Законы и подзаконные нормативно-правовые акты. Источники (формы) права. Закон и подзаконные акты

Закон и подзаконные нормативные акты - таково подразделение нормативных актов по юридической силе. Практическое значение такого деления заключается в том, что в случае расхождения закона и подзаконного нормативного акта действует закон. В частности, арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа закону, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с законом (ст. 11 АПК).

Законы принимаются исключительно органами законодательной власти Российской Федерации и ее субъектов (п. 4 ст. 76 Конституции РФ). Другие ветви власти не могут законодательствовать: органы исполнительной власти должны заниматься организацией исполнения законов, а органы судебной власти - разрешать правовые конфликты.

Законы должны быть основными среди источников коммерческого права. Признание верховенства законов, их определяющей роли в системе источников коммерческого права приводит к выводу о необходимости активного использования этой формы выражения права для регулирования коммерческих отношений. При этом реальное верховенство законов должно находить выражение не только в формальном превалировании их над другими нормативными актами, но и в самом их содержании, что предполагает преобладание в них норм прямого действия, а также охват именно законами важнейших вопросов.

Федеральные законы подразделяются на федеральные конституционные законы и другие федеральные законы (ст. 76 Конституции РФ). При этом федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой, чем иные федеральные законы.

Среди федеральных конституционных законов наиболее высокой юридической силой обладает Конституция РФ (ст. 15 Конституции РФ), в которой содержатся основные нормы жизни общества, в частности нормы о взаимоотношениях личности и государства, об основных правах и свободах личности, о видах и компетенции органов государственной власти. В Конституции РФ содержатся также нормы коммерческого права. Так, ст. 8 гласит, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Ст. 34 гарантирует каждому право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Важнейшим федеральным законом, своеобразным стержнем частного права является Гражданский кодекс РФ, который объединяет общие нормы частного права и специальные нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Гражданский кодекс занимает центральное место среди источников коммерческого права как наиболее стабильный акт, гарантирующий предпринимателю наиболее стабильные условия деятельности, вокруг которого группируются специальные законы и подзаконные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность. Это в частности выражается также в том, что «нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать... Кодексу» (п. 2 ст. 3 ГК).

Динамика общественной жизни, в частности предпринимательства, учитывается в текущих законах. К числу важнейших специальных законов, регламентирующих предпринимательство, можно отнести законы об акционерных обществах, о приватизации, о конкуренции и ограничении монополистической деятельности, об инвестиционной деятельности и многие другие.

Федеральные законы подлежат опубликованию и вступают в силу в соответствии с правилами, предусмотренными Федеральным законом РФ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Датой принятия федерального закона признается день, когда он утвержден Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона - день одобрения палатами Федерального Собрания. Названные законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ и вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок его вступления в силу.

В соответствии со ст. 76 Конституции РФ законы принимают также субъекты РФ. Например, Закон Санкт-Петербурга от 24 июня 1996 г. «О порядке применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Санкт-Петербурге». Законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. В случае противоречия между названными законами действует федеральный закон.

В связи с этим следует заметить, что ст. 71 Конституции РФ отнесла к ведению РФ гражданское (коммерческое) и арбитражно-процессуальное законодательство. Соответственно п. 2 ст. 3 ГК устанавливает, что гражданское (коммерческое) законодательство состоит из ГК и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих гражданские (коммерческие) отношения.

Нормативные акты, не относящиеся к законам, являются подзаконными. Это нормативные акты Президента и Правительства РФ, министерств и ведомств, местных органов власти и управления. Среди них ведущую роль играют нормативные акты, издаваемые Президентом РФ и Правительством РФ. Многие из них содержат нормы коммерческого права. Например, Указ Президента РФ от 17 сентября 1994 г. № 1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности»," постановление Правительства РФ от 29 июня 1995 г. № 633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности»."

Сфера действия Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ и их юридическая сила различны (п. 3-6 ст. 3 ГК). Указы Президента РФ могут быть приняты по любому вопросу, который входит в компетенцию Президента РФ (ст. 80-90 Конституции РФ), но недолжны противоречить законам. Постановления Правительства РФ могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ. В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ закону применяется соответствующий закон. В случае противоречия постановления Правительства РФ указу Президента РФ применяется указ.

Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ подлежат опубликованию и вступают в силу в соответствии с правилами, предусмотренными Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. №763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и норма-тивных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». Указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу на всей территории Российской Федерации одновременно по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования в «Российской газете» или в «Собрании законодательства РФ», если иной срок не определен соответствующим указом. Постановления Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования в тех же печатных органах.

Нормы коммерческого права могут содержаться в нормативных актах министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомственных нормативных актах). Например, Минфин РФ издал приказ от 30 апреля 1996 г. №43 «О выпуске облигаций государственного сберегательного займа Российской Федерации седьмой серии»." Однако следует иметь в виду, что министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные акты, содержащие нормы коммерческого права, лишь в случаях и в пределах, предусмотренных законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК), т. е. сфера нормотворческой деятельности названных органов власти существенно ограничена.

Ведомственные нормативные акты подлежат опубликованию и вступают в силу в соответствии с правилами, предусмотренными названным выше Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763. В соответствии с ним ведомственные нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или носящие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат официальному опубликованию в газете «Российские вести», кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера. Официальное опубликование осуществляется в течение 10 дней после их государственной регистрации. Акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих отношений. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Завершая характеристику вопроса о соотношении законов и подзаконных нормативных актов, необходимо отметить, что в настоящее время наметилась тенденция к увеличению количества и роли законов среди источников права, и коммерческого права в частности. Это стало возможным благодаря переходу от директивного (прямого) управления экономикой к ее правовому (косвенному) регулированию.

