Из нынешних субъектов федерации пограничными являются. Субъекты рф

Кроме органов управления имеет свою исполнительную в лице главы (президента) или губернатора, а также законодательную (региональные парламенты) и судебную (конституционный суд субъекта). Субъекты РФ руководствуются не только Конституцией РФ, но и собственной конституцией или уставом, а также имеют законодательство, которое принимается региональным .

Деятельность федеральных органов власти и органов власти субъектов федерации основываются на разделении полномочий ними. Субъекты РФ обладают полнотой государственной власти по всем вопросам, не касающихся совместного ведения федерации и федеральных субъектов. Общими полномочиями Российской Федерации и ее субъектов являются: соблюдение федерального законодательства и законов субъектов РФ, а также соответствия их Конституции РФ и собственной конституции (устава) субъектов; обеспечение защиты прав и свободы человека и гражданина, а также национальных меньшинств; соблюдение законности правопорядка и общественной безопасности и тому подобное.

Особенности субъектов РФ

В состав России входят 22 республики, 9 краев, 46 , 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа. В зависимости от правового статуса они объединены на 3 группы.

Республики имеют статус государства, который определен Конституцией РФ и собственной конституцией. В республиках есть высшие органы власти, которые имеют определенные полномочия, например, устанавливать государственные языки. Между республиками и Федерацией, как правило, заключены двусторонние договоры, что дает существенное отличие от других федеральных субъектов.

Автономные образования, к которым относятся автономные округа и автономная область, являются национально-территориальными образованиями. Автономные округа имеют особенность – они входят не только в состав Российской Федерации, но и в состав края или области. При этом они имеют право на разработку проекта федерального закона о своем правовом статусе. Автономные образования именуются

СУБЪЕКТЫ РФ

входящие в состав РФ республики (государства), национально-территориальные (автономные) государственные образования - автономная область, автономный округ, территориальные образования - края, области, города федерального значения.

РФ как федерация состоит из 21 республики. 6 краев, 49 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области. 10 автономных округов - равноправных субъектов РФ (ст. 5 Конституции РФ). Статус С. РФ определяется Конституцией РФ и соответственно конституцией, уставом С. РФ; он может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с ФКЗ (ст. 66 Конституции РФ).

Конституция РФ отказалась от категории "суверенитет" по отношению к ним и использует его (ст. 4) лишь по отношению к РФ в целом (хотя некоторые республики в своих конституциях называют себя суверенными государствами). Для С. РФ, включая и республики, не предусмотрено и права одностороннего выхода из РФ.

С. РФ равноправны, т.е. имеют юридически равные права и равные обязанности в качестве субъектов.

Положение С. РФ характеризуется целым набором их возможностей в федеративных отношениях с РФ. Основные из них: а) разделение вопросов ведения между ними на те. которые относятся к ведению только РФ (исключительное ведение РФ) и их совместному ведению:

все отстальные вопросы относятся к собственному и исключительному ведению субъектов РФ: б) разграничение предметов ведения между государственными органами РФ и С. РФ возможно как на основе Конституции РФ, так и договоров между ними "о разграничении предметов ведения и полномочий": в) предусмотрено представительство субъектов РФ на федеральном уровне и возможность постановки ими вопросов перед органами РФ. в том числе право законодательной инициативы в ГД. обращение к Президенту и Правительству РФ, в КС.

Каждый С. РФ располагает своим основополагающим актом: республики - конституцией.остальные С. РФ - уставом. Каждый имеет право на свое законодательство (т.е. законы и другие нормативные правовые ак1 ы). Отсюда - общий принцип верховенства ФЗ. Если законы приняты по вопросам ведения РФ - они действуют на всей территории государства и акты С. РФ не могут им противоречить (в случае противоречия действует ФЗ). Однако если акт С. РФ издан по вопросам его ведения, то действует именно он. Таким образом, Конституция РФ защищает интересы С.

РФ и не допускает произвольного вмешательства РФ в сферы его ведения. В частности, в сфере их совместного ведения находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство,законодательство о недрах, об охране окружающей среды.

Каждый С. РФ имеет свою систему органов государственной власти. Она устанавливается субъектом самостоятельно, однако в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти (ст.77 Конституции РФ). Наиболее типичная система органов: в республике - президент (глава республики),законодательное собрание, правительство, министерства и ведомства республики, верховный суд, высший арбитражный суд, в ряде республик - конституционные суды. прокурор республики; в иных С. РФ - губернатор (в Москве - мэр), законодательное собрание, администрации (в ряде субъектов - правительства), управления, департаменты (министерства), суды, арбитражные суды субъекта, кое-где - уставные суды или палаты, прокурор. Для осуществления своих полномочий РФ тоже может иметь свои органы на территории С. РФ или назначать соответствующих должностных лиц.

