Уполномоченный по правам человека в рф закон. Изъян ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"? Информационно-справочная и поисковая система

Специальное природопользование – это такое природопользование, которое осуществляется соответствующими субъектами на основе разрешения компетентных государственных органов, и связанное, как правило, с удовлетворением экономических интересов общества, юридических и физических лиц. Оно сопряжено с более значительными, чем при общем природопользовании, воздействиями на окружающую среду.

Специальное природопользование имеет ряд юридически значимых особенностей. В частности, оно осуществляется в соответствии с разрешительной (лицензионной) системой и характеризуется тем, что требует выделения определенных частей природных объектов в обособленное пользование юридических и физических лиц.

Формы специального природопользования:

  • комплексное природопользование;
  • специальное пользование водами, недрами, объектами животного мира, другими природными ресурсами.

Необходимость введения комплексного природопользования обусловлена тем, что нередко при предоставлении одного природного ресурса в пользование используются в большей или меньшей степени другие ресурсы либо на них оказывается воздействие. Положения о комплексном природопользовании предусматриваются законами об охране окружающей природной среды субъектов РФ (в федеральном законодательстве они отсутствуют). К примеру, данные положения были установлены в ст. 20 Экологического кодекса Республики Башкортостан. В 2005 г. в Москве был принят Закон "О комплексном природопользовании в городе Москве".

Комплексное природопользование - это направленное на удовлетворение, как правило, экономических интересов природопользователей использование юридическим лицом или гражданином-предпринимателем природно-ресурсного потенциала территории (использование одного или несколько природных ресурсов; удаление отходов в одну или несколько сред и др.), осуществляемое с учетом состояния окружающей среды в регионе, при котором экологически значимая хозяйственная и иная деятельность проводится в рамках установленных уполномоченными государственными органами нормативов допустимого использования (изъятия) природного ресурса, предельно допустимых вредных воздействий (или временно согласованных нормативов воздействий на окружающую природную среду, а эксплуатация (добыча, изъятие) одного или ряда видов природных ресурсов наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам и с соблюдением других условий, предусмотренных лицензией (разрешением).

Отдельные природные ресурсы - земля, недра, воды, леса, объекты животного мира, атмосфера - как правило, представляются в специальное природопользование для осуществления предпринимательской деятельности.

Особой разновидностью специального водопользования, пользования атмосферой и недрами является предоставление соответствующих сред для удаления жидких, газообразных и твердых отходов производства и потребления.

Право специального природопользования возникает на основании разрешений, лицензий, договоров, оформляемых в рамках определенных в законодательстве процедур (предоставления земельного участка, горного отвода, выдачи лесорубочного или лесного билета, лицензии на размещение отходов и т.д.) и в случаях, предусмотренных законом, также и договора.

Основания возникновения и прекращения права специального природопользования

Для получения права специального природополь­зования необходимо получение разрешения соответствую­щего государственного органа в форме лицензии или иного документа либо вынесение органом государственной власти решения о предоставлении природопользователю природно­го ресурса (участка лесного фонда, горного отвода, участка акватории) и заключение предусмотренного законодатель­ством договора.

Решение органа государственной власти, за­ключение договора, предоставление лицензии не требуется для осуществления общего природопользования.

Общие основания возникновения права природопользования:

  1. Решение компетентного государственного органа о предоставлении конкретного природного объекта в пользование или во владение. Такое решение может приниматься Правительством РФ, органом субъекта РФ либо их совместным решением, а также органом местного самоуправления.
  2. Лицензия на пользование природным объектом, выдаваемая специально уполномоченным государственным органом. Получение лицензии необходимо при возникновении права пользования объектами животного мира, права комплексного природопользования и др.
  3. Договор на пользование природными ресурсами.

Основания прекращения права природопользования:

  1. отказ природопользователя от дальнейшего пользования природным объектом;
  2. истечение срока природопользования;
  3. смерть

9. ФКЗ «О военном положении» от 30.01.2002г.

10. ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25.12.2000г.

11. ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации» от 25.12.2000г.

12. ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации» от 25.12.2000г.

13. ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994г.

14. ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» от 17.12.2001г.

15. ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» от 28.06.2004г.

16. Закон Российской Федерации «Об Общественной палате» от 4.04.2005г.

