Российское законодательство для иностранных граждан. О правовом положении иностранных граждан в рф

Многим интересно больше узнать о правовом положении иностранных граждан в РФ. Особенности регулирования правового статуса в отношение к таким лицам описывает постановление ФЗ 115. Чтобы предусматривать всевозможные ситуации и грамотно использовать актуальное законодательство, будет полезно рассмотреть полный текст закона и последние поправки.

ФЗ 115 ФЗ о правовом положении иностранных граждан

Решение принимать было сделано в июнь 2002 года, и согласовано в месяце июле. В конце июля 2002 года Федеральный совет РФ одобрил акт, который приняла Дума. С этого времени установлена государственная власть по обязательному контролю правового положения иностранных граждан. Среди многих категорий этого закона описан каждый отдельный правовой аспект. В соответствии с этим контролируется прибытие и осуществление разных действий иностранцев в Федерации.

Закон содержит такие разделы:
Общие принципы регулирования;
Форма приглашений на территорию;
Регистрация иностранцев в РФ;
Учет временно пребывающих граждан;
О миграционном учете;
Передача и прием граждан, содержание в специальных учреждениях;
Ответственность за нарушение ФЗ и заключительные положения.

Изменения в последней редакции 2016

В 2019 году президент РФ Владимир Путин внёс глобальные изменения в закон, регламентирующий пребывание иностранных граждан на территории страны.

Поправки призваны облегчить гражданам Украины процесс получения гражданства. Кроме того, были внесены важные изменения в закон относительно самой процедуры получения.

Основополагающие тезисы

115 Федеральный закон регламентирует полный перечень прав и обязанностей иностранного гражданина на территории страны. В 2019 году в него были внесены последние изменения. Это огромный документ, содержащий 38 статей. Каждую статью знает не каждый юрист, поэтому для иностранного гражданина важно знать ключевые положения, регламентирующие его нахождение в России.

Закон каждый год претерпевает небольшие изменения . Большинство иностранцев знают основные положения, распространяющиеся на такие важные процедуры, как регистрация, получения временного разрешения и вида на жительство. Плюс очень важно знать, имеет ли иностранный гражданин какие-либо послабления в миграционных вопросах.

Новая версия закона от 2019 года регламентирует именно требования для получения постоянного гражданства украинских граждан и жителей Крыма, который с 2014 года считается территорий России. Граждане Украины, вне зависимости от города проживания, могут по упрощённой процедуре оформлять российское гражданство. При этом они должны соответствовать определённым требованиям. Официально закон вступит в силу с 1 сентября , но собирать документы и готовиться к процедуре необходимо уже сейчас.

Изменения для жителей Крыма

Крым в России официально считается частью страны с 2014 года. В первое время у жителей региона были проблемы с получением российского гражданства. Процедура не была идеальной, поэтому требовались поправки в закон. До сих пор руководство РФ делает всё возможное, чтобы упростить получение гражданства для нового региона страны.

Новые поправки в законе рассчитаны на создание преимуществ иностранным гражданам, незаконно депортированным с территории Крымской АССР. Также действия закона распространяется на всех родственников по прямой восходящей линии. Если кто-то из них был незаконно депортирован, то иностранный гражданин вправе воспользоваться подобными поправками.

Федеральный закон регламентирует, что указанная категория граждан может рассчитывать на получение вида на жительство без оформления разрешения на временное проживание.

Для этого необходимо предоставить только справку о реабилитации.

Её можно получить в одной из организаций:

  • орган внутренних дел;
  • прокуратора РФ;

Для иностранного гражданина, соответствующего критериям, возможно получение преференций и на усыновлённых детей и супругу. Количество лет в браке не имеет значения.

Основные изменения в ФЗ Российской Федерации №115

В июле Совет Федерации РФ принял положительное решение по поправкам в новую версию закона.

Основные изменения:

  • Снятие препятствий для получения гражданства РФ для жителей Украины.
  • Обязательная присяга при вступлении в гражданство России.
  • Отмена гражданства для лиц, осуждённых за террористическую деятельность.

Основные изменения вступят в силу 1 сентября 2019 года. Теперь в законе существует прямая ответственность за нарушение конституции. Любые ложные сведения могут послужить поводом для отмены гражданства. Теперь в законе этот пункт закреплён текстом присяги.

В случае нарушения иностранным гражданином обязательств, написанных в присяге, возможно лишение гражданства. Этот пункт разработан, прежде всего, в качестве борьбы с террористическими организациями, члены которых получают гражданство обманным путём, но до нынешнего года не лишаются его, согласно закону страны.

