Понятие и виды и этапы допроса. Этапы производства допроса и задачи, решаемые на каждом этапе

восполнение пробелов свободного рассказа, уточнение неопределенных высказываний, выяснение противоречий;

оказание мнемической помощи допрашиваемому в целях более полного воспроизведения им отдельных эпизодов события, устранения противоречий;

получение контрольных данных для оценки и проверки показаний;

диагностика причин замалчивания допрашиваемым отдельных обстоятельств преступного события, психическое содействие в преодолении «барьеров умолчания», нейтрализация побуждающих к этомуі мотивов; я

диагностика и изобличение ложных показаний; Ш

оказание правомерного психического воздействия на допрашивае-* мое лицо в целях получения правдивых показаний.

Намечая стержневую линию допроса - систему узловых вопросов, необходимо уяснить и по возможности хронологически систематизировать совокупность исходных данных.

В ходе допроса недопустимо ослабление внимания к мелочам, отдельным, незначительным на первый взгляд деталям, попутным замечаниям, неконтролируемым проговоркам, ибо нельзя заранее знать, что в расследуемом уголовном деле окажется главным, а что второстепенным. Повышенное внимание должно проявляться и к умолчани-

ям, уходу от темы, нарушениям последовательности в ихюжении событий. Специальному анализу следует подвергать и слишком детальные описания с учетом предельных возможностей симультанного (одномоментного) восприятия и оперативного запоминания (пять объектов при симультанном восприятии и не более двух изменяющихся параметров при оперативном запоминании).

Показания, касающиеся количества объектов, их размеров, цвета, формы, взаимного расположения, требуют тщательной перепроверки. При этом следует учитывать возможные эффекты иллюзий, взаимовлияния цветов и другие факторы психологии восприятия. Необходимо точно устанавливать местоположение очевидца расследуемого события, физические условия восприятия, адаптированность и сенсибилизированность сенсорных систем наблюдателя, его личностную и ситуативную аперцептивность, индивидуальные особенности оценочных критериев, включенность наблюдателя в определенную деятельность.

При выявлении отдельных деталей события активизируется ассоциативная память допрашиваемого лица. Следователь, дознаватель может сталкиваться и с проявлениями речевой пассивности допрашиваемого, особенно в случаях сюжетной бедности расследуемого эпизода. В этих случаях активизация речевой деятельности допрашиваемого становится особой коммуникативной задачей следователя, существенное значение приобретает его ориентация в типе речевого поведения допрашиваемого субъекта.

Индивидуальные особенности речевой коммуникации могут образовывать особый тип поведения индивида (молчун, говорун, брюзга, краснобай, словесно-агрессивный тип и т. п.). У каждого человека есть свои сильные и слабые стороны речевого поведения.

В речевом контакте субъект не только решает конкретные задачи общения, но и реализует определенную личностную сверхзадачу: стремится создать хорошее впечатление о себе, продемонстрировать высоко ценимые им качества (лояльность, правдолюбие, информированность, независимость и т. п.). Одни люди придерживаются четкой речевой программы, другие - ригидны, не пластичны, не склонны к диалогу, они с трудом вступают в беседу, не позволяют прерывать свою речь, не терпят критических замечаний, чопорны, подвержены социально-ролевой стереотипизации.

Люди по-разному реагируют и на попытки их речевой активизации: одни легко откликаются на эмоциональные, содержательные вопросы, другие больше реагируют на вопросы, побуждающие к определенной деятельности. Для них существенно выговориться, высказаться по личностно доминирующим проблемам, проявить соответствующую

осведомленность; вопросы собеседника они «подтягивают» к своим «больным» темам. Иные склонны к абстрактно-интеллектуальным проблемам, к пространным репликам, к продолжению любой предложенной темы.

Тактическое обеспечение допроса имеет разносторонний, многогранный характер. В целях получения полных, правдивых показаний допрашиваемых лиц применяются различные тактические приемы. В основном для собирания достоверной информации, получаемой от допрашиваемых лиц, применяются приемы и правила логико-психологической природы. В их круг, в частности, включаются следующие:

1) создание благоприятных условий для продуктивного проявле- л ния психических способностей носителей искомой информации (например, путем активизации воспоминаний допрашиваемого лица на базе временной, предметной, событийной, пространственной, образной ассоциации, проведения допроса на месте расследуемого преступного события);

2) использование психологической реакции носителя информации на действия следователя, дознавателя (например, путем предъявления допрашиваемому предмета - вещественного доказательства);

3) использование следователем достоверных знаний или предположений о действиях, которые, исходя из психологических или иных особенностей носителя информации, он мог когда-то совершить, с демонстрацией этих знаний и результатов их реализации в присутствии допрашиваемого (например, путем обращения внимания владельца квартиры, в которой произошла инсценировка кражи, грабежа, на обнаруженные следы инсценировки);

4) намеренное побуждение носителя искомой информации к определенному поведению (например, даче правдивых показаний, проявлению так называемой виновной осведомленности) путем использования известных психических особенностей данного человека и ожидаемой с его стороны естественной реакции на соответствующие действия следователя, дознавателя.

В случае отказа какого-либо субъекта давать показания широко применяется метод убеждения. При его реализации рекомендуется выяснить мотивы и причины отказа, привлечь внимание к положительным сторонам личности собеседника и его поведению в быту, на работе, в прошлом или настоящем. Наряду с этим указанный метод может быть реализован на основе:

обращения к здравому смыслу собеседника, разъяснения возможности наступления нежелательных последствий правового характера

для него самого или других лиц в случае отстаивания неоптимальной позиции, объяснения социальной значимости его поведения и сведений, которыми он располагает;

оглашения и анализа собранных данных, уличающих собеседника в неискренности;

демонстрации возможности результативного решения анализируемой задачи независимо от позиции собеседника;

уведомления, что следователь располагает информацией об исследуемом факте, но собранные сведения могут быть оглашены лишь после того, как о нем сделает сообщение участник проводимого следственного действия;

проявления интереса к второстепенным, незначительным моментам и деталям на фоне подчеркнутого невнимания к основным элементам исследуемого преступного события для создания преувеличенного представления о характере и объеме осведомленности следователя;

демонстрации по ходу допроса осведомленности следователя, дознавателя об обстоятельствах и деталях жизнедеятельности допрашиваемого лица (на основе знаний, полученных заблаговременно путем тщательного изучения его прошлого) в целях создания у допрашиваемого представления о том, что следователю все известно, включая обстоятельства расследуемого события и его роль в нем.

Получению искомой информации путем допроса способствует тактически грамотное предъявление вещественных доказательств. Особенно эффективным это средство тактического воздействия может быть в отношении лиц, отказывающихся сообщить известные им сведения, а также лиц, дающих ложные показания.

Ложь - это средство управления поведением других людей путем их дезинформации. Однако ложь не «явление в себе», она распознаваема. В сознании лжеца «конкурируют» две сферы возбуждения: очаг чувственно бедных ложных конструкций, тормозимый субъектом, и непроизвольно функционирующий очаг живых образных представлений подлинного преступного события.

Лицо, противодействующее досудебному следствию и дающее заведомо ложные показания, вступает со следователем в противоборство, прогнозирует его возможные действия, пытается осуществить рефлексивное управление деятельностью следователя, оценивает, как эти показания воспринимаются и используются им. Следователю как бы предлагаются основания таких решений, в которых заинтересован допрашиваемый. При этом можно выделить два варианта ложных показаний: ложь активную и ложь пассивную.

При активной лжи допрашиваемый стремится создать целостную псевдомодель криминального события, увязать его элементы, выдумать причинно-следственные связи, соотнести их с определенным местом и временем. Однако ряд повторных детализирующих допросов неизбежно ведет к вариациям вымысла, к нестыковке отдельных узлов псевдомодели расследуемого события, причем чем меньше правды в показаниях, тем успешнее происходит их изобличение.

Большую сложность представляют случаи, когда допрашиваемый, хорошо знающий обстоятельства уголовного дела, вводит в подлинную модель события лишь отдельные ложные детали. Но даже единственная вымышленная деталь криминального события не может быть охвачена сознанием лгущего во всем многообразии ее проявле- л

Поэтому важными задачами допроса и досудебного расследования ■ в целом являются распознавание ложных показаний и преодоление \ установки на них допрашиваемого лица. Стереотипные, заученные ложные показания выдают себя бедностью эмоционального фона и косной неизменяемостью, тогда как образные представления характеризуются соответствующей динамикой и эмоциональной насыщенностью. Одна и та же стереотипная речевая формулировка в показаниях нескольких лиц, как правило, свидетельствует о сговоре в даче ложных показаний. Иногда лгущий утрирует свое «незнание», что также изобличает его. Кроме того, он не осведомлен, как продвигается расследование, какими уличающими его доказательствами уже располагает следствие.

