Д. Н. Бахрах, Б. В. Российский, Ю. Н. Старилов
Административное
Учебник для вузов
Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности
021100«Юриспруденция»
2-е издание, измененное и дополненное
Издательство НОРМА Москва, 2005
УДК 342.9(075.8) ББК 67.401я73
Рецензенты:
Кафедра административного и муниципального права Саратовской государственной академии права (заведующий кафедрой, доктор юридических наук, профессор Н. М. Конин);
доктор юридических наук, профессор И. Ш. Килясханов.
Бахрах Д. Н., Российский Б. В., Старилов Ю. Н.
БЗО Административное право: Учебник для вузов. - 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005. - 800 с.
ISBN 5-89123-911-6
В учебнике в соответствии с программой учебного курса проанализированы основные институты российского административного права. Авторы учли серьезные изменения, произошедшие в последние годы в науке административного права, в системе государственного управления, в сфере административного законодательства. Нормативные правовые акты приведены по состоянию на 1 января 2005 г. В издании достаточно подробно рассматриваются понятие административно-право- вых отношений, вопросы государственного управления и исполнительной власти, разрешительной системы и административного надзора, административно-правовые режимы и др.
Для студентов, аспирантов и преподавателей высших юридических учебных заведений, научных работников, служащих органов государственного и муниципального управления.
© Д. Н. Бахрах, Б. В. Российский,
Ю. Н. Старилов, 2004, 20.05
ISBN 5-89123-911-6 © ООО «Издательство НОРМА», 2004, 2005
Бахрах Демьян Николаевич - доктор юридических наук, профессор кафедры административного права Уральской государственной юридической академии, заслуженный деятель науки РФ: гл. 1 (§ 2), гл. 2 (§ 3), гл. 3 (§ 3-5), гл. 5 (§ 6), гл. 7 (§ 4, 6-11), гл. 8, гл. 10 (§ 5 - военная служба, правоохранительная служба), гл. 15 (§ 3-5), гл. 16, гл. 17 (§ 1-4), гл. 18 (§ 1-5, 7, 8), гл. 19 (§ 1, 2, 9), гл. 20 (§ 1-4), гл. 22, 23, гл. 28 (§ 4-10), гл. 29 (§ 1-3, 5, 9);
Российский Борис Вульфович - доктор юридических наук, профессор, заместитель декана факультета права Государственного университета - Высшей школы экономики, заслуженный юрист РФ: гл. 7 (§ 1-3, 5), гл. 11, гл. 17 (§ 5, 6), гл. 18 (§ 6), гл. 19 (§ 3-8), гл. 20 (§ 5), гл. 21, гл. 24-27, гл. 28 (§ 1-3), гл. 29 (§ 4, 6, 7);
Старилов Юрий Николаевич - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного, муниципального и финансового права Воронежского государственного университета: гл. 1 (§ 1, 3-8), гл. 2 (§ 1, 2, 4, 5), гл. 3 (§ 1, 2), гл. 4, гл. 5 (§ 1-5), гл. 6, гл. 9, гл. 10 (§ 1-4, § 5 - государственная гражданская служба, § 6-11), гл. 12-14, гл. 15 (§ 1, 2), гл. 29 (§ 8), гл. 30.
Предисловие | |||
Раздел I. Государственное управление, | |||
исполнительная власть, административное право | |||
Глава 1. Государственное управление | |||
Социальное управление | |||
Теория управления | |||
и теория административного права | |||
Понятие государственного управления | |||
Признаки государственного управления | |||
Виды государственного управления | |||
Функции государственного управления | |||
Исполнительная власть и государственное управление | |||
Глава 2. Исполнительная власть | |||
Основные подходы к изучению | |||
административно-правовой теории | |||
Принцип разделения властей | |||
Признаки исполнительной власти | |||
Функции исполнительной власти | |||
Субъекты исполнительной власти | |||
Глава 3. Административное право как отрасль права. | |||
Предмет и метод административного права | |||
Публичное право и административное право | |||
Административное право и частное право | |||
Предмет административного права | |||
Метод административно-правового регулирования | |||
Система административного права | |||
Глава 4. Наука административного права | |||
Наука об управлении | |||
Административное право как наука | |||
Административно-правовая политика | |||
История развития административно-правовой науки |
Глава 5. Нормы административного права | ||
и административно-правовые отношения. | ||
Система административно-правового регулирования | ||
Нормы административного права | ||
Структура административно-правовых норм | ||
Реализация и действие | ||
административно-правовых норм | ||
Административно-правовые отношения | ||
Источники административного права | ||
Раздел И. Субъекты административного права | ||
Глава6. Понятие, правоспособностьидееспособность | ||
субъектов административного права | ||
Понятие субъекта административного права | ||
Правоспособность и дееспособность субъектов | ||
административного права |
Глава 7. Индивидуальные субъекты административного права 128
§ 1. Административная правоспособность
и административная дееспособность
индивидуальных субъектов. . | ||
Административно-правовой статус граждан | ||
Российской Федерации | ||
Административно-правовой статус | ||
иностранных граждан и лиц без гражданства | ||
Специальные административно-правовые статусы | ||
индивидуальных субъектов | ||
Паспортный режим в Российской Федерации | ||
Способы защиты прав граждан | ||
Право граждан на обращения в государственные | ||
органы и органы местного самоуправления | ||
Право гражданина на административную жалобу. . . | ||
Производство по административным жалобам | ||
§ 10. Право граждан на судебное обжалование незаконных | ||
решений (действий) органов публичного управления | ||
и их должностных лиц | ||
§ 11. Право граждан на возмещение ущерба, причиненного | ||
незаконными действиями органов и должностных лиц | ||
публичного управления |
Глава 8. Государственная администрация | ||
Линейная и функциональная власть | ||
Организационная структура | ||
государственной администрации | ||
Административное ведомство | ||
Глава 9. Органы исполнительной власти | ||
Понятие и правовой статус органов | ||
исполнительной власти | ||
Президент Российской Федерации | ||
и исполнительная власть | ||
Виды органов исполнительной власти | ||
Правительство Российской Федерации | ||
Федеральные органы исполнительной власти | ||
Органы исполнительной власти | ||
§ 7. Территориальные органы исполнительной власти. . . 229
§ 8. Органы местного самоуправления
в системе публичной власти | ||
Глава 10. Государственная служба | ||
и государственные служащие | ||
Государственная должность: | ||
