Плохое поведение ребенок имеет право на образование. В каких формах может выражаться нарушение прав школьника. Права в школе отдельных категорий детей

Многим родителям приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями в школах, в которых учатся их дети. Данная подборка поможет проконсультировать друзей и коллег, как аргументированно отстоять свою позицию перед администрацией школы.

1. В гимназии обязывают покупать детям школьную форму у конкретного производителя. Форма очень плохого качества и при этом дорогая. Директор гимназии утверждает, что если мой ребенок будет ходить в школу без формы или в форме неустановленного образца, то его имеют право не пустить на уроки и даже отчислить. У них действительно есть такое право?

Обязательный или добровольный характер ношения школьной формы зависит от того, закреплены ли требования к форме в уставе вашей гимназии или ином локальном нормативном акте (например, в правилах внутреннего распорядка) или нет. В любом случае исключить ребенка из гимназии или не пускать его на уроки за то, что он не носит форму, администрация гимназии не вправе.

Напрямую вопрос о школьной форме в законодательстве не урегулирован. Однако в соответствии с пунктами 12 и 13 части 2 статьи 32 Закона РФ № 3266-1 «Об образовании» (далее – закон № 3266-1) образовательное учреждение вправе самостоятельно разрабатывать и принимать свой устав, правила внутреннего распорядка, иные локальные акты. Минобразования России в письме от 14.11.2000 № 22-06-1203 разъяснило, что образовательное учреждение вправе ввести форму для обучающихся, но это обязательно должно быть зафиксировано в уставе или ином локальном акте.

При этом, даже если в уставе или ином локальном акте установлены такие санкции за нарушение требования об обязательности школьной формы как исключение учащегося либо его недопущение на занятия, эти положения незаконны. Во-первых, в таком случае нарушается конституционное право на образование (ст. 43 Конституции РФ). Во-вторых, основания для исключения из образовательного учреждения названы в пункте 7 статьи 19 закона № 3266-1. Это неоднократные грубые нарушения устава, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников образовательного учреждения, а также нормальное функционирование образовательного учреждения. Вряд ли можно отнести к таким грубым нарушениям явку без формы или в форме неустановленного образца.

2. В школе учительница ударила моего ребенка. Какие меры должна предпринять администрация и куда я могу обратиться, если со стороны директора не будет должной реакции?

Применение методов физического и психического насилия по отношению к учащимся не допускается (п. 6 ст. 15 закона № 3266-1). Администрация школы по жалобе родителей должна запросить у учителя письменное объяснение, провести дисциплинарное расследование, и если изложенные в жалобе факты подтвердятся, не позднее одного месяца со дня обнаружения данного проступка привлечь учителя к дисциплинарной ответственности (ст. 193 ТК РФ, п. 2 ст. 55 закона № 3266-1). Возможны следующие виды дисциплинарной ответственности: замечание, выговор, увольнение (ст. 192 ТК РФ). Причем применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося, является специальным основанием увольнения педагогического работника (п. 2 ст. 336 ТК РФ, п. 4 ст. 56 закона № 3266-1). Конкретный вид ответственности определяет администрация школы (ч. 5 ст. 193 ТК РФ). При отсутствии мер реагирования со стороны администрации вы можете жаловаться в ваш территориальный орган управления образованием (окружное управление образованием, департамент образования и т. д.). Кроме того, можно жаловаться в прокуратуру (она обязана осуществлять надзор за исполнением законов органами управления и руководителями любых коммерческих и некоммерческих организаций – п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре РФ») и уполномоченному по правам ребенка. Можно требовать и возбуждения уголовного дела по статьям 115 (умышленное причинение легкого вреда здоровью) или 116 (нанесение побоев, не повлекших легкого вреда здоровью) Уголовного кодекса. Для этого необходимо подать заявление мировому судье, к судебному участку которого относится адрес вашей школы (ч. 1 ст. 31, ч. 1 ст. 32, ч. 1 ст. 318 УПК РФ). Кроме того, если факт физического насилия подтвердится в ходе дисциплинарного или уголовного расследования, вы можете требовать от школы компенсации морального вреда (ст. 151 ГК РФ, п. 3 ст. 32 закона № 3266-1).

3. В государственной школе, где учится мой сын, практикуются постоянные поборы на различные хозяйственные нужды – от ремонта помещений до оплаты услуг охранников. Вправе ли школа собирать деньги с родителей на хозяйственные нужды?

Собирать деньги с родителей школа не вправе. Но родители могут исключительно на добровольной основе по своей инициативе передавать школе деньги в качестве благотворительного взноса.

Порядок финансирования любого образовательного учреждения зависит от его статуса: государственное (федеральное, субъекта Федерации), муниципальное или частное. Финансирование государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется из бюджета соответствующего уровня на основе специальных нормативов (п. 2, 4 ст. 41 закона № 3266-1). При этом образовательное учреждение вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц (п. 8 ст. 41 закона № 3266-1). Пожертвование может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению (п. 3 ст. 582 ГК РФ), тогда жертвователь может требовать отчета об использовании средств, и если они были использованы не по назначению, потребовать их возврата (п. 5 ст. 582 ГК РФ). Например, можно пожертвовать школе деньги конкретно на оплату услуг охранной организации. Возможно и пожертвование без указания определенного назначения использования средств. В любом случае передача денег школе должна осуществляться в безналичном порядке путем перечисления на ее банковский счет либо на счет благотворительного фонда, из средств которого впоследствии выделяется помощь школе. Прямого запрета на получение пожертвований наличными нет, но такой порядок обязательно должен сопровождаться выдачей жертвователю квитанции к приходному кассовому ордеру с подписью главного бухгалтера и печатью (штампом) кассира (п. 13 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утвержденного решением совета директоров Банка России от 22.09.93 № 40).

Если под видом добровольных пожертвований в школе собирают деньги фактически принудительно (например, всем родителям объявляется конкретная сумма, которую необходимо передать на нужды школы), можно жаловаться в ваш территориальный орган управления образованием, Рособрнадзор, прокуратуру.

4. Дочь учится в первом классе, и учительница ставит им в тетрадках оценки, включая неудовлетворительные (двойки, тройки). Я слышала, что оценки в первом классе запрещены. Это так?

Да, это так. Причем в первом классе недопустима не только система балльного (отметочного) оценивания. Не рекомендуется даже использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (например, «звездочки» и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка (письмо Минобразования России от 25.09.2000 № 2021/11-13).

5. В школе требуют, чтобы дети посещали занятия только в сменной обуви. Тех, кто забывает «сменку», дежурные отправляют домой за обувью. Где установлена обязательность ношения сменной обуви в школах?

Обязательность наличия у учащихся сменной обуви обычно устанавливается в уставе школы или иных локальных актах (например, в правилах внутреннего распорядка), которые учащиеся обязаны соблюдать.

Необходимость наличия сменной обуви связана с поддержанием чистоты в помещениях школы, однако в Санитарно-эпидемиологических правилах и нормативах СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» такого обязательного требования, как наличие сменной обуви у учащихся, не предусмотрено.

Но даже если обязательность посещения занятий в сменной обуви установлена локальным актом школы, отказывать ученикам в доступе в школу на том основании, что они явились без «сменки», незаконно.

В данном случае нарушается право на образование. Вы можете письменно пожаловаться на действия дежурного, не пустившего ребенка на занятия, директору школы, а если эта практика не прекратится – в контролирующие организации (территориальный орган управления образованием, прокуратуру).

Любой гражданин России имеет права, которые должны неукоснительно соблюдаться. Дети не исключение, они находятся под защитой законодательства. Нормы о защите прав ребенка в школе отражены в различных правовых документах.

Какие права есть у ребенка в школе

Все дети имеют право на бесплатное образование. После получения начальной базы знаний, которая является обязательной для изучения, юноша или девушка может на конкурсной основе продолжить учебу в вузе.

В перечень прав школьников, касающихся непосредственно процесса обучения, входит:

  • возможность выбора школы и свободный перевод из одного учебного заведения в другое по волеизъявлению ученика и родителей;
  • различные формы получения образования: в учебном заведении или дома (например, семейное обучение или самообразование по индивидуальной программе);
  • безвозмездное пользование школьной библиотекой;
  • помощь педагогов в процессе обучения;
  • проведение уроков в комфортных условиях, обеспечивающих безопасность учащихся и педагогов;
  • добровольное посещение после плановых школьных уроков дополнительных занятий, приобретение полезных навыков и развитие своих способностей в кружках, секциях.

