Система права и система законодательства: их соотношение. Большая энциклопедия нефти и газа. Тенденции развития системы права и системы законодательства

Система законодательства - это совокупность действующих на территории данного государства нормативно-правовых актов.

Система права и система законодательства - это хотя и тесно связанные, но разные системы. У них разное целевое назначение и разное строение. Система права характеризует строение (элементы и структуру ) правовой информации (содержания права ) и обеспечивает действие права как информационно-регулятивной системы. Система законодательства характеризует строение носителя правовой информации, и задача ее состоит в том, чтобы обеспечивать надежное хранение этой информации и ее эффективное использование. Система права является объективным основанием системы законодательства, что система законодательства должна строиться законодателем на основе системы права. Задачи системы законодательства: обеспечивать ясность и доступность правовой информации, устанавливать четкую иерархию юридических норм по их юридической силе, наиболее полно и правильно учитывать особенности государственного устройства страны и т. д.
Элементами системы права являются нормы, институты, отрасли

Элементы системы законодательства - нормативно-правовые акты и составляющие их элементы (разделы, главы, статьи, пункты и др. ).

Структура системы законодательства строится как «по вертикали» (принцип субординации ), так и «по горизонтали» (принцип координации ).

В основе вертикальной (иерархической) С.з. лежит разделение нормативных актов по их юридической силе и органам государственной власти, их принявшим. В основе иерархии нормативно-правовых актов (вертикальная структура ) всегда лежит конституция.

Горизонтальное строение характеризуется наличием разветвленной системы законодательных отраслей. Отраслевая (горизонтальная) С.з. обусловлена предметом правового регулирования, т.е. спецификой регулируемых отношений. В горизонтальной С.з. имеются отрасли, совпадающие с одноименными отраслями права (конституционное право - конституционное законодательство, уголовное право - уголовное законодательство и т.д.).

56. Систематизация законодательства: понятие, принципы, виды.

Систематизация законодательства - это целенаправленная деятельность государственных органов и частных лиц по приведению источников права в единую, упорядоченную систему.

Наиболее распространены два вида систематизации.

Первый вид - это систематизация исключительно нормативно-правовых актов.

Второй вид - это систематизация всех источников права, включая помимо нормативных актов прецеденты, правовые обычаи, нормативные договоры.

Виды систематизации:

- Учет - это сбор, обработка и хранение сведений о нормативно-правовых актах. Выделяют два вида учета: журнальный или картотечный - это фиксация реквизитов и основных положений нормативно-правовых актов в специальных журналах по хронологическому (дата, номер) или тематическому критерию; автоматизированный - это разработка специализированных информационно-поисковых систем типа «Кодекс», «Гарант», «Консультант-Плюс» и др.

- Инкорпорация - это объединение нормативно-правовых актов в хронологическом, алфавитном или тематическом порядке в различного рода сборники или собрания без изменения их содержания.

- Консолидация - это объединение нескольких однородных по предмету правового регулирования и юридической силе нормативно-правовых актов в один, укрупненный акт.

В результате консолидации появляется новый, объединенный нормативный акт. При этом вошедшие в него отдельные нормативно-правовые акты утрачивают силу. Примером консолидации может служить вторая часть Налогового кодекса РФ, которая заменила собой целый ряд федеральных законов, каждый из которых был посвящён правовому регулированию порядка сбора, начисления и уплаты отдельных налогов и сборов.

- Кодификация - это создание единого, систематизированного нормативно-правового акта, устанавливающего правовые основы какой-либо отрасли права (Гражданский, Уголовный, Таможенный, Земельный кодексы) или правового института (Кодекс об административных правонарушениях, Лесной, Водный, Бюджетный, Жилищный кодексы).

Кодификация представляет собой особый вид правотворчества. В процессе кодификации нормативный материал подвергается коренной переработке как по форме, так и по содержанию. Кодифицированный акт отличается внутренней согласованностью, сложной структурой, большим объемом, высоким уровнем нормативных обобщений, стабильностью действия.

57. Правовые семьи: понятие и виды. Соотношение понятий «правовая семья» и «правовая система».

Правовая система - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств, с помощью которых официальная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения и поведение людей. Среди сотен существующих в современном мире правовых систем, многие правовые системы обладают доминирующими сходными чертами. Эти сходства, как правило, обусловливаются одними и теми же или «очень близкими между собой типами общества», общими или «очень сходными историческими условиями развития общества», общей или «очень сходной религией», а также другими аналогичными им обстоятельствами.

Наличие общих признаков и черт у разных правовых систем позволяет классифицировать их между собой или подразделять в зависимости от тех или иных общих признаков и черт – критериев на отдельные группы, или правовые семьи.

правовая семья - представляет собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования

Термин «правовое государство» (нем. rechtstaat) появился в начале XIX в. в труда немецких юристов К. Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р. Г. Гнайста. Идея правового государства с самого начала опиралась на дуализм двух начал - Государства и Права. Одновременно она опиралась на общефилософское представление о Праве как самостоятельной сущности и высшей ценности, обладающей автономным собственным содержанием.

