Мероприятия по правовой тематике для школьников. Внеклассное мероприятие "правовое воспитание"

Автор-составитель Г.В. Богданова
Ярославская область, г. Рыбинск.
МОУДОД Центр детского и юношеского технического творчества,
методист
Цель: создание условий для формирования у младших школьников правовой культуры, развития интереса к изучению правовых вопросов.

Задачи: воспитывать уважение к правам человека, его основным обязанностям, показать младшим школьникам единство прав и обязанностей; подвести к понятию того, что все люди имеют равные права.
Целевая аудитория : дети младшего школьного возраста
Количество участников : 12 - 15 чел.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска
Дидактические материалы: презентация по содержанию мероприятия, фрагменты мультфильмов "Вовка в тридевятом царстве", «Чиполлино», "Нехочуха" или подборка иллюстраций к ним; карточки с заданиями; конверты с цветными буквами ЖИЗНЬ, УЧЕБА, ОТДЫХ, наборы картинок, иллюстрирующих эти права; 3 листа ватмана, карандашный клей на каждую команду.
Рекомендации по проведению: сценарий можно использовать как для проведения самостоятельного мероприятия, так и в рамках программы по правовому воспитанию младших школьников.
Ход мероприятия:
- Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Представьте себе, что вы попали в страну, в которой всё можно - что хочешь, то и делай.

(Слайд № 2 или отрывок из м/ф "Вовка в тридевятом царстве")

Как вы думаете, хорошо ли будет жить в такой стране? (Ответы детей: Да, здорово! Хочешь - гуляй, хочешь - играй. Можно в школу не ходить и т.п.)
- Да, с одной стороны, вроде бы хорошо. А если кто-то захочет отнять у вас любимую игрушку, стукнуть, прогнать из дома или что-нибудь еще хуже? Ведь здесь всё можно.
(Ответы детей). Педагог обобщает и подводит детей к мысли:
- Нет, в такой стране мы не будем чувствовать себя в безопасности!

А если в какой-нибудь стране ничего нельзя делать? Нельзя гулять, играть, читать, спать, смеяться и т.д. (Слайд № 3 или отрывок из м/ф «Чиполлино»)

Нет, в такой стране нам тоже не понравится жить! Нельзя быть счастливыми в бесправном государстве!

А в каком же государстве мы можем чувствовать себя в безопасности? (Ответы детей).
- Правильно! В государстве, где есть ПРАВА и ЗАКОН, который эти права охраняет.

А теперь представьте, что мы с вами перенеслись в сказочную страну с названием "Нехочухия".
Нам нужно поехать в город на автобусе, а водителю не хочется. Повар в школьной столовой не захотел готовить завтрак, а дворникам стало лень убирать мусор. Что же будет, если все будут делать только то, что им нравится? (Ответы детей).
(Слайд № 4 или отрывок из м/ф "Нехочуха")

Да, плохо жить в стране Нехочухии. Поэтому у каждого человека есть свои обязанности, которые он должен выполнять. Только тогда люди смогут жить спокойно в стране, если в ней кроме прав есть и обязанности.

Так что же такое права и обязанности? Нужны ли они людям? (Ответы детей).
- Права - это нормы, правила поведения, которые регулируют отношения между людьми. Права устанавливаются и охраняются государством.

А какие права вы знаете? (Ответы детей). Правильно. У каждого человека есть право на жизнь, семью, свободу, образование, охрану здоровья и другие.

Но не бывает прав без обязанностей.
Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.
У каждого человека есть свои обязанности, даже у самых маленьких детей. Чем старше становятся дети, тем больше у них появляется обязанностей.
Обязанности бывают самые разные - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях и выполнять их.

Каждый из вас, как и любой человек, имеет право на жизнь . Никто не имеет права лишить человека жизни.
- А какие обязанности соответствуют этому праву? (Ответы детей).
- Главная ваша обязанность - охранять свою жизнь и здоровье.
- А как вы можете выполнять эту обязанность? (Ответы детей: Соблюдать правила дорожного движения, пожарной и электробезопасности, правила безопасного поведения в школе, на уроках физкультуры, труда и т.д.).
(Слайды № 5 и 6)

- Право на образование подкрепляется обязанностью учиться.
Слайд № 7 Правила поведения в школе

А сейчас выполните, пожалуйста, задание на карточках.

Задание № 1. Выберите предложения, в которых говорится о правах.
- Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.
-У каждого ребёнка должно быть имя, фамилия, отчество.
-Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.
-После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдёт в армию.
-После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене .
После выполнения задания правильные ответы показываются на доске (слайд 8). Педагог предлагает поднять руки тем, у кого задание выполнено правильно. При необходимости дает пояснения.

Задание № 2 . Определите, что является обязанностью школьника
-Школьник обязан выполнять все требования учителя
-Ученик обязан посещать все занятия по расписанию
-После уроков, учащиеся обязаны сделать уборку по всей школе
-Все учащиеся должны соблюдать правила безопасного поведения в школе
-Учащиеся обязаны покупать учебники по каждому предмету.
Выполнение задания № 2 проверяется аналогично первому (слайд 9).

А вот у права на отдых какая обязанность? (отдыхать так, чтобы не мешать отдыхать другим; беречь природу, не мусорить, не загрязнять во время активного отдыха окружающую среду...) (слайд 10).

Каждый из вас имеет право на семью . А какие обязанности у этого права? (беречь свою семью, помогать маме, папе, чтобы семья не распалась, и не появлялись дети без родителей) (слайд 11).

