Фкз 1 от 26 февраля 1997 года. Изъян ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"? Порядок рассмотрения жалобы

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

ОБ УПОЛНОМОЧЕННОМ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий Федеральный конституционный закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

1. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
2. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Статья 2

1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.
2. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

Статья 3

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Статья 4

Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

Статья 5

1. В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
2. Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его аппарата осуществляется из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Глава II. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ
И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

Статья 6

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Статья 7

1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе.
2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Дум

Страницы: 1 ...

Настоящий Федеральный конституционный закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

1. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Статья 2

1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

2. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

Статья 3

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

Статья 4

Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

Статья 5

1. В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

2. Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его аппарата осуществляется из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Глава II. ПОРЯДОК НАЗНАЧЕНИЯ НА ДОЛЖНОСТЬ И ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ДОЛЖНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО

Статья 6

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

Статья 7

1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе.

2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Статья 8

1. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

2. Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

3. Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении Уполномоченного, выдвинутая в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального конституционного закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 9

1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести".

2. Присяга приносится на заседании Государственной Думы непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.

3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

Статья 10

1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.

2. Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.

3. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

Статья 11

1. Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

2. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Государственная Дума назначает нового Уполномоченного.

Статья 12

1. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

2. В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

Статья 13

1. Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях:

1) нарушения требований статьи 11 настоящего Федерального конституционного закона;

2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного.

2. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственной Думой также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

3. Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

4. Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Статья 14

В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения

статьями 6 - 10 настоящего Федерального конституционного закона.

Глава III. КОМПЕТЕНЦИЯ УПОЛНОМОЧЕННОГО

Статья 15

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - заявители).

Статья 16

1. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

2. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Подача жалобы уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.

Статья 17

1. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

2. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

Статья 18

Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной.

Статья 19

Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

Статья 20

1. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

1) принять жалобу к рассмотрению;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

2. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

3. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.

Статья 21

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

Статья 22

1. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

2. Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

Статья 23

1. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

2. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.

Статья 24

1. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением его обязанностей.

Статья 25

При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

Статья 26

1. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.

2. В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан принять меры в пределах его компетенции, определенной настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 27

Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.

Статья 28

1. До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат.

2. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.

Статья 29

1. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

2. Заявление или жалоба, направляемые Уполномоченным в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, государственной пошлиной не облагаются.

Статья 30

2. Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов Уполномоченного.

Статья 31

По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

1) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;

2) обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.

Статья 32

1. В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы.

2. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.

Статья 33

1. По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

3. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию в "Российской газете", специальные доклады по отдельным вопросам могут быть опубликованы по решению Уполномоченного в "Российской газете" и в других изданиях.

Статья 34

1. Должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий.

2. Запрошенные материалы и документы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

Статья 35

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившее заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.

Статья 36

Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Глава IV. АППАРАТ УПОЛНОМОЧЕННОГО

Статья 37

1. Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат.

2. Рабочий аппарат Уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, научно - аналитическое, информационно - справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.

3. Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.

Статья 38

1. Финансирование деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата осуществляется из средств федерального бюджета.

2. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата.

3. Уполномоченный самостоятельно разрабатывает и исполняет свою смету расходов.

4. Финансовая отчетность предоставляется Уполномоченным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Имущество, необходимое Уполномоченному и его рабочему аппарату для осуществления их деятельности, находится в их оперативном управлении и является государственной собственностью. Уполномоченный обеспечивается документами, принятыми палатами Федерального Собрания Российской Федерации, документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, иными государственными органами, общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами.

Статья 39

1. Уполномоченный утверждает структуру рабочего аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях и непосредственно руководит его работой.

2. В пределах сметы расходов Уполномоченный устанавливает численность и штатное расписание своего рабочего аппарата.

3. По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратом, Уполномоченный издает распоряжения.

Статья 40

1. Материальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для должностных лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации.

2. Права, обязанности и ответственность работников рабочего аппарата Уполномоченного, а также условия прохождения ими государственной службы определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе, а также законодательством Российской Федерации о труде.

Статья 41

При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина.

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 42

Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Москва.

Статья 43

В срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного в порядке, установленном главой II настоящего Федерального конституционного закона.