17. ФЗ «Об общественных объединениях» от 14.04.1995г.

18. Закон Российской Федерации « О политических партиях» от 11.07.2001г.

19. ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996г.

20. ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002г.

21. ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995г. № 101-ФЗ.

22. ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997г.

23. Закон Российской Федерации «О государственном языке Российской Федерации» от 1.06. 2005г.

24. Закон РСФСР «О языках народов Российской Федерации» от 25.10.1991г.

25. Закон Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерация на свободу передвижения, выбор места передвижения и жительства в пределах Российской Федерации» от 25.06.1993г.

26. ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19.06.2004г.

27. ФЗ « Об обороне» от 31.05.1996г.

28. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998г.

29. ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» от 25.07.2002г.

30. ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25.07. 2002г.

31. Закон РФ «О статусе столицы Российской Федерации» от 15.04.1993г.

32. ФЗ «О полиции» от 07.02.2011г.

33. ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» от 4.03.1998г.

35. Закон Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» от 1.04.1993г.

36. Указ Президента Российской Федерации «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» от 23.05.1996г.

37. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания РФ «О регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 20.01. 2002г.

38. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.01.1998г.

Основная:

1. Баглай, М. В. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. В. Баглай. - 6-е изд., изм. и доп. - М. : Норма, 2007. - 784 с. - Г / МО.
2. Козлова, Е. И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2009. - 608 с. - Г / МО.
3. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Под ред. М. В. Баглая; Ю. И. Лейбо; Л. М. Энтина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма: Инфра-М, 2005. - 1056 с. - Г / МО.
4. Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран: учебник / В. Е. Чиркин; Ин-т государства и права РАН. - 6-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма: ИНФРА-М, 2010. - 608 с. - Г / УМО.
Дополнительная:
1. Автономов, А. С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник / А. С. Автономов. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 560 с. - Г / МО.
2. Алебастрова, И. А. Конституционное право зарубежных стран: учебник / И. А. Алебастрова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2009. - 624 с.
3. Андреева, Г. Н. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие / Г. Н. Андреева. - М. : ООО "Издательство "Элит", 2007. - 256 с. - Г / Др.
4. Василевич, Г. А. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Г. А. Василевич, Н. М. Кондратович, Л. А. Приходько; Под общ. ред. Г. А. Василевича. - Мн. : Книжный Дом, 2006. - 480 с. - Г / МО.
5. Григонис, Э. П. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие / Э. П. Григонис, В. П. Григонис. - СПб. : Питер, 2009. - 208 с.
6. Енгибарян, Р. В. Конституционное развитие в современном мире. Основные тенденции: монография / Р. В. Енгибарян. - М. : Норма, 2007. - 496 с.
7. Зорькин, В. Д. Конституция и права человека в XXI веке. К 15-летию Конституции Российской Федерации и 60-летию Всеобщей декларации прав человека / В. Д. Зорькин. - М. : Норма, 2008. - 224 с.
8. Избранные конституции зарубежных стран: учеб. пособие / Отв. ред. Б. А. Страшун. - М. : Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 795 с. - (Основы наук).
9. Козлова, Е. И. Конституционное право России: учебник / Е. И. Козлова, О. Е. Кутафин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2010. - 608 с. - Г / МО.
