Как правильно прошить коллективный договор образец. Коллективный договор (пример). Положения договора о питании, оздоровлении, отдыхе, гарантиях и льготах для работников

Среди многообразия общественных движений выделяют следующую типологию, используя в качестве критерия социально-классовый признак: - движения, имеющие ярко выраженный классовый характер;

  • - движения, имеющие ярко выраженный межклассовый характер, либо внеклассовый характер (национально-освободительное антивоенное, экологическое и др.).
  • - движения, выражающие интересы социальной прослойки, четко обособленной профессиональной группы (интеллигенция, военные, врачи, адвокаты создают свои общественные движения). В этом случае слои или группы могут действовать подобно классу, т.е. создавать политические движения, выражающие их групповые стремления.

По отношению к существующему строю выделяют: консервативные, реформистские, революционные, контрреволюционные движения.

В зависимости от степени и формы организации движения выделяют: стихийные (существующие, как правило, недолго); слабо организованные (массовые демократические движений высокоорганизованные (выступают с общезначимыми идеями, отраженными в программах, юридически оформленных, имеют структуру и функции, регламентированные соответствующими документами).

Следовательно, общественные организации и движения относятся к субъектам политики. Об их политической субъективности можно говорить тогда, когда они способны к сознательным действиям, направленным на удовлетворение потребностей и интересов социальных групп, улирюших на протекание политических процессов. Значимость общественных организаций и движений тесно связана с их политической ролью в обществе. «Общественные организации и движения в политической системе четко выделяются, прежде всего, как организации внегосударственные или внеправительственные, отличающиеся от других элементов политической системы непартийным характером деятельности и широкой социальной базой. Общественные организации и движения, являясь фундаментом гражданского общества, стали фактором общественных изменений, средством общественного контроля, вносят порядок в общественную жизнь. Политическая роль общественных организаций и движений определяется ситуацией, когда растет требование специализации организационных структур государства и растет ожидание со стороны и государства, и различных групп населения, что общественные организации и движения могут содействовать демократизации и противодействовать бюрократизации политической жизни.

Типология общественных движений может проводиться по различным основаниям. По целям и сферам деятельности выделяют антивоенное, экологическое, женское, молодежное движения, движение за расовое и национальное равноправие, движение в защиту потребителей, религиозные движения и многие другие.

По отношению к существующему строю общественные движения делятся на революционные, контрреволюционные, реформистские, консервативные, реакционные; по способам и методам действий - на насильственные и ненасильственные.

Общественные движения могут формироваться на различной социальной основе. Некоторые из них, например, антивоенное, экологическое, национально-освободительное движения, носят межклассовый (внеклассовый) характер. Другие имеют ярко выраженный социально-классовый характер - рабочие, крестьянские, буржуазные движения, а также движения интеллигенции, фермеров, мелких собственников. Общественные движения могут группироваться и по половозрастным признакам - молодежное, детское, женское движение, движение пенсионеров и др. По профессиональному признаку создаются движения ученых, врачей, писателей и т.п.

Деление добровольных объединений на общественные организации и движения носит во многом условный характер, и не всегда легко их разграничивают. Общественные движения по мере усиления организационных принципов зачастую становятся основой для образования общественных организаций и даже политический партий. Так, развитие экологического движения обусловило создание различного рода экологических союзов и ассоциаций, а затем и партий "зеленых" во многих странах. Народные движения и фронты в ряде бывших республик СССР эволюционировали и оформились в национально-демократические партии.

Функции общественных организаций и движений

Важное теоретическое и практическое значение имеет выявление функций общественных организаций и движений, поскольку это помогает уяснить их место в системе гражданского общества и правового государства, а также показать формы, способы проявления их активности.

К числу основных, общих для всех общественных организаций и движений функций относятся:

  • 1) Выявление и удовлетворение интересов и потребностей членов объединения. Люди объединяются в организации и движения с целью удовлетворения тех или иных специфических потребностей, связанных с профессиональной принадлежностью, возрастными особенностями, индивидуальными склонностями и т.п. Эти интересы первоначально могут выступать в весьма неопределенной, личностной и эмоционально окрашенной форме. Общественные организации и движения преобразуют такие расплывчатые взгляды и мнения в четкие требования, программы данного объединения, способствуя тем самым артикуляции интересов своих членов. Наряду с политическими партиями общественные организации и движения решают в определенной степени и задачу агрегации интересов, т.е. согласования посредством дискуссий множества частных требований и установления между ними определенной иерархии и приоритетов. Особое значение эта функция общественных организаций и движений приобретает в условиях неразвитой партийной системы.
  • 2) Функция социальной интеграции и мобилизации предполагает объединение и организацию членов группы и их сторонников вокруг целей данного формирования. Функция эта может иметь и более широкий контекст, выходящий за рамки конкретного общественного объединения. Общественные организации и движения привлекают внимание общественности к острым проблемам, выдвигают свои варианты решения, добиваются общественной поддержки своим начинаниям.
  • 3) Функция социализации . Привлекая своих членов к решению общественно значимых проблем, общественные организации и движения способствуют формированию их активной жизненной позиции, повышению политической образованности и культуры, привлечению граждан к управлению государственными и общественными делами.
  • 4) Репрезентативная функция или функция представительства и защита интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами. Общественные организации и движения не только способствуют осознанию и выражению специфических интересов и потребностей своих членов, но и берут на себя обязательство представительства этих интересов, доведения требований группы до сведения государственных органов, политических партий, правящих элит.

Общественные движения, участвуя в общественной политической деятельности, могут выполнять следующие Функции:

  • - участвовать в образовании государственных структур;
  • - принимать участие в обсуждении и принятии политических решений;
  • - представлять и защищать интересы граждан;
  • - осуществлять социальный контроль;
  • - формировать общественное мнение и т.д.

Общественно-политические организации и движения – это добровольные объединения людей для выражения и реализации общественных интересов путем «давления» на публичную власть.

Они представляют собой разнообразные группы людей, имеющих определенные цели и требования к политической власти, которые становятся причиной их коллективных действий (профсоюзы, молодежные и женские движения, этнические и религиозные группы, ассоциации и т. д.). Как правило, в движение вливаются лица, не удовлетворенные деятельностью тех или иных партий, не желающие ограничивать себя рамками их уставов и программ, а также не имеющие четко выраженных политических интересов. Общественные организации – это инструмент для реализации потребностей , социальных и политических интересов людей. Они имеют широкий, массовый и подвижный состав участников, большую территориальную и национальную представленность. Социальная база движений широкая, пестрая – к одному и тому же общественному движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, национальных, конфессиональных и других групп.

Признаками общественно-политической организации являются: широкая социальная основа, массовость, самостоятельность, действенность, непосредственное выражение интересов народа, признание власти и противостояние ей. Общественно-политические движения, как правило, придерживаются только одной политической концепции и добиваются решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не комплекс целей (как партии).

Общественно-политические движения, не стремясь к власти, пытаются воздействовать на нее, обращая внимание данной власти на решение своих проблем. Центром политической активности в общественно-политическом движении выступает его ядро (авангард) – инициативные группы, клубы, союзы и т. д. В отличие от политической партии, в общественно-политическом движении отсутствуют формальная внутренняя иерархия, четко выраженное постоянное членство и соответствующие документы (программа, устав и пр.).

Задача общественных организаций – выражение, защита и реализация интересов различных социальных, профессиональных, возрастных и других групп общества.

Основные типы общественно-политических организаций: союзы и объединения, собрания и ассоциации, палаты и комитеты, вооруженные группы и группы давления.

