Смягчающие обстоятельства за санитарные правонарушения. Смягчающие обстоятельства: КоАП РФ

За совершенные противоправные действия в большинстве случаев наступает расплата. Лица, нарушившие закон, несут наказание. Довольно часто люди, совершившие административные нарушения, или их адвокаты предоставляют суду смягчающие вину обстоятельства. КоАП (Кодекс РФ об административных правонарушениях) - это основной документ, которым руководствуются служители закона, решая судьбу провинившихся людей. В нем есть ряд статей, регламентирующих, какие обстоятельства могут быть признаны смягчающими, а какие отягчающими.

На основании этих данных подсудимому могут уменьшить либо увеличить наказание. В Уголовном кодексе также имеется статья, в которой перечислены обстоятельства совершения преступления, влияющие на суровость вынесенного приговора. Не нужно смешивать уголовную и административную ответственность. Хотя некоторые пункты, касающиеся смягчающих обстоятельств в этих двух видах нарушений, совпадают, между ними есть довольно существенные отличия.

Административные правонарушения

К таким противоправным действиям причисляются проступки, способные нанести вред природе, экологии, здоровью окружающих. Сюда не входят кражи, разбой и убийство, но некоторые действия могут быть признаны как административными, так и уголовными нарушениями закона. Например, плагиат, некоторые виды хищений, нанесение вреда окружающей среде и так далее. К какому виду нарушений причисляют подобные деяния, а какие назначают меры наказания, зависит от масштабности нанесенного ущерба. Так, человек или целое промышленное производство могут нанести такой вред окружающей среде, который повлечет за собой ухудшение здоровья и даже смерть граждан, а могут просто ухудшить природные ландшафты. Разумеется, ответственность и меры пресечения в этих двух случаях будут разными.

То же можно сказать о вождении автомобиля в нетрезвом виде, об учиненной драке в общественном месте, о распространении наркотиков, занятии проституцией и многих других проступках. Кроме величины ущерба, на суровость наказания могут оказать влияние смягчающие обстоятельства. КоАП четко определяет их состав для нарушений административных, а УК - для уголовных. Правонарушители должны знать, что они могут не просто предоставить суду или общественности истории, способные разжалобить служителей закона, а обязаны доказать с помощью документов либо своими действиями, что в их деле действительно имеют место смягчающие обстоятельства.

В КоАП имеется полный перечень действий граждан, которые могут повлечь за собой несение административной ответственности. В нем более 80 пунктов, касающихся области медицины, строительства, сельскохозяйственной деятельности, транспорта и дорожного движения, информации и связи, предпринимательской деятельности, управления, таможенного дела, окружающей среды и других сфер нашей жизни.

Административная ответственность

В зависимости от того, какой ущерб нанесен отдельным гражданам или обществу, определяется вид наказания, уменьшить которое могут смягчающие обстоятельства.

В КоАП (ст. 3.2 ч. 1) представлен их перечень, в который входят:

  • общественное порицание (устно);
  • предупреждение (в письменной форме);
  • штраф;
  • конфискация (изымают орудие совершения проступка, например, ружье за его хранение без соответствующего разрешения);
  • лишение специального права;
  • административный арест (например, всем известные 15 суток за дебош в пьяном виде);
  • из страны (применяется к лицам без российского гражданства);
  • дисквалификация;
  • отстранение от работы (для организации - приостановление ее деятельности).

Что говорит закон

Большинство правонарушителей, которых привлекают к ответственности, стараются предоставить судебным заседателям смягчающие обстоятельства. В КоАП статья 4.2 подробно описывает ситуации и положения, согласно которым можно виновному уменьшить меру пресечения. Кроме того, существуют и другие правовые документы, на основании которых суд (общественный или процессуальный) могут вынести окончательное решение. Так, если проступок совершен несовершеннолетним гражданином, в статье 2.3 КоАП есть положение, которое классифицирует данный факт, как смягчающее обстоятельство. Наказание к провинившемуся, не достигшему 18 лет, может быть применено в соответствии с ФЗ № 120.

Кроме КоАП, смягчающие обстоятельства указываются в Налоговом кодексе ст. 112. В данном документе перечислены действия и ситуации, повлекшие финансовые преступления.

Перечень

Существуют самые разные обстоятельства, смягчающие наказание. В КоАП можно увидеть такой список:

  • раскаяние виновного;
  • прекращение противоправной деятельности по собственному желанию правонарушителя (до того, как его привлекли к ответственности);
  • добровольное и абсолютно искреннее признание в совершении антиобщественной деятельности, а также сообщение полезной информации, касающейся рассматриваемого дела;
  • оказание содействия органам;
  • совершение поступка, предупредившего тяжкие последствия совершенного правонарушения;
  • тяжелые семейные обстоятельства;
  • возраст нарушителя;
  • беременность;
  • наличие у нарушителя маленьких детей, престарелых родителей, тяжелобольных членов семьи.

Рассмотрим подробнее эти пункты.

Раскаяние

Многие люди имеют не признанный обществом актерский талант, выражающийся в умении разжалобить слушателей или заставить их поверить в какие-либо ужасные ситуации из жизни рассказчика. В случае несения административной ответственности за проступок подобные личности могут изобразить сильное переживание по поводу случившегося, даже пустить слезу. Но такая игра на публику не проходит. Чтобы раскаяние было квалифицировано, как смягчающее обстоятельство, КоАП РФ (в Комментариях к ст. 4.2) четко регламентирует действия виновного.

Этот человек не просто должен сказать, что сожалеет о случившемся. Он обязан это доказать, например, деятельностью, возмещающей причиненный ущерб. Также он может на добровольной основе (по собственной инициативе) заняться устранением последствий своей негативной деятельности, общественными работами, предотвращающими совершение подобного правонарушения другими лицами (имеется в виду проведение бесед с населением). Кроме того, он может по собственной воле сообщить правоохранительным органам важную информацию, которая поможет избежать других нарушений закона. Такого рода деятельность возможна при совершении практически любого вида административных правонарушений.

Состояние аффекта

В судебной практике часто виновные пытаются объяснить свои действия тем, что во время их совершения они находились в невменяемом состоянии и просят считать это смягчающими обстоятельствами. В КоАП РФ этот пункт статьи 4.2 применим только к психически здоровым людям. Если проступок совершил человек, страдающий слабоумием (что подтверждается медицинской справкой), то вступает в силу ст. 2.8 КоАП, гласящая, что административная ответственность к таким людям не применяется. Все остальные правонарушители, чтобы доказать состояние аффекта, должны пройти освидетельствование экспертов. Если у судебных исполнителей возникнут сомнения по поводу выданного специалистами заключения, они могут назначить повторную процедуру. Состояние аффекта может наблюдаться по самым разным причинам:

  • смерть близкого человека;
  • увольнение;
  • значительная материальная потеря;
  • медицинский диагноз (например, человек узнал, что он болен СПИДом);
  • сообщение об измене.

Проведение медицинской экспертизы - обязательный акт.

Семейные обстоятельства

При совершении некоторых проступков тяжелое в семье также может квалифицироваться, как обстоятельства, смягчающие административную ответственность. В КоАП не обозначены четкие критерии, при каких среднемесячных доходах членов семьи данное положение имеет законные основания.

К нарушениям, в отношении которых могут рассматриваться данные причины совершения проступков, относятся браконьерство, занятие проституцией, подлог документов, сокрытие неучтенных доходов, любые противоправные действия, способные улучшить материальное положение ответчика, если они не повлекли за собой тяжких последствий. Если виновники не могут предоставить суду справки о своих ежемесячных доходах (например, они являются безработными), во внимание принимаются свидетельства соседей, знакомых, участкового. Их сообщения о положении дел в данной семье должны быть оформлены документально (с подписями и печатью).

Административная ответственность для женщин

Представительницы прекрасного пола также совершают противоправные действия, за которые предусмотрено наказание. Закон идет женщинам навстречу, учитывая их особое положение, предначертанное природой. Так, беременность классифицируется как обстоятельство, смягчающее ответственность. В КоАП не оговаривается срок беременности, при котором наказание за проступок может быть уменьшено или отменено, но в обязательном порядке требуется официальная справка от врача, подтверждающая физиологическое состояние ответчицы.

Такие меры вполне справедливы, так как родители обязаны следить за своими детьми.

Административная ответственность для несовершеннолетних

Согласно закону, в юриспруденции человек, которому не исполнилось 18 лет, считается несовершеннолетним (не путайте с уголовной ответственностью, которая наступает с 16 лет). Если такое лицо совершает противоправный поступок, его возраст является смягчающим обстоятельством. В КоАП об этом гласит статья 2.3. Если несовершеннолетний не совершил тяжкого преступления, которое расценивается как уголовное, к нему не применяется административное наказание. Однако в ФЗ № 120 определен ряд воздействий, которые могут быть применены к подросткам за их незаконные действия. Такими мерами являются:

  • порицание;
  • требование публично раскаяться, извиниться;
  • предупреждение (официально оформленное);
  • возмещение ущерба (если подросток работает);
  • общественные работы, с помощью которых устраняется нанесенный вред;
  • передача подростка под надзор соответствующих органов.

В отдельных случаях за совершение ребенком какого-либо противоправного действия административная ответственность возлагается на его родителей или опекунов. Мерами наказания могут быть:

  • возмещение ущерба за причиненный ущерб (например, требуется оплатить ремонт разбитой подростком витрины);
  • работы, устраняющие причиненный вред (например, от родителей могут потребовать вставить разбитое стекло);
  • изъятие орудия нарушения (могут конфисковать ружье, которое взял ребенок, хотя у отца есть разрешение на его хранение);
  • наложение штрафа, если подросток, не имея прав, сел за руль автомобиля (в статье 12.7 КоАП отмечено, что размер штрафа может быть от 5000 до 30000 рублей. То же относится и к ситуации, если подросток управляет байком или скутером.

Смягчающие обстоятельства, не указанные в КоАП

Наша жизнь многогранна и непредсказуема. Учесть все ситуации, которые каждый день происходят с людьми, и которые могут негативно повлиять на их поступки, невозможно. Поэтому законодательством предусматривается возможность существования смягчающих обстоятельств, не отмеченных в КоАП. Принять их во внимание или нет, решают судебные представители. Такие обстоятельства в каждом конкретном случае могут быть разные, но наиболее часто в судебной практике встречаются следующие:

  • нет опыта работы (для нарушений в области предпринимательства, финансов, бухучета);
  • хорошие характеристики с места учебы/работы;
  • состояние здоровья нарушителя (часто болеет);
  • престарелые родители;
  • положительные отзывы соседей о нарушителе.

Отягчающие и смягчающие обстоятельства в КоАП РФ

В каких случаях виновному в совершении административного нарушения могут уменьшить наказание, мы рассмотрели.