Распознавание и преодоление установки допрашиваемого лица на дачу ложных показаний требуют от следователя, дознавателя анализа мотивов лжи и прогнозирования тех побуждений, которые могут привести к «раскрытию» данной личности, анализа тех ситуаций, в которых человек делает откровенные признания. Следователь, дознава- А тель должен также определить границы зоны контроля (какая именноЯ истина скрывается, камуфлируется ложными утверждениями). 1

Общая задача допроса заключается в получении полных и достоверных сведений о расследуемом событии, т.е. таких сведений, которые соответствуют действительности. Достоверность получаемых следователем сведений зависит от позиции допрашиваемого лица -- желает оно давать правдивые показания или намерено скрывать правду. Таким образом, следователь, в целях получения достоверных сведений от допрашиваемого лица, должен: а) зафиксировать в протоколе правдивые и достоверные показания; б) вскрыть возможное добросовестное заблуждение допрашиваемого лица и оказать ему помощь в правильном воспроизведении ранее воспринятых обстоятельств; в) изобличить во лжи лицо, умышленно скрывающего правду, и добиться получения от него правдивых и достоверных показаний.

Виды допроса: 1. По процессуальному положению допрашиваемого: допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, эксперта, специалиста. 2. В зависимости от возраста допрашиваемого: допрос совершеннолетнего, несовершеннолетнего, малолетнего. 3. В зависимости от того, допрашивалось ли ранее лицо по данным обстоятельствам: допрос первичный (первоначальный), дополнительный, повторный.

Структурно допрос состоит их трех этапов: подготовительного (подготовка допроса), рабочего (собственно допрос) и заключительного.

Допрос несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, свидетелей и потерпевших имеет некоторые особенности, обусловленные возрастом, социально-демографическими, нравственно-психологическими особенностями допрашиваемых.

К особенностям, определяющим специфику допроса несовершеннолетних, относятся: меньший, чем у взрослых, объем знаний и опыта; меньшая способность к сосредоточенному вниманию; повышенная внушаемость; меньшее развитие аналитических способностей при восприятии и оценке воспринятого; тенденция к смешению реально воспринятого и воображаемого; эмоциональность суждений и действий.

Несовершеннолетние уступают взрослым и в способности осознать событие в целом, они не всегда могут выделить главное, обращая внимание лишь на те факты, которые им интересны или произвели сильное эмоциональное впечатление.

Несовершеннолетние допускают ошибки при определении расстояний, промежутков времени, последовательности действий и событий.

Несовершеннолетние быстрее забывают воспринятые события и в то же время исключительно точно воспринимают и прочно удерживают в памяти те события, которые их заинтересовали.

Несовершеннолетние обладают повышенной эмоциональной возбудимостью, некоторой неуравновешенностью характера, им присущи быстрые смены настроения и форм поведения, что сказывается на показаниях.

Поведение несовершеннолетнего во время допроса нередко обусловлено стремлением к демонстрации и отстаиванию своей зрелости и самостоятельности, гипертрофированным представлением о дружбе, боязнью отрицательной оценки со стороны ближайшего окружения.

Поскольку перечисленные и другие особенности физического и психического развития несовершеннолетних находят свое одинаковое проявление в их поведении на допросе, постольку их допрос имеет общие черты независимо от процессуального положения.

Лицо, не достигшее возраста 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок вызова допускается лишь в случае, когда это обусловливается обстоятельствами уголовного дела (ч. 4 ст. 188 УПК).

Повестка адресуется одному из родителей или опекуну, попечителю, администрации учреждения, в котором воспитывается несовершеннолетний. При этом в повестке о вызове свидетеля, не достигшего 16-летнего возраста, не упоминается об ответственности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также свидетеля и потерпевшего за уклонение от явки в органы предварительного расследования.

Допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте допрос до 18 лет проводится с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель (ч. 1 ст. 191 УПК).

В случае необходимости участия в допросе несовершеннолетнего его родителей или иных законных представителей (ч. 1 ст. 191, ст. 426 УПК)

Подготовка к допросу - одно из основных условий получения от допрашиваемого достоверных и полных показаний. При этом следователю необходимо:

1. Решить вопрос о месте допроса несовершеннолетнего. По общему правилу, несовершеннолетние допрашиваются в месте производства следствия, а по усмотрению следователя - в месте нахождения несовершеннолетнего.

2. Определить день и время допроса. Актуальность своевременного допроса состоит в том, что несовершеннолетние довольно легко поддаются преднамеренному и непреднамеренному внушению, в результате чего могут незаметно для себя подменить собственное восприятие высказываниями других лиц, с которыми они общались до допроса. Если в результате сильных переживаний от увиденного (услышанного) у несовершеннолетнего наступила психологическая заторможенность, то допрос следует отложить до тех пор, пока он сможет давать показания.

3. Получить информацию о личности несовершеннолетнего. Для установления психологического контакта и определения тактики допроса несовершеннолетнего необходимо выяснить: отношение к сверстникам (чувство товарищества, чуткость, безразличие, неприязненные отношения и т. п.), черты характера (упрямство, лживость и др.), круг интересов и увлечений, а также иные данные, относящиеся к социально-демографической и нравственно-психологической характеристикам несовершеннолетнего. Поэтому необходимо тщательно изучить материалы уголовного дела с точки зрения получения указанных сведений, а также допросить родителей или законных представителей несовершеннолетнего, педагогов и других лиц.

4. Определить круг участников допроса и обеспечить их явку, имея при этом в виду, что: 1) при допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель (ч. 1 ст. 191 УПК); 2) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей (ч. 3 ст. 425 УПК); 3) в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно (ч. 4 ст. 425 УПК).

Кроме того, в случае необходимости может быть приглашен переводчик или лицо, владеющее навыками судоперевода (ст. 59, 169 УПК).

Решая вопрос об участии перечисленных лиц в допросе несовершеннолетнего свидетеля, потерпевшего или обвиняемого, следует руководствоваться требованиями закона и учитывать ряд тактических соображений.

Выбор педагога должен осуществляться с учетом возраста допрашиваемого и ряда других факторов. В частности, допрос малолетних свидетелей целесообразно производить с участием педагога, работающего в дошкольном воспитательном учреждении, или преподавателя начальных классов, а допрос учащихся младших и старших классов - с участием педагогов, преподающих в соответствующих классах.

5. Подготовить доказательства, которые будут предъявлены во время допроса, предусмотрев возможные аргументы на случай, если допрашиваемый попытается их опорочить или опровергнуть.

В каждом конкретном случае следователь должен решить вопрос о том, какого педагога - знакомого или незнакомого допрашиваемому - следует пригласить для участия в допросе. Прежде всего из числа педагогов, которые могут быть приглашены для участия в допросе несовершеннолетнего обвиняемого, следует исключить классного руководителя, так как он должен быть допрошен в качестве свидетеля. Если между несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым) и преподавателями учебного заведения, где он обучался или обучается, сложились неприязненные отношения, то участие кого-либо из них в допросе может привести к осложнениям в установлении психологического контакта с допрашиваемым. Поэтому до начала допроса целесообразно разъяснить подозреваемому (обвиняемому) порядок допроса и выяснить, в присутствии какого педагога - знакомого или незнакомого - он предпочитает давать показания.

По делам о половых преступлениях следователь должен принять меры к тому, чтобы в допросе принимал участие педагог того же пола, что и допрашиваемый. Стеснение, которое испытывают несовершеннолетние в ходе такого допроса в присутствии лиц другого пола, может не только отрицательно отразиться на полноте показаний, но и причинить им моральную травму.

Принимая решение об участии в допросе несовершеннолетнего его родителей или иных законных представителей, нужно иметь в виду следующее. Вызов указанных лиц целесообразен, когда без них невозможно установить контакт с допрашиваемым. Если роль родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего неясна или не исключена возможность склонения ими допрашиваемого к ложным показаниям либо их присутствие будет стеснять несовершеннолетнего, то этих лиц нежелательно вызывать для участия в допросе.

Участие в допросе несовершеннолетнего его законных представителей крайне нежелательно, если предметом допроса являются их действия.

С собой осторожностью следует подходить к решению вопроса об участии родителей в допросе несовершеннолетней потерпевшей по делу о половом преступлении, так как тяжелые переживания потерпевшей усугубляются тем, что она вынуждена в присутствии родителей давать показания о совершенном насилии. Учитывая деликатность ситуации, нужно выяснить мнение потерпевшей относительно участия в допросе кого-либо из ее родителей.

Приглашать для участия в допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) его родителей следует лишь тогда, когда установление психологического контакта с допрашиваемым вызывает затруднения. Если такой контакт установлен, то участие родителей нежелательно, так как они нередко пытаются повлиять на допрашиваемого в соответствии со своими интересами. Кроме того, допрашиваемый в присутствии родителей испытывает неловкость, отвлекается от задаваемых вопросов, дает ответы в зависимости от реакции родителей и т. п.

Присутствие врача при допросе несовершеннолетнего может быть признано необходимым в случае отсталости допрашиваемого в физическом или психическом развитии, а также в случае его болезни.

6. Побеседовать с участниками предстоящего допроса. В ходе беседы целесообразно: а) разъяснить участникам допроса их роль в допросе и предусмотренные законом права; б) выяснить особенности психологии допрашиваемого; в) выяснить характер взаимоотношений несовершеннолетнего с другими участниками производства по уголовному делу; г) предупредить участников допроса о недопустимости постановки допрашиваемому наводящих вопросов и высказывания в адрес допрашиваемого нравоучений и критических замечаний по поводу его поведения и содержания показаний, пререканий между собой и других действий, которые могут осложнить обстановку на допросе.

