Концессионного соглашения на модернизацию коммунальной инфраструктуры, разработанная совместно со Сбербанком России. Коробочное кредитное решение может использоваться регионами и инвесторами для подготовки, финансирования и сопровождения региональных и муниципальных проектов государственно-частного партнерства.
Регионам стал доступен набор шаблонов документов для подготовки, сопровождения и финансирования концессионных проектов в отрасли ЖКХ. Решение о разработке типового отраслевого решения, которое позволит реализовать схожие региональные проекты, было принято исходя из потребностей рынка. В настоящее время на правильную подготовку и сопровождение проекта, с учетом требований финансовых институтов, зачастую требуются суммы, соизмеримых с инвестиционным бюджетом проекта.
Коробочные решения предполагают, что, если концессия будет разработана согласно предложенной форме, банк рассматривает возможность проектного финансирования до 15 лет под 11-14 % годовых. Залогом будут являться исключительно права по концессионному соглашению. Параметры, указанные в форме, могут быть откорректированы в зависимости от региона, инвестора и самого объекта концессионного соглашения. Само концессионное соглашение уже включает прямое соглашение, где банк выступает четвертой стороной.
Чтобы проект стал приемлем для финансирования, необходимо зафиксировать в концессионном соглашении долгосрочные параметры регулирования, а также подробно описать порядок выплаты и расчета суммы компенсации при досрочном расторжении. Это положение позволяет банкам быть уверенными в обеспеченности кредита.
В основе коробочного решения - сбалансированная для всех участников модель распределения рисков, которая позволяет банку не выдвигать дополнительных требований к концессионеру в части имущественного обеспечения. Подготовка и подписание кредитного договора между банком и концессионером заключается дополнительно.
Регистрация договора коммерческой концессии (франчайзинга) не самая простая процедура, требующая строгого соблюдения установленных законом правил. В нашей статье мы расскажем, где она проводится, в каком порядке и в какие сроки.
Франчайзинг — всегда ли он подлежит государственной регистрации?
Статьей 1028 ГК РФ для договора франчайзинга установлена простая письменная форма, несоблюдение которой влечет его ничтожность. До октября 2014 года этот договор подлежал еще и госрегистрации, теперь же регистрировать нужно не сам договор, а предоставление на его основании прав на результаты интеллектуальной деятельности (РИД). Без регистрации договора коммерческой концессии передача права не считается состоявшейся.
Хотя отсутствие регистрации и не означает ничтожности договора, его стороны в отношениях с третьими лицами вправе ссылаться на него только после этой процедуры. Последствия ведения деятельности с использованием чужих прав на РИД при незарегистрированном договоре могут быть следующими:
- Правообладатель обратится в суд с иском о возмещении ущерба от незаконного использования РИД.
- Суммы, выплаченные по незарегистрированному договору, нельзя будет учесть в составе расходов для уменьшения налога на прибыль или НДФЛ (письмо Минфина от 07.11.2006 № 03‑03‑04/1/727).
По умолчанию обязанность регистрации концессии возложена на правообладателя (абз. 2 п. 2 ст. 1031 ГК РФ), хотя в договоре можно возложить ее и на пользователя. Обязанность по регистрации означает прежде всего несение бремени расходов на пошлину.
Что касается подачи документов, то в регистрации не должны отказать, даже если это сделает:
- пользователь, хотя договор не закрепляет за ним такой обязанности;
- правообладатель в случае, когда по условиям договора данная обязанность лежит на пользователе (п. 3.4.10 приказа Роспатента от 29.12.2009 № 186).
Где регистрируется договор франчайзинга, каково нормативное регулирование, размер пошлины?
Регистрацию договоров франчайзинга осуществляет федеральный орган по интеллектуальной собственности — Роспатент. Он не имеет территориальных подразделений в субъектах РФ, поэтому документы подаются в него напрямую.
Порядок регистрации договора коммерческой концессии в Роспатенте, а также сроки процедуры установлены следующими нормативными актами:
- Правилами регистрации распоряжения исключительным правом, утв. постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1416 (далее — Правила регистрации).
- Административным регламентом, утв. приказом Минэкономразвития России от 10.06.2016 № 371 (далее — Административный регламент).
Итоговая сумма пошлины зависит от видов и количества РИД, на которые передаются права. Размеры пошлин устанавливаются положением о патентных и иных пошлинах, утв. постановлением Правительства РФ от 10.12.2008 № 941.
ВАЖНО! Пошлина взимается не за факт регистрации, а за рассмотрение заявления. Если заявление на регистрацию было принято и рассмотрено с отрицательным результатом, то пошлина возврату не подлежит.
Реквизиты для уплаты пошлины за регистрацию франчайзинга утверждены приказом Роспатента от 28.03.2014 № 44.
Документы для регистрации концессии в Роспатенте и требования к ним
Исчерпывающий состав пакета документов для регистрации договора коммерческой концессии определен п. 19 Административного регламента. Во всех случаях представляется заявление по форме приложения № 3 к этому нормативному акту.
Необходимость приложения других документов зависит от конкретной ситуации:
- Если заявление подписано не обеими, а одной из сторон договора, то на выбор к заявлению прикладывается уведомление о распоряжении исключительным правом, договор или выписка из договора, заверенная нотариусом.
- Если документы подает представитель, необходимо приложить доверенность, за исключением случая, когда в его качестве выступает патентный поверенный.
Документ, подтверждающий уплату пошлины, прикладывать необязательно. Сведения о платеже необходимо указывать в заявлении — по ним Роспатент сможет проверить, была ли уплачена пошлина.
Требования к документам установлены в п. 4 Правил регистрации:
- Заявление заполняется на русском языке, остальные документы — на русском или иностранном (но обязательно с переводом на русский).
- Все прилагаемые документы представляются в оригиналах или нотариальных копиях.
- Не допускаются исправления, подчистки, приписки и т. д.
- Документы из нескольких страниц подлежат сшивке и нумерации.
- Ф. И. О. и наименования организаций указываются полностью.
Документы могут быть поданы на бумажном носителе (в окно приема или по почте) либо в электронной форме с использованием электронной подписи (через портал госуслуг или сайт Роспатента).
Сроки и результат рассмотрения заявления о регистрации договора коммерческой концессии
Общий срок рассмотрения документов составляет 45 рабочих дней. Вся процедура включает несколько этапов:
Скачать форму договора |
- Проверку заявления на соответствие установленным требованиям (5 дней).
- Проверку уплаты госпошлины (10 дней).
- Рассмотрение документов (25 дней).
- Внесение сведений о передаче прав на РИД в соответствующие реестры (5 дней).
На первом этапе возможен отказ в приеме заявления по основаниям, установленным п. 26 Административного регламента (почти все они касаются случаев неправильного оформления документов). Однако и принятие заявления к рассмотрению еще не означает успешную регистрацию договора коммерческой концессии в указанный выше срок.
Во-первых, Роспатент может потребовать дополнительные документы, в результате чего срок регистрации увеличится. Во-вторых, в результате рассмотрения заявления может выясниться, что регистрация невозможна, так как не были соблюдены все необходимые для нее условия, предусмотренные п. 3 Правил регистрации.
После регистрации заявителю направляется соответствующее уведомление, а также подтверждающие регистрацию документы. Следует помнить, что изменение и прекращение концессии в дальнейшем также подлежат регистрации.
В заключение осталось сказать, что регистрация договора франчайзинга — достаточно популярная услуга патентных бюро. Во избежание проблем в будущем желающим гарантированно зарегистрировать договор в минимальные сроки и без денежных потерь лучше обращаться именно к ним.
Р.Р. Искендеров , руководитель Центра государственно-частного партнерства Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения
С внесением изменений в закон «О концессионных соглашениях» (далее - Закон) появился новый способ заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения без проведения конкурса.
Новый механизм направлен на ускорение порядка заключения концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах с небольшим количеством жителей. Конкурсы на право заключения концессионных соглашений, проводимые в таких поселениях, зачастую оказывались безрезультатными в связи с отсутствием заинтересованных участников. При этом муниципальные бюджеты несли затраты на организацию и проведение конкурсов. Новый механизм заключения концессионных соглашений позволяет муниципалитетам минимизировать свои расходы на передачу объектов водоснабжения и водоотведения в концессию.
Журнал «Наилучшие Доступные Технологии водоснабжения и водоотведения» в 2015 г. публикует серию материалов, посвященную данной тематике. Предлагаем вниманию читателей разобраться в возможностях и рисках инициатора концессии.
С внесением изменений в закон «О концессионных соглашениях» (далее - Закон) появился новый способ заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения без проведения конкурса 1 .
Закон предусматривает несколько вариантов заключения концессионного соглашения без конкурса. Одним из таких вариантов является заключение концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения по инициативе частного партнера (далее - инициативная концессия).