Статья 44

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль.
26 февраля 1997 года.
N 1-ФКЗ

  • Аппарат УПЧ
    • Черкасова Ирина Александровна. Биография.
    • Харьковский Анатолий Иванович. Биография.
    • Структура аппарата Уполномоченного по правам человека в Ростовской области
  • Вакансии
    • Информация для инвалидов
    • Порядок обжалования результатов конкурса
    • Результат проведенного конкурса на включение в резерв аппарата 22 марта 2016 года
    • Аппарат Уполномоченного по правам человека в Ростовской области объявляет конкурс на включение в кадровый резерв на должности государственной гражданской службы Ростовской области (примерная дата проведения - 22 марта 2016 года)
    • Аппарат Уполномоченного по правам человека в Ростовской области объявляет конкурс на включение в резерв на должность государственной гражданской службы Ростовской области (примерная дата проведения - 10 марта 2014 года)
    • Результат проведенного конкурса на включение в резерв аппарата 31.01.2013
    • Аппарат Уполномоченного по правам человека в Ростовской области объявляет конкурс на включение в резерв на должность государственной гражданской службы Ростовской области (примерная дата проведения: 30 января 2013 года)
    • Результат проведенного конкурса на замещение вакантной должности 18.06.2012
    • Аппарат Уполномоченного по правам человека в Ростовской области объявляет конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Ростовской области с 6 мая 2012 года
    • Информация о конкурсе на включение в кадровый резерв в аппарате Уполномоченного по правам человека в Ростовской области
    • Должностные регламенты
      • Должностной регламент начальника организационно-правового отдела аппарата
      • Должностной регламент ведущего специалиста организационно-правового отдела
      • Должностной регламент ведущего специалиста секретариата Уполномоченного по правам ребенка
      • Должностной регламент ведущего специалиста сектора приема граждан
      • Должностной регламент главного специалиста организационно-правового отдела
      • Должностной регламент главного специалиста сектора приема граждан
      • Должностной регламент консультанта организационно-правового отдела
      • Должностной регламент консультанта секретариата Уполномоченного по правам ребенка
      • Регламент аппарата Уполномоченного по правам человека в Ростовской области
    • Аппарат Уполномоченного по правам человека в Ростовской области объявляет конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Ростовской области (дата проведения конкурса: 4-5 июня 2009 года)
    • Конкурс не состоялся.
    • Объявлен конкурс на включение в резерв (дата проведения - 16-17 июня 2008г.)
    • Объявлен конкурс на включение в резерв (дата проведения конкурса 20–27 ноября 2008 г.)
    • Объявление
    • Результат проведенного конкурса на включение в резерв аппарата 12.11.2008г.
    • Результаты проведенных конкурсов на включение в резерв аппарата
    • Результаты проведенных конкурсов на включение в резерв аппарата 27.06.2008г.
    • Результаты проведенных конкурсов на включение в резерв аппарата и замещение вакантной должности 16.06.2009г.
    • Аппарат Уполномоченного по правам человека в Ростовской области объявляет конкурс на включение в резерв на должности государственной гражданской службы Ростовской области
    • Результаты проведенных конкурсов на включение в резерв аппарата (дата проведения – 19.10.2010г.)
    • Аппарат Уполномоченного по правам человека в Ростовской области объявляет конкурс на включение в резерв на должности государственной гражданской службы Ростовской области (дата проведения – 10 декабря 2010г.)
    • Результаты проведенных конкурсов на включение в резерв аппарата (10.12.2010г.)
    • Форма заявления
    • Анкета
    • Образец заполнения анкеты
    • Аппарат Уполномоченного по правам человека в Ростовской области объявляет конкурс на включение в резерв на должность государственной гражданской службы Ростовской области:
    • Дожностной регламент консультанта секретариата Уполномоченного по правам ребенка
    • Должностной регламент главного специалиста-бухгалтера
    • Информация для инвалидов
  • Вопрос-ответ
    • Какая помощь оказывается осужденным, освобождаемым от отбывания наказания?
    • Причины установления опеки
    • Каковы последствия лишения родительских прав?
