Научная и духовная сфера в обществе. Духовная сфера жизни общества

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве, они составляют духовный мир личности. Будучи порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни общества и представляет собой одну из подсистем социума.

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое. Соответственно ее элементами являются мораль, наука, искусство, религия и право.

Мораль -- это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения человека либо воздействия на него общественного мнения.

Наука -- это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме (понятий, теорий, законов) и основанные на результатах научных исследований.

Искусство -- это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия -- это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

Право -- это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных или санкционированных государством (а иногда и непосредственно народом), реализация которых обеспечивается авторитетом или принудительной силой государства.

А.Г. Спиркин, характеризуя формы общественного сознания, предложил разделить их, за исключением философии, на два цикла. Первый цикл связан с отношениями между общественными субъектами (взаимоотношения между людьми -- этика, между человеком и обществом -- право, между социальными группами вплоть до государств -- политика) Второй цикл связан с отношением субъект-объект (эстетика, религия, наука). Граница между указанными циклами, разумеется, условна.

А.К. Уледов считает, что духовная сфера предполагает выделение следующих областей: науки, идеологии, художественно-эстетической жизни, воспитания и просвещения, обеспечивающих формирование новых поколении, передачу духовных ценностей от поколения к поколению. Он выделяет идеологическую, научную, художественно-эстетическую жизнь в качестве области или подсистемы духовной жизни.

В ходе истории происходит дальнейшая дифференциация общественного сознания. Так, на современном этапе имеются всякие основания для выделения экономической формы общественного сознания, связанной с экономическими отношениями людей.

Поскольку духовная жизнь общества порождается все-таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа с последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности).

Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности квалифицируют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей.

В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении.

Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся:

  • 1) идеи, теории, образы и духовные ценности;
  • 2) духовные общественные связи индивидов;
  • 3) сам человек как существо духовное.

Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя.

Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни -- экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться.

Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Однако мораль создается самим обществом, а не изобретается профессионалами, а общественные связи, возникающие между индивидами в результате политической и правовой деятельности отдельных членов общества, вряд ли могут быть названы духовными. Однако этот вопрос до сих пор остается дискуссионным.

Важнейшим видом духовного производства является наука.

На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько-нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX в. наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое, в свою очередь, изменяется в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которых общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития.

Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности.

Духовная культура: Слово cultura ведет свое происхождение от латинского глагола colo, который означает «обрабатывать», «возделывать почву». Первоначально слово «культура» обозначало процесс очеловечивания природы как среды обитания. Однако постепенно, как и многие другие слова языка, оно изменило свой смысл.

В современном языке понятие «культура» употребляется в основном в широком и узком значениях.

В узком смысле, говоря о культуре, обычно подразумевают те области творческой деятельности которые связаны с искусством.

В широком же смысле культурой общества принято называть совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и подражания.

В истории общественной мысли существовали различные, зачастую противоположные точки зрения на культуру. Часть философов называла культуру средством закабаления людей. В наиболее законченном виде эта позиция нашла свое отражение во взглядах известного немецкого философа Ф. Ницше, который провозгласил тезис о том, что человек по своей природе -- существо антикультурное, а сама культура -- это зло, которое создано для подавления и порабощения человека. Другой точки зрения придерживались те ученые, которые называли культуру средством облагораживания человека, превращения его в цивилизованного члена общества (И.-Г. Гердер и др.). Этапы развития культуры рассматривались ими как ступени прогрессивного развития человечества.

Однако, несмотря на различные оценки влияния культуры на жизнь людей, практически все мыслители признавали, что:

  • 1) духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного человечеством опыта;
  • 2) культура является особой человеческой формой бытия, которая имеет свои пространственно-временные границы;
  • 3) культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом.

Традиционно культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Под материальной культурой понимают технику, производственный опыт, а также те материальные ценности, которые в своей совокупности составляют искусственную среду обитания человека.

Подвидами материально-культурных феноменов являются:

  • 1) природные объекты, которые подверглись некоторому воздействию со стороны человека и изменили свою первозданную форму (рубило первобытного человека);
  • 2) искусственно-природные объекты, которые сохраняют свою природную форму, но существуют так, как не встречаются в естественных условиях (японский сад камней);
  • 3) синтетически-природные объекты, т.е. такие объекты, которые синтезированы из встречающихся в природе материалов (пластмассы);
  • 4) социально-культурные объекты, сооружение которых предполагает использование природных и искусственных материалов (шоссейные дороги);
  • 5) социально-материальные объекты, обслуживающие общество в производственной сфере (компьютеры, машины).

К духовной культуре обычно относят науку, искусство, религию, мораль, политику и право. Говоря о духовной культуре, следует различать ее форму, которая материальна, и содержание, которой идеально. Форма характеризует то, в чем воплощены феномены данного вида культуры, а содержание -- то, что они значат для личности и общества.

Духовную культуру можно классифицировать так же, как и материальную, т. е. на основании степени творчески-преобразующей деятельности создавшего ее человека. Исходя из этого критерия выделяют следующие подвиды духовной культуры:

  • 1) произведения монументального искусства, обладающие материальной формой, которую придал художник естественно-природным или искусственным материалам (скульптура, объекты архитектуры);
  • 2) театральное искусство (театральные образы);
  • 3) произведения изобразительного искусства (живопись, графика);
  • 4) музыкальное искусство (музыкальные образы);
  • 5) различные формы общественного сознания (идеологические теории, философские, эстетические, нравственные и др. знания, научные концепции и гипотезы и т.д.);
  • 6) общественно-психологические явления (общественное мнение, идеалы, ценности, социальные привычки и обычаи и т.д.).

Относительная самостоятельность материальной и духовной сфер общественной жизни в отношении друг друга иногда приводит к переоценке роли и места материальной культуры общества и недооценке его духовной культуры. В противовес подобному подходу в последние годы в социологии получает все большее распространение понятие социокультурной сферы жизни общества.

Социокультурная сфера понимается как ведущая сфера развития общества, аккумулирующая опыт предшествующих поколений и обеспечивающая социальную стабильность в течение достаточно длительного исторического периода.

Ученые вычленяют следующие функции данной сферы:

  • · трансляционную (передача социальных ценностей из прошлого в настоящее, а из настоящего -- в будущее);
  • · селекционную (оценка и классификация унаследованных ценностей, определение их места и роли в решении проблем общества);
  • · инновационную (обновление социальных ценностей и норм).

Что же касается религии как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов.

