Референдум краткое определение. Референдум: понятие, виды, значение, формы

Что такое Референдум? Значение и толкование слова referendum, определение термина

1) Референдум - - (лат. referendum - то, что должно быть сообщено) одна из разновидностей выборов. В государственном праве принятие избирательным корпусом окончательного решения по конституционным, законодательным или иным внутриполитическим и внешнеполитическим вопросам. Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран. В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума - проект закона), обязательный референдум или факультативный. Референдум - это институт непосредственной демократии; голосование избирателей по определённому вопросу государственной или общественной жизни. В Российской Федерации конституцией закреплено право граждан выносить важные вопросы общественной и политической жизни на всенародное голосование. Однако данное право трактуется власть имущими весьма своеобразно. Например, законом было запрещено устраивать референдум в течение одного года перед любыми выборами, что автоматически лишало права граждан непосредственно управлять страной два года подряд, т. к. в России после выборов парламента следуют выборы президента. То же самое касается и результатов референдума. Хотя в конституции и прописано, что результаты обязательны для выполнения и не могут быть пересмотрены, власть всегда трактует результаты в свою пользу, а в случае полного противоречия своих целей волеизъявлению граждан, нагло попирает результаты - так произошло с референдумом о будущем СССР. См. также: большевизм, выборы, демократия, президент.

2) Референдум - (от лат. referendum - то, что следует сообщить) - волеизъявление избирателей в форме голосования или опроса по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни; один из институтов непосредственной (прямой) демократии. На Р. обычно выносятся вопросы принятия конституции или серьезных ее изменений, др. основополагающих законов, самоопределения населения национальных и иных районов и областей и т.п. По масштабам проведения Р. подразделяются на общенациональные, т.е. проводимые на всей территории страны, и местные, т.е. проводимые на части ее территории (напр., в отдельных субъектах федерации, административно- территориальных единицах и т.д.). По содержанию, предмету различают Р. конституционные, т.е. по проекту конституции или поправкам к ней, законодательные, т.е. по проектам законов, и консультативные, т.е. по важному принципу или направлению деятельности государства, политики правительства и т.д. Примером первого может служить принятие в конце 1993 г. на Р. Конституции РФ. Примером третьего - Р. по вопросу обновления и сохранения Союза ССР в марте 1991 г., а также Р. в Великобритании в 1975 г. по вопросу о ее вступлении в Европейское сообщество. По степени необходимости проведения Р. делятся на обязательные (проводимые по обязательному требованию Конституции или другого закона при решении данного вопроса) и факультативные (проводимые по усмотрению центральной власти, субъекта федерации или населения). Решения, принимаемые на Р., обычно считаются окончательными и обладающими высшей легитимностью

4) Референдум - всенародное волеизъявление по важному государственному или общественному вопросу.

5) Референдум - (от лат. " референдум " - то, что должно быть сообщено) - особый вид всенародного голосования по важному вопросу, когда необходимо выявить мнение всего населения. Особым видом референдума является плебисцит - опрос населения территории о его принадлежности к государству.

6) Референдум - (лат. referendum то, что должно быть сообщено) важнейший институт непосредственной демократии, всенародное волеизъявление по какому-л. вопросу государственности или общественной жизни. Считав, что первый Р. был проведен в Швейцарии в 1439. В конце XIX - начале Р. стали неотъемлемой частью политической жизни Швейцарии, США и Австралии. Широкое распространение" лучил институт Р. после Второй мировой войны. Существует несколько разновидностей. По сфере применения выделяют общенациональные, проводимые в пределах всей государственной территории, и местные, проводимые в отдельных субъектах федерации или административно-территориальных единиц. По степени полномочий Р. подразделяются на законодательные, целью которых является принятие определенного законодательного акта вынесения решения или мнения большинства имеющего обязательный характер: консультативные, направленные на явление общественного мнения по тому или иному вопросу. По способу проведения Р. подразделяются на обязательные (императивные), без которых не могут быть решены некоторые конституционные вопросы, и факультативные, проводимые инициативе какого-л. высшего органа власти. Своеобразной формой Р. является плебисцит. Инициатива проведения Р. РФ принадлежит: а) не менее чем двум миллионам (нам граждан РФ, имеющим право участие в Р. РФ, при условии, что территории одного субъекта РФ или совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10% из них; б) Конституционному Собранию в случае вынесения на Р. РФ проекта новой Конституции РФ. Р. РФ назначает Президент РФ путем издания специального указа. На Р. не могут выноситься вопросы, касающиеся изменения статуса субъектов Федерации, досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ и палат Федерального Собрания, принятия и изменения федерального бюджета, введения или отмены налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер безопасности; амнистии и помилования, ограничивающие или отменяющие общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

7) Референдум - Всенародный опрос (голосование) по особо важному государственному вопросу.