Другие права ребенка для школьников:

  • бесплатная квалифицированная медицинская помощь;
  • свобода выбора вероисповедания, право выражать личные убеждения;
  • материальная и физическая помощь школе исключительно на добровольных началах;
  • свобода посещения или игнорирования мероприятий, организованных школой, не входящих в план занятий;
  • информирование об оценках своих знаний;
  • возможность отказа от работы, вредной для здоровья, препятствующей обучению;
  • особые условия детям с ОВЗ;
  • тайна личной информации, в том числе письменных и телефонных переговоров;
  • гендерное равенство;
  • право пользования распоряжения личной собственностью.

Нарушение прав ребенка в школе

Наиболее частые проблемы, с которыми сталкиваются дети в школе, способы их решения.

Педагог устроил публичное разбирательство с учеником. Публичные выяснения отношений учителя с учеником недопустимы. , которая обязывает наилучшим образом обеспечивать интересы подрастающего поколения. А линчевание в присутствии других детей противоречит праву учащихся на уважении их человеческого достоинства (пп. 9 п. 1 ст. 34 закона N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Учителю позволено обсудить проблему с учеником и с его разрешения вынести предмет спора на обсуждение с другими учащимися. Разговоры на повышенных тонах, чрезмерные наказания, шантаж и психологическое насилие могут вызвать нервный срыв у ребенка с неокрепшей психикой.

Пункт 3 статьи 43 Закона об образовании в России запрещает физическое или психическое насилие над учениками, несмотря на их плохое поведение. Серьезные физические последствия в результате действия учителя встречаются крайне редко, но если такое случилось, нужно зафиксировать этот факт. Ученики бывают сложными, лишают педагогов терпения - несмотря на это преподаватель не имеет права ударить ученика, дать ему подзатыльник или пощечину. Рукоприкладство в зависимости от вреда, причиненного здоровью воспитанника, карается дисциплинарным, административным и даже уголовным наказанием.

Работник школы отнял телефон или другой личный предмет у ученика. Использование телефона в учебном заведении не регламентировано ни одним правовым документом, следовательно, гаджетом можно пользоваться в школе. Поэтому учитель не имеет права забрать ни телефон, ни другой предмет собственности (даже сигареты).

: Собственнику принадлежат все права владения и распоряжения своим имуществом. Но при этом моральные нормы поведения в обществе никто не отменял. Манипуляции с телефоном могут нарушить общественный порядок, мешать учебному процессу других учащихся. Учитель может сделать замечание, а ученик не должен игнорировать просьбу педагога, убрать гаджет во время урока.

Педагог не допустил школьника к занятиям или выгнал из аудитории. Не существует законных оснований у директора или педагога не пускать ученика в школу по причине опоздания, плохой прически, при отсутствии формы или справки о болезни. Иначе нарушаются права на получение обязательного образования. Нельзя выгнать с урока или не пустить на урок (это гарантируется статьей 43 Конституции РФ). В случае инцидента можно написать заявление директору о нарушении образовательного процесса.

Школа несет ответственность и за здоровье ребенка в учебные часы. Если школьник ведет себя безобразно, ломает мебель или угрожает здоровью окружающих, его нужно изолировать. Для этого учитель может вызвать охрану или представителей медицины и сдать ребенка «с рук на руки».

Вот, что говорит юрист:

Конфликты с другими учащимися. Не только работники школы могут нарушать права ребенка на физическую и психологическую неприкосновенность ребенка. Нередки случаи группового преследования школьника соучениками. Иногда инициатором таких конфликтов выступает учитель.

Частые причины травли сверстниками:

  • Национальные различия;
  • Нестандартное физическое развитие (трудно приходится детям с лишним весом);
  • Религиозные взгляды;
  • Проявление индивидуальных способностей.

Если мама и папа ребенка применяют физическое насилие против обидчика, это может закончиться возбуждением уголовного дела против родителей. Взрослые должны поговорить с несовершеннолетними обидчиками и учителем, выяснить причины неприятия, провести разъяснительную беседу. Если это не помогает, нужно обращаться к директору школы.

Администрация требует деньги на нужды школы. Всем знакома ситуация, когда руководство учебного заведения собирает у родителей деньги на различные нужды. Ремонт, новое оборудование, мебель - оплата всего этого ложится на плечи учащихся. Если родители отказываются сдавать деньги, страдают их дети, которые подвергаются преследованиям со стороны классного руководителя. Такие действия учителей противоречат закону о равном положении детей с различным материальным достатком и праву школьников на бесплатное образование, унижают честь и достоинство учеников. В этом случае родители могут обратиться с жалобой в орган управления образованием. Обычно такой меры бывает достаточно, до прокуратуры и суда дело не доходит.