Управленческий подход к экономике был естественным, когда централизованная экономическая власть находилась в руках государства - монопольного собственника. Граждане, их объединения и общество в целом рассматривались как объекты управления со стороны государства. Члены общества зависели от государства и его чиновников, которые руководствовались не законами, а указаниями центральной власти, т. е. использовали административные методы управления. Статус участника экономических отношений и его возможности также определялись не законом, а усмотрением органов исполнительной власти.

Отказ от управленческого подхода к экономике позволяет перейти к правовому регулированию, к установлению правил поведения на рынке непосредственно в законе. Теперь предприниматели должны ориентироваться не на указания «вышестоящих инстанций», а на закон, в котором должно содержаться все необходимое: и то, как приобрести статус предпринимателя, и то, как вести предпринимательскую деятельность и т. п.

Переход от подзаконного регулирования к преимущественному регулированию непосредственно законом - одна из главных тенденций развития современного российского законодательства. В настоящее время необходимо добиться, чтобы закон имел по возможности прямое действие и лишь по необходимости отсылал к подзаконным актам. Пока, к сожалению, этого в достаточной мере не достигнуто. Новейшие законы по-прежнему обрастают подзаконными нормативными актами, различными положениями, инструкциями, приказами и т. п. Для того чтобы закон имел прямое действие, он должен быть достаточно подробным, детализированным ровно в такой степени, в какой сможет непосредственно регулировать соответствующие отношения.

При этом следует иметь в виду, что детальной регламентации в законах должна быть подвергнута деятельность органов публичной власти (публичные отношения), их компетенция и ответственность должны быть четко зафиксированы, их власть должна быть ограничена по принципу «можно только то, что разрешено законом». Что же касается предпринимательской деятельности как сферы частной жизни, то здесь необходимо отказаться от детального правового регулирования, от перечневого метода предоставления прав и перейти к методу признания их прав по принципу «можно все, что не запрещено законом». Применительно к предпринимательской деятельности в законе должны быть детально определены обязанности предпринимателя перед обществом (публичные обязанности), т. е. те обязанности предпринимателя, которые корреспондируют компетенции органов публичной власти (например, обязанность платить налоги).

В целом же в сфере предпринимательства необходимо широкое законодательное (а не подзаконное и тем более ведомственное) и договорное (т. е. саморегулирование за рамками определенного законом) регулирование, основывающееся на непреходящей ценности интереса и инициативы предпринимателей, и соответственно должна быть сужена сфера «нормативного администрирования».

Правовой обычай

Под правовым обычаем понимается обычай, санкционированный государством. Это означает, что государство признает и придает общеобязательную силу тому правилу, которое уже сложилось ранее, исторически, независимо от государства. Санкционируя обычай, государство устанавливает юридическую санкцию (меру государственного воздействия) за его несоблюдение. Делается это в тех случаях, когда обычай не противоречит интересам и воле государства. Наиболее часто правовые обычаи как источники права использовались в древности и в средние века, образуя так называемое обычное право. Законы XII таблиц в Древнем Риме – это запись обычного права. В современном Мире, в развитых странах этот вид источников права широкого распространения не имеет, однако полностью не исключается. Например, в ст. 5 ГК закрепляется, что при осуществлении предпринимательской деятельности допускается использование обычаев делового оборота как сложившихся и широко применяемых правил поведения, даже если они не записаны в актах государства.

Судебный прецедент

Другой источник (форма) права называется судебным прецедентом. Он представляет собой решение суда (как правило, вышестоящего в системе судебных органов) по какому-либо конкретному делу, которому придается обязательная сила, и если впоследствии возникают аналогичные (подобные) дела, то они должны решаться точно так же. В этом случае суд выступает в роли правотворческого органа, создающего нормы права. Судебный прецедент в настоящее время достаточно широко применяется как источник права в Великобритании, США и некоторых других странах, относящихся к так называемой англосаксонской правовой семье.

Нормативный правовой акт

2) нормативные указы Президента Российской Федерации . К ним относятся лишь те указы, в которых содержатся правила поведения общего характера (т.е. нормы права), так как Президент РФ согласно Конституции РФ может также принимать указы, не являющиеся нормативными правовыми актами, потому что они носят индивидуальный характер. Например, Указ о помиловании конкретного лица, приговоренного судом к высшей мере наказания , не является нормативным правовым актом, так как не содержит норм права. А указ по повышении размера пенсий и пособий – это нормативный и правовой акт, так как рассчитан на многократное применение ко всем, кто получает пенсии или пособия;

3) постановления Правительства Российской Федерации , которыми регулируются отношения в различных отраслях общественной и государственной жизни;

4) нормативные приказы и инструкции министерств, государственных комитетов и иных федеральных ведомств.

В субъектах Федерации помимо законов также принимаются и подзаконные нормативные акты . Как они называются и какие органы их принимают – определяется в конституциях или уставах в соответствующих субъектов Федерации.

Нормативные и международные договоры

В качестве источников права в Российской Федерации используются также нормативные договоры. В частности, источником международного права являются международные договоры. Причем согласно ч.4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы . Если правила, предусмотренные российским законом, противоречат международному договору, заключенному Российской Федерацией, то применяются правила международного договора. Источником права является также Федеративный договор, подписанный субъектами Российской Федерации в 1992 г., в котором проведено разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти субъектов Федерации. Однако если положения Федеративного договора противоречат Конституции РФ, то они не действуют, а применяются конституционные нормы. Это предусматривается в разделе втором Конституции РФ.

