Административная процедура. Понятие и значение. Административные процедуры

Многообразие управленческой деятельности органов государственного управления требует введения и использования различных процедур. Прежде всего, выделяют административные процедуры, которые призваны нормировать, упорядочить и стабилизировать основные виды деятельности. Другие – предназначены для рассмотрения споров и разногласий.

Разграничение административных процедур проводится по видам решаемых задач в рамках компетенции субъекта права. Например, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 октября 2007 г. №1299 «Об административных процедурах, совершаемых налоговыми органами в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей» предусмотрено совершение 59 административных процедур.

Можно выделить примерный перечень административных процедур:

1. организационные (распорядок работы, распределение обязанностей и др.);

2. принятие решений (правовых актов, устных решений);

3. использование информации (документооборот, информационное обслуживание);

4. решение функциональных задач (подбор кадров, повышение квалификации);

5. делегирование полномочий;

6. совершение юридических действий (лицензирование и т.п.);

7. проведение координации;

8. осуществление контроля;

9. осуществление надзора;

10. рассмотрение обращений граждан;

11. разрешение разногласий и споров;

12. действия в экстремальных ситуациях (чрезвычайное положение, аварии, технические катастрофы и др.).

Действие законодательства об административных процедурах может распространяться на отношения в сферах :

· регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

· лицензирования отдельных видов деятельности;

· предоставления земельных участков;

· обязательной сертификации продукции, работ и услуг;

· регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания;

· регистрации транспортных средств и др.

В государственных органах и организациях организуется прием заинтересованных лиц. График приема определяется руководителем государственного органа на основе требований законодательства о труде, иных актов с учетом количества и специфики заявлений граждан, осуществляемых административных процедур, иных обстоятельств и должен обеспечивать проведение приема граждан в удобное для них время. Прием осуществляется в порядке очередности. По решению руководителя государственного органа при необходимости осуществляется предварительная запись граждан на такой прием. Запрещается отмена приема граждан по причине временного отсутствия работника, осуществляющего такой прием.

В организациях, осуществляющих административные процедуры, в доступном для обозрения месте (на информационных стендах, табло и (или) иным способом)размещается информация, за исключением относящейся к государственным секретам, коммерческой или иной охраняемой законом тайне:

· о структуре государственного органа, его руководителе и заместителях руководителя;

· режиме работы и графике приема заинтересованных лиц;

· наименованиях административных процедур;

· перечнях документов и (или) сведений, представляемых гражданами, а при необходимости – о порядке их заполнения и представления;

· сроках осуществления административных процедур, сроках действия справок или других документов, выдаваемых при осуществлении административных процедур, а также о размере платы, взимаемой при осуществлении административных процедур;

· местонахождении, номере служебного телефона, фамилии, собственном имени, отчестве, должности работника органа, осуществляющего прием;

· наименовании, месте нахождения и режиме работы вышестоящего по отношению к уполномоченному органу в соответствии с его подчиненностью (подотчетностью) государственного органа, иной организации.

На информационных табличках, размещаемых при входе в помещение, в котором проводится прием граждан, либо на рабочем месте или на одежде работника, осуществляющего прием, размещается информация о занимаемой должности, фамилии, имени, отчестве указанного работника.

По решению руководителя в этом органе могут создаваться справочно-информационные и (или) консультационные службы либо определяться работники, ответственные за справочно-информационное обслуживание или предварительное консультирование граждан.

Гражданин может участвовать в осуществлении административной процедуры лично и (или) через своих представителей, если иное не предусмотрено законодательными актами. Личное участие гражданина в осуществлении административной процедуры не лишает его права иметь представителей, равно как участие представителей не лишает заинтересованное лицо права на личное участие в осуществлении такой процедуры, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Юридическое лицо участвует в административной процедуре через свои органы или других представителей.

Управленческий процесс осуществляется не только путем использования определенных административно-правовых форм, но и в рамках установленных административных процедур. Под административной процедурой в широком смысле слова понимается определенный правовыми нормами порядок осуществления органом исполнительной власти (должностным лицом) установленных для него полномочий в процессе управленческой деятельности. Административная процедура представляет собой совокупность (систему) юридически значимых действий, операций и формальностей, совершение и соблюдение которых необходимо для принятия или исполнения правового акта нормативного либо индивидуального характера. Административная процедура заключается в последовательности правовых действий или операций, которые обычно должны быть осуществлены в определенном порядке и в определенный срок. Срок - это установленный правовой нормой промежуток времени, в течение которого какой-либо акт, операция или действие должны быть осуществлены либо, наоборот, в течение которого запрещено что-либо предпринимать. Сроки устанавливаются для охраны и защиты права, для сохранения существующего правового положения либо для разработки правового акта. Цель установления определенных сроков состоит в том, чтобы заставить субъектов права действовать быстрее, ускорить их вступление в правоотношение, либо, напротив, замедлить их активность, предоставив минимальное время для раздумий и консультаций. Существенный элемент процедуры - последовательность операций, следующих друг за другом стадий и формально установленных действий. В силу этого отдельные процедуры кажутся громоздкими и стесняющими свободу действий. Однако почти все они призваны защищать права и законные интересы лиц, заинтересованных в принятии либо исполнении правового акта. Соответствующая процедура является дополнительной, а иногда и определяющей гарантией законности акта или справедливости разрешения юридической ситуации. Административные процедуры закрепляются правовыми нормами и выступают как определенные правила совершения управленческих действий. Они регулируют как правотворческую (правоустановительную), так и правоприменительную деятельность органов исполнительной власти. Соответственно, их можно подразделить на правотворческие и правоприменительные. Процедуры правотворческой деятельности федеральной государственной администрации регулируются Постановлением Правительства РФ 1997 г., утвердившим "Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации". Указом Президента РФ определен порядок опубликования и вступления в силу актов Президента, Правительства и федеральных органов исполнительной власти 6 .

    Правотворческая процедура включает ряд последовательных стадий:

    • принятие решения о необходимости разработки проекта нормативного акта. Это решение принимается на основе планов работы, поручений законодательных и вышестоящих органов, предложений органов исполнительной власти и частных лиц;

      подготовку текста проекта нормативного акта, его предварительное обсуждение, доработку, согласование, предварительное одобрение соответствующим органом, внесение проекта. Проекты актов разрабатываются структурными подразделениями аппарата органов исполнительной власти с участием юридических служб и с определением сроков подготовки. Проект должен быть согласован с заинтересованными органами и сопровождаться пояснительной запиской (обоснования, прогнозы и т.п.). После необходимых согласований проект проходит стадию визирования руководителями заинтересованных органов. Органы юстиции или юридические службы ведомства проводят юридическую экспертизу проекта. Прошедший экспертизу и завизированный проект вносится в правотворческий орган;

      принятие или утверждение проекта;

      государственную регистрацию принятого нормативного акта. Она обязательна для актов, затрагивающих права, свободы и обязанности частных лиц, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер. Отсутствие регистрации актов является основанием для признания их недействительными;

Правоприменительные процедуры подразделяются на регулятивные и правоохранительные или юрисдикционные. Регулятивные процедуры используются для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел позитивного, неконфликтного характера и организационно-исполнительных вопросов, для реализации прав и законных интересов частных лиц в сфере управления. Они формализуют оперативную , организационно-исполнительную деятельность по разрешению повседневных дел, возникающих в процессе государственного управления. В силу этого они являют собой административные процедуры в узком (собственном) значении слова. Под административными процедурами в узком смысле слова понимается установленный нормами права порядок (правила) совершения управленческих действий и разрешения органом исполнительной власти конкретных индивидуальных дел, связанных с обращениями частных лиц в целях реализации их прав и законных интересов.

    Административные (регулятивные) процедуры в узком смысле слова характеризуются рядом специфических черт:

    • обеспечивают применение не санкций, а диспозиций административно-правовых норм;

      призваны разрешать индивидуальные административные дела неконфликтного, бесспорного характера;

      в рамках этих процедур реализуется основной объем компетенции органов исполнительной власти;

      обеспечивают реализацию всех организационно-управленческих функций государственной администрации (процедуры планирования, организации контроля, мотивации, регистрации и т.д.);

      регулируют действия, которые не связаны с применением принуждения и осуществлением юрисдикционных функций, направленных на разрешение административно-правовых конфликтов.

Различного рода административные процедуры есть способ существования управленческого процесса, который может быть представлен как система административных процедур правотворческого и регулятивного характера. Административные процедуры обеспечивают конструктивное регулирование позитивных, неконфликтных отношений между органами исполнительной власти и частными лицам.

    К основным из них относятся:

    • процедура рассмотрения обращений граждан, регулируемая на федеральном уровне Указом Президиума Верховного Совета СССР "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" от 12 апреля 1968 г.;

      процедура государственной регистрации (граждан по месту пребывания и месту жительства, юридических лиц, общественных объединений, недвижимости, автотранспорта и т.д.);

      правила выдачи лицензий;

      процедура получения разрешений (на продажу и приобретение оружия, на въезд в пограничную зону, использование природных ресурсов, проведение демонстраций и т.д.);

      порядок оформления и выдачи различного рода удостоверяющих документов, имеющих юридическое значение (паспортов, водительских удостоверений и т.д.);

      порядок оформления контрольно-надзорной деятельности и т.д.;

      процедура размещения государственных (муниципальных) заказов;

      порядок сертификации продукции, работ и услуг;

      процедура назначения и выплаты пенсий, пособий;

      порядок выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ (строительных разрешений) и т.д.

Административная процедура призвана служить гарантией защиты прав и свобод граждан от произвола административных органов и средством контроля за их деятельностью. Однако в современных условиях отсутствует единый федеральный закон об административных процедурах, что дает возможность ведомствам самостоятельно изобретать различные формальные процедуры и собственные правила взаимоотношений с частными лицами (подачу справок, подтверждений, формуляров, анкет и т.д.). Все это ведет к излишнему формализму и бюрократизму и в конечном счете к ущемлению прав частных лиц чиновничьим усмотрением. В странах с развитыми демократическими традициями вопрос об административных процедурах решается на законодательном уровне. Законы об административных процедурах обычно регламентируют единые сроки, формы документов, обязанности органов власти по разъяснению гражданам их права на обжалование вынесенного решения, порядка подачи жалобы и т.д. В административном праве демократических государств выделяется ряд важных принципов, регулирующих порядок деятельности органов исполнительной власти в отношениях с гражданами.

    К ним, в частности, относятся:

    • принцип соразмерности : общая свобода действий гражданина может быть ограничена лишь настолько, насколько это необходимо для достижения преследуемой в интересах общества цели. Предписанные для достижения этой цели меры должны быть минимально обременительными;

      принцип расследования : гражданин не обязан доказывать те или иные обстоятельства или факты интересующие орган власти, который должен сам выяснять все необходимые сведения. Гражданин в подаваемых заявлениях обязан лишь утверждать некие факты и орган не может требовать подтверждения их достоверности при помощи не предусмотренных законом документов;

      запрет сверхформализма : если гражданин не соблюдает форму (при подаче какого-либо заявления), это не должно быть поводом для отказа принять от него заявление, если цель, преследуемая формой, может быть достигнута и без ее соблюдения и др.

В настоящее время в нашей стране научной общественностью разработан и обсуждается ряд инициативных законопроектов "Об административных процедурах", которые имеют целью урегулировать основные процедуры взаимоотношений частных лиц и органов исполнительной власти и свести ведомственное правотворчество в этой области к минимуму. Регулятивные административные процедуры следует отличать от правоохранительных, юрисдикционных процедур, которые непосредственно связаны не с управленческой оперативно-исполнительной деятельностью, а с осуществлением юрисдикционных функций органов исполнительной власти. Термином "юрисдикция" (от лат. juridictio - судопроизводство, ведение суда) обычно обозначается право производить суд, решать конфликтные вопросы и сфера полномочий юрисдикционного органа. Юрисдикция - это "правоговорение", т.е. провозглашение права органом, имеющим власть судить. Она выражается в прерогативе разрешать правовые конфликты принудительным для сторон образом. Эта прерогатива реализуется в юрисдикционном решении, которое "говорит право", т.е. провозглашает то, что заслуживает каждый, являющийся стороной правового конфликта: восстановление права, если оно было нарушено либо наказание, если нарушена норма права. Юрисдикция как "суждение о праве" состоит в том, чтобы "говорить" сторонам, в чем заключается право в данном случае, высказываться от имени права, оценивать действия субъектов с точки зрения их правомерности или неправомерности, применять юридические санкции к правонарушителю. Юрисдикция - это основная функция судьи и она неразрывно связана с деятельностью судебной власти. Однако административные органы могут по закону наделяться определенными юрисдикционными функциями для разрешения правовых конфликтов, не представляющих большой социальной опасности. Это позволяет, с одной стороны, разгрузить суды, а с другой - обеспечить более оперативное разрешение правовых конфликтов. Юрисдикционная (правоохранительная) процедура , или юрисдикционное производство,- это порядок разрешения уполномоченным органом государственной власти административно-правового конфликта в виде административного спора или административного правонарушения. Она связана с "суждением о праве", а потому выступает в качестве элемента, звена административного процесса. Административный процесс - это урегулированный административно-процессуальными нормами порядок разбирательства административно-правового конфликта с участием юрисдикционного органа, опосредующего взаимоотношения сторон . Он представляет собой административно-процессуальную деятельность субъекта административной юрисдикции по применению норм материального права при рассмотрении дел об административных правонарушениях или при разрешении административно-правового спора. Разбирательство дел об административных правонарушениях осуществляется как органами исполнительной власти, так и судьями (районными и мировыми). В соответствии с КоАП юрисдикционной функцией по административным правонарушениям наделено около 450 видов должностных лиц этих органов. Производство по делам об административных правонарушениях, осуществляемое в административном процессе, регулируется общими, обязательными как для органов исполнительной власти, так и для судей административно-процессуальными нормами. Оно может иметь полную и упрощенную формы. В рамках административного процесса в юрисдикционных органах осуществляется также разрешение административных споров, возникающих в связи с нарушением субъективных прав частных лиц, с незаконным привлечением к какой-либо ответственности или незаконным возложением каких-либо обязанностей. Юрисдикционные процессуально-правовые процедуры, имеющие своей целью разрешение административных споров, непосредственно связаны с функционированием института административной юстиции.

Административная процедура - это нормативно установленный последовательный порядок реализации административно-властных полномочий, направленный на разрешение индивидуального административного дела, или выполнение управленческой функции. Под индивидуальным административным делом понимается возникающий в сфере государственного управления вопрос, связанный с применением административных норм, и требующий в целях его разрешения оперативно-исполнительных действий полномочных органов и должностных лиц публичной администрации.

Административная процедура - это, по сути, алгоритм действий, который должна выполнить публичная администрация (орган государственной власти или орган местного самоуправления) для решения конкретного дела.

Значение административных процедур:

  • 1. Уменьшают риск отклонения от цели правоотношения. Если целью правоотношения является установить право на ношение огнестрельного оружия - требуют только то, что необходимо для установления этого права.
  • 2. Административные процедуры снижают степень усмотрения. Решение должно быть принято в течение 30 дней, т.е. нет возможности рассматривать дело столько, сколько ему хочется.
  • 3. Обеспечивают административные процедуры для более эффективного контроля за деятельностью публичной администрации (публичной власти; органов власти), причем как контроля внутреннего, так и внешнего - со стороны судебной системы, или институтов защиты прав гражданского общества.
  • 4. Создают единообразие в правоприменительной практике. Единый алгоритм обеспечивают ситуацию, при которой схожие дела разрешаются примерно одинаковым образом.
  • 5. Обеспечивают гласность правоотношения. Все участники от служащего до гр-на и организации знают все этапы и функционирование публичной администрации.

Задачи административных процедур (которые они решают):

  • 1. Обеспечивается эффективность деятельности публичной администрации/публичной власти.
  • 2. Создание благоприятных условий для участия граждан и организаций в публичных правоотношениях.

Цели административных процедур:

  • 1. Выровнять правовое положение властного и невластного субъектов. Процедура позволяет превратить права представителя публичной администрации в обязанности, а также предоставить дополнительные права невластному субъекту.
  • 2. Процедура должна давать возможность невластным субъектам понять, в каком порядке они могут реализовать свое право или каким образом будет осуществляться контроль за исполнением возложенной на них обязанности.

Структура административной процедуры.

Элементы процедуры (обязательные):

  • 1. участники процедуры и их правовой статус. Существуют 2 стороны:
    • - наделенная властными полномочиями и осуществляющая публичную функцию, по общему правилу это государственные органы, могут быть государственные и муниципальные учреждения, а также при передаче соответствующие функции иные организации. Может быть представлена несколькими органами и должностными лицами. В этой ситуации процедура должен определять порядок координации действий этих органов и должностных лиц. Процедура должна определять, чье требование будет решающим. Способы:
    • 1) Указывается, какой орган должен скорректировать свои требования в случае противоречия требованиям иных органов.
    • 2) Если внутри администрации муниципального образования устанавливается согласование в нескольких инстанциях, должен быть определен единый орган/структурное подразделение, которое курирует процесс согласования и ответственно за подготовку единого консолидированного решения.
  • - невластные субъекты - граждане или организации. Правовой статус включает права и обязанности. С точки зрения нормативного регулирования права и обязанности субъектов, обладающими властными полномочиями делятся на 2 группы:
    • 1) Права, не связанные с обременением невластных субъектов. - право запросить информацию у другого органа. Реализация данного права невластного субъекта не затрагивает. Право собирать дополнительную информацию, запрашивать документы. Их регулирование может носить максимально общий характер в рамках процедуры.
    • 2) Права, связанные с обременением невластных субъектов. Затребовать у гражданина дополнительные сведения, или обязать предоставить дополнительную справку, обязать явиться. Должно быть определено, при каких условиях соответствующее право может быть реализовано. Простого усмотрения должностного лица недостаточно. Должны быть основания для реализации права, формы решения, сроки и требования, предъявляемые к действиям гражданина или организации.

Права и обязанности невластных субъектов зависят от характера процедуры, а также степени усмотрения должностных лиц при разрешении дела. Общее правило: чем меньше усмотрения у должностных лиц, тем меньше дополнительных процедурных прав предоставляется гражданам и организациям. Чем больше усмотрения - тем больше прав, чтобы обеспечить контроль за использованием этого усмотрения.

Вопрос о правовых процедурах осуществления административно-публичной деятельности в последние годы приобрел в науке административного права особую актуальность. Это связано прежде всего с тем, что в условиях построения в России правовой государственности возникла необходимость в установлении четкого порядка осуществления административными органами административно-публичной деятельности, который позволил бы обеспечить соблюдение и защиту прав и свобод физических и юридических лиц. Урегулированные нормами права процедуры осуществления административными органами как внутренней, так и внешней административно-публичной деятельности могут быть охарактеризованы как административные процедуры. В административно-правовой науке под административной процедурой понимается, как правило, урегулированный нормами права порядок последовательного совершения административным органом определенных юридически значимых действий, направленных на разрешение им индивидуального юридического дела в рамках административного процесса и входящего в него соответствующего административного производства, например производства по делам об административных правонарушениях. Необходимо разграничивать понятия «административный процесс» и «административная процедура». Под административным процессом следует понимать внешнюю правоприменительную административно-публичную дея тельность (систему последовательно совершаемых действий) административных органов по разрешению подведомственных им индивидуальных юридических (административных) дел, осуществляемую в соответствии с предусмотренными административно-процессуальными нормами специальными юридическими (административными) процедурами. Административный процесс неоднороден и состоит из целого ряда административных производств, то есть отдельных видов внешней административнопубличной деятельности по разрешению специфических категорий индивидуальных юридических (административных) дел. С учетом приведенного понятия административного процесса возникает закономерный вопрос: вся ли внешняя правоприменительная административно-публичная деятельность административных органов осуществляется в рамках административного процесса и соответствующих входящих в его структуру видов административных производств? Ответ на этот вопрос, с нашей точки зрения, должен быть отрицательным. Это объясняется тем, что внешняя правоприменительная административнопубличная деятельность включает в себя не только системно организованные виды деятельности административных органов, связанные с разрешением индивидуально определенных юридических дел и представляющие собой логически завершенные юридические процессы, но и иные виды деятельности, не обладающие признаками юридического процесса. В частности, включаемая в содержание внешней правоприменительной административно-публичной деятельности деятельность административных органов по разрешению дел об административных правонарушениях представляет собой юридический процесс, отдельный вид административного производства. В то же время такой вид деятельности, как надзор органов внутренних дел за соблюдением гражданами правил поведения в общественных местах, правил дорожного движения, также входящий в содержание внешней правоприменительной административнопубличной деятельности, не связан с разрешением индивидуальных административных дел и не обладает признаками юридического процесса. В этой связи необходимо сделать вывод о том, что вся внешняя правоприменительная административно-публичная деятельность административных органов включает в себя как процессуальные виды такой деятельности - административные произ водства, так и внепроцессуальные виды этой деятельности, осуществляемые вне рамок административного процесса. При этом как процессуальные, так и внепроцессуальные виды внешней правоприменительной административно-публичной деятельности осуществляются административными органами в соответствии с определенным порядком, установленным административно-процессуальными нормами, то есть в соответствии с определенной административной процедурой. С учетом названных обстоятельств административная процедура, с нашей точки зрения, может быть охарактеризована как урегулированный административно-процессуальными нормами специальный порядок осуществления административным органом деятельности (производства) по разрешению подведомственной ему категории однородных индивидуальных административных дел либо совершения этим органом иных юридически значимых (административно-правовых) действий вне рамок каких-либо административных производств. Рассмотрим далее основные признаки, характеризующие понятие «административная процедура». 1. Административная процедура - это порядок осуществления административного производства или совершения отдельных административно-правовых действий. Под порядком осуществления деятельности или совершения действий, с нашей точки зрения, следует понимать установленные административно-процессуальными нормами стадийность, то есть последовательность, очередность совершения соответствующих действий и способы их официально-документального оформления (фиксации). Например, ст. 12-15 Закона РФ «О милиции» устанавливают процедуру применения сотрудниками милиции специальных средств и огнестрельного оружия, которая заключается в определении последовательности соответствующих действий сотрудников милиции и их процессуального оформления. 2. Административная процедура - это порядок осуществления административного производства или совершения отдельных административно-правовых действий, который определен административно-процессуальными нормами, содержащимися в соответствующих законах или подзаконных нормативных правовых актах. Иными словами, административная процедура - это юридически установленный порядок, который должен неукоснительно соблюдаться административными органами при осу ществлении соответствующей деятельности или при совершении соответствующих действий. 3. Административная процедура - это юридически установленный порядок осуществления определенной деятельности не только в целом, в системе, то есть административного производства, но и порядок совершения отдельных юридически значимых действий как в рамках того или иного производства, так и вне какого-либо производства. В частности, нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях определяют как в целом процедуру осуществления производства по делам об административных правонарушениях, так и процедуру совершения отдельных административно-правовых действий, совершаемых в рамках этого производства, в частности, таких, как административное задержание, осмотр, досмотр, изъятие вещей и документов и т.п. 4. Административная процедура - это необходимый юридический атрибут осуществления любого вида внешней правоприменительной административно-публичной деятельности, совершения любого административно-правового действия. Административные органы, с нашей точки зрения, не вправе совершать административно-правовые действия, правовая процедура совершения которых не установлена действующим законодательством. Рассмотрим далее вопрос о классификации административных процедур осуществления внешней административнопубличной деятельности. С нашей точки зрения, указанные административные процедуры могут быть классифицированы по следующим критериям. В зависимости от процессуальных особенностей осуществления правоприменительной административно-публичной деятельности: 1) процессуальные административные процедуры - это процедуры осуществления административно-публичной деятельности по разрешению административными органами индивидуальных административных дел в рамках соответствующих административных производств. В административно-правовой литературе давно отмечено, что правовая процедура разрешения индивидуальных административных дел в рамках административного процесса независимо от вида административного производства имеет общую схему. В частности, процессуальная административная процедура включает в себя такие стадии, как возбуждение индивидуального административного дела, установление фактических обстоятельств этого дела (административное расследование), подготовка дела к рассмотрению по существу, рассмотрение дела по существу и вынесение по нему решения, обжалование (опротестование) вынесенного по делу решения и исполнение решения по делу. В то же время правовая процедура разрешения административных дел в рамках каждого отдельно взятого административного производства имеет свои особенности. К процессуальным административным процедурам, в частности, можно отнести процедуры осуществления регистрационного, лицензионно-разрешительного производства, производства по делам об административных правонарушениях. В свою очередь, процессуальные административные процедуры могут быть подразделены на два вида: а) общие процессуальные административные процедуры - это процедуры осуществления тех или иных административных производств в целом. Например, существует общая административная процедура производства по делам об административных правонарушениях, которая представляет собой урегулированный административно-процессуальными нормами общий порядок, в том числе стадии, разрешения дела об административном правонарушении; б) частные процессуальные административные процедуры - это процедуры осуществления отдельных административно- правовых действий в рамках соответствующего административного производства. Например, в производстве по делам об административных правонарушениях административно-процессуальными нормами регулируются частные процедуры совершения в рамках этого производства таких действий, как административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов, освидетельствование лица на состояние алкогольного опьянения; 2) внепроцессуалъные административные процедуры - это процедуры осуществления административными органами административной деятельности или совершения ими отдельных административно-правовых действий, не связанных с разрешением индивидуального административного дела, вне рамок какого- либо административного производства. К числу таких административных процедур можно отнести процедуры осуществления сотрудниками милиции надзора за поведением граждан в общественных местах, за соблюдением ими правил дорожного движения, процедуры применения общих мер административного ограничения в отношении неопределенного круга физических и юридических лиц. Внепроцессуальные административные процедуры также могут быть подразделены на два вида: а) общие внепроцессуальные административные процедуры - это процедуры осуществления какого-либо вида внешней административно-публичной деятельности в целом. К таким процедурам относятся, например, общая процедура организации несения сотрудниками милиции патрульно-постовой службы в общественных местах, общая процедура организации несения сотрудниками милиции дорожно-патрульной службы, общая процедура введения и реализации режима карантина на определенной территории; б) частные внепроцессуальные административные процедуры - это процедуры совершения административными органами отдельных административно-правовых действий в ходе осуществления какого-либо вида внешней административно-публичной деятельности. К числу таких процедур следует, в частности, отнести процедуру досмотра транспортных средств, осуществляемого сотрудниками милиции в ходе несения дорожнопатрульной службы, процедуру применения сотрудниками милиции в ходе несения службы специальных средств и огнестрельного оружия, процедуру отстранения от работы инфекционного больного при введении карантина. В зависимости от содержания внешней правоприменительной административно-публичной деятельности: 1) административные процедуры осуществления административно-регулятивной деятельности - административнорегулятивные процедурыЫ; 2) административные процедуры осуществления административно-наблюдательной (контрольно, надзорной) деятельности - административно-наблюдательные (контрольные, надзорные) процедуры; 3) административные процедуры осуществления административно-ограничительной деятельности - административноограничительные процедурыы; 4) административные процедуры осуществления административно-принудительной деятельности - административнопринудительные процедурыы; 5) административные процедуры осуществления административно-арбитражной деятельности - административно-арбитражные процедуры. В последующих параграфах данной главы будут рассмотрены отдельные виды административных процедур, выделенные нами в зависимости от содержания внешней административнопубличной деятельности. 15.2.

Еще по теме Понятие и классификация административных процедур:

  1. Понятие, признаки и классификация административных органов
  2. Административно-правовые действия: понятие и классификация
  3. Понятие, отличительные признаки и классификация мер административной ответственности
  4. Понятие и классификация методов административно-публичной деятельности
  5. Понятие и классификация форм административно-публичной деятельности
  6. В. Понятие, классификация и оценка доказательств в административном процессе
  7. Раздел VI Административные процедуры и административный процесс
  8. Правовые процедуры в регулировании и контроле отношений конкуренции и монополии. Административные процедуры В СФЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИИ
  9. 7.5. Административный процесс и управленческий процесс (административные процедуры) в России
  10. 3.1. Процедура административного расследования налоговых правонарушений

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений -

Административная процедура - это простейшая процессуальная форма в сфере действия публичной администрации (управленческая процедура). Представляет собой определенный порядок осуществления конкретного правового результата, а именно разрешения отдельного административного дела или принятия административного акта.

Административная процедура - определенный порядок взаимодействия публичной администрации с частными лицами, либо субъектов публичной администрации между собой в рамках рассмотрения дела, принятия административного акта.

Административная процедура не отделима от материальных прав и обязанностей их субъектов. О наличии административной процедуры можно говорить в следующих случаях (элементы процедуры ):

  • - нормативно установлены действия участников административных отношений:
  • - наличие сроков совершения действий;
  • - возможность принятия публичной администрации различных видов решений;
  • - установление перечня условий или документов, необходимых для принятия положительного решения, совершения нужного действия;
  • - установление негативных правовых последствий в случае нарушения порядка совершения действий.

Регулирование внещнеаппаратных процедур имеет внешнее значение и должно обеспечиваться на законодательном уровне

Внутриаппаратные связаны с реализацией публичных прав и обязанностей, т.е. их нарушение не допустимо, т.к. ведет к ущемлению законных прав и обязанностей лиц (затягивание сроков обращения; предоставление дополнительных документов и т.д.)

Система административных процедур может образовывать, т.о. подразумевает более сложную форму. Под ним следует понимать особый вид исполнительной деятельности определенной категории, при этом то или иное административное производство можно разложить на некоторые категории, однако все они объединены общей задачей. Не все элементарные административные процедуры объединяются в какие-либо производства.

Административное производство - объединяет ряд административных процедур

Административное производство формируется в рамках обеспечения отдельных категорий дел.

Административное производство отличается от составляющих его административных процедур следующим:

  • * едиными принципами и задачами этого вида административной деятельности;
  • * закрепление процессуальных статусов производств: лицензиат и лицензирующий орган;
  • * выделение этапов или стадий.
  • * распространением на определенную категорию дел;
  • * наличием четких процессуальных норм;
  • * возможности принятия промежуточных решений
  • * регламентирован процесс доказывания

Группы производств:

  • - административно-правотворческие; по принятию нормативно-правовых актов Правительства РФ, по принятию нормативно актов НП ФОИВ, по принятию НП актов иными региональными органами исполнительной власти.
  • - по предоставлению государственных услуг (в т.ч. административно-правонаделительные и иные распорядительные производства: приватизационные, лицензионные (по выдаче иных разрешений), аттестационные, регистрационные).
  • - контрольно-надзорные производства
  • - административно-юристдикционные: по жалобам граждан, по делам об административных правонарушениях, дисциплинарные, по принятию мер административного пресечения.

Данная модель представляется достаточно спорной, поскольку характеризует сколько не действительность, сколько результат, т.к. многие из производства еще только начинают формироваться - это правотворческие и правонаделительные производства. На данные момент это не более чем усложненные процедуры, которые необходимо усовершенствовать. В производственном виде существуют только юристдикционные доктрины.