1 нормативно законодательное регулирование бухгалтерского учета. Система правового регулирования. Основные стадии правового регулирования. Структура нормы права понимается в разных значениях

ГЛАВА 10. ПРАВО В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Система нормативного регулирования представ­ляет собой совокупность норм, упорядочивающих поведение лю­дей, действия социальных групп, коллективов, организаций в различных сферах жизнедеятельности.

Основной элемент системы нормативного регулирования – социальная норма. Социальная норма - это правило социально значимого поведения членов общества.

Социальные нормы делятся на социально-технические нормы и просто социальные нормы. Социально-технические нормы вытекают из всевозможных правил эксплуатации технических средств, санаторно-гигиенических, агрономических и других подобных правил. К собственно социальным нормам относят право (нормы права), мораль (нормы морали) или нравственность (нормы нравственности), корпоративные нормы (нор­мы общественных организаций), религиозные нормы, неправовые обычаи, традиции, ритуалы.

Нормативная система в обществе – это действительно целостная система, так как, кроме определенных элементов, составляющих ее, она еще имеет четкие связи между своими элементами, а эти связи, в свою очередь, имеют соответствующие характеристики.

В систему нормативного регулирования общественных отношений входят:

обычаи - это правила поведения, сложившиеся под воздей­ствием обстоятельств и выполняемые в силу привычки;

традиции - это исторически сложившиеся правила пове­дения, выполняемые под воздействием общественного мнения;

нормы морали - правила поведения, сложившиеся в об­ществе в соответствии с общепринятыми представлениями о до­бре и зле, выполняемые в силу внутреннего убеждения;

религиозные нормы - это правила поведения, сложив­шиеся в соответствии с духовными потребностями человека, вы­полняемые в силу внутреннего убеждения;

корпоративные нормы - это правила поведения, ус­тановленные общественными организациями для своих членов, охраняемые от нарушений уставными мерами;

технические нормы – правила, определяющие взаимодействие человека с техникой и силами природы.

Классификации социальных норм:

1. По источнику возникновения - обычаи (традиции), нормы морали, религиозные нормы, корпоративные и юридиче­ские.

2. По сфере урегулирования общественных отношений - политические, организационные эстетические и правовые нормы.

3. По способу выражения - письменные и устные социальные нормы.

Отличительные черты правовых норм, как особого регулятора общественных отношений:

1) нормативность, т. е. выраженность в определенных нормах, пра­вилах, распределяющихся на определенное количество лиц и неопределенное количество случаев. Признаком нормативности обладают и все остальные специальные нормы;

2) общеобязательность, т. е. распространение действия норм права на всех членов общества. Этим же признаком, кроме права, об­ладают мораль и неправовые обычаи, традиции, ритуалы;

3) преимущественная выраженность норм права в определенных письменных источниках (кроме некоторых правовых обычаев). Таким же признаком среди других социальных норм обладают корпоративные нормы;

4) возможность применения мер принуждения со стороны госу­дарства в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения правил, принципов, норм права. Таким признаком не обла­дают никакие иные социальные нормы.

Правовое регулирование - это разновидность нормативного социального регулирования, через которое общество, путем создания и реализации особых социальных норм права, формирует в наиболее значимых для общества отношениях правопорядок, обеспеченный государственной властью.

Признаки правового регулирования: Связь с государством: правовое регулирование осуществляется преимущественно государством, которое вправе применять обеспечительные меры, меры государственного принуждения. Правовое регулирование - наиболее поздний тип нормативного регулирования, складывающийся впоследствии и на основании форм регулирования направлено на наиболее важные для общества процессы охватывает всех субъектов общественных отношений выступает внешним регулятором, т.к. направлено на внешнее поведение людей, не затрагивая сферу чувств, эмоций технически правовое регулирование выступает высшим типом регулирования, т.е. право формально-юридически закрепляет взаимные обязанности людей упорядочивает не все отношения, а лишь те из них, которые могут быть формализованы обеспечено мерами государственного принуждения осуществляется с помощью особой группы норм - правом

1. деятельность государства по созданию, обеспечению и применению норм права и мер по их реализации (мер государственного принуждения)

2. деятельность участников общественных отношений (индивидов, социальных групп, юридических лиц), направленная на поиск и привлечение средств правового регулирования для реализации своих интересов.

Цель - формирование определенных, приемлемых для общества вариантов поведения людей и достижение правопорядка

Предмет правового регулирования отвечает на вопрос:

что регулируется правом?