При наличии данных о том, что несовершеннолетний свидетель (потерпевший) неконтактен с посторонними, его родителям или педагогу можно поручить постановку определенных вопросов в присутствии следователя.

7. Составить план беседы с допрашиваемым на подготовительной стадии допроса. Следователь должен очень серьезно относиться к подготовительной стадии допроса, так как в ней берет начало психологический контакт между ним и допрашиваемым. При всей своей неопытности несовершеннолетние тем не менее тонко чувствуют фальшь, а поэтому в ходе подготовки к допросу нужно определить круг интересов и увлечений несовершеннолетнего и проявить к ним искренний интерес с тем, чтобы беседа не оказалась вымученной, тягостной, и в силу этого не способствующей установлению психологического контакта.

8. Составить план допроса несовершеннолетнего. При составлении плана допроса необходимо тщательно продумать формулировки вопросов, которые предстоит задать допрашиваемому лицу. Вопросы должны быть понятны и недвусмысленны. Недопустима постановка наводящих вопросов. Для того чтобы интересующие следователя вопросы не оказали на допрашиваемого внушающего воздействия, их не следует выделять среди «нейтральных» вопросов изменением интонации, повышением или понижением тона, сопровождением вопроса жестами и т. п.

Составляя планы беседы и допроса, целесообразно получить консультацию педагога, врача и поинтересоваться у родителей или других законных представителей, какие вопросы они считают необходимым задать несовершеннолетнему во время допроса.

9. Подготовить средства фиксации показаний. Для фиксации показаний, помимо бланков протокола допроса, могут применяться технические средства фиксации. До начала допроса следует проверить не только их наличие, но и готовность к фиксации показаний, с тем, чтобы не пришлось приводить их в рабочее состояние во время допроса.

Тактические приемы, опирающиеся на психическое воздействие, должны отвечать требованию избирательности. Необходимо, чтобы они оказывали соответствующее воздействие только в отношении лица, скрывающего правду, препятствующего установлению истины, и были нейтральны в отношении незаинтересованных лиц*.

Процесс формирования показаний

Процесс формирования показаний . Сообщаемые допрашиваемыми сведения анализируются не только по окончании допроса , но и в ходе его проведения. При этом в них выделяются внутренние противоречия, различные несоответствия прежним показаниям допрашиваемого лица и другим доказательствам , собранным по делу.

Разумеется, встречающиеся в показаниях пробелы, неточности, противоречия еще не свидетельствуют о ложности сообщаемых сведений. Различные искажения в показаниях возможны и у вполне добросовестных лиц в силу действия разнообразных психологических закономерностей, определяющих содержание будущих показаний от момента восприятия того или иного события до передачи информации о нем на допросе и фиксации ее в установленной законом форме.

Получение и накопление информации

Получение и накопление информации . Психологический процесс формирования показаний начинается с ощущений , которые, отражая отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира, участвуют в своем совокупном действии в создании целостного образа вещей и событий. Подобное целостное отражение, именуемое восприятием , не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания. Восприятие характеризуется прежде всего осмысленностью, теснейшей связью с мышлением, пониманием сущности предметов и явлений. Все это обеспечивает глубину, точность запечатлеваемых образов и предостерегает от многих ошибок, оптических, слуховых и других иллюзий и искажений, свойственных органам чувств. И хотя органы чувств сами по себе способны реагировать на внешние раздражения лишь в определенных пределах (человек видит на ограниченном расстоянии и при определенных условиях освещения, слышит в ограниченном диапазоне звуковых частот, различает не все цвета спектра), однако упражняемость, тренированность органов чувств, их взаимодействие расширяют границы чувствительности.

Например, педагоги, тренеры, спортсмены и другие лица, чья деятельность связана с постоянной необходимостью точного отсчета времени, опережают других в более правильном определении времени. Шоферы и автоинспекторы, как правило, с большой точностью могут судить о скорости транспортных средств, а лица, чья деятельность связана с изготовлением красок или процессом крашения, могут различать такие цветовые оттенки, которые остаются далеко за пределами возможностей восприятия лиц других профессий.

Наличие в показаниях перечисленных данных тем не менее еще не исключает ложного признания, поскольку допрашиваемый, оговаривая себя, может знать о подробностях преступления от лица, действительно его совершившего, или других лиц. Например, известную трудность для разоблачения представляет ложное признание, которое приносится с целью оградить от ответственности своих близких. Поэтому для распознавания подобных случаев нужно внимательно изучать личностные особенности допрашиваемого, его связи и не торопиться с исключением версии о совершении преступления другими лицами. В разоблачении самооговора большое значение имеют проверка показаний на месте, проверка алиби и тщательное, скрупулезное сопоставление полученных признательных показаний с другими добытыми по долу данными.

При участии в допросе подозреваемого (обвиняемого) защитника тактический рисунок следственного действия усложняется. Нельзя не учитывать, что защитник, имея право задавать вопросы (отведенные следователем вопросы подлежат занесению в протокол), может в значительной мере повлиять на ход следственного действия и его результаты. Поэтому необходимо особенно тщательно готовиться к такому допросу, предусмотреть позицию, которую займет защитник, с тем чтобы не упустить инициативу и при недобросовестных намерениях защитника не дать ему возможности помешать установлению истины.

Допрос обвиняемого производится

В-четвертых, следователю нужно заранее оценить каждое из имеющихся доказательств, выявить наиболее эффективную логическую связь между ними и попытаться предусмотреть те доводы и аргументы, которые допрашиваемый может заявить при использовании доказательств на допросе .

В-пятых, перед предъявлением доказательств на допросе нужно предусмотреть такое их сочетание, которое было бы неожиданным для допрашиваемого и ограничивало бы тем самым его возможности для ложного истолкования обстоятельств, связанных с этими доказательствами . Существенное значение приобретает и выбор наиболее удобного момента для предъявления доказательств. Поэтому чрезвычайно важно временно оставлять допрашиваемого в неведении относительно имеющихся у следователя доказательств, чтобы затем иметь возможность использовать фактор их внезапного предъявления.

В-шестых, нужно всегда помнить и учитывать эмоциональную силу отдельных доказательств, их особое психологическое воздействие .

В-седьмых, в распоряжении следователя должен остаться достаточный резерв доказательств на тот случай, если первая попытка получить правдивые показания окажется безрезультатной.

Особенности тактики допроса несовершеннолетних

Тактика допроса на очной ставке

Очная ставка является самостоятельным следственным действием. По существу это допрос двух ранее допрошенных лиц в присутствии друг друга по поводу существенных противоречий, возникших между их показаниями . Если эти лица раньше не знали друг друга, то до очной ставки проводится предъявление для опознания, разумеется если один из них или оба могут и готовы участвовать в опознании.

Следователь проводит очную ставку, когда ему необходимо выяснить, кто из двух допрошенных лиц дает ложные показания. В этом случае на очной ставке происходит своеобразное столкновение показаний, проверка их на прочность. По интонации, экспрессивным движениям каждого из допрашиваемых, по тому, как они реагируют на противоречия между их показаниями, следователь может судить о правдивости или ложности сообщенных ими сведений. Очная ставка может быть использована для оказания допрашиваемому помощи в припоминании заблуждения. Очная ставка является также и эффективным средством психологического воздействия на лицо, дающее ложные показания. При этом особую роль играет эффект непосредственного эмоционального воздействия одного лица на другое, особенно в тех случаях, когда допрашиваемый не знал, что есть очевидцы совершенного преступления , либо надеялся, что против него показания не будут даны.

Очная ставка является довольно сложным следственным действием, в определенных случаях даже рискованным, поскольку возможно и отрицательное воздействие допрашиваемого на лицо, дающее правдивые показания. Кроме того, обвиняемые на очной ставке могут договориться между собой и согласовать свои ложные показания, чему следователь не всегда в состоянии помешать. При наличии таких опасений лучше не спешить с очной ставкой и попытаться устранить возникшие противоречия другим путем, например за счет воспроизведения звукозаписи показаний либо предъявления видеозаписи допроса. Точно также очную ставку между несовершеннолетним и взрослым целесообразно проводить лишь в тех случаях, когда следователь уверен, что взрослый допрашиваемый не окажет негативного воздействия на показания несовершеннолетнего.

Перед очной ставкой необходимо тщательно изучить показания допрашиваемых, учесть их взаимоотношения, выяснить сущность возникших противоречий, наметить вопросы, которые должны быть заданы, их последовательность, и решить вопрос о том, кто будет первым допрашиваться на очной ставке. Обычно первым допрашивается лицо, дающее, по мнению следователя, правдивые показания. Хотя в некоторых ситуациях можно поступить и наоборот в расчете на то, что ложные показания, затрагивающие интересы другого допрашиваемого, вызовут у него возмущение. В результате он может сообщить факты, о которых до этого умалчивал.

Одной из задач очной ставки является получение хотя бы от одного из допрашиваемых новых сведений о таких эпизодах, обстоятельствах и деталях происшедшего, о которых до показаний этого допрашиваемого на очной ставке не сообщалось и которые можно было бы подтвердить имеющимися данными либо при проведении других следственных действий. Поэтому следователь должен заранее ограничить объем сообщаемой допрашиваемым информации с тем, чтобы другой допрашиваемый мог проявить свою осведомленность и дать показания, выходящие за пределы того, что было сообщено на очной ставке. Только в этом случае следователь может быть уверен, что показания, полученные на очной ставке, не являются результатом наводящего характера показаний другого лица.

