Основания для карточек тушения пожаров. Оперативные карточки тушения пожаров

1.1. Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров (далее – Методические рекомендации) определяют общие требования к разработке, оформлению и использованию документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ.

1.2. В целях обеспечения готовности обслуживающего персонала (сотрудников, работников) организаций, а также пожарных подразделений и аварийно-спасательных формирований к действиям по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (далее – действия по тушению пожаров) разрабатываются документы предварительного планирования действий по тушению пожаров, а именно: планы тушения пожара (далее – ПТП) и карточки тушения пожара (далее – КТП).

1.3. ПТП и КТП предназначены для:

обеспечения руководителя тушения пожара (далее – РТП) информацией об оперативно-тактической характеристике объекта;

предварительного прогнозирования возможной обстановки в объекте при пожаре;

планирования основных действий по тушению пожаров;

повышения теоретической и практической подготовки личного состава подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных формирований и их органов управления к действиям по тушению пожаров;

информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.

1.4. Общее руководство организацией работы по составлению, отработке и учету ПТП и КТП возлагается на начальников гарнизонов пожарной охраны.

2. Разработка и корректировка Перечня организаций (объектов, сельских населенных пунктов) на которые должны составляться ПТП и КТП

2.1. ПТП и КТП составляются на все объекты и сельские населенные пункты, находящиеся в районе выезда подразделений, входящих в гарнизон пожарной охраны, и подпадающие под критерии, указанные в приложении № 1 к Методическим рекомендациям, а также иные объекты (на усмотрение начальников гарнизонов пожарной охраны).

Решение по разработке ПТП на каждый объект принимается начальником гарнизона пожарной охраны по письменному согласованию с его руководителем (собственником). В случае отказа руководителя (собственника) объекта ПТП не составляется.

2.2. В целях учета и планирования работы с ПТП и КТП в каждом местном гарнизоне пожарной охраны должен разрабатываться и своевременно корректироваться Перечень объектов (сельских населенных пунктов), на которые должны составляться ПТП и КТП (далее – Перечень) (Приложение № 2 к Методическим рекомендациям).

2.3. Перечень разрабатывается начальником местного гарнизона пожарной охраны и утверждается начальником органа местного самоуправления муниципального образования.

2.4. ПТП и КТП на объекты, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, представляемой соответствующими органами управления специальными подразделениями ФПС.

2.5. Перечень корректируется по мере необходимости, но не реже чем раз в год.

2.6. По результатам корректировки начальником местного гарнизона пожарной охраны вносятся соответствующие изменения в Перечень (при необходимости), в случае отсутствия изменений – отметка о проделанных мероприятиях.

2.7. Выписка из Перечня направляется в пожарные подразделения местного гарнизона пожарной охраны (в части их касающейся). В пожарных подразделениях выписка из Перечня хранится на пункте связи пожарной части, при его отсутствии на центральном пункте пожарной связи (далее – ЦППС), ЕДДС органа управления подразделениями пожарной охраны.

2.8. Копия Перечня направляется в территориальный орган МЧС России по субъекту Российской Федерации для учета и использования в работе.

3. Составление и корректировка ПТП и КТП.

3.1. На основании Перечня начальником пожарного подразделения разрабатывается годовой План-график составления и корректировки ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные на территории района выезда пожарного подразделения (приложение № 3 к Методическим рекомендациям).

3.2. План-график согласовывается с главами охраняемых муниципальных образований и руководством (собственниками) включенных в него объектов, утверждается начальником местного гарнизона пожарной охраны.

3.3. Требования к оформлению и содержанию ПТП и КТП приведены в разделах 7 и 8 Методических рекомендаций.

3.4. Составлению ПТП и КТП предшествуют следующие мероприятия:

изучение и анализ оперативно-тактической характеристики объекта (сельского населенного пункта), в том числе сбор сведений о его противопожарной защите;

изучение нормативных и справочных материалов, в том числе отраслевых нормативных актов, по данному объекту;

прогноз вероятного места возникновения наиболее сложного пожара и возможных ситуаций его развития;

изучение аналитических материалов по произошедшим пожарам в объекте (сельском населенном пункте) и в аналогичных объектах (сельских населенных пунктах).

3.5. ПТП составляются не менее чем в трех экземплярах. Первый экземпляр находится в пожарном подразделении, в районе (подрайоне) выезда которого находится организация (объект), второй экземпляр – в ЦППС (ЕДДС) местного гарнизона пожарной охраны, третий экземпляр – у руководства (собственника) объекта.

3.6. КТП составляются не менее чем в двух экземплярах. Первый экземпляр находится в пожарном подразделении, в районе выезда которого находится объект (сельский населенный пункт), второй экземпляр – у руководства (собственника) объекта (администрации сельского населенного пункта).

3.7. Начальниками гарнизонов пожарной охраны определяется перечень ПТП и КТП, электронные варианты которых должны храниться на переносных персональных электронно-вычислительных машинах, предназначенных для использования РТП и должностными лицами штабов пожаротушения, о чем делается соответствующая отметка в Перечне и Списке ПТП и КТП на объекты (сельские населенные пункты), расположенные в районе выезда пожарного подразделения (приложение № 4 к Методическим рекомендациям).

3.8. Электронные варианты ПТП и КТП должны отвечать следующим требованиям:

обеспечение ведения базы данных для неоднократного использования и своевременной корректировки данных;

обеспечение минимальных затрат на подготовку сотрудников к эксплуатации программного средства;

простой и наглядный интерфейс, позволяющий использовать их при непосредственном тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;

защита от внесения несанкционированных изменений в программное обеспечение.

