Тяжкими преступлениями признаются. Тяжкие и особо тяжкие преступления и их классификация. Что такое преступление: Видео

Обязанности сотрудников правоохранительных органов регламентируются законом № 3 ФЗ “О полиции”. Все обязанности указанные в законе должны служить для защиты граждан от различного рода опасностей. Но есть случаи, когда сотрудники полиции пренебрегают своими обязанностями или же, наоборот превышают свои полномочия. Поэтому каждый гражданин должен знать, как свои права, так и полицейских.

Права и обязанности полиции

Согласно закону ФЗ “О полиции” обязанности и права полиции установлены следующим образом:

  • Регистрация и принятие заявлений от граждан в отношении нарушении административного характера, о преступлениях, о происшествиях. После принятия заявлений полицейский должен выполнить проверку поступившей информации и далее предпринять все меры по решению обозначенных правонарушений и соответственно не реже одного раза в месяц сообщать о ходе дела заявителям;
  • Незамедлительное прибытие на место преступления, далее уполномоченный сотрудник полиции должен предпринять меры по устранению угрозы для безопасности граждан, задокументировать все обстоятельства преступления;
  • Оказание медицинской первой помощи всем лицам, которые пострадали в ходе преступления, либо гражданам которые не в состоянии помочь себе самостоятельно. Действия, направленные на сохранение жизни пострадавших должны продолжаться до приезда специализированного персонала скорой помощи;
  • Выявление возможных причин будущих правонарушений;
  • Обеспечение общей безопасности для граждан, а также соответствующего порядка на улицах родного города, на стадионах, на площадях, в общественных парках, вокзалах и различных других местах, где имеется большое скопление людей;
  • Обеспечение правопорядка и безопасности, совместно с органами исполнительной власти и с органами местных управлений, на митингах, демонстрациях и на других различного рода публичных мероприятиях;
  • Принятие быстрых и качественных действий в неотложных ситуациях для спасения жизни граждан в чрезвычайных случаях;
  • Исполнение постановлений и решений суда, поручения следователей в письменном виде, принятие участия в оперативно-розыскных мероприятиях, а также непосредственное задержание подозреваемых и самих преступников;
  • Пресечение нарушений административного характера и осуществление производства по ним;
  • Осуществление розыска и преследования подозреваемых;
  • Принятие участия в мероприятиях связанных с террористическими актами;
  • Проведение экспертизы, связанной с уголовными делами;
  • Проведение мер по идентификации личностей;
  • Осуществление в определенном законом порядке приема, хранения и уничтожения изъятого оружия — огнестрельного, газового и т.д.

Вышеперечисленные обязанности сотрудников полиции перечислены не полностью, но являются основными. Именно в этих основаниях заключается их защита граждан нашей страны.

Права уполномоченного участкового полиции

Должностная инструкция участкового уполномоченного полиции описана в приказе МВД России № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции». Если у вас возникает вопрос не превышает ли свои полномочия ваш участковый, вы всегда можете обратиться к данному документу. В нем подробно указано чем должен руководствоваться участковый и каковы рамки его деятельности.

Каждый участковый имеет право:

  • На проверку документов — если он вас в чем-либо подозревает;
  • Войти в квартиру, но при определенных обстоятельствах;
  • Забрать и доставить человека, находящегося в алкогольном состоянии, в дежурную часть;
  • Забрать запрещенные законом предметы, а также запрещенные вещества, например, наркотики;
  • На пользование чужим транспортным средством или мобильным телефоном в экстренной ситуации, когда необходимо доехать до места преступления или в медицинское учреждение в кратчайшие сроки.

Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие

Полицейские имеют право на применение огнестрельного оружия во многих конкретных случаях, они описаны в ФЗ “О полиции”, а именно в статье 23.

В основном, сотрудники правоохранительных органов используют оружие для защиты граждан и себя от умышленных действий третьих лиц. Часто огнестрельное оружие применяется для задержания преступников совершивших преступление. В случаях когда какое-либо животное угрожает жизни людей сотрудник полиции также имеет право воспользоваться своим оружием.

Имеет ли право сотрудник полиции проверять документы?

