Лицом в римском праве назывался. Основания возникновения обязательств

Современное различие лиц физических (т. е. людей) и юридических (т. е. различного рода организаций, наделенных правоспособностью) в Риме разработано не было, хотя и было известно на практике.

Тому, что теперь называется правоспособностью, в Риме соответствовал термин caput. Полная правоспособность слагалась из трех основных элементов или состояний (status) (рис. 31):

  1. status libertatis — состояние свободы;
  2. status civitatis — состояние гражданства ;
  3. status familiae — семейное состояние.

С точки зрения status libertatis различались свободные и рабы; с точки зрения status civitatis — римские граждане и другие свободные лица (латины, перегрины); с точки зрения status familiae — самостоятельные (sui juris) отцы семейств (patres familias) и подвластные какого-либо pater familias (лица alieni juris, “чужого права”). Таким образом, полная правоспособность предполагала свободное состояние, римское гражданство и самостоятельное положение в семье .

Изменение в каком-либо из статусов носило название capitis deminutio. Изменение в status libertatis называлось capitis deminutio maxima (наивысшее, наиболее существенное); изменение в status civitatis называлось capitis deminuto media (среднее); изменение в capitis familiae обозначалось capitis deminutio minima (наименьшее) (рис. 32).

Обладание тем или иным статусом могло быть предметом спора. На этой почве появились специальные средства защиты правоспособности — так называемые статутные иски (например, иск о признании лица вольноотпущенником, предъявляемый против того, кто задерживает этого человека как раба, и т. п.).

Правовое положение римских граждан

Правоспособность римского гражданства в области частного права слагалась из двух основных элементов: jus conubii, т. е. права вступать в законный брак, при котором дети получали права римского гражданства, а отцу принадлежала власть над детьми, и jus commercii — по определению Ульпиана, emendi vendendique invicem jus, т. е. право торговать, совершать сделки , а следовательно, приобретать и отчуждать имущество.

Существенное значение имело деление римских граждан на свободнорожденных и вольноотпущенников (libertini); последние находились в зависимости от своих патронов (т. е. отпустивших их на свободу).

В 212 г. эдиктом Императора Каракаллы было провозглашено равенство всех свободных в правоспособности. В действительности полного уравнения не произошло. В частности, неравенство было связано с образованием в период империи сословий, которое сопровождалось прикреплением к профессиям.

Различались следующие сословия: сенаторы, всадники, военное сословие, городские декурионы, или куриалы, торговцы, ремесленники, крестьяне.

Сословные и иные социальные различия особенно ярко проявлялись в области налогообложения и вообще в публичном праве; но они сказывались и в области частного права: например не допускался брак между сенатором и вольноотпущенницей и т. п.

В современном праве различают правоспособность и дееспособность (т. е. способность совершать действия с соответствующими юридическими последствиями). Римское право не знало подобных категорий, однако в Риме не за каждым лицом признавалась способность совершать действия с юридическими последствиями.

Телесные недостатки имели значение только для определенного действия: например, договор стипуляции совершался в форме устного вопроса и ответа, и поэтому его не могли совершать ни немые, ни глухие.

Ограничивались в дееспособности также расточители, т. е. лица слабовольные, не способные соблюдать необходимую меру в расходовании имущества и потому так расточающие его, что создавалась угроза полного разорения. Расточителю назначали попечителя, после чего расточитель мог самостоятельно совершать только такие сделки, которые были направлены лишь на приобретение; кроме того, расточитель признавался ответственным за деликты (правонарушения). Сделки, связанные с уменьшением имущества или установлением обязательства , расточитель мог совершить только с согласия попечителя. Составлять завещание расточитель не мог.

Существовали серьезные ограничения правоспособности и дееспособности женщин. В силу “неразумности пола” они всегда находились под опекой домовладыки, мужа, ближайшего родственника.

На правовом положении римского гражданина сказывалось умаление чести. Одной из самых серьезных форм умаления чести была infamia, бесчестье. Infamia наступала:

а) как следствие осуждения за уголовное преступление или за особо порочащее частное правонарушение, в результате признания вины по искам из таких отношений, где предполагалась особая честность (например, из договора поручения , товарищества, хранения), из отношений по поводу опеки и т. п.;
б) непосредственно в силу нарушения некоторых правовых норм , касающихся брака (считалась infamis вдова, вступившая в новый брак до истечения года после смерти первого мужа), или ввиду занятий позорной профессией (например, сводничеством и т. п.).

В классическом праве ограничения, связанные с infamia, были довольно значительны. Personae infames не могли представлять других в процессе, а также назначать себе процессуального представителя; таким лицам не разрешалось вступать в законный брак с лицом свободнорожденным, они были ограничены в области наследственного права .

От personae infames отличались personae turpes — это лица, которые признавались общественным мнением бесчестными по общему характеру своего поведения. Наиболее существенным ограничением personae turpes было ограничение в области наследования.

Имела немаловажное значение и такая форма бесчестья, как intestabilitas. Еще в Законах XII Таблиц было постановлено, что лицо, участвовавшее в сделке в качестве свидетеля и отказавшееся потом дать на суде показания по поводу этой сделки, признается intestabilis, т. е. неспособным так или иначе участвовать (ни в качестве стороны, ни в качестве свидетеля) в совершении сделок, требующих участия свидетелей (например, не вправе составлять завещание).

Правовое положение латинов и перегринов

Латинами первоначально назывались жители Лациума, получившие латинское гражданство до середины III в. до н. э. (это latini veteres, древние латины). Затем так же стали называть членов колоний, образованных Латинским союзом, и колоний, устроенных Римом на завоеванных территориях (latini coloniarii). После союзнической войны (90-89 гг. до н. э.) за предоставление прав гражданства jus latini — право латинского гражданства — стали понимать как технический термин, обозначавший определенную категорию правоспособности. Такая привилегия предоставлялась (“жаловалась”) отдельным лицам и целым областям.

Правовое положение latini veteres не отличалось (в области имущественного права) от положения римских граждан ; jus conubii они имели только в тех случаях, когда это право было специально предоставлено. С 268 г. до н. э. права латинского гражданства в этом виде уже не предоставлялись.

Latini coloniarii не имели jus conubii; но jus commercii, а также способность вести гражданский процесс (jus legisactionis) эта категория латинов в большинстве случаев имела; а вот составлять завещание latini coloniarii не имели права.

Латинам была открыта возможность легко приобретать права римского гражданства. Первоначально для этого было достаточно переселиться в Рим. Но так как подобные переселения сильно сокращали население латинских городов, то с начала II в. до н. э. было установлено требование, чтобы при такого рода переселении латин оставлял в родном городе мужское потомство. После союзнической войны в I в. до н. э. все латины, жившие в Италии, получили права римского гражданства.

Latini coloniarii получали права римского гражданства различными способами; в частности, римское гражданство получали латины, исполнявшие обязанности декуриона (члена муниципального сената).

Перегринами назывались чужеземцы как не состоявшие в подданстве Рима, так и римские подданные, не получившие ни римской, ни латинской правоспособности. Такие “чужаки” в древнейшую эпоху считались бесправными. С развитием экономических отношений их статус изменился и перегрины были признаны правоспособными в соответствии с jus gentium.

Положение рабов

Социальное положение рабов было неодинаковым на разных этапах римской истории . В древнейшую эпоху рабы в каждой отдельной семье были немногочисленны; они жили и работали совместно со своим хозяином и его подвластными и по бытовым условиям не очень резко отличались от них. По мере завоеваний число рабов значительно увеличилось и рабство стало основой всего производства. Их селили отдельно от господ, поскольку не только исчезла патриархальность отношений, но осуществлялась максимальная эксплуатация рабов. Они делали тяжелую физическую работу и содержались в плохих условиях.

Правовое положение рабов определялось тем, что раб не был субъектом права ; он — одна из наиболее необходимых в хозяйстве вещей , так называемых res mancipi, наряду со скотом, или приложение к земле.

Управлять имуществом невозможно без совершения различных сделок (купли-продажи, найма и др.). Поэтому, не признавая раба правоспособным лицом, признали, однако, юридическую силу за совершаемыми им сделками, но в таких пределах, какие соответствовали положению пекулия как формы эксплуатации. Именно рабы, имеющие пекулий, признавались способными обязываться, но приобретать для себя права не могли; все их приобретения автоматически поступали в имущество господина. Впрочем, раб мог приобрести право требования, но без права на иск, “натурально”. Реализация такого права была возможна только в случае отпущения раба на свободу: si manumisso solvam, liberor, т. е., если я уплачу рабу после его освобождения, это законный платеж.