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. М.А.ШОЛОХОВА

ИВАНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ

РЕФЕРАТ

"ДУХОВНАЯ СФЕРА"

Научный руководитель:

кандидат педагогических наук, доцент

Кто то там. ФИО

МОСКВА 2010

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................3

1. Важность духовной сферы общества............................................................4

2. Особенности развития духовной сферы в условиях ХХ века.....................7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................14

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.............................................................................15

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования обуславливается тем что духовная сфера общества отвечает за создание, распространение и усвоение духовных ценностей. В быстро изменяющихся социальных условиях приобретает важную роль совершенствование воспитания детей, правила этикета и социально-общественные нормы поведения. Так же следует отметить что современные условия жизни всё дальше уходят от национальных корней и российской культуры.

Предмет исследования духовная сфера общества.

Цель исследования: изучить теоретические основы духовной сферы общества.

В соответствии с проблемой, объектом, целью определены следующие задачи исследования:

Дать анализ состояния проблемы духовной сферы общества;

Выявить особенности развития социальной сферы в России в ХХ веке;

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что изученные проблемы духовной сферы вносят значимый вклад в теорию (например правила этикета или правильное воспитание школьников) управления обществом.

Реферативный проект состоит из введения, двух параграфов, заключения и списка литературы.

1. Важность духовной сферы общества

Духовная сфера общества - это сфера отношений людей по поводу создания, распространения и усвоения духовных ценностей. Духовная сфера жизни общества включает формы и уровни общественного сознания. Общественное сознание - идеальное отражение общественной жизни.

Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.

Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание, без которого не могло существовать человечество даже на самых ранних этапах своего развития, так как моральные нормы, отражающие базисные ценности общества являются важнейшими регуляторами и стабилизаторами любых социальных взаимосвязей. В условиях первобытного общества возникают еще две формы общественного сознания - эстетическое и религиозное. Считается, что религиозное сознание складывается позднее эстетического и, соответственно, морального, с чем, впрочем, спорят представители института религии, утверждая о первичности религии по отношению к морали и искусству. Далее, по мере развития общества, формируется политическое, затем - научное сознание. Безусловно, перечисленные формы не являются конечными и единственными. Развитие социальной системы продолжается, что приводит к возникновению в ней новых подсистем, требующих собственного осмысления и, следовательно, порождающих новые формы духовной сферы общества.

Духовная сфера, являясь подсистемой общества в целом, с необходимостью реагирует на все изменения, происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Поэтому резкие экономические изменения в России не могли не отразиться на состоянии духовной жизни страны. Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях россиян, повышении значимости индивидуалистических ценностей. Остро стоит проблема коммерциализации культуры и связанная с ней проблема снижения уровня ее художественной ценности, а также невостребованности классических культурных образцов массовым потребителем. Эти и другие негативные тенденции в развитии отечественной духовной культуры могут стать существенным препятствием на пути прогрессивного развития нашего общества.

Выделяют два уровня общественного сознания - обыденное и теоретическое, которые различаются по глубине отражения объективного мира, включая общественное бытие. Обыденное сознание отражает общественное вытие поверхностно, а теоретическое сознание проникает в закономерную сущность явлений.

К формам общественного сознания относятся политическое, правовое, моральное, религиозное сознание, искусство, наука и философия. Они отличаются друг от друга предметом и способами отражения действительности, а также социальными функциями.

Подсистемы общества взаимосвязаны и взаимообусловлены. Кроме того, находясь в постоянном взаимодействии, все сферы общественной жизни выполняют только им свойственные функции, обладают относительной самостоятельностью и имеют собственные закономерности развития.

У людей существуют потребности, удовлетворение которых в полной мере невозможно ни в сфере экономики, ни в социальной сфере, ни в сфере политики. Эти потребности получили название духовных потребностей, их удовлетворение возможно лишь духовными ценностями.

Структура духовной сферы общества. Она может быть представлена в виде областей, в которых осуществляются наука, искусство, религия, образование и воспитание. Вместе с тем, их объединяет то, что:

1) они основываются на формах общественного сознания и удовлетворяют духовные потребности людей;

2) в них создаются и распространяются духовные ценности;

3) в них функционируют социальные институты, существующие производства и распространения духовных ценностей.

Элементы духовного производства. Духовная сфера по всей структуре близка к структуре производства материальных благ: наличие духовных потребностей вызывает необходимость создания (производства) духовных ценностей, восприятие (потребление) которых приводит к удовлетворению названных потребностей.

В ходе духовного производства и усвоения духовных ценностей возникают общественные отношения, которые так же входят в духовную сферу общества. Процесс производства духовных ценностей, их накопление в обществе и усвоение своими конечными целями имеют формирование человека как духовного существа.

2. Особенности развития духовной сферы в условиях ХХ века.

Духовная сфера общества в двадцатом веке стала слабеть из-за индустриализации общества. Первым структурным элементом в духовной жизни выступают потребности. Духовные потребности - это нужда людей и общества в целом создать и осваивать духовные ценности, потребность в духовном совершенствовании, в образовании, воспитании в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира, в вере. Философы определяют духовные потребности как определенное психологическое состояние человека, побуждающее его к созданию и освоению духовных ценностей. В отличие от материальных потребностей, духовные потребности не даны генетически, не даны от рождения, они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей в том, что они носят принципиально неограниченный характер: предела роста для них не существует, единственным ограничителем роста духовных потребностей является объем накопленных человеком духовных ценностей и желание человека участвовать в их приумножении.

Ради удовлетворения этих потребностей совершается духовная деятельность и формируется уникальная отрасль духовного производства. Духовное производство вырастает из материального производства. Вы уже знаете, что в первобытном обществе духовная деятельность была вплетена в практическую деятельность. Но с разделением труда образуется слой людей, для которых духовная деятельность становится главной. Духовное производство (так же как и материальное) предполагает создание продукции, ее распространение и потребление. Но все эти моменты в духовном производстве имеют свою специфику. Создание обычно осуществляется профессионалами-художниками, музыкантами, учеными, идеологами. Их труд носит творческий характер, требует особого таланта, дара, вдохновения. Существует также и право собственности на духовное производство, но собственность на духовное производство отличается от собственности на материальное производство. И хотя владелец духовного производства (например, писатель) передает свою вещь (книгу), вещь остается его собственностью. Теряется лишь материальная оболочка. Но содержание, освоенное им, остается в его собственности. Идеями могут владеть и пользоваться многие. Поэтому частная собственность на духовный продукт не согласуется с природной. Предметы материального производства могут изготавливаться серийно. Предметы же духовного производства уникальны. Но они могут распространяться путем тиражирования. А тиражирование - это уже материальное производство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основе обобщения результатов теоретического исследования изложены следующие выводы:

1. Сущность духовной сферы общества заключается в том, что её цель направлена на улучшение взаимоотношения людей в обществе, на взаимоотношения между обществами и отношения государства к обществу.

Первый компонент способствует производству материальных благ для общества. Это могут быть предметы быта или ещё какие то вещи в которых мы нуждаемся.

Второй компонент способствует производству и усвоению духовных ценностей. К таким ценностям можно отнести религию, искусство а так же образование.

Третий компонент обеспечивает правильное формирование общества с хорошо сложенными взаимоотношениями.

2. Особенности развития духовной сферы в условиях ХХ века.

3. Новизна этого исследования помогает социологам выстраивать более надёжные схемы управления обществом совместно с правильным употреблением материальных и духовных благ.

Обществознание А.В. Опалев третье издание, переработанное и дополненное.

ООО"ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА"

Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 2006. №6.- C.13 - 16.

Комаров М.С. Введение в социологию: Учебник для высших заведений. – М.: Наука, 2004. - 134c.

Осипов Г.В. и др. Социология. М., 2005. - 251c.

Пригожин А.И. Современная социология организаций. – М.: Интерпракс, 2005. -156c.

Романенко Л.М. Гражданское общество (социологический словарь-справочник). М., 2005. - 324c.

Смелзер Н.Дж. Социология. М., 2004. -543c.

Фролов С.С. Социология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Наука, 2006. -320c.

Системное рассмотрение общества невозможно вне анализа духовной стороны общества. Духовная сторона общества основывается на различных формах, видах, состояниях, уровнях общественного сознания. Сознание выступает необходимым атрибутом человеческой жизнедеятельности, поэтому его проявления в обществе многообразны, а анализ общественного сознания может осуществляться с разных сторон и в разных аспектах.

Общественное сознание не только отражает общественную жизнь, но и непосредственно связано с бытием людей, их реальным существованием в обществе. Оно бытийственно и поэтому может трактоваться как духовная жизнь общества.

Духовная жизнь общества этожизнь людей, связанная с удовлетворением духовных потребностей, с производством сознания, с отношениями между людьми в процессе духовного производства, с духовным общением. Для человека очень важно не просто жить, а жить насыщенной духовной жизнью. Духовная жизнь предстает именно как жизнь, включающая в себя непосредственное общение людей, коммуникацию, обмен информацией, формирование и удовлетворение духовных потребностей. Удовлетворение духовных потребностей предполагает функционирование духовного производства.

Духовное производство – вид общественного производства, результатом которого выступают идеи, взгляды, теории, ценности, т.е. общественное сознание во всем его многообразии. Компоненты общественного сознания определенным образом создаются, воспроизводятся , распространяются . Этот процесс может осуществляться спонтанно, стихийно, опираясь на традиции и другие устоявшиеся механизмы духовной деятельности. Но в современном мире все большее значение приобретает процесс целенаправленного производства идей, ценностей, т.е. духовное производство.

Специфика духовного производства в том, что создаваемые в нем предметы потребления хотя и имеют соответственное материальное выражение (книги, картины, кинофильмы и т.д.), но оно выступает лишь формой и носителем нематериальной смысловой информации. Наука, идеология, искусство, религия стали в обществе специализированными видами духовного производства. Самым развитым видом духовного производства является наука как профессиональная деятельность ученых по производству знаний. Моральное сознание не стало особым видом духовного производства в системе общественного разделения труда. Производство нравственных принципов, норм, оценок, распределенное между искусством, наукой, идеологией, различными институтами рождается в самом процессе жизнедеятельности общества. Есть профессиональная деятельность ученых, идеологов, художников, священнослужителей, но специализированного духовного морального производства, которое бы явилось специальным трудом определенной группы людей («профессиональных моралистов»), нет.

Таким образом, категории «духовная жизнь общества», «духовное производство» раскрывают важные грани, качества общественного сознания, духовной стороны жизни общества. Этой же цели служит еще одна категория – «духовная сфера общества», она опирается на две вышеотмеченные.

Духовная сфера общества – это целенаправленно организуемая обществом духовная жизнь людей. Духовная сфера общества связана со специализированным (профессиональным) духовным производством, с функционированием социальных институтов (идеологических и научных учреждений, театров, библиотек, музеев, кино и т.д.), в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности. Элементами духовной сферы являются: наука, искусство, идеология, религия, образование, воспитание. Элементы духовной сферы характеризуются тремя отличительными признаками . Во-первых , они основываются на соответствующих формах общественного сознания (дифференциация духовной сферы в определенной мере воспроизводит дифференциацию форм общественного сознания и включает ее в себя). Во-вторы х, элементы духовной сферы не просто отдельные формы общественного сознания, но и сама деятельность по производству и воспроизводству духовных ценностей, т.е. наука, идеология, искусство и т.д. стали в обществе специализированными видами духовного производства, духовной деятельности. В-третьих, они выступают как институализированные подсистемы общества, предполагают функционирование таких социальных институтов как школы, научные учреждения, театры, храмы и т.д. Т.о, для элементов духовной сферы характерна органическая взаимосвязь, слитность форм общественного сознания с профессиональной деятельностью по их производству и с общественной институализацией этой деятельности.

Не всякая форма общественного сознания выступает элементом духовной сферы. Например, мораль не стала особым видом духовного производства, социально оформленным общественным институтом. И потому она не является элементом духовной сферы жизни общества. Что не означает недооценки морали как особой формы общественного сознания. Более того, именно мораль, нравственное сознание является сердцевиной человеческой духовности.

В общественной жизни складываются сложные и неоднозначные взаимосвязи между развитием общественного сознания, с одной стороны, и духовной сферой общества – с другой. Общественное сознание, будучи универсальным, многогранным идеальным отражением общественного бытия, выступает идеально-духовной основой развития духовной сферы. Само общественное сознание, его элементы функционируют в структуре духовной сферы, подчиняясь ее законам. В то же время и духовная сфера – это не просто социально-материальная оболочка общественного сознания, а весьма важный и активный фактор развития общественного сознания. В формах духовной сферы многие элементы общественного сознания получают более полное развитие, способствуя тем самым максимальной реализации возможностей человеческого духа. Таким образом, в сложной взаимообусловленности развиваются в обществе составные грани единой духовной жизни общества – общественное сознание и духовная сфера.

Общественное сознание и его взаимодействие с индивидуальным сознанием. Общественное сознание возникло вместе с обществом, общественным бытием. Общественное бытие и общественное сознание как бы «нагружены» друг другом. Обязательной стороной общественного бытия являются идеи, взгляды, настроения и т.д. Без общественного сознания общественное бытие мертво, оно перестает быть общественным. Нельзя преобразовывать бытие, не затрагивая в то же время сознание, не мобилизуя духовную энергию общества, мотивационную сферу каждого человека. Важно помнить, что любые реформы в обществе, не подкрепленные осознанием их смысла и необходимости, внедренные сугубо экономически, без мобилизации энергии духа, не могут привести к ожидаемым результатам.

Когдаговорят об общественном сознании, то имеют в виду не сознание отдельного индивида, а духовную жизнь общества. При этом отвлекаются от всего индивидуального, личного и исследуют взгляды, идеи, настроения, характерные для данного общества в целом или для определенной социальной группы. Общественное сознание представляет собой не совокупность индивидуальных сознаний членов общества, а целостное духовное образование, имеющее свои особенности и законы развития. Общественное сознание выходит за пределы каждого индивидуального сознания и образует особый вид надличностного бытия – духовно-идеальную реальность, с требованиями которой (социальными нормами, духовными ценностями и установками) индивид вынужден считаться так же, как он считается с природными, материальными явлениями. Однако эта духовная реальность обладает не абсолютной, а относительной самостоятельностью. Между общественным и индивидуальным сознанием существует органическая взаимосвязь и постоянное взаимодействие.

Общественное сознание, хотя и надличностно, но оно не внеличностно. Оно не витает независимо от бытия людей, а порождается людьми, в них и через них живет. Идеи рождаются сначала в голове того или иного человека, а затем начинают жить в общественном сознании. Индивидуальное сознание обретает надличностную форму бытия с помощью языка, знаков, символов, в которых опредмечивает, объективирует свое содержание, а также посредством особого механизма, которым является процесс общения. Индивидуальное сознание связано с телесным бытием человека, с его мозгом, тогда как общественное – с исторически сложившейся системой материальных форм его фиксации в виде знаков, символов. Сознание индивида живет и умирает вместе с ним, но оно может обрести бессмертие в общественном сознании, объективируясь в языке, функционируя в системе общения.

Сущность общественного сознания можно выразить следующим его определением. Общественное сознание – это совокупность взглядов на природную и социальную реальность, характерных для данного общества в целом или для определенной социальной группы, выраженных в естественном или искусственном языке, творениях духовной культуры, включенных в контекст социального общения.

И хотя общественное сознание питается индивидуальным, разумеется, не каждое индивидуальное сознание в своей объективированной форме входит в состав общественного. Личные идеи и убеждения участвуют в созидании духовной жизни общества, когда они обретают общественную ценность, выходят за пределы только лично значимого. Одно дело – идеи, сознание великой исторической личности, и другое – тривиальные мысли заурядного человека.

Взаимодействие общественного и индивидуального сознания осуществляется в сфере общения, коммуникационной сфере. Чтобы мыслить, каждый человек должен освоить накопленное обществом духовное богатство. Индивидуальное сознание постоянно соотносится с миром духовной культуры: исторически выработанные обществом нравственные нормы, эстетические представления, социальные ценности духовно питают личность, формируют его убеждения, установки, взгляды, ориентации. Сознание каждого человека, начиная с раннего детства, вбирает в себя знания, опыт, убеждения, верования, оценки той социальной среды, к которой он принадлежит.

К витающим в атмосфере общественного сознания идеям индивидуальное сознание относится избирательно: что-то приемлет и делает своим, а что-то отвергает и осуждает. Можно говорить о двух ярких реакциях индивидуального сознания на общественное сознание. Во-первых, догматической, когда индивид обожествляет однажды воспринятую систему общественных идей, относится к ней некритически, как к истине в последней инстанции. И, во-вторых, волюнтаристской, при которой общественное сознание игнорируется в пользу индивидуального, субъективным идеям придается статус объективных, непогрешимых. Догматизм и волюнтаризм представляют собой крайности в реализации сложной взаимосвязи индивидуального и общественного сознания.

Структура общественного сознания. В структуре общественного сознания принято выделять виды, уровни, формы сознания.

К видам общественного сознания можно отнести массовое сознание и общественное мнение.

Массовое сознание выделяется на основе особенностей его носителя – массы. Массовое сознание – это сознание различных типов и видов масс. Масса – это множество индивидов, объединенных каким-то действительным (хотя бы и кратковременным) социальным процессом, осуществляющих общую деятельность, демонстрирующих совместное, подобное поведение. Масса отличается разнородным, смешанным социальным составом. Примеры масс: участники политических движений, болельщики футбольной команды, поклонники эстрадных «звезд» и т.д. Массовое сознание представляет собой широкую совокупность знаний, представлений, иллюзий, настроений, отражающих все без исключения стороны жизни общества, способные вызвать тот или иной отклик в массах и доступные массовому восприятию. В структуре массового сознания переплетаются разнообразные элементы в диапазоне от «позитивного знания» до «ложных образов действительности», от «моментальных эмоций» до «устойчивых настроений», от «фрагментарных мнений» до более или менее широких «полей суждений». Свойства массового сознания: текучий, открытый, не завершенный до конца характер его содержания; разорванность, противоречивость его структуры; способность к быстрым изменениям, переменам в одних отношениях и «окостенению», стереотипизации в других.

Общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе отношение различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности. Общественное мнение выражается в оценочных (негативных или позитивных), аналитических, конструктивных суждениях. Процессы формирования и функционирования общественного мнения могут протекать стихийно, независимо от деятельности тех или иных социальных институтов, но чаще всего являются результатом целенаправленного воздействия разного рода государственных учреждений, политических организаций, средств массовой информации и т.д. Общественное мнение может быть в большей или в меньшей мере адекватным реальному положению вещей или иллюзорным, содержать в себе истинное или ложное представление о действительности. Чем демократичнее общественный строй, тем больше возможность влияния общественного мнения на решение внутренних и международных проблем.

Уровнями общественного сознания являются обыденно-практический и теоретический.

Обыденно-практический уровень включает в себя повседневное, несистематизированное сознание, которое формируется стихийно и отражает мир, чаще всего, на уровне явлений, а не его существенных связей. В обыденном сознании могут содержаться ошибочные оценки, поверхностные суждения, а иногда оно стоит ближе к объективной истине, чем теоретическое сознание, испытывающее на себе влияние идеологии. Обыденное сознание обладает таким качеством как полнота и цельность мироощущения. Оно ближе, чем теоретическое сознание, стоит к потоку жизни, поэтому в нем полнее отражается действительность во всех ее деталях и смысловых нюансах.

Теоретический уровень содержит в себе идеи, подвергнутые систематизации и рациональной обработке. На теоретическом уровне отражаются внутренние, существенные связи и закономерности действительности. Теоретический уровень отражения присутствует во всех формах общественного сознания, но преимущественно выражен в науке.

В реальной жизни уровни общественного сознания переплетены, взаимосвязаны. Под воздействием научно-технического прогресса на повседневном уровне оперируем такими понятиями, как «вирус», «электрон» и т.д. Обыденное сознание, испытывая на себе влияние теоретического, видоизменяется, «онаучивается», но в перспективе совсем исчезнуть не может. Повседневная жизнь общества не требует обслуживания ее сознанием, находящимся на научно-теоретическом уровне. Использование в быту электрических приборов, телевизора, компьютера и других технических устройств вполне возможно без знания тех закономерностей, которые лежат в их основе.

В структуре общественного сознания принято выделять общественную психологию и общественную идеологию. Их выделение пересекается с вышеозначенным подразделением общественного сознания на уровни.

Общественная психология есть частичный аналог обыденно-практического уровня сознания, в котором представлены общественные чувства, эмоции, настроения, переживания, волеизъявления и т.д., складывающиеся в результате непосредственных и опосредованных воздействий общественной жизни. Общественная психология зависит от реального положения дел в обществе, она испытывает на себе воздействие теоретического сознания, общественной идеологии. Общественная психология (такие, свойственные группам людей, нации в целом, состояния как стыд, гнев, апатия, разочарование и т.д.) может как замедлять, так и ускорять общественные преобразования. Власть должна учитывать особенности общественной психологии в социальном управлении, изучать настроения людей, прогнозировать психологическую реакцию на политические события.

Общественная идеология – это теоретическое, систематизированное сознание, выражающее интересы классов, социальных групп, общностей. Если для научно-теоретического сознания главным является отражение объективных законов при отвлечении от интересов людей, то для идеологии, напротив, именно этот интерес, его выражение, реализация являются главными. Можно сказать, что идеология – это социально ангажированное сознание. В идеологии велик удельный вес целеполагания, связанного с разработкой ориентиров, программ деятельности. Существует идеология политическая (тоталитарная, консервативная, либеральная и др.), национальная, религиозная. Идеология разрабатывается целенаправленно, специальными людьми – идеологами, которые теоретически выражают то, к чему класс приходит практически.

Формы общественного сознания. Структурными элементами общественного сознания являются его различные формы: политическое, правовое, нравственное (мораль), эстетическое, религиозное, философское, научное. В ходе истории происходит дальнейшая дифференциация общественного сознания. Так, на современном этапе имеются основания для выделения экономической формы общественного сознания. Отличаются формы общественного сознания друг от друга по ряду критериев.

1. По предмету отражения. Так, предметом философии является всеобщее в системе мир-человек, наука изучает объективные законы как природной, так и социальной реальности, политическое сознание интересуют властные отношения, отношения между классами, партиями, государствами и т.д.

2. По способу отражения. Наука отображает реальность в теоретико-понятийной форме, искусство, которое основано на эстетическом освоении действительности, – в художественных образах, политическое сознание – через политические программы и декларации, нравственное сознание – в моральных заповедях и т.д.

3. По соотношению в них объективных и субъективных моментов. Наука стремится элиминировать субъективное начало, а в искусстве, например, оно максимально выражено. Каждой форме общественного сознания присуща своя диалектика субъективного и объективного.

4. По выполняемым социальным функциям. Некоторые формы выполняют сходные функции, у других они принципиально различны. Философии и религии, например, присуща мировоззренческая функция, в науке на первый план выходит познавательная. Регулятивная функция свойственна нравственному сознанию, а искусству – функция катарсиса, воспитательная функция и т.д.

5. По степени зависимости от общественного бытия. Наиболее тесно связаны с общественным бытием, материально-производственной сферой политическое и правовое сознание, а зависимость философского, эстетического сознания от уровня экономического развития общества более отдаленная, опосредованная другими факторами.

6. По соотношению в них обыденно-практического и теоретического уровней. Если в научном сознании доля житейского, опытно-практического знания минимальна и содержание науки определяется теоретическим уровнем отражения, то в религиозном сознании наряду с догматами, вероучением большую роль играют религиозные чувства, эмоции, настроения, обряды и традиции.

Все формы общественного сознания взаимодействуют друг с другом, проникают друг в друга и влияют друг на друга. Для каждого исторического этапа характерен особый тип взаимодействия его форм. Например, в Средние века доминирующей формой общественного сознания была религия, и все другие формы сознания подчинялись ей, сами выступали в религиозном облачении (мораль, искусство). В эпоху Нового времени на первый план выходят такие формы как политическое, правовое сознание, наука. На современном этапе несомненным лидером среди всех форм общественного сознания является наука, которая проникает во все сферы общественной жизни, многообразными нитями связана с философией, религией, нравственным, политическим, правовым сознанием.

И в заключении следует заметить, что общественное сознание не только отражает, оценивает, осмысливает бытие, зависит от него, но и может активно влиять на бытие через практическую деятельность людей. В истории есть множество примеров, когда идеи, в частности социально-политические, опережают наличное состояние общества и тем самым способствуют его перестройке. Сознание может и отставать от общественного бытия, в нем могут содержаться ошибочные оценки тех или иных событий, а значит, и тормозить, задерживать развитие общественного бытия. В этом проявляется относительная самостоятельность в развитии общественного сознания, отсутствие жесткой, однозначной зависимости от общественного бытия, его активно-творческая природа.

  • Что такое духовная сфера?
  • Что относится к духовным ценностям?
  • Из чего складывается духовная культура?
  • Что такое нравы?

Духовная сфера - это сфера отношений людей по поводу различных духовных ценностей: их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Под духовными ценностями подразумевают моральные нормы и нравственные идеалы, традиции и обычаи, религиозные нормы, произведения живописи, музыки, литературы и других видов искусства, а также научные знания и теории.

Духовная сфера общества является важной частью культуры.

Что такое культура?

В переводе с латинского языка слово «культура» (cultura) означает «возделывание», «развитие». В Древнем Риме под культурой понимали возделывание земли. В XVIII веке этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и утончённого в манерах. До сих пор слово «культура» связывается у нас с хорошим воспитанием, картинной галереей, консерваторией.

Современные учёные под культурой понимают все достижения людей, всё то, что создано человечеством (автомобили, компьютеры, музыкальные произведения, литература, кинофильмы, одежда, традиции, нормы и ценности и т.д.).

Культура настолько необходима, что её, как и воздух, мы не замечаем, но жить без воздуха, как и без культуры, не можем.

Культура - сложная система, создававшаяся тысячами поколений людей. В культуре находят отражение черты того или иного народа, общества, социальной группы. Именно своей культурой отличаются они друг от друга. Культура народа - это его образ жизни, его одежда, жилище, кухня, фольклор, духовные представления, верования, язык и многое другое. В культуру входят и социально-бытовые правила, принятые в обществе, жесты вежливости и приветствия, этикет, гигиенические привычки. Сфера культуры включает в себя деятельность библиотек, музеев и выставок, зрелищных предприятий, клубных учреждений, парков культуры, ботанических садов и зоопарков, телевидения и радиовещания.

Большинство учёных сходится во мнении, что культура имеет два измерения - материальное и духовное. Это деление условно. Материальная культура включает всё созданное человеческими руками: паровую машину, книги, орудия труда, жилые дома, церковные здания, украшения, произведения искусства и многое другое. Духовную (нематериальную) культуру образуют: нормы и правила поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, мифы, знания, идеи, верования, обычаи, традиции, язык и т.д. Нематериальная культура тоже результат деятельности людей, но сотворена она не руками, а скорее разумом и существует в нашем сознании, поддерживается обществом. Духовная культура может воплощаться в явлениях материальной культуры: книгах, картинах, скульптуре, архитектуре и т.д.

Из чего складывается духовная культура

Духовная культура в широком смысле слова включает все проявления человеческой деятельности в области материальной и нематериальной культуры, касающиеся искусства и науки, архитектуры, музыки, балета, театрального, музейного и библиотечного дела. В узком смысле слова - это только высоконравственные духовные ценности и поступки - героизм, патриотизм, совестливость и честность, альтруизм и т.д.

К духовной культуре относятся искусство, наука, образование, религия. Искусство отражает мир в художественных образах. Наука призвана открывать новые знания, создавать передовые технологии, проекты космических станций, расшифровывать старинные тексты, описывать законы Вселенной и т.д. Наука делает мир более понятным человеку.

Благодаря образованию (и самообразованию) знания передаются последующим поколениям. В систему образования входят школы, гимназии, лицеи, академии, университеты и др.

В чём значение науки, образования в жизни человека?

Существуют разные религии (среди них - три мировые: христианство, буддизм, мусульманство) - представления, основанные на вере в существование Бога или богов. Но все они содержат систему моральных принципов, представлений о добре и зле, которые придают смысл человеческой жизни, помогают бороться со всеми проявлениями зла ради утверждения на Земле любви и добра.

Духовную культуру создаёт множество людей - поэты, писатели, композиторы, художники, издатели книг и журналов, лекторы, радио- и телеведущие, учёные и изобретатели, деятели церкви. Много учреждений и организаций участвует в этом процессе: академии наук, школы и вузы, художественные галереи, театры, музеи, библиотеки и др. Они способствуют созданию, сохранению, распространению художественных произведений, научных теорий, изобретений.

Можно также сказать, что духовная культура является результатом деятельности всех людей. Ведь мало сочинить стихотворение, песню, написать картину, снять фильм или поставить спектакль. Без читателей, слушателей, зрителем литература, музыка, живопись, театр, кино - мертвы. Если мы не будем соблюдать традиции, правила поведения - они перестанут существовать. Гениальность изобретения может быть оценена по достоинству, если только оно станет общественным достоянием.

    Дополнительное чтение
    В развитии духовной сферы огромную роль сыграло возникновение письменности и появление книгопечатания. Европейский изобретатель книгопечатания немец Иоганн Гутенберг в 1455 году напечатал первую большую книгу - «Библию», которая до сих пор считается шедевром полиграфии.
    В 1564 году в России вышла первая печатная датированная книга «Апостол», её издал Иван Фёдоров.
    С первых печатных станков сходили молитвенники, сборники проповедей, учебники, грамматики для детей, моральные наставления, правила хорошего тона.
    Первые печатные учебники неузнаваемо изменили сам процесс обучения. Раньше, сидя перед учителем у подножия кафедры, ученики старательно записывали его слова под диктовку. Теперь перед учениками лежали красиво изданные книги.
    Роль книгопечатания невозможно переоценить. Без него не было бы образования, а без образования - науки и культуры.

Объясните, как появление книгопечатания повлияло на развитие духовной сферы общества?

Основой духовной культуры выступают морально-нравственные принципы и нормы, т.е. представления о добре и зле; правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о справедливости, долге, чести, совести и др.

В любом обществе существуют свои нравственные ценности и идеалы. Их отражают нравы.

    Интересные факты
    В современном обществе считается безнравственным обижать слабого. А вот древние греки утверждали, что дети в Спарте принадлежат не родителям, а государству. Отец должен был отнести новорождённого к старейшинам. Те осматривали ребёнка, если находили его крепким, отдавали отцу. Если же ребёнок был слабым и болезненным, его сбрасывали с обрыва в пропасть.

Благородные нравственные поступки не требуют наград, слов благодарности или правительственных орденов. Благодарностью служит сам добрый поступок. Он помогает поверить в себя, укрепляет всё лучшее в нас.

Высокоморальным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим. Уважение к родителям и забота о них - одна из основ человеческой морали. Моральными человеческие отношения можно назвать в том случае, если в них присутствует чувство ответственности за другого человека.

    Умная мысль
    «Нравы говорящего, убеждают больше, чем его речи».
    - - Публий Сир, древнеримский поэт - -

Какое бы решение в своей жизни ни принимал человек, будь то коммерческая сделка, бракосочетание, выбор друзей, устройство на работу, участие в голосовании на выборах в органы государственной власти или моральный выбор, он так или иначе руководствуется нравственными принципами.

    Подведём итоги
    Духовная сфера общества включает высшие проявления человеческой деятельности в области литературы, живописи, науки, музыки, архитектуры, поэзии и т.п. В них главную роль играют морально-нравственные принципы.

    Основные термины и понятия
    Духовная сфера общества, культура, нравы.

Проверьте свои знания

  1. Объясните значение следующих понятий: «культура», «нравы».
  2. Чем материальная культура отличается от духовной? Приведите примеры.
  3. Из чего складывается духовная культура? Кто участвует в её создании?
  4. Расскажите о нравах, играющих большую роль в нашей жизни.

Практикум

Духовная сфера общества -- это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом.

В духовной жизни выделяются структурные элементы, облагающие специфическими свойствами и в силу этого по-разному направляющие социальную жизнь. Каждый человек, коллектив или общество имеют тот или иной запас витальных сил, которые находят выражение в аффективных настроениях и действиях. Любовная страсть или ненависть, воодушевление, гнев или апатия, ужас или прилив отвращения, охватывая индивида, становятся источником соответствующих поступков. Но и общество в целом может приходить в состояние энтузиазма или апатии, негодования или удовлетворения, агрессивности или усталости. Это зависит от складывающейся ситуации, от тех вызовов, с которыми ему приходится сталкиваться и которые в том или ином плане затрагивают (или не затрагивают) его коренные интересы. Важной характеристикой таких настроений является потребность в незамедлительном (или максимально быстром) удовлетворении страсти, владеющей индивидом или обществом, желание снять напряжение или выразить его -- через митинг, пикетирование, агитацию, шествие, стачку, погром, голосование и т.д.

Конечно, всякая полноценная социокультурная система включает в себя и специальную сферу, выделенную во времени или в пространстве, где допускается и даже поощряется аффективное поведение, нарушающее нормы и ценности, считаемые общепринятыми и нормальными, но обыденными. Таковы, в частности, многие проявления праздничной культуры, получающие, пожалуй, свое наиболее яркое выражение в карнавалах и народных гуляниях, принятых у всех народов. Таковы и многие проявления массовой культуры, широко внедрившиеся в современном мире, однако в сферах, четко отделенных от производства с его жесткой рациональностью и принципами эффективности.

Вместе с тем регулятивная роль культуры заключается в том, что она ставит пределы, ограничивает естественные проявления человеческой натуры или социальной группы, не умещающейся в нормативных рамках. На протяжении многих веков основным средством такой регуляции была религия, подчиняющая поведение верующего ценностям и нормам, имеющим безусловную сакральную санкцию. Естественность была греховной и допускалась в ограниченном виде лишь на низших уровнях бытия. Детальный анализ таких влечений и состояний -- сфера социальной психологии. Конечно, как социология культуры, так и социальная психология изучают в некоторой степени одно и то же поле -- закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные присущими им внутренними мотивациями, убеждениями и привычками. Эти внутренние мотивации неизменно соотносятся с какими-то внешними духовными факторами, формируемыми как коллективное сознание или же как бессознательное начало. Однако культура охватывает все же более постоянно действующие или долговременные, устойчивые и упорядоченные способы духовной регуляции. Если психология учитывает состояния и движения малых групп, временных объединений, толпы или индивидов, то культура определяет характер социальных слоев, этнических или национальных групп или цивилизаций на протяжении более длительных периодов времени. Конечно, и личность -- существенная носительница культуры. Так, в явлении моды несомненно присутствует культурный компонент, определяющий общий стиль развития моды, ее национальное своеобразие. Но психология определяет ритмы смены деталей и орнаментики, степень их распространения, замедленную или ускоренную вариативность в одежде и внешнем облике. Конечно, влияние культуры сказывается и в том, что чем выше степень развития культуры, тем более дифференцированными становятся все ее элементы и компоненты, в том числе и мода. Этнические культуры обходятся набором постоянных вариантов одежды, вполне обозримым в хорошем музее этнографии. Столица обычно вмещает несколько домов моды, демонстрирующих новинки сезонов.

Еще М. Вебер формулировал свою концепцию преобразующего воздействия религии на человеческое поведение как преодоление тех экстатических и оргиастических состояний, которые оказываются временными и преходящими и приводят человека в состояние опустошения, что на религиозном языке обозначается как богооставленность, а на светском -- бесцельность и бессмысленность бытия.

Вслед за процессом «разбожествления» мира и уменьшения влияния религии наступила очередь и светской нормативной культуры в ее сложившемся, классическом виде. Эти сдвиги получили объяснение и оправдание в психоаналитическом направлении, представленном прежде всего работами 3. Фрейда и Э. Фромма. Они показали, что сложившийся тип культуры носит во многом репрессивный характер, подавляя индивидуальное «эго» в его весьма значимых витальных и личностных проявлениях. Обуздание инстинктов, с одной стороны, -- необходимый принцип, так как иначе их разгул грозит обществу самоуничтожением. Различные формы контроля, включая мораль, религию, социальные санкции и государство, рассматривались Фрейдом в основе своей как результат компромисса между стихийными влечениями и требованиями реальности. Подвергаясь вытеснению в сферу бессознательного, эти влечения порождают психологические неврозы и конфликты личности с собой и обществом. Сублимация этих инстинктов является источником художественного и научного творчества, что и порождает высокие достижения религиозной или светской культуры. Развивая эти идеи в русле неофрейдизма, Э. Фромм подверг глубокой критике те социальные и культурные механизмы капиталистического общества, прежде всего его крайний техницизм, культ наживы и успеха, которые приводят к отчуждению человеческой сущности, утрате человеком самого себя в процессе социальной жизнедеятельности.

Самые простые типы поведения складываются, прежде всего, на основе целостных, привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте. Образец укладывается в какую-то часть деятельности, ее отрезок, не подверженный четкому делению, изменению или рефлексии.

Термин «обычай» может отождествляться с терминами «традиция», «обряд», «ритуал», «нравы». Однако традиция относится все же к более широкому кругу явлений и в применении к более дифференцированным формам регуляции деятельности, хотя и получает при этом семантическую перегрузку. Обряд и ритуал -- более формализованные варианты привычного поведения, принятые в определенных частях совокупной культурной регуляции. Обряд и ритуал -- формализованное поведение или действие, имеющее, прежде всего символическое значение, лишенное непосредственной целесообразности, но способствующее упрочению связей либо между постоянными членами группы, либо во взаимодействии между группами, снимая напряжение, недоверчивость и повышая уровень коммуникативности. К числу важнейших обрядов, имеющих универсальное распространение в каждой культуре, относятся бракосочетание и похороны.

Термин «нравы» обычно выражает сложившиеся формы регуляции массового поведения. Впрочем, в культурологическом контексте нравы могут обозначать более подвижный, изменчивый и не уходящий далеко в прошлое слой привычного поведения, подверженный дифференциации в зависимости от социальной среды, психологического состояния тех или иных слоев, исторической ситуации и т.д. Война и мир, революция, реформы, шоковая терапия, модернизация и т.п. -- процессы, подразумевающие крупномасштабные перемены в нравах, которые и влекут за собой постепенный сдвиг в более широких сферах культуры, что отнюдь не означает утраты ею своей качественной определенности.

Хотя в качестве основного регулятора поведения обычай выступает лишь в примитивных этнографических обществах, в устойчивой бытовой среде, инертных социальных группах, он присутствует и на всех более продвинутых ступенях. Социально признанные образцы складываются в обычаи, по которым накопленный опыт передается из поколения в поколение и от индивида к индивиду. К обычаям можно отнести и традиционные трудовые приемы, формы поведения, жизненного уклада, воспитания. В повседневной жизни действуют привычные правила гигиены, сложившиеся варианты общежития. Обычаем регулируются часы и условия приема пищи, сна. Выбор пищи диктуется отнюдь не только потребностями организма. У славян, например, не принято есть змей, собак, лягушек, кошек. Индусы не едят говядины, а мусульмане свинины. В обществах с традиционной кочевой культурой употребляют в пищу конину. Выбор в данном случае обусловлен не питательностью пищи, а традициями. При входе в жилище европеец первым делом непременно снимает головной убор, восточный человек, прежде всего, вспоминает об обуви. Не всегда можно прямо соотнести то и другое с ситуацией, но таков обычай. Обычаи общепризнаны и утверждены властью массовой привычки. Они большей частью не получают объяснения и могут не осознаваться самими членами коллектива. На вопрос «Почему вы так поступаете?» они отвечают: «Так принято».

Обычаи играют немалую роль в воспитании, способствуя приобщению к культуре ребенка или же взрослого человека в ино-культурной среде. Включение в культурную деятельность в данном случае сводится к знакомству с определенными образцами:

«Поступай так, как поступает такой-то взрослый или окружающие». Суть поведения не объясняют, а просто знакомят с обычаем, который выполняет функцию обязательного для исполнения: образца поведения. Образец может быть положительным (так надо поступать) или отрицательным (так не надо поступать). Обычай может выступать как решительное вмешательство в жизнь индивида, резко поворачивающее его естественную или привычную жизнь. Такого рода формализованные обычаи, совершаемые в определенном месте и в положенное время по специальным поводам, называют обрядами. В выборе обряда человек еще менее свободен, чем в простом обычае, так как он связан с выполнением публичных действий, имеющих высокий знаковый статус в данном обществе. В каждом обществе существуют обряды посвящения индивида в данное общество или в возрастную группу (наречение имени, крещение, запись имени, инициации, выдача паспорта и т.д.), дни рождения и юбилеи, свадьбы и похороны и т.д. Существуют коллективные, общественные и государственные обряды, напоминающие о целостности общества, зафиксированной в юбилеях, памятных датах, днях общественного траура и т.д. Обряд утверждает преемственность нового со старым, его принятие как утвердившегося в обществе положения, что происходит, например, в случае утверждения нового главы государства: венчание на царство, клятва нового президента и т.п.

В отличие от обычая норма охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то принцип, параметр деятельности, что составляет определенную меру вариативности поведения и его усложнения. Любое общество или отдельная социальная ячейка и группа должны упорядочивать отношения в своей среде, ослаблять тенденции, ведущие к разладу и произволу, устранять влияние стихийных настроений. Оно должно также согласовывать действия отдельных личностей и групп, приводить их в соответствие с общими интересами данной ячейки или общества. Наведение порядка может быть достигнуто через насилие и принуждение, через политическое, идеологическое и психологическое манипулирование обществом, что выходит за рамки собственно культуры и влечет за собой ответную психологическую реакцию отторжения источника такого принуждения. Разоблачение манипулирования ведет к росту недоверия, двоемыслия и цинизма, что также разрушает социальное взаимодействие. Поэтому устойчивое и действенное регулирование отношений достигается через нормы, которые обеспечивают устойчивое, добровольное и сознательное сотрудничество людей, опираются на формализованные мотивы и потребности, соответствующие общественно одобряемым целям.

Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения. Норма формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим.

Содержательная сторона норм определяется целями той конкретной сферы деятельности, к которой они относятся. При этом различные виды деятельности нормированы не в одинаковой степени, а содержание и способы нормирования различны в разных культурах. В большинстве культур существуют довольно строгие нормы, касающиеся приема алкоголя и наркотиков, которые, правда, стираются в условиях городской массовой культуры. Нет обществ, в которых отсутствовали бы нормы, регулирующие сексуальные отношения. Более того, нет данных, указывающих, что такие общества вообще когда-либо существовали. Не произволен и выбор одежды. Допустимая степень обнаженности -- объект строгого нормирования. Общество не безразлично к форме прически, длине волос, бороды, к манере ходить, говорить, пожимать руку, смеяться, смотреть на другого человека.

Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности. Можно выделить побуждающие нормы (самосовершенствуйся!) и запрещающие нормы (не лги!). Некоторые нормы (например, в хозяйстве, в научно-технической деятельности) устанавливаются сознательно, на основе расчета или соглашения. Другие (в сфере общественных отношений и быта) поддерживаются многовековой традицией. По отношению к наиболее сильным чувствам, например эротическим и честолюбивым, нормы обладают большой степенью императивности. Они препятствуют возникновению враждебных чувств у тех, кто должен жить и работать вместе, а также интимных связей, могущих нарушить социально-необходимую дистанцию.

Определенность норм зависит от специфики объекта нормирования. Нормы определенны в критериях грамотности и владения языком, в профессиональной деятельности.

Нормируется и духовно-психологическая активность. Объем памяти, типы аффектации и другие психические процессы, поскольку они протекают в конкретной социальной среде, всегда в той или иной степени нормированы. Их содержание, направленность, интенсивность обусловлены не только физиологической активностью психики и ситуацией, но и сложившимися нормами. Устойчивые нормы сохраняются в течение многих поколений, получают нравственное обоснование, нередко освещаются авторитетом религии и поддерживаются законом. Нередко нормы сохраняются еще долгое время после того, как они потеряли свою эффективность, превращаясь в пустые ритуалы, в устаревший стиль и т.п.

Каждый из нас, приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить, чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслить по-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и это противостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например, государство или закон. Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но так же, как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не только бессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способы духовной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразовать исторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть. Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа.

Следует отметить, что в общественной жизни все элементы духовной сферы тесно связаны, взаимодействуют друг с другом. Так, длительное время развитие церкви оказывало сильнейшее влияние на искусство, науку; сегодня особо очевидна связь науки и образования, идеологии и науки. По существу, каждый из выделенных элементов в определенной мере влияет на все другие. Поэтому мы можем не просто констатировать наличие сходных черт в различных элементах духовной сферы, но и выделять определенные системные связи между ними. В духовной сфере, как и в других сферах, нельзя однозначно определить, какой из ее элементов играет ведущую роль. В классово-антагонистическом обществе такая роль принадлежала идеологии, это проявилось в том, что она оказывала наибольшее воздействие на развитие науки, образования, искусства. Зачастую требования общества по отношению к этим элементам выражаются в политико-идеологической форме, это объясняется особым значением классовых отношений, близостью идеологии к государству, которое занимает центральное место в политической жизни. Ведущая роль идеологии в духовной сфере является своего рода отражением ведущей роли классов, государства в соответствующих сферах общественной жизни.

С развитием общества ситуация с выделением главного элемента духовной сферы меняется. Возрастают роль и значение научных начал, можно предположить, что именно наука станет ее ведущим элементом, разумеется, не подавляя другие элементы.

В общественной жизни складываются довольно сложные и неоднозначные взаимосвязи между развитием сознания общества, общественного сознания, с одной стороны, и духовной сферой общества -- с другой. Общественное сознание, будучи универсальным, многогранным идеальным отражением общественного бытия, выступает идеально-духовной основой развития духовной сферы. Само общественное сознание, его элементы на определенном этапе развития функционируют в структуре духовной сферы, подчиняясь ее законам. В то же время и духовная сфера -- это не просто социально-материальная оболочка общественного сознания, а весьма важный и активный фактор развития общественного сознания, сознания общества. В формах духовной сферы многие элементы общественного сознания получают более полное развитие, способствуя тем самым максимальной реализации возможностей человеческого духа. В сложной взаимообусловленности развиваются, функционируют в обществе общественное сознание, духовная сфера, составные грани единой духовной жизни общества.

сознание идеализм материалистический духовный