    • Могут ли лица из числа детей-сирот оформить в собственность жилье, предоставленное им по договору социального найма?
    • В каких случаях назначается ежемесячная денежная выплата опекунам (попечителям)?
    • В каком случае ребенок-сирота может получить жилое помещение в порядке льготной очереди?
    • В нашем городе нет специальной школы для детей с задержкой в развитии, а отдавать семилетнего сына в другой город в интернат мы боимся. Что делать?
    • Как быть, если у ребенка не сложились отношения с учителем, можно ли обучаться у другого учителя не уходя из класса?
    • Какая ответственность предусмотрена для родителя-должника за уклонение от уплаты алиментов на содержание ребенка?
    • Какие льготы при поступлении в ВУЗы предусмотрены несовершеннолетним, находящимся под попечительством граждан?
    • Кто учится в первую смену?
    • Может ли бабушка зарегистрировать в органах ЗАГС факт рождения внучки?
    • Может ли опекун изменить подопечному имя или фамилию?
    • Нужно ли согласие отца при изменении фамилии ребенка?
    • Порядок предоставления льгот и назначения ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) ветеранам боевых действий
    • После расторжения брака, отец детей препятствует их общению с родственниками.
    • Самовольная перепланировка помещения общего пользования.
    • Сохраняет ли ребенок право пользования жилым помещением, находящимся в собственности одного из родителей, после расторжения родителями брака?
    • Сохраняется ли право собственности в случае изменения места регистрации?
    • Что включает МРОТ?
    • Что такое «отобрание ребенка»?
  • Газета "Уполномочен защищать"
    • №1 - 2008г.
      • Без родины. Тема номера.
      • Вопрос-ответ.
      • Главное - не жалость, участие. Наше мнение.
      • Защита в суде - наше право?
      • Как обратиться к Уполномоченному по правам человека в Ростовской области.
      • Мне нужна мама. Права ребенка.
      • Обращение Главы Администрации (Губернатора) В.Ф. Чуба к читателям.
      • Обращение Уполномоченного А.И. Харьковского к читателям.
      • Юридический ликбез. Процедура обращения в Европейский суд.
    • №1 - 2009г.
      • Анатолий Харьковский: «Доклад – не отчет о деятельности, а форма реагирования на нарушения прав жителей области».
      • Детский правозащитник подвела итоги работы за 2008 год.
      • За защитой к школьным уполномоченным.
      • Памятка свидетелю.
      • Решение чиновника можно оспорить.
      • Уполномоченный равно омбудсмен.
    • №2 - 2008г.
      • Вопрос-ответ.
      • Все о трудовой книжке.
      • Губернатор вручил Уполномоченному медаль ордена
      • Как изжить очереди?
      • Книги – детям…
      • Проблемы детской беспризорности и безнадзорности
      • Увольнение в рамках закона.
  • Доклады. Выступления. Обращения
    • Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области в 2017 году
    • Доклад о соблюдении прав человека и деятельности Уполномоченного по правам человека в Ростовской области в 2017 году
    • Доклад о соблюдении прав человека и деятельности Уполномоченного по правам человека в Ростовской области в 2016 году
    • Доклад о соблюдении прав человека и деятельности Уполномоченного по правам человека в Ростовской области в 2015 году
    • Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области в 2014 году
    • Доклад о соблюдении прав человека и деятельности Уполномоченного по правам человека в Ростовской области в 2014 году
    • «О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области и обеспечении гарантий государственной защиты прав и свобод несовершеннолетних, проживающих на территории субъекта, в 2013 году»
    • Доклад о соблюдении прав человека и деятельности Уполномоченного по правам человка в Ростовской области в 2013 году
    • Доклад «О деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области и обеспечении гарантий государственной защиты прав и свобод несовершеннолетних, проживающих на территории субъекта, в 2012 году»
    • Доклад о соблюдении прав человека и деятельности Уполномоченного по правам человека в Ростовской области в 2012 году
    • Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области в 2011 году
    • Доклад о соблюдении прав человека и деятельности Уполномоченного по правам человека в Ростовской области в 2011 году
    • Об обеспечении гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка в Ростовской области в 2010 году
    • Доклад о соблюдении прав человека и деятельности Уполномоченного по правам человека в Ростовской области в 2010 году
    • Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Ростовской области в 2008 году
      • Анализ обращений граждан, поступивших и рассмотренных Уполномоченным по правам человека в Ростовской области в 2008 году.
      • Введение.
      • Заключение.
      • Обеспечение прав военнослужащих.
      • Права граждан на судебную защиту и справедливое судебное разбирательство.
      • Права граждан на жилище и жилищно-коммунальное обслуживание.
      • Права граждан на социальное, пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание.
      • Проблемы, связанные с соблюдением прав человека при неисполнении судебных решений.
      • Соблюдение прав граждан сотрудниками следственных и правоохранительных органов.
      • Социально-экономическое развитие Ростовской области в 2008 году в аспекте соблюдения прав и свобод человека.
      • Трудовые права граждан.
    • Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области за 2008 год
      • Часть 1.
      • Часть 2.
      • Часть 3.
    • Специальный доклад «Об актуальных проблемах нарушения прав граждан в миграционной сфере»
      • 1. Введение.
      • 2. Нарушения прав граждан, допускаемые при регистрации по месту жительства.
      • 3. Нарушения и проблемы, возникающие при изъятии паспортов как необоснованно выданных.
      • 4.Оценка сложившейся в Ростовской области правоприменительной практики миграционных органов, в аспекте деятельности Уполномоченного по правам человека в Ростовской области.
      • 5. Выводы и предложения по совершенствованию правового регулирования и правоприменительной деятельности в сфере миграции.
    • Выступление руководителя аппарата Уполномоченного Валентина Колесникова на Совете молодых законодателей ЮФО
    • Выступление Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области на V Южно-Российском конкурсе школьников «Речь в защиту прав человека и прав ребенка»
    • Выступление Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области на детской конференции
    • Выступление Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области на заседании коллегии прокуратуры Ростовской области
    • Выступление Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области на торжественном приеме матерей Дона
    • Выступление Уполномоченного по правам человека в Ростовской области в Верховном Суде
    • Выступление Васильевой А.М. на совещании с заместителями глав администраций по социальным вопросам
    • Обращение Уполномоченного по правам человека в Ростовской области к директору ФМС России Константину Ромодановскому.
    • Обращение Уполномоченного по правам человека в Ростовской области к председателю Законодательного Собрания Ростовской области.
    • Обращение Уполномоченного по правам человека в Ростовской области к премьер-министру РФ В.В. Путину
    • Общий анализ обращений, поступивших к Уполномоченному по правам ребенка в Ростовской области в ноябре-декабре 2007 года
    • Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области в 2009 году
    • Специальный доклад "Актуальные проблемы правового регулирования в сфере алиментных обязательств"
    • Доклад о соблюдении прав человека и деятельности Уполномоченного по правам человека в Ростовской области в 2009 году
    • Выступление на совещании:«Об итогах проверки государственных учреждений поддержки детства»
  • История
  • Контакты
    • Контакты
    • Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан
  • Нормативные документы
    • Политика аппарата Уполномоченного по правам человека в Ростовской области в отношении обработки персональных данных
    • Противодействие коррупции
      • Состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению
      • Перечень коррупционно-опасных функций
      • Уведомление о выполнении иной оплачиваемой работы
      • Уведомление о получении подарка
      • Уведомление о конфликте интересов
      • Уведомление о факте обращения с целью склонения к совершению коррупционного правонарушения
    • Ведомственный перечень товаров, работ, услуг
    • Приказ об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Аппарата Уполномоченного по правам человека в Ростовской области
    • Проект нормативных затрат на обеспечение функций Аппарата Уполномоченного по правам человека в Ростовской области