3.9. ПТП и КТП подлежат корректировке при изменении формы собственности, функционального назначения, объемно-планировочных решений, модернизации технологического процесса производства, изменении тактических возможностей подразделений пожарной охраны и т.д. Внесение корректив осуществляется не позднее месяца с момента возникновения (обнаружения) изменений.

При корректировке ПТП и КТП соответствующие изменения вносятся также и в их электронные варианты.

3.9. На строящиеся объекты ПТП и КТП составляются на стадии их строительства или не менее чем за месяц до приема в эксплуатацию нового объекта или отдельных его элементов (установок и сооружений).

3.10. ПТП и КТП на особо важные и режимные объекты составляются, хранятся и применяются в соответствии с установленным порядком по работе, хранению секретных документов и материалов. Степень их секретности определяется режимной службой (собственником) объекта.

Оперативная карточка - это боевой документ, содержащий основные данные об объекте, позволяющие РТП быстро и правильно организовать действия по тушению пожара. При пожарах на объектах с массовым пребыванием людей главное назначение оперативной карточки - помочь руководителю тушения пожара в организации их спасения. Оперативные карточки составляют на детские ясли, сады и комбинаты, пришкольные интернаты, школыIII ...V степени огнестойкости; лечебные, культурно-зрелищные учреждения, важные общественно-административные здания и здания повышенной этажности (на которые не предусмотрено составление оперативных планов), на населенные пункты в сельских районах, кабельные отсеки энергообъектов.

По решению органов пожарной охраны и руководителей пожар­ах частей указанные документы могут быть составлены и на другие объекты, представляющие специфические особенности в оперативно-тактическом отношении: отдельные складские и торговые объекты, участки населенных пунктов с неудовлетворительным водоснабжением, объекты агропромышленных комплексов и т. п. Карточки разрабатывают в одном экземпляре, утверждает их начальник пожарной части, отделения или инспекции госпожнадзора. Хранятся карточки на пункте связи части или ДПД и выдаются при выезде подразделений на пожар.

Оперативные карточки на сельские населенные пункты составляют в двух экземплярах: один находится при штабе УПО (ОПО), а другой - на ЦППС или ППЧ райцентра без дежурного диспетче­ра. Перед тем как составить карточки, надо тщательно изучить объ­ект, выяснить с администрацией вопросы, относящиеся к разработке документа, определить приемы проведения спасательных работ и ту­шения возможного пожара.

Оперативная карточка состоит из двух частей: текстовой и графической. Она оформляется черной тушью на плотной бумаге форматом 15´ 20 см или типографских бланках, разработанных и изго­товленных в гарнизонах. Надписи и графики допускается делать шариковыми ручками с черной пастой.

В текстовой части карточки дают оперативно-тактическую ха­рактеристику объекта, сведения о водоисточниках, не указанных а графической части, количестве людей в здании в различные периоды суток, о пожарных подразделениях, которые могут прибыть в слу­чае пожара, и другие данные, представляющие важность в организа­ции боевых действий. При необходимости на отдельном вкладыше описывают рекомендации руководителю тушения пожара. Тексты оформляют чертежным (печатным) шрифтом или на пишущей ма­шинке. На последней странице карточки дают форму для отметок о проведенных занятиях с караулами части по отработке документа и записей об изменениях.

В графическую часть карточки входят общая схема объекта ч поэтажные планы. Их выполняют обязательно в масштабе, который указывают на чертежах, с соблюдением правил строительного черче­ния и условных оперативно-тактических обозначений. Масштаб дол­жен соответствовать размеру карточки. При значительных размерах зданий поэтажные планы рекомендуется выполнять в масштабе раз­вернутого вкладыша размером 20´ 30 см. Графическая часть долж­на быть наглядной и незагроможденной второстепенными элемен­тами.

На схеме показывают: выделенные контуры объекта, прилегаю­щие здания с указанием разрывов и степени их огнестойкости, бли­жайшие улицы; все водоисточники, вошедшие в план-схемы с рас­стояниями по маршруту прокладки рукавных линий; места установ­ки автолестниц, коленчатых автоподъемников и другие элементы, представляющие интерес при организации боевых действий на случай пожара.

На поэтажных планах должны быть четко представлены планировка, характеристика конструктивных элементов здания, входы, выходы, системы дымоудаления, места расположения межквартирных переходов, стационарные пожарные лестницы. Линиями разно­цвета обозначают основные и резервные маршруты эвакуации людей. Помещения на планах подписывают или номеруют с указанием.названий на сноске.

На карточках детских яслей, садов и комбинатов спальные комнаты, где размещаются дети в ночное время, заштриховывают красным цветом. Во вкладыше документа должны содержаться данные, ступающие ежедневно в пожарную часть о численности детей в ночное время. На лицевую сторону таких оперативных карточек по диагонали наносят красную полосу шириной 10 - 15 мм. Для лучшей сохранности оперативные карточки хранят в плотных обложках. или полиэтиленовых конвертах.

Оперативные карточки на сельские населенные пункты состоят из текстовой и графической частей. Текстовая часть включает сведения о населенном пункте, его оперативно-тактических особенностях, силах и средствах, прибывающих на случай возможного пожара и т.д. гримерная форма карточки приведена ниже). Графическая часть представляет подробную схему застройки села на местности (желательно в масштабе). Оперативные карточки хранят в плотном переплете.