Фиксация хода и результатов допроса и очной ставки

Полученные от допрашиваемого показания заносятся в протокол допроса в первом лице и по возможности дословно. В случае необходимости записываются заданные вопросы и ответы. По просьбе допрошенного лица ему предоставляется возможность записать свои показания собственноручно. Показания каждого из допрашиваемых записываются в той очередности, в какой они давались.

В целях наиболее полной и точной фиксации показаний предпочтительнее производить допрос, а также очную ставку по отдельным эпизодам, стадиям, используя при необходимости по ходу следственного действия краткие черновые записи. Избежать искажений и утраты информации в ходе допроса, очной ставки и процессуального закрепления их результатов помогает звуко-, видеозапись. Особенно целесообразно ее использовать при фиксации показаний несовершеннолетних и малолетних, при допросе с участием переводчика, а также допросе лиц, находящихся в результате ранения либо болезни в тяжелом, опасном для жизни состоянии. Важное тактическое значение звуко- и видеозапись имеет при допросах лиц, дающих ложные показания либо склонных к изменению показаний и оговору следователя в применении незаконных методов допроса.

Видеозапись (киносъемка) является эффективным средством фиксации показаний при допросах глухонемых, поскольку позволяет при возникновении сомнений проверить правильность и полноту перевода и устранить допущенные неточности. При применении в ходе допроса либо очной ставки видеозаписи (киносъемки) необходимо обеспечить достаточное освещение, полную фиксацию всего процесса следственного действия от начала и до конца, всех нюансов мимики, жестикуляции допрашиваемого и переводчика.

Звуко- и видеозапись может оказать на допрашиваемого и дисциплинирующее воздействие, особенно когда он, отказываясь от показаний, ведет себя вызывающе, допускает угрозы и оскорбления в адрес свидетелей и потерпевших , с которыми проводится очная ставка.

По окончании допроса протокол предъявляется допрошенному лицу для прочтения или по просьбе допрошенного прочитывается ему следователем. Допрошенное лицо имеет право требовать дополнения протокола и внесения в него поправок, которые подлежат обязательному занесению в протокол. В конце протокола перед подписью допрошенного лица отмечается, прочитал ли он протокол лично или же он ему был зачитан следователем. Если протокол написан на нескольких страницах, допрошенный подписывает каждую страницу отдельно.

Каждый следователь, даже начинающий, знает, что допрос — самое распространенное следственное действие, но не каждый, даже опытный его коллега, всегда сможет провести любой допрос на должном уровне.

Допрос — следственное действие , содержанием которого является получение и фиксация показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, эксперта или специалиста об известных им фактах, имеющих значение для установления истины по уголовному делу о преступном событии.

Криминалистическая сущность допроса заключается в востребовании от лица показаний с использованием тактических приемов и мер процессуального принуждения, применяемых в соответствии с правилами, установленными уголовно-процессуальным законом.

1. В зависимости от процессуального положения допрашиваемого: а) допрос подозреваемого; б) допрос обвиняемого; в) допрос свидетеля; г) допрос потерпевшего; д) допрос эксперта.

2. В зависимости от возрастных особенностей допрашиваемого субъекта: а) допрос взрослого; б) допрос несовершеннолетнего.

3. В зависимости от состава участников: а) единоличный допрос.ища. процессуальное положение которого определено; б) одновременный допрос двух проходящих по делу лиц (очная ставка); в) допрос с участием третьих лиц (защитника, переводчика, педагога, психолога, специалиста, законного представителя и др.).

4. В зависимости от последовательности: первичный и повторный допросы.

5. В зависимости от содержания: основной и дополнительный допросы.

При первоначальном и основном допросах в полном объеме выясняются обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела. Целями повторного допроса являются: детализация ранее полученных показании, их уточнение; получение повторных показаний для сравнения их с первоначальными на предмет выявления между ними противоречий; склонение допрашиваемого к изменению занятой им неправильной позиции и получение от него правдивых показаний. Дополнительный допрос направлен на восполнение уже полученных показаний.

6. В зависимости от сложившейся ситуации: а) допрос в бесконфликтной ситуации; б) допрос в конфликтной ситуации.

В свою очередь показания по отношению к истине по делу могут быть подразделены: а) на правдивые и ложные; б) достоверные и недостоверные; в) оговор и самооговор.

Ложные показания от недостоверных отличаются тем, что в первом случае лицо сознательно искажает истину с целью ввести следствие в заблуждение, а во втором — добросовестно заблуждается в силу различных объективных и субъективных причин.

От вида допроса зависят многие обстоятельства, например, разные участники процесса имеют разные права и обязанности; в зависимости от очередности и содержания допроса меняется круг вопросов, которые необходимо выяснить допрашивающему. Следовательно, меняется и тактика допроса, однако предусмотренные в законе обязательные требования к порядку проведения допроса остаются неизменными.

К допросу, как и к любому следственному действию, предъявляются определенные требования . Их иногда еще называют общетактическими положениями допроса . К ним можно отнести:

1) законность — допрос должен проводиться при наличии достаточных к тому основании и с соблюдением всех закрепленных в законе требований (правовых гарантий его проведения);

2) активность — допрашивающий должен не просто фиксировать показания, а прилагать максимум усилий для достижения цели допроса: выявления сведений, имеющих значение для расследуемого уголовного дела;

3) целеустремленность при допросе выражается в получении только информации, имеющей значение для дела, в отсеивании криминалистически бесполезных сведений;

4) учет психологических особенностей личности допрашиваемого;

5) полнота и объективность — показания допрашиваемого получаются и фиксируются без сокращений и литературной обработки.

Соблюдение этих общих требований при проведении допроса является, безусловно, очень важным делом. Но законность производства допроса занимает среди этих требований центральное место, поэтому нуждается в более детальном рассмотрении.

Обоснованное проведение допроса заключается в том, что:

1. Ряд лиц освобождаются от дачи показании:

А) судья, присяжный заседатель — об обстоятельствах уголовного дела, которые стали ему известны в связи с участием в производстве по данному уголовному делу;

Б) адвокат, защитник подозреваемого, обвиняемого — об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием;

В) адвокат — об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с оказанием юридической помощи;

Г) священнослужитель — об обстоятельствах, ставших ему известными из исповеди;

Д) потерпевший и свидетель, строящие показания на догадке, предположении, слухе, а также свидетель, который не может указать источник своей осведомленности;

Е) лица, психическое или физическое состояние которых не позволяет воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания.

2. Допрос лиц, пользующихся иммунитетом в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось. Информация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется МИД России.

3. Некоторые лица могут быть допрошены только по их просьбе или с их согласия:

А) подозреваемый, обвиняемый и их близкие родственники;

Б) член Совета Федерации, депутат Государственной Думы — об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с осуществлением ими своих полномочии;

В) депутаты законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Данное ограничение не распространяется на действия депутата, связанные с преступлениями против личности, а также на иные действия депутата, не связанные с осуществлением им своих полномочий;

Г) Президент Российской Федерации;

Д) Президент Российской Федерации, прекративший свои полномочия, если допрос осуществляется в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента, за исключением случая лишения его неприкосновенности;

Е) Уполномоченный по правам человека об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением его обязанностей;

Ж) редакция, главный редактор — от сообщения сведений о лице, предоставившем информацию, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации;

З) повторный допрос обвиняемого по тому же обвинению в случае его отказа от дачи показаний.

Соблюдение требований закона при проведении допроса заключается в том, что:

1) допрос проводится по месту производства предварительного следствия. Следователь вправе, если признает это необходимым, провести допрос в месте нахождения допрашиваемого;

2) допрос в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства;

3) перед допросом следователь обязан удостовериться в личности допрашиваемого, разъясняет ему права, обязанности, ответственность и порядок допроса;

4) перед допросом у обвиняемого выясняют, признает ли он себя виновным, желает ли давать показания и на каком языке (ч. 10 ст. 166 и ч. 2 ст. 173 УПК РФ);

5) в случае согласия лиц, обладающих свидетельским иммунитетом, давать показания следователь обязан предупредить указанных лиц о том, что их показания могут использоваться в качестве доказательств в ходе дальнейшего производства по делу, в т.ч. и в случае их последующего отказа от этих показаний;

6) перед допросом подозреваемый и обвиняемый вправе иметь свидание с защитником наедине и конфиденциально, причем обвиняемый — без ограничения их числа и продолжительности. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов;

7) при допросе подозреваемого и обвиняемого необходимо участие защитника, т.к. их показания, данные в ходе досудебного производства по делу в отсутствие защитника, включая случаи отказа от защитника, и не подтвержденные в суде, относятся к недопустимым. Участие защитника при допросе несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого обязательно;

8) допрос потерпевшего и свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя н в возрасте от 14 до 18 лет производится с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога и психолога обязательно;

9) допрос не может длиться непрерывно более 4 часов. Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на 1 час для отдыха и принятия пищи, причем общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать 8 часов. Для несовершеннолетнего продолжительность допроса не должна превышать 2 и 4 часов соответственно. При наличии медицинских показании продолжительность допроса устанавливается на основании заключения врача;

10) при производстве допроса недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья участвующих в допросе лиц;

11) при производстве допроса недопустимо задавать наводящие вопросы;

12) показания допрашиваемого должны быть процессуально оформлены и удостоверены его подписью, подписывается также каждая страница протокола;

13) допрашиваемый должен быть ознакомлен с содержанием протокола и ему должно быть разъяснено право делать замечания, уточнения и дополнения, подлежащие занесению в протокол;

14) в остальном следователь свободен при выборе тактики допроса.

Самое тщательное соблюдение процессуальных норм еще не означает полную гарантию соблюдения законности. Допрос относится к числу таких следственных действий, тактика которых имеет ярко выраженный этический аспект. Рекомендуется соблюдать этические нормы: а) при допросе лиц, находящихся с обвиняемым в близких отношениях; б) при процедуре предупреждения свидетелей и потерпевших об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний; в) при разъяснении подозреваемому и обвиняемому значения чистосердечного раскаяния как обстоятельства, смягчающего ответственность; г) при разъяснении значения доказательств, в особенности тех, которые подверглись экспертному исследованию; д) при выяснении обстоятельств, связанных с интимной стороной жизни проходящих по делу лиц; е) при использовании следователем своих полномочий для решения вопроса об удовлетворении ходатайств; ж) относительно внешнего вида и манеры поведения следователя.

Одежда следователя должна быть консервативной, не иметь ярких аксессуаров - для мужчин — это галстук и пиджак, если погода позволяет не снимать его, то лучше оставаться в пиджаке.

Следователь, даже с учетом того, что он относится к стороне обвинения, ни в коем случае не должен занимать обвинительную позицию. Лучше оставаться на позиции лица, которого интересует только установление истинных обстоятельств расследуемого уголовного дела. Следует избегать таких спорных тем, как религия, политика и расовые вопросы, а также крайних слов и выражений («убил», «украл» и т.п.), лучше применять нейтральные выражения — «как поступил», «что сделал».

Целями допроса является установление обстоятельств, имеющих значение для дела:

А) обстоятельств, подлежащих доказыванию;

Б) взаимоотношений между подозреваемым, обвиняемым, свидетелем и потерпевшим;

В) определение возраста несовершеннолетнего обвиняемого (число, месяц и год рождения), условий его жизни и воспитания, уровня психического развития и иных особенностей личности, влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц: родственников, педагогов, соседей и др.

Итак, допрос — это следственное действие, содержанием которого является получение и фиксация показаний свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, эксперта или специалиста об известных им фактах, имеющих значение для установления истины по уголовному делу о преступном событии.

Можно выделить следующие виды допроса:

  • по процессуальному положению допрашиваемого: допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого, эксперта, специалиста;
  • в зависимости от возраста допрашиваемого: допрос совершеннолетнего, несовершеннолетнего, малолетнего;
  • в зависимости от того, допрашивалось ли ранее лицо по данным обстоятельствам: допрос первичный (первоначальный), дополнительный, повторный.
  • Особый вид допроса — допрос на очной ставке.

Основы тактики допроса:

  • требования, предъявляемые к допросу: объективность, полнота, целеустремленность, активность допроса;
  • критерии применения тактических приемов допроса: законность и нравственность, научность, целесообразность.

2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ДОПРОСА

Этапы допроса : подготовительный, рабочий и заключительный.

Подготовка к допросу начинается с собирания исходных данных, относящихся к предмету допроса. С этой целью изучаются материалы уголовного дела, сведения, которыми располагают органы дознания, имеющиеся вещественные доказательства, специальная литература, используется помощь специалистов.

Следующим важным элементом подготовки является изучение личности допрашиваемого. Данные о его личности служат основой для прогнозирования поведения допрашиваемого, его реакции на поставленные вопросы и предъявляемые доказательства и, в конечном счете, для определения (изменения) тактики допроса.

Изучение личности допрашиваемого, которое начинается с момента принятия решения о допросе, может быть условно разделено на два этапа: до проведения допроса и в ходе него.

Изучение личности допрашиваемого может осуществляться методами, которые разработаны и применяются в психологии и педагогике: наблюдение, беседа, эксперимент, метод независимых характеристик, биографический метод.

Данные методы могут применяться как самостоятельно, так и при производстве других следственных действий. В ходе осмотра места происшествия, обыска и выемки особое внимание следует обращать на обнаружение личных записей допрашиваемого, к которым относятся дневники, письма, записные книжки, телеграммы, записи расходов и т.п.

Во время допроса необходимо контролировать реакции допрашиваемого, особое внимание обращая на те, которые могут свидетельствовать о его неискренности: крайний автоматизм изложения показании, излишне категоричные суждения обо всех деталях выясняемых обстоятельств; неестественно экспансивное обвинение других в неискренности, нарочито громкое возмущение их поведением; слишком подробные и эмоциональные показания об обстоятельствах, не имеющих значения для дела, или, судя по всему, не воспринимавшихся допрашиваемым; умолчание о факте, существенном для дела и, по всей вероятности, хорошо известном допрашиваемому; проговорка о какой-либо значимой детали выясняемого преступного события при утверждении, что он об этом событии совсем забыл; неадекватно преувеличенная реакция на заданный в числе нейтральных критический вопрос; внешние проявления внутреннего напряжения: покраснение лица, дрожание рук, ног и т.п.

Определение времени допроса. При определении времени допроса следует учитывать требования закона, связанные с процессуальным положением лица: подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела или фактического задержания, а обвиняемый — немедленно после предъявления ему обвинения. В остальных случаях во внимание принимается тактическое значение фактора времени, связанное с реализацией информации, имеющейся в распоряжении следователя. Допрос обычно производится после того, как эта информация использована в процессе доказывания.

Определение очередности допросов. Очередность допросов выбирается в зависимости от:

Объема сведений, которыми может располагать конкретное лицо;

Его отношения к предмету допроса;

Его взаимоотношений с участниками процесса;

Обстановки допроса;

Отношения допрашиваемого к правоохранительным органам и т.п. Указанные и некоторые другие обстоятельства влияют и на выбор способа вызова гражданина на допрос.

Последовательность допроса проходящих по делу лиц может определяться с учетом следующих рекомендаций: допрашивать в первую очередь следует тех, от кого можно ожидать правдивых показаний; либо тех, кто мог лучше воспринять событие, запомнить и рассказать о нем; прежде всего нужно допрашивать свидетелей, которые могут сообщить важные сведения о личности подозреваемого, потерпевшего и других участников преступного события; при прочих равных условиях прежде допрашиваются лица, способные изложить обстоятельства, более ранние по ходу события; раньше других следует допрашивать лиц, подчиненных по службе подозреваемому (обвиняемому) с тем, чтобы последний не успел повлиять на свидетеля; не нужно торопиться допрашивать тех, кто может передать подозреваемому или обвиняемом}" то, чем интересуется следователь.

Определение и подготовка места допроса. При допросе особое внимание уделяется общению с глаза на глаз, что является принципиальным психологическим условием успешного проведения допроса, за исключением случаев, когда участие третьих лиц предписано законом.

Допрос дружественно настроенных свидетелей и потерпевших может быть проведен по месту их жительства и работы (учебы). Остальных лиц рекомендуется допрашивать в непривычной для них официальной обстановке, поскольку большинство людей психологически считают себя в безопасности только в знакомой среде.

В некоторых случаях место допроса следует специально подготовить. В первую очередь следует позаботиться о собственной безопасности, убрать из помещения ножницы и т.п. предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия. На стенах кабинета не должно быть картин и плакатов, отвлекающих внимание допрашиваемого, либо его следует посадить так, чтобы они находились вне поля его зрения. Со стола рекомендуется убрать ручки, карандаши и иные предметы, которые допрашиваемый может брать в руки и вертеть, снимая излишнее нервное напряжение. Лучше убрать в стол пепельницы и другие предметы, напоминающие о курении. В процессе допроса курить не следует. Курение следователя может рассматриваться как отсутствие интереса, а курение допрашиваемого может быть вызвано его желанием отвлечься, снять нервное напряжение либо отвлечь внимание следователя. Большой помехой являются телефонные звонки, поэтому телефон желательно отключить.

Для размещения лучше использовать стулья с прямыми спинками, т.к. кресло вызывает желание расслабиться, что психологически неоправданно. Сиденье следователя должно быть немного выше и направлено в сторону допрашиваемого.

При допросе, исходя из установки допрашиваемого на сотрудничество, следует придерживаться дружеского расстояния (0,5-1,2 м) или расстояния для неформальных отношений (1,2-3,7 м). В некоторых случаях в процессе допроса его рекомендуется сокращать, что рассматривается как программирование на сотрудничество.

Определение круга других участников допроса и способа их вызова. В случае, если допрашиваемый не владеет или недостаточно владеет языком, на котором ведется судопроизводство, то участие переводчика обязательно.

Защитник вправе присутствовать при допросе, если он производится по его или обвиняемого (подозреваемого) ходатайству или с их участием. Неуведомление защитника о допросе, на проведении которого он настаивал, является существенным нарушением требований УПК РФ, влекущим признание полученных при всём этом доказательств недопустимыми.

