Методические рекомендации по разграничению имущества между муниципальными образованиями. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собств

Тел.:

7 495 608-72-43

Задачи и функции:

Выдержка из положения об отделе:

Задачи Отдела:

2.1. Основной целью деятельности Отдела является содействие повышению эффективности деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных казенных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных в качестве юридических лиц на территории г. Москвы, и эффективности использования закрепленного за ними на соответствующем вещном праве движимого и недвижимого имущества.

2.2. Основными задачами Отдела являются:

2.2.1. Организация перераспределения (перезакрепления) федерального недвижимого и движимого имущества между федеральными организациями (федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями).

2.2.2. Управление и распоряжение движимым и недвижимым имуществом, составляющим государственную казну Российской Федерации (за исключением передачи объектов гражданской обороны в пользование третьим лицам).

2.2.3. Организация передачи федерального имущества в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, а также передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность.

2.2.4. Подготовка проектов решений о списании федерального имущества (с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 834 «Об особенностях списания федерального-имущества»),

В целях выполнения возложенных на него задач, Отдел осуществляет следующие функции:

3.1. Подготавливает предложения и проекты распорядительных актов о перераспределении (перезакреплении) между федеральными организациями (федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями) находящегося в федеральной собственности недвижимого и движимого имущества.

3.2. Проводит экспертизу и обеспечивает утверждение актов приема-передачи объектов федерального имущества при их перераспределении (перезакреплении) между федеральными организациями (федеральными государственными унитарными предприятиями, федеральными казенными предприятиями, федеральными государственными учреждениями).

3.3. Подготавливает предложения и проекты распорядительных актов о закреплении имущества казны Российской Федерации за федеральными организациями на соответствующем вещном праве, а также об изъятии имущества, закрепленного за федеральными организациями, в казну Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации:

3.4. Обеспечивает подготовку и утверждение актов приема-передачи федерального имущества из казны Российской Федерации, а также проводит экспертизу и обеспечивает утверждение актов приема-передачи имущества в казну Российской Федерации.

3.5. Подготавливает проекты распоряжений о принятии имущества, обращенного в собственность Российской Федерации, а также выморочного имущества, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации переходит в порядке наследования в собственность Российской Федерации.

3.6. Подготавливает проекты решений о принятии в федеральную собственность имущества, созданного за счет средств федерального бюджета, в том числе в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.

3.7. Подготавливает предложения и проекты распорядительных актов о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, а также о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в федеральную собственность.

3.8. Обеспечивает подготовку и утверждение актов приема-передачи федерального имущества в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность, а также актов приема-передачи имущества из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность.

3.9. Проводит экспертизу и обеспечивает утверждение передаточных актов при реорганизации федеральных организаций (федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных казенных предприятий, федеральных государственных учреждений).

3.10. Подготавливает проекты распорядительных актов о списании в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации находящегося в федеральной собственности движимого и недвижимого имущества. Ведет учет и подготавливает отчетность по списанию федерального имущества.

3.11. Обеспечивает хранение документов Отдела.

Материалы по теме

Приказ Росимущества от 12.01.2015 № 4 Об утверждении перечней документов, необходимых для согласования решения о списании федерального имущества, закрепленного за федеральными государственными бюджетными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, федеральными государственными научными бюджетными учреждениями (за исключением федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук»), федеральными государственными автономными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Правительство Российской Федерации, либо приобретенного федеральными государственными бюджетными образовательными учреждениями высшего профессионального образования, федеральными государственными научными бюджетными учреждениями (за исключением федерального государственного бюджетного учреждения «Российская академия наук»), федеральными государственными автономными образовательными учреждениями высше

Приказ Росимущества от 16.01.2012 № 01 Об утверждении перечня документов, необходимых для принятия решения о списании федерального недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) закрепленного за находящимися в ведении Росимущества федеральными казенными предприятиями, федеральными бюджетными учреждениями, федеральными автономными учреждениями, федеральными казенными учреждениями, либо приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на приобретение федерального имущества, принадлежащего федеральным государственным унитарным предприятиям, которые находятся в ведении Росимущества и без ведомственной принадлежности и особ ценного движимого имущества, закрепленного за находящимися в ведении Росимущества федеральными бюджетными учреждениями, федеральными автономными учреждениями либо приобретенного за счет средств, выделенных учредителем а приобретение федерального имущества

Процесс передачи имущества, обусловленный разграничением полномочий между различными ветвями публичной власти, на территории Российской Федерации начался в 2003году и должен быть закончен к концу 2008 года.

