Новая форма "Справка о доходах физического лица" официально утверждена документом Приказ ФНС России от 17.01.2018 N ММВ-7-11/19@.
Подробнее о применении формы "Справка о доходах физического лица":
- Отчетность по форме 2-НДФЛ в 2019 году
- 2-НДФЛ: разбираем изменения и сложные вопросы
Изменения в справке 2-НДФЛ за 2017 г. Срок сдачи 2-НДФЛ в ИФНС... В части доходов по справке 2-НДФЛ добавлены новые коды: 2013 – ... Часто задаваемые вопросы по заполнению 2-НДФЛ Пример 1. При сдаче... в таком случае оформляется справка 2-НДФЛ этому сотруднику? Данный вид... Таджикистана. Как заполнить справку 2-НДФЛ на этого сотрудника за 2017 ... обособленного подразделения. Как заполнить справку 2-НДФЛ этому сотруднику? При заполнении... подразделении. Обратите внимание: еще 2-НДФЛ можно подать не позднее 1 ...
- Как сдавать 2-НДФЛ и 6-НДФЛ при смене юридического адреса: новый подход налоговиков
Том, как подавать сведения по 2-НДФЛ и 6-НДФЛ при смене... том, как подавать сведения по 2-НДФЛ и 6-НДФЛ при смене... сведения каждый квартал, по форме 2-НДФЛ - раз в год. В обоих... действует и в отношении формы 2-НДФЛ, порядок представления сведений налоговикам при... по формам 6-НДФЛ и 2-НДФЛ и по «старому» адресу налогового...
- Справка 2-НДФЛ с ошибками: исправление по новым правилам
При заполнении Справки 2-НДФЛ. Порядок исправления ошибок в Справке 2-НДФЛ Порядком установлены... далее); - при составлении аннулирующей Справки 2-НДФЛ взамен ранее представленной проставляется цифра... налоговым органом Справке 2-НДФЛ, необходимо подать новую Справку 2-НДФЛ с правильными данными... агенту помимо подачи корректирующей Справки 2-НДФЛ необходимо также проинформировать налоговый орган... РФ). Аннулирующая Справка 2-НДФЛ В форме аннулирующей справки 2-НДФЛ заполняются заголовок, все...
- Форма 2-НДФЛ: изменения 2016
Приказ)). Важно! Сведения по форме 2-НДФЛ не представляются налоговыми агентами, признаваемыми... штрафные санкции не применяются. Форма 2-НДФЛ и обособленное подразделение Теперь статья... подразделения, представляют сведения по форме 2-НДФЛ в отношении работников этих обособленных... /17264@). Изменения в форме 2-НДФЛ Форма 2-НДФЛ в 2016 году по структуре... Раздел 4. При заполнении формы 2-НДФЛ используются: - коды видов доходов... к Порядку заполнения 2-НДФЛ). Остальные разделы формы 2-НДФЛ и порядок их...
- Особенности заполнения справки 2-НДФЛ. Новые коды доходов и вычетов
Применяются при формировании справки 2-НДФЛ? Какие данные необходимо проверить... применяются при формировании справки 2-НДФЛ? Какие данные необходимо проверить... представления налоговым агентом справок 2-НДФЛ в строгом соответствии с... вышеизложенного перед подачей справок 2-НДФЛ налоговым агентам необходимо провести... Федерации» раздела 2 справки 2-НДФЛ указывается идентификационный номер налогоплательщика (... заполненные реквизиты сведений по форме 2-НДФЛ, не соответствующие действительности, можно...
- О порядке заполнения справки по форме 2-НДФЛ
До сдачи справки по форме 2-НДФЛ еще есть время, сотрудники контролирующего... перед заполнением справки по форме 2-НДФЛ необходимо убедиться в актуальности персональных... считают, что справка по форме 2-НДФЛ со старыми персональными данными является... при заполнении справки по форме 2-НДФЛ. На каких физических лиц организация... должна представить справки по форме 2-НДФЛ? Сведения представляют налоговые агенты – российские... – получателе дохода» справки по форме 2-НДФЛ должен быть заполнен налоговым агентом...
- Нужно ли проставлять печать в справке 2-НДФЛ?
В силу новая форма справки 2-НДФЛ. Поэтому вопрос о том, нужно... – очень актуальный. Как известно, справка 2-НДФЛ по старой форме (действующей до... в силу новая форма справки 2-НДФЛ. Поэтому вопрос о том, нужно... о проставлении печати на справке 2-НДФЛ до 7 декабря 2015 года... была утверждена новая форма справки 2-НДФЛ и порядок ее заполнения. Новая... года. В новой форме справки 2-НДФЛ, в отличие от старой формы... печати. Следовательно, новая форма справки 2-НДФЛ не требует проставление печати организации...
- Новая отчетность о доходах физических лиц и суммах НДФЛ
О доходах – форму 2-НДФЛ и справку 2-НДФЛ. Именно на них и... них заполнять и сдавать. Форма 2-НДФЛ. Форма 2-НДФЛ – это новый документ для... числовыми значениями. Заполнение полей формы 2-НДФЛ значениями текстовых, числовых, кодовых... . Представление формы 2-НДФЛ на бумажном носителе. Формы 2-НДФЛ на бумажных носителях... представления сведений). Представленными считаются формы 2-НДФЛ, прошедшие контроль заполнения. Формы, ...). Представление формы 2-НДФЛ в электронном виде. Формы 2-НДФЛ в электронном виде...
