Структура правосознания кратко. Правосознание: понятие, структура, виды

Правосознание -- это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права.

Правосознание наиболее полно и разносторонне отражает идеальную, духовную сущность права как элемента культуры, своеобразной архетипической инварианты жизненного уклада данного народа. Замечено, что в разных типах цивилизации, различных культурно-исторических сообществах существуют весьма неоднозначные представления о нормах поведения, о должном, о способах регулирования тех или иных ситуаций и т.д.

Речь идет об этноправовых закономерностях социального регулирования, выявить которые можно, только рассматривая правосознание как феномен, “подчиняющийся” определенной внутренней логике своего развития, которая детерминируется не приказами государственной власти и экономическими решениями, а прежде всего накопленным культурой духовным, мыслительным потенциалом мирового и национального права.

Правосознание имеет сложную содержательную морфологию. В науке выработано понятие структуры правосознания. Структурно правосознание складывается из двух основных элементов: правовой психологии и правовой идеологии.

Правовая психология соответствует эмпирическому, обыденному уровню общественного сознания, формирующемуся в результате повседневной человеческой практики как отдельных людей, так и социальных групп. Содержанием правовой психологии выступают чувства, эмоции, переживания, настроения, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с существующими юридическими нормами и практикой их реализации. Правовая психология -- своего рода стихийный, “несистематизированный” слой правового сознания, выражающийся в отдельных психологических реакциях любого человека или той или иной социальной группы на государство, право, законодательство, другие юридические феномены.

Радость или огорчение по поводу принятия нового или отмены старого закона, чувство удовлетворения или недовольства практикой применения юридических норм, действий правоохранительных органов, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям юридических запретов -- все это правовые чувства (эмоции) и в совокупности они образуют в общественном сознании сферу правовой психологии.

Не следует думать, что правовая психология как отражение обыденного уровня жизни играет второстепенную роль в структуре правосознания. Отнюдь нет. Правовая психология -- наиболее “распространенная” форма осознания права, присущая в той или иной степени всем общественным отношениям, возникшим с участием юридического элемента.

Именно в среде психологических реакций право осуществляете ведущие определения своей социальной сущности -- гуманизм, справедливость, формальное равенство субъектов и т.д. Эти характеристики права выражают человеческие чувства и оценки: от их адекватности законодательству, психологическому настрою людей во многом зависит эффективность действующих актов, всей правореализационной практики.

Более того, правовая психология -- наиболее глубинная, “скрытая” от непосредственного восприятия и понимания сфера правового отражения, которая дает подчас такие типы индивидуальных и массовых реакций на право, законодательство, которые способны кардинально определить успех или неудачу тех или иных законодательных программ. Невосприятие в психологии населения тех или иных запретов как реально упречных, а дозволений -- как социально оправданных ведет, как правило, к серьезным проблемам в реализации нового законодательства, порождает многочисленные трудности в деятельности правоохранительных органов. Игнорирование юридической психологии населения в правовой политике государства не раз оборачивалось провалом тех или иных государственных мероприятий, с точки зрения своих социальных целей часто общественно полезных (борьба с самогоноварением, с отдельными противоправными традициям и обычаями и т.д.). Кроме этого, юридическая психология, будучи сама по себе сложносодержательным, объективно-регуляторным явлением, включает значительную область бессознательного -- целый мир психических явлений и процессов, обусловленных фактами действительности, во влиянии которых субъект не отдает себе отчета. Сфера бессознательного активно вовлечена в генезис правовых представлений, участвует в формировании как правового (стереотипы, привычки, автоматизмы и т.д.), так и противоправного поведения. Бессознательное как явление правовой психологии находит выражение в таких формах познания действительности, как интуиция, психологический аффект (при совершении тех или иных противоправных поступков), привычные действия, социальное возбуждение (паника), а также в стремлениях, действиях и установках, причины которых не осознаются человеком.

Таким образом, правовая психология -- принципиально значимая для правового регулирования сфера общественного сознания, на изучение которой направлены усилия как теоретиков права, так и специалистов отраслевых юридических наук.

Кроме правовой психологии в структуру правосознания включается правовая идеология, которая, в отличие от психологического восприятия окружающего мира, соответствует уровню научно-теоретического отражения и освоения действительности.

Правовая идеология -- это совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность.

По сравнению с правовой психологией, первичной “субстанцией” которой выступают психологические переживания людей, идеология характеризуется целенаправленным, как правило, научным либо философским осмыслением права как целостного социального института, не в отдельных его проявлениях (например, в виде тех или иных норм, судебных решений и т.д.), а в качестве самостоятельного элемента общества (общественно-экономической формации, культуры, цивилизации).

В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потребности и интересы прежде всего социальных групп, классов, народов, государства, мирового сообщества в целом. Конечно, элемент индивидуального, личностного присутствует и в идеологическом отражении правовой действительности: та или иная идеологическая доктрина создается и формулируется, как правило, отдельными людьми --учеными, философами, общественно-политическими деятелями, а далее становится достоянием многих также конкретных людей, которые достигают в своем сознании системного целостного отражения государства и права. Однако правовая идеология значительно превосходит правовую психологию по степени и характеру познания права. Если правовая психология фиксирует во многом внешний, часто поверхностно-чувственный аспект, срез правовых явлений, вполне умещающийся в повседневный человеческий опыт, то правовая идеология стремится к выявлению сущности, социального смысла, природы права, пытается, как правило, представить его в виде законченной культурно-исторической философии и догмы.