В отличие от конкурсной процедуры заключения концессионного соглашения при инициативной концессии еще до подачи предложения лицо, которое выступает с инициативой заключения концессионного соглашения, может проводить предварительные переговоры по поводу подготовки проекта с собственником объектов водоснабжения и водоотведения.
Порядок проведения
Для инициирования заключения соглашения частный партнер направляет в орган, уполномоченный публично-правовым образованием, которому принадлежит право собственности на объекты водоснабжения и водоотведения предложение о заключении концессионного соглашения и проект концессионного соглашения, включающий все существенные условия, предусмотренные Законом.
Законом на уполномоченный орган возложены следующие обязательства:
- предоставить в течение 30 дней по запросу инициатора документы и материалы, в том числе: минимально допустимые плановые значения показателей и долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера; информацию о ценах на энергетические ресурсы; иные цены, величины, значения, параметры, использование которых для расчета тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
- в течение 7 дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения направить такое предложение в региональный тарифный орган для согласования долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера и метода регулирования тарифов;
- предоставить сведения о составе имущества и обеспечить доступ для ознакомления указанного лица со схемой водоснабжения и водоотведения.
Рис. 1. Порядок заключения концессионного соглашения (КС) по инициативе инвестора.
После получения предложения от частного партнера у уполномоченного органа есть 30 дней на то, чтобы принять одно из трех решений: о невозможности заключения концессионного соглашения, о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях и возможности заключения соглашения на иных условиях после его доработки инициатором.
Перечень оснований для отказа заявителю не является закрытым. Среди оснований для отказа возможны следующие:
- отсутствие у публично-правового образования прав собственности на объект концессионного соглашения;
- отсутствие у публично-правового образования ресурсного обеспечения для заключения и исполнения концессионного соглашения на предложенных лицом условиях;
- объект концессионного соглашения не требует реконструкции;
- не требуется создание объекта концессионного соглашения;
- инициатор заключения концессионного соглашения отказался отведения переговоров по изменению предложенных условий концессионного соглашения, либо в результате переговоров стороны не достигли согласия по условиям концессионного соглашения;
- несоответствие централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем утвержденным схемам водоснабжения и водоотведения.
Рис. 2. Дорожная карта по заключению концессионного соглашения по инициативе инвестора.
Если принимается решение о возможности реализации соглашения на других условиях, то уполномоченный орган отправляет инициаторам предложение на доработку, после чего частный партнер направляет публичному партнеру новое предложение.
В случае принятия уполномоченным органом положительного решения по предложению частного партнера, в течение 10 дней на официальном сайте в сети Интернет 2 выкладывается сообщение о наличии такого предложения со стороны частного партнера. При этом законом не определен состав и объем информации, размещаемой на официальном сайте.
В случае, если в течение 45 дней не поступит ни одной заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении инициатора, то уполномоченный орган должен в срок до 30 дней принять решение о заключении концессионного соглашения с инициатором.
В течение 5 рабочих дней после принятия решения о заключении концессионного соглашения уполномоченный орган направляет концессионеру проект концессионного соглашения и устанавливает срок для подписания этого соглашения, который не может превышать один месяц.
В том случае, если в течение 45 дней поступит заявка о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении инициатора, то собственник объектов водоснабжения и водоотведения проводит конкурс в соответствии с положениями Закона.
Возможности и риски инициатора концессии
Частным партнерам использование инициативной концессии позволяет проводить с муниципалитетами переговоры до подписания концессионного соглашения, предлагая свои условия.
Однако частный партнер несет определенный риск того, что в дальнейшем может появиться иное лицо, заинтересованное в заключении концессионного соглашения, и муниципалитетом будет объявлен конкурс. При этом для инициатора концессии законодательством не установлены ни преференции, ни порядок компенсации затрат на подготовку инвестиционного предложения.
Инициативная концессия - новация, вступившая в силу с 01.05.2015, на момент публикации данной статьи авторам не известно ни одного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, заключенного на основе данного механизма. Однако процесс его освоения уже начался, и на официальном сайте в сети Интернет опубликованы два предложения инвестора в отношении объектов водоснабжения и водоотведения 3 .
Выводы
Механизм заключения концессионных соглашений в рамках частной инициативы представляет интерес как для частных партнеров, так и для органов муниципальной власти.
С введением данной нормы Центр ГЧП РАВВ зафиксировал значительный интерес к данной форме концессии со стороны предприятий ВКХ, муниципалитетов, инвесторов. Специалисты Центра совместно с ведущей консалтинговой компанией в сфере ВКХ «Водоканал Эксперт» помогают инвесторам качественно и в соответствии с действующим законодательством разработать инвестиционные предложения, а представители органов власти имеют возможность получить содействие в оценке поступивших предложений.