- Нужно ли удерживать НДФЛ с выплат сотрудникам при однодневных командировках?
ФСС? Необходимо ли корректировать форму 2-НДФЛ и форму 6-НДФЛ? Какие... -ФСС? Необходимо ли корректировать форму 2-НДФЛ и форму 6-НДФЛ? Какие... "Номер корректировки". 3. 2-НДФЛ и 6-НДФЛ В случае... отражаются в справке по форме 2-НДФЛ (письмо Минфина России от 18 ... удержан налог - по форме 2-НДФЛ (далее - справка 2-НДФЛ) с указанием в поле... заполнения справки 2-НДФЛ, утвержденного этим же приказом (далее - Порядок заполнения 2-НДФЛ)) (смотрите...
- Представляем новую отчетную форму по НДФЛ: 3-НДФЛ
О доходах физического лица (ф. 2-НДФЛ) и иных имеющихся у налогоплательщика...
- Реорганизация учреждения: НДФЛ и страховые взносы
И представления отчетов по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ при реорганизации... и представления отчетов по формам 2-НДФЛ и 6-НДФЛ при реорганизации... орган две справки по форме 2-НДФЛ: справку, выданную предыдущим налоговым агентом... /7-1089. Форма 2-НДФЛ при реорганизации При заполнении формы 2-НДФЛ необходимо... . Итак, в справке по форме 2-НДФЛ правопреемник налогового агента указывает: а... представления налоговых отчетов (по формам 2-НДФЛ, 6-НДФЛ), уплаты налогов и...
- Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и суммах НДФЛ
Суммах налога физического лица» (форма 2-НДФЛ), порядок и формат ее представления... сообщение необходимо представить по форме 2-НДФЛ, утвержденной данным приказом, не позднее... -11/485@. При заполнении формы 2-НДФЛ (форма по КНД 1151078) указываются... налога. В поле «Признак» формы 2-НДФЛ проставляется цифра: «1» – если справка... был удержан налог, заполняется справка 2-НДФЛ с признаком «2» в обычном...
- Календарь бухгалтера по заработной плате на 2019 год
Все страхователи 1 марта Справки 2-НДФЛ, если невозможно удержать налог, за... страхователи 2 квартал 1 апреля 2-НДФЛ, если налог удержан, за 2018 ...
Доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6 ... доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6 ... о доходах физического лица (форма 2-НДФЛ), а также расчет сумм налога... доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ, расчет по форме 6-НДФЛ... доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ? (официальный сайт УФНС РФ по... доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ и расчет по форме 6 ...
Налоговые агенты обязаны рассчитать и перечислить НДФЛ со всех выплат физлицам. По итогам прошедшего года в ИФНС представляются справки 2-НДФЛ о выплаченных вознаграждениях и прочих доходах, а также об удержанном налоге. О том, какой стала новая форма справки 2-НДФЛ в 2018 году, и как ее заполнить, расскажем в этой статье.
Новая форма 2-НДФЛ в 2018 году
Справка 2-НДФЛ была утверждена приказом ФНС РФ от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485. Но уже утвержден новый приказ ФНС о внесении изменений в ее форму (приказ ФНС от 17.01.2018 № ММВ-7-11/19). Причиной обновлений стало предоставление возможности подавать сведения 2-НДФЛ правопреемникам налогового агента.
Насколько новая форма 2-НДФЛ 2018 отличается от прежней?
- В раздел 1 «Данные о налоговом агенте» добавлены новые поля о форме реорганизации (ликвидации) и ИНН/КПП реорганизованной фирмы. Заполнять их нужно правопреемникам, подающим сведения за фирму-предшественника.
- Из «Данных о физлице – получателе дохода» раздела 2 в новой форме 2-НДФЛ за 2018 год удалены все поля, связанные с местом проживания физлица: адрес, код страны, код субъекта.
- Исключено отражение инвестиционных вычетов по налогу в разделе 4.
- Уточнен порядок отражения документа, подтверждающего полномочия представителя агента (правопреемника): нужно будет указывать его наименование и реквизиты.
- Меняется штрих-код справки 2-НДФЛ.
Образец справки 2-НДФЛ (новая форма-2018) можно найти ниже. Применяться новая форма будет с отчетности за 2017 год, после вступления ее в силу 10.02.2018 г.
Напомним, что справки по доходам 2017 г. с признаком «1» и «3» подаются в ИФНС не позднее 02.04.2018 г., а с признаком «2» и «4» – 01.03.2018 г.
Как заполнять новую форму 2-НДФЛ
Очевидно, что вместе с формой 2-НДФЛ обновился порядок ее заполнения и электронные форматы.
Бланк Справки – это по-прежнему заголовок и 5 разделов (см. образец заполнения новой формы 2-НДФЛ). Далее рассмотрим, как их заполнить с учетом принятых новшеств.
Заполняйте Справку отдельно по каждой ставке НДФЛ . Если все показатели на одной странице не поместились, заполняется необходимое их количество, а заголовок, данные об агенте и его подпись ставятся на каждой странице.
Заголовок
В заголовок новой формы 2-НДФЛ за 2018 год вносится год, за который составляется Справка, ее номер и дата составления. Составляя аннулирующую или корректирующую форму, номер справки указывайте тот же, а дату составления – новую.
Поле «Признак» – ставим «1» для обычной Справки («3» для правопреемников), и «2», если 2-НДФЛ представляется из-за невозможности удержать налог («4» для правопреемников). Если справка составляется для выдачи физлицу по его запросу, поле не заполняется (подробнее об этом читайте ).
«Номер корректировки»: «00» для первичной Справки, «01», «02» и т.д. для корректирующих. В аннулирующей форме ставится «99».
Код ИФНС указывается по месту учета агента.
Раздел 1
При заполнении новой формы 2-НДФЛ сюда вносятся следующие данные о налоговом агенте:
- «Код по ОКТМО», соответствующий территории места нахождения агента (реорганизованной фирмы), он может состоять из 8 или 11 знаков;
- контактный телефон;
- ИНН и КПП агента (правопреемника), а если справка подается по обособленному подразделению, КПП - по местонахождению «обособки»;
- сокращенное наименование фирмы/полное Ф.И.О. предпринимателя; правопреемники агента указывают наименование реорганизованной фирмы;
- код в поле «Форма реорганизации (ликвидации)» справки 2-НДФЛ за 2018 год (новая форма) указывается правопреемником согласно Приложения № 2 к приказу;
- преемник также указывает «ИНН/КПП реорганизованной организации».
Раздел 2
Обновленный раздел 2 Справки теперь отражает следующие данные о получившем доход физлице (скачать новую форму 2-НДФЛ 2018 можно в конце этой статьи):
- ИНН, присвоенный в РФ и в стране гражданства (для иностранцев). При отсутствии ИНН, поля не заполняются (подробнее об ИНН в 2-НДФЛ читайте );
- фамилию, имя, отчество (при наличии) физлица указывают полностью, как в его удостоверении личности. Для Ф.И.О. иностранцев можно использовать латиницу;
- «Статус налогоплательщика» - обозначается цифрой от «1» до «6». Так, налоговые резиденты РФ – это «1», нерезиденты – «2» и т.д.;
- дата рождения физлица;
- код гражданства указывается по классификатору ОКСМ; код России – 643. Если гражданства у физлица нет, указывается код выдавшей ему удостоверение личности страны;
- код удостоверяющего документа выбирается из списка приложения № 1 к «Порядку заполнения»; далее пишем его серию и номер.
Как видим, раздел 2 Справки 2-НДФЛ новой формы-2018, образец которой здесь представлен, значительно уменьшился в объеме.
Раздел 3
В эту часть Справки 2-НДФЛ новой формы-2018 (бланк, образец опубликованы ниже) вносятся доходы физлица за год.
Если подается Справка с признаком «2» или «4», в раздел включают доходы, удержать налог с которых невозможно (в конце этой статьи можно скачать новую форму справки 2-НДФЛ).
В таблице раздела 3 отражают:
- порядковый месяц, за который начислен и получен доход (в порядке хронологии);
- коды доходов и вычетов, перечисленные в приложении 1 и 2 к приказу ФНС РФ от 10.09.2015 № ММВ-7-11/387 в ред. от 24.10.2017. С 2018 г. перечень кодов обновился, подробнее можно узнать об этом ;
- суммы доходов и вычетов соответственно коду, (кроме стандартных, социальных, имущественных), причем вычет не может превышать доход. Если одному «доходному» коду соответствует несколько кодов вычетов, первый код вычета и его сумма указывается напротив кода и суммы дохода, а остальные в строках ниже, при этом «доходные» строки напротив них не заполняются.
В поле «Сумма дохода» по соответствующему коду нужно отражать всю сумму фактически полученного дохода, независимо от применявшейся налоговой ставки при каждой выплате (письмо Минфина РФ от 21.07.2017 № 03-04-06/46690).
Раздел 4
Этот раздел Справки 2-НДФЛ (новая форма-2018), бланк которой мы рассматриваем, содержит вычеты: стандартные, социальные и имущественные.
- Поле «Код вычета» заполняется, согласно перечню кодов (приложение № 2 к приказу ФНС РФ № ММВ-7-11/387);
- сумма вычета указывается соответственно его коду;
- по социальным/имущественным вычетам дополнительно заполняются реквизиты уведомления ИФНС.
