Сущность права: понятие, методологические подходы к выявлению и анализу. Понятие и признаки социальной нормы. Сущность права - это качественная его основа, которая отражает его природу и назначение в обществе

Сущность – основное определяющее свойство явления, отражающее его природу и предназначение.

В науке существует два подхода в определение сущности права.

1. Классовый подход, с позиции которого право характеризуется как воля экономически господствующего класса, возведенная в закон. Следовательно, право с этих позиций – это классовое явление. Оно возникло с образование классов, развивается с изменением классовой структуры общества. Отсюда и содержание права – интересы господствующего класса, его желания, которое государство как орудие в руках господствующего класса возводит в закон, т.е. делает общеобязательным для всех. Такая характеристика права была дана К. Марксом и Ф. Энгельсом в их работе «Манифест коммунистической партии».

2. Общесоциальный подход. В современных условиях большинство ученых отказались от характеристики права как классового являнеия. Право – это общесоциальное явление и как таковое оно отражает волю не одного какого-либо класса, а волю и интересы всего общества. Эта воля – результат общественного согласия, компромисса различных политических сил, выраженные и закрепленные в нормативных правовых актах компетентными органами государства. Содержание этой государственной воли выражает общественно значимые ценности, такие как права человека, идеи гуманизма, справедливости, свободу как общественный идеал. Поэтому, общесоциальная сущность права – это формально закрепленная государством свобода. Право – это мерило свободы, средство ее отражения, закрепления и обеспечения.

4. Функции права.

Функции права – это основные направления воздействия права на общественные отношения.

Виды функций: 1) общесоциальные; 2) юридические.

Общесоциальные – это направления воздействия функций, которые характерны для любой нормы права. Они существуют как общественные явления. К ним относятся: воспитательная – право осуществляет воспитание людей; ценностно-ориентационная – благодаря праву в обществе определяются ценности и человек свободно ориентируется в жизни.

Юридические: регулятивная и охранительная. Регулятивная функция заключается в указании с помощью норм права необходимого, запрещенного или дозволенного поведения. Она разделяется на регулятивно-статическую и регулятивно-динамическую. Регулятивно-статическая заключается в закреплении существующих в обществе отношений путем вытеснения вредных форм поведения, т.е. обеспечивается устойчивость и неизменность общественных отношений, осуществляющегося с помощью запрещающих норм. Регулятивно-динамическая заключается в том, что с помощью права осуществляется быстрое развитие общественных отношений, посредством обязывающих норм.

Охранительная функция заключается в установлении мер: ответственности лиц, нарушающих установленные запреты, не выполняющих наложенные обязательства; защита прав (принуждение исполнить обязательства, возвратить долг. Реализуется с помощью норм уголовного, административного права, устанавливающих ответственность за правонарушения.

5. Принципы права. ПРИНЦИПЫ ПРАВА - ведущие идеи права, выработанные в общественном сознании, которые составляют основу процесса формирования, реализации и обеспе­чения норм права, всей системы правового регулирования в обществе

Принципы права как его ведущие идеи наиболее непосредственно связаны с сущностью права и проявляются на ступени формирования правовой воли гражданского общества. В основе правовых принципов лежат представления субъектов общест­венной жизни о необходимом социальном порядке, о наиболее рациональных способах взаимосвязи участников общественных отношений, приемлемых способах разре­шения их конфликтов.

Принципы права, отражая эти объективные потребности, формируются, прежде всего, как элементы общественного правового сознания. Затем они находят выражение в законодательстве, главным образом в конституциях (основных законах страны), обобщающих нормативных актах (кодексах). Принципы права как наиболее общие его элементы определяют смысл конкретных юридических норм, различного рода правовых решений, они служат ориентиром для всей правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности.

Различают общие принципы , реализуемые во всей правовой системе. К ним современное право относит принципы социальной свободы и справедливости, демократизма, равноправия, единства прав и обязанностей, публичности права, приоритета законов над иными нормативными актами, законности, ответственности за вину и ряд других. Все эти принципы в той или иной форме отражены в конституции Российской Федерации.

Кроме общих правовых принципов выделяют еще межотраслевые принципы , которые охватывают несколько отраслей права, и отраслевые принципы , которые реализуются в отдельных областях правового регулирования (принцип безусловного исполнения обязательств в гражданском праве, принцип презумпции невиновности в уголовном праве, принцип состязательности в гражданском и уголовном процессе и др.). Межотраслевые и отраслевые принципы закреплены в гражданском, уголовном, гражданско-процессуальном, уголовно-процессуальном и других кодексах.