При допросе несовершеннолетнего свидетеля и потерпевшего вправе присутствовать его законный представитель, который может быть отстранен от участия в уголовном деле, если имеются основания полагать, что его действия наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

Следователь вправе привлечь для участия в допросе любого специалиста. При решении вопроса о целесообразности приглашения специалиста необходимо учитывать следующие рекомендации:

1) специалист приглашается для того, чтобы разобраться в сложных вопросах производства, исследовать специфические, требующие специальных знаний обстоятельства;

2) специалист приглашается к участию в допросе, когда следователю известно, что допрашиваемый отлично разбирается в специальных вопросах, имеет богатый опыт практической работы. В этом случае специалист пояснит смысл тех или иных вопросов, затронутых допрашиваемым, уточнит некоторые высказанные им положения, даст расшифровку специальным терминам и т.д.

Законом предусмотрено обязательное участие педагога при допросе: а) потерпевшего пли свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя — и в возрасте от 14 до 18 лет; б) несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в развитии. В этом случае закон дает следователю право вместо педагога привлекать психолога.

Техническое обеспечение допроса. В техническое обеспечение допроса входят подготовка материалов уголовного дела (закладки), вещественных доказательств (их копий и муляжей) и технических средств, необходимых для фиксации показаний, а также предъявления доказательств.

Заключительный этап подготовки к допросу — составление плана допроса и проверка готовности к его проведению. План может быть устным, но по сложным делам малоопытным следователям, а также в случаях разработки тактической комбинации, при использовании большого количества доказательств необходимо составлять письменный план. Проверка готовности к проведению допроса заключается в том, что следователь мысленно проходит по всем вышеуказанным пунктам, и если они выполнены, то подготовка к допросу завершена.

Итак, на подготовительном этапе допроса следователь:

Собирает и анализирует данные для допроса;

Определяет: предмет допроса, его место и время, способ вызова на допрос, тактику допроса;

Изучает индивидуальные особенности личности допрашиваемого, влияющие на формирование его показаний и тактику его допроса;

Решает организационно-технические вопросы, связанные с допросом;

Составляет письменный план допроса в произвольной, удобной для следователя форме.

Допрос, как процесс тактико-психологического воздействия на допрашиваемого в целях получения от него полных и достоверных показаний, подразделяется на четыре стадии:

1) стадия установления психологического контакта с допрашиваемым, на которой следователь:

Определяет индивидуально-психологические особенности допрашиваемого, его отношение к допросу и самому следователю;

Устраняет психологические барьеры общения (эмоциональную напряженность, неправильное отношение к следователю и допросу);

Создает благоприятную для процесса общения психологическую обстановку.

Тактические приемы:

— спокойный тон разговора, соблюдение такта и вежливости;

— беседа на отвлеченную тему;

— внимательное выслушивание допрашиваемого, интерес к его личности;

— разъяснение допрашиваемому его прав и обязанностей в форме доброжелательной беседы;

— ознакомление обвиняемого (подозреваемого) с положительными для него правовыми последствиями раскаяния и активного способствования раскрытию преступления;

2) стадия свободного рассказа, на которой следователь: стимулирует свободный рассказ допрашиваемого с помощью тактических приемов:

— предлагает допрашиваемому рассказать об известных ему обстоятельствах расследуемого события;

— внимательно выслушивает рассказ допрашиваемого, не перебивая его;

— высказывает отдельные нейтральные реплики, стимулирующие продолжение рассказа;

— помогает допрашиваемому избрать последовательность изложения обстоятельств, описать события в хронологической или логической последовательности; предупреждает ложные показания допрашиваемого, используя тактический прием «деление темы свободного рассказа»;

3) стадия восполнения и оценки полученных показаний,

На которой решаются три задачи:

Восполнение полученных показаний с учетом предмета допроса;

Критическая оценка полноты и достоверности полученных показаний;

Определение причин их недостоверности или неполноты (забывание, добросовестное заблуждение допрашиваемого, сознательное сокрытие или искажение истины);

4) стадия дальнейшего допроса в бесконфликтной или конфликтной ситуации.

В бесконфликтной ситуации (показания допрашиваемого неполны или недостоверны вследствие забывания

Или добросовестного заблуждения) следователь использует различные приемы, помогающие допрашиваемому вспомнить и уточнить интересующие следствие обстоятельства.

В конфликтной ситуации (допрашиваемый сознательно противодействует следствию в установлении истины, скрывает или искажает ее) следователь:

Уточняет причины, побуждающие допрашиваемого скрывать или искажать истину;

Смягчает конфликтную ситуацию;

Изобличает допрашиваемого в даче ложных показаний.

На заключительном этапе допроса составляется его протокол, который является письменной формой представления сведений, изложенных допрашиваемым устно. Показания допрашиваемого в протоколе допроса излагаются от первого лица и по возможности дословно, без редакции и литературной правки, с сохранением авторской лексики, за исключением нецензурных слов. Специальные термины и жаргонные слова разъясняются в скобках. Плохо, когда все допрошенные по делу лица изъясняются одним и тем же канцелярским языком следователя. Это лишний повод для адвоката поставить их показания под сомнение.

Вопросы и ответы на них записываются в той последовательности, которая имела место в ходе допроса. В протоколе фиксируются все вопросы, в т.ч. и те, которые были отведены следователем или на которое отказалось отвечать допрашиваемое лицо, с указанием мотивов отвода или отказа.

В случае, если в ходе допроса допрашиваемому предъявлялись вещественные доказательства и документы, оглашались протоколы других следственных действий и воспроизводились материалы аудио- и (или) видеозаписи следственных действии, то об этом обязательно делается запись в протоколе допроса. В нем также должны быть отражены показания допрашиваемого лица, данные при всём этом.

По окончании допроса протокол предъявляется допрашиваемому лицу для прочтения либо по его просьбе оглашается следователем, о чем делается соответствующая запись. Ходатайство допрашиваемого о дополнении или об уточнении протокола подлежит обязательному удовлетворению.

В протоколе указываются все лица, участвующие в допросе. Каждый из них должен подписать протокол, а также все сделанные к нему дополнения и уточнения.

Факт ознакомления с показаниями и правильность их записи допрашиваемое лицо удостоверяет своей подписью в конце протокола, а также подписывает каждую его страницу.

Отказ от подписания протокола допроса или невозможность его заверения лицами, участвовавшими в допросе, удостоверяется в порядке, установленном ст. 167 УПК РФ.

Звукозапись показаний допрашиваемого создает более полное представление о ходе допроса, о том, как он проводился, как формулировал вопросы следователь, в какой форме давались ответы и т.д. Она обеспечивает полноту и точность фиксации, исключает возможные ошибки при протоколировании показаний.

1) несовершеннолетних, когда важно проверить не только фактическую сторону показаний, но и тактику допроса, способы его проведения;

2) лиц, явившихся с повинной;

3) тяжелобольных или раненых;

4) лиц, допрашиваемых при выполнении отдельного поручения (для исключения потерь информации на этапе фиксации показаний, возможности личного восприятия показаний и хода допроса лицом, давшим поручение);

5) лиц, в психической полноценности которых следователь сомневается (с целью облегчения последующей работы эксперта-психиатра при даче заключения о способности ими правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать о них правильные показания); виды допроса этапы тактика

6) лиц, не владеющих языком, на котором ведется следствие (запись позволит проверить правильность перевода);

7) лиц, допрашиваемых на очной ставке;

8) лиц, расследование преступлений которых ведется группой следователей (для возможности личного восприятия допроса следователями, не участвовавшими при его проведении).

При этом посредством звукозаписи не фиксируются, например, жесты и мимика допрашиваемого, отражающие его психическое состояние. Поэтому нередко более эффективна фиксация допроса с помощью видеозаписи, особенно если надлежащая оценка показаний возможна лишь с учетом обстановки этого следственного действия, состояния каких-либо психических или физических качеств допрашиваемого.

1) при допросе на месте происшествия;

2) при допросе лиц, находящихся в тяжелом состоянии, когда есть опасность, что они скончаются;

3) для запечатления допросов обвиняемых, дающих правдивые показания, с целью воспроизвести их соучастникам, не желающим говорить правду, когда проведение очной ставки между ними нецелесообразно по тактическим соображениям;

4) при допросе на очной ставке;

5) для фиксации показаний, даваемых с помощью азбуки глухонемых для проверки правильности сурдоперевода, и в других случаях.

При производстве допроса могут составляться планы, схемы и чертежи. Желательно, чтобы их составлял допрашиваемый. Они должны содержать заголовок, ориентацию по направлению «север-юг», данные о числовом и линейном значении масштаба (кроме схем), графический рисунок, условные обозначения и подписи участников допроса. В заголовке отмечается, что составлено: план, схема или чертеж, что изображено, адрес или точное территориальное расположение объекта, приложением к какому протоколу он является.

Порядок проведения очной ставки :

Выясняется, знают ли они друг друга и в каких отношениях состоят;

Поочередная дача показаний по обстоятельствам, для выяснения которых проводится очная ставка;

Первым допрашивается лицо, чьи показания, по мнению следователя, будут способствовать преодолению добросовестного заблуждения или уличению во лжи второго участника очной ставки. Если лицо, которое ранее давало правдивые показания, пытается изменить их, следователь может огласить прежние его показания;

Вопросы следователя каждому из допрашиваемых лиц. С разрешения следователя участники очной ставки могут задавать вопросы друг другу. Следователь вправе отклонить любой вопрос, запретив лицу, которому он задан, отвечать на него. В случае, если общение между допрашиваемыми пойдет помимо следователя, очная ставка прекращается;

Внимательное наблюдение следователя за поведением допрашиваемых и недопущение возможности сговора или других неправомерных действий со стороны участников очной ставки.