К нему относятся также сферы общественных отношений, которые:

· объективно могут быть урегулированы правом

· объективно требуют правового регулирования, т.е. не все общественные отношения могут подвергаться воздействию права, а лишь имеющие нормативный и формально-определенный характер, т.е.:

ü является типичными,

ü имеют массовый характер,

ü поддаются государственному контролю,

ü могут быть переведены на язык права, т.е. формализованы

ü нуждаются в упорядочении и применении средств принуждения

Еще по теме 64. Правовое регулирование в системе нормативного регулирования.:

  1. 2.Понятие и система государственного регулирования и управления (административно-правового регулирования) в области экономики
  2. Лекция 3.Система социального регулирования.Право как нормативный
  3. § 1.2. Традиционные нормативные системы регулирования жизни в государственной политике
  4. Тема 10. Право в системе нормативного регулирования
  5. 44. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений
  6. Тема 11. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений
  7. § 1. Понятие и нормативное регулирование бюджетно-правовой ответственност
  8. Нормативная и индивидуальная формы способов правового регулирования
  9. Выражение типов правового регулирования в нормативном материале
  10. 1.6 Правовое регулирование государственных доходов. Понятие и система государственных доходов, основы их правового регулирования

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ позволяет компаниям выстраивать свою учетную политику в соответствии с действующим российским законодательством. Подробнее о данной системе и о том, как ее использовать, читайте в нашей статье.

Зачем необходимо нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета?

Правовое регулирование бухгалтерского учета позволяет государству установить ряд норм и правил, соблюдение которых является обязательным для всех лиц, занимающихся хозяйственной деятельностью.

Общее методологическое нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ осуществляется российским правительством, которое разрабатывает и утверждает правила документирования и отражения в учете различных хозяйственных операций.

В соответствии с п. «р» ст. 71 Конституции России бухучет находится в ведении государства. Методологическое регулирование бухучета возложено российским правительством на Министерство финансов. Регулирование отдельных аспектов ведения бухучета рядом федеральных законов возложено на таких регуляторов, как Центробанк, ФСФР и др., в пределах норм, установленных Минфином. Регулирование бухучета осуществляется путем принятия различных законов, постановлений и различных нормативных актов.

Уровни нормативного регулирования бухгалтерского учета

Нормативное регулирование бухгалтерского учета в России сформировано в виде четырехуровневой системы:

  • 1-й уровень — нормативно-правовой, включающий регулирование на основе федеральных законов, правительственных постановлений, президентских указов. Указанные нормативные акты устанавливают единые законные нормы для ведения бухучета в России. Основным нормативным актом здесь можно назвать закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
  • 2-й уровень — направленный на стандартизацию учета операций и установление общих правил по оформлению хозяйственных операций. Регулирование второго уровня производится при помощи различных утверждаемых федеральной исполнительной властью положений по бухучету и по его ведению. По состоянию на 2016 год в России действуют 24 ПБУ, утвержденных приказами Минфина РФ.
  • 3-й уровень содержит методологические указания. В данной подгруппе собраны различные инструкции, методологические рекомендации и другие нормативные документы, утверждаемые министерствами, регуляторами, профобъединениями бухгалтеров и различными органами государственной исполнительной власти. Указанные методологические акты (пример — план счетов бухучета) формируются на основе и для разъяснения документов 1-2-го уровней.
  • 4-й уровень позволяет решить детальные организационные вопросы. Документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов/пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1-3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.

Как построена система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России?

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета имеет свою иерархию (руководящие документы приведены по убыванию значимости):

  1. Закон № 402-ФЗ.
  1. Положение по ведению бухучета и отчетности, утвержденное приказом Министерства финансов России от 29.07.1998 № 34н.
  2. План счетов и ПБУ, а также положение о документах и документообороте в бухучете, утвержденное Министерством финансов СССР 29.07.1983 № 105.
  3. Инструкции и методики, а также локальные регулирующие документы.

При помощи четко прописанных правил фискальные органы могут контролировать степень их соблюдения и привлекать к ответственности нарушителей.

В формировании правил ведения и организации бухучета в России за основу берется информация из Программы реформирования бухучета в соответствии с международными стандартами финотчетности, утвержденной правительственным постановлением от 06.03.1998 № 283.

Итоги

Система нормативно-правового регулирования в России установила четкие правила бухучета для всех субъектов хозяйствования с выделением четырех уровней.

В статье рассмотрена система нормативного правового регулирования бухгалтерского учета в РФ. Нормативные правовые акты представлены в виде десятиуровневой иерархической системы. Показаны и обоснованы иерархическая взаимосвязь и соподчиненность нормативных правовых актов этой системы. Даны рекомендации по применению нормативных правовых актов в случае наличия противоречий между нормами актов.

Правовая регламентация бухгалтерского учета играет важнейшую роль в экономической жизни России, поскольку единообразный и достоверный подход к объективному отражению фактов хозяйственной жизни субъектов экономической деятельности существенно влияет на финансово-хозяйственную деятельность не только самой организации, но и государства в целом.

