Право на фонограмму

Права на фонограмму возникают в силу ее создания (изготовления) и не требуют выполнения каких-либо формальностей, в том числе и ее регистрации (п. 2 ст. 1304).

Гражданский кодекс предусматривает возможность проставления на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре особого знака - так называемого знака правовой охраны (ст.

1305), однако возникновение прав на фонограмму никак не связано с тем, будет ли такой знак проставлен. Назначение этого знака - уведомить пользователей фонограммы о существующем исключительном праве на нее; это может иметь существенное значение в случае спора, поскольку наличие знака правовой охраны на экземпляре (упаковке) фонограммы может стать доказательством того, что ответчик знал о принадлежности исключительного права данному лицу. Знак правовой охраны состоит из трех элементов: латинской буквы "P" в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы. Знак правовой охраны может проставлять не только изготовитель фонограммы, но и другой обладатель исключительного права на фонограмму, в том числе получивший право на использование фонограммы на основании лицензионного договора.

Действие исключительного права на фонограмму ограничено сроком в пятьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись (п. 1 ст. 1327 ГК). В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи. Таким образом, максимальный срок правовой охраны фонограммы может составлять почти сто лет. Следует иметь в виду, что в данном случае в Кодексе имеется в виду именно обнародование, а не опубликование фонограммы: если фонограмма была сделана доступной для всеобщего сведения любым способом, а не только путем выпуска в обращение ее экземпляров (например, хотя бы однократно публично исполнена), то это влечет начало отсчета срока действия исключительного права на фонограмму.

Пятидесятилетний срок действия исключительного права на фонограмму является в настоящее время в мире наиболее распространенным, но есть и страны, где этот срок больше: например, в Бразилии он составляет 70 лет, в США - 75 лет.

После истечения срока действия исключительного права на фонограмму она переходит в общественное достояние (п. 3 ст. 1327 ГК). С этого момента фонограмма может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения. Это относится и к случаю, когда фонограмма так и не была обнародована. Такая фонограмма может быть обнародована любым лицом с соблюдением правил п. 3 ст. 1282 ГК. Однако, несмотря на переход фонограммы в общественное достояние, могут продолжать действовать права авторов и (или) исполнителей на содержащееся в ней произведение (исполнение). В этом случае использование фонограммы, перешедшей в общественное достояние, потребует получения согласия указанных правообладателей.

Действие иных прав изготовителя фонограммы, указанных в ст. 1323, сроком не ограничено.

Исключительное право на фонограмму может в пределах срока его действия переходить к другим лицам.

Обладатель исключительного права на фонограмму может передать его по договору об отчуждении исключительного права, предоставить право использования фонограммы по лицензионному договору, использовать право на фонограмму в качестве предмета залога и т.д. Такие договоры должны быть заключены в письменной форме, но какой-либо их регистрации не требуется. К распоряжению исключительным правом на фонограмму применяются правила, рассмотренные выше в общей части четвертой части Кодекса (ст. 1233 - 1238).

Исключительное право на фонограмму может переходить к другим лицам также при обращении взыскания на имущество правообладателя, при реорганизации правообладателя, при наследовании. Каких-либо ограничений на переход исключительного права на фонограмму не установлено.

Ограничения исключительного права на фонограмму (статьи 1306, 1325 и 1326)

Наряду с определением пределов действия исключительного права на фонограмму по субъектам, в пространстве и по времени Кодекс устанавливает и особые изъятия из этого права.

Прежде всего, использование фонограммы без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения возможно в тех случаях, когда Кодекс разрешает свободное использование произведений (ст. 1306). Это воспроизведение в личных целях (ст. 1273), использование в информационных, научных, учебных или культурных целях (ст. 1274), публичное исполнение музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277), воспроизведение для целей правоприменения (ст. 1278), запись, производимая организациями эфирного вещания в целях краткосрочного пользования (ст. 1279). Для целей их применения к исключительному праву на фонограмму формулировки указанных выше статей должны толковаться расширительно: в нормах этих статей говорится об использовании только "произведения", и при этом имеются в виду только охраняемые произведения, но установленные этими нормами ограничения должны применяться в отношении фонограмм и в тех случаях, когда содержание записи представляет собой такие объекты, которые исключены из перечня объектов авторского права.