Виды общественно-политических движений:

– в зависимости от сферы деятельности: социально-политические, этнополитические, конфессиональные, экономические, экологические, антивоенные, научные и т. д.;

– в зависимости от целей: революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национал-демократические и общедемократические;

– в зависимости от количества участников: массовые либо элитарные;

– в зависимости от места в политическом спектре: левые, центристские и правые;

– в зависимости от масштаба деятельности: местные, региональные, общефедеральные, межгосударственные и т. п.;

– в зависимости от социального состава: профессиональные, женские, молодежные;

– в зависимости от характера возникновения: сознательно организуемые и стихийные;

– в зависимости от методов действий: насильственные и ненасильственные.

Введение

Общественные организации и движения - это негосударственные образования, объединяющие людей по их интересам и профессиям. Они имеют богатую историю. Уже в древнем мире наряду с государством существовали объединения представителей, как правило, имущих классов и свободных граждан. Имели место они и в средневековый период истории человечества. В основе этих объединений лежали чаще всего религиозные идеи (рыцарские объединения, ордена крестоносцев и так далее).

Политические партии, являясь центром политической жизни общества, не охватывают своей деятельностью всего многообразия общественно-политических процессов. Деятельность политических партий как бы продолжается в деятельности многочисленных общественных организаций, в массовых социальных движениях.

Общественно-политическая организация и общественно-политическое движение: общее и особенное

Общественные движения и организации различаются по многим признакам: по своим целям, функциям, которые они выполняют по отношению к интересам своих членов, а также по отношению к государственной власти; по месту деятельности; по видам и методам деятельности; по характеру возникновения, по способам организации и так далее.

Например, по критерию цели бывают общественно-политические движения и организации революционные и контрреволюционные, реформаторские и консервативные, национально-демократические, общедемократические, экологические. По сферам деятельности: экономические, социальные, национальные, интернациональные, религиозные, научные, просветительские и другие. По месту деятельности: местные, региональные, общегосударственные, международные, действующие в парламенте (функции и другие объединения депутатов), внутри управленческих структур, в системе учебных и научных учреждений, в религиозной среде. По характеру возникновения: стихийные и сознательно организуемые; по способу организации: клубы, ассоциации, объединения, союзы, фронты; по социальному составу: молодежные, женские, профессиональные. Зеркин Д.П. Основы политологии: Курс лекций. Ростов., 1997. С. 302.

Какими бы многоразличными не были общественные движения и организации, все они так или иначе призваны выполнять две основные задачи: а) выражение и реализация групповых интересов; б) обеспечение участия членов той или иной группы или сообщества в управлении общественными делами и самоуправлении, а стало быть, в реализации принципов народовластия (демократии). Отсюда и глубинные причины возникновения общественных движений и организаций: неудовлетворенность групповых потребностей и интересов через деятельность институтов государственной власти и политических партий, наличие не решаемых структурами власти и управления экономических и социокультурных проблем.

Наличие разнообразных социальных потребностей и интересов само по себе еще не ведет к возникновению общественных движений и организаций. Фактор интересов срабатывает именно тогда, когда, во-первых, состояние неудовлетворительности интересов фиксируется в общественном сознании. Во-вторых, когда складываются определенные представления в массовом сознании о содержании групповых интересов и путях их удовлетворения. В-третьих, растет потребность у значительной части различных групп и слоев народа участвовать в принятии общественно-политических решений, связанных с реализацией интересов. Наконец, в-четвертых, при наличии соответствующих демократических структур в политической системе. В общем, общественные и общественно-политические движения и организации возникают на основе социально-групповых интересов, при условии развития самосознания тех или иных общественных групп, реализуемого в общественной активности, связанной с удовлетворением этих интересов. Там же. С 303.

В сложные, трудные времена, люди, пропитанные идеологическими противоречиями, сначала группируются в протестные движения и организации, затем уже начинают существовать народные фронты, объединения, массовые движения, причем внутри системных государственных, партийных, профсоюзных и молодежных структур: независимые профсоюзные организации, стачкомы, различные группы депутатов. В дальнейшем происходит интеграция движений и организаций, сформировавшихся как вне, так и внутри политической системы. Складываются такие движения, как: «Демократическая Россия», «Объединенный фронт трудящихся» и другие.

Хабермас Юрген, известный немецкий философ, социолог и политический мыслитель. В своих трудах уделял огромное внимание обществоведению, придавал не меньшее значение языку. Проблема общественно-политической практики сводилась им к проблеме взаимопонимания, языка политической власти, партии, социальных групп и так далее. В его идеях или по-другому концепциях, существует социально-политическая направленность. Так же Хабермас Юрген придавал огромное значение идеологической и политической надстройке. Он пытался выяснить, на каких принципах основывается действие господства, абстрактно представленное как отношение между господином и рабом. Накладывая эту схему на всю проблематику общественной жизни, он с ее помощью пытался объяснить механизмы, которые должны обеспечить сохранение и стабильность общества.

Главная проблема, по его мнению, состоит в том, что распределение прибавочного продукта покоится на привилегированном усвоении общественно производимого богатства господствующими слоями общества. При этом неравное распределение должно иметь «узаконенный» вид и фиксироваться в системе правовых норм. Как только вера в легитимность существующего порядка по каким-либо причинам снижается, освобождается сила, латентно скрытая в системе институтов, которая может привести к резким социальным разногласиям, конфликтам, кризису. Чтобы избежать такого развития событий, необходимо установить порядок, который должен быть основан на соответствующем распределении власти. Политическая энциклопедия / Под. ред. Г. Семигина - М., 1999. С. 575

В 80-е годы Хабермас Юрген развил идеи об инструментальном и коммуникативном действии в двухтомнике «Теория коммуникативного действия». Под коммуникативном действием Хабермас понимает такое воздействие индивидов, которое упорядочивается согласно нормам, принимаемым за обязательные. Если инструментальное действие ориентировано на успех, то коммуникативное - на взаимопонимание действующих индивидов, их консенсус. Оно предполагает координацию усилий. Там же. С 575

Так же по его идеям, коммуникативное действие, является средством социального взаимодействия и служит формированию солидарности. На всем протяжении теоретической деятельности Хабермаса, все подобные темы пересекались между собой и становились частями создаваемой им и постоянно совершенствуемой широкомасштабной теории коммуникативного действия.

В целом, понятие «общественно-политические движения» охватывает различные объединения граждан, ассоциации, союзы, фронты, которые не входят непосредственно в государственные и партийные структуры, но являются в той или иной мере субъектами политической жизни, сочетая в разной степени функции сотрудничества, оппонирования и критики, оппозиции и борьбы по отношению к государственным институтам и политическим партиям. Это понятие охватывает широкий спектр объединении - от оказывающих непосредственное влияние на принятие политических решений, отличающихся высоким уровнем организованности, структурированности, до сугубо политических, не имеющих четкого организованного ядра. Это многообразие составляет определенную трудность при типологизации движений, анализе причин их возникновения, идейно-политической позиции, социальной базы, взаимоотношений с властью. Вместе с тем можно выделить наиболее общие признаки общественно-политических движений, отличающие их от партий.

Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире, а цели намного уже и конкретнее, чем у партий. Это позволяет участвовать в движении людям с разными политическими взглядами, но поддерживающими конкретную политическую цель, ради решения которой создается и действует движение. Это обусловливает способность движений приобретать большой размах.

У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянством числом участников. Движения обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. В целом же основой движений являются солидарность и добровольность их участников. Политология: учебник для ВУЗов/ Под ред. М. Василика. М., 2006. С. 104

Общественно-политические движения стремятся воздействовать на власть, но сами, как правило, не добиваются власти.