О том, как идет этот процесс на территории Курганской области, какие проблемы, связанные с ним, возникают у субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, мы беседуем с исполняющим обязанности директора департамента имущественных и земельных отношений Курганской области Александром Васильевичем Дубровских.

Александр Васильевич, до конца периода, в течение которого процесс передачи имущества, начавшийся в связи с разграничением полномочий, должен быть завершен, осталось не так много времени. Расскажите, пожалуйста, что уже сделано на территории Курганской области и что предстоит сделать?

Прежде всего хочу подчеркнуть, что я буду говорить только о процессах передачи имущества из собственности Курганской области в федеральную и муниципальную собственность и, наоборот, о приеме имущества из собственности Российской Федерации и собственности муниципальных образований Курганской области в государственную собственность Курганской области.

За это время из федеральной собственности в государственную собственность Курганской области было принято 80 юридических лиц и 4 объекта недвижимости. Из государственной собственности Курганской области в собственность Российской Федерации передано 1 юридическое лицо.

Из государственной собственности Курганской области в собственность муниципальных образований Курганской области переданы 1561 объект жилищно-коммунального назначения, 119 объектов движимого имущества. Из муниципальной собственности в государственную собственность Курганской области приняты 34 юридических лица, 48 имущественных комплексов, 63 отдельно стоящих объекта недвижимости, 521 объект движимого имущества.

С какими основными проблемами столкнулась Курганская область в процессе передачи имущества в связи с разграничением полномочий?

Это целый ряд проблем. И прежде всего это проблемы, связанные с урегулированием правовой стороны вопроса.

Четко разделив полномочия между различными уровнями публичной власти, законодатель определил, что имущество, необходимое для исполнения того или иного полномочия, должно быть в собственности того субъекта публичного права, который этим полномочием наделен. Иными словами, имущество должно следовать за полномочием.

Однако на деле так получается не всегда. Передача имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность зачастую блокируется несогласием балансодержателя или органа федеральной исполнительной власти на эту передачу. Так, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом до настоящего времени не дало согласия на передачу в собственность муниципальных образований Курганской области зданий, ранее относившихся к имуществу КПСС. В результате указанные объекты недвижимости, которые используются органами местного самоуправления для исполнения возложенных на них полномочий, до сих пор в муниципальную собственность не переданы.

- К каким последствиям, с Вашей точки зрения, может привести эта правовая коллизия?

Отсутствие у субъекта публичного права имущества, которое необходимо для осуществления переданного этому субъекту полномочия, влечет за собой необходимость нести дополнительные финансовые затраты на аренду необходимого имущества, ущемление имущественных интересов субъектов Федерации и муниципальных образований, невозможность исполнения в полном объеме полномочий, возложенных на них.

Александр Васильевич, известно, для того, чтобы федеральное имущество было передано в собственность субъекта Российской Федерации и муниципальную собственность, субъект Российской Федерации или муниципальное образование должны подготовить в отношении этого имущества соответствующий пакет документов. Получается, что если не будет такого пакета, то не будет и передачи имущества из одного уровня собственности в другой?

Это не совсем так. Принятый Правительством Российской Федерации порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность предусматривает возможность, при которой Российская Федерация может своим решением, без запроса и без согласия принимающей стороны передать свое имущество в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность. Субъект Российской Федерации тоже полномочен передать свое имущество в собственность муниципальных образований без запроса и без согласия принимающей стороны. Хочу отметить, что именно по этому пути и была осуществлена передача основной массы имущества из собственности Курганской области в собственность муниципальных образований и из федеральной собственности в государственную собственность Курганской области. Однако и тут не обходится без проблем.

Действующим законодательством в случае отказа принимающей стороны подписать акт приема-передачи имущества, переданного ей в связи с разграничением полномочий, предусмотрена процедура утверждения передаточных актов передающей стороной в одностороннем порядке. Однако односторонне подписанный акт лишает балансодержателя объекта недвижимости права снять имущество с баланса предприятия или учреждения. В результате на балансе организаций значатся объекты, в отношении которых приняты решения о передаче их другому собственнику. Возникают проблемы, связанные с обеспечением сохранности указанных объектов недвижимости, ответственностью за поддержание их в надлежащем состоянии, устранением на них аварийных ситуаций и т.д. Необходимо законодательно урегулировать возникшее противоречие, внеся соответствующее изменение либо в закон о бухгалтерском учете, либо в статью 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ.

Опять мы вышли на проблему, связанную с несовершенством законодательства в вопросе, связанном с передачей имущества.

Позволю себе остановиться еще на одном аспекте, связанном с урегулированием правовой стороны вопроса.

Пакет документов на передачу из государственной собственности Курганской области или муниципальной собственности в федеральную собственность помещений в зданиях должен включать в себя техническую документацию на передаваемый объект недвижимости. Законодатель не определил, за счет средств какого бюджета должно финансироваться изготовление этой довольно дорогостоящей документации. Получается, что изготовление указанной документации на не находящиеся в федеральной собственности объекты за счет средств Российской Федерации влечет за собой нарушение финансового законодательства, а недостаток финансовых средств в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, выделяемых на проведение процедуры технической инвентаризации объектов, является фактором, сдерживающим процесс передачи помещений в зданиях из собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в федеральную собственность.

- Сталкивалась ли Курганская область с проблемой ущемления своих имущественных интересов?

К сожалению, да. В связи с передачей полномочий собственников лесных участков и полномочий по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защите от безработицы органам государственной власти субъектов Российской Федерации в государственную собственность Курганской области были переданы учреждения службы занятости населения и лесхозов. Однако накануне принятия распоряжения о передаче указанных учреждений в собственность Курганской области было произведено изъятие более чем 4000 кв. м площадей из имущественных комплексов передаваемых юридических лиц. Курганская область была вынуждена оспаривать решение об изъятии площадей в судебном порядке. Во избежание подобных инцидентов, в целях обеспечения полноценного исполнения субъектом Российской Федерации передаваемых ему полномочий необходимо предусматривать меры, гарантирующие передачу имущественных комплексов юридических лиц в полном объеме.

- А есть ли у Курганской области финансовые проблемы, связанные с процессом передачи имущества?

Да, есть. В качестве основных я бы выделил следующие.

Курганская область в целях защиты ее прав как собственника имущества должна зарегистрировать право собственности области на объекты недвижимости, принятые из муниципальной и федеральной собственности. Без оформления технической документации на объект недвижимости регистрация права собственности Курганской области на него невозможна. Так как в подавляющем большинстве техническая документация на принятые в собственность области объекты недвижимости отсутствует, Курганская область вынуждена оформлять ее (документацию) за счет средств областного бюджета. За счет своих же средств Курганской области необходимо изготовить техническую документацию на те объекты недвижимости, которые передаются ею в собственность муниципальных поселений.

Кроме того, Курганская область вынуждена готовить техническую документацию на те объекты жилищно-коммунального назначения, которые были переданы из федеральной собственности в собственность области в составе имущественных комплексов юридических лиц. Только для передачи таких объектов в муниципальную собственность из бюджета Курганской области необходимо выделение более 2 млн. рублей. Во избежание нерационального использования финансовых средств субъектов Российской Федерации и учитывая, что в государственной собственности субъектов Российской Федерации могут находиться только служебные жилые дома и квартиры, считаю целесообразным передавать жилые дома и объекты жилищно-коммунального хозяйства из федеральной собственности непосредственно в собственность муниципальных образований.

Средства на проведение процедуры технической инвентаризации на объекты недвижимости из бюджета области, конечно, выделяются. Но в условиях дефицита бюджета Курганской области этих средств катастрофически не хватает.

Могли бы Вы сформулировать проблемы, которые, на Ваш взгляд, особенно остро стоят именно перед муниципальными образованиями Курганской области?

На мой взгляд, прежде всего это, конечно, финансовая проблема. В бюджетах муниципальных образований не хватает финансовых средств на содержание переданных в муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального назначения, техническую инвентаризацию объектов муниципальной собственности, оценку объектов муниципальной собственности, создание и развитие материальной базы, необходимой для решения вопросов, связанных с управлением муниципальной собственностью, подготовку специалистов по вопросам управления муниципальной собственностью.

Далее. В собственность муниципальных поселений для исполнения полномочий поселения передается имущество (например, имущество для организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения), содержать и эксплуатировать которое могут только специализированные организации с соответствующей материальной базой и квалифицированными кадрами. А таких организаций у муниципальных поселений просто нет. Особенно остро в этой связи стоит проблема с принятием в муниципальную собственность объектов электроснабжения - подстанций, трансформаторов, линий электропередачи и т.п. Для решения данной проблемы необходимо разработать порядок управления находящимися в муниципальной собственности технически сложными объектами в рамках региона, территориального округа, а возможно - и Российской Федерации.

- Получается, что одна проблема накладывается на другую. В чем Вы видите пути решения этих проблем?

Перераспределение собственности всегда сопряжено с определенными проблемами. Для их успешного разрешения как никогда необходимо достижение согласия между органами публичной власти всех уровней. Кроме того, дальнейшее тщательное и продуманное совершенствование законодательства по вопросам передачи имущества на федеральном, региональном и местном уровнях также будет способствовать скорейшему разрешению возникающих в связи с этим проблем.

Беседу вел Илья Карпенко.

1. Проблемы разграничения муниципального имущества…………………..2

1. Проблемы разграничения муниципального имущества

Эффективность местного самоуправления напрямую зависит от его обеспеченности материально-финансовыми ресурсами. Муниципальные образования должны обладать необходимыми средствами для выполнения своих задач, а также иметь право самостоятельного владения, управления и распоряжения ими.

Федеральный закон от 6.10.2003 установил исчерпывающий перечень видов муниципального имущества, а также критерии отнесения отдельного имущества к имуществу, находящемуся в муниципальной собственности .

Органы местного самоуправления района, поселения, городского округа самостоятельно владеют, пользуются, распоряжаются муниципальной собственностью.

В соответствии со статьей 50 Федерального закона от 6.10.2003 в собственности муниципальных образований может находиться:

Имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения;

Имущество, предназначенное для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления , в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

Имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в соответствии с нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования;

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) независимо от категории их историко-культурного значения в случае, если такие объекты необходимы для осуществления полномочий органов местного самоуправления, а также в иных случаях, установленных федеральным законом;

Имущество, необходимое для осуществления полномочий, право осуществления которых предоставлено органам местного самоуправления федеральными законами.

Положения Федерального закона от 6.10.2003 предусматривают разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Российской Федерацией, субъектом Российской Федерацией, городским, сельским поселениями , городским округом.

Вместе с тем, практическая реализация данного Федерального закона в Российской Федерации предполагает решение ряда проблем регулирования имущественных отношений. Анализ опыта реализации федерального законодательства в этой сфере накопленный, к настоящему времени позволяет сделать следующие выводы.

1. Федеральные законы «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» от 01.01.01 года устанавливают порядок формирования муниципального имущества, включая его разграничение между уровнями публичной власти, а также между муниципальными районами , поселениями и городскими округами. По мнению специалистов в области имущественных отношений целесообразно исключить из пункта 2 части 7 статьи 85 Федерального закона от 6.10.2003 указание на постановление Правительства Российской Федерации о порядке перераспределения имущества.

2. В настоящее время одной из основных проблем формирования муниципальной собственности является разграничение имущественных комплексов между уровнями публичной власти, а также между муниципальными образованиями.

Действующие нормы, регулирующие перечень вопросов местного значения, зачастую не позволяют точно определить, какое имущество должно остаться в собственности конкретного муниципального образования, какое подлежит передаче, приватизации и перепрофилированию. Перечень вопросов местного значения постоянно уточняется и расширяется.

3. Современный процесс передачи имущества в собственность поселений и муниципальных районов значительно затрудняет несвоевременное и неполное законодательное регулирование порядка безвозмездного перераспределения имущества между муниципальными образованиями на федеральном и региональном уровнях.

Так, не все субъекты Российской Федерации включили в свои законы о порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений органами местного самоуправления муниципальных районов (в переходный период) соответствующие перечни имущества. При этом внесение изменений в эти законы может быть осуществлено не позднее, чем за три месяца до начала следующего финансового года. Решение этой проблемы возможно посредством разъяснения применения норм части 11.1 статьи 154 Федерального закона от 01.01.01 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительной органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

4. Анализ правоприменительной практики выявил необходимость совершенствования правового регулирования порядка разграничения имущества между уровнями публичной власти, а также между муниципальными образованиями с тем, чтобы подготовить предложения по внесению необходимых изменений в порядок разграничения имущества, установленный Федеральным законом № 000.

Необходима также разработка Методических рекомендаций (отраслевых нормативно-правовых актов) для отнесения объектов имущества, с учетом их целевого назначения и на основании установления определенного комплекса критериев (признаков), к тому или иному виду публичной собственности, а также собственности муниципальных образований разного типа.

5. Проблема обеспечения предприятий малого и среднего бизнеса зданиями и помещениями может быть решена путем создания в этих целях фонда муниципального имущества, высвобождаемого в результате перепрофилирования объектов собственности. Этот вопрос требует проработки и законодательного урегулирования, как и ряд других вопросов имущественных отношений в Муниципальных образованиях.

6. Положения Федерального закона № 000 требуют принятия специального федерального закона, устанавливающего особенности возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядок учета муниципального имущества. Этот федеральный закон должен быть разработан с учетом практики формирования муниципального имущества и повышения эффективности его использования в переходный период.

Очевидно, что проблемы, связанные с формированием муниципальной собственности и совершенствованием имущественных отношений, требуют дальнейшего изучения и законодательного урегулирования. Необходимо их постепенное решение на основе достижения общественного согласия между органами публичной власти всех уровней и населением. При этом основными принципами следует считать необходимость повышения эффективности использования муниципального имущества и улучшение качества обслуживания населения.

Основными направлениями совершенствования имущественных отношений в муниципальных образованиях, а также улучшения организационного обеспечения деятельности по разграничению имущества между уровнями публичной власти и муниципальными образованиями разного типа на основе анализа правоприменительной практики по реализации Федеральных законов № 000 и № 000 являются:

Законодательное установление соответствия между вопросами местного значения, установленными статьями 14-16 Федерального закона № 000 и имуществом определенного целевого назначения, установленным статьей 50 этого Федерального закона;

Совершенствование организационного обеспечения исполнения Федерального закона № 000 в части разграничения имущества между уровнями публичной власти и муниципальными образованиями.

Анализ существующей правовой базы регулирования разграничения муниципального имущества и подходов к решению данной проблемы в субъектах Российской Федерации показывает целесообразность выработки единых методологических основ ее решения.

муниципального имущества

Общие положения

1. Понятие разграничения муниципального имущества

1.1. Под разграничением имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями и городскими округами понимается процедура изменения правовой принадлежности (статуса) объектов муниципального имущества указанных муниципальных образований, посредством которой осуществляется безвозмездная передача прав собственности на объект муниципального имущества от одного муниципального образования к другому муниципальному образованию.

1.2. Разграничение муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями, городскими округами проводится в целях обеспечения законности в использовании отдельных видов имущества муниципальными районами, поселениями, городскими округами, сохранности, развития, эффективного функционирования и использования объектов муниципального имущества в интересах населения, проживающего в муниципальных образованиях для наиболее полного материального обеспечения исполнения возложенных на органы местного самоуправления муниципального района, поселения, городского округа полномочий по решению вопросов местного значения.

2. Правовое регулирование отношений в области разграничения муниципального имущества

2.1. Правовое регулирование отношений в области разграничения муниципального имущества должно осуществляться в соответствии с Конституцией Российской Федерации , Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами.

2.2. Органы местного самоуправления вправе принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления полномочий по участию в процедуре разграничения муниципального имущества, а также по разграничению объектов муниципального имущества.

3. Основные принципы разграничения муниципального имущества

3.1. Разграничение муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями, городскими округами основывается на признании экономической самостоятельности муниципальных образований.

3.2. Разграничение муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется на основе следующих принципов:

Соответствия разграничения муниципального имущества установленному законодательством Российской Федерации разграничению полномочий по решению вопросов местного значения между муниципальными районами, поселениями, городскими округами;

Целевого характера использования муниципального имущества, необходимого для осуществления возложенных на органы местного самоуправления муниципального района, поселения, городского округа полномочий;

Оптимального использования объектов муниципального имущества, исходя из их назначения, в процессе решения вопросов местного значения и осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

Территориальной принадлежности объектов муниципального имущества к муниципальному образованию, являющейся определяющим фактором в процессе разграничения муниципального имущества между муниципальными образованиями в случае, если целевое назначение объекта, находящегося в муниципальной собственности соответствует установленному федеральным законодательством перечню видов имущества, которое может находиться как в собственности муниципального района, так и в собственности поселения и (или) городского округа, а также, если объект муниципального имущества позволяет решать вопросы местного значения нескольких муниципальных образований;

Оптимизации структуры объектов муниципального имущества в интересах обеспечения экономического роста муниципальных районов, поселений, городских округов;

Приоритета разграничения муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями, городскими округами перед процедурами перепрофилирования и приватизации;

Равенства прав муниципальных образований при осуществлении разграничения муниципального имущества;

Соблюдения условий гласности и прозрачности проводимых процедур при разграничении муниципального имущества, за исключением процедур разграничения объектов, разглашение сведений о которых не допускается в соответствии с законом;

Договорных отношений между муниципальными образованиями в процессе разграничения муниципального имущества;

Подотчетности и подконтрольности всех участников процесса разграничения.

4. Сфера действия процедуры разграничения муниципального имущества

4.1. Порядок разграничения муниципального имущества распространяется на объекты, соответствующие требованиям федерального законодательства о видах муниципального имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований и находящиеся в собственности муниципальных районов, поселений, городских округов.

4.2. Имущество, не зарегистрированное в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком и не находящееся в частной собственности, но используемое муниципальным образованием для решения вопросов местного значения, подлежит разграничению между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в случае, если по отношению к указанному имуществу отсутствуют требования третьих лиц.

В случае наличия по отношению к указанному имуществу требований третьих лиц, установление права собственности на него, в том числе права муниципальной собственности, производится в судебном порядке.

4.3. Муниципальные образования вправе приобретать муниципальное имущество в порядке разграничения муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями, городскими округами для решения вопросов местного значения, установленных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», осуществления переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, для обеспечения деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, решения иных вопросов, не отнесенных к компетенции других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

4.4. Принятие закона о внесении изменений или дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” с целью изменения перечня вопросов местного значения, влекущего необходимость изменения перечня видов имущества, которое может находиться в собственности муниципальных образований, служит основанием для проведения процедуры разграничения муниципального имущества в целях приведения его состава в соответствие с законодательством Российской Федерации.

4.5. Разграничению между муниципальными районами, поселениями, городскими округами не подлежат объекты муниципального имущества, которые органы местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством обязаны безвозмездно передать в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации.

4.6. Разграничение имущества, находящегося в государственной собственности, но используемого муниципальным образованием для решения вопросов местного значения либо исполнения переданных государственных полномочий, осуществляется в соответствии с Порядком перераспределения имущества между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Компетенция органов местного самоуправления в разграничении муниципального имущества

5.1. Имущественные права и обязанности муниципальных образований от их имени приобретают и осуществляют в процессе разграничения муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями, городскими округами органы местного самоуправления, в рамках их компетенции, установленной действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.

5.2. До завершения процедуры разграничения муниципального имущества полномочия по владению и пользованию объектами муниципального имущества, в том числе объектами, в отношении которых осуществляется процедура разграничения, осуществляют органы местного самоуправления муниципального образования, в собственности которого находится объект муниципального имущества.

5.3. Отчуждение объектов муниципального имущества, а также их перепрофилирование на условиях, установленных статьей 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до завершения процедуры разграничения муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями, городскими округами не допускается.

6. Условия правоспособности муниципальных образований при разграничении муниципального имущества

Участие муниципальных образований в процессе разграничения муниципального имущества должно быть обеспечено наличием их правоспособности, в том числе соответствием муниципальных образований следующим условиям:

Границы муниципального образования утверждены в соответствии с требованиями, установленными федеральным законодательством;

23.1. Передача муниципального имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении муниципальных унитарных предприятий, производится в порядке, установленном настоящим законом субъекта Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации.

23.2. С момента перехода права собственности на объект муниципального имущества, находящийся на праве хозяйственного ведения или оперативного управления муниципального унитарного предприятия, право хозяйственного ведения или оперативного управления муниципального унитарного предприятия прекращается.

24. Особенности разграничения земельных участков, участков недр, водных объектов, иных природных ресурсов

24.1. К отношениям по разграничению земельных участков, участков недр, водных объектов, иных природных ресурсов применяются соответственно земельное законодательство, законодательство о недрах, водное законодательство, иное природоохранное законодательство и специальные федеральные законы.

24.2. В процессе разграничения объектов муниципального имущества земельные участки следуют судьбе разграничиваемых объектов муниципального имущества.

24.3. Незастроенные земельные участки, являющиеся самостоятельными объектами муниципального имущества, подлежат разграничению между муниципальными образованиями с учетом особенностей, предусмотренных земельным законодательством.

25. Особенности разграничения объектов культурного наследия

Объекты культурного наследия местного значения могут передаваться в порядке разграничения муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями, городскими округами лишь при условии их обременения обязательствами по содержанию, сохранению и использованию в соответствии с целевым назначением объекта.

26. Особенности разграничения объектов, необходимых для реализации отдельных государственных полномочий

Передача объектов муниципального имущества, используемых муниципальным образованием для реализации отдельных государственных полномочий, возможна лишь в собственность муниципальных районов и городских округов при условии наделения последних отдельными государственными полномочиями, для реализации которых требуется объект муниципального имущества.

27. Особенности разграничения источников доходов местных бюджетов

27.1. Разграничение источников доходов местных бюджетов и межбюджетные отношения между муниципальными образованиями регулируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.

27.2. Разграничение муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями, городскими округами должно предусматривать одновременное разграничение источников доходов местных бюджетов, предусматривающее нормативы отчислений от собственных доходов местных бюджетов, передаваемых одним муниципальным образованием другому муниципальному образованию, в целях финансового обеспечения передаваемых в процессе разграничения объектов с одновременным внесением изменений и дополнений в местные бюджеты на текущий финансовый год.

28. Совершенствование нормативной правовой базы

Целесообразно внести в Налоговый кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации от 01.01.2001 г., № 31, ст.3824) следующие дополнения:

«Дополнить пункт 3 статьи 39 подпунктом 9) следующего содержания:

9) передача муниципального имущества, осуществляемая между муниципальными районами, поселениями, городскими округами в порядке, установленном Законом субъекта Российской Федерации.

Подпункт 9) пункта 3 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации считать подпунктом 10)».

Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации Комитет по вопросам местного самоуправления. Материалы «Круглого стола» «О проблемах законодательного регулирования имущественных отношений в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления», город Москва 14 июня 2006 года.

. Некоторые п роблемы разграничения муниципального имущества. Ж. Имущественные отношения в Российской Федерации № 6 (Москва) - 30.06.2006.