Для того чтобы правильно решать конкретные юридические дела, надо знать правила действия нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц. Определить как нормативный акт действует во времени, означает, что следует установить, с какого момента он начинает действовать и когда его действие прекращается. Этот порядок установлен специальным федеральным законом. Существует несколько вариантов вступления нормативных правовых актов в действие. В отношении наиболее важных и крупных законов действует правило, согласно которому закон вступает в действие с момента, установленного в специальном постановлении или в самом законе. Например, новый УК РФ был принят Федеральным Собранием летом 1996 г., а вступил в действие с 1 января 1997 г. Несколько месяцев между принятием и вступлением в действие необходимы для того, чтобы все могли ознакомиться с содержанием нового Кодекса.

Если момент вступления закона в силу специально не установлен, то он начинает действовать по истечении 10 дней после его первого официального опубликования в «Российской газете», «Парламентской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Нормативные указы Президента РФ начинают действовать по истечении семи дней после опубликования, но иногда могут вступать в силу с момента опубликования или даже подписания Президентом. Постановления Правительства РФ вступают с силу со дня их подписания, но некоторые из них, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, – по истечении семи дней после опубликования.

Нормативные акты министерств и ведомств, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежащие регистрации в Министерстве юстиции, вступают в действие с момента регистрации.

Действие нормативного правового акта прекращается по истечении срока , на который он был принят, либо в связи с прямой его отменой уполномоченным органом, либо с принятием нового акта, фактически отменяющего старый.

В ч. 1 ст. 54 Конституции РФ закреплено также правило о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Это означает, что его действие не распространяется на те отношения, которые имели место до его вступления в законную силу. Закон же, смягчающий или устраняющий уголовную ответственность , имеет обратную силу.

Действия нормативных правовых актов в пространстве

В соответствии с правилами действия нормативных правовых актов в пространстве они распространяются на территорию, очерченную границами деятельности тех правотворческих органов, которыми были приняты. Например, акты, принятые федеральными органами, действуют на территории всей федерации, а акты, принятые органами субъектов Федерации, действуют только на территории данного субъекта Федерации.

С территориальными границами действия нормативных правовых актов тесно связано их действие по кругу лиц, означающее, на каких субъектов они распространяются. В соответствии с общим правилом нормативные акты распространяются на всех лиц, находящихся на территории действия данного акта. Однако из этого правила есть исключения. Уголовное законодательство РФ распространяется также на граждан России, находящихся за пределами ее границ. Некоторые представители иностранных государств, находящиеся на территории России, например послы и главы государств и правительств, наделяются так называемым дипломатическим иммунитетом, означающим, что в случае совершения ими правонарушения вопрос об их ответственности решается дипломатическим путем.

Итак, по юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

Законы - принятые в особом порядке высшими представительными органами государственной власти (законодательными органами) или непосредственно народом нормативно-правовые акты, которые обладают высшей юридической силой, содержат первичные нормы права и регулируют наиболее важные общественные отношения. В них выражается суверенная воля народа по поводу общественного и государственного строя, принципов организации и деятельности государственного аппарата, прав и обязанностей граждан, крупных вопросов экономического и политического развития и т.п. Хозяйственное и культурное развитие общества, борьба с наиболее опасными антиобщественными проявлениями направляются в угодное обществу русло с помощью законов. «Роль законов в особенности возрастает в период преобразований общественной жизни, в условиях развития демократии, повышения политической активности масс». Исходя из этого, можно выделить следующие основные признаки закона.

Во-первых, закон -- это определенный нормативно-правовой акт, хотя в практике отдельных государств законами могут быть и ненормативные акты (например, в Великобритании любой акт парламента, в том числе и ненормативный, если он утвержден королевой, считается законом). Надо заметить, что под законами иногда (как правило, в обиходе, в обыденной жизни) понимают любой нормативно-правовой акт и даже право в целом. Подобная широкая трактовка закона в принципе допустима, однако юридически считается некорректной, ибо вносит путаницу в вопрос о формах (источниках) права. С формально-юридической точки зрения закон -- это не любой нормативно-правовой акт и не право в целом, а только определенная разновидность нормативно-правовых актов. Это нормативно-правовой акт, обладающий определенными специфическими признаками, которых нет у других нормативно-правовых актов.

Во-вторых, закон -- это нормативно-правовой акт, который, по общему правилу, принимается высшим представительным органом государственной власти (парламентом, иным законодательным органом) или непосредственно народом. Данный признак считается одним из важнейших признаков закона. Он указывает на то, что круг субъектов, способных принимать законы, довольно ограничен и ими могут быть или законодательные органы (практически всегда), или непосредственно народ (только в порядке референдума). В то же время в некоторых государствах законы или акты, равные по силе законам, могут приниматься также и другими органами, не относящимися к высшим представительным органам государственной власти (например, президентами или правительствами). Чаще всего это имеет место либо при введении чрезвычайного или военного положения в стране, либо в результате делегирования (т.е. передачи) парламентом своих законодательных полномочий президенту или правительству. Например, в Республике Беларусь парламент по просьбе президента может делегировать ему законодательные полномочия на издание декретов, имеющих силу закона. В Португалии правительство может издавать по определенному кругу вопросов декреты-законы на основе полномочий, делегированных ему парламентом.