Правовое государство - это сложное развивающееся общественное явление. По мере развития цивилизации оно приобретает новые очертания, изменяется содержательно, соответствуя конкретным условиям развития общества. Существенным признаком правового государственного устройства является безусловное подчинение всех государственных и общественных организаций, граждан и общества в целом системе права, а последняя реально служит интересам граждан на принципах социальной справедливости и равенства.

Наличие мощной и разветвленной системы законодательства вовсе не свидетельствует о наличии правового государства. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления в авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом, лишь провозглашающим права и свободы.

В рамках правовой государственности реализуются принципы реального конституционализма, при котором государство не только провозглашает, но и гарантирует соблюдение правовых норм, ограждающих граждан от государственного террора, произвола властей, предоставляет возможность реализации индивидуальных прав, свобод и достоинств личности. Во взаимоотношениях государства и личности господствует приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем.

Организационно идея правового государства предполагает реализацию принципа разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную, который, с одной стороны, позволяет народу контролировать государство, с другой - ограждает граждан от произвола властей.

Исторической предпосылкой возникновения правового государства выступает гражданское общество, в котором четко разделены интересы государства (общие) и интересы гражданского общества (частные). Под гражданским обществом понимается совокупность негосударственных частных объединений граждан, преследующих индивидуальные и групповые интересы. Право выступает гарантом совокупности интересов гражданского общества в их взаимоотношениях с государством.

Сторонники либеральной традиции исходят из тезиса о естественных и неотчуждаемых правах личности, в их интерпретации естественное право возникает до гражданского общества и, служа источником позитивного права, имеет все основания ограничивать государственную власть гражданского общества. Теория гражданского общества и правового государства возникла и сформировалась как антитеза идеалу средневековой теократии и опиралась на светское и правовое начала.

Концепция правового государства занимает центральное место в общецивилизационной современной политико-правовой мысли, поскольку предполагает концептуальную разработку и конструирование такого государственного устройства, в котором взаимоотношения личности и государства строились бы на основе права и исключали взаимный произвол.

Правовое государство предполагает такую форму организации и функционирования государственной власти, при которой обеспечено верховенство норм права, закона, которым неукоснительно следуют государство, общество, индивид. Правовое государство опирается на ряд основополагающих принципов.
1. Верховенство правового закона - предполагает, с одной стороны, его господство во всех сферах общества, с другой стороны - соответствие всех правовых актов духу и букве основного закона - Конституции.
2. Реальная гарантированность прав и свобод человека, их охрана и возможность свободного развития. Принцип обеспечивается невмешательством государства в дела гражданского общества наряду с признанием неотчуждаемости личных прав и свобод.
3. Взаимная ответственность государства и личности. Государство и личность в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено. Все, что не разрешено власти, ей запрещено».
4. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Он исключает возможность монополизации и узурпации власти в одних руках, а механизм сдержек и противовесов удерживает их в рамках конституционных полномочий.
5. Наличие эффективной системы контроля и надзора за осуществлением закона. Принцип проводится в жизнь посредством независимых органов суда, прокуратуры, арбитража, налоговых служб, счетной палаты, правозащитных организаций, СМИ.

Правовому государству присущи следующие признаки, которые взаимосвязаны и вытекают из его принципов.
1. Идея народного суверенитета, закрепленного конституционно. Правовое государство концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну.
2. Наличие развитого гражданского общества, защищающего неотчуждаемые права человека. Недопустима патерналистская установка: государство наделяет правами и свободами граждан - они имманентно присущи людям.
3. Создание институтов демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или органа.
4. Независимость, автономность и возвышение суда как одного из гарантов правовой государственности и прав человека. Любые органы власти, любое должностное лицо и любой гражданин в равной степени подконтрольны суду.
5. Исключение любых форм деспотизма и диктатуры, от кого бы она ни исходила, правовая защита человека от произвола чиновников и государства.
6. Участие граждан в управлении государством посредством механизмов демократии. Наличие возможности реального воздействия общества на характер деятельности ветвей власти.
7. Сознательное и добровольное самоограничение граждан в своих правах и свободах в пользу закона. Наличие высокого уровня политической и правовой культуры граждан, основанной на принципе плюрализма и альтернативных источниках информации.

Cтраница 1


Разветвленные системы продувают сначала по частям, выключив аппараты из продуваемой части трубопроводов (в целях предотвращения оседания в них грязи и ржавчины при первичных продувках трубопроводов), а после испытания и устранения неплотностей в частях системы, продувают всю систему.  

График для определения местного коэффициента сопротивления.| Кустовая система с шарообразным сборником - косой шибер. 2 - люк для чистки воздуховодов. 3 - шаровой коллектор. 4 - к вентиляторам.| Конструктивная схема магистрального коллектора с ленточным механическим транспортером.  