Референдум

- (лат. referendum - то, что должно быть сообщено) одна из разновидностей выборов. В государственном праве принятие избирательным корпусом окончательного решения по конституционным, законодательным или иным внутриполитическим и внешнеполитическим вопросам. Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран. В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума - проект закона), обязательный референдум или факультативный. Референдум - это институт непосредственной демократии; голосование избирателей по определённому вопросу государственной или общественной жизни. В Российской Федерации конституцией закреплено право граждан выносить важные вопросы общественной и политической жизни на всенародное голосование. Однако данное право трактуется власть имущими весьма своеобразно. Например, законом было запрещено устраивать референдум в течение одного года перед любыми выборами, что автоматически лишало права граждан непосредственно управлять страной два года подряд, т. к. в России после выборов парламента следуют выборы президента. То же самое касается и результатов референдума. Хотя в конституции и прописано, что результаты обязательны для выполнения и не могут быть пересмотрены, власть всегда трактует результаты в свою пользу, а в случае полного противоречия своих целей волеизъявлению граждан, нагло попирает результаты - так произошло с референдумом о будущем СССР. См. также: большевизм, выборы, демократия, президент.

(от лат. referendum - то, что следует сообщить) - волеизъявление избирателей в форме голосования или опроса по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни; один из институтов непосредственной (прямой) демократии. На Р. обычно выносятся вопросы принятия конституции или серьезных ее изменений, др. основополагающих законов, самоопределения населения национальных и иных районов и областей и т.п. По масштабам проведения Р. подразделяются на общенациональные, т.е. проводимые на всей территории страны, и местные, т.е. проводимые на части ее территории (напр., в отдельных субъектах федерации, административно- территориальных единицах и т.д.). По содержанию, предмету различают Р. конституционные, т.е. по проекту конституции или поправкам к ней, законодательные, т.е. по проектам законов, и консультативные, т.е. по важному принципу или направлению деятельности государства, политики правительства и т.д. Примером первого может служить принятие в конце 1993 г. на Р. Конституции РФ. Примером третьего - Р. по вопросу обновления и сохранения Союза ССР в марте 1991 г., а также Р. в Великобритании в 1975 г. по вопросу о ее вступлении в Европейское сообщество. По степени необходимости проведения Р. делятся на обязательные (проводимые по обязательному требованию Конституции или другого закона при решении данного вопроса) и факультативные (проводимые по усмотрению центральной власти, субъекта федерации или населения). Решения, принимаемые на Р., обычно считаются окончательными и обладающими высшей легитимностью

всенародное волеизъявление по важному государственному или общественному вопросу.

(от лат. " референдум " - то, что должно быть сообщено) - особый вид всенародного голосования по важному вопросу, когда необходимо выявить мнение всего населения. Особым видом референдума является плебисцит - опрос населения территории о его принадлежности к государству.

(лат. referendum то, что должно быть сообщено) важнейший институт непосредственной демократии, всенародное волеизъявление по какому-л. вопросу государственности или общественной жизни. Считав, что первый Р. был проведен в Швейцарии в 1439. В конце XIX - начале Р. стали неотъемлемой частью политической жизни Швейцарии, США и Австралии. Широкое распространение" лучил институт Р. после Второй мировой войны. Существует несколько разновидностей. По сфере применения выделяют общенациональные, проводимые в пределах всей государственной территории, и местные, проводимые в отдельных субъектах федерации или административно-территориальных единиц. По степени полномочий Р. подразделяются на законодательные, целью которых является принятие определенного законодательного акта вынесения решения или мнения большинства имеющего обязательный характер: консультативные, направленные на явление общественного мнения по тому или иному вопросу. По способу проведения Р. подразделяются на обязательные (императивные), без которых не могут быть решены некоторые конституционные вопросы, и факультативные, проводимые инициативе какого-л. высшего органа власти. Своеобразной формой Р. является плебисцит. Инициатива проведения Р. РФ принадлежит: а) не менее чем двум миллионам (нам граждан РФ, имеющим право участие в Р. РФ, при условии, что территории одного субъекта РФ или совокупности за пределами территории РФ проживают не более 10% из них; б) Конституционному Собранию в случае вынесения на Р. РФ проекта новой Конституции РФ. Р. РФ назначает Президент РФ путем издания специального указа. На Р. не могут выноситься вопросы, касающиеся изменения статуса субъектов Федерации, досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ и палат Федерального Собрания, принятия и изменения федерального бюджета, введения или отмены налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер безопасности; амнистии и помилования, ограничивающие или отменяющие общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

  • 8. Историко-правовые аспекты российского конституционализма
  • 9. Основные черты, особенности структуры, функции Конституции Российской Федерации
  • 10. Основы конституционного строя Российской Федерации
  • 11. Формы осуществления народовластия в Российской Федерации
  • 12. Правовое государство как конституционное понятие
  • 13. Россия – социальное государство
  • 14. Россия – светское государство. Конституционно-правовые основы деятельности религиозных объединений в Российской Федерации
  • 15. Экономические основы конституционного строя
  • 16. Конституционное закрепление принципа многопартийности и практика его реализации
  • 17. Конституционно-правовой статус политических партий в Российской Федерации
  • 18. Конституционно-правовой статус Общественной палаты Российской Федерации
  • 19. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в Российской Федерации
  • 21. Конституционно-правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. Политическое убежище
  • 22. Понятие и классификация конституционных (основных) прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  • 23. Конституционные обязанности человека и гражданина в Российской Федерации
  • 24. Конституционные личные права и свободы человека и гражданина Российской Федерации
  • 25. Политические права и свободы гражданина Российской Федерации
  • 26. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина
  • 27. Конституционные гарантии свободы слова, печати и право граждан на информацию
  • 28. Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
  • 29. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
  • 30. Федеративное устройство России: понятие, принципы
  • 31. Россия – суверенное федеративное государство. Виды субъектов Российской Федерации, их конституционно-правовой статус
  • 32. Предметы исключительного ведения Российской Федерации
  • 33. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Предметы ведения субъектов Российской Федерации
  • 34. Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации
  • 35. Конституционно-правовой статус краев, областей, городов федерального значения, автономных образований как субъектов Российской Федерации
  • 36. Государственная символика Российской Федерации
  • 37. Правовое положение коренных малочисленных народов в Российской Федерации
  • 38. Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: понятие, принципы, порядок изменения
  • 39. Российская Федерация – член Содружества Независимых Государств
  • 40. Особенности государственно-территориального устройства Чувашской Республики
  • 41. Понятие и принципы избирательного права и избирательной системы в Российской Федерации
  • 42. Референдум в Российской Федерации: понятие, виды, порядок проведения
  • 43. Правовое регулирование выборов в Российской Федерации
  • 44. Всеобщее избирательное право: понятие, гарантии
  • 45. Прямое избирательное право: понятие, гарантии
  • 46. Избирательные округа: их виды, порядок образования
  • 47. Система избирательных комиссий: их виды, порядок образования, полномочия
  • 48. Порядок выдвижения кандидатов, их права и обязанности
  • 49. Гарантии кандидата по российскому избирательному праву
  • 50. Порядок составления общефедерального списка кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания рф
  • 51. Порядок регистрации списка кандидатов по выборам в Государственную Думу Федерального Собрания рф
  • 52. Финансирование выборов. Избирательные фонды кандидатов в депутаты, избирательных объединений, порядок их создания и расходования
  • 53. Определение результатов голосования по выборам Президента рф и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания рф
  • 54. Признание выборов несостоявшимися и недействительными. Повторное голосование и повторные выборы
  • 55. Контроль за соблюдением законодательства о выборах, формы ответственности за его нарушение. Обжалование решений и действий избирательных комиссий
  • 56. Понятие, признаки и конституционные принципы организации органов государственной власти Российской Федерации
  • 57. Конституционно-правовые основы противодействия коррупции в Российской Федерации
  • 58. Президент Российской Федерации: порядок избрания и вступления в должность, компетенция, основания и порядок досрочного прекращения полномочий
  • 59. Юридическая природа актов Президента Российской Федерации
  • 60. Государственный Совет Российской Федерации: порядок формирования, полномочия
  • 61. Федеральное Собрание Российской Федерации: порядок формирования. Место в системе высших органов государства
  • 62. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации: порядок формирования, структура
  • 63. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: порядок выборов, структура, основания и порядок роспуска
  • 64. Полномочия Совета Федерации
  • 65. Полномочия Государственной Думы
  • 66. Внутренняя структура палат Федерального Собрания Российской Федерации
  • 67. Комитеты и комиссии палат Федерального Собрания Российской Федерации
  • 68. Регламентация порядка деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации
  • 69. Законодательный процесс в Российской Федерации: понятие, стадии
  • 70. Законодательная инициатива: понятие, субъекты, порядок реализации
  • 71. Виды законов в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон
  • 72. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации: состав, порядок формирования и отставки, компетенция, ответственность
  • 73. Общие принципы организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации
  • 74. Конституционно-правовые основы организации и деятельности Прокуратуры Российской Федерации
  • 75. Конституционные основы системы судебной власти в Российской Федерации
  • 76. Конституционное правосудие в России. Конституционный Суд Российской Федерации: порядок формирования, состав, компетенция
  • 77. Решения Конституционного Суда Российской Федерации: их виды, юридическая сила
  • 78. Местное самоуправление в Российской Федерации: понятие, система, принципы осуществления
  • 79. Органы местного самоуправления: понятие, виды, полномочия
  • 80. Предметы ведения органов местного самоуправления
  • 42. Референдум в Российской Федерации: понятие, виды, порядок проведения

    Рефере́ндум (от лат. referendum) - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

    Референдум - важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум - это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью (информированностью) по данному вопросу.

    Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.

    Плебисци́т - (лат. plebiscitum, от лат. plebs - плебс (простой народ) и лат. scitum - решение, постановление) - опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории или других вопросов локального характера.

    В конституционном праве термин плебисцит сильно различен с наименованием «референдум»: по вопросам регионального и местного значения также могут проводиться референдумы (например, при объединении регионов).

    В некоторых странах (например, во Франции) считается синонимом референдума.

    Виды референдумов

    В зависимости от предмета, способа проведения и сферы применения различают: референдум конституционный (на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки) и законодательный (предмет референдума - проект закона), обязательный референдум или факультативный.

    При обязательном референдуме проект соответствующего акта подлежит ратификации всем или большей частью избирательного корпуса.

    Инициатива проведения факультативного референдума может исходить от избирательного корпуса (Италия), отдельных субъектов федерации (Швейцария) или центральной власти (Франция).

    Референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

    От референдума следует отличать широкомасштабные опросы населения, проводимые в формах, близких к референдуму. Эти, так называемые консультативные референдумы, юридической силы не имеют.

    Референдумы в России

    Впервые понятие всенародного опроса появилось в Конституции СССР 1936 года - в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».

    Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.

    В тот же день - 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09 % граждан СССР, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Ельцин.

    25 апреля 1993 года, во время противостояния президента и Верховного Совета Российской Федерации, прошёл референдум, на который были вынесены четыре вопроса. В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» - 53,04 %. За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов - 67,16 % от числа проголосовавших, но менее половины от общего числа избирателей. В итоге внеочередных выборов не проводилось, а Верховный Совет РФ был распущен в соответствии с указом президента Бориса Ельцина № 1400 от 21 сентября 1993 года, что привело к развитию кровопролитных столкновений между сторонниками Верховного совета и сотрудниками правоохранительных органов, гибели людей на улицах Москвы, как военных, так и случайных жертв и последующему штурму Дома Советов России 4 октября 1993 года с применением бронетехники.

    12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло всенародное голосование по проекту Конституции России. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.

    Конституция Российской Федерации

    Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).

    Конституция не ограничивает применение референдума определённым кругом вопросов. Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их конституциями и уставами. В главе о конституционных поправках и пересмотре Конституции предусмотрена возможность референдума для принятия новой Конституции (статья 135, часть 3).

    Закон России о референдуме

    В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн. граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.

    Референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины избирательного корпуса. Результаты определяются по большинству голосов участников референдума.

    На данный момент на референдумы не могут выноситься вопросы:

    Об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного Конституцией Российской Федерации;

    О досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

    Об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

    О персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

    Об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

    О принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

    Отнесённые Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

    Практика проведения референдумов в современной России

    На федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации референдумов не проводилось. Различные политические силы - коммунисты, правые, экологи - выдвигали инициативы проведения референдумов по различным вопросам, но все эти инициативы были остановлены на стадии выдвижения.

    Согласно федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» вопрос об образовании нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. Так, в 2003-2007 в ряде регионов прошли референдумы об объединении регионов.

    Введение

    Российская Федерация - демократическое государство. Само понятие "демократии" предусматривает, что власть в Российской Федерации осуществляется ее гражданами в равных правах и на основании закрепления этих прав в Конституции Российской Федерации.

    Политические права и свободы нацелены на активное включение каждого индивидуума в жизнь страны, в управление ее делами. Эти права и свободы создают условия для закрепления связей между человеком и обществом, гражданином и государством. От состояния политических прав и свобод во многом зависит прочность устоев конституционного строя, реальность его демократизма, уровень политической культуры у населения. Вместе с тем политические права и свободы развиваются не в отрыве, а на фоне личных прав и свобод, во взаимодействии с ними и, прежде всего, при опоре на уважение к человеку.

    Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Он позволяет достичь высшей легитимности при принятии решения, ощутить гражданам ответственность за происходящее в стране, совместить интересы народа и органов власти. Вместе с тем референдум может быть использован как противовес представительной демократии, как средство в борьбе ветвей власти; он содержит в себе опасность подмены профессионализма популизмом, а значит принятия некомпетентного решения.

    Цель данной контрольной работы - охарактеризовать практику проведения референдума в нашей стране, ознакомиться с нормативными актами и законами о референдуме.

    Референдум: понятие, виды, значение, формы

    Важнейший принцип, на котором основывается деятельность демократического государства, - принцип народного суверенитета : народ является источником власти в обществе.

    Народ осуществляет свою власть:

    Непосредственно

    Через избираемых ими представителей (например депутатов, президента и д.р.)