Повторим, перечень таких обстоятельств приведен в статье 4.2 КоАП и в ряде других статей, которыми руководствуются служители закона. Однако ситуации, при которых совершено противоправное действие, бывают не только смягчающими, но и отягчающими. Это регламентируется в статье 4.3 КоАП. Перечень таких обстоятельств является исчерпывающим и обязательным для принятия во внимание при назначении меры пресечения. То есть служители закона не имеют права решать, учитывать их или нет. Если в деле имеются отягчающие означает, что лицо, совершившее нарушение, представляет для общества повышенную опасность, поэтому должно понести более строгое наказание.

В каких случаях увеличивают меру воздействия на нарушителя закона

Каждый желающий может изучить и смягчающие, и отягчающие обстоятельства. В КоАП приведен четкий список, когда наказание виновному увеличивают:

  • повторное административное нарушение, идентичное предшествующему (например, оштрафовали за незаконную медицинскую практику, а человек, не имея диплома врача, снова занялся лечением больных);
  • нарушитель не подчиняется требованиям прекратить противоправные действия;
  • привлечение к совершению незаконных поступков детей и подростков;
  • групповые нарушения;
  • незаконная деятельность в период стихийного бедствия (например, мародерство);
  • совершение проступка в состоянии алкогольного опьянения, которое нужно подтвердить соответствующим документом.

На практике случается, что соседи описывают ответчика с плохой стороны. Такая характеристика, даже заверенная печатями и подписями, не может служить отягчающим обстоятельством.

Если в деле об административном нарушении подтвержден хотя бы один пункт из приведенного выше списка, судебные представители должны квалифицировать противоправные действия виновного как умышленные.

При выборе должностными лицами вида и размера наказания важно установить наличие предусмотренных ст. 4.2 и 4.3 обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Они способствуют правильному определению меры наказания, влияют на выбор конкретного его вида и размера в пределах санкции конкретной статьи Кодекса или иного предусматривающего ответственность закона.

Представляется, что к обстоятельствам, смягчающим и отягчающим ответственность за совершение административного правонарушения, законодатель отнес лишь те, которые влияют на уровень общественной опасности правонарушения или правонарушителя. Данные обстоятельства должны быть распознаны, вычленены и должным образом зафиксированы должностными лицами. Следовательно, к смягчающим и отягчающим относятся обстоятельства, лежащие вне состава правонарушения, но прямо или косвенно касающиеся проступка и совершившего его правонарушителя.

Включение в общие правила наложения административных наказаний необходимости учета смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств объясняется чисто практическими соображениями: законодатель стремится обеспечить объективную, полную и всестороннюю оценку.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

  • - раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • - предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;
  • - совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • - совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • - совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Под раскаянием лица, совершившего административное правонарушение, понимается осознание им вины, искреннее сожаление о совершенном противоправном деянии и твердое намерение в будущем соблюдать правила поведения, установленные настоящим КоАП РФ, законами субъектов РФ. Признание своей вины обязательно должно подтверждаться конкретными действиями, например, сопровождаться дачей показаний, передачей информации, которая неизвестна должностным лицам, судье, осуществляющим производство по делу. Таким образом, наличие факта раскаяния, признания, возможного оказания помощи правоприменительному органу при осуществлении производства по делу свидетельствует о стремлении загладить и искупить свою вину и, следовательно, заслуживает смягчения административного наказания.

Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных его последствий, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда заключается в полном или частичном устранении физических или моральных последствий административного правонарушения. С определенной долей условности это поведение можно сравнить с отказом от совершенного правонарушения. Добровольное выполнение указанных действий виновного, естественно, заслуживает снисхождения при определении вида и размера наказания.

Добровольное возмещение ущерба может проявляться как в материальном, так и в моральном плане. Виновное лицо может компенсировать причиненный ущерб деньгами, личным трудом, покупкой испорченной вещи или предмета. Возможно также возмещение ущерба в моральном плане - принесение извинений в письменной или устной форме.

Следует отметить ту особенность, что некоторые смягчающие обстоятельства, названные в законе, могут толковаться должностными лицами органов внутренних дел расширительно либо, напротив, ограничительно. Так, признак «добровольное возмещение причиненного ущерба» подменяется неравнозначным признаком «возмещение ущерба». В итоге ответственность смягчается в ситуациях, когда ущерб возмещен виновным не по своей инициативе, а в результате мер, принятых органами административной юрисдикции. При рассмотрении дел об административных правонарушениях следует руководствоваться положением, что возмещение ущерба проявляется в добровольном, инициативном, без напоминаний со стороны третьих лиц, возмещении потерпевшему причиненного ущерба. Анализ правоприменительной практики свидетельствует об игнорировании в ряде случаев выяснения обстоятельств ущерба. При решении вопроса о выборе вида и размера предполагаемого наказания в обязательном порядке следует выяснить, было ли возмещение ущерба полным или частичным.

Состояние сильного душевного волнения (аффекта) либо стечение тяжелых личных либо семейных обстоятельств в качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, впервые предусмотрено КоАП. Данное обстоятельство представляет собой сочетание трех элементов, каждый из которых сам по себе рассматривается в качестве смягчающего. Однако характеризуя данное положение, следует заметить, что совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) неверно оценивать как смягчающее обстоятельство, ибо это - кратковременное расстройство психики (пусть и протекающее скоротечно и заканчивающееся выздоровлением), которое в соответствии со ст.2.8, 24.5 КоАП является признаком невменяемости, исключающим административную ответственность и производство по делу об административном правонарушении. На этот факт противоречия уже сейчас следует обратить внимание законодателя с тем, чтобы впоследствии исключить факты незаконного привлечения к административной ответственности.