Итак, мы с вами поняли, что человеческая жизнь невозможна без соблюдения прав и обязанностей . А чтобы они выполнялись, в каждом государстве существует закон, который должны выполнять все люди страны. Во всем мире принята Всеобщая декларация прав человека, а также Конвенция о правах ребенка, потому что дети не могут еще себя защитить самостоятельно (слайд 12). Эти документы помогают людям знать и защищать свои права. А то, что каждое право несет с собой обязанность, мы с вами сегодня уже поняли.
А теперь давайте с вами поиграем. Разделимся на 3 команды. Каждая команда получает конверт с зашифрованным названием права, которое есть у каждого человека. Вам нужно разгадать это слово, подобрать к нему картинки и оформить на листе ватмана плакат по каждому праву.

Подведение итогов мероприятия . Вывешиваются плакаты, акцентируется внимание на права и подкрепляющие их обязанности.
Когда нам хорошо, мы не задумываемся о своих правах. Но когда появляются проблемы, то разрешить их помогут наши права. Права есть у всех людей, причем у каждого — равные, одинаковые с другими. Но у детей права немного отличаются от прав взрослых, потому что ребенку бывает особенно трудно, когда приходит беда. Ведь у него мало опыта и сил, чтобы самому постоять за себя, он менее защищен. Значит, взрослые должны быстрее приходить ему на помощь. Знайте об этом и не бойтесь обращаться в трудные моменты жизни к окружающим вас людям.

Актуальность выбранной темы, состоит в том, что именно на ступени начального общего образования у учащихся формируется нравственный уклад жизни, который включает в себя социально-значимую деятельность обучающихся. Так как, именно этот период является основополагающим для становления духовных идеалов, моральных приоритетов учащихся. Цель мероприятия разучивание и закрепление правил поведения детей друг с другом в рамках правового аспекта. Задача данного мероприятия: продолжать в занимательной форме учить детей работать с информацией, повышать уровень правовой компетенции учащихся начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОРБАЧЕВА СВЕТЛАНА БОРИЕВНА

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ с. Колокольцовка

Калининского района Саратовской области»

Класс: 2

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

Тема: «Я имею право»

Форма проведения: игра-викторина.

Цели.

Образовательные: Продолжать знакомить детей с их правами. Учить выражать свои права в системе символов. Формировать в форме игры у детей правильный и справедливый взгляд на жизненные ситуации, начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина.

Развивающие: Развивать у детей умение работать с информацией и информационными источниками. Продолжать формировать у детей умение выполнять самопроверку по эталону.

Воспитательные: воспитывать гражданственность, патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека. Способствовать осознанию детьми своего «Я», стремлению развиваться как личность, развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

Оздоровительные: Формировать ИКТ-компетентность учащихся (выполнять компенсирующие физические упражнения, мини-зарядку).

Деятельностные: Побуждать работать в группе.

Формирование УУД:

ПознавательныеУУД: Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. На основе анализа объектов делать выводы. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД: Развивать умение высказывать свое предположение. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД: Развивать умение слушать и понимать других. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. Оформлять свои мысли в устной форме. Уметь работать в группе.

Личностные результаты: Развивать умение выказывать свое отношение к происходящему, выражать свои эмоции. Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Предшествующая работа: беседы с детьми на тему: «Что такое право?», изучение символов, обозначающих права. Чтение художественных произведений и разбор каждого произведения с позиции правонарушений. Разучивание и закрепление правил поведения детей друг с другом.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация «Я имею право», символы прав, атрибуты «Шляпки» для проведения рефлексии.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент. (Псих. гимнастика)

Внимание!

«Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок,

Постарайтесь всё понять –

Слушать и запоминать!»

А для этого вам потребуется внимание и желание, а я вам желаю успехов. Садитесь!

Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза друг другу, пожелайте удачи и хорошей работы на нашем сегодняшнем мероприятии.

2. Основная часть: игра-викторина «Я имею право»

Сегодня у нас с вами необычное внеклассное мероприятие. Наше мероприятие запланировано в рамках, проходящей в школе недели правовых знаний. Сегодня к нам пришла ученица старших классов Сороконенко Юля, помощник уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса, чтобы сделать небольшое сообщение по этой теме.

Выступление старшеклассницы

Мы с вами живем в России, наше государство заботится о своих гражданах, защищает их. Для защиты граждан государством приняты специальные указы, которые выражают правила поведения и отношения людей друг с другом. Эти правила называются правами и нормами.

Но особенно государство заботится о нас - детях и внимательно следит за тем, чтобы права детей не нарушались. Потому что дети это будущее всей страны.

Есть такие страны, в которых дети голодают, живут в тяжелых условиях и даже подвергаются жестокому обращению.

Поэтому государства разных стран объединились, и совместно разработали целую систему правил, которые направлены на защиту детей. Называется эта система «Конвенция о правах ребенка» (1989г.). Права ребенка это законы, которые никто не вправе нарушать. Ведь если не будут соблюдаться права, то и не будет справедливости в отношениях между людьми. От эффективности работы по защите прав детей во многом зависит здоровье детей и их полноценное развитие. Перед правами все равны. Каждому ребенку необходимо познакомиться со своими правами, чтобы понимать требования этих прав и иметь правильное представление об общении людей друг с другом.

Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на нашем занятии?

Сегодня мы будем говорить о правах.

Вы правильно сказали, сегодня мы поговорим о правах, мы уже начали с вами знакомиться с правовыми нормами, изучили некоторые символы, обозначающие эти права, и даже оформили в классе стенд, посвященный правам ребенка. Я предлагаю вам вспомнить все, о чем говорилось раньше. А закрепим наши знания мы в форме игры - викторины «Я имею право»

Слайд 1

Для проведения викторины разделимся на команды, и каждая команда будет зарабатывать жетоны за каждый правильный ответ. Выиграет та команда, игроки которой наберут наибольшее количество жетонов. В качестве приза победители смогут подготовить и провести в интересной форме выступление для учащихся 1 класса по правам. А Юля поможет нам в проведении викторины, она будет раздавать командам жетоны за правильные ответы.

И так, начнем. Давайте разберемся в значении слова «право». Как вы думаете, что это слово означает? (ответы детей)

Когда смысл или значение какого-либо слова нам не понятно, к каким источникам можно обратиться, чтобы найти значение слова

+ (ответы детей: в энциклопедии, толком словаре, в учебнике, спросить у взрослых)

Я тоже нашла в словаре русского языка Ожегова несколько значений слова право, а какое из этих значений подходит к теме нашего занятия, давайте разберемся. Это и будет ваше первое задание.

Слайд 2

(дети читают представленные понятия и выбирают правильное. Команда, игроки которой первыми дали правильный ответ, получает жетон)

Слайд 3 (Правильное значение слова)

(учитель помещает на доску плакат со значением слова «Право»)

Но мы с вами уделим особое внимание правам детей. Потому что это особенные права. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Потому что в отличие от взрослых дети еще не могут сами себя защитить, если нарушаются их права, поэтому наше государство особое внимание уделяет соблюдению прав ребенка. Так как уже сказала Юля дети – это будущее наше и нашей страны.

А теперь, следующее задание, в ходе которого вам предлагается вспомнить символы, обозначающие права, с которыми вы уже знакомы.

Слайд 4

(далее учащимся представляются поочередно слайды 5, 6, 7, 8, 9, 10 на которых представлены сюжетные картинки, соответствующие изученным правам ребенка (право на жизнь, право на жизнь в семье, право на медицинский уход, право на обучение, символ на уважение к правам другого человека, право на отдых). Игрок, давший правильный ответ, выходит к доске. Выбирает из разложенных на столе символов, подходящий к сюжету слайда и помещает этот символ на доску. За правильный ответ команда получает жетон)

Молодцы, ребята, вспомнили и правильно назвали права и символы к ним. А теперь давайте воспользуемся нашим правом на отдых и немного отдохнем.

Продолжим нашу викторину. Следующее задание.

Слайд 11

Давайте, вспомним сейчас с вами художественные произведения, героев этих произведений и проговорим, какие права детей нарушались в этих сказках.

1. А. Н. Толстой «Приключения Буратино»

Кто главный герой этой сказки?

Что купил папа Карло для Буратино? Зачем?

Где можно учиться?

Каким правом воспользовался Буратино, когда пошел в школу?

(Игрок, ответивший правильно, получает жетон)

  1. Г. Х. Андерсен «Снежная королева»

С кем жили Кай и Герда?

Как жилось им у бабушки?

Что случилось с Каем?

Какое право Кая нарушила Снежная королева?

Чтобы дети были счастливыми, они должны воспитываться в семье или с теми, кто будет о них хорошо заботиться. И никто не имеет права разлучить ребенка с семьей.

  1. Русская народная сказка «Морозко»

С кем жила падчерица?

Как относилась к ней мачеха, сестра, отец?

Куда мачеха велела отвезти падчерицу?

Какое право Настеньки она нарушила?

Кто побеждает в сказке добро или зло?

Конвенция о правах ребенка гарантирует право на жизнь.

  1. К. И. Чуковский «Айболит»

Кто такой Айболит?

Чем он занимался?

Какую обязанность по отношению к детям, выполняют врачи?

Да, ребята вы имеете право на медицинский уход, но вы и сами должны заботиться о своем здоровье. Что же вы обязаны делать? Заботиться о чистоте своего тела, одежды, закаляться, соблюдать режим, хорошо питаться и заниматься спортом.

(вместе с учителем выполняют дыхательную гимнастику)

  1. Ш. Перро «Золушка»

Как относилась к Золушке мачеха?

Что по дому делала золушка?

Какое право Золушки нарушила Мачеха?

В Конвенции о правах ребенка записано право на отдых, и на защиту от злоупотребления детским трудом. Дети должны помогать своим родителям или тем, кто о них заботится, но по мере своих сил и возможностей.

  1. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Почему невзлюбили Гадкого утенка?

Он виноват в том, что он таким родился?

Какое право по отношению к Гадкому утенку нарушили обитатели птичьего двора?

Имели ли они право обижать его? Почему?

Индивидуальность – великий дар природы. У всех у нас разные способности, привычки, характер. Но мы должны знать, что Конвенция выступает в защиту сохранения индивидуальности детей. Дети имеют право не быть как все, быть не похожими на других. Конвенция о правах ребенка призывает к уважению прав другого человека.

Молодцы, ребята, вы очень хорошо работаете. Переходим к следующему заданию.

Слайд 12

В этом задании каждый игрок команды может заработать для своей команды жетон, если выполнит задание правильно. Вам необходимо внимательно прочитать высказывания в ячейках таблицы и составить соответствия между правом и высказыванием об этом праве. Ответы занести в нижнюю таблицу.

(учащиеся выполняют задание слайда 12 на раздаточных карточках)

Хорошо, а теперь давайте выполним самопроверку этого задания по образцу.

Слайд 13

Кто выполнил задание правильно? (получают жетоны)

У кого есть ошибки, давайте в них разберемся.

Слайд 12

(возвращаются к слайду 12 и проговаривают соответствия вслух)

Ну что же, все задания выполнены. Пришло время подводить итоги нашей викторины.

(вместе со старшеклассницей ребята ведут подсчет жетонов, определяют команду-победителя)

Слайд 14

А сейчас давайте проведем рефлексию нашей деятельности. Выполним это при помощи «шести шляп критического мышления»

(см. приложение: дети поочередно выходят, надевают одну из шляп и дают ответ на вопрос, который предполагает та или иная шляпа)

Вот и подошло к концу наше мероприятие. Я очень рада, что вы остались довольны викториной. И были активны, эмоциональны до конца нашего занятия. В заключение, хочу раздать вам, ребята небольшие памятки, в которых отражены самые важные права детей, и сказать, что мы свами будем продолжать изучать и знакомиться с правовыми нормами, чтобы знать о своих правах, и как защитить себя и своих близких.

(учитель раздает памятки о правах)

Слайд 15.

Мне хочется пожелать вам счастья и солнца!

Спасибо вам, ребята, большое за работу. Наше мероприятие окончено.

ПРИЛОЖЕНИЕ

“Шесть шляп критического мышления”

«Белая шляпа” - СТАТИСТИЧЕСКАЯ

(констатируются факты по проблеме, без их обсуждения), - что было на уроке?;

“Желтая шляпа” - ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ

(высказываются положительные моменты) - что понравилось?;

“Черная шляпа” - НЕГАТИВНАЯ

(группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме) - что не понравилось?;

“Синяя шляпа” - АНАЛИТИЧЕСКАЯ

(проводится анализ, группа отвечает на вопросы; почему? зачем? связи?);

“Зеленая шляпа” - ТВОРЧЕСКАЯ

(можно высказывать самые “бредовые идеи и предположения”) - что хотелось бы добавить?;

“Красная шляпа” - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ Слайд 2

Право (права) 1. нормы и правила, установленные государством, которые регулируют отношения в обществе (права людей); 2. документ, удостоверяющий официальное разрешение на вождение автомобиля или мотоцикла (водительские права); 3. направление сторон право – лево, указывает, где правая сторона, где левая сторона (команды на корабле: «Право руля! Право на борт!»).

ПРАВА - это нормы и правила, установленные государством, которые регулируют отношения в обществе

ЗАДАНИЕ: О каком праве ребенка можно говорить, используя следующие иллюстрации Соотнесите символ с сюжетом слайда

Право на жизнь

Право на жизнь в семье

Право на медицинский уход

Право на обучение

Уважение к правам другого человека

Право на отдых

ЗАДАНИЕ: Какие права детей нарушали или соблюдали герои сказок. А. Н. Толстой «Приключения Буратино» Г. Х Андерсен «Снежная королева» Русская народная сказка «Морозко» К. И. Чуковский «Айболит» Ш. Перро «Золушка» Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

Беседа «Закон суров, но он закон»

Задачи: объяснить значения «право», «закон» и «мораль»; на примерах показать, в чем заключается нарушение норм морали и права.

Ключевые термины: норма морали, норма права, закон, законность, правопорядок.

Методы: беседа, работа с источниками (познакомить с законами и конституцией Российской Федерации), работа в группах.

Примерная схема беседы:

С незапамятных времен люди в своем поведении стали руководствоваться нормами и правилами, выработанными путем проб и ошибок. Самыми первыми правилами поведения стали нравственные (моральные) нормы, в которых нашли свое отражение представления людей о добре и зле, долге, справедливости и т.д. Они содержались в различных религиозных текстах.

С появлением государства нравственные нормы уже не могли регулировать усложнившиеся отношения между человеком, обществом и государством. Сложился новый вид норм – правовые нормы.

Нормы права – установленные государством правила поведения, регулирующие определенную сторону общественных отношений (то, что можно, нужно или нельзя делать). Их нарушение влечет за собой санкцию со стороны государства.

Нормы морали – совокупность одобряемых обществом правил и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу. Их нарушение, как правило, само по себе не может быть основанием для санкций со стороны государственных органов.

Право и мораль взаимно дополняют друг друга. Право опирается на мораль, усиливает действенность морали, а мораль помогает праву регулировать общественные отношения, способствует повышению эффективности права.

Практически все правовые нормы имеют моральную основу. Все, что запрещает закон, запрещает и мораль. В то же время жадность, невнимание к людям, завистливость и другие аморальные качества не попадают под действие правовых норм, если не выражаются в противоправных действиях.

Учащиеся приводят примеры поступков, которые регулируются правом и которые регулируются морально.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что одни поступки могут регулироваться только морально, другие - только правом, а третьи – и морально, и правом. Кроме правых и моральных норм в обществе функционируют и другие виды норм: религиозные, традиционные и т. д. Все эти виды норм объединяются одним названием - социальные нормы.

Вопросы для обсуждения:

    Каковы общие черты права и морали? Право и мораль регулируют общественные отношения, предусматривают деление человеческих поступков на положительные (правомерные, высокоморальные) и отрицательные (неправомерные, аморальные); что запрещено законом, чаще всего запрещено и морально.

    Каковы отличия между нормами права и нормами морали?

Правильный ответ может быть представлен в виде таблицы 7

Различия между нормами права и нормами морали

Сфера регулирования

Наиболее важные общественные отношения, затрагивающие интересы людей и общества

Все общественные и личные отношения: «человек – человек», «человек – группа» и

т. д.

Форма существования

Закрепляет в нормативно – правовых актов

Существуют, сложившись и общественном сознании

Ответственность

в случае нарушения

Возможность государственного принуждения

Моральное осуждение

Анализ ситуации

Ситуация

Норма

права

Норма морали

Религиозная норма

Обычаи

Олег обманул одноклассника

Игорь ударил прохожего

Врач не оказал помощи пострадавшему в аварии

Мужчина оскорбил женщину

Витя украл у одноклассника деньги

Никита не уступил старушке место в автобусе

Аня уехала за границу, и не пишет маме письма

Мальчишки мучают бродячего кота

Учащиеся объясняют следующие выражения:

    Стыд запрещает порою то, чего не запрещают законы.

    Высший суд – суд совести.

    Свобода предполагает ответственность.

    Законы должны иметь для всех одинаковый смысл.

    Свобода есть право делать всё то, что не запрещено законом.

Закон нормативно-правовой акт, принятый в особом порядке, имеющий высшую силу, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Вопросы для обсуждения :

    Что вы знаете об основном законе Республики Беларусь (Конституции)?

    Какие законы вы ещё знаете?

    Какой орган государственной власти принимает законы?

    Приходилось ли вам лично или вашим знакомым обращаться к каким-либо статьям закона? Как вы реагировали на эти законы? Казались ли они вам справедливыми? Если нет, именно вам не понравилось? Предложите свой вариант изменения конкретной статьи какого-либо закона. Обоснуйте свой вариант.

С понятием «закон» тесно связано понятие «законность». Оно подразумевает неукоснительное соблюдение законов и иных нормативно-правовых актов, верховенство законов, охрану правопорядка.

Правопорядок – состояние общественных отношений, соответствующее требованиям правовых норм.

Составление схемы «Соотношение общественного порядка и правопорядка».

Как соотносятся общественный порядок и правопорядок? (Правопорядок – часть общественного порядка, как показано на схеме (см. рис. 1)).

Общественный порядок

Правопорядок


Рис. 1. Соотношение общественного порядка и правопорядка

Учащиеся делятся на две группы. Первая группа приводит примеры, в которых описываются нарушения норм морали либо норм права. Вторая группа указывает, какая именно норма нарушена. Затем задания для групп меняются.


Конспект открытого мероприятия по правовому воспитанию «Викторина-конкурс «Я имею право»

Цель:

Уточнить знания детей об их гражданских правах и обязанностях.

Закрепить элементарные знания детей о правах ребёнка.

Развивать индивидуальные способности детей к творческой, речевой деятельности, умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Развивать творческие способности детей в драматизации сюжетов сказки и ситуаций из реальной жизни.

Развивать нравственные качества, осознанное понимание своих прав и обязанностей, как членов общества.

Воспитывать нравственно – правовую культуру у детей и активную жизненную позицию.

Воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками.

Словарная работа: «Конвенция о правах ребёнка», неприкосновенность, жюри, права, обязанности, девиз.

Материал: Конверт, в котором находится свидетельство о рождении. Мешочек, в котором находится «сердечко». «Букварь», домик, иллюстрации к сказкам, ножницы, трафареты – символы: красные сердечки, эмблемы команд: «солнышко» и «капелька», ручки, ТСО.

Предварительная работа: Беседа с детьми о правах, знакомство с символами прав. Рассматривание дидактического материала «Мои права» (дошкольникам о правах и обязанностях). Чтение художественной литературы К.И.Чуковский «Доктор Айболит», «Бармалей», «Тараканище», «Муха - цокотуха». Мамин – Сибиряк «Серенькая шейка». Русские народные сказки «Маша и медведь», «Морозко», «Гуси - лебеди», «Три поросёнка», «Красная шапочка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Золушка».

Ход занятия:

Дети входят в зал под музыку «Вместе весело шагать», становятся полукругом. Коммуникативная игра «Добрый день».

Мы с вами познакомились с одним замечательным документом, который защищает права ребёнка. Кто помнит, как он называется?

Дети: «Конвенция о правах ребёнка».

С самого рождения дети имеют права. Какие же это права? (ответы детей).

В современном мире каждый человек должен знать свои права и вы, дети, в том числе. Соблюдать их и не нарушать.

Сегодня у нас не совсем обычное занятие, необычное потому, что оно будет проходить в виде викторины – конкурса на тему: «Я имею право».

Вам будут даны задания, вопросы. Отвечать на вопросы надо чётко, быстро и громко. Вы будете соревноваться по командам. У нас будет две команды: «Солнышко» и «Капелька».

Жюри будет оценивать ваши ответы, и после выполнения заданий будут вручаться символы - «сердечки». В конце конкурса – викторины жюри подсчитает у каждой команды «сердечки» и мы узнаем победителя.

Жюри просим занять свои места.

А теперь прошу команды занять свои места.

I – команда: «Солнышко».

Почему вы выбрали себе такое название?

«Солнышко ласкает и обогревает, всем в жизни помогает».

Наш девиз: «Есть права и у меня, хоть я маленький пока».

Кто у вас капитан? (Ответы детей).

II – команда: «Капелька».

А вы, почему выбрали такое название?

«Капелька это вода, а вода для жизни всем нужна».

Наш девиз: «Права детей не нарушать, их надо соблюдать».

А у вас кто капитан?

Итак, приступаем к выполнению заданий.

I задание: «Сказка, сказка, помоги о правах нам расскажи».

Внимание на экран. Вы увидите эпизоды из сказок. Нужно назвать сказку, и какое право в ней нарушено.

а) Сказка «Красная шапочка» (нарушено право на жизнь, нарушил это право волк). За правильный ответ вручается символ «сердечко».

б) Сказка «Теремок» (медведь нарушил право на жильё). За правильный ответ вручается символ «сердечко».

в) Сказка «Морозко» (мачеха нарушила право на любовь и заботу родителей, право на непосильный труд).

г) Сказка «Гуси - лебеди» (право на неприкосновенность нарушили гуси).

С этим заданием команды справились.

II задание: «Волшебный сундучок» (вношу под музыку).

У меня в руках волшебный сундучок, давайте откроем его и посмотрим, что внутри.

а) Конверт – в нём находится документ, который закрепляет ваше право на имя с момента вашего рождения. Что это за документ? (команды совещаются и отвечают – свидетельство о рождении). Достаю из сундучка и показываю свидетельство о рождении. Команда, которая ответила первой, получает «сердечко».

б) А ещё здесь есть «волшебный мешочек». Что же в нём находится?

Достаю и показываю «сердечко».

Какое право может обозначать сердце? (право на любовь и заботу родителей).

Что значит забота? Кто заботится о вас?

в) Показываю «букварь». Узнаёте эту книгу? О каком праве, она напоминает? (о праве на образование). Почему это право необходимо?

За правильный ответ команде «сердечко».

г) В сундучке есть ещё один предмет. Достаю и показываю домик. Как вы думаете, почему в сундучке лежит домик? О каком праве, он напоминает? (Право на жилище, на уютный и тёплый дом).

За правильный ответ команде «сердечко».

III задание: «Домашнее задание» (Сценки, проблемные ситуации).

Команда «Капелька»: «Айболит и Бармалей»

Айболит лечит зверей. Вбегает Бармалей пугает зверей, хватает доктора Айболита и привязывает его к пальме. Звери просят пожалеть их, отпустить доктора Айболита, чтобы он их полечил. Какое здесь, нарушено право? (Право на неприкосновенность).

Команда «Солнышко»: Семья готовится обедать.

Родители накрывают на стол, дети играют. Родители говорят детям, чтобы они шли обедать, дети играют. Папа берёт детей за руки и тащит их. Дети не хотят идти, он их наказывает, ставит в угол. Какое здесь, нарушено право? (Право на неприкосновенность).

IV задание: «Чья команда дружней и быстрей справится с заданием».

Даю картинки: иллюстрации из сказок. Написать, кто нарушил право, и кто его восстановил.

Какое право нарушено дети говорят устно.

«Собери картинку»: собрать из частей право и назвать его.

Чья команда быстрее выполнит задание, получит «сердечко».

Жюри подсчитывает количество «сердечек» у каждой команды. Определяем победителей, выясняем, что победила «дружба». Жюри вручает каждой команде коробочки конфет сердечком.

Итог: Играя, с помощью заданий мы закрепили ваши права. Каждый из вас теперь хорошо знает свои права и никогда их не нарушит. Когда вы вырастите и будите взрослыми, помните, что все люди и маленькие, и большие имеют свои права.

Викторина – конкурс завершается под песню «Солнечный круг».

Цель: Формирование правовой культуры у учащихся.

Задачи: Воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека; формирование навыков практического использования знаний; развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ 7-9 кл.

Игра «Знатоки права»

Цель: Формирование правовой культуры у учащихся.

Задачи: Воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма; формирование базисных знаний о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека; формирование навыков практического использования знаний; развитие логического мышления, памяти, коммуникативных способностей; воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма.

В мероприятии участвуют две команды. Побеждает та команда, которая после всех конкурсов набирает больше очков. Вопросы и задания рассчитаны на общее развитие учащихся и не затрагивают узкоспециальные области права, политики, экономики и других сфер общественной жизни.

Мероприятие проходит в классе или актовом зале в форме конкурса. Аудитория оформляется плакатами с «крылатыми изречениями», посвященными праву и юристам.

План мероприятия

Конкурс 1 «Приветствие»

Конкурс 2 «Что бы это значило?»

Конкурс 3 “Гражданин России”

Конкурс 4 «Всякая всячина»

Конкурс 5 «Конкурс капитанов»

Конкурс 6 « Права человека»

Конкурс 7 “Правовой статус ребёнка”

Конкурс 8 “Продолжи фразу”

Конкурс 9 “В шутку о серьезном ”

Конкурс 10 “Сказка ложь, да в ней намек ”

Конкурс 11 «Словесный портрет знаменитых сыщиков»

Конкурс 1 «Приветствие»

Первый конкурс-приветствие команд. Жюри оценивает название, девиз и приветствие команд. Максимальная оценка – 5 баллов.

Жюри, подведите итоги

Конкурс 2 «Что бы это значило?»

Разминка. Командам по очереди задаются вопросы по правовой тематике из цикла «Что бы это значило?» в шуточной форме. Оценка – 1 балл за верный ответ.

Если вы не обнаружили ключа от двери под ковриком… (Значит вы его туда не клали, т. к. это опасно).
2. Инспектор ГИБДД не берет штраф за превышение скорости… (Вы ее не превысили)
3. Вас признали виновным в совершении преступления… (Вам минимум 14 лет)
4. Школьник выражался нецензурно в общественном месте… (Значит он мелкий хулиган, ст 20. 1 КоАП)
5. Мальчик 12 лет пошутил, сообщив о заминировании здания школы… (И заплатили его родители штраф…)
6. Вы решили подарить дом своим родным…(Значит вы хорошо зарабатываете и дееспособны)
7. Вы – гражданин….(Значит вы свободны!)
8. Вы не можете без согласия родителей выехать из страны…(вы еще ребенок, т к вам не исполнилось 18 лет)

Жюри, подведите итоги

Конкурс 3 “Гражданин России”

Обязанности гражданина РФ

Команды получают карточки с перечнем обязанностей. Задание командам: отметить те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закрепленными в Конституции нашей страны. Время на выполнение задания -15 секунд. За правильно выполненное задание команда получает 1 балл.

Обязанности:

1.Соблюдать законы.
2.Платить налоги.
3.Состоять в рядах, какой- либо политической партии.
4.Быть членом профсоюза.
5.Защищать Отечество.
6.Сохранять природу и окружающую среду.
7.Бережно относиться к памятникам истории и культуры.
8.Учиться, получать образование.
9.Участвовать в управлении делами государственными.

Конкурс 4 «Всякая всячина»

Конкурс называется «Всякая всячина». Команды должны будут ответить на 9 вопросов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если вы затрудняетесь с ответом, скажите слово «дальше». Жюри фиксирует правильные ответы.

Вопросы команде №1 «….»:

Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией. (Референдум)

Кто является главой Российской Федерации? (Президент)

Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерация)

Отдельный гражданин как субъект гражданского права. (Физическое лицо)

К субъектам Федерации не относится республика, Москва, область или район? (Район)

В каком году была принята ныне действующая конституция? (1993)

5. Провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации (Декларация)

Государственным языком на всей территории России является…(Русский), а на территории Республики Калмыкия ….. (Калмыцкий и Русский)

Вопросы команде №2 «….»:

1. Какой правовой документ обладает высшей юридической силой на территории РФ? (Конституция)

2. Кто является гарантом конституции РФ? (Президент РФ)

3. Кто, в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, считается ребенком? (Человек до 18 лет)

4. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является …(Народ)

6. Процедура вступления в должность главы государства называется…(Инагурация)

7. Защита отечества для гражданина России является…(Почетной обязанностью)

8. К исполнительной ветви власти относится…(Правительство)

9. Государственным языком на всей территории России является…(Русский)

Жюри, подведите итоги конкурса и огласите их.

Конкурс 5 «Конкурс капитанов»

Переходим к конкурсу капитанов. Капитаны отвечают по очереди. Правильный ответ оценивается в 3 балла. Противник может ответить на вопрос своего соперника в том случае, если тот молчит. Время на обдумывание не более 10 секунд.

1.* Вопрос капитану команды «……»:

Первой отменила эту дискриминацию Новая Зеландия. Ее примеру через год последовала Австралия. В Европе первой это сделала Норвегия в 1907 г., Россия –только после Февральской революции в 1917 г. Через год это случилось в Англии, где в парламент была представлена петиция с подписями. Закон прошел большинством лишь в два голоса. Свободолюбивая Франция приняла аналогичный закон только в 1944 г., а Щвейцария- в 1971-м. Так что произошло в Новой Зеландии в 1893 г.?.... (женщинам было предоставлено избирательное право).

2.* Вопрос капитану команды «…..»:

В развитых странах, известных своим вниманием к правам человека, эти люди подвергаются дискриминации в разных областях публичной жизни. Им часто отказывают в приеме на работу, не пускают в общие вагоны поездов и в салоны самолетов, не разрешают посещать рестораны и даже пивные. Их нельзя показывать в кино, в телепередачах. В некоторых странах им даже не разрешают появляться на городских улицах. Кто эти люди?.....(курильщики).

3.* Вопрос капитану команды «……»:

Великая французская революция изменила облик даже игральных карт. Так, вместо «валета» появилась карта «равенство», вместо «дамы»- «свобода», вместо «короля»- «гений». А вместо «туза»- то, что, по мнению просветителей и революционеров, выше и важнее всего прочего. Как называлась карта, заменившая привычный туз?....(«закон»).

4.* Вопрос капитану команды «……»:

Размышляя в конце жизни о том, в чем же действительно заключается его слава, Наполеон Бонапарт пришел к выводу, что это вовсе не сорок выигранных им сражений. Настоящую славу, считал полководец, принес ему один юридический документ. Как он назывался?...(Гражданский кодекс).

Конкурс 6 « Права человека»

Объявляем условия четвертого конкурса, посвященного правам человека.

Командам предлагаются на выбор карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Карточки вынимаются поочередно. Вам необходимо определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу. Команды должны руководствоваться положениями Всеобщей декларации прав человека и статьями Конституции. Время на размышление- 1 минута. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Текст контрольного листа

Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на………………

(личную неприкосновенность)

Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Бура-

тино воспользуется своим правом на……………..(получение бесплатного обра-

зования)

Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка путешественница», отправившись в

Путешествие, воспользовалась своим правом на……(свободное передвижение)

Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в камор-

ку папы Карло нарушили его право на ……(неприкосновенность жилища)

Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись

На работу к попу, воспользовался своим правом на…….(труд)

Царевич Иван из сказки «Иван- царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя

Берендея, нарушил его право на….(владение имуществом)

В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на

……..(жизнь и личную неприкосновенность)

Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право…………(поль-

зоваться учреждениями культуры)

Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса, пытались отнять у него деньги,

что является покушением на право Буратино……(иметь имущество и собственность)

Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они

воспользовались правом…..(уехать из своей страны и вернуться на родину)

Слово жюри…

Конкурс 7 “Правовой статус ребёнка”

Командам предлагаются карточки, на которых перечислены основные вехи в жизни ребенка: с рождения, с 6 лет, с 10 лет, с 14 лет, с16 лет, с 18 лет. Необходимо соотнести приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности и основные возрастные вехи в жизни ребенка. Время на обсуждение командой каждого пункта задания – 5 секунд. За правильно выполненное задание команда получает-12 баллов (за каждый правильный ответ – 1 балл).

1. Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет/.

2. Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /.

3. Может быть членом кооператива, акционерного общества /с 16 лет /.

4. Имеет право на получение паспорта. /14 лет /.

5. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) /с 14 лет /.

6. Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей /с 14 лет/.

7. Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами /с14 лет/.

8. Дает согласие на изменение своего имени или фамилии /с10 лет/.

9. Вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки /с 6лет/.

10. Вправе посещать школу /с 6 лет/.

11. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов /с рождения/.

12. Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.

Слово жюри…

Конкурс 8 “Продолжи фразу”

Команде предлагаются незаконченные фразы, афоризмы, высказывания известных людей, цитаты из важнейших юридических документов. Задача – воспроизвести фразу полностью и точно. Время на выполнение – 3 минуты. Правильный ответ - 2 балла.

“Чтобы быть свободным, нужно / подчиняться законам /” (античная мудрость)

“Закон суров, но / это закон /!” (древнеримское изречение)

“Высший закон - /благо народа /” (древнеримское изречение)

“Право ребенка быть тем, / кто он есть /” (Я. Корчак, педагог)

“Обязанность без права есть /рабство/; право без обязанности - / анархия/” (Г.Ламене, богослов, философ)

“Свобода есть право делать все, что /дозволено законом/” (Монтескье, философ)

“Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется /наилучшему обеспечению интересов ребенка/” (Конвенция о правах ребенка, ст. 3)

“Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих /уважение человеческого достоинства ребенка/” (Конвенция о правах ребенка, ст.28)

Конкурс 9 “В шутку о серьёзном ”

Пока команды работают письменно, мы проводим конкурс для болельщиков. Называется он «В шутку о серьёзном». За каждый верный ответ болельщики могут принести 1 балл своей команде. Отвечает тот, кто первым поднял руку.

Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме Л.Гайдая «Бриллиантовая рука. Ответ: «черт побери».

У лесных зайцев нет клыков, а у городских «зайцев» нет именно этого. Чего? Ответ: билета.

Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем- каскадером. Ответ: Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля».

Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий. Ответ: сорока.

Его приговорили утопить в загородном пруду как беспризорного, беспаспортного и безработного. Ответ: Буратино.

«Избави бог и нас от этаких судей»,- восклицал И.А.Крылов. Кто же был героем его басни? Ответ: осел.

Как появилось выражение «Написано на лбу»? Ответ: происходит от обычая ставить клеймо на лоб преступнику.

Часть одежды вора, имеющая обыкновение поддаваться действию огня? Ответ: шапка.

Конкурс 10 “Сказка ложь, да в ней намек ”

Командам необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Внимание!

1.В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? (Красная шапочка)

2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде»)

3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано». (« Волк и семеро козлят»).

4. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна Лягушка»)

5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»)

6. В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнование с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погиб. («Колобок»)

Жюри подводит итоги.

Конкурс 11 «Словесный портрет знаменитых сыщиков»

По словесному портрету назвать имя и фамилию сыщика. За правильный ответ команды получают по 2 балла.

Задание 1. « Национальность – бельгиец. Внешность: яйцевидный череп, частично покрытый подозрительно темными волосами, гигантские усы, внимательные глаза. Родители дали ему имя одного из героев греческих мифов. (Эркюль Пуаро).

Задание 2. « Внешность: острый, пронизывающий взгляд, тонкий орлиный нос, придающий лицу выражение живой энергии и решительности, квадратный, чуть выступающий вперед, подбородок, говорящий о решительном характере; руки вечно в чернилах и пятнах от разных химикалий. Он живет в Лондоне. Он не музыкант, но музыка помогает ему в работе. Его любимый инструмент - скрипка. (Шерлок Холмс)

Задание 3. Он почти не известен за границей, он был начальником отдела по борьбе с бандитизмом в МУРе. Гонялся за черной кошкой. Считал, что вор должен сидеть в тюрьме. (Глеб Жеглов)

Задание 4. Самый деятельный и неустрашимый из всех агентов. У него есть свой номер, а любое препятствие для него – пустяк. (Джеймс Бонд)

Жюри подводит итоги.

Наш конкурс по правовым знаниям подошел к концу, попросим членов жюри подсчитать баллы за последний конкурс и огласит общий счет, назвав команду победительницу.