Присяга при получении гражданства

До 2019 года иностранным гражданам не требовалось торжественно клясться о соблюдении конституции страны. С сентября эта процедура станет обязательной для каждого иностранного гражданина.

Важно понимать, что изменения в законодательстве не коснутся следующих категорий граждан:

  • человек, получивший российское гражданство при рождении;
  • гражданин, получающий паспорт в 14 лет;
  • любой гражданин России.

Данная поправка внесена только для иностранных граждан, претендующих на официальный статус в РФ. Текст клятвы был утверждён 12 июля. Получить гражданство, не зачитав клятву, становится невозможным с 2019 года.

До сих пор остаются некоторые вопросы по процедуре. Предполагается, что клятва будет произносится каждым человеком в торжественной обстановке. В законе прописано, что клятва будет одним из обязательных требований.

Текст клятвы содержит стандартную речь. Человек называет своё имя и клянётся соблюдать Конституцию, законы страны и исполнять обязанности гражданина.

Паспорт гражданина РФ будет выдаваться сразу после прочтения клятвы, при надлежащем её исполнении.

Дополнительно в законе прописано, что от присяги освобождаются недееспособные лица, но это правило должно быть удостоверено решением суда. Поблажка касается и тех, кто по состоянию здоровья не способен прочитать текст присяги.

Изменения для украинцев

Для украинцев введены беспрецедентные послабления в вопросе получения российского гражданства. Законом снимаются практически все возможные препятствия для получения российского паспорта. До 2019 года украинцы получали гражданство на общих правах.

В связи с нестабильной политической ситуацией в стране, большой поток украинцев желает иммигрировать в Россию. Руководство РФ приняло закон, позволяющий существенно облегчить саму процедуру получения гражданства.

Теперь любой гражданин Украины свободно может отказаться от своего гражданства и и паспорт в РФ.

Изменения в законе вызваны тем, что ранее требовался официальный отказ от гражданства, который было необходимо направить в уполномоченный орган Украины.

С этим пунктом возникали проблемы, так как руководство Украины отказывало многим гражданам в отказе от гражданства без объяснения причины. В таком случае получение российского гражданства для них становилось невозможным. Новый закон призван решить эту проблему для всех украинцев.

Теперь каждый гражданин Украины по желанию может отказаться от своего гражданства уже на территории России. Человек может покинуть страну и получить гражданство в России на упрощённых условиях.

По новой схеме уже в России украинцы будут писать отказа от гражданства Украины в пользу России. Документ оформляется нотариально. Оригинал остаётся в России, а копия отправляется на Украину. Ребёнок до 18 лет не вправе самостоятельно принимать решение о гражданстве. За него это могут сделать родители. Необходимо официальное ходатайство об отказе от украинского гражданства. Схема такая же, как и со сменой гражданства у взрослых.

При этом остаётся ряд существенных ограничений.

На упрощённое получение гражданства могут претендовать:

  • носители русского языка, постоянно проживающие в России;
  • украинцы, чьи предки проживали на территории Советского Союза в пределах границы РФ.

Вышеуказанные требования проверяются специальной комиссией. В случае положительного решения лицо, претендующее на гражданство, освобождается от прохождения тестирования на знание русского языка, законодательства и истории страны. Вся процедура будет значительно упрощена. По факту нужно будет пройти только одно собеседование.

Ранее подобный порядок оформления документов оформления документов был неофициальным. По факту некоторые украинские граждане, проживающие в Донецких и Луганских республиках, могли рассчитывать на получение российского гражданства по такой схеме, но испытывали проблемы с точки зрения законодательства.

Теперь порядок оформления документов закреплён законом. По факту теперь любой гражданин Украины при большом желании без особого труда может получить гражданство Украины.

Лишение гражданства террористов

Заключительное изменение в законодательстве касается преступников. Ранее в России не было практики отзыва решения о гражданстве для любых осуждённых. То есть если человек совершил самое страшное преступление, он всё равно оставался гражданином страны. Даже если получал пожизненное заключение, гражданство у него сохранялось, что могло давать определённые привилегии его родственникам.

Новая версия закона предполагает лишение гражданства любого лица, получившего гражданства, осуждённого за терроризм.

Речь идёт только о тех, кто получал гражданство, являясь изначально иностранным гражданином другой страны. На россиян эта поправка не распространяется.

Основанием для лишения гражданства за указанные преступления будет служить только окончательный приговор суда. После этого гражданство будет отозвано. Суд должен установить, что получение российского гражданства предполагало совершение преступлений террористической и экстремистской направленности.

Официально отобрать гражданство теперь могут у любого иностранца, нарушившего присягу. В законе прописано, что лишение гражданства происходит, если заявитель не имел намерений нести обязанности, прописанные в Конституции РФ.

Важно, что в отношении родственников решение об отмене гражданства не принимается, даже если преступник, получивший гражданство, был осуждён за терроризм. По закону, каждое лицо отвечает только за себя, однако, если будет доказан факт сокрытия информации, то гражданства могут быть лишены и родственники, знавшие о намерениях преступника. Этот пункт в любом случае не касается лиц до 18 лет, которые при любых обстоятельствах не будут лишены гражданства.

Финансовые изменения для мигрантов в 2019 году

Финансовый кризис сказался и на положении мигрантов. Теперь введена дополнительная государственная пошлина.

Все мигранты должны оплачивать:

  • многократное пересечение границы (1000 рублей);
  • тест по русскому языку, основам права и истории (5 тысяч рублей);
  • тест для граждан ДНР и ЛНР (2 тысячи рублей).

Новые законы соответствуют современным политическим реалиям. Основные поправки касаются граждан Украины. По официальным данным около миллиона украинцев ожидают получения гражданства РФ на территории России. От правительства Украины они не могут получить отказ, поэтому процедура затягивается на долгий срок. Решение о присяге принято для повышения уровня патриотизма в Российской Федерации. Во многих странах новые граждане дают присягу. Теперь и России будет торжественная процедура при получении паспорта.

Иностранные граждане проживают в чужом государстве и зачастую их права более ограничены, чем у коренных жителей, имеющих местное гражданство. Чтобы обучаться или работать обязательно нужно иметь особое разрешение от государственных органов. Для того, чтобы вести контроль и регулировать правоотношения был принят

Общие положения закона

Закон о положении иностранных граждан в РФ был принят Государственной Думой 21 июня 2002 года, а одобрен Советом Федерации 10 июля того же года. Последние изменения произошли 29 июля 2017 года. В этом законе 7 глав и 38 статей, но некоторые его положения и пункты до сих пор рассматриваются и изменяются для улучшения качества жизни иностранных граждан. Данный Федеральный закон регулирует правоотношения между иностранными гражданами и органами государственной власти. Он используется, когда иностранные граждане приезжают в Российскую Федерацию для ведения бизнеса, трудовой деятельности или просто проживания.

  • В первой главе описаны и оформлены все общие положения закона. Составлены понятия и термины и их определения, описаны все основные положения временного проживания иностранного гражданина на территории Российской Федерации. Кто, как и когда выдает разрешение на проживание и вся информация о постоянном проживании иностранного гражданина. Какие могут быть причины или основания для того, чтобы человек получил отказ на временное или постоянное проживание. Описаны особенности разрешений на жилье для лиц, проводящих трудовую деятельность, военную службу, предпринимательскую деятельность и т. д.;
  • В главе номер два оформлены приглашения от граждан Российской Федерации на въезд для иностранных лиц. Приглашение может быть выслано, чтобы лицо могло обучаться на территории или для того, чтобы работать;
  • В третьей была оформлена регистрация иностранных граждан, но 18 июля 2006 года она утратила силу;
  • В г. четыре был оформлен учет иностранных граждан, но 18 июля 2006 года эта глава утратила силу;
  • В пятой описан учет миграционных служб об иностранных лицах, приезжающих в Российскую Федерацию. Каким образом ведется государственный и федеральный контроль, последствия несоблюдения сроков и ответственность за это, полномочия органов по ведению учета и контроля. Пятая глава имеет подпункт, в котором описаны ситуации международной передачи иностранных граждан;
  • Согласно шестой главе иностранные лица несут ответственность при нарушении описываемого закона. Оформлены ситуации и способы несения наказания;
  • В седьмой главе описаны заключительные положения и дополнительные условия, требования Федерального закона 115.

Основами для настоящего закона считаются Конституция РФ и международные договоры.

226 ФЗ о войсках национальной гвардии читайте

Какие были внесены изменения?

Последние изменения в 115 ФЗ о правовом положении иностранных граждан были внесены 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 243. При последней редакции произошло не очень много изменений. В статью восемь, пункт 3.2 был добавлен абзац. В этом абзаце оформлена информация о том, что если русскоговорящий житель Украины приехал на территорию Российской Федерации и ему должны выдать вид на жительство, он обязан принести заявление, подписанное в нотариальной конторе, о том, что отказывается от своего украинского гражданства. В статью 14 был добавлен пункт 1.1, в котором описаны ситуации и лица, когда иностранный гражданин имеет право на работу в государственных органах и военную службу. Такие лица могут иметь гражданство Российской Федерации и другой страны, но при этом обязаны принести на службу письменный отказ от гражданства другой страны, подписанный у нотариуса.

В пятой статье ФЗ 115 о правовом положении иностранных граждан в РФ оформлены все нюансы и основные условия временного пребывания иностранного лица на территории Российской Федерации. Сроки пребывания иностранцев определяются выданной им визой, но существуют и исключения. При посещении страны при помощи безвизового режима, лицо имеет право находиться на территории 90 суток. По истечению сроков гражданин обязан покинуть территорию Российской Федерации. Информация об этом была внесена в закон в 2015 году.

В статье номер семь описаны ситуации, когда гражданин может получить отказ об аннулировании или выдачи временного разрешения на проживание.

Отказ или аннулирование может произойти, если:

  • Гражданин несет угрозу окружающим или угрозу безопасности Российской Федерации, ратуя за насильственное изменение Конституции и законодательства;
  • Прибыл без визы и не предоставил документы для получения временной регистрации;
  • Оказывает содействие террористам или даже совершает действия, являющиеся террористической угрозой;
  • Является зависимым от наркотических веществ или переносчиком ВИЧ;
  • До того, как получить разрешение на временное проживание в течение пяти лет хотя бы раз был выслан или депортирован из страны;
  • Был заключен брак, иностранное лицо получило временное разрешение, но затем суд признал брак недействительным;
  • Предоставил ложные, несоответствующие или поддельные документы;
  • Гражданин проживает за пределами Российской Федерации больше полугода;
  • Осужден по любой из статей Уголовного Кодекса, совершил тяжкое преступление;
  • Уехал из России на ПМЖ в другую страну;
  • Въехал на территорию России и в течение трех лет не обзавелся жильем или местом прописки;
  • От двух и больше раз иностранное лицо было осуждено судебным органом за административное нарушение.

Федеральный закон 115 Ф3 с изменениями в статье 13 описывает трудовую деятельность, работу иностранных лиц на территории РФ. Они имеют право выбрать профессию по своим способностям и желанию и распоряжаться выданным на работе имуществом. Работодатель же обязан получить специальное разрешение на привлечение к работе граждан из-за границы. Последние изменения этой статьи были внесены 29 июля 2017 года, в пункт 4.13 о том, что все иностранные граждане, занимающиеся инновационной научной деятельностью регулируются другим законом, ФЗ 216 об инновационной научной деятельности. Руководители организаций, нанимающие приезжих из-за границы, обязаны заключить с ними договор, в котором прописываются все условия труда и официального проживания лица на территории Российской Федерации. Руководителем, нанимающим иностранного гражданина тоже может быть иностранец, но у него должно быть официальное разрешение на ведение предпринимательской деятельности.

Действующая редакция ФЗ 115

Вся информация о проживании, работе и других действиях описана в ФЗ о правовом положении иностранных граждан. В любых договорах, связанных с приезжими из-за границы, как договор купли-продажи или трудовой договор, основополагающим законом считается именно 115. Для того, чтобы не ошибиться с подачей заявлений, пакетом документов или нарушением сроков, для граждан Российской Федерации правильно выслать приглашение на обучение или работу, рекомендуется ознакомиться с описываемым законом.

Скачать Федеральный закон 115 «О правовом положении иностранных граждан» Российской Федерации можно

Разрешение на временное проживание – это бланк, позволяющий иностранному гражданину находиться на территории чужой страны. Документ приобрел юридическую силу в 2002 году. Он является промежуточным шагом между временным пребыванием и постоянным нахождением на территории РФ.

Следующая ступень, которая следует после получения разрешения на проживание – вид на жительство и получение гражданства РФ. Необходимость в получении РВП не относится к следующим гражданам:

  • жители республики Беларусь;
  • высококвалифицированные работники, которые приехали в РФ из-за рубежа.

Разрешение на временное проживание можно получить только в рамках квоты, которая исчисляется по каждому региону и размеры которой меняются каждый год. Если квоты больше нет, а иностранный гражданин по-прежнему хочет получить РВП, он может обратиться с документами либо в другой регион, либо ждать следующего года.

Федеральный закон №115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» был принят Госдумой 21 июня 2002 года. Одобрен законопроект был 10 июля того же года. Вступил в силу ФЗ-115 25 июля 2002 года. Последние поправки в закон вносились 29 июля 2017 года. Федеральный закон включает в себя 7 глав и 38 статей.

С так же номером существует 115 ФЗ о противодействии легализации доходов. Последняя редакция закона

Краткое содержание Федерального закона №115:

  • Глава 1 – включает в себя 15 статей и перечисляет общие положения, которые содержит настоящий Федеральный закон;
  • Глава 2 – состоит из 4 ст и регламентирует порядок, с помощью которого оформляются документы на въезд в РФ;
  • Глава 3 – утратила силу и описывала процедуру регистрации на территории РФ;
  • Глава 4 – перечисляет должностных лиц, которые учитывают иностранных граждан, пересекших границу РФ;
  • Глава 5 – Описывает метод регистрационного учета иностранных граждан;
  • Глава 6 – Определяет ответственность за нарушение Федерального закона;
  • Глава 7 – Описывает заключительные положения.

Настоящий закон описывает правовое положение заграничных жителей, которые находятся на территории Российской Федерации. Законом регулируются отношения, которые появляются между иностранными гражданами и органами гос власти.

Последние изменения в законе о временном проживании иностранных граждан в
РФ

Как уже говорилось выше, последние изменения в закон были внесены 29 июля 2017 года. В частности, были дополнены две статьи.

Статья 13

Пункт 4.13 статьи 13 был дополнен. В нем говорится о том, что иностранные граждане могут трудиться на территории Российской Федерации, включая принятие участия в научных проектах.

Статья 13.2

Статья 13.2 описывает понятие высококвалифицированный специалист. Подобным специалистом может быть иностранный гражданин, который имеет навыки, опыт работы, а также достижения в определенной области. Основное условие для обеспечения трудовой деятельности иностранному гражданину – получение вознаграждение или заработной платы.

Не менее важной статьей настоящего Федерального закона является статья номер 6.

Статья 6: Временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации

В статье номер 6 ФЗ-115 говорится о том, на каких условиях можно получить временное разрешение на проживание. Условия установлены Правительством Российской Федерации, а также международными договорами. Срок действия временного проживания может длиться в течение трех лет.

Прежде чем утвердить квоту, Правительство Российской Федерации смотрит на демографическую ситуацию в конкретном регионе исходя из данных статистики. Если субъект сможет обустроить иностранных граждан, то им выдается соответствующая квота.

В ст 6 прописаны категории иностранцев, которые без квоты могут получить разрешение на проживание в РФ:

  • обладающие гражданством, полученном в СССР;
  • признанные судом недееспособными и у которых есть дети с российским гражданством;
  • поступившим на военную службу в РФ;
  • инвестирующим в предприятия, находящиеся на территории России;
  • иные категории, предусмотренные Правительством РФ.

Справка о праве на временное проживание содержит:

  • место рождения;
  • наименование страны, в которой было получено гражданство;
  • дата и номер решения;
  • срок действия разрешения.

Иностранному гражданину выдается разрешение на временное проживание, сроком до трех лет. По истечению предусмотренного законом срока пакет документов рассматривается повторно.

Право на получение РВП

Иностранный гражданин может получить разрешение на временное проживание только в том случае, если у него будет документ на квоту. Без нее получить разрешение на временное проживание очень трудно.

В случае, если заявление на получение квоты было отклонено или аннулировано, гражданин может подать новое через год после отказа.

Для получения квоты необходимы соответствующие документы:

  • удостоверение личности;
  • заявление;
  • квитанция об уплате гос пошлины. Размер государственной пошлины за подачу заявления — 1500 рублей.

Документы подаются в территориальный орган ФМС по месту проживания или через единый сайт государственных услуг. В случае, если заявитель нарушил порядок сбора информации, он может быть привлечен к административной ответственности.

Если иностранный гражданин не достиг совершеннолетнего возраста, то у него нет прав на подачу заявления.

Заявление на получение квоты должно содержать следующую информацию:

  • цель подачи заявления;
  • ФИО заявителя;
  • данные о месте рождения;
  • удостоверение личности;
  • сведения о работе;
  • данные о составе семьи;
  • судебная справка об отсутствии судимостей и так далее.

Полученные данные анализируются комиссией и органы ФМС принимают решение о том, нужна ли квота иностранному гражданину.

Скачать ФЗ 115

Заявление на квоту должно подаваться иностранным совершеннолетним гражданином. Документ предоставляется в территориальные органы по месту жительства.

Если человек находится за границей и хочет получить временное разрешение на проживание на территории Российской Федерации, он может подать выше перечисленные документы в консульство или дипломатическое представительство РФ.

Чтобы скачать последнюю редакцию Федерального закона №115, перейдите по .

В результате проводимого Российской Федерацией курса на преодоление тоталитарного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории Российской Федерации стало проживать — постоянно и временно — много иностранных граждан и лиц без гражданства. устанавливает, что они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Исключения возможны только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ). Роль закона, регулирующего правовое положение иностранцев в России, выполняет Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в редакции от 29 декабря 2010 г.).

Иностранными гражданами в России признаются лица, не являющиеся гражданами РФ и имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства. К ним приравниваются лица без гражданства и те лица, которые имеют вид на жительство.

В понятие «иностранные граждане» включаются разные категории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданства. Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в России (члены экипажей иностранных самолетов и морских судов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родственники российских граждан и др.). Особую группу составляют беженцы, правовое положение которых регулируется специальными актами.

Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Это касается их личных прав (неприкосновенность личности и жилища, свобода совести и т. д.), а также экономических, социальных и культурных прав, если они предусмотрены для неграждан (право на экономическую деятельность и частную собственность, трудовую деятельность, отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение, образование, участие в общественных организациях, пользование достижениями культуры и проч.). Постоянно проживающие иностранные граждане имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме. Но они лишены тех прав, преимущественно из категории политических, которые согласно российской Конституции и законам предоставляются только гражданам РФ (занятие некоторых государственных должностей, участие в политических партиях, право избирать и быть избранными в органы государственной власти, участие в референдумах и др.). Существуют некоторые ограничения прав, например свободы передвижений. Иностранный гражданин вправе защищать свои права всеми предусмотренными Конституцией РФ средствами, включая право на обращение в суд.

Тот же принцип лежит в основе определения обязанностей иностранных граждан. Эти граждане не несут военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ (согласно Конституции РФ это обязанность только граждан РФ), но на них распространяется конституционная обязанность платить законно установленные налоги и сборы, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры. Иностранные граждане обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, действующие на территории России.

Иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных. Закон устанавливает порядок передачи и приема иностранных граждан в соответствии с международными договорами Российской Федерации о реадмиссии.

Сотрудники дипломатических и консульских представительств и члены их семей обладают иммунитетом и привилегиями, установленными международным правом, вследствие чего юрисдикция Российской Федерации на них не распространяется. Некоторые категории лиц (лица, обладающие консульским иммунитетом, члены экипажей самолетов и морских судов, военнослужащие, находящиеся в России по долгу службы) подчиняются юрисдикции Российской Федерации в определенных пределах.

Перемещения иностранных граждан, связанные с их въездом в Россию, транзитным проездом, передвижением потерритории России, при измененении места жительства регулируются Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в редакции от 23 декабря 2010 г.). Предусмотрены уведомительный и разрешительный порядок регистрации по месту жительства, права и обязанности таких лиц, ответственность за нарушение правил миграционного учета.

Введенные в 2006 г. изменения в законодательство об иностранных гражданах существенно улучшили регулирование процессов трудовой миграции в России. Предусматривается возможность самостоятельного получения иностранными гражданами, прибывшими в Россию в безвизовом порядке, разрешений на работу в 10-дневный срок со дня подачи заявления. Работодателям предоставляется право привлекать таких иностранных работников без получения разрешения на привлечение и использование иностранной рабочей силы и исполнения связанных с его получением обременений при условии соответствия иностранного работника установленным законодательством обязательным требованиям к состоянию здоровья, профессии, специальности и квалификации.

В целях регулирования миграционных потоков иностранных граждан, прибывающих в Россию в порядке, не требующем получения визы. Правительству РФ предоставляются полномочия по увеличению или сокращению установленного 90-суточного срока временного пребывания в Российской Федерации как в целом, так и на территории одного или нескольких субъектов РФ для отдельных категорий временно пребывающих иностранных граждан. Новые миграционные квоты позволят учитывать не только количественные, но и качественные (профессия, квалификация) характеристики трудовых мигрантов, регулировать миграционные потоки на уровне Российской Федерации и уровне субъектов РФ.

Квота на выдачу разрешений на осуществление трудовой деятельности может устанавливаться Правительством РФ для всех категорий иностранных работников с учетом социально-экономического развития Российской Федерации, потребности в привлечении иностранных работников, эффективности использования иностранной рабочей силы и ее вклада в экономику и социальную сферу страны. Ежегодно постановлением Правительства РФ утверждается квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности и разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в порядке, не требующем визы.

Закон устанавливает, что временное проживание иностранцев по квоте Правительства РФ разрешается на три года. Но некоторые категории получают разрешение без учета квоты (состоявшие в гражданстве СССР или родившиеся в России, имеющие детей, состоящих в гражданстве РФ, состоящие в браке с гражданином РФ и др.).

В целях борьбы с нелегальной эмиграцией Российской Федерацией в марте 2007 г. ратифицировано Соглашение с Европейским Сообществом о реадмиссии, предусматривающее выявление и возвращение лиц, которые не соответствуют условиям въезда на территорию Российской Федерации или на территорию одного из государств ЕС либо условиям пребывания или проживания на данных территориях.

Российская Федерация — правопреемник и правопродолжатель Российского государства, Российской республики, РСФСР и СССР. Эта непрерывность (континуитет) российской государственности отражается на институте российского гражданства, порождая особый порядок приобретения гражданства, государственной поддержки, правовой защиты в отношении граждан РФ, постоянно проживающих за рубежом, или выходцев из России (эмигрантов), состоявших в гражданстве России или СССР, но ставших гражданами другого государства или лицами без гражданства. Эти лица, как и их потомки, называются соотечественниками, и их правовое положение регулируется Федеральным законом «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» (в редакции от 23 июля 2010 г.).

Указанный Закон закрепляет порядок и основания признания и подтверждения принадлежности к соотечественникам, принципы и цели государственной политики России в отношении соотечественников. Соотечественники имеют право на приобретение гражданства РФ в упрошенном порядке. Россия способствует сокращению числа лиц без гражданства среди соотечественников, а органы государственной власти содействуют добровольному переселению соотечественников в Россию. Установлен порядок приобретения российского гражданства для каждой группы соотечественников и формы государственной поддержки в области основных прав и свобод человека и гражданина, в экономической и социальной областях, в области культуры, языка и образования, в области информации.

Основы правового положения неграждан в Российской Федерации

Иностранные граждане — это лица, не являющиеся российскими гражданами и имеющие доказательства гражданства иностранного государства (если есть и то, и другое, это состояние двойного, множественного гражданства, что регулируется иначе).

Особенности правового положения иностранцев в России зависят от того, находятся они в этой стране временно или проживают постоянно, присутствуют в стране законно или являются нелегальными иммигрантами, от договоров России с тем или иным государством. Особой категорией иностранных граждан являются главы и сотрудники дипломатических представительств и консульств. Они имеют определенные привилегии и иммунитеты, установленные российскими законами и международными соглашениями. Однако в отношении всех иностранных граждан, лиц без гражданства, с множественным гражданством существует общий принцип: они должны соблюдать законы страны пребывания, их деятельность не должна наносить ущерба интересам Российского государства, законным интересам граждан РФ и других лиц. Иностранец, проживающий в России, должен иметь доход, позволяющий содержать себя и семью.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Он распространяется и на лиц без гражданства, если в отношении них не действуют специальные правила. Срок пребывания иностранного гражданина в России определяется сроком выданной ему визы, а срок временного пребывания в порядке, не требующем визы, не может превышать 90 дней. В данном случае введен уведомительный порядок при приглашениях: приглашающая сторона уведомляет об этом соответствующий федеральный орган. Для заключивших трудовое или гражданско-правовое соглашение по выполнению работ или услуг срок временного пребывания продлевается на срок договора, но не более чем на год. От этого порядка следует отличать временное проживание иностранца в России. Такое разрешение иностранцу выдается сроком на три года (но в пределах квоты, число таких лиц утверждается Правительством РФ). Отказ в выдаче разрешения на временное проживание возможен, в частности, если иностранец поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность, осужден, не может содержать себя и свою семью в пределах прожиточного минимума, не имеет жилого помещения. В течение срока действия разрешения на временное проживание иностранцу может быть выдан вид на жительство (с 14 лет) с фотографией (дети до 14 лет вносятся в вид на жительство родителей). Он дает право на постоянное проживание в Российской Федерации. Вид на жительство выдается на пять лет и может неоднократно продлеваться.

Иностранец может быть приглашен в Российскую Федерацию любым физическим лицом, организацией, в том числе для обучения и трудовой деятельности, но приглашения оформляются официально и выдаются федеральным органом исполнительной власти. Приглашения для трудовой деятельности оформляются особо — в размере квоты (числа лиц), ежегодно утверждаемой Правительством РФ (на 2003 г. квота составляла 530 тыс. человек, на 2004 г. — 213 тыс. с резервом 20 тыс. 332 человека), на 2006 г. — 329 300, на 2008 г. — 140 790 человек (с распределением по субъектам РФ), на 2009 г. — первоначально 3,9 млн, но затем это число сокращено. До оформления приглашения работники центров занятости дают заключение о целесообразности приглашения иностранной рабочей силы, и если в регионе есть незанятые лица, стоящие на учете для получения работы, в приглашении может быть отказано. О приглашении иммигрантов на работу в соответствии с квотой Правительства РФ необходимо уведомлять Федеральную миграционную службу (вместо прежнего разрешения). При законной иммиграции иностранцу выдается особый документ - иммиграционная карта.

Проживающие в России иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на труд, на предпринимательскую деятельность, на отдых, на образование, правом собственности и другими социально-экономическими и культурными правами. Они вправе вступать в профсоюзы, кооперативы, спортивные и другие объединения (кроме политических), если это не противоречит их уставам. Иностранцы и лица без гражданства пользуются личными конституционными правами (свобода совести, неприкосновенность личности, жилища и др.), могут вступать в брак с гражданами РФ и другими лицами (во всех случаях — иного пола), вправе обращаться в суд.

Иностранцы и лица без гражданства не могут участвовать в выборах в органы государственной власти, в референдумах Российской Федерации и субъектов РФ (но, как говорилось выше, при определенных условиях, на основе международных соглашений и взаимности вправе участвовать в местных выборах и референдумах), не могут быть членами политических партий, занимать государственные должности. В соответствии с российским законодательством иностранцы не вправе иметь контрольный пакет акций в электронных средствах массовой информации (на газеты, журналы это ограничение не распространяется). Ограничено иностранцев на землю. Некоторые рабочие места могут быть закрыты для иностранцев (иностранец не может быть командиром воздушного судна, работать ведущим на радио и телевидении, иностранцы не могут быть приняты на любую работу в военные городки, объекты, связанные с государственной тайной, организации, связанные с ядерным производством), а преимущества при приеме на разрешенные виды работ могут отдаваться собственным гражданам. Для посещения ряда объектов иностранцам требуется разрешение (территории закрытых административно- территориальных образований, военных городков, пограничных зон, объекты, на которых размещены органы государственной власти, есть «ограниченные зоны» в субъектах РФ и др.). Запрещена деятельность иностранных торговцев на розничных рынках.

Иностранцы наравне с гражданами РФ несут многие обязанности. Они обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать законы, платить налоги, бережно относиться к природным богатствам, беречь памятники истории и культуры, однако они не обязаны служить в армии. За совершение преступлений, административных или иных правонарушений на территории РФ иностранцы и лица без гражданства несут ответственность наряду с гражданами РФ. Эта ответственность не распространяется на лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом.

При нарушении иностранцами сроков пребывания в России к ним может быть применена депортация - административное выдворение (без судебного решения) за пределы России. Меры по выдворению таких иностранцев и лиц без гражданства могут осуществлять федеральные органы — МВД России, ФСБ России, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Министерство здравоохранения и социального развития РФ и др. (всего девять министерств и ведомств).

Право на политическое убежище

Политическое убежище в России предоставляется иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 26 июля 1995 г. При этом предоставление убежища тем или иным лицам не должно рассматриваться как недружественный акт по отношению к другим государствам. Политическое убежище предоставляется лицам, преследуемым (если есть реальная угроза преследования) в стране их гражданской принадлежности или обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые соответствуют общедемократическим принципам, признанным мировым сообществом, и нормам международного права. Оно не предоставляется, если действия, совершенные лицами, просящими убежища, признаются в России преступлением, противоречат целям и принципам ООН, а также если это лицо представило заведомо ложные сведения, имеет гражданство третьей страны, где оно не преследуется, прибыло из страны с устоявшимися демократическими традициями в области защиты прав человека или с которой Россия имеет соглашение о безвизовом пересечении границ.

Ходатайство о предоставлении политического убежища подается на имя Президента РФ. Предоставление политического убежища осуществляется указом Президента РФ. Лицу, получивщему убежище, выдается свидетельство и оформляется вид на жительство. Такое лицо пользуется правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ с учетом ограничений, установленных законами или международными договорами РФ.

Выдача () граждан РФ не допускается, как и в других странах. Не допускается выдача лиц, преследуемых за политические убеждения или за действия, не признаваемые в России преступлениями. Экстрадиция других лиц, обвиняемых в совершении преступлений в других странах, и передача осужденных для отбывания наказания в других странах возможна на основании федерального закона или международного договора РФ (ч. 2 ст. 63 Конституции РФ).