Условием для признания смягчающим такого обстоятельства, как совершение административного правонарушения в силу стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств, могут признаваться, например, заболевание самого виновного, а также его близких, тяжелое материальное положение, поскольку они могут создать такие условия, при которых сдерживающие факторы под влиянием весьма значимых для виновного ценностей перестают оказывать на него воздействие, побуждают к совершению административного правонарушения.

Совершение административного правонарушения несовершеннолетним. Необходимо учитывать, что несовершеннолетний правонарушитель из-за недостатка жизненного опыта порой не способен осознать вредные последствия своего противоправного поведения, дать им объективную оценку. Не вызывает сомнения, что в данном случае нет нужды налагать на него административное наказание как на взрослого нарушителя. Действия и решения должностных лиц органов внутренних дел должны преследовать прежде всего воспитательные, а не репрессивные цели. К тому же при решении вопроса о применения наказания к несовершеннолетнему следует использовать педагогические приемы в общении с подростками. Законодатель предусмотрел рассмотрение дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними, специальными органами административной юрисдикции - комиссиями по делам несовершеннолетних. При рассмотрении дела об административном правонарушении, комиссия по делам несовершеннолетних, в целях определения необходимой меры воздействия принудительно-воспитательного характера на несовершеннолетнего, должна учитывать его возраст, устойчивость психики и др. факторы. Например, если несовершеннолетний имеет заработок, то на него может быть возложена обязанность загладить причиненный вред. В большинстве случаев выбор меры воспитательного характера определяется условиями жизни несовершеннолетнего и личным восприятием назначенной ему меры принудительного воздействия.

Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Забота государства и общества о материнстве и детстве обусловливают смягчающее воздействие этого обстоятельства. Состоянию беременности присущи психическое изменение в поведении, повышенная раздражительность, критическая оценка окружающего мира, что способствует, в ряде случаев, ослаблению контроля над собой. К тому же вызванные действиями и решениями органов правоприменения переживания беременной женщины могут отразиться на физическом и психическом здоровье будущего ребенка. Основанием применения смягчающего обстоятельства в данном случае, в первую очередь, являются явные признаки беременности, а в других - наличие подтверждающего документа (справка женской консультации, выписка из истории болезни или амбулаторной карты и пр.).

В правоприменительной практике следует руководствоваться здравым рассудком, и «вообще при рассмотрении дел об административных правонарушениях, совершенных женщинами, имеющими детей дошкольного, даже и школьного возраста, необходимо избирать такую меру ответственности, которая не отрывала бы мать от детей и сильно не отражалась на материальном положении семьи» См.: Комментарий к Основам законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях/Под ред. Б.М. Лазарева. М., 1983. С. 72..

Содержательная часть п. 5 ч. 1 ст. 4.2 КоАП России не конкретизирует, находится ли ребенок при матери или в другом месте, что на практике вызывает определенного рода трудности. Например, во время проведения специальных мероприятий сотрудниками милиции в ночное время в г. Москве задерживаются женщины за занятие проституцией (ст. 6.11). Во время рассмотрения протоколов за совершение указанных административных правонарушений не единичны случаи заявлений женщин о наличии у них детей. Разбирательство же по делу позволяет установить, что дети находятся на фактическом содержании бабушек (дедушек), причем как в городах Российской Федерации, так и ближнего зарубежья. Представляется, что наличие малолетних детей как смягчающее вину обстоятельство, должно применяться только в случаях личного, фактического воспитания матерью своего ребенка.

В практической деятельности важно помнить, что данное обстоятельство не может быть признано смягчающим, если виновная лишена родительских прав, длительное время не проживает с семьей, не занимается воспитанием детей, не оказывает им материальной поддержки, жестоко обращается с ними.

Перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является закрытым. Согласно ч.2 ст. 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Анализ правоприменительной практики (г. Москва, Санкт-Петербург, Ростовская, Волгоградская и Калужская обл.) свидетельствует, что смягчение административной ответственности применяется при совершении правонарушений:

  • · бывшими сотрудниками органов внутренних дел;
  • · ветеранами войны и труда;
  • · инвалидами и участниками боевых действий в «горячих точках»;
  • · многодетными родителями.

В КоАП предусмотрены обстоятельства, отягчающие ответственность за совершенные административные правонарушения. Законодательство об административных правонарушениях не дает юридического определения отягчающего обстоятельства. Представляется, что под ним следует понимать сведения о нежелательных для общества особенностях совершения правонарушения, а также данные о личности виновного, представляющие общественную опасность, свидетельствующие о чрезмерно высокой степени вредности и устойчивой установке нарушителя на противоправное поведение.

В данном случае применяется более суровое административное наказание в повышенном размере. При этом нельзя выходить за рамки наказания, предусмотренного санкцией конкретной статьи Кодекса об административных правонарушениях или иного законодательного акта.

Ст. 4.3 КоАП дает исчерпывающий перечень обстоятельств, наличие которых предполагает наложение более сурового наказания за совершенное административное правонарушение. К ним относятся:

  • - продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  • - повторное в течение года совершение однородного правонарушения, если за совершение первого правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный ст.4.6;
  • - вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения; совершение административного правонарушения группой лиц;
  • - совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  • - совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Из текста статьи 4.3 КоАП РФ следует, что перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, претерпел некоторые изменения в сравнении с КоАП РСФСР. В частности, совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление, не указывается в числе обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его. Игнорирование требований уполномоченных должностных лиц прекратить противоправное поведение свидетельствует о стойком нежелании лица отказаться от нарушения установленного в обществе порядка поведения, устранить возможные его вредные последствия. Отказ выполнить законные требования о прекращении противоправного поведения свидетельствует о неуважении к обществу, явной, направленной против окружающих агрессивности. Устойчивая противоправная ориентация правонарушителя заслуживает адекватного административного наказания в пределах санкции соответствующей правовой нормы.

В то же время следует помнить, что содержательная часть рассматриваемой нормы КоАП предусматривает: правом требования прекращения противоправного поведения обладают только компетентные лица, наделенные определенными властными полномочиями. Во всех остальных случаях невыполнение требований прекратить противоправное поведение не может рассматриваться как отягчающее ответственность обстоятельство.

При этом важно помнить, что в ряде случаев неисполнение требований отдельных должностных лиц и представителей общественности о прекращении правонарушения может образовать самостоятельный состав административного правонарушения (напр.: неповиновение законному распоряжению работника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы - ст.19.3; неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) - 19.4).

Повторное совершение однородного административного правонарушения, если за первое лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный статьей 4.6 Кодекса годичный срок. Указанные обстоятельства свидетельствуют, что наложенное административное наказание не возымело должного предупредительно-воспитательного результата, виновный не сделал правильных выводов для изменения противоправного поведения, а, следовательно, очередное строгое наказание должно предоставить ему такую возможность. Повторность совершения административного правонарушения свидетельствует об устойчивости антиобщественного поведения. При этом отягчающим обстоятельством признается только совершение однородного административного правонарушения, за которое нарушитель привлекался к административной ответственности. Например, гражданин совершил мелкое хулиганство (ст. 20.1) и был привлечен к административной ответственности; в данном случае только повторное совершение мелкого хулиганства в течение года может признаваться обстоятельством, отягчающим ответственность. Совершение же других административных правонарушений не является основанием для признания факта проступка отягчающим обстоятельством.

Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения. Законодательством об административных правонарушениях это обстоятельство предусмотрено с целью ограждения подростков от разлагающего влияния взрослых правонарушителей. Характерной особенностью является то, что в данном случае имеется в виду лишь совершеннолетний правонарушитель, то есть достигший 18-летнего возраста. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения усиливает административную ответственность, независимо от того, в какой форме оно осуществлялось: обман, уговоры, угрозы, использование зависимого положения и др. При этом следует учитывать, что в КоАП содержатся юридические составы, в диспозиции которых вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения рассматривается в качестве квалифицирующего признака (вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ - ст.6.10).

Совершение административного правонарушения группой лиц. Отягчающее значение данного обстоятельства объясняется повышенной общественной опасностью и значительными вредными последствиями административного правонарушения, содеянного группой лиц. При этом имеется в виду разовое, спонтанное объединение усилий нескольких лиц для совершения одного и того же правонарушения. Оно представляет повышенную, нежелательную для общества опасность, так как совершается, как правило, по предварительному сговору. По общему правилу групповым признается правонарушение, совершенное более чем двумя лицами, действующими совместно. В данном случае протокол об административном правонарушении составляется в отношении каждого субъекта. Очевидно, что размер ответственности этих лиц устанавливается индивидуально в зависимости от степени участия каждого из них в совершении административного правонарушения.

Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах, как и в прежнем КоАП, остается в числе условий, влияющих на усиление административной ответственности. К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, наряду со стихийными бедствиями, непосредственно указанными в данной статье, относятся:

  • - попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации, захвата или присвоения власти;
  • - вооруженный мятеж, массовые беспорядки, террористические акты, блокирование или захват особо важных объектов или отдельных местностей, подготовка и деятельность незаконных формирований, межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насильственными действиями, создающие непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  • - чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, чрезвычайные экологические ситуации, в том числе эпидемии и эпизоотии, возникшие в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф и иных бедствий, повлекшие (способные повлечь) человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения и требующие проведения масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Как правило, при указанных обстоятельствах люди часто оставляют без присмотра дома, имущество. Правонарушитель знает об этом и использует беспомощность людей, их растерянность, панику, страх в своих противоправных интересах. Совершение правонарушения при подобных обстоятельствах указывает на пренебрежительное отношение к общечеловеческим ценностям, к элементарным требованиям морали, что, несомненно, должно заслуживать повышенную административную ответственность в пределах санкции соответствующей правовой нормы.

Совершение административного правонарушения в условиях чрезвычайных ситуаций представляет собой повышенную общественную опасность. Поэтому законодателем предусмотрены и самостоятельные юридические составы, в диспозиции которых указанные условия являются квалифицирующими признаками (нарушение требований режима чрезвычайного положения (ст.20.5); невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций - ст.20.6).

Совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. Повышенная наказуемость за совершение административных правонарушений в состоянии опьянения преследует цель ограничить, а в идеале - может быть даже искоренить наиболее распространенные условия совершения правонарушений. Под состоянием опьянения следует понимать наличие в организме алкоголя или наркотических средств. Проблема употребления спиртных напитков в последнее время приобрела особую актуальность, в том числе и по причине ее усугубления в подростковой среде.

Не вызывает сомнения, что обозначенная проблема уже давно из чисто криминологической переросла в социальную, имеющую, к сожалению, реальную возможность сыграть свою негативную роль в демографическом неблагополучии нашего общества в недалеком будущем.

Изложенные факты послужили основанием для того, чтобы отнести совершение правонарушения в состоянии опьянения к обстоятельствам, отягчающим ответственность. При этом поведение правонарушителя направлено также на оскорбление человеческого достоинства и общественной нравственности, что не должно проходить незамеченным для правоприменительного органа. Рассматриваемое обстоятельство должно быть подтверждено актом медицинского освидетельствования или показаниями свидетелей. Освидетельствование производится как с использованием технических средств, так и путем направления данных лиц в медицинские учреждения в порядке, установленном КоАП РФ. В то же время орган (должностное лицо), налагающий административное наказание, в зависимости от характера правонарушения и личности правонарушителя, может не признать рассматриваемые обстоятельства отягчающими. Это означает, что признание условия, указанного в данной статье в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, является правом лиц, уполномоченных налагать административные наказания.

Для некоторых видов административных правонарушений состояние опьянения является квалифицирующим признаком (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения (ст.12.8), невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения - ст.12.26).

СТ 4.2 КоАП РФ

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Комментарий к Ст. 4.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. При назначении административного наказания, наряду с другими обстоятельствами (см. комментарий к ст. 4.1 КоАП РФ), закон требует от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, учитывать обстоятельства, дающие основания для смягчения административного наказания в рамках санкции нормы, предусматривающей административную ответственность.

Под обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, следует понимать предусмотренные КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях либо признаваемые в качестве таковых судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело об административном правонарушении, существенные обстоятельства, характеризующие объектные и субъектные признаки административного правонарушения и обусловливающие возможность применения к лицу, совершившему административное правонарушение, менее строгих мер административного наказания в пределах санкции соответствующей статьи.

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, позволяют индивидуализировать административное наказание, поскольку характеризуют субъект административного правонарушения либо его отношение к совершенному противоправному деянию (действию или бездействию) и его последствиям.

2. По смыслу комментируемой статьи смягчающими могут быть лишь те обстоятельства, которые не относятся к квалифицирующим признакам состава административного правонарушения.

3. Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предполагает осознание этим лицом недопустимости своего поведения, результатом которого стало совершение противоправного деяния (как действия, так и бездействия). Факт раскаяния лица должен подтверждаться не только заявлениями лица о несовершении им новых правонарушений, но и объяснением обстоятельств, причин и мотивов совершения данного административного правонарушения.

4. Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении. Данного обстоятельства не было в первоначальной редакции КоАП РФ, оно было включено в комментируемую статью в 2004 году. Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении может рассматриваться как реальное подтверждение раскаяния лица, совершившего административное правонарушение, но лишь в том случае, когда лицо сообщает о факте совершения им административного правонарушения, о котором не было известно органам и должностным лицам, уполномоченным на выявление и пресечение такого административного правонарушения.

5. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда. Данное обстоятельство свидетельствует об осознании виновным в совершении административного правонарушения противоправности своего деяния (действия либо бездействия) и выражается в реальных действиях, направленных на предотвращение еще не наступивших вредных последствий совершенного им административного правонарушения, либо в добровольном, а не принудительном возмещении причиненного ущерба или устранении причиненного вреда. При этом предотвращение вредных последствий, как правило, должно иметь место непосредственно после совершения административного правонарушения. Добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда предполагает, что виновный по собственной инициативе выплачивает потерпевшему стоимость поврежденного имущества, передает в его распоряжение равноценное имущество. Возмещение ущерба или устранение причиненного вреда может быть полным либо частичным, что необходимо учитывать при назначении вида и размера административного наказания.

Порядок возмещения имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением, определен ст. 4.7 КоАП РФ.

6. Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств. В состоянии сильного душевного волнения (аффекта) человек не всегда может адекватно воспринимать окружающую действительность и оценивать свои действия либо бездействие, и его волевые установки и поведение могут существенно отличаться от тех, которые свойственны данному лицу в обычном состоянии.

Состояние сильного душевного волнения (аффекта) может рассматриваться в качестве смягчающего обстоятельства только в отношении вменяемых лиц. Если же сильное душевное волнение связано с хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием или иным болезненным состоянием психики, вследствие чего лицо находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими, то данное обстоятельство исключает административную ответственность (см. комментарий к ст. ст. 2.8 и ).

Под тяжелыми личными или семейными обстоятельствами принято понимать неблагоприятные факторы, которые оказывают негативное воздействие на психическое состояние человека. Такими обстоятельствами могут стать отсутствие стабильной работы, недостаток средств существования, плохие жилищные условия, тяжелая болезнь кого-либо из близких и проч.

7. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним. По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ, административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Наряду с этим для лиц, совершивших административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, законодатель предусмотрел особый порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также возможность освобождения несовершеннолетних от административной ответственности с применением к ним меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних (см. комментарий к ст. 2.3 КоАП РФ).

В связи с этим отнесение факта совершения административного правонарушения несовершеннолетним к числу обстоятельств, смягчающих административную ответственность, служит дополнительным подтверждением проведения политики гуманного отношения к лицам, не достигшим возраста 18 лет. Такой подход обусловлен тем, что несовершеннолетние, как принято традиционно считать, не способны объективно соизмерять свои возможности, легко поддаются чужому влиянию, не обладают достаточным жизненным опытом для правильной правовой оценки сложившейся ситуации.

8. Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Данное обстоятельство отнесено к числу смягчающих административную ответственность ввиду того, что поведение беременной женщины может сопровождаться повышенной чувствительностью, раздражительностью, вспыльчивостью. Вместе с тем закон учитывает не только интересы здоровья беременной женщины и ее будущего ребенка, но и интересы женщины, имеющей малолетнего ребенка. В соответствии с п. 1 ст. 28 ГК РФ малолетним ребенком признается несовершеннолетний, не достигший 14 лет.

9. К юридическим лицам применимы два из закрепленных в комментируемой статье обстоятельств:

Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда.

10. Закрепленный в комментируемой статье перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не является исчерпывающим. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов РФ об административных правонарушениях. Таковыми могут быть признаны, например, случаи совершения административного правонарушения сиротой; женщиной, в одиночку воспитывающей ребенка; пенсионером; лицом, имеющим на иждивении престарелых родителей.

11. В административном праве отсутствует понятие совокупности обстоятельств, смягчающих административную ответственность. При наличии нескольких таких обстоятельств каждое из них учитывается в отдельности.

12. Наличие одновременно обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не приводит к их взаимному поглощению и не отменяет требования учитывать при назначении административного наказания каждое из таких обстоятельств.

13. Законодатель не связывает наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, с процедурой назначения дополнительного административного наказания.

Указанные обстоятельства не влияют на необходимость назначения в обязательном порядке дополнительного наказания наряду с основным административным наказанием, если на такое требование прямо указано в санкции нормы, предусматривающей административную ответственность (например, в соответствии со ст. 5.19 КоАП РФ использование незаконной материальной поддержки при финансировании избирательной кампании, кампании референдума влечет наложение административного штрафа с конфискацией предмета административного наказания).

Однако в тех случаях, когда возможность назначения или неназначения дополнительного наказания зависит от усмотрения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, указанные лица при наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, могут не применять дополнительное наказание. Например, совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.2 КоАП РФ, в соответствии с которой незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, влечет наложение административного штрафа с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

В современном мире приобретает все большее значение. Она ориентирована на обеспечение правопорядка и законности в рамках общественных отношений.

Привлечение к административной ответственности: общие сведения

Регулирование общественных отношений осуществляется посредством издания норм, которые определяют основания применения мер к нарушителям, инструменты принуждения, порядок рассмотрения проступков и реализации санкций. В правовой доктрине под юридической ответственностью понимают применение наказания. Оно присутствует во всех мерах, используемых по отношению к нарушителю в рамках законодательства. Привлечение к административной ответственности допускается при наличии правонарушения. В этом случае активируется механизм санкции нормы. Из потенциальной возможности наступления негативных последствий для виновного она преобразуется в действительную меру.

Какая ответственность административная?

Действующее законодательство не формулирует точного определения. Глава вторая КоАП содержит в названии такие понятия, как "административная ответственность" и "правонарушение". При этом в ст. 2.1 разъясняется только понятие проступка. В качестве него выступает виновное, противоправное поведение юрлица либо гражданина, за которое КоАП предусматривает санкции. Юридические лица привлекаются к ответственности в случае, если доказано, что они имели возможность соблюсти установленные нормы и правила, но не предприняли все зависящие от них меры для предотвращения нарушения. Применение санкций к организациям не освобождает от них физлиц, равно как и наоборот.


Исходя из указанных признаков, можно заключить, что административная ответственность выступает в качестве способности виновного лица при совершении им правонарушения претерпеть неблагоприятные последствия имущественного/личного характера, которые предусматриваются в соответствующих нормах КоАП.

Важный момент

Особое значение при реализации мер принуждения в отношении виновных имеют отягчающие и смягчающие обстоятельства. При их наличии варьируется размер санкций. Следует отметить, что эти признаки предусматриваются не только в КоАП. Отягчающие и смягчающие обстоятельства играют существенную роль при рассмотрении уголовных дел.

Критерии для уменьшения размера санкций

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:


Указанные критерии, таким образом, включают в себя признаки, по которым можно квалифицировать степень опасности проступка. Эти признаки учитываются, когда в рамках рассматриваемого дела происходит назначение наказания. При смягчающих обстоятельствах применяются менее суровые санкции.

Раскаяние

Оно предполагает наличие отрицательной оценки у самого виновного лица совершенного проступка и нанесенного вреда. В данном случае субъект исходит из собственного мировоззрения. Именно оно характеризует негативное отношение к нарушению. Раскаяния, полученные под влиянием физического или морального принуждения, не будут выступать как обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Последствия

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются добровольные действия лица по предотвращению вреда, возмещению или устранению ущерба. Оценивая эти признаки, необходимо учесть ряд моментов. В частности:


Опасные последствия нарушения КоАП отождествляет с физическим, моральным или имущественным вредом, который нанесен гражданину или организации.

Ущерб

Такие обстоятельства, смягчающие наказание, как возмещение или устранение причиненного вреда, возможны только при совершении нарушения. Добровольность действий субъекта означает, что он действовал самостоятельно и без внешних принуждений. Данные обстоятельства, смягчающие наказание, относятся к юридическому лицу или гражданину, умышленность поведения которых доказана постановлением, вступившим в силу. При применении санкций должны учитываться факты возмещения или устранения нанесенного вреда.

Состояние аффекта

Противоправные действия гражданина в отдельных случаях могут стать следствием неосознанной реакции. В этом случае должностное лицо либо уполномоченный орган квалифицирует содеянное в состоянии аффекта как смягчающее обстоятельство. В качестве важнейших критериев неосознанной реакции выступают сиюминутный порыв, нестандартное психоэмоциональное состояние, внезапность действий, которые могут привести к нанесению ущерба. Для доказательства наличия в составе проступка признаков сильного волнения обычно необходима экспертиза. Заключение специалиста может учитываться в ходе административного разбирательства. При несогласии с оценкой эксперта уполномоченный орган или должностное лицо может назначить повторное исследование.

Прочие факторы

Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, могут относиться к тяжелому жизненному положению лица. Под ним в большинстве случаев следует понимать имущественные (денежные) проблемы. Вследствие неблагополучного материального состояния субъект совершает правонарушение. В качестве фактора, влияющего на уменьшение размера санкций, выступает недостижение лицом совершеннолетия. Как правило, такие граждане не могут адекватно оценить степень опасности поведения. Нахождение женщины в беременном состоянии или наличие у нее малолетнего иждивенца также выступают как обстоятельства, смягчающие административную ответственность. В данном случае при рассмотрении дела учитываются физиологические особенности, которые не всегда позволяют предвидеть вероятный вред от поведения.

Дополнительно

При рассмотрении дела о правонарушении должностное лицо или уполномоченный орган принимают во внимание не только указанные в КоАП и прочих нормативных актах обстоятельства, смягчающие административную ответственность. Они вправе учесть и иные существенные факторы, которые могли, по их мнению, повлиять на поведение субъекта. Данное право закреплено непосредственно в КоАП.

Схема применения санкций

Административная ответственность наступает по трем основаниям:


Чтобы наступила реальная ответственность, необходимо, чтобы указанные основания возникли именно в такой последовательности. В первую очередь появляется норма. Она устанавливает определенную обязанность и предусматривает санкцию за нарушение. При наличии соответствующей нормы и поведения, противоречащего предписанию, уполномоченное лицо/орган может наложить взыскание в сформулированном в законе порядке.

Расширение действия КоАП

В течение многих лет значение административной ответственности постепенно становилось выше. Во второй половине 80-х гг. усиление ее роли стало проявляться активнее. В этот период участилось использование многих составов правонарушений. При этом сама ответственность стала строже, усилились санкции за проступки. Сегодня перечень действий, за которые могут применяться меры принуждения, существенно расширен. В первую очередь это обусловливается возникновением ответственности за деяния, которые ранее не считались нарушениями. Среди них следует отметить, например, неуважение к суду, неисполнение требований прокурора и иных должностных лиц и так далее. Кроме этого в КоАП добавлены составы, которые ранее считались преступлениями, гражданско-правовыми нарушениями, дисциплинарными проступками. В законодательстве сегодня присутствуют нормы, устанавливающие ответственность юридических лиц.

Предпосылки к ужесточению законодательства

По мнению ряда авторов, расширение сферы действия КоАП обусловливается в первую очередь негативными последствиями НТР. Достаточно широко сегодня используются компьютеры, ресурсы, радиоактивные элементы, сложная техника. Это все требует от общества заботы о противопожарной, информационной, санитарной и другой безопасности. Многие знают, какой ущерб может причинить дорожное происшествие или загрязнение окружающей среды. Охрана граждан, материальных ценностей природных ресурсов регламентируется законодательством. И в этой сфере КоАП играет существенную роль.

Кроме этого приняты нормы, устанавливающие ответственность за невыполнение актов муниципальных и государственных структур, представителей власти, за неуважение к суду. Они призваны сформировать благоприятные условия для реализации уполномоченными органами и лицами их обязанностей по обеспечению дисциплины и правопорядка в обществе. Немаловажно и то, что административные нормы охраняют таможенное, налоговое дело, работу по борьбе с монополиями и многие экономические отношения, которые возникли и продолжают возникать в процессе преобразований в государстве.

Заключение

Административное наказание выступает в качестве установленной на государственном уровне меры ответственности за совершенные правонарушения. Оно применяется главным образом в воспитательных целях. Административная ответственность направлена на предотвращение совершения новых проступков. Она оказывает влияние на самих нарушителей и на остальных членов общества. Законодательство учитывает вероятность возникновения разных жизненных факторов и обязывает уполномоченных субъектов принимать во внимание обстоятельства, смягчающие вину. Санкции в рамках КоАП не могут использоваться для унижения достоинства гражданина либо причинения ему физического страдания, равно как и для нанесения вреда репутации организации.

К административной ответственности могут привлекать органы, имеющие соответствующие полномочия по закону. Они выступают как субъекты функциональной власти. При реализации своих обязанностей они вправе налагать взыскания. По действующему законодательству такими субъектами выступают суды и многие исполнительные структуры. Административная ответственность регулируется норами права, в которых содержатся исчерпывающие перечни нарушений, санкций и органов, а также порядок привлечения лиц.

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Комментарий к Ст. 4.2 КоАП РФ

1. К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, относятся:

1) раскаяние лица — означает, что лицо, совершившее административное правонарушение, осознало противоправный характер своего деяния, понимает, какие последствия оно повлекло, и примет все меры для того, чтобы не совершать подобные деяния в будущем. Раскаяние может быть как деятельным, т.е. совершение действий по устранению последствия деяния (например, возмещение материального ущерба), так и в виде принесения извинений потерпевшему;

2) добровольные действия лица, совершившего административное правонарушение, направленные на предотвращение или снижение вредных последствий:

— прекращение противоправного поведения;

— сообщение о совершении административного правонарушения;

— содействие в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

— предотвращение вредных последствий административного правонарушения;

— возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

— исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств. Данное обстоятельство должно быть доказано, как и остальные, показаниями свидетелей, письменными или иными доказательствами;

4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним. Считается, что несовершеннолетнее лицо не обладает достаточным жизненным опытом, чтобы правильно оценить характер совершаемого им деяния и осознать вредность наступивших последствий. Кроме того, наказание в отношении несовершеннолетнего должно преследовать воспитательную цель. В связи с этим несовершеннолетие является смягчающим обстоятельством;

5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Это обстоятельство связано с психологическим состоянием данной категории лиц, влияющим на способность правильно оценить характер совершаемого деяния.

2. Перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим. Судом, должностным лицом или органом, рассматривающим дело, могут быть установлены и иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность.