Паспорт готовности объектов теплоснабжения. Системы учета отопления. Федеральное законодательство о подготовке к отопительному сезону

УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК обязаны подготовить к отопительному периоду многоквартирные дома, которыми они управляют. Цель – обеспечить комфортное проживание собственников помещений в МКД и нормативные режимы работы инженерного оборудования домов в зимний период. Подготовка дома к получению паспорта готовности к отопительному сезону

Перед наступлением холодного сезона управляющая компания должна произвести подготовку дома к отопительному периоду. Это нужно для нормальной работы коммуникаций подачи тепла зимой, а также обеспечения комфорта жильцов. В статье мы расскажем о том, как происходит такая подготовка и получается ключевой документ - паспорт готовности к отопительному сезону.

Перед подачей тепла в МКД управляющей организацией проводятся следующие действия:

  • весной общедомовое имущество осматривается с составлением соответствующего акта;
  • оформляется план-график, по которому многоэтажка будет готовиться к зимнему сезону;
  • выполняются необходимые подготовительные работы;
  • составляется паспорт готовности;
  • проверяется готовность коммуникаций;
  • осенью выполняется ее один осмотр общедомового имущества, составляется аналогичный акт.

Перечисленные действия проводятся в каждом доме, обслуживаемом управляющей компанией.

В регионах порядок подготовки может быть иным. Например, иногда можно обойтись без 5-го этапа с проверкой готовности комиссией. Для подтверждения здесь бывает достаточно паспорта готовности к отопительному сезону. В то же время имеются сомнения в том, насколько правомерен такой упрощенный порядок. Для максимального избавления от рисков лучше подготовиться к возможным проверочным действиям.

Отсутствие должной подготовки дома ведет к штрафу

К УО в таких случаях применяется часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, подразумевающая штрафы следующих размеров:

  • 250 000-300 000 р. - для организаций;
  • 250 000-300 000 р., а также до 3 лет дисквалификации - для ИП;
  • 50 000-100 000 р., а также до 3 лет дисквалификации - для должностных лиц.

Для ТСЖ и жилищных кооперативов наказания определяются отдельно в статье 7.22 КоАП РФ. Само объединение может быть оштрафовано на 40 000-50 000 р., а его ответственные лица - на 4 000-5 000 р. Разница в штрафах для УК и товариществ с кооперативами объяснялась ВС РФ (пункт 29 Обзора судебной практики номер 3 от 12.07.17).

Выплата штрафа не избавляет от необходимости устранения недостатков в части подготовки дома к зиме. Если этого не сделать, то последует ответственность уже за неисполненное предписание ГЖИ.

Шаг 1. Весенний осмотр, подготовка акта.

С наступлением весны общедомовое имущество осматривается в плановом порядке. Это предписывается пунктом 2.1.1 Правил, следующих из постановления Госстроя №170. По итогам мероприятия оформляется акт. В нем в соответствии с общими правилами фиксируется техническое состояние осматриваемого имущества, требующиеся в отношении него работы и сроки их осуществления.

В некоторых регионах правила оценки готовности к отопительному периоду предусматривают использование конкретной формы акта. Ее можно взять, например, из третьего приложения к распоряжению Минжилкомхоза МО номер 188-РВ от 18.08.15.

Точные сроки осмотра в законах не прописываются. Обычно составление акта происходит сразу после отключения отопления. Иногда этот срок прописывается в договоре обслуживания дома, заключаемого с УК, в уставе ТСЖ или региональном законодательстве.

Шаг 2. План-график подготовки дома к холодному сезону.

Анализ проведенного весной осмотра позволяет обнаружить недостатки, проявившиеся в ушедшем периоде. Они будут устраняться по составленному плану-графику. Эта бумага утверждается местными властями, которые отслеживают подготовку всех ИТП к отопительному сезону. Именно так предписывается делать в соответствии с пунктом 2.6.4 Правил №170.

Для плана-графика также в законах не прописано точного срока подачи, но он может быть отдельно указан в региональном законодательстве. Если никаких подобных указаний нет, то этот документ подается сразу после весеннего отключения отопления.

Шаг 3. Подготовка дома к будущей подаче тепла.