5.Криминалистика в вопросах и ответах: Учебное пособие / Н.П. Яблоков. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 288 с

6.Криминалистика для следователей и дознавателей: Научно-практическое пособие / Е.П. Ищенко, Н.Н. Егоров. - 2-e изд., доп. и перераб. - М.: НИЦ ИНФРА-М: Контракт, 2014.

7.Порубов, Н.И. Криминалистика [Электронный ресурс] : учебник / Н.И. Порубов, Г.И. Грамович, А.Н. Порубов, Г.В. Фёдоров; под. общ. ред. Н.И. Порубова, Г.В. Фёдорова. - Минск: Выш. шк., 2011

8.Тюнис, И. О. Криминалистика [Электронный ресурс] : учеб. пособие / И. О. Тюнис. - М.: МФПУ Синергия, 2015. - 232 с.

Допрос относится к числу следственных действий исследовательского характера, посредством которых решаются задачи, связанные с выявлением, закреплением и исследованием доказательств . На предварительном следствии допрашиваются свидетели , потерпевшие , обвиняемые и подозреваемые, но иногда и другие лица, например эксперт, специалист.

История формирования данного следственного действия является одной из продолжительных и богатейших по сравнению с историями развития других следственных действий. Зарождение допроса относится к V в. до н. э., упоминается в Законах Ману. В то же время формировались и требования, предъявляемые к свидетелям, гарантирующие достоверность их показаний. Достоверность свидетельских показаний в Киевской Руси обеспечивалась испытаниями допрашиваемых с помощью железа и воды.

Допрос - процессуальное действие, заключающееся в получении органом расследования в соответствии с правилами, установленными уголовно-процессуальным законодательством, показаний от допрашиваемого об известных ему фактах, входящих в предмет доказывания по делу (Н.И. Порубов).

С учетом комплексного подхода допрос - это средство доказывания и процесс получения доказательств, коммуникативный акт как процесс специфического общения допрашиваемого и допрашивающего.

Допрос следует рассматривать как одно из самых значимых с точки зрения формирования информационной базы расследования следственных действий. Для того чтобы успешно осуществить допрос, следователь должен четко представлять себе, какую информацию и с помощью каких приемов и средств он намерен получить; следователь заранее должен определить предмет допроса.

Предмет допроса - это круг обстоятельств, которые следователь выясняет в ходе допроса. Предмет допроса зависит от процессуального положения допрашиваемого, поскольку это обстоятельство обусловливает, какой информацией допрашиваемый может располагать.

К числу обстоятельств, входящих в предмет допроса, как правило, относятся: данные, связанные с событием преступления (его способом, местом совершения, временем), обстоятельства, устанавливающие или опровергающие виновность определенных лиц и мотивы их действий, данные, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого; данные, относящиеся к характеру и размеру ущерба, причиненного преступлением. В предмет допроса могут входить любые данные, значимые для установления истины по расследуемому преступлению.

В криминалистической литературе предложены достаточно разнообразные классификации допроса. Основными из них являются:

  • в зависимости от процессуального положения: допрос свидетеля, потерпевшего, обвиняемого, подозреваемого, эксперта, специалиста;
  • в зависимости от возраста допрашиваемого: допрос малолетнего, несовершеннолетнего, взрослого (совершеннолетнего);
  • в зависимости от ситуации расследования: допрос в условиях конфликтной и бесконфликтной ситуации;
  • в зависимости от выясняемой информации: первоначальный, повторный и дополнительный.

При первоначальном допросе предмет допроса выясняется в полном объеме. Целями повторного допроса являются детализация ранее полученных показаний, получение повторных показаний. Дополнительный допрос направлен на выяснение тех обстоятельств, о которых ранее речь не шла (может строиться по вопросно-ответной схеме без свободного рассказа).

Таким образом, допрос - это следственное действие, направленное на получение и фиксацию в установленной уголовно-процессуальной форме показаний, содержащих фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела.

Структурно допрос состоит из трех этапов: подготовительного (подготовки к производству этого следственного действия), рабочего (собственно допроса как коммуникативного акта) и заключительного (фиксации показаний). В ходе рабочего этапа принято выделять стадии допроса: предварительную, стадию свободного рассказа, вопросно-ответную стадию, заключительную.

Подготовка к производству допроса

Подготовка к допросу включает в себя решение ряда вопросов: собирание исходной информации и изучение личности допрашиваемого; выбор момента (времени) и места допроса, определение способа вызова на допрос; решение вопроса о применении технических средств, составление плана допроса.

Как правило, допрос проводится в кабинете следователя . Из тактических соображений может быть предпринят допрос по месту жительства , допрос после окончания обыска на месте обыска, допрос на месте происшествия, допрос по месту работы и др.

При выборе времени допроса учитывается наиболее целесообразная последовательность (очередность) проведения допросов по данному делу. В первую очередь допрашиваются лица, от которых можно ожидать наиболее полных, достоверных показаний и менее заинтересованные в исходе уголовного дела. Располагая полученными сведениями от этих лиц, следователь может правильно оценить показания других лиц. Все лица, вызванные по одному делу, допрашиваются порознь. При этом должны быть приняты меры, чтобы до допроса данные лица не могли общаться между собой.

Время избирается с учетом продолжительности планируемого допроса, поскольку по общему правилу производство следственных действий в ночное время (с 22 до 6 часов) не допускается, необходимо просчитать, чтобы допрос был закончен до 22 часов по местному времени.

Время (продолжительность) допроса совершеннолетнего лица - не более 8 часов с перерывом через 4 часа не менее чем на 1 час, а для несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) - 4 часа, перерыв через 2 часа.

После решения этих вопросов определяется порядок вызова на допрос, который регламентирован в ст. 188 УПК РФ. Процессуальная форма повестки вызова на допрос, предусмотренная приложением 54 к ст. 476 УПК РФ, содержит минимальный объем информации, не раскрывающий целей, предмета допроса. Данный подход положительно оценивается практическими работниками, рассматривающими его как условие реализации фактора внезапности. 79,3% опрошенных следственных и оперативных работников указали, что при сообщении в результате уведомления о цели допроса возможности следствия существенно уменьшатся.

При этом следует отметить, что права и обязанности вызываемого лица, то, в качестве кого оно вызывается на допрос, в том числе наличие защитника, последствия неявки и т.д. достаточно подробно отражаются в бланке повестки.

Для подготовки допроса важно и определение круга участников допроса. С тактической точки зрения для установления доверительных отношений целесообразно ограниченное количество участников данного следственного действия, что во многом способствует установлению психологического контакта. К допросу может быть привлечен еще один следователь; должностное лицо органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность ; специалист, переводчик, защитник, педагог, законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего , свидетеля ; психолог.

Проблема участия защитника при проведении допроса включает в себя рассмотрение двух моментов: предварительного извещения (уведомления) защитника о производстве допроса; особенности тактики производства допроса обусловленной присутствием еще одного лица - защитника.

Несомненно, участие защитника в допросе вносит определенную специфику в подготовку, непосредственное проведение и фиксацию результатов допроса, однако, и это следует подчеркнуть особо, не предусматривает коренных изменений в тактике допроса.

Рабочий этап допроса

Тактика допроса , сложившаяся на протяжении нескольких десятилетий, выработала свои рекомендации. Как правило, допрос должен начинаться с выяснения личности допрашиваемого и проверки соответствующих документов.

Следует отметить, что при наличии обоснованных сомнений в подлинности предъявляемых документов назначается технико-криминалистическая экспертиза. При отсутствии документов со слов допрашиваемого устанавливаются его анкетные данные и истребуется по месту регистрации карточка формы N 1. Сведения о судимости проверяются путем направления запроса в информационный центр УВД, МВД. В случае отказа допрашиваемого сообщить о себе сведения установление личности производится путем проверки по соответствующим учетам , например проверки дактилокарты по оперативно-справочным учетам.

Затем следует предложение рассказать об известных допрашиваемому лицу обстоятельствах уголовного дела. Если допрашиваемый говорит об обстоятельствах, явно не относящихся к обстоятельствам расследуемого уголовного дела, ему должны корректно указать на это и выразить просьбу сообщать информацию по существу вопроса.

УПК РФ предусмотрел, что следователь свободен в выборе тактики допроса, но запретил постановку наводящих вопросов. Помимо этого, существует еще ряд требований, которым должны отвечать вопросы, задаваемые в ходе допроса. Вопросы должны быть точными, конкретными и краткими, при этом недопустимо содержание в них подсказки, они не должны быть направлены на запугивание допрашиваемого, не должны содержать оценок следователя, формулируются так, чтобы на них были получены определенные и недвусмысленные ответы. Вопросы не должны унижать и оскорблять допрашиваемое лицо.

При этом следователь может использовать достаточно большое количество тактических приемов с целью получения криминалистически значимой информации, которой владеет допрашиваемое лицо.