Таким образом, предоставление рабу пекулия и признание в известной мере юридической силы за действиями раба позволяли рабовладельцу использовать раба не только для выполнения различных физических работ, но и для совершения посредством его юридических действий, а это было важно для рабовладельцев по мере развития рабовладельческого способа производства и роста товарно-денежных отношений.

Разумеется, такое примитивное построение — по сделкам раба права приобретаются господином, а обязанности ложатся на раба (с которого ввиду его неправоспособности получить нельзя) — не могло сохраниться с развитием торговли и с усложнением хозяйственного оборота. Интерес рабовладельцев требовал, чтобы третьи лица, с которыми вступал в деловые отношения раб, могли рассчитывать на возможность осуществления своих прав по сделкам с рабами. Поэтому претор ввел ряд исков, которые давались как дополнительные (к не подлежащему иску обязательству самого раба) против рабовладельца.

Факты выделения имущества в самостоятельное управление раба стали с развитием деловой активности расценивать как согласие домовладыки нести в пределах пекулия ответственность по обязательствам, которые принимались рабом в связи с пекулием. Таким образом, если сделка совершена рабом на почве управления выделенным ему пекулием, рабовладелец отвечал перед контрагентом раба actio de peculio, в пределах пекулия (если раб, имея пекулий в размере 500 сестерциев, купил что-то на 700, к его господину продавец мог предъявить иск только в размере 500). Если господин получил по сделке раба увеличение имущества, так называемое обогащение, в большей сумме, то он отвечал в пределах обогащения (но уже по другому иску: actio de in rem verso, буквально — иск о поступившем в имущество).

Если господин назначил раба приказчиком (institor) в своем торговом предприятии или вообще приставил его к такому делу, с которым неизбежно связано совершение сделок, рабовладелец отвечал по сделкам, относящимся, согласно общепринятым взглядам, к кругу деятельности такого приказчика. Например, если раб-приказчик закупил товар для предприятия и не расплатился за него, господин нес ответственность по actio institoria в размере стоимости товара; но если раб по просьбе покупателя принял от него вещи на хранение, господин по этой сделке, как не относящейся к сфере полномочий приказчика, не отвечал (если раб был поставлен шкипером на корабле, иск назывался actio exercitoria).

Наконец, если господин просто уполномочил раба на совершение той или иной сделки (т. е. дал распоряжение, jussu), контрагент раба получал против господина actio quod jussu. Если раб совершит правонарушение (например, уничтожит или повредит чужие вещи), к рабовладельцу потерпевший мог предъявить actio noxalis (noxa — вред). В этом случае рабовладелец был обязан или возместить причиненный ущерб, или выдать виновного раба потерпевшему для отработки стоимости ущерба.

Правовое положение вольноотпущенников

Юстиниане эти различия были сглажены: если манумиссия выполнена в соответствии с законом , вольноотпущенник становился римским гражданином.

Однако, даже приобретая римское гражданство, вольноотпущенник (или либертин) по своему правовому положению не совсем приравнивался к свободнорожденному (ingenuus).

В области частного права существовали, во-первых, некоторые специальные ограничения правоспособности вольноотпущенника; например, до правления Августа вольноотпущеннику запрещалось вступать в брак с лицом свободнорожденным; запрещение брака вольноотпущенника с лицом сенаторского звания сохранялось вплоть до Юстиниана. Во-вторых, либертин находился в зависимости от своего бывшего господина — патрона.

Так, патрон имел право:

а) на obsequim, почтительность либертина в отношении патрона; это выражалось в том, что вольноотпущенник не мог вызвать патрона на суд и, следовательно, был беззащитен против произвола патрона;
б) на ореrае, выполнение услуг для патрона (по существу, моральная обязанность, но она обыкновенно подкреплялась договором и превращалась в юридическую). Обязанность либертина выполнять орегае приводила к такой эксплуатации, что претор был вынужден все-таки выступать с некоторыми ограничительными мерами;
в) на bona, т. е. патрону в известной мере принадлежало право на наследование после вольноотпущенника, а также право на алименты со стороны вольноотпущенника. Такие права могли принадлежать не только самому патрону, но и его детям и родителям .

Правовое положение колонов

Колонами в классическую эпоху называли арендаторов земли, формально свободных, хотя экономически зависимых от землевладельцев. Распространение мелкой земельной аренды было вызвано экономическим кризисом в империи. С прекращением завоевательных войн , дававших Риму огромные массы рабов, приток рабской силы сократился, а невыносимые условия, в которых содержались рабы, приводили к тому, что их смертность значительно превышала рождаемость. Рабской силы просто не хватало для обработки земли. Процветавшие в последние годы республики плантаторские хозяйства (латифундии) с рабским трудом перестали быть выгодными; римские землевладельцы стали предпочитать сдавать землю в аренду мелкими участками, нередко даже не за денежное вознаграждение, а за известную долю урожая (арендаторы-дольщики, coloni partiarii) и с возложением на арендатора также обязанности обрабатывать и землю собственника (“барщина”). Мелкие арендаторы из-за слабости своих хозяйств в большинстве случаев были вынуждены прибегать к займам у своих хозяев и оказывались в долговой зависимости от них. В период домината положение колонов осложнилось еще в связи с налоговой политикой императоров. Колоны были обложены натуральной податью, причем в налоговых документах они приписывались к соответствующим земельным участкам.

Эти обстоятельства приводили к тому, что, с одной стороны, землевладелец зорко следил за тем, чтобы его неоплатный должник-арендатор не уходил с участка, а с другой стороны, и государство было озабочено тем, чтобы земли не оставались без обработки и чтобы налоги с земли и подати с самого колона поступали исправно. На этой почве фактическое бесправие колонов стало превращаться в юридическое путем издания соответствующих постановлений. В IV в. н. э. закон запретил свободным арендаторам оставлять арендуемые участки, а землевладельцам было запрещено отчуждать свои земли отдельно от колонов, арендующих их. В результате колоны из свободных (хотя бы формально юридически) людей превращаются в крепостных, в “рабов земли”. Колонат в этом смысле был зародышем феодализма.

На положение крепостных переводились иногда покоренные народы. В некоторых провинциях (например, в Египте) подобного рода отношения были известны еще до завоевания их Римом. В колонат перерастало иногда также и пользование пекулием со стороны рабов, которые прикреплялись в этих случаях к земельным участкам. Последнее обстоятельство стирало различия между рабом и крепостным колоном. Колон становится лицом хотя и свободным, но очень близким по социальному и юридическому положению к рабу. Он связан с землей, которую сам по своей воле не может оставить и от которой не может быть оторван против своей воли. Колон имел право вступить в брак, иметь собственное имущество. Но он прикреплен к земле, притом не только лично: дети его также становятся колонами. Подобно рабам, колоны могли в отдельных случаях отпускаться на свободу, но это освобождение означало для них и “освобождение” от земельного участка, с которого они кормились.

Юридические лица

Римские юристы не разработали понятия юридического лица как особого субъекта, противопоставляемого лицу физическому.

Вместе с тем римские юристы стали обращать внимание на то, что в некоторых случаях имущество не принадлежит отдельным гражданам , а закрепляется за каким-то объединением в целом и отдельные его члены оказываются в отношении имущественных прав обособленными. Так, римский юрист Марциан отмечает, что театры, ристалища и т. п. имущество принадлежит самой общине как некоторому целому, а не отдельным ее членам, и если община имеет раба, то это не значит, что отдельные граждане (члены городской общины) имеют какую-то долю права на этого раба. Другой юрист — Алфен — приводил следующее сравнение. Время от времени на корабле приходится сменять то одну часть, то другую, и может наступить момент, когда все составные части корабля сменятся, а корабль будет все тот же. Так, утверждал Алфен, и в легионе одни выбывают, другие вновь вступают, а легион остается все тем же. Наконец, Ульпиан говорил, что в корпоративном объединении (universitas) не имеет значения для функционирования объединения, остаются ли в нем все время одни и те же члены, или только часть прежних, или все заменены новыми; долги объединения не являются долгами отдельных его членов, и права объединения ни в какой мере не принадлежат отдельным его членам.