10. Кокотов, А. Н. Конституционное право России: курс лекций: учеб. пособие / А. Н. Кокотов. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 296 с.
11. Комкова, Г. Н. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, О. В. Афанасьева. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 409 с. - (Бакалавр). - Г / УМО.
12. Конституционное право России: учебник / Отв. ред. А. Н. Кокотов; М. И. Кукушкин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма, 2007. - 544 с. - Г / МО.
13. Конституционное право России: учебник / Под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 678 с. - Г / МО.
14. Конституционное право России в вопросах и ответах: учеб.-метод. пособие / Под ред. А. В. Малько. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юристъ, 2007. - 272 с.
15. Конституционное право России: сб. нормат. актов / Сост. С. А. Авакьян; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М. : ТК Велби, 2007. - 896 с.
16. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Под ред. М. В. Баглая; Ю. И. Лейбо; Л. М. Энтина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма: Инфра-М, 2010. - 1088 с. - Г / МО.
17. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: учебник / Отв. ред. Б. А. Страшун. - 4-е изд., обновл. и дораб. - М. : Норма, 2007. - 896 с. - Г / УМО.
18. Конституционное развитие России и Украины: сб. науч. трудов. Вып. 1. - М. : ООО "Издательство "Элит", 2011. - 212 с.
19. Конюхова, И. А. Конституционное право Российской Федерации. Общая часть: курс лекций / И. А. Конюхова. - М. : ОАО "ИД "Городец", 2006. - 592 с.
20. Носов, С. И. Конституционное (государственное) право России: практикум / С. И. Носов, О. Н. Доронина, Н. В. Моисеева. - М. : Изд-во РАГС, 2009. - 130 с.
21. Осавелюк, А. М. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие / А. М. Осавелюк. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 511 с. - Г / Др.
22. Примова, Э. Н. Конституционно-правовые основы Российской Федерации: концепт-ый аспект: науч. изд. / Э. Н. Примова. - М. : Унив. книга, Логос, 2006. - 224 с.
23. Смоленский, М. Б. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие / М. Б. Смоленский, И. А. Иванников. - М. : ИТК "Дашков и К", 2009. - 336 с.
24. Смоленский, М. Б. Конституционное право Российской Федерации: учебник / М. Б. Смоленский, М. В. Мархгейм. - Ростов н / Д: Феникс, 2007. - 445 с. - (Высшее образование).
25. Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учебник / В. Г. Стрекозов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 327 с. - (Основы наук). - Г / МО.
26. Чиркин, В. Е. Конституционное право зарубежных стран: практикум / В. Е. Чиркин. - 2-е изд., перераб. - М. : Норма, 2009. - 368 с.
27. Чудаков, М. Ф. Конституционное право Соединенных Штатов Америки. Основные институты: учеб. пособие / М. Ф. Чудаков. - Минск: Тесей, 1999. - 192 с. - Г / Др.
28. Шахрай, С. М. Конституционное право Российской Федерации: учебник / С. М. Шахрай, А. А. Клишас. - 2-е изд., доп. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2010. - 656 с. - Г / УМО.
29. Широбоков, С. А. Конституционно-правовое регулирование участия граждан в управлении делами государства в зарубежных странах (сравнительно-правовое исследование) : монография / С. А. Широбоков; Пермский филиал НОУ ВПО "Академия права и управления (институт)". - Пермь, 2010. - 218 с.
30. Широбоков, С. А. Конституционное право человека и гражданина на обращение: учеб. пособие / С. А. Широбоков; Главное управление внутренних дел Пермской области. - Пермь: ПФ Нижегородской академии МВД России, 2002. - 189 с.
31. Якушев, А. В. Конституционное право зарубежных стран. Общая часть. Особенная часть (50 государств) : учеб. пособие / А. В. Якушев. - М. : А-Приор, 2010. - 400 с.

