План конспект правоотношения и субъекты права. Конспект урока по обществознанию на тему: "Правоотношения и их субъекты"

Урок по теме « Правоотношения и их субъекты»

Цель урока:

Дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения, субъекты правоотношений, познакомить их с понятием правоспособности и дееспособности

Задачи:

1. Изучение учащимися документов (на примере ГК РФ), регламентирующих права и обязанности граждан РФ.

2. Совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного.

3. Дальнейшее развитие практических навыков работы с документом, получения и анализа информации.

Основные понятия: правоотношения, субъекты правоотношений, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность.

Оборудование: карточки с заданиями; рабочие листы с таблицами, презентация.

  1. Мотивация : вводная речь учителя, постановка проблемы

Учащимся предлагается в данные афоризмы вставить пропущенные слова и объяснить, как они связаны с содержанием высказывания.

  • Ф. Искандер
  • П.Коэльо
  • Э.Борк
  • И.Шевелев
  • О.Бальзак
  • Ж.Деламбер

Слова-подсказки: права, обязанности, закон, ответственность.

Какое отношение имеют данные высказывание к теме нашего урока?

  1. Изучение новой темы:
  1. Что такое правоотношения?
  2. Чем правоотношения отличаются от иных социальных отношений?

Правоотношение - социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.

Какие особенности мы можем выделить в правоотношениях:

1. Регулируется нормами права

2. Охраняются государством.

3. Предполагают наличие прав и обязанностей.

Работа с текстом учебника: Изучите текст учебника на стр. 79 и заполните таблицу «Элементы правоотношений»

Элементы правоотношений

Название

Субъекты

Объект

Сущность

Участники правоотношений

То, по поводу чего возникает правоотношение (конкретная жизненная ситуация, поведение и действие)

Права и обязанности участников правоотношений

Работа в группах. Практикум: на примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы правоотношений.

  • Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры не заплатив за аренду.
  • Гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.

Таблица «Элементы правоотношений»

Субъекты

Объект

Права

Обязанности

Обсуждение результатов работы в группах.

В чем отличие субъектов в одной ситуации от другой? Какой вывод мы можем сделать? Кто может выступать в качестве участников правоотношений? Как называются участники правоотношений?

Если учащиеся затрудняются ответит на вопрос можно предложить разделить участников правоотношений на две группы:

1. гражданин Иванов, 2. фонд помощи бездомным животным, 3. иностранный турист, 4. лицо без гражданства, 5.общеобразовательная школа, 6. адвокат, 7. контора по продаже недвижимости.

Заполнение таблицы «Субъекты (участники) правоотношений»

В чем отличие физических лиц от юридических лиц?

Для того чтобы стать участником правоотношений необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью. У ФЛ и ЮЛ она возникает по-разному.

В чем заключается сущность дееспособности и правоспособности?

Работа с текстом учебника на стр. 82-83. Изучите текст учебника и назовите особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.

Заполнение таблицы «Правоспособность и дееспособность»

Приведите примеры дееспособности и правоспособности.

Приведите примеры, которые доказывают, что дееспособность ФЛ действительно возникает постепенно.

3. Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.

Рабочий лист по теме «Правоотношения и субъекты права»

1. Вставьте пропуски в афоризмы и объясните их значение.

  • “Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один.” Ф. Искандер
  • “Корень слова “…” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать.” П.Коэльо
  • “Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших … .” Э.Борк
  • “Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища.” И.Шевелев
  • “Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: …” О.Бальзак
  • “Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все одинаково были подчинены …” Ж.Деламбер

Правоотношения и субъекты права


Вставьте в афоризмы подходящие по смыслу слова и объясните их значение

1. “Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один.” Ф. Искандер

2. “Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших … .” Э. Борк

3. “Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все одинаково были подчинены …” Ж. Деламбер

4. “Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища.” И.Шевелев

5. “Корень слова “…” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать.”

П. Коэльо

6. “Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: …” О. Бальзак


  • Что такое правоотношения?
  • Чем правоотношения отличаются от иных социальных отношений?
  • Кто может быть участником правоотношений?
  • Какими правами и обязанностями обладают участники правоотношений.


Социальные отношения - межличностные - групповые - эстетические - религиозные - официальные - неофициальные


Правоотношение

это социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.



Юридический факт обстоятельства, которые приводят к возникновению, изменению или прекращению правоотношений



Общественное отношение

Регулируется

нормами права

ПРАВООТНОШЕНИЕ

Предполагает наличие прав и обязанностей

Охраняется государством


Элементы правоотношений

Субъекты

Объект

Участники

То, из-за чего возникает

правоотношение

Права и обязанности участников


  • Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры не заплатив за аренду.
  • Гражданин Сидоров заключил договор с ООО «Орбита» о строительстве коттеджа. ООО «Орбита» получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.


Субъекты (участники) правоотношений

Физические лица

Юридические лица

  • гражданин Иванов
  • фонд помощи бездомным животным
  • иностранный турист
  • лицо без гражданства
  • общеобразовательная школа
  • Адвокат
  • контора по продаже недвижимости.




Особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц

Физические лица

Юридические лица

Правоспособность возникает с момента рождения, прекращается смертью.

Дееспособность возникает постепенно.

Становится правоспособным и дееспособным одновременно, в момент регистрации.

Урок по теме « Правоотношения и их субъекты», 9 класс

Цель урока :

Дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения, субъекты правоотношений, познакомить их с понятием правоспособности и дееспособности

Задачи:

1. Изучение учащимися документов (на примере ГК РФ), регламентирующих права и обязанности граждан РФ.

2. Совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного.

3. Дальнейшее развитие практических навыков работы с документом, получения и анализа информации.

Основные понятия : правоотношения, субъекты правоотношений, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность.

Оборудование: карточки с заданиями; рабочие листы с таблицами, презентация.

    Изучение новой темы:

    Что такое правоотношения?

    Чем правоотношения отличаются от иных социальных отношений?

Правоотношение - социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.

Какие особенности мы можем выделить в правоотношениях:

1. Регулируется нормами права

2. Охраняются государством.

3. Предполагают наличие прав и обязанностей.

Работа с текстом учебника: Изучите текст учебника на стр. 79 и заполните таблицу «Элементы правоотношений»

Элементы правоотношений

Субъекты

Объект

Участники правоотношений

То, по поводу чего возникает правоотношение (конкретная жизненная ситуация, поведение и действие)

Права и обязанности участников правоотношений

Субъекты

Физические лица

Юридические лица

Социальные группы

Гражданин РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, т.е. все те люди, которые так или иначе оказались н территории нашей страны.

Коммерческие организации

Некоммерческие организации

Государство

Население региона

Трудовой коллектив

Жильцы многоэтажного дома

Работа в группах. Практикум: на примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы правоотношений.

    Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры не заплатив за аренду.

    Гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.

Таблица «Элементы правоотношений»

Субъекты

Обязанности

Обсуждение результатов работы в группах.

В чем отличие субъектов в одной ситуации от другой? Какой вывод мы можем сделать? Кто может выступать в качестве участников правоотношений? Как называются участники правоотношений?

Если учащиеся затрудняются ответит на вопрос можно предложить разделить участников правоотношений на две группы:

1. гражданин Иванов, 2. фонд помощи бездомным животным, 3. иностранный турист, 4. лицо без гражданства, 5.общеобразовательная школа, 6. адвокат, 7. контора по продаже недвижимости.

Заполнение таблицы «Субъекты (участники) правоотношений»

В чем отличие физических лиц от юридических лиц?

Правосубъектность – это возможность того или иного субъекта быть участником правоотношения. Субъекты должны обладать правоспособностью и дееспособностью.

У ФЛ и ЮЛ она возникает по-разному.

В чем заключается сущность дееспособности и правоспособности?

Правоспособность

Деликтоспособность

Дееспособность

Способность иметь права и обязанности

Способность лица самостоятельно нести ответственность за вред, причиненный его противоправным деянием.

Способность субъекта своим действием приобретать права и юридические обязанности

С 6-14 лет, ребенок может самостоятельно делать некоторые покупки (хлеб, ручки, ластики, и тд.)