Каждый С. РФ имеет свою территорию. Ее нельзя изменить без согласия данного С. РФ, а границы между ними могут быть изменены с их взаимного согласия. Вместе с тем, поскольку территория РФ едина, это, помимо прочего, означает, что внутри РФ не допускается установление (в том числе С. РФ) таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Такие ограничения могут вводиться в соответствии с ФЗ, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

С. РФ имеет свою собственность как разновидность государственной собственности (ее объектами, помимо прочего, могут быть земля, недра , водные и другие природные ресурсы), свой бюджет, свои налоги, сборы, пошлины и платежи (как часть единой налоговой системы, основы которой устанавливаются РФ).

Статус личности в РФ является единым инезависитот того, на территории какого С. РФ человек проживает.

С. РФ вправе участвовать в международных и внешнеэкономических отношениях. Однако данная сфера относится к совместному ведению. РФ координирует международные и внешнеэкономические связи С. РФ. Они обязаны учитывать интересы РФ. Не исключено создание представительств С. РФ в других государствах. В этом случае МИД РФ и его органы выполняют координирующие функции.

С. РФ имеют право на сотрудничество друг с другом. Они могут заключать взаимные договоры, решать текущие вопросы, посылать делегации, представителей и т.д. \"

Для республик как С. РФ допускается наличие своего собственного государственного языка. В органах власти и местного самоуправления республики он употребляется наряду с государственным языком РФ. РФ гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права" между народными договорамиРФ.

Все С. РФ имеют свой главный город (столицу), могут иметь герб, флаг, гимн, иные традиционные знаки, символы.

Авакьян С.А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "СУБЪЕКТЫ РФ" в других словарях:

    Государственно правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию. Конституция РФ устанавливает шесть видов С. РФ республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный… … Юридический словарь

    Государственно правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию. В соответствии с Конституцией РФ 1993 г. Российская Федерация состоит из 21 республики, б краев, 49 областей, 2 городов федерального значения (Москва … Энциклопедический словарь экономики и права

    - … Википедия

    субъекты РФ - государственно правовые образования (общности), образующие в совокупности Российскую Федерацию. Конституция РФ устанавливает шесть видов С. РФ республика в составе РФ, край, область, город федерального значения … Большой юридический словарь

    СУБЪЕКТЫ РФ - государственно правовые образования (общности), образующие в совокупности РФ. В составе РФ 89 субъектов, в т.ч. 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт Петербург), 1 автономная область (Еврейская… … Политология: словарь-справочник

    В зависимости от цели эмитенты, инвесторы и финансовые посредники. Синонимы: Участники рынка ценных бумаг См. также: Субъекты фондового рынка Фондовые рынки Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Субъект права лицо, обладающее по закону способностью осуществлять права и юридические обязанности. К субъектам международного частного права принято относить иностранных по отношению друг к другу физических и юридических лиц, а также государства … Википедия

    Транснациональные банки и корпорации, использующие услуги специализированных брокерских фирм, дилеров и агентов по купке и продаже иностранной валюты. См. также: Валютные рынки Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    Инвесторы, заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инвестиционной деятельности, поставщики, инвестиционные биржи, банковские, страховые, посреднические организации и др. См. также: Инвестиционная деятельность Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

    По законодательству РФ граждане РФ, не ограниченные в установленном порядке в своей дееспособности, иностранцы, лица без гражданства, объединения граждан. См. также: Предприниматели Предпринимательская деятельность Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Для эффективного участия в тендерах (госзакупках) необходимо сузить круг поиска информации о проводимых торгах до определенного региона или области.

Для чего это нужно сделать? Во-первых , в единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru ) представлена информация о проводимых торгах по всем субъектам РФ и отслеживать появление новых данных по всем регионам — трудоёмкое и бесполезное занятие; во-вторых , нужно учитывать свои возможности (возможности компании) по исполнению договорных обязательств в случае вашей победы. Предположим, ваша компания находится в Москве, а Заказчик в Сахалинской области, сами понимаете, что это дополнительные расходы на транспортировку, командировочные расходы и т.д. В-третьих , сами Заказчики довольно скептически настроены к участникам закупок (поставщикам) из других регионов и делают все возможное, чтобы контракт достался «своим». Поэтому нужно четко для себя определить, где вы будете участвовать и не распылять понапрасну свои силы и время на обработку всей остальной информации.

