Урок мужества посвященный пожарной охране. Классный час по ОБЖ на тему: Урок мужества « Пожарный-профессия героическая

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением отдельных предметов №21»

Ворошиловского района г. Волгограда

ИНН 3445030735 КПП 34450100001 БИК 041806001 ОГРН 1023403852042 ОКВЭД 80.21.2 ОКПО 22355821

л/с 03763018740 ГРКЦ ГУ Банка России по Волгоградской области г. Волгоград р/с 40204810400000000009

Урок мужества

« Пожарный-профессия героическая»

Юдина Надежда Викторовна

Учитель начальных классов

Волгоград

2016 г.

Цели:

  • Пополнить знания учащихся о профессии пожарного, правилах пожарной безопасности.
  • Научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, в случае возникновения пожара дома или в школе, привить практические навыки тушения огня, довести до сознания учащихся правила пользования газом и электроприборами.
  • Заранее порекомендовать школьникам прочитать книги С.Я.Маршака “Кошкин дом”, “Пожар”, “Рассказ о неизвестном герое”, Л.Н.Толстого “Пожар”, “Пожарные собаки”, Б.Житкова “Пожар в море”.
  • Организовать выставку рисунков на тему “Осторожно, огонь!”, объявить конкурс на лучшее сочинение “Огонь – друг и враг человека”.
  • Накануне провести экскурсию в пожарную часть или пригласить на классный час инспекторов пожарной части.

Оборудование:

  • Плакаты на противопожарную тематику;
  • Детские рисунки на тему “Осторожно, огонь!”;
  • Выставка детских книг: Б. Житков «Пожар в море», «Пожар»;
  • Л.Н.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»;
  • С.Я.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; К.И.Чуковский «Путаница»;
  • Г.Цыферов «Жил на свете слоненок»;
  • Е. Пермяк «Как огонь воду замуж взял».

Мультимедийный проектор, презентация « Пожарный - профессия героическая»

Ход занятия.

Сегодня мы с вами поговорим на очень важную и актуальную для всех нас тему.

Отгадайте загадку: (слайд 1)

Шипит и злится,

Воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусает.

(огонь)

Учитель . Ребята! Слово пожар вам приходилось слышать и раньше. Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать его или видеть последствия разбушевавшийся стихии.

Огонь – давний друг человека, с его помощью совершается много полезных дел. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.

Ученик 1

А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.

Он надёжно дружит с нами:

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен,

И за то ему почёт,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь

И хлеб печёт.

Учитель. Но случается, что когда огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.

Ученик 2.

Он всегда бывает разным,

Удивительный огнь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре,

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

Ученик 3.

Вот на спичке, как на ветке,

Голубой дрожит листок,

Вот, ломая прутья клетки

Хищный делает бросок!

Да, огонь бывает разный –

Бледно-жёлтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Ученик 4.

Очень добрый.

Очень злой.

Злой огонь- огонь пожара,

Злой огонь – огонь войны!

От безжалостного жара

Дни темны,

Поля чёрны.

Жители земного шара.

Граждане любой страны

Злой огонь

Гасить должны!

Ученик 5

Мы расскажем Вам о тех,
Кто людей спасает,
И по зову на пожар
Первым приезжает.
Пламя злое затушить –
Это их забота.
Жар бесстрашно погасить –
Вот у них работа.

Учитель. (Слайд 2) Трудна и опасна профессия пожарного. Последние социологические исследования показали, что профессия пожарного вышла на одно из первых мест в ряду самых опасных. Пожарная служба беспрерывная - все 24 часа в сутки каждый пожарный на службе, не исключая ни одного дня в году. Это не просто работа - это призвание, ведь далеко не каждый согласится взвалить на свои плечи ответственность за чужие жизни, не растеряется при виде раненных, покалеченных людей, сможет справиться с нахлынувшими чувствами и просто выполнить свой долг.

Пожарные - люди необыкновенные. Бесконечная гонка по тревоге и постоянная схватка с огнем для них - повседневная, обычная, очень нужная работа. Спасти, сохранить, помочь, защитить - вот основная задача их работы.

Ученик 6.

На войне, объявленной огню.

О безоблачном небе мечтая,

Эту жизнь бесконечно любя,

Принимая огонь на себя!

Учитель. Литератор В.А. Гиляровский писал: “Каждый пожарный – герой, всю жизнь на войне, каждую минуту рискует головой”.

Профессия пожарный - самая боевая в мирные дни.

Ученик 7. Задача пожарных спасти в первую очередь людей, а потом вещи, постройки, леса. Эти отважные люди тушат многоэтажные дома и даже целые заводы. Без их подвигов многие поселки и города сгорели бы дотла, много людей могло бы погибнуть. Профессия пожарного – профессия героическая. Эти смелые люди идут в самое пекло пожара спасать других, рискуя своей жизнью. И нередко гибнут сами.

Ученик 8. (слайд 3) В период Сталинградской битвы пожарные самоотверженно боролись с огнем. В районе каждой пожарной команды одновременно возникало по 15-20 пожаров, и пожарные сутками вели с ними борьбу. Иван Николаевич Шишкин, работавший во второй пожарной части, проявил себя смелым, инициативным, решительным шофером. 25 августа 1942 года Шишкин участвовал в тушении крупных пожаров, возникавших при массированной бомбардировке Сталинграда вражеской авиацией. Особенно тяжелыми для него и его товарищей стали дни 3 и 6 сентября 1942 года. Его машина была изрешечена осколками, а сам он получил смертельные ранения.

Ученик 9 .Бесстрашно действовали оперативные дежурные городской пожарной охраны П. М. Лаптырев и И. Я. Шеховцев. Они руководили ликвидацией пожаров на территории лесозавода имени Куйбышева. Мужество и отвагу проявил ветеран пожарной охраны С. Ф. Петяев. Будучи помощником оперативного дежурного, он осуществлял связь между командным пунктом и отдельными частями. На велосипеде и пешком, под бомбежкой и артобстрелом пробирался он из одного конца горящего города в другой.

Ученик 10. Героический подвиг совершили пожарные Катаев и Шурухин: рискуя жизнью, они заткнули деревянной пробкой горящий нефтяной резервуар. Помощник командира отделения И. Рожков вытащил и перенес в безопасное место 500 кг взрывчатки, находившейся под горящими нефтяными баками.

Ученик 11. (слайд 4) Недавно мне рассказали историю, как погиб самый главный пожарный Москвы Евгений Чернышов, спасая людей из огня. Настоящие пожарные всегда приходят на помощь. Поэтому я считаю, что пожарный – это больше чем профессия, это состояние души.

В огне, охватившем здание на 2-й Хуторской на севере Москвы, при эвакуации людей погиб Евгений Чернышев, пожарный, который тушил редакцию "Комсомолки" в 2006 году . Коллеги до последнего не могли поверить, что «разведчик», или, как его еще называли, «тушила», погиб. - Эти прозвища он получил потому, что он жил на работе, жил на пожарах. Как только возникали пожары в Москве, он уже летел туда и сам проводил разведку, организовывал тушение. Впрочем, по словам Виктора Климкина, примерно так же живет и работает большинство руководителей МЧС. - Руководители должны выезжать к месту. – продолжает Климкин. - Он должен был войти в здание, оценить обстановку, оценить угрозу людям. Евгений всегда лез в самое пекло – такой у него был характер. Ему было 46 лет.

Ученик 12. (слайд 5) О подвигах выдающегося пожарного России генерал-майора внутренней службы Героя Российской Федерации Владимира Максимчука.

Владимир Михайлович Максимчук посвятил всю свою жизнь пожарной охране. В 1968 году окончил Львовское пожарно-техническое училище МВД СССР. Его путь огнеборца - с 1968 по 1994 годы - начинался и закончился в столице. Прошел все ступени службы от лейтенанта до генерала. Тушил пожары любого рода и любой степени сложности в Москве и десятках регионов страны, проявляя умелость и высокую квалификацию руководителя. Строчки из газеты 1970-х годов: "Его знали в лицо и командиры, и простые рядовые пожарной охраны - сколько раз они шли в огонь вслед за ним! Его принцип - нельзя заставить человека идти в огонь, можно повести его за собой - спас жизни тысяч людей"..

Особый пожар - в Чернобыле, в помещениях четвертого энергоблока АЭС, в ночь с 22 на 23 мая 1986 года, когда всю ответственность пришлось взять на себя. Умелые действия Владимира Максимчука спасли людей (более трехсот человек!), станцию и, как говорят, полпланеты. После чернобыльского пожара жизнь Владимира Михайловича оказалась под угрозой - от полученной высокой дозы радиации. Никаких наград ему не полагалось. Нет подвига - нет героев - нет наград!

Указом Президента РФ № 1493 от 18 декабря 2003 года Владимиру Максимчуку присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно. Владимир Максимчук стал первым пожарным, награжденным за тушение пожаров Золотой Звездой.

Ученик 13 . Боевую славу борцов огненного фронта продолжают нести пожарные и в наши дни.

В ПЧ-20 много людей, которыми можно гордиться. Отважные и мужественные на пожаре, в жизни они скромны и о своих трудовых подвигах не любят рассказывать. У истоков становления части - как самостоятельного боеспособного подразделения стояли В. В. Баранов, А. Н. Зимарин, Е. С. Крюков, Ю. К. Веремеев, А. С. Беликов. Николай Максиков (пожарный 9-го отряда Камышинского района).

Ученик 14. (слайд 7) Но иногда в жизни случается и так, как написано в стихотворении С.Я.Маршака «Рассказ о неизвестном герое».

Ищут пожарные,

Ищет милиция,

Ищут фотографы в нашей столице,

Ищут давно, но не могут найти

Парня какого-то

Лет двадцати.

Вот таких героев, наших сверстников, в нашей стране сотни. Все они, не дожидаясь пожарных, рискуя своей жизнью, бросались в огонь, спасая жизнь других людей.

Юных героев награждают медалями «За отвагу на пожаре». Вот одни из них.


Ученик 15.(слайд 8) Одиннадцатиклассник из села Каласево Ардатовского района Мордовии Александр Жадеев награждён медалью «За отвагу на пожаре». Награду ему в День защитника Отечества вручили в районном Доме культуры.Награду школьнику вручили за спасение пенсионера при пожаре 5 июля 2013 года. Тогда в доме живущего напротив юноши 76-летнего Михаила Храмова загорелось крыльцо. Дедушка лежал на диване и смотрел телевизор, когда почувствовал запах дыма.
Когда же хозяин заметил огонь, выход уже был отрезан. Пенсионер пытался справиться с пожаром сам, но в доме было лишь одно ведро с водой. Вскоре дедушка надышался дыма и начал терять сознание.
Заметивший возгорание школьник не теряя ни минуты бросился на помощь пожилому соседу. Через горящее крыльцо и задымленный коридор он проник внутрь и нашёл сидевшего на полу пенсионера. Пока крепкий молодой человек вытаскивал соседа на свежий воздух на крыше уже начал лопаться шифер. Несколько отлетевших осколков попали в Сашу. Когда спасённый был в безопасности, юноша позвонил в пожарную охрану.

Это уже вторая медаль Александра Жадеева. Ранее он был отмечен ведомственной наградой Всероссийского добровольного пожарного общества.

Ученик 16. (слайд 8) 9-летняя Настя Суханова, рискуя собственной жизнью, вынесла из горящего дома в деревне Комшилово двухлетнюю сестру. Пожар произошел 2 июня в Александровской области. Тогда дом семьи Сухановых сгорел полностью. Настя, находясь в доме с младшей сестренкой без родителей, вовремя среагировала и спасла себя и малышку от гибели. За самоотверженные действия девочку наградили медалью «За отвагу на пожаре» на школьной линейке 1 сентября. Сделал это заместитель начальника Главного управления МЧС Росси по региону Александр Нужных.

Ученик 17.(слайд 8) Барнаул, 9 февраля. Семиклассник Баевской школы Алтайского края Игорь Антонов награжден медалью «За отвагу на пожаре. Летом 2014 года в доме, где проживает семья Антоновых, произошел пожар. Мальчик проснулся первым и тут же бросился на помощь к своим младшим сестре и брату. Он вынес их из огня рискуя собственной жизнью. 4 февраля на общешкольной линейке в торжественной обстановке из рук начальника Главного управления МЧС России по Алтайскому краю школьник получил медаль за свой геройский поступок.

Марина Матвеева, жительница деревни Ростошь Тобольского района, стала первой за всю историю Тюменской области ученицей начальной школы, награжденной медалью "За отвагу на пожаре". В семье, где шестеро детей, она старшая. Двух малышей - сестру Женю и брата Толю - девочка спасла от верной гибели. Дом Матвеевых заполыхал июньским вечером, когда родители с тремя детьми были на дальнем огороде. Как выяснилось впоследствии, замкнуло электропитание старого телевизора. Чтобы не наглотаться нависшего над полом угарного воздуха, в детскую Марина добралась ползком, одной рукой обхватила Толю, другой - Женю и устремилась к выходу. Когда, задыхаясь, она выбежала на крыльцо, дом охватило огнем.

Ученик 18 . 11-летнюю Марину наградили медалью на торжественной школьной линейке в один день с шестиклассником, жителем поселка Винзили Денисом Дегтяревым. Он вытащил из огня взрослого человека - свою маму.

Пожар в их доме случился июньской ночью. Проснувшись от жара пламени, Денис стал отчаянно звать мать, но та, будучи в крепком сне, не откликалась. Войдя к ней в спальную, мальчик с ужасом обнаружил, что назад пути уже нет - его отрезал огонь. Денис, недолго думая, разбил оконное стекло, разбудил маму и помог ей выбраться через проем на улицу, - рассказывает инспектор ГУ МЧС России по Тюменской области Александр Зубарев.

За проявленные отвагу и мужество маленьких героев наградили медалью « За отвагу на пожаре ». (слайд 9)

Ученик 19. В мирное время пожарные всегда солдаты

На войне, объявленной огню.

О безоблачном небе мечтая,

Эту жизнь бесконечно любя,

Они свой долг только так понимают -

Принимая огонь на себя!

Ученик 20. В 2001 году согласно Указу Президента Российской Федерации Государственная противопожарная служба перешла в подчинение Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Учитель. Сегодня у нас в гостях работник МЧС.

Он рассказывает о своей профессии и проводит викторину по правилам пожарной безопасности. (слайды 10-12)

  1. Как называется профессия людей, борющихся с огнём? (Пожарные)
  2. Почему пожарных вызывают по именно «01»? («01» самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте и на ощупь.)
  3. Почему пожарная машина красная? (Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет – цвет огня.)
  4. Чем опасны пожары? (При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди.)
  5. Чем можно тушить начинающийся пожар? (Огнетушителем, водой, песком, одеялом)
  6. Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками ? (Игры со спичками и зажигалками являются причиной пожара)
  7. От чего бывают пожары? (Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т.д.; если играть со спичками, шалить с огнём)
  8. Где в школе расположены средства пожаротушения? (Огнетушители – у входов)
  9. Для чего предназначена автоматическая пожарная сигнализация? (Для обнаружения возникновения пожара в начальной стадии.)
  10. Что необходимо сделать при уходе из квартиры (дома), чтобы не допустить пожар? (Выключить электроприборы, газ, свет, закрыть , двери смежных комнат, убрать спички от детей)
  11. Чем ещё опасен пожар, кроме огня? (Страшнее огня бывает дым. В задымлённой комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать.)
  12. Что надо делать, если в квартире много дыма? (Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.)
  13. Можно ли выбивать стекла в квартире во время пожара? (Нет нельзя, кислород усилит горение.)
  1. Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем? (Смочить свою одежду и всё вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться выбежать из дома, если живёшь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться продуктами горения)
  2. Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом? (Лифт во время пожара – настоящая дымовая труба. В которой легко задохнуться. Кроме того, при пожаре он может отключиться.)
  3. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит)
  4. Что делать, если при приготовлении пищи на газовой плите загорелся жир на сковороде? (выключить газ, накрыть сковороду крышкой);
  5. Что делать, если из телевизора пошёл дым? (выдернуть вилку из розетки и набросить на телевизор влажное одеяло);
  6. Каковы ваши действия при пожаре в школе:(1.Построиться парами.2.Следовать за учителем; 3.Не паниковать самим и успокоить товарищей; 4.На территории школы ждать дальнейших указаний учителя.

Ребята, соблюдение всех правил пожарной безопасности помогает сберечь государству сотни тысяч рублей, а зачастую- здоровье и жизнь людей.

Учащимся раздаются памятки:

Когда беда пришла нежданно:

Горит огонь, клубится дым –

Звони в пожарную охрану

По телефону 01.

Правильно, четко и громко

Адрес скажите ваш:

Улица, дом, квартира,

Затем - подъезд и этаж.

Если вдруг пожар произойдёт,

Злой огонь везде тебя найдёт.

Не пытайся поиграть с ним в прятки,

А беги из дома без оглядки.

Если к выходу отрезал путь огонь,

Беги скорее на балкон,

Дверь за собою затвори,

Громче кричи и на помощь зови.

Если дым попал к тебе домой,

Мокрой тряпкой голову накрой,
Пригибайся к полу и потом
Уходи из дома, ты, ползком.

В ожидание пожарных

В безопасном месте стой.

Встречай спасателей отважных,

Маши им издали рукой .

Учитель. Сегодня, ребята, вы повторили правила пожарной безопасности, вспомнили, как нужно себя вести при возникновении пожара, узнали о причинах его возникновения. И в заключении хочется пожелать: (слайд 13)

Желаем вам во всем удачи

И просим каждого из вас

О самом главном - об одном

« Быть осторожными с огнем!»


Нынешний 2016 год объявлен «Годом пожарной охраны», в связи с этим решено увеличить число «уроков мужества» в школах, а особенно для учащихся начальных классов, так как они считаются, в силу своего возраста и, соответственно, навыков и знаний, одной из слабо защищённых групп общества. Уроки на тему «Пожарный — профессия героическая» проводятся во всех школах Республики Крым.

Так, 18 апреля по инициативе педагогического коллектива МКОУ«Плодовская СОШ» Бахчисарайского района и добровольцев общественной всероссийской организации «Российский союз спасателей», при активном содействии Главного управления МЧС России в Республики Крым, в МКОУ «Плодовская СОШ» Бахчисарайского района проведены «уроки мужества» на тему: «Пожарный – профессия героическая».

Для гостей из пожарно-спасательной части № 7 г. Бахчисарая учащимися 3-А класса в сопровождении гимна МЧС, была представлена праздничная тематическая программа, в которой учащиеся поздравили гостей с наступающим праздником, приняли активное участие в викторине и зачитали тематические стихотворения, посвящённые профессии пожарных и правилам пожарной безопасности. Все начальные классы получили памятки «Как вести себя при пожаре».

Учитель 3-А класса Пилипенко Л. Н. рассказала об истории возникновения и развития пожарной охраны в Крыму, особенностях и трудностях этой героической профессии. В свою очередь, доброволец Российского союза спасателей Пилипенко С. В. напомнил школьникам основные правила поведения при пожаре и обратил особое внимание на необходимость формирования у детей привычки к соблюдению правил пожарной безопасности, бережному отношению к своей жизни, а также воспитания таких качеств, как осмотрительность, находчивость и собранность. Также предложил директору школы Радченко Л. Ф. провести в канун летних каникул и начала летнего пожаро-опасного для региона периода провести опрос на знание своего адреса и номера спасательной службы.

Сотрудники пожарно-спасательной части № 7 г. Бахчисарая ознакомили ребят со спасательным снаряжением и техникой, которая находится на вооружении в крымских пожарных частях. Школьники с удовольствием примеряли огнезащитную одежду спасателей, изучали устройство пожарной машины и фотографировались с гостями.

В завершении «уроков мужества» спасатели произвели настоящее боевое развертывание с подачей огнетушащих веществ. Эта часть встречи особенно впечатлила школьников, которые с восхищением следили за всеми действиями пожарных.

Ребята поблагодарили пожарных за интересный урок и пообещали всегда соблюдать правила пожарной безопасности.

Педагогический состав в свою очередь поблагодарил Главное Управление МЧС России по Республике Крым и добровольцев Российского Союза спасателей за активное участие в мероприятии ко дню «Пожарной охраны». Они уверенны, что такие мероприятия станут систематическими и уже планируется организовать в ближайшем будущем при поддержке МЧС и Российского союза спасателей экскурсионную поездку в музей МЧС с посещением Пожарно — спасательной части.

Проведение уроков мужества – это не только пропаганда положительного образа сотрудника МЧС России, но и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм неотъемлемо связан со «служением Отечеству», а также с трепетным отношением к Родине.

Будем надеяться, что школьники, в последствие, пополнят ряды пожарных и спасателей, ведь самый мужественный поступок гражданина — спасение человеческой жизни!

Классный час в 10-11 кл. «Пожарный – профессия героическая»

Кл. руководитель Добыкина Е.М.

Цель: познакомить воспитанников с историей возникновения пожарной охраны; воспитание уважительного отношения к людям данной профессии.

Задачи:
Развивающие:
- обобщить и углубить представления детей о пожарной безопасности;
- популяризация деятельности подразделений МЧС России;
Образовательные:
- расширить представления детей о труде пожарных;
- закрепление и систематизирование знаний о причинах возникновения пожара, правилах поведения во время пожара;
Воспитательные:
- воспитывать уважение и интерес к труду взрослых.

Ход занятия

Учитель: В начале нашего классного часа я прочитаю отрывок из книги Владимира Санина - "Большой пожар"
"...Знаешь, почему нас не очень жалуют, почему о нас редко вспоминают поэты и не пишут книг прозаики? Я много думал об этом и пришел к выводу: потому что наша работа не приносит людям радости, она в лучшем случае уменьшает горе. Она не эстетична, наша работа, мы ничего не созидаем, не ставим рекордов, хотя рискуем жизнью, бывает, по нескольку раз на день. Даже самая блистательная наша победа - это трагедия; с нами в сознании людей ассоциируются ужасы и боль, гибель и потери, обезображенные лица и груды развалин..."

О какой профессии идет речь?

Сегодня мы поговорим о героях огненного фронта, умеющих покорить стихию, создать заслон разрушительной силе огня, надежду и опору нашего спокойствия и благополучия! Наш кл. час мы посвящаем людям, чей труд связан с пожарной охраной. Поговорим о людях, которые находится на трудной службе, и каждую минуту могут рисковать жизнью. Потушить костёр или даже загоревшееся полотенце на кухне может любой из нас. Но когда речь идёт о полномасштабном пожаре - тут в бой со стихией вступают отважные профессионалы. Название им - пожарные.

История пожарной охраны

Профессия пожарный своими корнями уходит еще во времена Древнего Египта. С древнейших времен человек поклонялся огню и боялся его. Один век сменялся другим, и люди стали думать, как оградить себя от столь страшного врага.

Первое упоминание о противопожарных мероприятиях, проводимых на Руси, можно найти в сборнике законов, известных под названием "Русской Правды", изданном в ХI веке при Великом князе Ярославе Мудром. С целью охраны Москвы от пожаров указом царя Ивана III на городских улицах были организованы пожарные команды - особые заставы "Решетки", службу в которых несли "решеточные приказчики" и привлекаемые к ним в помощь жители города (по одному человеку от каждых десяти дворов).

В старину люди считали огонь «гневом Божьим». Они, в случае пожара, шли крестным ходом с иконами, служили молебен, просили защиты у святого Никиты Новгородского, которому православная церковь отвела роль «пожаротушителя» Огонь «гасили» молоком только что отелившейся коровы, через горящее строение перекидывали пасхальные яйца. В сказании о двенадцати драгоценных камнях помощником в тушении пожаров назван камень, который называется «уакинф» - яхонт. По преданию камень, помещенный на горящие угли, гасит их, а сам остается в целости. Было время, когда в Москве не было пожарной команды. Жители обязаны были сами тушить пожар. Под угрозой телесного наказания и тюремного заключения век за веком москвичи несли пожарную повинность. На тревожные звуки набата собиралось много народу, да пользы от этого было мало. Жители не знали, что надо делать для укрощения огненной стихии. За первые четыре с половиной века своего существования Москва 13 раз выгорала дотла и около 100 раз - в значительной степени. По словам современников, город становился "яко поле”. Когда в 1472 году в Москве вспыхнул пожар Великий московский князь Иван Третий со своей дружиной тушил огонь и был «зело храбрый», несмотря на тяжелые ожоги. В этом же году князь вместе с сыном отстаивал от огня боярские палаты, давал команды на разборку ближайших домов, так как они тоже могли загореться, и пожар пошел бы дальше.

В конце XV века в Москве впервые была учреждена «опаса» - так называлась сторожевая служба. Она следила за порядком в городе, а в случае пожара вставала на защиту от огня. Очень строго наказывали нарушителей противопожарных правил, например курильщиков. При первом царе из рода Романовых, Михаиле Федоровиче действовал указ, по которому курильщики табака, пойманные в первый раз, получали по 60 ударов по пяткам, а уличенным вторично отрезали нос. После пожара 1634 года, вспыхнувшего из–за неосторожного курения, ввели запрет на курение табака под страхом смертной казни. За другие нарушения противопожарных правил брали штрафы до 50 копеек, при повторных нарушениях в 2 раза больше. Это были немалые деньги: корова стоила не больше двух рублей, а лошадь от полутора до восьми рублей.
30 апреля 1649 года царь Алексей Михайлович издал указ «О градском благочинии». В нем впервые в российской истории были собраны воедино все прежние противопожарные указы, а также определялись государственные меры «бережение от огня». Эту дату российские пожарные по праву могут отмечать как день рождения своей героической профессии.

Пожарная служба укрепилась и стала развиваться с началом правления Петра Первого. В 1700 году Петр выписал для Москвы из Голландии новые пожарные трубы конструкции знаменитого механика Ван ден Хейдена, пополнившие арсенал городских противопожарных средств. На Спасской башне Кремля особые колокола- набаты выбивали тревожные повестки на случай пожара. Первая регулярная пожарная команда появилась в 1829 году. Характерной приметой городского пейзажа по всей России стали пожарные водопроводы и колодцы. Появились ручные пожарные насосы, лестницы. По тревоге пожарные мчались на конных повозках под оглушительные звуки трубы. Начало XIX столетия. Указ царя Александра I от 31 мая 1804 года освободил жителей от обязательной явки на пожар. Одновременно предлагалось: "…составить особенную из отставных солдат, к фронтовой службе неспособных, команду”. Так появились профессионалы-пожарные. Команда эта подчинялась полиции, служба в ней была обязательной и продолжалась 25 лет. Началось строительство пожарных депо. Во главе каждой пожарной части стоял брандмейстер. Москву разделили на части и кварталы. Для каждой части определили точное количество пожарных инструментов, обозов, лошадей и личного состава. В 1857 году издается первый в России пожарный Устав. Достижения науки и техники становятся достоянием пожарного дела. С 1858 года для пожарных целей используется военно -полицейский телеграф, а в девяностых годах прошлого века стали использоваться телефон и электрическая пожарная сигнализация.

В начале 20 века появились первые пожарные машины. Пожарная техника непрерывно совершенствовалась, а профессия пожарного стала одной из почитаемых. В 1907 году в Москве по Мясницкой улице промчался необычный автомобиль. На сиденье рядом с шофером важно сидел брандмейстер, сзади блестели каски пожарных служителей, один из них бил в медный колокол. Это был первый автомобиль пожарной команды. В этом же году в Китай-городе впервые была установлена пожарная сигнализация.

Государственная пожарная охрана советской России была создана в апреле 1918 года. До 1999 г. ежегодный праздник "День пожарной охраны" отмечался 17 апреля. В 1999 году в ознаменование 350-летия Наказа царя Алексея Михайловича принято решение о переносе даты ежегодного праздника "День пожарной охраны" на 30 апреля.

Профессия пожарного - относится к числу самых опасных профессий. Можно научиться лазить по выдвижной лестнице, пользоваться противогазом, двигаться в густом дыму, бегать, прыгать, поднимать тяжести, но самое трудное - это в каждое мгновение быть готовым рисковать своей жизнью, чтобы спасти чью - то другую.

По сигналу "Тревога" пожарные садятся в машины и следуют к месту, где случился пожар. Когда поступает сигнал тревоги, бойцы дежурного караула должны за 20-25 секунд надеть защитный костюм (боёвку), весом 30 килограмм

А теперь давайте проверим, насколько вы знакомы с правилами поведения в чрезвычайных ситуациях.

Объявляется викторина

Вопросы викторины

1. Почему пожарных вызывают по телефону именно "01”?
- "01”- самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер несложно набратьдаже в темноте и на ощупь.
2. Почему пожарная машина красная?
- Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимоуступить дорогу. Красный цвет- цвет огня.
3. Как одеваются пожарные?
- Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударовзащищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарнымнеобходим аппарат для дыхания.
4. Назови произведения, где упоминается о пожаре?
С. Маршак "Пожар”, "Кошкин дом”, "Рассказ о неизвестном герое”; К. Пермяк "От костра до котла”; "Огонь - опасная игра”.
5. Чем опасны пожары?
- При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но самое страшное, что припожаре могут погибнуть люди.
6. Почему в старые времена пожар мог уничтожить целый город?
- Раньше все дома строились из дерева, строили их близко друг к другу.
7. Чем можно тушить начинающийся пожар?
- Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.
9. Отчего бывают пожары?
- Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются безприсмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т. д.; если играть со спичками, шалить с огнем.
10.Что ты должен сообщить, вызывая пожарных?
- Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит?
11. Где лучше спрятаться при пожаре: в шкафу или под диваном?
- Прятаться нельзя: пожарные не найдут, можно задохнуться.
12. Что надо делать, если в квартире много дыма?
- Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать черезнамоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.
13. Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем?
- Смочить свою одежду и все вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться бежать из дома, еслиживешь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться продуктами горения.
14. Почему во время пожара нельзя пользоваться лифтом?
- Лифт во время пожара - настоящая дымовая труба, в которой легко задохнуться. Кроме того, при пожаре он может отключиться.

Ребята вы показали, что хорошо знаете правила пожарной безопасности. Я верю, что при создании экстремальной ситуации вы не растеряетесь, и примите правильное решение. А в будущем, возможно, кто - то из вас пополнит ряды пожарной службы.

Среди тех немногих, кто и в мирное время совершает подвиги, часто называют пожарных. Вступая в поединок с огнем, эти люди часто проявляют качества, которые мы называем героизмом. А они в ответ: мы просто выполняем свою работу.

Чернобыльская авария - крупнейшая катастрофа в истории мирного атома. Чернобыль в 600 раз превзошёл Хиросиму по мощности загрязнения окружающей среды. Впервые же часы к месту ЧС прибыли специалисты-атомщики и пожарные для ликвидации аварии – «ликвидаторы», они ещё не знали, насколько высоки и опасны дозы радиоактивного заражения. Любой ценой необходимо было потушить пожар, чтобы огонь не перекинулся на другие энергоблоки, дабы Чернобыльская катастрофа не приняла мировой масштаб. Герои Чернобыльской АЭС не думали о гибели. Уже через 7 минут после сигнала тревоги на АЭС приехали пожарные расчеты из Чернобыля и Припяти, первый из которых прибыл на станцию через 7 минут после начала катастрофы. 28 человек бросились на борьбу с пожаром под руководством лейтенантов Владимира Правика и Виктора Кабенка. Обоим по 23 года, но своим примером они вели за собой бойцов, давая чёткие команды и находясь там, где труднее всего. Практически без средств защиты, имея только рукавицы, каски и брезентовые робы, не используя из-за высоких температур противогазы, до трёх ночи пожарные не подозревали о смертельно опасном уровне радиации.

Теряющие в ходе борьбы с огнём сознание, многие пожарные получили смертельную дозу радиации и были отправлены на лечение в Москву и Киев. Из 13 человек, проходивших лечение в 6-й клинической больнице столицы, 11 скончались. Среди них Виктор Кабенок и Владимир Правик, ставший отцом за месяц до трагедии. Троим пожарным, Владимиру Правику, Виктору Кабенку и Леониду Телятникову, присвоено звание Героев Советского Союза. Выжить удалось только последнему, дослужившемуся до звания генерала.

Герои-пожарные, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС




Памятник пожарным в Чернобыле








Подвиг пожарных Чернобыля вызвал чувства глубокого восхищения и благодарности не только у граждан Советского Союза, но и у жителей всей планеты. Пожарные из города Скенектади (США) на собственные деньги сделали мемориальную доску в память о тех, кто вступил в драматическую борьбу с разбушевавшимся атомом. Надпись на той доске гласит – «Пожарный. Часто он первым приходит туда, где возникает опасность. Так было и в Чернобыле 26 апреля 1986 года. Мы, пожарные города Скенектади, штат Нью-Йорк, восхищены отвагой наших братьев в Чернобыле и глубоко скорбим по поводу потерь, которые они понесли. Особое братство существует между пожарными всего мира, людьми, отвечающими на зов долга с исключительным мужеством и смелостью». Эту доску делегация американского города передала постоянному представительству СССР, Украинской ССР и Белорусской ССР при ООН. Ее привезли из-за океана в Чернобыль и на собрании пожарных Припяти и Чернобыля торжественно вручили коллективу подразделения.
Начальник отдела Главного управления пожарной охраны МВД СССР подполковник Владимир Максимчук прибыл на ЧАЭС в составе правительственной комиссии. Ему выпала доля возглавить тушение пожара в ночь на 23 мая. Об этой истории долго умалчивали: угроза нового взрыва возникла после возгорания циркулярных насосов и кабелей высокого напряжения 3 и 4 блоков. Развитие пожара неминуемо вело к выходу из режима третьего блока ЧАЭС, что грозило страшной катастрофой, и последствия ее были бы гораздо серьезнее, чем последствия катастрофы 26 апреля 1986г Не допустив пожарные расчёты, с разведывательной группой подполковник проник на место пожара. Установив степень опасности,и выявив уровень радиации (250 рентген в час), Владимир Максимчук лично организовал спасательные работы, определив максимальное время нахождения на территории возгорания десятью минутами. В зону борьбы с пожаром была введена специальная техника, а боевые расчёты постоянно менялись, информируя друг друга о происходящих изменениях. Сам командир с каждой группой вновь и вновь оказывался в самой опасной точке, служа примером личного мужества. Это для страны на долгие годы - самый «секретный» подвиг. Героев Чернобыля представляли к наградам, а сорок бойцов-пожарных во главе с командиром окажутся на больничной койке безвестными.

В 1994-м, в возрасте 46 лет и звании генерал-майора внутренней службы МВД, Владимир Максимчук скончался, будучи посмертно в 2003 году удостоен звания Героя России. Генерал Максимчук – единственный Герой России среди пожарных, удостоенных этой награды в мирное время.





Его именем назван пожарный корабль в Москве, школа на родине в Житомирской области. Ежегодно в России проводятся Международные соревнования по пожарно-прикладному спорту на Кубок генерала Максимчука. Для слушателей Академии Государственной противопожарной службы МЧС России учреждена стипендия имени Максимчука за выдающиеся успехи в учебе и научной деятельности.
Конечно, пожары высокой категории сложности случаются редко, но даже в самые спокойные часы пожарная охрана не дремлет. Весь день расписан почти по минутам. После смены караула изучение телефонограмм и распоряжений. Постоянно приходится тренироваться на пожарной вышке, выполняя очередной подъем, проверять пожарно-техническое вооружение, боевую одежду и снаряжение.

Осваивать данную профессию рекомендуется людям решительным, смелым, ответственным, имеющим твердый характер, силу воли, четкую координацию движений, быстроту реакций, ведь события во время пожара развиваются непредсказуемо. Пожарный должен знать правила оказания первой медицинской помощи, уметь пользоваться спасательным оборудованием, знать технику безопасности, уметь работать на высоте. Противопоказаний для такой работы довольно много, необходимо иметь просто отменное здоровье и обладать крепкой психикой. Здесь медицинская комиссия даже более строгая, чем военная.
В конце классного часа я хотела бы сказать: «Не забывайте, пожалуйста, что пожар легче предотвратить, чем потушить.»

14 апреля в МОУ Прибрежненская СШ прошёл «Урок Мужества» по теме «Пожарный - профессия героическая». Урок для учащихся 8-9 классов провёл дознаватель надзорной деятельности по Старомайнскому и Чердаклинскому районам Ильдар Камильевич Айзятуллов. На уроке были затронуты различные вопросы. В начале урока в связи с приближением Дня Победы поговорили на тему «Деды и прадеды в Великой Отечественной войне», о героизме русского народа, о работе пожарных в годы войны, вспомнили и о ветеранах пожарной охраны и гражданской обороны. Узнали о профессии пожарный, что это сотрудник пожарной охраны, который занимается спасением людей из огня и тушением пожаров. Его задача эвакуировать людей, пожарный должен знать техники собственной безопасности и соответственно уметь оказывать первую медицинскую помощь. Если имеется высшее образование можно стать инспектором, экспертом по пожарной безопасности или пожарным дознавателем, по окончании среднего профессионального или высшего учебного заведения российские пожарные могут служить в частной, муниципальной или ведомственной пожарной охране, а также в подразделениях и частях МЧС и Госпожнадзора. Профессия пожарный очень рискованная, потому что при каждом выезде на сигнал бедствия сотрудник рискует своим здоровьем и даже может потерять жизнь. Спасатели и пожарные занимаются героическим трудом, которая требует психологического и физического напряжения и куда можно попасть только, пройдя специальную подготовку. И это нужно ценить.

Далее Ильдар Камильевич провёл беседу с учащимися на противопожарную тематику. Напомнил учащимся о том, что в 2015 году исполнилось 25-лет МЧС России, а 2016 год объявлен Годом пожарной охраны. Ребята узнали о специфике работы пожарных и спасателей, познакомились с техникой и оборудованием, которое стоит у них на вооружении. Поговорили об основных причинах пожаров, о том, что предшествует пожару. Ильдар Камильевич в доступной для ребят форме рассказал о том, к чему приводит небрежное обращение детей с огнём, какие меры пожарной безопасности необходимо соблюдать, правилах поведения в быту и на природе, при обращении с бытовым газовым оборудованием, электроприборами, в том числе с компьютерной техникой. По статистике решающим фактором в возникновении пожара и гибели детей является отсутствие контроля со стороны взрослых, родители обязаны заботиться и нести ответственность за безопасность своих детей. Также в беседе с будущими выпускниками была затронута тема выбора будущей профессии. Ильдар Камильевич рассказал учащимся о возможности бесплатного обучения в профильных ВУЗах страны, назвал учебные заведения, где можно пройти обучение, как трудоустроиться на государственную службу в состав МЧС, МВД, Вооружённые силы РФ. Ребята узнали о государственных гарантиях, о системе поощрения за успешную учёбу. Так же ребят познакомили с нормативами по физической подготовке, которые необходимо выполнить при поступлении. Узнали о женщинах на государственной службе, причины поступления их на государственную службу, их правовой статус и роль в деятельности различных учреждений.

В завершении урока Ильдар Камильевич отметил, что требования к личному уровню физической подготовленности военнослужащих высокие, для этого уже со школы необходимо готовить себя, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом и хорошо учиться. Ребятам понравился урок, они получили много полезной информации, урок заставил задуматься о перспективах выбора профессии.