Раздел 5
В этом разделе бланка 2-НДФЛ новой формы (бланк скачать можно по ссылке в конце статьи) обобщаются суммы доходов и НДФЛ:
- «Общая сумма дохода» – суммируем все доходы из раздела 3, а для справки с признаком «2» и «4» здесь отражают сумму дохода, с которого не удержан налог;
- «Налоговая база» – из «Общей суммы дохода» минусуем налоговые вычеты разделов 3 и 4;
- «Сумма налога исчисленная» – «Налоговая база» умножается на ставку НДФЛ; для справки с признаком «2» и «4» - указывается неудержанная сумма налога;
- «Сумма фиксированных авансовых платежей», принимаемая в уменьшение налога, отражается теми, у кого есть иностранные работники по патенту; также следует указать в специальном поле реквизиты уведомления, подтверждающего право уменьшения налога, и код выдавшей его ИФНС;
- «Сумма налога удержанная» – НДФЛ, удержанный в налоговом периоде;
- «Сумма налога перечисленная» – НДФЛ, уплаченный в бюджет; в справках 2-НДФЛ новой формы (образец см. далее) с признаком «2» и «4» в этом поле указываются нули;
- «Сумма налога, излишне удержанная» включает суммы НДФЛ, не возвращенные физлицу агентом, и переплату по налогу, возникшую при изменении налогового статуса физлица;
- «Сумма налога удержанная» – общая сумма удержаний с физлица в отчетном году;
- «Сумма налога не удержанная» – налог, который удержать не удалось (отражается в справках с любым признаком);
- в поле «Налоговый агент» выбираем соответствующую цифру: «1», если Справку 2-НДФЛ новой формы-2018 заполнит и представит сам агент, и «2», если Справка подается его представителем (правопреемником). Для представителя (правопреемника) необходимо указать реквизиты документа, подтверждающего полномочия;
- указывается полное Ф.И.О. лица, представившего Справку, ставится его подпись.
В Тольятти несколько месяцев назад пять девушек объявили войну целому министерству обороны – подали на него в суд. И все из-за того, что им отказывали в возможности служить в армии с оружием в руках, а не с поварешкой наперевес...
Новое
-
-
-
-
-
Я приведу официальные цифры, которые очень показательны. В год у нас происходит около 995 тыс. тонн загрязняющих выбросов, из них 66 тыс. тонн – на совести промышленных предприятий, то есть примерно 6,6%... -
-
Москалькова Татьяна Николаевна -
-
-
В Тольятти несколько месяцев назад пять девушек объявили войну целому министерству обороны – подали на него в суд. И все из-за того, что им отказывали в возможности служить в армии с оружием в руках, а... -
25 декабря 2018 года Пленум ВС РФ принял номер постановления «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих... -
Те студенты, которые сейчас приходят в вузы, по уровню школьной подготовки очень разные. Другое дело, что если раньше в педагогические вузы был большой конкурс, и попасть туда было сложно, то сейчас у... -
В феврале ряд депутатов ГД предложили вернуть классические экзамены в школу. Соответствующий проект изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» внесен на рассмотрение Госдумы. По мнению авторов, ЕГЭ показал свою... -
Глава Роспотребнадзора выступила на днях с сенсационным предложением воздействовать на лишний вес юридически. Говоря о повышении качества питания, Анна Попова заявила, что ведомство рассматривает японский... -
Законопроект «о распределённой опеке» №879 343−6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан»... -
На балконе человек с ножом у горла угрожает покончить жизнь самоубийством. Прибывшие полицейские, которым позвонили соседи, стреляют в него из тазера1, чтобы не дать ему покончить с собой. Это сцена не... -
Уважаемые коллеги! Здесь Вы можете разместить (желательно - короткое, но емкое) видео с обращением по конкретным проблемам российского законодательства, с которыми у Вас был случай встретиться в своей... -
В прошлом году в Великобритании вступил в силу закон «О криминальных финансах». Подобный правовой акт практически одновременно был принят в США. Они кардинально изменили ситуацию с владением и пользованием...
Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
Бесплатная юридическая консультация:
Бесплатная юридическая консультация:
Бесплатная юридическая консультация:
Судебная практика по статье 64 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ
Определение от 10 января 2018 г. по делу № А/2016
Решение от 31 августа 2017 г. по делу № А/2017
Постановление от 28 августа 2017 г. по делу № А/2015
Решение от 22 августа 2017 г. по делу № А/2016
Решение от 22 августа 2017 г. по делу № А/2017
Решение от 21 августа 2017 г. по делу № А/2017
Решение от 21 августа 2017 г. по делу № А/2017
Решение от 18 августа 2017 г. по делу № А/2017
«Судебные и нормативные акты РФ»
Бесплатная юридическая консультация:
Ст. 64 Закон об исполнительном производстве в последней действующей редакции от 15 января 2016 года.
Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.
Статья 64. Исполнительные действия
- 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
- 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
- 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
- 5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
- 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
- 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
- 8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
- 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
- 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
- 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;
- 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
- 13) взыскивать исполнительский сбор;
- 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
- 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
- 15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счёта должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - лицевой счёт и счёт депо), и зачисления на лицевой счёт или счёт депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
- 16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
- 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Бесплатная юридическая консультация:
3. Полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учётом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».
4. Исполнительные действия вправе совершать также главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации, старший судебный пристав и их заместители при осуществлении контроля в установленной сфере деятельности.
5. Исполнительные действия, указанные в пунктах 15, 15.1 части 1 настоящей статьи, совершаются судебным приставом-исполнителем при наличии информации об извещении должника в порядке, предусмотренном главой 4 настоящего Федерального закона, о возбуждении в отношении его исполнительного производства и при уклонении должника от добровольного исполнения требований исполнительного документа, за исключением случаев объявления должника в розыск.