По ходу свободного рассказа протоколирование не рекомендуется, поскольку отвлекает внимание допрашиваемого, ослабляет его усилия по припоминанию определенных фактов и в определенной степени нарушает коммуникацию. На этом этапе следователь должен лишь делать заметки.

По окончании свободного рассказа допрашиваемому лицу могут быть заданы вопросы, направленные на уточнение и дополнение показаний.

Для уточнения и детализации какой-либо информации допрашиваемое лицо вправе пользоваться документами и записями, которые по его ходатайству или с его согласия могут быть приобщены к протоколу допроса.

Таковы общие правила проведения допроса, но допрос каждого из участников уголовного судопроизводства с учетом конкретной ситуации имеет свои тактические особенности производства.

Тактика допроса в конфликтной ситуации

Конфликт означает серьезные разногласия, столкновение, спор. Допрос подозреваемого (обвиняемого) нередко носит конфликтный характер. Столкновение интересов предопределено тем, что подозреваемый (обвиняемый) в силу защитной доминанты стремится избежать ответственности, а для этого скрыть определенные либо все обстоятельства расследуемого события. Это объясняется естественной реакцией любого человека , как виновного, так и невиновного, на сам факт задержания или возбуждения уголовного дела. Следователь же, напротив, стремится к полному и достоверному установлению всех обстоятельств преступления , вследствие чего и возникает конфликт. При этом конфликтная ситуация может возникнуть и при допросе иных лиц. Конфликт может быть обусловлен стремлением в силу каких-либо причин скрыть определенные факты, например стремлением потерпевшего укрыть виктимологический аспект поведения, желанием свидетеля утаить проявленную трусость либо безразличие и др. В соответствии с этим следователю необходимо попытаться выяснить причины конфликта и направить усилия на их устранение для формирования условия получения достоверных показаний. Также для обеспечения получения достоверной информации в конфликтной ситуации необходимо применение тактических приемов.

В качестве типичных тактических приемов, реализуемых при допросе в конфликтной ситуации, могут использоваться: маневрирование вероятностной информацией без ее конкретной детализации; предъявление имеющихся в распоряжении следователя доказательств , которое реализуется в трех вариантах: в предъявлении доказательств в их совокупности, предъявлении доказательств с нарастающей силой, первоочередном предъявлении наиболее значимого, весомого доказательства; создание у противоборствующего субъекта представления о большей осведомленности следователя; передача косвенной, скрытой информации, которая в силу сложных ассоциативных связей приведет к внезапному проговору; демонстрация на допросе объектов, воспринимаемых допрашиваемым как имеющие существенное значение для дела; реализация приемов, направленных на сокрытие конкретных целей допроса; создание у допрашиваемого представления о том, что другие участники дали правдивые показания; неожиданное изменение тактики допроса; маскировка главного вопроса среди второстепенных; разъяснение допрашиваемому возможности установления того или иного факта путем проведения экспертизы либо в результате применения средств криминалистической техники ; форсирование темпа допроса; допущение легенды.

Тактика допроса в бесконфликтной ситуации

Допрос в условиях бесконфликтной ситуации, как правило, имеет место при допросе потерпевшего , свидетеля , поскольку здесь реже обнаруживается противоречие целей и интересов. Однако это не значит, что достоверность показаний допрашиваемого гарантируется: допрашиваемый может о чем-то забыть, что-то приукрасить, отдельные моменты события воспринять и истолковать неверно, что-то домыслить. В таких условиях необходимо использование определенных тактических приемов, направленных на активизацию мыслительной деятельности и воспоминание забытого:

  • разъяснения допрашиваемому важности его показаний для изобличения виновного;
  • допроса в хронологической последовательности. Допрашиваемому предлагается вспомнить, что он делал в конкретный день. Последовательно воспроизводя в памяти события этого дня, допрашиваемый может назвать такие факты и обстоятельства, о которых прежде он вспомнить не мог;
  • изложения событий в различной последовательности;
  • детального описания события; при воспоминании всех деталей и мелочей описываемого события могут всплыть дополнительные подробности;
  • ассоциативных связей. Представления, возникающие в сознании в связи с преступлением , вступают друг с другом в ассоциативные связи. Поэтому за припоминанием одного факта всплывают и связанные с ним предшествующие, сопутствующие моменты прошлого. С целью возбуждения таких связей следователь задает допрашиваемому лицу вопросы, относящиеся не к искомому, а к смежным с ним связям. Предложение увязать обстоятельство, интересующее следователя, с каким-либо запомнившимся событием; перечисление различных фамилий, чтобы помочь вспомнить забытую фамилию (например, допрос на месте в квартире, где подготавливалось преступление, во дворе и др.);
  • смещения акцентов, сущность которого заключается в том, что следователь обращает внимание допрашиваемого на второстепенные обстоятельства, одновременно выясняя те факты, которые его интересуют;
  • проведения повторного допроса. Если свидетель при повторном допросе изменил показания, то следует выяснить причины и проверить, какая информация из показаний соответствует действительности, а какая не соответствует и почему она была искажена. Это может объясняться явлением реминисценции. Повторный допрос обвиняемого по тому же обвинению в случае его отказа от дачи показаний на первом допросе может производиться только по просьбе самого обвиняемого (ст. 173 УПК РФ).

Одной из мер нейтрализации последствий этого запрета должно являться убеждение допрашиваемого на первом допросе давать показания. Для этого должен быть использован весь тактический арсенал как при подготовке к допросу, так и в ходе непосредственного его проведения.

Фиксация хода и результатов допроса

Основным средством запечатления и сохранения информации о проводимом допросе является составление протокола.

Протокол допроса - это процессуальный документ, воспроизводящий ход и результаты допроса, служащий источником сведений, которые содержатся в показаниях допрашиваемого, и представляющий запись показаний в виде свободного рассказа и ответов на поставленные вопросы. Бланк этого процессуального документа зависит от процессуального положения, возраста допрашиваемого, участников и предусмотрен приложениями 38, 56, 59, 62, 94, 110, 112, 126 к ст. 476 УПК РФ.

Обязательным способом фиксации допроса является протоколирование. Остальные средства фиксации могут быть применены по усмотрению следователя и выступают в качестве факультативных.

В протоколе должна находить отражение вся информация, полученная в результате конкретного следственного действия. Представляется необходимым, чтобы следователь не только фиксировал вопросы и ответы в ходе допроса, но также и в соответствующей форме отражал реакцию допрашиваемого на заданные вопросы.

В связи с этим заслуживает поддержки предложение М.П. Малютина о том, что в протоколе допроса должна фиксироваться не только словесная информация, передающая содержание устной речи участников допроса, но и информация об использованных следователем тактических приемах.

Протокол представляет собой письменную форму информации, изложенной устно в ходе допроса допрашиваемым. В соответствии со ст. 190 УПК РФ показания допрашиваемого записываются от первого лица и по возможности дословно. Вопросы и ответы на них записываются в такой последовательности, которая имела место в ходе допроса. В протокол записываются все вопросы, в том числе и те, которые были отведены следователем или на которые отказался отвечать допрашиваемый, с указанием причин и мотивов отвода или отказа.

Как правило, не фиксируются жаргонные и ненормативные выражения.

По окончании допроса протокол предъявляется допрашиваемому для прочтения либо по его просьбе оглашается следователем. Ходатайство допрашиваемого о дополнении или уточнении протокола подлежит обязательному удовлетворению.

В конце протокола делается запись: "Дополнений не имею. Протокол записан с моих слов правильно, прочитан мною". Далее делается подпись допрашиваемого.

Допрашиваемый подписывает каждую страницу протокола.

Помимо основного, могут быть использованы и дополнительные средства фиксации хода и результатов следственного действия: звукозапись и видеозапись.

Чаще всего при допросе используется звукозапись, но она не заменяет протокола.

На фонограмме должны быть зафиксированы все необходимые реквизиты протокола допроса: дата и место производства, время начала и окончания, фамилия, должность и звание лица, производящего допрос, все анкетные данные допрашиваемого, предупреждение его об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний и т.д.

По окончании допроса звукозапись полностью воспроизводится допрашиваемому. Отметка о применении звукозаписи, ее технических средствах и условиях звукозаписи делается также в протоколе допроса. Фонограмма хранится при уголовном деле.

При звукозаписи не фиксируются многие важные детали : мимика, жесты и др., что имеет отнюдь не малое значение для оценки показаний и установления истины.

Поэтому в некоторых случаях важна и видеозапись. Успешное применение видеозаписи в качестве дополнительного средства фиксации допроса зависит от ряда обстоятельств. В их числе подготовка видеокамеры с запасом кассет; подготовка помещения для видеозаписи (устранение посторонних звуков, обеспечение достаточного освещения и акустики); определение мест для участников следственного действия и установка видеокамеры; проверка исправности и комплектности видеокамеры, производство пробной съемки.

Видеозапись начинается с того момента, как допрашиваемый входит в кабинет. В момент, когда задается вопрос, целесообразно крупным планом показать допрашиваемого, чтобы запечатлеть его реакцию. При предъявлении доказательств в кадр должны попасть и вещественное доказательство, и допрашиваемый.

В конце должно быть зафиксировано, что показания записаны в протоколе и на видеофонограмме верно, дополнений и замечаний нет.