понятие и основные черты | ||
Должности государственной службы. | ||
Реестры должностей государственной службы | ||
Государственная служба: понятие, признаки, | ||
значение и правовые источники | ||
Муниципальная служба и муниципальная должность 246 |
||
§ 5. | Система (виды) государственной службы | |
Виды государственной гражданской службы | ||
Управление государственной службой | ||
§ 8. | Основные принципы построения | |
и функционирования системы государственной | ||
службы: понятие, система и виды | ||
Государственный служащий: | ||
основы правового положения | ||
§ 10. Классификация государственных служащих | ||
§11. Прохождение государственной службы |
Глава 11. Государственные и негосударственные | ||||
организации как субъекты административного права | ||||
Понятие и виды организаций | ||||
предприятий и учреждений | ||||
Понятие и виды общественных объединений | ||||
Основы административно-правового статуса | ||||
общественных объединений | ||||
Особенности административно-правового положения | ||||
профессиональных союзов | ||||
Основы административно-правового положения | ||||
религиозных объединений | ||||
Раздел III. Формы управленческих действий | ||||
Глава 12. Понятие и виды управленческих действий | ||||
Понятие формы управленческих действий | ||||
Значение формы управленческих действий | ||||
в административно-публичной сфере | ||||
Виды форм управленческих действий | ||||
Глава 13. Правовые акты управления | ||||
Понятие, признаки и юридическое значение | ||||
правового акта управления | ||||
Функции правового акта управления | ||||
Действие правовых актов управления | ||||
Виды правовых актов управления | ||||
Правовые акты Президента Российской Федерации | ||||
Правовые акты Правительства | ||||
Российской Федерации | ||||
Правовые акты федеральных органов | ||||
исполнительной власти | ||||
Правовые акты управления | ||||
субъектов Российской Федерации | ||||
Правовые акты муниципальных образований | ||||
(органов местного самоуправления) | ||||
Глава 14. Административный договор | ||||
Понятие и публично-правовая природа | ||||
административного договора | ||||
Признаки административного договора |
Раздел IV. Методы управленческих действий | |||
Глава 15. Понятие и виды методов управленческих действий | |||
Понятие и особенности метода осуществления | |||
управленческих действий | |||
Виды методов осуществления | |||
управленческих действий | |||
Методы прямого и косвенного | |||
административного воздействия | |||
Убеждение как метод осуществления | |||
управленческих действий | |||
Поощрение в системе методов | |||
управленческих действий | |||
Глава 16. Разрешительная система в Российской Федерации | |||
Понятие и особенности разрешительной системы. . . | |||
Правовая основа разрешительной системы | |||
Разрешительное производство. Возбуждение дела. . . | |||
Принятие и исполнение решения | |||
Надзор за соблюдением правил и условий | |||
разрешительной деятельности | |||
Приостановление, отзыв и аннулирование лицензии | |||
Глава 17. Административный надзор | |||
Понятие и субъекты административного надзора. . . | |||
Правовые основы надзорного производства | |||
Государственный санитарно-эпидемиологический | |||
Государственный надзор | |||
за безопасностью дорожного движения. . . | |||
Государственный пожарный надзор | |||
Глава 18. Административно-правовые режимы | |||
Основные начала теории правовых режимов | |||
Понятие и признаки специальных | |||
Виды специальных | |||
административно-правовых режимов | |||
Режим чрезвычайного положения | |||
Режим особого положения |
Режим военного положения | ||||
Режим закрытого административно-территориального | ||||
образования | ||||
Режим охраны Государственной границы | ||||
Российской Федерации | ||||
Раздел V. Административное принуждение, | ||||
административное правонарушение | ||||
и административная ответственность | ||||
Глава 19. Административно-правовое принуждение | ||||
Правовое принуждение | ||||
Понятие и особенности | ||||
административно-правового принуждения | ||||
Виды мер административно-правового принуждения | ||||
Административно-предупредительные меры | ||||
Меры административного пресечения | ||||
Административный надзор за лицами, | ||||
освобожденными из мест лишения свободы | ||||
Принудительное лечение лиц, | ||||
страдающих психическими заболеваниями | ||||
Применение и использование огнестрельного оружия | ||||
Административно-восстановительные меры. | ||||
Глава 20. Административная ответственность | ||||
Понятие административной ответственности | ||||
Нормативное основание | ||||
административной ответственности | ||||
Административное правонарушение | ||||
как основание административной ответственности | ||||
Отличие административного правонарушения | ||||
от дисциплинарного проступка и от преступления | ||||
Состав административного правонарушения | ||||
Глава 21. Административное наказание | ||||
Цели административного наказания | ||||
Дисциплинарная ответственность | ||||
по административному праву | ||||
Дисциплинарное производство | ||||
по административному праву. . | ||||
Материальная ответственность | ||||
по административному праву |
Раздел VI. Административно-процессуальное право. Производство по делам
Глава 23. Административный процесс | ||
и административно-процессуальное право | ||
Понятие и виды юридического процесса | ||
Административные процессы | ||
Административно-процессуальное право | ||
и административно-процессуальные нормы | ||
Общие стадии административных процессов | ||
Глава 24. Общие положения производства по делам | ||
Субъекты административной юрисдикции | ||
Задачи, принципы и общие положения производства |
||
по делам об административных правонарушениях |
§ 2. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела
об административных правонарушениях | ||
Глава 25. Участники производства по делам | ||
об административных правонарушениях | ||
Лицо, в отношении которого ведется производство | ||
по делу об административном правонарушении. . . . | ||
Потерпевший | ||
Законные представители | ||
Защитник и представитель | ||
Свидетель. Понятой | ||
Специалист. Эксперт. Переводчик | ||
Прокурор | ||
Обстоятельства, исключающие возможность участия | ||
в производстве по делу об административном | ||
правонарушении |
Административное право.
Рецензенты:
Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н.
БЗО Административное право: Учебник для вузов. - 3-е изд., пересмотр, и доп. - М.: Норма, 2007. - 816 с.
ISBN 978-5-468-00053-3 (в пер.)
В учебнике в соответствии с программой учебного курса проанализированы основные институты российского административного права. В третьем издании авторы учли серьезные изменения, произошедшие в последние годы в системе государственного управления, в сфере административного законодательства. Рассматриваются понятие административно-правовых отношений, вопросы государственного управления и исполнительной власти, административно-правовые режимы и др.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов, научных работников, служащих органов государственного и муниципального управления.
ISBN 978-5-468-00053-3
© Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский,
Ю. Н. Старилов, 2007 © ООО «Издательство НОРМА», 2007
Бахрах Демьян Николаевич - доктор юридических наук, профессор кафедры административного права Уральской государственной юридической академии, заслуженный деятель науки РФ: гл. 1 (§ 2), гл. 2 (§ 3), гл. 3 (§ 3-5), гл. 5 (§ 6), гл. 7 (§ 4, 6-11) гл. 8, гл. 10 (§ 5 - военная и правоохранительная служба), гл. 15 (§ 3-5), гл. 16, гл. 17 (§ 1-4), гл. 18 (§ 1-5, 7, 8), гл 19 (§ 1, 2, 9), гл. 20 (§ 1-4), гл. 22, 23, гл. 28 (§ 4-10), гл. 29 (§ 1-3, 5, 9);
Россинский Борис Вульфович - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного права Российской правовой академии Министерства юстиции РФ, заслуженный юрист РФ: гл. 7 (§ 1-3, 5), гл. 11, гл. 17 (§ 5, 6), гл. 18 (§ 6), гл. 19 (§ 3-8), гл. 20 (§ 5), гл. 21, гл. 24-27, гл. 28 (§ 1-3), гл. 29 (§ 4, 6, 7);
Старилов Юрий Николаевич - доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного и муниципального права Воронежского государственного университета: гл. 1 (§ 1, 3-8), гл. 2 (§ 1, 2, 4, 5), гл. 3 (§ 1, 2, 6), гл. 4, гл. 5 (§ 1-5), гл. 6, гл. 9, гл. 10 (§ 1-4, § 5 - государственная гражданская служба, § 6-11), гл. 12-14, гл. 15 (§ 1, 2), гл. 29 (§ 8), гл. 30.
Предисловие 15
Раздел I. Государственное управление, исполнительная власть, административное право
Глава 1. Государственное управление 19
§ 1. Понятие, содержание и виды управления 19
§ 2. Социальное управление 22
§ 3. Теория управления и теория административного права...26
§ 4. Понятие государственного управления 29
§ 5. Признаки государственного управления 33
§ 6. Виды государственного управления 35
§ 7. Функции государственного управления 38
§ 8. Исполнительная власть и государственное управление...43
Глава 2. Исполнительная власть 4
§ 1. Основные подходы к изучению
административно-правовой теории 44
§ 2. Принцип разделения властей 46
§ 3. Признаки исполнительной власти50
§ 4. Функции исполнительной власти 53
§ 5. Субъекты исполнительной власти 54
Глава 3. Административное право как отрасль права.
Предмет и метод административного права 56
§ 1. Публичное право и административное право56
§ 2. Административное право и частное право 58
§ 3. Предмет административного права 63
§ 4. Метод административно-правового регулирования 67
§ 5. Система административного права70
§ 6. Взаимосвязь и разграничение административного права
и иных отраслей права 73
Глава 4. Наука административного права 78
§ 1. Наука об управлении 78
§ 2. Административное право как наука 79
§ 3. Административно-правовая политика 81
§ 4. История развития административно-правовой науки 82
Глава 5. Нормы административного права и административно-правовые отношения. Источники административного права 101
§ 1. Система административно-правового регулирования.....101
§ 2. Нормы административного права 103
§ 3. Структура административно-правовых норм 107
§ 4. Реализация и действие административно-правовых
§ 5. Административно-правовые отношения 109
§ 6. Источники административного права 120
Раздел V. Административное принуждение,административное правонарушение
Раздел VI. Административно-процессуальное право.
Список сокращений
АПК РФ - Арбитражный процессуальный кодекс Российской
Федерации
БК РФ - Бюджетный кодекс Российской Федерации ГК РФ - Гражданский кодекс Российской Федерации ГПК РФ - Гражданский процессуальный кодекс Российской
Федерации
ГсК РФ - Градостроительный кодекс Российской Федерации КоАП РСФСР - Кодекс РСФСР об административных правонарушениях
КоАП РФ - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
МРОТ - минимальный размер оплаты труда НК РФ - Налоговый кодекс Российской Федерации СК РФ - Семейный кодекс Российской Федерации ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации ТмК РФ - Таможенный кодекс Российской Федерации УИК РФ - Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации
УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации УПК РФ - Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации
Раздел I
Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н.
Административное право.
УДК 342.9(075.8) ББК 67.401я73 БЗО
Рецензенты:
кафедра административного и муниципального права Саратовской государственной академии права (заведующий кафедрой доктор юридических наук, профессор Н. М. Конин);
доктор юридических наук, профессор И. Ш. Килясханов.
Демьян Николаевич Бахрах (30 октября 1930, Пермь) - советский и российский юрист, специалист в области государственного, административного права. Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного права и советского строительства (1972-1979) Пермского университета, заведующий кафедрой административного права Свердловского юридического института (1979-2000), ректор (1993-2000) Уральского института экономики, управления и права.
Заслуженный деятель науки Российской Федерации (1999). Первый председатель совета ректоров негосударственных вузов Екатеринбурга (1994).
Биография
Демьян Николаевич Бахрах окончил юридический факультет Пермского университета в июне 1955 года.
В 1958-1962 годах обучался заочно в аспирантуре Всесоюзного юридического заочного института. Под руководством профессора Я. Н. Уманского подготовил и в 1963 году защитил на юридическом факультете ЛГУ кандидатскую диссертацию «Право запроса депутата местного совета в СССР».
После нескольких лет практической работы в 1962 году был принят старшим преподавателем на кафедру государственного права Пермского университета. В 1966 году стал доцентом.
В 1972 году защитил диссертацию «Административное принуждение в СССР, его виды и основные тенденции развития» (Всесоюзный научно-исследовательский институт советского законодательства), став первым выпускником юридического факультета Пермского университета, получившим степень доктора юридических наук.
В 1972-1979 годах заведовал кафедрой государственного права и советского строительства Пермского университета.
В 1979-2000 годах - заведующий кафедрой административного права Свердловского юридического института (с 1992 - Уральская государственная юридическая академия, с 2014 года - Уральский государственный юридический университет), затем работал там же в должности профессора.
В 1992 году стал одним из учредителей Уральского института экономики, управления и права (УИЭУиП).
В 1993-2000 годах - ректор, позднее - проректор по научной работе УИЭУиП. В 1994 году избран председателем Совета ректоров негосударственных вузов Екатеринбурга. В настоящее время - профессор кафедры административного права УИЭУиП.
Дочь - математик и писатель Марина Голубицкая (род. 1957).
Научная работа
В период работы в Пермском университете Д. Н. Бахрах активно занимался научными исследованиями, опубликовал более 50 работ. Они посвящены трем проблемам: правовому статусу советского депутата; административному принуждению (Административная ответственность в СССР. Пермь, 1969; Ответственность за нарушение общественного порядка. М., 1976 и др.); теории социального управления (Основные понятия теории социального управления. Пермь, 1978; Административная юстиция: проблемы и перспективы // Советское государство и право. 1975. № 8; Методы управления // Экономические науки. 1970. № 8; Управленческий цикл // Правоведение. 1974. № 10 и др.).
Большое внимание Д. Н. Бахрах уделял научной работе своих коллег. Он был редактором ряда книг и сборников научных работ (Задержан милицией. Пермь, 1974; Судебная защита прав граждан. Пермь, 1976; Управление промышленностью. Пермь, 1970 и др.). Привлекал молодых коллег к совместному написанию статей, много сил отдавал работе с аспирантами, 15 из которых защитили кандидатские диссертации. В 1975 г. Д. Н. Бахрах подготовил и издал в Пермском университете сборник задач по советскому административному праву.
В течение 5 лет он был председателем бюро университетской организации общества "Знание", в 1973-1975 – секретарем партбюро факультета.
Наиболее весомый вклад им внесен в разработку проблем предмета и источников административного права, системы субъектов административного права РФ, административно-правовых статусов граждан и государственных служащих, форм и методов деятельности государственной администрации, принуждения по административному праву, административно-процессуальной деятельности и административного судопроизводства. Выявил обосновал единство и особые признаки трех видов государственной службы: гражданской, военной и военизированной (правоохранительной). Весомый вклад ученый внес в разработку проблем административно-правового принуждения, оснований административной ответственности, производства по делам об административных правонарушениях.
Опубликовал более 300 научных и учебно-методических работ, 5 монографий, 10 учебников по административному праву, по которым учатся студенты всех юридических факультетов и вузов России. Под руководством профессора Д. Н. Бахраха были подготовлены и защищены 31 кандидатская диссертация; четверо из его аспирантов защитили докторскую диссертацию.
/Статья Демьян Бахрах: «Самое главное для меня – это наука и семья»
Демьян Бахрах: «Самое главное для меня – это наука и семья»
Страницы: 49-53
Сегодня героем нашего рассказа стал выдающийся ученый современности Демьян Николаевич Бахрах, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный деятель науки, проректор уральского института экономики, управления и права.
Демьян Николаевич, расскажите, пожалуйста, о своем детстве. Как все начиналось? Я имею в виду увлеченность юриспруденцией.
Родился я в Перми 30 октября 1932 года. Когда я был маленьким, мои родители очень часто переезжали с места на место, путешествуя, таким образом, по Уралу. Сначала мы жили в Перми, потом - в городе Щучьем, Курганской области, потом переехали в Челябинск, и, наконец, осели в Кургане. Папа сначала работал журналистом в местной районной газете, а затем - политруком в милиции. Мама всю жизнь проработала фельдшером. Причем, медицинское училище она заканчивала, уже, когда я в школе учился.
Так получилось, что в десятый класс перешел в новой школе, в Кургане. С самого детства очень любил математику и физику. А здесь у меня не сложились отношения с учительницей математики: почему-то она меня невзлюбила. Ну и в результате, когда встал вопрос о выборе профессии, то мой дядя, живший в Перми, написал мне: «У нас открылся юридический факультет, приезжай к нам». Я махнул рукой на математику, собрался и поехал. Глубоких раздумий о выборе жизненного пути почему-то не было.
В 1950 году поступил на юридический факультет Пермского государственного университета. Учился в университете я хорошо: в дипломе у меня только пятерки.
- Наверное, студенческая жизнь была очень насыщенной? Чем Вы любили заниматься помимо учебы?
Конечно, я старался участвовать в общественной жизни университета: был членом бюро комсомола, физруком факультета. Я занимался гимнастикой и в 1954 году даже защищал честь университета на Всесоюзном параде физкультурников в Москве. Занимался в студенческих научных кружках, увлекался в то время философией. Немножко занимался спортом, немножко - театром, играл в шахматы. В общем, как многие студенты: где-то сам участвовал, где-то просто ходил поддержать своих однокурсников. Каких-то особых хобби у меня не было: купаться любил, играть в волейбол (тогда было повальное увлечение волейболом). Пожалуй, самыми впечатляющими и яркими событиями студенческой жизни были смотры художественной самодеятельности. Они всегда вызывали огромный ажиотаж среди студентов. Это было большей честью не просто поболеть, но и выступить за команду факультета.
- А Вы, в каком амплуа выступали?
Я баловался стихами, поэтому читал со сцены свои стихи.
- Вы упомянули о том, что юридический факультет был новым. Были какие-то трудности при обучении?
Это был третий год, когда набирался курс на юридический факультет, но становление факультета все еще шло. Конечно, не было такой серьезной, глубокой правовой подготовки, как в СЮИ. Это я сейчас уже понимаю. Но тем не менее, отношение к учебе было серьезным, и учиться мне очень нравилось. Были и любимые преподаватели, которые запомнились, с которыми длительное время после окончания университета поддерживал связь.
- В наше время студенту не очень просто жить целый месяц на одну стипендию. А как выкручивались Вы?
В то время существенным подспорьем для отличников были именные стипендии Молотова, Сталина. Я получал стипендию имени Молотова. Если размер обычной стипендии был 220 рубля, то я получал 500. Жил я в общежитии, в комнате на семь человек. Это были очень радостные годы. Несколько лет мы жили всемером, у нас была своеобразная коммуна: мы сбрасывались и по очереди готовили. Заниматься я ходил в специальную комнату для занятий в общежитии, или в библиотеку. Именно тогда у меня появилась привычка регулярно посещать зал периодики, просматривать свежие правовые журналы.
В 1955 году закончил университет. И мы с Людмилой, моей однокурсницей и будущей женой, решили ехать в город Кудымкар в Коми-Пермяцком округе.
- А почему именно туда?
Это было совершенно спонтанное решение. Мы совсем ничего не знали о городе, зато там было две вакансии, поэтому мы могли поехать вместе. Меня направили работать заведующим организационно - инструкторским отделом окружного исполкома. Это была по меркам Коми-Пермяцкого округа, довольно почетная должность. Зарплата была достаточно высокой - 880 рублей. Людмила работала секретарем горкома комсомола, получала немножко больше меня. Во всяком случае, нам хватало. В этом плане нам повезло: нам всегда хватало того, сколько мы зарабатывали.
- Не пожалели, что уехали из ставшей уже родной Перми в город, о котором знали только понаслышке?
Нет, Это был очень полезный опыт. Мы приехали: мне помогли найти частную комнатку, 6 кв. метров, Люде - тоже. Вначале жили отдельно, потом поженились. Нам дали комнату, 14 кв. метров, и кухонька была, 2 кв. метра. Современной молодежи, наверное, эти условия показались бы ужасными. Но по тем временам, мы жили вполне нормально.
В Кудымкаре у меня случился конфликт с местной властью. В 1956 году только началась хрущевская оттепель, заговорили о демократии. Я обратил внимание на то, что партийные органы очень часто превышают свои полномочия, принимают решения за местные советы. Например, назначают на должность председателя исполкома, хотя его должны выбирать депутаты на сессии. Я выступил с критикой в журнале «Партийная жизнь» (печатный орган ЦК КПСС). На работе признали мою правоту, но как только подошли очередные выборы - меня мягко попросили уйти. Я остался без работы. Трудовое право в университете у нас вел прокурор Пермской области Михаил Владимирович Яковлев. Он был очень яркой фигурой того времени: ученым, практиком и просто чрезвычайно - умный человеком. Очень многому я смог у него научиться. Я поехал к нему и попросил принять меня на работу. Меня назначили помощником прокурора города Губахи Пермской области. Губаха - город шахтеров, металлургов. Уже в то время было принято постановление правительства о том, чтобы Губаху закрыть и переносить город в другое место, так как экологическая обстановка была удручающей. Приехал работать в 1957 году, оттуда поступал в аспирантуру.
- А у вас не было желания поступать в аспирантуру сразу после окончания учебы в университете?
Дело в том, что на моем родном юридическом факультете еще не было аспирантуры. А желание поехать поступать в аспирантуру тогда четко не оформилось. Кроме того, нужно было отработать три года по распределению. То, что я потом все-таки защитил диссертацию и стал кандидатом наук - это заслуга моего отца. Он все время подгонял меня: «Демьян, поступай в аспирантуру». Но надо сказать, что как только я окончил университет, то сразу начал писать статьи, собирать какие-то правовые материалы. И к моменту, когда я приехал поступать в аспирантуру, в 1958 году, у меня уже было 13 публикаций в центральной прессе. Это мне очень помогло, так как конкурс на кафедру государственного права во Всесоюзном юридическом заочном институте, где я хотел учиться был пять человек на место. Я сдал экзамены на отлично, мои статьи были приняты во внимание и меня приняли. Я учился в аспирантуре заочно и сейчас очень об этом жалею. Задним умом понимаю, что очная аспирантура могла бы дать мне еще больше в научном плане.
- А почему Вы выбрали именно государственное право?
Государственное право заинтересовало меня еще, когда я работал в Кудымкаре. В соответствии с моими должностными обязанностями, я отвечал за работу сельских советов: за регулярное проведение сессий, за выборы депутатов, за работу с жалобами - то есть, по сути, государственным правом я и занимался.
Моим научным руководителем в Москве был заведующий кафедрой государственного права в ВЮЗИ Яков Наумович Уманский. К сожалению, сейчас о нем забыли, а в то время он был видным ученым - конституционалистом.
В 1960 году меня по моей просьбе перевели работать помощником прокурора Ленинского района города Перми. В 1962 году я закончил диссертацию, представил ее на рассмотрение. В то время был такой порядок, что нельзя было защищаться в том ВУЗе, где ты учился в аспирантуре. Я решил ехать защищаться в Ленинград. Почему не в другой московский ВУЗ? Сам не знаю. Очень легко я относился к выбору такого рода.
- А научный руководитель, что вам посоветовал?
Ничего не посоветовал. Он сказал: «Решайте сами». Я совершенно не знал: где защищаться, кого приглашать оппонентом? Послал свои документы на юридический факультет Ленинградского государственного университета. И в этом же году перешел работать преподавателем в свою Альма-матер - на юридический факультет Пермского государственного университета. В феврале 1963 году защитил диссертацию по теме «Право запроса депутата в СССР». Теперь, когда я вижу, как регулируется право запроса в современном законодательстве - душа болит. Мы в этом вопросе находимся где-то на уровне 19 века. Право запроса очень ограничено. Во времена советской власти это право декларировалось, но никто запросы не подавал. А сейчас, при демократии, нужно решение Думы, чтобы запрос элементарно прозвучал на сессии и на него был дан ответ. Если Дума не поддержит, то и запрос не состоится.
После защиты диссертации меня заинтересовала тема административного принуждения в СССР. Почему? Трудно сказать. Это все равно, что спрашивать писателя: почему он написал на эту тему? В 1966 году вышла моя первая монография по административной ответственности. В 1969 году я опубликовал большую книгу по этой же теме. Когда я вышел на защиту докторской диссертации, то у меня было больше 50 публикаций по теме. В мае 1972 году я защитил диссертацию в Москве во ВНИИСЗ - Всесоюзном институте советского законодательства. Сейчас, это - Институт государствоведения и сравнительного правоведения при правительстве РФ. К тому времени, у нас уже росли две дочки, мы занимались их воспитанием. Я продолжал работать в Пермском университете, а в 1974 году возглавил кафедру. Очень активно ездил на различные конференции, семинары, в том числе, и в СЮИ, знал многих свердловских ученых. В 1979 году мне предложили возглавить кафедру государственного и административного права в СЮИ. Я стал серьезно думать о переезде, отчетливо понимая, что если я перееду, то передо мной откроются совершенно новые просторы. В СЮИ работали выдающиеся ученые, перед которыми я всю жизнь преклонялся: Сергей Сергеевич Алексеев, Митрофан Иванович Ковалев, и др. Приезжая на конференции, я видел, что там - настоящее царство ума. И так совпало, что на моей кафедре в Перми подошел срок перевыборов, и я не стал переизбираться. Решено было переезжать в Свердловск.
- Демьян Николаевич, простите за нескромный вопрос: а, сколько Вам было лет?
Мне было 47 лет.
- Как ваша семья отнеслась к таким переменам? Не было страшно бросать налаженную жизнь?
Нет. Мы с женой всегда находили общий язык. Более того, она меня поддержала и укрепила в моем решении. Я считаю, что один из самых счастливых и удачных шагов в моей жизни - переезд в Свердловск. В СЮИ я сразу вышел на другой уровень: преподавания, научной деятельности, и просто общения. Какие-то мелкие бытовые трудности, связанные с переездом меня не пугали. Хотя около двух лет мне пришлось прожить в общежитии, одному, без семьи. Коллеги поражались: взрослый, солидный человек, профессор, живет в общежитии и совершенно спокойно к этому относится! Я же просто купался в лучах той творческой энергии, которая была в институте. Через два года мне дали квартиру, и жена окончательно переехала из Перми ко мне. Девчонки наши были уже взрослые, учились в Москве, поэтому здесь проблем не было.
- Как Вас встретил Свердловск?
Я всем с самого начала говорил: институт лучше, чем факультет, а город немного лучше, чем Пермь. Свердловск - негласная столица Урала. Здесь много различных культурных учреждений, например, Театр музыкальной комедии, который я очень люблю. Я быстро привык к городу. Мне самому не пришлось меняться, подстраиваться: я продолжал работать, как и в Перми, только уже на новом уровне. Здесь я продолжал активно заниматься наукой, публиковаться. Первым, кто защитил докторскую диссертацию на кафедре, которую я возглавлял, был Михаил Иванович Кукушкин. Затем защищался Юра Скуратов. Помню, как в году 1985-86 он приезжал ко мне на дачу с рукописью своей докторской. За годы моей работы у меня защитилось 32 аспиранта. Многие из них уже стали докторами наук, профессорами. Это очень важная часть моей работы, предмет моей гордости. Один из моих любимых аспирантов - Сергей Васильевич Кивалов. Он является учредителем и президентом Одесской национальной юридической академии, занимает пост председателя центральной избирательной комиссии Украины. Вместе с ним мы даже написали учебник по таможенному праву. Я горжусь моим аспирантом Витей Игнатенко. Виктор Васильевич Игнатенко - профессор, заведующий кафедрой Иркутской юридической академии, председатель областной избирательной комиссии. Работа в УрГЮА всегда приносила мне большую радость. В сентябре исполнится 25 лет, как я работаю в Академии.
А как появились мысли о создании своего высшего учебного заведения - Уральского института экономики, управления и права?
Началась перестройка.У меня всегда были мысли, что юридическое образование нужно перестроить. Все юридические ВУЗы, факультеты готовили в то время работников для прокуратуры, судов, милиции. Но хорошие юристы нужны были и отраслям народного хозяйства. Даже государственным органам - прокуратуре, суду - нужны специалисты, знающие экономику. У меня возникла идея: преподавание в юридическом ВУЗе должно включать в себя органичный сплав экономики и права. В 1992 году мы с Дарьей Владимировной Нестеровой (сейчас является ректором института) обсуждали эту идею, нашли общий язык. И через некоторое время она пригласила меня поучаствовать в создании нового института, где мы бы могли воплотить наши задумки в жизнь. Собралась группа единомышленников. Дарья Владимировна - экономист. Она пригласила специалистов по экономике. Я пригласил преподавателей права, профессоров, и в том числе, Марию Яковлевну Кириллову. Мария Яковлевна - легенда юридической науки. Мы очень гордимся тем, что она читает курс гражданского права в нашем институте. Студенты ее очень любят. В соответствии с нашей задумкой, мы увеличили количество часов по курсу гражданского права и ввели дополнительные экономические дисциплины: налоговое дело, бухгалтерский учет и т.д. Все это было ново. Кроме энтузиазма и наших знаний у нас ничего не было. Самой первой проблемой было найти деньги, чтобы дать объявления в газетах: «Появился такой - то институт, мы готовы принять студентов». Когда мы дали объявление - народ пошел, мы смогли арендовать помещение. В 1993 году меня попросили стать ректором института. Мне был 61 год, я никогда не занимал руководящие должности, но решил все-таки согласиться. В течение шести лет я занимал пост ректора: пришлось заниматься самой тяжелой работой - лицензированием, аттестацией...
- Сколько студентов было первоначально?
Вначале было 80, а сейчас - около 5000 студентов. Институту уже 12 лет. Мы обучаем студентов не только в Свердловске (очная, вечерняя и заочная форма обучения), но и в филиалах (очная и заочная форма обучения). В 1994 году меня избрали председателем Совета ректоров негосударственных ВУЗов Екатеринбурга. До 2000 года я был одновременно заведующим кафедрой в УрГЮА и Ректором уральского института экономики, управления и права. Еще в 90-х годах мне удалось написать пять учебников по административному праву: три учебника были изданы в Москве, два - в Свердловске. И, конечно, мне хотелось придумывать и осуществлять какие-то новые научные проекты, но на это нужно было больше свободного времени. В 2000 году мне исполнилось 67 лет, и я принял решение отойти от административной работы, чтобы больше времени посвящать науке. В новом тысячелетии я стал свободным человеком. Хотя, я продолжаю работать на кафедре в УрГЮА, читать лекции и т.д. В своем институте я занимаю должности проректора по науке и председателя правления института: отвечаю за стратегию развития института, внедрение новых идей, разработок.
Сейчас хочу отказаться от должности проректора и больше заниматься теорией права. Недавно я участвовал в качестве одного из соавторов в подготовке нового учебника по административному праву. Он вышел в свет в мае 2004 года. Коллективом авторов написали пособие по административной ответственности: оно только что вышло в Москве. И главное - закончена и опубликована моя монография «Действие норм права во времени». Честно могу сказать: мне уже тесно в рамках административного права, я хочу заниматься и теорией права. Наша теория права, в основном, построена на гражданском и уголовном праве, впитала их достижения. Мне же интересно исследовать ее с точки зрения административиста. В сентябре выйдет моя монография, посвященная исследованию этой проблемы. Сейчас я пишу работу «Вопросы теории права и теории административного права». Планирую завершить ее в этом учебном году. Хотя, времени катастрофически не хватает. Почти каждый год разрабатываю новые спецкурсы для студентов. В этом году буду читать спецкурс, новый не только для меня, но и для России - «Административное судопроизводство».
- Демьян Николаевич, что вы считаете самым главным в вашей жизни?
Научную деятельность и, конечно, мою семью! В 2005 году, если все будет хорошо, мы с женой будем отмечать золотую свадьбу - 50 лет совместной жизни. Мы знаем друг друга с первого сентября 1950 года: учились в одной группе, поехали вместе работать по распределению, а в декабре 1955 года поженились. У нас - две дочери, четыре внучки и один внук. Старшая внучка в этом году закончила УрГЮА. В этом плане, я - очень счастливый человек!
Текст: Мария Бердинских
Все данные, имена и должности публикуются на дату выхода соответствующего номера журнала.
Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт
Учёная степень: доктор юридических наук
Ученое звание: профессор
участника энциклопедии "Известные Ученые"
Бахрах Демьян Николаевич – заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор кафедры административного права Уральской государственной юридической академии. Родился 30 октября 1932 г. в городе Перми. В июне 1955 г. он окончил юридический факультет Пермского госуниверситета. С 1958 по 1962 г. обучался заочно в аспирантуре Всесоюзного юридического заочного института (ВЮЗИ) в г. Москва. Под руководством профессора Я.Н. Уманского подготовил и защитил в 1963 г. в Ленинградском госуниверситете (на юридическом факультете) кандидатскую диссертацию на тему «Право запроса депутата местного совета в СССР». В 1972 г. во Всесоюзном научно-исследовательском институте советского законодательства (ВНИИСЗ) в г. Москве защитил докторскую диссертацию «Административное принуждение в СССР, его виды и основные тенденции развития». Ученое звание профессора Д.Н. Бахраху присвоено 20 июля 1974 г., а почетное звание «Заслуженного деятеля науки РФ» 3 марта 1999 г. С 1962 г. по 1979 г. Д.Н.Бахрах работал на юридическом факультете Пермского госуниверситета. С 1979 г. по настоящее время работает в Свердловском юридическом институте (ныне Уральская государственная юридическая академия): с 1979 по 2000 г. зав. кафедрой административного права, а с 2000 г. – профессором этой кафедры. В 1992 г. стал одним из учредителей негосударственного вуза – Уральского института экономики управления и права (УИЭУиП). С 1993 до 2000 г. был ректором института, а в настоящее время проректор этого института по научной работе. УИЭУиП был аккредитован в 1998 г. и в 2004 г. Основная сфера научной деятельности профессора Д.Н.Бахраха – вопросы теории административного права. Наиболее весомый вклад им внесен в разработку проблем предмета и источников административного права, системы субъектов административного права РФ, административно-правовых статусов граждан и государственных служащих, форм и методов деятельности государственной администрации, принуждения по административному праву, административно-процессуальной деятельности и административного судопроизводства. Д.Н.Бахрах уделил большое внимание таким вопросам общей теории права как действие правовых норм во времени, понятие и виды юридического процесса, юридического договора, правового принуждения. В работах, посвященных административно-правовому статусу граждан, обосновано существование общего и специальных административно-правовых статусов граждан, права на общую и специальные административные жалобы, соотношение административной юстиции и административного судопроизводства в РФ, пути их дальнейшего развития. Д.Н.Бахрах выявил обосновал единство и особые признаки трех видов государственной службы: гражданской, военной и военизированной (правоохранительной). В работах Д.Н.Бахраха раскрываются понятие и виды специализированных административно-правовых режимов, содержание разрешительной системы. Весомый вклад ученый внес в разработку проблем административно-правового принуждения, оснований административной ответственности, производства по делам об административных правонарушениях. Под руководством профессора Бахраха Д.Н. были подготовлены и защищены 31 кандидатская диссертация, четверо из его аспирантов защитили докторскую диссертацию.
Научные публикации:
«Советское законодательство об административной ответственности (Пермь 1969 г.),
«Основные понятия теории социального управления» (Пермь 1978 г.),
«Рассмотрение судами дел об административных правонарушениях» (в соавторстве – М.2003 г.),
«Административное право» (М.2000 г.),
«Право запроса депутатов» (М.1962 г.),
«Производство по делам об административных правонарушениях» (в соавторстве – М.1989 г.).