Таким образом, римские юристы отмечали, что в некоторых случаях права и обязанности принадлежат не простым группам физических лиц (как это имеет место при договоре товарищества), а целой организации, имеющей самостоятельное существование, независимо от составляющих ее физических лиц. Это последнее положение наглядно выражается при сравнении universitas или collegium (корпорации) с товариществом (societas). Смерть одного из участников товарищества влечет прекращение товарищества; если даже оставшиеся товарищи будут продолжать то дело, для которого образовалось товарищество, это рассматривается юридически как молчаливое заключение нового товарищеского договора в ином составе. Напротив, смерть одного из членов universitas никакого влияния на существование universitas не оказывает (разве лишь убыль членов будет так велика, что не окажется необходимого по закону минимального числа членов). Равным образом вступление новых членов в universitas нисколько не изменяет этого объединения, тогда как присоединение к членам товарищества нового лица означает образование нового товарищества.

Существует еще одно различие: в товариществе у каждого из членов есть определенная доля в имуществе, которая при его выбытии выделяется ему; напротив, в universitas все имущество принадлежит самому объединению, и потому выбывающий член не имеет права требовать выделения какой-либо доли этого имущества.

Название “юридическое лицо” римскому праву не было известно; в латинском языке даже не было специального термина для обозначения такого учреждения. Но римскими юристами была разработана сущность этого явления. Они ограничиваются лишь признанием факта принадлежности прав различным организациям. Они сравнивали эти организации с человеком, с лицом физическим, и говорили, что организация действует perso nae vice (вместо лица, в качестве лица), privatorum loco (вместо отдельных лиц, на положении отдельных лиц).

Отдельные примеры такого рода субъектов, встречающиеся в источниках: казна (республиканская — aerarium, императорская — fiscus), муниципии, различные союзы лиц одной профессии (булочников, мясников, ремесленников и т. д.), decuriae apparitorum (союз низших государственных служащих), благотворительные учреждения и др.

По Законам XII Таблиц допускалась почти полная свобода образования коллегий, ассоциаций и т. п. Члены подобного рода объединений были вольны принять для своей деятельности любое положение (устав), лишь бы в нем не было ничего нарушающего публичные законы. Этот порядок свободной организации коллегий, заимствованный, по словам Гая, из законодательства Солона, т. е. из греческого права, просуществовал до конца республики . С переходом к монархии свободное образование коллегий стало возбуждать подозрение со стороны принцепсов и оказалось политически неприемлемым. Еще Юлий

Цезарь, воспользовавшись в качестве повода некоторыми злоупотреблениями, имевшими место на почве свободного образования коллегий, распустил все корпорации, кроме возникших в древнейшую эпоху. После этого Август издал специальный закон, по которому ни одна корпорация (кроме религиозных и некоторых привилегированных, например похоронных товариществ) не могла возникнуть (с юридическим ее признанием) без предварительного разрешения Сената и санкции императора (так называемая разрешительная система).

Прекращалось юридическое лицо с достижением цели его деятельности, распадением личного состава (классические юристы признавали в качестве минимального числа членов трех человек), а также если деятельность организации принимала противозаконный характер.

Правоспособность юридических лиц в римском праве отличалась по сравнению с современным ее пониманием. Например, юридическое лицо признавалось способным иметь права патроната, носившие почти семейный характер, и не считалось (за некоторыми исключениями) способным получать имущество по наследству и т. п.

Дела юридического лица вели избиравшиеся для этой цели (на основании устава) физические лица (по современной терминологии — органы юридического лица), например в благотворительных учреждениях — oeconomus, в городских общинах — actor и т. д.

ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА . "Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам (personas), или к вещам (res), или к судебным действиям (actiones)" (Гай. Д.1.5.1). Сначала поговорим о лицах. "Недостаточно знать право, если игнорируются лица, ради которых оно установлено" (Юстиниан. Институции. 1.2.12).

ПРАВОСПОСОБНОСТЬ. Субъект гражданского права - лицо (persona) - наделялся в Риме правоспособностью (caput), содержание которой составляла способность лица иметь права и обязанности. Субъектами права могли быть как физиче-ские лица, так и юридические лица (цех, корпорация).

Для физического лица быть правоспособным значило обладание тремя статусами: свободы (status libertatis), гражданства (status civitatis) и семейным статусом (status familiae). Лишь свободный, римский гражданин, свободный от власти домовладыки, обладал полным объемом прав и обязанно-стей в сфере имущественных и обязательственных отношений (jus commercii). Только при наличии всех трех статусов возникала полная правоспособность. Утрата одного из них влекла за собой прекращение правоспособности либо изменение ее содержания. Правоспособность отдельных категорий населения римского общества схематично представлена на рис.1.

Как было отмечено, полную правоспособность римляне обозначали словом caput. Здесь они различали частноправовые и публично-правовые полномочия субъекта права.

Правоспособность римского гражданина в сфере частноправовых отношений складывалась из двух элементов (см. рис. 2):

jus conubii - право вступать в римский (квиритский) брак, т.е. брак, который сопровождался особыми юридическими последствиями (например, отцовская власть над детьми, право детей на наследство и т.д.);

jus commercii - право быть субъектом имущественных отношений (т.е. приобретать собственность, обращаться в суд для защиты своих имущественных интересов и др.).

Правоспособность субъекта в сфере публично-правовых отношений складывалась также из двух элементов:

jus suffragii - право голоса в народном собрании;

jus honorum - право выступать кандидатом на магистратские должности, или, выражаясь современным языком, право замещения государственных должностей.

Свободные (liberi) . Правоспособность физических лиц приобреталась путем рождения от римских граждан, состоявших в “правильном” браке, а также усыновле-нием, освобождением из рабского состояния, предоставлением римского гражданства особыми актами государства отдельным лицам, общинам, на-селению той или иной провинции. Правоспособность возникала в момент рождения и прекращалась смертью. Правда, субъектом права признавался и зачатый, но еще не родившийся ребенок (postum).

Лицо, захваченное в плен, утрачивало правоспособность , а над его имуществом устанавливалась опека. Если, однако, плененный возвращался в Рим, то он считался римским гражданином, как бы и не находившимся в плену. В древнейший период римской истории неоплатный должник, де-зертир или вор лишались гражданства при продаже их в рабство. Позже такое правило перестало действовать, но в рабство стали обращать и ли-шать гражданства за некоторые тяжкие преступления. Приговоренный к смерти утрачивал права гражданства.

Наряду с утратой правоспособности римскому праву было известно и ограничение правоспособности (capitis deminutio) . Так, лицо, участвовавшее в заключении сделки с обрядом манципации (весовщик, свидетели) и отказавшееся подтвердить заключение сделки, лишалось права быть свидетелем при за-ключении сделок; лица с сомнительной репутацией за безнравственное по-ведение лишались, например, права быть опекуном и т.д.

Римляне различали три вида ограничения правоспособности: capitis deminutio maxima - максимальное, когда римлянин лишался свободы (status libertatis); capitis deminutio media - среднее, когда римлянин лишался права римского гражданства (status civitatis); capitis deminutio minima - минимальное ограничение правоспособности, когда римлянин лишался своего семейного положения (status familiae) или менял его со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Кроме capitis deminutio, правоспособность ограничивалась вследствие умаления гражданской чести, известного римскому праву еще со времен XII таблиц.

Римские магистраты, в частности цензоры, были компетентны не допускать лиц с сомнительной репутацией к исполнению должностных функций, преторы - к участию в суде. Постепенно выработался и укрепился институт преторской infamia (бесчестие). Infamia наступала в силу определенных обстоятельств (удаление из легионов за безнравственное поведение, двойное обручение и т.п.).

В результате infamia лицо лишалось права быть представителем в суде, опекуном, избираться на общественные должности. Помимо того, преторским эдиктом ограничивалась правоспособность носителей некоторых профессий и безнравственных промыслов: актеров, сводников, проституток, т.е. лиц, "покрытых позором" (turpitudo). Они, в частности, ущемлялись в наследственных правах.

ДЕЕСПОСОБНОСТЬ. Римскому праву знакома и дееспособность - признаваемая государ-ством способность лица самостоятельно (своими действиями) осуществлять принадлежащие ему права и обязанности. Общее понятие дееспособности не было сформули-ровано римскими юристами, но нормы, составляющие ее содержание, были хорошо известны.