Подготовительные работы в домах проводятся в соответствии с:

  • приказом Минэнерго №103 о подготовке к отопительному сезону от 12.03.2013, а также перечнем необходимых мер, указанных в Правилах №170;
  • итогами проведенного весной осмотра;
  • планом-графиком;
  • указаниями Госжилинспекции и уведомлениями теплоснабжающей организации о необходимости выполнить определенные работы;
  • решениями общедомовых собраний, касающимися ремонтных работ с общим имуществом.

Местные власти с учетом переданного им плана-графика решают, когда должны начинаться и заканчиваться подготовительные работы. Четко закреплены предельные даты завершения подготовки:

  • юг страны - 1 октября;
  • центр - 15 сентября;
  • восток и север - 1 сентября.

Работы проводятся под контролем местных властей, жилищных инспекторов, владельцев квартир, домовых советов и правлений товариществ.

Шаг 4. Подтверждающие бумаги.

Обязательным условием является составление паспорта готовности к отопительному периоду. Рекомендуемая форма для его подготовки есть в девятом приложении Правил №170. В то же время в регионе возможно утверждение собственного образца.

В пункте 2.6.10 Правил №170 описываются и другие подготавливаемые документы. Это 5 актов, оформляемых по итогам следующих действий:

  • проверка исправности автоматики безопасности и КИП котельной и инженерных коммуникаций дома;
  • проверка состояния и исправности элементов противопожарной системы здания;
  • проверка наличия инструментов и техники для зимней уборки;
  • проверка качества подготовки самой многоэтажки и ее квартир к зиме;
  • промывка и испытания трубопроводов подачи тепла и обоих видов воды.

Законодательных требований относительно обязательности подготовки перечисленных актов нет. Однако сведения из них могут понадобиться для заполнения предусмотренной в регионе формы, подтверждающей готовность МКД к зиме.

Шаг 5. Проверка готовности.

Она проводится комиссией из представителей Ростехнадзора или органов местной власти. Успешность проверки зависит от выполнения всех требующихся подготовительных работ. При отсутствии нареканий членов комиссии УО получает паспорт готовности. Если нарушения есть, то они устраняются и проверка повторяется.

В законах не определены сроки проверок

Там есть лишь конечный срок получения паспорта подготовки к отопительному сезону - в соответствии с пунктом 9 Приказа №103 эту бумагу нужно оформить до 15 сентября. Конкретизацией сроков занимается орган, собирающий комиссию.

Ситуация

Что произойдет, если УО своевременно не оформит паспорт готовности МКД к зиме?

При нарушении срока оформления этого документа нужно продолжать подготовку к холодному сезону и устранять замечания, на которые указала комиссия. После этого будет повторная проверка, при успешности которой МКД признают готовым к подаче тепла. В то же время паспорт на этот отопительный сезон управляющая компания не получит.

Шаг 6. Осенний осмотр, подготовка акта.

Осенью общедомовое имущество осматривается по тому же принципу, что и весной. Это сопровождается оформлением акта с указанием состояния проверенных объектов и необходимых работ в рамках подготовки к подаче тепла.

В законодательстве не указывается точная дата проведения такой проверки. Обычно ее проводят перед самым началом подачи тепла. В то же время конкретная дата может быть отмечена в региональных законах, договоре управления или уставных документах ТСЖ.

В срок до 15 сентября 2017 года лица, ответственные за управление жилыми многоквартирными домами (МКД), обязаны завершить мероприятия по подготовке к отопительному сезону 2017-2018. Свидетельством успешного завершения подготовительных работ является наличие Паспорта готовности к отопительному периоду.

На первые числа июля к новому отопительному сезону оказались готовы только 37% жилфонда, 30% котельных и 37% теплосетей.

Федеральное законодательство о подготовке к отопительному сезону

Подготовка к отопительному сезону регламентируется статьей 20 Федерального закона от 27 мая 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а оценка проведения мероприятий – Правилами оценки готовности к отопительному сезону, которые утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 (далее – Приказ 103).

В связи с тем, что единый закон о подготовке к отопительному сезону отсутствует, лицам, ответственным за данные мероприятия, необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

Помимо указанных выше нормативно-правовых актов, одним из важнейших аспектов подготовки к осенне-зимнему периоду является соблюдение требований по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

В соответствие с требованиями части 7 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении…», ТСЖ или управляющая компания обязаны разрабатывать и не реже одного раза в год доводить до сведения собственников помещений в МКД предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности управляемых МКД.

