Конституция 1937 причины принятия

К середине 30-х годов произошли значительные изменения в социально-экономической, политической и духовной сферах жизни страны. После проведения коренных социально-экономических преобразований в стране, в частности коллективизации и индустриализации осталось только два дружественных класса - рабочий класс и колхозное крестьянство. Наряду с ними активное участие в строительстве социализма принимала интеллигенция. Успешно развивались союзные республики, объединившиеся в СССР, к тому времени было ликвидировано неравенство различных народов в хозяйственном и культурном отношении. Советский Союз объявлялся первой в мире страной победившего социализма, что требовалось законодательно закрепить в новой Конституции, точно также как и изменившиеся общественные отношения. Инициатором изменения Конституции явился ЦК ВКП, который поручил Председателю СНК выступить с предложением о внесении изменений и дополнений в Конституцию СССР на VII Всесоюзном съезде Советов. Съезд принял решение внести новые изменения в Основной закон и обязал ЦИК СССР избрать Конституционную комиссию и поручить ей выработать текст Конституции, однако комиссия не ограничилась внесением изменений в действовавшую в тот период Конституцию СССР 1924 года. Она выработала новый проект основного Закона, в основу которого были положены действовавшая Конституция и законодательные акты, принятые во второй половине 20 - первой половине 30-х годов, а также выводы, сделанные из анализа действительности: утверждения во всех областях жизни Советского союза социализма, ликвидации кулачества как класса и развитии социалистической демократии в целом.

Проект конституции СССР был вынесен на обсуждение Пленума ЦК ВКП (б), состоявшегося 1-4 июня 1936г. После одобрения им Пленумом ЦИК СССР проект поступил на рассмотрение Президиума ЦИК СССР, который впоследствии одобрил его и принял решение о публикации для всенародного обсуждения.

Третья Конституция РСФСР принята 21 января 1937 года. Принятие Конституции РСФСР 1937 года явилось следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года, потому как с победой социализма появилась необходимость разработки не только Основного закона СССР, но и конституций союзных республик, в том числе и РСФСР. И такой закон впоследствии был разработан и утвержден Чрезвычайным XVII Всероссийским съездом Советов 21 января 1937 г., и, хотя многие его положения совпадали с текстом Конституции СССР 1936г., все же он имел ряд отличий.

Основные черты Конституции 1937 года

В Конституции РСФСР, как и Конституции СССР, получили распространение все права и свободы, предусматривавшиеся ранее действовавшими советскими конституциями. Наряду с этим в них были закреплен ряд новых прав и свобод, а также обязанностей.

Как и в прежних конституциях, ими сохранялась классовая сущность советского общества, воплощалась диктатура пролетариата, о чем прямо упоминается, в частности, в ст.2 конституции РСФСР. Однако после произошедших в стране перемен ее сущность изменилась. Было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, в связи с тем, что все эксплуататорские классы были ликвидированы, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Ст. 127 Конституции РСФСР 1937 года предусматривает равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы».

В конституции впервые вводились главы об основных правах и обязанностях граждан, включавшие широкий спектр этих прав и обязанностей. В частности, впервые было закреплено право на труд в ст. 122. Однако возможность использования политических прав гарантировалась по конституциям только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя». Таким образом, эти демократические установления конституций были классово, идеологически ориентированы.

Конституция РСФСР декларировала завершение строительства основ социализма. Как и Конституция СССР она закрепляла все его главные экономические основы: отмену частной собственности, установление государственного плана, которым определялась вся хозяйственная жизнь государства, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия труда и средства производства.

Этой Конституцией закреплялись основы общественного и государственного строя, система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры, избирательная система. Основной закон 1937 года утвердил объединение с другими республиками в составе СССР на основе добровольности и сохранение за РСФСР суверенного характера прав вне пределов союзной компетенции.

Принципы вхождения РСФСР в Союз ССР закреплялись Конституцией РСФСР 1937 года в более развернутом виде, чем то было в предыдущих документах. Добавилась норм, согласно которой вне пределов прав СССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно с сохранением за собой суверенных прав (ст.13). Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за ней права выхода из Союза ССР(ст.15).

