Особенности предпринимательского мышления. Критерии предпринимательского мышления

КРЕАТИВНОСТЬ

Успешные бизнесмены мыслят нестандартно, то есть замечают то, чего не видят другие, рассматривают любую проблему со всех, иногда самыми неожиданных, точек зрения (Вспомните лозунг Apple- "Think different"). Но вопреки распространенному заблуждению креативность- это не врожденная черта, а скорее особый творческий подход к решению сложных задач. Подумайте, когда на рынке у всех одинаковые исходные данные и похожий товар, что можно сделать,чтобы отличаться от других?

Креативность не берется из ниоткуда, она всегда проистекает из опыта. Так что чем больше вы увидите, услышите и прочитаете, тем более креативным вы станете. Наш совет- путешествуйте, читайте, анализируйте чужой опыт и просто учитесь думать.

Вот что говорил о креативности Стив Джобс: «Креативность - это просто создание связей между вещами. Когда творческих людей спрашивают, как они что-то сделали, они чувствуют себя немного виноватыми, потому что они не сделали ничего на самом деле, а просто заметили. Это становится им понятно со временем. Они смогли связать разные кусочки своего опыта и синтезировать что-то новое. Это происходит потому, что они пережили и увидели больше, чем другие, или потому, что они больше об этом размышляют.»

МЫСЛИТЬ ГЛОБАЛЬНО

По-настоящему успешный бизнесмен не просто открывает рестораны или делает компьютеры, он мыслит совсем другими категориями. За всеми его действиями стоит глобальная цель -- изменить мир вокруг себя. Изобретатель, филантроп и самый прогрессивный бизнесмен в мире Илон Маск, например, хочет колонизировать Марс. «В SpaceX (ракетостроительная корпорация Илона Маска) мы стремимся к великой философской цели, хотя и занимаемся бизнесом. Если у нас получится построить компанию, которая поможет человеку стать межпланетным видом, это будет обретением Святого Грааля. Но если мы создадим нечто такое, что сможет доставить человека и технику на Марс, я буду считать задачу SpaceX выполненной. По крайней мере, на текущем этапе». Вам, конечно, не обязательно мечтать о космических путешествиях, но хорошо бы все-таки определить более-менее глобальные цели. Не ограничивайте себя мелкими задачами. Постарайтесь не ставить себе денежные цели, например, «заработать миллион через год», они могут тормозить ваше развитие.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ

Это правило логичным образом вытекает из предыдущего: после того как глобальная цель намечена, надо разработать стратегию ее достижения. Умные бизнесмены разбивают глобальную дерзкую цель на несколько более простых и приземленных подзадач. Для поддержания мотивации, как вашей собственной, так и всей команды, лучше ставить выполнимые на данном этапе задачи. Двигайтесь к большой цели небольшими шагами, учитесь добиваться желаемого и одерживать пусть пока и маленькие, но вполне реальные победы каждый день.

На пути к своей глобальной цели очень важно быть последовательным и стараться четко следовать намеченному плану, не меняя на ходу идею и задачу. Если все время скакать от одного занятия к другому запросто можно потерять смысл, к тому же это очень дезориентирует команду. Разумеется, это не означает, что по ходу продвижения не нужно искать более эффективные способы и инструменты для достижения цели. Оставаясь последовательным и настойчивым в достижении своих задач, проявляйте гибкость в выборе средств.

В бизнесе, не имея/не развивая бизнес мышление .

В этом главная проблема сетевого бизнеса. Дело в том, что день за днем из года в год в приглашаются люди из социальной среды. Я не говорю о том, что это плохо, потому что они не обладают предпринимательским мышлением в принципе, я лишь о том, что он могут даже не подозревать об важности этого и твердокаменно стоять на своем: ну нет у меня предпринимательской жилки! Ну, вот так меня воспитали! Ну вот такой я уродился!

Иной раз даже создается впечатление, что люди гордятся тем, чего стоило бы стыдиться. Настолько все поставлено в ног на голову в волшебной Стране Советов.

Потому и такой большой отток из сетевого маркетинга – 95% людей не понимает, что проблема находится не в компании, продукте или спонсоре, а исключительно между собственными ушами. Они не понимают, чем они вообще занимаются, в чем их цели, и какие задачи нужно поставить и решить, чтобы этих целей достичь.

Т.е. главная проблема в мышлении, в том, кем они себя воспринимают в этом бизнесе .

Чтобы Вы лучше понимали, что недостаточно быть классным учителем и хорошим человеком, чтобы стать классным бизнесменом, давайте посмотрим, чем они отличаются

То, чем Вы сейчас занимаетесь или хотите заниматься, не обязательно является бизнесом, даже если Вы его так важно величаете. Проведение вебинаров, обучение Интернет премудростям, ведение блога, коучинг, консалтинг... Это занятия. Они могут быть бизнесом, а могут быть просто приятным времяпровождением.

А вот будут ли Ваши занятия бизнесом или будут просто даром потраченным временем и как раз и определяет наличие предпринимательского мышления.

Что же такое бизнес?

  • Бизнес – это четкая система зарабатывания денег . – это четкая дуплицируемая система зарабатывания денег .
  • Бизнес - это реакция одних людей на потребности других людей . Причём абсолютно не важно, на что именно спрос - на здоровье, на красоту, на бензин, главное - что он есть.
  • Бизнес - это всегда баланс спроса и предложения : один человек генерирует спрос, другой же его удовлетворяет. Инь и Янь, дал-взял, купил-продал, сдам-сниму, ищу-предлагаю... Не было никогда другого здесь и не будет – баланс и никак иначе.
  • Бизнес – это марафон, а не спринт . Нельзя прийти в бизнес с нуля из социальной среды и через месяц стать миллионером – история не знает таких примеров.

Иной раз складывается впечатление, что развитие бизнес мышления – это неразрешимая тайна, доступная только избранным.

Есть две новости: хорошая и плохая.

Плохая новость : невозможно запустить бизнес мышление со стороны. Не существует ни тренингов, ни практик, которые бы могли изменить социальное мышление и превратить Вас в бизнесмена.

Никто не станет делать этого с Вами индивидуально – это слишком энергозатратное занятие, которое еще неизвестно к чему приведет.

И не верьте обещаниям, что на каком-то тренинге какой-то новоиспеченный гуру, щелкнув пальцами, запустит этот процесс – это фантазия и развод на деньги.

Хорошая новость : если есть хоть какие-то зачатки этого мышления, его можно развить. И вот для этого техники существуют.

Но есть один инструмент, который Вам абсолютно точно покажет: готовы ли Вы играть во взрослые игры и будет ли Вам счастье и достижение мечт посредством бизнеса. Или лучше не париться и поискать более оплачиваемую работу.

Этот инструмент на самом деле игра. Я вспомнила о ней именно когда думала, как же помочь своим партнерам развить в себе эту жилку и, наконец, получать результаты от своих действий.

Бизнес мышление с игрой Cash Flow (Денежный поток)

Вы наверняка уже слышали об этой игре.

Cash Flow (Денежный поток) – это настольная игра, которую создал известный в мире предприниматель , автор книг известной серии "Богатый папа. Бедный папа".

Это как раз тот парень, который из кондовой социальной среды перешел в бизнес сферу, радикально поменяв собственное мышление. Он, как никто другой, понимает важность направленности мыслей. Сколько времени он провел, ломая себе голову над вопросами как поменять мышление людей , можно только гадать.

С помощью этой игры можно отследить свои жизненные стратегии, свое отношение к деньгам.

В далеком 2006 году я развивала собственное бизнес мышление и постигала азы финансовой грамотности именно с ее помощью.

Игры с детьми в Cash Flow сформировали нашу способность концентрироваться на главном, отбрасывая второстепенное, терпеливо относиться к процессу, выжидая нужный момент, понимание, как на самом деле работают деньги, понимания, что ты сам должен делать и чего избегать. Я уже не говорю о том, что мы делали это вместе с детьми, получая море удовольствия!

Именно после этих игр у меня появилась мысль, что моя бедность предопределена не Высшими силами, а моими действиями.

Не просто захотелось действовать, предпринимать что-то, чтобы выбраться, наконец, с реальных "крысиных бегов", но и появилась уверенность, что я действительно смогу достичь цели, потому что уже точно знаю чего хочу и в каком направлении двигаться.

За года, которые прошли с того времени, у меня не было более системного обучения бизнесу , чем эта игра.

От души рекомендую всем начинающим и уже действующим предпринимателям играть в нее в целях развития своего бизнес мышления. Если не своего (вдруг у Вас с этим все в порядке), то собственных детей. Вы же не хотите, чтобы они вечно сидели на Вашей шее.

На сегодня Cash Flow - наиболее действенный и увлекательный инструмент развития бизнес мышления из всех, что есть. Ни одна книга не даст Вам столько, сколько эта игрушка.

"Чем чаще вы играете в Денежный Поток, тем богаче вы становитесь"

Роберт Кийосаки

Эта игра поможет Вам ответить для себя на вопросы:

  • Как управлять своими финансами?
  • С чего начать путь к богатству?
  • Как перестать зависеть от дохода и жить в свое удовольствие?

Цель игры Cash Flow (Денежный поток) - научить Вас контролировать свои денежные потоки. Тем, кто не способен этого делать, часто приходится вести финансовую борьбу всю свою жизнь, независимо от того, сколько денег они получают. Все, что от Вас требуется, - это помнить один секрет богатых людей: богатые не работают ради денег, потому что они знают, как заставить деньги работать на себя.

Полезное чтение для пап и мам - от сооснователя детской бизнес-школы Kinder MBA Кнарик Арабян

«Предпринимательское мышление можно развить у любого ребёнка – это вполне конкретные знания и навыки, - говорит Кнарик Арабян, сооснователь бизнес-школы Kinder MBA, - И пусть в итоге предпринимателями станут далеко не все, этот тип мышления позволит человеку найти своё призвание, осознанно выбрать профессию, решать любые проблемы творчески». О том, какие навыки следует тренировать потенциальному предпринимателю и когда знакомить ребёнка с увлекательным миром финансов, порталу сайт рассказала Кнарик Арабян.

Сооснователь бизнес-школы . Окончила Московский госуниверситет экономики, статистики и информатики. Кандидат экономических наук, доцент кафедры госрегулирования экономики РАНХиГС, аудитор, автор трёх учебников и более 30 статей на тему аудита, бухучёта и корпоративных финансов. Kinder MBA – это комплексная программа для детей 5-17 лет, направленная на развитие креативности, финансовой грамотности, предпринимательского мышления и социальных компетенций. У проекта три учредителя: , преподаватель МГУ Карина Медведева , учредитель Павел Баскир .

1. Предпринимательское мышление можно развить у любого ребёнка . Это понятие подразумевает набор навыков, необходимых для успеха в любой сфере - умение ставить цели, организовывать процессы, брать ответственность, эффективно распоряжаться ресурсами и т.д. Развить можно лидерские качества, креативное мышление, силу воли, коммуникационные навыки и эмоциональный интеллект, дисциплинированность, ответственность.

2. Но далеко не каждый станет предпринимателем . Конверсия тут низкая. Свежий пример: из 20 выпускников группы «Мой стартап» - а это старшеклассники - многие заявили, что хотели бы работать в консалтинге или менеджменте, но не вести свой бизнес. Сложно! Не все готовы к серьёзной ответственности и рискам. Не каждый может собрать и увлечь команду. Не каждый способен на глобальное видение стратегии. В этом смысле развитие предпринимательского мышления – это ещё и возможность определиться: могу ли и хочу ли я быть предпринимателем?

3. Предприниматель – это новатор . Кто такой предприниматель? Нам близка концепция Йозефа Шумпетера, который полагал, что предприниматель – это, прежде всего, новатор. Человек, который подходит творчески к решению проблем, способный рисковать. Есть мнение, что предпринимателями рождаются, и что такой человек раскроется без всякой помощи. Вторая часть этого постулата - очень спорная. Не каждый ребёнок может проявить себя и поверить в свои силы самостоятельно.

4. Всему своё время . Креативность, лидерские качества и умение общаться можно и нужно развивать уже у дошкольников. Учеников начальной школы мы учим решать проблемы, находить нестандартные решения. В этом возрасте дети усваивают базовые знания по финансовой и экономической грамотности. Они уже могут создавать первые предпринимательские и научно-исследовательские проекты. Ученики средней школы (5-8 классы) готовы овладевать знаниями в специализированных предметных областях. В этом возрасте начинается профориентация. Старшеклассники способны с нуля запустить свой собственный стартап.


5. То, насколько ребенок «технарь» или гуманитарий, ничего не говорит о его предпринимательских качествах . В этом контексте я бы не стала говорить о противоречиях в чистом виде. Скорее творчество, тяга к гуманитарным и техническим наукам органично дополняют друг друга и формируют образ современного предпринимателя. На основе этой концепции произошло объединение Kinder MBA и московской «Лиги Роботов».

6. Готовность рисковать – один из ключевых факторов, который отличает условного предпринимателя от условного менеджера . Рисковать не только профессиональной репутацией, но и своими деньгами, временем. Тут важно попробовать.

7. Не случайно, что многие предприниматели - из семей предпринимателей или топ-менеджеров . Дети из этой среды имеют личный пример перед глазами, у них другой деловой кругозор. Но главное – у детей бизнесменов больше шансов что-то сделать, потому что родители их всецело поддерживают, в том числе и инвестициями. Почти все реализованные стартапы наших учеников состоялись благодаря родителям: школьные обеды в вафельном рожке, которые можно заказать через бота в Telegram, автоматическая система полива растений, новостной канал для детей в Minecraft и т.д. Когда ребёнок видит результат, он ещё больше загорается.


8. Нет универсального возраста, когда нужно знакомить детей с деньгами и вводить «карманные расходы» . Готовность усваивать материал и распоряжаться ресурсами сильно зависит от ребёнка. Наш первый модуль, в котором дети получают базовые финансовые знания – «Экономика в сказках» - рассчитан для детей 7-8 лет. Сбербанк выпускает банковские карты для детей 7+: родители могут дать ребёнку доступ к своей карте или открыть ему дополнительную. Ещё недавно это казалось явно преждевременным – но мир быстро меняется.

9. Есть разные способы постижения азов экономики . Например, личное финансовое планирование, когда ребёнок учится системно планировать свои расходы и доходы. Или тайм-менеджмент, когда необходимо расставить приоритеты и спланировать свои дела на час, день, неделю. Это можно делать всей семьёй.

10. Если вы хотите привить ребёнку финансовую грамотность, знакомьте его с экономикой семьи – объясняйте, как и на что вы тратите или откладываете. Это нужно делать в адекватном раннем возрасте. К 14 годам в России уже можно легитимно заниматься предпринимательством - при соблюдении ряда условий.

11. Я считаю, что как только ребёнок получает свободу передвижения в школе, он должен уметь планировать свои личные деньги . Это – способ предостеречь его от неразумных действий в старшем возрасте. Я преподаю в вузе – и была поражена, что студент 4 курса, учась на «Финансах и кредите», взял в кредит телефон под огромные проценты. Он говорит: «Я не понял, как так произошло, не рассчитал». Хорошо бы прорабатывать такие ситуации заранее.


12. Книги - в помощь . Начать можно с таких: «Удивительные приключения в стране Экономика» Игоря Липсица, «Пёс по имени Money» Бодо Шефера, «Большой бизнес для маленьких детей» Елены Тончу.

13. Всё, что делается через игровую форму, имеет успех . Отправляя ребёнка в магазин за молоком, можно поставить задачу на понимание ценообразования – например, посчитать, какая марка выгоднее в пересчёте на литр. Или сколько принесёт за год сэкономленный с пакета молока рубль.

14. Ребёнок должен получать обратную связь . Всё, что обсуждается и приводит к выводам, лучше откладывается в памяти ребенка, чем линейные указания. Аналитика – часть финансового планирования, важный навык бизнесмена. Поиграть, показать варианты, обсудить результаты, сделать выводы - это обязательно.

15. Тем, кто решил платить за оценки, я бы рекомендовала быть очень аккуратными . Ребёнок должен понимать, зачем ему самому нужна учёба, и эта мотивация не может упираться в сиюминутную прибыль. Предприниматель – всегда высоко самомотивированный человек.

16. Политика «Деньги за услугу» в семье может помогать формированию предпринимательских навыков, а может и вредить . Если это оплата услуг в рамках деловых, рабочих проектов - это нормально. Но если ребёнок выполняет свои домашние обязанности за деньги или помогает родным и друзьям на корыстной основе - это сбой в матрице ценностей.

17. Привить ценности - не так уж сложно, если вы сами их разделяете . Ребёнок очень легко копирует модели поведения.

18. Следите за словами! Развитию предпринимательского мышления больше всего мешает обесценивание самого процесса «предпринимать», демотивирующие фразы и поступки. Более того, они развивают в детях фобии и комплексы, что негативно сказывается на формировании личности вообще.


19. Поощрение и критика – тонкие процессы . Если ребёнок предлагает провальную идею, нельзя сказать, что ничего из этой идеи не выйдет – погубите мотивацию. Но и поощрять заведомо ошибочное решение не стоит. Должна быть правильная подача: «Здорово, что ты это придумал, но давай разбираться, для чего ты это придумал. В чём польза проекта, какие у него могут быть подводные камни». И если ребёнок всё обосновал, он в свою идею верит и хочет её реализовать – мне кажется, родителям стоит его поддержать. Потому что, во-первых, родители нередко сами ошибаются. Во-вторых, отрицательный опыт очень важен. Как правило, это тест на готовность быть предпринимателем. Я не знаю людей, которые бы сделали успешный бизнес с первого раза.

20. Задача родителей – аккуратно подстраховать ребёнка, чтобы опыт был поучительным, но не сказался негативно на здоровье и эмоциональном состоянии . Если у ребёнка органично пропало желание заниматься предпринимательством - это тоже неплохо.

21. Ещё раз: родительский контроль – это страховка и поддержка . Самостоятельность должна остаться у ребёнка. Это важно. Предприниматель не может не быть самостоятельным. В этом смысле показательна реакция родителей из предпринимательской среды, которые отказались заводить чат, чтобы их оповещали о мероприятиях. Они сказали: «Зачем нам это надо? Дети пришли учиться – пусть сами за всё отвечают».

22. Между «поддерживать» и «подталкивать» есть большая разница . Желание воплотить через детей свои нереализованные мечты нередко приводит к тому, что ребёнок под давлением и влиянием родителей выбирает в будущем сферу деятельности, не соответствующую его интересам. Это беда.

23. Будьте готовы к тому, что придётся работать с чужими стереотипами . Увы, в нашем обществе неоднозначное отношение к предпринимателям. Для многих это человек, наживший капитал нечестным образом, для которого прибыль важнее людей. Конечно, это вредный стереотип, поскольку любая деятельность всегда основывается на ценностях. Ценности – это фундамент, и заложить его следует до того, как ребёнок столкнется со стереотипами. Поэтому мы рассказываем детям о предпринимателях-меценатах, которые внесли огромный вклад в развитие страны. Объясняем, что новые технологии и разработки позволяют людям качественно изменить свою жизнь. Что бизнес стимулирует прогресс. Что у него есть социальная ответственность и т.д.

24. Российская школа учит не прикладным навыкам, а фундаментальным принципам . Я вижу, что многие родители сейчас забирают детей из государственных школ и отдают в частные или экспериментальные, где нет чёткого деления на классы, нет оценок, смещены границы между занятиями. Дети из таких школ, как правило, более раскованные, творческие, у них есть «чувство полёта». Да, классическая система образования часто уравнивает, ставит рамки, мешает креативности, развитию предпринимательских качеств. Но скажу в защиту государственных школ - есть гимназии и школы, в которых создана атмосфера, в которой поощряется творчество и целеустремлённость.

25. Самое важное, что может дать школа будущему предпринимателю - это научить его учиться . Система ценностей закладывается в семье.

26. Среди бывших спортсменов много предпринимателей . В спорт идут люди, имеющие «предпринимательский» характер, или он формируется благодаря спорту? Мне кажется, и так, и так. Я могу это утверждать на собственном примере, поскольку меня в спорт именно «отдали» - без особого моего рвения. Именно в тот период, когда я активно занималась спортом, я училась лучше в школе. Потому что приходилось чётко планировать все свои дела. Оттуда навыки командной работы, потому что в баскетболе выигрывают командой. Индивидуальные виды спорта больше формируют лидерские качества. Наконец, спорт - это нацеленность на выигрыш, но и умение принять проигрыш на пути к победе. Это важное качество и для кризис-менеджера.


27. Не всякая хитрость – показатель предприимчивости . То, что ребёнок хитрит и обманывает, многие родители спокойно воспринимают как «природную предприимчивость». Это не всегда верно. Ребёнок, особенно маленький и избалованный любовью родителей, может хитрить и манипулировать, чтобы достичь своих целей. Это естественно. Но обман – это не предприимчивость. Настоящий бизнес на обмане не строится.

28. Не путайте жадность и рациональность . Ту же мысль можно продолжить в отношении жадности, которую некоторые родители поощряют как «воспитание собственничества». Но жадность - это неумеренное желание владения. Стяжательство - стремление к наживе. Оба эти качества пагубны для человека и крайне негативно сказываются на взаимоотношениях с людьми. А бизнес - это всегда люди. Ценности собственников формируют корпоративную культуру, атмосферу в команде и т.д. Другое дело, что деньги любят счёт и, разумеется, финансовое планирование является основой рационального управления. Этому нужно учить.

29. Заработать деньги – это нормальное желание предпринимателя . Заработать любой ценой – нет. Ребёнок должен четко усвоить, что в бизнесе, как и в любой другой сфере человеческих взаимоотношений, есть мораль и этика. Если человек зациклен на деньгах – это проблема, как любая одержимость.

30. Нет контроля – нет бизнеса . Это основа. Ты должен уметь планировать, экономично расходовать ресурсы, оптимизировать и обязательно контролировать! Система контроля - залог успешного бизнеса. Чем больше ребёнок сталкивается с такими задачами в быту, тем сильнее навык.


31. Хорошее упражнение на выстраивание алгоритма решения проблемы – моделирование ситуаций . Их можно брать из реальной жизни: ты захлопнулся в ванной комнате без телефона, потерялся на вокзале, злой хулиган хочет отобрать твои карманные деньги. Можно запаниковать, а можно придумать алгоритм решений. Давай подумаем, как будем выбираться. Ребёнок начинает рассуждать, анализировать конкретные шаги – к чему это приведёт. Это могут быть и деловые игры, разбор кейсов, задания на изобретательность, умение решать проблемы и т.д.

32. Один из лучших способов развить предпринимательское мышление - это проектная деятельность . Когда ребёнок самостоятельно разрабатывает проект: генерирует идеи, проводит полевые исследования, разрабатывает прототип и имеет возможность презентовать его экспертам или потенциальным инвесторам. Проект – не обязательно коммерция. У нас, например, много социальных проектов – «Город мастеров» для детей с ограниченными возможностями, приложение по выбору животных из приютов и другие. Для детей, которым 12-13 лет, это очень серьёзный опыт самостоятельной работы.

33. Есть правило - лучше средняя идея и классная команда, чем наоборот . Навык командного взаимодействия отлично воспитывает проектная работа, в которой заняты несколько человек. Мы в таких случаях не назначаем постоянного лидера, позиция лидера – переменная. И часто бывает, что Петя – прирождённый лидер, которого все слушают - становясь исполнителем, саботирует какую-то работу. Вася, назначенный руководителем, должен найти способ договориться с Петей. Поучительный опыт для обоих. Потом мы всё это анализируем и обсуждаем.


34. Чем больше командной работы, тем лучше прокачивается этот навык . Это и школьные проекты, и внеклассная деятельность. Семья – тоже команда, где у ребёнка должны быть свои обязанности. У нас, к примеру, есть тренинг по тайм-менеджменту для детей и родителей – когда они вместе детально планируют следующий отпуск.

35. Многое в человеке можно воспитать – например, то, что находится в латентном состоянии, зажатое по разным причинам . Можно раскрыть даже лидерские качества - научить брать ответственность, принимать решения. Другой вопрос, что если человеку изначально комфортнее работать в роли исполнителя, вынужденное лидерство может быть разрушительным для него. Это энергозатратно, и может сказаться на результатах. Много проблем в бизнесе от того, что люди не на своих местах занимаются нелюбимыми делами.

36. Предприниматель – почти всегда лидер . Это не значит, что ребёнку с невыраженными лидерскими качествами нечего делать в бизнесе. Я знаю примеры, когда взрослый человек долго был уверен, что его амплуа – исполнитель, просто потому что ему не приходилось проявлять лидерские качества - до какой-то критической ситуации. Наконец, бывает и так, что человек, который по натуре не лидер, становится предпринимателем в составе партнёрства - когда бизнес делают несколько человек, и у каждого своя роль.

37. Ничего нельзя сделать через ломку и насилие . Гораздо эффективнее будет вложить время и средства в развитие сильных сторон ребёнка. Любовь и вдохновение – лучшие мотиваторы.

38. Многие почему-то уверены, что креативность - божий дар, и развить её нельзя. Это не так! Есть масса техник и методик развития креативности – например, «дизайн-мышление», где решение, в числе прочего, достигается через эмпатию – сопереживание.

39. Чтобы научить ребёнка ставить цели, мало научить его видеть пользу от результата . Мы учим ставить цели по технологии SMART, применяемой в проектном управлении. Это английская аббревиатура, означающая то, что цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной во времени. Раскладывать цели по SMART очень полезно для ребёнка. Сразу отметаются абстрактные, недостижимые задачи.


40. Важнейший навык – управление временем, уметь расставить приоритеты - что важно, что срочно . Перегруженность ребёнка, на которую многие ополчились – это же тоже проблема плохого планирования работы и отдыха.

41. Выделить важное – это половина умения донести мысль. Найти качественную информацию, обработать её, выделить важное – навык XXI века . Есть известное упражнение – «Elevator pitch»: представьте, что вы едете с инвестором в лифте, у вас есть одна минута, чтобы рассказать суть вашего проекта. Можно придумать другую историю, оставив суть. В выступлении не должно быть много текста – только самое главное, выступление должно быть грамотно структурировано.

42. Полученные навыки не теряются . Но и не совершенствуются, если их не использовать. Это касается, например, навыка публичных выступлений.

43. Есть три ключевых ошибки, которые совершают родители в воспитании будущих предпринимателей . Первая – они делают выбор за ребёнка, не позволяют ему брать на себя ответственность. Вторая - требуют идеального результата, не позволяют совершать ошибки. Третья - ограничивают в реализации творческих идей.

44. А вот минимум того, как родитель может способствовать воспитанию предпринимательского характера . Во-первых, нужно поддерживать инициативы ребёнка, даже когда взрослым они кажутся бессмысленными. Как ребёнок поверит в себя, если в него не верят собственные родители? Во-вторых, важно объяснить ребёнку, что иногда случаются неудачи и не нужно этого бояться. Можно ошибаться, делать выводы и двигаться дальше. В-третьих, нужно научить ребёнка принимать решения и брать на себя ответственность. Нужно воспитывать ценности! Контролировать, поддерживать, но не подавлять личность. В-четвёртых, очень важен личный пример. Это касается воспитания в целом. И конечно, всё нужно делать с любовью.

Сегодня ни для кого не секрет, что креативное мышление - это важная составляющая успеха человека на работе или в учебе. Несмотря на распространенность этого понятия, многие считают, что «мыслить креативно» - значит уметь рисовать какие-то необычные рисунки, сочинять красивые писать стихи. В действительности креативное мышление нужно уметь применять не только в творчестве, но и в деловой сфере нашей повседневной жизни. Причем креативно может мыслить каждый, но главное - раскрыть в себе этот потенциал.

Нельзя не согласится, что зачастую люди мыслят стандартно, не обращая свое внимание на то, почему они так делают и нормально ли это в той или иной ситуации. Бывает, что стандартные методы становятся неуместными при смене обстоятельств и других внешних факторов.

В самом общем значении креативность определяется как творческие благодаря которым он может создавать новые и свежие идеи, отличающиеся от стандартных схем мышления. Иными словами, креативное мышление - умение подходить к решению какой-либо проблемы творчески. При этом проблема может касаться чего угодно - от ремонта квартиры до общения с деловым партнером.

Многие считают, что креативности можно научиться. Согласно мнениям психологов, это качество присуще абсолютно всем, однако использовать его могут только те, кто действительно этого хочет и имеет соответствующие способности. Так, если человека убедить в наличии у него скорее всего, он сможет им пользоваться. Соответственно, если не содействовать развитию креативности, даже самые одаренные личности могут начать мыслить стандартно.

Как использовать креативное мышление в бизнесе? Так как это качество относится не обязательно к творчеству, но и к умению решать стандартные задачи нестандартно, оно очень пригодится деловым людям в работе. Креативность в бизнесе - умение думать быстро, результативно и свежо.

Для развития креативного мышления нужно уметь учится, обладать хорошей памятью, развивать и интуицию, быть практичным и уверенным в себе. Именно практичность играет важную роль в формировании такого образа мышления.

Как правильно развивать вышеперечисленные способности? Существует огромное количество практикумов и курсов для развития креативного мышления. Хотя не все из них действенны, ознакомиться с литературой по данному вопросу не помешает. Человек, который хочет развивать креативное мышление, должен открыться новому, нестандартному и необычному.

Развивая такое мышление, мы развиваем оригинальность и гибкость, воображение и интеллект, личностную свободу и умение подстраиваться под ситуацию, открытость новому и стойкость к стереотипам, склонность к достижению успеха и лучшие качества для межличностного общения. Креативные люди почти всегда добиваются успеха и легко находят какое-то применение своим лучшим качествам и способностям. Если, к примеру, кто-то уверен, что он очень креативен и полон свежих идей, но не может воплотить свои идеи в жизнь и найти единомышленников, то, скорее всего, он заблуждается, и креативности ему явно не хватает. По сути, креативное мышление - это еще и умение быть креативным, умение направить свои способности в правильное русло, найти тот ключ, который подойдет к любой двери.

Одним словом, сегодня стандартное мышление не приводит ни к чему кроме неудач и ошибок в бизнесе, и лучший выход из положения - умение мыслить нестандартно и решать простые задачи новыми методами. Креативным человеком может быть каждый, главное - желание достигать цели и воплощать желаемое в жизнь, используя все перечисленные выше качества.

Почему одни люди могут успешно вести свое дело, а другим приходится об этом только мечтать? Реально ли развить у себя бизнес мышление? Чтобы дать четкий ответ на этот вопрос, надо понимать, в чем заключается это мышление, как его «прокачать».