Что входит в подготовку к отопительному сезону

Основные задачи комплекса мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2017-2018 сводятся к обеспечению бесперебойной подачи тепловой энергии (теплоносителя) в отапливаемые помещения, независимо от их назначения.

Обязательными мероприятиями в рамках подготовки к зиме являются:

  • наладка внутриквартальных сетей с корректировкой расчетных диаметров дросселирующих устройств на тепловом узле;
  • проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка систем теплоснабжения и вентиляции, котельных, внутридомовых сетей, групповых и местных тепловых пунктов;
  • проверка работоспособности запорно-предохранительных клапанов и регуляторов давления устройств газового хозяйства.

В соответствии с Приказом 103 отчитаться о подготовке к отопительному сезону в центральных регионах России необходимо не позднее 15 сентября текущего года. Сроки подготовки к отопительному сезону в северных и восточных районах сокращены до 01 сентября, для южных – продлены до 01 октября.

Контроль за всем комплексом мероприятий возложен на органы местного самоуправления, собственников жилых и нежилых помещений в МКД, органы жилищного надзора и другие уполномоченные структуры.

Подготовка жилого фонда к отопительному сезону 2017-2018

Комплексная подготовка объектов ЖКХ к сезонной эксплуатации регламентируется нормативными требованиями к проживанию людей в осенне-зимний период.

  • устранение трещин и дыр в наружных стенах, цоколе, чердачных перекрытиях, крыше и местах их стыковки друг с другом, окнами или дверьми;
  • восстановление штукатурного покрытия, кровли и т.п.;
  • приведение в порядок технических помещений;
  • проверка целостности оконных и дверных заполнений, доводчиков и притворов;
  • проведение пробных топок центрального отопления и печей;
  • обеспечение отвода атмосферных и талых вод от спусков в подвал, оконных приямков;
  • проверка качества гидроизоляции фундаментов, стен подвала и цоколя;
  • проверка работоспособности отопительных печей и установок с газовыми нагревателями, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения.

На основе данных рекомендаций, а также недостатков, выявленных в результате весеннего осмотра МКД и его инженерных систем, управляющая компания или ТСЖ разрабатывает план мероприятий подготовки к отопительному сезону и утверждает его в органах местного самоуправления.

План подготовки к отопительному сезону управляющей компании помимо технических работ включает в себя ряд организационных мероприятий:

  • переподготовка и повышение квалификации сотрудников, обеспечивающих эксплуатацию и экстренный ремонт котельных, тепловых пунктов, инженерных систем;
  • инструктаж работников аварийной службы, рабочих текущего ремонта, дворников;
  • проведение технического осмотра и обслуживания автотранспорта, средств связи, оборудования, инструментов, уборочной техники, инвентаря;
  • подготовка или восстановление схем внутридомовых инженерных систем;
  • проведение ревизии тепловых узлов, работоспособности приборов учета (с заменой, при необходимости), удостоверение в целостности пломб.

Кроме этого, управляющие компании и ТСЖ при подготовке к отопительному сезону должны учитывать иные требования Правил 103:

  • степень готовности теплопотребляющих установок к работе и обеспечение ими режима потребления тепловой энергии, указанного в договоре ресурсоснабжения;
  • отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию, теплоноситель;

Основной проблемой в подготовке к отопительному сезону остается высочайший уровень задолженности потребителей за поставленные энергоресурсы. Задолженность в сфере ЖКХ составляет более одного триллиона рублей, из которых 800 миллиардов приходятся долги управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями.

Михаил Мень, Министр строительства и ЖКХ РФ

В соответствие с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491), обязанности по подготовке внутридомовых инженерных систем к сезонной эксплуатации возлагаются на собственников жилых помещений многоквартирного дома (в случае непосредственного управления) или ТСЖ и управляющие компании. Финансирование мероприятий осуществляется за счет собственников.

Закон об «альтернативной котельной»

Что касается подготовки к отопительному сезону 2017-2018 теплосетевого хозяйства, контроль за ним будет возложен на новые структуры – единые теплоснабжающие организации (ETO).

31 июля 2017 года Президент Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения».

Документ, который получил народное название «Закон об «альтернативной котельной» изменил систему регулирования тарифов на тепло. Новая модель предусматривает установление предельного уровня цены на теплоноситель, которая получила название «альтернативной котельной». Это расчетный показатель. Он соответствует стоимости одной гигакалории тепловой энергии в случае, если потребители захотят построить собственную (альтернативную) котельную.