Примерами правовой идеологии как способа правового осознания действительности могут служить гегелевская философия права, естественно-правовая, позитивистская, марксистская доктрина государства и права, многие современные концепции правопознания. Кроме этого, сфера наибольшего “применения” правовой идеологии -- не индивидуальные и стихийно-массовые отношения людей, что характерно для правовой психологии, а нацеленность на выражение интересов, потребностей достаточно оформленных, институционализированных социальных сообществ: классов, политических партий, общественных движений, государства, межгосударственных объединений.

Так, те или иные политические организации, участвующие в современных властеотношениях, создаются, как правило, на основе какой-либо политико-правовой идеологии -- консервативной, либеральной, марксистской, христианской и т.д. В этом случае правовая идеология выполняет свое основное предназначение: она служит своеобразным социальным планом-программой деятельности организованных в партию, движение, в целом политическую систему людей, позволяет им поступать осознанно и целесообразно для достижения определенных социальных и правовых идеалов.

Примером конкретной, весьма сложной, противоречивой деятельности целого сообщества людей может служить постепенный процесс формирования в России правового государства, которое должно соответствовать как общечеловеческим, так и национальным представлениям о демократии, обеспечении прав человека, гуманном и справедливом правопорядке. В данном случае доктрина правового государства служит идеологической основой для развития российской государственности.

Наличие демократической и социально-, культурно-, исторически обоснованной государственно-правовой идеологии является жизненно важным условием деятельности любого общества. Так, одним из фундаментальных выводов уже десятилетнего периода реформ в России является то, что страна не может жить без ясной и осмысленной национальной государственно-правовой идеологии. Шестьдесят девять лет диктата одной -- коммунистической -- идеологии породили на этапе “перестройки” нигилистическое отношение к идеологии вообще, создали иллюзию полезности деидеологизации общества, политики, права.

Однако существует неписаный закон: сознание, в том числе и правовое, не терпит пустоты -- какая-то, часто далеко не лучшая, система взглядов его всегда заполнит. В результате механической деидеологизации возникло опаснейшее, даже в сравнении с последствиями экономческого кризиса, положение: усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои населения. В нашем “деидеологизированном” сознании усиливается тенденция к социальному примитивизму, массовым аберрациям, утрате и до того слабых иммунитетов от харизматического, националистического популизма.

На такой зыбкой духовной почве правовое государство и прочный правопорядок невозможны. Поэтому сейчас нарастает общественная потребность в новой, демократической государственно-правовой идеологии для России, которая не будет иметь ничего общего с диктатом, навязыванием и установлением в качестве государственной и единственно верной. Принципы и механизмы воспроизводства такой идеологии в общественном сознании должны быть отличны от прошлого.

Как отмечается в современной отечественной литературе, действительный выбор для будущего России сейчас заключается не в том, жить ли с идеологией или без нее, ибо какая-то идеология будет в любом случае, а в том, какая идеология наиболее адекватна России, ее сущности, духу, перспективам развития.

Без политико-правовой идеологии немыслимо современное цивилизованное общество. Примерами высокоидеологичных документов могут служить Конституция США, Конституция ФРГ, французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г., которые выступают идеологическим фундаментом демократий и правовых систем западных стран.

Для России в переходный период правовая идеология приобретает особую значимость. Национальная правовая идеология позволяет человеку, классам, партиям так или иначе ориентироваться в новой политической обстановке. Никакая, даже самая детальная, пропаганда действующего законодательства этого дать не может. В отличие от конкретных и утилитарных программ, лозунгов, планов и обещаний правовая идеология ориентируется на долговременные процессы, нормы поведения, в силу чего она способна соединять поколения, концентрировать смысл их деятельности (в частности, молодежи) на социальные, созидательные цели.

Правовая идеология есть такой синтез правовых знаний, в целом правовой культуры, который в концептуальном виде доступен не только специалистам, но и широким слоям населения, конкретно каждому человеку, пропагандируя смысл жизни, работы, ориентируя их в сложном и противоречивом мире.

В конечном счете национальная правовая доктрина -- показатель высоты правового сознания общества, она характеризует важнейшие культурно-правовые ценности, которые служат своего рода “пропуском” в семью цивилизованных народов мира, позволяя занять подобающее России, ее нравственному и историческому потенциалу место.

Какая же правовая идеология актуальна для современной России? Теория отечественного права в последние семь десятилетий строилась на марксистской доктрине и классовом подходе. Надо сказать, что марксистская методология государства и права и сейчас сохраняет и будет сохранять в будущем научную ценность как почтенная и классическая теория, определившая многие процессы не только в России, но и в мире в XX в. Однако сегодня Россия находится в кардинально новой социально-экономической, духовно-нравственной и геополитической ситуации, которая требует нового осмысления исходных начал нашего правового уклада, в том числе на уровне его идеологического и культурологического обоснования.

Можно назвать самые примерные общие параметры будущей целостной и систематизированной концепции правового развития России.

  • 1. Отечественная правовая идеология не должна строиться на идее социального и политического раскола, противопоставления одной социальной группы -- другой. Наоборот, теория должна стремиться к максимальному духовному объединению страны, достижению ею состояния нравственной и духовной соборности, необходимой степени политической консолидации. Страна уже достаточно пережила войн, революций, контрреволюций, расколов и реформаций и теперь нуждается в собирании своих интеллектуальных и материальных сил для трудной восстановительной и созидательной работы. Право должно в максимальной степени способствовать реализации этой задачи.
  • 2. Правовая идеология должна быть достаточно открытой для учета и восприятия исторического опыта, какой бы идеологической принадлежности он ни был. Правовая идеология должна вбирать все конструктивное и полезное для России из теории и практики прошлого и настоящего.
  • 3. Не принцип “суверенизации” личности по отношению к обществу и государству в его индивидуалистическом варианте; не огосударствление человека и подавление его самостоятельности и инициативы: все эти крайности не могут служить методологическими основами правовой идеологии в России. Индивидуальность возможна.только через социальность. Необходимо рациональное сочетание интересов личности и общества, а не доминирование одного над другим. Полноценное развитие личности, обеспечение гармонии прав и обязанностей реализуются через интеграцию человека в общество, его культуру.
  • 4. Правовая идеология должна опираться на принцип укрепления и защиты Российского государства, которое должно быть демократическим, федеративным, обслуживающим общество, а не стоящим над ним, сильным и эффективным. Надо ясно представлять, что отказ от административно-командных методов в условиях правовой государственности совершенно немыслим и влечет лишь массовый произвол, разрушение правопорядка. Без грамотных и компетентных администраторов, без эффективной исполнительной власти с армией, с оснащенными правоохранительными органами и органами, защищающими внешнюю безопасность, ни одно правовое государство мира не может существовать. Государственное управление без угрозы применения насилия или применения насилия в случай угрозы национальной безопасности страны не может сохраниться.

Таким образом, правовая психология и правовая идеология как структурные компоненты правового сознания общества каждая своими средствами служат осуществлению функций правосознания в правовом регулировании и в целом правовой культуре общества. Какие же это функции? Согласно устоявшемуся мнению юридической науки, основные функции правосознания, т.е. направления воздействия этого явления на общественные отношения, -- познавательная, оценочная, регулятивная.

Познавательная функция правосознания заключатся в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит, по существу, познание жизни -- социальной или даже естественной, природной. Задачи такого познания (на уровне обыденной практики) состоят не в выявлении и изучении общих закономерностей и связанных с ними научных истин, а в установлении относящихся к правовой реальности событий, действий, состояний, признаков и т.д. Субъектом такого познания являются как законодатели, так и граждане: каждый из них использует представления о сущем и должном праве для выполнения своих задач в правовом регулировании.

Оценочная функция правосознания состоит в том, что с помощью правосознания дается оценка конкретным жизненным обстоятельствам как юридически значимым. Правовая оценка -- это деятельность субъектов права как граждан, так и правоприменителей по установлению (отождествлению) различных жизненных обстоятельств и их социальной и правовой квалификации с точки зрения своих представлений о праве, законности, должном поведении. Для того чтобы идентифицировать (оценить) то или иное поведение с позиций права, необходимо иметь достаточный уровень правового сознания.

Регулятивная функция правосознания реализуется через систему мотивов, ценностных ориентаций, правовых установок, которые выступают специфическими регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования. Так, информация о юридических нормах порождает у субъектов права комплекс психологических реакций: чувств, эмоций, переживаний, с которыми связано возникновение определенной побуждающей или тормозящей мотивации поведения. В этом случае правосознание (в форме правовой психологии) выступает как мотив конкретного вида поведения.

Через правосознание происходит усвоение и определенных ценностных ориентацией субъектов в обществе, когда, в частности, та или иная конкретная личность, социальная доктрина становится основой устойчивой моральной позиции человека в жизни, особым стимулом к правомерному поведению. В этом смысле правосознание, как социальный регулятор, выступает мощным средством социально-юридического контроля за поведением.

Особую значимость в реализации регулятивной функции правосознания имеет правовая установка -- готовность, предрасположенность субъекта к правомерному или противоправному поведению, складывающаяся под влиянием ряда социальных и психофизиологических факторов. Правовая установка сообщает устойчивый, постоянный, целенаправленный характер той или иной деятельности, выступая своего рода стабилизатором в меняющейся социальной среде. Положительная правовая установка позволяет упорядочивать процесс правового воздействия, освобождая субъекта от необходимости каждый раз заново принимать решения в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях.

Правосознание

Правосознание - это одна из форм общественного сознания , представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми. Правосознание является одной из приоритетной составляющей теоретической конструкцией ("теоретическим телом" (Ю.М.Дмитриенко) более сложных форм правового сознания (например, религиозного, политического, национального и др.), которые чаще всего реально существуют и функционируют в правовой действительности.

Термин

Будучи специфической формой сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия. Предметом отражения правосознания являются общественные отношения , требующие правильного регулирования, само право, его функционирование, поступки людей в сфере права, а также правовые явления, возникающие в связи с действием правовых норм. Причем спецификой восприятия является то, что оно происходит на фоне сложившихся в обществе правовых реалий, на основе действующих юридических понятий о правах и обязанностях членов общества и т. п.

Таким образом, правосознание не только отражает юридическую действительность, поведение людей в сфере права, но и участвует в регулировании поведения, а также в определении тех отношений, которые объективно нуждаются в правовой регламентации.

На основе правовых установок и ценностных ориентаций, сопоставления своего поведения с правовыми установками осуществляется регулятивная функция правосознания, возникает побуждение к правомерному или противоправному поведению.

Структура правосознания

  • Правовая идеология (отношение общества к праву в целом - правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.
  • Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства , настроения , переживания.
  • Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.
  • Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).
  • Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведения.

Виды правосознания

  • Индивидуальное - личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.
  • Групповое - отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.
  • Корпоративное - правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.
  • Массовое - правосознание обширных масс людей.
  • Общественное - отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Структура правосознания: 1. Первый элемент - информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. 2. Второй элемент - оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. 3. Третий - волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.

Уровни правосознания по глубине отражения правовой деятельности

  • Обыденное правосознание - правосознание обывателя, ориентирующегося на свой житейский юридический опыт. В данном случае человек руководствуется простой логикой .
  • Теоретическое (научное) правосознание - формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знаний и закономерностей в социально-правовой сфере.
  • Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.

Функции правосознания

  • Познавательная функция - определенная сумма юридических знаний, являющихся результатом интеллектуальной деятельности.
  • Оценочная функция вызывает определенное эмоциональное отношение личности к разным сторонам и явлениям правовой жизни на основе опыта и правовой практики.
  • Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.
  • Прогностическая функция (моделирования) состоит в формировании определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально-необходимые. Она заключается в предвидении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы закрепленные в них права и обязанности эффективно регулировали общественные отношения. Нормы права по существу являются продуктом правосознания. Выступая идейным источником права, правосознание и выполняет прогностическую функцию.

Правосознание и право

Между правом и правосознанием существует тесная взаимная связь. Эта связь проявляется как во влиянии правосознания на право, так и наоборот - во влиянии права на правосознание. Прежде всего, это влияние проявляется в процессе формирования права и весьма заметно на его завершающей стадии - стадии правотворчества . Оно заключается в том, что именно правосознание вырабатывает представления о необходимости и потребности принятия определенных нормативно-правовых решений. Определяющее значение имеет уровень правосознания, правовой культуры всех субъектов, участвующих в создании нормативно-правовых актов.

Не в меньшей степени правосознание влияет и на соблюдение законов. Как форма общественного сознания оно оказывает корректирующее воздействие на сознание отдельных индивидов и таким образом способствует повышению его уровня, приближению индивидуального правосознания к общественному. Соблюдение требований законодательства находится в прямой зависимости от уровня правосознания всех членов общества, их культурности.

Правосознание играет важную роль и при решении компетентными органами конкретных юридических дел в процессе применения правовых норм. В настоящее время без наличия соответствующей нормы права правосознание не может быть основанием при принятии решений по юридическим делам, и тем более когда речь идет о привлечении к уголовной ответственности, то есть оно не используется в качестве источника права.

В свою очередь происходит воздействие права на правосознание. Оно проявляется в том, что право способствует внедрению в сознание членов общества прогрессивных правовых идей, принципов и представлений о праве. Положенные в основу определенного законодательного акта прогрессивные идеи и представления сначала могут принадлежать отдельным представителям общества, обладающим высоким уровнем правовой осведомленности. Приняв форму закона или иного акта, эти идеи становятся достоянием всего общества, они широко распространяются, воспринимаются и осознаются всеми членами общества.

Право оказывает влияние на формирование правосознания и в процессе его реализации, особенно в форме применения. Деятельность по применению права судов, органов внутренних дел, прокурорских и других органов, основанная на законности , справедливости и гуманности , способствует становлению и развитию у людей положительных правовых чувств, утверждению высокого уровня правосознания. Если же в процессе этой работы допускаются грубые ошибки, произвол, беззаконие, то это вызывает возмущение, подрывает силу права, в саму идею справедливости. Таким образом, правосознание играет важную роль в правотворчестве, совершенствовании и реализации норм права. Право, юридическая практика, в свою очередь, активно воздействуют на формирование правосознания членов общества.

Литература

  1. Алексеев С. С. Общая теория права: В 2 т. Т. 1. - М: Юрид. лит. , 1981.
  2. Алексеев С. С. Теория государства и права. М., 1985.
  3. Бельский К. Т. Формирование и развитие социалистического правосознания. - М.: Высш. школа, 1982.
  4. Бура Н. А. Функции общественного правосознания. - К. : Наукова думка, 1986.
  5. Высоких Ю. В. Генетические истоки правосознания // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Право». - 2006. - №13(68). - Вып. 8, т. 2.
  6. Высоких Ю. В. К вопросу о первоисточниках правосознания // «Социум и власть». - 2007. - № 1(13). - С. 58–60.
  7. Гуляихин В. Н. Структурно-функциональные особенности различных состояний правосознания человека // Вопросы права и политики. 2012. № 2. С. 90-116. Режим доступа: http://www.e-notabene.ru/lr/article_153.html
  8. Додонов В. Н., Ермаков В. Д., Крылова М. А. Большой юридический словарь. - М.: Инфра-М, 2001.
  9. Ильин И. А. О сущности правосознания.
  10. Лукашева Е. А. Социалистическое правосознание и законность. 1982.
  11. Остроумов Г. С. Правовое осознание действительности. - М., 1969.
  12. Пиголкина А. С. Общая теория права. 1996.
  13. Тархов В. А. О юридической ответственности. 1978.
  14. Уледов А. К. Структура общественного сознания. - М., 1968.
  15. Фарбер И. Е. Правосознание как форма общественного сознания. - М., 1963.
  16. Хайек Ф. А. Право, законодательство и свобода: Современное понимание либеральных принципов справедливости и политики. - М.: ИРИСЭН, 2006.
  17. Энциклопедия российского законодательства. Специальный выпуск для студентов, аспирантов и преподавателей. Весенний семестр 2008
  18. История государства и права. 2009. N 13. С. 35 – 37.
  19. Дмитрієнко І.В., Дмитрієнко Ю.М. Бодинаміка української правової свідомості та культури / Ю. Н. Дмитриенко // Форум права. – 2011. – № 4. – С. 192-200 [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/e-journals/FP/2011-3/11djncik.pdf

Ссылки

[Дмитрієнко І. В. Суперечності та протиріччя української правової свідомості та ку- льтури / І. В. Дмитрієнко, Ю. М. Дмитрієнко // Форум права. – 2012. – № 2. – С. 205– 220 [Електронний ресурс]. – Режим доступу: http://www.nbuv.gov.ua/ejournals/ FP/2012-2/12divpct.pdf]


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Правосознание" в других словарях:

    Правосознание … Орфографический словарь-справочник

    Правосознание - совокупность идей, представлений, чувств, эмоций, в которых выражается отношение к праву (действующему и желательному), деятельности государственных органов, а также действиям людей, совершаемым в сфере правового регулирования. Как и право,… … Элементарные начала общей теории права

Правосознание - это совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, установок и ценностей, в которых выражается отношение людей к праву и правовым явлениям. Правосознание является одной из форм общественного сознания (наряду с политическим, философским и религиозным правосознанием).

Структура правосознания:

1. правовая идеология - это рациональный компонент, который состоит из идей, теорий, понятий и концепций (идея равенства, либертарная теория правопонимания);

2. правовая психология - это эмоциональный компонент, включающий совокупность чувств, эмоций, мотивов, интересов и иллюзий по поводу права;

3. правовое поведение, которое определяют:

Информационные элементы - знания о законе и праве, наличие жизненного опыта;

Оценочные элементы - основа формирования мотивов (выгоднее обойти закон, дав взятку, т.к. заинтересован в быстром решении вопроса в обход установленной процедуры);

Волевые элементы - осознанный выбор поведения (хочу и буду поступать по закону).

Виды правосознания:

1. По носителям правосознания:

Индивидуальное - правосознание конкретного человека;

Групповое - правосознание организованной группы людей (правосознание студентов);

Массовое - правосознание толпы или стихийно возникшей группы людей (пассажиров в троллейбусе);

Общественное - правосознание большой общности людей в пространственном измерении (российское правосознание) или временном измерении (средневековое правосознание).

2. По уровню правосознания:

Обыденное (эмпирическое), т.е. опытное, основанное на правовой психологии (правосознание любого человека, который не изучал право);

Профессиональное - сформированное в процессе специальной юридической подготовки или практики (правосознание следователя, члена избирательной комиссии);

Теоретическое - научное, основанное на правовой идеологии (правосознание доктора юридических наук).

3. По временной направленности:

Ретроспективное - сложившееся в отношении ранее действовавшего, но отмененного права (пожилые люди считают неработающих тунеядцами);

Адекватное - существующее в отношении действующего права;

Перспективно - складывающееся в отношении будущего права (необходимо принять законы, которые гарантировали бы реализацию всех конституционных прав и свобод).

Функции правосознания: познавательная, регулятивная, прогностическая, оценочная, коммуникативная.

Деформации правосознания возможна в формах правового нигилизма, правового идеализма и правовой демагогии.

1. Правовой нигилизм - это отрицание социальная ценности права, закона и правовых форм организации общественных отношений. Формы правового нигилизма:

Обыденный: предубеждения и стереотипы, содержащиеся в правосознании человека; проявляется в совершении правонарушений, правовой пассивности;

Профессиональный: неуважение и пренебрежение правом представителями государственных органов и государством в целом, попытки игнорировать предписания закона, принцип справедливости, злоупотребление правом.

Теоретический (идеологический) - особо опасная форма правового нигилизма, так как исходит из идеи отмирания права и его обусловленности политикой. Выражается в идеологических доктринах и учениях, (например, в марксизме-ленинизме), которые обосновывают и доказывают, что есть более важные ценности, чем право (например, мировая революция).

2. Правовой идеализм - преувеличение роли права и юридических средств в решении политических и социально-экономических задач (уверенность, что любой вопрос можно решить правовыми средствами, сутяжничество).

3. Правовая демагогия - использование одних и тех же правовых средств для достижения противоположных целей (нечистоплотный судья, действуя по принципу «закон что дышло», оправдывает и невиновного, и закоренелого преступника).

Причины деформации правосознания: отсутствие правового воспитания и образования, несформированность правовой культуры, несогласованные действия государственных органов, противоречивое законодательство, негативный жизненный опыт по отстаиванию прав.

Пути преодоления деформации правосознания: введение системы правового воспитания и правового образования; формирование правовой культуры и высокого уровня правосознания; информирование населения о существующих правовых предписаниях (правовая пропаганда); ознакомление населения с образцами и идеалами, правовыми традициями своей страны и других стран; юридическая подготовка специалистов; формирование правового государства и гражданского общества.

Таким образом, правосознание имеет определенную структуру, виды и функции. Возможна деформация правосознания, которую необходимо выявлять и преодолевать.

Наряду с политическим, нравственным, научным, художественным, философским и т.д. Перед нами те формы, в которых люди познают, осваивают окружающий их мир, объективную реальность, собственное бытие. У каждой формы свой предмет (область) отражения. У правосознания - это , правовая действительность.

Правосознание - совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций, переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому (допустимому) праву и другим правовым явлениям.

Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осознают, каким хотели бы видеть право в идеале.