С 01.01.2013 действует Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Федеральный закон N 402-ФЗ), нормы которого существенно отличаются от положений утратившего силу Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее — Федеральный закон N 129-ФЗ). В Федеральном законе N 402-ФЗ помимо прочих существенных новелл изменилась и дефиниция бухгалтерского учета, которую, по нашему мнению, сложно применять в научном и деловом обороте. Используя формулировки Федерального закона. N 402-ФЗ (ч. 2 ст. 1, ч. 1 ст. 2, ст. 5), мы предлагаем следующую дефиницию: "Бухгалтерский учет — это формирование документированной систематизированной информации экономическим субъектом о фактах хозяйственной жизни, активах, обязательствах, источниках финансирования его деятельности, доходах, расходах, иных объектах в случае, если это установлено федеральными стандартами, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом N 402-ФЗ, и составление на этой основе бухгалтерской (финансовой) отчетности".

Согласно ст. 4 Федерального закона N 402-ФЗ законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона N 402-ФЗ, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Согласно Федеральному закону N 129-ФЗ законодательство состояло из самого Федерального закона N 129-ФЗ, других федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ.

Правовые нормы, регламентирующие бухгалтерский учет, содержатся в различных нормативных правовых актах, которые имеют как прямое отношение к сфере бухгалтерского учета, так и (в большинстве случаев) являются комплексными и содержат нормы, касающиеся различных сфер деятельности организации.

Прежде чем перейти к рассмотрению обозначенной проблемы, остановимся на толковании основных понятий.

Законодательство — это структурно упорядоченная совокупность нормативных правовых актов, находящихся между собой в определенном устойчивом соотношении, форма выражения объективного права. Понятие "законодательство" включает в себя совокупность конкретных нормативных правовых актов. Мы выделили три подхода к решению вопроса, какие акты включаются в законодательство.

Первый подход содержится в работах. Здесь под законодательством понимается совокупность действующих в данной стране нормативных правовых актов.

При втором подходе в состав законодательства включаются законодательные акты (законы), нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ.

Так интерпретирует содержание законодательства Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", которым установлен источник официального опубликования этих актов — "Собрание законодательства РФ".

Третий подход встречается в работах. Здесь дефиниция "законодательство" понимается в собственном значении этого слова, т. е. под термином "законодательство" подразумеваются только нормативные правовые акты, принятые представительными (законодательными) органами государственной власти (собственно законы).

Как видим, первому подходу соответствует состав законодательства, регулирующего бухгалтерский учет согласно Федеральному закону N 402-ФЗ, второму подходу к пониманию термина "законодательство" соответствовал Федеральный закон N 129-ФЗ.

Бухгалтерский учет регулируется совокупностью значительного количества нормативных правовых актов. В этой совокупности каждый акт действует во взаимной связи с другими нормативными правовыми актами. Взаимная согласованность нормативных правовых актов осуществляется двумя способами:

1) установлением каждому государственному органу четких пределов его правотворческой деятельности. Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты определяют, какие акты может принимать тот или иной орган государства, по какому кругу вопросов и в какой форме;

2) последовательным проведением иерархической связи между нормативными правовыми актами. Эта связь выражается в том, что каждый нормативный правовой акт не может противоречить нормативным правовым актам вышестоящего правотворческого органа.

В литературе приводятся разнообразные определения нормативного правового акта. Однако, по нашему мнению, официальным (т. е. содержащимся в официальных документах) следует считать и использовать в научном и деловом обороте следующее определение, приведенное и рекомендованное к использованию в приказе Минюста России от 04.05.2007 N 88: "Нормативный правовой акт — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение".

Совокупность нормативных правовых актов, регулирующих тот или иной вопрос, образует, как правило, многоуровневую систему. Ранжированные по юридической силе нормативные правовые акты образуют структурные ряды (уровни) этой системы, где каждый из ее элементов занимает строго определенное место. Взаимосвязь между нормативными правовыми актами различных уровней зависит от того, в чьей компетенции находится регулирование того или иного вопроса. Конституция РФ устанавливает предметы ведения РФ, совместного ведения РФ и ее субъектов, предметы ведения субъектов РФ. В Конституции РФ установлены способы разрешения противоречий между нормативными правовыми актами и другие вопросы нормотворческой деятельности в РФ. Единство правовой основы структурных рядов позволяет рассматривать их как единое целое, как систему нормативных правовых актов РФ.

Система нормативных правовых актов в РФ представляет собой совокупность иерархически взаимосвязанных нормативных правовых актов, принимаемых компетентными правотворческими органами на основе и в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик и уставами субъектов РФ.