Ниже я привел данные о федеральных округах и входящих в их состав субъектах РФ. Надеюсь, эта информация будет вам полезна, т.к. это является основным навигационным инструментом для поиска информации в единой информационной системе (ЕИС).

I. Центральный федеральный округ (административный центр – г. Москва)

1. Белгородская область

2. Брянская область

3. Владимирская область

4. Воронежская область

5. Ивановская область

6. Калужская область

7. Костромская область

8. Курская область

9. Липецкая область

10. Московская область

11. Орловская область

12. Рязанская область

13. Смоленская область

14. Тамбовская область

15. Тверская область

16. Тульская область

17. Ярославская область

18. Город федерального значения Москва

II. Южный федеральный округ (административный центр – г. Ростов-на-Дону)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Адыгея

2. Республика Калмыкия

3. Краснодарский край

4. Астраханская область

5. Волгоградская область

6. Ростовская область

III. Северо-Западный федеральный округ (административный центр – г. Санкт-Петербург)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Карелия

2. Республика Коми

3. Архангельская область

4. Вологодская область

5. Калининградская область

6. Ленинградская область

7. Мурманская область

8. Новгородская область

9. Псковская область

10. Город федерального значения Санкт-Петербург

11. Ненецкий автономный округ

IV. Дальневосточный федеральный округ (административный центр – г. Хабаровск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Саха (Якутия)

2. Камчатский край

3. Приморский край

4. Хабаровский край

5. Амурская область

6. Магаданская область

7. Сахалинская область

8. Еврейская автономная область

9. Чукотский автономный округ

V. Сибирский федеральный округ (административный центр – г. Новосибирск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Алтай

2. Республика Бурятия

3. Республика Тыва

4. Республика Хакасия

5. Алтайский край

6. Забайкальский край

7. Красноярский край

8. Иркутская область

9. Кемеровская область

10. Новосибирская область

11. Омская область

12. Томская область

VI. Уральский федеральный округ (административный центр – г. Екатеринбург)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Курганская область

2. Свердловская область

3. Тюменская область

4. Челябинская область

5. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

6. Ямало-Ненецкий автономный округ

VII. Приволжский федеральный округ (административный центр – г. Нижний Новгород)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Башкортостан

2. Республика Марий Эл

3. Республика Мордовия

4. Республика Татарстан

5. Удмуртская Республика

6. Чувашская Республика

7. Кировская область

8. Нижегородская область

9. Оренбургская область

10. Пензенская область

11. Пермский край

12. Самарская область

13. Саратовская область

14. Ульяновская область

VIII. Северо-Кавказский федеральный округ (административный центр – г. Пятигорск)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Дагестан

2. Республика Ингушетия

3. Кабардино-Балкарская Республика

4. Карачаево-Черкесская Республика

5. Республика Северная Осетия - Алания

6. Чеченская Республика

7. Ставропольский край

IX. Крымский федеральный округ (административный центр – г. Симферополь)

Список субъектов, входящих в округ:

1. Республика Крым

2. Город федерального значения Севастополь


Давая общую характеристику современного российского федерализма, следует отметить, во-первых, что Российская Федерация - конституционная федерация. В основе нашей федера­ции находится Конституция РФ и Федеративный договор 1992 г., ряд двусторонних договоров, соглашений между орга­нами государственной власти РФ и субъектов РФ. Они, тем не менее, не меняют конституционной пр ироды РФ. Они не учреждают федерацию, предметы ведения, полномочия РФ и субъектов РФ. Пункт 1 части 4 раздела второго Конституции РФ установил приоритет конституционных норм над нормами договоров.

Во-вторых, несуверенный статус субъектов РФ предопределен конституционным характером РФ и выражается в том, что субъек­ты РФ не образуют федерацию, а находятся в ее составе, не обладая правом на сецессию (односторонний выход из состава РФ). Отсутствие у субъектов РФ государственного суверените­та подтвердил Конституционный Суд РФ в постановлении от 7 июня 2000 г. Суд указал, что Конституция РФ не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает существования в РФ какого-либо иного госу­дарственного суверенитета, помимо суверенитета РФ.