Так, эти ограничения применимы и в случаях использования фонограммы с записью исполнения Государственного гимна, произведений народного творчества, информационных сообщений и т. д. Представляется, что должны они действовать и тогда, когда соответствующие объекты вообще не могут рассматриваться как "произведения", например, если используется документальная звукозапись происходивших событий, запись звуков природы и др.

Гражданский кодекс предусматривает применение в отношении фонограмм так называемого правила об исчерпании прав. Согласно статье 1325 ГК, если оригинал или экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров этой фонограммы допускается без согласия обладателя исключительного права на фонограмму и без выплаты ему вознаграждения. Это правило означает, что приобретатель фонограммы может продать или подарить ее, не спрашивая согласия обладателя права на фонограмму. Однако при этом должны быть соблюдены определенные условия: -

фонограмма должна быть правомерно, т.е. с согласия правообладателя, опубликована. Поскольку ГК понимает под опубликованием фонограммы только выпуск в обращение ее экземпляров, то публичного исполнения фонограммы, размещения ее в Интернете и т.д., пусть даже и осуществленного с согласия правообладателя, недостаточно; -

фонограмма должна быть введена в гражданский оборот на территории Российской Федерации. Поэтому если фонограмма была приобретена за пределами Российской Федерации, то ее последующее распространение на территории Российской Федерации потребует получения согласия правообладателя (если только не удастся доказать, что согласие на распространение в Российской Федерации такой фонограммы уже дано ранее);

Введение в гражданский оборот предполагает именно отчуждение оригинала или экземпляра фонограммы (купля-продажа, дарение), поэтому одного только ввоза фонограммы на территорию России, предоставления права пользования ею на этой территории и т.д. недостаточно для того, чтобы исключительное право на нее могло считаться исчерпанным.

Действие правила об исчерпании права не ограничено сроком.

Рассмотренные выше способы использования фонограммы (п. 2 ст. 1324 ГК) находятся в сфере прав изготовителя фонограммы, составляющей содержание правомочий, образующих его исключительное право, независимо от того, для какой цели фонограмма была создана и с какой целью распространялась. Однако если фонограмма была опубликована в коммерческих целях, то в связи с этим закон устанавливает определенные ограничения этих правомочий изготовителя фонограммы (ст. 1326 ГК). Публичное исполнение такой фонограммы, ее передача в эфир или по кабелю могут быть осуществлены без согласия обладателя исключительного права на фонограмму. Единственным условием такого использования является выплата этому лицу вознаграждения. Сбор и распределение вознаграждения будет осуществляться организацией по управлению правами на коллективной основе, получившей государственную аккредитацию для сбора такого вознаграждения (подп. 6 п. 1 ст. 1244 ГК).

Данное вознаграждение включает в себя также и вознаграждение, причитающееся исполнителю, чье исполнение записано на фонограмму. Обязанность пользователя должна считаться исполненной с момента уплаты вознаграждения организации, получившей аккредитацию. Пользователь не отвечает за правильность последующего распределения вознаграждения между всеми заинтересованными лицами и не должен нести ответственность, даже если по тем или иным причинам собранные деньги не дойдут до исполнителей и изготовителей фонограмм. Распределение собранных сумм составляет уже обязанность организации, собирающей вознаграждение, причем распределяя его между изготовителем фонограммы и исполнителями, эта организация не вправе самостоятельно устанавливать пропорции распределения вознаграждения: в п. 3 ст. 1326 ГК установлено, что 50% вознаграждения распределяется между исполнителями и 50% - между изготовителями фонограмм. При этом распределение осуществляется в соответствии с фактическим использованием соответствующих фонограмм. Лишена такая аккредитованная организация и возможности определять порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения - все эти вопросы решает Правительство РФ.

Создание предусмотренного ГК механизма аккредитации пока еще дело будущего, и для того, чтобы система сбора и распределения аккредитованными организациями вознаграждения начала работать, потребуется определенное время.