Привлечение детей к уборке территории. В статье 34 (пункт 4) ФЗ об образовании говорится о запрете привлечения детей к труду, не предусмотренному учебной программой. Особое внимание уделяется согласию несовершеннолетних на участие в различных мероприятиях по уборке школы, обслуживании учеников или учителей в столовой. Причем одного согласия ребенка недостаточно, его родители также должны быть не против помощи школе трудом со стороны своего чада. В противном случае родители имеют возможность пожаловаться на руководство учебного заведения.

В России права и обязанности ребенка в школе тесно связаны. На заседании комитета Совета Федерации по науке и образованию 26 сентября 2016 министр О.Ю.Васильева выразила мнение о необходимости возврата в школу общественно-полезного труда. Она считает, что уборка учебных помещений, работа по облагораживанию пришкольной территории не угрожает жизни и здоровью школьников. Маленький человек должен обладать чувством ответственности за место, в котором проходит 11 лет его жизни. Министр предложила видоизменить соответствующий пункт закона об образовании.

Как защитить права ребенка в школе

У него появляется масса новых обязанностей. Но не стоит забывать о том, что помимо обязанностей у ребенка есть и права. Закон «Об образовании» перечисляет основные права ребенка в школе , которые обязательно должны соблюдаться.

Основные обязанности и права ребенка в школе перечисляются в уставе конкретного образовательного учреждения, но они должны противоречить закону «Об образовании», в частности, статье 50, озаглавленной «Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников» .

Основное право - это право на образование . Учащиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными стандартами и требованиями. Право на образование включает в себя, в частности:

Если ребенок учился в неаккредитованной частной школе или находился на домашнем обучении, он имеет право пройти аттестацию в аккредитованном образовательном учреждении и получить документ об образовании.

Также ребенок имеет право на уважение своего человеческого достоинства, свободу совести, информации, свободное выражение собственных мнений и убеждений . К сожалению, эти права ребенка в школе могут нарушаться. Так, нарушением права на уважение человеческого достоинства можно считать различные формы психического насилия , встречающиеся в школе:

  • угрозы, унижения, оскорбления словом и делом со стороны учителей;
  • предъявление к ребенку завышенных требований;
  • систематическая необоснованная критика, высказанная в некорректной форме;
  • открытая демонстрация негативного отношения к школьнику;
  • «буллинг» (травля со стороны одноклассников);
  • ксенофобия и дискриминация по любому признаку.

Что делать в том случае, если имеет место нарушение прав ребенка в школе? Защита прав ребенка в школе - это дело родителей и администрации . Задача родителей - заметить, что права ребенка ущемляют, и сообщить об этом администрации, задача администрации - разобраться. Обычно в конфликтных ситуациях администрация идет навстречу и проводит внутреннее расследование, чтобы избежать публичной огласки.

Если у ребенка произошел , сначала попробуйте решить проблему мирно, поговорив с учителем: при любом конфликте нужно выслушать обе стороны. Если это не помогло, обратитесь к директору школы. На основе вашего письменного заявления он обязан провести внутреннее служебное расследование . Приказом по школе создается комиссия, в которую включаются в том числе ученики или родители, а по результатам работы комиссии принимается решение.

Если ребенка обижают другие дети, нужно для начала поговорить с его родителями, возможно, этого будет достаточно. В том случае, если издевательства продолжаются, обратитесь в комиссию по делам несовершеннолетних и их прав . Сделать это можно как лично, так и через учителя. За обидчиков младше 14 лет отвечают их родители, которые обязаны компенсировать моральный и материальный ущерб. Если виновнику больше 14 лет, за некоторые деяния он будет отвечать сам.

Предотвращение дискриминации и ксенофобии - это обязанность учителей . Так что в случае травли вашего ребенка по какому-либо признаку обращайте к ним. Если учителя и администрация школы бездействуют и попустительствуют дискриминации, а среди учеников сильны ксенофобные настроения, вы имеет полное право обратиться в инспекцию по делам несовершеннолетних. Бывали случаи, когда на администрацию школы подавали в суд за попустительство.

Также ребенок имеет право на безопасные и приятные условия учебы . Несоблюдение правил техники безопасности на уроках физкультуры, запах краски в коридорах в результате не законченного вовремя ремонта, низкая температура в классах в зимнее время - все то, что может нанести вред здоровью ребенка, дает вам полное право высказать свои претензии.

Соблюдение прав ребенка в школе - это обязанность не только педагогического коллектива и администрации, но и родителей . Интересы ребенка должны быть вашим приоритетом. Если ребенок жалуется, не игнорируйте эти жалобы, не бойтесь обращаться к администрации: она обязана следить за тем, чтобы права ребенка в школе соблюдались. Если вы хотите, чтобы у ребенка остались только положительные воспоминания о школьных годах, не бойтесь добиваться соблюдения его прав - но при этом требуйте от ребенка выполнения его обязанностей.

В школе осуществляется педагогическим коллективом во главе с администрацией, а также родителями - законными представителями учащихся. Если в семье существуют серьезные противоречия между родителями и ребенком, ущемляющие его права ( или ограничение в правах вследствие злоупотребления алкоголем), то такие родители не вправе защищать интересы ребенка не только в школе, но и где бы то ни было. Органами опеки и попечительства назначается в таком случае другой представитель.

Основные права

Право на образование - это основное право всех учащихся на получение образования , согласно государственным стандартам и требованиям: обучение по индивидуальным программам, ускоренный курс обучения, бесплатное пользование библиотекой и всеми образовательными ресурсами учреждения, получение дополнительных образовательных услуг. Все кружки и факультативы, помимо учебного плана, посещаются учащимися исключительно на добровольной основе.

Право на уважение своего человеческого достоинства не должно нарушаться в различных проявлениях угроз и оскорблений, как со стороны учителей, так и учащихся. Нарушением можно считать и критику, высказанную учителем публично в некорректной форме. Травля со стороны одноклассников тоже имеет место среди подростков 13-15 лет.

Право на безопасные условия обучения дает возможность предъявить свои претензии по поводу низкой температуры в классных кабинетах, несоблюдения техники безопасности во время проведения уроков физкультуры, труда, химии или физики. Проведение любых ремонтных работ во время учебного процесса, а особенно сопровождающиеся запахом краски, нарушают права ребенка и наносят вред его здоровью.

Право на свободу совести и вероисповедание предоставляет каждому учащемуся право выбора религии, либо право поступать так, как диктуют ему убеждения. Вовлечение детей в политические и религиозные движения категорически запрещено.

Что делать, если нарушаются права ребенка в школе?

Защита прав ребенка в школе - это приоритетное дело , прежде всего, родителей и администрации школы. Родители, заметив неладное, должны безотлагательно обратиться к директору школы либо его заместителю. Как правило, администрация старается не усугублять ситуацию, и проводит свое внутреннее расследование неприятного инцидента. Когда случился конфликт с учителем, то порой достаточно родителям корректно поговорить с педагогом. Если такие меры не помогли, следует обратиться в письменной форме к администрации школы, а то и выше.

При оскорблении и унижении ребенка одноклассниками, первым делом следует встретиться с родителями обидчика. В случае если издевательства не прекращаются, можно обратиться в комиссию по делам несовершеннолетних. Сделать это можно самостоятельно или через учителя. Классный руководитель, как правило, сам должен быть в курсе, и принимать своевременно меры по пресечению травли ребенка другими детьми.

В настоящее время во многих школах в помощь родителям и педагогам работают такие специалисты, как социальный педагог и психолог. В их должностные обязанности входит:

  • проведение индивидуальной работы с учащимися,
  • профилактика и предупреждение конфликтных ситуаций в классном коллективе.

Во многие образовательные учреждения «проникла» и должность представителя Уполномоченного по правам человека.

Не бойтесь защищать права своего ребенка в школе, не отмахивайтесь от его жалоб, они могут быть не безосновательны. Но научите ребенка выполнять свои обязанности : права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав - к произволу.

При зачислении ребенка в первый класс образовательного учреждения, он автоматически наделяется рядом новых прав и обязанностей. Обычно незнание таковых или их нарушение со стороны администрации школы, приводит к конфликтным ситуациям «школа - ученик - родитель». В связи с этим возникает вопрос: как родителям, да и самим ученикам, отстаивать и защищать права в образовательных учреждениях? Итак, рассмотрим несколько примеров.

Возможным вариантом нарушения прав несовершеннолетних школьников может быть принуждение обучающихся убирать территорию образовательного учреждения или пришкольный участок . В такой ситуации нарушается статья 37 Конституции Российской Федерации, устанавливающая, что принудительный труд запрещен. Кроме того, в таком случае не соблюдается часть 4 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее – ФЗ № 273-ФЗ), которая определяет, что привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Данные нормы указывают на то, что школа не имеет права принуждать школьников брать швабры и мыть школьные помещения, убирать школьную территорию. И даже если ученики изъявили бы желание сами участвовать в трудовом десанте, то директор все равно не смог бы им этого позволить без письменного согласия родителей.

В случае если школа все-таки нарушает права школьников в данном вопросе, то родители могут обжаловать действия образовательного учреждения. Так, можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия педагога, который заставляет детей выполнять ту или иную уборку. Если директор откажется освободить ребенка от этого труда, жалобу можно будет написать в органы управления образованием и органы по защите прав ребенка, обратиться в суд.

Необходимо обратить внимание, что «самообслуживание» в школе, конечно, должно быть, но искать решение этой проблемы руководству школы нужно вместе с учениками и их родителями, руководствуясь действующим законодательством, а не самовольно принуждать школьников к труду.

Обязательное для всех учеников посещение православного монастыря, как внеклассного мероприятия – это еще один пример нарушения прав обучающихся. Среди учеников могут быть не только христиане, но и приверженцы других религий. Этот момент в обязательном порядке должен учитываться, ведь посещение монастыря может противоречить религиозным взглядам и убеждениям таких детей.

Регулируя данную ситуацию, Конституция Российской Федерации гласит, что каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, то есть каждый имеет право сам выбирать религию. В соответствии с этим ученики имеют полное право отказаться от посещения православного или иного монастыря, предлагаемого к посещению школой.

Если же администрация школы или классный руководитель принудительно привлекают школьников к участию в мероприятиях, имеющих отношение к религии, то родителям в таком случае следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в органы управления образованием, к уполномоченному по правам ребенка и другие органы. Если нарушением религиозных принципов ребенку причинены моральные страдания – можно требовать выплаты компенсации такого вреда.

Еще один пример нарушения прав обучающихся – принуждение со стороны руководства школы посещать дополнительные занятия. В этом случае стоит помнить, что в каждом образовательном учреждении есть свой учебный план, в котором строго прописаны предметы, изучаемые в конкретном классе, и количество часов, которое уделяется на эти предметы. Никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Все кружки, факультативы, секции могут быть только добровольными, и их школьник имеет полное право не посещать.

Восстановить нарушенные права можно теми же способами – обращением к руководству школы, в органы управления образованием, в прокуратуру, в суд. Действенным способом решения проблемы в этом случае может стать вынесение вопроса на школьный родительских совет, так как при принуждении к факультативным занятиям одними педагогами, уместно поставить этот вопрос на особый родительских контроль, чтобы предотвратить подобные злоупотребления со стороны остальных педагогов.

У нижение учителем ребенка перед одноклассниками или вынесение на всеобщее обсуждение класса мнений или убеждений ученика без его согласия - в данном примере явно прослеживается нарушение норм законодательства, так как согласно части 1 статьи 34 ФЗ № 273-ФЗ обучающийся имеет право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья.

Если такая ситуация произошла, родителям ученика для начала необходимо выяснить всю суть конфликта. Не исключено, что ребенок, находясь в напряженном эмоциональном состоянии, мог искаженно воспринимать слова педагога. Но в случае, если учитель действительно поступил непрофессионально – можно требовать применения к нему мер ответственности и даже компенсации причиненного ребенку морального вреда.

У даление ученика с урока или не допуск до занятий – это также нарушение прав ребенка. В такой ситуации школьнику стоит знать, что учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. Однако в этом правиле есть и исключения. Например, если ученик пришел в состоянии алкогольного или наркотического опьянения или начал громить школьную мебель – учитель обязан реагировать: вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые «из рук в руки» примут ученика у педагога и продолжат с ним работу по своей компетенции. Если же поведение школьника не представляет никакой опасности и не требует вмешательства специалистов - учитель не имеет права ограничивать ребенка в посещении урока.

Таким образом, любой из школьников или их родители может столкнуться с вышеперечисленными или иными ситуациями, когда нарушаются их права. Большинство из вопросов можно решить уже на стадии обращения к руководству школы. Причем лучше, если обращение будет не устным, а письменным. При этом один экземпляр документа (с отметкой о принятии) нужно сохранить у себя. Он может пригодиться для дальнейших обращений, если руководство школы никак не отреагирует или откажет в требованиях.

Помощник руководителя аппарата Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» Юлия ИСТОМИНА