Нормы касающиеся федеративного устройства раскрывались Конституцией 1937 значительно полнее чем в предыдущих документах. Теперь о высших органах государственной власти Автономных ССР были включены новые главы, также как и об органах государственного управления АССР, и об органах государственной власти автономных областей. (соответственно главы 6 и 7).

Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусматривалось права республиканских органов приостанавливать или протестовать против актов союзных органов.

И хотя социалистическая идеология пронизывает Конституцию РСФСР 1937 года (ст.ст.1, 12, 129, 130 и другие), в ее тексте уже нет откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года, к сожалению, эта черта, фиктивность ощущалась очень остро.

Одобрена 11 июня 1936 г. президиумом ЦИК СССР, утверждена 5 декабря 1936 г. Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов.

Конституция 1936 г. провозгласила победу социализма в СССР. Закреплялось руководящее положение Коммунистической партии, ставшей монополистом в системе государственного управления. Создание других политических партий не запрещалось, но на деле это было невозможно.

Конституция 1936 г. ввела новое название для Советов всех уровней – Советы депутатов трудящихся. Существенно изменились структура и статус органов власти и управления. Высшим органом власти и единственным законодательным органом Союза стал Верховный Совет СССР, получивший те права, которые раньше имели Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Союза. Верховный Совет имел двухпалатную структуру: Совет Союза и Совет Национальностей, причем обе палаты были равноправны. Верховные Советы должны были избираться на 4 года и работать в сессионном порядке.

Конституция сохранила Совет Народных Комиссаров СССР, но он был лишен законодательных прав, а мог издавать постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов. В качестве органов отраслевого управления сохранялись народные комиссариаты, которые делились на общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские.

Изменилась конструкция местных советских органов: в областях, краях, районах стали избираться просто Советы. Исполкомы Советов стали только исполнительно-распорядительными органами. При этом Конституция 1936 г. отказалась от громоздкой системы съездов Советов на всех уровнях, упростив систему Советов и сделав ее более четкой.

Новая Конституция решала вопросы формирования, организации и деятельности высших представительных органов государственной власти союзных и автономных республик, а также определяла систему и полномочия органов государственного управления, суда и прокуратуры.

Специальная глава Конституции была посвящена организации государственного единства: в ней закреплялся статус СССР как союзного государства, определялась его компетенция и подтверждался суверенитет союзных республик. Подтверждалось право союзных республик на свободный выход из Союза.

Впервые в Конституцию была включена глава, в которой закреплялись основные политические права и свободы: на труд, на отдых, на образование, свободы слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки. Были закреплены и основные обязанности гражданина перед обществом и государством.

Конституция закрепила новую избирательную систему: были сняты классовые ограничения, исчезло неравенство городских и сельских избирателей, отпала многостепенность выборов, устанавливался переход к тайному голосованию. На смену производственно-территориальному принципу выборов вводился чисто территориальный.

онституция РСФСР 1937 г.

Третья Конституция РСФСР была принята 21 января 1937 года, Вслед за Конституцией СССР 1936 года. Она провозгласила завершение строительства основ социализма. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; права и обязанности граждан; избирательная система; система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими равноправными республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции. И хотя социалистическая идеология пронизывала Конституцию РСФСР 1937 года (ст.ст.1, 12,129, 130 и др.), в её тексте уже не было откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года

4.1 Правовая характеристика Конституции РСФСР 1937 г.
Победа социализма к середине 30-х годов, огромные изменения в социально-экономической, политической и духовной сферах социальной жизни, укрепление демократических начал организации государственной власти потребовали отражения в Конституции СССР. По инициативе ЦК ВКП (б) VII Всесоюзный съезд Советов принял решение внести в Конституцию Советского государства изменения и дополнения, однако Конституционная комиссия не ограничилась внесением изменений в действовавшую в тот период Конституцию СССР 1924 года, а выработала новый проект основного Закона, который всецело учел весь предшествующий опыт конституционного строительства Советского государства.
Третья Конституция РСФСР принята 21 января 1937 года. Принятие Конституции РСФСР 1937 года явилось следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года.

Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что дало возможность значительного расширения социалистической демократии.
В Конституцию СССР, как и Конституцию РСФСР, были включены все права и свободы, предусматривавшиеся ранее действовавшими советскими конституциями. Наряду с этим в них были закреплен ряд новых прав и свобод, а также обязанностей.