Действующая система нормативных правовых актов, регламентирующих бухгалтерский учет, имеет многоуровневый характер. В литературе по бухгалтерскому учету нормативные правовые акты в зависимости от назначения и статуса в основном разделены на следующие четыре уровня:

— первый уровень составляют федеральные законы (Федеральный закон N 402-ФЗ и др.), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, регламентирующие прямо или косвенно организацию и ведение бухгалтерского учета в организации;

— ко второму уровню относятся положения по бухгалтерскому учету (российские стандарты);

— третий уровень представляют методические рекомендации (указания), инструкции, комментарии, письма Минфина России и других министерств и ведомств, на то уполномоченных;

— на четвертом уровне находятся рабочие документы самой организации. В некоторых научных источниках по бухгалтерскому учету приводится иная система нормативных правовых актов. Однако, по нашему мнению, общим недостатком является то, что к одному уровню относятся нормативные правовые акты, различные по юридической силе.

В литературе по юриспруденции система нормативного правового регулирования бухгалтерского учета иная. Здесь нормативные правовые акты представлены исходя из их юридической силы. Однако и в этих источниках, по нашему мнению, имеются неточности — представлены не все уровни.

В связи с изложенным возникла насущная потребность в уточнении системы нормативного правового регулирования бухгалтерского учета и структурировании нормативных правовых актов по их юридической силе.

В настоящее время отсутствует официальное определение понятия "система нормативного правового регулирования бухгалтерского учета". Используя уже сложившуюся формулировку "система нормативных правовых актов", приведенную выше, предлагаем следующую дефиницию, сформулированную нами: "Система нормативного правового регулирования бухгалтерского учета представляет собой совокупность иерархически взаимосвязанных нормативных правовых актов, принимаемых компетентными правотворческими органами на основе и в соответствии с Конституцией РФ и имеющих в своем составе нормы, прямо или косвенно устанавливающие единые требования к бухгалтерскому учету и бухгалтерской (финансовой) отчетности".

Прежде чем уточнить систему нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета, следует рассмотреть нормативно-правовое регулирование в РФ и иерархическую структуру нормативных правовых актов в РФ, так как нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета является его составной частью.

В связи с тем, что официальный бухгалтерский учет находится в ведении РФ (п. "р" ст. 71 Конституции РФ), иерархическая структура нормативных правовых актов будет рассмотрена только для предметов, относящихся к ведению РФ. Она имеет следующий вид с учетом включения международных договоров.

Первый уровень представлен Конституцией РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Согласно ч. 1 ст. 76 Конституции РФ по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

Второй уровень. Особое место в нормативно-правовом регулировании занимают международные договоры. Россия признает международные договоры частью своей правовой системы. Так, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора". В литературе отсутствует единая точка зрения, в каком ряду иерархии нормативных правовых актов находятся международные договоры. Мы согласны с точкой зрения ряда авторов, например Е. Ю. Грачевой, Е. И. Арефкиной и др. , относящих международные договоры к уровню между Конституцией РФ и федеральными конституционными законами (следующий за Конституцией РФ уровень).

Таким образом, ко второму уровню мы относим международные договоры РФ.

Третий уровень представлен федеральными конституционными законами.

Закон — это нормативный правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. Законы принимаются высшими представительными органами государства или самим народом в результате референдума. Законы подразделяются на конституционные и обыкновенные. В действующем федеральном законодательстве конституционные законы называются федеральными конституционными законами, обыкновенные законы — федеральными законами (согласно Конституции РФ).

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 108) и обладают более высокой юридической силой по сравнению с федеральными законами.

Четвертый уровень составляют федеральные законы.

Федеральные законы не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам. На основе законов и во исполнение их издаются нормативные правовые акты, которые называются подзаконными. Они принимаются органами или должностными лицами исполнительной власти (органами государственного управления), регулируют общественные отношения, нуждающиеся в правовом опосредовании (за исключением наиболее значимых отношений, которые регулируются законами), а также развивают, конкретизируют, детализируют законы. Следовательно, следующие уровни (с пятого и ниже) составляют .

К пятому уровню относятся указы и распоряжения Президента РФ, что вытекает из его конституционного статуса как главы государства. Указы и распоряжения Президента РФ являются обязательными для исполнения на всей территории РФ и не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам (ч. 2, 3 ст. 90 Конституции РФ).

Шестой уровень представляют постановления и распоряжения Правительства РФ, которые обязательны для исполнения и не могут противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам и указам Президента РФ, а в случае такого противоречия они могут быть отменены Президентом РФ. (ст. 115 Конституции РФ).

