Фкз об уполномоченном по правам человека в российской федерации. Об уполномоченном по правам человека в российской федерации

1. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

3. Средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги.

1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

2. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе.

2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

1. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

ПОЛНОМОЧИЯ:

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - заявители).



рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации


30. Международно-правовые механизмы защиты прав человека (общая характеристика). Право граждан Российской Федерации на обращение в международные органы судебной юстиции.

В соответствии с ч. 3 ст. 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты

Европейский суд по правам человека международный судебный орган, юрисдикция которого распространяется на все государства-члены Совета Европы, ратифицировавшие Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, и включает все вопросы, относящиеся к толкованию и применению конвенции, включая межгосударственные дела и жалобы отдельных лиц.

Международные суды ООН
31. Место конституционного права в системе права Российской Федерации. Тенденции его становления и развития на современном этапе.

Нормы КП являются исходными для других отраслей права

Тенденции развития КП на современном этапе:

Правовое обеспечение подлинного суверенитета РФ

Гуманизация всех гос. Правовых институтов (человек высшая ценность)

Реализация принципа разделения властей

Многообразие собственности, равная защита государства, всех ее форм


32. Истоки идеи конституционализма: характерные черты конституционализма и современные модели конституционного развития.

9. ФКЗ «О военном положении» от 30.01.2002г.

10. ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25.12.2000г.

11. ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» от 25.12.2000г.

12. ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» от 25.12.2000г.

13. ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994г.

14. ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17.12.2001г.

15. ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004г.

16. Закон Российской Федерации «Об Общественной палате» от 4.04.2005г.

17. ФЗ «Об общественных объединениях» от 14.04.1995г.

18. Закон Российской Федерации « О политических партиях» от 11.07.2001г.

19. ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г.

20. ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002г.

21. ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995г. № 101-ФЗ.

22. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997г.

23. Закон Российской Федерации «О государственном языке Российской Федерации» от 1.06. 2005г.

24. Закон РСФСР «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991г.

25. Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерация на свободу передвижения, выбор места передвижения и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993г.

26. ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004г.

27. ФЗ « Об обороне» от 31.05.1996г.

28. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998г.

29. ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002г.

30. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07. 2002г.

31. Закон РФ «О статусе столицы Российской Федерации» от 15.04.1993г.

32. ФЗ «О полиции» от 07.02.2011г.

33. ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 4.03.1998г.

35. Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» от 1.04.1993г.

36. Указ Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23.05.1996г.

37. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 20.01. 2002г.

38. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.01.1998г.

Основная:

1. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. - М. : Норма, 2007. - 784 с. - Г / МО.
2. Козлова, Е. И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2009. - 608 с. - Г / МО.
3. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Под ред. М. В. Баглая; Ю. И. Лейбо; Л. М. Энтина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма: Инфра-М, 2005. - 1056 с. - Г / МО.
4. Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник / В. Е. Чиркин; Ин-т государства и права РАН. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма: ИНФРА-М, 2010. - 608 с. - Г / УМО.
Дополнительная:
1. Автономов, А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / А. С. Автономов. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 560 с. - Г / МО.
2. Алебастрова, И. А. Конституционное право зарубежных стран: учебник / И. А. Алебастрова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2009. - 624 с.
3. Андреева, Г. Н. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие / Г. Н. Андреева. - М. : ООО "Издательство "Элит", 2007. - 256 с. - Г / Др.
4. Василевич, Г. А. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Г. А. Василевич, Н. М. Кондратович, Л. А. Приходько; Под общ. ред. Г. А. Василевича. - Мн. : Книжный Дом, 2006. - 480 с. - Г / МО.
5. Григонис, Э. П. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие / Э. П. Григонис, В. П. Григонис. - СПб. : Питер, 2009. - 208 с.
6. Енгибарян, Р. В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции: монография / Р. В. Енгибарян. - М. : Норма, 2007. - 496 с.
7. Зорькин, В. Д. Конституция и права человека в XXI веке. К 15-летию Конституции Российской Федерации и 60-летию Всеобщей декларации прав человека / В. Д. Зорькин. - М. : Норма, 2008. - 224 с.
8. Избранные конституции зарубежных стран: учеб. пособие / Отв. ред. Б. А. Страшун. - М. : Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 795 с. - (Основы наук).
9. Козлова, Е. И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010. - 608 с. - Г / МО.
10. Кокотов, А. Н. Конституционное право России: курс лекций: учеб. пособие / А. Н. Кокотов. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 296 с.
11. Комкова, Г. Н. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, О. В. Афанасьева. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 409 с. - (Бакалавр). - Г / УМО.
12. Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов; М. И. Кукушкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма, 2007. - 544 с. - Г / МО.
13. Конституционное право России: учебник / Под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 678 с. - Г / МО.
14. Конституционное право России в вопросах и ответах: учеб.-метод. пособие / Под ред. А. В. Малько. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2007. - 272 с.
15. Конституционное право России: сб. нормат. актов / Сост. С. А. Авакьян; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М. : ТК Велби, 2007. - 896 с.
16. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Под ред. М. В. Баглая; Ю. И. Лейбо; Л. М. Энтина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма: Инфра-М, 2010. - 1088 с. - Г / МО.
17. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: учебник / Отв. ред. Б. А. Страшун. - 4-е изд., обновл. и дораб. - М. : Норма, 2007. - 896 с. - Г / УМО.
18. Конституционное развитие России и Украины: сб. науч. трудов. Вып. 1. - М. : ООО "Издательство "Элит", 2011. - 212 с.
19. Конюхова, И. А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть: курс лекций / И. А. Конюхова. - М. : ОАО "ИД "Городец", 2006. - 592 с.
20. Носов, С. И. Конституционное (государственное) право России: практикум / С. И. Носов, О. Н. Доронина, Н. В. Моисеева. - М. : Изд-во РАГС, 2009. - 130 с.
21. Осавелюк, А. М. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие / А. М. Осавелюк. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 511 с. - Г / Др.
22. Примова, Э. Н. Конституционно-правовые основы Российской Федерации: концепт-ый аспект: науч. изд. / Э. Н. Примова. - М. : Унив. книга, Логос, 2006. - 224 с.
23. Смоленский, М. Б. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие / М. Б. Смоленский, И. А. Иванников. - М. : ИТК "Дашков и К", 2009. - 336 с.
24. Смоленский, М. Б. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. Б. Смоленский, М. В. Мархгейм. - Ростов н / Д: Феникс, 2007. - 445 с. - (Высшее образование).
25. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учебник / В. Г. Стрекозов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 327 с. - (Основы наук). - Г / МО.
26. Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран: практикум / В. Е. Чиркин. - 2-е изд., перераб. - М. : Норма, 2009. - 368 с.
27. Чудаков, М. Ф. Конституционное право Соединенных Штатов Америки. Основные институты: учеб. пособие / М. Ф. Чудаков. - Минск: Тесей, 1999. - 192 с. - Г / Др.
28. Шахрай, С. М. Конституционное право Российской Федерации: учебник / С. М. Шахрай, А. А. Клишас. - 2-е изд., доп. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2010. - 656 с. - Г / УМО.
29. Широбоков, С. А. Конституционно-правовое регулирование участия граждан в управлении делами государства в зарубежных странах (сравнительно-правовое исследование) : монография / С. А. Широбоков; Пермский филиал НОУ ВПО "Академия права и управления (институт)". - Пермь, 2010. - 218 с.
30. Широбоков, С. А. Конституционное право человека и гражданина на обращение: учеб. пособие / С. А. Широбоков; Главное управление внутренних дел Пермской области. - Пермь: ПФ Нижегородской академии МВД России, 2002. - 189 с.
31. Якушев, А. В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Особенная часть (50 государств) : учеб. пособие / А. В. Якушев. - М. : А-Приор, 2010. - 400 с.

Программное обеспечение:

1. Осавелюк, А. М. Конституционное право зарубежных стран: электронное учеб.

пособие /А. М. Осавелюк. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 1 электрон. опт. диск. - Г / Др.

2. Электронная библиотечная система «Ай Пи Ар Букс» - электронная библиотека

полнотекстовых изданий.

Информационно-справочная и поисковая система:

1. Арутюнян, Г. Г. Конституционное право: энциклопедический словарь / Г. Г.

Арутюнян, М. В. Баглай. - М. : Норма, 2006. - 544 с. - (Словари для юристов-

профессионалов).

Ресурсы Интернет:

· www.memo.ru (Законодательство и права человека).

· www.hright.ru (Институт прав человека).

· www.ycentre.org (Молодежный центр прав человека).

· www.hro.org (Права человека в России).

· www.hrpublisher.org (Справочники «Если Вам дали срок», «Правовое положение подозреваемых…», «Если Вас арестовали» и др. издательства «Права человека»).

· www.culture.of.peace.ru (Материалы о терпимости).

· www.tolerance.ngo.ru (Материалы о терпимости).

· www.project-syndicate.org (Права меньшинств и государственный суверенитет).

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации - назначенное Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации должностное лицо, призванное рассматривать жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих. Данный институт впервые в российской практике введён Конституцией Российской Федерации г. (пунктом «е» ч.1 ст. 103), которая устанавливает, что Уполномоченный по правам человека назначается Государственной Думой и действует в соответствии с федеральным конституционным законом. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

Институт такого типа, существующий в разных государствах мира, обобщённо называется институтом омбудсмана , хотя официальные названия должности в разных странах различные.

В 2015-2016 годах была проведена реформа, в результате которой существующие в России региональные Уполномоченные по правам человека были фактически подчинены Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Таким образом образовалась «вертикаль» государственных правозащитников.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Как работает Уполномоченный по правам человека РФ

Субтитры

История

Уже 10 марта 1995 года Государственная дума отменила решение о назначении Ковалева . После него более трех лет в России не было Уполномоченного по правам человека. В конце декабря 1996 года был принят федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» . Лишь 20 мая 1998 года новым Уполномоченным был избран О. О. Миронов из фракции КПРФ , получивший 340 голосов депутатов . Его преемники (В. П. Лукин , Э. А. Памфилова и Т. Н. Москалькова) становились Уполномоченными по представлению президента России В. В. Путина .

Цели деятельности

Эффективность института Уполномоченного

В ежегодных докладах Уполномоченного содержится информация о количестве поступивших к нему жалоб и о результатах рассмотрения. Количество поступивших жалоб и иных к омбудсмену составляет несколько десятков тысяч в год. Часть из них отклоняется как неприемлемые (в 2013 г. такими были признаны 7,8 % жалоб). Если при рассмотрении жалобы сочтут, что заявитель не исчерпал всех средств правовой защиты, то в этом случае заявителю должен быть разъяснен порядок обжалования. В 2013 году по 65,1 % поступивших к Уполномоченному жалоб было направлено заявителям разъяснение порядка обжалование и только 25,2 % всех поступивших жалоб были приняты к рассмотрению .

Уполномоченный и Конституционный суд

С 1999 года по обращениями Уполномоченного Конституционный суд вынес 46 решений: 1 в 1999 году, 1 в 2001 году, 1 в 2002 году, 2 в 2003 году, 5 в 2004 году, 4 в 2005 году, 6 в 2006 году, 2 в 2007 году, 2 в 2008 году, 5 в 2009 году, 3 в 2010 году, 6 в 2011 году, 3 в 2012 году, 1 в 2013 году, 3 в 2014 году . Для сравнения - всего за 1999-2014 годы Конституционный суд вынес 19158 решений . Когда в 2014 году Уполномоченным по правам человека стала Памфилова , такая практика направления жалоб в интересах заявителей в Конституционный суд на определенное время прекратилась. Памфилова не отзывала жалоб, которые ее предшественник Лукин , успел подать в 2014 году до своей отставки. Однако ни одной жалобы в 2014 году она не подала в Конституционный суд . В 2015 году, впервые с 1999 года, Конституционный суд не вынес ни одного решения по жалобам Уполномоченного по правам человека в России . В 2015 году Памфилова направила три обращения в Конституционный суд: два заключения по запросу Конституционного суда и одну жалобу, решение по которой было принято Конституционным судом РФ в 2016 году .

Уполномоченный и Верховный суд России

Уполномоченный по правам человека в интересах заявителей иногда подает в Верховный суд Российской Федерации жалобы и ходатайства на решения нижестоящих судов по административным, гражданским и уголовным делам (в том числе в поддержку уже находящейся на рассмотрении в Верховном суде жалобы). Например, за 2013 год от Уполномоченного по правам человека В. П. Лукина в Верховный суд поступило (по данным официального сайта суда) 71 обращение, в том числе 37 обращений по уголовным делам, 32 по гражданским делам, 2 по административным делам . Его преемница обращалась в Верховный суд намного реже - за 2015 год она направила туда 49 обращений .