    Основными формами непосредственной демократии являются -

    Референдум.

    Выборы и референдум одинаковы по форме проведения (голосование), но различают по объекту волеизъявления.

    Выборы - проводятся при выборе кандидата, партии.

    Референдум - вопросы государственной жизни, по которым народ должен выразить свое мнение.

    Референдум - высшее непосредственное выражение воли народа по законопроектам, действующим законам, иным вопросам государственной жизни.

    Референдум наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа.

    Существую понятия близкие к понятию референдум, но отличающиеся спецификой решаемых вопросов - это плебисцит, всенародный опрос, всенародное обсуждение.

    Рассмотрим некоторые отличия.

    Референдум (от латинского -- “должное быть сообщенным”) -- это голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение. Это решение имеет силу закона, а иногда и большую силу, чем обычный закон парламента (считается, что решение, принятое путем референдума, не следует отменять обыкновенным законом), или силу важного постановления местного самоуправления.

    Плебисцит (“то, что сказал плебс”, под которым в данном случае понимался народ, а не римская аристократия) -- это тоже голосование избирателей, но часто плебисцитом называют голосование по наиболее важным для страны вопросам, по территориальным, международным проблемам, по вопросам, относящимся к личности (например, при голосовании за единственную кандидатуру на должность президента).

    Всенародный опрос предполагает выявление мнения населения всей страны, причем не обязательно путем голосования. Опрос может быть произведен той или иной общественной организацией, прессой. Если такой опрос не предполагает принятия решения избирателями, то он может быть проведен и путем их голосования. В этом случае он может представлять собой консультативный референдум -- для этого необходимо проведение его уполномоченными государственными органами и с соблюдением необходимых процедур. Хотя Конституция РСФСР 1937 г. и называла всенародный опрос референдумом, ставя первое понятие в скобки по отношению ко второму, их не следует отождествлять: опрос по своему смыслу ограничивается выявлением мнения населения, а не принятие решения избирателями. Таким образом, юридические последствия и юридическая сила у опроса и референдума - разная.

    Необходимо также указать, что в некоторых странах не признается особой разницы между плебисцитом и референдумом. Так например в США.

    Предметом плебисцита являются вопросы исключительной государственной важности, определяющие судьбу страны. Чаще это вопросы о государственной независимости или изменении статуса территории.

    Примеры плебисцитов Материалы лекций профессора юридического факультет МГУ Златопольского Д.Л. :

    1. 1945 г - плебисцит в Монголии по вопросу государственной независимости или вхождении в состав Китая (около 10% высказалось за независимость)

    2. 1962 г. Плебисцит во Франции и Алжире об изменении государственного статуса Алжира (около 70% избирателей высказалось за выход Алжира из состава Франции и полную государственную независимость.)

    Предметом референдума являются следующие вопросы:

    Принятие или изменение в конституции

    Вхождения или выхода из международных союзов, организаций

    О форме правления

    Важнейшие законы

    Примеры референдумов :

    1. 1958 г. - референдум во Франции по вопросу принятия новой конституции (конституция Ш. де Голля)

    2. 1982 г. референдум в Испании по вопросу вступления в НАТО

    3. 1996 г. Референдум Белоруссии по вопросу изменения конституции 1994 г.

    4. 1997 г. - референдум о форме правления в Албании.

    В РФ начиная с 1991 года было проведено только 3 референдума:

    1. 17.03.1991 г - всесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР и одновременно с ним референдум РСФСР об учреждении поста президента РСФСР

    2. 25.04.1993 - всероссийский референдум о доверии Президенту Б.Н. Ельцину, об одобрении социально-экономического курса, о досрочных выборах Президента и верховного совета РСФСР.

    3. 12.12.1993 г. - всероссийский референдум по вопросу принятия Конституции РФ.

    Предмет референдума

    По предмету референдумы делятся на:

    1. Конституционные (референдумы по вопросам принятия конституции, или поправок к конституции - референдум 12.12.1993 г.);

    2. Законодательные;

    3. По международным вопросам;

    4. По административным вопросам.

    По правовым последствиям референдумы могут быть следующего характера:

    1. Консультативные;

    2. "Дозаконодательные";

    3. Совещательные;

    4. "Послезаконодательные";

    5. Ратифицирующие.

    По юридической силе решения бывают:

    1. Обязательными

    2. Факультативными.

    По территориальному охвату бывают:

    1. общенациональными,

    2. региональными,

    3. местными.

    Факультативный - это такой, который можно проводить или не проводить. Назначение факультативного референдума зависит от органа, компетентного назначать референдум на основании конституции или специального закона. Предметом может быть любой вопрос или проект государственного (самоуправленческого) решения, если это не запрещено конституцией или законом.

    Решения же обязательного референдума имеют высшую юридическую силу и не нуждаются в дополнительном утверждении (например - референдумы о принятии Конституции).