Место и роль правосознания в механизме правового регулирования
    1. правосознание - одно из выражений социальной активности людей, их коллективов, групп, общества в целом; оно находится в глубоком единстве с господствующей правовой идеологией;
    2. правосознание играет ведущую роль в процессе формирования права как в виде психологических ожиданий и стремлений людей в сфере права, так и в форме исповедуемых законодателем философских, социально-экономических и политических принципов и представлений о должном упорядочении той или иной сферы общественных отношений;
    3. правосознание образует необходимый психологический и идеологический контекст для добровольного соблюдения субъектами юридических норм;
    4. правосознание выполняет важные функции в процессе применения должностными лицами.
Структура правосознания:
    • идеологический элемент (представляет собой систему правовых идей, взглядов, теорий, воззрений, доктрин; это часть идеологии вообще как собирательного понятия. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях и проявлениях, чем и отличается от других видов идеологии);
    • психологический элемент (нередко рассматривается как исходное, корневое начало; это чувства, эмоции, переживания, настроения индивида, связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Имеется в виду эмпирический срез правосознания, предполагающий познание объекта опытным путем. Причем психологический настрой может быть не только индивидуальным. Если определенные настроения получают массовое распространение, то говорят о социальных чувствах, которые могут иметь как всеобщий, так и групповой характер).
Виды правосознания:

1) По степени общности:

массовое,

Массовое - это когда определенные правовые взгляды, идеи, представления получают достаточно широкое распространение и становятся как бы господствующими (преобладающими) в обществе. Например, свыше 80% российских , как уже отмечалось, выступают за сохранение смертной казни; или мнение о том, что наши законы неэффективны, плохо работают, что борьба с преступностью оставляет желать лучшего.

групповое,

Групповое отражает правосознание определенных социальных слоев населения (например, студенчества, школьной или рабочей молодежи, военнослужащих, должностных лиц, вузовских работников и т.д.).

индивидуальное.

Индивидуальное правосознание представляет собой суждения о праве, отношение к праву отдельной личности. У конкретного человека представления о праве могут быть и неверными, отсталыми или деформированными. Впрочем, и групповое правосознание, как правило, не идеальное.

2) По уровню (глубине) отражения:

научное, или теоретическое,

Научное (доктринальное) правосознание наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, ибо о праве и всей квалифицированно судят ученые, приводя соответствующие аргументы, обоснования, статистические данные. При этом делаются необходимые выводы, вносятся практические рекомендации и предложения, направленные на улучшение правовой ситуации в стране.

профессиональное,

Профессиональное правосознание близко к научному. Это суждения о праве и других правовых явлениях юристов-профессионалов (судей, прокуроров, следователей, адвокатов, вообще лиц с высшим юридическим образованием). Ценность их мнений - в доказательности, компетентности, убедительности.

обыденное.

Обыденное правосознание - это первичный его уровень, когда знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой по различным каналам информации. Обыденное правосознание чаще всего бывает еще незрелым, недостаточно развитым. Это то, что К. Маркс назвал "ходячими формами мышления". На этом же уровне нередко встречается индифферентное (безразличное) отношение к праву в силу крайне слабой осведомленности о нем. В то же время вырабатываются так называемые правовые привычки, когда субъект почитает и соблюдает законы потому, что так воспитан, приучен, таковы семейные и иные традиции.

Функции правосознания:

оценочная;

Оценочная заключается в том, что с помощью правосознания осмысливаются, анализируются и оцениваются все без исключения элементы правовой системы, вся правовая жизнь общества с точки зрения их соответствия или несоответствия определенным критериям. Оценка может быть как позитивной, так и негативной, т.е. критической. Ни одно юридическое явление, образование, ни один правовой институт не остаются вне аналитического опосредования их правосознанием. Оценке подвергается правовая политика государства, деятельность его органов, властных структур, должностных лиц, законодателей; правомерные и противоправные поступки граждан, собственное поведение субъекта (самооценка). Уйти от оценочного суждения правосознания очень трудно.

Правосознание определяет "что такое хорошо" и "что такое плохо" в правовой сфере. Например, правомерное поведение, да еще активное, - это хорошо, а противоправное поведение, тем более преступное, - это плохо. Правосознание взвешивает на весах справедливости ценность тех или иных правовых явлений, понятий, категорий, отношений, их роль и значение в жизни общества, полезность или вредность для человека.

регулятивная;

Регулятивная функция означает, что хотя правосознание, в отличие от права, и не осуществляет непосредственного правового регулирования общественных отношений (в смысле установления каких-либо запретов, предписаний, дозволений, определения юридических прав и обязанностей субъектов, санкций за правонарушения и т.д.), оно тем не менее способно оказывать эффективное общенормативное воздействие на поведение людей, определять их ориентиры, цели, установки. Регулирующая роль правосознания относительна, однако она достаточно велика и полезна, особенно в плане духовного, морального, культурного влияния на индивида.

Правосознание не обладает той степенью нормативности, какой обладает право, но оно, во-первых, сопровождает, точнее, пронизывает собой весь процесс действия права, процесс правового регулирования; во-вторых, само вырабатывает и содержит в себе определенные эталоны поведения субъектов, прежде всего на бытовом, эмпирическом уровне. Правосознание - не внешний, а главным образом внутренний регулятор деятельности индивида. Лишь в отдельных случаях правосознание имеет прямое отношение к разрешению конкретных дел (

Понятие, структура, виды правосознания

Правосознание – это совокупность взглядов, идей, отражающих отношение людей, социальных групп и наций к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным и неправомерным.