Часы приёма

  • По рабочим дням с 10:00 до 17:00.

Уполномоченные по правам человека в Российской Федерации

Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации (региональные омбудсмены)

Должность регионального омбудсмена как независимого правозащитного органа появилась благодаря Совету Федерации. 17 апреля 1996 года Государственная дума Российской Федерации приняла федеральный конституционный закон «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» . Этот закон предусматривал право федерального Уполномоченного создавать на местах свои региональные представительства . Совет Федерации отклонил этот документ, предложив заменить это право на право региональных властей создавать у себя должности уполномоченных по правам человека в субъекте Федерации, финансировать их за счет средств региональных бюджетов . После согласования Государственная дума одобрила новый проект закона, который вступил в силу в 1997 году . Статья 5 этого закона разрешила региональным властям вводить у себя должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации . Впрочем, еще до появления этого закона были приняты законы об региональном Уполномоченные в Башкирии и Свердловской области . Первый Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации появился в 1996 году в Башкирии . Таким образом, институт регионального омбудсмена в России как независимая инстанция от федерального Уполномоченного был создан Советом Федерации.

Хронология назначения в 1996-2000 годах первых региональных Уполномоченных по правам человека была следующей (в скобках указан первый Уполномоченный в регионе, назначенный или избранный на данную должность в этом году) :

  • 1996 год - Башкирия (Ч. Б. Газитов);
  • 1997 год - Свердловская область (В. В. Машков);
  • 1998 год - Смоленская область (В. Н. Осин)
  • 1999 год - Саратовская область (А. С. Ландо) и Астраханская область (В. Н. Виноградов);
  • 2000 год - Волгоградская область (М. А. Таранцов) и Татарстан (Р. Г. Вагизов);

Из этих данных видно, что вплоть до 2001 года региональный омбудсмен оставался редкой должностью - подавляющее большинство субъектов Российской Федерации не спешило вводить у себя этот пост. С 2001 года началось массовое введение в российских регионах должностей омбудсменов. Таким образом, до 2016 года Уполномоченные появились во всех регионах России, кроме Тувы и Чукотского автономного округа (в это регионе омбудсмен появился в 2016 году) .

Хотя должность регионального Уполномоченного предполагает периодическое переизбрание, в некоторых российских регионах омбудсмены занимают свои посты по 3 - 4 срока. Старейшим омбудсменом (по сроку пребывания) является Уполномоченный по правам человека в Свердловской области Т. Г. Мерзлякова , которая находится в этой должности с 2001 года. Другим примером является Уполномоченный по правам человека в Кемеровской области Н. А. Волков, который находится в этой должности с 27 июня 2001 года .

Примечания

  1. Василенко А. В., Черных В. М. На страже прав человека // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2014. - № 2. - С. 25.
  2. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. - 2016. - № 4 (29). - С. 137.
  3. Левин А. А. Институт уполномоченного по правам человека в России и Кемеровской области // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2013. № 4-1 (56). - С. 84.
  4. Потапова А. И. Историко-правовые аспекты становления института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. - 2013. - № 5. - С. 35.
  5. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. - 2016. - № 4 (29). - С. 137.
  6. Левин А. А. Институт уполномоченного по правам человека в России и Кемеровской области // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2013. № 4-1 (56). - С. 84.
  7. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. - 2016. - № 4 (29). - С. 137.
  8. Волков Н. А. Институт российских уполномоченных по правам человека: история и современность // Вестник Кузбасского института. - 2016. - № 4 (29). - С. 137.

Предлагаю к обсуждению черновик моей новой статьи. Буду рад конструктивным замечаниям коллег.

Какие неточности или противоречия вы обнаружили в тексте? Может быть, какие-то фрагменты сформулированы недостаточно четко и нуждаются в другой редакции? Следует ли статью дополнить и, если да, то чем и почему?

Какое периодическое издание для данной статьи предпочтительно, на ваш взгляд? Какое название для этой работы вы могли бы предложить?

Особенно приветствуются суждения и примеры тех, кто имеет опыт обращения к Уполномоченному по правам человека в РФ или кто изучал данную практику.

___________________________________

Место Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

в системе государственной защиты прав и свобод граждан

Однако даже по истечении нескольких месяцев с момента поступления заявления о принятом решении заявителю не сообщили - ни в письменной форме (как это предусмотрено законом), ни в устной (по телефону или при личной встрече). Это дает основания полагать, что в Симоновском межрайонном следственном отделе допущено противоправное бездействие, которое обычно сопровождает укрытие преступлений.

Далее А. обратился с жалобой вышестоящую инстанцию, к руководителю Следственного управления по ЮАО ГСУ Следственного Комитета РФ по г. Москве. Жалоба была направлена заказной почтой и согласно информации, размещенной на сайте Почты России, благополучно вручена сотрудникам Следственного управления.

Согласно ст. 124 УПК РФ такая жалоба должна быть рассмотрена в срок до трех суток с момента получения. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования. Однако истечении нескольких месяцев письменное уведомление к А. не поступило, равно как не поступило и устное уведомление (по телефону или при личной встрече).

Можно полагать, что это свидетельствует о грубейшем нарушении процессуальных норм, призванных защитить права лиц, пострадавших от преступлений.

После этого А. обратился с жалобой к прокурору Симоновской межрайонной прокуратуры г. Москвы. Её, как и предыдущую жалобу, также направил заказной почтой и согласно информации, размещенной на сайте Почты России, жалоба была своевременно вручена работникам прокуратуры. Но, как и в предыдущем случае, уведомление о результатах рассмотрения жалобы в течение последующих месяцев не получил. Причем никто из сотрудников прокуратуры или Следственного управления заявителю ни разу не позвонил (мобильный телефон был указан во всех жалобах), не задал ни одного вопроса.

В связи с изложенным А. счел, что его сообщение о преступлении укрыто, а жалобы в прокуратуру и руководителю Следственного управления вообще не проверялись либо по ним приняты необоснованные решения, которые не доведены до сведения А. с целью воспрепятствования дальнейшему обжалованию.

Важно также отметить, что А. в жалобе на имя Уполномоченного по ПЧ в РФ указал почтовые идентификаторы, присвоенные в почтовом отделении при направлении его жалоб в межрайонную прокуратуру и Следственное управление. Эти идентификаторы позволяют через сайт Почты России установить сами факты, а также даты направления жалоб и их вручения получателям.

Однако в рассмотрении жалобы А. было отказано. В ответном письме из аппарата Уполномоченного по ПЧ в РФ, направленном за подписью начальника отдела защиты прав потерпевших, была отмечено следующее. "В соответствии со ст. 16 и 17 ФКЗ № 1 к жалобе должны быть приложены копии принятых решений. Копии принятых решений отсутствуют, что не позволяет проверить обоснованность Ваших доводов о нарушении прав и законных интересов. С учетом изложенного в настоящее время принять меры в пределах компетенции Уполномоченного по ПЧ в РФ по Вашей жалобе не представляется возможным".

Необходима корректировка Федерального конституционного закона

Таким образом, п. 1 ст. 16 и п. 2 ст. 17 ФКЗ № 1 вступают в противоречие с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, закрепившей равенство прав граждан. Те, кто столкнулся с "умеренными" нарушениями, когда по жалобе, поданной в судебном или административном порядке, вынесено решение (пусть и сомнительное по своим фактическим основаниям соответствию нормам права) и его копия предоставлена заявителю жалобы, ‑ имеют право на рассмотрение их последующих жалоб Уполномоченным по ПЧ в РФ и получение от него защиты. А те, кто столкнулись с более грубыми нарушениями, чьи жалобы, поданные в судебном или административном порядке, вопреки закону оставлены без рассмотрения, либо рассмотрены, но принятые решения скрыты от заявителей жалобы, ‑ не имеют права на рассмотрение по существу их последующих жалоб Уполномоченным по ПЧ в РФ. Более того, данные нормы фактически поощряют бездействие чиновников и более грубые нарушения прав и свобод граждан.

Всё это диктует необходимость внесения изменений в ФКЗ № 1. В частности, п. 1 ст. 16 целесообразно дополнить словами: "либо не ознакомлен с этими решениями в установленном порядке". А п. 2 ст. 17 целесообразно дополнить словами: "либо в случае бездействия соответствующего органа, должностного лицом подкрепляться доказательствами получения ими такой жалобы ".

Вместе с тем следует заметить, что не всё в порядке назначения и досрочного прекращения полномочий Уполномоченного по ПЧ в РФ идеально. Однако это - отдельная тема для обсуждения.