Аналогично составляют оперативные карточки на участки районов выезда пожарных частей с неудовлетворительным водоснабжением.

В оперативных карточках на складские и торговые объекты, кроме общих требовании, должны содержаться данные о матери­альных ценностях, способах их хранения, свойствах пожаро- и взры­воопасных веществ, характерных опасных ситуациях при пожаре и осложнениях в процессе осуществления боевых действий, применя­емых огнетушащих средствах. На планах зданий соответствующими условными знаками (см. прил. 1) обозначают места хранения опас­ных веществ, возможных взрывов, отравлений, поражений человека электрическим током и т. п.

Оперативные карточки отрабатывают ежегодно со всеми дежур­ными караулами пожарных частей и боевыми расчетами ДПД в порядке проведения пожарно-тактических занятий на объектах. Следует, иметь в виду, что карточки на здания повышенной этажности обязательно отрабатывают с привлечением и установкой автолестниц, а также других средств, используемых для спасания людей.

Оперативная карточка тушения пожара в

(название населенного пункта)

Района

_____________________________________________________________________________________

Наименование сельского (поселкового района)

Номера телефонов: сельского (поселкового) Совета_________________

ДПК, ПСО, ДПД _______________________________________

Расстояние от райцентра км. Маршрут следования ППЧ райцентра

Число жилых домов __________________________________

Какая техника имеется для целей пожаротушения ______________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________

Характеристика особо важных объектов

п. п.

Наимено­вание

Номер телефона

Степень огнестой­кости

Этаж­ность

Площадь в плане

Вместимость

96. ПТП и КТП составляются на организации и сельские населенные пункты, расположенные в границах гарнизона и соответствующие характеристикам, приведенным в приложении N 8 к настоящему Положению.

97. ПТП и КТП, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются, хранятся и используются с соблюдением правил ведения секретного делопроизводства.

98. Решение по разработке ПТП (КТП) на организацию принимается начальником гарнизона по письменному согласованию с руководителем (собственником) организации.

99. В целях учета и планирования работы с ПТП и КТП в местном гарнизоне разрабатывается и своевременно корректируется Перечень организаций и сельских населенных пунктов, на которые должны составляться планы и карточки тушения пожаров (приложение N 9 к настоящему Положению) (далее - Перечень).

Перечень разрабатывается ежегодно, в IV квартале календарного года, органом местного самоуправления совместно с представителями местного гарнизона и утверждается главой органа местного самоуправления или его заместителем.

ПТП и КТП на организации, расположенные в районе выезда специальных подразделений ФПС, включаются в Перечень на основании информации, предоставляемой органами управления специальными подразделениями ФПС.

Выписка из Перечня направляется в подразделения местного гарнизона (в части, их касающейся) и хранится на ЦППС или ПСЧ.

Копия Перечня направляется в ГУ МЧС России.

100. На основании Перечня начальником подразделения гарнизона разрабатывается План-график составления и корректировки ПТП и КТП на организации, сельские населенные пункты, расположенные в районе выезда подразделения гарнизона, на календарный год (приложение N 10 к настоящему Положению), в котором определяются сроки составления и ответственные лица от организации (сельского населенного пункта) и гарнизона.

План-график утверждается начальником местного гарнизона.

101. ПТП составляются в трех экземплярах, утверждаются начальником гарнизона и собственником организации. Первый экземпляр хранится в подразделении гарнизона, в районе (подрайоне) выезда которого находится организация, второй экземпляр - в ЦППС местного гарнизона, третий экземпляр - у руководителя (собственника) организации.

102. КТП на организацию составляется в двух экземплярах, утверждается начальником подразделения гарнизона и собственником организации. Первый экземпляр КТП находится в подразделении гарнизона, в районе выезда которого находится организация, второй экземпляр - у руководителя (собственника) организации.

КТП на сельские населенные пункты составляются в двух экземплярах и утверждаются начальником подразделения гарнизона и главой администрации сельского населенного пункта. Первый экземпляр КТП находится в подразделении гарнизона, в районе выезда которого находится сельский населенный пункт, второй экземпляр - в администрации сельского населенного пункта.

103. ПТП и КТП, созданные в электронном виде, хранятся на переносных персональных электронно-вычислительных машинах, предназначенных для использования РТП и должностными лицами оперативных штабов на месте пожара (ЧС), резервные копии ПТП и КТП, созданных в электронном виде, хранятся на персональных электронно-вычислительных машинах ЦППС (ПСЧ).

104. ПТП корректируются ежегодно, КТП корректируются не реже, чем один раз в три года.

ПТП и КТП также подлежат корректировке при изменении формы собственности, функционального назначения, объемно-планировочных решений, модернизации технологического процесса производства организации, изменении тактических возможностей подразделений гарнизона, а также и в иных случаях по решению начальника местного гарнизона. Внесение корректив осуществляется не позднее одного месяца с момента получения информации об изменениях.

При корректировке ПТП и КТП изменения вносятся и в ПТП и КТП, созданные в электронном виде.

105. После утверждения, ПТП и КТП доводятся до должностных лиц местного гарнизона, руководителей подразделений гарнизона и заинтересованных служб организации.

ПТП и КТП присваивается порядковый номер и они хранятся на ЦППС (ПСЧ) в соответствии со списком ПТП и КТП.

106. Отработка ПТП и КТП проводится с выездом в организацию (в населенный пункт) в соответствии с распорядком дня дежурного караула или классно-групповым методом.