В-третьих, Российская Федерация - асимметричная, национально-территориальная федера­ция. РФ включает в свой состав субъекты с разным конститу­ционно-правовым статусом. Среди них только республики определены как государства (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ). Они обладают рядом прав, отсутствующих у других субъектов (на­пример, установление собственных государственных языков). Республики, автономная область, автономные округа выделе­ны по национально-территориальному признаку. Они созданы для обеспечения национального самоопределения титульных для них народов. Остальные субъекты федерации являются территориальными образованиями. Таким образом, асиммет­ризм РФ проистекает и из ее одновременного построения на территориальной и национально-территориальной основе.

Соотношение компетенции РФ и субъектов РФ. В России конституционно установлены перечни предметов исключитель­ного ведения РФ (ст. 71 Конституции РФ) и совместного ве­дения РФ и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). Совмест­ное ведение РФ и субъектов РФ - сфера отношений, регули­рование которой отнесено Конституцией РФ к компетенции РФ и к компетенции ее субъектов. Предметы ведения субъек­тов РФ определяются по остаточному принципу. Вне пределов собственного ведения РФ и совместного ведения РФ и субъ­ектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государствен­ной власти (ст. 73 Конституции РФ).

Законодательная децентрализация. Согласно ст. 76 Консти­туции РФ субъекты РФ вне пределов ведения РФ вправе осу­ществлять собственное законодательное регулирование. При этом в силу частей 5, 6 статьи 76 Конституции РФ федераль­ные законы обладают приоритетом в сферах собственной ком­петенции РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, а в сфере собственной компетенции субъектов РФ при столкнове­нии актов РФ с актами субъектов большей юридической си­лой обладают нормативные правовые акты последних. Часть 6 статьи 76 Конституции РФ оговаривает меньшую юридиче­скую силу только лишь федеральных законов, однако если данное правило адресовано федеральным законам, то оно, безусловно, распространяется и на подзаконные федеральные акты (акты палат Федерального Собрания РФ, Президента и Правительства РФ).

Россия – многосоставное государство. В ст. 5 Конституции Российской Федерации дана характеристика России как федеративного государства. Разнообразие форм составляющих федерацию образований - результат исторического развития России, особенностей её национального состава. Российская Федерация состоит из 6 разновидностей субъектов.

Субъект Российской Федерации - это родовое (обобщающее) понятие, используемое для обозначения многосоставности государственной территории Российской Федерации, характеристики ее статуса, способа образования. 1

Республики (государства) - являются национально-государственными образованиями, в границах, которых самоопределились национальные общности, отличающиеся своеобразием языка, культуры и быта.

Края - это полноправные субъекты федерации, государственные образования в составе РФ, обладающие всей полнотой государственной власти вне пределов компетенции РФ.

Области - они такжеявляютсясубъектами федерации это крупные государственно-территориальные образования в составе РФ.

Города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург) - представляют собой территориально-государственные образования с достаточно однородным, преимущественно русским населением.

Автономная область и автономный округ - национально-государственные образования в составе РФ, являющиеся политической формой, обеспечивающей малочисленным народам Крайнего севера и Сибири возможность их сохранения и развития.

Автономия - широкое внутреннее самоуправление региона (регионов) государства, а также особые права в области культуры, предоставляемые законом разрозненно проживающим этническим группам. Автономия может быть: областной (территориальной); национально-территориальной; национально-культурной.

Автономные области создаются с учетом этнических, языковых, бытовых и других особенностей компактно проживающих групп населения. Примером областной автономии с широкими правами территориальных единиц может служить Италия, конституция которой устанавливает, что составляющие страну области являются автономными организациями с собственными правами и функциями. Примером национально-территориальной автономии с ещё более широкими правами является Испания, на территории которой образованы автономные сообщества (Каталония, Страна Басков и др.)

Такая форма, как национально-культурная автономия означает предоставление национальным меньшинствам, не составляющим значительных компактных групп в населении страны, а то и вовсе разрозненным, живущим вперемешку с другими этническими группами, прав и возможностей использования своих культурных традиций, языка, религии и др. Эта форма широко используется в ряде европейских государств для обеспечения прав национальных меньшинств (например, принятый в 1993 году Советом Европы Протокол о правах национальных меньшинств, дополняющий Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод).

Существовавшие раньше в СССР автономные национальные образования, края и области, получили по Конституции РФ 1993 г. статус субъектов Российской Федерации и соответственно имеют более широкие права, чем те которые дает автономия. В такой многонациональной стране, как Россия, чрезвычайно важна роль национально-культурной автономии. В советский период было 5 пять автономных областей, в настоящее время сохранилась одна - Еврейская автономная область.

Автономные округа, появились в 30-е годы и рассматривались в качестве административно-территориальных единиц с национальной спецификой, имеющие своей целью способствовать сохранению самобытности и развитию отдельных компактно проживающих малочисленных народов. Фиксация названных форм в юридическом смысле предполагает, что субъекты РФ могут существовать в ней, облекая свою государственность в одну из таких форм.

Формально различаясь, субъекты Российской Федерации (их список приводится в ст. 65 Конституции РФ) в конституционном отношении, по сути, одинаковы. Понятие «субъект Российской Федерации» впервые появилось в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Оно подчеркивает общность республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. При сохранении прежних государственно-правовых форм они обрели новое качество, став субъектами федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации субъекты равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5), а также в отношении иных атрибутов конституционно-правового статуса: в правах иметь конституцию или устав, собственные органы государственной власти, законодательство, свою территорию, представительство в Совете Федерации Федерального Собрания и др. Вместе с тем в науке конституционного права существует мнение, что в правовом положении субъектов Российской Федерации неравноправны между собой.

C 18 марта 2014 года в РФ 85 субъектов Федерации. Добавились Республика Крым и город Севастополь .

До этой даты в России было 83 субъекта Федерации .

Из них: 46 областей, 21 республика, 9 краёв, 2 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Полный список субъектов РФ приведен в статье 65 Конституции РФ (нумерация проставлена автором поста, не включает пока Республику Крым и город Севастополь):

1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

1) Республика Адыгея (Адыгея), 2) Республика Алтай, 3) Республика Башкортостан, 4) Республика Бурятия, 5) Республика Дагестан, 6) Республика Ингушетия, 7) Кабардино-Балкарская Республика, 8) Республика Калмыкия, 9) Карачаево-Черкесская Республика, 10) Республика Карелия, 11) Республика Коми, 12) Республика Марий Эл, 13) Республика Мордовия, 14) Республика Саха (Якутия), 15) Республика Северная Осетия - Алания, 16) Республика Татарстан (Татарстан), 17) Республика Тыва, 18) Удмуртская Республика, 19) Республика Хакасия, 20) Чеченская Республика, 21) Чувашская Республика - Чувашия;

22) Алтайский край, 23) Забайкальский край, 24) Камчатский край, 25) Краснодарский край, 26) Красноярский край, 27) Пермский край, 28) Приморский край, 29) Ставропольский край, 30) Хабаровский край;

31) Амурская область, 32) Архангельская область, 33) Астраханская область, 34) Белгородская область, 35) Брянская область, 36) Владимирская область, 37) Волгоградская область, 38) Вологодская область, 39) Воронежская область, 40) Ивановская область, 41) Иркутская область, 42) Калининградская область, 43) Калужская область, 44) Кемеровская область, 45) Кировская область, 46) Костромская область, 47) Курганская область, 48) Курская область, 49) Ленинградская область, 50) Липецкая область, 51) Магаданская область, 52) Московская область, 53) Мурманская область, 54) Нижегородская область, 55) Новгородская область, 56) Новосибирская область, 57) Омская область, 58) Оренбургская область, 59) Орловская область, 60) Пензенская область, 61) Псковская область, 62) Ростовская область, 63) Рязанская область, 64) Самарская область, 65) Саратовская область, 66) Сахалинская область, 67) Свердловская область, 68) Смоленская область, 69) Тамбовская область, 70) Тверская область, 71) Томская область, 72) Тульская область, 73) Тюменская область, 74) Ульяновская область, 75) Челябинская область, 76) Ярославская область;

77) Москва, 78) Санкт-Петербург - города федерального значения;

79) Еврейская автономная область;

80) Ненецкий автономный округ, 81) Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, 82) Чукотский автономный округ, 83) Ямало-Ненецкий автономный округ.

http://www.constitution.ru/10003000/10003000-5.htm

Субъекты федерации объединены в федеральные округа, которых 8 (до 2010 года было 7).

1. Дальневосточный федеральный округ (9 субъектов РФ);
2. Сибирский федеральный округ (12 субъектов РФ);
3. Уральский федеральный округ (6 субъектов РФ);
4. Северо-Западный федеральный округ (11 субъектов РФ);
5. Приволжский федеральный округ (14 субъектов РФ);
6. Центральный федеральный округ (18 субъектов РФ);
7. Южный федеральный округ (6 субъектов РФ);
8. Северо-Кавказский федеральный округ (7 субъектов РФ; выделен в 2010 году из Южного федерального округа).