Комментарии к ст. 64
Другие статьи раздела
Изменения ст. 64 Закон об исполнительном производстве
Быстрый переход к статье
Запомни: Договор-Юрист
Это юристы, кодексы и бланки
Если вы ищите поправки к статье 64 - ищите их в клубе!
Бесплатная юридическая консультация:
Обновления кодексов
Ответы юристов
Кодексы РФ
Юристы Москвы
Навигация по закону
Активные юристы
Лучшие юристы
Типовые договоры
Информация
Документы
О разделе «Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (229-ФЗ)»
Раздел посвящён кодексам и законам Российской Федерации. База Договор-Юрист.Ру ежедневно проверяется и обновляется. Здесь вы можете найти самые последние действующие редакции Закон об исполнительном производстве. Комментарии к статьям закона вы можете получить, нажав кнопку «Задать вопрос». По любой статье кодекса вам будет дан самый подробный персональный комментарий с учётом вашей ситуации. Живое онлайн обсуждение норм законов – это лучший способ разобраться в хитросплетениях российского законодательства.
На сайте предусмотрен удобный поиск статей, например «ст. 64 Закон об исполнительном производстве», вам сразу будет предоставлена статья законодательного документа, судебная практика и комментарии к нему.
Копирование материалов с сайта «Договор-Юрист. Ру» возможно только с разрешения администрации сайта и с индексируемой ссылкой на источник.
Под «бесплатными юридическими консультациями» подразумеваются ответы на типовые вопросы, справочная информация по статьям кодексов и законов
Бесплатная юридическая консультация:
Статья 64.1. Рассмотрение заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве. Федеральный закон «Об исполнительном производстве»
1. Заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства.
2. Заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
3. Заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов.
4. В случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство.
5. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
Бесплатная юридическая консультация:
6. В случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
7. Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Федеральный закон "Об исполнительном производстве", N 229-ФЗ | ст 64
Статья 64. Исполнительные действия
1. Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
Бесплатная юридическая консультация:
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
Бесплатная юридическая консультация:
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
Бесплатная юридическая консультация:
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
Бесплатная юридическая консультация:
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
3. Полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».
4. Исполнительные действия вправе совершать также главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта (главный судебный пристав субъектов) Российской Федерации, старший судебный пристав и их заместители при осуществлении контроля в установленной сфере деятельности.
5. Исполнительные действия, указанные в пунктах 15, 15.1 части 1 настоящей статьи, совершаются судебным приставом-исполнителем при наличии информации об извещении должника в порядке, предусмотренном главой 4 настоящего Федерального закона, о возбуждении в отношении его исполнительного производства и при уклонении должника от добровольного исполнения требований исполнительного документа, за исключением случаев объявления должника в розыск.
Бесплатная юридическая консультация:
Судебная практика по статье 64 Закона об Исполнительном производстве:
Частотные связи статьи 64 Закона об Исполнительном производстве с другими правовыми нормами:
- Статья 68. Меры принудительного исполнения [ Закон "Об исполнительном производстве" ]
- Статья 12. Обязанности и права судебных приставов-исполнителей [ Закон о судебных приставах ]
- Статья 36. Сроки совершения исполнительных действий [ Закон "Об исполнительном производстве" ]
- Статья 80. Наложение ареста на имущество должника [ Закон "Об исполнительном производстве" ]
- Статья 2. Задачи исполнительного производства [ Закон "Об исполнительном производстве" ]
- [ 9%] Статья 69. Порядок обращения взыскания на имущество должника [ Закон "Об исполнительном производстве" ]
Гистограмма связей с другими правовыми нормами:
Примечание * : Гистограмма отражает близость правовых норм между собой, силу связей между ними.
Законодательная база Российской Федерации
Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
Действия
- Главная
- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013) «ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»
- В данном виде документ опубликован не был
- Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
- (в ред. от 02.10.»Российская газета», N 223, 06.10.2007
- «Собрание законодательства РФ», N 41, 08.10.2007, ст.4849
- «Парламентская газета», N 131, 10.10.2007)
Статья 64. Исполнительные действия
1. Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
Бесплатная юридическая консультация:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
Бесплатная юридическая консультация:
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
Бесплатная юридическая консультация:
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
Бесплатная юридическая консультация:
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
Часть 2. - Утратила силу.
3. Полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных".
Бесплатная юридическая консультация:
Фз об исполнительном производстве статья 64
Статья 64. Исполнительные действия
[Закон «Об исполнительном производстве»] [Глава 7] [Статья 64]
1. Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия:
1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор;
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
3. Полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных».
4. Исполнительные действия вправе совершать также главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, старший судебный пристав и их заместители при осуществлении контроля в установленной сфере деятельности.
1 комментарий к записи “Статья 64 Закон об Исполнительном производстве. Исполнительные действия”
Статья 64. Исполнительные действия
Исполнительные действия - это права судебного пристава-исполнителя, т.е. действия, которые он вправе совершать, чтобы исполнить требования исполнительного документа. Этим правомочиям судебного пристава-исполнителя корреспондируют обязанности должника или третьего лица, к которым обращено действие судебного пристава-исполнителя, за неисполнение которых или за воспрепятствование которым указанные лица могут быть подвергнуты административному наказанию (ч. 3 ст. 6, ч. 1 ст. 17, ч. 4 ст. 104, ст. 113, 114 Закона об исполнительном производстве). Хотя исполнительные действия не связаны с полным (тотальным) лишением должника права собственности на какое-либо имущество, а только частично ограничивают его полномочия собственника, они, как правило, связаны с ограничением существенных прав должника, установленных федеральными законами, а зачастую и Конституцией, поэтому совершение их должно отвечать принципам разумности, целесообразности и достаточности. При совершении исполнительных действий судебный пристав-исполнитель должен помнить, что конституционные права должника (неприкосновенность жилища, свобода передвижения, тайна личной жизни и др.) могут быть ограничены «только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 ст. 55 Конституции).
Перечень исполнительных действий в комментируемой статье не носит исчерпывающего характера, судебный пристав-исполнитель может совершать и другие действия в целях своевременного, полного и правильного исполнения требований исполнительного документа (п. 17 ч. 1 комментируемой статьи), однако все исполнительные действия должны соответствовать указанным выше принципам.
Любые исполнительные действия могут совершаться судебным приставом-исполнителем только при наличии в его производстве исполнительного документа и только в целях исполнения требований этого исполнительного документа, поэтому в любом требовании, письме, поручении судебного пристава-исполнителя должно содержаться указание, в связи с каким исполнительным документом, по какому требованию совершаются соответствующие исполнительные действия.
Исполнительные действия должны носить достаточный характер, т.е. не носить карательного характера. Судебный пристав-исполнитель обязан ограничивать вид, количество и размер исполнительных действий видом и размером требований исполнительного документа. Например, судебный пристав-исполнитель вправе запрашивать сведения о физическом или юридическом лице только в случае, если они являются должниками по исполнительному документу. Судебный пристав-исполнитель не вправе запросить сведения об имуществе должника, если требования исполнительного документа состоят в обязании должника совершить какое-либо действие в отношении взыскателя, поскольку испрашиваемые сведения должны быть необходимы для удовлетворения требований исполнительного документа. Характер и объем истребования сведений об имущественном положении должника должны соотноситься с размером задолженности, который устанавливается в соответствии с ч. 2 ст. 69 Закона об исполнительном производстве.
Возможность совершения судебным приставом-исполнителем ряда исполнительных действий, в наибольшей степени вторгающихся в частную жизнь должника, обставлены рядом дополнительных условий.
В комментируемой статье дополнительно предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя выносить постановление для совершения исполнительных действий, указанных в п. 7-10,ч. 1 этой же статьи. Необходимость вынесения такого постановления для совершения других исполнительных действий прямо в рассматриваемой статье не указана. Однако исходя из смысла ч. 1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве судебному приставу-исполнителю целесообразно в постановлении о возбуждении исполнительного производства или в последующих постановлениях указать перечень исполнительных действий, которые он намерен совершить для исполнения требований исполнительного документа. В некоторых случаях наличие самого этого перечня способно будет организовать должника на добровольное исполнение исполнительного документа.
Кроме того, при наличии такого плана действий в постановлении судебного пристава-исполнителя старший судебный пристав получает возможность дать свое письменное согласие на совершение исполнительных действий, которые могут совершаться только с его письменного согласия (п. 2, 6 и 8 ч. 1 ст. 64, ч. 4 ст. 35, ч. 8 ст. 69), путем наложения своей резолюции или подписи на этом постановлении.
Ряд исполнительных действий судебный пристав-исполнитель вправе совершить только после утверждения соответствующего постановления старшим судебным приставом. Эти случаи установлены ч. 5 ст. 24, ч. 6 ст. 33,п. 10,ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 65, ч. 3 ст. 66,ч. 3 ст. 67, ч. 3 и 8 ст. 103, ч. 2 ст. 115, ч. 3 ст. 117 Закона об исполнительном производстве.
Ряд исполнительных действий судебный пристав-исполнитель вправе совершать только в отношении должника или его имущества. Например, судебный пристав-исполнитель вправе нарушать неприкосновенность жилища должника, но не других лиц. Согласно п. 6 ч. 1 комментируемой статьи он вправе без согласия должника входить в занимаемое им жилое помещение. Следовательно, если жилое помещение принадлежит должнику, но занимают его другие лица (например, по договору найма), судебный пристав-исполнитель не наделен правом входить в такое жилое помещение. Может быть наложен арест и изъято имущество только должника (п. 7 ч. 1 комментируемой статьи). Вместе с тем в случае, если в опись имущества должника судебным приставом-исполнителем было включено имущество, принадлежащее иным лицам, судебный пристав-исполнитель не обладает правом самостоятельно освободить от ареста эти предметы. Заинтересованные лица вправе обратиться в суд с иском об исключении имущества из описи (освобождении от ареста). Только в отношении имущества должника или самого должника могут быть произведены действия, перечисленные также в п. 8, 10, 14, 15 ч. 1 анализируемой статьи.
