9 кл правоотношения и субъекты права. Субъекты права. Виды правоотношений

Тема урока – «Правоотношения».

Тип урока – изучение нового материала.

Цель урока: знать, что такое правоотношение, понимать его отличие от других видов общественных отношений.

Задачи урока:

  • выявить характерные признаки правоотношения;
  • изучить структуру правоотношения;
  • уметь грамотно пользоваться основными понятиями урока при решении заданий воспроизводящего и творческого уровней.

Основные понятия:

  • правоотношение;
  • юридический факт;
  • фактический состав;
  • субъект права;
  • объект права;
  • субъективное право;
  • юридическая обязанность;
  • правосубъектность;
  • правоспособность;
  • дееспособность;
  • деликтоспособность.

Оборудование урока: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя

– На прошлых занятиях мы изучили, что такое право, социальные нормы, правовые нормы или нормы права. На этом уроке мы рассмотрим, как с помощью права регулируются отношения в обществе и что такое «правоотношения».

Слайд 1

II. Изучение нового материала

– Люди, взаимодействуя друг с другом, вступают в различного рода общественные отношения: личные, религиозные, этические и др. Характер этих отношений определяет правила, которыми люди руководствуются в своем поведении. Например, внутрисемейные отношения строятся на лично-доверительных и моральных нормах.
Однако существует особая область человеческих отношений, которые могут быть урегулированы должным образом только при помощи правовых норм. Например, отношения собственности лучше всего регулируют нормы права, потому что любая неопределенность в отношении собственности, отсутствие ее надлежащей защиты неизбежно приводит к социальным потрясением.
Так что такое «Правоотношения»?
Правоотношения это возникающие на основе норм права и урегулированные ими общественные отношения, участники которых являются носителями юридических прав и обязанностей, гарантируемых государством.

Слайд 2

Вопрос: Какие примеры правоотношений вы можете привести из вашей жизни? (Примеры)

Вопрос: Каковы характерные признаки правоотношения? Для этого необходимо возвратиться к определению правоотношения – там содержится подсказка.

Слайд 3

Признаки правоотношений:

1. Общественные отношения
2. Возникают на основе НП и регулируются ими
3. Взаимное наделение субъектов правами и обязанностями
4. Носят сознательно-волевой характер
5. Средство конкретизации норм права (НП) применительно к определенным лицам
6. Гарантируются государством и подкрепляются его принудительной силой

Слайд 4

Для возникновения любого правоотношения необходимы определенные жизненные обстоятельства, т.е. должно что-то случиться или произойти. Такие жизненные обстоятельства называются юридическим фактом.

Слайд 5

Юридический факт это конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого возникают, изменяются или прекращаются правоотношения. (Пример)
Для наступления правоотношения иногда необходима совокупность юридических фактов – фактический состав. (Привести пример)
Фактический состав необходимая совокупность юридических фактов.
(Привести пример)

Слайд 6

Юридический факт по сознанию личности бывает:

  • действие
  • событие

Слайд 7

Юридический факт по правовым последствиям бывает:

  • правообразующий
  • правоизменяющий
  • правопрекращающий

Слайд 8

Действия это такие жизненные обстоятельства, наступление которых зависит от сознательно-волевого поведения субъекта. (Привести пример)

Слайд 9

События это такое жизненное обстоятельство, которое не зависит от воли субъекта правоотношения. (Привести пример)

Слайд 10

Сторонами правоотношений могут быть только лица обладающие качествами субъектов права – правосубъектностью

Слайд 11

Правосубъектность способность выступать участником правоотношения

Слайд 12

Правосубъектность включает в себя:

  • Правоспособность это способность лица иметь гражданские права и выполнять гражданские обязанности (с рождения до смерти). (Привести пример)
  • Дееспособность это способность лица собственными действиями приобретать права и осуществлять обязанности (в полном объеме с 18 лет) (привести пример)
  • Деликтоспособность (от лат. delictum –проступок, нарушение) – это способность лица нести правовую ответственность за свои действия (с 14 лет).(Привести пример)

Правоотношение имеет определенную структуру.