107. ПТП разрабатываются согласно приложению N 11 к настоящему Положению и включают в себя: титульный лист, содержание, основную часть и приложения.

ПТП оформляются на листах формата A4, приложения к ПТП, в том числе схемы, - на листах формата A4 - A1.

Основная часть должна включать в себя следующие разделы.

ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНОВ И КАРТОЧЕК

ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ

Общие положения

1. Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров определяют общие положения к составлению, в соответствии со статьей 21 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», документов предварительного планирования действий руководителей (собственников) и обслуживающего персонала (работников) организаций, подразделений пожарной охраны по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ 1 , общие положения к разработке, оформлению и использованию документов предварительного планирования действий руководителей (собственников) и обслуживающего персонала (работников) организаций, подразделений пожарной охраны по тушению пожаров в организациях, городах (населенных пунктах) на территории Российской Федерации.

2. В целях повышения готовности подразделений пожарной охраны к тушению пожаров в организациях (на объектах), населенных пунктах на территории Российской Федерации разрабатываются документы предварительного планирования действий подразделений пожарной охраны по тушению пожаров – планы тушения пожара 2 и карточки тушения пожара 3 .

3. ПТП и КТП предназначены для:

определения руководителем (собственником) мер и порядка действий обслуживающего персонала (работников) при пожаре;

обеспечения руководителя тушения пожара 4 информацией об оперативно-тактической характеристике организации (объекта), предварительного прогнозирования возможной обстановки в организации при пожаре, планирования основных (главных) действий подразделений пожарной охраны по тушению пожара;

повышения теоретической и практической подготовки личного состава (работников) подразделений пожарной охраны и их органов управления;

информационного обеспечения при исследовании (изучении) пожара.

Термины и определения

план тушения пожара – документ, прогнозирующий обстановку и устанавливающий основные вопросы организации тушения развившегося пожара в организации (на объекте);

карточка тушения пожара – документ, содержащий основные данные об организации (объекте) и путях эвакуации, позволяющий РТП быстро и правильно организовать действия подразделений пожарной охраны по спасанию людей и тушению пожара;

компьютерный план тушения пожара 5 программное средство, обеспечивающее эффективное выполнение функций управления деятельностью пожарных подразделений по организации тушения пожаров в организации, построенное на основе использования теории управления, математических методов и информационных моделей, а также высокопроизводительных средств сбора, фиксации, передачи, хранения и переработки информации;

время свободного развития пожара – интервал времени от момента возникновения пожара до момента подачи огнетушащих веществ на его ликвидацию;

развитие пожара – увеличение геометрических размеров зоны горения, нарастания опасных факторов пожара и усиление вторичных проявлений опасных факторов пожара;

противопожарное водоснабжение – комплекс инженерно–технических сооружений, предназначенных для забора и транспортировки воды, хранения ее запасов и использования для пожаротушения;

спасение людей при пожаре – действия по эвакуации людей, которые не могут самостоятельно покинуть зону, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара или предполагается подача опасных для здоровья огнетушащих веществ;

эвакуация людей при пожаре – вынужденный процесс движения людей из зоны, где имеется возможность воздействия на них опасных факторов пожара;

номер (ранг) пожара – условный признак сложности пожара, определяющий в расписании выезда необходимый состав сил и средств пожарной охраны, привлекаемых к тушению пожара;

оперативно–тактическая характеристика организации – сведения об организации, необходимые для организации тушения пожара;

система противопожарной защиты организации – совокупность организационных мероприятий и технических средств, направленных на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничение материального ущерба от него.

1. Организация, порядок разработки (корректировки)

и практической отработки ПТП (КТП)

1.1. Разрабатываются ПТП, по согласованию с собственником имущества, на действующие организации (объекты), их структурные подразделения, а также на подготовленные к сдаче в эксплуатацию организации (объекты).

Перечень (примерный) производственных характеристик организаций (объектов) на которые разрабатываются ПТП, приведен в приложении 1.

Данный перечень может корректироваться органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Если производственные характеристики организаций (объектов) не соответствуют производственным характеристикам организаций (объектов), на которые разрабатываются ПТП или объем информационных данных меньше, чем предусмотрено для ПТП, то рекомендуется разработка КТП.

1.2. Разработка (корректировка) ПТП (КТП) осуществляет совместно с администрацией (собственником) организации (объекта) и подразделением пожарной охраны.

Администрацией (собственником) организации (объекта) назначаются сотрудники (работники) ответственные за своевременную разработку (корректировку) и введение в действие положений ПТП (КТП) при пожаре.

Организация и разработка (корректировка) ПТП (КТП) на организации (объекты), возлагается на подразделения пожарной охраны и их органы управления, в районе выезда которых находятся данные организации (объекты).

Организация и разработка (корректировка) ПТП (КТП) на организации (объекты), критически важные для национальной безопасности страны, другие особо важные пожароопасные объекты, особо ценные объекты культурного наследия России возлагается на подразделения федеральной противопожарной службы.

Общая организация и осуществление контроля за разработкой (корректировкой) ПТП (КТП), а также оказание методической помощи в их разработке (корректировке) возлагается на органы, специально уполномоченные решать задачи в области гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации 6 .

Разработка ПТП (КТП), также может осуществляться и на договорной основе иными организациями, имеющими аккредитацию и лицензию на право деятельности в области обеспечения пожарной безопасности (оценки оперативно-тактической характеристики организации, расчета сил и средств привлекаемых для тушения пожара и т.д.).