Кроме обеспечения бесперебойного процесса доставки тепла от производителя к потребителю, ЕТО будут отвечать за весь комплекс мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации объектов теплоснабжения, а также за их подготовку к сезонной эксплуатации.

Однако обслуживание внутридомовых сетей, установка теплосчетчиков и подготовка теплоузла к отопительному сезону останутся в ведении управляющих компаний и ТСЖ.

Оснащение теплового узла современными приборами учета

Среди требований по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии Приказ 101 наличие и работоспособность приборов учета, а также отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель. Достоверный учет потребляемых энергоресурсов и своевременная оплата рассматриваются федеральным законодательством как эффективные способы энергосбережения.

Как показала практика, установка общедомовых приборов учета тепловой энергии сделало процесс начисления платы за ресурс более прозрачным и понятным для потребителей, открыло для них необходимость и пути экономии тепла.

Многие собственники жилых и нежилых помещений в МКД пошли еще дальше: обращаются в РСО и управляющие организации с просьбой установить индивидуальные теплосчетчики. В том числе – с возможностью дистанционного снятия показаний и диспетчеризации данных в режиме реального времени.

Это позволяет каждому собственнику платить только за то тепло, которое он фактически потребил в своих помещениях, плюс расходы на ОДН. В ситуации, когда дом оборудован только общедомовым прибором учета, собственники вынуждены платить за тепло соразмерно площади принадлежащих им помещений.


Мы помогаем автоматизировать учет любых ресурсов: тепло, вода, электричество, газ.

Плюсы автоматизированной диспетчеризации для управляющей организации:

  • почасовая статистика расхода в режиме онлайн - смотрите демо личного кабинета ;
  • формирование Excel-файлов с почасовыми данными расхода коммунальных ресурсов;
  • у бухгалтера будут все данные на руках к 25-му числу;
  • подключение до 2 000 000 приборов учета в радиусе 10 км без необходимости приобретения дополнительной базовой станции, ретрансляторов и концентраторов.

Система «СТРИЖ» использует технологию LPWAN с радиусом действия 10 км, без концентраторов и ретрансляторов.

Беспроводные решения для диспетчеризации ресурсов в многоквартирных домах

В продолжение статьи.

В срок до 15 сентября 2017 года лица, ответственные за управление жилыми многоквартирными домами (МКД), обязаны завершить мероприятия по подготовке к отопительному сезону 2017-2018. Свидетельством успешного завершения подготовительных работ является наличие Паспорта готовности к отопительному периоду.

На первые числа июля к новому отопительному сезону оказались готовы только 37% жилфонда, 30% котельных и 37% теплосетей.

Федеральное законодательство о подготовке к отопительному сезону

Подготовка к отопительному сезону регламентируется статьей 20 Федерального закона от 27 мая 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а оценка проведения мероприятий – Правилами оценки готовности к отопительному сезону, которые утверждены Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 года № 103 (далее – Приказ 103).

В связи с тем, что единый закон о подготовке к отопительному сезону отсутствует, лицам, ответственным за данные мероприятия, необходимо руководствоваться следующими нормативными актами:

  • Постановление Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»;
  • Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме...»;
  • Постановление Правительства РФ от 21 июля 2008 года № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан»;
  • Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;
  • правила благоустройства придомовых территорий, утвержденные органами местного самоуправления;
  • иные распоряжения региональных и муниципальных органов власти.

Помимо указанных выше нормативно-правовых актов, одним из важнейших аспектов подготовки к осенне-зимнему периоду является соблюдение требований по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.

В соответствие с требованиями части 7 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении…», ТСЖ или управляющая компания обязаны разрабатывать и не реже одного раза в год доводить до сведения собственников помещений в МКД предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности управляемых МКД.

Что входит в подготовку к отопительному сезону

Основные задачи комплекса мероприятий по подготовке к отопительному сезону 2017-2018 сводятся к обеспечению бесперебойной подачи тепловой энергии (теплоносителя) в отапливаемые помещения, независимо от их назначения.

Обязательными мероприятиями в рамках подготовки к зиме являются:

  • наладка внутриквартальных сетей с корректировкой расчетных диаметров дросселирующих устройств на тепловом узле;
  • проведение гидравлических испытаний, ремонт, поверка и наладка систем теплоснабжения и вентиляции, котельных, внутридомовых сетей, групповых и местных тепловых пунктов;
  • проверка работоспособности запорно-предохранительных клапанов и регуляторов давления устройств газового хозяйства.