Программное обеспечение:

1. Осавелюк, А. М. Конституционное право зарубежных стран: электронное учеб.

пособие /А. М. Осавелюк. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 1 электрон. опт. диск. - Г / Др.

2. Электронная библиотечная система «Ай Пи Ар Букс» - электронная библиотека

полнотекстовых изданий.

Информационно-справочная и поисковая система:

1. Арутюнян, Г. Г. Конституционное право: энциклопедический словарь / Г. Г.

Арутюнян, М. В. Баглай. - М. : Норма, 2006. - 544 с. - (Словари для юристов-

профессионалов).

Ресурсы Интернет:

· www.memo.ru (Законодательство и права человека).

· www.hright.ru (Институт прав человека).

· www.ycentre.org (Молодежный центр прав человека).

· www.hro.org (Права человека в России).

· www.hrpublisher.org (Справочники «Если Вам дали срок», «Правовое положение подозреваемых…», «Если Вас арестовали» и др. издательства «Права человека»).

· www.culture.of.peace.ru (Материалы о терпимости).

· www.tolerance.ngo.ru (Материалы о терпимости).

· www.project-syndicate.org (Права меньшинств и государственный суверенитет).

Страницы:

Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"

Текст Федерального конституционного закона опубликован в "Российской газете" от 4 марта 1997 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 3 марта 1997 г. N 9, ст. 1011

"Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"

Глава I. Общие положения (ст.ст. 1 - 5)

Глава II. Порядок назначения на должность и (ст.ст. 6 - 14)

освобождения от должности

Уполномоченного

Глава III. Компетенция Уполномоченного (ст.ст. 15 - 36)

Глава IV. Аппарат Уполномоченного (ст.ст. 37 - 41)

Глава V. Заключительные положения (ст.ст. 42 - 44)

Настоящий Федеральный конституционный закон определяет порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его компетенцию, организационные формы и условия его деятельности.

Глава I. Общие положения

1. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

2. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации.

Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 мая 1998 г. N 2496-II ГД на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации назначен Миронов Олег Орестович

3. Средствами, указанными в настоящем Федеральном конституционном законе, Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства Российской Федерации о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

См. комментарий к статье 1 настоящего Закона

1. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

2. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным конституционным законом, законодательством Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

См. комментарий к статье 2 настоящего Закона

Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

См. комментарий к статье 3 настоящего Закона

Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

См. комментарий к статье 4 настоящего Закона

1. В соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.

2. Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации и его аппарата осуществляется из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

См. комментарий к статье 5 настоящего Закона

Глава II. Порядок назначения на должность и освобождения от

должности Уполномоченного

На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющее познания в области прав и свобод человека и гражданина, опыт их защиты.

См. комментарий к статье 6 настоящего Закона

1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе.

2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Государственную Думу в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

См. комментарий к статье 7 настоящего Закона

1. Уполномоченный назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

2. Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

3. Каждая кандидатура, выносимая на тайное голосование при назначении Уполномоченного, выдвинутая в соответствии со статьей 7 настоящего Федерального конституционного закона, включается в список для тайного голосования двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

См. комментарий к статье 8 настоящего Закона

1. При вступлении в должность Уполномоченный приносит присягу следующего содержания: "Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина, добросовестно исполнять свои обязанности, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести".

2. Присяга приносится на заседании Государственной Думы непосредственно после назначения Уполномоченного на должность.

3. Уполномоченный считается вступившим в должность с момента принесения присяги.

См. комментарий к статье 9 настоящего Закона

Статья 10.

1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги. Его полномочия прекращаются с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченным.

2. Истечение срока полномочий Государственной Думы, а также ее роспуск не влекут прекращения полномочий Уполномоченного.

3. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

См. комментарий к статье 10 настоящего Закона

Статья 11.

1. Уполномоченный не может являться депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

2. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели.

3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее 14 дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленные требования, его полномочия прекращаются и Государственная Дума назначает нового Уполномоченного.

См. комментарий к статье 11 настоящего Закона

Статья 12.

1. Уполномоченный обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть без согласия Государственной Думы привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

2. В случае задержания Уполномоченного на месте преступления должностное лицо, произведшее задержание, немедленно уведомляет об этом Государственную Думу, которая должна принять решение о даче согласия на дальнейшее применение этой процессуальной меры. При неполучении в течение 24 часов согласия Государственной Думы на задержание Уполномоченный должен быть немедленно освобожден.

См. комментарий к статье 12 настоящего Закона

Статья 13.

1. Уполномоченный досрочно освобождается от должности в случаях:

1) нарушения требований статьи 11 настоящего Федерального конституционного закона;

2) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного.

2. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены Государственной Думой также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех месяцев подряд) исполнять свои обязанности.

3. Уполномоченный может быть освобожден от должности также в случае подачи им заявления о сложении полномочий.

4. Досрочное освобождение Уполномоченного от должности производится постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

См. комментарий к статье 13 настоящего Закона

Статья 14.

В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности новый Уполномоченный должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения предыдущего Уполномоченного от должности в порядке, установленном статьями 6 - 10 настоящего Федерального конституционного закона.

См. комментарий к статье 14 настоящего Закона

Глава III. Компетенция Уполномоченного

Статья 15.

Уполномоченный рассматривает жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - заявители).

Федеральным законом от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ установлено, что Уполномоченным по правам человека могут представляться рекомендации о заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам их ведения

См. комментарий к статье 15 настоящего Закона

Статья 16.

1. Уполномоченный рассматривает жалобы на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

2. Уполномоченный не рассматривает жалобы на решения палат Федерального Собрания Российской Федерации и законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным.

См. комментарий к статье 16 настоящего Закона

Статья 17.