1.3. Разработка (корректировка) ПТП (КТП) осуществляется на основании годового план-графика разработки (внесения коррективов) ПТП (КТП) (приложение 2).

План-график разрабатывается подразделением пожарной охраны, утверждается руководителем органа управления пожарной охраны, согласовывается с администрацией (собственником) организаций (объектов), а также с органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

1.4. Разработанные ПТП (КТП) на особо важные и режимные организации, хранятся и применяются согласно установленного порядка по работе, хранению секретных документов и материалов. Степень секретности разработанных документов определяется режимной службой охраняемой (обслуживаемой) организацией (собственником).

1.5. Разработке ПТП (КТП) предшествуют следующие мероприятия:

изучение (по согласованию с собственником имущества) и анализ оперативно-тактической характеристики организации (объекта), в том числе сбор сведений о её (его) противопожарной защите;

изучение нормативных и справочных материалов, в том числе отраслевых нормативных актов, по данной организации (объекту);

прогноз вероятного места возникновения наиболее сложного пожара и возможных ситуаций его развития, а также масштабов последствий;

изучение аналитических материалов по произошедшим пожарам в организации (объекте) и в аналогичных организациях (объектах).

1.6. Разрабатываются ПТП (КТП) на организации (объекты) не менее двух экземпляров. Первый экземпляр находится в пожарной части, в районе выезда которой находится организация (объект), второй экземпляр - в охраняемой (обслуживаемой) организации (объекте).

1.7. ПТП (КТП) подлежат изучению администрацией и работниками заинтересованных служб организации (объекта), привлекаемых служб и организаций, а также практической отработке личным составом (работниками) пожарной охраны и обслуживающим персоналом организации (объекта) при проведении занятий по пожарно-тактической подготовке.

1.8. ПТП (КТП) разрабатываются на организации (объекты) на стадии их строительства или не менее чем за месяц до приема в эксплуатацию (пуска) новой организации (объекта) или отдельных ее элементов (установок и сооружений).

1.9. Внесение коррективов в ПТП (КТП) проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в год, подразделениями пожарной охраны и администрацией организации (объекта).

О мероприятиях, проведенных в порядке отработки (корректировки) ПТП (КТП), делаются отметки в журнале установленной формы (таблица 2, приложения 3), а при необходимости вносятся коррективы в текстовую или графическую части.

ПТП (КТП) подлежат доработке при изменении функционального назначения, объемно-планировочных решений, модернизации технологического процесса производства организации (объекта), тактических возможностей подразделений пожарной охраны.

Внесение коррективов в ПТП (КТП) осуществляется немедленно с момента внесения или обнаружения изменений.

1.10. На организации (объекты), критически важные для национальной безопасности страны, другие особо важные пожароопасные объекты, особо ценные объекты культурного наследия России, разрабатывается электронный вариант КПТП.

Программное средство КПТП состоит из разделов предусмотренных для ПТП и к нему предъявляются требования, которые позволяют:

вести базу данных для вторичного использования и корректировки данных с целью актуализации КПТП;

обеспечивать интерактивный диалоговый режим работы и обладать простым, дружественным конечному пользователю (наглядным) интерфейсом;

обеспечивать минимальные затраты на подготовку сотрудников к эксплуатации программного средства;

1.11. При разработке ПТП (КТП) необходимо скорректировать их с планами ликвидации аварийных ситуаций организаций (объектов) для использования их при ликвидации пожаров (аварий).

2. Утверждение и согласование, учет ПТП (КТП)

2.1. ПТП (КТП), разработанный на организацию (объект), охраняемый (обслуживаемый) подразделением пожарной охраны, согласовывается со всеми организациями (службами) привлекаемыми для тушения пожара, утверждается руководителем (собственником) организации (объекта) и органа управления подразделения пожарной охраны охраняющего (обслуживающего) данную организацию (объект).

2.2. ПТП (КТП), разработанный на организацию (объект), охраняемый (обслуживаемый) или находящийся в районе выезда подразделения противопожарной службы субъекта (муниципального образования) Российской Федерации, согласовывается со всеми организациями (службами) привлекаемыми для тушения пожара, утверждается руководителем (собственником) организации (объекта) и органа управления подразделения противопожарной службы субъекта (муниципального образования) Российской Федерации.

2.3. ПТП, разработанный на организацию (объект), охраняемый (обслуживаемый) объектовым, специальным подразделением федеральной противопожарной службы, подлежит согласованию с руководителями территориального органа МЧС России по субъекту Российской Федерации и организаций (служб) привлекаемых для тушения пожара, утверждается руководителем организации (объекта) и начальником Управления организации пожаротушения и специальной пожарной охраны МЧС России.

2.4. КТП, разработанная на организацию (объект), охраняемой (обслуживаемой) объектовым, специальным подразделением федеральной противопожарной службы, подлежит согласованию с руководителем организации (объекта) и со всеми организациями (службами) привлекаемыми для тушения пожара, утверждаются руководителями территориального органа МЧС России по субъекту Российской Федерации и органов управления объектовых, специальных подразделений федеральной противопожарной службы.

2.5. После утверждения ПТП (КТП) руководящий состав пожарной охраны и заинтересованных служб организации (объекта) ознакамливается с их содержанием.

2.6. Учет ПТП (КТП) и работы с ними отражаться в журнале установленной формы (таблица 1, приложения 3).

3. Требования к оформлению и содержанию ПТП

3.1. ПТП оформляются отдельной книгой (брошюрой) в обложке, на бумаге единого формата размером не менее 210297 мм. (А4 (М11)).

3.2. Графическая часть ПТП выполняться в двух экземплярах, (один экземпляр для использования на пожаре, как рабочий материал оперативного штаба) в масштабе, на отдельных листах, единого формата А4 (М11) с размерами, удобными для использования в оперативной обстановке.

генеральный план – А3 (М12);

поэтажные планировки и разрезы – А4 (М11) – А3 (М12).

Допускается для крупных и сложных в оперативно-тактическом отношении объектов организаций увеличивать размер до 594 420 мм. формат А1 (М24).

Размеры копий планировок и других схем должны быть четкими и не более установленного формата. Масштаб допускается в пределах М 150 – М 1:200.

Все материалы текстовой и графической части ПТП защищаются от порчи. При этом листы большого формата должны иметь возможность складываться до установленного формата.

3.3. Структурные элементы ПТП:

титульный лист;

основная часть;

приложения.

3.3.1. Титульный лист является первой страницей ПТП и служит источником информации, необходимой для его поиска. На титульном листе приводят следующие сведения: наименование организации, на которую составлен ПТП, ведомственная принадлежность и адрес, номера телефонов руководства и диспетчерской службы организации, грифы утверждения и согласования (приложение 4).

В ПТП объемом не более 10 страниц содержание допускается не составлять.

3.3.3. Основная часть.

Основная часть состоит из текстовой и графической частей.

Текстовая часть включает следующие основные разделы:

оперативно - тактическая характеристика организации (объекта);

прогноз развития пожара;

организация тушения пожара обслуживающим персоналом (работниками) организации до прибытия пожарных подразделений;

организация проведения спасательных работ;

организация тушения пожара подразделениями пожарной охраны;

организация взаимодействия подразделений пожарной охраны со службами жизнеобеспечения организации (объекта), аварийными и аварийно-спасательными службами города, населенного пункта (района), закрытого административно-территориального образования 7 ;

оперативный раздел;

требования правил охраны труда и техники безопасности;

учет использования ПТП.

Раздел «Оперативно-тактическая характеристика организации» содержит информацию о данных, способных в той или иной степени повлиять на исход развития и тушения пожара и состоит из следующих подразделов:

общие сведения об организации, где указывается следующая информация: функциональное назначение организации (объекта организации), в т.ч. перечень организаций и учреждений, входящих в его состав; площадь территории; степень огнестойкости и этажность основных зданий и сооружений; вид строительных конструкций зданий (перекрытий, стен, перегородок и т.п.);

данные о пожарной нагрузке в помещениях, особенностях технологического процесса производства, о взрывопожароопасных производствах, сведения о веществах и материалах, обращающихся в производстве, с обязательным указанием наличия радиоактивных, химических веществ, веществ, вступающих в реакцию с водой и т.п.;

система противопожарной защиты организации,где должно быть изложено описание, вид, тактико-технические характеристики систем: автоматического обнаружения и извещения о пожаре, телевизионного наблюдения, автоматического оповещения и управления эвакуацией людей, водяного пожаротушения, автоматического пожаротушения, противодымной защитой и др.;

дополнительные сведения о характеристиках электроснабжения, отопления и вентиляции.

В разделе «Прогноз развития пожара» указываются:

обоснования возможных мест возникновения пожара, которые определяются исходя из реальной обстановки в организации (на объекте) и (или) требуется привлечение наибольшее количество сил и средств для его ликвидации;

пути возможного распространения пожара;

степень угрозы жизни и здоровью людям;

места возможных обрушений строительных конструкций и оборудования, границы растекания горючих веществ и материалов, взрывов аппаратов и сосудов, находящихся (работающих) под давлением;

возможные зоны задымления и прогнозируемая концентрация продуктов горения;

параметры возможной зоны теплового воздействия;

возможные параметры пожара.

В разделе «Организация проведения спасательных работ» приводится:

численность работающих (число мест) в организации, сведения о местах нахождения и физическое состояние людей (способность самостоятельно передвигаться и принимать решения);

сведения об эвакуационных путях и выходах из здания, в т.ч. информация: о предполагаемом сосредоточении людей в помещениях, порядке проведения спасательных работ и привлекаемой для этих целей техники и оборудования, порядке оказания медицинской помощи пострадавшим.

В разделе проводится расчет времени эвакуации людей из здания. Для определения необходимости проведения спасательных работ проводится сравнительный анализ времени эвакуации и времени прибытия первых подразделений пожарной охраны.

В разделе «Организация тушения пожара подразделениями пожарной охраны» приводятся:

расчет необходимого количества сил и средств;

организация тушения пожаров при различных вариантах его развития, определяется на основании раздела «Прогноза развития пожара» (приложение 7);

расчетные и справочные данные, необходимые для обеспечения управления действиями подразделений пожарной охраны при пожаре;

схемы развертывания подразделений пожарной охраны при различных вариантах тушения пожара.

В разделе «Организация тушения пожара обслуживающим персоналом (работниками) организации до прибытия пожарных подразделений», излагаются:

основные обязанности и порядок действия обслуживающего персонала (работников) организации при возникновении пожара (табель пожарного расчета, приложение 5).

списки должностных лиц, членов формирований добровольной пожарной охраны 8 , добровольной пожарной команды 9 , членов пожарного расчета с указанием мест их постоянной работы, домашних адресов и телефонов;

инструкции на случай пожара для должностных лиц организации;

данные о дислокации аварийно-спасательных служб организации, номера их телефонов, наличие другой связи с ними;

В виде приложений в данном разделе указываются следующие сведения:

наличие и порядок использования техники и средств связи организации;

организация обеспечения средствами индивидуальной защиты участников тушения пожара.

В разделе «Организация взаимодействия подразделений пожарной охраны со службами жизнеобеспечения организации и города, населенного пункта (района), ЗАТО» указываются следующие сведения:

состав, дислокация, порядок и время сосредоточения сил и средств, выделяемых участниками взаимодействия при получении сообщения о пожаре;

организация привлечения и связи всех участников взаимодействия;

система взаимного обмена информацией;

порядок взаимодействия всех служб, принимающих участие в тушении пожара (приложение 6);

инструкции о порядке взаимодействия подразделений пожарной охраны со службами жизнеобеспечения организации города, населенного пункта (района), ЗАТО и другими организациями;

В «Оперативном разделе» излагается:

краткая оперативно–тактическая характеристика организации (объекта организации) (приложение 8);

сводные данные расчета необходимого количества сил и средств пожарной охраны при каждом варианте тушения пожара (приложение 9, табл.1);

сведения о количестве, сил и средств пожарной охраны, времени их прибытия, типах пожарных автомобилей и их укомплектованность личным составом и специальными техническими средствами (приложение 9, табл.2);

В разделе «Требования охраны труда и техники безопасности» указываются:

требования безопасности и техники безопасности при тушении пожаров в условиях особой опасности для личного состава (в непригодной для дыхания среде, при неблагоприятных климатических условиях, при радиоактивном или химическом загрязнении и т.д.).

В разделе «Учет использования ПТП» излагаются:

сведения о применении ПТП: на пожарах; при проведении занятий по пожарно-профилактической и тактической подготовке; учениях; отметки о корректировке.

В раздел «Приложения» включаются:

расчетные и справочные материалы;

схемы возможного развития пожара;

схемы организации взаимодействия на пожаре;

схемы организации связи на сложном объекте организации;

схемы развертывания подразделений пожарной охраны с указанием количества пожарных стволов (ручных, стационарных), которые можно подать от пожарных автомобилей, установленных на ближайших к месту пожара водоисточниках;

схемы организации заправочного пункта у водоема и снабжение водой пожарных автомобилей, осуществляющих тушение пожара, способами «перекачки» и (или) «подвоза»;

математические расчеты, таблицы вспомогательных цифровых данных.

3.3.4. Графическая часть ПТП включает в себя:

план-схему организации (объекта организации) на местности (генплан), с указанием разрывов до соседних зданий и строений, с нанесением дорог и проездов, водоисточники и их характеристики, которые можно использовать при тушении пожара и расстояния от них по маршрутам прокладки рукавных линий, вариантами рациональной расстановки пожарной техники;

ситуационный план-схему организации с указанием месторасположения пункта управления ответственного руководителя работ, места сбора работников служб жизнеобеспечения организации и сосредоточения техники организации, пункты сушки, обогрева, питания личного состава подразделений пожарной охраны и работников организации участвующих в тушении пожара, заправка горюче-смазочными материалами 1 0 пожарной техники и техники организации;

поэтажные планы, разрезы 11 основных зданий и сооружений организации на которых отражаются конструктивные, объемно–планировочные и технологические особенности организации (объекта), места расположения и управления системой противопожарной защиты, отключения электроэнергии, наличие лифтов, эвакуационные выходы из помещений и т.д.

Планы тушения пожаров . 3. Контроль...

  • По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс россии)

    Документ

    ... пожаров в зданиях повышенной этажности. М., 2006. Методические рекомендации по проведению разборов пожаров . М., 2006. Методические рекомендации по изучению пожаров . М., 2007. Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров ...

  • По делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс россии) (1)

    Документ

    Пермь. 2005 г. 60. Методические рекомендации по изучению пожаров . Москва. 2007 г. 61. Методические рекомендации по составлению планов и карточек тушения пожаров . Москва 2005. Дополнительная...

  • Методические рекомендации по тушению пожаров на объектах метрополитенов москва 2009

    Методические рекомендации

    ... планов тушения пожаров являются начальник территориального гарнизона пожарной охраны и начальник метрополитена. Планы тушения пожаров разрабатываются в соответствии с Методическими рекомендациями составлению планов и карточек тушения пожара ...

  • 1. Основное назначение пожарных планов
    2. Методика составления пожарных планов
    3. Требования и рекомендации к содержанию пожарных планов

    Основное назначение пожарных планов

    Каким бы профессиональным и дорогим не было противопожарное оборудование , его эффективное применение напрямую зависит не только от умения им обращаться, но и от следования плану тушния пожаров, который должен быть на каждом предприятии. В данной статье мы разберём основные вопросы, касающиеся планов по тушению пожаров, для чего они нужны, как создаются, и каким регламентам и нормам должны соответствовать.

    Пожарные планы и каточки в первую очередь являются информационным оповещением на случай возникновения пожара. В них указывается перечень действий, которые необходимо предпринять руководителю организации при возникновении пожара. Так же в плане должны быть указаны ответственные лица и их функции на случай возникновения пожара. Информация, указанная в пожарном плане, может помочь пожарным и другим службам своевременно сориентироваться на объекте, и помочь в выработке решений по борьбе с пожаром, эвакуации людей или выполнении других задач. Планы по тушению пожара помогают руководству компании подготовить на предприятиях ответственных лиц, отвечающих за организацию пожарной безопасности. Систематически проводится обучение персонала на случай возникновения чрезвычайной ситуации.

    Методика составления пожарных планов

    План тушения пожара, или, как его ещё называют, - пожарный план, является частью важных документов организации, которые строго регламентированы и должны соответствовать определённым нормам. Вместе с пожарным планом предусмотрено использование и специальных карточек. Пожарный план - это официальный документ, утверждённый ответственным лицом, который содержит в себе рекомендации по локализации пожара. В пожарном плане указываются места входа и выхода из зданий, узлы подключения пожарного оборудования, расположение внутренних пожарных водопроводов и других элементов противопожарной защиты (огнетушители , модули пожаротушения ). Планы тушения создаются для каждого объекта отдельно, учитываю их специфику. Так, созданный для определённого объекта план тушения пожара будет актуален только для данного объекта, т.к. будет учитывать все его нюансы и прогнозировать на нём возникновение и распространение пожара, с необходимыми действиями, направленными для его локализации и устранения.

    В отчилие от плана тушения пожара, являющегося информационным материалом и рекомендационными действиями по ликвидации самого возгорания, карточка пожара является документом, в который заносятся необходимые регистрационные данные объекта, и указываются эвакуационных пути в безопасное место на случай пожара. Целью данных карточек является координация слаженной работы пожарных служб и ответственных за пожарную безопасность лиц по выводу людей из горящего здания. При создании плана по тушению пожара ответственное за пожарную безопасность лицо исходит из нормативной документации, которая представляет из себя методические рекомендации. Карточки и планы по тушению должны создаваться в нескольких экземплярах, один из которых размещается непосредственно на территории объекта, а другой в ближайшей пожарной части, обслуживающей данный объект. Пожарные планы и карточки разрабатываются ещё до того, как объект или отдельные его части построены. При их создании исходят из инженерной технической документации, в которой зафиксированы в чертежах все необходимые параметры. Если в дальнейшем объект подвергается каким-либо изменениям, связанным со стройкой дополнительных корпусов, блоков, секторов или, наоборот, с демонтажем части строений или их секций, то в пожарный план и карточку вносятся необходимые поправки, чтобы они оставались в актуальном состоянии на случай чрезвычайной ситуации.

    Помимо непосредственно материальных пожарных планов и карточек, выполненных из бумаги и пластика, для особой категории объектов, представляющих особую ценность для государства, предусмотрено создание так называемых электронных компьютерных планов.

    Требования и рекомендации к содержанию пожарных планов и карточек

    Государство строго регламентирует порядок создания и информационной наполненности пожарных планов и карточек:

    • Планы тушения пожаров должны иметь титульный лист;
    • План должен быть подробно описан по своему содержанию. Если он состоит из менее десяти страниц, такое описание является не обязательным;
    • План должен иметь главный раздел, в котором описывается его основная информационная часть;
    • План должен иметь оперативный раздел, в котором указываются технические характеристики объекта;
    • План должен иметь раздел с требованиями к охране труда, с указанием техники пожарной безопасности;
    • В плане должны быть зафиксированы все дополнения к нему

    Пожарный план - это небольшого формата документ, размер которого не меньше A4, в твёрдой обложке со сшитыми листами. Планы имеют как графическую информацию в виде наглядных иллюстраций и схем, так и текстовую. При создании плана тушения пожара не рекомендуется превышать размера А3. Если этого добиться не удаётся, то в этом случае листы, чей размер превышает указанный, подгибаются, а места сгиба должны быть защищены от постоянных деформаций материала. В оперативном разделе плана должны быть точно изложены технические параметры заданного объекта, а так же перечислены все доступные для защиты данного объекта противопожарные силы и потребность в них. В том числе, в данном разделе имеются подробные инструкции для ответственных должностных лиц, их заместителей, подчинённых и пожарных служб. К плану допускается прикладывать всевозможные приложения, которые направлены на более качественное раскрытие вопроса пожарной безопасности данного объекта. Это могут быть разные расчёты и прогнозы по распространению пламени, наличие важных противопожарных узлов, внутренних трубопроводов, источников воды и т.д.

    Пожарная карточка - это официальный документ размером 15x20 сантиметров. Как и пожарный план, карточки может состоять из текстовой и графической информации. Графическая часть почти полностью состоит из схем объекта, чтобы по ним можно было ориентироваться в случае чрезвычайной ситуации. Как правило, пожарные карточки создаются в том случае, если объекту не предписывается законом иметь пожарный план. В каком-то смысле можно сказать, что карточки являются более упрощённым вариантом пожарного плана, но от этого не менее официальным документом. Карточки могут оформляться на целые жилые массивы, например село. В том числе карточки необходимы для работы со сложными технологическими и электрическими системами, для объектов социального и специального назначения. Пожарная карточки, как и пожарных план тушения, может быть электронной. В неё входит обязательный поэтажный план объекта, главный (генеральный) план и общая информация об объекте, включая его регистрационные данные, количество людей, находящихся на объекте в дневное и ночное время. Поэтажные планы объекта могут базироваться на инженерных чертежах и планах БТИ. Помещения на поэтажных планах карточки должны быть хорошо различимы, а между ними должны быть указаны элементы связи в виде дверей, оконных проёмов, вентиляционных и других отверстий. Если такую пожарную карточку разработать в специальном программном обеспечении, то в нём же можно отработать и слаженность действий пожарных подразделений. Приятным плюсом таких программ является наличие в некоторых из них встроенных баз, которые могут подсказать необходимую информацию технического характера.