В соответствии с Приказом 103 отчитаться о подготовке к отопительному сезону в центральных регионах России необходимо не позднее 15 сентября текущего года. Сроки подготовки к отопительному сезону в северных и восточных районах сокращены до 01 сентября, для южных – продлены до 01 октября.

Контроль за всем комплексом мероприятий возложен на органы местного самоуправления, собственников жилых и нежилых помещений в МКД, органы жилищного надзора и другие уполномоченные структуры.

Подготовка жилого фонда к отопительному сезону 2017-2018

Комплексная подготовка объектов ЖКХ к сезонной эксплуатации регламентируется нормативными требованиями к проживанию людей в осенне-зимний период.

  • устранение трещин и дыр в наружных стенах, цоколе, чердачных перекрытиях, крыше и местах их стыковки друг с другом, окнами или дверьми;
  • восстановление штукатурного покрытия, кровли и т.п.;
  • приведение в порядок технических помещений;
  • проверка целостности оконных и дверных заполнений, доводчиков и притворов;
  • проведение пробных топок центрального отопления и печей;
  • обеспечение отвода атмосферных и талых вод от спусков в подвал, оконных приямков;
  • проверка качества гидроизоляции фундаментов, стен подвала и цоколя;
  • проверка работоспособности отопительных печей и установок с газовыми нагревателями, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения.

На основе данных рекомендаций, а также недостатков, выявленных в результате весеннего осмотра МКД и его инженерных систем, управляющая компания или ТСЖ разрабатывает план мероприятий подготовки к отопительному сезону и утверждает его в органах местного самоуправления.

План подготовки к отопительному сезону управляющей компании помимо технических работ включает в себя ряд организационных мероприятий:

  • переподготовка и повышение квалификации сотрудников, обеспечивающих эксплуатацию и экстренный ремонт котельных, тепловых пунктов, инженерных систем;
  • инструктаж работников аварийной службы, рабочих текущего ремонта, дворников;
  • проведение технического осмотра и обслуживания автотранспорта, средств связи, оборудования, инструментов, уборочной техники, инвентаря;
  • подготовка или восстановление схем внутридомовых инженерных систем;
  • проведение ревизии тепловых узлов, работоспособности приборов учета (с заменой, при необходимости), удостоверение в целостности пломб.

Кроме этого, управляющие компании и ТСЖ при подготовке к отопительному сезону должны учитывать иные требования Правил 103:

  • степень готовности теплопотребляющих установок к работе и обеспечение ими режима потребления тепловой энергии, указанного в договоре ресурсоснабжения;
  • отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию, теплоноситель;

Основной проблемой в подготовке к отопительному сезону остается высочайший уровень задолженности потребителей за поставленные энергоресурсы. Задолженность в сфере ЖКХ составляет более одного триллиона рублей, из которых 800 миллиардов приходятся долги управляющих компаний перед ресурсоснабжающими организациями.

Михаил Мень, Министр строительства и ЖКХ РФ

В соответствие с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491), обязанности по подготовке внутридомовых инженерных систем к сезонной эксплуатации возлагаются на собственников жилых помещений многоквартирного дома (в случае непосредственного управления) или ТСЖ и управляющие компании. Финансирование мероприятий осуществляется за счет собственников.

Закон об «альтернативной котельной»

Что касается подготовки к отопительному сезону 2017-2018 теплосетевого хозяйства, контроль за ним будет возложен на новые структуры – единые теплоснабжающие организации (ETO).

31 июля 2017 года Президент Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в федеральный закон «О теплоснабжении» и отдельные законодательные акты РФ по вопросам совершенствования системы отношений в сфере теплоснабжения».

Документ, который получил народное название «Закон об «альтернативной котельной» изменил систему регулирования тарифов на тепло. Новая модель предусматривает установление предельного уровня цены на теплоноситель, которая получила название «альтернативной котельной». Это расчетный показатель. Он соответствует стоимости одной гигакалории тепловой энергии в случае, если потребители захотят построить собственную (альтернативную) котельную.

