Административное право - Учебник для ВУЗов - Бахрах Д., Россинский Б.В., Старилов Ю. Бахрах Д.Н. Административное право Виды государственного управления

Д. Н. Бахрах, Б. В. Российский, Ю. Н. Старилов

Административное

Учебник для вузов

Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности

021100«Юриспруденция»

2-е издание, измененное и дополненное

Издательство НОРМА Москва, 2005

УДК 342.9(075.8) ББК 67.401я73

Рецензенты:

Кафедра административного и муниципального права Саратовской государственной академии права (заведующий кафедрой, доктор юридических наук, профессор Н. М. Конин);

доктор юридических наук, профессор И. Ш. Килясханов.

Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н.

БЗО Административное право: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005. - 800 с.

ISBN 5-89123-911-6

В учебнике в соответствии с программой учебного курса проанализированы основные институты российского административного права. Авторы учли серьезные изменения, произошедшие в последние годы в науке административного права, в системе государственного управления, в сфере административного законодательства. Нормативные правовые акты приведены по состоянию на 1 января 2005 г. В издании достаточно подробно рассматриваются понятие административно-право- вых отношений, вопросы государственного управления и исполнительной власти, разрешительной системы и административного надзора, административно-правовые режимы и др.

Для студентов, аспирантов и преподавателей высших юридических учебных заведений, научных работников, служащих органов государственного и муниципального управления.

© Д. Н. Бахрах, Б. В. Российский,

Ю. Н. Старилов, 2004, 20.05

ISBN 5-89123-911-6 © ООО «Издательство НОРМА», 2004, 2005

Бахрах Демьян Николаевич - доктор юридических наук, профессор кафедры административного права Уральской государственной юридической академии, заслуженный деятель науки РФ: гл. 1 (§ 2), гл. 2 (§ 3), гл. 3 (§ 3-5), гл. 5 (§ 6), гл. 7 (§ 4, 6-11), гл. 8, гл. 10 (§ 5 - военная служба, правоохранительная служба), гл. 15 (§ 3-5), гл. 16, гл. 17 (§ 1-4), гл. 18 (§ 1-5, 7, 8), гл. 19 (§ 1, 2, 9), гл. 20 (§ 1-4), гл. 22, 23, гл. 28 (§ 4-10), гл. 29 (§ 1-3, 5, 9);

Российский Борис Вульфович - доктор юридических наук, профессор, заместитель декана факультета права Государственного университета - Высшей школы экономики, заслуженный юрист РФ: гл. 7 (§ 1-3, 5), гл. 11, гл. 17 (§ 5, 6), гл. 18 (§ 6), гл. 19 (§ 3-8), гл. 20 (§ 5), гл. 21, гл. 24-27, гл. 28 (§ 1-3), гл. 29 (§ 4, 6, 7);

Старилов Юрий Николаевич - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного, муниципального и финансового права Воронежского государственного университета: гл. 1 (§ 1, 3-8), гл. 2 (§ 1, 2, 4, 5), гл. 3 (§ 1, 2), гл. 4, гл. 5 (§ 1-5), гл. 6, гл. 9, гл. 10 (§ 1-4, § 5 - государственная гражданская служба, § 6-11), гл. 12-14, гл. 15 (§ 1, 2), гл. 29 (§ 8), гл. 30.

Предисловие

Раздел I. Государственное управление,

исполнительная власть, административное право

Глава 1. Государственное управление

Социальное управление

Теория управления

и теория административного права

Понятие государственного управления

Признаки государственного управления

Виды государственного управления

Функции государственного управления

Исполнительная власть и государственное управление

Глава 2. Исполнительная власть

Основные подходы к изучению

административно-правовой теории

Принцип разделения властей

Признаки исполнительной власти

Функции исполнительной власти

Субъекты исполнительной власти

Глава 3. Административное право как отрасль права.

Предмет и метод административного права

Публичное право и административное право

Административное право и частное право

Предмет административного права

Метод административно-правового регулирования

Система административного права

Глава 4. Наука административного права

Наука об управлении

Административное право как наука

Административно-правовая политика

История развития административно-правовой науки

Глава 5. Нормы административного права

и административно-правовые отношения.

Система административно-правового регулирования

Нормы административного права

Структура административно-правовых норм

Реализация и действие

административно-правовых норм

Административно-правовые отношения

Источники административного права

Раздел И. Субъекты административного права

Глава6. Понятие, правоспособностьидееспособность

субъектов административного права

Понятие субъекта административного права

Правоспособность и дееспособность субъектов

административного права

Глава 7. Индивидуальные субъекты административного права 128

§ 1. Административная правоспособность

и административная дееспособность

индивидуальных субъектов. .

Административно-правовой статус граждан

Российской Федерации

Административно-правовой статус

иностранных граждан и лиц без гражданства

Специальные административно-правовые статусы

индивидуальных субъектов

Паспортный режим в Российской Федерации

Способы защиты прав граждан

Право граждан на обращения в государственные

органы и органы местного самоуправления

Право гражданина на административную жалобу. . .

