Надзор определение. Контроль судебных органов. Надзор, виды надзора. Отличия от контроля

Участники строительного процесса проводят регулярные проверки объекта на предмет соответствия авторскому замыслу, техническим нормам, экологической безопасности, соблюдения техники безопасности и тд. Общероссийский официальный сайт размещает информацию о выборе поставщика, который окажет услуги по строительному контролю и технадзору объекта. Авторский надзор, строительный контроль и технический надзор – в чем разница?

Что входит в технический надзор

Генподрядчики при проведении строительных работ проводят проверки контроля качества, обращаясь к независимым экспертам. Независимая экспертиза – это распространенная практика получения объективных данных о работах на строительном участке. Компания «Экспертсистема» обладает навыками проведения технического надзора и поможет решить задачи, с которыми сталкивается Заказчик при строительстве.

Какие задачи решает технадзор

  • обеспечение качества выполняемых работ;
  • соответствие проектной документации, соблюдение сметы;
  • гарантия соблюдения сроков сдачи проекта;
  • контроль применяемых в строительстве материалов.

Специалисты по строительному контролю «Экспертсистемы» имеют образование, позволяющее делать расчеты и давать экспертные заключения отдельных видов работ. Качество теплоизоляции, подключение к канализации, вентиляционные системы, отопление, электричество – правильное функционирование систем зависит от добротной работы строителей и своевременного выявления недочетов. На практике нередко работы проводятся с нарушением технологии, к сдаче готовится откровенный брак. Технический надзор или строительный контроль выявляет нарушения, дает предписания для устранения.

Выполняемые работы специалистами технадзора:

  • контроль качества работ (соблюдение технологий, стандартов);
  • контроль выполнения работ, утвержденных проектом;
  • выявление нарушений в плане хранения, складирования строительных материалов, оборудования, инструментов;
  • проверка отчетов о выполненных работах, сверка с фактическим объемом работ;
  • контроль сроков выполнения работ, согласно календарному плану;
  • анализ предоставленных смет;
  • проверка наличия сертификатов, документов на строительные материалы, инструменты, технику;
  • участие в государственной приемочной комиссии;
  • взаимодействие с организацией-проектировщиком;
  • проверка устранений выявленных нарушений;
  • контроль ведения всей документации, изменений к ней.

Технический контроль и строительный надзор проводится с применением технических средств, визуального, документального, лабораторного анализа для успешной сдачи готового объекта в эксплуатацию.

Что говорит закон о техническом надзоре

Согласно Градостроительному кодексу, организации в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта должны проводить строительный контроль с целью проверки качества, соответствие проекту, регламентов технических работ, а про «технадзор» в кодексе не упоминается. Законодательство не дает отдельного определения технического надзора и технического контроля, все экспертизы на строительном участке объединены понятием «строительный контроль», в чем разница между этими понятиями?

В одном из пояснений Ростехнадзора говорилось, что надзор может быть только государственным, а контроль обеспечивает Заказчик строительства. Хотя с точки зрения семантики это слова-синонимы, надзорными органами считались государственные структуры, а контролирующими – коммерческие. Заявление долго обсуждалось специалистами, но к 2014 году понятия технический надзор и строительный контроль стали замещать друг друга.

До 2007 года организации проводили экспертизы, используя руководства от Ростехнадзора, с 2010 года вступили в силу новые нормативы, в которых понятие технадзора нет. В настоящее время технадзор является частью строительного контроля, проводится Заказчиком строительства самостоятельно, либо с помощью привлечения сторонних организаций (если у Заказчика нет необходимых знаний и навыков, либо он желает получить независимую оценку).

Виды строительного контроля

Строительный контроль – это комплекс мероприятий с привлечением экспертов для точного соблюдения условий проекта. В зависимости от уровня привлеченных специалистов, порядка и целей экспертизы, надзор бывает внешним и внутренним.

Способ контроля Вид
1 Внешний контроль Авторский контроль осуществляет главный архитектор проекта.
Технический – проводится Заказчиком или Инвестором с целью контроля всех этапов строительства.
Государственный – проводят государственные органы:
  • федеральные органы исполнительной власти (управление Ростехнадзора);
  • органы исполнительной власти субъектов РФ (службы строительного надзора).
2 Внутренний контроль Входной – проверка соответствия поступающих на стройку материалов и изделий (ТУ, ГОСТ, сертификат и тд). Эта проверка проводится заказчиком или подрядчиком. Все зависит от того, кто отвечает за поставку на объект.
Операционный – соблюдение ППР, технологии выполнения, нормы.
Приемочный – проверка и оценка проведенных работ. На этом этапе проверяются все законченные работы, в том числе скрытые (например, фундамент). Все скрытые работы принимаются представителями технического надзора со стороны Заказчика, а также авторами проекта. По итогам принятия подписывается акт выполненных работ.