Кроме обеспечения бесперебойного процесса доставки тепла от производителя к потребителю, ЕТО будут отвечать за весь комплекс мероприятий по строительству, реконструкции, модернизации объектов теплоснабжения, а также за их подготовку к сезонной эксплуатации.

Однако обслуживание внутридомовых сетей, установка теплосчетчиков и подготовка теплоузла к отопительному сезону останутся в ведении управляющих компаний и ТСЖ.

Оснащение теплового узла современными приборами учета

Среди требований по готовности к отопительному периоду для потребителей тепловой энергии Приказ 101 наличие и работоспособность приборов учета, а также отсутствие задолженности за поставленные тепловую энергию (мощность), теплоноситель. Достоверный учет потребляемых энергоресурсов и своевременная оплата рассматриваются федеральным законодательством как эффективные способы энергосбережения.

Как показала практика, установка общедомовых приборов учета тепловой энергии сделало процесс начисления платы за ресурс более прозрачным и понятным для потребителей, открыло для них необходимость и пути экономии тепла.

Многие собственники жилых и нежилых помещений в МКД пошли еще дальше: обращаются в РСО и управляющие организации с просьбой установить индивидуальные теплосчетчики. В том числе – с возможностью дистанционного снятия показаний и диспетчеризации данных в режиме реального времени.

Это позволяет каждому собственнику платить только за то тепло, которое он фактически потребил в своих помещениях, плюс расходы на ОДН. В ситуации, когда дом оборудован только общедомовым прибором учета, собственники вынуждены платить за тепло соразмерно площади принадлежащих им помещений.


Мы помогаем автоматизировать учет любых ресурсов: тепло, вода, электричество, газ.

Плюсы автоматизированной диспетчеризации для управляющей организации:

  • почасовая статистика расхода в режиме онлайн - смотрите демо личного кабинета ;
  • формирование Excel-файлов с почасовыми данными расхода коммунальных ресурсов;
  • у бухгалтера будут все данные на руках к 25-му числу;
  • подключение до 2 000 000 приборов учета в радиусе 10 км без необходимости приобретения дополнительной базовой станции, ретрансляторов и концентраторов.

Система «СТРИЖ» использует технологию LPWAN с радиусом действия 10 км, без концентраторов и ретрансляторов.

Беспроводные решения для диспетчеризации ресурсов в многоквартирных домах

В продолжение статьи.

1.
2.
3.
4.
5.

Отопительный период на отечественных просторах продолжается в течение длительного времени по причине особенностей географического положения страны. Сезон, на протяжении которого требуется обогрев зданий, согласно СНИП 23-01-99, отличается в зависимости от того, в какой климатической зоне проживают потребители тепла.

Для северных районов теплоснабжение требуется на протяжении более 7 месяцев в году. Особенности погодных условий в данном случае требуют значительных финансовых трат на обогрев жилья и зданий общественного назначения.

Продолжительность подачи теплоносителя является важным показателем для централизованных отопительных систем. Накануне в летний период производится подготовка здания к отопительному сезону (прочитайте также: " ").

В перечень расходов на теплообеспечение входит:

  • оплата за поставку энергоносителей;
  • затраты на обслуживание и эксплуатацию теплосетей, которые также включают работы по ремонту и консервации системы в межотопительный период.
Что касается владельцев загородных домов и городских квартир, в которых имеются индивидуальные теплогенераторы (см. фото), то ими подготовка к зимнему отопительному сезону осуществляется самостоятельно.

Подготовка отопительных систем к сезону

Накануне прихода осенних и зимних холодов выполняется подготовка объектов к отопительному сезону, которая заключается в проведении ряда не только технических, но и организационных мероприятий.

Существуют определенные правила подготовки к отопительному сезону тепловых предприятий – их устанавливают местные органы государственной власти. Документ, утвержденный ими, обязателен для исполнения всеми организациями ЖКХ и другими учреждениями, которые отвечают за функционирование систем. С целью обеспечения готовности котельных, местных теплоцентралей, а также наружных и внутренних теплосетей выполняют их осмотр и испытательные мероприятия.

Чтобы обеспечить единый подход к профилактическим и эксплуатационным работам по теплоснабжению профильное министерство выработало правила подготовки к отопительному сезону и оценки готовности к подаче тепла. В них определен перечень госорганов, уполномоченных выполнять проверку на местах и определенный порядок ее проведения.

