Краткий курс обществознания право. Обществознание - Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ - Право - Баранов П.А., Воронцов А.В

Вопросы и задания.

1. Что такое право и каковы его признаки?

Признаки права:

Право выражено в источниках – законах, указах и т. д.

Право возникает в процессе правотворческой деятельности. Законы, например, принимаются в парламенте страны.

За нарушение права всегда следует юридическая ответственность.

Право регулирует только конкретные поступки людей и не вмешивается в мир их чувств и идей.

Право не вечно. Оно создается людьми и может ими же быть изменено, но действует оно одинаково для всех.

2. Как связаны между собой права и обязанности в социальном статусе? Проиллюстрируйте эту связь на примере статуса школьника.

Право – совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных либо санкционированных государством.

Обязанность – круг действий или задач, возложенных на кого-либо и безусловны для выполнения.

Обязанности свидетельствую о том, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям. Права говорят о том, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей. Права и обязанности строго расписаны. Они ограничивают поведение людей определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время они жестоко взаимосвязаны между собой, так что одно предполагает другое. Одно без другого существовать не может. Если они существуют порознь, тогда социальная структура деформируется (статус раба в Древнем Риме – есть обязанности, но нет прав).

Во всех школах есть устав в котором прописаны права и обязанности учащихся. Например, ученик имеет право бесплатно пользоваться библиотечно-информационными ресурсами библиотеки школы. Но также у него есть и обязанность бережно относиться к имуществу школы.

3. Расскажите о реальных случаях, когда вам приходилось сталкиваться с правом и законом. Как можно охарактеризовать закон и право?

Согласно закону мы обязаны получить школьное образование. А право – это учиться в государственной или частной школе.

По конституции РФ человек имеет право жить в той части страны, которую выберет. Но по закону у него должна быть регистрация по месту проживания.

Право – совокупность общеобязательных правил поведения (норм), установленных либо санкционированных государством.

Закон - это общепринятая норма нравственного поведения, которая обязательна для исполнения. В человеческом обществе закон составляют высшие правительственные органы. Так же есть не установленные законы, принятые только в обществе людей, которые не наказуемы уголовно, но это уже не закон, это общественные нормы.

Получается, что закон может ограничивать права.

4. * Приведите примеры правовых норм, ограничивающих поведение человека. Что случилось, если бы право не ограничивало поведение людей? (Захотел – убил, взял чужую вещь, не заплатил за выполненную работу.)

Основное общее образование обязательно (ст. 43 Конституции РФ); каждый обязан беречь памятники истории и культуры (ст. 44 Конституции РФ). Уголовный кодекс РФ предусматривает наказания за различные преступления. Следовательно, данные действия запрещены для людей (убийство, кража).

Таким образом, правовые нормы регулируют поведение людей в обществе. Если право не будет вмешиваться в нашу жизнь, то наступит хаос и беспорядок.

5. Для чего человеку нужна правовая культура? Как вы думаете, она у вас есть?

Правовая культура личности составляет знание и понимание права, а также действия в соответствии с ними. Следовательно, правовая культура нужна человеку, чтобы знать, понимать право и действовать в соответствии с ним. Нужна для того, чтобы знать свои права и обязанность и иметь возможность защитить первые, если кто-то попытается их нарушить.

Да, у школьников есть правовая культура. Они все имеют представление о том что можно, а что нельзя делать, живя в обществе.

6. С какими отраслями права вы успели познакомиться? Дайте их краткую характеристику.

Отрасли права:

1. Конституционное право. В него включены нормы, устанавливающие государственное устройство нашей страны, правила деятельности органов власти и управления. Они указывают права и обязанности граждан.

2. Уголовное право. В нем объединены нормы, устанавливающие преступность поступков людей и меру наказания за них.

3. Административное право. Его составляют нормы, регулирующие отношения между органами власти, лицами, наделенными определенными полномочиями, и гражданами.

4. Гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право включает нормы, регулирующие порядок разрешения гражданских и уголовных дел.

5. Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. В него включены нормы, определяющие порядок наследования, владения и распоряжения собственностью, заключения сделок, защиты чести и достоинства и др.

6. Трудовое право устанавливает порядок отношений работодателей и работников в процессе труда и по поводу труда.

7. Семейное право регулирует отношения между мужчиной и женщиной при вступлении в брак, разводе, в процессе семейной жизни.

7. * Можно ли утверждать, что одни отрасли права являются более важными, чем другие? Аргументируйте свою точку зрения.

Нельзя утверждать, что одни отрасли права важнее других. Эти нормы права появлялись в течении определенного времени как реакция на возникновение новых отношений в обществе. Данные отрасли права регламентируют разные стороны общественной жизни, защищая интересы взаимодействующих сторон. Поэтому нельзя говорить о приоритете одних над другими.

8. * Проанализируйте основные отличия системы права в демократическом и тоталитарном государстве.

Демократия характеризуется следующими признаками:

1) народ – источник власти и носитель суверенитета. Именно народу принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, он выбирает своих представителей и может периодически сменять их;

2) формально-юридическое равноправием граждан и их равная возможность участвовать в политической жизни страны;

3) наличие фундаментальных прав и свобод человека, их признание, гарантированность и защита со стороны государства;

4) принятие важнейших властных решений по принципу большинства: именно большинство, а не меньшинство выражает через институты демократии свою волю;

5) право меньшинства на оппозицию при подчинении решениям большинства;

6) политический плюрализмом, под которым понимается наличие различных автономных социально-политических партий, движений, групп, находящихся в состоянии свободной конкуренции;

7) система разделения властей, при которой различные ветви государственной власти достаточно независимы и уравновешивают друг друга, препятствуя установлению диктатуры;

8) гласность действий государственных органов и должностных лиц, возможностью беспрепятственного контроля за ними со стороны общества. Этому способствуют: открытые для прессы заседания коллегиальных государственных органов, публикация их стенографических отчетов, представление чиновниками деклараций о своих доходах, существование свободных от цензуры и независимых от власти неправительственных средств массовой информации;

9) выборностью основных органов власти на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании;

10) развитой системой органов местного самоуправления, наиболее приближенных к народу и компетентных в решении местных проблем.

Из этих принципов рождаются права людей в демократическом государстве, такте как равноправие, право на участие в политической жизни страны, право на жизнь, право на свободу совести, право на свободу слова, право на создание политических партий и другие.

В тоталитарном государстве все сферы жизни общества строго регламентируются. У людей больше обязанностей чем прав. Основные конституционные права отсутствуют, жесткая цензура, запрет на создания политических партий и оппозиции. Т. е. в таком государстве запрещено все, что в качестве прав существует в демократическом государстве.

?Проблема. Могут ли в государстве существовать права без обязанностей?

В государстве не могут существовать права без обязанностей. Обязанность предполагает ответственность. А иметь права и не нести никакой ответственности не получится, потому что человек живет в обществе. У всех людей равные права, однако использование только прав может привести к нарушению прав других людей. Обязанности свидетельствуют, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям.

Практикум.

1. Поспорили два юриста. Один из них сказал, что право означает то, что «всегда является справедливым и добрым», - таково естественное право человека.

Другой возразил, отметив, что право означает то, что «полезно всем или многим в каком-либо государстве», - таково право гражданина.

Помогите им разрешить спор.

Оба юриста правы по-своему своих высказывания. В первом случае можно говорить о праве на жизнь, на медицинское обслуживание, равноправие среди людей, т. е. это всегда будет являться справедливым и добрым.

Однако, люди взаимодействуют друг с другом, живут в государстве. И для того, чтобы эта жизнь получилась, приходится идти на уступки ради общего блага. Например, право быть избранным. Побеждает тот, кого выбрало большинство. И есть меньшинство, которое не довольно результатами выборов. Однако ради общего блага меньшинству придется подстраиваться под сложившуюся ситуацию.

2. Сопоставьте между собой содержание двух колонок таблицы, описывающей отрасли права.

Пояснение.

ст. 63 Трудового кодекса РФ:

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

В случаях получения общего образования, либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.

С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

Ответ: 1

Укажите обстоятельство, препятствующее заключению брака согласно существующему в Российской Федерации законодательству.

1) отсутствие у вступающих в брак собственности

2) наличие ограничений в физических возможностях вступающих в брак

3) отсутствие у вступающих в брак общего среднего образования

4) наличие близкого родства между лицами, вступающими в брак

Пояснение.

Ещё в древнем мире было табу на смешение крови.

Правильный ответ указан под номером 4.

Ответ: 4

Вы хотите сказать, что ивалиды не могут вступать в браки?

Гость 11.07.2012 16:15

подскажите, какая статья запрещает вступать в брак близким родственникам?

Анастасия Смирнова (Санкт-Петербург)

Статья 14 Семейного кодекса РФ.

Что из перечисленного ниже регламентируют нормы семейного права?

1) получение наследства по завещанию

2) порядок получения гражданства

3) порядок выплаты алиментов на ребенка

4) порядок приобретения недвижимого имущества

Пояснение.

Алименты - средства, которые в установленных законом случаях одни члены семьи обязаны выплачивать на содержание других, нуждающихся в этом, членов семьи.

Ответ: 3

Предметная область: Право. Правовое регулирование отношений супругов, порядок и условия заключения и расторжения брака

Что из перечисленного относится к имущественным обязанностям супругов:

1) выбор места жительства

2) выплата алиментов

3) взаимоотношения в семье на основе взаимопомощи, уважения, заботы

4) выбор фамилии

Пояснение.

Алименты - средства (деньгами или в натуре) для питания (содержания), которые закон обязывает выплачивать одного из супругов другому, родителя - несовершеннолетнему ребёнку, взрослого ребёнка - пожилому родителю, и т.д. Могут выплачиваться/перечисляться добровольно или принудительно, в судебном порядке.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Правовое регулирование отношений супругов, порядок и условия заключения и расторжения брака

Какая ситуация регулируется нормами семейного права?

1) гражданину К. было отказано в заключении брака с несовершеннолетней гражданкой JI.

2) гражданин М. заключил с гражданкой Н. договор о покупке квартиры

3) гражданка О. отказалась от участия в краже компьютера

4) гражданин П. не оплатил проезд в автобусе

Пояснение.

Семейное право регламентирует порядок вступления в брак и его расторжения, усыновления.

Второе и третье -  это гражданское право.

Четвертое -  административное.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Право. Правовое регулирование отношений супругов, порядок и условия заключения и расторжения брака

Какая ситуация регулируется нормами трудового права?

1) гражданин Р. подал заявление в суд о разделе имущества с бывшей супругой

2) гражданка С. была принята на работу на испытательный срок

3) гражданин Т. был признан судом невиновным и освобожден прямо в здании суда

4) гражданин У. управлял машиной в нетрезвом состоянии

Пояснение.

Трудовой кодекс регулирует порядок устройства на работу, увольнения, составления трудового договора.

Правильный ответ указан под номером 2.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Порядок приема на работу, порядок заключения и расторжения трудового договора

Порядок приёма на работу и увольнения, начисления заработной платы, время отдыха регулируются

1) Конституцией РФ

2) Гражданским кодексом

3) Трудовым кодексом

4) Уголовным кодексом

Пояснение.

Конституция Российской Федерации - основной закон Российской Федерации, нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина.

Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК России) - кодекс федеральных законов Российской Федерации, регулирующих гражданско-правовые отношения. Гражданский кодекс имеет приоритет перед другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в сфере гражданского права.

Трудово́й ко́декс Российской Федерации - кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде, Федеральный закон № 197-ФЗ от 30 декабря 2001 года. Введён в действие с 1 февраля 2002 года вместо действующего до него Кодекса законов о труде РСФСР (КЗОТ РСФСР) от 1971 года. Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями и имеет приоритетное значение перед другими принятыми федеральными законами, связанными с трудовыми отношениями, с Указами Президента РФ,

Постановлениями Правительства РФ и др.

Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) - основной и единственный источник уголовного права, единственный нормативный акт, устанавливающий преступность и наказуемость деяний на территории Российской Федерации - России.

Правильный ответ указан под номером 3.

Ответ: 3

Предметная область: Право. Порядок приема на работу, порядок заключения и расторжения трудового договора

Согласно ст. 63 Трудового кодекса РФ заключение трудового договора (по общему правилу) допускается с лицами, достигшими возраста

Пояснение.

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет.

Правильный ответ указан под номером 1.

Ответ: 1

Предметная область: Право. Порядок приема на работу, порядок заключения и расторжения трудового договора

Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ-2013 по обществознанию.

Согласно Тру­до­во­му кодексу РФ обя­зан­ность работодателя -

1) заключать, из­ме­нять и рас­тор­гать трудовые до­го­во­ры с работниками

2) обес­пе­чи­вать работникам рав­ную оплату за труд рав­ной ценности

3) по­ощ­рять работников за доб­ро­со­вест­ный труд

4) при­вле­кать работников к дис­ци­пли­нар­ной ответственности

Пояснение.

Обязанности ра­бо­то­да­те­ля по Тру­до­во­му кодексу РФ:

Работодатель обязан:

−соблюдать тру­до­вое законодательство и иные нор­ма­тив­ные правовые акты, со­дер­жа­щие нормы тру­до­во­го права, тру­до­вые договоры и соглашения;

−предоставлять ра­бот­ни­кам работу, обу­слов­лен­ную трудовым договором;

−обеспечивать без­опас­ность и усло­вия труда, со­от­вет­ству­ю­щие государственным нор­ма­тив­ным требованиям охра­ны труда;

−обеспечивать ра­бот­ни­ков оборудованием, инструментами, тех­ни­че­ской документацией и иными средствами, не­об­хо­ди­мы­ми для ис­пол­не­ния ими тру­до­вых обязанностей;

−обеспечивать ра­бот­ни­кам равную опла­ту за труд рав­ной ценности;

−выплачивать в пол­ном размере при­чи­та­ю­щу­ю­ся работникам за­ра­бот­ную плату в сроки, уста­нов­лен­ные в со­от­вет­ствии с на­сто­я­щим Кодексом, кол­лек­тив­ным договором, пра­ви­ла­ми внутреннего тру­до­во­го распорядка, тру­до­вы­ми договорами;

−вести кол­лек­тив­ные переговоры, а также за­клю­чать коллективный до­го­вор в порядке, уста­нов­лен­ном настоящим Кодексом;

−предоставлять пред­ста­ви­те­лям работников пол­ную и до­сто­вер­ную информацию, не­об­хо­ди­мую для за­клю­че­ния коллективного договора, со­гла­ше­ния и кон­тро­ля за их выполнением;

−знакомить ра­бот­ни­ков под рос­пись с при­ни­ма­е­мы­ми локальными нор­ма­тив­ны­ми актами, не­по­сред­ствен­но связанными с их тру­до­вой деятельностью;

−своевременно вы­пол­нять предписания фе­де­раль­но­го органа ис­пол­ни­тель­ной власти, упол­но­мо­чен­но­го на осу­ществ­ле­ние федерального го­су­дар­ствен­но­го надзора за со­блю­де­ни­ем трудового за­ко­но­да­тель­ства и иных нор­ма­тив­ных правовых актов, со­дер­жа­щих нормы тру­до­во­го права, дру­гих федеральных ор­га­нов исполнительной власти, осу­ществ­ля­ю­щих государственный кон­троль (надзор) в уста­нов­лен­ной сфере деятельности, упла­чи­вать штрафы, на­ло­жен­ные за на­ру­ше­ния трудового за­ко­но­да­тель­ства и иных нор­ма­тив­ных правовых актов, со­дер­жа­щих нормы тру­до­во­го права;

−рассматривать пред­став­ле­ния соответствующих проф­со­юз­ных органов, иных из­бран­ных работниками пред­ста­ви­те­лей о вы­яв­лен­ных нарушениях тру­до­во­го законодательства и иных актов, со­дер­жа­щих нормы тру­до­во­го права, при­ни­мать меры по устра­не­нию выявленных на­ру­ше­ний и со­об­щать о при­ня­тых мерах ука­зан­ным органам и представителям;

−создавать условия, обес­пе­чи­ва­ю­щие участие ра­бот­ни­ков в управ­ле­нии организацией в преду­смот­рен­ных настоящим Кодексом, иными фе­де­раль­ны­ми законами и кол­лек­тив­ным договором формах;

−обеспечивать бы­то­вые нужды работников, свя­зан­ные с ис­пол­не­ни­ем ими тру­до­вых обязанностей;

−осуществлять обя­за­тель­ное социальное стра­хо­ва­ние работников в порядке, уста­нов­лен­ном федеральными законами;

−возмещать вред, при­чи­нен­ный работникам в связи с ис­пол­не­ни­ем ими тру­до­вых обязанностей, а также ком­пен­си­ро­вать моральный вред в по­ряд­ке и на условиях, ко­то­рые установлены на­сто­я­щим Кодексом, дру­ги­ми федеральными за­ко­на­ми и иными нор­ма­тив­ны­ми правовыми ак­та­ми Российской Федерации;

Правильный ответ ука­зан под номером: 2.

Ответ: 2

Предметная область: Право. Порядок приема на работу, порядок заключения и расторжения трудового договора

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 1.

К условиям, на­ли­чие которых обя­за­тель­но для за­клю­че­ния брака, относят

1) до­сти­же­ние возраста 21 года

2) по­лу­че­ние полного сред­не­го образования

3) вза­им­ное согласие же­ни­ха и невесты

4) на­ли­чие у же­ни­ха собственного заработка

Пояснение.

Брак - доб­ро­воль­ный союз муж­чи­ны и женщины, со­здан­ный в уста­нов­лен­ном законом порядке.

Ответ: 3

Предметная область: Право. Правовое регулирование отношений супругов, порядок и условия заключения и расторжения брака

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 6.

Согласно Тру­до­во­му ко­дек­су РФ фи­зи­че­ское лицо, ко­то­рое об­ла­да­ет пра­вом и воз­мож­но­стью ра­бо­тать по тру­до­во­му договору, называют

1) работником

2) работодателем

3) тружеником

4) партнёром

Пояснение.

Рабо́тник - субъ­ект тру­до­во­го права, фи­зи­че­ское лицо, ра­бо­та­ю­щее по тру­до­во­му до­го­во­ру у работодателя. Пра­во­вое по­ло­же­ние ра­бот­ни­ка опре­де­ля­ет­ся тру­до­вым законодательством, тру­до­вым и кол­лек­тив­ным договорами.

Правильный ответ ука­зан под номером: 1.

Ответ: 1

Предметная область: Право. Порядок приема на работу, порядок заключения и расторжения трудового договора

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 1.

Согласно Тру­до­во­му кодексу РФ фи­зи­че­ское лицо, ко­то­рое обладает пра­вом и воз­мож­но­стью работать по тру­до­во­му договору, называют

1) работодателем

2) партнёром

3) работником

4) тружеником

Пояснение.

Рабо́тник - субъ­ект трудового права, фи­зи­че­ское лицо, ра­бо­та­ю­щее по тру­до­во­му договору у работодателя. Пра­во­вое положение ра­бот­ни­ка определяется тру­до­вым законодательством, тру­до­вым и кол­лек­тив­ным договорами

Правильный ответ ука­зан под номером: 3.

Ответ: 3

Предметная область: Право. Порядок приема на работу, порядок заключения и расторжения трудового договора

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 5.

Для обо­зна­че­ния одной из сто­рон трудового до­го­во­ра в Тру­до­вом кодексе РФ ис­поль­зу­ет­ся термин

1) «физическое лицо»

2) «предприниматель»

3) «работающий по найму»

4) «работодатель»

Пояснение.

Работода́тель - один из субъ­ек­тов трудового права. Со­глас­но ст. 20 Тру­до­во­го кодекса РФ, ра­бо­то­да­тель - юри­ди­че­ское лицо, фи­зи­че­ское лицо, пуб­лич­ное юридическое лицо, всту­пив­шее в тру­до­вые отношения с работником.

Правильный ответ ука­зан под номером: 4.

Ответ: 4

Предметная область: Право. Порядок приема на работу, порядок заключения и расторжения трудового договора

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 6.

Согласно Тру­до­во­му кодексу РФ фи­зи­че­ское или юри­ди­че­ское лицо, ко­то­рое вступило в тру­до­вые отношения с работником, называют

1) директором

2) управляющимОбязательным усло­ви­ем тру­до­во­го до­го­во­ра является

1) оформление обя­за­тель­но­го со­ци­аль­но­го стра­хо­ва­ния работника

2) испытание при приёме на работу

3) принятие ра­бот­ни­ком обя­за­тельств о неразглашении

4) улучшение социально-бытовых усло­вий жизни работника

Пояснение.

Только 1 верно.

Обязательными для вклю­че­ния в тру­до­вой договор, в со­от­вет­ствии со ста­тьей 57 ТК РФ, яв­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие условия:

−све­де­ния о документах, удо­сто­ве­ря­ю­щих лич­ность ра­бот­ни­ка и ра­бо­то­да­те­ля - фи­зи­че­ско­го лица*;

−иден­ти­фи­ка­ци­он­ный номер на­ло­го­пла­тель­щи­ка (для работодателей, за ис­клю­че­ни­ем ра­бо­то­да­те­лей - фи­зи­че­ских лиц, не яв­ля­ю­щих­ся ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми предпринимателями)*;

−место работы, а в случае, когда ра­бот­ник при­ни­ма­ет­ся для ра­бо­ты в филиале, пред­ста­ви­тель­стве или ином обособ­лен­ном струк­тур­ном под­раз­де­ле­нии организации, рас­по­ло­жен­ном в дру­гой местности, - место ра­бо­ты с ука­за­ни­ем обособ­лен­но­го струк­тур­но­го под­раз­де­ле­ния и его местонахождения;

−тру­до­вая функ­ция (работа по долж­но­сти в со­от­вет­ствии со штат­ным расписанием, профессии, спе­ци­аль­но­сти с ука­за­ни­ем квалификации; кон­крет­ный вид по­ру­ча­е­мой ра­бот­ни­ку работы); если в со­от­вет­ствии с фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми с вы­пол­не­ни­ем работ по опре­де­лен­ным должностям, профессиям, спе­ци­аль­но­стям свя­за­но предо­став­ле­ние ком­пен­са­ций и льгот либо на­ли­чие ограничений, то на­име­но­ва­ние этих должностей, про­фес­сий или спе­ци­аль­но­стей и ква­ли­фи­ка­ци­он­ные тре­бо­ва­ния к ним долж­ны со­от­вет­ство­вать на­име­но­ва­ни­ям и требованиям, ука­зан­ным в ква­ли­фи­ка­ци­он­ных справочниках, утвер­жда­е­мых в порядке, уста­нав­ли­ва­е­мом Пра­ви­тель­ством РФ;

−дата на­ча­ла работы, а в случае, когда за­клю­ча­ет­ся сроч­ный тру­до­вой договор, - также срок его дей­ствия и об­сто­я­тель­ства (причины), по­слу­жив­шие ос­но­ва­ни­ем для за­клю­че­ния сроч­но­го тру­до­во­го до­го­во­ра в со­от­вет­ствии с ТК РФ или иным фе­де­раль­ным законом;

−усло­вия опла­ты труда (в том числе раз­мер та­риф­ной став­ки или окла­да (должностного оклада) работника, доплаты, над­бав­ки и по­ощ­ри­тель­ные выплаты);

−режим ра­бо­че­го вре­ме­ни и вре­ме­ни от­ды­ха (если для дан­но­го ра­бот­ни­ка он от­ли­ча­ет­ся от общих правил, дей­ству­ю­щих у дан­но­го работодателя);

−ком­пен­са­ции за тя­же­лую ра­бо­ту и ра­бо­ту с вред­ны­ми и (или) опас­ны­ми усло­ви­я­ми труда, если ра­бот­ник при­ни­ма­ет­ся на ра­бо­ту в со­от­вет­ству­ю­щих условиях, с ука­за­ни­ем ха­рак­те­ри­стик усло­вий труда на ра­бо­чем месте;

−условия, опре­де­ля­ю­щие в не­об­хо­ди­мых слу­ча­ях ха­рак­тер ра­бо­ты (подвижной, разъездной, в пути, дру­гой ха­рак­тер работы);

−условие об обя­за­тель­ном со­ци­аль­ном стра­хо­ва­нии ра­бот­ни­ка в со­от­вет­ствии с ТК РФ и иными фе­де­раль­ны­ми законами;

−дру­гие усло­вия в случаях, преду­смот­рен­ных тру­до­вым за­ко­но­да­тель­ством и иными нор­ма­тив­ны­ми пра­во­вы­ми актами, со­дер­жа­щи­ми нормы тру­до­во­го права.

Предметная область: Право. Основные правила и принципы гражданского процесса

недопускается заключение брака между

2) близкими родственниками

3) усыновителями и усыновленными

4) лицами, из которых хотя бы одно признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Правильный ответ указан под номером: 4.

Ответ: 4

Предметная область: Право. Правовое регулирование отношений супругов, порядок и условия заключения и расторжения брака

Материалы этого раздела часто используют для составления заданий ЕГЭ по обществознанию. Их не всегда можно найти в одном источнике, поэтому здесь они собраны вместе

Системы права. Источники права.

В мире существуют различные системы права .
Как правило, выделяют две основных: романо-германская (континентальная) и англосаксонская .

Первая сформировалась на основе римского права. В ней чётко разработанное законодательство, писаные конституции, кодексы, законы, многочисленные подзаконные акты, отраслевое деление права. К ней относится российская система права.
Англо-американская (англосаксонская) правовая система включает в основном англоязычные страны. Здесь основным источником права служит судебный прецедент , т.е. нормы, сформулированные судьями в их решениях. Отрасли права выражены не столь четко, как в романо-германской правовой системе.

Источники (формы) права – официально закрепленные формы внешнего выражения содержания права.

Основные источники права: правовой обычай, судебный прецедент, нормативно-правовой акт, естественное право.
Дополнительные источники права: договоры, принципы, аксиомы, презумпция, фикция.

У вас может возникнуть вопрос, как фикция может быть источником права? Очень просто. Фикция – фактически несуществующее положение, которое признается правом существующим и имеющим юридическое значение. Например, судимость снимается с человека, отбывшего срок наказания, через определенное время после освобождения и он считается несудимым с юридической точки зрения, несмотря на то что фактически судимость была.

Основным источником российского права является нормативно-правовой акт . Нормативно-правовые акты отличаются друг от друга по степени значимости. Самым главным источником права, которому подчиняются все нормативно-правовые акты РФ, является Конституция РФ. Рассмотрим источники российского права по их юридической силе.

Иерархия источников российского права:

Первый (высший) уровень – Конституция РФ;
Второй уровень – международные договоры РФ;
Третий уровень – федеральные конституционные законы РФ;
Четвертый уровень – федеральные законы РФ;
Пятый уровень – указы Президента РФ;
Шестой уровень – постановления Правительства РФ;
Седьмой уровень – приказы министров и руководителей государственных служб.

Что представляют собой федеральные конституционные законы? Такие законы принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции РФ. Например, ст. 65 п. 2 Конституции гласит: «Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом». Федеральный конституционный закон от 17.12.2001 N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» устанавливает основные условия и процедуру принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации.

Федеральные законы отличаются от федеральных конституционных законов тем, что принимаются как по вопросам, указанным в Конституции, так и по неуказанным в ней вопросам. Так как жизнь постоянно меняется, появляется что-то новое, что не могло быть предусмотрено Конституцией (как вы помните, она была принята 12 декабря 1993 г.), например Интернет и связанные с ним изменения во всех сферах жизни общества. Такие изменения регулируются принимаемыми федеральными законами. Федеральный закон от 28.06.2014 №179-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (закон об экстремизме в интернете), которым вводятся тюремные сроки за финансирование экстремистской деятельности, а также за призывы к экстремизму в интернете.

Следует различать законы и подзаконные акты. Законы (первые четыре уровня) принимаются народом и парламентом и обладают высшей юридической силой. Подзаконные акты (с пятого по седьмой) принимаются во исполнение законов и не должны противоречить законам.

Мы рассмотрели основные системы права и источники права. В следующих статьях мы расскажем о российской судебной системе и рассмотрим наши

Может пониматься и трактоваться по-разному. Причиной тому служит неоднозначность и сложность данного понятия.

Во-первых , под правом понимается государственный институт охраны высших благ общества, таких как государственный строй, права и свободы личности и т.д.

Во-вторых , право является социальным инструментом, который проповедует нравственность и другие общественные идеалы (моральное право воспитывать ребенка и т.д.).

В-третьих , право можно рассматривать как систему неотъемлемых прав человека и гражданина (на свободу, на образование, на труд и т.п.). Обществознание рассматривает право с точки зрения его общих свойств, подобно юридическим наукам.

Право - это совокупность общеобязательных правил поведения, установленных государством и охраняемых от нарушения его силой.

Признаки права.

    Право исходит от государства, т.е. государство обладает монополистическим правом устанавливать общеобязательные законы.

    Право является системой общеобязательных правил поведения - право обязательно для всех, кому оно адресуется. Эта общеобязательность гарантирована публичной властью государства.

    Право охраняется от нарушений силой государства - каждый субъект, совершая противоправное действие, знает о неотвратимости ответственности за него.

    Формальная определенность права - нормы права обязательно облекаются в письменную форму и отличаются четким, лаконичным изложением, не допускающим различных трактовок.

Может сложиться ощущение, что право - это насаждаемая силой воля государства. Но подобная оценка в корне неверна. В настоящее время главной целью права является поддержание в обществе порядка и обеспечение гражданам достойной жизни. Данные положения находят отражение в принципах права. Среди основных принципов современного права можно выделить:

На протяжении всей истории человечества право играет определенную роль в жизни общества, выполняя соответствующие функции. Содержание функций права охватывает как назначение права, так и вытекающие из этого направления его воздействия на общественные отношения. Можно сказать, что функции права - это прежде всего реализация его социального назначения. Соответственно, выделяют следующие функции права .

    Регулятивная функция. Право является регулятором отношений между людьми через четкое установление правил поведения и возложение юридических обязанностей на субъектов права (физические лица, юридические лица, государство).

    Охранительная функция. Защищая государственный строй, организацию экономической жизни, идеологические основы, свободу, собственность членов общества, право является необходимым условием существования государства.

    Идеологическая (культурная) функция. Право водит в общественное сознание набор представлений о необходимых правилах поведения, духовных и моральных ценностях.

Источники права

Говоря об источниках права, прежде всего, подразумевают факторы, порождающие появление и действие права. - это способ существования норм права, внешняя форма их закрепления. В мире существовало и существует большое количество источников права.

К основным источникам права относятся следующие.

    Правовой обычай - правило поведения, которое сложилось исторически и признано государством в качестве общеобязательного. Это один из наиболее древних источников права. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства в качестве источника права. Сборниками правовых обычаев являются дошедшие до нас памятники прошлого (законы Хаммурапи, Русская Правда). В настоящее время правовые обычаи широко применяются при регулировании некоторых общественных отношений (земельных, наследственных, семейно-брачных). Сохраняет свое значение обычай и в международном праве.

    Юридический прецедент - судебное или административное решение по конкретному делу, которому государство придает общеобязательную силу в последующих спорах. Прецедент создается при отсутствии соответствующего нормативного правового акта. В основе создания судебного прецедента лежит принцип, согласно которому суд не может отказать кому-либо в правосудии из-за отсутствия соответствующего закона. Суд обязан вынести решение по такому делу, и это решение впоследствии принимается за общее обязательное правило при разрешении всех аналогичных дел.

    Правовая доктрина - также является одним из древнейших источников права. Правовую доктрину могут составлять высказывания представителей власти и ученых, судебные речи блестящих юристов, которым придается общеобязательное значение. В настоящее время правовая доктрина продолжает выступать в качестве источника права в мусульманских странах.

    Нормативный договор - это юридический документ, выражающий взаимное изъявление воли сторон, встречное принятие на себя каждой из них юридических обязанностей. Нормативный договор имеет широкое распространение в таких отраслях права как конституционное, гражданское, трудовое и международное.

    Нормативный правовой акт - официальный акт, изданный государственным органом, в котором содержатся нормы права. Он является основным источником права в Российской Федерации. Нормативный правовой акт характеризуется рядом признаков :

    Действие нормативно-правового акта в пространстве определяется той территорией, в рамках которой он обладает юридической силой.

    Действие нормативно-правового акта во времени определяется моментом вступления акта в юридическую силу и моментом ее прекращения.

    Действие нормативных актов по кругу лиц определяется кругом субъектов, на которых распространяется акт, если в самом законе не указано иное. По общему правилу все субъекты права, находящиеся на территории государства, попадают под сферу действия его законодательства.

    Все издаваемые нормативно-правовые акты связаны между собой и находятся в строгой иерархии. Эта иерархия служит основой для их классификации. Ведущим критерием классификации является юридическая сила нормативно-правового акта. Она указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего акт. Выделяют следующие виды нормативных актов .

Поскольку закон - это акт, принятый в особом порядке, следует обратить внимание на процесс создания закона, т.е. законотворческий процесс . Он включает в себя несколько последовательных этапов .

Само понятие «система права» означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной взаимосвязи и взаимозависимости. Таким образом, система права - это упорядоченная совокупность правовых норм.

В системе права выделяют три уровня :

    1) норма права;

    2) правовой институт;

    3) отрасль права.

Это выраженное в законах или иных источниках права общеобязательное правило поведения, охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения.

Виды правовых норм:

    1) регулятивные - устанавливают субъективные права и обязанности (порядок заключения брака);

    2) охранительные - устанавливают условия применения мер государственно- принудительного воздействия (моральный ущерб);

    3) обязывающие - обязывают совершать определенные действия (оплата за проезд);

    4) управомочивающие - предоставляют возможность совершить определенные действия (подать иск в суд);

Правовой институт - это совокупность родственных правовых норм, регулирующих какое-то одно общественное отношение. Например, в сфере гражданско-правовых отношений выделяются отношения, связанные с авторским или наследственным правом. Следовательно, в рамках гражданского права присутствуют институты авторского и наследственного права. правовые институты, находясь в тесной взаимосвязи, образуют качественно новый компонент системы права - отрасль права.

Обособленная совокупность юридических норм, объединяющая группу родственных правовых институтов. Выделяют следующие отрасли права .

Явление объективное, складывающееся под непосредственным воздействием идеологии, культуры, образа жизни. Следует отметить тот факт, что независимо от типа современного государства и характера правовой системы во всех странах имеются группы однородных отраслей права (конституционное, гражданское, уголовное, административное, семейное и др.).

Виды правоотношений

Правоотношения являются одной из важнейших разновидностей общественных отношений. Правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные правом, субъекты которого имеют взаимные права и обязанности. Правоотношение представляет собой систему, состоящую из различных элементов: субъекта, объекта и содержания.

Субъектами правоотношений могут быть физические лица и организации (юридические лица). Возможность того или иного субъекта быть участником правоотношения называется правосубъектностью . Правосубъектность включает три элемента .

Это общественно опасное противоправное деяние, совершенное виновно и влекущее за собой юридическую ответственность.

Признаки правонарушения:

    1) осознанное деяние, контролируемое разумом человека и его волей;

    2) противоправное деяние;

    3) наличие вины (умысел или неосторожность);

    4) нанесенный вред людям или обществу.

Виды правонарушений:

Совершение правонарушения является основанием для возникновения юридической ответственности. Юридическая ответственность - это принудительное воздействие на нарушителя. Юридическая ответственность подразделяется на виды в зависимости от того, нормы какой отрасли права нарушены, какой вид правонарушения совершен.

Виды юридической ответственности.

    Дисциплинарная юридическая ответвенность - за нарушение учебной, трудовой или служебной дисциплины. Рабочие и служащие, нарушившие трудовую дисциплину, привлекаются к дисциплинарной ответственности администрацией предприятия, учреждения, организации. Это замечание, выговор, строгий выговор, понижение в должности, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение по инициативе администрации.

    Гражданская юридическая ответвенность - за причинение вреда имущественным или личным неимущественным интересам граждан. Гражданско-правовые проступки влекут применение таких санкций, как штраф, возмещение вреда, принудительное восстановление нарушенного права, отмена незаконных сделок и др.ряд категорий :

    Включает в себя конкретные действия по реализации субъективных прав и обязанностей участников правоотношений и сами субъективные права и обязанности, которые вытекают из договора или соответствующего нормативного акта.

    Субъективное право

    1. Какую роль играет право в системе социальных норм?

      Какие признаки присущи праву как регулятору общественных отношений?

      Перечислите основные принципы права.

      Какие функции права Вы знаете?

      Дайте характеристику основным источникам права.

      В чем отличие законов от подзаконных актов?

      Какие элементы входят в систему права?

      Что такое правоотношение?

      Что такое юридическая ответственность?

      С какого возраста наступает частичная и полная дееспособность?