Чтобы провести технический контроль или строительный надзор, Заказчик (Инвестор), обращается к независимым экспертам, которые дадут заключение о соответствии объекта утвержденным ПСД и ПОС.

При приеме работ у Генерального подрядчика, Заказчик проверяет содержание, корректность всех заполненных документов (отчеты, журналы, ведомости и проч.). С момента приема работ всю ответственность будет нести Заказчик. Строительный контроль и технадзор проводят организации, которые не зависят, ни от подрядчика, ни от Заказчика.

Чем отличается от ? Формально можно сказать, что строительный контроль – это комплекс мероприятий, проводимых на всем этапе строительства специалистами подрядчика, Заказчика, а также независимыми экспертами (коммерческие структуры, СРО, государственные органы, авторы проекта). Следовательно, технический надзор – это мероприятия, которые проводятся Заказчиком или Инвестором с целью проверки соответствия работ (материалов, конструкций, изделий), утвержденных проектом.

В специализированной литературе часто обсуждается вопрос, чем отличаются строительный контроль и технический надзор. Согласно публикациям, технический надзор проводится Заказчиком, а строительный контроль упоминается в контексте проверок, проводимых госорганами. Несмотря на то, что Градостроительный кодекс назвал все контрольные процедуры «строительным надзором», специалисты строительной сферы под «техническим надзором» подразумевают независимую экспертизу, проводимую Заказчиком, а «строительным контролем» – комплекс проверок на всем этапе строительства (авторский, технический, государственный, входной).

Надзор - особый вид гос.деятельности спец.уполномоченных органов и должностных лиц направленных на соблюдение правовых норм закрепленных в законах и подзаконных актах.

Цель надзора: собюдение законности и правопорядка в гос.управлении.

Гос надзор осуществляется в отношении организационно-неподчиненных объектов. Органы осуществляющие надзор: прокуратура осуществлят надзор за исполнение законов фед. органами исполнительной власти , оргнами гос власти субъектов органами местного самоуправления, предприятиями, объядинениями и должностными лицами.

Цель прокурорского надзора - своевременное реагирование на нарушение законности в управлении,принятие мер по устранению причин и условий нарушения,восстановление нарушенных прав,привлечение к ответственности виновных. Полномочия прокуратуры при осуществлении надзора: вносить протест на противоречащий закону правовой акт, вынести постановление о возбуждении дела, направить представление в орган для принятия мер по устранению нарушений, имеет право объявить предостережение о недопустимости нарушений закона. Административный надзор осуществляется органамиисполнительной власти (фед служба, рос.потр.надзор, фнс, минимтерство внут.дел, гос инспекция, безопасности дорожного движения)

Контрольно-надзорная деятельность - это особый вид гос. деятельности спец.уполномоченных органов и их должностных лиц, направленных на исполнение законности подконтрольными органами и осуществление админ. принуждения по отношению к правонарушителям.

Контрольно-надзорная деятельность: понятие субъекта.

Контрольно-надзорная деятельность-это особый вид гос. деятельности спец.уполномоченных органов и их должностных лиц, направленных на исполнение законности подконтрольными органами и осуществление админ. принуждения по отношению к правонарушителям.

Виды контроля:

В зависимости от положения контролирующих органов контроль может быть:

1. Внешним - внешне государственный контроль осуществляется органом не входящим в систему проверяемого ведомства

2. Внутренний - осуществляется силами подконтрольного органа.

В зависимости от характера полномочий субъекта осуществляющего государственный контроль: контроль президента - осуществляется в двух основных формах: непосредственный контроль; президентский контроль через соответствующие президентские структуры (администрация президента)

Контроль органов законодательной власти - одобрение Гос Думы кандидатуры заместителя правительства.

Контроль органов исполнительной власти - осуществляется правительством РФ, полномочия правительства заключается в систематическом контроле за исполнением федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами субъектов и полномочия по принятию мер по устранению нарушениям законодательства


Судебный контроль - судя общей юрисдикции, арбитражные суды, конституционный суд , задача судебного контроля заключается в реализации правосудия для обеспечения законный интересов граждан, а так предприятий учреждений, государственный и общественных организаций.

Виды надзора:

В аднимистративно-правовой сфере выделяют следующие виды надзора:

Общий - надзор осуществляется органами прокуратуры, прокурорский надзор, надзор за исполнением законодательства, федеральными министерствами, службами, агенствами и иными органами исполнительной сласти, а так же в соответствии с законом издаваемых ими правовыми актами.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти и иными органами, а так же их должностными лицами.

Контроль за исполнением закона - орган. А так же дознание и предварительное следствие.

Надзор за исполнением закона судебными приставами.

Надзор за исполнением закона администрациями органов и учреждений исполняющих наказание и применяющих назначаемых судом дел принудительного характера (уголовная система).

Полномочия прокурора в рамках надзора:

1. Вынесение протеста - это противоречащий закону правовой акт - приносится в орган или должностному лицу, подлежит обязательному рассмотрению в 10 дневный срок и дается обязательный ответ в письменной форме

2. Направлять представления в органы, общественные объединения, политические организации либо должностным лицам, которые полномочны применять меры по устранению причин и условий, способствующих нарушению. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению и в течении месяца дается ответ на устранение причин.

3. Вынести постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

4. Прокурор может направить предостережение о недопустимости нарушения закона.

Административный надзор - осуществляется органами внутренних дел, например, за лицами, освобожденными с мест лишения свободы с целью предупреждения повтора.

Надзор за исполнением паспортной системы

Третий способ контрольно надзорной деятельности - органы осуществляющие контрольно надзорную деятельность - органы характеризуются возможность, во-первых контролировать соблюдение различных норм и правил гражданами и организациями, а во вторых возможностью применять к виновным в случае нарушения законодательства меры административного принуждения, во вторых в соответствии с основным указом президента 724 который закрепляет структуру, а полномочия указ 314 закрепляет осуществление контрольно-надзорной деятельности за федеральными органами в установленной сфере деятельности. ФЗ №294 от 26. 12. 2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпренимателей при проведении гос контроля и надзора, а так же муниципального контроля и надзора, этот закон регламентирует порядок проведения различного рода контроля»

КоАП в котором глава 23 перечень органов и должностных лиц полномочных рассматривать дела об административных правонарушениях.

Каково соотношение понятий "Контроль" и "Надзор", в чем их отличие?

Контроль - атрибут административной власти, одна из важнейших ее функций. Он включает в себя наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку ее с позиций правовых, научных, социально-политических, организационно-технических.

В системах социального управления контроль - это важнейший вид обратной связи, по каналам которой субъекты власти получают информацию о фактическом положении дел, о выполнении решений. Он используется для повышения исполнительской дисциплины, оценки работы, предотвращения нежелательных последствий, оперативного регулирования процесса.

  • 1. Наблюдения за функционированием подконтрольных объектов, получения объективной информации о выполнении ими правил и поручений, их состоянии. Формы сбора информации - изучение данных учета, отчетов, проверки документов, инвентаризации, ревизии, получение объяснений и др.
  • 2. Анализа собранной информации, выявления тенденций, причин, разработки прогнозов.
  • 3. Принятия мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесообразных действий и расходов, и в том числе пресечения противоправной деятельности с целью недопущения вредных последствий, новых нарушений.
  • 4. Учета конкретных нарушений, определения их причин и условий.
  • 5. Выявления виновных, привлечения их к ответственности. В одних случаях контролирующие органы вправе сами решить вопрос о дисциплинарной, материальной, уголовной ответственности виновных, в других - обязаны ставить вопросы об этом перед компетентными органами, должностными лицами.

Внешний контроль за государственной администрацией осуществляется извне всеми иными государственными органами: Президентом, законодательными органами, судами, прокуратурой.

По времени осуществления различаются контроль предварительный (при лицензировании), текущий (в процессе деятельности) и последующий.

Используя разные критерии, необходимо различать контроль сплошной и выборочный, фактический (инвентаризация) и документальный, внутриведомственный и межведомственный. Проверки могут проводиться по месту нахождения субъекта, осуществляющего контроль, и по месту нахождения проверяемых лиц, материальных ресурсов, сооружений, природных объектов.