Слайд 13

Структура правоотношений:

  • Субъект физическое лицо, юридическое лицо, социальная общность, государство. (Привести пример)
  • Объект материальные и нематериальные блага, продукты духовного творчества, документы. (Привести пример)
  • Содержание – совокупность прав и обязанностей:
  • Субъективное право мера возможного поведения людей. (Привести пример)
  • Юридическая обязанность мера должного поведения людей. (Привести пример)

Для того чтобы четко выделить структурные элементы правоотношения и представить картину их взаимодействия привести пример купли-продажи.

III. Закрепление изученного

Слайд 14

Задание. Отметьте, какие из перечисленных ниже общественных отношений являются правоотношениями:

А) покупка хлеба в булочной;
Б) заказ билета на самолет;
В) поздравление товарища с получением премии;
Г) вручение букета цветов подруге в день ее рождения;
Д) дарение родственнику магнитофона;
Е) пользование электробритвой
Ж) заем денег у приятеля;
З) прогулка по парку.

IV. Домашнее задание

Тест по обществознанию Правоотношения и субъекты права для учащихся 9 класса с ответами. Тест состоит из 3 частей. В части 1 - 15 заданий, в части 2 - 4 задания, в части 3 - 1 задание (эссе).

Часть 1 - задания с выбором ответа
Часть 2 - задания с кратким ответом
Часть 3 - задание с развернутым ответом (эссе на одну из предложенных тем)

1. Социальное отношение, регулируемое нормами права, называется

1) объектом правоотношения
2) правоотношением
3) правонарушением
4) правоспособностью

2. К элементам правоотношения не относится

1) причина
2) субъект
3) объект
4) содержание

3. Физическим лицом не является

1) беженец из Балканских стран
2) лицо без гражданства
3) фонд «Подари жизнь»
4) гражданин РФ Сергеев А.В.

4. Мелкие сделки могут совершать дети с

1) 4 лет
2) 5 лет
3) б лет
4) 8 лет

5. Самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией могут несовершеннолетние с

1) 12 лет
2) 14 лет
3) 16 лет
4) 18 лет

6. Верны ли следующие суждения?

А. Государство может быть субъектом правоотношения.
Б. Правоспособность личности наступает с рождения.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

7. Верны ли следующие суждения?

А. Понятие «деликтоспособность» по смыслу аналогично понятию «дееспособность».
Б. Юридические лица не обладают дееспособностью.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Верны ли следующие суждения?

А. Полная дееспособность наступает с 18 лет.
Б. Под объектом правоотношения понимаются права и обязанности участников правоотношения.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

9. Застрахованная автомашина гражданина Андреева вреза­лась в дерево из-за того, что водитель пытался избежать столкновения с автомобилем гражданки Самойловой. Субъ­ектом возникших правоотношений не является

1) автомобиль Андреева
2) Самойлова
3) Андреев
4) страховая компания

10. Правоспособность и дееспособность юридических лиц воз­никают с момента

1) принятия устава
2) регистрации
3) создания
4) открытия счета в банке

11. Дееспособность — это способность

1) нести юридическую ответственность за правонарушения
2) иметь субъективные права и юридические обязанности
3) своими собственными действиями приобретать субъек­тивные права и юридические обязанности
4) быть субъектом права

12. К какому виду юридических лиц относится фирма, производящая компьютеры?

1) некоммерческая организация
2) политическая партия
3) коммерческая организация
4) благотворительный фонд

13. Наиболее распространенным является мнение, что содержание правоотношений образует(ют)

1) субъективные права и юридические обязанности
2) правоспособность и дееспособность
3) субъекты права
4) деликтоспособность

14. Правоотношения между работником и работодателем отно­сятся к правоотношениям

1) семейным
2) административным
3) гражданским
4) трудовым

15. Правоотношения между продавцом и покупателем относят­ся к правоотношениям

1) семейным
2) административным
3) гражданским
4) трудовым

1. Установите соответствие между примерами правоотношений и отраслями права, в рамках которых они реализуются: к каждой позиции первого столбца подберите соответст­вующую позицию из второго столбца.

Отрасль права

А) трудовое право
В) семейное право
В) гражданское право
Г) конституционное право

Правоотношения

1) заключение брака
2) оплата проезда в общест­венном транспорте
3) выборы Президента РФ
4)увольнение работника

2. Иванов договорился со своим другом Петровым, что тот даст ему в аренду на месяц свой автомобиль «Форд», и заплатил 3 тысячи рублей за аренду машины. Через две недели Иванов вернул машину Петрову, объяснив, что попал в аварию, не хочет больше ездить на машине, и попросил вернуть ему 1,5 тысячи рублей. Петров отказался вернуть деньги, так как он их уже потратил. Назовите объект данного правоотношения.

3. Выберите из приведенного списка субъекты права, являющиеся юридическими лицами. Запишите в строку ответа цифры, под которыми они указаны.

1) Президент России
2) Министерство образования и науки Российской Феде-рации
3) директор школы
4) закрытое акционерное общество
5) президент открытого акционерного общества
6) благотворительный фонд
7) потребительский кооператив

4. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «субъект права».
Дееспособность, правоспособность, законность, деликто­способность, правосубоектность.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому поня­тию.

Часть 3 (темы эссе)

1. «Свобода — это право делать все, что разрешено законом» (Ш. Монтескье).

2. «Обязанность без права -это рабство; право без обязанностей — анархия» (Ф. де Ламеннэ).

3. «Наш долг -это право, которое другие имеют на нас» (Ф. Ницше).

Ответы на тест по обществознанию Правоотношения и субъекты права
Часть 1
1-2, 2-1, 3-3, 4-3, 5-2, 6-3, 7-4, 8-1, 9-1, 10-2, 11-3, 12-3, 13-1, 14-4, 15-3
Часть 2
1. 4123
2. арендная плата
3. 2467
4. законность




Пример правоотношения Гражданин Иванов сдал в аренду свою квартиру гражданину Петрову, что было заверено у нотариуса. Прожив три месяца, гражданин Петров съехал с квартиры, не заплатив за аренду Субъекты или участники ________________- Объект ____________________ Содержание __________________


Юридическая обязанность Должное, необходимое поведение, предписанное участнику правоотношений нормами права. Право одного субъекта правоотношений обеспечивается обязанностью другого. Если один из участников правоотношений по закону не наделен какой - либо обязанностью, то другой не имеет права ее требовать.


Юридическая обязанность Защищает от неправомерных действий, от произвола со стороны обладателя права. Право на свободу слова и мысли – ограничения налагаются государством. Государство обязано защитить человека, высказавшего критическую оценку в адрес чиновника, предприятия …



Дееспособность несовершеннолетних Дети от 6 до 14 лет имеют право _______ Подростки в 14 лет имеют право _______ Несут ответственность _________________ Подростки в 16 лет имеют право ________ Несут ответственность _________________ 18- тилетие – совершеннолетие – наступает полная дееспособность – права и ответственность в соответствии с закономи РФ

На уроке мы рассмотрим понятие правоотношения, его признаки и состав. Вы узнаете, кто может вступать в правоотношения, что входит в их содержание и по поводу чего они возникают. Также вы познакомитесь с такими ключевыми правовыми понятиями, как правоспособность и дееспособность.

Тема: Человек. Государство. Право

Урок: Правоотношения

Правоотношение - это общественное отношение между людьми, урегулированное нормами права, в котором его участники выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей.
Общественные отношения, регулируемые правовыми нормами, приобретают ряд признаков , которые отличают их от общественных отношений, регулируемых другими социальными нормами. Став правовым, общественное отношение приобретает следующие свойства:
1) Поскольку правоотношение возникает между определенными лицами, в них конкретизируются субъекты данного правоотношения. Это означает, что между конкретными лицами возникает общественная связь, регулируемая нормами права .
2) Конкретные субъекты правоотношения приобретают субъективные права, и на них возлагаются юридические обязанности . Правоотношение представляет собой двустороннюю связь, которая означает, что в любом правоотношении участвуют две стороны: управомоченная и обязанная.
3) При неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанностей в конкретном правоотношении к нарушителю могут быть применены меры государственного принуждения. Следовательно, в отличие от других общественных отношений, правоотношения обеспечиваются возможностью государственного принуждения .

Правоотношение имеет свой состав , в который входят:
Субъекты, то есть участники правоотношения.
Содержание правоотношения.
Объекты правоотношения.
1. Субъектами правоотношения являются его участники, их должно быть не менее двух, иначе правоотношения не могут состояться. Субъектами правоотношений могут быть только люди (животные и неодушевленные предметы не могут ими выступать). Субъектами правоотношений являются как отдельные индивиды, так и их объединения, то есть организации, учреждения, социальные общности и даже государство.
Субъекты правоотношений обладают правоспособностью и дееспособностью.
Правоспособность - это предусмотренная нормами права способность (возможность) лица иметь субъективные права и юридические обязанности. Правоспособность возникает с рождением и прекращается со смертью человека. Однако чтобы стать реальным участником правоотношения, правоспособный субъект должен быть еще и дееспособным.
- это способность (возможность) лица самостоятельно своими осознанными действиями осуществлять субъективные права и исполнять юридические обязанности. У государства в целом как субъекта права, а также у государственных органов и юридических лиц (организаций) правоспособность и дееспособность возникают одновременно в момент их образования.

Дееспособность индивидов, в отличие от правоспособности, формируется постепенно и зависит от ряда следующих факторов :
1. От возраста правоспособного субъекта . Например, ребенок до 14 лет может совершать только мелкие бытовые сделки, например, купить мороженое. С наступлением 14-летнего возраста возникает обязанность отвечать за некоторые виды преступлений, а также возникает частичная трудовая дееспособность, то есть он может поступить на работу или заниматься предпринимательской деятельностью. С 16 лет человек считается дееспособным по всем нормам трудового, административного, уголовного права и частично гражданского права. С наступлением 18 лет лицо становится полностью дееспособным и может почти в полном объеме осуществлять свои имущественные, политические, брачно-семейные права и обязанности и т.д. Исключением является только то, что, например, только с 21 года гражданин может стать депутатом парламента, с 25 лет - судьей, с 35 лет - президентом и т.д.
2. От состояния здоровья . Так, например, душевная болезнь или слабоумие могут стать причиной признания лица судом недееспособным, и тогда гражданские права и обязанности таких лиц осуществляют за них их опекуны.
3. Дееспособность могут ограничить близкое родство или свойство . Так, например, запрещается заключение брака между близкими родственниками, а также запрещается нахождение на государственной службе в одном и том же учреждении, если между родственниками существуют отношения подчиненности.
Объем дееспособности может зависеть и от некоторых других факторов.

2. Содержание правоотношения состоит из субъективных прав и юридических обязанностей.
Субъективное право - это установленная законом возможность определенного поведения лица. Субъективное право имеет два выражения:
1. Право действовать, поступать в рамках закона.
2. Право требовать от другого лица выполнения каких-либо действий.
Каждому субъективному праву в правоотношении соответствует юридическая обязанность.
Юридическая обязанность - это обеспеченная возможностью государственного принуждения мера должного поведения лица. Она тоже выражается в двух формах:
1. Обязанность совершить какое-либо действие, предписанное законом.
2. Обязанность воздержаться от какого-то действия, которое закон запрещает.
3. Объекты правоотношения - это те материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникают правоотношения и на которые направлены субъективные права и юридические обязанности их участников.

Объектами правоотношений являются материальные и нематериальные, личные и общественные блага и ценности, по поводу которых возникают правоотношения.
Материальными благами являются вещи, предметы, ценности, различное имущество, а также вещественные носители материальных благ (акции, облигации, чеки, векселя, деньги).
Нематериальные блага - это жизнь, честь, достоинство, здоровье, свобода, продукты духовного творчества (произведения литературы, науки, искусства) и другие нематериальные объекты.
Правоотношения классифицируются по отраслям права. Выделяют гражданские правоотношения, административные правоотношения, трудовые, семейные, уголовные правоотношения и т.д. Причём в каждой отрасли имеется свой круг субъектов и объектов правоотношения, а также объем субъективных прав и юридических обязанностей.

Список литературы

1. Кишенкова О.В. Обществознание / учебник для 9 класса. - М.: Академкнига, 2010.

2. Никитин А.Ф. Обществознание. 9 класс. - М.: Дрофа, 2011.

3. Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание / учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Русское слово, 2012.

4. Обществознание / под ред. М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2012.

Домашнее задание

1. Расскажите, в какие правоотношения вы вступали за последнее время?