1. Жалоба должна быть подана Уполномоченному не позднее истечения года со дня нарушения прав и свобод заявителя или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении.

2. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы, а также сопровождаться копиями решений, принятых по его жалобе, рассмотренной в судебном или административном порядке.

См. комментарий к статье 17 настоящего Закона

Статья 18.

Жалоба, направляемая Уполномоченному, не облагается государственной пошлиной.

См. комментарий к статье 18 настоящего Закона

Статья 19.

Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, просмотру администрацией мест принудительного содержания не подлежат и в течение 24 часов направляются Уполномоченному.

См. комментарий к статье 19 настоящего Закона

Статья 20.

1. Получив жалобу, Уполномоченный имеет право:

1) принять жалобу к рассмотрению;

2) разъяснить заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;

3) передать жалобу государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

4) отказать в принятии жалобы к рассмотрению.

2. О принятом решении Уполномоченный в десятидневный срок уведомляет заявителя. В случае начала рассмотрения жалобы Уполномоченный информирует также государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

3. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.

См. комментарий к статье 20 настоящего Закона

Статья 21.

При наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, Уполномоченный вправе принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своей компетенции.

См. комментарий к статье 21 настоящего Закона

Статья 22.

1. Приступив к рассмотрению жалобы, Уполномоченный вправе обратиться к компетентным государственным органам или должностным лицам за содействием в проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению.

2. Проверка не может быть поручена государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.

См. комментарий к статье 22 настоящего Закона

Статья 23.

1. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный вправе:

1) беспрепятственно посещать все органы государственной власти, органы местного самоуправления, присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов, а также беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, воинские части, общественные объединения;

2) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления и у должностных лиц и государственных служащих сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы;

3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих, исключая судей, по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц;

5) поручать компетентным государственным учреждениям проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;

6) знакомиться с уголовными, гражданскими делами и делами об административных правонарушениях, решения (приговоры) по которым вступили в законную силу, а также с прекращенными производством делами и материалами, по которым отказано в возбуждении уголовных дел.

2. По вопросам своей деятельности Уполномоченный пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами расположенных на территории Российской Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, руководителями общественных объединений, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, администрацией мест принудительного содержания.

См. комментарий к статье 23 настоящего Закона

Статья 24.

1. Предоставление Уполномоченному информации, составляющей государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Уполномоченный вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением его обязанностей.

См. комментарий к статье 24 настоящего Закона

Статья 25.

При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.

См. комментарий к статье 25 настоящего Закона

Статья 26.

1. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.

2. В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный обязан принять меры в пределах его компетенции, определенной настоящим Федеральным конституционным законом.

См. комментарий к статье 26 настоящего Закона

Статья 27.

Уполномоченный обязан направить государственному органу, органу местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод граждан, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и свобод.

См. комментарий к статье 27 настоящего Закона

Статья 28.

1. До вынесения окончательного решения материалы, полученные при рассмотрении жалобы, разглашению не подлежат.

2. Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе рассмотрения жалобы сведения о частной жизни заявителя и других лиц без их письменного согласия.

См. комментарий к статье 28 настоящего Закона

Статья 29.

1. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:

1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах;

2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;

3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;

4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;

5) обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле.

2. Заявление или жалоба, направляемые Уполномоченным в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, государственной пошлиной не облагаются.

См. комментарий к статье 29 настоящего Закона

Статья 30.

2. Периодическое печатное издание, одним из учредителей (соучредителей) которого являются государственные или муниципальные органы, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации либо которое финансируется полностью или частично за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, не вправе отказать в публикации заключений и иных документов Уполномоченного.

См. комментарий к статье 30 настоящего Закона

Статья 31.

По результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе:

1) направлять государственным органам, органам местного самоуправления и должностным лицам свои замечания и предложения общего характера, относящиеся к обеспечению прав и свобод граждан, совершенствованию административных процедур;

2) обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, либо в силу существующих пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъектов Российской Федерации, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации.

См. комментарий к статье 31 настоящего Закона

Статья 32.

1. В случае грубого или массового нарушения прав и свобод граждан Уполномоченный вправе выступить с докладом на очередном заседании Государственной Думы.

2. Уполномоченный вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод граждан и о проведении парламентских слушаний, а также непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе указанной комиссии и проводимых слушаниях.

См. комментарий к статье 32 настоящего Закона

Статья 33.

1. По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации.

2. По отдельным вопросам соблюдения прав и свобод граждан в Российской Федерации Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады.

3. Ежегодные доклады Уполномоченного подлежат обязательному официальному опубликованию в "Российской газете", специальные доклады по отдельным вопросам могут быть опубликованы по решению Уполномоченного в "Российской газете" и в других изданиях.

См. комментарий к статье 33 настоящего Закона

Статья 34.

1. Должностные лица бесплатно и беспрепятственно обязаны предоставлять Уполномоченному запрошенные материалы и документы, иную информацию, необходимую для осуществления его полномочий.

2. Запрошенные материалы и документы и иная информация должны быть направлены Уполномоченному не позднее 15 дней со дня получения запроса, если в самом запросе не установлен иной срок.

См. комментарий к статье 34 настоящего Закона

Статья 35.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, получившие заключение Уполномоченного, содержащее его рекомендации, обязаны в месячный срок рассмотреть их и о принятых мерах в письменной форме сообщить Уполномоченному.

См. комментарий к статье 35 настоящего Закона

Статья 36.

Вмешательство в деятельность Уполномоченного с целью повлиять на его решение, неисполнение должностными лицами обязанностей, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, а равно воспрепятствование деятельности Уполномоченного в иной форме влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

См. комментарий к статье 36 настоящего Закона

Глава IV. Аппарат Уполномоченного

Статья 37.

1. Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается рабочий аппарат.

2. Рабочий аппарат Уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.

3. Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом с правом юридического лица, имеющим расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации.

См. комментарий к статье 37 настоящего Закона

Статья 38.

1. Финансирование деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата осуществляется из средств федерального бюджета.

2. В федеральном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной строкой средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного и его рабочего аппарата.

3. Уполномоченный самостоятельно разрабатывает и исполняет свою смету расходов.

4. Финансовая отчетность предоставляется Уполномоченным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Имущество, необходимое Уполномоченному и его рабочему аппарату для осуществления их деятельности, находится в их оперативном управлении и является государственной собственностью. Уполномоченный обеспечивается документами, принятыми палатами Федерального Собрания Российской Федерации, документами, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Администрацией Президента Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, Конституционным Судом Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации, Генеральным прокурором Российской Федерации, иными государственными органами, общественными объединениями, а также другими информационными и справочными материалами.

См. Соглашение Генеральной прокуратуры РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ от 24 июля 1998 г. о формах взаимодействия Генеральной прокуратуры РФ и Уполномоченного по правам человека в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан

См. комментарий к статье 38 настоящего Закона

Статья 39.

1. Уполномоченный утверждает структуру рабочего аппарата, положение о нем и его структурных подразделениях и непосредственно руководит его работой.

2. В пределах сметы расходов Уполномоченный устанавливает численность и штатное расписание своего рабочего аппарата.

3. По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратом, Уполномоченный издает распоряжения.

См. комментарий к статье 39 настоящего Закона

Об утверждении перечней государственных должностей федеральной государственной службы в рабочем аппарате Уполномоченного по правам человека см. Указ Президента РФ от 22 декабря 1999 г. N 1683

Статья 40.

1. Материальные гарантии независимости Уполномоченного, связанные с оплатой труда, медицинским, социальным и иным обеспечением и обслуживанием, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для должностных лиц, занимающих государственные должности Российской Федерации.

2. Права, обязанности и ответственность работников рабочего аппарата Уполномоченного, а также условия прохождения ими государственной службы определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе, а также законодательством Российской Федерации о труде.

См. комментарий к статье 40 настоящего Закона

Статья 41.

При Уполномоченном в целях оказания консультативной помощи может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области прав и свобод человека и гражданина.

См. комментарий к статье 41 настоящего Закона

Глава V. Заключительные положения

Статья 42.

Местом постоянного нахождения Уполномоченного является город Москва.

См. комментарий к статье 42 настоящего Закона

Статья 43.

В срок не позднее 30 дней со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона Государственная Дума принимает постановление о назначении на должность Уполномоченного в порядке, установленном главой II настоящего Федерального конституционного закона.

См. комментарий к статье 43 настоящего Закона

Статья 44.

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.