Во многих случаях ради обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения их от чрезмерной государственной опеки контрольные полномочия субъектов власти ограничивают, правовыми актами представляют им возможность осуществлять только надзор. А когда между проверяющими и проверяемыми нет организационной подчиненности, ограничение контроля до надзора необходимо для предотвращения вмешательства в оперативную деятельность субъектов, не несущих ответственность за последствия.

Надзор - это ограниченный, суженный контроль, он ограничивается только проверкой законности. В России существует три типа надзора:

Административный надзор с одной стороны является средством административного воздействия, видом исполнительно-распорядительной деятельности, а с другой стороны является частью государственного надзора, средством обеспечения режима законности. Он обеспечивает охрану соответствующих общественных отношений и материальных ценностей. И не только от правонарушений, но и от объективно противоправных действий, и стихийных явлений. Прежде всего субъекты надзорной деятельности обязаны заботиться о том, чтобы не допустить, предотвратить наступление вредных последствий, выявить обстоятельства, которые могут быть их причиной, и принять меры для устранения обнаруженных отклонений. Иными словами, на первом плане - прогноз, предупреждение, пресечение, чтобы не допустить наступление вреда сейчас, а на втором плане - применение карательных санкций для общей и частной превенции правонарушений в будущем.

В системе регулятивного административного надзора можно выделить две разновидности:

за неопределенным числом субъектов, а точнее за всеми теми, кто обязан соблюдать общие противопожарные, санитарные, таможенные и иные правила;

за лицами, получившими лицензии и иные разрешения.

Существует еще одна разновидность рассматриваемого способа административного воздействия - надзор за лицами, совершившими преступления. Этот правоохранительный административный надзор носит принудительный характер, осуществляется органами внутренних дел за теми, кто был осужден.

Таким образом, получается, что в процессе контроля проверяется законность и целесообразность деятельности, а надзор ограничивается только проверкой законности. То есть надзор - это суженный контроль.

контроль надзор проверка законность

Мы привыкли к тому, что контроль – это привычная функция системы управления, которая осуществляется повсеместно на каждом предприятии, организации и фирме. Вопросов о целесообразности и надобности контроля, как правило, не возникает. Но иногда мы слышим режущее слух слово «надзор», которое у многих вызывает недоверие, отторжение и негативные эмоции. Так ли надо бояться этого слова, и есть ли существенная разница между надзором и контролем, мы и попытается выяснить.

Определение

Контроль – это учёт, проверка, сущность которого выражается в том, что субъект управленческого органа осуществляется контроль над тем, как на объекте выполняются требования вышестоящего органа. Также контроль – это одна из важнейших функций управления, без которой невозможно существование как отдельного предприятия, так и государства в целом. Контроль осуществляется как постоянно, так и время от времени (например, государственная проверка деятельности организации, осуществляемая раз в несколько лет).

Под надзором понимают непрерывное наблюдение и проверку, связанную с обеспечением неукоснительного исполнения законов. Характерный признак надзора в том, что он связан с юридической деятельностью.

Цели контроля и надзора

Цель контролирующих органов – не только осуществить контроль, но и проверить целесообразность того или иного процесса. Оценка целесообразности при надзорных функциях не осуществляется, так как цель надзора – исключительно неукоснительное исполнение законов и конституции.

Органы, осуществляющие контроль и надзор

Любой управленческий орган, будь то организация, предприятие, город или государство, в той или иной степени осуществляет контроль над выполнением предписанных законов и норм в доверенной ему области. Контроль может осуществляться как государственными, так и негосударственными органами. При осуществлении своей деятельности, контролирующие органы наделяются исполнительной властью. По отношению к надзору можно сказать, что его осуществляют специальные государственные органы, специализирующиеся на определённом виде надзора. Виды надзора существуют следующие: санитарно-эпидемиологический надзор, геодезический надзор, надзор за безопасностью дорожного движения, пожарный надзор, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, надзор за соблюдением законодательства о труде. Отличительная особенность в том, что надзорные органы не обладают административными и управленческими полномочиями.

Выводы сайт

  1. Контроль – относится к одной из управленческих функций, а надзор осуществляется с целью исполнения законов.
  2. Надзор – это непрерывное наблюдение и проверка, контроль – прерываемое, периодическое.
  3. Контролирующие органы осуществляют ещё и оценку целесообразности того или иного процесса, а надзорные только следование закону и конституции.
  4. Контроль осуществляется как государственными, так и негосударственными органами, надзор – только государственными.
  5. Контролирующие органы обладают административными и управленческими полномочиями, а надзорные – нет.