Лекция 8. Право в системе социального нормативного регулирования.

    Виды социальных норм.

    Соотношение права и иных социальных норм.

    Понятие и признаки социальной нормы.

Социальные нормы – это связанные с волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе исторического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию общественных отношений.

Признаки:

    Социальные нормы – это правила взаимодействия людей в обществе. По содержанию социальные нормы предстают как общие, обладающие многократностью действия и обращенные к неопределенному кругу лиц, правила, устанавливающие характер и границы возможного и должного поведения человека в отношении других людей.

    Это правила социального взаимодействия, которые связаны с волей и сознанием людей. Связь заключается в том, что социальные нормы возникают и реализуются в рамках волевой, сознательной деятельности людей.

    Они формируются в процессе исторического развития общества и являются как его результатом, так и фактором данного процесса. Историческое усложнение социальной организации, появление самостоятельных сфер жизни, таких как экономика, политика, государство, религия, приводит к дифференциации первичных мононорм – экономические, политические, религиозные и т.д.

    Социальные нормы соответствуют определенному типу культуры, определяющему особенности организации конкретного общества. Это соответствие проявляется через особенности их содержания, например, различие социальных норм в обществах, принадлежащих разным культурным традициям – христианство и ислам.

    Социальные нормы направлены на организацию общественных отношений. В любом обществе должны быть упорядочены, организованы общественные отношения, поэтому с точки зрения их функций и назначения, социальные нормы представляют собой систему регламентации жизни общества.

    Виды социальных норм.

Классифицировать социальные нормы можно по различным критериям.

По сферам действия (содержанию) различают нормы экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, вида регламентируемых общественных отношений, т.е. предмета регулирования.

По регулятивным особенностям, механизму принято выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы, религиозные нормы.

Мораль представляет собой исторически складывающуюся в общественном сознании систему принципов, понятий, норм поведения, основанную на идеалах добра и зла, должного и справедливого в отношениях людей.

Обычаи представляют собой общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и в силу длительного своего существования, вошедшие в привычку людей.

Корпоративные нормы – это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества. Например, нормы общественных организаций – профсоюзов, политических партий.

Религиозные нормы – это правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью

    Соотношения права и иных социальных норм.

Право и мораль как социальные нормы обладают общими чертами, которые присущи всем социальным нормам: общие правила, направленные на организацию общественных отношений. Но они обладают и существенными различиями: по формирования – правовые нормы формируются в законодательной, судебной деятельности, мораль в духовной жизни общества; по форме фиксации – правовые нормы фиксируются в письменных источниках (нормативные акты, судебные решения), мораль в общественном сознании и существует в виде принципов, понятий, идей, оценок. По регулятивному воздействию – право воздействует на общественные отношения через систему особых юридических средств (механизм правового регулирования), мораль воздействует на человека путем формирования внутренних регуляторов его поведения: ценностей, мотивов, установок. По способам обеспечения выполнения – нормы права обеспечиваются государством, мораль обеспечивается общественным воздействием. По сфере регулирования – право регулирует отношения подконтрольные государству, мораль все общественные отношения. Взаимодействие право и морали достаточно сложно. Возможны коллизии правовых и моральных норм. Регулятивное взаимодействие права и морали отражено в юридических текстах, например, недостойное поведение, цинизм, честь.

Право и обычаи. Взаимодействие права и обычаев рассматривается как отношение юридических норм к существующим в обществе обычаем. Такое отношение сводится к трем основным вариантам: 1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации. 2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев. 3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство и связаны они с повседневными межличностными отношениями, бытовым поведением людей.

Право и корпоративные нормы. По формальным признакам корпоративные нормы похожи на правовые: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. Но корпоративные нормы не обладают общеобязательностью, не обеспечиваются государственным принуждением.

Право - целостная социальная категория; это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, а также которые издаются либо санкционируются государством и охраняются от нарушений наряду с мерами воспитания и убеждения, возможностью государственного принуждения. Кроме того, право - это такая система норм, которые являются властно-официальным регулятором общественных отношений.