Правосознание представляет собой своеобразную форму общественного сознания, которая отражает правовую действительность в форме юридических знаний, социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих деятельность людей в юридически значимых ситуациях. Как специфическая форма общественного сознания правосознание содержит в себе совокупность взглядов, чувств, эмоций, идей, теорий, представлений и установок, которые характеризуют отношение лица, общественной группы и общества в целом к действующему или желаемому праву.

В.В. Лазарев отмечает, что правосознание – явление идеальное, непосредственно не воспринимается. Теория государства и права традиционно исследует такие категории как понятие, сущность, структура правосознания, его функции, соотношение с правом и роль в механизме правового регулирования общественных отношений в целом, в обеспечении законности в частности, а также правовое воспитание населения и юристов-профессионалов. В современной науке принято считать, что правосознание – это представления и понятия, выражающие отношение людей к действующему праву, знание меры в поведении людей с точки зрения прав и обязанностей, законности и против законности; это правовые теории, правовая идеология. В рамках такого подхода правосознание является идейным выражением объективных общественных отношений, отражающих в свою очередь доминирующие в обществе экономические и социальные отношения.

Правосознание содержит оценочные суждения о праве. В связи с этим область правового сознания – элемент культуры, то есть факт, что относится к категории ценности. Независимо от того, насколько реальное право справедливо или не справедливо, его смысл и назначение состоят в том, чтобы быть справедливым, – право же (и правосознание) должны вобрать в себя и реализовать идею права. Идея права включает в себя формообразующие принципы и оценки политико-правовой реальности. Эти элементы идеи права образуют содержание правового сознания, изучать которые необходимо и как ценностные суждения (оценки деятельности) и как факты данного бытия (явления государства и права). По мнению А.А. Штанько, ощутимую роль правосознание играет на стадии реализации права, в процессе воплощения в жизнь юридических прав и обязанностей. Правосознание – это не только отражение в индивидуальном сознании духа и характера уже существующих в обществе законов, оно активно и творчески корректирует и критикует действующие законы (и институты) с позиций индивидуальной справедливости, которая приобрела глубокий жизненный смысл и значение для достаточно большой массы людей. Согласно утверждению А. Ильина, мы постоянно нуждаемся в правосознании и пользуемся им; правосознание является творческим источником права, живым органом правопорядка и политической жизни. Каждый закон, каждый указ – возникает в правосознании. Каждый закон, который возник в правосознания власть имущих, обращается к правосознанию большинства подчиненных им людей, чтобы сформулировать им правовые веления, тем самым пробуждая в них желание действовать лучше, справедливее, осторожнее... Это происходит во всех сферах права. Это, по мнению мыслителя, означает, что именно в правосознании (а не в воле и не в силе) рождается любой закон (хороший или плохой, зрелый или незрелый). В то же время указывается, что важным признаком любого закона является то, что он направлен не только на действия человека (которого можно заставить поступать, так или иначе), но и на ее правосознание. То есть, издавая закон, государство стремится убедить правосознание каждого отдельного человека, что следование указанному закона будет способствовать лучшему, более справедливому и более совершенному общественному существованию. Поэтому, несмотря на то, что формально человек может и не принимать участия в принятии того или иного закона, он, тем не менее, всегда участвует в его реализации (ведь каждый индивид решает, соблюдать ему закон или нет и если соблюдать – то как именно?). Это означает, что правосознание является условием действенности закона, когда вследствии несовпадения представления о праве тех, кто принимает закон, и тех, кто его выполняет, закон превращается из внешней принудительной силы в свободное внутреннее убеждение. Кстати, именно благодаря этому своему свойству правосознание делает возможным адекватное применение закона в каждом конкретном случае. Действительно, каким бы четким не был закон и какими совершенными в логико-юридическом плане не были бы его нормы, он никогда, как отметил И. Ильин, не сможет дать четкие и однозначные указания, как действовать человеку в каждом конкретном случае (в этом плане всеобщность закона всегда будет проигрывать разнообразию общественной жизни и тех случаев, в которых он должен применяться). Это может вызвать ситуацию «summum jus summa injuria», когда неукоснительное следование закону порождает наивысшую несправедливость. Механизмом, который позволяет избегать возникновения подобных ситуаций, как раз и есть творческая правосознание, которая существует между общей формулой юридической нормы и отдельным индивидом и трансформирует общие требования права и закона в конкретные действия в той или иной ситуации.

Правосознание существует «до», «после» и «параллельно» с ним и выступает, во-первых, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, во-вторых, одним из обязательных механизмов (инструментов) реализации, воплощения в жизнь, в-третьих, средством оценки соответствия поведения (деятельности) нормам права. Выступая в качестве непосредственного источника права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает влияние на сам процесс и результаты правотворчества. Правовые нормы, в свою очередь, оказывают влияние на развитие правосознания граждан, формирование надлежащих представлений о правовых принципах и нормах, правоотношениях и ответственности. Определенным образом, истоки правосознания появляются в духовном измерении человека до появления права, когда еще не существовало ни представления о праве, нет его трактовки.
Следовательно, в отличие от других форм общественного сознания, правосознание имеет свой особый предмет отражения и объект воздействия – право как систему юридических норм, правоотношения, законодательство, правовое поведение, правовую систему в целом. Правосознание не только отражает в правовых категориях, концепциях, теориях, чувствах, взглядах людей правовую действительность, но и направляет субъекты права на определенные изменения в правовой среде, прогнозирует и моделирует их. Существует определенное взаимодействие правосознания и права. Взаимосвязь правового сознания и права имеет достаточно сложный характер. С одной стороны, правосознание предшествует праву, поскольку последнее является выражением воли общества или определенной его части, то есть выражает взгляды и установки общества или определенной его части, то есть их правосознание. С другой стороны, правовая система, которая сложилась в обществе, выступает одним из важнейших факторов, влияющих на правосознание. И, наконец, функционирование права, его применение и соблюдение зависят от уровня правового сознания.



Существенное влияние на правосознание оказывают другие формы общественного сознания, прежде всего политическое сознание и мораль, а также общественная психология, исторические традиции, образ и уклад жизни.

В современной юридической науке существует деление правосознания на институциональное и не институциональное (в зависимости от официальности или неофициальности нормативных основ его организации и наличия или отсутствия профессиональной компетенции применения последних). В приведенных определениях форм правосознания прослеживается их расширения до масштабов более общего понятия правовой культуры.

Правосознание – сложное социальное образование. Согласно субъектов правовое сознание подразделяется на : индивидуальное, групповое и общественное. По характеру деятельности носителей правосознание делится на: 1) профессионально-юридическое (практически-юридическое и научно-юридическое); 2) профессионально-неюридическое; 3) непрофессиональное или обыденное.
В «горизонтальной» структуре правосознания, как правило, отличают «теоретическое» (научное), «профессиональное» (профессионально-юридическое) и «обыденное» (повседневно-практическое). К теоретическому правосознанию относят правовые теории, систематизированные и научно обоснованные идеи, правовые установки, парадигмы и прочее. «Профессиональной» называют «одну из коллективных форм правосознания, носителями которой являются юристы и которая представляет собой систему правовых взглядов, знаний, чувств, ценностных ориентаций, других структурных образований...»; то есть это – «правосознание специальной группы людей, профессионально занимающихся юридической деятельностью, которая формируется в результате специальной образовательной подготовки и практической деятельности и характеризуется единством социальных задач, форм и методов профессиональной деятельности». И, наконец, «обыденное правосознание включает в себя представления, чувства и волеизъявления массы людей, их субъективное отношение к действующему праву, знания о существующих законах и их оценку, убеждения в правомерности или неправомерности судебных действий, в справедливости или не справедливости самих законов; эта сфера создает массовое общественное мнение вокруг действующего права, поддерживая его или требуя его замены».

С точки зрения глубины отражения правовой деятельности выделяют три уровня правосознания : обыденное (эмпирическое), научное (теоретическое) и профессиональное.

Обыденное правосознание формируется стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению. Теоретическое (научное) правосознание, в отличие от обыденного, формируется на основе глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Именно научное правосознание должно быть непосредственным источником правотворчества, служить совершенствованию юридической практики и тому подобное.
Профессиональное правосознание – это правовое сознание юристов. В зависимости от предмета отражения в правосознании юриста образуются сферы, соответствующие разным отраслям правовых отношений (например, хозяйственным, коммерческим, гражданско-правовым, уголовно-правовым, уголовно-процессуальным и т.д.). Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии и правовой психологии, в системе присущих данной профессиональной группе правовых знаний, установок, ценностных ориентаций и тому подобное. Юристы традиционно входят в перечень представителей идеологической специальности. Основная цель науки – выделить конкретные особенности правосознания юристов, прежде всего те, которые позволяют быть высококвалифицированным специалистом, строго и неуклонно соблюдать законность.

К профессиональному правосознанию относится и правосознание юристов, которое характеризуется тем, что непосредственно связано с умениями и навыками практического познания и применения правовых норм. Правосознание юристов влияет на функционирование государственных институтов, органов местного самоуправления, темпы становления гражданского общества, реализацию принципов основ конституционного строя и прежде всего верховенства права.

Также следует выделить национальное правосознание, благодаря которому возможным является создание такой модели идеологической доктрины, которая способна всецело обеспечить национальные интересы государства.

В структуре правосознания выделяют три блока: правовые знания, правовые оценки и правовые установки. Субъект правосознания приобретает правовые знания в процессе осмысления различных правовых явлений, включая сведения о конкретных нормах права, назначение правового регулирования, роль тех или иных правоприменительных и правоохранительных органов государства и тому подобное. Вместе с тем, наличие определенного объема правовых знаний еще не определяет уровень правосознания, который определяется также пониманием сущности права, правовых норм, других правовых явлений, их требований, целей и назначения.
Необходимость и объем правовых знаний, обусловленных включенностью субъекта в систему правовых отношений. Приобретение, усвоение правовых знаний осуществляется посредством социального и правового опыта человека. Сквозь призму собственного правового опыта субъект воспринимает новые правовые явления, что обусловливает наличие определенного оценочного отношения, которое отображается в значимости, ценности, как полученных знаний, так и правовой действительности, с точки зрения лица. Роль правовых оценочных представлений заключается в том, что лицо не просто совершает действия, предусмотренные определенными юридическими нормами, а осмысливает свое поведение с точки зрения его законности, соответствия требованиям закона. Правовые установки – это определенные психологические комплексы, которые характеризуют правосознание личности, влияя как на правовое поведение, так и на формирование представлений, оценки правовых явлений. То есть, правовые установки влияют как на регулятивную, так и на познавательную и оценочную функции правосознания.