Производство по административным жалобам

§ 10. Право граждан на судебное обжалование незаконных

решений (действий) органов публичного управления

и их должностных лиц

§ 11. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного

незаконными действиями органов и должностных лиц

публичного управления

Глава 8. Государственная администрация

государственной администрации

Линейная и функциональная власть

Организационная структура

государственной администрации

Административное ведомство

Глава 9. Органы исполнительной власти

Понятие и правовой статус органов

исполнительной власти

Президент Российской Федерации

и исполнительная власть

Виды органов исполнительной власти

Правительство Российской Федерации

Федеральные органы исполнительной власти

Органы исполнительной власти

§ 7. Территориальные органы исполнительной власти. . . 229

§ 8. Органы местного самоуправления

в системе публичной власти

Глава 10. Государственная служба

и государственные служащие

Государственная должность:

понятие и основные черты

Должности государственной службы.

Реестры должностей государственной службы

Государственная служба: понятие, признаки,

значение и правовые источники

Муниципальная служба и муниципальная должность 246

§ 5.

Система (виды) государственной службы

Виды государственной гражданской службы

Управление государственной службой

§ 8.

Основные принципы построения

и функционирования системы государственной

службы: понятие, система и виды

Государственный служащий:

основы правового положения

§ 10. Классификация государственных служащих

§11. Прохождение государственной службы

Глава 11. Государственные и негосударственные

организации как субъекты административного права

Понятие и виды организаций

предприятий и учреждений

Понятие и виды общественных объединений

Основы административно-правового статуса

общественных объединений

Особенности административно-правового положения

профессиональных союзов

Основы административно-правового положения

религиозных объединений

Раздел III. Формы управленческих действий

Глава 12. Понятие и виды управленческих действий

Понятие формы управленческих действий

Значение формы управленческих действий

в административно-публичной сфере

Виды форм управленческих действий

Глава 13. Правовые акты управления

Понятие, признаки и юридическое значение

правового акта управления

Функции правового акта управления

Действие правовых актов управления

Виды правовых актов управления

Правовые акты Президента Российской Федерации

Правовые акты Правительства

Российской Федерации

Правовые акты федеральных органов

исполнительной власти

Правовые акты управления

субъектов Российской Федерации

Правовые акты муниципальных образований

(органов местного самоуправления)

Глава 14. Административный договор

Понятие и публично-правовая природа

административного договора

Признаки административного договора

Раздел IV. Методы управленческих действий

Глава 15. Понятие и виды методов управленческих действий

Понятие и особенности метода осуществления

управленческих действий

Виды методов осуществления

управленческих действий

Методы прямого и косвенного

административного воздействия

Убеждение как метод осуществления

управленческих действий

Поощрение в системе методов

управленческих действий

Глава 16. Разрешительная система в Российской Федерации

Понятие и особенности разрешительной системы. . .

Правовая основа разрешительной системы

Разрешительное производство. Возбуждение дела. . .

Принятие и исполнение решения

Надзор за соблюдением правил и условий

разрешительной деятельности

Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии

Глава 17. Административный надзор

Понятие и субъекты административного надзора. . .

Правовые основы надзорного производства

Государственный санитарно-эпидемиологический

Государственный надзор

за безопасностью дорожного движения. . .

Государственный пожарный надзор

Глава 18. Административно-правовые режимы

Основные начала теории правовых режимов

Понятие и признаки специальных

Виды специальных

административно-правовых режимов

Режим чрезвычайного положения

Режим особого положения

Режим военного положения

Режим закрытого административно-территориального

образования

Режим охраны Государственной границы

Российской Федерации

Раздел V. Административное принуждение,

административное правонарушение

и административная ответственность

Глава 19. Административно-правовое принуждение

Правовое принуждение

Понятие и особенности

административно-правового принуждения

Виды мер административно-правового принуждения

Административно-предупредительные меры

Меры административного пресечения

Административный надзор за лицами,

освобожденными из мест лишения свободы

Принудительное лечение лиц,

страдающих психическими заболеваниями

Применение и использование огнестрельного оружия

Административно-восстановительные меры.

Глава 20. Административная ответственность

Понятие административной ответственности

Нормативное основание

административной ответственности

Административное правонарушение

как основание административной ответственности

Отличие административного правонарушения

от дисциплинарного проступка и от преступления

Состав административного правонарушения

Глава 21. Административное наказание

Цели административного наказания

Дисциплинарная ответственность

по административному праву

Дисциплинарное производство

по административному праву. .

Материальная ответственность

по административному праву

Раздел VI. Административно-процессуальное право. Производство по делам

Глава 23. Административный процесс

и административно-процессуальное право

Понятие и виды юридического процесса

Административные процессы

Административно-процессуальное право

и административно-процессуальные нормы

Общие стадии административных процессов

Глава 24. Общие положения производства по делам

об административных правонарушениях.

Субъекты административной юрисдикции

Задачи, принципы и общие положения производства

по делам об административных правонарушениях

§ 2. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела

об административных правонарушениях

Глава 25. Участники производства по делам

об административных правонарушениях

Лицо, в отношении которого ведется производство

по делу об административном правонарушении. . . .