Изготовитель фонограммы - лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке.

*Под изготовителем фонограммы, как уже было указано выше, подразумевается лицо, которое взяло инициативу и ответственность за первую запись звуков или их отображений. На практике нередко имеет место неправильное представление об изготовителе фонограммы, так, некоторые полагают, что им является лицо, которое первым выпустило тираж носителей фонограммы. Это не так, изготовитель должен первым осуществить запись или организовать осуществление записи. Лицо, которое только делает тираж экземпляров с определенной записи, делает лишь копии записи и, следовательно, изготовителем фонограммы не является.

Права изготовителя фонограммы

Изготовителю фонограммы принадлежат:

1) исключительное право на фонограмму;

2) право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования;

3) право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании;

4) право на обнародование фонограммы, то есть на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо иным способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров фонограммы с согласия изготовителя в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

Изготовитель фонограммы осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей.

Права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей.

Право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования и право на защиту фонограммы от искажения действуют и охраняются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы.

Исключительное право на фонограмму

Изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право использовать фонограмму любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фонограмму). Изготовитель фонограммы может распоряжаться исключительным правом на фонограмму.

Использованием фонограммы считается:

1) публичное исполнение, то есть любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;

2) сообщение в эфир, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого фонограмма становится доступной для слухового восприятия независимо от ее фактического восприятия публикой. При сообщении фонограммы в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых фонограмма может быть доведена до всеобщего сведения независимо от ее фактического приема публикой;

3) сообщение по кабелю, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);

4) доведение фонограммы до всеобщего сведения таким образом, что лицо может получить доступ к фонограмме из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

5) воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы или части фонограммы. При этом запись фонограммы или части фонограммы на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение фонограммы до всеобщего сведения;

6) распространение фонограммы путем продажи или иного отчуждения оригинала или экземпляров, представляющих собой копию фонограммы на любом материальном носителе;

7) импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения правообладателя;

8) прокат оригинала и экземпляров фонограммы;

9) переработка фонограммы.

Лицо, правомерно осуществившее переработку фонограммы, приобретает смежное право на переработанную фонограмму.

Если оригинал или экземпляры правомерно опубликованной фонограммы введены в гражданский оборот на территории Российской Федерации путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров допускается без согласия обладателя исключительного права на фонограмму и без выплаты ему вознаграждения.

Публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях, а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.

Сбор с пользователей вознаграждения и распределение этого вознаграждения осуществляются организациями по управлению правами на коллективной основе, имеющими государственную аккредитацию на осуществление соответствующих видов деятельности.

Вознаграждение распределяется между правообладателями в следующей пропорции: пятьдесят процентов - исполнителям, пятьдесят процентов - изготовителям фонограмм. Распределение вознаграждения между конкретными исполнителями, изготовителями фонограмм осуществляется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм. Порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пользователи фонограмм должны представлять в организацию по управлению правами на коллективной основе отчеты об использовании фонограмм, а также иные сведения и документы, необходимые для сбора и распределения вознаграждения.

Срок действия исключительного права на фонограмму и переход фонограммы в общественное достояние

Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи.

К наследникам и другим правопреемникам изготовителя фонограммы исключительное право на фонограмму переходит в пределах оставшейся части сроков, указанных выше.

По истечении срока действия исключительного права на фонограмму она переходит в общественное достояние. Фонограмма, перешедшая в общественное достояние, может свободно использоваться любыми способами, без чьего-либо разрешения и без выплаты вознаграждения.

Право организаций эфирного и кабельного вещания

Организацией эфирного или кабельного вещания признается юридическое лицо, осуществляющее сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений).

Из данного определения можно вывести два признака, характеризующие организацию эфирного или кабельного вещания: организация должна иметь статус юридического лица; осуществлять сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач. Цель предоставления правовой охраны сообщениям организаций эфирного и кабельного вещания - защита их интересов в связи с тем, что для сообщения необходимы значительные финансовые и организационно-технические затраты.

Организации эфирного или кабельного вещания принадлежит исключительное право использовать правомерно осуществляемое или осуществленное ею сообщение в эфир или по кабелю передач любым не противоречащим закону способом (исключительное право на сообщение радио- или телепередачи). Организация эфирного или кабельного вещания может распоряжаться исключительным правом на сообщение радио- или телепередачи.

Использованием сообщения радио- или телепередачи (вещания) считается:

1) запись сообщения радио- или телепередачи, то есть фиксация звуков и (или) изображения или их отображений с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осуществлять ее неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение;

2) воспроизведение записи сообщения радио- или телепередачи, то есть изготовление одного и более экземпляра записи сообщения радио- или телепередачи либо ее части. При этом запись сообщения радио- или телепередачи на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения;

3) распространение сообщения радио- или телепередачи путем продажи либо иного отчуждения оригинала или экземпляров записи сообщения радио- или телепередачи;

4) ретрансляция, то есть сообщение в эфир (в том числе через спутник) либо по кабелю радио- или телепередачи одной организацией эфирного или кабельного вещания одновременно с получением ею такого сообщения этой передачи от другой такой организации;

5) доведение сообщения радио- или телепередачи до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к сообщению радио- или телепередачи из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);

6) публичное исполнение, то есть любое сообщение радио- или телепередачи с помощью технических средств в местах с платным входом независимо от того, воспринимается оно в месте сообщения или в другом месте одновременно с сообщением.

Организации эфирного и кабельного вещания осуществляют свои права с соблюдением прав авторов произведений, прав исполнителей, а в соответствующих случаях - обладателей прав на фонограмму и прав других организаций эфирного и кабельного вещания на сообщения радио- и телепередач.

Правовая охрана предоставляется сообщениям независимо от того, охраняются ли материалы, которые несут сигналы, авторским правом и (или) смежными правами.

Исключительное право на сообщение радио- или телепередачи действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио- или телепередачи в эфир или по кабелю.

По истечении срока действия исключительного права на сообщение радио- или телепередачи оно переходит в общественное достояние. По истечении 50-летнего срока сообщения могут использоваться любым лицом свободно, т.е. без чьего-либо согласия.

Фонограмма – это любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение (п. 1 ст. 1304 ГК РФ).

Необходимо различать оригинал и экземпляры фонограммы. Оригинал фонограммы – это первоначальная фиксация определенных звуков. Экземпляром фонограммы согласно ст. 1305 ГК РФ будет признаваться любая копия фонограммы на любом материальном носителе, изготовленная непосредственно или косвенно с фонограммы и включающая все звуки или часть звуков либо их отображения, зафиксированные в этой фонограмме.

Введение права на фонограмму в перечень смежных прав имеет целью защитить интересы лица, организующего создание звуковой записи. Из этого следует, что право будет предоставляться лицу независимо от наличия или отсутствия творческой составляющей в его деятельности .

Определение понятия «изготовитель фонограммы» содержит­ся в ст. 1322 ГК РФ: «изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за пер­вую запись звуков исполнения или других звуков либо отобра­жений этих звуков».

Указание на «инициативу и ответственность» означает, что для приобретения прав изготовителя фонограммы не всегда требуется совершение фактических действий по изготовлению фонограммы. Изготовление фонограммы можно заказать другому лицу, подобная практика является весьма распространенной .

Важно заметить, что речь идет только о первой записи. Любая последующая перезапись фонограммы не будет приводить к возникновению новых прав на фонограмму. Например, если идет прямая трансляция концерта в эфир, то лицо, осуществившее его первую запись, может приобрести права на созданную фонограмму. Но если в промежутке между исполнением и передачей в эфир создавалась запись такого исполнения и именно она потом передавалась в эфир (т. е. существовал некоторый сдвиг во времени между исполнением и его трансляцией), то лицо, записавшее концерт «с эфира», прав на фонограмму не приобретет.

На практике осуществление записи может вестись одновременно несколькими лицами (в частности, запись может параллельно многими информационными агентствами). Поскольку в этом случае запись будет производиться такими лицами самостоятельно и одновременно (т.е. все подобные записи будут «первыми»), права таких лиц на созданные ими фонограммы также будут независимыми друг от друга .

В ст. 1323 ГК РФ содержится перечень прав в отношении фонограмм:

  1. Исключительное право на фонограмму.
  2. Право на указание на экземплярах фонограммы и их упа­ковке имени или наименования изготовителя фонограммы.
  3. Право на защиту фонограммы от искажения.
  4. Право на обнародование фонограммы.

Право на указание имени или наименования изготовителя фонограммы выступает неким специфическим аналогом «права на имя», закрепляемого в отношении авторов и исполнителей. Так, если право автора или исполнителя на имя включает возможность требовать указания своего имени при любом использовании произведения или исполнения, то аналогичное право изготовителя фонограммы касается только указания его имени или наименования на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке. Поэтому, при публичном исполнении фонограммы и в других случаях использования фонограммы указывать имя (наименование) изготовителя фонограммы не требуется .

Право на защиту фонограммы от искажений является но­вовведением, появившимся в российском законодательстве в результате принятия части четвертой ГК РФ, в котором, од­нако, не дается никакого определения понятия «искажение фонограммы», что, несомненно, может привести к значитель­ным затруднениям при попытке применения на практике дан­ной нормы .

Право на обнародование фонограммы в наиболь­шей степени схоже с правом на обнародование, принадлежа­щим авторам произведений. Это право осуществлять действия или давать согласие на осуществление действий, которые впервые сделает фонограмму доступной для публики – для «всеобщего сведения».

Необходимо отметить, что последние три из перечисленных че­тырех видов прав изготовителей фонограммы не являются ис­ключительными правами и в случае их нарушения к допустив­шим такие нарушения лицам не могут применяться положения о выплате компенсации, предусмотренной ст. 1311 ГК РФ.

Пункт 3 статьи 1323 ГК РФ устанавливает, что права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. Даже если запись фонограммы осуществит сам автор записанного произведения или его исполнитель, то наряду со своими правами автора или исполнителя он приобретет и не охватываемые ими права на фонограмму. С другой стороны, переход или прекращение авторских прав и прав исполнителя на записанное произведение не влияют на действительность прав изготовителя фонограммы .

Согласно ст. 1324 ГК РФ изготовителю фонограммы принадлежит исключительное право использовать фонограмму любыми не противоречащими закону способами и приводится перечень таких способов использования, включающий:

  • публичное исполнение;
  • сообщение в эфир, включая случаи ретрансляции и спут­никового вещания;
  • сообщение по кабелю;
  • доведение фонограммы до всеобщего сведения, под кото­рым обычно понимаются случаи предоставления доступа к фо­нограмме в Интернете;
  • воспроизведение, охватывающее также случаи записи фо­нограммы в память компьютерного устройства (в память ЭВМ), за исключением случаев создания временных записей, составляющих часть общего технологического процесса право­мерного использования фонограммы;
  • распространение фонограммы путем продажи или иного отчуждения оригинала или экземпляра фонограммы на любом материальном носителе;
  • импорт оригинала или экземпляров фонограммы в це­лях распространения;
  • прокат оригинала и экземпляров фонограммы;
  • переработку фонограммы.

Статьей 1325 ГК РФ предусматриваются положения об «ис­черпании прав» на последующее распространение экземпляров правомерно опубликованной фонограммы, введенных в граж­данский оборот посредством их продажи или иного отчужде­ния. Экземпляр фонограммы, изготовленный с согласия обладателя прав на фонограмму, после его продажи может затем перепродаваться, дариться и переходить по иным основаниям к другим лицам без необходимости получения ка­ких-либо разрешений от обладателя прав на фонограмму.

Статьей 1326 ГК РФ установлены специальные положения, посвященные вопросам использования фонограммы, опубли­кованной в коммерческих целях. В данной статье речь идет о случаях так называемого вто­ричного использования фонограмм – в передачах вещательных организаций и при публичном исполнении. Рассматриваемая статья устанавливает право на получение вознаграждения производителями опубликованных в коммерче­ских целях фонограмм и исполнителями записанных на таких фонограммах исполнений в случаях: публичного исполнения фонограммы; сообщения фонограммы в эфир; сообщения фонограммы по кабелю.

Сбор, распределение и выплата вознаграждения в случаях использования опубликованных в коммерческих целях фонограмм и записанных на них испол­нений должны осуществляться на коллективной основе.

Срок действия исключительного права на фонограмму опреде­ляется согласно правилам ст. 1327 ГК РФ:

  1. Если фонограмма не была обнародована в течение 50 лет после года осуществления записи, то срок действия ис­ключительных прав истекает по окончании указанного периода времени.
  2. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет после года осуществления записи, то исключительные права на фонограмму будут действовать еще 50 лет после года обнародо­вания фонограммы.

В пределах указанных сроков исключительное право на фо­нограмму переходит к наследникам физических лиц и право­преемникам юридических лиц, являющихся изготовителями фонограммы. По истечении срока действия исключительного права на фонограмму она переходит в общественное достоя­ние.

Источники:

6. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / под ред. А. Л. Маковского.

8. Близнец И. А. Право интеллектуальной собственности.

8. Там же.

9. Дедова Е. А. Понятие и развитие правового регулирования смежных прав.

1. Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи.

2. К наследникам и другим правопреемникам изготовителя фонограммы исключительное право на фонограмму переходит в пределах оставшейся части сроков, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

3. После прекращения действия исключительного права фонограмма переходит в общественное достояние, то есть может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения.

Комментарий к Ст. 1327 ГК РФ

Несмотря на свое длинное наименование, рассматриваемая статья не является объемной по содержанию и включает вполне понятные положения.

В частности, устанавливается традиционный 50-летний срок действия исключительного права. Такой же срок предусмотрен в Договоре ВОИС 1996 г. по исполнениям и фонограммам (п. 2 ст. 17), Соглашении ТРИПС, Директиве ЕС от 29 октября 1993 г. N 93/98/CEE, а ранее — в Законе об авторском праве и смежных правах (п. 2 ст. 43). Так же как и в отношении исключительного авторского права и исключительного права на исполнение, ГК РФ устанавливает начало отсчета данного срока с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место действие, послужившее началом течения срока. Таких действий два: запись фонограммы (1), а если имело место обнародование (2), то начало течения срока связывается именно с фактом обнародования, если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи. Таким образом, исключительное право на фонограмму теоретически может действовать и 60, и 70, и более лет с момента ее записи.

Статьей 6 Вводного закона предусматривается, что указанный в комментируемой статье срок применяется, если 50-летний срок действия исключительного права на фонограмму не истек к 1 января 1993 г.

Переход исключительного права к правопреемникам, в порядке как универсального, так и сингулярного правопреемства, не изменяет данного срока. По истечении 50-летнего срока фонограмма переходит в общественное достояние. При этом к фонограммам применяются правила ст. 1282 ГК РФ о произведениях, перешедших в общественное достояние.


Термин "фонограмма" используется в нескольких значениях. Во-первых, год фонограммой понимается собственно материальный носитель, который является объектом гражданского права и участвует в имущественном обороте наряду с другими вещами. Во-вторых, под фонограммой понимается совокупность зафиксированных на материальном носителе произведений и исполнений. И в этом случае фонограмма является объектом смежных прав. Особенность фонограммы проявляется в том, что материальный носитель является необходимым компонентом фонограммы.
Субъектом смежных прав на фонограмму выступает «изготовитель фонограммы».
Согласно п. 1 ст. 1322 ГК РФ изготовителем фонограммы признается лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков, под которыми понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств. При отсутствии доказательств иного изготовителем фонограммы признается лицо, имя или наименование которого указано обычным образом на экземпляре фонограммы и (или) его упаковке.
Изготовителем фонограммы может быть как юридическое, так и физическое лицо, которое по своей инициативе производит запись звуков исполнения и берет на себя ответственность за их запись.
Изготовитель фонограммы осуществляет свои права лишь в пределах тех прав, полученных по договору с исполнителями и авторами записанных на фонограммах произведений.
Для оповещения о себе изготовитель фонограммы может указать знак охраны смежных прав либо указать свое имя (наименование) на экземпляре фонограммы, а также на упаковке Проставление знака охраны смежных прав является правом, а не обязанностью владельцев смежных прав. Отсутствие этого знака не лишает владельцев каких-либо принадлежащих им смежных прав, иначе говоря, размещение такого знака является правом, а не обязанностью изготовителя фонограммы..
Согласно п. 1 ст. 1323 ГК РФ изготовителю фонограммы принадлежат следующие права:
1) исключительное право на фонограмму;
2) право на указание на экземплярах фонограммы и (или) их упаковке своего имени или наименования, которое может быть реализовано с использованием знака правовой охраны или без таковой. При этом данное право действует и охраняются в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы;
3) право на защиту фонограммы от искажения при ее использовании. Данное право также действует и охраняется в течение всей жизни гражданина либо до прекращения юридического лица, являющегося изготовителем фонограммы;
4) право на обнародование фонограммы, то есть на осуществление действия, которое впервые делает фонограмму доступной для всеобщего сведения путем ее опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо иным способом. При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров фонограммы с согласия изготовителя в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.
Изготовитель фонограммы осуществляет свои права с соблюдением прав авторов произведений и прав исполнителей.
При этом права изготовителя фонограммы признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав и прав исполнителей. Ранее данное правило распространялось лишь на производные и составные произведения.
Согласно нормам ст. 1324 ГК РФ исключительное право на фонограмму реализуется следующими способами, которые одновременно являются правомочиями изготовителя или иного правообладателя:
1) публичное исполнение, то есть любое сообщение фонограммы с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается фонограмма в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением;
2) сообщение в эфир, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого фонограмма становится доступной для слухового восприятия независимо от ее фактического восприятия публикой. При сообщении фонограммы в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых фонограмма может быть доведена до всеобщего сведения независимо от ее фактического приема публикой;
3) сообщение по кабелю, то есть сообщение фонограммы для всеобщего сведения посредством ее передачи по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции);
4) доведение фонограммы до всеобщего сведения таким образом, что лицо может получить доступ к фонограмме из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения);
5) воспроизведение, то есть изготовление одного и более экземпляра фонограммы или части фонограммы. При этом запись фонограммы или части фонограммы на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение фонограммы до всеобщего сведения;
6) распространение фонограммы путем продажи или иного отчуждения оригинала или экземпляров, представляющих собой копию фонограммы на любом материальном носителе;
7) импорт оригинала или экземпляров фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения правообладателя;
8) прокат оригинала и экземпляров фонограммы;
9) переработка фонограммы., при этом лицо, правомерно осуществившего переработку фонограммы, может приобрести смежное право на ее результат, т.е. на переработанную фонограмму.
Срок действия исключительного права на фонограмму составляет пятьдесят лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись. В случае обнародования фонограммы исключительное право действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором она была обнародована при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи.
В тех случаях, когда исключительное право на фонограмму перешло к другим лицам (к наследникам и другим правопреемникам изготовителя фонограммы), оно будет действовать в пределах оставшейся части данного срока.
По истечении срока действия исключительного права фонограмма переходит в общественное достояние.
Следует отметить, что фонограмма переходит в общественное достояние не только по истечении срока действия исключительного права на нее, но также в случае смерти (прекращения) правообладателя, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (для юридического лица - при отсутствии правопреемников).
Согласно п. 3 ст. 1282 ГК перешедшая в общественное достояние необнародованная фонограмма может быть обнародована любым лицом, если только ее обнародование не противоречит воле автора, определенно выраженной им в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобном). При этом у гражданина, который правомерно обнародовал фонограмму, возникают права, смежные с авторскими.

Еще по теме § 3. Право на фонограмму:

  1. 12.5.2. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Конвенция о фонограммах, Женева, 29 октября 1971 г.)
  2. 2. Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм