Что представляет собой право на неприкосновенность жилища. Что такое неприкосновенность жилища. Наказание за нарушение

После принятия Основного закона в 1993 году, провозгласившего, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы, также было установлено, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются, прежде всего, обязанностью российского государства. Здесь хотелось бы обратить внимание на то, что права и свободы человека и гражданина должны быть гарантированы не только Конституцией РФ, но, также и общепризнанными принципами и нормами международного права. Таким образом, отображение в Основном законе вышеназванных положений, с одной стороны, служит своего рода подтверждением включения России в мировое сообщество, а с другой,- оно призвано оказывать стимулирующее воздействие на законотворческий процесс, касающийся закрепления обеспечения прав и свобод человека и гражданина, в том числе и такого важнейшего права, как право на неприкосновенность жилища.

В основных международных актах - Всеобщей декларации прав человека (1948г.), Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966г.), Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966г.), а также Конвенции Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (1995г.), анализируемое право выделяется особо.

После того, как Россия вступила в Совет Европы, на нее автоматически были наложены дополнительные обязательства, касающиеся строгого соблюдения Конвенций, относящихся к защите личных прав и свобод человека, в том числе и права на неприкосновенность жилища. Таким образом, перед Министерством юстиции РФ и Президентом РФ в 1999 г. встала задача о приведении действующего законодательства в соответствие с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Кроме того, отдельно существовала оговорка о необходимости уточнения норм Уголовного Кодекса Российской Федерации, относящихся к ответственности за посягательство на неприкосновенность жилища, потому что государство не просто должно выступать гарантом данного права, но также и должно обеспечивать его действенную защиту всеми доступными средствами, поскольку рассматриваемое право является существенной составляющей индивидуальной свободы каждого человека.

Юридическое значение при закреплении гарантий, касающихся свободы личности заключается в том, что, законодатель уже на официальном уровне признает строго определенные отношения между личностью, государством и обществом, а также непосредственно определяет правовой статус личности.

Анализируемое конституционное право зачастую порождает многообразные взаимосвязи в обществе, участниками которых являются различные субъекты права. Поэтому появляется объективная необходимость в правовом регулировании отношений, касающихся реализации данного права.

Правовое регулирование данных отношений в настоящее время осуществляется нормами нескольких отраслей отечественного права. Например, сюда следует отнести нормы административного, гражданского, жилищного, уголовного, уголовно-процессуального права. Но важнейшую роль в правовом регулировании рассматриваемых отношений, касающихся неприкосновенности жилища, играет, конечно же, конституционное право.

Представляется, что отнюдь не все отношения, которые обеспечивают конституционное право, касающееся неприкосновенности жилища, находят свое отражение в сфере регулирования правоотношений. Кроме того, они наполняются нормативным содержанием только в той степени, в какой имеется необходимость для обеспечения свободы человека, который находится в жилище, а также в целях восстановления нарушенного конституционного права при помощи привлечения виновных к ответственности. Другими словами, многие составляющие данного конституционного права сегодня все еще остаются вне поля зрения законодателя.

При раскрытии нормативного содержания рассматриваемого конституционного права принципиальную важность имеет четкое и правильное понимание понятия «неприкосновенность». Если исходить из буквального толкования, то он означает: «нельзя трогать, или охраняемый от любого посягательства извне, а также от кого-нибудь, защищенный от любых посягательств и от кого-либо».

Данный смысл заложен и в понятии «неприкосновенность жилища». «Термин «неприкосновенность» (как личности, так и жилища), - говорит С.Н. Наумов, - наполнен гуманизмом и очень глубоким содержанием, а также оно тражает недопустимость неправомерных посягательств на личные права человека».

Кроме того, неприкосновенность жилища - это, прежде всего, строго определенное социальное благо. Его смысл состоит в том, что в жилище имеются условия для уединения, а также пребывания в кругу семьи близких людей в целях восстановления физических и духовных сил и т.д.

Хотелось бы отметить, что в юридической литературе достаточно широко обсуждаются те вопросы, которые относятся к юридической природе конституционных прав и обязанностей. Некоторые авторы не принимают во внимание их субъективный характер, анализируя конституционные права как одни из элементов правоспособности.

Но, тем не менее, данная точка зрения зачастую подвергается критике со стороны многих ученых - правоведов в области теории права. Хотелось бы обратить внимание на то, что правоспособность - это отвлеченная способность человека быть носителем прав и юридических обязанностей, а право, в свою очередь, - это определенная возможность пользования конкретным социальным благом. «Правоспособность, - говорит Е.В. Затворницкая, - очень часто отличается от любого права человека, так как является предпосылкой, а, следовательно, она, прежде всего, нечто первичное, которое предшествует праву, т.е. это условное правообладание. Изначально, законодатель признает за всеми людьми способность быть носителями прав и обязанностей и осуществлять их при определенных условиях».

Провозглашая конституционные права и обязанности в качестве одной из составляющих правоспособности человека, сторонники этой концепции пытаются доказать то, что данные права являются своего рода принадлежностью всем и никому, а могут стать принадлежностью человека лишь в том случае, если он вступит в определенное правовое отношение. В целях доказательства отсутствия субъективной составляющей конституционных прав, им приписываются определенные особенности правоспособности, в результате чего они объявляются ее элементами. Кроме того, социальный смысл и юридическая природа правовой способности и конституционных прав и обязанностей являются различными. Это две отдельные составляющие правового статуса личности, каждая из которых наделена характерными особенностями, собственной, только ей присущей юридической природой, которая является следствием их социального и политического назначения.

Однако здесь необходимо отметить: безличных прав не существует вообще. При характеристике конституционных прав человека в качестве субъективных, необходимо обязательно обращать внимание на характерное обстоятельство, которое заключается в том, что анализируемые права принадлежат любому гражданину. Субъективность гарантируемых конституционных прав заключается в том, что они являются принадлежностью не только всем людям вообще, но также и каждому гражданину в отдельности.

Хотелось бы согласиться с мнением О.В. Фирсова, который указывает, что конституционные права и обязанности «это действительные (а не вымышленные) права, так как они гарантируют каждому человеку возможность пользоваться социальными, материальными и духовными благами. Устанавливая важнейшие права и обязанности, нормы Основного закона в тоже время указывают на вероятное и социально- обусловленное поведение».

Здесь хотелось бы обратить внимание на вопрос о субъекте, т.е. о том лице, кто является обладателем права на неприкосновенность жилища. Основной закон в качестве данного субъекта называет российских граждан. Таким образом, анализируемое конституционное право является всеобщим.

Кроме того, в ч.3 ст. 62 Конституции РФ говорится о том, что иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ гарантируются предусмотренные законом права и свободы, в том числе право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им по закону личных, имущественных, семейных и иных прав. Неприкосновенность жилища как раз и относится к правам, которыми иностранные граждане и лица без гражданства пользуются наравне с российскими гражданами.

Также хотелось бы отметить, что в соответствии с международным законодательством российское государство должно обеспечивать право на жилище и его неприкосновенность в отношении тех лиц, которые относятся к дипломатическому корпусу. Это касается, прежде всего, ст.22 Венской Конвенции о дипломатических отношениях 1961 г.

Законодательная форма осуществления конституционного права на жилище - это нормы гражданского законодательства, регулирующие разнообразные имущественные отношения, которые складываются по поводу жилых помещений. Сюда также входят нормы Жилищного Кодекса РФ, которые регламентируют порядок предоставления и пользования жильем в домах жилого государственного фонда, жилищно-строительных кооперативов и других общественных организаций.

Правосубъектная форма осуществления данного конституционного права является определенным элементом содержания правоспособности граждан, являющейся, в свою очередь, юридической предпосылкой для возникновения, изменения и прекращения жилищных правоотношений.

Здесь будет достаточным указания на ст.9 ГК РФ, раскрывающей содержание правоспособности граждан и прямо указывающей на то, что на основании закона они вправе пользоваться жилыми помещениями. Кроме того, часть 1 ст.7 ЖК РФ говорит о том, что граждане РФ наделены правом на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного или общественного жилищного фонда, либо в домах жилищно-строительных кооперативов.

Итак, обращаясь к последней из указанных форм осуществления рассматриваемого конституционного права, хотелось бы отметить, что это определенное субъективное имущественное право на определенное жилое помещение, являющееся одной из составляющих содержания конкретного гражданского и жилищного правоотношения. Система форм реализации конституционного права на неприкосновенность жилища в принципе идентична той, которая очерчена применительно к праву на жилище. В связи с этим указанные формы реализации права на неприкосновенность жилища наполняются особым содержанием.

Таким образом, можно сделать вывод, что субъекту рассматриваемого конституционного права противостоит юридическая обязанность, которая заключается в том, что кто бы то ни было не вправе нарушать субъективное право лица на неприкосновенность его жилища. Следовательно, в рассматриваемом аспекте характеристики юридической природы анализируемого конституционного права можно сказать, что данное право признается абсолютным, а его осуществление предполагает обязанность других лиц воздерживаться от каких - либо посягательств на него, т.е. не вторгаться в жилое помещение против воли субъекта данного права. Итак, эта обязанность лежит на гражданах, а также представителях органов власти государства.

Кроме того, рассматриваемое конституционное право самым тесным образом связано с иными личными правами. Сюда следует отнести, прежде всего, право на личную неприкосновенность. Данное право не может быть, например, обеспечено, если жилое помещение гражданина не защищено от произвольного вторжения других лиц.

Право на неприкосновенность жилища очень тесно связано именно с правом граждан на жилище. Т.е. право на жилище и право на его неприкосновенность - это два правомочия, которые являются взаимосвязанными и взаимодополняемыми. Кроме того, данные правомочия являются составляющими необходимых и жизненно важных социальных благ каждого человека. Т.е. нельзя говорить о неприкосновенности жилища, если право на него не будет признаваться.

Право на неприкосновенность жилища - одно из основных конституционных личных прав человека; означает, что никто не должен проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. Главная конституционная гарантия неприкосновенность жилища заключается в том, что обыски могут производиться только на основании судебного решения (в случаях, не терпящих промедления - также в ином порядке с соблюдением всех предписаний закона). Во всех других случаях самовольное вторжение в жилище допускается только для предотвращения серьезной и явной угрозы общественной безопасности, а также жизни и здоровью людей. Гарантии неприкосновенность жилища могут быть ограничены в период действия чрезвычайного или военного положения. неприкосновенность жилища гарантируется в ст. 25 Конституции РФ. Нарушение неприкосновенность жилища, т. е. незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, является преступлением против конституционных прав и свобод человека и гражданина (ст. 139 УК РФ).

Неприкосновенность жилища представляет собой одну из основных гарантий предусмотренного в ч. 1 ст. 23 Конституции права на неприкосновенность частной жизни. Как представляется, именно в таком контексте оно может быть истолковано, исходя из положений п. 1 ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах, указывающих на необходимость обеспечения неприкосновенности жилища в наряду с обеспечением невмешательства в личную и семейную жизнь человека, с охраной тайны корреспонденции, защитой его чести и репутации. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1998. - С. 117.

С учетом этих положений должно определяться и понятие жилище, имея в виду его содержание применительно к означенному кругу правоотношений. В этой связи нельзя не заметить, что термин «жилище» в ст. 25 и 40 Конституции используется для обозначения хотя и совпадающих в значительной своей части, но все же не тождественных понятий. В законодательстве общепринятое понятие «жилище» отсутствует, при том что в отдельных законодательных актах раскрываются такие понятия как «жилое помещение», «жилищный фонд», «место жительства». УК РФ (прим. к ст. 139), УПК РФ (п. 10 ст. 5), к примеру, трактует жилище как индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания.

О жилище же как объекте незаконного вторжения, пожалуй, наиболее полно (и эта формулировка представляется более удачной, нежели приведенная в указанных Кодексах) было сказано в постановлении Пленума Верховного Суда СССР № 11 от 5 сентября 1986 г. «О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности», Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 5 сентября 1986 г. № 11 «О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности» // СПС Гарант. которое, несмотря на происшедшие после его принятия изменения в законодательстве о преступлениях против собственности, не утратило своего значения. Как указывалось в этом постановлении, под жилищем следует понимать помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания или пребывания людей (индивидуальный дом, квартира, комната в гостинице или в общежитии, дача, садовый домик, туристская палатка и т.п.), а также те его составные части, которые используются для отдыха, хранения имущества либо удовлетворения иных потребностей человека (балкон, веранда, кладовая и т.п.). Режим того или иного помещения как жилища не меняется оттого, что оно одновременно используется его собственником или нанимателем в качестве рабочего кабинета (офиса) или производственного помещения (в частности, для занятия частной юридической либо зубопротезной практикой).

Требование статьи 23 Конституции распространяется как на само жилище, так и на все предметы и документы, находящиеся внутри его, а также на всю информацию, которая в этом помещении передается.

Конституция, закрепляя принцип неприкосновенности жилища, устанавливает вместе с тем запрет на проникновение в жилище помимо воли проживающих в нем лиц, из чего можно сделать вывод, что нарушение неприкосновенности жилища может быть связано не только с проникновением в него, но и с иными действиями государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан (например, с поджогом жилого дома). При этом как те, так и другие действия, если они совершаются вопреки воле проживающих в помещении лиц гражданами, являющимися собственниками данного жилого помещения, либо зарегистрированными в нем, либо принудительно вселенными в него по решению суда, не могут расцениваться как нарушение конституционного права на неприкосновенность жилища. Рудинский Ф.М. Неприкосновенность жилища как правовой институт // Сов. государство и право. - 1976. - № 8. - С. 81.

