Госдума разрешила засекречивать данные об имуществе высокопоставленных чиновников, которые находятся под защитой фсо. Зачем решили засекретить данные об имуществе высших чиновников? Депутаты приняли закон о засекречивании

Госдума засекретила некоторые данные об имуществе чиновников, в частности, местоположение объектов недвижимости в собственности высокопоставленных государственных служащих. Соответствующие изменения были внесены в Федеральные законы «О государственной охране» и «О персональных данных» 21 июня 2017 года.

Какие изменения внесены в закон о госохране?
Поправки в ФЗ N 57-ФЗ «О государственной охране» вызвали немалый резонанс в СМИ. Уже во втором чтении в документ, который до этого не привлекал к себе особого внимания, были внесены изменения, касающиеся имущества чиновников и их семей. В частности, Федеральной службе охраны (ФСО) была поставлена новая задача: обеспечение защиты персональных данных объектов государственной охраны и членов их семей (ст. 13 ФЗ от 27.05.1996 N 57-ФЗ).
Под объектами государственной охраны подразумеваются высшие чиновники:
- действующий Президент РФ;
- бывший Президент РФ (ст.2 Федерального закона «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» от 12.02.2001 N 12-ФЗ);
- Председатель Правительства РФ;
- Председатель Совета Федерации РФ;
- Председатель Государственной Думы РФ;
- Председатель Конституционного Суда РФ;
- Председатель Верховного Суда РФ;
- Генеральный прокурор РФ;
- Председателю Следственного комитета РФ;
- главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории РФ.
Всем, кроме российского президента, госохрана предоставляется только в течение срока их полномочий (ст. 6, 8 ФЗ N 57-ФЗ). Иностранным чиновникам - на время пребывания в РФ. По решению Президента РФ перечень государственных служащих под охраной может быть расширен.
В целях защиты объектов госохраны были также внесены изменения в ФЗ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», в котором уточнено, что Роскомнадзор обязан принимать меры по приостановлению или прекращению обработки персональных данных объектов госохраны по требованию ФСО (изменения в ст. 23). Ранее у ФСО таких полномочий не было.

Какие именно данные засекретили?
В принятом законе указано, что обработка персональных данных объектов государственной охраны и членов их семей осуществляется с их согласия и (или) с согласия органов государственной охраны, но за исключением персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральными законами. Поэтому та информация, которая подлежит раскрытию, не может быть засекречена (п. 14.1 ст. 15 в редакции принятого закона). Чиновники по-прежнему будут ежегодно отчитываться о своем имуществе и доходах (включая имущество и доходы членов семьи). Так, опубликованию подлежат:
- перечень объектов недвижимого имущества в собственности и пользовании с указанием вида, площади и страны расположения каждого из таких объектов;
- перечень транспортных средств в собственности с указанием вида и марки;
- декларированный годовой доход;
- сведения об источниках получения средств, за счет которых совершены сделки по приобретению земельного участка, иного объекта недвижимого имущества, транспортного средства, ценных бумаг, долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций, если общая сумма таких сделок превышает общий доход служащего (работника) и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.
Как уже было сказано выше, эти сведения как публиковались, так и будут публиковаться. Однако теперь запрещено указывать любые другие сведения (персональные данные), кроме указанных выше. В частности, засекречены:
- персональные данные супруги (супруга), детей и иных членов семьи служащего (работника);
- данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации служащего и членов его семьи;
- данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимого имущества, принадлежащих служащему и членам его семьи.
По официальной версии, мотивом принятия данных изменений стала забота о безопасности высших чиновников, данные о месте проживания и пребывания которых теперь будут засекречены из-за угрозы терактов. Однако общественные организации уже выразили обеспокоенность, что нормы закона можно трактовать достаточно широко. По мнению замглавы Transparency International Ильи Шуманова, применение закона о засекречивании имущества чиновников может привести к исчезновению из всех публичных реестров информации об объектах госохраны и их имуществе, то есть они фактически будут выведены из-под общественного контроля.

Госдума приняла в третьем, окончательном чтении, законопроект, касающийся деятельности Федеральной службы охраны (ФСО). В частности, документ позволит засекретить персональные данные лиц, находящихся под надзором ФСО, а также членов их семей. Отмечается, что к персональным данным относятся банковские счета, информация о недвижимости, в том числе, зарубежной. Засекречиваются также данные членов семей. При этом перечень людей, находящихся под охраной ФСО, может дополняться по распоряжению президента России. Полный список засекречен.

В беседе с НСН адвокат Игорь Трунов заявил, что принятие этого законопроекта Госдумой вызывает у него недоумение и массу вопросов:

«Каждый закон имеет определённые свойства и всё делается для чего-то. Именно с перспективой на будущее принимается тот или иной законопроект – чтобы исправить какие-то недостатки и сделать нашу жизнь лучше. И вот когда мы смотрим на те или иные законы, у нас возникает недоумение: зачем, к чему и что это нам даст? Законы пишутся на длительную перспективу. Не только нам жить с ними, но и нашим детям и внукам. Поэтому законопроект пишется не под личность», - заявил собеседник НСН.

Игорь Трунов напомнил, что контроль общественности за высшими должностным лицами – это одна из форм развитого государства с нормальной политической системой.

«Только в авторитарной системе скрывают состояние здоровья представителей власти, их имущественное состояние, их декларацию о доходах. Я, например, считаю безобразием то, что Трамп длительно время скрывал свою декларацию. Этого не должно быть в нормальном обществе. И у нас на данный момент таких проявлений нет. А вот возможность засекретить данные об имуществе высших должностных лиц - это вещь их этой категории», - подчеркнул адвокат.

По мнению эксперта, в условиях конкурентной политической системы управления государством, когда власти и партии меняются, когда система многопартийная, политик должен быть на виду.

«Международная практика говорит больше – он должен быть терпим. Практика Европейского суда говорит о том, что он должен быть терпим и к оскорбительным, беспокоящим честь и достоинство выражениям. Потому что если он выбрал себе такой род деятельности, то он должен быть готов к тому, что общество будет его проверять. Относиться с определённым недоверием и высказывать своё мнение в ярко выраженной, в том числе и оскорбительной форме», - заявил Игорь Трунов.

А для контроля со стороны общественности, по словам собеседника НСН , и создаются целые институты, среди которых, например, Общественная палата и прокуратура, надзирающая за законом.


«Поэтому, конечно, наличие касты неприкасаемых, у которых что-то засекречено и общество не может узнать, злоупотребляет ли своим служебным положением из корыстных соображений высшее должностное лицо или нет – это существенный изъян. Конституция, конечно, не регламентирует такие тривиальные вещи, как поведение того или иного чиновника, потому что это априори ясно. Это должна быть абсолютно прозрачная ситуация в части должностного лица.

Каждый из тех, кто идёт в России на выборы, должен предоставить имущественное и материальное состояние себя и своей семьи и родственников. Поэтому я думаю, что это такой неправовой закон», - резюмировал Игорь Трунов.

Добавим, законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной охране" был внесен в Госдуму в феврале президентом Владимиром Путиным. Пункт о засекречивании персональных данных появился лишь после принятия соответствующей поправки во втором чтении. Госохрану в России предоставляют главе государства, премьер-министру, главам Генпрокуратуры и Следственного комитета, спикерам Совета Федерации и Госдумы, а также председателям Конституционного и Верховного судов. ФСО также охраняет членов их семей.

© Фото Дениса Гольдмана

Законопроект ФСБ о засекречивании недвижимости чиновников потерял свою актуальность, так как все данные, которые власти намеревались скрыть от посторонних уже удалены из Росреестра. Такое мнение на своем сайте высказал политик Алексей Навальный.

Политик отреагировал на статью в газете «Ведомости» , где со ссылкой на федеральных чиновников утверждается, что правительство РФ заморозило предложенный ФСБ законопроект, предлагающий засекретить данные о владельцах недвижимости из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и в государственном кадастре недвижимости.

«Кремль все-таки хотел спрятать недвижимость не вообще всех чиновников, а своего высшего мафиозного круга. Они это сделали тупо и незаконно: цензурировав реестры. Просто удалили фамилии и все. Сам Росреестр признает, что по закону этого сделать нельзя, но фамилий нет», — пишет Навальный.

Он напоминает, что сейчас в Росреестре невозможно найти информации о недвижимости министра обороны РФ Сергея Шойгу, вице-премьера Дмитрия Рогозина и многих других заметных персонажей, которыми в разное время интересовался Фонд по борьбе с коррупцией.

«Законопроект ФСБ просто потерял острую актуальность. Это три года назад для чего-то незаконного нужно было быстро включать „безумный принтер“ — Госдуму. Сейчас и этого не надо», — констатирует Навальный.

Как и ожидалось, Государственная дума одобрила в окончательном чтении законопроект, который скроет от общественности сведения о доходах и имуществе высокопоставленных чиновников и членов их семей. В круг лиц, информация о которых будет частично засекречена, войдут все, чью безопасность обеспечивает Федеральная служба охраны. Соотвествующая информация уже размещена на сайте нижней палаты парламента.

Нюанс в том, что кого именно охраняет ФСО, не известно практически никому. По закону госохрана предоставляется главе государства, премьер-министру, генеральному прокурору и главе Следственного комитета, спикерам парламента, председателям Верховного и Конституционного суда и членам их семей. Однако список может дополняться по распоряжению президента, и его окончательный вариант известен лишь узкому кругу лиц.

Персональными данными, которые будут засекречены согласно одобренному Думой законопроекту, относятся банковские счета, сведения о недвижимости (как в стране, так и зарубежом) и прочем имуществе. Это касается лиц, находящихся под охраной ФСО и членов их семей (до какой степени родства – не уточняется). Раскрытие персональных данных возможно только с согласия самих лиц, которые находятся под охраной, и самой ФСО. Исключение делается только для информации, которая подлежит «опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральными законами».

Законопроект № 99654-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной охране»...» в свое время внес в парламент президент Путин. Требования о закрытии персональных данных в нем изначально не было – добавили во втором чтении, в ходе обсуждения поправок. В заголовке законопроекта поясняется, что он «направлен на повышение эффективности деятельности органов государственной охраны по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов».

Дополнительная секретность, выводящая целый ряд чиновников и их родственников из сферы общественного контроля, – не единственное нововведение. Дополнительно законопроет предлагает предоставить Федеральной службе охраны право вводить временные ограничения на трассах, используемых для проезда объектов госохраны, а также бесплатно пользоваться аэропортами, морскими и речными портами и прочими транспортными площадками.

Вносится также поправка касательно порядка применения сотрудниками ФСО оружия и спецсредств. Теперь, помимо права на то, чтобы (в состоянии необходимой обороны или при крайней необходимости) «обнажить оружие и привести его в готовность», сотрудники госохраны могут использовать для защиты охраняемых лиц любые подручные средства, включая транспортные.

Напомним также, что в конце марта ФСО получила право на изъятие земельных участков – для государственных нужд.

Законопроект вводит ограничения не только в отношении охраняемых «государевых людей», но и для самих сотрудников ФСО. Им запрещено будет размещать в интернете и СМИ информацию о себе или своих коллегах, которая хотя бы теоретически позволит «раскрыть принадлежность к органам государственной охраны», а также сведения о своей служебной деятельности и деятельности органов госохраны. Исключение – только для случаев описанных в нормативных правовых актах РФ либо предусмотренные непосредственно ФСО.

Поправки в закон о госохране в феврале предложил президент Владимир Путин и сегодня они были одобрены депутатами в третьем окончательном чтении.

У ФСО появятся дополнительные полномочия по защите персональных данных находящихся под охраной лиц. Формулировки закона дают возможность фактически засекретить информацию об имуществе представителей властной верхушки. Эксперты полагают, что это приведет к исчезновению из общедоступных реестров информации о президенте, премьер-министре, генпрокуроре, руководителе СК, спикерах парламента и председателях судов, а также сведений об их близких. Глава думского комитета по безопасности и противодействию коррупции единоросс Василий Пискарев ранее пояснял, что под запретом окажется только информация о местах проживания VIP-ов. Так их якобы хотят защитить от возможных угроз, например терактов. Со слов депутата, декларировать объекты, находящиеся под охраной первые лица будут по-прежнему.

Кроме того, ФСО предоставляется право «временно запрещать движение транспортных средств и пешеходов на трассах проезда объектов государственной охраны». Тем не менее, антикорррупционные расследования – с использованием открытых данных, дронов с фотокамерами и прочими устройствами, видимо будут затруднены. Кстати, самим сотрудникам госохраны после подписи документа президентом предстоит поголовно пройти дактилоскопическую регистрацию. Всем работникам службы запретят сообщать в прессе и в соцсетях о принадлежности к ведомству, постить фотографии и видео со своими изображениями и изображениями сослуживцев. ФСО также сможет бесплатно использовать аэропорты, посадочные площадки для вертолетов, морские и речные порты.

Теперь документ должен быть одобрен Советом Федерации и подписан главой государства. В марте Владимир Путин уже наделил ФСО правом изымать земельные участки для нужд службы. О таких полномочиях ранее просила и Федеральная служба безопасности.

В Трансперенси Интернэшнл пока не знают, как будут справляться с ограничениями, которые вводит новый закон, - рассказал «Эху"юрист организации Дмитрий Утукин.

Принятый ГД в третьем чтении закон о полномочиях ФСО, предусматривающий защиту персональных данных охраняемых службой лиц, позволит скрывать от граждан доходы и активы наиболее высокопоставленных чиновников страны. Такое мнение в эфире радиостанции «Эхо Москвы» высказал редактор отдела расследований «Новой Газеты», лауреат Пулитцеровской премии этого года за расследование на основе «Панамского архива» Роман Анин.

«У нас под охраной ФСО находятся первые лица государства. Это направлено не на то, чтобы этих людей защитить, а на то, чтобы общество не узнало об их коррупционных нарушениях», - считает журналист.

«Безусловно, мы теперь не узнаем чем владеет семья президента, чем владеет семья премьер-министра, чем владеют охранники президента и прочие лица, которых охраняет Федеральная служба охраны», - пояснил он. «Если жена какого-то высокопоставленного чиновника занимается бизнесом и владеет недвижимостью стоимостью в сотни миллионов долларов, то мы об этом просто не узнаем и не узнает об этом общество».

Р.Анин подчеркнул, что достать подобные засекреченные сведения для журналистов занимающихся расследованиями будет по-прежнему возможно. Однако освобождение чиновников от необходимости отчитываться перед гражданами, по его мнению, отсылает к прошлым векам, а государственных лиц превращает в «касту неприкасаемых, про которых нельзя ничего говорить, нельзя ничего знать и нельзя ничего писать».