Седьмой уровень. Акты данного уровня юристы делят на два вида: ведомственные нормативные правовые акты и нормативные документы. Действующая Конституция РФ не регламентирует нормативно-правовую деятельность федеральных органов исполнительной власти. Согласно постановлению Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации". (далее — Правила N 1009) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений; издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается (пп. 1, 2 Правил N 1009).

Следовательно, письма и телеграммы не являются нормативными правовыми актами и носят информационный характер, в которых выражается точка зрения федерального органа исполнительной власти по тому или иному вопросу. Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими (п. 3 Правил. N 1009). Нормативный правовой акт считается изданным совместно, если он подписан (утвержден) руководителями (лицами, исполняющими обязанности руководителей) нескольких федеральных органов исполнительной власти и иных органов (организаций) (ч. 2 п. 4 Разъяснений о применении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации) .

Чтобы исключить практику принятия и введения в действие общеобязательных нормативных правовых актов, нарушающих права и свободы граждан и иных лиц, все они должны пройти регистрацию в Минюсте России. К общеобязательным относятся акты, которые носят межведомственный характер и распространяют свое действие на граждан и организации. Правом такого издания обладают Минфин России, Минюст России, Минобрнауки России, МВД России, ФНС России, другие ведомства, в компетенцию которых входит осуществление функций межотраслевого управления.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти могут быть отменены Правительством РФ.

Нормативным документом называется совокупность инструктивных материалов, устанавливающих какие-либо правила, нормы, нормативы. Как правило, нормативные документы вводятся в действие нормативными правовыми актами об их утверждении.

Банк России издает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций (ст. 7 Федерального закона от 10.06.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Восьмой уровень составляют нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ.

К девятому уровню относятся нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

На десятом уровне находятся локальные акты, принимаемые в пределах полномочий конкретных организаций.

Исходя из описанной выше иерархической структуры нормативных правовых актов, рассмотрим нормативные правовые акты, относящиеся к бухгалтерскому учету, и расположим их по структурным рядам. Не будем указывать, имеет ли тот или иной нормативный правовой акт прямое или косвенное отношение к бухгалтерскому учету, так как деление носит субъективный характер.

Первым уровнем является Конституция РФ, устанавливающая, что официальный бухгалтерский учет относится к ведению РФ (п. "р" ст. 71).

Сюда же, по нашему мнению, можно отнести следующие статьи Конституции РФ:

1) ст. 7, согласно которой "Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты" (ч. 1, 2) ;

2) ст. 37, в которой определено, что "Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск" (ч. 1-5);

3) ст. 39, согласно которой "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность" (ч. 1-3).

Нормы перечисленных выше статей (ст. 7, 37, 39) определяют трудовые отношения между работодателем и работником, оплату труда работников, регламентируют вопросы социального страхования и обеспечения; реализованы в ТК РФ и некоторых других законах. В бухгалтерском учете применяются в учете труда и его оплаты;

4) ст. 34, в которой установлено, что "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию" (ч. 1, 2). С учетом норм этой статьи, например, организуется предпринимательская деятельность в России. Норма реализована в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ);

5) ст. 57, где закреплено, что "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют".

Согласно нормам данной статьи, например, организованы налогообложение доходов физических лиц в соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ) и установление других налогов. Норма реализована в НК РФ, который имеет непосредственную связь с бухгалтерским учетом;

6) ст. 75, согласно которой "Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом" (ч. 1, 3).

Норма ч. 1 ст. 75 Конституции РФ реализована в Федеральном законе N 402-ФЗ, где установлено, что денежное измерение объектов бухгалтерского учета производится в валюте РФ (ч. 2 ст. 12).

Нормы ч. 3 ст. 75 Конституции РФ реализованы в НК РФ, в бухгалтерском учете применяются в учете расчетов с бюджетом.

Ко второму уровню относятся:

1) Декларация Международной организации труда (МОТ) "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (принята в Женеве 18.06.1998);

2) Конвенция N 95 МОТ "Относительно защиты заработной платы" (принята в Женеве 01.07.1949);

3) Конвенция N 132 МОТ "Об оплачиваемых отпусках" (пересмотренная в 1970 г.) (принята в Женеве 24.06.1970 на 54 сессии Генеральной конференции МОТ);

4) Конвенция N°173 МОТ "О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя" (принята в Женеве 23.06.1992 на 79 сессии Генеральной конференции МОТ).

5) Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (заключена в Оттаве 28.05.1988). В бухгалтерском учете имеет отношение к учету лизинговых операций;

6) Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (заключена в Страсбурге 27.01.1999).

Нормы ст. 14 "Правонарушения в сфере бухгалтерского учета" указанной Конвенции касаются установления ответственности за правонарушения в сфере бухгалтерского учета, подлежащие уголовному или иному наказанию согласно внутреннему праву государства, ратифицировавшего Конвенцию.

Из нормативных правовых актов третьего уровня к сфере бухгалтерского учета, по нашему мнению, относятся следующие законы:

1) Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (в частности, нормы ст. 14 "Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере экономики" и ст. 15 "Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики";

2) Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации", закрепляющий за арбитражными судами осуществление правосудия путем разрешения экономических споров (ст. 4).

Нормативных правовых актов четвертого уровня — федеральных законов — принято значительное количество. Перечислим некоторые из них:

1) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Его целью является установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета. Здесь следует помнить, что применяемые нормы других нормативных правовых актов не должны противоречить нормам данного закона;

2) ГК РФ (части первая-четвертая), ТК РФ, НК РФ, отдельные нормы которых регулируют элементы отношений, связанных с бухгалтерским учетом. Некоторые нормы Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) и Уголовного кодекса РФ (УК РФ) регулируют вопросы административной и уголовной ответственности за правонарушения в сфере бухгалтерского учета.

Согласно ГК РФ регистрируются, осуществляют деятельность, реорганизуются и ликвидируются юридические лица. Юридическое лицо как субъект гражданского права является и субъектом бухгалтерского учета. В ГК РФ непосредственное отношение к бухгалтерскому учету имеет значительное количество норм (нормы гл. 4, 13, 14 и многих других).

Большая часть норм ТК РФ также имеет отношение к бухгалтерскому учету. Это, например, нормы разд. VI "Оплата и нормирование труда", разд. III "Трудовой договор" и др. Трудовой кодекс РФ регулирует и вопросы материальной ответственности сторон трудового договора (разд. XI "Материальная ответственность сторон трудового договора").

В НК РФ определен порядок исчисления, уплаты и учета значительного количества налогов, например НДС (гл. 21), акцизов (гл. 22), НДФЛ (гл. 23) и др. Здесь же регулируются вопросы налоговых правонарушений и ответственности за их совершение (гл. 15, 16).

Кодекс об административных правонарушениях РФ устанавливает ответственность за административные правонарушения в области налогов (ст. 15.3-15.9 и 15.11) , исчисление, уплата и учет которых осуществляются в бухгалтерском учете.

Уголовный кодекс РФ устанавливает уголовную ответственность за нарушения в сфере предпринимательской деятельности (нормы разд. VIII "Преступления в сфере экономики", например ст. 159.4 "Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности", ст. 176 "Незаконное получение кредита", ст. 177 "Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности");

3) Федеральные законы: от 27.07.2010 N 208-ФЗ "О консолидированной бухгалтерской отчетности"; от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"; от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"; от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"; от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; от 27.06.2011. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"; от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и другие, отдельные нормы которых регулируют бухгалтерский учет.

Пятый уровень составляют указы и распоряжения Президента РФ. Сюда, по нашему мнению, следует отнести Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014-2016 годах", где предусмотрены в дальнейшем упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом; Указ Президента РФ от 13.03.2012 N 297 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции", в котором дано поручение Минфину России продолжить работу по совершенствованию ведения бухгалтерского учета, аудита, финансовой отчетности; Указ Президента РФ от 16.02.1993 N 224 "Об обязательном применении контрольно-кассовых машин предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности при осуществлении расчетов с населением" и некоторые другие.

Шестой уровень состоит из постановлений и распоряжений Правительства РФ.

Перечислим некоторые из них. Это постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации"; от 07.04.2004 N 185 "Вопросы Министерства финансов Российской Федерации"; от 24.12.2007 N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы"; от 01.01.2002 N 1 "О классификации основных средств, включенных в амортизационные группы"; от 25.02.2011 N 107 "Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации" и др.

На седьмом уровне находятся нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в РФ являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк РФ. Уполномоченным федеральным органом является Минфин России. Таким образом, седьмой уровень — это приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения Минфина России; указания, положения, инструкции Центрального банка РФ. Письма и телеграммы Минфина России и Банка России не являются нормативным правовыми актами и носят (должны носить) информационный характер, в которых высказывается мнение этих органов по рассматриваемым в письмах и телеграммах вопросам. Минфин России может издавать нормативные правовые акты совместно с другими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими. Регулирование бухгалтерского учета в РФ могут осуществлять также саморегулируемые организации в пределах предоставленных им функций (ч. 2 ст. 22, ст. 24 Федерального закона N 402-ФЗ).