Разветвленные системы с конусными магистралями не позволяют без коренной реконструкции подключать вновь устанавливаемые станки или осуществлять перемещение ранее установленных. Поэтому эти системы в настоящее время применяют весьма редко, главным образом в небольших деревообделочных мастерских. В мелких деревообделочных цехах используют кустовые системы с горизонтальными шарообразными или вертикальными сборниками.  

Разветвленная система газопроводов строится с учетом их кольцевания как единая газотранспортная сеть Европейской части СССР и Урала.  

Простейшие разветвленные системы содержат одну длинную линейную цепь, к которой присоединены разветвления в виде одиночных моносахаридных остатков или в крайнем случае в виде коротких олигосахаридов. Так устроен, например, ксилан, выделенный из березы. К регулярной цепи из 0 - 1 - 4-связанных остатков D-кси-лопиранозы присоединены единичные остатки 4 - 0-метил - D-глюкуроновой кислоты, в среднем один на каждые десять ксилозных звеньев.  

Разветвленная система сбора макулатуры создана в Швеции, причем не только в крупных городах, но и в малонаселенных районах Крайнего Севера.  

Разветвленная система отношений людей, в которой находится руководитель и на которую он оказывает активное воздействие, состоит из отношений различных видов. Их можно разделить на важные и менее значимые для его руководящей деятельности, на отношения, связанные с высокой степенью ответственности, и на менее обязательные, на отношения, реализуемые с позиций общества, предприятия или коллектива, и отношения, осуществляемые с позиций личных интересов. Одни отношения имеют долгосрочный характер, другие реализуются в зависимости от ситуации. Эти отношения являются необходимыми для координации деятельности работников внутри коллективов и между ними. В зависимости от уровня руководства деятельность руководителя реализуется через отношения различных типов. Это могут быть непосредственные личные контакты с сотрудниками, находящимися в прямом подчинении, или с непосредственными руководителями, с руководителями партийной и общественных организаций или отношения, основанные на указаниях, организационных правилах. Согласование мнений и другие мероприятия составляют отношения вышестоящих руководителей с руководителями низших звеньев, они осуществляются через многие ступени управления. Отношения внутри небольших коллективов и между коллективами постоянно или временно кооперирующихся участков держатся на непосредственных контактах между соответствующими руководителями и (или) отдельными членами коллективов. Отношения между работниками, принадлежащими к различным сферам управления (без личных контактов между ними), основаны на производственной кооперации, соглашении.  

Разветвленная система первичного наблюдения и регистрации, накопления и выдачи данных по запросу влияет на характер организации учета, создает инерцию в его системе, затрудняющую быструю перестройку ее на новый режим, на другие данные и информационные показатели. В системе хозяйственного учета создается информационный банк данных, в котором неизбежно накапливается и избыточная информация. В то же время в системе учета иногда отсутствует часть данных, необходимых для управления, он должен постоянно перестраиваться в соответствии с нуждами и требованиями управления.  

Разветвленная система теплофикационных трубопроводов ТЭЦ вызывает увеличение допустимых внутренних утечек до 1 5 - 1 8 % в соответствии с правилами технической эксплуатации. Нормы качества питательной воды для ТЭЦ и КЭС практически совпадают.  

Однако разветвленная система обусловливает рассредоточение денежных средств по многочисленным счетам в банках-корреспондентах. Расчетные операции носят локальный характер, проводятся одним банком по поручению и за счет другого, поэтому, к примеру, для корреспондентских отношений с тысячью банков нужно открыть тысячу счетов. Для среднего банка это неприемлемо. К тому же управление средствами ведет к необходимости ограничивать общее количество корсчетов.  

Рассматриваемая разветвленная система классифицируется как многоуровневая, в которой запасы создаются на любом уровне. В такой системе необходимо сделать выбор между децентрализованным хране -, нием запаса, заключающимся в том, что каждый потребитель создает запас для себя, и централизованным, при котором запас создается из расчета удовлетворения многих потребителей. В работе показано, что для случая нормального распределения случайной величины спроса централизованная система хранения запасов имеет преимущества перед децентрализованной. При равномерном распределении случайной величины спроса и при принятой структуре затрат эти преимущества сохраняются.  

Выделяется разветвленная система относительно узких (1 - 13 км) и протяженных (до 40 км и более) зон активизации, разделяющих относительно стабильные блоки. Осевые части зон соответствуют унаследованным разломам раннедокембрийского продуктивных объектов на глубинных уровнях фундамента и его приповерхностной части.  

Существует разветвленная система наук, которые изучают различные аспекты хозяйственной (экономической) жизни общества. Все они строятся на основе науки, которую сейчас в России называют чаще всего экономической теорией (нередко экономической наукой или просто экономикой), а в большинстве стран мира - преимущественно на греко-латинский манер - экономике.  

Для разветвленных систем (например, для оболочек с разделительными диафрагмами) метод факторизации в форме метода жесткостей или податливостей позволяет особенно просто выполнить условия стыковки сопряженных элементов.  

Продувку разветвленных систем производят сначала по частям с выключением аппаратов из продуваемой части трубопроводов (в целях предотвращения оседания в них грязи и ржавчины при первичных продувках трубопроводов), а в конце процесса испытания и устранения неплотностей в системе - всей системы в целом.  

Структура системы законодательства строится как «по вертикали» (принцип субординации), так и «по горизонтали» (принцип координации). В основе иерархии нормативно-правовых актов (вертикальная структура) всегда лежит конституция.

Горизонтальное строение характеризуется наличием разветвленной системы законодательных отраслей.

Система права и система законодательства - это хотя и тесно связанные, но разные системы. У них разное целевое назначение и разное строение.

В литературе отмечается, что система права является объективным основанием системы законодательства, что система законодательства должна строиться законодателем на основе системы права. В общем и целом это верно.

Однако развитие системы законодательства, ее совершенствование заключается в том, чтобы наиболее полно реализовывать свое служебное предназначение по отношению к системе права: обеспечивать ясность и доступность правовой информации, устанавливать четкую иерархию юридических норм по их юридической силе, наиболее полно и правильно учитывать особенности государственного устройства страны и т. д.

По сравнению с системой права, имеющей объективный характер, система законодательства подвержена целенаправленому воздействию со стороны правотворческих органов. Она ими создается и направляется в своем развитии.

33. Систематизация законодательства - это деят. по совершенствованию законодательства, приведению всех действующих нормативно-правовых актов государства в единую, целостную, внутренне и внешне согласованную, непротиворечивую систему. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве. Необходимость систематизации (цели):

Дальнейшее развитие законодательства;

Обеспечение удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы.

Формы систематизации:а ) внутренняя систематизация - цель - внутренняя обработка нормативных актов, способствующая достижению внутреннего единства норм права, устранению коллизий, пробелов в праве;б) внешняя систематизация - цель - внешняя обработка нормативных актов, их классификация.

Систематизации в зависимости от субъекта бывает:

а) официальная - осуществляемая компетентными органами;

б) неофициальная.

Функции систематизации: -выявляет и устраняет несогласованности, противоречия, пробелы правового регулирования (дефекты законодательства); - повышает эффективность законодательства; - делает законодательство информационно более доступным (более удобным для пользования, облегчает поиск необходимой нормы); - способствует изучению, исследованию законодательства; - способствует правовому воспитанию граждан (улучшает познавательный процесс формирования их правосознания).

Основные виды систематизации : 1) инкорпорация - подготовка и издание различного рода собраний и сборников нормативных актов - (от познелат. incorporation - включать в свой состав) - способ систематизации действующего права путем объединения в сборнике или собрании правовых актов в хронологическом, алфавитном или ином порядке (напр., по отраслям права). В отличие от кодификации не преследует цели обновления содержания правовых актов. Однако дает возможность внести в первоначальный текст правовых актов все последующие официальные изменения и дополнения, исключить отмененные нормы, выявить несогласованности, противоречия и т. п. Различают инкорп-ю официальную и неофициальную.

2) кодификация (официальная сист-ция)- подготовка и принятие новых актов (типа кодексов), в которые помещаются как оправдавшие себя нормы прежних актов, так и новые нормативные предписания. - это деятельность правотворческих органов гос-ва по созданию нового, систематизированного НПА, которая осуществляется путем глубокой и всесторонней переработки действующего законодательства и внесения в него новых существенных изменений. В процессе кодификации отбрасывается часть устаревшего нормативно-правового материала, внутренне увязываются и рубрицируются части НПА, формируется структура кодифицированного акта со своим специфическим содержанием. Кодификация всегда носит официальный характер.

3) консолидация (как офиц., так и неофиц-ая) - подготовка и принятие укрупненных актов на базе объединения норм разрозненных актов, изданных по одному вопросу- (позднелат. consolidatio от consolido - укрепляю) - Промежуточное звено между правотворчеством и кодификацией.Цель консолидации - устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков. Консолидированными законами называются такие законодательные акты, которые лишь суммируют несколько изданных прежде по данному предмету законов, не изменяя в чем-либо существенном их содержания и не стремясь при этом объединить эти старые законы в какой-либо единой логической конструкции. Термин "К." преимущественно применяется в английском праве; в романо-германской правовой системе соответствующую законодательную деятельность называют инкорпорацией;

35, Понятие,черты и выды правомерного поведения

Законность - режим реального действия права в государстве - это верховенство закона, неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями.

Законность выражает равенство всех перед законом с точки зрения одинакового подчинения закону любого участника общественных отношений.

Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанная на праве и законности, которая выражается в правомерном поведении их участников.

Правопорядок - качественное выражение законности -- конечный результат правового регулирования.

Как определенное состояние регулируемых правом общественных отношений правопорядок характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями.

Если преступления, совершаемые гражданами, принимают массовый характер, то они переходят в новое качество - из нарушения правопорядка - перерастают в нарушение законности.

Государство обеспечивает законность, а правопорядок из нее вытекает.

Принципы правопорядка:

Конституционность - подчинение правопорядка Конституции.

Целостность

Структурность - правопорядок сложное явление с множеством элементов и связей.

Иерархичность

Нормативность - упорядочение общест-х отношений путем их регламентации правовыми нормами.

Справедливость - соответствие правопорядка одобряемым обществам вариантам поведения.

Роль законности и правопорядка в общественной и гос-ой жизни:

Ни одно гос-во не может сущ-вать без порядка в соц. жизни и без упорядоченности общественных отношений.

основой общественного порядка является правопорядок, который может возникнуть только посредством законности.

Для гос-ва законность и п-порядок - необходимые элементы правового регулирования.

Посредством норм права регулируются все наиболее значимые общественные отношения (экономич., полит., имущ., семейные...)

неправовые методы реализуются через правовые посредством принятия соответствующих НПА.

Нормы права закрепляют права и свободы человека, его обязанности, гарантии, порядок реализации прав и свобод, а также обязанности гос. органов и общ. организаций по обеспечению прав и свобод личности.

Для гражданина законность и п-порядок становятся важными средствами защиты своих интересов от беззакония как со стороны гос-ва так и других людей.

36. Правонарушение - нарушение норм права -- противоправное, общественно опасное, виновное деяние, причиняющее вред интересам личности, общества, государства.

Виды правонарушений

Правонарушение характеризуется строго определенными признаками , отличавшими его от нарушений неправовых правил поведения (норм морали, обычаев, норм общественных организаций).

Различают характер (качественная характеристика) и степень общественной опасности (количественная характеристика) правонарушений.

Признаки правонарушения - юридические:

1.Противоправность - правонарушением является только противоправное поведение, т.е. поведение, нарушающее норму права.

2.Виновность - характеризуется психическим отношением лица к своему неправомерному поведению и его последствиям (хотеть, желать совершить какие-то действия; хотеть, желать, допускать наступление каких-либо последствий).

3.Наказуемость. Закон, признавая то или иное деяние правонарушением, устанавливает за его совершение соответствующие санкции.

4. Наличие юр. ответственности за правонарушение → Деликтоспособность субъекта - способность нести юр. ответственность.

Признаки правонарушения - социальные:

Внешняя выраженность.

Правонарушение - это такое поведение человека, которое выражается в действии или бездействии. П-ми не могут быть мысли, чувства, помыслы, так как они не регулируются правом, пока не выразились в поведении человека. Бездействие является правонарушением в том случае, когда человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормой права, но не совершил их.

2. Общественная опасность .

Правонарушение должно причинять вред общественным отношениям или содержать в себе реальную угрозу причинения такого вреда этим отношениям.

Законодатель объявляет правонарушениями только такие деяния, которые являются опасными для общества и причиняют ему вред.

Следовательно, правонарушение - это деяние, причинившее или создающее угрозу причинения вреда общественным отношениям.

Вред выражается в совокупности отрицательных последствий правонарушения.

Вред может иметь материальный или моральный характер, быть измеримым или неизмеримым, восстановимым или нет.

37. Состав правонарушения - совокупность элементов, при наличии которых возможны юридическая ответственность и наказание. К данным элементам относятся:

1) Субъект правонарушения - обладающее деликтоспособностью лицо;

2) Субъективная сторона правонарушения (деликт - проступок)- его внутренние признаки, характеризующие личное отношение правонарушителя к своему деянию и его последствиям:

l наличие цели;

l наличие мотива.

l наличие вины - т.е. отношения к совершенному:

-прямой - лицо сознавало противоправный характер деяния, предвидело и желало наступления последствий.

- косвенный - лицо не преследует цели наступления противоправных последствий, но допускает их (убийство в драке)

Неосторожность:

- легкомыслие - лицо, совершившее преступление, предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий

- небрежность - лицо, совершившее преступление, не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия (например, виновный столкнул потерпевшего с мостика в воду, желая пошутить, тот не справился с течением и утонул, налицо - преступная небрежность).

3)Объект правонурушения - те общественные отношения (мат. и немат. блага) , на которые посягает правонарушитель;

4) Объективная сторона правонарушения - его внешение признаки:

Само деяние (действие, бездействие);

Противоправность - последствия деяния;

Причинно-следственная связь между ними.

Виды составов правонарушений:

Формальный

отсутствуют последствия (изготовил фальшивые деньги)

Усеченный

отсутствует субъективная сторона (вина)

(источник повышенной опасности - собака - покусала - ответственность несет хозяин)

38, Виды правонарушений в зависимости от общественной опасности:

- преступления - наиболее серьёзный и тяжкий вид нарушений норм права. Преступлением признается только такое общественно-опасное поведение, которое предусмотрено уголовным законом и влечет применение мер уголовного наказания.

Преступления посягают на общественный строй государства, его политические и экономические устои, собственность, личность, политические, трудовые, имущественные и другие права граждан.

- иные правонарушения (проступки, деликты) - административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.

Проступки - это правонарушения, не признанные законодателем преступлениями - характеризуются меньшей общественной опасностью по сравнению с преступлениями.

Правонарушения делятся на четыре вида:

а) дисциплинарные проступки - совершаются в сфере служебных отношений и нарушают порядок отношений подчиненности по службе.;

б) гражданские правонарушения - нарушения субъективных прав граждан, юридических лиц и государства (права собственности, обязательственного права, авторского права, изобретательского, наследственного права и др.). Специфической особенностью гражданских правонарушений является их преимущественно имущественный характер.

в) административные правонарушения - общественно опасные, противоправные, виновные (умышленные или неосторожные) действия или бездействия, посягающие на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, за которые законодательством предусмотрена административная ответственность. (напр.:нарушение санитарных, противопожарных и ветеринарных правил, правил общественного порядка, воинского учета).

г) уголовные преступления - посягающие на наиболее важные общественные отношения и предусмотренные уголовным законом.

39. Юридическая ответственность -

1) реакция гос-ва на правонарушение;

2) особое отношение между правонарушителем и гос-вом.

Юр. ответственность наступает в результате нарушения предписаний правовых норм и проявляется в форме применения к правонарушителю мер государственного принуждения. Признаки юр. ответственности:

1) устанавливается государством в правовых нормах;

2) опирается на государственное принуждение, т.е. факт правонарушения влечет государственное воздействие на правонарушителя;

3) применяется специально уполномоченными государственными органами.

4) всегда несет неблагоприятные последствия для нарушителя и связана с общественным осуждением.

Принципы юр. ответственности: - обоснованность - заключается в объективном, всестороннем и аргументированном исследовании обстоятельств дела, в установлении факта совершения лицом конкретного правонарушения и соответствующей нормы права, в общей форме, фиксирующей юридическую ответственность, а также в принятии правоприменительного акта, закрепляющего порядок, вид и меру возможного наказания.;- законность - означает, что юридическая ответственность наступает в случаях, если она предусмотрена законом, и только за нарушение закона, при наличии вины. Вид и пределы ответственности указаны в законе.;- целесообразность - предполагает соответствие наказания, избираемого применительно к правонарушителю, целям юридической ответственности, позволяет индивидуализировать санкции, учитывая различные обстоятельства совершения деяния (как смягчающие, так и отягчающие).;- справедливость - призвана соразмерно наказывать виновного, не допускать установления уголовных санкций за проступки и отрицать обратную силу закона, закрепляющего либо усиливающего ответственность; возлагать на виновного за одно нарушение лишь одно наказание; обеспечивать возмещение причиненного правонарушением вреда (если он имеет обратимый характер) и т.п.;- гуманизм - выражается в запрете устанавливать и применять такие меры наказания, которые унижают человеческое достоинство.- неотвратимость - означает неизбежность наступления юридической ответственности, действенное, качественное и полное раскрытие правонарушений, обязательную и эффективную карательную реакцию со стороны государства в отношении виновных лиц.;

- оперативность;- индивидуальность.

Виды юридической ответственности (как и виды правонарушений):

- уголовная

- ретроспективная (негативная) - ответственность за уже совершенно правонарушение.

- Гражданско-правовая

- перспективная (позитивная) - т.е. ответстввенность, которая возникнет, если будет совершено правонарушение.

- Административная

- дисциплинарная

40, Основаниями юридической ответственности являются те условия, при совокупном наличии которых она может наступить.
Основания юридической ответственности делятся на две группы:
фактические;
юридические.
Единственным фактическим основанием юридической ответственности является совершение правонарушения. Здесь важно наличие состава правонарушения, т.е. всех четырех его элементов, без чего деяние нельзя признать правонарушением, а, следовательно, и нельзя привлечь к ответственности.
Юридическими основаниями являются:
наличие нормы права, которая нарушается данным деянием (соответствует такому признаку правонарушения как противоправность);
наличие нормы права, которая содержит санкцию за данное конкретное правонарушение (соответствует такому признаку правонарушения как наказуемость);
отсутствия оснований для освобождения от юридической ответственности. Например, истечение сроков давности, примирение с потерпевшим могут быть основаниями для освобождения лица от юридической ответственности. Законодатель разграничивает обстоятельства, исключающие преступность деяния и основания для освобождения от ответственности. Например, исключают ответственность крайняя необходимость и необходимая оборона. Такое четкое разграничение характерно только для уголовного права. Не вдаваясь сейчас во все отраслевые подробности, заметим просто, что привлечь лицо к ответственности можно только тогда, когда данный случай не урегулирован особыми юридическими нормами, которые содержат указания на любые обстоятельства, исключающие возможность применения мер юридической ответственности;
наличие специального правоприменительного акта о привлечении конкретного лица к ответственности.
Первые три из перечисленных условий иногда называют нормативными основаниями юридической ответственности.

Основания освобождения от юридической ответственности вытекают из определения правонарушения (это противоправное, виновное, наказуемое, общественно опасное деяние вменяемого лица, причиняющее вред интересам государства, общества и граждан).

Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность:

1) Обстоятельства, исключающие общественную опасность деяния:

Необходимая оборона,

Крайняя необходимость и

Совершение малозначительного деяния.

2) Обстоятельства, исключающие противоправность содеянного:

-- профессиональный или хозяйственный риск

Исполнение приказа или иной обязанности (задержание лица, совершившего правонарушение путем причинения соразмерного вреда в случае сопротивления).

3) Обстоятельства, исключающие виновность деяния:

казус или случай без вины,

физическое или психическое принуждение и

невменяемость.

Презумпция невиновности

41, Законность - режим реального действия права в государстве - это верховенство закона, неукоснительное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов всеми органами государства, должностными лицами, гражданами и общественными организациями. Законность выражает равенство всех перед законом с точки зрения одинакового подчинения закону любого участника общественных отношений. Принципы законности: - Единство - одинаковый режим законности для всей страны, недопущение попыток создания отдельной, отличной от общегосударственной, законности в регионах. - Всеобщность - соблюдение законов всеми субъектами права. - Целесообразность - закон целесообразен - недопустимо его неправильное применение по мотивам целесообразности.- Верховенство закона - его главенство в системе всех норм. Юридические гарантии законности - конкретные правовые средства, с помощью которых законность обеспечивается:1) предупреждение правонарушений;2) выявление правонарушений; 3) пресечение правонарушений; 4) защита и восстановление нарушенных прав;5) контроль и надзор за ее состоянием; 6) юридическая ответственность; 7) процессуальные гарантии; 8) правосудие Правопорядок - это состояние упорядоченности общественных отношений, основанная на праве и законности, которая выражается в правомерном поведении их участников. Правопорядок - качественное выражение законности -- конечный результат правового регулирования. Как определенное состояние регулируемых правом общественных отношений правопорядок характеризуется реальным уровнем соблюдения законности, обеспечения и реализации субъективных прав, соблюдения юридических обязанностей всеми гражданами, органами и организациями.Если преступления, совершаемые гражданами, принимают массовый характер, то они переходят в новое качество - из нарушения правопорядка - перерастают в нарушение законности.Государство обеспечивает законность, а правопорядок из нее вытекает.

Принципы правопорядка:

Законность - реальное действие права в гос-ве.

Конституционность - подчинение правопорядка Конституции. - Целостность - Структурность - правопорядок сложное явление с множеством элементов и связей.

Иерархичность - Нормативность - упорядочение общест-х отношений путем их регламентации правовыми нормами. - Справедливость - соответствие правопорядка одобряемым обществам вариантам поведения.

Гарантированность - его обеспеченность принудительной силой гос-ва.

Роль законности и правопорядка в общественной и гос-ой жизни:Ни одно гос-во не может сущ-вать без порядка в соц. жизни и без упорядоченности общественных отношений.основой общественного порядка является правопорядок, который может возникнуть только посредством законности.Для гос-ва законность и п-порядок - необходимые элементы правового регулирования.

Посредством норм права регулируются все наиболее значимые общественные отношения (экономич., полит., имущ., семейные...)неправовые методы реализуются через правовые посредством принятия соответствующих НПА.Нормы права закрепляют права и свободы человека, его обязанности, гарантии, порядок реализации прав и свобод, а также обязанности гос. органов и общ. организаций по обеспечению прав и свобод личности.Для гражданина законность и п-порядок становятся важными средствами защиты своих интересов от беззакония как со стороны гос-ва так и других людей

42, Структура правого сознания В структурном отношении правосознание состоит из двух основных компонентов: правовая идеология - это систематизированное научное выражение взглядов (теории, концепции, доктрины, программы) о праве и его роли в регулировании общественных отношений (например, естественно-правовая, либерально-правовая идеология и др.); правовая психология - это концентрированное выражение чувств, эмоциональных переживаний, привычек, стереотипов, ценностных отношений, возникающих в связи с оценкой и реализацией правовых норм и выражающих оценочное психологическое отношение людей к правовым явлениям.

В теории государства и права выделяются следующие функции правосознания:

Регулятивная функция. При определенных условиях правосознание выступает регулятором общественных отношений посредством ценностно-правовой ориентации. Результат этой регуляции может проявляться в виде правомерного или противоправного поведения;

Оценочная. Правовые нормы, другие элементы правовой системы выступают объектами оценки. Оценочная функция вызывает определенное отношение личности к разным явлениям правовой жизни. С ее помощью оценивается отношение к праву и законодательству, правоохранительным органам, правовому поведению окружающих, своему правовому поведению;

Познавательная функция (гносеологическая) - состоит в накоплении знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности;

Прогностическая функция - состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы;

Правотворческая. Правосознание опосредованно воздействует на сам процесс и результаты правотворчества, находит свое выражение в нормативных актах. В некотором смысле правосознание является даже источником права.

Однако здесь следует отметить и обратную связь. Существующее позитивное право оказывает воздействие на правосознание граждан, формирование представлений о правах, обязанностях, ответственности.

правосознание классифицируется по различным критериям:

по уровню осмысления правовых явлений:

обыденное (эмпирическое) правосознание складывается под влиянием окружающей обстановки, на основе семейного воспитания, практического жизненного опыта;

профессиональное (специализированное) правосознание складывается в результате юридического образования и профессионального опыта. Профессиональное правосознание складывается вереде профессиональных юристов;

научное (теоретическое) правосознание складывается в результате научного осмысления правовых явлений. Научное правосознание формируется на базе глубоких правовых обобщений, специальных исследований государственно- правовой материи.

Обыденному сознанию соответствует правовая психология, а профессиональному и научному сознанию - правовая идеология;

43. Правовая культура – это совокупность компонентов юридической надстройки в их реальном функционировании, комплекс представлений той или иной общности людей о праве, его реализации, о деятельности государственных органов, должностных лиц; совокупность материализованных идей, чувств, представлений как осознанной необходимости и внутренней потребности поведения личности в сфере права, базирующаяся на правовом сознании.

Правовая культура общества охватывает все ценности, созданные в сфере права, в том числе

· ясные законы,

· совершенную законодательную технику,

· развитую правовую науку,

· высоко организованную юридическую практика и другие качественные достижения в области правовой деятельности.

Правовая культура отдельной личности включает в себя высокий уровень правосознания и качественное овладение навыками правомерного поведения, близко примыкает к образованности и зависит от правовой информированности.

1. отношение к праву,

2. привычка соблюдать право (закон),

3. правовая активность.

Структура правовой культуры включает:

· культуру правового сознания, правового поведения;

· культуру функционирования законодательных, судебных и правоприменительных органов.

Культура правового сознания – правовая интуиция, позволяющая отличить верное и допустимое от неверного и недопустимого; правовые знания, представления и убеждения. Культура правового поведения – наличие правовых ориентации, определенный характер и уровень правовой активности, благодаря которой личность приобретает и развивает правовые знания, умения и навыки. Правовая культура законодательной и правоохранительной систем проявляется в культуре правотворчества, правоохранительной и судебной деятельности органов государства и должностных лиц.

Виды правовой культуры:

1. правовая культура общества;

2. правовая культура индивида;

3. правовая культура социальных общностей (этносов, наций, народов).

Уровни правовой культуры:

· обыденная,

· профессиональная и

Системазаконодательства – совокупность НПА (источников права) определённого государства, их определённое построение.

Система законодательства, как система документов, может быть построена на основе разных критериев. Соответственно можно выделить несколько видов структуры законодательства.

Структура:

1. Горизонтальное (отраслевое ) строение системы законодательства обусловле­но предметом правового регулирования – фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (напр., конституционное право – конституционное законодательство, гражданское право – гражданское законодательство, трудовое право – трудовое законодательство).

2. Вертикаль­ное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и норма­тивно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы нормативных правовых ак­тов Российской Федерации стоит Конституция, далее идут законы, указы Президента, поста­новления Правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные норматив­ные акты.

3. Федеративное строение системы основано на двух критериях – федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов Федерации в сфере законодательства. Можно выделить три уровня нормативно-правовых актов Российской Федерации: федераль­ное законодательство (Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента, постановле­ния Правительства РФ и др.); законодательство субъектов Российской Федерации (уставы, законы, постановления глав администраций и др.); законодательство органов местного само­управления (решения, постановления).

4. Комплексные образования в системе законодатель­ства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государст­венного управления. К ним можно отнести природоохранительное, транспортное законода­тельство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

Видызаконодательства:

1. в зависимости от соотношенияс отраслями права:

· отраслевое (нормы только 1 отрасли – уголовное, гражданское, семейное, административное),

· комплексное (нормы неск. отраслей).

2.по территории: фе­деральное, региональное, местное.

Систему законодательства следует отличать отсистемы права. Первая относится к внешним формам выражения права, характеризует состояние источников права; вторая характеризует внутреннее строение права, группировку его норм по отраслям и институтам.

Между системой права и системой законодательства существует теснаясвязь как связь со­держания и формы. Система права требует, чтобы источники права систематизировались по отраслевому признаку, нормы одной отрасли права или института объединялись в единый кодифицированный акт или сборник законодательства. Таким образом, система права служит основой систематизация законодательства. Подавляющее большинство кодифицированных актов содержат нормы одной отрасли или одного института права.