Бизнес мышление: что это такое

Вообще, бизнес мышление – понятие широкое. Оно включает в себя не только умение думать по-особенному, но и своеобразный образ жизни. Предприниматель – не тот, кто зарабатывает, а тот, кто способен менять мир к лучшему благодаря своему делу.

В чем главная задача бизнесмена – идти против течения, принимать нестандартные решения, просчитывать ходы на несколько позиций вперед. Бывают люди, которым такой склад ума дается еще при рождении. Они отличаются от сверстников в школе и детском саду, повзрослев идут своей тропинкой.

На самом деле, склад ума – вещь интересная. Ее можно развить, раскачать. Для этого нужно:

  • поверить в себя;
  • избавиться от существующих комплексов и оков;
  • победить внутренние страхи;
  • научиться говорить слово «нет»;
  • уметь отстаивать свои позиции;
  • ставить маленькие и средние цели, достигать их.

Разберемся детальнее: поверить в себя не просто – каждый из нас имеет десятки комплексов, которые мешают нормально жить: от кривого носа до рук, растущих не из того места. Эти выдуманные неприятности портят общий настрой, мешают осуществить желаемое. Иногда, чтобы победить свои комплексы, надо решиться на поход к психологу. Но результат не заставит себя долго ждать.

Страхи переполняют людей: от боязни темноты до непереносимости сцены и публичных выступлений. Не всегда с ними реально справиться самостоятельно. Иногда требуется помощь специалиста. Но преодоление научит ставить цели и стремиться к ним, что способствует развитию предпринимательского мышления.

Легко ли вам сказать «нет» близкому человеку, даже, когда он садиться вам на шею? Замечали ли вы, что многие люди пользуются вашей добротой и наглеют в своих просьбах о помощи? Когда поддержка занимает все свободное время и превращается в обязанность – от нее нужно отказываться. Предприниматели не забывают про благотворительность, но не разрешают ей управлять собственными делами и решениями. Иначе на грандиозные свершения не останется сил и энергии.

Важно учиться ставить и достигать цели. Пусть сначала они будут небольшими – похудеть на пять килограммов, научиться работать в Фотошопе, сходить на фотоссесию всей семьей. Затем планы станут более глобальными, вы воспитаете в себе навык расставлять приоритеты, чтобы все ваши мечты сбывались.

Очень важно думать позитивно. Любой пессимизм убивает желание, это идет в разрез с целями бизнеса. Если чувствуете упадок сил – сделайте перерыв. Главное, чтобы он не затянулся надолго.

Развитие бизнес мышления (упражнения для тренировки)

Успешные предприниматели мыслят на другом уровне – они воспринимают стандартные ситуации нестандартно, не позволяют событиям управлять жизнью.

Самые действенные упражнения для становления предпринимательского мышления представлены ниже:

  • используйте любой вызов, тяжелую ситуацию, как новую возможность . Например, вам хочется похудеть на 10 килограммов, но для похода в тренажерный зал у вас нет времени, денег, и ребенка не с кем отставить… Начните заниматься дома – сначала по 10 минут, затем по 20, потом дойдете до 60. И это, конечно, касается не только похудения;
  • не завидуйте конкурентам – изучайте их . Всегда найдутся люди, которые успешнее и богаче вас, но это не значит, что по отношению к ним вы должны испытывать лишь зависть. Проведите анализ, как человек пришел к такой действительности, каковы его сильные стороны, попробуйте подружиться и получите ценные советы на всю оставшуюся жизнь;
  • поймите, что отличный результат никто не принесет вам на блюдечке . Чтобы добиться желаемого, надо работать, даже не работать – пахать. Деньги, слава, почитание в обществе – это тяжкий труд. Ничего не добьется тот, кто привык лишь мечтать, лежа на диване;
  • разбивайте большую задачу на несколько мелких . Если приводить простые примеры: вам нужно убрать сильно загрязненный дом, разбейте его на участки – спальни, санузлы, кухня, веранда, а каждый участок – на подучастки. Тогда работать станет проще, а начальная задача уже не будет казаться столь страшной и большой;
  • не бойтесь ошибок – их совершают абсолютно все . Есть даже такая поговорка – кто не ошибается, тот не работает. Особенно, на начальном этапе. Хотя и профессионалы допускают некоторые ляпы – и это тоже нормально;
  • установите для себя правило: сначала выполняю то, что меньше всего хочется, затем – все остальное . Этот принцип называется «съесть лягушку». Неприятное дело, которое постоянно откладывается, в итоге может вообще не выполниться. Чтобы подобного не произошло – сделайте его, как можно быстрее.

Не ждите чудес, работайте над собой, тогда мечты станут явью.