Подготовка индивидуальных систем к отоплению

Постановления органов местного самоуправления относительно начала отопительного сезона не распространяются на владельцев автономных систем обогрева производственных и жилых объектов. Они вправе самостоятельно решать, когда следует начать отопление, исходя из температурных показателей за окном и климатических особенностей региона. Обычно обогрев жилых помещений хозяева частных домовладений начинают раньше, чем появляется тепло в зданиях, которые обслуживаются ЖКХ и управляющими компаниями.

Аналогичная ситуация складывается с прекращением отопительного сезона. При индивидуальном теплоснабжении каждый собственник квартиры или дома вправе решить, когда следует прекратить подачу тепла и тем самым сэкономить на оплате энергоносителей.

Согласно общепринятым правилам, отключение систем отопления производят тогда, когда среднесуточная температура на улице превышает 8 градусов тепла на протяжении 7 суток подряд. При понижении данного параметра подачу тепла должны возобновить.

Обслуживание автономных систем

С приходом тепла и после завершения эксплуатации отопительной конструкции потребуется выполнить мероприятия, связанные с консервацией оборудования для теплоснабжения на летний период. Дело в том, что таким образом удается минимизировать негативное воздействие теплоносителя (воды) на элементы отопительной системы.

Последовательность действий такая:
  • производится тщательный осмотр элементов теплоснабжающей системы, особенно котла, радиаторов, насосов, трубопроводов, запорной арматуры на предмет протечек и других повреждений;
  • выявленные неисправности устраняют, но прежде из сети сливают теплоноситель;
  • проверяют функционирование автоматических систем управления электрического или газового нагревательного котла, а также циркуляционного насоса и прочих узлов системы;
  • если отдельные механизмы и элементы неработоспособны, их ремонтируют или производят замену;
  • когда ремонтные работы выполнены, систему заполняют теплоносителем.
Благодаря данным мероприятиям одновременно осуществляется подготовка дома к отопительному сезону. Чтобы удалить воздушные пробки из системы, в определенных местах имеются запорные вентили.

Выполнение целого комплекса работ самостоятельно позволяет качественно приготовиться к будущему периоду теплоснабжения с минимальными затратами, тем более, что порядок подготовки к отопительному сезону стандартен и нашел отражение в соответствующей инструкции.

Консервация отопительной системы

Чтобы обеспечить сохранность отопительного оборудования, его необходимо к этому подготовить. Инструкция запрещает оставлять конструкцию без теплоносителя в течение продолжительного времени, поскольку осушить трубы изнутри полностью невозможно и поэтому металлические элементы могут подвергаться коррозии.

Достоинства автономных систем

В первую очередь автономные системы теплообеспечения отличаются от централизованных сетей своей экономичностью. Если соблюдать несложные правила эксплуатации, обогрев помещений будет функционировать безотказно. Стоимость тепла в осеннее -зимний период в таком случае будет зависеть не столько от того, сколько дней оно подавалось на объект, а от объема потребленных энергоносителей.

В отличие от автономного теплоснабжения для жилищно-коммунальных и энергогенерирующих предприятиях начало и окончание подачи тепла, как и график подготовки к отопительному сезону, регламентируются постановлениями органов власти региона (детальнее: " ").

Видео о правилах подготовки к отопительному сезону:

проверки готовности к отопительное периоду _______/_______ гг.

__________________________ “_____”_______________ 20__ г.

(место составление акта) (дата составления акта)

Комиссия, образованная _________________________________________________,

(форма документа и его реквизиты, которым образована комиссия)

в соответствии с программой проведения проверки готовности к

отопительному периоду от “____”________________ 20__ г., утвержденной

________________________________________________________________________,

(ФИО руководителя (его заместителя)органа, проводящего проверку

с “___”____________20__ г. по “___”_____________ 20__ г. в соответствии с

провела проверку готовности к отопительному периоду _____________________

организации, теплосетевой организации, потребителя тепловой энергии в

отношении которого проводилась проверка готовности к отопительному

Проверка готовности к отопительному периоду проводилась в отношении

следующих объектов:

1.________________________;

2.________________________;

3.________________________;

В ходе проведения проверки готовности к отопительному периоду комиссия

установила:_____________________________________________________________.

(готовность/неготовность к работе в отопительном периоде)

Вывод комиссии по итогам проведения проверки готовности к отопительному

периоду:_________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

________________________________________________________________________.

Приложение к акту проверки готовности к отопительному периоду __/__ гг.