Они сохранили, как и прежние. Классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминается, в частности, в ст.2 конституции РСФСР. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. Ст. 127 Конституции РСФСР 1937 года предусматривает равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы». Конституция РСФСР провозгласила завершение строительства основ социализма. Она закрепляла, как и Конституция СССР все главные экономические основы социализма: отмену частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия труда и средства производства, установление государственного плана, которым определялась вся хозяйственная жизнь государства. В этой Конституции закреплялись основы общественного и государственного строя; избирательная система, система и компетенция высших и местных органов государственной власти, управления, суда и прокуратуры. Конституция подтвердила добровольное объединение с другими республиками в составе СССР; суверенный характер прав РСФСР вне пределов союзной компетенции.
Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР, но, как и многое другое в этой конституции являлось лишь фикцией.
Значительно полнее в Конституции РСФСР 1937 года отражены нормы, относящиеся к ее собственному федеративному устройству. Появились отдельные главы о высших органах государственной власти АССР, об органах государственного управления АССР. Об органах государственной власти автономных областей. Впервые закреплена норма о национальных округах.
Конституция окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов.
И хотя социалистическая идеология пронизывает Конституцию РСФСР 1937 года (ст.ст.1, 12, 129, 130 и другие), в ее тексте уже нет откровенных призывов к победе социализма во всем мире. Однако Конституция 1937 года была декларативной и не смогла стать заслоном от массового беззакония и внесудебных расправ 1937 года.

25 ноября 1936 г. открылся Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР для рассмотрения проекта Конституции. Состоялось 12 его заседаний. 1 декабря съезд принял постановление: представленный Конституционной комиссией проект Конституции СССР одобрить и принять за основу; для рассмотрения внесенных поправок и дополнений и установления окончательного текста Конституции образовать Редакционную комиссию в составе 220 человек; поручить Редакционной комиссии в трехдневный срок представить на рассмотрение съезда окончательный текст Конституции, учтя при этом как результаты всенародного обсуждения проекта, так и обсуждение на самом съезде. Редакционная комиссия внесла в текст 43 поправки, касавшиеся 32 статей (из них 6–7 существенных).

Конституция (Основной Закон) Союза ССР не имела преамбулы и состояла из 13 глав:

  1. Общественное устройство;
  2. Государственное устройство;
  3. Высшие органы государственной власти Союза Советских Социалистических Республик;
  4. Высшие органы государственной власти союзных республик;
  5. Органы государственного управления Союза Советских Социалистических Республик;
  6. Органы государственного управления союзных республик;
  7. Высшие органы государственной власти автономных советских социалистических республик;
  8. Местные органы государственной власти;
  9. Суд и прокуратура;
  10. Основные права и обязанности граждан;
  11. Избирательная система;
  12. Герб, флаг, столица;
  13. Порядок изменения Конституции.

Важнейшие особенности этой Конституции как политико-юридического документа состоят в следующем.

  1. Она провозглашала, что Союз ССР есть социалистическое государство рабочих и крестьян (ст. 1). Конституция ввела понятие политической основы СССР - ее составляли Советы депутатов трудящихся, выросшие и окрепшие в результате свержения власти помещиков и капиталистов и установления диктатуры пролетариата (ст. 2). Вся власть принадлежала, по Конституции, трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся (ст. 3). Измененным наименованием органов власти - Советы депутатов трудящихся вместо Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов - как бы подчеркивалось укрепление социальной основы власти, большее единство общества.
  2. Конституция исходила из победы социалистических форм хозяйствования и общественной собственности. Она ввела понятие экономической основы СССР: ее составляли социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства, утвердившиеся в результате ликвидации капиталистической системы хозяйства, отмены частной собственности на орудия и средства производства и уничтожения эксплуатации человека человеком (ст. 4). Социалистическая собственность закрепилась в форме государственной собственности (всенародного достояния), к которой были отнесены земля, ее недра, все предприятия промышленности, транспорта, крупные сельхозпредприятия, коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и крупных населенных пунктах (ст. ст. 5–6), а также кооперативно-колхозной собственности (ст. ст. 5–7).