В Федеральном законе N 402-ФЗ отдельно выделены федеральные и отраслевые стандарты, рекомендации в области бухгалтерского учета, названные документами в области регулирования бухгалтерского учета (ст. 21). По классификации актов федеральных органов исполнительной власти, рассмотренной нами выше, они относятся к нормативным документам. Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено данными стандартами. Федеральные стандарты применяются независимо от вида экономической деятельности. Они утверждаются нормативными правовыми актами Минфина России (по нашему мнению, приказами) (ч. 1-3, 16 ст. 21). Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности и утверждаются в установленном порядке (ч. 5, 16 ст. 21 Федерального закона N 402-ФЗ) . Полагаем, что они будут утверждаться Минфином России по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти.

Рекомендации принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учета, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учета и применяются на добровольной основе. Рекомендации в области бухгалтерского учета не должны создавать препятствий к осуществлению экономическим субъектом его деятельности (ч. 7, 8, 10 ст. 21 Федерального закона N 402-ФЗ). Федеральные и отраслевые стандарты не должны противоречить Федеральному закону N 402-ФЗ. Отраслевые стандарты не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учета не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам (ч. 15 ст. 21 Федерального закона N 402-ФЗ).

К настоящему времени Минфин России утвердил Правила подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета, за исключением программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. До их принятия следует руководствоваться утвержденными положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ). Однако необходимо помнить о том, что ПБУ следует применять в части, не противоречащей Федеральному закону N 402-ФЗ.

К седьмому уровню мы относим:

— группы приказов Минфина России: об утверждении положений по бухгалтерскому учету (ПБУ) (принято 24 ПБУ); об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету;

— приказы Минфина России: от 02.07.2010 N 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций"; от 25.11.2011 N 160н "О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации" ; от 31.10.2000 N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению" и многие другие.

К этому же уровню относятся: положение Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств"; Положение о платежной системе Банка России (утверждено Банком России 29.06.2012 N 384-П); Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (утверждено Банком России 12.10.2011 N 373-П) и др.

Исходя из классификации актов федеральных органов исполнительной власти (деление на нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и нормативные документы), рассмотренной нами выше, например, Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 является нормативным документом, введено в действие нормативным правовым актом — приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н. Аналогично нормативными документами являются и другие ПБУ. Приказ же Минфина России "О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации" от 25.11.2011 N 160н является нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти. Так же классифицируются и другие акты.

Федеральным законом N 402-ФЗ органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления не предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, следовательно, нормативные правовые акты этих органов власти в сфере бухгалтерского учета отсутствуют.

Однако мы полагаем, что в систему нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета следует включить законы субъектов РФ по установлению на их территории региональных налогов и сборов, а также нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по установлению на своей территории местных налогов. Наличие этих актов, по нашему мнению, следует учитывать, так как исчисление и уплата указанных налогов, их учет осуществляются в бухгалтерском учете. Нормы законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований, законов городов Москвы и Санкт-Петербурга не должны противоречить нормам НК РФ.

Таким образом, к восьмому уровню мы относим законы субъектов РФ по установлению региональных налогов и сборов (во исполнение норм разд. IX "Региональные налоги и сборы" НК РФ). Эти законы не должны противоречить разд. IX НК РФ.

К девятому уровню, по нашему мнению, относятся нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы городов Москвы и Санкт-Петербурга) по установлению местных налогов (во исполнение норм разд. X "Местные налоги" НК РФ). Эти нормативные правовые акты не должны противоречить разд. X НК РФ.

На десятом уровне находятся нормативные правовые акты организаций. К ним в первую очередь относятся стандарты экономического субъекта (организации), которые предназначены для упорядочения и ведения бухгалтерского учета (п. 4 ч. 1, ч. 11 ст. 21 Федерального закона. N 402-ФЗ); учетная политика организации и др.

Стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета для наглядности представлена в таблице.

Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета

Уровень иерархии

Нормативный правовой акт

Статус нормативных правовых актов

Первый уровень.

Основной закон РФ

Конституция РФ, п. "р" ст. 71; ст. 7, 34, 37, 39, 57, 75

Второй уровень.

Международные договоры

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию; Декларация МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда и др.

Не являются внутренним законом РФ, однако применяются на ее территории, имеют приоритет над внутренним законодательством

Третий уровень. Федеральные конституционные законы

"О Правительстве Российской Федерации"; "Об арбитражных судах в Российской Федерации"

Четвертый уровень.

Федеральные законы

Федеральный закон N 402-ФЗ, ГК РФ (части первая-четвертая); ТК РФ; НК РФ; КоАП РФ; УК РФ и др.

Пятый уровень.

Указы и распоряжения Президента РФ

Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014-2016 годах" и др.

Подзаконные нормативные правовые акты

Шестой уровень.

Постановления и распоряжения Правительства РФ

О Министерстве финансов Российской Федерации; Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы и др.

Седьмой уровень.

Приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения Минфина России; указания, положения, инструкции Центрального банка РФ

Нормативные правовые акты Минфина России и Банка России.

Нормативные документы, устанавливающие правила, нормы, нормативы, вводятся в действие нормативными правовыми актами Минфина России и Банка России

Восьмой уровень.

Нормативные правовые акты законодательных (представительных) органов субъектов РФ по установлению региональных налогов и сборов

Законы субъектов РФ по установлению региональных налогов и сборов (во исполнение норм разд. IX "Региональные налоги и сборы" НК РФ)

Нормативные правовые акты субъектов РФ по установлению региональных и местных налогов

Девятый уровень.

Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований по установлению местных налогов

Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы городов Москвы и Санкт-Петербурга) по установлению местных налогов (во исполнение норм разд. X "Местные налоги" НК РФ)

Десятый уровень.

Нормативные правовые акты организаций

Стандарты экономического субъекта; учетная политика организации и др.

Подзаконные нормативные правовые акты

Относятся к законам субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Относятся к иным нормативным правовым актам субъектов РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Изложенная нами система нормативного правового регулирования полностью соответствует Федеральному закону N 402-ФЗ и ее можно представить в виде четырех блоков.

Первый блок составляют законы: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, Федеральный закон N 402-ФЗ, другие федеральные законы.

Второй блок представлен подзаконными нормативными правовыми актами: указами и распоряжениями Президента РФ; постановлениями и распоряжениями Правительства РФ; приказами, распоряжениями, правилами, инструкциями и положениями Минфина России и Центрального банка РФ; нормативными правовыми актами организаций.

Третий блок состоит из нормативных правовых актов субъектов РФ: законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

К четвертому блоку мы относим международные договоры, которые не являются внутренними законами, но применяются на территории России и имеют приоритет над законами РФ, за исключением Конституции РФ.

Таким образом, система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета является десятиуровневой и состоит из четырех блоков (законов, подзаконных нормативных правовых актов, нормативных правовых актов субъектов РФ по установлению региональных и местных налогов, международных договоров), где между элементами каждого уровня существует иерархическая связь. Иерархическая связь выражается в том, что нормативные правовые акты в структурном ряду занимают строго определенное место и не могут содержать нормы, противоречащие вышестоящим актам. В то же время каждый нормативный правовой акт определенного уровня является исходной базой для актов, расположенных в структурном ряду ниже него. Нормативный правовой акт, нарушающий иерархическую связь и содержащий нормы, противоречащие вышестоящим актам, не подлежит применению в конкретных отношениях.

Иерархия нормативных правовых актов и связь между ними закреплены нормами Конституции РФ. В Конституции РФ определены способы устранения логических противоречий в действующих нормативных правовых актах. Для этих целей созданы Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, предусмотрен судебный порядок отмены нормативных правовых актов, нарушающих иерархическую связь. Президент РФ наделен правом отмены постановлений и распоряжений Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. Здесь следует отметить, что в настоящее время не удалось достичь полного согласования всех компонентов системы нормативных правовых актов.

В юридической литературе предложены следующие принципы определения, какую из взаимоисключающих норм использовать в случае противоречий между ними. Часть принципов определена в законодательстве, часть представляет собой обычай юридической практики:

1) если противоречия встречаются в актах, принадлежащих к разным отраслям права, то применяется норма для целей соответствующих отраслей права (например, для целей бухгалтерского учета или для целей налогообложения). ;

2) если противоречия содержатся в актах разной юридической силы, то применяют норму, введенную актом большей юридической силы. ;

3) если противоречия встречаются в актах равной юридической силы, то используют норму, введенную более поздним нормативным актом. ;

4) если противоречия встречаются в актах одной юридической силы, то акты разделяют на "общие", т. е. содержащие "общие" нормы права (уточнено нами. — Авт.) и "специальные", т. е. включающие "специальные" нормы права (уточнено нами. — Авт.), в таких случаях используют "специальные" нормы.

"Общие" нормы распространяются на всех лиц, проживающих на данной территории. "Специальные" нормы действуют только в отношении определенной категории лиц, например учителей, врачей, военнослужащих, пенсионеров. .

Взаимосвязь и соподчиненность федеральных стандартов, отраслевых стандартов, рекомендаций в области бухгалтерского учета, стандартов экономического субъекта определены Федеральным законом N 402-ФЗ (ст. 21).

Полагаем, что уточненная нами система нормативного правового регулирования бухгалтерского учета и изложенные взаимосвязь и соподчиненность нормативных правовых актов направлены на совершенствование правоприменительной практики экономических субъектов и, соответственно, снижение рисков возникновения хозяйственных споров между субъектами экономической деятельности, а также с контролирующими органами.

Система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации