Почему военным нельзя летать за границу отдыхать. Почему в российской армии нельзя ходить с бородой 

Несмотря на право свободного передвижения, гарантированного каждому гражданину Конституцией РФ, закон также позволяет в исключительных случаях ограничивать его в таком праве. Это необязательно является наказанием – ограничить выезд могут также и в случае прохождения военной и приравненной к ней службы в правоохранительных органах и службе безопасности. Предлагаем разобраться, почему военным нельзя выезжать за границу, какие предусмотрены исключения, каков порядок выезда и кому вообще запрещен или ограничен выезд за границу.

Главой МВД России Владимиром Колокольцевым, утвержден список стран, куда разрешено поехать сотрудникам ведомства МВД в 2019 году. В списке перечислены 13 государств, которые считаются безопасными для полицейских. Среди них: Вьетнам, Куба, Китай, Абхазия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Южная Осетия. Согласно утвержденному списку, также поехать на отдых могут гражданские служащие. Хотелось бы напомнить тот факт, что выезд на отдых полицейским РФ был запрещен весной 2014 года по причине международной политической обстановки.

Для кого выезд ограничен

Перед тем как покинуть пределы страны, чтобы избежать эксцессов при пересечении государственной границы, рекомендуется ознакомиться с перечнем ограничений, установленных законодательством. Они определены положениями ст. 15 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ». Согласно ей, военным запрещен выезд за границу, если они:

  • призваны на военную или направлены на гражданскую службу в качестве альтернативы;
  • являются ;
  • служат по контракту и в силу служебного долга допущены к особо важной или совершенно секретной информации, являющейся государственной тайной.

В последнем случае допуск к тайным сведениям предполагает заключение трудового контракта, который предусматривает некоторые ограничения в гражданских правах.

Более того, согласно пп. 5, 7 Инструкции, утвержденной постановлением Правительства РФ № 63 от 06.02.2010, в случае оформления допуска к тайным и секретным данным лицо должно письменно согласиться на частичные ограничения собственных свобод. Обязанности в части таких ограничений прописываются в трудовом контракте или в виде дополнительного документа с подписью хранителя тайны. Среди таких запретов и ограничение выезда за пределы РФ для военных.

Каждому гражданину, который по вышеуказанным причинам ограничен в праве на выезд из России в силу места службы или хранения гостайны, территориальный орган МВД направляет уведомление, в котором определены конкретные ограничения, причины их возникновения и срок их действия.

Срок действия ограничений

Для каждой из вышеуказанных категорий действует свой срок ограничения. Срок действия ограничения выезда за границу военнослужащих определен ст. 15 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» и составляет:

  • для призывников, в том числе по АГС – с момента принятия призывной комиссией решения о призыве и до окончания срока службы;
  • для сотрудников ФСБ – до окончания трудового договора;
  • для лиц, допущенных к тайной информации, – до истечения срока ограничения в трудовом договоре. В большинстве случаев он не превышает 5 лет с момента последнего ознакомления с тайными документами. Если секретность сохраняется свою актуальность и после истечения этого срока, он может быть увеличен, но в общей сложности не должен составить более 10 лет.

Почему не выпускают

Конкретных причин, по которым военные не могут уехать из страны, закон не называет. Учитывая практику и политику государства, предполагается, что запрет действует в целях:

  • Охраны государственной тайны: ограничение в праве на выезд из страны следует рассматривать в качестве одной из мер защиты гостайны, призванной уберечь ее от рассекречивания. Лица, обладающие секретными сведениями, добровольно соглашаются на ограничение, поэтому такие меры являются законными.
  • Защиты военнослужащих. Представители Вооруженных сил, сотрудники ФСБ, полиции и другие лица, являющиеся военнослужащими и приравненные к ним, учитывая сложившуюся военно-политическую обстановку, могут стать объектом вербовки или посягательства для спецслужб враждебно настроенных иностранных государств.
  • Обеспечения решений призывных комиссий. Запрет на въезд начинает действовать с момента, когда гражданин становится призывником – то есть после вынесения призывной комиссией решения о призыве. Уклонение от призыва является уголовно наказуемым. Чтоб гражданин не мог скрыться от призыва за границей, действует ограничение на выезд.

Обратим внимание, что ограничение на выезд – далеко не единственная ограничительная мера. Так, многих интересует, запрещено ли военнослужащим иметь . Такой запрет действует в России в отношении всех . Более того, для сотрудников ФСБ и государственной охраны наличие недвижимости за пределами РФ чревато увольнением и отчуждением собственности в установленные специальными законами сроки.

Страны, в которые разрешен въезд

Отметим, что действует лишь в отношении призывников и тех, кто служит по АГС. В отношении остальных военнослужащих, трудоустроенных по контракту, а также служащих тех структур, в которых предусмотрена военная служба, согласно ст. 19 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», выезд возможен, но исключительно при наличии на то разрешения со стороны вышестоящего руководства. Однако и в этом случае предусмотрены некоторые ограничения.

В частности, еще в 2013 году Генштаб утвердил директиву, которой определены 39 стран, рекомендуемых военнослужащим и гражданским служащим Минобороны, являющимся «секретчиками», для отдыха. Директивой командирам, которые выдают соответствующие разрешения, поручено учитывать военно-политическую обстановку в стране, в которую планируют выехать военные, и не пускать их в страны, если те не включены в указанный список.

В число разрешенных стран, на посещение которых в 2019 году командование может дать согласие, в том числе входят:

  • Армения,
  • Бельгия,
  • Греция,
  • Индия,
  • Италия,
  • Мальта,
  • Кипр,
  • Таиланд,
  • Турция и так далее.

Оформление разрешения

Согласно ст. 7 ФЗ «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», выезд из страны, в том числе военнослужащими, возможен лишь при наличии паспорта. Согласно ст. 18 закона, в случае ограничения выезда для военнослужащих их паспорт подлежит передаче на хранение уполномоченным лицам на протяжении всего срока временного ограничения. Он будет выдан владельцу-военнослужащему лишь в случае получения разрешения на выезд.

Порядок оформления такого разрешения определен постановлением Правительства РФ № 1598 от 19.12.1997. Согласно ему, разрешение для военнослужащих выдается либо министром обороны, либо руководителями других органов исполнительной власти, где предусмотрена военная служба. При этом такое разрешение должно быть согласовано с ФСБ.

Разрешение, в свою очередь, оформляется в форме справки, форма которой утверждена вышеуказанным постановлением. военнослужащим внутренних войск утвержден приказом МВД № 378 от 10.06.2013.

Учитывая все это, для получения паспорта военнослужащим рекомендуется придерживаться следующего порядка:

  1. Подать на имя командира соответствующий рапорт с просьбой дать разрешение на выезд. Если рапорт подается служащим, допущенным к гостайне, то решение принимается с учетом актуальности секретного режима тех сведений, к которым допущен военный. Если служащий к гостайне не допущен, он все равно подает рапорт, на котором ставится отметка об отсутствии допуска к тайной информации. Ниже представлен образец рапорта.

Пересечение границы Российского государства регулируется некоторыми правилами, которые, как оказалось, могут запретить не только въезд, но и выезд из него. Кроме того, что в этот черный список могут попасть недобросовестные по отношению к закону граждане, пополнить его могут еще и вполне законопослушные. В большинстве таких случаев речь идет о госслужащих, которым государство рекомендует воздержаться, а и то и вовсе отказаться от зарубежных визитов. Итак, мы попробуем выяснить, почему военным нельзя выезжать за границу.

В 2019 году главой МВД России Владимиром Колокольцевым утвержден перечень зарубежных стран, разрешающих поехать на отдых как полицейским, так и гражданским служащим. В список входит 13 государств: Вьетнам, Куба, Китай, Абхазия, Южная Осетия, Азербайджан, Узбекистан, Армения, Туркмения, Белоруссия, Таджикистан, Казахстан, Киргизия.

На кого распространяются ограничения

Занимаясь планированием путешествия, совершенно нелишним будет выяснить, а нет ли каких-либо запретов на выезд за рубеж. На сегодняшний день такие ограничения охватывают несколько категорий граждан:

  • тех, кто имеет недоразумения с законом;
  • проходит службу в воинских частях РФ;
  • является сотрудником силовых структур;
  • имеет долги перед государством;
  • является хранителем государственной тайны.

Кроме того, необходимо помнить, что в прошлом году некоторые ограничения коснулись сотрудников ФСБ, ФМС, прокуратуры и судей. В частности, был введен запрет на выезд в некоторые государства. Список включил 150 стран.

Обратить внимание следует на то, что данный запрет является скорее рекомендацией, чем предписанием, а потому обозначенные лица могут сами решить, покидать им Россию или нет. Несмотря на рекомендательный характер данного ограничения, многие воздерживаются от зарубежных путешествий, боясь и вовсе потерять свое рабочее место.

Причины запрета

Как известно, воинская служба начинается еще в армии. Призыву подлежат все мужчины, в возрасте 18-27 лет, которые являются дееспособными. Военным запрещен выезд за границу уже сразу после получения повестки о призыве в армию. Это касается, в том числе, и альтернативной службы.

Игнорировать запрет могут лишь некоторые категории военных:

По истечении срока службы демобилизованные служащие могут вернуться к своему прежнему образу жизни. Те же, кто решил продолжить свою воинскую карьеру, по-прежнему остаются под действием запрета о выезде.

Причин таких ограничений на сегодняшний день две:


Таким образом государство пытается свести к минимуму взаимодействие людей, которые находятся на государственных постах, с гражданами других стран.

Что означает государственная тайна

Ограничения выезда за пределы РФ для военных в большинстве своем связаны с их доступом к вопросам государственной важности. Отсюда вопрос, что же можно считать государственной тайной?

Ответ весьма прост. Такой тайной являются все сведения, которые защищает государство. Касаться данная информация при этом может совершенно разных сфер жизни страны – разведывательной области, военной, оперативно-розыскной, внешнеполитической, экономической.

Несложно предположить, что распространение информации такого порядка может нести угрозу безопасности самого государства, а также нанести урон его интересам. Закон подразделяет все сведения из разряда секретных на три категории:

  • «особой важности» – выезд носителю такой информации закрыт;
  • «совершенно секретно» – допускает выезд на особых основаниях, рассматриваемых индивидуально;
  • «секретно» – пересечение границы разрешено по предварительному уведомлению.

Военнослужащий может получить только по прошествии пятилетнего периода с момента его последнего контакта с секретной информацией. Срок этот может изменяться в сторону увеличения до 10 лет. Соответствующее решение, как правило, принимает специальная комиссия. Если ограничение устанавливается на меньший срок, это непременно должно быть прописано в трудовом контракте.

Еще один важный вопрос – это запрещено ли военнослужащим иметь недвижимость за границей. Ответ однозначен: да, запрещено. Более того, согласно новому указу, до 1 октября текущего года все военнослужащие, которые имеют в своем распоряжении такую собственность, должны были избавиться от нее. Если недвижимость была приобретена еще до вступления в силу закона, на отчуждение им дается ровно год. В случае неподчинения данному распоряжению военных представителей ждет увольнение.

Как узнать есть ли запрет на выезд за границу для россиян: Видео

Стоит помнить о том, что пересечь границы Российской Федерации можно далеко не всем и не всегда. Некоторые правила регламентируют это на законодательном уровне и выехать или въехать в страну не удастся.

Этот запрет может действовать не только на тех людей, кто нарушил закон, но и на законопослушных. Часто под эту категорию граждан попадают государственные служащие и военные. Чем это обусловлено?

Кому нельзя выезжать?

Перед тем, как планировать отпуск не лишним будет поинтересоваться, кто может выезжать за рубеж, а кому это категорически запрещено.

Ограничены в своих движениях на данный момент:

  1. Люди, имеющие проблемы с законом
  2. Люди, работающие в силовых структурах
  3. Должники различных категорий
  4. Хранители государственной тайны
  5. Сотрудники ФСБ, ФМС
  6. Участники судебной системы - судьи, прокуроры

Список государств, на которые наложен такой запрет около ста пятидесяти. Хотя эти меры носят больше рекомендательный характер. Тюрьма и административные штрафы за нарушения не грозит, но многие из списка не хотят нарушать запрет, чтобы не рисковать рабочим местом.

Почему запрещают выезжать?

Несение воинской службы берет начало со службы в армии. Дееспособные мужчины с возраста 18 лет до достижения 27 лет, если призвались в армию, то уже не могут покидать пределы страны. Призывники на альтернативную службу тоже не имеют права выезжать.

А вот не слушать о запрете на выезд и игнор могут производить люди находящиеся на контрактной службе, но им необходимо согласовать с ведомством время и место пребывания за рубежом. Когда они демобилизуются, то они могут свободно ездить туда в отпуск, к родственникам, в командировки и т.д.

Но если человек пришел к решению продолжить свою карьеру в сфере воинской службы, то выезжать нельзя. Почему военнослужащим нельзя покидать страну? Во-первых, так государство пытается уберечь раскрытие государственной тайны на территории чужой страны. Во-вторых, так можно уберечь военных от политических провокаций в других странах из-за санкций. Так руководство страны старается минимизировать общение людей с государственной службы с иностранцами.

Понятие гостайны

Многие из военных имеют доступ к засекреченной информации, именно с этим и связан в своем большинстве запрет на выезд за рубеж. Сюда входит и военная отрасль, оперативно-розыскная, экономическая, разведывательная область и другие смежные отрасли.

Ведь если государственные тайны такого плана будут раскрыты раньше времени, то это может нести неприятные последствия, для государства нанеся урон на политической, экономической, военной арене.

Носители государственной тайны обладают разным уровнем информации:

  • Информация «особой важности» — для таких людей выезд невозможен
  • Информация «совершенно секретно» — выезд возможен, но на особых условиях,
  • Информация «секретно» — носитель информации может выезжать, но предварительно уведомляя государственные структуры

Военные имеют право выезда по истечении пяти лет после получения последних сведений государственной тайны. По усмотрению ведомства может варьироваться до десяти лет срок истечения. Так же военнослужащий не имеет права иметь недвижимость за рубежом.

Согласно закону, принятому в этом году приобретенную недвижимость необходимо ее продать. Если она была приобретена до принятия закона, то сделать это можно будет в течение года. Если это не сделано, то военнослужащего будет ждать незамедлительное увольнение.

Воинская служба является одной из специфических разновидностей государственной службы. Специфика эта обусловлена характером несения воинской службы, готовность военнослужащего с оружием в руках выступить на защиту интересов государства и в этих же интересах жертвовать ради этого собственной жизнью.
Кроме воинской и тесно связанных с ней службой в других военизированных государственных структурах, в той или иной степени подчиняющихся уставам (МВД, ФСБ, МЧС и др.), такая обязанность не предусмотрена больше ни для одной категории государственных или муниципальных служащих.
Специфика такой постановки вопроса накладывает на военнослужащего ряд высоких моральных обязательств, которые воспитывают в нем чувство долга перед Отечеством и готовности в любой момент выполнить поставленную перед ним задачу по защите родины.
Другой отличительной чертой воинской службы является наличие многочисленных запретов и ограничений, которые накладываются на военнослужащего в период прохождения им воинской службы.
Условно все запреты и ограничения могут быть объединены в 4 неравнозначных по объему и характеру воздействия на права личности блока:

Политические запреты и ограничения;
Экономические запреты и ограничения;
Ограничения, вытекающие из специфики воинской службы (ее особого характера);
Запреты и ограничения в сфере средст массовой информации и свободы слова.

Именно в этом порядке мы и рассмотрим их правовую природу и степень воздействия на общегражданские права личности военнослужащего.

Запреты и ограничения на осуществление политической деятельности

Конституция РФ в ст. 55, ч. 3 декларирует, что личность в Российской федерации, ее права и свободы могут быть ограничены только в той мере, которая необходима и достаточна для защиты конституционного строя, безопасности страны, жизни и здоровья других граждан, их законных интересов и прав.
Развивающим и конкретизирующим это положение Конституции, но уже применительно к военнослужащим, является ФЗ «О статусе военнослужащих». В большинстве случаев, запреты и ограничения на осуществление военнослужащим политической деятельности в период прохождения воинской службы не выходит за рамки аналогичных запретов, распространяющихся на всех иных государственных служащих.

Целью этих запретов и ограничений являются:
Обеспечение высокой эффективности несения воинской службы, на которую не могли бы повлиять политические пристрастия отдельных военнослужащих;
Воспрепятствование возможным злоупотреблениям, связанным с характером военной службы в ходе политической борьбы;
Созданию внутри воинских коллективов аполитичной атмосферы, не связанной с ходом политической борьбы в обществе.

Основной задачей запретов и ограничений политического характера является создание в воинской среде нейтральной, аполитичной и подчиняющейся исключительно государственной власти среды, так как основной целью и задачей воинских формирований является защита государства от внешних врагов. ФЗ «Об обороне» прямо запрещает применение воинских формирований Министерства обороны на территории собственного государства для решения политических разногласий или проведения политических или полицейских мероприятий.
Несмотря на существование запрета на участие в политической деятельности, ведению политической агитации и пропаганды, участию в митингах и демонстрациях, состоянию в политических партиях, организациях или объединениях , военнослужащие не лишены права избирать и быть избранными .
Однако, избрание военнослужащего, проходящего воинскую службу, в любой из выборных органов государственной или муниципальной власти автоматически влечет за собой приостановку его воинской службы и прекращение контракта , который был заключен с военнослужащим.
Не лишает этот запрет военнослужащих и права на просмотр телевизионных программ и прослушивание радио передач с предвыборными материалами кандидатов, ознакомления лично во внеслужебной время с политической платформой партий, участвующих в политической борьбе.
Допускается даже участие военнослужащих во внеслужебное время в мирных шествиях и демонстрациях , но при этом строго запрещаются какие либо политические заявления в адрес руководства страны, критика существующего общественного строя или агитация, направленная в пользу конкретной политической партии.

Запреты и ограничения в сфере осуществления предпринимательской деятельности

Государство, заключая контракт с военнослужащим, или призывая гражданина на срочную военную службу, берет на себя обязательства полностью обеспечить ему достойный уровень материального и социального обеспечения, достаточный для удовлетворения его основных жизненных, физических и духовных потребностей.
В этих целях каждый военнослужащий обеспечивается денежным довольствием, льготами по оплате всевозможных коммунальных и иных услуг, пользуется правом на бесплатное лечение, образования, бесплатный проезд к месту службы или отдыха.
Запрет на занятие любыми видами предпринимательской или иной деятельности приносящей доход, и не связанной с непосредственным исполнением обязанностей по службе, является симметричным такому же запрету, распространяющемуся на гражданских государственных служащих.
Цели и задачи, стоящие перед военнослужащими требуют полной концентрации их внимания на задачах воинской службы, а их навыки и умения должны реализовываться исключительно для целей совершенствования своего служебного и боевого мастерства.

Статья 10 ФЗ «О статусе военнослужащего» прямо устанавливает запрет для военнослужащего заниматься, как в служебное, так и вне служебное время любой оплачиваемой деятельностью, как в порядке осуществления индивидуальной трудовой деятельности, так и работая по найму или гражданско-правовому договору.
Особым видом занятия деятельностью, влекущей возможность получения дополнительного дохода, и так же запрещенной для военнослужащего, является деятельность, связанная с участием в акционерных или иных обществах, право владения ценными бумагами, приносящими доход и участие в торгах на фондовых и иных биржах , на которых обращается иностранная валюта или другие ценные бумаги, подверженные колебаниям курса стоимости. К этому запрету относится и участие в электронных торгах посредством средств коммуникации.
Под запретом для военнослужащих и участие, в каком бы то ни было виде и форме, в азартных играх , независимо от того, в какой форме они проводятся и требуют ли для участия в них непосредственного присутствия военнослужащего. Единственным исключением является участие в государственных лотереях и возможность получения выигрыша по ним, в качестве источника дохода не предусмотренного ФЗ «О статусе военнослужащего».

Довольно спорным и неоднозначным, не нашедшим детального разрешения в действующем военном законодательстве, является вопрос о возможности ведения военнослужащими преподавательской, научной или общественной деятельности некоммерческого характера.
Закон не запрещает военнослужащим заниматься научной и преподавательской деятельностью. Вместе с тем он накладывает прямое ограничение на ведение какой-либо деятельности, приносящей дополнительный доход. В этом и состоит основное противоречие законодательства.
Осуществлять преподавательскую деятельность во время прохождения службы он может либо осуществляя её самостоятельно – (репетирование, оказание консультационных услуг), а это – индивидуальная трудовая деятельность, которой военнослужащему заниматься запрещено. Либо заключив трудовой договор с образовательным учреждением на прочтение лекций, проведение семинаров или занятий в иной форме. Но и заключение такого договора, так же противоречит указанному Федеральному закону. Таким образом, практическая реализация права военнослужащего на ведение научной и преподавательской деятельностью в жизни практически не может быть реализована, если военнослужащий – не работник военного научно-исследовательского или учебного заведения МО РФ.
Число запретов и ограничений в сфере экономической деятельности – наиболее существенный и объемный блок запретов для военнослужащих. Он же наиболее детально регламентирован за уровне законов и ведомственных нормативных актов МО.
Такое «трепетное» отношение государства к недопустимости получения военнослужащими дополнительных доходов связано с его заботой о чистоте рядов кадрового состава вооруженных сил, сантикоррупционной борьбой и исключением возможности коммерческого, служебного подкупа путем предоставления финансовых благ в какой бы то ни было форме.

Ограничения, вытекающие из специфики воинской службы (ее особого характера)

Самым существенным из запретов, нарушающих основные права гражданина, является прямой запрет на участие в забастовках и прекращение работы , как способа урегулирования возникшего конфликта между начальником и подчиненным.
В первом случае, запрещая военнослужащим участвовать в забастовках, законодательство РФ следует в русле общепринятых в мировой практике запретов на появление людей в военной форме в рядах гражданских лиц, выражающих протест против государственного строя или пытающихся решить таким способом свои политические или социальные проблемы.
Основным нормативным актом , в соответствии с которым военнослужащие обязаны сообразовывать все свои действия, и посредством которого должны решать все возникающие конфликтные ситуации является Дисциплинарный Устав ВС .
Именно в ДУ ВС содержится запрет на прекращение исполнения служебных обязанностей в знак несогласия с решением начальника или как средство давления при разрешении конфликтной ситуации.

Довольно редким и специфичным является запрет на принятие наград иностранных государств без разрешения Президента РФ . Как правило, военнослужащие, удостаивающиеся такой чести, либо принимали участие в вооруженных конфликтах на территории других государств, правительство которых приняло решение о награждении, либо оказали услуги иностранному государству при спасении жизни его граждан в экстремальной ситуации.
В большей степени этот запрет относится к высшим чинам МО, которые могут получать иностранные награды в качестве «подарка» во время визита в зарубежное государство, или в ознаменование «заслуг», при заключении выгодных военных контрактов.
Именно поэтому, любой случай награждения иностранной наградой является объектом пристального внимания за обоснованностью такого награждения. Некоторые иностранные награды по своему статусу могут повлечь получение дополнительного денежного вознаграждения или получения ряда пожизненных льгот, которые могут находится в противоречии с действующим военным законодательством РФ.

Еще один запрет – на совместную службу родственников в одном подразделении или в состоянии одного из родственников в подчинении у другого, преследует целью пресечение «кумовства», незаслуженного получения преимуществ и льгот, или ускоренного продвижения по служебной лестнице младшего за счет административного ресурса старшего.
Ничего плохого в создании династий, посвятивших жизнь служению родине нет. Но служба младших поколений должна проходить независимо от заслуг или должностного положения лиц старшего поколения. Так видится в идеале, но не реализуется на практике.
Внук генерала – никогда не станет маршалом, потому что у маршала – есть свои внуки.

Запреты и ограничения в сфере средств массовой информации и свободы слова

Данная группа запретов и ограничений носит весьма чувствительный для личности военнослужащего характер, поскольку не только ограничивает его гражданские права, но и мешает, в некоторых случаях, отстаивать свою позицию при решении личных проблем.
Это относится к прямому запрету на публичную критику действий вышестоящих командиров и начальников . Принимая такое положение вещей военнослужащие, заключающие контракт, изначально признают главенство принципа прямого, непосредственного и беспрекословного подчинения действиям вышестоящего начальника, какими бы абсурдными они не казались. Этот запрет не лишает военнослужащего на право обжаловать неправомерный, с его точки зрения, приказ вышестоящему начальству, но не отменяет обязанности в любом случае его исполнить.
Еще одним из ограничений является запрет на публичную пропаганду своего отношения к той или иной ситуации в стране или на публичную пропаганду религиозных воззрений военнослужащего.
Церковь, являющаяся по статусу общественной организацией, на протяжении всей истории человечества оказывала сильнейшее психологическое воздействие на своих приверженцев и последователей. Не секрет, что на протяжении столетий существовало жесткое, выливавшееся в кровопролитные войны противостояние между представителями различных религий и даже конфессий в рамках одной религии.
На территории РФ проживают и, соответственно служат в армии, представители всех известных мировых религий. И если даже в гражданском обществе признано недопустимым проводит пропаганду, каким либо образом оскорбляющую или умаляющую представителей любой из не православных религий, то в армии это недопустимо вдвойне.

Рассмотренные в статье ограничения и запреты на осуществление определенных видов деятельности во время прохождения воинской службы, в большинстве стран «западной» цивилизации, являются распространенными и опробированными на практике столетиями существования армейских подразделений.
Создавая вооруженные силы, государство ставит перед ними совершенно определенные цели – защиту от внешнего врага. Люди, идущие на службу во имя этой цели, делают это осознанно и по доброй воле. Поэтому они заранее готовы к тому, что их служебная деятельность будет отличаться от работы на «гражданке». Существующие ограничения существенным образом не сказываются на нормальной жизни и адаптации в обществе для большинства военнослужащих и являются неизбежным «злом», которое государство в последствии, по выслуге лет, компенсирует стабильными и довольно высокими пенсиями и другими социальными льготами.

Текст выдержан в неформальном стиле и предназначен не только для самих военных, но и для членов их семей. Последние правки, внесенные в 2016-м, по утверждению ведомства, обусловлены новыми технологическими возможностями сети, несущими в себе риски (среди них названы, в частности, живые трансляции Facebook и Periscope).

Хотя в документе есть раздел, аналогичный англо-американскому «обеспечению OPSEC» (секретности операций), а также грозный перечень уголовных статей за разглашение государственной и служебной тайны, основной упор сделан на обеспечение личной безопасности военных и их родственников.

Сеть рассматривается как активный источник угроз и среда обитания бдительных врагов, мониторящих неаккуратное размещение чувствительной персональной информации.

Французские госструктуры активно финансируют разработки средств мониторинга и глубокого анализа данных, размещаемых в соцсетях. В частности, прототипы таких систем показывала компания Thales.

Скриншот из Guide du Bon Usage des Reseaux Sociaux

Германия

Германские военные ввели регулирование социальных сетей («Рекомендации по безопасному использованию») в мае 2012 года, после длительной и достаточно нудной полемики в прессе, сводящейся к тому, что надо бы уже что-то написать, а то у всех есть, а мы как бедные родственники.

В итоге было написано именно «что-то». Несмотря на национальную привычку к созданию многотомных «руководящих документов» на каждый случай, «Рекомендации» исключительно лаконичны и фрагментарны даже в сравнении с французскими. Ничего близкого к развесистой американской системе нормативов немцы и близко не пытались воспроизвести.

В остальном немцы сохранили себе этим документом полную свободу для индивидуального подхода, строго указав на необходимость сохранения конфиденциальности в части чувствительной информации (без уточнения какой, когда и как именно).

Израиль

Израильские нормы регулирования рыхлы и разрознены, хотя внедряются уже давно. В основном они касаются защиты персональных данных и предотвращения угроз для личной безопасности военных.