Проникновение в жилище означает открытое или тайное вторжение в него с целью проживания или в иных целях лиц, которые по закону не вправе находиться в нем помимо воли проживающих лиц. Это вторжение может выражаться как в физическом проникновении постороннего в жилище (или в отказе покинуть его), так и в забрасывании в жилое помещение различных предметов, установлении в нем технических средств, позволяющих вести прослушивание ведущихся там разговоров или визуальное наблюдение за происходящими событиями, и т.д. Нарушение неприкосновенности жилища имеет место и в тех случаях, когда с помощью современных технических приспособлений, установленных за пределами жилища, ведется наблюдение за тем, что происходит внутри его. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред. Ю.В. Кудрявцева. - М.: Фонд «Правовая культура», 1996. - С. 104.

Нарушение неприкосновенности жилища в зависимости от его характера и порожденных последствий может влечь для виновных в этом лиц наступление дисциплинарной, административной или даже уголовной ответственности. В частности, согласно ст. 139 УК РФ, незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, подлежит наказанию вплоть до пяти лет лишения свободы.

Вместе с тем действующее законодательство предусматривает ряд ситуаций, в которых проникновение в жилище помимо воли проживающих там лиц признается правомерным.

Во-первых, правомерно проникновение в жилище, предпринятое в целях предотвращения или устранения стихийно возникшей опасности для проживающих там людей или для иных граждан (прежде всего соседей). Необходимость в таком проникновении может возникать при пожарах, наводнениях, утечке газа, повреждениях электропроводки или водоснабжающих коммуникаций и т.п. и в правовом отношении основывается прежде всего на законодательных положениях о крайней необходимости (см., в частности, ст. 39 УК РФ). Наряду с этим в ряде законодательных актов содержится и специальная регламентация такого рода ситуаций. В частности, пункт 18 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» Закон РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 (ред. от 09.05.2005) // ВСНД и ВС РСФСР от 18.04.1991, № 16, ст. 503, СЗ РФ от 09.05.2005, № 19, ст. 1752. предоставляет милиции право беспрепятственно входить в жилые и иные помещения для обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, эпидемиях, эпизоотиях и массовых беспорядках.

Проникновение в жилище работников технических служб для устранения различных неполадок, представляющих опасность для жилого помещения или других граждан, как правило, должно осуществляться в присутствии должностных лиц соответствующих жилищных органов или собственника жилого помещения. Однако понятно, что при пожаре или наводнении такие требования предъявляться не могут.

Во-вторых, закон признает допустимым принудительное проникновение в жилище в целях выявления, пресечения, раскрытия преступления или для обнаружения лица, скрывающегося от следствия и суда. Так, согласно п. 18, 24 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции», сотрудники милиции вправе беспрепятственно входить в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление; они могут осматривать места хранения огнестрельного оружия, боеприпасов к нему. Право беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения в случае, если имеются достаточные данные полагать, что там совершено или совершается преступление, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан, предоставлено и органам федеральной службы безопасности (п. «з» ст. 13 ФЗ от 3 апреля 1995 г. «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»).

На это справедливо указал и Конституционный Суд РФ: «Согласно Конституции Российской Федерации никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения (статья 25); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3).

Таким образом, Конституция РФ, закрепляя принцип неприкосновенности жилища, устанавливает вместе с тем запрет на проникновение в жилище помимо воли проживающих в нем лиц, из чего можно сделать вывод, что нарушение неприкосновенности жилища может быть связано не только с проникновением в него, но и с иными действиями государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан (например, с поджогом жилого дома). При этом как те, так и другие действия, если они совершаются вопреки воле проживающих в помещении лиц гражданами, являющимися собственниками данного жилого помещения, либо зарегистрированными в нем, либо принудительно вселенными в него по решению суда, не могут расцениваться как нарушение конституционного права на неприкосновенность жилища.

Проникновение в жилище означает открытое или тайное вторжение в него с целью проживания или в иных целях лиц, которые по закону не вправе находиться в нем помимо воли проживающих лиц. Это вторжение может выражаться как в физическом проникновении постороннего в жилище (или в отказе покинуть его), так и в забрасывании в жилое помещение различных предметов, установлении в нем технических средств, позволяющих вести прослушивание ведущихся там разговоров или визуальное наблюдение за происходящими событиями, и т.д. Нарушение неприкосновенности жилища имеет место и в тех случаях, когда с помощью современных технических приспособлений, установленных за пределами жилища, ведется наблюдение за тем, что происходит внутри его.

Найдите в приведённом списке социально-экономические права (свободы) гражданина РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) свобода совести и вероисповедания

2) право на отдых

3) право на неприкосновенность жилища

4) свобода предпринимательской деятельности

5) свобода труда

Пояснение.

Государственные гарантии социально-экономических прав и свобод человека включают в себя широкую систему форм и методов их охраны. Среди них можно выделить следующие:

Законодательное закрепление таких условий экономической деятельности всех ее субъектов, которые должны обеспечивать обладание человеком всеми конституционно признанными социально-экономическими правами и свободами.

Государство устанавливает гарантированный минимальный размер оплаты труда, государственные пенсии и пособия и иные гарантии социальной защиты, обеспечивает доступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования.

Государство осуществляет контроль за соблюдением законодательства по обеспечению социально-экономических прав.

К функциям государства относится создание всех необходимых правовых, политических, материальных предпосылок, обеспечивающих поддержку личной инициативы человека в экономической сфере.

Государственными гарантиями реализуется возможность эффективной защиты экономических прав человека в предусмотренных законом формах, в том числе и судебная защита.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательства, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, право на образование, свобода литературного, научного, технического и других видов.

Конституционное право России творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. 34-44).

Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34).

Важнейшее место в системе экономических прав занимает право частной собственности. Его конституционное закрепление имело решающее значение в переходе страны на рельсы рыночной экономики.

В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержание право человека в сфере труда. Роль государства в новой Конституции сводится к следующим конституционно закрепленным факторам: государство запрещает принудительный труд; закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; утверждает право на защиту от безработицы; признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Социальное развитие общества в значительной степени характеризуется статусом семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции Российской Федерации закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

К числу социально-экономических прав относится и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции) предполагает возможность получения бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений. В новых экономических условиях к делу охраны здоровья подключается дополнительно и частная система здравоохранения, развитию которой содействует государство. Однако имеющееся в настоящее время отставание развития и финансирования всей социальной сферы резко отразилось и на реализации права граждан на охрану здоровья.

1) свобода совести и вероисповедания - нет, неверно.

2) право на отдых - да, верно.

3) право на неприкосновенность жилища - нет, неверно.

4) свобода предпринимательской деятельности - да, верно.

5) свобода труда - да, верно.

Неприкосновенность жилища - одно из личных прав человека и гражданина, которое гарантировано Конституцией РФ.

Практически во всех конституциях мира закреплён принцип неприкосновенности жилища, согласно которому никто, не может войти в дом человека без его согласия, кроме установленных Законом случаев. Доступ посторонних возможен лишь при ясно выраженном согласии проживающих граждан, которое должно быть отнюдь не молчаливым.
Понятие неприкосновенности жилища связано исключительно с проникновением в него посторонних для проживающих в этом помещении лиц.

Жильём признаётся помещение, которое по санитарным нормам пригодно для проживания в нем людей, это частный дом, квартира, комната в общежитии, гостиничный номер; а гараж, обустроенный сарай или подсобное помещение не могут считаться таковыми, но в определенных случаях жильем может признаваться купе в поезде, которое закрывается изнутри.

Кто имеет право на неприкосновенность жилища? Им обладают только лица, наделенные правом пользования или правом собственности на занимаемое ими помещение. Это должно подтверждаться правоустанавливающими документами (договора аренды, найма, суб-аренды, поднайма, свидетельство о праве собственности и т. п.) либо должностными лицами или титулодержателями.
Такое положение предусматривается на конституционном уровне, тем самым государство признает право человека на личную жизнь и гарантирует его защиту от постороннего вмешательства путем внесения в Уголовный закон ответственности за незаконное проникновение в жилище и наделения хозяина полномочиями по защите своего дома.
Обратимся к Конституции Российской Федерации. Статья 25 гласит:

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Поэтому Закон, опираясь на вышеизложенное, четко регламентирует порядок получения разрешения на доступ в жилье без согласия собственника. На это требуется постановление суда, который изучив все обстоятельства дела может принять решения о необходимости, например обыска, и придя в дом работник правоохранительных органов обязан предъявить данный документ в первую очередь.
Без такого разрешения он может пройти в дом только в трех случаях: с согласия хозяина, непосредственно преследуя преступника или же если это связано со спасением жизни или имущества.

Так, в соответствии с Законом о милиции работники правоохранительных органов для выполнения возложенных на них обязанностей имеют право входить беспрепятственно в жилые помещения граждан и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений либо при наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление или произошел несчастный случай, а также для обеспечения личной и общественной безопасности при стихийных бедствиях, авариях, массовых беспорядках. Обо всех случаях проникновения в жилище против воли проживающих в них лиц милиция уведомляет прокурора в течение 24 часов.
Помимо этого право на неприкосновенность жилища ограничивается при проведении обыска или выемки по уголовному делу.

Обыск - это следственное действие, которое заключается в отыскании предметов или документов, имеющих доказательственное значение по делу. При обыске можно вскрывать любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть. При этом недопустимо повреждение имущества, если это не вызвано необходимостью. При обыске участвуют лицо, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи. По окончании этого следственного действия составляют протокол. Копию вручают лицу, в помещении которого шел обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи. Обыск может производиться и для обнаружения разыскиваемых лиц.

Выемка - это следственное действие, состоящее в изъятии предметов, документов, денег и других ценностей, если точно известно, где и у кого они находятся.
Обыск и выемка осуществляются по мотивированному постановлению следователя и с санкции прокурора или на основании судебного решения, предъявляемых лицам, у которых они производятся. Лишь в случаях, не терпящих отлагательств, обыск может быть сделан без санкции прокурора, но с последующим сообщением прокурору в течение 24 часов.
Судебный исполнитель вправе входить в жилое помещение, занимаемое должником, для наложения ареста на имущество, изъятия у него определенных предметов, для выселения проживающих в силу судебного решения.

Нарушение права на неприкосновенность жилища закон квалифицирует как преступление по ст. 139 Уголовного кодекса РФ. За него предусмотрены штраф до 40 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательные работы на срок от 120 до 180 часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до трех месяцев. То же деяние, если оно совершено с применением насилия или с угрозой его применения, наказывается штрафом до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. В примечании к данной статье говорится, что под жилищем понимается индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания.
Проникновение в жилище с целью похищения находящегося в нем имущества наказывается как самостоятельное преступление (кража, грабеж или разбой). Факт попытки взлома двери, окон и прочее даёт человеку право на необходимую оборону, которая может выражаться в применении силы относительно нападающего, достаточной для его обезвреживания. Только стоит помнить о возможных последствиях в случаях превышения необходимой обороны в виде убийства нападающего, за которые человек может быть привлечен к ответственности по Закону.

Не является преступлением действие, хотя и подпадающее под признаки преступления, но совершенное в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей интересам государства, общественным интересам, личности или правам данного лица, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена другими средствами, а также если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный (например, ситуация, когда для тушения пожара пожарные проникают в жилое помещение).

Таким образом, нарушить право на неприкосновенность жилища можно только на основании судебного решения или если это предусмотрено федеральным законом. Законы субъектов федерации, а тем более иные нормативные акты не могут служить основанием для нарушения права на неприкосновенность жилища.

Подводя итог вышесказанному, в вашу квартиру без явного вашего согласия можно попасть только в случаях:
— если есть постановление суда на обыск вашей квартиры;
— если посещение вашей квартиры является необходимостью, чтобы задержать преступника;
— если посещение вашего жилища необходимо для спасения жизни или имущества (как вашего, так и принадлежащего другим лицам).

Предвидя вопрос о правомерности вксрытия двери в случае прорыва водопровода в вашей квартире: это правомерно, т.к. производится в целях спасения имущества (а может быть и жизни) других лиц и осуществляется только в присутствии участкового, а так же представителей обслуживающей организации.

1.1 Неприкосновенность жилища: понятие, сущность и значение

Неприкосновенность жилища как одна из составляющих частной жизни определяет степень свободы жизни и свободы выбора, а искажение или неполное понимание смысла ставит под угрозу реализацию гражданином этой универсальной ценности.

Значение данного права трудно переоценить. Оно является одним из важнейших не только в российском праве, но и в праве международном, причем последнее во многом обусловливает содержание внутренних национальных норм. Праву на неприкосновенность жилища посвящены положения целого ряда основополагающих международных правовых актов. Здесь, прежде всего, стоит упомянуть Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., статья 12 которой провозглашает, что «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища... Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Аналогичную формулировку содержит в себе и Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ст. 17).

Кроме того, Российская Федерация совместно с другими странами, входящими в состав Содружества Независимых Государств, указала в Конвенции о правах и основных свободах человека 1995 г. на то, что «каждый человек имеет право на уважение... его жилища» (п. 1 ст. 9). Однако есть установленные границы, за пределами которых это право может ограничиваться со стороны государственных органов. Сюда относятся случаи, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц (п. 2 ст. 9).

Немалую роль в толковании вышеуказанных норм играет Европейский суд по правам человека. В своих решениях он называет ограничения права на неприкосновенность жилища в правомерных целях объективно необходимыми условиями обеспечения справедливого баланса между интересами индивидуума и всего общества в целом, а необходимость их использования в каждом конкретном случае должна быть четко установлена.

Также Европейским судом была изложена позиция расширенного толкования терминов:

- «жилище», к которому он относит помимо жилых, еще и служебные помещения, учитывая невозможность четкого разграничения этих понятий. Такой подход предоставляет возможность правовой защиты по ст. 9 Конвенции лицам, чья профессиональная и непрофессиональная деятельность тесно переплетены;

- «вмешательство со стороны государственных органов» в осуществление лицом права на неприкосновенность жилища, куда Европейский суд относит и традиционные формы ограничения (такие, как обыск), и ряд других форм (например, уничтожение силами безопасности страны жилых домов посредством их поджога или ввод в эксплуатацию предприятия по переработке отходов в непосредственной близости от жилища, вследствие чего оно было покинуто).


Как уже было сказано, такое вмешательство возможно, только если оно предусмотрено законом. Европейский суд в данном случае имеет в виду как писаное, так и неписаное право, причем право внутреннее, национальное, в составе которого учитываются и нормативные акты более низкой категории, чем закон, и сложившаяся судебная практика. Также Суд оперирует и таким понятием, как качество конкретного закона - это его доступность для заинтересованного лица, которое могло бы предвидеть последствия его применения в отношении себя, и непротиворечие закона принципу верховенства права.

Степень допустимого вмешательства со стороны государственных органов в осуществление лицом права на неприкосновенность жилища должна быть соразмерна правомерным целям таких действий, конкретным интересам и ценностям. Это позволяет говорить об условиях необходимости в демократическом обществе конкретных способов ограничений этого права.

Российская Федерация является демократическим обществом, следовательно, эта норма, также как и все вышеперечисленные, в нашей стране должна соблюдаться. Но закрепление они теперь уже находят во внутринациональном законодательстве. Оно же их конкретизирует и развивает, отражая специфику российской действительности.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ право на неприкосновенность жилища является личным неимущественным правом и составляющей права на неприкосновенность частной жизни, т.е. той области жизнедеятельности личности, которая находится вне сферы общественного и государственного интереса. Гражданину в нашей стране предоставляется возможность жить в соответствии со своими желаниями (не нарушая при этом закон) путем установления запрета на любые формы произвольного вмешательства в частную жизнь со стороны государства или третьих лиц.

В Конституции - нормативном акте, имеющем высшую юридическую силу на территории Российской Федерации, - принцип неприкосновенности жилища закреплен в ст. 25. Он дублируется в отраслевом законодательстве - в ст. 3 ЖК РФ.

Эти нормы провозглашают: «Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в него без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан». Такое согласие должно быть ясно выражено, ведь речь идет о праве на обособление, уединение человека в занимаемом им и его близкими помещении, о тайне всего происходящего в жилище, в т.ч. и о тайне хранящихся в нем материалов (личные бумаги, дневники и др.).

Законность оснований на занимаемое жилое помещение должна быть подтверждена правоустанавливающими документами (свидетельство о праве собственности, договоры аренды, найма, субаренды, поднайма и т.д.), титулодержателями, должностными лицами и т.п.

Сами законные жильцы по собственной воле могут вселить в жилое помещение других граждан, и они, в свою очередь, также наделяются правом на неприкосновенность занятого помещения. При самовольном вселении, например в освободившуюся комнату в коммунальной квартире или в новый дом посторонних лиц, нарушенное право восстанавливается путем осуществления выселения, а виновные привлекаются к ответственности в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях.

Однако законно проживающие в жилище граждане не вправе препятствовать вселению других лиц, которые также имеют право на данное помещение. Действия последних по принудительному вселению и оказание им помощи в этом со стороны сотрудников правоохранительных органов не будет являться нарушением неприкосновенности жилища. Это же относится и к случаям воспрепятствования снаружи вхождению в жилое помещение граждан, проживающих в нем на законных основаниях (например, опечатывание дверей). С учетом конкретных обстоятельств это может быть расценено как превышение полномочий, самоуправство, нарушение права пользования или права собственности на жилище.

Нарушением права на неприкосновенность жилища будет являться и размещение в нем специальных технических средств для аудиовизуального наблюдения или временное использование для любых целей жилого помещения в отсутствие законного владельца или пользователя жилища.

Основываясь на решениях все того же Европейского суда по правам человека, это не только место жительства, но и место пребывания. В первом случае имеются в виду те помещения, где гражданин постоянно или преимущественно проживает - квартира, дом, комната, в т.ч. и специализированные помещения, такие, как общежитие, гостиница-приют, дом престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов, и др. Такое жилище может быть арендованным, государственным, муниципальным, служебным или на праве собственности. Во втором - место, где проживание носит временный характер и не является местом жительства, например санаторий, туристская база, дом отдыха, пансионат, кемпинг, дача, садовый домик, больница, другое подобное учреждение.

Все это - жилище. И только федеральным законом или на основе судебного решения его неприкосновенность может быть ограничена, а проникновение в жилище - признаваться допустимым. И то - в строго определенных целях при отсутствии согласия проживающих на законных основаниях лиц. Обратимся к конкретным нормам российского права, чтобы их обозначить.

В ЖК РФ указаны такие цели, как: спасение жизни граждан и (или) их имущества; обеспечение их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера; задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений; пресечение совершаемых преступлений или установление обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая (ст. 3).

Сотрудники органов федеральной службы безопасности также как и сотрудники полиции имеют право беспрепятственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, если имеются достаточные данные полагать, что там совершено или совершается преступление, а также в случае преследования лиц, подозреваемых в совершении преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан (ст. 13 Федерального закона «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г.).

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» N 229-ФЗ от 2 октября 2007 г. предоставляет право судебному приставу-исполнителю в процессе исполнения требований исполнительного документа входить без согласия должника в занимаемое им жилое помещение (но только с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава, а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без такого разрешения), накладывать арест на обнаруженное имущество, изымать его и передавать на хранение (п. 6, 7 ч. 1 ст. 64).

В целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя временное ограничение права на неприкосновенность жилища допускает и Конституция РФ (ст. 56), делая отсылку при этом к нормам Федерального конституционного закона. Здесь подразумевается Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» N 3-ФКЗ от 30 мая 2001 г., и прежде всего нормы статей 12 и 13. Они предусматривают случаи, когда в соответствии с введенным на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях особым правовым режимом деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, их должностных лиц, общественных объединений такие ограничения являются необходимыми для устранения чрезвычайного положения, нормализации обстановки, стабилизации работы всей системы власти, восстановления законности и правопорядка. Причем единственным способом достижения указанных целей является применение таких чрезвычайных мер. В зависимости от конкретных обстоятельств это может быть досмотр жилища, временное отселение жителей в безопасные районы с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений, введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий.

Есть еще ряд «мероприятий», пусть и совершенно другого свойства, при проведении которых также ограничивается право на неприкосновенность жилища. Это, прежде всего, осмотр жилища, обыск и выемка. Два последних производятся только на основании судебного решения, а осмотр, помимо этого, допускается и при наличии выраженного согласия проживающих лиц. Об этом говорится в ст. 12 УПК РФ. А вот нормы статей 176 - 177, 180, 182 - 183 уже детально раскрывают содержание этих следственных действий. Что же они собой представляют?

Осмотр жилища заключается в визуальном наблюдении материальных объектов, находящихся внутри помещения и имеющих значение для уголовного дела, с последующей фиксацией их признаков с помощью протоколирования и применения технических средств. При обыске в жилище на основании достоверных данных отыскиваются и изымаются предметы и документы, имеющие доказательственное значение по делу. Выемка же производится, когда для обнаружения указанных предметов, документов, денег, других ценностей не требуется проведение поисков, они просто изымаются. Целью обыска может быть и обнаружение разыскиваемых лиц. Во всех случаях обязательно присутствие не менее чем двух понятых, которые удостоверяют факт производства следственного действия, его хода и результатов, ну и, конечно, самого лица, у которого производятся обыск или выемка, или совершеннолетних членов его семьи.

Обыск и выемка в случаях, не терпящих отлагательств, могут производиться и в ночное время, так же, как и сопровождаться принудительным вскрытием любых помещений, если владелец отказывается добровольно в них пустить. При этом имущество не должно повреждаться без необходимости. Но впадать в крайности все же недопустимо: «штурм» помещения не должен происходить, если это не вызвано реальной необходимостью. Следователь обязан обращаться с присутствующими лицами вежливо, не создавать опасности для их жизни и здоровья и уж тем более категорически запрещено запирать этих лиц в комнатах или иных помещениях. Однако следователь при наличии достаточных оснований вправе запретить им покидать помещение, общаться друг с другом или иными лицами, тем самым ограничивая их право на уединение, общение, на отдых и использование свободного времени по своему усмотрению.

И именно потому, что в данном случае ставятся под угрозу столь важные права и свободы человека, законодатель установил норму о необходимости получения судебного решения, прежде чем провести обыск, выемку или осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих лиц.

Для этого следователь с согласия руководителя следственного органа выносит мотивированное постановление о производстве следственного действия, которое в течение 24 часов с момента получения единолично рассматривает судья соответствующего районного или военного суда. При этом в судебном заседании также вправе участвовать прокурор, следователь и дознаватель. Результаты рассмотрения оформляются постановлением судьи либо об отказе в производстве следственного действия с указанием мотивов отказа, либо о разрешении его производства (ч. 1 - 4 ст. 165 УПК РФ).

В последнем случае следователь прибывает в место проведения осмотра, обыска или выемки, знакомит проживающих лиц с судебным решением и предлагает им добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, если только в постановлении судьи речь идет не о визуальном осмотре. И только после этого он вправе приступить непосредственно к проведению следственного действия, ход и результаты которого протоколируются в соответствии со ст. 166 - 167 УПК РФ.

Но, как известно, из каждого правила есть исключение. Законодатель в ч. 5 ст. 165 УПК РФ предусмотрел ситуацию, когда производство осмотра жилища, обыска или выемки возможно и без получения судебного решения на основании лишь одного постановления следователя. Это исключительные случаи, не терпящие отлагательств. В качестве примера можно назвать наличие реальной опасности уничтожения искомых объектов или полученные сведения о продолжении преступных действий в жилище (слышны выстрелы, крики о помощи).

Однако это не означает отсутствие судебного контроля над законностью следственного действия. На следователя возлагается обязанность в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия уведомить судью и прокурора об этом факте с приложением копии постановления о производстве следственного действия и протокола для обоснования своего решения, а на судью - в тот же срок, но только с момента поступления материалов, проверить законность совершенных действий и вынести соответствующее постановление. Если оно обосновывает незаконность следственного действия, то доказательства признаются недопустимыми, как те, которые были получены при его проведении, так и основанные на них (например, заключение эксперта о непригодности к стрельбе оружия, полученного с нарушением закона).

Помимо следственных действий есть еще и оперативно-розыскные мероприятия. И они также на основании судебного решения могут ограничивать право на неприкосновенность жилища. Однако в данном случае необходимым условием является наличие следующей информации:

О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно;

О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно;

О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации (ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» N 144-ФЗ от 12 августа 1995 г.).

Все эти данные вместе с мотивированным постановлением одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, передаются на рассмотрение судье по месту проведения оперативно-розыскных мероприятий или по месту нахождения органа, ходатайствующего об их проведении. Он обязан их принять и рассмотреть единолично и незамедлительно. Кроме того, судья вправе запросить и дополнительные материалы, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Результаты рассмотрения судья облекает в форму постановления, в котором либо разрешает проведение соответствующего оперативно-розыскного мероприятия, либо отказывает в этом с указанием мотивов (в этом случае орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд).

Если разрешение все же было получено, то оно должно быть реализовано в течение шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении, при этом срок его действия исчисляется в сутках со дня вынесения.

Ну и, конечно же, статья 8 Федерального закона указывает, что в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении либо прекратить его.

Как мы видим, законодатель строго регламентировал все случаи ограничения права человека на неприкосновенность жилища. Но, кроме того, он вполне справедливо посчитал, что оставлять такое важнейшее благо личности без правовой охраны нецелесообразно, и предусмотрел специальные рычаги, которые как раз и обеспечивают эти конституционные гарантии. Конечно же, речь идет об уголовном законодательстве. В нем нарушение неприкосновенности жилища квалифицируется как преступление по ст. 139 УК РФ.

Если незаконное проникновение в жилище было совершено против воли проживающего в нем лица, то такое деяние наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев (ч. 1 ст. 139 УК РФ).

Если помимо этого было применено насилие или угроза его применения, то - штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет (ч. 2 ст. 139 УК РФ).

Ну и самое суровое наказание предусматривается, если все вышеперечисленное было совершено лицом с использованием своего служебного положения. Это может быть штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арест на срок от двух до четырех месяцев, либо лишение свободы на срок до трех лет (ч. 3 ст. 139 УК РФ).

Здесь следует кое-что пояснить. Деяние будет квалифицироваться по ч. 1 ст. 139 УК РФ, даже если в момент совершения умышленного незаконного проникновения владелец жилища в нем не находился (был в командировке, на лечении, на отдыхе), а впустить в жилище отказалось другое лицо, проживающее в нем на законном основании. Причем ответственность могут нести как органы власти, должностное лицо, так и лицо частное (например, соседи, знакомые), достигшие возраста 16 лет. При этом учитываются обстоятельства конкретного дела: если проникновение в чужое жилище было совершено по ошибке или недоразумению, то ответственность исключается.

Иногда, хоть действие и отвечает признакам ст. 139 УК РФ, но преступлением являться не будет, например если оно совершено в состоянии крайней необходимости без превышения ее пределов и преследовало целью устранение опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами (ч. 1 ст. 39 УК РФ). Сюда относятся действия пожарников, спасателей и т.п.

Применение насилия или угрозы его применения, сопутствующее проникновению в жилище, является основанием для привлечения к ответственности еще и по статьям УК о преступлениях против личности (например, причинение вреда здоровью различной степени тяжести).

Если целью проникновения в жилище было похищение находящегося в нем имущества (кража, грабеж, разбой), то нормы ст. 139 УК РФ не применяются, а деяние квалифицируется соответственно по п. «б» ч. 2 ст. 158, п. «в» ч. 2 ст. 161, ч. 3 ст. 162 УК РФ.

Помимо уголовного законодательства пострадавшее лицо может руководствоваться и нормами Гражданского кодекса в части компенсации морального и иного причиненного вреда (гл. 59 ГК РФ).

Но даже наличие в законодательстве всех этих положений об ответственности не останавливает определенных лиц от совершения правонарушения. Пожалуй, наиболее негативную оценку можно дать подобному поведению со стороны представителей власти - сотрудников правоохранительных органов, в том числе сотрудников системы исполнения наказания, должностных лиц тех или иных государственных органов и т.д. Их противоправные действия, как никакие другие, подрывают авторитет государства, служб, на которые возложены важнейшие обязанности - по охране общественного порядка и поддержанию законности.

Право на неприкосновенность жилища имеет очень тесную связь с недопустимостью произвольного лишения жилища. Ч. 4 ст. 3 ЖК РФ гласит: «Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг...» Исключение - случаи, предусмотренные самим Жилищным кодексом и другими федеральными законами, где устанавливают основания, порядок и условия выселения.

В соответствии с ними выселяться могут граждане, право пользования жилым помещением которых прекращено, или которые нарушают правила пользования жилым помещением (используют его не по назначению, систематически нарушают права и законные интересы соседей, бесхозяйственно обращаются с жилыми помещениями, допуская его разрушение), поднаниматели и вселенные совместно с ними граждане, временные жильцы, наниматели и члены их семей, занимающие помещение по договору социального найма (например, граждане, лишенные родительских прав, если их совместное проживание с детьми признано судом невозможным, или в случае невнесения платы за жилое помещение или коммунальные услуги в течение более шести месяцев), жильцы специализированных жилых помещений и др.

1.2 Конституционные, уголовно-правовые и уголовно-процессуальные гарантии неприкосновенности жилища

Важнейшим конституционным правом человека и гражданина является право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ). За незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, предусмотрена ответственность по ст. 139 УК РФ. Судебная практика последнего десятилетия показывает значительный рост числа лиц, осужденных за совершение данного преступления. Так, например, в 1997 г. в РФ по ст. 139 УК РФ всего было осуждено 1007 человек, а в 2011 г. - 9085 человек. Темпы прироста числа осужденных за указанный период времени составили 802%. В 2012 г. число осужденных по данной статье УК незначительно снизилось до уровня 8186 человек, что в целом соответствует общей тенденции сокращения преступности, которая наблюдается в России несколько последних лет (с 2007 г.).

Следует также сказать, что ежегодно примерно 20% нарушений неприкосновенности жилища совершается в совокупности с другими, как правило, более тяжкими преступлениями: убийством, причинением тяжкого вреда здоровью, изнасилованием, похищением человека. В этих случаях нарушение неприкосновенности жилища не является конечной целью, а совершается попутно для облегчения планируемого преступления, т.к. для этого необходимо проникнуть в жилище. В 2012 г. 525 человек были осуждены за совершение этого преступления с применением насилия или угрозой его применения (ч. 2 ст. 139 УК), а 13 человек - с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 139 УК).

Среди причин, вызывающих рост числа этих преступлений в настоящее время, можно назвать: общее снижение правовой культуры граждан, неуважительное отношение к правам и свободам других лиц, обесценивание межличностных отношений, правовую безграмотность и правовой нигилизм. Как показывает судебная практика, многие лица, привлеченные к ответственности, плохо понимают, что совершают преступление, вторгаясь в чужое жилище, например, к должникам с целью возврата долга, во время бытовых ссор, в процессе выяснения отношений между бывшими супругами, знакомыми и по другим, как им кажется, «уважительным причинам».

Я. в состоянии алкогольного опьянения пришел к дому, в котором проживала потерпевшая. На требование открыть дверь она ответила отказом. Полагая, что в доме находится его должник, с которым он намеревался обсудить вопрос возврата долга, Я. разбил окно и проник в жилище. Суд признал его виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 139 УК РФ.

К., будучи в состоянии алкогольного опьянения, решил проникнуть в жилище О., чтобы поговорить с ней. С этой целью он стал громко стучать в дверь ее квартиры. Потерпевшая отказалась пустить К. в свое жилище. Продолжая свои действия, он разбил стекло и через оконный проем незаконно проник в квартиру. Действия К. были квалифицированы по ч. 1 ст. 139 УК РФ.

В деятельности правоохранительных органов и судебной практике встал вопрос о том, какие помещения следует считать жилищем человека.

Понятие «жилище» применительно к составу хищения личного имущества граждан было разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 5 сентября 1986 г. N 11 «О судебной практике по делам о преступлениях против личной собственности» и в этой части не утратило своей актуальности в настоящее время. В п. 9 Постановления сказано, что жилище - это помещение, предназначенное для постоянного или временного проживания людей (индивидуальный дом, квартира, комната в гостинице, дача, садовый домик и т.п.), а также те его составные части, которые используются для отдыха, хранения имущества либо удовлетворения иных потребностей человека (балконы, застекленные веранды, кладовые и т.п.). Не могут признаваться жилищем помещения, не предназначенные и не приспособленные для постоянного или временного проживания (например, обособленные от жилых построек погреба, амбары, гаражи и другие хозяйственные помещения).

В первоначальной редакции ст. 139 УК РФ понятие жилища законодателем не раскрывалось. Федеральным законом от 20 марта 2001 г. N 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод» ст. 139 УК РФ была дополнена примечанием, в котором было дано законодательное определение жилища. В этой и других статьях УК (ст. ст. 158, 161, 162) под жилищем понимаются индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями, жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания, а равно иное помещение или строение, не входящее в жилищный фонд, но предназначенное для временного проживания.

Следует сказать, что Европейский суд по правам человека расширительно толкует понятие «жилище», признавая таковым и служебную недвижимость. По одному из дел Суд отметил, что не всегда можно провести четкое разграничение между жильем и офисом, т.к. можно заниматься делами, которые не относятся к профессиональной сфере, в офисе или коммерческих служебных помещениях. При таких обстоятельствах служебная недвижимость подпадает под защиту ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Внимание к проблемам уголовно-правовой защиты конституционного права граждан на неприкосновенность жилища со стороны ученых-юристов не ослабевает. В последнее время появились работы, в которых обосновывается необходимость совершенствования редакции ст. 139 УК РФ.

Так, Л.Г. Мачковский отмечает, что в практике правоприменительных органов возникают затруднения в тех случаях, когда лицом совершается незаконное проникновение в жилище, в котором отсутствуют проживающие лица (находятся на работе, в отпуске и т.п.). Сомнительно квалифицировать такие действия как проникновение в жилище против воли проживающего в нем лица, т.к. это лицо отсутствует в жилище.

В связи с этим предлагается словосочетание «против воли проживающего в нем лица» исключить из диспозиции ч. 1 ст. 139 УК РФ.

А.В. Серебренникова, проводя сравнительное исследование ст. 139 УК РФ с аналогичными нормами уголовного законодательства Германии, отмечает, что в уголовном законодательстве этой страны предусмотрена ответственность не только за проникновение, совершенное против воли, но помимо воли проживающего лица. Если бы подобное было и в ст. 139 УК РФ, то на практике таких проблем не возникало.

Способ незаконного проникновения в жилище может быть любым и не оказывает влияния на квалификацию деяния. А.Н. Красиков справедливо отмечает, что «преступным будет проникновение в жилище не только в тех случаях, когда открыто игнорируется согласие, но также если оно осуществляется путем обмана, например путем предъявления подложного документа на проведение обыска».

Эта точка зрения соответствует сложившейся судебной практике. Так, Люблинским районным судом г. Москвы Ж. осужден по ч. 1 ст. 139 и ч. 2 ст. 131 УК РФ. Представившись сотрудником милиции, он незаконно проник в квартиру Б., где совершил изнасилование.

Как уже было отмечено, ответственность за преступление, предусмотренное ст. 139 УК РФ, наступает, если проникновение в жилище было незаконным. В соответствии со ст. 25 Конституции РФ проникновение в жилище считается незаконным, если оно совершено против воли проживающих в нем лиц. Разрешается беспрепятственное проникновение в жилище в отдельных случаях, предусмотренных федеральными законами или на основании судебного решения.

Наиболее распространенной является ситуация, когда проживающие лица находятся в жилище и ясно дают понять, что возражают против вхождения в него. Проникновение в жилище при таких обстоятельствах является незаконным и должно влечь ответственность по ст. 139 УК РФ.

Нередки случаи, когда лицо на законных основаниях входит в жилище, но в последующем отказывается его покинуть по требованию проживающего лица. Содержат ли такие действия состав рассматриваемого преступления? Очевидно, что нет, т.к. отсутствует общественно опасное деяние - незаконное проникновение в жилище. Кстати, в законодательстве некоторых государств (например, ФРГ, Швейцарии, Болгарии) предусмотрена уголовная ответственность за подобные действия. Так, по ст. 123 УК ФРГ наступает ответственность не только за незаконное проникновение в квартиру, торговое или охраняемое помещение, но и за то, что лицо «не выполняет настоятельную просьбу уполномоченного лица покинуть данное помещение». Деяние в форме бездействия, состоящее в отказе покинуть жилище, представляет меньшую общественную опасность, чем незаконное проникновение в него. Оставлять его вовсе безнаказанным, по нашему мнению, нельзя. В связи с этим целесообразно как минимум ввести административную ответственность за отказ покинуть жилище по требованию проживающего лица.

Например, А.С. Курманов предлагает дополнить КоАП РФ ст. 5.58 «Нарушение неприкосновенности жилища» в следующей редакции: «Незаконный отказ покинуть жилище по требованию проживающего лица влечет наложение...».

Из общего правила, содержащего запрет на проникновение в жилище против воли проживающего в нем лица, Конституция РФ делает два исключения. Беспрепятственное проникновение в жилище возможно в случаях, предусмотренных федеральным законом или на основании решения суда. Фактически речь идет только о случаях, предусмотренных федеральными законами. Суд может разрешить проникновение в жилище только на основании федерального закона. В частности, давая разрешение следователю на производство обыска или выемки в жилище, суд руководствуется правилами, предусмотренными УПК РФ. В Российской Федерации действует ряд таких законов.

Среди них можно выделить Законы: от 01.04.1993 «О Государственной границе Российской Федерации» (п. 12 ст. 30), от 21.12.1994 «О пожарной безопасности» (ст. 6), от 03.04.1995 «О Федеральной службе безопасности» (ст. 9), от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности» (ст. 9), от 27.05.1996 «О государственной охране» (ст. 15), от 06.02.1997 «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (ст. 24), от 30.05.2001 «О чрезвычайном положении» (ст. 12), от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» (п. 11 ч. 3 ст. 11), от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» (п. 6 ч. 1 ст. 64), от 07.02.2011 «О полиции» (ст. 15).

Так, в соответствии со ст. 15 Закона «О полиции» проникновение сотрудников полиции в жилые и иные помещения, земельные участки, принадлежащие гражданам, в помещения, на земельные участки и территории, занимаемые организациями, допускается в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также:

1) для спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях;

2) для задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления;

3) для пресечения преступления;

4) для установления обстоятельств несчастного случая.

Закон РФ «О милиции», который утратил силу в связи с принятием ФЗ «О полиции», в качестве одного из оснований разрешал сотрудникам милиции проникновение в жилище при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений. В новом Законе полномочия сотрудников полиции расширены и они получили право беспрепятственно проникать в жилище не только во время преследования лиц, подозреваемых в совершении преступлений, но и во всех случаях, когда имеются основания для задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Сотрудник полиции обязан уведомить проживающих лиц об основаниях проникновения, за исключением случаев, когда промедление может создать угрозу жизни или здоровью граждан, сотрудников полиции или повлечь иные тяжкие последствия. Совершая проникновение в жилище, он должен использовать для этого безопасные способы и средства, с уважением относиться к чести, достоинству, жизни и здоровью граждан, не допускать без необходимости причинения ущерба их имуществу. Закон предоставляет право при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилище. В соответствии с п. 3 ст. 23 Закона для разрушения запирающих устройств может применяться огнестрельное оружие.

О каждом случае проникновения в жилище помимо воли находящихся там граждан сотрудник полиции в течение 24 часов обязан письменно уведомить прокурора и представить рапорт своему непосредственному начальнику. В этот же срок о факте проникновения в жилище уведомляются проживающие в нем лица или собственник жилого помещения, если проникновение было осуществлено в их отсутствие.

В ст. 16 Закона «О полиции» предусмотрена возможность оцепления (блокирования) жилых помещений. Это мероприятие может проводиться для предотвращения угрозы жизни и здоровью граждан, которые не могут быть защищены иным способом.

Необходимость проникновения в чужое жилище нередко возникает при расследовании уголовных дел. Это связано с производством различных следственных действий в жилище человека.

В УПК РФ неприкосновенность жилища закреплена в качестве принципа уголовного судопроизводства. В соответствии со ст. 12 УПК осмотр жилища возможен без судебного разрешения, если против его производства не возражают проживающие в нем лица. Обыск и выемка в жилище во всех случаях должны производиться на основании судебного решения. В случаях, не терпящих отлагательства, указанные следственные действия могут быть произведены и без судебного решения (ч. 5 ст. 165 УПК).

В процессе расследования уголовных дел может возникнуть необходимость производства не только осмотра, обыска или выемки в жилище, но и других следственных действий, например, допроса, наложения ареста на имущество, получения образцов для сравнительного исследования. Уголовно-процессуальный закон не дает ответа на вопрос, как поступать в случаях, если против производства указанных следственных действий в жилище возражают проживающие в нем лица. Думается, что в подобных ситуациях дознавателю или следователю следует руководствоваться ч. 1 ст. 12 УПК и, получив отказ от проживающих лиц, совершать проникновение в жилище только на основании судебного решения.

Подводя итог, можно сказать, что Конституция РФ, действующее законодательство защищают право каждого человека на неприкосновенность его жилища. Наличие ст. 139 в УК РФ в значительной мере сдерживает рост числа нарушений данного вида, которых могло бы быть гораздо больше при ее отсутствии. При этом законодательство современной России в части охраны неприкосновенности жилища требует дальнейшего совершенствования. В целом проблема неприкосновенности жилища не может быть решена только правовыми средствами. Для достижения этой цели необходимо, чтобы у большинства граждан сформировалась высокая правовая культура, концентрированным выражением которой является уважительное отношение к правам и свободам других лиц.