деятельности, вопрос о его конфискации может быть решен положительно.

Например, согласно ст. 446 ГПК РФ не подлежит изъятию имущество, используемое при осуществлении профессиональной деятельности. Однако в случаях, когда именно эта вещь явилась предметом преступления или орудием его совершения, она практически наверняка будет конфискована.

Всех уголовных законодательств с древнейших времен. В отечественном уголовном праве она встречается со времен Русской Правды. Весьма распространена была конфискация имущества в советском уголовном праве. Законодательство зарубежных буржуазных государств со времен Великой французской революции негативно относилось к использованию данной меры наказания, хотя, как и в России, периоды ее полного исключения из системы наказаний сменялись периодами признания се целесообразности и возвращения в систему наказаний в том или ином виде.

Конфискация имущества первоначально предусматривалась и УК РФ 1996 г. как дополнительное наказание, которое состояло в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного, и применялось только в случаях, предусмотренных санкциями статей Особенной части УК за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений (ст. 52 УК). Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ конфискация имущества как вид уголовного наказания была исключена из УК, что, по мнению многих специалистов, значительно снизило превентивную роль закона в борьбе с организованной преступностью, коррупцией, другими наиболее тяжкими видами преступлений, поскольку сделало практически невозможным изъятие доходов, полученных преступным путем, и воздействие на экономические основы преступности.

Сохраненная в уголовно-процессуальном законодательстве (п. 4 ч. 3 ст. 81 УПК), так называемая специальная конфискация «имущества, денег и иных ценностей, полученных в результате преступных действий либо нажитых преступным путем» проблемы не решает: чтобы добраться до указанного имущества, следствие должно доказать не только вину владельца, но и незаконное происхождение денег и ценностей.

Возможность конфискации преступно нажитого имущества предусмотрена законодательством многих стран, эта мера является одним из самых эффективных правовых инструментов противодействия преступности. В отношении ряда преступлений она предусмотрена соглашениями в рамках ООН, в некоторых из них участвует и Россия. Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О ратификации конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма" и Федерального закона "О противодействии терроризму"» раздел VI УК назван «Иные меры уголовно-правового характера» и дополнен гл. 15 «Конфискация имущества». Новая глава включает три статьи (104 1 -104 3), нормы которых регулируют условия и порядок применения конфискации имущества как «иной меры уголовно-правового характера».

Согласно ст. 104 1 УК конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора суда следующего имущества:

  • денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных ч. 2-4 ст. 105 УК (убийство при квалифицирующих признаках), ч. 2 ст. 111 УК (причинение тяжкого вреда здоровью при квалифицирующих признаках), ч. 2 ст. 126 УК (похищение человека), ст. 127 1 УК (торговля людьми), ст. 205 УК (терроризм), ст. 206 УК (захват заложника), ст. 209 УК (бандитизм), ст. 278 УК (насильственный захват власти) и другими статьями УК, или являющихся предметом незаконного перемещения через таможенную фаницу РФ, ответственность за которое установлена ст. 188 УК, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;
  • денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных указанными в п. «а» статьями, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;
  • денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);
  • орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому (ч. 1 ст. 104 1 УК).

Такая мера подлежит применению только в случаях совершения перечисленных видов преступлений и при условии доказанности связи соответствующих денег, ценностей и иного имущества с совершением преступления.

Если имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от этого имущества были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов от него (ч. 2 ст. 104 1 УК).

Имущество, указанное в ч. 1 и 2 ст. 104 1 УК, переданное осужденным другому лицу (организации), также подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий (ч. 3 ст. 104 1 УК).

Если конфискация определенного предмета, входящего в имущество, указанное в ст. 104" УК, на момент принятия судом решения о конфискации данного предмета невозможна вследствие его использования, продажи или по иной причине, суд выносит решение о конфискации денежной суммы, которая соответствует стоимости данного предмета (ст. 104 2 УК).

При решении вопроса о конфискации имущества в соответствии со ст. 104 1 и 104 2 УК в первую очередь должен быть решен вопрос о возмещении вреда, причиненного законному владельцу (ч. 1 ст. 104 3 УК).

При отсутствии у виновного иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, кроме указанного в ч. 1 и 2 ст. 104 1 УК, из его стоимости возмещается вред, причиненный законному владельцу, а оставшаяся часть обращается в доход государства (ч. 2 ст. 104 3 УК).

Положения ст. 104" УК, касающиеся конфискации доходов от использования имущества, полученного в результате совершения преступления, применяются только к правоотношениям, возникшим после 1 января 2007 г. Это связано с правилами применения обратной силы уголовного закона (ст. 54 Конституции РФ, ст. 10 УК).

Институт конфискации

Институт конфискации с уверенностью можно назвать одним из самых сложных и спорных не только в отечественной уголовно-правовой науке, но и в российском обществе в целом.

Конфискация имущества относится к числу древнейших наказаний. Она широко применялась уже в императорском Древнем Риме. В эпоху буржуазных революций в Европе сложилось резко критическое отношение к этой мерс как подрывающей «священность» и «неприкосновенность» права частной собственности. Во Франции конфискация была отменена в 1790 г., т. е. сразу же после победы первой буржуазной революции; при Наполеоне восстановлена, а в 1814 г. вновь отменена (последнее было подтверждено Хартией 1830 г. и Конституцией 1848 г.). В Пруссии конфискация имущества как мера уголовного наказания была отменена в 1850 г.

В России конфискация фигурировала уже в Русской Правде и в Уложении 1649 г. За политические преступления эта мера уголовного наказания предусматривалась позднее Сводом законов 1832 г. и Уложением о наказаниях 1845 г. В Уложении о наказаниях 1885 г. конфискация среди мер наказания уже не упоминалась. О ней вновь вспомнили после революции 1917 г. и уже не забывали во всех российских УК.

Отмененный в 2003 г. институт конфискации в очередной раз был введен Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ, в соответствии с которым УК дополнен гл. 15 1 «Конфискация имущества». Последняя, в свою очередь, вошла в разд. VI «Иные меры уголовно-правового характера» (прежде именовавшийся «Принудительные меры медицинского характера»).

Таким образом, российский законодатель фактически ввел так называемую двухколейную систему уголовно-правовых санкций, известную большинству европейских стран (наказания и меры безопасности).

В соответствии со ст. 104 1 УК конфискация имущества есть принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства следующего имущества:

  • денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных специально перечисленными статьями УК РФ, и любых доходов от этого имущества, за исключением подлежащих возврату потерпевшему;
  • денег, ценностей и иного имущества, в которые доходы от преступления были частично или полностью превращены или преобразованы;
  • денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной преступной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества или преступления;
  • орудий, оборудования или иных средств совершения преступления.

Такое решение вопроса о восстановлении института конфискации в российском уголовном законодательстве было выбрано не без влияния зарубежного опыта.

Нынешняя российская правовая система, включая уголовное и уголовно-процессуальное право, развивается в тесной связи с правовыми системами других государств. Зарубежное же законодательство о конфискации достаточно противоречиво и демонстрирует разнообразие моделей как на концептуальном, так и на технико-юридическом уровне. И уже хотя бы в силу этого представляется целесообразным дать краткий сравнительный обзор подходов к регулированию института уголовно-пра- вовой конфискации в современном мире.

В уголовном праве четко разграничиваются общая и специальная конфискации имущества. Под последней понимается безвозмездное изъятие не всего имущества, а только следующих его видов:

  • предметов, использованных для совершения или подготовки преступления;
  • предметов (имущества, денег), полученных в результате преступления;
  • предметов, запрещенных к свободному обороту.

По общему правилу в современных национальных законодательствах закрепляется либо общая, либо специальная конфискация. Лишь в отдельных странах уголовные кодексы предусматривают одновременно обе эти разновидности (Беларусь, Болгария, Кот-д"Ивуар, Куба, Лаос, Мадагаскар, Монголия, Судан).

Институт конфискации в международном праве

На сегодня конфискация, пожалуй, единственный вид правовой санкции, законодательное закрепление и применение которой прямо предписано международным правом как обязанность государств. Ее особое положение объясняется той ролью, которую отводит ей мировое сообщество в борьбе с такими видами транснациональной организованной преступности, как терроризм, наркоторговля, легализация преступных доходов и коррупция.

Возлагая на государства-участники обязанность предусмотреть в своих законодательствах рассматриваемую меру, международные конвенции тем не менее оставляют национальным законодателям широкий простор для самостоятельного определения ее юридического формата в соответствии с местными правовыми традициями.

Так, ст. 1 Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (заключена в г. Страсбурге 8 ноября 1990 г., ратифицирована Федеральным законом от 28 мая 2001 г. № 62-ФЗ и вступила в силу для Российской Федерации 1 декабря 2001 г.) установлено, что термин «конфискация» означает не только наказание, но и «меру, назначенную судом в результате судопроизводства по уголовному делу или уголовным делам и состоящую в лишении имущества» (п. 1).

Из текстов международно-правовых документов со всей определенностью вытекает, что обязанностью государств-участников являются закрепление и применение института специальной (а отнюдь не общей) конфискации. Приведем характерный пример: в соответствии со ст. 12 Конвенции против транснациональной организованной преступности (принята 15 ноября 2000 г. Генеральной Ассамблеей ООН и ратифицирована Федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ) государства — участники этой Конвенции принимают в максимальной степени, возможной в рамках их внутренних правовых систем, такие меры, которые могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации как доходов от преступлений, так и имущества, оборудования или других средств, использовавшихся или предназначавшихся для использования при совершении преступлений (п. 1).

В том что касается уголовно-правовой конфискации, вышеприведенные формулировки международных конвенций весьма четко отражают реалии, сложившиеся в современных уголовно- правовых системах.

Общая конфискация

Почти повсеместно применявшаяся еще в недавнем прошлом к настоящему моменту общая конфискация имущества исключена из уголовного законодательства подавляющего большинства государств мира. Во многих странах она прямо запрещена конституцией (Азербайджан, Аргентина, Барбадос, Бахрейн, Бельгия, Греция, Кипр, Колумбия, Коста-Рика, Ливан, Малайзия, Мальдивская Республика, Мексика, Никарагуа, ОАЭ, Парагвай, Румыния, Сирия, Турция, Чили и др.).

В Азербайджане и Грузии этот вид наказания был признан неконституционным.

В настоящее время общая конфискация имущества сохраняется в законодательстве относительно небольшого числа стран. Среди них Беларусь, Болгария, Вьетнам, Дания, Казахстан, КНР, КНДР, Конго, Кот-д"Ивуар, Куба, Лаос, Латвия, Мавритания, Мадагаскар, Монголия, Судан, Таджикистан, Того, Украина, Франция, Эфиопия.

Во Франции эта разновидность конфискации носит исключительный характер и предусматривается только за преступления против человечества, а также за незаконные производство, ввоз или вывоз наркотиков.

В Армении конфискация имущества сохранена в УК 2003 г. как вид наказания (ст. 55), однако с важной оговоркой: «Размер конфискуемого имущества не может превышать размера имущественного вреда, причиненного преступлением, или размера выгоды, полученной преступным путем».

В Германии в 1992 г. и по ее образцу в Парагвае (1998 г.) и Эстонии (2001 г.) в уголовное законодательство было введено так называемое имущественное наказание. Оно назначается в качестве дополнительного к лишению свободы наказания в виде денежной суммы, которая может достигать стоимости всего имущества осужденного. Считаясь формально разновидностью штрафа, «имущественное наказание» также по сути выступает как общая конфискация. В тех странах, где она сохранена, это только дополнительное наказание.

Признавая, что общая конфискация — весьма суровая кара не только для самого осужденного, но и для членов его семьи, современный законодатель стремится ограничить ее применение.

Прежде всего, общая конфискация может применяться в отношении достаточно узкого круга преступных деяний. Так, в Беларуси и Таджикистане она устанавливается за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Только за корыстные преступления это наказание назначается и в Казахстане.

По УК Мавритании, Мадагаскара, Судана общая конфискация вообще носит исключительный характер и применяется в единичных случаях. Так, в Мадагаскаре обшая конфискация может применяться только в двух случаях: при совершении преступлений против безопасности государства во время войны и если виновные в любом преступлении скроются от правосудия за пределами территории страны. В Судане конфискации всего имущества (в дополнение к смертной казни или заключению) подвергается лишь лицо, совершающее действия в целях разрушения конституционного строя, существующего в стране, или в целях создания угрозы для ее независимости и целостности.

Другое важное ограничение применения общей конфискации — это установление перечня неотчуждаемого имущества. В странах, где общая конфискация имущества применяется, уголовные кодексы содержат специальную норму, согласно которой не подлежит конфискации имущество, необходимое осужденному или лицам, находящимся на его иждивении: квартира или жилой дом, земельный участок, мебель, минимально необходимая одежда, детские товары и др.

Специальная конфискация

В отличие от обшей специальная конфискация предусматривается уголовным законодательством большинства стран мира. Однако в большинстве стран СНГ специальная конфискация признается институтом не уголовного, а уголовно-процессуального права.

Прежде всего, далеко не везде существует единое понятие (институт) специальной конфискации. Так, в уголовном праве Австрии, Англии, Боснии и Герцеговины, Германии, Парагвая, США, Швейцарии и ряда других стран четко различаются два вида этой меры: конфискация имущества (материальной выгоды, полученной в результате преступления) и конфискация (изъятие) средств и орудий преступления.

Далее, специальная конфискация в двух ее видах в большинстве стран (Австрия, Германия, Исландия, Испания, Литва, Марокко, Молдова, Парагвай, Румыния, Хорватия и др.) рассматривается не как наказание, а как иная (помимо наказания) мера уголовного воздействия. Однако юридическая природа таких мер различна. Например, по УК Боснии и Герцеговины, Сербии, Македонии и Хорватии конфискация орудий преступления рассматривается как мера безопасности, а нормы о конфискации преступных доходов вообще выделены в отдельную главу. По УК Испании, Мальты, Перу, Сальвадора специальная конфискация — «дополнительное последствие» наказания.

В качестве наказания (дополнительного) специальная конфискация признается в Азербайджане, Албании, Туркменистане, Филиппинах, Франции, Японии. Во Франции допускается также назначение специальной конфискации в качестве основного наказания.

Поскольку в большинстве стран специальная конфискация не считается наказанием, для се назначения не требуется специального упоминания об этом в санкциях соответствующих статей Особенной части УК. Столь же свободно такая конфискация применяется в тех странах, где она не уголовный, а уголовно-процессуальный институт.

Особенностью специальной конфискации является то, что она может применяться и к третьим лицам, непосредственно не участвовавшим в совершении преступления, если они каким- либо образом получили доходы от преступной деятельности (например, в качестве правопреемников).

Так, согласно УК Австрии (п. 4 § 20) тот, кто обогатился в результате совершения другим лицом деяния, запрещенного под угрозой наказания, или непосредственно и незаконно обогатился за счет имущественной выгоды, полученной при совершении данного деяния, приговаривается к выплате денежной суммы в размере такого обогащения.

Аналогичные нормы имеются в УК Боснии и Герцеговины (ст. 111), Венгрии (ст. 63), Германии (§ 73), Дании (§ 76), Литвы (п. 3 ст. 72), Норвегии (ст. 34).

С другой стороны, предметы не могут быть конфискованы в пользу государства в том случае, если по закону они подлежат возврату потерпевшему или иному субъекту.

Специальная конфискация может также применяться к виновному и в том случае, когда ему не назначается уголовное наказание (например, по причине невменяемости лица или в силу малозначительности деяния).

Еще одной характерной чертой института специальной конфискации следует считать правило, согласно которому, если подлежащее конфискации имущество спрятано, израсходовано либо отсутствует по другим причинам, суд взыскивает с виновника, его сообщников или других лиц денежную сумму, соответствующую ценности подлежащего конфискации имущества. Это правило прямо закреплено в уголовном законодательстве Австрии, Литвы, Македонии, Нидерландов, Польши, и некоторых других стран.

В отдельных случаях законодатель из гуманных соображений устанавливает ограничения в отношении специальной конфискации. Так, согласно УК Австрии (п. 3 § 20а) от изъятия незаконной выгоды можно отказаться, если выплата денежной суммы несоизмеримо осложнила бы или сделала бы несправедливо тяжелым финансовое положение обогатившегося лица, в особенности если на момент вынесения решения об изъятии выгоды ее уже не существовало; следует учитывать и другие неблагоприятные имущественные последствия, возникающие в связи с вынесением приговора. Аналогичные нормы есть в УК Германии, Швейцарии и некоторых других стран.

В целом сравнительный анализ современного законодательства позволяет говорить о наличии устойчивой тенденции: все больше государств отказываются от обшей конфискации имущества как вида наказания в пользу института специальной конфискации.

Под конфискацией имущества в уголовном праве понимается принудительное изъятие в доход государства некоторого имущества, которое отвечает определенным требованиям. Указанное явление - это не вид наказания, а всего лишь мера воздействия, порой являющаяся возможностью государственных органов в лице суда, следствия и прокуратуры нарушать законность при принятии тех или иных решений.

Конфискация имущества в уголовном праве имеет, несомненно, благородную причину, а именно - она является непосредственным отражением неотвратимости наказания. Вот типичная логика преступника: конфисковать могут только то имущество, которое нашли. Например, разбойное нападение в отношении инкассаторов. Полученная сумма должна быть изъята в качестве вещественного доказательства с последующей передачей по решению суда или следствия собственникам - компаниям, которые должны были инкассировать выручку. Если указанная сумма денег не найдена, то может быть принято решение о конфискации с последующим обязательством вернуть все похищенное, т. е. у преступника даже в дальнейшем будет отсутствовать возможность легально воспользоваться спрятанной наличностью.

Судебная практика показывает, что конфискация имущества в уголовном праве - это средство исправления ошибок, допущенных в рамках расследования преступлений. Например, задерживается человек за сбыт наркотических средств в крупном размере. Перевозил наркотические средства он в автомобиле, которым пользовался по доверенности. Уголовным кодексом нашей страны предусмотрено, что орудия и иные средства преступления могут быть предметом похищения. В это ситуации следователи весьма часто накладывают арест на транспортное средство и помещают его на спецстоянку, чтобы у суда была реальная возможность воспользоваться возможностью конфисковать имущество, ведь законом не запрещено обращать орудия в доход государства.

Когда применяется конфискация имущества в уголовном праве ?

Как было сказано выше, конфискация должна являться средством, способным установить соотношение дел до начала преступной деятельности. Например, в ходе реализации наркотических средств лицо получает весьма крупные суммы денег, которые использует в собственных интересах. В круг интересов правоохранительных органов такой человек попадает лишь спустя какое-то время, не сразу. И то имущество, которое получено в рамках незаконной деятельности, в перечень для конфискации имущества в уголовном праве не попадает. Причина одна - невозможность (или нежелание следователей) доказывать данный факт.

Доказать факт использования тех или иных незаконно полученных денег - задача практически не решаемая. Единственным исключением в таких ситуациях являются дела, например, о взяточничестве. Так, лицо получает под оперативным прикрытием взятку, после чего задерживается с поличным. Естественно, указанная сумма будет вещественным доказательством по уголовному делу и в обязательном порядке будет по решению суда относиться к конфискованному имуществу.

Вообще, правовой институт конфискации имуществаявляется весьма нерабочим в нашей стране, поскольку, как показывает судебная практика, такой процедуре подвергаются предметы и вещи (в том числе и деньги), которые стали иметь какой-либо статус в рамках уголовного дела (предмет, средство, орудие и т. д.). Такой статус придается тем или иным вещам и предметам следователями, которые впоследствии должны решать вопрос с местом хранения. Таковыми могут быть либо материалы уголовного дела, либо комната хранения при органе полиции или следственного комитета, либо спецстоянки (для транспортных средств), либо прочие специализированные места (например, рефрижераторные цеха для скоропортящихся товаров) и т. д.

Место хранения в обязательном порядке указывается в постановлении о признании вещественных доказательств. Также делается описание указанных предметов, но оформляется это отдельным процессуальным документом, например, протоколом осмотра предметов или протоколом выемки.

Существенные признаки конфискации имущества в уголовном праве

Одним из существенных признаков рассматриваемой меры воздействия является возможность ее осуществления только в рамках обвинительного приговора суда, который в обязательном порядке вступил в законную силу. Именно поэтому только судьи вправе принимать решение, может ли быть то или иное имущество взыскано в доход государства. Начнем с того, что конфискация имущества в уголовном праве в обязательном порядке не регламентирована ни в одной из существующих норм. Так, суд может как вернуть имущество собственнику, пусть и осужденному к лишению свободу, так и конфисковать. Такое положение вещей, естественно, создает поле для коррупционных проявлений еще на стадии следствия, когда существуют лица, якобы способные решить вопрос с теми же автомобильными средствами.

Возникает резонный вопрос, откуда судья должен узнать о том или ином имуществе? Ответ содержится в процедуре делопроизводства, которая, кстати, ни в одном из нормативных актов не содержится, так уж повелось на практике. Перед направлением уголовного дела прокурору на проверку следователь подшивает обвинительное заключение, содержащее информацию о предметах, признанных вещественными доказательствами. По сути, это вещи, которые содержат на себе признаки преступления и которые впоследствии становятся конфискованным имуществом. Кстати, судья обязан принять решение об этих предметах, ведь так указано в законе. Кстати, если какое-то имущество возвращается подсудимому, который отправляется отбывать наказание в места лишения свободы, то государство в лице указанных органов обязано обеспечить сохранность такого имущества. Возможно, это является одной из причин столь частого применения конфискации имущества в уголовном праве.

Следующим весьма интересным законодательным моментом, являющимся, по сути, признаком, является ответ на вопрос, предметом какого преступления стало то или иное имущество, о конфискации которого может пойти речь. Еще одним неясным моментом является отсутствие всех основных преступных деяний, связанных с хищениями (статьи 158-163 УК РФ). Весьма интересная позиция законодателя. Так, реализация похищенной вещи после совершенного преступления, но перед его раскрытием делает невозможным применить к указанному лицу конфискацию имущества в уголовном праве. Весьма странная логика законодателя, учитывая, что больше половины всех совершаемых на территории нашей страны преступлений - хищения в различных формах.

Решение суда, которое не было обжаловано и вступило в силу, приобретает, по сути, статус документа о переходе права собственности. Если дело касается недвижимости, то достаточно направления оригинала решения в регистрационную палату для соответствующего оформления. Та же самая ситуация с транспортными средствами. Если часть конфискованного имущества подлежит взысканию в пользу потерпевшего, то имущество реализуется на торгах и надлежащую выплату производят потерпевшей стороне, все остальное - в доход государства. Естественно, имущество реализуется за бесценок.

Вам также может быть интересно:

Смежные права в гражданском праве

В последнее время, когда особенно остро стоит проблема пиратства, многие обращаются к вопросу защиты прав интеллектуальной собственности, который неразрывно связан с понятием...

Понятие и задачи уголовного права РФ

Уголовное право РФ - это отрасль права нашей страны, состоящая из взаимосвязанных норм, которые призваны регулировать отношения, возникшие в связи с совершением преступления...

1. Конфискация имущества есть принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора следующего имущества:

а) денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных частью второй статьи 105, частями второй-четвертой статьи 111, частью второй статьи 126, статьями 127.1, 127.2, частью второй статьи 141, статьей 141.1, частью второй статьи 142, статьей 145.1 (если преступление совершено из корыстных побуждений), статьями 146, 147, статьями 153-155 (если преступления совершены из корыстных побуждений), статьями 171.1, 171.2, 171.3, 171.4, 174, 174.1, 183, частями третьей и четвертой статьи 184, статьями 186, 187, 189, 191.1, 201.1, частями пятой — восьмой статьи 204, статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 209, 210, 212, 222, 227, 228.1, частью второй статьи 228.2, статьями 228.4, 229, 231, 232, 234, 235.1, 238.1, 240, 241, 242, 242.1, 258.1, 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282.1 — 282.3, 283.1, 285, 285.4, 290, 295, 307-309, частями пятой и шестой статьи 327.1, статьями 327.2, 355, частью третьей статьи 359, статьей 361 настоящего Кодекса, или являющихся предметом незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо через Государственную границу Российской Федерации с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, ответственность за которое установлена статьями 200.1, 200.2, 226.1 и 229.1 настоящего Кодекса, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;

б) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями, указанными в пункте «а» настоящей части, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

в) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

г) орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.

2. Если имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от этого имущества были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов от него.

3. Имущество, указанное в частях первой и второй настоящей статьи, переданное осужденным другому лицу (организации), подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий.

Комментарий к Ст. 104.1 УК РФ

1. Глава 15.1 была включена в УК Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии терроризму» . Правовая природа этого института определяется его местом в системе мер уголовно-правового воздействия и в структуре уголовного закона. Глава, в которой решаются вопросы конфискации имущества, включена в разд. VI «Иные меры уголовно-правового характера»,а не в раздел о наказании. Введение рассматриваемого института не означает возвращения в УК отмененной конфискации имущества в ее прежнем значении как вида наказания.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. 1). Ст. 3452.

2. Данная законодательная новелла означает, что появился новый по форме и содержанию институт уголовного права. Он основан на нормах международного права, призван служить уголовно-правовым средством противодействия, прежде всего финансированию терроризма и организованных преступных структур, является юридическим основанием принудительного изъятия и безвозмездного обращения в собственность государства имущества, незаконно полученного в результате совершения преступлений из числа указанных в специальном перечне, а также определенного имущества, принадлежащего виновному. Предусмотренные им конкретные нормы по своему содержанию в полной мере соответствуют положениям, предусмотренным ст. 12 («Конфискация и арест») Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., ратифицированной Федеральным законом от 26.04.2004 N 26-ФЗ.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 18. Ст. 1684; N 40. Ст. 3882.

3. Согласно п. «g» ст. 2 этой Конвенции «конфискация» означает окончательное лишение имущества по постановлению суда или другого компетентного органа. В соответствии с правовой позицией, высказанной в Постановлении КС РФ от 16.07.2008 N 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина В.В. Костылева» , ч. ч. 1 и 3 ст. 35, ст. 46 и ч. 3 ст. 55 Конституции позволяют лишать собственника или законного владельца его имущества, признанного вещественным доказательством, только вступившим в законную силу приговором, которым решен вопрос об этом имуществе как вещественном доказательстве, и — в случае, когда спор о праве на имущество, являющееся вещественным доказательством, подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства вступившим в силу соответствующим решением суда.
———————————
СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3695.

4. Обращение конфискуемого имущества в собственность государства взаимосвязано с мерами гражданско-правового характера — возвращением имущества законному владельцу и возмещением причиненного ему ущерба, но не заменяет их. Охрана прав и свобод человека, его собственности является одной из важнейших задач уголовного закона (). Поэтому результатом уголовного судопроизводства в первую очередь должно быть возмещение причиненного ущерба потерпевшему, а конфискации в доход государства подлежит оставшееся после этого имущество. Таким образом, интересам государственной казны придается менее существенное значение по сравнению с имущественными правами законного владельца.

5. Определяя перечень преступлений, результатом совершения которых может быть приобретение имущества, подлежащего конфискации, законодатель ориентировался на общественную опасность, тяжесть преступления и его характер. Поэтому в этот перечень включены в основном преступления, связанные с посягательством на личность, преступления коррупционного и террористического характера. В нем отсутствуют преступления против собственности. В этом случае все похищенное имущество или причиненный материальный ущерб подлежат возвращению или возмещению потерпевшему, а не обращению в доход государства.

6. Конфискация имущества распространяется не на любое имущество виновного, как это имело место ранее, а только на то, которое прямо указано в законе (имущество, связанное с совершением преступления или имеющее определенное целевое назначение). Государство не может допустить незаконного обогащения лица посредством совершения преступления или занятия преступной деятельностью. Поэтому конфискации подлежат деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения одного или нескольких преступлений, перечисленных в п. «а» ч. 1 комментируемой статьи, или являющиеся предметом незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо через Государственную границу РФ с государствами — членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, ответственность за которое установлена ст. ст. 226.1 и 229.1 УК. Согласно п. «d» ст. 2 Конвенции от 15 ноября 2000 г. «имущество» означает любые активы, будь то материальные или нематериальные, движимые или недвижимые, выраженные в вещах или в правах, а также юридические документы или акты, подтверждающие право на такие активы или интерес в них.

7. Конфискации подлежат и любые доходы от использования указанного имущества. Согласно п. «е» ст. 2 Конвенции от 15 ноября 2000 г. «доходы от преступления» означают любое имущество, приобретенное или полученное, прямо или косвенно, в результате совершения какого-либо преступления. Под доходами в данном случае следует понимать (применительно к ст. 41 НК РФ) экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, исчисляемую как положительная разница между поступлениями от использования указанного имущества в сфере экономической деятельности и затратами, связанными с таким его использованием.

8. Известные сложности в судебной практике вызывает определение понятия «денег, ценностей и иного имущества… являющихся предметом незаконного перемещения через таможенную границу… ответственность за которое установлена ст. ст. 226.1 и 229.1 УК». Возникает вопрос: всякое ли имущество, являющееся предметом незаконного перемещения через таможенную границу, вне зависимости от его принадлежности, происхождения и предназначения, подлежит конфискации? При ответе на этот вопрос следует иметь в виду решение Европейского суда по правам человека по делу от 06.11.2008 «Исмаилов (Ismayilov) против Российской Федерации» .
———————————
Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2009. N 4. При этом надо иметь в виду, что ст. 188 УК утратила силу.

17 ноября 2002 г. Исмаилов прибыл в г. Москву из г. Баку. Он перевозил 21348 долл. США, представлявших собой денежные средства от продажи семейной недвижимости. Однако он внес в таможенную декларацию только 48 долл. США, в то время как российское законодательство обязывает декларировать любую сумму, превышающую 10000 долл. США. При таможенной проверке остальная сумма была обнаружена в его багаже. 8 мая 2003 г. Головинский районный суд г. Москвы признал его виновным по ст. 188 ч. 1 УК и приговорил его к шести месяцам лишения свободы условно с шестимесячным испытательным сроком. Вещественные доказательства — 21348 долл. США — было решено обратить в доход государства.

Европейский суд признал нарушенной ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., указав следующее. Сам по себе ввоз в Российскую Федерацию наличной иностранной валюты без каких-либо ограничений не является незаконным. Законное происхождение конфискованных денежных средств не оспаривалось. Ничто не позволяло предположить, что путем применения конфискации власти намеревались предупредить иную незаконную деятельность, например, отмывание преступных доходов, торговлю наркотиками, финансирование терроризма или уклонение от налогов. Единственным преступным деянием являлась неподача таможенному органу соответствующей декларации.

Европейский суд исходил из того, что для признания государственного вмешательства соразмерным оно должно соответствовать тяжести нарушения. Вред, который заявитель мог причинить государству, был незначителен: он не уклонялся от уплаты таможенных пошлин или иных сборов, а также не причинил никакого имущественного ущерба государству. Таким образом, конфискация являлась не компенсационной, а сдерживающей и карательной мерой. Однако заявитель уже был наказан за контрабанду условным лишением свободы. При таких обстоятельствах конфискация, примененная в качестве дополнительного наказания, была несоразмерной, поскольку возлагала на заявителя «индивидуальное чрезмерное бремя». Таким образом, имело место нарушение ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции.
———————————
Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2009. N 3. С. 42 — 43.

9. В силу п. «б» ч. 1 комментируемой статьи подлежат конфискации деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество и доходы, указанные в п. «а» ч. 1 этой статьи, были частично или полностью превращены или преобразованы (сокрытие, легализация посредством финансовых операций и других сделок). Например, продажа или обмен предметов, зачисление рублевой суммы на инвалютный счет, покупка акций или недвижимости, огранка алмазов, изготовление ювелирных изделий из слитков или наоборот, ценности из драгоценного металла переплавлены в лом. Изъятие указанного имущества из незаконного владения лица фактически означает приведение его в прежнее имущественное положение, которое у него было до совершения преступления.

10. Независимо от законного или незаконного владения подлежит конфискации любое имущество, которое используется или предназначено для финансирования терроризма или перечисленных в п. «в» ч. 1 комментируемой статьи организованных преступных структур — организованной группы, НВФ, преступного сообщества (преступной организации). Понятие финансирования терроризма определено в п. 1 примеч. к ст. 205.1 УК. Оно охватывает и финансирование указанных преступных структур террористической направленности. Однако применительно к конфискации имущества в п. «в» ч. 1 комментируемой статьи названные преступные структуры перечислены наряду с финансированием терроризма, т.е. о них сказано шире, чем в п. 1 примеч. к ст. 205.1 УК. Отсюда следует, что в рассматриваемой статье речь идет о финансировании организованных преступных структур не только террористической, но и любой другой направленности.

11. Конфискуются также орудия, оборудование и иные средства совершения преступления, принадлежащие обвиняемому. В этом случае уголовная ответственность сопряжена с особым правовым последствиемпринудительным прекращением права собственности лица на определенное имущество, в том числе в целях недопущения использования его в дальнейшем в преступных целях. Например, в п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 26.04.2007 N 14 содержится разъяснение о том, что «исходя из положений пункта «г» ч. 1 ст. 104.1 УК орудия и иные принадлежащие обвиняемому средства совершения преступления, в частности, оборудование, прочие устройства и материалы, использованные для воспроизведения контрафактных экземпляров произведений или фонограмм, подлежат конфискации». Судам следует иметь в виду, что конфискации подлежит лишь принадлежащие осужденному средства совершения преступления.

Например, по приговору Астраханского областного суда от 23 января 2009 г. постановлено конфисковать в доход государства вещественные доказательства по делу — товары народного потребления в количестве 200 коробок, в каждой по 360 шт. детского белья. В кассационной жалобе заявительница Х., допрошенная по делу в качестве свидетеля, указанный приговор в части решения вопроса о конфискации вещественных доказательств просила отменить на том основании, что этот товар принадлежит ей на праве собственности. Жалоба заявительницы была удовлетворена, приговор в части, касающейся решения судьбы указанных выше вещественных доказательств, отменила и дело в этой части направила на новое рассмотрение, поскольку из приговора следует, что сам суд установил принадлежность Х. данного детского белья, в связи с чем решение о конфискации указанного имущества затрагивает права и законные интересы заявительницы (Определение Судебной коллегии по уголовным делам ВС РФ от 17.03.2009 N 25-О09-11).
———————————
БВС РФ. 2009. N 10. С. 12.

12. Закрепленная в ч. 2 комментируемой статьи мера очень тесно примыкает к мерам, предусмотренным п. п. «а» и «б» ч. 1 данной статьи. Если имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от него были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем, то конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости незаконно приобщенного.

Вариантов указанного приобщения достаточно много. Они связаны с разнообразием видов имущества и других объектов гражданских прав, видов и условий сделок, конкретных способов приобщения и его результатов. Например, пополнение суммы вклада в банке, использование в предпринимательской деятельности, вложение в капитальный ремонт купленного здания, использование в строительстве загородного дома и т.д. При этом нередки случаи, когда невозможно или нецелесообразно разобщить (выделить) законно приобретенное и незаконно полученное имущество вследствие их соединения в нечто неразделимое или единое целое. Учитывая это, ч. 2 комментируемой статьи предусматривает конфискацию из соединенного в одно или объединенного в комплекс имущества той его части, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов от него.

13. Добросовестный приобретатель имущества не может быть лишен его, если он не знал и не должен был знать о том, что имущество получено в результате преступных действий. Во всяком случае органы следствия должны доказать, что имущество добыто в результате преступной деятельности, а лицо, которому имущество передано, знало или должно было знать, что оно добыто в результате совершения преступления. То, что лицо должно было знать о преступном происхождении имущества, предполагает его обязанность выяснять в определенных рамках вопрос о происхождении принимаемого имущества, а также невыполнение или ненадлежащее выполнение им этой обязанности. Если лицо не знало или не должно было знать о преступном происхождении принятого имущества, то оно считается добросовестным приобретателем, а значит, исходя из содержания ч. 3 комментируемой статьи, данное имущество конфискации не подлежит.