Потерпевший

Законные представители

Защитник и представитель

Свидетель. Понятой

Специалист. Эксперт. Переводчик

Прокурор

Обстоятельства, исключающие возможность участия

в производстве по делу об административном

правонарушении

Административное право.

Рецензенты:

Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н.

БЗО Административное право: Учебник для вузов. - 3-е изд., пересмотр, и доп. - М.: Норма, 2007. - 816 с.

ISBN 978-5-468-00053-3 (в пер.)

В учебнике в соответствии с программой учебного курса проанализированы основные институты российского административного права. В третьем издании авторы учли серьезные изменения, произошедшие в последние годы в системе государственного управления, в сфере административного законодательства. Рассматриваются понятие административно-правовых отношений, вопросы государственного управления и исполнительной власти, административно-правовые режимы и др.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, научных работников, служащих органов государственного и муниципального управления.

ISBN 978-5-468-00053-3

© Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский,

Ю. Н. Старилов, 2007 © ООО «Издательство НОРМА», 2007

Бахрах Демьян Николаевич - доктор юридических наук, профессор кафедры административного права Уральской государственной юридической академии, заслуженный деятель науки РФ: гл. 1 (§ 2), гл. 2 (§ 3), гл. 3 (§ 3-5), гл. 5 (§ 6), гл. 7 (§ 4, 6-11) гл. 8, гл. 10 (§ 5 - военная и правоохранительная служба), гл. 15 (§ 3-5), гл. 16, гл. 17 (§ 1-4), гл. 18 (§ 1-5, 7, 8), гл 19 (§ 1, 2, 9), гл. 20 (§ 1-4), гл. 22, 23, гл. 28 (§ 4-10), гл. 29 (§ 1-3, 5, 9);

Россинский Борис Вульфович - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного права Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, заслуженный юрист РФ: гл. 7 (§ 1-3, 5), гл. 11, гл. 17 (§ 5, 6), гл. 18 (§ 6), гл. 19 (§ 3-8), гл. 20 (§ 5), гл. 21, гл. 24-27, гл. 28 (§ 1-3), гл. 29 (§ 4, 6, 7);

Старилов Юрий Николаевич - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного и муниципального права Воронежского государственного университета: гл. 1 (§ 1, 3-8), гл. 2 (§ 1, 2, 4, 5), гл. 3 (§ 1, 2, 6), гл. 4, гл. 5 (§ 1-5), гл. 6, гл. 9, гл. 10 (§ 1-4, § 5 - государственная гражданская служба, § 6-11), гл. 12-14, гл. 15 (§ 1, 2), гл. 29 (§ 8), гл. 30.

Предисловие 15

Раздел I. Государственное управление, исполнительная власть, административное право

Глава 1. Государственное управление 19

§ 1. Понятие, содержание и виды управления 19



§ 2. Социальное управление 22

§ 3. Теория управления и теория административного права...26

§ 4. Понятие государственного управления 29

§ 5. Признаки государственного управления 33

§ 6. Виды государственного управления 35

§ 7. Функции государственного управления 38

§ 8. Исполнительная власть и государственное управление...43

Глава 2. Исполнительная власть 4

§ 1. Основные подходы к изучению

административно-правовой теории 44

§ 2. Принцип разделения властей 46

§ 3. Признаки исполнительной власти50

§ 4. Функции исполнительной власти 53

§ 5. Субъекты исполнительной власти 54

Глава 3. Административное право как отрасль права.

Предмет и метод административного права 56

§ 1. Публичное право и административное право56

§ 2. Административное право и частное право 58

§ 3. Предмет административного права 63

§ 4. Метод административно-правового регулирования 67

§ 5. Система административного права70

§ 6. Взаимосвязь и разграничение административного права

и иных отраслей права 73

Глава 4. Наука административного права 78

§ 1. Наука об управлении 78

§ 2. Административное право как наука 79

§ 3. Административно-правовая политика 81

§ 4. История развития административно-правовой науки 82

Глава 5. Нормы административного права и административно-правовые отношения. Источники административного права 101

§ 1. Система административно-правового регулирования.....101

§ 2. Нормы административного права 103

§ 3. Структура административно-правовых норм 107

§ 4. Реализация и действие административно-правовых

§ 5. Административно-правовые отношения 109

§ 6. Источники административного права 120

Раздел V. Административное принуждение,административное правонарушение

Раздел VI. Административно-процессуальное право.

Список сокращений

АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской

Федерации



БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской

Федерации

ГсК РФ - Градостроительный кодекс Российской Федерации КоАП РСФСР - Кодекс РСФСР об административных правонарушениях

КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

МРОТ - минимальный размер оплаты труда НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации ТмК РФ - Таможенный кодекс Российской Федерации УИК РФ - Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

Раздел I

Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н.

Административное право.

УДК 342.9(075.8) ББК 67.401я73 БЗО

Рецензенты:

кафедра административного и муниципального права Саратовской государственной академии права (заведующий кафедрой доктор юридических наук, профессор Н. М. Конин);

доктор юридических наук, профессор И. Ш. Килясханов.