В-третьих, закон -- это нормативно-правовой акт, который обладает высшей юридической силой. То есть по юридической силе выше закона никакого другого нормативно-правового акта ни в одном государстве не существует.

Высшая юридическая сила закона означает, что:

· закон не подлежит утверждению со стороны какого-либо другого органа государства;

· никто не вправе отменить или изменить закон, кроме органа, издавшего этот закон;

· ни один подзаконный нормативный акт не должен противоречить закону;

· в случае противоречия подзаконного акта закону действует закон.

В-четвертых, закон -- это нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке. В отличие от процедуры принятия подзаконных нормативных актов процедура принятия закона является более сложной и детально регламентирована законодательством. Основные положения, определяющие порядок принятия законов, как правило, закрепляются в конституции страны. Существуют и специальные законодательные акты, определяющие порядок принятия законов как высшими представительными органами власти, так и народом. Например, порядок принятия закона народом определяется специальным законом о референдуме.

В-пятых, закон -- это нормативно-правовой акт, который содержит первичные, исходные нормы права. В тех государствах, где нормативно-правовой акт является основным источником права (а таких государств большинство), основы правового регулирования общественных отношений устанавливаются нормами законов, так как законы обладают высшей юридической силой и занимают центральное место в системе нормативно-правовых актов. Что же касается подзаконных нормативных актов, то их нормы призваны в основном конкретизировать и детализировать нормы законов.

В-шестых, закон -- это нормативно-правовой акт, который регулирует наиболее важные общественные отношения. Поскольку законы содержат первичные, исходные нормы права и закладывают основы правового регулирования, то законами и должны регулироваться наиболее важные общественные отношения. И практика это подтверждает. В частности, в законах закрепляются общественный и государственный строй страны, основные права и свободы человека и гражданина, компетенция высших органов государственной власти и т.д.

Законы, как вид нормативно-правовых актов, тоже имеют в свою очередь определенные разновидности. Чаще всего законы классифицируют с учетом их значимости и субъектов, их принимающих. По значимости законы принято подразделять на конституционные и обыкновенные. Конституционные -- это законы, которые обладают наивысшей юридической силой. Они закрепляют основы общественного и государственного строя и являются юридической базой для обыкновенных законов. К ним относятся конституции (или законы, их заменяющие), законы, вносящие поправки (изменения и дополнения) в конституцию, а также законы, примыкающие к конституции и конкретизирующие отдельные её положения (в некоторых государствах Западной Европы, например, во Франции, в Испании, эти последние законы называют органическими). Глава государства не обладает правом вето в отношении конституционных законов, а должен по истечении определенного срока (в России - в течение 14 дней) подписать закон и обнародовать его. Особенность конституционных законов состоит ещё и в том, что в отличие от обыкновенных законов для их принятия, изменения или отмены предусмотрен более строгий порядок (например, квалифицированное большинство голосов от списочного состава депутатов). Обыкновенные (текущие) законы издаются в развитие конституционных законов и не должны им противоречить. В свою очередь их можно подразделить на кодификационные законы (например, кодексы) и текущие законы. Для принятия, а также изменения или отмены обыкновенных законов достаточно простого большинства голосов депутатов (50% + 1 голос).

В особый вид выделяют также кодифицированные законы - это крупные акты, призванные комплексно регулировать определенную сферу общественной жизни. К ним относятся основы законодательства и кодексы по различным отраслям законодательства. Примером могут служить Основы законодательства о нотариате в РФ и Уголовный кодекс РФ.

По субъектам законы подразделяются на законы, принятые на референдуме, и законы, принятые высшими представительными органами государственной власти (законодательными органами). К законам, принятым на референдуме, относится сравнительно небольшое число законов, поскольку проведение референдума является делом дорогостоящим. Как правило, к ним относятся конституции и некоторые другие жизненно важные для страны законы. Например, согласно ст.29 Основного закона Федеративной Республики Германии, являющегося Конституцией ФРГ, распределение федеральной территории осуществляется посредством издания федерального закона, по которому проводится референдум. В некоторых государствах законы, принятые на референдуме, отсутствуют, так как принятие подобных законов не предусмотрено законодательством. Например, в США проведение референдумов законодательно вообще не признается, а в Швеции референдум носит не законодательный, а только совещательный характер. Что же касается законов, принятых законодательными органами, то они имеются в каждом государстве и составляют основную массу всех действующих законов.

Еще одну классификацию законов можно дать применительно к федеративным государствам. Здесь законы можно подразделить на федеральные (законы федерации) и региональные (законы субъектов федерации). Федеральные законы действуют, как правило, на всей территории государства и обладают приоритетом над региональными законами. Региональные законы действуют только на территории соответствующего субъекта и не должны противоречить федеральным законам.

Подзаконные нормативные акты - все нормативно-правовые акты, не являющиеся законами. Эти акты могут приниматься самыми различными субъектами, имеют разную юридическую силу и разную сферу действия. Вместе с тем все они должны основываться на законе и не противоречить ему. Подзаконные нормативные акты можно определить как основанные на законе акты правотворческой деятельности государственных и негосударственных органов и организаций, а также народа, которые обычно направлены на конкретизацию и детализацию закона и не должны ему противоречить.

Выделяют следующие виды подзаконных актов:

· указы и распоряжения президента;

· постановления правительства;

· приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;

· решения, распоряжения, постановления местных органов власти и управления, органов местного самоуправления;

· локальные нормативные акты

Все подзаконные нормативные акты могут быть разделены на четыре большие группы: общие, местные, ведомственные и локальные.