Сотрудники правоохранительных органов имеют право проверять документы на определенных основаниях, таких как:

  • Существуют основания для предположения, что данным гражданином совершено преступление;
  • Существует подозрение, что данный гражданин находится в розыске;
  • Данный гражданин совершил незаконное проникновение в какое-либо здание;
  • У данного гражданина определенно есть психическое расстройство;
  • Подозрение, что человек сбежал из психиатрической больницы.

В любом случае, если у вас запрашивают документы, всегда уточняйте на каком основании их хотят проверить.

Имеет ли право обыскивать полиция на улице

Защитники правопорядка имеют право проводить досмотр граждан на массовых и публичных мероприятиях. Цель обыска это выявление запрещенных веществ и наличие оружия.
На охраняемых объектах также проводится осмотр граждан на добровольной основе. Если вы отказываетесь от досмотра, то вас могут не допустить на территорию.

Каких случаях полиция имеет право останавливать автомобиль

Многие владельцы авто задаются вопросом имеет ли право полиция останавливать машину без причины? Поэтому всем автомобилистам следует знать все случаи, в которых остановка их транспортного средства законна.

  • Остановка автомобиля возможна:
  • Если вы нарушили правила дорожного движения;
  • Если у вас есть явная неисправность авто;
  • Если полицейский владеет информацией, что водитель причастен к ДТП или к какому-либо преступлению;
  • В случаях когда ваше авто находится в розыске;
  • В случаях, когда защитникам правопорядка необходим свидетель при ДТП для оформления протокола;
  • В случаях, когда перевозимый вами груз может создать аварийную ситуацию на дороге.

В любых случаях, если останавливают ваше авто, стоит поинтересоваться на каком основании и где эти основания прописаны.

Имеет ли право полиция заходить в квартиру

Без разрешения хозяев квартиры войти в ваш дом может уполномоченный участковый. Но для этого необходимы основания. Например, было совершено преступление или необходимо пресечь само преступление, или в данном доме находятся люди, которым необходима срочная неотложная помощь.

Права человека при задержании полицией

На каких основаниях вас могут задержать, провести обыск или остановить ваше авто мы рассмотрели ранее. Во всех случаях, когда защитники правопорядка к вам обращаются следует уточнить:

  • Ф.И.О. полицейского, а также его должность и звание;
  • Потребовать предъявления его служебного удостоверения;
  • Попросить об уточнении причины и цели обращения к вам;
  • Выяснить причины и основания ограничениях ваших личных прав.

Если вас хотят увезти в дежурную часть, знайте ваши права:

  • У вас есть возможность на один телефонный разговор;
  • Вы имеете право хранить молчание;
  • Вы имеете превилегию на защиту, т.е. на адвоката. Если вам предоставили адвоката уточните его личные данные, запишите их и проверьте его удостоверение;
  • Вы можете подать жалобу на действия или бездействия полицейских;
  • Если вас задержали не в вашей стране, где говорят на другом языке, вы можете запросить переводчика;
  • Вам должны предоставить доступ к ознакомлению со всеми документами, касающимися вас. После ознакомления с ними, в случае когда в них указаны не верные данные, можете оспорить их, написав обратное.

1. Сотрудник полиции имеет право:

1) на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей;

2) на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в полиции;

3) на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

4) на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом о прохождении службы в полиции;

5) на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности полиции;

6) на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;

7) на доступ в установленном порядке в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации в связи с выполнением служебных обязанностей;

8) на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;

9) на защиту своих персональных данных;

10) на продвижение по службе в полиции;

11) на подготовку и дополнительное профессиональное образование;

12) на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) на проведение по его заявлению служебной проверки;

14) на защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения;

15) на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации;

16) на государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;

17) на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.

2. Сотрудник полиции с согласия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя территориального органа либо руководителя организации, входящей в систему указанного федерального органа, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, вправе наряду с выполнением обязанностей по замещаемой должности выполнять обязанности по другой должности сотрудника полиции.

3. Сотрудник полиции независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток при выполнении обязанностей, указанных в части 2 статьи 27 настоящего Федерального закона, имеет право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;

2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность и (или) подтверждающие их полномочия;

3) использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям (за исключением транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, представительствам международных организаций), а в исключительных случаях - транспортные средства, принадлежащие гражданам, для пресечения преступлений, преследования лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, для отбуксировки с места дорожно-транспортного происшествия поврежденных транспортных средств, для проезда к месту совершения преступления, административного правонарушения, к месту происшествия;

4) требовать от лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, оставаться на месте до прибытия представителей территориального органа или подразделения полиции либо представителей других правоохранительных органов, а также доставлять лиц, подозреваемых в совершении преступления, административного правонарушения, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение;

5) применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 28 Закона о Полиции

1. В п. 3 части 1 комментируемой статьи закреплено право сотрудника полиции на ежегодные оплачиваемые основной и дополнительные отпуска. В п. 15.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации определен круг должностных лиц, которые вправе предоставлять отпуск.

2. Очередной отпуск кандидатам, допущенным к вступительным экзаменам на очное обучение в образовательные учреждения профессионального образования МВД России, предоставляется с таким расчетом, чтобы он полностью был ими использован до откомандирования в образовательное учреждение.

3. Сотрудникам, обучающимся в адъюнктуре, для завершения кандидатской или докторской диссертации в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются творческие отпуска.

4. Оплата проезда сотрудников к месту проведения очередного отпуска и обратно за счет средств МВД России производится по установленным нормам. Один раз в два года одному из членов семьи сотрудника оплачивается стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно.

5. Очередной отпуск должен быть предоставлен каждому сотруднику в течение года, кроме случаев, когда допускается соединение очередных отпусков за два года. При указании в плане очередных отпусков начального месяца использования отпуска последний предоставляется (должен быть востребован) не позднее десятого числа данного месяца.

6. Сотрудникам, имеющим право на использование отпуска в два срока, он предоставляется по их желанию в любом соотношении по количеству дней в каждом сроке исходя из общего количества положенных дней очередного и дополнительных отпусков.

7. Сотрудникам, направляемым на специальное первоначальное обучение, переподготовку и повышение квалификации, в случаях, когда срок окончания обучения установлен в декабре или в начале следующего года, очередные отпуска предоставляются до убытия на учебу.

8. Отзыв из очередного отпуска либо перенесение на другой срок по инициативе начальника органа внутренних дел допускаются лишь в случае крайней служебной необходимости с письменного разрешения начальника, имеющего право предоставления отпусков, и оформляются приказом. При этом отзыв из очередного отпуска производится только с согласия сотрудника.

9. В случае совпадения очередного отпуска с учебным очередной отпуск переносится на другое время.

10. В исключительных случаях, когда предоставление отпуска сотруднику в текущем году может неблагоприятно отразиться на нормальной деятельности органа внутренних дел, с согласия сотрудника допускается перенесение отпуска на следующий год. При этом отпуск за каждый рабочий год продолжительностью не менее 6 дней должен быть использован не позже чем в течение одного года после наступления права на отпуск. Оставшаяся часть неиспользованного отпуска может быть присоединена к отпуску за следующий рабочий год.

11. Непредоставление ежегодного отпуска в течение двух лет подряд запрещается.

12. Замена отпуска денежной компенсацией не допускается, кроме случаев увольнения сотрудников органов внутренних дел, не использовавших отпуск.

13. Продолжительность очередного ежегодного отпуска в году поступления на службу в органы внутренних дел исчисляется пропорционально отработанному времени из расчета одна двенадцатая часть отпуска за каждый полный месяц службы за период со дня поступления.

14. Продление очередного отпуска сотрудникам в связи с заболеванием во время отпуска производится начальником, предоставившим отпуск, без возвращения этих лиц к месту службы на основании телеграфного (телефонного) сообщения сотрудника. По возвращении из отпуска сотрудник представляет документы, удостоверяющие получение им освобождения по временной нетрудоспособности, а также предъявляет к оплате документы телеграфного (телефонного) сообщения.

15. Краткосрочные отпуска для решения неотложных социально-бытовых вопросов, выполнения родственного долга, а также по другим уважительным причинам на срок до 10 дней предоставляются сотрудникам:

В случае тяжелого состояния здоровья или смерти (гибели) близкого родственника сотрудника или лица, на воспитании которого находился сотрудник;

В случае пожара или другого стихийного бедствия, постигшего семью или близкого родственника сотрудника;

По другим уважительным причинам (по решению начальника органа внутренних дел).

16. Такого рода отпуска предоставляются сотрудникам полиции по мере необходимости, с сохранением сотруднику денежного содержания. Их количество в течение календарного года не ограничивается.

17. На сотрудника полиции полностью распространяется Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Согласно данному нормативному правовому акту сотрудник полиции вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.

18. Такими действиями (решениями) могут быть коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе предоставление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых:

Нарушены права и свободы сотрудника полиции;

Созданы препятствия осуществлению сотрудником полиции его прав и свобод;

Незаконно на сотрудника полиции возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

19. Сотрудники полиции могут обжаловать не только вышеназванные действия (решения), но и послужившую основанием для совершения действий (принятия решений) информацию либо то и другое одновременно.

Судебная практика по статье 28 Закона о Полиции:

  • Решение Верховного суда: Определение N 46-КГ16-7, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация

    Средством его материального обеспечения и стимулирования выполнения им служебных обязанностей (пункт 4 части 1 статьи 11). Право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено и пунктом 4 части 1 статьи 28 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». Порядок и условия выплаты денежного довольствия и иных выплат...

Полицейскими называют людей, в обязанности которых входит контроль над порядком в обществе. Они есть везде. С их помощью можно избежать неприятной ситуации на празднике или большом мероприятии. Для граждан, которые живут, не нарушая законов, полицейские являются некоей гарантией их защиты. Что касается нарушителей, то для них такой человек – угроза. Хоть применять физическую силу можно полицейскому только в крайнем случае, есть и другие способы успокоить человека.

Что входит в обязанности?

Полицейский обязан оперативно реагировать на уже совершенные преступления и проводить профилактику, направленную на то, чтобы уровень преступности падал. Это является самым главным в его работе. Он проводит различные лекции и беседы с мирными гражданами, к примеру, несовершеннолетними, состоящими на учете. Кроме того, он постоянно патрулирует городские улицы и проводит мероприятия, связанные с расследованием уже совершенных преступлений.

Зачем полицейские пользуются оружием?

Право на использование огнестрельного оружия, прежде всего, связано с воспрепятствованием совершения преступления. Когда реализуются возложенные полномочия, то право на вооружение имеется только у полицейских и других правоохранителей. Данная мера пресечения связывается с определенными административными и правовыми нормами. Использование оружия считается мерой административного пресечения. Итак, давайте разберемся, когда сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие.

Когда оружие можно использовать?

Законодательством определены все возможные ситуации, когда сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие.

Там говорится, что объектом, к которому можно применять оружие, является такое лицо, которое намеренно совершает действия, угрожающие жизни окружающих.
Любые, которые разрешены законодательством, манипуляции с оружием, к примеру, демонстрация, наведение на человека с целью испугать для пресечения преступления, нанесение оружием ударов без выстрелов, как правило, его использованием не признаются.

Может ли оружие использоваться неправомерно?

Бывают случаи, когда полицейские используют оружие неправомерно, но это случается редко. В любом случае за это предусматривается серьезное наказание. Обязательно после использования оружия полицейским проводится служебное расследование, которое и показывает правомерность действий.

Когда сотрудник полиции может применять оружие?

Сотрудники полиции имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

  1. Защитить мирного гражданина при нападении, которое представляет угрозу для его жизни. Таким принято считать действие, которое без его предотвращения приводит к возникновению тяжких повреждений или смерти.
  2. При нападении на полицейского, если есть угроза для его жизни или же кто-то пытается забрать у него оружие.
  3. При попытке злоумышленника завладеть служебным полицейским транспортом или же другой техникой, которая находится во владении органов правопорядка.
  4. Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие в случае, если человек не хочет согласно законному требованию полицейских сдавать оружие, или другие опасные для окружающих вещи, а также оказывает активное сопротивление (замахнулся боеприпасом, разбросал ядовитые вещества).
  5. Для освобождения заложников. Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие только против людей, которые наносят физический вред или причиняют смерть заложникам. Против причастных к преступлению физических лиц, которые не наносят другим вреда, оружие не применяется.
  6. Когда требуется задержать злоумышленника при совершении им преступления, которое наносит тяжкий вред здоровью, жизни и чужому имуществу. Кроме того, когда потенциальный преступник пытается убежать с места преступления.
  7. Полицейский должен лично видеть, что совершаются противоречащие закону действия, а также то, что преступление может продолжаться, а злоумышленник скрывается или оказывает сопротивление. В случае если к полицейскому обращаются свидетели, и они утверждают, что совершается преступление, то использование оружия неприемлемо, так как лицо может оказаться невиновным.
  8. Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие для отражения нападения на людей с применением оружия, и при нападениях группы лиц на государственные помещения, разного рода общественные заведения, а также организации и частные дома.
  9. Для пресечения побега задержанного гражданина.
  10. Против лиц, находящихся под стражей.
  11. Против граждан, которые осуждены на определенный срок лишения свободы.
  12. Чтобы пресечь попытки освобождения силой.

Когда сотрудник МВД может применить оружие?

Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

  1. При необходимости остановки движущегося автомобиля с помощью его повреждения, если преступник приводит к тому, что для людей возникает опасная для жизни ситуация, и не реагирует на требование остановки.
  2. Сотрудник полиции имеет применять огнестрельное оружие чтобы обезвредить животное или транспорт по необходимости.
  3. Для подачи сигнала о надвигающейся опасности. Он может сделать предупредительный сигнал, чтобы вызвать кого-то на помощь.
  4. Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие для разрушения разного рода конструкций, которые являются препятствием для проникновения полицейского в жилое или любое другое помещение.
  5. Также сотрудникам МВД можно входить во все помещения, принадлежащие гражданам в любое время. Кроме того, даже необязательно, чтобы хозяева жилья присутствовали в нем.

Когда можно применять оружие при проникновении в помещение?

Согласно законодательству, сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие при попытке проникновения в помещение в нескольких случаях:

  1. Спасать людей или их имущество, если возникает опасная ситуация, а при массовых беспорядках - чтобы обеспечить и проконтролировать безопасность простых граждан.
  2. Для того чтобы задержать граждан, которые, по мнению полиции, совершили преступные действия.
  3. Для пресечения готовящихся преступлений.
  4. Для выяснения обстоятельств произошедшего несчастного случая.

Какова гарантия того, что для правоохранителей будет сохранена законность?

Согласно законодательству оговариваются гарантии того, что будет соблюдена персональная безопасность полицейских. Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие или приводить его в полную готовность в случае, если по его мнению наступит хоть одна из вышеописанных причин.

Когда у человека в руках оружие и он предпринимает попытку подойти к нему, очень быстро преодолевая расстояние, или пробует прикоснуться к табельному оружию, то тогда стражу порядка разрешается использовать имеющееся у него оружие.

Запрещается использовать оружие против инвалидов, если это явно видно, женщин и несовершеннолетних (если полицейский знает, сколько лет или это видно явно). Но при сопротивлении данных групп граждан, нападении в несколько человек или с оружием либо при допущении опасных действий, которые угрожают здоровью и жизни, можно использовать оружие.

Использование оружия приято считать самой серьезной мерой пресечения преступлений, так как вследствие можно нанести тяжкие телесные повреждения, а иногда может наступить смерть. В таком случае полицейский должен иметь дополнительную гарантию законной защиты собственных действий. О каждом случае выстрела подается рапорт в письменной форме в течение суток, обязательно нужно также сообщить начальнику отделения полиции по месту работы.

Кроме того, рапорт может быть подан по месту нахождения полицейского в данный момент. Если есть необходимость, то тогда начальник назначает служебную проверку, после проведения которой будет определена законность использования оружия.
Если после использования оружия преступник был ранен или убит, то в срочном порядке необходимо уведомить прокурора.

На каком основании может применяться физическая сила или спецсредства?

Все, что имеет или не имеет права делать полицейский, прописано в федеральном законе. Какие именно специальные средства должны быть у полицейского, устанавливается только правительством, при этом нельзя использовать такие средства, которые могут тяжело ранить или стать источниками совершенно неоправданных рисков.

Каждый сотрудник обязательно проходит предварительную подготовку, а также проверки на свою пригодность в плане действий, которые требуют использования силы или оружия.

Когда применяется физическая сила?

Согласно законодательству сотрудникам полиции разрешено использовать физическую силу в следующих ситуациях:

  1. Чтобы воспрепятствовать совершению преступления.
  2. Чтобы доставить в служебное помещение (отделение) преступника, совершившего злодеяние и для его задержания.
  3. Для того чтобы преодолеть сопротивление действиям полицейского.

Когда могут использоваться специальные средства?

  1. Чтобы отразить нападение на другого человека или полицейского.
  2. Чтобы пресечь административное преступление.
  3. Для преодоления сопротивления, которое было оказано сотруднику.
  4. Чтобы задержать лицо, которое было застигнуто во время совершения противоправного деяния и попыталось скрыться.
  5. Чтобы задержать преступника в случае его сопротивления.
  6. Чтобы доставить в полицию, выступить в качестве конвоя и для охраны задержанного, находящегося в заключении, осужденного и так далее.
  7. Для устранения массового беспорядка или других подобных действий, которые препятствуют движению автомобилей, работе людей или среств связи.
  8. Для остановки автомобиля, водитель которого не выполняет требование об остановке.
  9. Для выявления преступления.
  10. Чтобы защитить охраняемые объекты, воспрепятствовать передыжению группы людей, которые совершают преступные действия.

Что ещё могут полицейские?

Кроме права на использование оружия, полицейские также могут:

  • Проверять документы, если гражданин вызывает сомнения.
  • Вызывать на допрос.
  • Посещать места совершения преступлений при предоставлении удостоверения.
  • Заниматься составлением протоколов.
  • Наблюдать за теми, кто недавно прибыл из мест лишения свободы.
  • Доставлять граждан в отделения, в том числе и принудительно.
  • Доставлять граждан на медицинское освидетельствование в случае опьянения.
  • Производить досмотр при наличии на то оснований.
  • Останавливать транспорт и производить проверку документов.

Заключение

В заключении можно сказать, что использовать оружие полицейскому разрешается только при возникновении опасной для жизни и здоровья ситуации, а также имущества. Кроме того, оно может использоваться для стабилизации ситуации или предупреждения преступления.

Также стоит сказать, что каждому гражданину желательно знать об этих правилах, когда полицейский может применить оружие. Конечно, тут все зависит от возникшей ситуации. Но все мы знаем, что иногда хранители порядка применяют оружие неправомерно, то есть без особой на то причины. Если вам не хочется оказаться в подобной ситуации и не спровоцировать полицейского, обязательно запомните данные правила.

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ).

Признаки преступления:

  1. Общественная опасность – это способность деяния причинить вред охраняемым интересам. Характер общественной опасности определяется направленностью деяния против того или иного объекта, размером ущерба, причиненного преступлением, формой вины, при которой совершается деяние и в конечном счете выражается в санкции УК РФ.
  2. Противоправность – это юридическое выражение общественной опасности в уголовном законе (запрещенность деяния под страхом уголовного наказания).
  3. Виновность – психическое отношение к совершаемому им деянию, его общественной опасности и вредным последствиям. Виновность характеризует внутреннее отношение человека к совершаемому им преступлению, являясь проявлением его сознания и воли.
  4. Уголовная наказуемость – наказуемость деяния по одной из статей УК РФ.

При отсутствии вышеназванных признаков деяние не может быть признано преступлением.

В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные УК РФ, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления (ч. 1 ст. 15 УК РФ).

  1. Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет .
  2. Преступлениями средней тяжести признаются деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, превышает два года лишения свободы.
  3. Тяжкими преступлениями признаются умышленные , за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает десяти лет лишения свободы.
  4. Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусмотрено в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.

Теория государства и права предлагает классифицировать правонарушения в зависимости от их характера и опасности для общественных отношений, а также от характера применяемых за их совершение санкций на преступления и проступки. Проступки характеризуются меньшей по сравнению с преступлениями степенью общественной опасности и влекут за собой применение не уголовно-правовых санкций, а мер , дисциплинарного или гражданско-правового воздействия.

Что такое преступление: Видео

— наказуемое деяние. Некоторые ученые считают, что это обратная сторона противоправности, так как если деяние предусмотрено УК РФ, то, естественно, за него предусмотрено какое-либо наказание.

Возникают ситуации, когда деяние ввиду своей малозначимости хотя и является антисоциальным, но не общественно опасно. Так бывает, например, в случае кражи батона хлеба, бутылки воды, пачки масла. А если отсутствует общественная опасность, то отсутствует и преступление.

Ситуацию малозначительности нужно отличать от случая, когда преступник по не зависящим от него обстоятельствам не смог причинить значительный ущерб. Например, вор-карманник, вытащив кошелек, находит там сущие гроши. Но ведь его умысел был направлен на кражу значительной суммы! И в этом случае он не должен уйти от уголовной ответственности.

Категории тяжести преступлений

В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные УК РФ, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления. Характер и степень общественной опасности деяния, будучи оцененными законодателем, находят свое выражение в тяжести предусмотренного за него наказания. Поэтому в конечном счете критерием типологизации преступлений является суровость наказания.

Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает двух лет лишения свободы.

Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, либо неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание превышает два года лишения свободы.

Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает 10 лет лишения свободы.

Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание.

Понятие и категории преступлений

УК 1996 г. определяет преступление как виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное данным Кодексом под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14). Из сказанного выше видно, что преступление характеризуется следующими обязательными существенными признаками: общественной опасностью, уголовной противоправностью, виновностью и уголовной наказуемостью. При отсутствии хотя бы одного из этих признаков то или иное общественно не одобряемое поведение человека не может расцениваться в качестве преступления, а к лицу, его совершившему, не могут применяться меры уголовно-правового характера.

Общественная опасность — материальный признак всякого преступления, основа качественной определенности поступков, признаваемых преступлениями. Под общественной опасностью понимается свойство соответствующего деяния (действия или бездействия), заключающееся в способности его причинять существенный вред охраняемым уголовным законом интересам и ценностям (общественным отношениям) либо ставить их в состояние реальной возможности причинения существенного вреда. Уголовное право не запрещает и не может запрещать общественно полезные поступки людей, они, наоборот, поощряются имеющимися моральными и правовыми средствами.

В уголовном законе, в следственно-судебной практике и в используется понятие «характер и степень общественной опасности преступления» (ст. 6, 47, 60, 68, 73 УК и др.).

Согласно п. 1 постановления ПВС РФ от 29 октября 2009 г. № 20 «О некоторых вопросах судебной практики назначения и исполнения уголовного наказания» характер общественной опасности преступления определяется в соответствии с законом с учетом объекта посягательства, формы вины и категории преступления (ст. 15 УК), а степень общественной опасности преступления — в зависимости от конкретных обстоятельств содеянного, в частности от размера вреда и тяжести наступивших последствий, степени осуществления преступного намерения, способа совершения преступления, роли подсудимого в преступлении, совершенном в соучастии, наличия в содеянном обстоятельств, влекущих более строгое наказание в соответствии с санкциями статей Особенной части УК.

Характер общественной опасности преступления определяется самим законодателем с учетом политики государства в сфере противодействия преступности, объекта преступного посягательства, формы вины и других значимых обстоятельств. Судьи и другие правоприменители не вправе по-своему оценивать характер общественной опасности преступления, т.е. иначе чем это определил законодатель. В качестве формального критерия отнесения по характеру общественной опасности того или иного деяния к категории небольшой, средней тяжести либо к тяжким и особо тяжким преступлениям законодатель использует форму вины, а также вид и размер наказания, предусмотренного в статьях Особенной части УК.

Преступление одной и той же категории тяжести может различаться по степени общественной опасности. Так, изнасилование потерпевшей, заведомо не достигшей четырнадцатилетнего возраста (п. «в» ч. 3 ст. 131 УК), по характеру общественной опасности является особо тяжким преступлением. Однако степень общественной опасности этого деяния будет более высокой при изнасиловании двухлетней потерпевшей, чем тринадцатилетней. Степень общественной опасности преступления оценивается судом или другим правоприменителем с учетом характера и размера причиненного вреда, особенностей личности потерпевшего и виновного, смягчающих и отягчающих обстоятельств, не включенных в состав данного преступления в качестве обязательных (конструктивных) или квалифицирующих.

Уголовная противоправность формальный признак преступления, она означает запрещенность деяния (действия или бездействия) уголовным законом в качестве преступления под угрозой наказания. Уголовная противоправность деяния характеризует его юридическую сущность. Отсутствие признака уголовной противоправности соответствующего деяния исключает возможность правовой оценки данного деяния как преступления. Сказанное означает, что лицо может быть привлечено к уголовной ответственности только за деяние, прямо предусмотренное уголовным законом в качестве преступления.

Виновность — субъективная предпосылка уголовной ответственности, под которой понимается совершение лицом преступления при наличии его вины в форме умысла или неосторожности. В ст. 5 УК указывается, что лицо подлежит уголовной ответственности только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Объективное вменение, т.е. уголовная ответственность за невиновное причинение вреда, не допускается.

Уголовная наказуемость — наличие в санкции статьи Особенной части УК наказания за совершение указанного в этой статье преступления, т.е. мера реакции государства в отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом общественно опасное деяние. Без уголовного наказания нет и не может быть преступления. Сказанное, однако, не означает, что за каждое совершенное преступление обязательно должно быть применено предусмотренное уголовным законом наказание. УК предусматривает разнообразные правовые условия и основания, при наличии которых лицо, совершившее преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности и наказания.

В ч. 2 ст. 14 УК устанавливается, что не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Малозначительность деяния, подпадающего с внешней стороны под признаки того или иного преступления, определяется отсутствием у него свойства причинять существенный вред охраняемым уголовным законом интересам и ценностям, а также отсутствием в нем свойства ставить эти ценности в состояние реальной возможности причинения им существенного вреда. По своей правовой природе (родовой принадлежности) малозначительные деяния являются чаще административными либо дисциплинарными правонарушениями, гражданско-правовыми деликтами либо аморальными проступками.

Таким образом, по уголовному праву России преступлением признается виновно совершенное (действие или бездействие), запрещенное уголовным законом под угрозой .

Классификация преступлений. Тяжесть преступлений

Под классификацией (категоризацией) преступлений понимается распределение их на и группы по тем или иным признакам (критериям). Проблема классификации (категоризации) преступлений в науке уголовного права решается неоднозначно. В познавательных и прикладных целях целесообразно различать классификацию (категоризацию) преступлений, установленную в УК, и классификацию доктринальную.

В качестве критерия классификации (категоризации) преступлений (ст. 15 УК) взят характер и степень общественной опасности преступного деяния. Использование такого критерия является неудачным, поскольку во всех иных статьях УК под характером общественной опасности деяния законодатель имеет в виду принадлежность его к той или иной категории тяжести. Поэтому в ч. I ст. 15 УК было бы правильнее указать, что «В зависимости от тяжести деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются...» и далее по тексту.

Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает двух лет лишения свободы. Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, превышает два года лишения свободы. Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК, не превышает 10 лет лишения свободы. Особо тяжкими — умышленные деяния, за совершение которых УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание.

Приведенная категоризация преступлений имеет существенное прикладное значение: она учитывается при решении вопроса о признании рецидива преступлений опасным и особо опасным, при назначении наказания и определении вида исправительного учреждения осужденным к лишению свободы (ст. 18, 58 и 68 УК), при установлении уголовной ответственности и ее пределов за неоконченное преступление (ст. 30 и 66 УК), при правовом регулировании оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности (ст. 75, 76, 78 УК), а также условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 79 и 80 УК), при определении условий освобождения от уголовной ответственности и освобождении от наказания в связи с истечением сроков давности (ст. 78 и 83 УК).

В зависимости от формы вины преступления в науке и в законе также подразделяются на умышленные и неосторожные (ст. 24 УК). В ч. 2 ст. 24 предусматривается весьма важное положение о том, что деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части Кодекса.

По родовому и видовому объекту в Особенной части УК преступления группируются по разделам и главам. В УК предусматривается пять разделов, формируемых по родовому объекту (преступления против личности; преступления в сфере экономики; преступления против общественной безопасности и общественного порядка; преступления против государственной службы; преступления против военной службы), а также 13 глав, формируемых по видовому объекту.

В науке уголовного права имеются и другие классификации преступлений (насильственные, корыстные, насильственно-корыстные, коррупционные и др.).