Согласно ст. 9, «наряду с социалистической системой хозяйства, являющейся господствующей формой хозяйства в СССР, допускается законом мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплуатацию чужого труда».

По Конституции предусматривалось и право личной собственности граждан, но лишь на такие объекты, как трудовые доходы и сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления и удобства (ст. 10).

Конституционно вводился принцип плановой экономики: в соответствии со ст. 11 хозяйственная жизнь СССР определяется и направляется государственным народнохозяйственным планом в интересах увеличения общественного богатства, неуклонного подъема материального и культурного уровня трудящихся, укрепления независимости СССР и усиления его обороноспособности. Труд в СССР был объявлен обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу «кто не работает, тот не ест». В СССР осуществляется принцип социализма: «от каждого по его способностям, каждому - по его труду» (ст. 12).

  1. Конституция СССР закрепляла его государственное устройство как союзного государства, образованного на основе добровольного объединения равноправных советских республик (ст. 13). До принятия Конституции в составе СССР были РСФСР, Украина, Белоруссия, Узбекистан, Туркмения и Таджикистан. Затем круг союзных республик, составляющих СССР, был расширен до 11 за счет прямого вхождения в него Казахстана и Киргизии, являвшихся до этого момента автономными республиками в РСФСР, а также Азербайджана, Армении и Грузии, составлявших Закавказскую Федерацию, прекратившую с этого времени свое существование.
  2. Конституция СССР установила всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, отменила ограничения по участию в выборах отдельных категорий лиц по классовому или социальному признакам, отказалась от непрямых выборов в Советы и заменила их прямыми. Вместо открытых выборов на собраниях по производственно-территориальному принципу вводилось тайное голосование но территориальному принципу.
  3. Была установлена новая система органов государственной власти (вместо Всесоюзного съезда Советов, ЦИК СССР и Президиума ЦИК - Верховный Совет СССР и Президиум Верховного Совета СССР: аналогичные органы в союзных и автономных республиках; на местах вместо съездов Советов - Советы депутатов трудящихся: краевые, областные, районные и т. д.).
  4. Конституция 1936 г. закрепила более полный перечень социально-экономических, политических и личных прав граждан (о том, насколько они соотносились с политическим режимом в стране и были реальными, ранее уже говорилось). В Конституции появилась специальная гл. 10 «Основные права и обязанности граждан». В ней провозглашались такие права граждан, как право на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, право на образование.

Конституция закрепляла социальное и политическое равноправие граждан, а также равноправие женщины и мужчины. Она предусмотрела ряд политических прав и свобод - слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, право на объединение в общественные организации (правда, оговорив, что они используются в соответствии с интересами трудящихся, в целях укрепления социалистического строя, развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс).

  1. Ни одна из предшествующих конституций ничего не говорила о партиях вообще, в том числе о Коммунистической партии, занявшей правящие позиции. Профессор С. А. Авакьян считает, что в Конституции 1936 г. был сделан первый шаг к оформлению однопартийной системы в стране. В ст. 126, говорившей о праве на объединение в общественные организации, предусматривалось, что «наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных». Таким образом и отражалось фактическое положение, и провозглашалось официальное, теперь уже конституционное право ВКП(б) направлять в качестве «руководящего ядра» деятельность государственных органов и общественных объединений.

В 1937 г. на чрезвычайных съездах Советов союзные республики приняли свои новые Основные Законы. Конституции ставших в 1940 г. союзными республиками Литвы, Латвии и Эстонии были приняты в том же году, а Конституция образованной в 1940 г. Молдавской ССР - в 1941 г. В основном конституции союзных республик следовали структуре Конституции СССР, а многие их положения текстуально совпадали.

Не составляла в этом плане исключения и Конституция РСФСР, утвержденная 21 января 1937 г. Чрезвычайным XVII всероссийским съездом Советов, хотя она и имела ряд особенностей по структуре и содержанию в сравнении с союзной Конституцией. Так, в ней подробнее определялись вопросы ведения РСФСР, были более развернутыми главы о компетенции высших органов государственной власти и органов государственного управления РСФСР. Несколько большей по объему, в сравнении с Конституцией СССР, была глава о высших органах государственной власти АССР; появились новые главы - об органах государственного управления автономных республик, органах государственной власти автономных областей, более подробной была глава о местных органах государственной власти. Есть в Основном Законе РСФСР 1937 г. глава о бюджете РСФСР, не имеющая аналога в союзной Конституции (здесь продолжалась традиция предшествующих российских конституций: Конституция 1918 г. имела разд. 5 «Бюджетное право», представленный гл. 16; а в Конституции 1925 г. был разд. 5, состоявший из гл 7 «О бюджетном праве».

В ходе последующего развития страны с учетом результатов политического, государственного и хозяйственного строительства в Конституцию СССР, а соответственно и в Конституцию РСФСР, конституции других союзных, а также автономных республик, вносились изменения, связанные:

  • с изменениями в структуре государства (расширение числа союзных республик в СССР за счет образования в 1940 г. Литовской, Латвийской, Эстонской, Молдавской союзных республик, преобразования в 1940 г. Карельской АССР в Карело-Финскую ССР; уменьшение их числа с 16 до 15 с преобразованием в 1956 г. Карело-Финской ССР в Карельскую Автономную Республику с вхождением ее в РСФСР; принятие в 1944 г. в СССР Тувинской Народной Республики с включением ее в состав РСФСР на правах автономной области, а с 1961 г. - автономной республики; включение в состав СССР ряда территорий перед войной и после войны; образование новых областей);
  • с расширением прав субъектов Федерации (предоставление союзным республикам права внешних сношений, права иметь войсковые формирования; передача им от СССР права решать вопросы административно-территориального устройства; расширение прав республик в управлении народным хозяйством с передачей из союзного в республиканское ведение многих предприятий, создание в связи с этим новых союзно-республиканских министерств; отнесение к ведению республик законодательства об устройстве судов республик, принятие гражданского, уголовного и процессуальных кодексов; расширение в 1966 г. представительства союзных республик в Совете Национальностей Верховного Совета СССР с 25 до 32 депутатов, добавление к представительству в Верховном Совете и Президиуме Верховного Совета СССР также представительства союзных республик в Правительстве и Верховном Суде СССР);
  • с совершенствованием системы, уточнением наименования и компетенции государственных органов (переименование 15 марта 1946 г. Правительства СССР, правительств республик из Советов Народных Комиссаров в Советы Министров, соответственно и наркомы стали министрами; довольно частое изменение Конституции СССР, а значит, и конституций республик в связи с образованием и преобразованием общесоюзных, союзно-республиканских и республиканских министерств и ведомств, перечень которых тогда содержался в Основных Законах; отражение на этой части норм конституций реформ государственного управления в стране - например, сначала в связи с созданием, а затем ликвидацией территориальных (вместо отраслевых) органов управления экономикой - советов народного хозяйства (совнархозов);
  • с принятием в стране мер по преодолению последствий произвола и беззакония, а также режима личной власти (культа личности) после 1953 г.; в частности, ликвидацией не предусмотренных Конституцией внесудебных карательных органов, реабилитацией жертв репрессий, обеспечением неприкосновенности личности и т. д.;
  • с расширением гарантий ряда конституционных социально-экономических прав граждан (на труд, отдых, образование, пенсионное обеспечение и др.) .

Ключевые слова: особенности, Конституции, РСФСР, 1937, года

Принятие Конституции РСФСР 1937 г. было следствием введения в действие Конституции СССР 1936 г. Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма , полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что привело к значительному расширению социалистической демократии.

Конституции этого этапа и Союза, и РСФСР , а также других союзных республик отличаются следующими чертами.

1. Они сохранили, как и прежние, классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата , о чем прямо упоминалось, в частности, в ст. 2 Конституции РСФСР 1937 г. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании . Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. В ст. 127 Конституции РСФСР 1937г. предусматривалось равноправие граждан только "независимо от их национальности и расы".

2. В конституции впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан, включавшие широкий спектр этих прав и обязанностей. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалась по конституциям только "в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя". Таким образом, эти демократические установления конституций были классово, идеологически ориентированы.

3. О сохранении классовой сущности всех конституций рассматриваемого этапа свидетельствует закрепление руководящей роли коммунистической партии , тогда именовавшейся ВКП (б). Норма о партии была введена в конституцию впервые. В ст. 126 Конституции СССР 1936 г. и в соответствующих статьях конституций союзных республик устанавливалось, что "наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных".

Эта конституционная норма ярко выразила все укреплявшуюся тенденцию превращения партии, по сути дела, в государственную структуру.

4. Рассматриваемые конституции впервые утверждались, в отличие от прежних, как конституции построенного социализма. В них уже закреплялись все главные экономические основы социализма: отмена частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства, и др.

5. Конституции этого этапа по своей юридической форме приобрели более совершенный вид. В них четко выделены основные государственно-правовые институты , на объективных основах систематизированы конституционные нормы. Появились главы: "Общественное устройство", "Государственное устройство", "Основные права и обязанности граждан".

6. В Конституции РСФСР 1937 г. более развернуто, чем в прежних, закреплены принципы ее вхождения в Союз ССР . Включена норма о том, что вне пределов прав Союза ССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права. Впервые в Конституцию была включена норма о сохранении за РСФСР права выхода из Союза ССР. В отдельной статье (19) определялись предметы ведения РСФСР.

Принятие Конституции РСФСР 1937ода было следствием введения в действие Конституции СССР 1936 года. Обновление всей конституционной системы Союза объяснялось вступлением страны в новый этап своего развития, знаменовавший, как считалось, построение основ социализма, полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов, что привело к значительному расширению социалистической демократии.

Конституции этого этапа и Союза, и РСФСР, а также других союзных республик отличаются следующими чертами.

  • 1. Они сохранили, как и прежние, классовую сущность, воплощали диктатуру пролетариата, о чем прямо упоминалось, в частности, в ст. 2 Конституции РСФСР 1937 года. Однако форма выражения этой сущности изменилась. В связи с ликвидацией эксплуататорских классов было отменено лишение политических прав граждан по социальному признаку, введено всеобщее, равное прямое избирательное право при тайном голосовании. Конституция впервые закрепила принцип равноправия граждан, однако в весьма усеченном виде. В ст. 127 Конституции РСФСР 1937 года предусматривалось равноправие граждан только «независимо от их национальности и расы».
  • 2. В конституции впервые были введены главы об основных правах и обязанностях граждан, включавшие широкий спектр этих прав и обязанностей. В частности, впервые было закреплено право на труд. Однако возможность использования политических прав гарантировалась по конституциям только «в соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя». Таким образом, эти демократические установления конституций были классово, идеологически ориентированы.
  • 3. О сохранении классовой сущности всех конституций рассматриваемого этапа свидетельствует закрепление руководящей роли коммунистической партии, тогда именовавшейся ВКП(б). Норма о партии была введена в конституцию впервые. В ст. 126 Конституции СССР 1936 года и в соответствующих статьях конституций союзных республик устанавливалось, что «наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных».

Эта конституционная норма ярко выразила все укреплявшуюся тенденцию превращения партии, по сути дела, в государственную структуру.

  • 4. Рассматриваемые конституции впервые утверждались, в отличие от прежних, как конституции построенного социализма. В них уже закреплялись все главные экономические основы социализма: отмена частной собственности, господство социалистической системы хозяйства и социалистической собственности на орудия и средства производства, установление государственного народнохозяйственного плана, которым определялась и направлялась вся хозяйственная жизнь государства, и др.
  • 5. Конституции этого этапа по своей юридической форме приобрели более совершенный вид. В них четко выделены основные государственно-правовые институты, на объективных основах систематизированы конституционные нормы. Появились главы: «Общественное устройство», «Государственное устройство», «Основные права и обязанности граждан».
  • 6. В Конституции РСФСР 1937 года более развернуто, чем в прежних, закреплены принципы ее вхождения в Союз ССР. Включена норма о том, что вне пределов прав Союза ССР РСФСР осуществляет государственную власть самостоятельно, сохраняя полностью свои суверенные права.

Впервые в Конституцию РСФСР была включена норма о сохранении за ней права выхода из Союза ССР.

В отдельной статье (19) определялись предметы ведения РСФСР.

7. Значительно полнее, чем в прежних конституциях, в Конституции РСФСР 1937 года отражено ее собственное федеративное устройство. Появились самостоятельные главы о высших органах государственной власти АССР, об органах государственного управления АССР, об органах государственной власти автономных областей. Впервые была закреплена норма о национальных округах.