Общие подзаконные акты -- это нормативные правовые акты, которые принимаются органами общей компетенции и распространяются на всех лиц в пределах территории страны. По своему значению они занимают в системе нормативно-правовых актов второе место после законов. В Российской Федерации к общим подзаконным актам относятся нормативные указы Президента Российской Федерации (Президент может издавать также и ненормативные указы, которые источниками права не являются), нормативные постановления палат Федерального Собрания РФ -- Совета Федерации и Государственной Думы, нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ, а также имеющие общее значение нормативные акты отдельных министерств (например, министерства финансов).

Местные подзаконные акты -- это нормативные правовые акты, которые принимаются местными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления и населением на местах (в Российской Федерации на местных референдумах и сельских сходах). Данные акты действуют в пределах территории соответствующих административно-территориальных единиц и распространяются на всех лиц, находящихся на этой территории.

Ведомственные подзаконные акты -- это нормативные правовые акты, которые принимаются органами специальной компетенции (ведомствами) и распространяются только на организации и лиц в пределах соответствующего ведомства. В отличие от общих и местных подзаконных актов, которые являются актами внешнего действия, ведомственные акты -- это нормативные акты внутреннего действия, поскольку они действуют в пределах соответствующего ведомства и распространяются на организации и работников данного ведомства. Наиболее значимыми среди этих актов являются нормативные акты министерств и государственных комитетов (нормативные постановления, нормативные приказы, инструкции).

Локальные подзаконные акты (их называют также внутриорганизационными) -- это нормативные правовые акты, которые принимаются различными государственными и негосударственными организациями (учреждениями, предприятиями и т.д.) для регулирования своих внутренних вопросов. Данные нормативные акты тоже относятся к актам внутреннего действия, так как действуют в пределах издавшей их организации и распространяются только на работников этой организации (например, Правила внутреннего трудового распорядка Хабаровской Государственной Академии экономики и права).

Все выше перечисленные виды правовых актов не могут противоречить Конституции, законам и указам Президента и издаются строго в пределах их компетенции. Законность таких актов проверяется в судебном порядке, и они поднадзорны прокуратуре, т.е. она может их опротестовать (кроме правительственных актов, которые может отменить только Президент).

Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат опубликованию для всеобщего сведения, иначе они не могут применяться.

Все другие формы (источники) права относятся к так называемым не законодательным. То есть они формируются не специальными законотворческими органами государства.


Закон – нормативно-правовой акт высшего государственного (представительного) органа или непосредственно народа, обладающий юридической силой и содержащий первичные (изначальные) правовые нормы.
Закон занимает ведущее положение в системе нормативно-правовых актов. К специфическим характеристикам закона как источника права относится следующее:
  • закон – юридический акт, в котором фиксируются правотворческие действия по введению в правовую систему юридических норм, по их отмене или изменению; закон – всегда письменный документ, в котором закрепляются вводимые юридические нормы или их изменения;
  • закон – акт строго определенных, высших органов власти в государстве, как правило, высшего представительного органа страны (парламент) или непосредственно народа (при принятии закона на референдуме;
  • закон – нормативный акт, обладающий высшей юридической силой, т.е. акт самого высокого юридического «ранга»; он отличается юридической всеобщностью; все иные акты «ниже» закона, находятся «под» законом, должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить;
  • закон содержит первичные, изначальные юридические нормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе не было; это нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны.
Рассматривая закон как нормативный юридический акт – источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов, а именно:
  • от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих не нормы права, а индивидуальные предписания по конкретным, «разовым» вопросам (например, назначение на должность, поручение передать имущество);
  • от интерпретационных актов, т.е. актов толкования, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые, не изменяются и не отменяются действующие нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования, например «постановление», «разъяснение»).
По способу принятия можно выделить следующие законы:
  • принятые на референдуме;
  • принятые парламентом;
  • принятые в силу делегирования полномочий (в том числе Конституцией или специальным актом парламента) главой государства или правительством.
В зависимости от значимости и юридической силы законов в системе действующего законодательства законы подразделяются: а) на Конституцию, конституционные (органические); б) обыкновенные, или текущие.
Конституция представляет собой основополагающий учредительный юридический акт страны, закрепляющий основы конституционного строя, права и свободы граждан, форму государства, систему органов государственной власти и другие основные устои жизни общества.
Конституция может быть принята путем октроирования – пожалована монархом, а также парламентом или специальным учредительным органом (например, Учредительным собранием), но каждый раз от имени. Реже Конституция принимает непосредственно народом на референдуме.
По форме закрепления Конституция может быть единой (в виде одного официального документа); комплексной (состоящей из нескольких конституционных законов); комбинированной, складывающейся из различных источников (судебных прецедентов, конституционных соглашений, обычаев и традиций, а также правовых доктрин).
К конституционным законам относятся, прежде всего, сами конституции; затем законы, с помощью которых вносятся изменения и дополнения в тексте конституции, и наконец, законы, необходимость издания которых предусматривается самой конституцией.
К обыкновенным, или текущим, законам относятся все другие законы.
Различия в процедуре принятия и изменения конституционных и обыкновенных законов отражают их неодинаковую значимость в системе форм права, в частности среди нормативно-правовых актов.
В зависимости от органов, издавших тот или иной закон, а также от территории, на которую распространяется его действие, законы в федеративном государстве подразделяются на федеральные (общефедеральные) и на законы, принятые субъектами федерации. В свою очередь федеральные законы делятся на федеральные конституционные и федеральные обыкновенные законы. Законы, принятые субъектами федерации, также подразделяются на конституционные и обыкновенные, или текущие. Федеральные законы издаются высшими органами государственной власти федерации и распространяются на всю ее территорию, остальные – высшими органами государственной власти субъектов федерации и соответственно имеют юридическую силу лишь на ее территории. По общему правилу в случае расхождения федеральных законов с законами субъектов федерации первые имеют приоритет над вторыми, действуют федеральные законы.
На территории РФ действуют федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Федерации.
Федеральный конституционный закон – нормативно – правовой акт, определяющий начало государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, но основе, которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Федеральный конституционный закон имеет следующие особенности: развивает и дополняет положения Конституции РФ; принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны; обладает большой юридической силой, чем федеральные законы, законы субъектов Федерации; имеет особый порядок принятия, который определен ст. 108 Конституции РФ; Президент РФ не может отклонять федеральные конституционные законы, он обязан их подписать и обнародовать.
Федеральный закон - это нормативно – правовой акт, принимаемый и действующий в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирующий определенные, ограниченные сферы общественной жизни.
Датой принятия закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней со дня их подписания Президентом РФ. Вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечению десяти дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок введения в действие.
Высшие, представительные органы власти субъектов РФ могут принимать законы по вопросам, относящимся к их компетенции. Они не должны противоречить федеральному законодательству, если приняты по предметам совместного введения Федерации и ее субъектов, что означает ст. 72 Конституции РФ. Однако в случае противоречия между федеральным законом и нормативно – правовым актом субъекта РФ, изданным по предметам исключительного введения субъекта, то действует нормативный – правовой акт субъекта РФ.
Подзаконные нормативно – правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов. В юридической литературе считается, что понятие «подзаконные нормативно – правовые акты» является собирательным, так как представляет собой иерархию актов, начиная от высших органов власти и кончая актов местных органов власти и управления.
Особое место в системе подзаконных актов занимают указы Президента РФ. Они принимаются по вопросам нормативного характера, не должны противоречить федеральной Конституции федеральным конституционным и федеральным законам. Как правило, вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении семи дней после их официального опубликования.
Правительство РФ на основании федеральных законов, указав Президента РФ издает постановление и распоряжения. Данные подзаконные акты регулируют отношения в сфере управления. Вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.
Акты министерств, ведомств и государственных комитетов относятся к числу ведомственных подзаконных нормативно – правовых актов. Они издаются в виде приказов, инструкций, указаний.
Ведомственные акты, содержащие нормы права, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, а также устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав либо носящие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции. Государственная регистрация означает проведение правовой экспертизы указанных ведомственных актов. Нормативные акты, прошедшие государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию.

СИСТЕМА ПРАВА

ФУНКЦИИ ПРАВА

ПОНЯТИЕ ПРАВА, ЕГО ПРИЗНАКИ

ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

5. ИСТОЧНИКИ (ФОРМЫ) ПРАВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ

7. НОРМА ПРАВА, ЕЁ СТРУКТУРА.

1. Люди реализуют свои интересы преимущественно в общественных отношениях. Вне общества человек и все ему присущие качества не имеют смысла. Общение, или иначе - общественные отношения подчинены (хотя люди не всегда это осознают) особым правилам поведения - со­циальным нормам.

Социальные нормы - это общие правила поведения людей в об­ществе, обусловленные объективными закономерностями, регулирующие отношения людей между собой.

Их отличительные признаки:

1) социальные нормы являются типовой моделью, (об­разцом) поведения человека. Они направлены на регулирование общественных отношений;

2) социальные нормы носят общий характер, то есть рассчитаны на многократное применение;

3) исполнение социальных норм обеспечивается опре­деленными средствами воздействия: внутренним убеждением человека, общественным осуждением, государственным принуждением.

Виды социальных норм:

1) нормы морали (этические нормы) - относительно устойчивые представления людей о добре и зле. Мораль оценивает поведение человека при помощи понятий «хо­роший» и «плохой». Нормы морали, как правило, не за­фиксированы документально, они существуют как нрав­ственные ориентиры в сознании людей. Например, само­очевидно, что лгать - плохо;

2) нормы права - общеобязательные, формально оп­ределенные, установленные или санкционированные го­сударством и обеспеченные его принудительной силой правила поведения. Например, норма права предписыва­ет гражданам Украины ежегодно представлять деклара­цию о доходах;

3) религиозные нормы - представления людей о Боге и отношении человека к Богу.

4) корпоративные нормы (нормы объединений граждан) - правила поведения, устанавливаемые и обеспечиваемые объединениями граждан, в том числе трудовыми коллективами, предпринимательскими союзами, политическими партиями и т.д.

5) обычаи и традиции - стихийно сложившиеся, передающиеся из поколения в поколение правила обыденного поведения. Таковы, например, обычай пожимать друг другу руку при встрече, традиция встречать Новый год.

2. Государство, как и всякое сообщество людей, должно в определённой мере регулировать отношения между отдельными индивидуумами, осуществлять охрану и защиту этих отношений. Такое регулирование осуществляется с помощью социальных норм. Право как особый вид социальных норм отличается от других социальных норм тесной взаимосвязью с государством и направленностью своего влияния на общественные отношения. Таким образом, право - это система общеобязательных, формально определенных, ус­тановленных и охраняемых государством правил поведения, регулирующих общественные отношения.



Сущность и социальное назначение права проявляет­ся через его признаки:

1) общеобязательность. Правовые предписания ад­ресованы всем участникам правовых отношений и обя­зательны для них;

2) нормативность. Право состоит из определённых норм, правил общего характера, рассчитанных на неоднократное применение. Право выступает как равный масштаб и модель поведе­ния людей;

3) формальная определенность. Правовые нормы фиксируются в письменном виде в различных нормативно-правовых актах, они имеют четкую логическую структуру. Право устанавливает опреде­ленные рамки поведения человека, однозначно формулируя его права и обязанности;

4) системность. Право представляет собою целост­ную систему взаимосвязанных норм, в которой у каждой нормы есть свое, строго определенное место и взаимосвя­зи с другими нормами;

5) связь с государством. Право связано с государством прежде всего тем, что правовые нормы устанавливаются или санкционируются государством. Право охраняется государственным принуждением;

6) регулятивность. Право выступает в качестве регулятора общественных отношений и в этом состоит его главная социальная ценность.

3. Функциями права называют основные направления его воздействия на общественные отношения. Они подразделяются на обще- социальные и специальные юридические.

К общесоциальным функциям права относятся:

1) гуманистическая . Право охраняет и защищает права человечества, народа и каждого человека;

2) организаторско - управленческая. Право направлено на решение конкретных социальных и экономических проблем;

3) информационная. Изданные нормы права информируют людей о воле законодателя;

4) идеологическо - воспитательная . Право должно формировать у людей определенное мировоззрение.

Главными специальными юридическим функциями права являются регулятивная и охранительная.

Регулятивная функция направлена на урегулирование общественного порядка путем закрепления желательного поведения в тех или иных отраслях общественных отношений.

Охранительная функция осуществляется властным правовым влиянием на субъектов правовых отношений с целью обеспечения их прав и свобод, неприкосновенности со стороны правонарушителей, охраны их собственности, защиты государства и общества в целом.

4. Системой права - это внутренняя структура действующего права, состоящая из отраслей, институтов и норм права, то есть комплекс всех действующих норм государства.

Правовая системность государства проявляется во взаимосогласованности и непротиворечивости всех правовых предписаний, упорядоченность всех действующих норм проявляется в их распределении по отраслям права.

Центральным звеном системы права является отрасль права – самостоятельная, крупная, упорядоченная совокупность правовых норм, регулирующих определённую сферу общественных отношений. Все отрасли права объединяются в единую систему права.

В зависимости от места и роли в правовой системе общества отрасли права разделяются на основные и комплексные.

Основные отрасли - создают фундаментальный массив права в правовой системе государства. Среди них выделяют профилирующие (традиционные), процессуальные и специальные отрасли права.

Профилирующие отрасли создают юридическую основу, обязательную часть системы права (к ним относятся конституционное, административное, гражданское и уголовное право).

К специальным отраслям относятся отрасли, которые развивают основные отрасли права и обеспечивают специальный правовой режим для определенного вида общественных отношений (трудовое, хозяйственное, экологическое, финансовое, земельное право и т.д.).

Комплексные отрасли являются надстройкой над основными отраслями, регулируют значительно более узкие участки общественных отношений (авторское право, горное право, страховое право и т. п.).

Процессуальные отрасли закрепляют порядок применения различных норм права.

Административно-процессуальное право регулирует порядок применения и реализации норм административного права.

Уголовно-процессуальное право представляет собой систему норм, которые регулируют порядок открытия и судебного рассмотрения уголовных дел, проведения дознания и предварительного следствия, выполнения приговора и других судебных решений.

Гражданское процессуальное право – система норм, регулирующих порядок судебного рассмотрения и вынесения решений в гражданских, трудовых, жилищных, земельных и других спорах и делах.

Хозяйственное процессуальное право – система правовых норм, которые регламентируют применение норм хозяйственного права и порядок определения банкротства предприятий.

Отрасль права, в свою очередь, представляет собой подсистему, состоящую из институтов права.

Институт права – упорядоченная совокупность норм права, регулирующих определённый вид общественных отношений. Например, отрасль гражданского права включает такие институты, как институт права собственности, институт авторского права, институт обязательственного права, институт наследственного права и др.

5. Великий историк древности Тит Ливий назвал Зако­ны XII таблиц источником всего римского права. С тех пор источником права называют то, что содержит право­вые нормы, то, откуда мы черпаем правовые нормы.

Источник права - это исходящий от государства спо­соб выражения и закрепления норм права.

Исторически известны и ныне существуют четыре вида источников права:

1)правовой обычай - стихийно сложившееся устой­чивое правило поведения, санкционированное государством. В древности правовой обычай был основной и за­частую единственной формой права. Он исторически и фактически предшествовал закону. В современном мире
правовой обычай используется редко: в гражданском праве (неписаные обычаи делового оборота), в междуна­родном праве (дипломатические обычаи);

2)юридический (судебный или административный) прецедент - решение по конкретному делу, которому придана нормативная сила и которое служит образцом для решения аналогичных дел. Юридический прецедент распространен в системе общего права Австралии, Великобритании, Канады иСША, используется международной
юстицией. Однако его элементы имеют место и в украинской правовой системе в деятельности Конституционного и Высшего Хозяйственного судов Украины, руководящие разъяснения которых кладутся в основу решений конк­ретных юридических споров всеми нижестоящими судебными органами;

3)нормативно-правовой акт - письменный документ, принятый в установленном порядке компетентным органом государства и содержащий правовые нормы обобщен­ного характера. Общий характер предписаний отличает нормативно-правовой акт от юридического прецедента. Нормативно-правовые акты являются основной и наибо­лее совершенной формой современного права. В системе права Украины и большинства других стран нормативно-правовой акт является основным источником права;

4) нормативный договор - это соглашение между двумя и более субъектами права, содержащее обязатель­ные для них предписания. Нормативные договоры полу­чают все более широкое распространение в конституци­онном, трудовом, гражданском, международном и других отраслях права. Они бывают внутригосударственными и международными, учредительными и обычными, типовы­ми и текущими. Нормативный договор не является пер­сонифицированным актом, его содержание составляют правила поведения общего характера. Наиболее распрост­раненным примером нормативного договора является коллективный договор в трудовом праве.

В различных правовых системах соотношение и взаи­модействие между источниками права имеет свои особен­ности. Например, в Украине практически не используют­ся юридический прецедент и правовой обычай. Напротив, в ряде государств Африки и Латинской Америки право­вые обычаи сохраняют свое значение и являются основой правовой системы. В Великобритании же основной пра­вовой формой является юридический прецедент.

6. По юридической силе все нормативно-правовые акты разделяются на две большие группы: законы и подзакон­ные акты.

Закон - нормативно-правовой акт, принятый органом зако­нодательной власти или всенародным референдумом, об­ладающий высшей юридической силой, содержащий пер­вичные правовые нормы и регулирующий важнейшие общественные отношения в государстве.

Определение закона фиксирует наиболее важные его отличительные признаки:

1) закон принимается только субъектами, которые яв­ляются носителями государственного суверенитета (на­род или его высший представительный орган);

2) закон обладает самым высоким юридическим «ран­гом» - все остальные акты находятся «под» законом и должны соответствовать ему;

3) закон содержит первичные, изначальные нормы, которых ранее не было в системе права;

4) законами регулируются наиболее важные общественные отношения.

Законы в современном демократическом правовом го­сударстве занимают первое место среди всех источников права и являются основой законности и правопорядка.

Все законы делятся на конституционные и обычные (текущие) . Конституционные законы закрепляют осно­вы общественного и государственного строя и служат ба­зой для текущего законодательства. К ним относятся Конституция и законы, вносящие в нее изменения и до­полнения. Эти законы, как правило, принимаются в осо­бом порядке. Все другие законы относятся к группе те­кущих (обычных) законов.

Подзаконные акты - это нормативные акты, издан­ные на основе, во исполнение и в целях конкретизации законов.

Подзаконные акты, подобно законам, обязательны для исполнения и обладают необходимой юридической силой. Но их действие ограничено законом: они не могут выхо­дить за пределы законодательного регулирования, их нор­мы носят вторичный по сравнению с законом характер. Подзаконные акты не могут изменять или отменять нор­мы законов.

Подзаконные акты многообразны по форме и источни­кам происхождения. В нашей стране существуют следу­ющие виды подзаконных актов:

Указы и распоряжения Президента Украины;

Постановления и иные акты ВР Украины;

Постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины;

Инструкции и нормативные приказы министерств и ведомств;

Международные договора Украины;

Решения и заключения Конституционного суда Украины, Верховного Суда и Генерального прокурора Украины;

Решения органов местного самоуправления и их исполнительных органов;

Распоряжения глав местных государственных ад­министраций;

Нормативные приказы администраций предприятий, учреждений и организаций.

8. Нормы права относится к числу социальных норм. Отличие их от всех иных социальных норм характеризу­ют следующие признаки:

1) общеобязательность . Нормы права распространя­ются на всех людей, независимо от того, знакомы ли они с этими нормами или нет. Нормы права обязательны для исполнения, независимо от признания или непризнания их людьми;

2) формальная определенность . Нормы права четко сформулированы и зафиксированы в официальном ис­точнике права (нормативно-правовом акте, международно-правовом договоре и т.д.). Норма права недвусмысленно определяет линию возможного или должного пове­дения своего адресата.

3) связь с государством . Нормы права либо устанавливаются государством (например, путем принятия закона, издания подзаконного акта), либо санкционируются (признаются) государством (например, путем ратификации международного договора). Кроме того, исполнение
норм права обеспечивается силой государственного принуждения. Например, (нарушение Уголовного кодекса Украины) совершение кражи влечет неблаго­приятные для нарушителя последствия в виде применяемого государством наказания;

4) системность. Норма права сама по себе представ­ляет микросистему (структуру) состоящую из трёх элементов: гипотезы, диспозиции исанкции. Кроме того, каждая норма неразрывно связана с другими, образуя целостную систему национального или международного права.

Резюмируя вышесказанное, можно дать следующее определение понятия «правовая норма».

Норма права - это общеобязательное, формально оп­ределенное, установленное или санкционированное госу­дарством и обеспеченное его принудительной силой пра­вило поведения.

Будучи первичным элементом системы права, норма права сама является системой в миниатюре, то есть имеет определённую внутреннюю организацию. В этой микросистеме каждый из элементов имеет свое назначение.

Норму права составляют следующие взаимосвязанные структурные части (элементы):

гипотеза - часть нормы права, которая указывает на условия (жизненные обстоятельства), при которых дан­ная норма права вступает в действие;

диспозиция - часть нормы права, которая содержит само правило поведения;

санкция - часть нормы права, которая предусматри­вает негативные последствия в случае ее нарушения.

Таким образом, все элементы нормы права логически вытекают друг из друга, образуя цельную упорядоченную систему. Ее можно представить в виде словосочетания «если - то - иначе». Если (гипотеза) существуют опре­деленные обстоятельства, то (диспозиция) следует принять предписанную линию поведения, иначе наступят (санк­ция) указанные неблагоприятные последствия.