Итак, понятие права отражается в сущности следующих его основных признаков:

1. Государственно-волевой характер. В этом признаке права отражается его общечеловеческая и классовая сущности. Как было указано выше, право выражает государственную волю общества, которая, как правило, обусловлена экономическими, духовными, природными и другими условиями общественной жизни. Эта воля общества выражает его интересы и притязания, а также возводит их в ранг общеобязательного закона. Таким образом, воля общества, отраженная в законе, становится государственной волей, имеющей общеобязательный характер.

Однако следует отметить, что не всякая общественная воля становится государственной волей, а следовательно, правом. Государственная воля характеризуется следующими признаками, отличающими ее от других видов воли:

а) государственная воля стимулирует различные интересы и притязания населения;

б) государственная воля является независимой от воли отдельно взятых лиц и их объединений и обязательной для таких лиц и объединений;

в) государственная воля объективируется в исходящих от государства и охраняемых им правовых (юридических) актах.

2. Нормативный характер. Право проявляется в реальной жизни как система официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании. Если сущность права состоит в его государственно-властном характере, то содержание права составляет нормативное выражение государственной воли общества.

3. Взаимосвязь права и государства. Связь права с государством есть возможность применения мер государственного принуждения в обозначенных правом случаях. Правовые нормы издаются либо санкционируются государством и охраняются возможностью применения юридических санкций.

4. Общеобязательный характер. Праву принадлежит роль нормативной основы таких принципов правового государства, как законность и правопорядок. Кроме того, право - это основа всей правовой системы.

5. Формальная определенность права. Право характеризуется такими отличительными особенностями, как:

Представительно-обязывающий характер (равное предоставление взаимным сторонам в правоотношении одновременно и прав, и обязанностей);


Специфическая структура (строение) правовой нормы: гипотеза, диспозиция, санкция;

Юридическая техника внешнего оформления правовой нормы.

6. Институционность права. Правовые нормы издаются либо санкционируются государством в строго определенных формах. При этом под формой права понимаются определенные способы выражения государственной воли общества. Основной формой выражения российского права являются нормативно-правовые акты, среди которых ведущее место принадлежит закону, обладающему высшей юридической силой, - Конституции Российской Федерации. Конституции Российской Федерации должны соответствовать все нормативные акты.

7. Властно-регулятивный характер. В данном признаке права раскрывается его социальное назначение как особого регулятора общественных отношений. Право конкретного общества может быть только одно, оно является единым и однотипным с государством.

Право - это единственная нормативная система, регулирующее воздействие которой на отношения между людьми влечет для их участников определенные юридические последствия. Право -это единственный официальный определитель и критерий правомерного и неправомерного, законного и незаконного поведения, свободы.

Право – это система общеобязательных, формально определенных, обеспеченных государством норм (правил дозволенного и не дозволенного поведения), которые выражают возведенные в закон волю политической элиты и всего общества, и выступающих в роли общественных отношений.

В современной юридической литературе, термин право принято употреблять в нескольких значениях:

Во-первых, под правом понимается социально-правовые притязания людей , обусловленные природой человека и самого общества (право на жизнь или на личную неприкосновенность). Это право принято рассматривать в естественном смысле, так как оно принадлежит человеку от рождения и неотъемлемо для него.

Во-вторых, правом называют систему юридических норм – это право в объективном смысле, так как нормы не зависят от воли и сознания людей, а устанавливаются законодателем и гарантируются силой государства.

В-третьих, право понимается, как официально признанные возможности физических лиц и организаций (право избирать, право собираться мирно и без оружия). Это право в субъективном смысле, так как оно принадлежит отдельному лицу, субъекту права.

Признаки права:

1. Нормативность – означает, что право состоит из норм, а нормы это правила поведения общего характера, мера дозволенного и не дозволенного поведения, тем самым, право регулирует общественные отношения.

2. Системность – право представляет собой совокупность юридических норм, взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных.

3. Формальная определенность и закрепленность – этот признак означает, что право имеет строго установленную форму (закон, указ, постановление), письменно закреплено в документе. Определенность, означает, что правовые предписания отличаются ясностью, понятностью и не подлежат двусмысленному толкованию.

4. Общеобязательность права состоит в том, что право обязательно для исполнения для всех на кого оно распространяется.

5. Обеспеченность права институтом государственным принуждением , т.е. если кто-то полностью или частично не исполняет требования правовых норм, то государство заставляет (принуждает) их исполнять.

6. Волевой характер права – воля это сознательно-обусловленное психологическое состояние человека, вороженное в целенаправленном поведении. Правовые нормы не создаются спонтанно, они всегда выражают чью-то волю, создаются людьми сознательно, для регулирования общественных отношений и в чьих-то интересах.

Сущность права

Сущность права заключается в том, чью волю оно выражает. В теории права принято выделять:

1. Классовый подход к сущности права

2. Общесоциальный подход к сущности права

3. Диалектический подход к сущности права

Функции права

Функции права – это основные направления его воздействия на общество. Принято выделять две группы функций права:

Общесоциальные функции права – в рамках данных функций государство использует право для достижения своих интересов, поэтому функции права и государства здесь совпадают:

1. Экономическая функция права

2. Политическая функция права

3. Воспитательная функция права

Специальные юридические функции (собственно-правовые функции)

1. Регулятивно-статистическая функция права – отражают статистику правовой системы (в правовой системе есть элементы, обладающие стабильностью и статичностью). Регулирование общественных отношений здесь происходит посредством закрепления права и запретов.

2. Регулятивно-динамическая функция права – регулирование общественных отношений осуществляется посредством установления (будущего поведения человека) обязанностей.

3. Охранительная функция права – ее назначение заключается в охране регулятивных норм от нарушения. Посредством этой функции в праве закрепляются меры ответственности.

4. Оценочная функция права – право позволяет оценить поведение человека.

1.1 Понятие и сущность права

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права.

В системе юридических наук теория государства и права занимает главенствующее положение, выполняя как академическую, методологическую, так и прагматическую, практическую роль. В этой связи вопросам теории государства и права традиционно уделялось и уделяется большое внимание как в отечественной, так и в зарубежной юридической литературе, о чем свидетельствуют многочисленные монографии, статьи, а также учебники и учебные пособия.

Государство и право являются сложными, многогранными явлениями политико-правовой, социальной действительности, зависимыми друг от друга и в то же время сохраняющими определенную самостоятельность.

Необходимым условием существования любого общества является регулирование отношений его членов – социальное регулирование. Выделяют следующие виды социального регулирования :

нормативное – носит общий характер: нормы (правила) адресованы всем членам общества или определенной его части и не имеют конкретного адресата;

индивидуальное – относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом.

Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Нормативное регулирование в конечном счете приводит к воздействию на конкретных индивидов, приобретает конкретного адресата. Индивидуальное же невозможно без общего, т. е. нормативного, установления прав осуществляющего такое регулирование субъекта на подачу соответствующих команд.

Социальное регулирование пришло от далеких предков, и развивается оно вместе с человеческим обществом. При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества, происходившего в тот период. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, в единство, обеспечивающее достаточно полную регламентацию еще не очень сложных тогда общественных отношений. Такими обычаями, одобренными моралью и освященными религией, были в первобытном социуме нормы, определяющие порядок обобществления добытого членами сообщества продукта и его последующего перераспределения, которые всеми воспринимались как не только правильные и безусловно справедливые, но и как единственно возможные.

Принятие существовавших норм поведения как «своих», безусловная солидарность с ними были связаны и с тем, что первобытный человек не отделял себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода и племени. И поскольку все нормы расценивались как ниспосланные свыше, правильные, справедливые, то, естественно, у многих народов за содержанием этих норм, а нередко и за самими нормами и их совокупностью закрепились такие наименования, как «право», «правда» (ius, right, recht) и т. п. В этом смысле право появилось раньше государства, и обеспечение его реализации, соблюдения всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения государства.

Развитие первобытного общества, о котором говорилось выше, привело на определенном этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо особая социальная группа, составляющая чиновничий государственный аппарат, который стал фактическим собственником средств производства, либо класс, обративший эти средства в частную собственность. В обоих случаях возникли социальное неравенство и эксплуатация человека человеком, иногда носящая замаскированный характер. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распределения общественного продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими и веками сохранявшийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием.

Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких нарушений, были представители формирующихся господствующих классов, социальных групп, в руках которых находилась не только собственность (общественная или частная), но и публичная власть. И именно формирующийся государственный аппарат использует эту власть для пресечения подобных нарушений и осуществления мер принуждения к лицам, их совершающим.

Возникают, таким образом, правовые обычаи, т. е. такие обычаи, которые обеспечиваются государством. Следует указать на то, что процессы классообразования, формирования государства и возникновения права протекают параллельно, подкрепляя друг друга. Развитие общества с появлением даже зачатков государства резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, судебные прецеденты, нормативные договоры.

Можно выделить два основных способа фиксации норм права . Там, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений (Поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т. п.). Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер. Дополняются они в случае необходимости другими обычаями (например, адатами) и конкретными (ненормативными), но имеющими силу закона установлениями монарха или по его уполномочию чиновниками государственного аппарата.

В обществе же, основанном на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство, и прежде всего гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных общественных отношений. В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что пережило на многие века использовавший его народ и не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право).

Так или иначе, в любом государственно-организованном обществе тем или иным способом нормы права возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспеченный государством. Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом. Но в то же время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только части, и, как правило, меньшей части общества.

Определение понятия права имеет теоретическое и практическое значение. Во-первых, от его содержания и формы зависят направление научного анализа в правоведении и его результаты, во-вторых, оно жизненно важно при непосредственном применении юридических норм надлежащими органами и лицами, так как в соответствии с ним нередко решается основной вопрос практической юриспруденции – правомерность поведения субъектов.

Одна из общих характеристик права заключается в том, что оно – способ установления объективной меры вещей, метод социальной регуляции. В различные исторические периоды те или иные социальные и политические структуры посредством понятия «право» стремятся утвердить в своих интересах определенные социальные отношения, принципы, порядки, действия, нормы, идеалы и обосновать их соответствие социальной правде, справедливости. Как следствие, в философских, юридических, политических, этических доктринах, в практике политической борьбы как в прошлом, так и в настоящем, неравнозначные по своему содержанию понятия обозначены термином «право». В сущности, различные дефиниции понятия права являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно определенным вариантом их разрешения. Эти различия в конечном счете порождены не только многогранностью самого явления права, но и неадекватным применением термина. И ныне представляются актуальными слова И. Канта о том, что юристы все еще ищут определение для своего понятия права.

Однако общепризнанным является понимание права как совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения.

Сущность права – это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права, к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли.

Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью; отвечает требованиям нормативности; имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т. д.); является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере приемлема для них; соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.

Для понимания природы права принципиально важно иметь в виду, что право выступает:

– в форме идей, представлений;

– юридических предписаний (велений или установлений), исходящих от государства;

– действий или отношений, в которых реализуются идеи, принципы и предписания, права.

В теоретической юриспруденции с давних пор ведутся споры о том, что следует признавать важнейшим элементом права – идеи, нормы или действия (отношения).

Для представителей естественно-правового направления и так называемой психологической школы правовые идеи выступают первоосновой, главным компонентном права. Нормы или же действия способны лишь с той или иной степенью достоверности отразить то, что выражают эти идеи. Представители нормативной школы наиболее важным элементом признают юридические предписания. Это, по их мнению, и является собственно правом, регулятором поведения. Сторонники так называемого социологического направления приоритетным в содержании права признают действия или отношения.

Однако, только интегративный подход позволяет отразить в праве как нормативные свойства, так и его деятельностный характер. В таком аспекте право предстанет реальной силой общества, противоречащей произволу и беспорядку. Точнее высвечивается роль государства по отношению к праву – оно не «производит» право, но обеспечивает его на всех стадиях бытия права. Данный подход позволяет более точно подойти к оценке соотношения объективного и субъективного в праве, осмыслить роль фактической правомерной деятельности в правообразовательном процессе, а следовательно, и природу так называемого фактического права, не отторгая и не относя к «предправовым» факторам то, что изначально наделено правовыми свойствами.

Утверждение интегративного подхода к праву имеет важное мировоззренческое значение, ориентируя массовое и профессиональное правосознание на понимание того, что правовое регулирование отношений и поступков возможно лишь там, где объективно существуют доказуемость и исполнимость прав и обязанностей средствами юридического процесса, что действие права предполагает определенные условия, требуемые ресурсы, наличие специальных структур, способных применять право и при необходимости принуждать к его исполнению.

Итак, по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.

С учетом существенных свойств целесообразно отметить следующие признаки права.

Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, нормирование индивидуальных затрат труда на общественные нужды, господство классов или социальных групп в обществе, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-трудовой и социальной жизнью общества.

Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой («если-то-иначе»), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание). Эти свойства регулятивной системы (дозволения, запреты, позитивное обязывание) зародились еще в обществах присваивающей экономики, но на этапе становления права приобретают новое содержание, формы выражения, способы обеспечения.

Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, то есть наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий.

Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме – законы и их сборники, прецеденты и т. д. Формализм составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что действительно «работает» на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.

Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты. Процедурные правила, процессуальный порядок – характерный признак права, определяющий его связь с государственным аппаратом, прежде всего со специализированными органами – судом, полицией и т. п.

Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. Если какое-либо конкретное лицо оказывается в условиях, предусмотренных структурой соответствующей нормы, оно и является адресатом нормы. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

Институциональность. Появление права связано с определенным сознательным процессом создания норм права, с правотворчеством, которое осуществляют определенные органы государства признанием государством тех или иных возникших самоорганизационно правил поведения (обычаев) правовыми, с деятельностью уполномоченных на это судов (прецедент).

Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо культурных героев. Оно, как и государство, одно из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики и так же, как государство, имеет большую социальную ценность.

Право в различных теоретико-юридических концепциях наделяется и иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков определить право. При этом следует подчеркнуть, что правильную характеристику новому основному пласту регулятивной системы раннеклассового общества дает только совокупность этих признаков. Только в совокупности они определяют социальную ценность права.

Функции права производны от его сущности и определяются назначением права в обществе. Функции – это «свечение» сущности права в общественных отношениях.

Функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. Соответственно этому можно отметить следующие особенности функции права:

Функции права – это такие направления его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которых порождает необходимость существования права как социального явления.

Функции выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества.

Функции права представляют направления его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм, движение, действие. Еще Гете говорил: «Функция – это существование, мыслимое нами в действительности».

Постоянство как необходимый признак функции характеризует непрерывность, длительность действия этой функции.

В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права :

1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную),

2) внутренние – вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. Внутренние функции права принято подразделять на регулятивные и охранительные.

Регулятивная и охранительная функции – это имманентные праву функции, которые определяют необходимость его существования как социального института общества.

Особенности регулятивной функции заключаются прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей. В рамках этой функции выделяют две ее разновидности (подфункции) – регулятивную статическую и регулятивную динамическую.

Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одно из назначений правового регулирования. Право прежде всего юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства и выражают общую волю.

Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, институтам политических прав и свобод граждан. Отчетливо данная функция выражена в авторском, изобретательском праве и др.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих хозяйственные процессы в экономике, и других сферах.

Наиболее характерными путями (способами) осуществления регулятивной функции права являются:

– определение посредством норм права праводееспособности граждан;

– закрепление и изменение правового статуса граждан;

– определение компетенции госорганов, полномочий должностных лиц;

– установление правового статуса юридических лиц;

– определение юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений;

– установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);

– определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.

С учетом сказанного регулятивную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.

Охранительная функция права – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю.

Специфика охранительной функции состоит в следующем.

– характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.

– служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану государством посредством правовых предписаний.

– является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве.

Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение последней сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, т. е. обеспечить режим законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных.

Таким образом, если охранительная функция права – это действие самого права, то правоохранительная деятельность государства является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это деятельность специальных учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права, действие не самого права, а внешнего по отношению к нему фактора. Кроме того, охранительная функция направлена на охрану общественных отношений, а правоохранительная деятельность – на охрану самого права.

Из книги Гражданское процессуальное право: конспект лекций автора Гущина Ксения Олеговна

1. Понятие и сущность решения суда Судебное решение – акт волеизъявления органа государственной власти, которое выражается в применении нормы права к конкретному правоотношению, в конкретизации правоотношения, во властном подтверждении правоотношения, права и факта и

Из книги Наследственное право автора Гущина Ксения Олеговна

1. Понятие, сущность и значение наследственного права Получение в наследство материальных и нематериальных благ осуществляется путем наследования. Наследование – переход от умершего лица (наследодателя) его имущества к другому лицу в соответствии с нормами

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

3. Понятие, сущность и виды конституции Сам термин «конституция» можно трактовать двояко. Фактическая конституция – это объективно действующие основы общественного и политического строя, а также действительный статус личности в той или иной стране. Юридическую

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

16. Понятие и сущность избирательного права, принципы Понятие «избирательная система» может рассматриваться в двух плоскостях.Во-первых, избирательная система является совокупностью общественных отношений в государстве в связи с проведением выборов. Во-вторых,

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

10.1. Федерация и федерализм: понятие и сущность В качестве одной из основ конституционного строя ст. 1 Конституции РФ закрепляет федеративное устройство России, что отражает официальное название государства. Среди сравнительно небольшого числа федераций мира положение

Из книги Гражданское процессуальное право автора Власов Анатолий Александрович

15. Понятие и сущность избирательного права, принципы Термин «избирательное право» употребляется в двух значениях: объективном и субъективном.Объективное избирательное право – это раздел конституционного права. Нормы, регулирующие избирательное право, содержатся в

Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна

§ 1 Понятие и сущность искового производства В рамках гражданской процессуальной деятельности судов общей юрисдикции предусмотрены процессуальные формы пяти видов производств: исковое производство, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений,

Из книги Правоведение: учебное пособие автора Автор неизвестен

28. Брак. Понятие, сущность, виды Брак (matrimonium) - «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава» (Модестин).Как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права

Из книги Общая теория права. Том I автора Алексеев Сергей Сергеевич

Тема III Понятие, сущность и система права План изучения § 1. Понятие права. Государство и право. Объективное и субъективное право § 2. Нормы права и их структура. Действие норм права в пространстве и времени. Источники права (формы): Законодательные нормативные акты и

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Глава 5. ПОНЯТИЕ ПРАВА (СУЩНОСТЬ; ОСОБЕННОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛЯТОРА) 1. Термин «право». Право в непосредственно-социальном и юридическом смыслах.2. Сущность права.3. Противоречивость сущности права.4. Право - институционное образование.5. Право -

Из книги Теория государства и права [Учебник для юридических вузов] автора Венгеров Анатолий Борисович

Глава 10 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Глава одиннадцатая. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ, ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА Сущность права. Общесоциальное и классовое в праве. Право как динамическая система. Содержание права. Право - мера (масштаб) поведения личности. Объективное и субъективное в праве. Понятие права.

Из книги Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России автора Придворов Николай Антонович

Глава 16. Понятие, сущность и социальная ценность

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

1.2. Понятие и сущность свободы совести и свободы вероисповедания как комплексного межотраслевого института российского права Научное знание о сущности института права в государственно-правовой доктрине обеспечивает возможность сформулировать понятие и дать

Из книги автора

§ 7.1. Понятие и сущность отчуждения (алиенации) Отчуждение - феномен, присущий политической системе в целом, особенно, государству и праву, определяющий развитие этих институтов и их деформацию. В настоящее время изучение этого явления с точки зрения теории государства и

Из книги автора

§ 8.1. Понятие и сущность глобализации Существует несколько точек зрения появления такого процесса как глобализация.В интерпретации М.Стегера, первый (доисторический) период глобализации охватывает III - V тысячелетие до нашей эры; второй период - пятнадцать столетий после

Право, как и государство, принадлежит к числу наиболее сложных общественных явлений. В повседневной жизни люди понимают под правом общеобязательные правила поведения, установленные и санкционированные государством в виде законов, указов и т.д.

Право не исчерпывается формальными характеристиками, хотя в специально юридическом смысле право определяется этими характеристиками; это юридические тексты, сформулированные властью и содержащие правовые нормы.

Право имеет глубокие корни в культуре, как мировой, так и национальной духовной истории народа.

Право имеет закономерные связи с такими институтами, как гуманизм, права человека, социальная справедливость, которые выступают объектами научных и социально-политических дискуссий. Поэтому представление о праве его сущности, ценности, способах реализации могут быть как общими, так и конкретно - историческими; данные правовые отношения задаются направленностью и смыслом каждого этапа жизни общества.

Право является государственным регулятором. Оно регулирует отношения между людьми с соответственно воплощенной волей общества. Поэтому в отличие от других социальных регуляторов, право данного общества может быть только одно, оно едино и однотипно с государством. Право - единственный нормативный, регулирующее воздействие которого, на отношения между людьми, влечет для их участников определенные юридические последствия.

Право есть система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают обусловленную экономическими, духовными и другими условиями жизни государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер; издаются и санкционируются государством в определенных формах и охраняются от нарушений, наряду с мерами воспитания и принуждения; являются регулятором общественных отношений.

Право - это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.

а) Понятие права в объективном и субъективном смысле

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях. Во-первых, правом называют правовые притязания людей, например, «право человека на жизнь», «право народов на самоопределение». Эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

Во-вторых, под правом понимается система юридических норм. Это право в объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют не зависимо от воли отдельных лиц.