Председатель комиссии: ________________________________________________

Заместитель председателя

комиссии: ________________________________________________

(подпись, расшифровка подписи)

Члены комиссии: ________________________________________________

(подпись, расшифровка подписи)

С актом проверки готовности ознакомлен, один экземпляр акта получил:

“___”____________ 20__ г. ______________________________________________

(подпись, расшифровка подписи руководителя

(его уполномоченного представителя)

муниципального образования, теплоснабжающей

организации, теплосетевой организации,

потребителя тепловой энергии в отношении

которого проводилась проверка готовности к

отопительному периоду)

______________________________

* При наличии у комиссии замечаний к выполнению требований по готовности

или при невыполнении требований по готовности к акту прилагается перечень

замечаний с указанием сроков их устранения.

готовности к отопительному периоду _______/______ гг.

Выдан __________________________________________________________________,

(полное наименование муниципального образования, теплоснабжающей

организации, теплосетевой организации, потребителя тепловой энергии

в отношении которого проводилась проверка готовности к отопительному

В отношении следующих объектов, по которым проводилась проверка

готовности к отопительному периоду:

1._______________________;

2._______________________;

3._______________________;

Основание выдачи паспорта готовности к отопительному периоду:

Акт проверки готовности к отопительному периоду от __________ №_________.

______________________________________________________

(подпись, расшифровка подписи и печать уполномоченного

органа, образовавшего комиссию по проведению проверки

готовности к отопительному периоду)

Критерии
надежности теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий

1. Потребители тепловой энергии по надежности теплоснабжения делятся на три категории:

первая категория - потребители, в отношении которых не допускается перерывов в подаче тепловой энергии и снижения температуры воздуха в помещениях ниже значений, предусмотренных техническими регламентами и иными обязательными требованиями;

жилых и общественных зданий до 12°С;

промышленных зданий до 8°С;

2. При аварийных ситуациях на источнике тепловой энергии или в тепловых сетях в течение всего ремонтно-восстановительного периода должны обеспечиваться (если иные режимы не предусмотрены договором теплоснабжения):

подача тепловой энергии (теплоносителя) в полном объеме потребителям первой категории;

подача тепловой энергии (теплоносителя) на отопление и вентиляцию жилищно-коммунальным и промышленным потребителям второй и третьей категорий в размерах, указанных в ;

согласованный сторонами договора теплоснабжения аварийный режим расхода пара и технологической горячей воды;

согласованный сторонами договора теплоснабжения аварийный тепловой режим работы неотключаемых вентиляционных систем;

среднесуточный расход теплоты за отопительный период на горячее водоснабжение (при невозможности его отключения).

Таблица № 1

Обзор документа

Установлено, как оценивается готовность к отопительному сезону.

В этих целях проводятся проверки. В отношении муниципальных образований их осуществляет Ростехнадзор, по теплоснабжающим и теплосетевым организациям - органы местного самоуправления поселений/городских округов. Последние также контролируют потребителей теплоэнергии. Установлено, кто попадает в эту категорию.

Регламентировано, как проводится проверка.

Так, контрольные мероприятия осуществляет специальная комиссия, образованная указанными выше органами. При проверке потребителей в состав комиссии могут быть включены представители единой теплоснабжающей организации, а также той, к тепловым сетям которой непосредственно подключены теплопотребляющие установки.

Проверка проводится в соответствии с утвержденной программой. При этом члены комиссии могут не только знакомиться с документами, но и осматривать объекты проверки.

Установлены требования, проверяемые в отношении муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей теплоэнергии.

Например, в отношении теплоснабжающих и теплосетевых организаций проверяют наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб. Также внимание уделяют качеству теплоносителей, обеспечению безаварийной работы объектов, организации коммерческого учета приобретаемой и реализуемой теплоэнергии и др.

Проверка закрывается актом (утверждена его форма). При наличии замечаний к нему прилагается перечень нарушений, которые требуется устранить.

Лицам, к которым нет претензий, а также тем, кто вовремя устранил нарушения, выдается паспорт готовности к отопительному сезону. Срок - 15 дней (но не позднее 15 сентября - для потребителей теплоэнергии, 1 ноября - для теплоснабжающих и теплосетевых организаций, 15 ноября - для муниципальных образований).

Утверждены критерии надежности теплоснабжения с учетом климатических условий.