Примечания:
1 Изменения в Федеральный закон № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» внесены Федеральным законом от 21.07.2014 г. № 265-ФЗ, вступили в силу с 1 мая 2015 г.
2 Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.
3 Тверская область, общая сумма инвестиций - 1,2 млн руб.
Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» («Закон о концессиях ») предусматривает специальный порядок подготовки к заключению концессионных соглашений в отношении объектов тепло-, водоснабжения и водоотведения. Возможность и успешность реализации концессионного соглашения напрямую зависит от качества такой подготовки. Поэтому в нашей статье мы коротко расскажем об основных этапах подготовки коммунального концессионного проекта.
В случае если услуги в рамках такого проекта планируется оказывать по регулируемым ценам (тарифам), а концессионное соглашение планируется заключить по итогам конкурса, то процесс подготовки состоит из следующих стадий:
- Определение состава сторон концессионного соглашения
По общему правилу, полномочиями на заключение концессионного соглашения обладает муниципалитет, именно он отвечает за организацию тепло-, водоснабжения, водоотведения. Установление тарифа, утверждение инвестиционных программ и возмещение недополученных доходов - прерогатива региона. При таком распределении полномочий муниципалитет будет выступать концедентом, а регион - третьей стороной концессии, гарантирующей выполнение «тарифных» условий .
Подробнее об отдельных аспектах участия региона в муниципальной концессии можно прочесть .
- Подготовка/актуализация схем теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения
Схема теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения является основополагающим документом - в случае ее отсутствия реализация проекта будет невозможна. На основании схемы разрабатывается задание концедента и, соответственно, инвестиционные мероприятия концессионера (см. ниже). Закон устанавливает сроки и основания для внесения изменений в такую схему. С учетом того, что проведение концессионного конкурса не является специальным основанием для актуализации, проверке соответствия схемы существующим нормативным требованиям должно быть уделено отдельное внимание.
- Техническое обследование имущества
Техническое обследование объекта концессионного соглашения является обязательным условием подготовки проекта, отчет о его проведении включается в конкурсную документацию . Цель обследования - выявление реального состояния коммунальной системы. Некорректное проведение технического обследования или его непроведение могут привести к невозможности исполнения концессионером своих обязательств либо к неверной постановке задач концедентом.
- Оценка правового статуса имущества
По общему правилу, в периметр концессии может вовлекаться имущество, в отношении которого зарегистрированы права собственности концедента. Однако с 1 января 2017 г. для коммунальных концессий предусмотрена возможность передачи концессионеру незарегистрированного за концедентом имущества (с определенными ограничениями по виду и объему такого имущества). Наличие незарегистрированного имущества необходимо выявить на стадии подготовки - к нему применяются особые правила включения в состав объекта.
- Подготовка задания
Задание концедента - основа основ для определения инвестиционных обязательств в коммунальных концессиях. От того, насколько правильно и качественно будет подготовлено задание, зависит перечень реализуемых концессионером инвестиционных мероприятий.
Об аспектах подготовки задания см. .
- Принятие решения о судьбе текущего оператора
Законодательство допускает передачу в концессию имущества, обремененного правами текущего оператора (как правило, унитарного предприятия). После исполнения обязательства по передаче имущества концессионеру оператор потеряет возможность его эксплуатации, поэтому потребуется принятие решения о его дальнейшей судьбе (например, переориентация деятельности или ликвидация).
Также на стадии подготовки необходима оценка финансового состояния текущего оператора - Закон о концессиях позволяет включать его долги в концессионную плату .
- Получение тарифной и иной информации
Для проведения конкурса и заключения концессионного соглашения потребуется согласование/получение дополнительной информации, необходимой для:
- расчета тарифа (метод тарифного регулирования, долгосрочные параметры регулирования, иные сведения);
- оценки качества реализации концессионером мероприятий (плановые значения показателей деятельности концессионера);
- анализа деятельности текущего оператора (бухгалтерская отчетность, информация о тарифах).
Такая информация включается в конкурсную документацию .
- Подготовка проекта концессионного соглашения
При проведении конкурса в сфере ЖКХ проект концессионного соглашения включается в состав конкурсной документации в том варианте, в котором оно будет подписываться с концессионером (за исключением данных конкурсного предложения) , так как переговоры с победителем и доработка соглашения по их результатам не проводятся