Кто имеет право альтернативную военную службу. Нужно ли проходить медкомиссию при направлении на АГС? Где и как проходят альтернативную службу

В российском законодательстве предусмотрено такое понятие, как альтернативная гражданская служба. Представляет она собой замену традиционной воинской службе по призыву. Однако это не означает, что все желающие могут получить такую замену.

Общая информация

Под альтернативной службой понимается трудовая деятельность граждан, которая приравнивается к воинской, включается в трудовой стаж, оплачивается в соответствии с установленными нормами. Регулируется вопрос замены армии на трудовую деятельность Федеральным законом от 25.07.2002 г. №113-ФЗ, Конституцией РФ и иными нормативно-правовыми актами.

Кто может рассчитывать на замену

Законодательство четко регулирует категории граждан, которые могут получить замену.

Так, рассчитывать на нее могут те, кто в силу своих убеждений или выбранной веры не могут служить в армии. Например, буддисты, которым противоречит обучение военному делу, оружие и прочие атрибуты, или пацифисты, которые отрицают насилие, как таковое.

Кроме того альтернативная служба может быть выбрана теми, кто относится к малочисленным коренным народам, ведущим определенную хозяйственную деятельность и промыслы.

В число рассчитывающих на замену не входят лица нетрадиционной сексуальной ориентации , однако ими может быть подано заявление на рассмотрение комиссии. Решение об удовлетворении такого заявления остается на усмотрение военного комиссариата и главы Администрации района.

Ст.2, Федеральный закон №113-ФЗ:

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

  • несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
Скачать и распечатать бесплатно

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Возрастная категория

Как и в случае с традиционным призывом, к альтернативному подлежат граждане, которые достигли 18 лет, но при этом не достигли 28 лет .

Заработную плату призывник получает, согласно утвержденным заработным платам организации с учетом налоговых и страховых вычетов. При этом за работником не сохраняется право на добровольное расторжение трудовых отношений по собственной инициативе.

Работодатель в свою очередь тоже не имеет права уволить работника-призывника, однако вправе пожаловаться в военный комиссариат на нарушения со стороны сотрудника. Рабочий день и время труда определяется внутренним распорядком организации.

За военнообязанными, выбравшим гражданскую работу, сохраняются военные льготы, но не денежное довольствие.

Все заработанные по АГС средства считаются собственностью работника. Он имеет право распоряжаться ими по своему усмотрению.


Ст.20, Федеральный закон №113-ФЗ:

Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, производится организацией в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

Виды работ

По установленным правилам, работа обычно предлагается низкоквалифицированная. То есть та, которая не требует наличия специальных знаний или умений.

Чаще всего по гражданской работе мужчин направляют по следующим направлениям:

  • помощник повара;
  • подсобный рабочий;
  • сварщик;
  • столяр;
  • уборщик;
  • санитар.

Выбор осуществляется, исходя из данных, имеющихся в Центре занятости населения. Там, где не хватает рабочих специальностей, временно устраиваются для гражданской работы мужчины по призыву.

При наличии у мужчины среднего специального образования его могут временно направить на более узконаправленную работу — программистом, поваром, врачом, медбратом.

При наличии противопоказаний к определенной работе ее могут заменить на надлежащую при наличии на то оснований.

Где проходит АГС

Согласно Федеральному закону №113, АГС проходят в субъектах федерации, в которых мужчины постоянно не проживают.

Точно так же, как и в случае с обычным призывом в армию.

После подачи заявления комиссариат выдает уведомление о получении на руки заявителю. Рассмотрение заявления происходит исключительно в присутствии гражданина. Определение места работы происходит с участие главы Администрации на основании имеющихся вакансий в регионе проживания призывника или регионах, где мужчина не зарегистрирован.

Подать заявление можно позже в том случае, если действующая отсрочка закончилась позже установленного срока. Мужчине надлежит известить военкомат, к которому он присоединен, не позднее 10 рабочих дней с момента окончания отсрочки.

О коренных малочисленных народах

Если призывник относится к данной категории, то на него распространяются такие же правила, как и на других альтернативных призывников. При этом в качестве места работы обычно предлагаются те должности, на которых требуется выполнять ту же работу, что выполняют остальные коренные малочисленные народы.

Например, саамы обычно направляются на оленеводческие фермы или рыболовецкие производства.

Ответственность за уклонение

Гражданин, который выбрал замену армии, не имеет права уволиться с места работы по собственному желанию. Более того уклоняться от своих обязанностей он тоже не вправе.

В случае уклонения на него возлагаются меры наказания, которые могут включать в себя штраф, арест или обязательные работы на усмотрение суда . Работа взамен армии является таким же призывом, и такой же военной обязанностью, как и прохождение службы в армии.

Штрафные санкции могут достигать 200 тысяч рублей или заменены обязательными работами, период и характер которых определяется судом.

Ст.328, Уголовный кодекс РФ:

  1. Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы — наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
  2. Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Пока не предвидится никаких изменений, которые могли бы коснуться альтернативной службы. Федеральный закон №113 остается в силе без каких-либо предварительных изменений.

По неофициальной статистике, гражданам может быть предложено около 60 гражданских профессий и примерно столько же должностей. При этом право выбора остается за местной администрацией и военным комиссариатом. Работа, в основном, предлагается низкоквалифицированная. Альтернативную службу в основном проходят по месту жительства мужчины.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Альтернативная гражданская служба. Комментарии юриста

21 декабря 2016, 20:36 Мар 3, 2019 13:50

За последние несколько лет интерес молодежи к военному ремеслу резко возрос, но и сегодня найдется немало тех, кто считает срочную службу пустой тратой времени. Вот уже несколько лет действует закон о замене военной службы на гражданскую, однако доля уклонистов при этом уменьшается не совсем теми темпами, как хотелось бы.

Патриотическое воспитание, прививаемое еще со школьной скамьи, подразумевает развитие чувства любви к Родине и чувства долга по обеспечению ее безопасности. С молодежью постоянно проводятся беседы, организованные по линии военкомата, в ходе которых тонкой линией проходит тема популяризации службы в армии. Приближаясь к своему совершеннолетию, юноша начинает понимать, что армия – это верные друзья, боевая подготовка, владение оружием, воспитание мужества. Но статистика продолжает давать печальные результаты, уклонисты только наращивают возможности избежать службы.

В РФ с 1993 года предусмотрена возможность вместо службы в воинских частях проходить АГС (альтернативную гражданскую службу). По определению такой вид службы трактуется, как работа на благо окружающих, которая зачитывается взамен военной деятельности.

Кому доступна

Всем, кто мечтает об альтернативе армейской жизни необходимо усвоить один простой факт: никто из членов комиссии не предложит такой вариант. Для того чтобы военкомат направил на работу, придется обосновать свое решение и написать соответствующее заявление. Законодательный аспект для отбора граждан не до конца разработан, поэтому хоть и существуют определенные условия для того, чтобы гражданская служба оказалась досягаемой, но документально доказывать ничего не нужно.

Поводом может служить принадлежность к определенной конфессии. Многие учения полностью отрицают применение оружия и ведение войны. Проверять приверженность тому или иному вероисповеданию никто не собирается, так как это не предусмотрено законом.

Следующая группа лиц, попадающая на общественные работы, в качестве мотивации приводит отрицание любого насилия. Такие идеи называются убеждениями, они также доступны любому гражданину. Третья группа лиц сформирована из малочисленных народностей, которые занимаются характерным только для них промыслом.

На первый взгляд кажется, что альтернативная служба в армии – лакомый кусочек для уклонистов, ведь перед тем, как попасть туда, нужно просто заявить о своих убеждениях, но особой популярности данная деятельность так и не получила.

Кроме описанных выше требований предъявляются общие для призывника.

  • Гражданин призывного возраста.
  • Не пребывает в запасе.
  • По итогам медицинского освидетельствования признан годным.
  • Имеет подтверждение военной комиссии.

Гражданские будни АГС

Наконец-то пришла пора открыть секрет такой низкой популярности АГС. Многие молодые люди выбирают уклонение от армии, вопреки грозящим суровым наказаниям. Причина кроется в том, что срок альтернативной службы в значительной степени превышает срок обычной.

Если призывник направлен в организацию, находящуюся в ведомстве Министерства обороны, то отработать ему придется 18 месяцев, в противном же случае, вместо армии ожидает исполнение гражданского долга на протяжении 21 месяца. Подобная информация заставляет призывника еще раз задуматься о целесообразности уклонения от «школы жизни». Нужно ли напоминать, что в России срок военной службы составляет всего 12 месяцев?

После того, как заявление о переводе на АГС будет удовлетворено, наверняка каждый претендент захочет узнать, что такое вакансии? Призывник не имеет право выбирать место своей работы. За него этим займутся сотрудники военкомата и представители администрации. Данные о вакантных местах, где можно пройти альтернативную службу, стекаются в единую базу. По закону, юношу должны отправить в другой регион, однако в реалии все обстоит иначе. Учитывая тот факт, что оплату проезда и проживания на себя должно взять государство, поступает негласное распоряжение предоставить человеку возможность, чтобы он проходил АГС в родном городе.

Государственная служба подразумевает работу на социально значимых предприятиях, организациях, объектах. Полный перечень востребованных профессий достаточно большой. Можно отметить, что обычно юноши востребованы в медицинском учреждении, в строительстве, сфере обслуживания, в офисе. Всего в списке более ста профессий, поэтому ожидать вакантного места не приходится. Все виды деятельности абсолютно идентичны в правовом аспекте и не дают гражданам дополнительных привилегий.

Положительные моменты

Еще одна веская причина низкой популярности АГС заключается в сложившихся стереотипах о том, что после ее окончания граждане ущемлены в правах относительно бывших военнослужащих. Можно с уверенностью заявить, что это всего лишь людское мнение, повлиять на которое закон не в силах. Но с правовой точки зрения, лица, проходящие альтернативную службу, приравниваются к военнослужащим. Кроме этого, АГС дает ряд преимуществ:

  • На протяжении всего срока юноши получают хоть невысокую, но стабильную зарплату.
  • Предоставленная работа считается официальной, и стаж будет добавлен к общему трудовому.
  • Официальное трудоустройство подразумевает соцпакет, это значит, что гражданин получает право на отпуск и выплату больничного.
  • Трудовая неделя с пятью рабочими днями.

Некоторые юноши отказались от альтернативной службы под гнетущим действием распространенных слухов, содержание которых заключается в том, что с таким послужным списком нельзя будет устроиться в МВД или в другие силовые структуры.

Проанализировав различные источники, мы столкнулись с вполне логичными рассуждениями некоторых экспертов. Суть заключается в том, что гражданин при подаче заявления ссылался на неприятие оружия, силовых методов, насилия. Такие структуры, как МВД, ФСБ явно противоречат внутренним убеждениям граждан, поэтому считаются недоступными. Однако в законе не указано никаких ограничений, поэтому служба в полиции вполне доступна для гражданина, прошедшего АГС. Не будем лукавить, выбор всегда остается за работодателем, и попасть на работу мужчине с армией за плечами гораздо легче.

Ответственность за нарушение правил призыва

Поскольку альтернативную службу по статусу приравнивают в армейской, то и обязанности граждан тоже должны соблюдаться, а их невыполнение карается по закону. За неявку по повестке в отношении гражданина возбуждается дело об административном правонарушении. На усмотрение военного комиссара может быть наложен штраф или вынесено предупреждение. Но повторное игнорирование повестки усугубляет положение юноши.

Военкомат вправе обратиться в милицию для содействия в розыске. Это уже чревато солидной суммой штрафа. Самое суровое наказание ожидает тех, кто не является по повестке для направления на службу и при этом не имеет доказательств уважительной причины. В таком случае речь уже идет об , и как следствие о лишении свободы.

«Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву».
Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе», статья 1, часть 1, извлечение.
Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой».

Конституция Российской Федерации, статья 59, часть3, извлечение.

Россия была первым государством в мире, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от воинской обязанности по религиозным убеждениям стало практиковаться в нашей стране еще в XVIII веке.

После революции 1917 года Советская Россия наряду с Великобританией и Данией стала одной из первых стран, признавших право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести в ХХ веке.

4 января 1919 года был издан Декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям». Этот документ стал первым законодательным актом Советской республики, дающим реальное право на освобождение верующих от военной службы.

Летом 1923 года был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, содержащий специальную главу «Об освобождении от военной службы по религиозным убеждениям», регулирующую порядок судебного производства. Суды с участием экспертов определяли, какая именно работа назначается взамен воинской службы, куда и в какой срок должен явиться гражданин для выполнения своих обязанностей.

Однако два года спустя круг лиц, которые могли воспользоваться правом на отказ от военной службы, был значительно сужен. В 1939 году, когда в Европе началась Вторая мировая война, альтернативная служба в СССР и вовсе была отменена.

Вопрос о восстановлении этого социального института вновь возник только после развала Советского Союза. В 1993 году в принятой всенародным голосованием Конституции РФ было закреплено право российских граждан на замену военной службы альтернативной гражданской в соответствии с миротворческими, философскими, морально-этическими, политическими или религиозными убеждениями. Основополагающие принципы АГС таковы:

На альтернативную гражданскую службу могут быть направлены только те граждане, которые признаны годными к военной службе или годными к военной службе с незначительными ограничениями;
. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территории субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают. Однако это правило не жесткое. Место прохождения службы определяет Федеральная служба по труду и занятости, руководствуясь ежегодно утверждаемыми перечнями профессий и ситуацией на рынке труда;
. Граждане могут проходить АГС исключительно на государственных предприятиях;
. Граждане, избравшие АГС, не вправе по собственной инициативе расторгнуть трудовой договор, участвовать в забастовках, подрабатывать по совместительству в других организациях;
. Представители коренных малочисленных народов направляются для прохождения АГС в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов;
. Срок альтернативной гражданской службы превышает срок службы по призыву.

В настоящий момент прохождение АГС регулируется Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе». Схема направления граждан на альтернативную гражданскую службу выглядит следующим образом:

Граждане подают заявление о замене военной службы по призыву на АГС в военный комиссариат, решение по заявлению принимается призывной комиссией;
. К месту прохождения АГС гражданина направляет военный комиссар в соответствии с планом направления, утвержденном Федеральной службой по труду и занятости;
. Граждане, избравшие АГС, могут быть заняты только на тех должностях и только в тех организациях, которые содержатся в официальном перечне, ежегодно утверждаемом Минздравсоцразвития;
. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом РФ.

21 месяц - для граждан, проходящих АГС в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, а также органам исполнительной власти субъектов РФ;
. 18 месяцев - для граждан, проходящих АГС в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Альтернативная гражданская служба - это предоставленная государством возможность избежать военной службы при существовании определённых условий, а каких именно, об этом далее.

Нормативное регулирование

Замена военной службы альтернативной гражданской находится под опекой ФЗ под номером 113. Законопроект был подписан президентом и опубликован 25 числа второго месяца лета (июля) в 2002 году. Данный нормативно-правовой акт регулирует общественные отношения, которые связаны с реализацией права каждого гражданина мужчины на замену военной службы на иной вид деятельности. Важно отметить, что данное правило распространяется исключительно на молодых людей, которые обязаны отслужить в армии по призыву. - это реальная возможность избежать жёсткого режима, предоставив взамен навыки, образование и годы опыта.

Об общих положениях

Статья 1 вышеназванного федерального закона даёт следующее определение: альтернативная гражданская служба представляет собой вид особой деятельности, который выполняется конкретным лицом в интересах не только государства, но и общества. Служба признаётся альтернативной в том случае, когда граждан обязан выполнять трудовую деятельность взамен службы по призыву.

Закон об альтернативной гражданской службе также указывает на определённую сферу нормативно-правового регулирования. Первоочерёдным актом среди всего многообразия законов является Конституция России. Далее, согласно юридической силе, за ними следуют ФКЗ и федеральные законы. Подзаконные акты, а также международные нормы, которые должным образом ратифицированы на территории России, также являются правовым источником, регулирующим положение граждан, проходящих гражданскую службу.

Условия замены

Замена военной службы альтернативной гражданской возможна только при наличии определённых условий, которые также перечислены в ФЗ № 113.

Первым условием является невозможность несения службы по призыву, связанная с религиозными убеждениями или вероисповеданию. Действительно, многие религии запрещают совершение военных действий против человека либо иным образом говорят о том, что служить - это греховно.

Другое условие связано с образом жизни конкретного человека. Так, закон говорит о том, что право на альтернативную гражданскую службу может быть реализовано представителем малочисленного народа, который ведёт образ жизни, тесно связанный с сельским хозяйством, занимается промысловым ремеслом, а также живёт и зарабатывает тем, что ведёт традиционный образ жизни, сходный с таковым на ранних исторических этапах развития человечества. Фактически интерпретируя слова законодателя, можно сделать вывод о том, что люди, которые всю жизнь занимаются традиционными промыслами, не смогут быть полезными государству при прохождении службы.

Условия для лиц мужского пола, направленных на службу

ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» определяет внутренние условия для тех, кто обладает правом перехода. Так, статья 3 говорит о том, что:

  • Рассматриваемый вид службы осуществляется только мужчинами, возраст которых варьируется в пределах 18-27 лет.
  • Лица мужского пола должны в обязательном порядке обладать правом на замену воинской службы, соответственно, должны соблюдаться все вышеперечисленные условия.
  • Мужчина не должен пребывать в запасе.

Вышеназванные условия являются фактическими, то есть исходят из определённых жизненных условий. Также существуют условия формальные, к которым принадлежит следующее:

  • Подача заявления лично в комиссариат, которое говорит о необходимости замены воинской службы на прохождение гражданской альтернативной службы.
  • Комиссия по призыву должна вынести в порядке, установленном нормативно-правовыми актами, соответствующее решение.

Не все граждане, даже обладающие основанием освобождения, могут проходить альтернативную службу. Так, положения федерального закона не распространяются на лиц мужского пола, которые:


Место прохождения службы

Альтернативная гражданская служба - это вид деятельности, особенность которой заключается в наличии трудовых правоотношений, которая может выполняться как индивидуально, так и в составе каких-либо формирований, чётко определённых законом:

  1. Организации, которые подведомственны уровня.
  2. Организации, которые относятся к органам власти субъектов.
  3. В формированиях, которые относятся к организациям государства, но в качестве гражданского персонала.

Как показывает практика, граждане проходят альтернативную гражданскую службу за пределами того субъекта, в котором постоянно проживают.

К лицам, являющимся частью малочисленного народа, применяются специальные меры. К ним также не применяется обязанность прохождения воинской службы, альтернативная гражданская служба проходит по месту осуществления хозяйственной деятельности. Перечень должностей, а также рабочих мест, на которых возможна альтернативная служба, утверждается Правительством России.

При выборе должности или рода деятельности необходимо учитывать уровень образования гражданина, его предыдущий род деятельности, специальность, опыт работы, квалификацию, а также иного рода качества и навыки, которые могут быть полезны при прохождении службы.

Срок службы

Альтернативная - это обязанность, которая ограничивается определёнными сроками. В ФЗ № 113 сказано, что срок альтернативной гражданской службы превышает в 1 целую 75 сотых раза срок службы по призыву. Это значит, что нет чётко определённой даты, если изменится срок воинской обязанности, альтернативная также претерпит изменения в вышеназванной пропорции.

На сегодняшний день срок альтернативной гражданской службы - 42 месяца, а для окончивших высшие учебные заведения - 21 месяц. В том случае, когда граждане проходят альтернативную службу в формированиях ВС РФ, срок данной деятельности - 3 года, а для тех, кто закончил высшее учебное заведение - 18 месяцев.

Отсчёт альтернативной службы начинается с того дня, как лицо убыло для прохождения службы. Дата указывается военным комиссариатом. День окончания службы считается день прекращения договора, который был заключён с лицом в связи с увольнением со службы.

Дни, не засчитываемые в срок службы

Существуют определённые дни, которые не подлежат учёту в срок службы, а именно:

  • Прогул . Так как данная деятельность наряду с вышеперечисленными нормативно-правовыми актами, регулируется Трудовым кодексом РФ, то прогулы - отсутствие работника на рабочем месте в установленное договором или инструкцией время более 4-х часов непрерывно в течение трудового периода.
  • Дополнительный отпуск , который предоставляется работодателем для обучения в образовательных организациях не засчитывается в срок службы.
  • Время уголовного наказания, отбываемого в местах заключения, либо административного - в виде ареста.
  • Выполнение трудовых обязанностей в состоянии опьянения , равно, как и появление на рабочем месте.

Организация службы

Первое требование, которое предъявляется для организации альтернативного вида службы, касается законодательства РФ, которое полностью регулирует данный вид деятельности. Непосредственными участниками, организующими прохождение службы, являются субъекты РФ. Данные участники выполняют следующие функции:

  • Предоставляют перечень вакантных специальностей, которые подходят для прохождения данного вида службы. Федеральные органы власти вносят предложения по усовершенствованию видов работ, по расширению их перечня, а также предоставляют оперативную информацию, касающуюся профессий, должностей и всех задействованных лиц.
  • Ведут учёт организаций, которые подведомственны субъектам и пригодны для прохождения рассматриваемого вида службы.
  • Принимают и направляют в соответствующие органы необходимую информацию о гражданах, которые прибыли для прохождения службы.
  • Осуществляют контроль исполнения норм законодательства, законности заключённого трудового договора, а также его исполнения.

Таким образом, сравнивая современную Россию с Советским Союзом, можно отметить, что многим гражданам предоставляется реальная возможность отдать свой долг родине, не облачая свои плечи в погоны. Определённые исключения предусматривает Альтернативная гражданская служба, в свою очередь, предоставляет право отдачи долга своей стране в ином виде.

Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государ­ства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Россия была первым в мире государством, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от военной службы по религиозным убеждениям стало практиковаться в нашей стране еще в XVIII в. В 1762 -1763 гг. по пригла­шению Екатерины II в Россию из Пруссии переселились протестанты-менониты, убежденные пацифисты, пропове­довавшие отказ от любых клятв (в том числе от присяги) и воинской службы. В 1787 г. императорским указом мено­нитам была предоставлена льгота - освобождение от воен­ной службы.

Введение в России в 1874 г. всеобщей воинской повинно­сти вызвало массовые отказы от военной службы, особенно со стороны представителей ряда конфессий, в первую очередь протестантских. По новому указу все льготы отменялись, что повлекло за собой невиданную по размаху эмиграцию. В ре­зультате царское правительство вынуждено было пойти на компромисс. В Устав о воинской повинности были внесены изменения, согласно которым менониты, поселившиеся в Рос­сийской империи до января 1874 г., могли отбывать сроки обязательной службы во вневойсковых командах (без ноше­ния оружия). Таким образом, они стали первыми «альтернативщиками» в истории государства, которое выполняло опре­деленные обязательства по их содержанию: выделяло денеж­ные средства для выплаты поденной платы рабочим, на ле­чение рабочих в учреждениях военного ведомства, на оплату квартир и коммунальных услуг, а также на оборудование и ремонт мастерских.

На «обязанных рабочих» - так назывались первые «альтернативщики» - формально распространялись все правила призыва на военную службу, которые регулировались военно- административным законодательством. Уклонение от работ каралось по военно-уголовному законодательству.

В дальнейшем льгота по освобождению от военной служ­бы была пожалована духоборам, молоканам и последовате­лям других сект.

Однако отказы от военной службы случались не только по религиозным мотивам. В частности, в октябре 1876 г. газета «Московские ведомости» сообщала о массовом отказе ссыль­ных уральских казаков служить в армии. Были случаи от­каза и в других социальных слоях.

После 1917 г. Россия стала одной из первых стран, при­знавших право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести.

4 января 1919 г. был издан декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям» . Соглас­но этому документу граждане, чья вера не позволяла держать в руках оружие, могли нести альтернативную службу в гос­питалях либо заниматься другой общественно полезной ра­ботой, также предусматривалась возможность полного осво­бождения от военной службы. Декрет 1919 г. стал первым законодательным актом Советской республики в этом направ­лении. Приняв его, Россия заслужила положительные отзы­вы мирового сообщества.

Летом 1923 г. был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, в котором содержалась специальная глава - «Об освобождении от военной службы по религиозным убеж­дениям», регулирующая порядок судебного производства по этому вопросу. Судебные эксперты скрупулезно определяли, действительно ли человек придерживается религиозных взгля­дов, которые могут освободить его от военной службы, а также какую именно работу назначить в качестве альтернативной.

В январе 1925 г. появился Закон «Об обязательной воен­ной службе». Круг лиц, имевших право на отказ от военной службы, был значительно сужен. Полное освобождение при­зывника от военной службы, как было ранее, исключалось.

Институт альтернативной службы просуществовал в СССР до 1939 г. И только к концу XX в. Россия вновь возвратилась к этому вопросу.

В 1993 г. в принятой всенародным голосованием Конститу­ции РФ было закреплено право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской (ст. 59, п. 3). И в этом же 1993 г. в России появились первые «альтернативщики», правда немецкие. Они ухаживали за пожилыми людьми - жертвами сталинских репрессий.

В понятие «альтернативная гражданская служба » (АГС) заложено две основные цели: конституционная защита прав граждан и обеспечение достойного существования социально уязвимым слоям населения.

Правовой основой альтернативной службы являются, как уже сказано выше, Конституция Российской Федерации, фе­деральные конституционные законы, основной из которых - Федеральный закон «Об альтернативной гражданской служ­бе» № 113 ФЗ от 25 июля 2002 г., другие нормативно-правовые акты РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. указывается, что право на замену военной службы по призыву альтерна­тивной гражданской службой признается:

    если несение военной службы противоречит убеждени­ям или вероисповеданию гражданина;

    если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет тради­ционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

На альтернативную гражданскую службу могут быть на­правлены граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе. При этом они должны иметь право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (см. выше).

Указанные лица должны лично подать заявление в воен­ный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской. В отношении этих лиц принимается соответствующее решение призывной ко­миссией района, или города без районного деления, или ино­го муниципального образования.

На альтернативную гражданскую службу не направляют­ся граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» имеют основа­ния для освобождения от призыва, не подлежат призыву или имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

В своем заявлении гражданин должен указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать о замене, и обосновать, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристи­ка с места работы/учебы гражданина. Для доказательства своих доводов гражданин может приложить к заявлению дру­гие документы, а также указать лиц, которые согласны под­держать его.

Военный комиссариат выдает гражданину документ, под­тверждающий регистрацию заявления.

Заявление рассматривается на заседании призывной ко­миссии только в присутствии его подателя. О времени и ме­сте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.

В законе указывается, что призывная комиссия рассма­тривает доводы гражданина о том, что несение военной служ­бы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на следующих основаниях:

    выступления на заседании призывной комиссии граж­данина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов;

По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает моти­вированное решение об отказе.

Заключение комиссии должно быть вынесено в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат. При необходимости запроса призывной комис­сией дополнительных материалов срок вынесения заключе­ния может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.

Решение принимается простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято. На руки гражданину в трехдневный срок вы­дается копия заключения.

Гражданину может быть отказано в замене военной служ­бы по призыву альтернативной гражданской службой в слу­чаях, если:

    он нарушил срок или порядок подачи заявления;

    представленные документы и другие данные не соответ­ствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероиспове­данию;

    в заявлении о замене военной службы по призыву аль­тернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

    гражданин дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной при­чины;

    ранее ему была предоставлена возможность пройти аль­тернативную гражданскую службу, но он от нее укло­нился.

Уважительными причинами неявки на заседание призыв­ной комиссии (при условии документального подтверждения причин неявки) являются:

    заболевания или увечья (травмы), связанные с утратой трудоспособности

    тяжелое состояние здоровья близких родственников (отца, матери, жены, детей, родного брата, родной се­стры, дедушки, бабушки или усыновителя) либо участие в похоронах указанных лиц;

    препятствие, возникшее в результате действия непрео­долимой силы, или иные обстоятельства, не зависящие от воли гражданина.

Призывная комиссия может признать уважительными и иные причины. Решения комиссии гражданин может оспо­рить в суде.

Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по при­зыву альтернативной гражданской, подлежит призыву на во­енную службу в соответствии с Федеральным законом «О во­инской обязанности и военной службе».

Направление граждан на альтернативную гражданскую службу включает кроме указанных выше условий:

    явку на медицинское освидетельствование и на заседа­ние призывной комиссии для принятия решения о на­правлении на альтернативную гражданскую службу;

    явку в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной граж­данской службы.

На мероприятия, связанные с направлением на альтерна­тивную гражданскую службу, граждане вызываются повест­ками военного комиссариата. Направление граждан на аль­тернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия.

К месту прохождения альтернативной гражданской служ­бы гражданина направляет военный комиссар согласно пла­ну специально уполномоченного федерального органа испол­нительной власти и в соответствии с решением призывной комиссии.

Гражданин, направляемый на альтернативную граждан­скую службу, обязан явиться в военный комиссариат в срок, указанный в повестке, и получить под расписку предписание для убытия к месту прохождения службы.

Работодатель, к которому прибывает гражданин, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период про­хождения альтернативной гражданской службы и в трехднев­ный срок уведомить об этом военный комиссариат, а также федеральный орган исполнительной власти или орган испол­нительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

Трудовая деятельность граждан, проходящая альтерна­тивную гражданскую службу, определяется Трудовым кодек­сом РФ с учетом особенностей, предусмотренных в Законе «Об альтернативной службе».

По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, могут привлекаться к ликвидации по­следствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвы­чайных ситуаций на территории Федерации.

Гражданину, проходящему альтернативную службу, пре­доставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ. Продолжительность ежегодного оплачиваемо­го отпуска и возможного отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, не­обходимых для проезда к месту использования отпуска и об­ратно.

Закон определяет сроки прохождения альтернативной гражданской службы. Согласно пункту 1 статьи 5 срок аль­тернативной службы превышает установленный Федераль­ным законом «О воинской обязанности и военной службе» (с 1 января 2008 г. - один год) в 1,75 раза, если служба про­ходит в гражданских учреждениях, и согласно пункту 2 ста­тьи 5 - в 1,5 раза, если служба проходит в организациях Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирова­ний и органов. На текущий момент (с 1 января 2008 г.) - это 21 месяц и 18 месяцев соответственно.

Как правило, служба проходит за пределами территории постоянного проживания несущих службу граждан (экстер­риториальный принцип).

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение альтернативной гражданской службы.

2. Каковы исторические традиции организации альтернативной гражданской службы в России?

3. Что составляет правовую основу альтернативной гражданской службы в России?

4. Кто имеет право на прохождение альтернативной гражданской службы?

5. В каких случаях может быть отказано в прохождении альтер­нативной гражданской службы?

6. Каков порядок прохождения альтернативной гражданской службы?

Каковы сроки альтернативной гражданской службы?