Существуют множество типов общественно-политических движений:

  • - с точки зрения отношения к существующему строю движения бывают консервативными, реформаторскими и революционными;
  • - по идеологической основе - либерально-демократические, консервативные, социалистические;
  • - по национальному признаку - национально-освободительные, за самоопределение нации, культурно-национальную автономию и др.;
  • - по демографическому признаку - молодежные, студенческие и др.;
  • - по масштабам - международные, региональные, в стране, штате, республике;
  • - по методам и способам действия - легальные нелегальные, формальные, неформальные, ориентирующиеся на мирные или насильственные действия.

Общественно-политические движения выполняют важные функции:

  • - конденсируют интересы, настроения широких разнородных слоев населения:
  • - выдвигают цели, разрабатывают способы их достижения;
  • - создают крупную политическую силу, сосредоточенную на решении конкретной политической задачи;
  • - руководят массовыми выступлениями, организуют ненасильственные, а иногда и насильственные выступления.

Вторая половина и особенно конец XX века характеризуются ростом и усилием роли общественно-политических движений, что говорит о вовлечении огромного числа людей в политику.

Существуют различные варианты взаимоотношений общественно-политических движений с партиями.

Независимые общественно-политические движения не вступают в какие-либо отношения с партиями. Это происходит в том случае, когда участники движений, имея определенный политический интерес, вместе с тем не удовлетворены деятельностью партий. Многие участники движений вообще не хотят связывать себя с партийностью. Там же. С. 105

Создание некоторых движений инициируется партией или блоком партий с целью вовлечь в борьбу за выдвинутую политическую задачу широкие массы беспартийных.

Партии могут брать под контроль, руководитель движениями (например, за стихийными массовыми выступлениями протеста, социальной средой которых являются наименее социально защищенные слои, могут стоять партии, придерживающиеся стратегии дестабилизации общественной системы). Там же. С. 105

Добившись успеха в решении поставленных задач, политические движения обычно прекращают свое существование (так произошло, например, с движением против размещения крылатых ракет в Европе и другие), но в ряде случаев, когда выдвинутые задачи слишком сложны, их решение требует длительных усилий, доступа к рычагам власти, политические движения приобретают признаки партии и преобразуются в нее (так, например, произошло с движением «зеленых»). Таким образом, общественно-политические движения могут являться начальным этапом формирования партии, причем, став партией, они могут сохранять название «движения». Однако это вовсе не обязательный результат эволюции движения. Политические движения не вытесняют партии, не превращаются в этап их формирования.

Существует несколько причин интереса людей к общественным движениям и организациям. Во-первых, в последние годы, а может быть, и в последние десятилетия, политические партии все больше теряют свой авторитет среди широких народных масс и особенно среди молодежи. Людям подчас надоедает славословие и политические игры партийных лидеров, которые часто используют доверие рядовых членов партий в своих личных интересах - любой ценой пробиться к власти. Это видят люди со стороны и не хотят вступать в ту или иную партию, не хотят быть разменной монетой в политических играх.

Кроме того, членство в политической партии обязывает к дисциплине, требует голосовать на выборах только за кандидата своей партии. Людям, и в первую очередь молодежи, больше по душе широкая демократия общественных организаций, их подлинная самоуправляемость. Человек может свободно переходить из одной организации в другую, участвовать в любом массовом движении, не связывая себе руки ни с одним из них.

Во-вторых, массовые общественные организации и движения привлекают в свои ряды многочисленных сторонников тем, что не придерживаются строго в своей деятельности какой-либо идеологической концепции. Идеология - удел политической партии. А народ часто не видит проку ни в одной идеологии. Их главным содержанием являются политические проблемы, вопросы власти, а не материальные интересы простых людей, их повседневные нужды.

Для массовых движений и организаций характерно сегодня стремление выйти за рамки существующих идеологических систем, по-новому осмыслить реалии современного мира, выдвинуть альтернативные идеи и концепции, адекватно отражающие жизненные проблемы современности.

Искать альтернативу путям развития современной цивилизации заставляет сама нынешняя действительность, которая по оценке многих видных ученых - и обществоведов и естествоиспытателей - ведет все больше в тупик, к общечеловеческой катастрофе: термоядерной, экологической, продовольственной. Осознание этого расширяет круг участников альтернативных движений. Воробьев К.А. Политология: учебное пособие для ВУЗов. М., 2005. С. 225

В-третьих, возрастание интереса широких народных масс к общественным движениям и организациям обуславливается и тем, что эти движения быстрее схватывают новизну социальной обстановки, быстрее откликаются на изменение ситуации, полнее учитывают в своих требованиях повседневные, сиюминутные нужды народа. Политические партии в определенной мере связаны партийной идеологией, которая не может быстро меняться, она сохраняет устойчивость в течение относительно длительного периода времени.

Общественно-политические движения и организации, в зависимости от их связи с политической системой, могут быть институционализированными (формальными) и неинституционализированными (неформальными). Первые, если можно так сказать, признаны политической системой в качестве ее составного элемента и функционируют в соответствии с комплексом формальных правил. Вторые возникают и действуют вне системы, по правилам, не предписанным ей. Это так называемые неформальные организации. Однако в общественно-политической жизни все подвержено динамике. Возможны и взаимопревращения общественных организаций. Некоторые неформальные движения и организации превращаются в формальные и даже в политические партии. Такова диалектика многих неформальных организаций в бывшем СССР.

Организация Объединенных Наций (ООН) - международная организация суверенных государств, созданная в 1945 на конференции в Сан-Франциско по инициативе ведущих государственных участников антигитлеровской коалиции на основе добровольного объединения их усилий. ООН родилась в результате великой победы над фашизмом. Основы ее деятельности и структура разрабатывались в ходе 2-ой мировой войны (1939-1945). Г. Семигин. Указ. соч. С. 86

В целом деятельность ООН направлена на мирное сосуществование, на мирные отношения между государствами, если быть точнее, то существует Устав ООН, целями которого являются: поддержание международного мира и безопасности, предотвращение и устранение угрозы миру и подавление актов агрессии, улаживание или разрешение мирными средствами международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира; развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов; осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, культурного, и гуманитарного характера и воспитание уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии; осуществление роли центра по согласованию действий государств, направленных на достижение этих целей. В Уставе так же предусмотрены принципы международного сотрудничества, закреплены такие моменты, как добросовестное разрешение споров только мирными средствами. Там же. С 87

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
«Предприятие»

Председатель профкома
ОАО «Предприятие»

З.З. Защитников

Генеральный директор
ОАО «Предприятие»

Д.Д. Директоров

КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР
на _________гг

ОГЛАВЛЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………………………………
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………………………………… …….
Раздел II. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗА………………………………………………………………………..
Раздел III . ДОГОВОРЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА …………………………………………………………….
Раздел IV. РЕЖИМ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЯ ОТДЫХА ………………………………………………………………
Раздел V. ДОГОВОРЕННОСТИ ПО ВОПРОСАМ ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ПРИ ПОТЕРЕ РАБОТЫ…………………………………………………………………………………………………………………………
Раздел VI. ДОГОВОРЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА…………………………………………………………………………………
Раздел VII. ДОГОВОРЕННОСТИ О ВЫПЛАТЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ ФОРМАХ ПООЩРЕНИЯ РАБОТНИКОВ ………………………………………………………………………………………………………..
Раздел VIII. ДОГОВОРЕННОСТИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ…………………………………………..
Раздел IX. ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………….
Раздел X. ДОГОВОРЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА ……………………………………………………………..
Раздел XI. КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА……………..

Приложения
Приложение 1. Правила внутреннего трудового распорядка……………………………………………………….
Приложение 2. Положение об оплате труда работников…………………………………………………………….
Приложение 3. Положение о премиальной оплате труда…………………………………………………………….
Приложение 4. Положение о нематериальных видах поощрений………………………………………………..
Приложение 5. Положение о негосударственном пенсионном обеспечении работников……………….
Приложение 6. Особое мнение профкома………………………………………………………………………………….
Приложение 7. Состав комиссии по разработке коллективного договора…………………………………….

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящий Коллективный договор — правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в ОАО «Предприятие».
2. Сторонами Коллективного договора являются работники ОАО «Предприятие» в лице председателя профсоюзного комитета (профкома) и работодатель в лице генерального директора ОАО «Предприятие».
3. Все положения коллективного договора разработаны в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ), Законом Кр-ской области «О социальном партнерстве», соглашением «О социальном партнерстве между Администрацией Кр-ской области, Федерацией профсоюзных организаций области и объединениями работодателей», иными законодательными и нормативно-правовыми актами. В случае изменения действующего законодательства, стороны обязаны вносить в договор соответствующие изменения. В коллективный договор включены нормативные положения, на которые в ТК РФ или иных нормативно-правовых актах содержится прямое предписание об обязательном закреплении этих положений в коллективном договоре. Приложения к коллективному договору являются его обязательными и неотъемлемыми частями.
4. В случае пересмотра норм законодательства в сторону снижения прав работников на период действия настоящего договора на предприятии сохраняются прежние нормы, если это не приводит к существенному ухудшению финансового состояния предприятия.
5. Стороны, заключившие настоящий коллективный договор обязуются строить свои отношения друг с другом на принципах:
» сотрудничества, уважения интересов друг друга, стремления к достижению компромиссных решений;
» соблюдения норм ТК РФ, других нормативно-правовых документов и коллективного договора;
» равноправия и полномочности представителей сторон;
» добровольного принятия обязательств;
» реальности выполнения принимаемых обязательств.
6. Стороны признают, что экономической основой обязательств коллективного договора является успешная финансово-хозяйственная и производственно-коммерческая деятельность предприятия. При наличии финансовых возможностей работодатель может в одностороннем порядке (с учетом мнения профкома) вводить льготы и преимущества, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными ТК, настоящим коллективным договором и иными нормативно-правовыми актами.
7. Изменения и дополнения в коллективный договор вносятся на основе письменных предложений сторон. В срок до 5 дней после подачи предложения должно быть принято согласованное решение.
8. Коллективный договор заключается сроком на три года, вступает в силу со дня подписания его сторонами и действует в течение всего срока. Стороны имеют право дополнительно продлить действие Коллективного договора на срок до 3 лет.
9. Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования ОАО «Предприятие», расторжения трудового договора с действующим генеральным директором. При реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) ОАО «Предприятие» коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.
10. Работодатель обязуется не позднее одного месяца с момента подписания довести текст настоящего коллективного договора до сведения работников ОАО «Предприятие» путём выпуска отдельной брошюры тиражом не менее 200 экземпляров.
11. Полный текст коллективного договора, вместе с изменениями, дополнениями и приложениями к нему хранится в отделе кадров для ознакомления с ним принимаемых на работу, также экземпляры коллективного договора в обязательном порядке имеются в юридическом отделе, планово-экономическом отделе, бухгалтерии, профсоюзном комитете.
12. Толкование условий коллективного договора и их применение осуществляется комиссией, разработавшей проект Коллективного договора.

Раздел II. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗА

Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социальных, трудовых прав и интересов.
1. Работодатель признает профсоюзный комитет представителем и защитником интересов членов профсоюза — работников предприятия. Взаимоотношения работодателя и профкома строятся на основании ТК РФ и Закона РФ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности».
2. Профком осуществляет надзор и контроль соблюдения работодателем законодательства о труде и коллективного договора, выявляет, выражает и защищает законные интересы работников, членов профсоюза
3. Работодатель не вправе вмешиваться в деятельность профкома и его подразделений, отменять, изменять или требовать отмены ранее принятых им решений, если эти решения не противоречат законодательству и коллективному договору.
4. Работодатель учитывает мнение профкома в следующих случаях:
» установление системы оплаты труда, форм материального поощрения, утверждение положений о премировании (ст.135 ТК РФ);
» привлечение работников к работе в дни отдыха (ст.113 ТК РФ);
» утверждение инструкций по охране труда (постановление Минтруда РФ от 01.07.93 № 129);
» суммированный учет рабочего времени (ст.104 ТК РФ);
» введение, замена и пересмотр норм труда (ст.162 ТК РФ);
» разрешение на сверхурочные работы (ст.99 ТК РФ);
» утверждение графиков сменности (ст.103 ТК РФ)
» очередность предоставления отпусков (ст. 123 ТК РФ);
» увольнение по инициативе администрации работников — членов профсоюза по следующим пунктам ТК РФ: п.2 пп. б, п.3, п.5 ст. 81 ТК РФ, ст. 374
5. Цехкомам делегируются права профкома в области взаимоотношений с администрацией цехов, которые строятся на основе взаимных соглашений и настоящего договора.
6. Увольнение руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов предприятия, его структурных подразделений (не ниже цеховых), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа.
7. Работодатель обязуется предоставлять председателю профкома цеха (отдела), не освобожденному от основной работы, для выполнения общественных обязанностей, связанных с выявлением реализацией и защитой интересов работников, до 8 часов в месяц с сохранением среднего заработка, за исключением случаев, когда отсутствие на рабочем месте в этот период не допускается по производственной необходимости и невозможно произвести подмену.
8. Для прохождения краткосрочной профсоюзной учебы, участия в качестве делегатов на Съездах (конференциях, пленумах, иных мероприятиях, проводимых областной профсоюзной организацией) работодатель обязуется предоставлять председателю профкома цеха (отдела), не освобожденному от основной работы, суммарно до 3 дней в году, с сохранением среднего заработка, за исключением случаев, когда отсутствие на рабочем месте в этот период не допускается по производственной необходимости и невозможно произвести подмену.
9. В целях создания условий для деятельности профсоюза работодатель предоставляет профкому в бесплатное пользование не менее одного служебного кабинета, мебель, средства связи, транспорт (ст.377 ТК РФ), организует за свой счет уборку и своевременный ремонт помещений, а также ремонт и обслуживание оргтехники. Работодатель обязуется по заявке профкома проводить машинописные, множительные и переплетные работы.
10. Для расширенных заседаний профкома и учебы профактива, при отсутствии запланированных на это же время других мероприятий, работодатель предоставляет профкому учебный класс предприятия.
11. Работодатель на основании личных заявлений обеспечивает удержание членских профсоюзных взносов из заработной платы работников членов профсоюза и их своевременное перечисление профкому через бухгалтерию предприятия в сроки выплаты заработной платы работникам предприятия.
12. Профком имеет право участвовать в урегулировании трудовых споров через своих полномочных представителей в комиссии по трудовым спорам.
13. Работники профкома, освобожденные от основной работы, обладают такими же трудовыми правами, гарантиями, льготами, как и другие работники предприятия.
14. При наличии производственной возможности, по согласованию с работодателем профком имеет право проводить в рабочее время следующие мероприятия:
» Переговоры с администрацией по заключению коллективного договора и его обсуждению.
» Контроль выполнения коллективного договора.
» Заседание профкома (не более 1 раза в месяц с участием не более 15 человек, продолжительностью в рабочее время не более 1 часа).
15. Работодатель признает право профкома на информацию по социально-экономическим вопросам, не содержащим коммерческой тайны. Председатель профкома имеет право участия на еженедельных диспетчерских совещаниях.
16. Профком имеет право излагать информацию о деятельности профсоюза и его органов, оповещать о предстоящих профсоюзных мероприятиях в газете «Новая техника», информационных выпусках Отдела кадров, информационных стендах.

Раздел III . ДОГОВОРЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА

1. Оплата труда — система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с ТК РФ, иными нормативно-правовыми актами, Коллективным договором, локальными нормативно-правовыми актами и трудовыми договорами. Заработная плата — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
2. Система оплаты труда, регулируется Положением об оплате труда (Приложение 2) и Положением о премиальной оплате (Приложение 3), утверждаемыми генеральным директором по согласованию с профкомом, трудовым договором. Работники в обязательном порядке знакомятся с указанными документами при приеме на работу, а также в любой момент могут ознакомиться с ними в отделе кадров, планово-экономическом отделе или профсоюзном комитете.
3. Заработная плата выплачивается два раза в месяц. Первая часть выплачивается с 5 по 10 число месяца следующего за отчетным, вторая часть заработной платы выплачивается с 20 по 25 число, месяца следующего за отчетным. Заработная плата выплачивается в денежной форме в кассе предприятия либо перечисляется на карточный счет работника в обслуживающем предприятие банке.
4. Выплата первой части заработной платы для работников на повременной оплате труда должна быть не менее должностного оклада (тарифа) за фактически отработанное время без учета надбавок, премий, районного коэффициента.
5. Выплата первой части заработной платы для работников на сдельной оплате труда устанавливается в фиксированном размере, которая корректируется на фактически отработанное время без учета работы в выходные и сверхурочные часы:
» Ученикам всех подразделений — 1 500 руб.
» Остальным работникам — 3 000 руб.
6. С первой части заработной платы удерживается налог на доходы физических лиц. У работников, с которых производятся удержания из заработной платы (плата за заводское общежитие, по исполнительным листам и т.п.), сумма первой части снижается на 70% за каждый вид удержания.
7. Работникам, уволенным до момента расчета первой части заработной платы, первая часть не выплачивается.
8. Оплата промежуточных выплат (больничные, отпускные, внеплановые авансы, материальная помощь и прочее) производится по мере оформления документов еженедельно, как правило, по четвергам.
9. Стороны признают, что экономической основой повышения уровня заработной платы работников предприятия является рост производительности труда, включающий увеличение выпуска продукции на одного работника, выполнение трудовых обязанностей меньшей численностью, внедрение организационно-технологических инноваций, осуществление модернизации производства. Стороны договорились, что экономически обоснованным ростом средней заработной платы на предприятии является такой рост, при котором темп роста средней заработной платы не превышает, рост объема реализации основной продукции на 1 работника. При соблюдении экономически обоснованного темпа роста средней заработной платы работодатель обязуется обеспечить ежегодный прирост средней заработной платы на предприятии не ниже, чем на 12,0%.
10. Индексация заработной платы проводится по согласованию с профкомом, ежегодно в размере 10%, при этом стороны договорились, что размер индексации не будет превышать разницу между годовым темпом роста выручки от реализации основной продукции на 1 работника и темпом роста средней заработной платы.
11. Работодатель обязуется прилагать усилия по недопущению случаев начисления заработной платы ниже прожиточного уровня в г. Кр-ске работникам промышленно-производственного персонала, занятого полный плановый месячный фонд рабочего времени и выполнивших полный объем месячного производственного задания. Работодатель обязуется ежемесячно анализировать указанные случаи и по результатам анализа принимать необходимые меры, включая изменение уровня оплаты труда, перераспределение трудовых обязанностей с сокращением низкооплачиваемых работников.
12. См. Приложение 6 к коллективному договору.

Раздел IV. РЕЖИМ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЯ ОТДЫХА

1. Рабочее время — время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени. Трудовой распорядок определяется правилами внутреннего трудового распорядка (Приложение 1).
2. Продолжительность рабочей недели составляет 40 часов. Время работы в день, предшествующий нерабочему праздничному дню, сокращается на 1 час.
3. Работодатель обязуется обеспечить точный учет рабочего времени работника. Учет рабочего времени может осуществляться с применением автоматизированной системы контроля пропускного режима. Профком обязуется оказывать работодателю содействие в обеспечении работниками трудовой дисциплины и правил внутреннего распорядка. По представлению работодателя профком обязан применять к нарушителям трудовой дисциплины меры общественного воздействия.
4. Всем работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы и среднего заработка. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска устанавливается 28 календарных дней, Удлиненный основной ежегодный отпуск предоставляется работникам, имеющим инвалидность, — 30 календарных дней, работникам моложе 18 лет — 31 календарный день.
5. Работникам предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, продолжительность которых определяется в календарных днях (ст.120 ТК РФ).
» Работникам с ненормированным рабочим днем (кроме работников, которым выплачивается надбавка за ненормированный рабочий день) — 3 календарных дня.
» Общественным уполномоченным по охране труда (согласно перечня, утвержденного генеральным директором) — 3 календарных дня.
» Работникам, занятым на работах с вредными условиями труда дополнительный отпуск предоставляется согласно перечня, утверждаемого генеральным директором при обязательном согласовании профсоюзного комитета. Один экземпляр перечня хранится у председателя профкома.
» Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы — 14 календарных дней (ФЗ 1244-1 от 15.05.2003 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»)
» В иных предусмотренных законодательством и коллективным договором случаях.
6. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются и не оплачиваются.
7. О времени начала отпуска работник должен быть извещен не позднее, чем за две недели до его начала.
8. По семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, продолжительность которого определяется по соглашению между работником и работодателем.
9. На основании письменного заявления работника работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы (ст.128 ТК РФ):
» участникам Великой Отечественной Войны — до 35 календарных дней в году.
» работающим пенсионерам по старости — до 14 календарных дней в году.
» родителям и супругам военнослужащих, погибших или умерших вследствие ранения, контузии или увечья — до 14 календарных дней.
» работающим инвалидам — до 60 календарных дней в году.
» работникам в случае рождения ребенка, регистрации брака, смерти близких родственников — до 5 календарных дней в году.
» матерям, ведущих своих детей в первый класс — до 30 календарных дней в году.
» работникам при поступлении в учебные заведения, имеющие государственную аккредитацию — до 15 календарных дней в году (ст.173, 174 ТК РФ).
» ветеранам Российской Федерации — до 30 рабочих дней в году (для отдельных категорий ветеранов до 14 рабочих дней в году) в соответствии с ФЗ № 5 от 12.01.95 г.
10. Все остальные вопросы режима рабочего времени и отдыха регулируются ТК РФ, иными нормативными правовыми актами

Раздел V. ДОГОВОРЕННОСТИ ПО ВОПРОСАМ ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ПРИ ПОТЕРЕ РАБОТЫ

1. Работодатель признает, что занятость — важное условие благополучия работника, и будет принимать все необходимые меры по сохранению рабочих мест, соблюдению условий трудовых договоров. Профком признает, что в условиях рыночной экономики, оптимизация численности, в том числе при обновлении основных фондов и технологии, является одним из необходимых способов повышения эффективности работы предприятия.
2. Работодатель обязуется при необходимости сокращения:
-проводить консультации с профкомом по всем случаям ликвидации рабочих мест и сокращения численности;
-уведомлять профком в срок не менее чем за три месяца о предстоящем массовом сокращении численности. Массовым увольнением работников стороны именуют расторжение трудовых договоров с работниками по основаниям, предусмотренным п.2 ст. 81 ТК РФ, в количестве 50 и более работников в течение 30 дней, 100 и более работников в течение 90 дней (Постановление Правительства РФ № 99 от 05.02.1993).
3. Для сохранения численности работодатель обязуется принимать следующие меры:
-закрытие приема работников на вакантные места;
-внутрипроизводственное перемещение работников;
-перевод работников на режим неполного рабочего дня;
-предоставление работникам отпуска без сохранения заработной платы;
4. При сокращении численности работодатель обязуется лицам, предупрежденным о сокращении, предоставлять 4 рабочих смены в течение двух месяцев, со дня предупреждения для поиска нового места работы с оплатой, исходя из средней заработной платы, если в указанный срок работник не находился в простое и имел возможность (время) для поиска работы.
5. Остальные социальные гарантии в сфере занятости и социальной защищенности при увольнении предоставляются в соответствии с ТК РФ, иными нормативными правовыми актами РФ.
6. Компенсация при увольнении выплачивается в сроки, предусмотренные настоящим коллективным договором, для выплаты заработной платы.
7. Работодатель обязуется не допускать случаев одновременного увольнения по сокращению штатов работников-супругов при наличии у них несовершеннолетних детей.
8. Работодатель обязуется содействовать работнику желающему повысить квалификацию, пройти переобучение и приобрести другую профессию, путем организации внутрипроизводственного обучения.

Раздел VI. ДОГОВОРЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ, ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И АТТЕСТАЦИИ ПЕРСОНАЛА

Условия для профессионального роста
1. Для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, работодатель организует индивидуальное, курсовое и другие формы профессионального обучения на производстве за счет средств, направленных на подготовку персонала.
2. Работодатель создает необходимые условия для профессионального роста работников:
-организует на предприятии систему профессиональной подготовки персонала, чтобы каждый работник имел возможность повысить квалификацию по своей специальности;
-организует обучение вновь поступающих работников, переподготовку и обучение рабочих вторым профессиям.
-организует работу с резервом кадров с целью формирования контингента высококвалифицированных и подготовленных к руководящей работе кадров.
3. Работодатель производит доплату квалифицированным рабочим — инструкторам производственного обучения, специалистам, осуществляющим подготовку, переподготовку, обучение профессии, повышение квалификации кадров. Размер доплаты устанавливается Положением о доплате за обучение, которое утверждается генеральным директором по согласованию с профкомом.
Гарантии для работников, совмещающих работу с учебой
4. Работодатель предоставляет работникам, совмещающим работу с обучением, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством (глава 26 ТК РФ).
5. Предоставление дополнительных учебных отпусков осуществляется работодателем по письменному заявлению работника с приложением справки-вызова из учебного заведения, копии документа о государственной аккредитации учебного заведения, справки об успешности обучения в них.
6. Работникам, обучающимся в образовательных учреждениях, не имеющих государственной аккредитации, оплачиваемый учебный отпуск не предоставляется.
7. Оплата дополнительного учебного отпуска работников, получающих второе высшее или среднее профессиональное образование, осуществляется исходя из потребности работодателя в специалистах данной квалификации.
Право работника на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации
8. Работодатель содействует государственной политике в области подготовки кадров на основе:
— оказания содействия в профессиональной подготовке;
— создания условий для профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работающих.
9. Освобождаемым работникам на период профессиональной подготовки (переподготовки) производится выплата среднего заработка по прежнему месту работы (если обучение проводится с отрывом от работы).
10. Платное обучение работника второй профессии, получение среднего профессионального или высшего образования может осуществляться за счет средств работодателя, исходя из потребности в соответствующих специальностях, уровня образования и деловых качеств работника, а также финансовых возможностей работодателя.
11. В случае приобретения работниками второй профессии, не связанной с производственной необходимостью, обучение осуществляется за счет средств самих работников.
12. С лицами, ищущими работу, и с работниками предприятия (ученики) заключается ученический договор на обучение. Ученикам работодатель выплачивает ежемесячно стипендию, пересчитываемую на фактическое время обучения. Размер доплаты устанавливается Положением о доплате за обучение, которое утверждается генеральным директором по согласованию с профкомом.
13. В случае если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по ученическому договору, в том числе не приступает к работе, он обязан возвратить полученную за время ученичества стипендию, а также возместить работодателю другие понесенные в связи с ученичеством расходы.
14. В случае отчисления за неуспеваемость, непосещение занятий по вине обучающегося или несоблюдение условий ученического договора на обучение (переобучение) в платных учебных заведениях или на платных целевых курсах работники по требованию работодателя обязаны возместить понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.
Использование работника по полученной квалификации.
15. По окончании профессионального обучения рабочему присваивается квалификация (разряд, класс, категория) по профессии согласно тарифно-квалификационному справочнику и предоставляется работа в соответствии с полученной квалификацией при наличии вакансии в штатном расписании.
16. В случае, если в штатном расписании нет вакансии на момент сдачи квалификационного экзамена, то присвоенный квалификационной комиссией разряд считается действительным в течение одного года, при появлении вакансии работодатель осуществляет перевод данного работника приказом по предприятию.
Аттестация персонала
17. В целях определение степени определения соответствия знаний, умений, навыков работников предприятия требованиям, предъявляемых специальностью и должностью, определения обоснованной потребности в обучении Работодатель систематически проводит аттестацию персонала.
18. Аттестации не подлежат:
-молодые специалисты (выпускники ВУЗов текущего года и не имеющих опыта работы по данной специальности) в течение первого года работы;
-беременные женщины;
-женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком, подлежат аттестации не ранее чем через 6 месяцев после их выхода на работу.
19. Аттестация может проводиться как в форме тестирования, так и в форме собеседования с членами аттестационной комиссии на знание ключевых вопросов, необходимых для качественного и эффективного исполнения должностных обязанностей. Форма проведения аттестации в обязательном порядке определяется в приказе о проведении аттестации.
20. Результаты аттестации служат основанием для присвоения квалификационного разряда, разряда единой тарифной сетки (ЕТС). Результаты аттестации могут также служить основанием для премирования (в случае положительных результатов) и уменьшения премии (в случае отрицательных результатов) работников, прошедших аттестацию, согласно «Положения об оплате труда», а также для пересмотра присвоенного разряда ЕТС, уста-новления доплат.
21. В случае неудовлетворительных результатов двух аттестаций подряд, руководитель структурного подразделения принимает решение о переводе данного работника (с его согласия) на другую работу.
22. К работникам, подлежащим аттестации, не явившимся без уважительных причин на аттестацию, могут быть применены меры дисциплинарного взыскания: лишение дисциплинарной надбавки, уменьшение премии (в соответствии с «Положением о премиальной оплате труда», данного подразделения). Уважительными являются следующие причины неявки на аттестацию:
-отпуск (очередной, дополнительный, учебный, административный);
-болезнь.
23. Для проведения аттестации и разрешения всех спорных вопросов создается постоянно действующая комиссия, назначаемая приказом по предприятию, в состав которой входит представитель профсоюзной организации.
24. В случае несогласия аттестуемого работника с результатами аттестации, он может подать в течение 1 недели председателю аттестационной комиссии заявление с просьбой пересмотреть результаты аттестации.
25. Члены аттестационной комиссии обязаны принять решение по данному заявлению в течение 7 дней с даты подачи заявления. В случае признания результатов аттестации по данному работнику неверными — готовится решение аттестационной комиссии об отмене предшествующего результата аттестации по данному работнику и принимается новое решение в соответствии с пересмотренными результатами, которое представляется на утверждение заместителю генерального директора — директора по экономике.

Раздел VII. ДОГОВОРЕННОСТИ О ВЫПЛАТЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ ФОРМАХ ПООЩРЕНИЯ РАБОТНИКОВ

1. Работодатель предоставляет материальную помощь:
-При рождении ребенка в размере — 2 000 руб. В случае работы на предприятии обоих супругов материальная помощь выплачивается матери в размере — 3 000 руб. Для получения материальной помощи при рождении ребенка необходимо представить в отдел кадров заявление от работника о предоставлении материальной помощи, копию свидетельства о рождении ребенка. Заявление согласуется отделом кадров (подтверждение факта работы, отсутствие дисциплинарных взысканий), профкомом, директором по экономике.
-Работникам, призываемым в армию для прохождения срочной службы — 500 руб. Для получения материальной помощи работникам, призываемым в армию для прохождения срочной службы, председатель профсоюзного комитета подает ходатайство в отдел кад-ров. Заявление согласуется отделом кадров (отсутствие дисциплинарных взысканий, на-личие повестки военкомата), профкомом, директором по экономике.
-Работникам, призванным в армию с предприятия и вернувшимся на работу после демобилизации из Вооруженных Сил РФ в сумме — 2 000 рублей. Для получения материальной помощи работникам, вернувшимся на работу после демобилизации, отдел кадров подготавливает ходатайство с указанием стажа работы, отсутствием дисциплинарных взысканий. Ходатайство согласуется председателем профсоюзного комитета, заместителем генерального директора — директором по экономике.
-Женщинам, отработавшим на предприятии не менее 10 лет к датам 50, 55, 60 лет, мужчинам, отработавшим на предприятии не менее 15 лет к датам 50, 60, 65 лет к юбилейным датам работников — 1 000 руб. Женщинам, отработавшим на предприятии не менее 15 лет к датам 65 лет и более, мужчинам, отработавшим на предприятии не менее 20 лет к датам 70 лет и более — 3 000 руб. Работникам, отработавшим на предприятии не менее 5 лет и выходящим на пенсию — 500 руб. Для получения материальной помощи к юбилейным датам, выходу на пенсию, руководителю структурного подразделения необходимо представить в отдел кадров ходатайство, согласованное с председателем профсоюзного комитета. Заявление согласуется отделом кадров (подтверждение стажа работы, отсутствие дисциплинарных взысканий), председателем профкома, директором по экономике.
-На похороны умерших работников предприятия, их близких родственников (отец, мать, жена, дети, муж) — 3000 руб. На похороны умерших пенсионеров — ветеранов и заслуженных ветеранов ОАО -«Предприятие» — 2000 руб. Для получения материальной помощи на погребение необходимо представить заявление на имя генерального директора с ходатайством руководителя подразделения и председателя профсоюзного комитета, копию свидетельства о смерти. Заявление согласуется директором по экономике.
2. Указанные суммы материальной помощи могут быть увеличены приказом генерального директора без согласования с профкомом.
3. Работодатель предоставляет материальную помощь особо нуждающимся работникам. Помощь оказывается одному работнику не более одного раза в год. Общая сумма материальной помощи для выплаты особо нуждающимся работникам определяется сметой коллективного договора. Распределение материальной помощи осуществляется профкомом.
4. Работодатель имеет право уменьшить или отказать в выплате любого вида материальной помощи при наличии нарушения трудовой дисциплины работником за текущий год.
5. Распоряжение (приказ) о выдаче любого вида материальной помощи подписывается генеральным директором.
6. Общая сумма ежегодных выплат материальной помощи в соответствии с настоящим разделом составляет 500 тыс.руб.
7. Работодатель не предоставляет гарантии кредитным учреждениям по возврату ссуд, полученных работниками предприятия.
8. На предприятии действует Положение о нематериальных видах поощрения работников (Приложение 4), включающее порядок присвоения звания «Ветеран труда», «Заслуженный ветеран труда», награждение Почетной грамотой предприятия, вынесение благодарности.
9. Присвоение званий «Заслуженный ветеран ОАО «Предприятие», «Ветеран ОАО «Предприятие» проводится ежегодно к профессиональному празднику Дню машиностроителя. Квота на присвоение звания «Заслуженный ветеран ОАО «Предприятие» — 3 человека, на присвоение звания «Ветеран ОАО «Предприятие» — 8 человек.
10. Работники, имеющие звание «Заслуженный ветеран ОАО «Предприятие» имеют право:
» на предоставление очередного отпуска в удобное для них время;
» на первоочередное получение путевки в санаторий или дом отдыха на льготных условиях в профсоюзном комитете;
» иные льготы по решению профсоюзного комитета.
11. Работники, имеющие звание «Ветеран ОАО «Предприятие» имеют право на льготы по решению профсоюзного комитета.
12. С целью стимулирования эффективного производительного труда, снижения уровня текучести кадров работодатель финансирует программу дополнительного (негосударственного) пенсионного обеспечения работников предприятия (Приложение 5).

Раздел VIII. ДОГОВОРЕННОСТИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

1. Учитывая технологические особенности производства, а именно 2х и 3х сменный режим работы подразделений предприятия, требования промышленной безопасности о четком соблюдении времени начала производственного процесса, работодатель обеспечивает за счет собственных средств бесплатную доставку работников на работу и с работы служебным транспортом, согласно установленным приказом генерального директора графикам и маршрутам.
2. Ежегодно на финансирование, организуемых профкомом выездов работников на посадку, окучивание и уборку картофеля выплачиваются 30 тыс.руб.
3. Ежегодно на финансирование путевок в оздоровительные лагеря и санатории-профилактории для работников и их детей за счет средств предприятия — 350 тыс.руб.
4. Работодатель обеспечивает (в том числе путем привлечения сторонних организаций) функционирование на территории предприятия столовой.
5. Работодатель, по заявкам профкома, предоставляет транспорт для оказания транспортных услуг на похоронах умерших работников (пенсионеров) предприятия.
6. Профком обязуется совместно с работодателем организовывать ежегодно в весенний и осенний период субботники по уборке территории предприятия.

Раздел IX. ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С целью формирования благоприятного психологического климата в трудовом коллективе Работодатель за свой счет финансирует культурно-массовые мероприятии и социальные программы, организуемые профсоюзным комитетом в следующих размерах:
1 Ежемесячные выплаты в размере 85 тыс.руб., в том числе:
» На проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, включая оплату аренды спортивных сооружений, участия в спортивных соревнованиях, приобретение спортивной формы и спортивного инвентаря, поощрение активных участников физкультурно-спортивной жизни предприятия — 25 тыс.руб.
» На финансирование деятельности заводского хора — 5 тыс.руб.
» На финансирование деятельности Совета ветеранов, включая материальную помощь неработающим пенсионерам предприятия — 55 тыс.руб.
2 Ежегодные выплаты на празднование различных праздников в размере 580 тыс.руб., в том числе:
» На проведения мероприятий по празднованию общегосударственных а также профессиональных праздников (День 8 Марта, День 23 февраля, День молодежи, Дня старшего поколения, День машиностроителя, День металлурга) — 280 тыс.руб.
» На проведение мероприятий по празднованию Дня Победы — 170 тыс.руб.
» На празднование Нового Года, включая приобретение подарков для детей работников 130 тыс.руб.
3 Всего по данному разделу на финансирование культурно-массовой работы ежегодно предусматривается в финансовом плане предприятия 1’600,00 тыс.руб.

Раздел X. ДОГОВОРЕННОСТИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

Исходя из признания и обеспечения приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия, работодатель признаёт свою обязанность по созданию здоровых и безопасных условий труда в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных актов об охране труда.

Работодатель гарантирует права работников на охрану труда и обязуется:
1. Своевременно проводить инструктаж, обучение, стажировку на рабочем месте и проверку требований охраны труда и промышленной безопасности работников предприятия в соответствии с законодательством;
2. Не допускать к работе лиц, не прошедших инструктаж, обучение, стажировку и проверку знаний требований охраны труда и промышленной безопасности;
3. Информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о полагающихся им компенсациях и средств индивидуальной защиты;
4. Внедрять безопасные технологии, оборудование.
5. Осуществлять обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев и профзаболеваний;
6. Работникам, занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, в полном объеме предоставлять льготы и компенсации, предусмотренные законодательством РФ о труде. Перечень льгот и компенсаций согласуется профкомом и утверждается генеральным директором.
7. Обеспечить бесплатную выдачу молока работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, согласно утверждённому генеральным директором перечню профессий и должностей, имеющих право на бесплатное получение молока.
8. На работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, обеспечивать работников защитными дерматологическими и моющими средствами для мытья тела и рук.
9. Обеспечить наличие аптечек, укомплектованных медикаментами первой необходимости и перевязочными материалами.
10. Обеспечить условия и охрану труда женщин и в том числе:
-ограничение применения их труда в ночное время;
-осуществление комплекса мероприятий по выводу женщин с тяжелых физических работ и работ с вредными и опасными условиями труда;
-выполнение мероприятий по механизации ручных и тяжелых физических работ в целях соблюдения норм предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, установленных постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 6.02.93 г. № 105 (нормами предусмотрена предельно допустимая масса груза 10 кг подъема и перемещения тяжестей при чередовании с другой работой, а при подъеме и перемещении тяжестей постоянно в течение рабочей смены предусмотрена предельно допустимая масса груза 7 кг).
-беременных женщин освобождать от работы с сохранением заработной платы для прохождения медицинских обследований, если последние не могут быть проведены во внерабочее время;
11. Проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда.
12. При строительстве новых и реконструкции действующих зданий, сооружений, объектов производственного назначения проводить экспертизу условий труда на основании проектной и технологической документации.
13. Ежегодно производить анализ производственного травматизма и заболеваемости по предприятию с последующим изданием приказа по предупреждению травматизма с перечнем конкретных мероприятий.
14. Обеспечить обязательное прохождение периодического медицинского осмотра работников, работающих во вредных условиях труда, а также в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством. По окончании медосмотра подводить итоги с разработкой конкретных мероприятий по снижению заболеваемости и улучшению условий труда.
15. При уклонении работника от прохождения обязательных медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведённых обследований не допускать работника к выполнению трудовых обязанностей.
16. В случае полной или частичной утраты работоспособности работником по причине производственной травмы, профессионального заболевания или гибели работника при несчастном случае на производстве, выплачивать суммы возмещения вреда в соответствии с законодательством РФ о труде; похороны погибшего работника производить за счет средств предприятия;
17. Своевременно, в соответствии с «Перечнем бесплатной выдачи СИЗ на ОАО «Предприятие», разработанным на основании Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, обеспечивать работников спецодеждой, спецобувью, средствами индивидуальной защиты. Пришедшие в негодность до истечения срока носки (на основании актов преждевременного износа) заменять новыми или отремонтированными.
18. Обеспечивать своевременную стирку, химчистку, ремонт спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты.
19. По каждому несчастному случаю образовывать специальную комиссию по расследованию и предотвращению причин травм.
20. Создать комиссию по охране труда, включать в состав комиссии по расследованию несчастных случаев уполномоченных по охране труда того подразделения, в котором проходит расследование. Разработку проекта положения о комиссии по охране труда, а также об общественных уполномоченных по охране труда осуществляет профком.
21. Общественным уполномоченным по охране труда (согласно перечня, утвержденного генеральным директором) предоставлять дополнительно к отпуску 3 календарных дня.
22. В соответствии с должностными обязанностями, технологической дисциплиной и графиками планово-предупредительного ремонта, обеспечивать строгое соблюдение требований по охране труда должностными лицами предприятия;
23. В случае нарушения правил и норм по охране труда устанавливается персональная ответственность руководителей подразделений с компенсацией материального и морального ущерба, нанесенного этим нарушением.
24. В соответствии с положением о премировании не производить выплату премий руководителям структурных подразделений, служб, лабораторий, которые не обеспечили соблюдение в своих подразделениях требования по охране труда и выполнение мероприятия по промышленной безопасности и охране окружающей среды.
25. В ходе проведения мероприятий по охране труда выполнять требования нормативных документов и законодательных актов по охране труда, окружающей среды и промышленной безопасности.
26. Каждый работник имеет право на охрану труда, в том числе:
-на рабочем месте, защищенном от воздействия вредных или опасных производственных факторов, которые могут вызвать производственную травму, профессиональное заболевание или снижение работоспособности;
-на возмещение вреда, причиненного ему увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с использованием им трудовых обязанностей;
-на получение достоверной информации от работодателя о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске для жизни и здоровья, а также о принятых мерах по его защите от воздействия вредных или опасных производственных факторов;
-на обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с требованиями законодательных или иных нормативных актов об охране труда за счет средств работодателя;
-на обучение безопасным методам и приемам труда за счет средств работодателя;
-на участие в проверке и рассмотрении вопросов, связанных с улучшением условий и охраны труда на производстве.
27. Работник обязуется:
-соблюдать требования охраны труда, устанавливающие правила выполнения работ и поведения на рабочих местах;
-соблюдать трудовую технологическую дисциплину;
-немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей.
28. Профсоюзный комитет работников предприятия обязуется:
-Осуществлять, через уполномоченных по охране труда, контроль за соблюдением законодательных и других нормативных актов об охране труда в подразделениях предприятия.
-контролировать правильность применения льгот для лиц, работающих на работах с вредными и тяжелыми условиями труда;
-участвовать в аттестации рабочих мест;
-участвовать в проведении смотров-конкурсов по охране труда;
-поощрять лучших уполномоченных по охране труда;
-участвовать в проведении выборов и обучении уполномоченных по охране труда.
-принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.
-систематически проводить воспитательную работу среди рабочих и служащих по предупреждению травматизма и заболеваемости.
-рассматривать споры, связанные с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных настоящим договором.
-Участвовать в разработке и согласовании нормативных актов по охране труда.

Раздел XI. КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА

1. В целях контроля выполнения коллективного договора каждая из сторон обязана предоставлять другой стороне имеющуюся для этого информацию.
2. Проверка правильности выполнения коллективного договора проводится раз год. Результаты проверок рассматриваются ежегодно на совместных заседаниях работодателя и профкома.
3. Контроль выполнения коллективного договора осуществляют постоянно: от работодателя — руководители подразделений и служб; от профкома — уполномоченные им лица. Кроме того, контроль выполнения коллективного договора осуществляет комиссия, созданная для разработки проекта коллективного договора.
4. Для решения неурегулированных разногласий между работодателем и работниками по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права приказом генерального директора создается и функционирует комиссия по трудовым спорам. Состав комиссии составляет 5 человек и утверждается приказом генерального директора. Со стороны работодателя в состав комиссии входят заместитель директора по экономике, начальник отдела кадров, юрисконсульт.
5. Для решения спорных вопросов при оплате документов о временной нетрудоспособности приказом генерального директора на предприятии создается и функционирует комиссия по социальному страхованию. Комиссия осуществляет распределение финансирования за счет средств соцстраха, а также решает спорные вопросы при оплате листков временной нетрудоспособности. Состав комиссии составляет 8 человек и утверждается приказом генерального директора. Со стороны работодателя в состав комиссии входят главный бухгалтер, начальник отдела промышленной безопасности, начальник отдела кадров, юрисконсульт.
6. Стороны несут ответственность за неисполнение настоящего коллективного договора в соответствии с ТК РФ, иными нормативными правовыми актами.