Демьян Николаевич Бахрах (30 октября 1930, Пермь) - советский и российский юрист, специалист в области государственного, административного права. Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного права и советского строительства (1972-1979) Пермского университета, заведующий кафедрой административного права Свердловского юридического института (1979-2000), ректор (1993-2000) Уральского института экономики, управления и права.

Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1999). Первый председатель совета ректоров негосударственных вузов Екатеринбурга (1994).

Биография

Демьян Николаевич Бахрах окончил юридический факультет Пермского университета в июне 1955 года.

В 1958-1962 годах обучался заочно в аспирантуре Всесоюзного юридического заочного института. Под руководством профессора Я. Н. Уманского подготовил и в 1963 году защитил на юридическом факультете ЛГУ кандидатскую диссертацию «Право запроса депутата местного совета в СССР».

После нескольких лет практической работы в 1962 году был принят старшим преподавателем на кафедру государственного права Пермского университета. В 1966 году стал доцентом.

В 1972 году защитил диссертацию «Административное принуждение в СССР, его виды и основные тенденции развития» (Всесоюзный научно-исследовательский институт советского законодательства), став первым выпускником юридического факультета Пермского университета, получившим степень доктора юридических наук.

В 1972-1979 годах заведовал кафедрой государственного права и советского строительства Пермского университета.

В 1979-2000 годах - заведующий кафедрой административного права Свердловского юридического института (с 1992 - Уральская государственная юридическая академия, с 2014 года - Уральский государственный юридический университет), затем работал там же в должности профессора.

В 1992 году стал одним из учредителей Уральского института экономики, управления и права (УИЭУиП).

В 1993-2000 годах - ректор, позднее - проректор по научной работе УИЭУиП. В 1994 году избран председателем Совета ректоров негосударственных вузов Екатеринбурга. В настоящее время - профессор кафедры административного права УИЭУиП.

Дочь - математик и писатель Марина Голубицкая (род. 1957).

Научная работа

В период работы в Пермском университете Д. Н. Бахрах активно занимался научными исследованиями, опубликовал более 50 работ. Они посвящены трем проблемам: правовому статусу советского депутата; административному принуждению (Административная ответственность в СССР. Пермь, 1969; Ответственность за нарушение общественного порядка. М., 1976 и др.); теории социального управления (Основные понятия теории социального управления. Пермь, 1978; Административная юстиция: проблемы и перспективы // Советское государство и право. 1975. № 8; Методы управления // Экономические науки. 1970. № 8; Управленческий цикл // Правоведение. 1974. № 10 и др.).

Большое внимание Д. Н. Бахрах уделял научной работе своих коллег. Он был редактором ряда книг и сборников научных работ (Задержан милицией. Пермь, 1974; Судебная защита прав граждан. Пермь, 1976; Управление промышленностью. Пермь, 1970 и др.). Привлекал молодых коллег к совместному написанию статей, много сил отдавал работе с аспирантами, 15 из которых защитили кандидатские диссертации. В 1975 г. Д. Н. Бахрах подготовил и издал в Пермском университете сборник задач по советскому административному праву.

В течение 5 лет он был председателем бюро университетской организации общества "Знание", в 1973-1975 – секретарем партбюро факультета.

Наиболее весомый вклад им внесен в разработку проблем предмета и источников административного права, системы субъектов административного права РФ, административно-правовых статусов граждан и государственных служащих, форм и методов деятельности государственной администрации, принуждения по административному праву, административно-процессуальной деятельности и административного судопроизводства. Выявил обосновал единство и особые признаки трех видов государственной службы: гражданской, военной и военизированной (правоохранительной). Весомый вклад ученый внес в разработку проблем административно-правового принуждения, оснований административной ответственности, производства по делам об административных правонарушениях.

Опубликовал более 300 научных и учебно-методических работ, 5 монографий, 10 учебников по административному праву, по которым учатся студенты всех юридических факультетов и вузов России. Под руководством профессора Д. Н. Бахраха были подготовлены и защищены 31 кандидатская диссертация; четверо из его аспирантов защитили докторскую диссертацию.

/Статья Демьян Бахрах: «Самое главное для меня – это наука и семья»

Демьян Бахрах: «Самое главное для меня – это наука и семья»

Страницы: 49-53

Сегодня героем нашего рассказа стал выдающийся ученый современности Демьян Николаевич Бахрах, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки, проректор уральского института экономики, управления и права.

Демьян Николаевич, расскажите, пожалуйста, о своем детстве. Как все начиналось? Я имею в виду увлеченность юриспруденцией.

Родился я в Перми 30 октября 1932 года. Когда я был маленьким, мои родители очень часто переезжали с места на место, путешествуя, таким образом, по Уралу. Сначала мы жили в Перми, потом - в городе Щучьем, Курганской области, потом переехали в Челябинск, и, наконец, осели в Кургане. Папа сначала работал журналистом в местной районной газете, а затем - политруком в милиции. Мама всю жизнь проработала фельдшером. Причем, медицинское училище она заканчивала, уже, когда я в школе учился.

Так получилось, что в десятый класс перешел в новой школе, в Кургане. С самого детства очень любил математику и физику. А здесь у меня не сложились отношения с учительницей математики: почему-то она меня невзлюбила. Ну и в результате, когда встал вопрос о выборе профессии, то мой дядя, живший в Перми, написал мне: «У нас открылся юридический факультет, приезжай к нам». Я махнул рукой на математику, собрался и поехал. Глубоких раздумий о выборе жизненного пути почему-то не было.

В 1950 году поступил на юридический факультет Пермского государственного университета. Учился в университете я хорошо: в дипломе у меня только пятерки.

- Наверное, студенческая жизнь была очень насыщенной? Чем Вы любили заниматься помимо учебы?

Конечно, я старался участвовать в общественной жизни университета: был членом бюро комсомола, физруком факультета. Я занимался гимнастикой и в 1954 году даже защищал честь университета на Всесоюзном параде физкультурников в Москве. Занимался в студенческих научных кружках, увлекался в то время философией. Немножко занимался спортом, немножко - театром, играл в шахматы. В общем, как многие студенты: где-то сам участвовал, где-то просто ходил поддержать своих однокурсников. Каких-то особых хобби у меня не было: купаться любил, играть в волейбол (тогда было повальное увлечение волейболом). Пожалуй, самыми впечатляющими и яркими событиями студенческой жизни были смотры художественной самодеятельности. Они всегда вызывали огромный ажиотаж среди студентов. Это было большей честью не просто поболеть, но и выступить за команду факультета.

- А Вы, в каком амплуа выступали?

Я баловался стихами, поэтому читал со сцены свои стихи.

- Вы упомянули о том, что юридический факультет был новым. Были какие-то трудности при обучении?

Это был третий год, когда набирался курс на юридический факультет, но становление факультета все еще шло. Конечно, не было такой серьезной, глубокой правовой подготовки, как в СЮИ. Это я сейчас уже понимаю. Но тем не менее, отношение к учебе было серьезным, и учиться мне очень нравилось. Были и любимые преподаватели, которые запомнились, с которыми длительное время после окончания университета поддерживал связь.

- В наше время студенту не очень просто жить целый месяц на одну стипендию. А как выкручивались Вы?

В то время существенным подспорьем для отличников были именные стипендии Молотова, Сталина. Я получал стипендию имени Молотова. Если размер обычной стипендии был 220 рубля, то я получал 500. Жил я в общежитии, в комнате на семь человек. Это были очень радостные годы. Несколько лет мы жили всемером, у нас была своеобразная коммуна: мы сбрасывались и по очереди готовили. Заниматься я ходил в специальную комнату для занятий в общежитии, или в библиотеку. Именно тогда у меня появилась привычка регулярно посещать зал периодики, просматривать свежие правовые журналы.

В 1955 году закончил университет. И мы с Людмилой, моей однокурсницей и будущей женой, решили ехать в город Кудымкар в Коми-Пермяцком округе.

- А почему именно туда?

Это было совершенно спонтанное решение. Мы совсем ничего не знали о городе, зато там было две вакансии, поэтому мы могли поехать вместе. Меня направили работать заведующим организационно - инструкторским отделом окружного исполкома. Это была по меркам Коми-Пермяцкого округа, довольно почетная должность. Зарплата была достаточно высокой - 880 рублей. Людмила работала секретарем горкома комсомола, получала немножко больше меня. Во всяком случае, нам хватало. В этом плане нам повезло: нам всегда хватало того, сколько мы зарабатывали.

- Не пожалели, что уехали из ставшей уже родной Перми в город, о котором знали только понаслышке?

Нет, Это был очень полезный опыт. Мы приехали: мне помогли найти частную комнатку, 6 кв. метров, Люде - тоже. Вначале жили отдельно, потом поженились. Нам дали комнату, 14 кв. метров, и кухонька была, 2 кв. метра. Современной молодежи, наверное, эти условия показались бы ужасными. Но по тем временам, мы жили вполне нормально.

В Кудымкаре у меня случился конфликт с местной властью. В 1956 году только началась хрущевская оттепель, заговорили о демократии. Я обратил внимание на то, что партийные органы очень часто превышают свои полномочия, принимают решения за местные советы. Например, назначают на должность председателя исполкома, хотя его должны выбирать депутаты на сессии. Я выступил с критикой в журнале «Партийная жизнь» (печатный орган ЦК КПСС). На работе признали мою правоту, но как только подошли очередные выборы - меня мягко попросили уйти. Я остался без работы. Трудовое право в университете у нас вел прокурор Пермской области Михаил Владимирович Яковлев. Он был очень яркой фигурой того времени: ученым, практиком и просто чрезвычайно - умный человеком. Очень многому я смог у него научиться. Я поехал к нему и попросил принять меня на работу. Меня назначили помощником прокурора города Губахи Пермской области. Губаха - город шахтеров, металлургов. Уже в то время было принято постановление правительства о том, чтобы Губаху закрыть и переносить город в другое место, так как экологическая обстановка была удручающей. Приехал работать в 1957 году, оттуда поступал в аспирантуру.

- А у вас не было желания поступать в аспирантуру сразу после окончания учебы в университете?

Дело в том, что на моем родном юридическом факультете еще не было аспирантуры. А желание поехать поступать в аспирантуру тогда четко не оформилось. Кроме того, нужно было отработать три года по распределению. То, что я потом все-таки защитил диссертацию и стал кандидатом наук - это заслуга моего отца. Он все время подгонял меня: «Демьян, поступай в аспирантуру». Но надо сказать, что как только я окончил университет, то сразу начал писать статьи, собирать какие-то правовые материалы. И к моменту, когда я приехал поступать в аспирантуру, в 1958 году, у меня уже было 13 публикаций в центральной прессе. Это мне очень помогло, так как конкурс на кафедру государственного права во Всесоюзном юридическом заочном институте, где я хотел учиться был пять человек на место. Я сдал экзамены на отлично, мои статьи были приняты во внимание и меня приняли. Я учился в аспирантуре заочно и сейчас очень об этом жалею. Задним умом понимаю, что очная аспирантура могла бы дать мне еще больше в научном плане.

- А почему Вы выбрали именно государственное право?

Государственное право заинтересовало меня еще, когда я работал в Кудымкаре. В соответствии с моими должностными обязанностями, я отвечал за работу сельских советов: за регулярное проведение сессий, за выборы депутатов, за работу с жалобами - то есть, по сути, государственным правом я и занимался.

Моим научным руководителем в Москве был заведующий кафедрой государственного права в ВЮЗИ Яков Наумович Уманский. К сожалению, сейчас о нем забыли, а в то время он был видным ученым - конституционалистом.

В 1960 году меня по моей просьбе перевели работать помощником прокурора Ленинского района города Перми. В 1962 году я закончил диссертацию, представил ее на рассмотрение. В то время был такой порядок, что нельзя было защищаться в том ВУЗе, где ты учился в аспирантуре. Я решил ехать защищаться в Ленинград. Почему не в другой московский ВУЗ? Сам не знаю. Очень легко я относился к выбору такого рода.

- А научный руководитель, что вам посоветовал?

Ничего не посоветовал. Он сказал: «Решайте сами». Я совершенно не знал: где защищаться, кого приглашать оппонентом? Послал свои документы на юридический факультет Ленинградского государственного университета. И в этом же году перешел работать преподавателем в свою Альма-матер - на юридический факультет Пермского государственного университета. В феврале 1963 году защитил диссертацию по теме «Право запроса депутата в СССР». Теперь, когда я вижу, как регулируется право запроса в современном законодательстве - душа болит. Мы в этом вопросе находимся где-то на уровне 19 века. Право запроса очень ограничено. Во времена советской власти это право декларировалось, но никто запросы не подавал. А сейчас, при демократии, нужно решение Думы, чтобы запрос элементарно прозвучал на сессии и на него был дан ответ. Если Дума не поддержит, то и запрос не состоится.

После защиты диссертации меня заинтересовала тема административного принуждения в СССР. Почему? Трудно сказать. Это все равно, что спрашивать писателя: почему он написал на эту тему? В 1966 году вышла моя первая монография по административной ответственности. В 1969 году я опубликовал большую книгу по этой же теме. Когда я вышел на защиту докторской диссертации, то у меня было больше 50 публикаций по теме. В мае 1972 году я защитил диссертацию в Москве во ВНИИСЗ - Всесоюзном институте советского законодательства. Сейчас, это - Институт государствоведения и сравнительного правоведения при правительстве РФ. К тому времени, у нас уже росли две дочки, мы занимались их воспитанием. Я продолжал работать в Пермском университете, а в 1974 году возглавил кафедру. Очень активно ездил на различные конференции, семинары, в том числе, и в СЮИ, знал многих свердловских ученых. В 1979 году мне предложили возглавить кафедру государственного и административного права в СЮИ. Я стал серьезно думать о переезде, отчетливо понимая, что если я перееду, то передо мной откроются совершенно новые просторы. В СЮИ работали выдающиеся ученые, перед которыми я всю жизнь преклонялся: Сергей Сергеевич Алексеев, Митрофан Иванович Ковалев, и др. Приезжая на конференции, я видел, что там - настоящее царство ума. И так совпало, что на моей кафедре в Перми подошел срок перевыборов, и я не стал переизбираться. Решено было переезжать в Свердловск.

- Демьян Николаевич, простите за нескромный вопрос: а, сколько Вам было лет?

Мне было 47 лет.

- Как ваша семья отнеслась к таким переменам? Не было страшно бросать налаженную жизнь?

Нет. Мы с женой всегда находили общий язык. Более того, она меня поддержала и укрепила в моем решении. Я считаю, что один из самых счастливых и удачных шагов в моей жизни - переезд в Свердловск. В СЮИ я сразу вышел на другой уровень: преподавания, научной деятельности, и просто общения. Какие-то мелкие бытовые трудности, связанные с переездом меня не пугали. Хотя около двух лет мне пришлось прожить в общежитии, одному, без семьи. Коллеги поражались: взрослый, солидный человек, профессор, живет в общежитии и совершенно спокойно к этому относится! Я же просто купался в лучах той творческой энергии, которая была в институте. Через два года мне дали квартиру, и жена окончательно переехала из Перми ко мне. Девчонки наши были уже взрослые, учились в Москве, поэтому здесь проблем не было.

- Как Вас встретил Свердловск?

Я всем с самого начала говорил: институт лучше, чем факультет, а город немного лучше, чем Пермь. Свердловск - негласная столица Урала. Здесь много различных культурных учреждений, например, Театр музыкальной комедии, который я очень люблю. Я быстро привык к городу. Мне самому не пришлось меняться, подстраиваться: я продолжал работать, как и в Перми, только уже на новом уровне. Здесь я продолжал активно заниматься наукой, публиковаться. Первым, кто защитил докторскую диссертацию на кафедре, которую я возглавлял, был Михаил Иванович Кукушкин. Затем защищался Юра Скуратов. Помню, как в году 1985-86 он приезжал ко мне на дачу с рукописью своей докторской. За годы моей работы у меня защитилось 32 аспиранта. Многие из них уже стали докторами наук, профессорами. Это очень важная часть моей работы, предмет моей гордости. Один из моих любимых аспирантов - Сергей Васильевич Кивалов. Он является учредителем и президентом Одесской национальной юридической академии, занимает пост председателя центральной избирательной комиссии Украины. Вместе с ним мы даже написали учебник по таможенному праву. Я горжусь моим аспирантом Витей Игнатенко. Виктор Васильевич Игнатенко - профессор, заведующий кафедрой Иркутской юридической академии, председатель областной избирательной комиссии. Работа в УрГЮА всегда приносила мне большую радость. В сентябре исполнится 25 лет, как я работаю в Академии.

А как появились мысли о создании своего высшего учебного заведения - Уральского института экономики, управления и права?

Началась перестройка.У меня всегда были мысли, что юридическое образование нужно перестроить. Все юридические ВУЗы, факультеты готовили в то время работников для прокуратуры, судов, милиции. Но хорошие юристы нужны были и отраслям народного хозяйства. Даже государственным органам - прокуратуре, суду - нужны специалисты, знающие экономику. У меня возникла идея: преподавание в юридическом ВУЗе должно включать в себя органичный сплав экономики и права. В 1992 году мы с Дарьей Владимировной Нестеровой (сейчас является ректором института) обсуждали эту идею, нашли общий язык. И через некоторое время она пригласила меня поучаствовать в создании нового института, где мы бы могли воплотить наши задумки в жизнь. Собралась группа единомышленников. Дарья Владимировна - экономист. Она пригласила специалистов по экономике. Я пригласил преподавателей права, профессоров, и в том числе, Марию Яковлевну Кириллову. Мария Яковлевна - легенда юридической науки. Мы очень гордимся тем, что она читает курс гражданского права в нашем институте. Студенты ее очень любят. В соответствии с нашей задумкой, мы увеличили количество часов по курсу гражданского права и ввели дополнительные экономические дисциплины: налоговое дело, бухгалтерский учет и т.д. Все это было ново. Кроме энтузиазма и наших знаний у нас ничего не было. Самой первой проблемой было найти деньги, чтобы дать объявления в газетах: «Появился такой - то институт, мы готовы принять студентов». Когда мы дали объявление - народ пошел, мы смогли арендовать помещение. В 1993 году меня попросили стать ректором института. Мне был 61 год, я никогда не занимал руководящие должности, но решил все-таки согласиться. В течение шести лет я занимал пост ректора: пришлось заниматься самой тяжелой работой - лицензированием, аттестацией...

- Сколько студентов было первоначально?

Вначале было 80, а сейчас - около 5000 студентов. Институту уже 12 лет. Мы обучаем студентов не только в Свердловске (очная, вечерняя и заочная форма обучения), но и в филиалах (очная и заочная форма обучения). В 1994 году меня избрали председателем Совета ректоров негосударственных ВУЗов Екатеринбурга. До 2000 года я был одновременно заведующим кафедрой в УрГЮА и Ректором уральского института экономики, управления и права. Еще в 90-х годах мне удалось написать пять учебников по административному праву: три учебника были изданы в Москве, два - в Свердловске. И, конечно, мне хотелось придумывать и осуществлять какие-то новые научные проекты, но на это нужно было больше свободного времени. В 2000 году мне исполнилось 67 лет, и я принял решение отойти от административной работы, чтобы больше времени посвящать науке. В новом тысячелетии я стал свободным человеком. Хотя, я продолжаю работать на кафедре в УрГЮА, читать лекции и т.д. В своем институте я занимаю должности проректора по науке и председателя правления института: отвечаю за стратегию развития института, внедрение новых идей, разработок.

Сейчас хочу отказаться от должности проректора и больше заниматься теорией права. Недавно я участвовал в качестве одного из соавторов в подготовке нового учебника по административному праву. Он вышел в свет в мае 2004 года. Коллективом авторов написали пособие по административной ответственности: оно только что вышло в Москве. И главное - закончена и опубликована моя монография «Действие норм права во времени». Честно могу сказать: мне уже тесно в рамках административного права, я хочу заниматься и теорией права. Наша теория права, в основном, построена на гражданском и уголовном праве, впитала их достижения. Мне же интересно исследовать ее с точки зрения административиста. В сентябре выйдет моя монография, посвященная исследованию этой проблемы. Сейчас я пишу работу «Вопросы теории права и теории административного права». Планирую завершить ее в этом учебном году. Хотя, времени катастрофически не хватает. Почти каждый год разрабатываю новые спецкурсы для студентов. В этом году буду читать спецкурс, новый не только для меня, но и для России - «Административное судопроизводство».

- Демьян Николаевич, что вы считаете самым главным в вашей жизни?

Научную деятельность и, конечно, мою семью! В 2005 году, если все будет хорошо, мы с женой будем отмечать золотую свадьбу - 50 лет совместной жизни. Мы знаем друг друга с первого сентября 1950 года: учились в одной группе, поехали вместе работать по распределению, а в декабре 1955 года поженились. У нас - две дочери, четыре внучки и один внук. Старшая внучка в этом году закончила УрГЮА. В этом плане, я - очень счастливый человек!

Текст: Мария Бердинских

Все данные, имена и должности публикуются на дату выхода соответствующего номера журнала.

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт


Учёная степень: доктор юридических наук

Ученое звание: профессор

участника энциклопедии "Известные Ученые"

Бахрах Демьян Николаевич – заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор кафедры административного права Уральской государственной юридической академии. Родился 30 октября 1932 г. в городе Перми. В июне 1955 г. он окончил юридический факультет Пермского госуниверситета. С 1958 по 1962 г. обучался заочно в аспирантуре Всесоюзного юридического заочного института (ВЮЗИ) в г. Москва. Под руководством профессора Я.Н. Уманского подготовил и защитил в 1963 г. в Ленинградском госуниверситете (на юридическом факультете) кандидатскую диссертацию на тему «Право запроса депутата местного совета в СССР». В 1972 г. во Всесоюзном научно-исследовательском институте советского законодательства (ВНИИСЗ) в г. Москве защитил докторскую диссертацию «Административное принуждение в СССР, его виды и основные тенденции развития». Ученое звание профессора Д.Н. Бахраху присвоено 20 июля 1974 г., а почетное звание «Заслуженного деятеля науки РФ» 3 марта 1999 г. С 1962 г. по 1979 г. Д.Н.Бахрах работал на юридическом факультете Пермского госуниверситета. С 1979 г. по настоящее время работает в Свердловском юридическом институте (ныне Уральская государственная юридическая академия): с 1979 по 2000 г. зав. кафедрой административного права, а с 2000 г. – профессором этой кафедры. В 1992 г. стал одним из учредителей негосударственного вуза – Уральского института экономики управления и права (УИЭУиП). С 1993 до 2000 г. был ректором института, а в настоящее время проректор этого института по научной работе. УИЭУиП был аккредитован в 1998 г. и в 2004 г. Основная сфера научной деятельности профессора Д.Н.Бахраха – вопросы теории административного права. Наиболее весомый вклад им внесен в разработку проблем предмета и источников административного права, системы субъектов административного права РФ, административно-правовых статусов граждан и государственных служащих, форм и методов деятельности государственной администрации, принуждения по административному праву, административно-процессуальной деятельности и административного судопроизводства. Д.Н.Бахрах уделил большое внимание таким вопросам общей теории права как действие правовых норм во времени, понятие и виды юридического процесса, юридического договора, правового принуждения. В работах, посвященных административно-правовому статусу граждан, обосновано существование общего и специальных административно-правовых статусов граждан, права на общую и специальные административные жалобы, соотношение административной юстиции и административного судопроизводства в РФ, пути их дальнейшего развития. Д.Н.Бахрах выявил обосновал единство и особые признаки трех видов государственной службы: гражданской, военной и военизированной (правоохранительной). В работах Д.Н.Бахраха раскрываются понятие и виды специализированных административно-правовых режимов, содержание разрешительной системы. Весомый вклад ученый внес в разработку проблем административно-правового принуждения, оснований административной ответственности, производства по делам об административных правонарушениях. Под руководством профессора Бахраха Д.Н. были подготовлены и защищены 31 кандидатская диссертация, четверо из его аспирантов защитили докторскую диссертацию.

Научные публикации:

«Советское законодательство об административной ответственности (Пермь 1969 г.),

«Основные понятия теории социального управления» (Пермь 1978 г.),

«Рассмотрение судами дел об административных правонарушениях» (в соавторстве – М.2003 г.),

«Административное право» (М.2000 г.),

«Право запроса депутатов» (М.1962 г.),

«Производство по делам об административных правонарушениях» (в соавторстве – М.1989 г.).