Так, дети до семи лет были лишены дееспособности; с 7 до 14 лет мальчики и до 12 лет девочки обладали ограниченной дееспособностью (могли приобретать имущество). Полное совершеннолетие и дееспособ-ность в полном объеме в классическом праве наступали по достижении 25-летнего возраста. Однако императорским распоряжением граница совер-шеннолетия могла быть снижена до 20 лет юноше и до 18 лет девушке.

Ограничивались в дееспособности и отстранялись от распоряжения имуществом расточители, душевнобольные, лица, действия которых при-знавались бесчестными. В право - и дееспособности ограничивались жен-щины. Правда, уже в период республики они получили возможность само-стоятельно совершать юридические акты, но не могли "в силу присущего им легкомыслия" (так считалось) быть представителями в суде, завещать, пе-редавать вещи в залог и т.д.

ОТДЕЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ. К ним относились: свободные, а по-тому полноправные римские граждане (о них мы вели речь выше), ла-тины, перегрины, рабы, вольноотпущенные, колоны. Схематично физические лица - субъекты гражданского права (исключая рабов) - представлены на рис. 3.

Латины (latini) . Эта часть населения проживала на территории Италии, а затем и вне ее, в римских провинциях, колониях. Древние латины - это жители Лациума, которые получили латинское гражданство до середины III века до н.э. Правовое положение ла-тина приобреталось: в силу рождения; актом государственной власти; доб-ровольным переходом римского гражданина в разряд latini в целях приобрете-ния земель, раздаваемых населению колоний. Латины во время нахожде-ния в Риме могли участвовать в народных собраниях, обладали jus commercii, а некото-рые - jus conubii. В имущественной сфере древние латины имели такие же права, что и римские граждане, однако обладали меньшими правами в публично-правовой сфере (не имели права участвовать в народном собрании, занимать выборные должности, составлять народную армию Рима и др.). Как видим, латины были полностью лишены публичных прав и несколько ограничены в имущественных (например, не могли составлять завещаний). Именно это неравноправие между римлянами и латинами вызывало у последних протест, что, в конце концов, привело к Союзнической войне (90-89 гг. до н.э.), после которой все латины получили те же права, что имели римские граждане.

Перегрины (peregrini) . Это иностранные граждане на территории Древнего Рима. Перегринами также считались и римские подданные, которые не обладали ни римской, ни латинской правоспособностью. Первоначально перегрины были совершенно бесправны, так как не имели ни имущественных, ни публичных прав и поэтому не могли защитить свои права в римском суде. Они вступали в те или иные имущественные отношения с римскими гражда-нами, но так как они не пользовались их правами, то и были лишены пра-вовой защиты. Поэтому они искали себе покровителя или защитника - па-трона из числа римских граждан.

В 242 г. до н.э. была учреждена долж-ность претора по делам иностранцев, который разбирал споры между рим-лянами и иностранцами или между иностранцами. На этой почве и выра-боталось так называемое jus gentium (право народов). Перегрин не был рабом, но не был и римским гражданином. Не обладал он, естественно, и политическими правами. Перегрины могли становиться римскими гражданами: в силу за-кона; в награду за услуги, оказанные государству; в силу специального акта государственной власти.

По мере развития торгового оборота перегрины стали пользоваться защитой преторского права, а в 212 г.н.э. император Каракалла даровал им права римского гражданства. С этого года правоспособность римских граждан и перегринов стала одинаковой.

Рабы (servi). Основным источником рабства являлась война. Рабами ста-новились военнопленные, нередко даже члены родственных Риму латин-ских племен. Вторым источником рабства была долговая кабала: рабами становились свободные граждане, ставшие неоплатными должниками. Существовали другие источники рабства: рождение от рабыни, рабство за преступления (уголовное рабство).

В связи с завоевательными войнами III в. до н.э. (Пунические, Маке-донские), рабы исчисляются сотнями и тысячами и проникают во все поры хозяйственной жизни государства. Правовое положение раба давало возможность хозяину иметь беспредельную власть над ним: он мог его не только безжалостно эксплуатировать, но и в любой момент продать (как обычную вещь) и даже убить.

Прекращалось рабство отпущением на свободу ("манумиссия"). Бывший раб (вольноотпущенник) возвращался обратно в рабство, если проявил грубую неблагодарность в отношении лица, отпустившего его на свободу.

Что касается юридического положения рабов, они всегда считались вещами - "servi res sunt" ("рабы суть вещи"). Иными словами, раб рассматривался не как субъект, а как объект права, не признавался лицом, поэтому не мог слу-жить в армии, платить налоги, создавать семью.

Что касается имущественного положения раба, то всякая вещь, на-ходившаяся в его обладании, считалась принадлежащей господину.

Со временем правовой статус раба стал меняться в лучшую сторону: раба нельзя было убить безосновательно (это приравнивалось к убийству чужого раба, а за убийство чужого раба господин отвечал, как за повреждение чужой вещи), его нельзя было отдать в гладиаторы без разрешения магистрата, к старости раб мог получить свободу и т.д.

В конце принципата и, особенно в период домината некоторые рабы стали получать в управление и пользование часть имения рабовладельца (небольшой земельный участок, скот или мастерскую, даже других рабов) под условием уплаты рабом какого-то оброка. Такое имущество называлось пекулием. Но господин мог в любой момент отобрать пекулий. Для того, чтобы уплатить оброк, раб должен был что-то продавать со своего участка. Поэтому римское право начинает признавать за действиями раба известную юридическую силу. Нередко рабы совершали сделки в качестве судоводителей и капитанов. Конечно, выгоды от таких сделок получал господин раба. Убыток ложился на госпо-дина. Стали допускать даже иски рабов к господам (actio de peculio) в пределах стоимо-сти пекулия.

Как видим, рабы получили некоторые имущественные права, в том числе и возможность обязываться по договорам. Это положение является тем более важным, если учесть, что в дальнейшем рабовладелец стал отвечать по обязательствам своего раба. Предприимчивый раб получил возможность накопить себе состояние и выкупить таким образом у хозяина свободу. Однако положение рабов во все времена римской истории было очень тяжелым.

Вольноотпущенники (libertini). Отпущенные на волю рабы именовались libertini - вольноотпущенниками. В древнейший период не существовало каких-либо ограничений в деле освобождения рабов. Но в период поздней республики и ранней империи, когда численность рабов заметно уменьшилась, усилился контроль государства в этой области. Отпущение на волю без со-блюдения строго установленных форм К формам отпущения относились: судебная процедура; занесение раба цензором в списки граждан; по завещанию; объявление в кругу друзей; усаживание раба за стол рядом с господином (per mensam). или с их нарушением считалось не-действительным. А отпущенный на волю раб (вольноотпущенник) нес ряд обязанностей в отношении своего господина. Прежний господин ста-новился патроном, а бывший раб - клиен-том. Обязанности клиента выражались в словах “почтение” и “личные услуги”. На практике это означало запрет на обращение в суд против господина, и, следова-тельно, бывший раб оставался фактически беззащитным против произвола патрона; он обязан был оказывать господину разного рода услуги, в том числе и имущественного характера; патрон имел право на часть наследства вольноотпущенника, а также на получение от него алиментов.

Либертины были ограничены и в сфере публичного права: они не служили в войске, в I веке н.э. они утратили jus suffragii, не имели права быть включаемыми в состав сената.

Колоны (coloni). Колонами римские юристы называли арендаторов и тех, кто получал землю и инвентарь по договору или сидел на земле из поколе-ния в поколение, и тех крупных арендаторов, которые обрабатывали землю с помощью своих рабов или сдавали землю небольшими участками суб-арендаторам.

"Колонат" - сложная проблема периода империи. Вопрос о юридической природе данного института следует решать исходя из социально-экономической обстановки того периода. Постепенно отдельные провинции начинают приобретать экономическую самостоятельность, жить своей собственной жизнью. Экономическое же господство Рима прекращается уже со второй половины I века н.э. К этому времени хозяйство, основанное на рабском труде, начинает себя изживать. Рабство не дает предпосылок для интенсивного труда, ибо раб не заинтересован в результатах своей работы. Поэтому обширные хозяйства (латифундии) дробятся на мелкие участки (парцеллы), на которые и сажают рабов.

Итак, раб становится самостоятельным производителем, а рабство в целом переходит в какую-то новую свою стадию. С другой стороны, и мелкие крестьяне понижаются в своем социально-экономическом уровне. Они также прикрепляются к земле: на этих двух корнях и создается колонат , т.е. такой юридический институт, при котором непосредственный производитель прикрепляется к земле . Колоны считались свободными людьми, а за пользование землей обязаны вносить ее собственнику определенный оброк или подать, выполнять повинности. Ко-лон мог иметь семью, самостоятельно вести хозяйство. Со времени Диок-летиана происходит постепенное прикрепление колонов к земле, и на про-тяжении длительного исторического периода правовое положение колонов приближается к феодально-зависимым крестьянам. Образование сословия колонов - наиболее заметное проявление формирования новых сословных делений в позднеримском обществе.

Законодательство именует колонов "рабами земли". Это значит, что если колон сходит с земли, то землевладелец имеет право вернуть его на землю и даже наказать.

Колонат - состояние наследственное. Дети колона обязаны сидеть на том же участке, на котором сидит отец, и сойти с этого участка они не имеют права.

Тенденция сословной дифференциации распространяется и на дру-гие слои свободного населения. Сословные деления углубляются, “высшие” более резко противопоставляются “низшим”.

В 212 году императором Марком Аврелием Антонином Каракаллой был издан эдикт о предоставлении почти всем свободным жителям права римского гражданства. Благодаря этому эдикту постепенно был осуществлен процесс преобразования огромного конгломерата племен и народностей в более или менее однородное общество. Правовые различия между разными категориями населения сгладились. К началу III века н.э. различия между jus civile (цивильное право) и jus gentium (право народов) окончательно исчезают. Эти две ветви частного права сливаются. Во всяком случае, в период поздней империи вопрос о правоспособности значительно упростился. Различие между гражданами, латинами, перегринами утратило практическое значение. Все население империи отныне делится лишь на граждан и рабов.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА. Наряду с физическими лицами субъектами римского гражданского права становятся и юридические лица В современном праве юридическими лицами признаются предприятия, ор-ганизации, учреждения, способные самостоятельно выступать в обороте, суде и обладающие обособленным от физических лиц имуществом, кото-рым они отвечают по своим обязательствам. (см. рис. 4). Уже в древнейший период в Риме образуются религиозные, профессиональные корпорации. Но они не обладают обособленным от физических лиц иму-ществом и потому их нельзя в полной мере считать юридическими лицами. Позже черты юридического лица приобретает казна императора - фиск (fiscus), постепенно сливающаяся с государственным имуществом. Правда, фиск был юридическим лицом особого рода: на его имущество не распространялись давностные сроки, требования фиска получали предпочтение перед требованиями других кредиторов.

Таким образом, в римском праве под юридическими лицами понимались объединения отдельных хозяев или собственников (физических лиц), которые имели отдельную организацию и располагали определенными имущественными средствами. Их можно именовать корпорациями или союзами : например, союзы с религиозными целями, профессиональные союзы ремесленников (башмачники, пекари, солевары). В период республики число их увеличивается, появляются корпорации низших чиновников, похоронные товарищества и др.

Со временем изменяется и правовое положение различного рода хозяйственных корпораций. Признается нераздельность их имущества. Они становятся самостоятельными субъектами частного права. Также и му-ниципии (городские общины ) получают правоспособность, приближающу-юся к статусу современных юридических лиц. Этот же статус вскоре приобре-ли и частные корпорации. Вслед за ними - учреждения, вначале церковные, затем разнообразные благотворительные - приюты, больницы, воспитательные дома.

Порядок образования корпораций не был одинаков на всем протяжении истории Древнего Рима. По законам XII таблиц в период ранней республики они возникали свободно и не нуждались в предварительном разрешении со стороны органов государственной власти. Важно лишь, чтобы цели корпорации не противоречили нормам публичного права, а для ее создания достаточно было трех человек. В период поздней республики и принципата (по мере постепенной концентрации власти в руках принцепса) корпорации возникали с разрешения сената.

Итак, мы обязаны римлянам не только идеей юридического лица, но и практическим ее воплощением. Римляне также теоретически обосновали и сущность юридического лица:

1) корпорация как единое и нераздельное целое рассматривается как частное лицо;

2) юридическое существование корпорации не прекращается и не нарушается выходом отдельных членов из ее состава;

3) имущество корпорации обособлено от имущества ее членов;

4) корпорация как юридическое лицо вступает в правовые отношения с другими лицами при посредстве уполномоченных ею физических лиц;

5) юридические лица могли быть носителями не только имущественных, но и личных неимущественных прав, например, патронаж над вольноотпущенниками.

После признания христианства государственной религией статус юридического лица получили церковные учреждения (ecclesia), а затем больницы и приюты.

Вместе с тем правовое регулирование и доктринальная разработка института юридического лица в Древнем Риме находились в зачаточном состоянии. Неполнота и непоследовательность конструирования института юридического лица в Древнем Риме объясняются вполне определенными социально-экономическими причинами: в ту историческую эпоху они играли неизмеримо меньшую роль, нежели индивидуальные субъекты, поэтому не им, а индивидуальным субъектам как центральной фигуре древнего общества и было уделено главное внимание в нормах и доктрине частного права.

Однако именно римлянам мы обязаны прообразом юридического лица, а наиболее распространенной формой современного юридического лица является акционерное общество - мощный катализатор цивилизованной экономики. Несомненно, в европейские и российскую правовые системы оно пришло из римского права.

Заключение

В заключении, сравнивая отдельные нормы, касающиеся статуса юридических лиц как субъектов гражданского права, выработанные римским правом, с аналогичными нормами действующего Гражданского кодекса Российской Федерации, выделим те, которые представляют особый интерес в нашем контексте. Это ст. 66-86 главы, посвященной юридическим лицам, в которых рассматривается такой типично римский институт, как товарищество - аналог римскому societas. Статьи 66-67 определяют порядок вкладов товарищей, распределе-ния между ними прибыли, а также долей общего имущества в случае ликвидации това-рищества. Гражданский кодекс РФ различает два вида товариществ: 1) полное товари-щество, когда каждый товарищ отвечает по обязательствам товарищества всем своим имуществом (п. 1 ст. 69), что является близким аналогом римскому societas totorum bonorum; 2) товарищество на вере, в котором наряду с полными товарищами допускают-ся так называемые коммандитисты, отвечающие по обязательствам товарищества лишь в объеме вложенного ими в товарищество вклада (ст. 82). В этом смысле товарищество на вере имеет определенное сходство с римским societas unjus rei.

Основные латинские термины

persona - лицо; persona sui juris - лицо своего права; persone alieni juris - лица чужого права; caput - правоспособность; pater familias - глава семьи, домовладыка; jus conubii - право вступать в римский брак; jus commercii - право быть участником всех сделок; liberi - свободные; servi - рабы; peregrini - перегрины; libertini - вольноотпущенники; coloni - колоны; patria potestas - отцовская власть над детьми, рожденными в браке; capitis deminutio - уменьшение правового состояния; infamia - бесчестье.

Основная литература

*Кудряшов И.В. Римское право: конспект лекций. - М.: Приор-издат, 2004. - 128 с.

*Новицкий И.Б. Римское право: учебник / И. Б. Новицкий; отв. ред. Е.А. Суханов. - 7-е изд., стереотип. - М.: ТЕИС, 2005. - 310 с.

*Омельченко О.А. Римское право: учебник / О. А. Омельченко. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Эксмо, 2005. - 224 с.

*Римское частное право: учебник / под ред. И.Б.Новицкого, И.С. Перетерского. - М.: Юриспруденция, 2005. - 448 с.

*Яровая М.В. Римское частное право: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2004. - 192 с.

Введение

"Все право, - говорили римляне, - относится или к лицам, или к вещам (объектам), или искам". Право, относящееся к лицам, делилось на статусное и семейное право. Субъектами права выступали, прежде всего, физические лица (люди). Однако римское право признавало субъектами права и юридические лица - организационно оформленные коллективы людей.

Правовое положение разных категорий лиц было различно в зависимости от статуса, который имели эти лица в обществе. Римскому праву были известны три статуса: статус свободы, статус гражданства и семейный статус.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что основы права как частного, так и публичного были заложены именно в Римском государстве, а, следовательно, без понимания исторического обоснования формирования этих основ невозможно глубокое понимание права сегодняшнего.

В данной работе были использованы труды, ученых в области изучения римского частного права таких, как Д.В. Дождев, И.Б. Новицкий, М.В. Яровая и другие. В своих работах они определили основы и специфику права лиц, их классификацию в зависимости от статуса и семейного состояния в римском праве.

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения в области римского частного права.

Предметом исследования являются правоспособность лиц Римской империи.

Целью данной работы является изучение классификации лиц римского государства с точки зрения их правоспособности.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Изучить понятие лица и правоспособности в римском праве, рассмотреть соотношение между свободой, гражданством и семейным состоянием;

2. Сопоставить правовое положение латинов, перегринов и рабов;

3. Сравнить лица самовластные и подвластные;

4. Ознакомиться с прообразами юридических лиц в римском праве.

Исходя из поставленной цели и задач, была определена структура контрольной работы. Она состоит из введения, шести разделов, заключения и списка используемой литературы.

Понятие лица и правоспособности в римском праве

Юридическим термином лицо (persona) обозначается тот, кто может иметь права и нести обязанности. Имеющий права и несущий обязанности является субъектом права. Субъект может обладать имуществом, самостоятельно распоряжаться им, совершать юридически значимые действия.

Для того чтобы выступать полноправным субъектом в сфере частного права с подразумеваемой правоспособностью (caput), человек должен был отвечать двойной совокупности условий. Во-первых, он должен быть человеком с позиций естественного права (иметь разумную душу и человеческое тело с отчетливыми признаками пола). Во-вторых, он должен представлять лицо (persona) с позиций гражданского права.

На характеристику человека как лица гражданского права влияли несколько обстоятельств (состояния, статусов):

Его состояние свободы или несвободы;

Состояние гражданства, т.е. принадлежность к римскому гражданству или к гражданству союзнических общин, других народов и т.п.;

Его положение в римской семье.

Отсутствие, какого бы то ни было статуса, не позволяло говорить о человеке как субъекте гражданского права. Полноценным субъектом частного права, предполагалось, могло быть лицо, обладающее всеми тремя статусами, дополнительно подразумевалось, что все эти характеристики относятся к человеку не моложе 25 лет по возрасту, а также к лицу мужскою пола, не подвергшемуся законным запретам и ограничениям по религиозным и другим основаниям.

1. Jus conubii - право вступать в полноценный, признанный законом брак, рождающий для всех членов семьи равные и предусмотренные законами выгоды и последствия;

2. Jus commercii - право участвовать в коммерческом обороте, выступать субъектом вещных и обязательственных нрав, вступать в различные предусмотренные сделки;

3. Testamenti factio - обладание завещательной способностью, т.е. правом распоряжаться своим имуществом и правом получать по завещанию;

4. Legis actio - право подавать законные иски и соответственно пользоваться предусмотренными квиритским правом формами охраны своих интересов.

Все эти совокупности правомочий были настолько важны для римского гражданина, что нередко само состояние гражданства характеризовалось через наличие (или отсутствие) у лица права вступать в законный римский брак, права заключать сделки по требованиям цивильного права и т.д.

Отсутствие однозначного обладания каким-либо из трех важнейших статусов гражданского права могло дать основу для юридического спора. Состояние свободы (несвободы), положение в римской семье (самовластное или подвластное) могли быть установлены с помощью судебного процесса по частным искам.

Безусловным отсутствием полноценной правоспособностью характеризовались несовершеннолетние в гражданско-правовом смысле (даже если в отношении публичного права они были полноправными гражданами).

В Римском праве различались три категории несовершеннолетних:

Все граждане до 7 лет - вполне недееспособные;

Мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет, которые признавались способными самостоятельно совершать такие сделки, которые ведут к одному лишь приобретению для несовершеннолетнего. Для совершения действий, которые могут привести к прекращению права несовершеннолетнего или к установлению его обязанности, требовалось разрешение опекуна.

Мужчины с 14 (для женщин с 12) до 25 лет - являлись лицами дееспособными, однако, если они испрашивал назначения попечителя, они становились ограниченным в своей дееспособности в том смысле, что для действительности совершаемых им сделок, с которыми связано уменьшение имущества, требовалось согласие попечителя.

Особое явление с особыми юридическими последствиями составляло так называемое умаление чести вследствие бесчестья (infamia). Это явление распространялось на римских граждан и фактически ограничивало их правоспособность. Бесчестье могло наступать по основаниям фактическим и по законным.

Фактическое бесчестье вытекало из нравственного осуждения обществом равных морального облика или поведения лица (не пойманный вор, распутник, карточный шулер). В формально-правовом отношении это было как бы превентивное лишение равноправия: такое лицо устранялось из числа возможных свидетелей, от решения общественно нравственных вопросов, возможных опекунов, кандидатов в должностные лица; создавало вполне достаточное основание для лишения данного лица прав наследства.

Законное бесчестье наступало в силу конкретного распоряжения закона или вообще гражданского права. Оно могло быть непосредственным или опосредованным. Непосредственное законное бесчестье следовало в случае причастности к образу жизни или поведению, осужденных законом (проституция, ростовщичество, занятие сценическими искусствами, позорная отставка солдата и т.п.) и не требовало никаких индивидуализированных постановлений. Опосредованное законное бесчестье наступало в качестве индивидуального акта по приговору суда вследствие совершения некоторых уголовных преступлений (как сопутствующее основному наказанию) или вследствие неисполнения ряда частноправовых обязательств, отнесенных к особому типу позорящих, а также обязанностей по опеке.

Результатом бесчестья (вне зависимости от его конкретного вида) была потеря публичных прав - на занятие почетных должностей, на место при играх или религиозных церемониях, а также ряда частных прав, прежде всего, наследования.

Умаление чести могло быть пожизненным или временным. В любом случае восстановление ее могло быть реализовано либо только тем же властным органом, который наложил в свое время бесчестье, либо верховной властью от имени римского народа.

Ограничение прав римского гражданства , не следующее из правового лишения его либо из умаления чести, могло последовать также по обстоятельствам религиозным или по признаку пола. Несоблюдение требований языческой религии в классическую эпоху с необходимостью влекло общественное осуждение с общими для этого правовыми последствиями. В эпоху христианства как господствующей религии состояние римского гражданства подразумевало и обязательное исповедание только христианского вероучения, причем в официально-каноническом, признанном государственной властью виде. Соответственно язычники, еретики и разного рода отступники от канонического христианства, иудеи и т.д. ни в каком случае не могли пользоваться правами римского гражданина. Таким образом, внутренние подразумеваемые требования к обладателю римского гражданства придавали этому институту не чисто правовой, а дополнительно своего рода этнически-элитарный смысл. Ограниченное понимание прав римского гражданина связывалось также с половой квалификацией: женщины обладали правами римских граждан, но содержание этих прав было иным, чем у мужчин.

Субъекты прав выступают в правовом общении как абстрактные лица (persona). Совокупность правовых качеств определяет статус лица, чем выше статус, тем полнее правоспособность- возможность быть субъектом прав и обязанностей. Кроме того, в римском праве уже существовало понятие дееспособности- способности лица совершать юридические действия.

Если по естественному праву все люди были формально равны, то в плане историческом наблюдались ограничения, например, в Риме по отношению к рабам и чужестранцам, полноправными же изначально были только римские граждане, на которых распространялось действие цивильного права.

Лицами или субъектами прав были в Риме как отдельные люди, так и объединения физических лиц. Не все признавались субъектами прав, и правоспособность каждого человека не стала принципом римского права, так как этого не допускал рабовладельческий характер римского государства. Понятие юридического лица только зародилось в Древнем Риме и не приобрело обоснования и развития. Правоспособностьназывалась термином caput , быть правоспособным caput habere. Отдельный человек, чтобы быть правоспособным, должен был обладать следующими признаками:

1-быть свободным, а не рабом (caput libertatis);

2-принадлежать к римским гражданам, а не чужеземцам (caput civitatis);

3-не быть подчиненным власти главы семьи- patria potestas (caput familiae).

Определение или изменение каждого из этих состояний влекло за собой и изменение или прекращение правоспособности. Различалась правоспособность в частном и публичном праве.

Полная правоспособность складывалась из публичной и частной правоспособности при сочетании трех основных статусов:

1.status libertaris – состояние свободы; этот статус отличал рабов и свободных граждан.

* в числе свободных необходимо различать такие категории как лица своего права и лица чужого права, последние были лично свободны, но находились в воле глав семейств;

* Граждане, обладающие личной свободой, но ограниченно правоспособных: колонов, вольноотпущенников и некоторых других.

2. status civitatis – состояние гражданства (быть гражданином Рима); По этому статусу выделялись римские граждане, обладающие гражданскими правами. Среди них выделялись нобили- аристократы- имеющие знатное происхождение и занимающие высшие государственные должности. Эквесторы- свободные граждане незнатного происхождения, которые не были ограничены в пассивном избирательном праве, но все-таки они реже занимали высокие государственные должности.

Плебс- ремесленники, мелкие землевладельцы, торговцы- пользовались ограниченными политическими правами.

Латины- этнически длизкие к римлянам, но их правовой статус был ограничен.



Перегрины- возможность получить римское гражданство ыла для них ограничена.

3.status familiae – семейное состояние – быть свободным от власти домовладыки. По статусу семьи римское гражданство делилось на отцов семейств и подвластных лиц, ограниченно правоспособных.

Правоспособность считалась возникшей в момент рождения, если были удовлетворены соответствующие требования, и прекращалась со смертью человека. Рабы в римском праве были не субъекты, а объекты права.

В древнейшие времена полная правоспособность признавалась только за римскими гражданами - cives romani Quirites. Римские граждане имели следующие права в публичном праве:

Право имени - полное имя римского гражданина состояло из 5 частей: имени, наименования рода или семьи, имени отца в родительном падеже, наименования трибы, в которой голосует, прозвища;

Ношение тоги;

Активное и пассивное избирательное право;

Обязанность платить налоги;

Право обжалования судебного приговора;

Право участвовать в праздниках.

В частном праве они могли совершать следующие действия и имели следующие права:

Право вступать в законный брак и создавать римскую семью;

Право быть субъектом вещных и обязательственных правоотношений;

Право завещать и наследовать имущество.

Свободный чужеземец (латины, перегрины) не имел ни политических прав, ни правоспособности в частной сфере, он в принципе рассматривался как враг, имущество которого могло быть захвачено римским гражданином, а он сам обращен в рабство. Постепенно полное бесправие чужеземцев пришло в противоречие с интересами развивающегося государства, особенно в сфере торговли. Дело охраны имущественных прав чужеземцев служил институт hospitium privatum - римский гражданин становился патроном клиента.

Еще одно отступление – это положение латинов – жителей общин Лациума – вместе с Римом входивших в состав распавшегося в 4 в. до н.э. Латинского союза. Политических прав эта категория не имела, но в сфере частного права наделены как ius conubii , так и ius commercii. В 212 году н.э. римское гражданство было предоставлено всем подданным империи, и категория латинов отпадает.

По мере развития гражданского оборота свободные чужестранцы переходят в положение перегринов, то есть лиц, за которыми признавалась правоспособность, но отличная по содержанию от правоспособности римских граждан. Для разрешения споров был учрежден особый магистрат – претор перегринов - pretor peregrinus. Выработанные им правовые положения, дополненные юристами, постепенно образовали ius gentium- систему частноправовых норм, регулировавших отношения между перегринами, перегринами и римскими гражданами. В начале 3 в.н.э. Каракалла предоставил право римского гражданства всем подданным римского государства.

Еще одной категорией граждан были колоны- свободные арендаторы земли, состоящие с собственником в договорных отношениях. Вначале колоны были лично свободными и могли уйти с арендованной земли, а позже колоны были юридически прикреплены к земле императорским эдиктом Константина – государство было заинтересовано в том, чтобы колоны не могли уйти с земли, так как они не только обрабатывали землю, но и платили налоги. В Дигестах записано: Колоны немногим отличаются от рабов, так как им запрещено уходить с земли.

Необходимым условием полной правоспособности являлась самостоятельность в сфере семейных отношений. Древнейшая римская семья – агнатская семья – союз людей, объединенных не кровным родством, а подчинением власти одного домовладыки -paterfamilias – только он имел полную правоспособность в сфере частного права; другие члены семьи, осуществляя имущественные правоотношения, устанавливали права не для себя, а для домовладыки, не устанавливая для него обязанностей. С развитием торговых отношений это стало препятствием, и юристы стали постепенно признавать ответственность самих подвластных по заключаемым ими в интересах домовладыки сделкам, а претор установил дополнительную ответственность домовладыки по этим же сделкам.

Под дееспособностью римскими юристами понимались способности отсвоего имени и по своему разумению предпринимать правовые действия и отвечать за совершение противоправных действий.

В современном праве различают правоспособность и дееспособность, таких категорий римское право не знало, но в нем различались: infantеs (дети до 7 лет) и impubeles (девочки от 7 до 12 лет, мальчики - от 7 до 14 лет). Подростки признавались способными совершать самостоятельно сделки, которые ведет лишь к приобретению для него, для совершения сделок, требующих прекращения права несовершеннолетнего или приводящих к установлению обязанностей, требовалось разрешения опекуна, которое по времени должно было непременно совпадать со временем совершения сделки. Третью ступень возраста составлял период до 25 лет, в этом возрасте (с 14 до 25 лет) лицо считалось дееспособным, но по его просьбе претор (в последние годы республики) мог восстановить то имущественное положение, которое было у него до совершения сделки (реституция). Со 2 века до н.э. за лицами, не достигшими 25 лет, стали признавать право испросить себе попечителя.

Считались недееспособными душевнобольные, они находились под попечительством. Ограничивались в дееспособности также расточители или лица слабовольные, не способные придерживаться какой- то меры при расходовании средств, создавая угрозу полного разорения. Им назначались попечители и все сделки совершались при попечителе, расточители не могли оставить завещание.

В течение длительного времени существовали серьезные ограничения в дееспособности женщин, которые в республиканском периоде находились под опекой домовладыки, мужа.

На положении римского гражданина отражалось еще такое обстоятельство, как умаление чести - инфамия. Лица, признанные бесчестными, в классический период были лишены многих прав, например, им не разрешалось вступать в законный римский брак и лицом свободнорожденным, они были ограничены и в наследственных отношениях. Бесчестным мог быть признан осужденный за уголовное преступление, клевету, нарушение в сфере партоната, занимающиеся сводничеством, женившиеся на женщине до истечения 1 года со смерти ее мужа.

Существовал и институт утраты гражданами отдельных статусов, различали три ступени:

максимальную утрату – если утрачивалось состояние свободы, что сразу влекло за собой и утрату гражданства, и утрату семейного статуса (попадание в плен, продажа в рабство, осуждение к смертной казни, пожизненная каторга).

Средняя утрата – потеря семейного состояния и гражданства: средняя утрата попадала под юрисдикцию претора перегринов, рассматривалась нормами права народов: переселение римского гражданина в латинскую или перегринскую общину, изгнание или ссылка из Рима.

Минимальная утрата – при утрате семейного статуса (вступление женщины в брак, переход под власть мужа).

Правовое положение римских граждан

Римское гражданство приобреталось:

1. По рождению, причем ребенок следовал состоянию отца, если же отца не было, то он следовал состоянию матери. Если мать не была римлянкой, то даже при отце- римлянине, ребенок не получал римского гражданства.

2. Освобождением римским гражданином своего раба. До конца республики раб мог быть освобожден от рабства только по воле господина. Затем появились и другие способы: по завещанию, внесением в списки свободных граждан; через гражданский процесс.

3. Усыновлением римским гражданином чужеземца.

4. Предоставлением римского гражданства отдельным лицам, общинам, провинциям особыми актами государства - натурализация.

Римские граждане делились на две большие группы: свободнорожденные и освобожденные из рабства. Свободнорожденные были носителями полной правоспособности, основными политическими правами были: право нести службу в регулярных войсках, право участвовать в голосовании в народных собраниях, право быть избранными в магистраты.

Вольноотпущенные имели ограничения в правах, кроме того, вольноотпущенный нес ряд имущественных и личных обязательств по отношению к своему бывшему господину (отношения патроната).

Утрата гражданства чаще всего происходила с утратой свободы, но если захваченный врагом в плен римский гражданин возвращался, то действовала фикция, согласно которой он считался никогда не утрачивавшим свободы и гражданства.

1. Понятие "лица" и правоспособности в Римском праве......................................

2. Правовое положение римских граждан.............................................................

3. Правовое положение латинов и перегринов.....................................................

4. Правовое положение рабов..............................................................................

5. Правовое положение вольноотпущенников.......................................................

6. Правовое положение колонов...........................................................................

1. Понятие "лица" и правоспособности в Римском праве

Рабовладельческое общество Древнего Рима признавало лицом (persona), т.е. существом, способным иметь права, не каждого человека. Это общество не относило правоспособность к естественным правам человека, а представляло ее, как и само государство и право, надстроечным явлением на базисе экономических отношений общества. Другими словами правоспособность по Римскому праву коренится в социально-экономическом строе данного общества.

В Риме существовал многочисленный класс людей - рабы, - которые были не субъектами, а объектами права. Рабы в Риме назывались говорящими орудиями (instrumentum vocale). С другой стороны в Римском праве не было разработано современное различие лиц физических (т.е. людей) и юридических (т.е. организаций, наделенных правоспособностью), хотя понятия эти были известны в практике.

В Древнем Риме термину правоспособность соответствовало caput. Полная правоспособность слагалась из трех основных элементов или состояний (status):

1) status libertatis - состояние свободы;

2) status civitatis - состояние гражданства;

3) status familiae - семейное состояние.

С точки зрения status libertatis различались свободные и рабы; с точки зрения status civitatis - римские граждане и другие свободные лица (латины, перегрины); с точки зрения status familiae - самостоятельные отцы семейств (patres familias) и подвластные кого-либо (paterfamilias, иначе - лица "чужого права"). Таким образом, полная правоспособность предполагала свободное состояние, римское гражданство и самостоятельное положение в семье.

Изменение в каком-либо из статусов носило название capitis deminutio. Изменение с статусе свободы называлось наивысшим, наиболее существенным; в статусе гражданства - средним, а в семейном статусе - наименее значительным.

Регламентация правоспособности изменялась в различные периоды римской истории. Развитие правоспособности шло вместе с развитием экономических отношений. По мере превращения Рима в огромное государство различия в правоспособности отдельных групп свободного населения стали сглаживаться, а пропасть между свободными и рабами по прежнему сохранялась. В конце концов было достигнуто формальное равенство свободных людей в области частного права (конституция Каракаллы 212 года).

В Римском праве предусматривались специальные средства защиты правоспособности - так называемые статутные иски.

2. Правовое положение римских граждан

Римское гражданство приобреталось прежде всего путем рождения (в законном браке) от римских граждан. Другим способом приобретения гражданства было отпущение на свободу из рабства, и наконец - посредством дарования римского гражданства иностранцу.

Прекращалось римское гражданство либо смертью гражданина, либо в результате изменений в статусе свободы, поскольку рабы не являлись субъектами Римского права. Последний вид прекращения гражданства наступал в случаях присуждения к наиболее тяжким уголовным наказаниям, либо в случаях захвата римского гражданина во власть врагов (недружественного народа) и др.

Правоспособность римского гражданина в области частного права слагалась из двух основных элементов: ius conbii, т.е. права вступать в законный брак, при котором дети получали права римского гражданина, а отцу принадлежала власть над детьми, и ius commercii, т.е. права торговать, совершать сделки, а, следовательно, приобретать и отчуждать имущество.

Существенное значение имело деление римских граждан на свободнорожденных и вольноотпущенников (libertini); последние не только находились в зависимости от отпустивших их на свободу, но нередко и эксплуатировались ими.

В III веке нашей эры формально было провозглашено равенство в правоспособности. В действительности полного уравнения не произошло. В частности, неравенство вызывалось образованием в период империи сословий, которое сопровождалось прикреплением к профессиям. Различались следующие сословия: сенаторы, всадники, военное сословие, городские декурионы или куриалы, торговцы, ремесленники, крестьяне. Сословные различия особенно сильно давали себя знать в области налогового обложения и в публичном праве вообще.

В Римском праве нет понятия дееспособности, однако и в Риме не за каждым лицом признавалась способность совершать действия с юридическими последствиями. Дееспособность прежде всего зависела от возраста. В Римском праве различались следующие возрастные категории лиц:

1) infantes (до 7 лет) - вполне недееспособные;

2) impuberes (мальчики от 7 до 14 лет, девочки от 7 до 12 лет) - признавались способными самостоятельно совершать такие сделки, которые ведут к одному лишь приобретению для несовершеннолетнего (без потерь или установления обязанностей). Для совершения действий, которые могут привести к прекращению права несовершеннолетнего или к установлению его обязанностей, требовалось разрешение опекуна (auctoritas tutoris), которое должно было даваться непосредственно при самом совершении сделки (не раньше и не позже).

Опекуном обычно был ближайший родственник по указанию отца несовершеннолетнего, сделанному в его завещании, или по назначению магистрата. Опекун обязан был заботиться о личности и имуществе несовершеннолетнего. Отчуждать имущество несовершеннолетнего опекун не имел права, за исключением случаев, когда это было безусловно необходимо. Если несовершеннолетний совершал сделку без разрешения опекуна, то она юридически обязывала его только в пределах полученного от нее обогащения;

3) следующую ступень возраста составлял период с 14 (для женщин с 12) до 25 лет. В этом возрасте лицо было дееспособным. Но по просьбе таких лиц претор (в последние годы республики) стал давать им возможность отказаться от заключенной сделки и восстановить то имущественное положение, которое было до совершения сделки (так называемая реституция, restitutio in integrum). Со II века н.э. за лицами, не достигшими 25 лет, стало признаваться право испросить себе куратора (попечителя). Если совершеннолетний, не достигший 25 лет, испрашивал назначения попечителя, он становился ограниченным в своей дееспособности в том смысле, что для действительности совершаемых им сделок, с которыми связано уменьшение имущества, требовалось согласие (consensus) попечителя, которое могло быть дано в любое время (заранее или при совершении сделки, или в виде последующего одобрения). Молодые люди в возрасте от 14 (12) до 25 лет могли без согласия попечителя совершать завещание, а также вступать в брак.

На дееспособность лица влияли также всякого рода душевные болезни. Душевнобольные и слабоумные признавались недееспособными и находились под попечительством. Телесные недостатки влияли на дееспособность только в соответствующей сфере деятельности; например, в договорах, совершавшихся в форме устного вопроса и ответа, не могли принимать участия ни немые, ни глухие и т.п.

Ограничивались в дееспособности также расточители, т.е. лица слабовольные, неспособные соблюдать необходимую меру в расходовании имущества и потому так расточающие его, что создавалась угроза полного разорения. Расточителю назначали попечителя, после чего расточитель мог самостоятельно совершать только такие сделки, которые направлены лишь на приобретение. Иные сделки расточитель мог совершать только с согласия попечителя. Составлять завещания расточитель не мог.

Долгое время существовали серьезные ограничения правоспособности и дееспособности женщин. В республиканском Римском праве женщины находились под вечной опекой домовладыки, мужа, ближайшего родственника. В конце классического периода было признано, что взрослая женщина, не состоящая под властью ни отца, ни мужа, самостоятельна в управлении и распоряжении своим имуществом, но не вправе принимать на себя ответственность по чужим долгам.

На правовое положение римского гражданина оказывало влияние также умаление чести. Одной из самых серьезных форм умаления чести была infamia, бесчестие. Infamia наступала:

а) как следствие осуждения за уголовное преступление или за особо порочащее частное правонарушение, в результате присуждения по искам из таких отношений, где предполагается особая честность (договоры поручения, товарищества, хранения), из отношений по поводу опеки;

б) непосредственно в силу нарушения некоторых правовых норм, касающихся брака, или ввиду занятия позорной профессией. В классическом периоде права ограничения, связанные с infamia, были довольно значительные. Personae infames не могли представлять других в процессе, а также назначать процессуального представителя себе, также они могли быть ограничены в области семейно-брачного и наследственного права.

От personae infames отличались personae turpes - лица, которые признавались общественным мнением бесчестными по общему характеру своего поведения. Наиболее существенными ограничениями для этой категории были ограничения в области наследования.

Имела немаловажное значение такая форма бесчестия, как intestabilitas. Еще в законах XII таблиц было постановление, что лицо, участвовавшее в сделке в качестве свидетеля и отказавшееся потом дать на суде показания по поводу этой сделки, признается intestabilitas, т.е. неспособным так или иначе участвовать в совершении сделок, требующих участия свидетелей (например, не способно составить завещание).

3. Правовое положение латинов и перегринов

Латинами первоначально назывались жители Лациума, получившие латинское гражданство до середины III века н.э. (это latini veteres, древние латины). Затем также стали называть членов колоний, образованных Латинским Союзом, и колоний, устроенных Римом на завоеванных территориях (latini coloniarii). После союзнической войны (90-80 гг. до н.э.) ius latini право латинского гражданства стали понимать как технический термин, обозначавший определенную категорию правоспособности. Такая последовательность предоставлялась отдельным лицам и целым областям.