    Понятие референдума. Слово «референдум» (от лат.«referendum») - « то, что должно быть сообщено»).В конституционном праве под референдумом понимают самостоятельную отличную от выборов форму непосредственного народовластия. Процедура проведения референдума и выборов в своих основных стадиях совпадают. Однако это различные конституицонно-правовые институты и их отождествление, допускаемое некоторыми учеными, необоснованно. Основное различие этих институтов заключается в том, что на референдуме принимается решение по определенному вопросу путем утвердительного или отрицательного ответа на него участников или посредством выборов им одного из вариантов решения, в то время как по результатам выборов вручается мандат избранному лицу.

    Референдум- это такая форма непосредственной демократии, посредством которой решаются важные вопросы общественного значения прямым голосованием участников. Участниками референдума являются обычно все лица, обладающие активным избирательным правом. Если возраст избирателей обладающих активным избирательным правом, дифференцируется, то к референдуму применяются правила более широкого круга. Иначе говоря, участниками референдума являются все граждане которые достигли установленного в законе восемнадцатилетнего возраста, если не установлен более низкий предел, как на Кубе, в Бразилии и др.

    Одной из разновидностей референдума является плебесцит (от лат. plebescitum – решение народа). Под плебесцитом чаще всего имеется в виду референдум, на котором, решаются судьбоносные вопросы (о государственной принадлежности территории, о форме правления, о дальнейшем существовании правящего режима и т.д.).

    Нередко наряду с референдумом проводится всенародный опрос, на котором выявляется мнение населения по тем или иным вопросам общественной жизни. Однако по результатам опроса население ни каких решений не принимает. Результаты опроса могут быть лишь положены в основу решения органов государственной власти. Поэтому иногда всенародные опросы определяются как консультативный референдум (Швейцария). И это вполне правомерно, если при его проведении используется голосование с соблюдением установленных законом процедур. По этому критерию консультативный референдум отличается от опросов, проводимых прессой, общественными организациями научными учреждениями и т. п.

    Референдум не применяется в странах, придерживающихся англосаксонских правовых традиция, в которых главенствует принцип верховенства парламента. В силу этого решения парламента имеют высшую юридическую сил. Установление же института референдума означает признание за его решениями высшей юридической силы, если компетенция не ограничивается актами консультативного характера.

    Виды референдумов. Классификация референдумов проводится по различным основаниям.

    1.В зависимости от территориального состава участников выделяются общенациональный, региональный и местный референдумы. В общенациональном референдуме принимают участие все правосубъекты граждане страны. На нем выносятся решении, имеющие общегосударственное значение. В голосовании на региональном либо местном референдуме принимают участие граждане субъектов Федерации и муниципальных образований соответственно. На этих референдумах принимаются решения по вопросам регионального (местного) значения.

    2. По содержанию решаемых вопросов референдумы делятся на конституционные, законодательные и иные. На конституционном референдуме принимается или изменяется Конституция, а на законодательном - закон. Разновидностью законодательного референдума является отменительный референдум- принимается решение об отмене того или иного закона. Иные референдумы проводятся по вопросам, не связанным с конституционным или с законодательными решениями. Также возможен народный выбор (предоставление избирателя выбора предпочтительного варианта ответа н вопрос референдума).

    3.По основаниям проведения (назначения) различают референдумы обязательный и факультативный. Обязательный референдум проводится в случаях, предусмотренных законам, согласно предписаниям которого тот или иной вопрос может быть решен только на референдуме. Факультативный референдум проводится по инициативе субъектов, обладающих соответствующими полномочиями.

    4. По юридическим последствиям принимаемых решений референдумы бывают императивные и консультативные. Императивный референдум принимает юридически обязательные решения, а консультативный- рекомендательные.

    Референдум РФ.

    Референдум РФ проводится только по вопросам общегосударственного значения. Референдум не проводится по вопросам:

    1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации, закрепленного КонституциейРоссийской Федерации;

    2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

    3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации;

    4) о персональном составе федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

    5) об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с международным договором Российской Федерации, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

    8) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

    10) отнесенные КонституциейРоссийской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.

    Вопросы, вынесенные на референдум РФ, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.

    Всеобщий референдум в РФ назначается Президентом РФ по инициативе компетентных органов. Референдум РФ проводится по инициативе: 1) не менее чем 2 миллионов граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме РФ, при условии, что за пределами одного субъекта РФ или за пределами территории РФ проживают не более 50 000; 2) Конституционного Собрания или федеральных органов власти.

    Инициатива референдума не может быть подана в период между назначением референдума РФ и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов, а также в период избирательной кампании, проводимой по поводу выборов в федеральные органы власти (Государственную Думу Федерального Собрания РФ), либо если проведение референдума РФ приходится на последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы ФСРФ.

    Не допускается проведение всероссийского референдума в случае введения военного иличрезвычайного положения на всей территории РФна весь период такого положения, а также в течение 3 месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

    Проведение повторного референдума, то есть референдума по вопросу (вопросам), имеющему (имеющим) по смыслу или содержанию ту же формулировку, что и вопрос (вопросы), голосование по которому (которым) проведено на состоявшемся референдуме, не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов.

    Принципы проведения всероссийского референдума: 1) всеобщность; 2) равенство права всех граждан РФ на участие в референдуме; 3) волеизъявление граждан должно быть прямым на референдуме; 4) голосование на референдуме тайное.

    Право принимать участие в референдуме РФ принадлежит всем гражданам РФ. Никто не может быть лишен этого права. Не имеют права участвовать в референдуме РФ только граждане, признанные судом недееспособными, или те, в отношении которых вступил в силу приговор суда с наказанием в виде лишения свободы. Право участвовать в референдуме возникает с момента достижения гражданином 18 лет. Голосование на референдуме РФ осуществляется гражданами лично. Не допускается влияние на участников референдума со стороны кого бы то ни было, а также контроль за волеизъявлением гражданина.

    Референдумный процесс.

    Для проведения референдума по инициативе граждан формируется инициативная группа, она должна иметь региональные группы более чем в половине субъектов РФ (в каждой из такой групп должно быть не менее 100 человек). После ее регистрации они собирают подписи граждан (срок сбора - 45 дней). Если ЦИК выносит положительное решение по итогам проверки подписей, президент обращается в Конституционный суд о проверке формулы референдума. В случае положительного заключения назначается референдум (только на воскресенье, не допустимо его совмещение с днем голосования на федеральных выборах).

    Для проведения агитации может создаваться инициативная агитационная группа (создают партии). Они могут создавать фонды проведения референдума.

    Референдум считается состоявшимся, если явка составила более половины зарегистрированных избирателей, проголосовало более половины от участвующих в референдуме.

    Референдум

    РЕФЕРЕ́НДУМ -а; м. [от лат. referendum - то, что должно быть сообщено] Всенародный опрос, голосование для решения особо важного государственного вопроса. Провести р. о сохранении Советского Союза. Подвести итоги референдума по вопросу о президентстве в России.

    рефере́ндум

    (от лат. referendum - то, что должно быть сообщено), форма принятия законов или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путём всеобщего голосования. Одна из форм непосредственной демократии.

    РЕФЕРЕНДУМ

    РЕФЕРЕ́НДУМ (лат. referendum), форма принятия законов (см. ЗАКОН (в праве)) или решение наиболее важных вопросов государственной жизни путем всеобщего голосования; одна из форм непосредственной демократии. В отличие от выборов (см. ВЫБОРЫ) при референдуме объектом является не кандидат или список кандидатов на должность, а вопрос - закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, внутри политическая или внешнеполитическая проблема. Формой референдума является плебисцит - опрос населения о политической судьбе территории, на которой оно проживает. Во Франции плебисцит считается более широким понятием, чем референдум; в США референдум и плебисцит - синонимы.
    Конституционное право предусматривает различные формы референдума и процедуры их применения. Референдумы подразделяются на общенациональные, местные, конституционные и законодательные. По правовой значимости различают консультативные референдумы (народный опрос), которые проводятся с целью выяснить волю избирателей по вопросу, решение которого остается за другими органами государства, и решающие референдумы, когда акт выносится на голосование избирателей для окончательного решения его судьбы. Решающий референдум может быть утверждающим, если избирателям предлагается большинством голосов утвердить акт, еще не вступивший в силу, или отвергающим, если избирателям предлагается большинством голосов отменить акт, уже вступивший в силу. Референдумы подразделяются также на обязательные и факультативные. Необходимость обязательного референдума предусмотрена конституцией или конституционно-правовыми актами. Проведение факультативного референдума зависит от воли государственного органа или избирателей.
    Законодательство Российской Федерации предусматривает только понятие референдума. При этом по территории действия различают общероссийский референдум (Референдум Российской Федерации), представляющий собой всенародное голосование граждан Российской Федерации по законопроектам, действующим законам и вопросам государственного значения; региональный референдум - голосование граждан Российской Федерации, проживающих на территории субъекта Российской Федерации по вопросам регионального значения; местный референдум - голосование на территории муниципального образования по вопросам местного значения.
    Особое значение имеет референдум Российской Федерации, который наряду со свободными выборами является высшим непосредственным выражением власти народа. Порядок проведения референдума Российской Федерации определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Референдум Российской Федерации проводится на всей территории Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. К участникам референдума Российской Федерации предъявляются те же требования, что и к избирателям. На референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы: изменения статуса субъектов Российской Федерации; досрочного прекращения или продления срока полномочий президента Российской Федерации, палат Федерального Собрания, о проведении досрочных выборов президента Российской Федерации, Государственной думы; принятия и изменения федерального бюджета, исполнения и изменения внутренних финансовых обязательств государства; введения, изменения и отмены федеральных налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения; амнистии и помилования. Вопросы, выносимые на референдум Российской Федерации, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
    Референдум Российской Федерации назначает президент Российской Федерации специальным указом. Решение признается принятым, если за него в целом по Российской Федерации проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на референдум Российской Федерации выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из них не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными. Принятое на референдум Российской Федерации решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования). Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Такое решение действует на всей территории Российской Федерации и может быть отменено или изменено.
    Голосование (см. ГОЛОСОВАНИЕ) избирателей, на которое выносятся акты, еще не утвержденные парламентом называется допарламентским референдумом или дозаконодательным референдумом. Послепарламентским референдумом называют голосование избирателей по вопросу утверждения акта, уже принятого парламентом (см. ПАРЛАМЕНТ) . Голосование избирателей (см. ИЗБИРАТЕЛЬ) по вопросу или законопроекту, проводимое вместо парламентской процедуры, в обход ее, - называется внепарламентским референдумом. Решение или закон на внепарламентский референдум выносят без предварительного рассмотрения парламентом и, будучи поддержанными на референдуме, вступают в силу без утверждения парламентом. Народный опрос является консультативным референдумом, который проводится с целью выяснения воли избирательного корпуса по определенному вопросу, решение по которому, однако, остается за органами государства.
    Отклоняющий референдум - народное голосование с целью отмены уже принятого акта (см. АКТ (в праве)) . Отклоняющий референдум может быть проведен по требованию определенного числа избирателей или административных единиц. Если голосование проводится по инициативе избирателей, отклоняющий референдум называется народным вето. Отклоняющий референдум предусмотрен Конституцией Швейцарии.
    Местный референдум - голосование граждан по вопросам местного значения. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию граждан в соответствии с уставом муниципального образования. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении властными органами или должностными лицами. На местный референдум могут выноситься вопросы принятия устава муниципального образования, структуры органов местного самоуправления, досрочного прекращение полномочий представительного органа, главы местного самоуправления, выявление мнения местного населения об изменении границ муниципального образования.
    Петиционным референдумом называют народное голосование по законопроекту, который проводится по требованию определенного числа граждан, подписавших петицию о принятии соответствующего закона. Петиционный референдум предусмотрен в законодательстве в большинства штатов США. В Италии петиционный референдум может проводиться по инициативе местных органов власти. От петиционного референдума следует отличать институт народной инициативы. Ратифицирующий референдум - народное голосование по проекту закона после его принятия парламентом, но до вступления в силу, или по законопроекту, подготовленному исполнительной властью или группой избирателей, который передается на голосование, минуя представительный орган.


    Энциклопедический словарь . 2009 .

    Синонимы :

    Смотреть что такое "референдум" в других словарях:

      - (лат.). Всенародное голосование в Швейцарии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РЕФЕРЕНДУМ [лат. referendum то, что должно быть сообщено] соц. выявление мнения народа (посредством голосования или… … Словарь иностранных слов русского языка

      - (referendum) Механизм, позволяющий избирателям сделать выбор между альтернативными курсами политики по конкретным вопросам. Результаты референдума могут быть затем воплощены в конституции страны. Он иногда выступает в качестве обязательного… … Политология. Словарь.

      Референдум РФ - Референдум Российской Федерации (далее также референдум) всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения... Источник: Федеральный конституционный закон от… … Официальная терминология

      Референдум - (от лат. referendum то, что должно быть сообщено; англ. referendum) форма непосредственной демократии, окончательное решение вопросов гос ного, регионального или местного значения путем голосования граждан, проживающих на соответствующей… … Энциклопедия права

      Референдум рф - (англ. referendum of RF) по законодательству РФ о гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме голосование гра … Энциклопедия права

      Плебисцит, опрос, голосование, всенародный опрос Словарь русских синонимов. референдум всенародный опрос Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

      - (лат. referendum то, что должно быть сообщено) важнейший институт непосредственной демократии. В отличие от выборов при Р. объектом является не кандидат или список кандидатов на определенную должность, а определенный вопрос, по которому… … Юридический словарь

      РЕФЕРЕНДУМ, референдума, муж. (лат. referendum, букв. то, что должно быть отнесено, возвращено) (полит.). Всенародный опрос, голосование всех избирателей помимо выборных органов, производимое, по конституциям некоторых государств, для принятия… … Толковый словарь Ушакова

      РЕФЕРЕНДУМ - (лат. referendum то, что должно быть сообщено) всенародное голосование с целью выявления общественного мнения страны для принятия окончательного решения по к. л. важному вопросу государственной или общественной жизни. Р. важнейший институт… … Юридическая энциклопедия