В 14 лет получают паспорт.

Частичная с 14-16 лет

Полная с 18 лет.

В отличие от физического лица, юридическое лицо правоспособным и дееспособным становится одновременно.

Работа с текстом учебника на стр. 82-83. Изучите текст учебника и назовите особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.

Заполнение таблицы «Правоспособность и дееспособность»

Приведите примеры дееспособности и правоспособности.

Физические лица

Юридические лица

Правоспособность возникает с момента рождения, прекращается смертью.

Дееспособность возникает постепенно.

Становится правоспособным и дееспособным одновременным, в момент регистрации.

Приведите примеры, которые доказывают, что дееспособность ФЛ действительно возникает постепенно.

3 . Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.

Плюс

Минус

Интересно

что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Разумная Нина Викторовна, учитель истории и обществознания, м униципально го казённо го общеобразовательно го учреждени я «Струговская основная общеобразовательная школа Октябрьского района» , Приморск ий кра й , с. Струговка .

Урок по теме « Правоотношения и их субъекты»

Цель урока :

Дать обучающимся представление о том, что такое правоотношения, субъекты правоотношений , познакомить их с понятием правоспособности и дееспособности

Задачи:

1. Изучение учащимися документов (на примере ГК РФ), регламентирующих права и обязанности граждан РФ.

2. Совершенствование навыков работы в группе как основы воспитания человека общественного.

3. Дальнейшее развитие практических навыков работы с документом, получения и анализа информации.

Основные понятия : правоотношения, субъекты правоотношений, физическое лицо, юридическое лицо, правоспособность, дееспособность .

Оборудование: карточки с заданиями; рабочие листы с таблицами, презентация.

    Мотивация : вводная речь учителя, постановка проблемы

Учащимся предлагается в данные афоризмы вставить пропущенные слова и объяснить, как они связаны с содержанием высказывания.

    Ф. Искандер

    П.Коэльо

    Э.Борк

    И.Шевелев

    О.Бальзак

    Ж.Деламбер

Слова-подсказки: права, обязанности, закон, ответственность.

Какое отношение имеют данные высказывание к теме нашего урока?

    Изучение новой темы:

    Что такое правоотношения?

    Чем правоотношения отличаются от иных социальных отношений?

Правоотношение - социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.

Какие особенности мы можем выделить в правоотношениях:

1. Регулируется нормами права

2. Охраняются государством.

3. Предполагают наличие прав и обязанностей.

Работа с текстом учебника: Изучите текст учебника на стр. 79 и заполните таблицу «Элементы правоотношений»

Элементы правоотношений

Название

Субъекты

Объект

Содержание

Сущность

Участники правоотношений

То, по поводу чего возникает правоотношение (конкретная жизненная ситуация, поведение и действие)

Права и обязанности участников правоотношений

Работа в группах. Практикум: на примере конкретных жизненных ситуаций разберите элементы правоотношений.

    Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры не заплатив за аренду.

    Гражданин Сидоров заключил договор со строительной компанией «Орбита» о строительстве коттеджа. Компания получила денежный задаток, но к строительству коттеджа так и не приступила.

Таблица «Элементы правоотношений»

Субъекты

Объект

Права

Обязанности

Обсуждение результатов работы в группах.

В чем отличие субъектов в одной ситуации от другой? Какой вывод мы можем сделать? Кто может выступать в качестве участников правоотношений? Как называются участники правоотношений?

Если учащиеся затрудняются ответит на вопрос можно предложить разделить участников правоотношений на две группы:

Заполнение таблицы «Субъекты (участники) правоотношений»

В чем отличие физических лиц от юридических лиц?

Для того чтобы стать участником правоотношений необходимо обладать правоспособностью и дееспособностью. У ФЛ и ЮЛ она возникает по-разному.

В чем заключается сущность дееспособности и правоспособности?

Работа с текстом учебника на стр. 82-83. Изучите текст учебника и назовите особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц.

Заполнение таблицы «Правоспособность и дееспособность»

Приведите примеры дееспособности и правоспособности.

Физические лица

Юридические лица

Правоспособность возникает с момента рождения, прекращается смертью.

Дееспособность возникает постепенно.

Становится правоспособным и дееспособным одновременным, в момент регистрации.

Приведите примеры, которые доказывают, что дееспособность ФЛ действительно возникает постепенно.

3 . Подведение итогов урока, выставление оценок. Рефлексия.

Плюс

Минус

Интересно

что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Приложение

Рабочий лист по теме «Правоотношения и субъекты права»

1. Вставьте пропуски в афоризмы и объясните их значение.

    Настоящая … бывает только личной. Человек краснеет один.” Ф. Искандер

    Корень слова “…” объясняет его смысл – способность отвечать, отзываться, действовать.” П.Коэльо

    Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших …, но не любим, чтобы нам напоминали о наших … .” Э.Борк

    Отделение … от … так же смертельно, как отделение головы от туловища.” И.Шевелев

    Ничто мы так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: …” О.Бальзак

    Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все одинаково были подчинены …” Ж.Деламбер

2. Заполните таблицу «Элементы правоотношений»

Элементы правоотношений

Название

Сущность

3. Используя конкретные примеры, заполните таблицу «Элементы правоотношений»

Субъекты

Объект

Права

Обязанности

4. Заполнение таблицы «Субъекты (участники) правоотношений», разделив участников правоотношений на две группы:

1. гражданин Иванов, 2. фонд помощи бездомным животным, 3. иностранный турист, 4. лицо без гражданства, 5.общеобразовательная школа, 6. адвокат, 7. контора по продаже недвижимости.

5. Заполните таблицу «Особенности возникновения правоспособности и дееспособности у физических и юридических лиц»

Список источников:

1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. 21 января 2009. № 7.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации
часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ

Список литературы:

1. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Обществознание. 9 класс. – М.: Просвещение, 2010.

2. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание» 9 класс. – М.: Просвещение, 2010.

Список интернет-ресурсов:

1. http://citaty.su/aforizmy-i-citaty-pro-pravo - цитаты и афоризмы

§ 1 Правоотношения – что это?

Люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в различного рода общественные отношения: личные, религиозные, этические и др. Характер этих отношений определяют правила, которыми люди руководствуются в своем поведении.

Например, внутрисемейные отношения строятся на лично-доверительных и моральных нормах.

Однако существует особая область человеческих отношений, которые могут быть урегулированы должным образом только при помощи правовых норм. Например, отношения собственности лучше всего регулируют нормы права, потому что любая неопределенность в отношении собственности, отсутствие ее надлежащей защиты неизбежно приводит к социальным потрясением.

Так что же такое «Правоотношения»?

Правоотношение - социальное отношение, регулируемое нормами права, его участники имеют юридические права и обязанности, которые обеспечиваются силой государства.

Как и любое социальное отношение, правоотношение возможно только при наличии трех составляющих:

Субъекты правоотношений (участники);

Объекты;

§ 2 Субъект как элемент правоотношений

А теперь перейдем к более детальному рассмотрению перечисленных элементов правоотношения.

Субъекты правоотношений - это те граждане и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями прав и обязанностей.

Согласно Гражданскому кодексу РФ, составляющему основу гражданского законодательства, участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются субъекты РФ, муниципальные образования, граждане (физические лица) и юридические лица.

Юридическое лицо - это организация, обладающая обособленным (отдельным) имуществом и выступающая в правовых отношениях как самостоятельный субъект права.

Физическое лицо - это человек, обладающий правом вступать в правоотношения, т.е. обладающий правоспособностью и дееспособностью, где правоспособность - это предусмотренная нормами права способность лица иметь права и нести юридические обязанности, а дееспособность человека - его способность своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности.

Если правоспособность наступает с рождения, то дееспособность своими осознанными действиями осуществлять права и юридические обязанности, приобретается постепенно. С 6 лет дети могут совершать мелкие бытовые сделки (например, купить хлеб в магазине), с 14 лет - гражданин получает паспорт и круг его прав и обязанностей расширяется. Одновременно с расширением набора прав расширяется и сфера ответственности.

В отношении юридического лица правоспособность и дееспособность наступает с момента регистрации, одновременно.

Юридическое лицо имеет правом заниматься не любыми видами деятельности, а только теми, для которых оно создавалось. Для занятий определенными видами деятельности необходимо получение специального разрешения - лицензии.

Кроме правоспособности и дееспособности признаком субъекта правоотношения является деликтоспособность.

Деликтоспособность - это способность лица понимать значение своих действий, руководить ими, а также нести ответственность за допущенное правонарушение.

Фактически деликтоспособность представляет собой дееспособность лиц в правоотношениях, возникающих в связи с совершением правонарушений. Наступает с 16 лет, хотя согласно статье 20 УК РФ существуют преступления, ответственность за которые наступает в 14 лет (против личности, собственности и т. п.).

§ 3 Объект как элемент правоотношений

А теперь перейдем к рассмотрению второй составляющей правоотношения - объекту правоотношения.

Объект правоотношения - это то, по поводу чего вступают в юридические отношения субъекты правоотношений.

Объектами правоотношений могут выступать:

Материальные блага - деньги, вещи, ценности, недвижимость;

Нематериальные блага - это жизнь, здоровье, честь и достоинство;

Культурные ценности - произведения искусства, достижения науки;

Поведение людей и их действия, связанные с производством, распределением, обменом и потреблением различных товаров и услуг.

§ 4 Права и обязанности субъектов правоотношений

Третьим элементом правоотношений являются права и обязанности субъектов. Правоотношения возникают, функционируют, изменяются и прекращают свое существование под влиянием определенных условий. В теории их обозначают понятием юридические факты.

Юридические факты - это такие жизненные обстоятельства, которые ведут за собой юридические последствия.

Юридические факты подразделяются на:

1. юридические события, то есть такие жизненные обстоятельства, наступление которых не зависит от воли и желания людей (например, стихийные бедствия, наводнения, землетрясения);

2. юридические действия, то есть такие жизненные обстоятельства, которые происходят по воле людей (например, заключение брака).

Таким образом, правоотношения регулируются нормами права, которые обеспечиваются силой государства. Поэтому правоотношения - это тот вид социальных отношений, участники которых имеют возможность обратиться в государственные органы за оказанием содействия в разрешении конфликтной ситуации. А субъектами права являются физические и юридические лица. Они обладают правоспособностью - способностью иметь права и дееспособностью - способностью своими действиями приобретать права и принимать обязанности.

Список использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации. - М. 1993.
  2. Федеральный закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. № 22. Ст. 2031. в ред от 18.07. 2006 г.
  3. Альхименко В. В. Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства // Конституционное право: Учебник /Под ред. В. В. Лазарева. М., 2006.
  4. Арзамаскин Н.Н. Общее и особенное в понятиях «государство» и «переходное государство» //Адвокатская практика. 2006. № 3.
  5. Бабурин С. Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М., 1997.
  6. Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб.,1908.
  7. Жильская Л.В. Социальное государство с точки зрения права //История государства и права. 2006. № 1.
  8. Зиновьев А. В. Конституционное право: Конспект лекций. СПб., 1998. С. 26;
  9. Ленин В. И. О государстве // Полн. собр. соч. Т. 39. С. 73.
  10. Ленин В. И. О конституционных иллюзиях // Полн. собр. соч. Т. 34.
  11. Мамут Л. С. Государство: полюсы представлений // Общественные науки и современность. 1996. № 4.
  12. Протасов В.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2001.
  13. Теория государства и права: Учебник / Пиголкин А.С, Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А., Саидов А.Х.; Под ред. А.С. Пиголкина. -- М.: Юрайт-Издат, 2005. Гл. 7-8.
  14. Байтин М.И. О понятии государства // Правоведение. 2002. № 3. С. 4-16.
  15. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. 2001. № 3.
  16. Мамут Л.С. Государство как публично-властным образом организованный народ // Журнал российского права. 2000. № 3.
  17. Савин В.Н. Ответственность государственной власти перед обществом // Государство и право. 2000. № 12.
  18. Тихомиров Ю.А. Государственно-правовая интеграция // Право и политика. 2001. № 6.
  19. Чеснов И.Л. Природа и этапы развития государственности // Правоведение. 1998. № 3.