В-третьих, названным термином обозначают официально признанные возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. «Граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество» и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех этих случаях речь идет о субъективном смысле права, т.е. о праве принадлежащем отдельному лицу - субъекту права.

В-четвертых, термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает «система права». Например, англосаксонское право, романо-германское право, национально-правовые системы.

Термин «право» употребляется и в не юридическом смысле. Существуют моральные права, право членов общественных объединений, партий, союзов, права возникающие на основании обычаев. Поэтому особенно важно дать точное определение понятия права, установить признаки и свойства отличающих его от других социальных регуляторов. В юридической науке выработано множество определений права, которые различаются в зависимости оттого, что именно в правовых явлениях принимается за главное, самое существенное. В таких случаях речь идет об определении сущности права. Право имеет закономерные связи с экономикой, политикой, нравственностью и особенно глубокие связи с государством. Все эти связи, так или иначе выражаются в его признаках. Следует различать признаки и свойства. Признаки характеризуют право как понятие, свойства - как реальное явление. Признаки и свойства находятся в соответствии, т.е. свойства отражаются и выражаются в понятии права в качестве его признаков. Философы не без оснований утверждают, что «любое явление действительности обладает бесчисленным множеством свойств»

  • 2. Поэтому в понятие включаются признаки, отражающие наиболее существенные его свойства. Принципиально иным является подход, когда признаются обще- социальные сущность и назначение права, когда оно рассматривается как выражение компромисса между классами, различными социальными слоями общества. В наиболее развитых правовых системах (англосаксонское, романо-германское право) приоритет отдан человеку, его свободе, интересам, потребностям.
  • б) Право как регулятор общественных отношений

Право - особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым предает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид - становятся правовыми. По сравнению с другими общественными регуляторами, право - наиболее эффективный, властно-принудительный и в месте с тем цивилизованный регулятор. Это неотъемлемый атрибут всякой государственности. Правовые отношения можно определить в самом общем смысле как общественные отношения, урегулированные правом.

Право не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений. «Право само по себе ничего не создает, а только санкционирует общественные отношения… Законодательство всего лишь протоколирует, выражает экономические потребности».

1. Есть правоотношения, которые существуют только, как правовые и в другом качестве существовать не могут.

Например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и др. Именно подобные правоотношения по форме и содержанию, т.е. в «чистом виде», представляют собой действительно самостоятельный вид и тип общественных

отношений. Лишь в этом смысле можно сказать, что право создает, «творит» общественные отношения, порождая новые связи.

Право регулирует далеко не все, и лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей, это прежде всего отношения собственности, власти, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечение порядка, трудовые, имущественные, семейно-брачные

отношения и т.п. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются от части (например, помимо материальных прав, в семье есть и сугубо личные).

Все общественные отношения можно подразделить на три группы: 1) регулируемые правом, выступающие в качестве правовых; 2) не регулируемые правом, не имеющие юридической формы; 3) частично регулируемые. В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость во многих случаях не возникает.

в) Сущность права

Сущность- это главное, основное в рассматриваемом объекте, а потому ее уяснение представляет особую ценность в процессе познания.

Право построено на трех китах. Это нравственность, государство, экономика. Право возникает на базе нравственности как отличный от нее метод регулирования; государство предает ему официальность, гарантированность, силу; экономика-это основной предмет регулирования, первопричина возникновения права, ибо это та сфера, где нравственность обнаружила как регулятор свою не состоятельность. Нравственность, государство, экономика - это внешние условия, вызвавшие право к жизни как новое социальное явление. В праве и через право свобода закрепляется и доводится до каждого человека, до каждой организации.

Право имеет обще-социальную сущность, служит интересам всех без исключения людей, обеспечивает организованность, упорядоченность, стабильность и развитие социальных связей. Когда люди вступают в отношения между собой как субъекты права, это значит, что за ними стоит авторитет общества и государства, и они могут действовать свободно, не опасаясь неблагоприятных последствий в социальном плане.

Обще социальная сущность права конкретизируется в его понимании как мера свободы. В пределах своих прав человек свободен в своих действиях, общество в лице государства стоит на страже этой свободы. Таким образом, право не просто свобода, а свобода, гарантированная от посягательств, защищенная свобода. Благодаря праву добро становится нормой жизни, зло - нарушением этой нормы.