9. ФКЗ «О военном положении» от 30.01.2002г.

10. ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25.12.2000г.

11. ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» от 25.12.2000г.

12. ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» от 25.12.2000г.

13. ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994г.

14. ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17.12.2001г.

15. ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004г.

16. Закон Российской Федерации «Об Общественной палате» от 4.04.2005г.

17. ФЗ «Об общественных объединениях» от 14.04.1995г.

18. Закон Российской Федерации « О политических партиях» от 11.07.2001г.

19. ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г.

20. ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002г.

21. ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995г. № 101-ФЗ.

22. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997г.

23. Закон Российской Федерации «О государственном языке Российской Федерации» от 1.06. 2005г.

24. Закон РСФСР «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991г.

25. Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерация на свободу передвижения, выбор места передвижения и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993г.

26. ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004г.

27. ФЗ « Об обороне» от 31.05.1996г.

28. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998г.

29. ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002г.

30. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07. 2002г.

31. Закон РФ «О статусе столицы Российской Федерации» от 15.04.1993г.

32. ФЗ «О полиции» от 07.02.2011г.

33. ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 4.03.1998г.

35. Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» от 1.04.1993г.

36. Указ Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23.05.1996г.

37. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 20.01. 2002г.

38. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.01.1998г.

Основная:

1. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. - М. : Норма, 2007. - 784 с. - Г / МО.
2. Козлова, Е. И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2009. - 608 с. - Г / МО.
3. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Под ред. М. В. Баглая; Ю. И. Лейбо; Л. М. Энтина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма: Инфра-М, 2005. - 1056 с. - Г / МО.
4. Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник / В. Е. Чиркин; Ин-т государства и права РАН. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма: ИНФРА-М, 2010. - 608 с. - Г / УМО.
Дополнительная:
1. Автономов, А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / А. С. Автономов. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 560 с. - Г / МО.
2. Алебастрова, И. А. Конституционное право зарубежных стран: учебник / И. А. Алебастрова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2009. - 624 с.
3. Андреева, Г. Н. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие / Г. Н. Андреева. - М. : ООО "Издательство "Элит", 2007. - 256 с. - Г / Др.
4. Василевич, Г. А. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Г. А. Василевич, Н. М. Кондратович, Л. А. Приходько; Под общ. ред. Г. А. Василевича. - Мн. : Книжный Дом, 2006. - 480 с. - Г / МО.
5. Григонис, Э. П. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие / Э. П. Григонис, В. П. Григонис. - СПб. : Питер, 2009. - 208 с.
6. Енгибарян, Р. В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции: монография / Р. В. Енгибарян. - М. : Норма, 2007. - 496 с.
7. Зорькин, В. Д. Конституция и права человека в XXI веке. К 15-летию Конституции Российской Федерации и 60-летию Всеобщей декларации прав человека / В. Д. Зорькин. - М. : Норма, 2008. - 224 с.
8. Избранные конституции зарубежных стран: учеб. пособие / Отв. ред. Б. А. Страшун. - М. : Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 795 с. - (Основы наук).
9. Козлова, Е. И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010. - 608 с. - Г / МО.
10. Кокотов, А. Н. Конституционное право России: курс лекций: учеб. пособие / А. Н. Кокотов. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 296 с.
11. Комкова, Г. Н. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, О. В. Афанасьева. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 409 с. - (Бакалавр). - Г / УМО.
12. Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов; М. И. Кукушкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма, 2007. - 544 с. - Г / МО.
13. Конституционное право России: учебник / Под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 678 с. - Г / МО.
14. Конституционное право России в вопросах и ответах: учеб.-метод. пособие / Под ред. А. В. Малько. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2007. - 272 с.
15. Конституционное право России: сб. нормат. актов / Сост. С. А. Авакьян; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М. : ТК Велби, 2007. - 896 с.
16. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Под ред. М. В. Баглая; Ю. И. Лейбо; Л. М. Энтина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма: Инфра-М, 2010. - 1088 с. - Г / МО.
17. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: учебник / Отв. ред. Б. А. Страшун. - 4-е изд., обновл. и дораб. - М. : Норма, 2007. - 896 с. - Г / УМО.
18. Конституционное развитие России и Украины: сб. науч. трудов. Вып. 1. - М. : ООО "Издательство "Элит", 2011. - 212 с.
19. Конюхова, И. А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть: курс лекций / И. А. Конюхова. - М. : ОАО "ИД "Городец", 2006. - 592 с.
20. Носов, С. И. Конституционное (государственное) право России: практикум / С. И. Носов, О. Н. Доронина, Н. В. Моисеева. - М. : Изд-во РАГС, 2009. - 130 с.
21. Осавелюк, А. М. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие / А. М. Осавелюк. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 511 с. - Г / Др.
22. Примова, Э. Н. Конституционно-правовые основы Российской Федерации: концепт-ый аспект: науч. изд. / Э. Н. Примова. - М. : Унив. книга, Логос, 2006. - 224 с.
23. Смоленский, М. Б. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие / М. Б. Смоленский, И. А. Иванников. - М. : ИТК "Дашков и К", 2009. - 336 с.
24. Смоленский, М. Б. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. Б. Смоленский, М. В. Мархгейм. - Ростов н / Д: Феникс, 2007. - 445 с. - (Высшее образование).
25. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учебник / В. Г. Стрекозов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 327 с. - (Основы наук). - Г / МО.
26. Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран: практикум / В. Е. Чиркин. - 2-е изд., перераб. - М. : Норма, 2009. - 368 с.
27. Чудаков, М. Ф. Конституционное право Соединенных Штатов Америки. Основные институты: учеб. пособие / М. Ф. Чудаков. - Минск: Тесей, 1999. - 192 с. - Г / Др.
28. Шахрай, С. М. Конституционное право Российской Федерации: учебник / С. М. Шахрай, А. А. Клишас. - 2-е изд., доп. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2010. - 656 с. - Г / УМО.
29. Широбоков, С. А. Конституционно-правовое регулирование участия граждан в управлении делами государства в зарубежных странах (сравнительно-правовое исследование) : монография / С. А. Широбоков; Пермский филиал НОУ ВПО "Академия права и управления (институт)". - Пермь, 2010. - 218 с.
30. Широбоков, С. А. Конституционное право человека и гражданина на обращение: учеб. пособие / С. А. Широбоков; Главное управление внутренних дел Пермской области. - Пермь: ПФ Нижегородской академии МВД России, 2002. - 189 с.
31. Якушев, А. В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Особенная часть (50 государств) : учеб. пособие / А. В. Якушев. - М. : А-Приор, 2010. - 400 с.

Программное обеспечение:

1. Осавелюк, А. М. Конституционное право зарубежных стран: электронное учеб.

пособие /А. М. Осавелюк. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 1 электрон. опт. диск. - Г / Др.

2. Электронная библиотечная система «Ай Пи Ар Букс» - электронная библиотека

полнотекстовых изданий.

Информационно-справочная и поисковая система:

1. Арутюнян, Г. Г. Конституционное право: энциклопедический словарь / Г. Г.

Арутюнян, М. В. Баглай. - М. : Норма, 2006. - 544 с. - (Словари для юристов-

профессионалов).

Ресурсы Интернет:

· www.memo.ru (Законодательство и права человека).

· www.hright.ru (Институт прав человека).

· www.ycentre.org (Молодежный центр прав человека).

· www.hro.org (Права человека в России).

· www.hrpublisher.org (Справочники «Если Вам дали срок», «Правовое положение подозреваемых…», «Если Вас арестовали» и др. издательства «Права человека»).

· www.culture.of.peace.ru (Материалы о терпимости).

· www.tolerance.ngo.ru (Материалы о терпимости).

· www.project-syndicate.org (Права меньшинств и государственный суверенитет).

Права Уполномоченного по правам человека в РФ представляют собой возможности должностного лица по разрешению жалоб граждан на действия органов государства. Вышеназванная должность также носит название «омбудсмен».

Понятие, цели и задачи деятельности

Должность омбудсмена в первую очередь направлена на реализацию главного правового постулата - принципа законности. обязано реагировать на все жалобы, которые поступают в государственную канцелярию. Если государственные органы нарушили ваши права, поведение аттестованных сотрудников причинило вред вашим интересам, жалоба Уполномоченному - одно из самых эффективных решений возникшей проблемы.

Права и обязанности Уполномоченного по правам человека в РФ направлены на решение ряда задач, а именно:

  1. Восстановить нарушенный Причём данное положение распространяется на граждан независимо от наличия гражданства, а также места нахождения, например осуждённые, а также лица, находящиеся в следственных изоляторах, активно пользуются предоставленным правом жалобы на действия сотрудников учреждения.
  2. Посредническая деятельность направлена на поиск взаимовыгодного решения проблемной ситуации.
  3. Воспитательная деятельность. Омбудсмен занимается непосредственным разъяснением прав граждан, а также предоставляет информацию о способах защиты, подробно конкретизируя каждый пункт.
  4. Правотворчество. Одно из направлений деятельности заключающееся в возможности внесения инициативы - не многие органы наделены таким правомочием, и среди них присутствует Уполномоченный по правам человека РФ; имеет право направлять в Гос. думу предложения по совершенствованию действующего законодательства.

Омбудсмен: государственный институт или обычный гражданин?

Уполномоченного по правам человека считают полноценным государственным институтом. Данный орган не только предназначен для решения проблемных правовых вопросов, но и непосредственно реализует охрану и защиту прав, гарантирует законность норм в России, оказывает помощью юридического характера.

Деятельность омбудсмена регулируется действующим законодательством. Все права Уполномоченного по правам человека в РФ отражены в федеральном законе. Кроме того, его правовой статус могут составлять подзаконные НПА, которые издаются не только правительством, но и различными министерствами и ведомствами.

Омбудсмен как государственный институт выполняет ряд функций:

  • Контрольная. Функция реализуется через рассмотрение жалоб граждан. Отвечая на каждое поступившее письмо, Уполномоченный осуществляет независимый контроль за деятельностью органов страны в аспекте соблюдения правового статуса граждан.
  • Консультационная. Данное направление деятельности реализуется через информирование структурных подразделений о соблюдении правового статуса лиц, находящихся на территории РФ.
  • Координационная и организационная. Вышеназванные функции заключаются в проведении совместных мероприятий с иными органами исполнительной и законодательной власти, которая направлена на укрепление законности в области соблюдения правового статуса граждан.

Должностные полномочия

Если вы решите обратиться за помощью к омбудсмену, то наверняка вас заинтересует вопрос: «Каковы права Уполномоченного по правам человека РФ?» Отвечая на данный вопрос, важно обратиться к законодательным нормам, которые чётко определяют должностную инструкцию данного представителя власти:

  1. Рассмотрение жалоб граждан, апатридов, а также лиц, прибывших из иностранных государств.
  2. Рассмотрение жалоб на действие/бездействие органов власти, в том числе осуществляющих уголовное преследование и наказания.
  3. Принятие необходимых мер, способных обеспечить надлежащую защиту нарушенного права. Данный пункт может быть выражен как в фактических действиях, так и в предоставлении консультации, касающейся дальнейших действий.

Уполномоченный по правам человека РФ не вправе рассматривать жалобы на решения органов законодательной власти. Данный пункт касается не только федеральных органов, но и органов власти на уровне субъекта.

Порядок рассмотрения жалобы

Права Уполномоченного по правам человека в РФ позволяют обеспечить защиту прав граждан по поступившим жалобам в следующем порядке:

  • Путём обращения в суд по причине нарушенных прав. Лицо вправе как инициировать судебное разбирательство лично, так и передать свои полномочия представителю.
  • Путём обращения в надлежащие органы с прошением о возбуждении судопроизводства по уголовному или административному делу.
  • Путём обращения в органы прокуратуры.
  • Путём обращения к должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела в порядке надзорного производства.

О государственной должности

На место Уполномоченного по правам человека может быть принят гражданин старше 35 лет. Назначаемое лицо в обязательном порядке должно обладать знаниями в области юриспруденции, а также обладать опытом защиты прав лиц в суде либо иными способами.

Омбудсмен назначается на 5 лет. Права Уполномоченного по правам человека в РФ вступают в силу с момента принятия им Присяги в торжественной обстановке.

Омбудсмены в субъектах страны

С 1996 года в субъектах была введена должность "Уполномоченный по правам человека". Первым начал исполнение своих обязанностей Газитов Ч. Б. в республике Башкирия. Далее её опыт переняла Свердловская, а в следующем году - Смоленская области. Позже практически в каждом регионе образовалась должность омбудсмена.

Сущность открываемой в регионе должности также заключается в проверки законности и соблюдения правового статуса человека. В субъекте омбудсмен выступает в качестве независимого правозащитного органа, который разрешает поступившие в канцелярию заявления и жалобы.

1. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги.

1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

2. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе.

2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

1. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

ПОЛНОМОЧИЯ:

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - заявители).



рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации


30. Международно-правовые механизмы защиты прав человека (общая характеристика). Право граждан Российской Федерации на обращение в международные органы судебной юстиции.

В соответствии с ч. 3 ст. 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты

Европейский суд по правам человека международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Международные суды ООН
31. Место конституционного права в системе права Российской Федерации. Тенденции его становления и развития на современном этапе.

Нормы КП являются исходными для других отраслей права

Тенденции развития КП на современном этапе:

Правовое обеспечение подлинного суверенитета РФ

Гуманизация всех гос. Правовых институтов (человек высшая ценность)

Реализация принципа разделения властей

Многообразие собственности, равная защита государства, всех ее форм


32. Истоки идеи конституционализма: характерные черты конституционализма и современные модели конституционного развития.