Некоторые исполнительные действия могут совершаться судебным приставом-исполнителем (без соответствующего разрешения суда) в целях исполнения требований исключительно исполнительного документа, выданного на основании судебного акта или являющегося судебным актом. В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 64 и ст. 67 комментируемого Закона это временное ограничение на выезд из Российской Федерации.
Ряд исполнительных действий судебный пристав-исполнитель обязан совершать с участием понятых и с составлением акта. Это исполнительные действия, указанные в ст. 59, п. 5-7 ч. 1 ст. 64 и ст. 80 Закона об исполнительном производстве.
Исполнительные действия, указанные в п. 16 ч. 1 комментируемой статьи, могут совершаться судебным приставом-исполнителем по оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей, на что содержится указание в ч. 8 ст. 47 Закона об исполнительном производстве. Думается, что в случае необходимости проверки правильности удержаний по исполнительному документу, производство по которому окончено, целесообразно возобновить исполнительное производство в порядке, установленном ч. 9 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, предусматривающей возможность отмены постановления об окончании исполнительного производства старшим судебным приставом. Исполнительное действие в виде права проводить проверки правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе направлено на улучшение культуры исполнения, более рациональное и быстрое исполнение требований исполнительного документа. Это исполнительное действие является одновременно правом и обязанностью судебного пристава-исполнителя, поскольку зачастую исполнительный документ о взыскании значительной суммы направляется по месту работы должника и исполнение его в значительной степени зависит от добросовестности бухгалтерского работника. Согласно Закону об исполнительном производстве 1997 г. направление исполнительного документа для удержания суммы требования по месту работы должника влекло окончание исполнительного производства и судебный пристав-исполнитель не вправе был производить по такому исполнительному документу какие-либо действия. В итоге интересы взыскателя страдали, а его требования оставались незащищенными.
При проведении проверки правильности удержаний по исполнительному документу организация или иное лицо, указанные в ч. 1 ст. 9 Закона об исполнительном производстве, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы.
Отдельно в указанном перечне стоят исполнительные действия в виде ареста, перечисленные в п. 7 ч. 1 комментируемой статьи. Их применение обязательно ограничивает правомочия должника-собственника по распоряжению имуществом, а в некоторых случаях и правомочия по пользованию имуществом (например, при наложении ареста на наличные денежные средства должника). Отнесение ареста имущества к исполнительным действиям связано с тем, что арест представляет собой временную меру и не лишает должника принадлежащей ему собственности, а только временно ограничивает его правомочия в отношении этой собственности, являясь подготовительным действием для исполнения в дальнейшем требований исполнительного документа.
Следует отметить, что наложение ареста на имущество может относиться к мерам принудительного исполнения в случае, если арест имущества является требованием исполнительного документа (п. 5 ч. 3 ст. 68 Закона об исполнительном производстве). В виде меры принудительного исполнения наложение ареста сохраняет свой временный характер в отношении ограничений правомочий собственника-должника в отношении принадлежащего ему имущества, но в отличие от ареста имущества, используемого в качестве исполнительного действия, арест имущества, примененный в качестве меры принудительного исполнения, является исполнением требования исполнительного документа и оканчивает исполнительное производство.
По общему правилу судебный пристав-исполнитель может совершать исполнительные действия на подведомственной ему территории. Однако исполнительные действия, перечисленные в п. 2, 4, 7, 10 и 11 ч. 1 комментируемой статьи, он вправе совершать на всей территории РФ (ч. 2 этой же статьи). Указанное положение не является новеллой в исполнительном производстве, поскольку и ранее судебный пристав-исполнитель не ограничивал направление запросов, вызов необходимых лиц, направление постановлений о наложении ареста на денежные средства и ценные бумаги пределами подведомственной ему территорией (например, в таком мегаполисе, как Москва, деньги должника зачастую находятся в банке, находящемся на значительном расстоянии от места жительства должника и, следовательно, за пределами территории, подведомственной судебному приставу-исполнителю). В Законе об исполнительном производстве сложившаяся практика получила законодательное закрепление. Надо отметить, что предусмотренная возможность совершать перечисленные исполнительные действия на всей территории РФ не предоставляет право судебному приставу-исполнителю совершать их своими личными действиями. Так, наложить арест на денежные средства должника, находящиеся в другом населенном пункте, или запросить сведения о наличие недвижимости должника в другом населенном пункте, вызвать взыскателя, специалиста, которые проживают на территории вне его юрисдикции, судебный пристав-исполнитель вправе. Однако выехать самостоятельно на территорию, на которую распространяются полномочия другого судебного пристава-исполнителя, например, для наложения ареста на строение судебный пристав-исполнитель, в производстве которого находится соответствующий исполнительный документ, не вправе. В этом случае исполнительные действия должны совершаться в порядке отдельного поручения (ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве).
Новеллой в исполнительном производстве является право судебного пристава-исполнителя совершать ряд исполнительных действий (ч. 2 комментируемой статьи) на территориях иностранных государств. Предыдущим российским законодательством возможность каких-либо действий судебного пристава-исполнителя на территории иностранного государства предусмотрена не была, поэтому судебные приставы-исполнители могут столкнуться с определенными сложностями при реализации предоставленных им правомочий. Пунктами 2, 4, 7, 10 и 11 ч. 1 настоящей статьи судебному приставу-исполнителю предоставлено право направлять запросы физическим лицам, организациям и органам, находящимся на территории иностранного государства, получать от них объяснения, информацию, справки, давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах, накладывать арест на имущество, изымать имущество и передавать на хранение, производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка, запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию. Эти действия судебный пристав-исполнитель может производить либо направлением прямых запросов в соответствующие органы, что допускается международными правовыми актами, либо путем направления отдельных поручений в соответствии с ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве.
Хотя практическая реализация этих прав судебного пристава-исполнителя еще ждет своего разрешения, в том числе и в последующем законодательстве, некоторая правовая база для исполнения отдельных действий судебного пристава-исполнителя на территории иностранного государства имеется. Так, по смыслу ст. 6 Конвенции о защите прав человека исполнение судебного решения рассматривается как составляющая «судебного разбирательства». В соответствии с Конвенцией о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам*(31), подписанной в Гааге 15 ноября 1965 г., она применяется в гражданских или торговых делах во всех случаях, при которых судебный или внесудебный документ необходимо направить для передачи или вручения за границей (ст. 1). Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между государствами - членами Содружества Независимых Государств, подписанная 22 января 1993 г., ратифицированная Федеральным Собранием РФ и вступившая в силу для Российской Федерации 10 декабря 1994 г.*(32), предусматривает, что договаривающиеся стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой договаривающейся стороны (ст. 6), в том числе в установлении адресов лиц, проживающих на их территории, установлении места работы и доходов указанных лиц, которым предъявлены имущественные требования по гражданским, семейным и уголовным делам (ст. 16). Оказание правовой помощи и порядок выполнения судебных поручений регулируется также международными договорами.
Вместе с тем если направление запросов, вручение документов сторонам исполнительного производства и иным лицам, получение от них объяснений, информации и справок возможно как через суд, так и напрямую, а также через министерства иностранных дел или министерства юстиции, т.е. без вмешательства судебных органов иностранного государства, то дача поручений физическим и юридическим лицам по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах, наложение ареста на имущество, изъятие имущества и поручение по хранению имущества, розыск должника или розыск ребенка возможны только через судебные органы иностранного государства.
В соответствии с процессуальным законодательством РФ (ст. 242 АПК и ст. 410 ГПК) для исполнения решения иностранного суда на территории РФ необходимо заявление в суд взыскателя. Вполне вероятно, что аналогичные положения содержатся в законодательстве иностранных государств, поэтому при направлении судебным приставом-исполнителем поручения о совершении исполнительных действий в иностранное государство к постановлению должно быть приложено заявление взыскателя и копия судебного решения. Направляться такие поручения могут только через Минюст России. В таком постановлении судебного пристава-исполнителя обязательно должны содержаться: полное наименование взыскателя и должника, их полные адреса, фамилия, инициалы, должность судебного пристава-исполнителя, наименование подразделения судебных приставов, ее адрес, подпись судебного пристава-исполнителя и печать. Обязательна ссылка на нормы закона, на основании которых принято соответствующее постановление (п. 2, 4, 7, 10 и 11 ч. 1 и ч. 2 ст. 64 комментируемой статьи), поскольку все международные акты допускают возможность оказания помощи только в случае, если это предусмотрено национальным процессуальным законодательством. Все запросы и поручения, документы, постановления, направляемые в иностранные государства, должны быть переведены на государственный язык соответствующей принимающей стороны. Перевод документов должен быть удостоверен.
Разрешить обозначенные проблемы позволит ратификация Российской Федерацией Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанной 7 октября 2002 г. на заседании Совета глав государств СНГ. В настоящее время Минюстом России проводится работа по подготовке документов, необходимых для ратификации указанной Конвенции.
Данный документ значительно расширил сферу правового сотрудничества между странами - участниками СНГ, в том числе в части исполнения актов судебных органов. По сути, это новая редакция Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам между государствами - членами Содружества Независимых Государств, подписанной 22 января 1993 г.
Принципиально новым является то, что Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам предусматривает возможность розыска имущества и денежных средств гражданских ответчиков для исполнения решений по гражданским делам, а также признания и исполнения приговоров (решений) судов по уголовным делам в части возмещения ущерба, взыскания штрафов и конфискации, решения судов о наложении ареста на имущество, включая денежные средства на банковских счетах, в целях обеспечения иска.
1. Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия (в ред. Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7067):1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 213-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4182);
3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;
4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;
5) входить в нежилые помещения и хранилища, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;
6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;
7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;
8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;
9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);
10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;
12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;
13) взыскивать исполнительский сбор (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 225-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4573);
14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;
15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;
16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица по заявлению взыскателя или по собственной инициативе. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 , обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;
17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
2. (Часть 2 утратила силу на основании Федерального закона от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7067)
3. Полученные судебным приставом-исполнителем в ходе принудительного исполнения судебных актов, актов других органов или должностных лиц персональные данные обрабатываются им исключительно в целях исполнения исполнительных документов в необходимом для этого объеме с учетом требований, установленных Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (часть 3 введена Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 213-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4182).