Народные трибуны представляли интересы. Словарь терминов

Социальная борьба всегда была интересна исследователям, а история Древнего Рима стала центром изысканий ученых еще в эпоху Возрождения. Труды, накопившиеся с тех пор, освещают практически все стороны политического, культурного, экономического развития царского, республиканского и императорского периодов. Вследствие классовой борьбы между бесправными плебеями и всевластными патрициями образовалась новая должность, призванная защищать низшие слои населения.

Зарождение института народных трибунов

Народный трибун - это выборная должность, главной целью которой было обеспечение правовой защиты простого народа от своеволия властей.

Плебеи - практически бесправная категория населения, которая образовалась как результат социальной борьбы. Они имели право на небольшой участок земли. Но именно на плебеев стремилась опираться римская царская власть, их хотели сделать главной силой армии. Впервые смешение низших и высших прослоек населения произошло во время правления Сервия Туллия. Он провел реформу административной системы - на место родовых триб пришли территориальные. Мужское население поделили на 6 разрядов вне зависимости от происхождения. В царский период выборность органов власти была фактически ликвидирована, но с установлением республики начали собираться народные собрания. Центуриатные комиции заменили царя и имели аналогичные полномочия. Патриции монополизировали власть в сенате. Тогда же обостряется борьба плебеев за права - они хотели получить равные с патрициями возможности в общественной жизни, стремились ограничить долговой процент. В 494 году до н. э. - в знак протеста против сената - плебс собирается на Это была первая сецессия. Сенат пошел на уступки и позволил организовать магистрат и ввести должность защитников народных прав.

Что означает слово «народный трибун»? Происходит от понятия «триба» - община в Древнем Риме. Так назвали представителей из простого народа, его защитников, избираемых каждый год.

Борьба за права

Плебеи имели возможность оказывать вооруженное сопротивление, поскольку к тому времени многие были на службе в армии и имели определенные навыки. Народный трибун - это должность, которая возникла в результате похода против патрициев. Последние были напуганы и пошли на уступки. Но не все были рады образованию новой должности. Ожесточенную борьбу вел Марций Кориолан - он развернул масштабную войну. Сражение остановили по просьбе самих патрициев, которые пожелали установить мир. Тогда стало понято, что означает слово «народный трибун» на самом деле - не просто выборная должность, а результат стремлений и борьбы всего неполноправного народа Рима. Социальная схватка показала состоятельность новой должности и ее силу.

Полномочия и обязанности

Главной задачей была защита прав простого населения - плебса. Трибуны могли повлиять на решение магистрата, сената. Не имели власти они только над цензорами и диктаторами. Права их выражались в возможности налагать вето, штрафовать магистратов, простых граждан за различные нарушения. Со временем они получили и законодательные права.

Двери его дома должны были быть открыты для народа всегда - народный трибун, священное лицо в Риме, обязан был в любое время суток оказывать поддержку и защиту тому, кто в этом нуждался. Можно сказать, что он был привязан к Риму - нельзя было покидать город более чем на сутки.

Эта должность была центром развития демократических идей и устремлений. Но работать они должны были слаженно, иначе противостояние вызывало застой и невозможность принять единое решение. В разное время полномочия и права были разными и постепенно исчезли во время империи.

Развитие новой должности

С утверждением трибуната врагов у плебеев меньше не стало. Наиболее масштабную борьбу с ними вел патрициальный род Апиев Клавдиев. Хронология событий республиканского периода изучается в школе, тема - «Древнейший Рим» (5 класс).

Со временем трибунов стало больше - количество возросло до 10. Во время правления децемвиров должность была временно упразднена. Возобновление деятельности трибунов связано с принятием законов «XII таблиц». Они изменили многое: права, полномочия, состав триб.

По законам Валерия и Горация плебисцит имел общегосударственную силу. Народные трибуны в Риме постепенно получали законодательные права. Вскоре был разрешен плебеев и патрициев. К IV веку до н. э. комиции трибунов стали законодательным собранием. В это время была достигнута большая победа - получение части земли из «общего поля» завоеванных земель, стали не такими обременительными. Плебеи смогли претендовать на должность консула - первым стал Лициний Столон. Для IV века до н. э. народный трибун - это неприкосновенное государственное лицо с правом

Время великих законов

Гай и Тиберий Гракхи - народные трибуны, которым удалось принять наиболее судьбоносные законы, связанные с аграрной ситуацией в стране. Была создана специальная комиссия по работе над законопроектом. Суть предложения - национализация земель, благодаря которым много веков богатела знать, и передача их народу. Народное собрание приняло закон, но патриции стали оказывать вооруженное сопротивление. Тиберий был убит, но его деятельность продолжил Гай.

Он также был избран народным трибуном, однако проводил иную политику. Его законы были более гибкими по отношению ко всем слоям. возвысила всадников, практически приравняв их влияние к величию сенаторов. Много усилий Гай приложил к созданию заморских колоний. Главной его целью был Карфаген.

Активность Гая напугала патрициев. Сенат отдал предпочтение противнику Гракха, в результате реформатор также был убит - по его собственному приказу раб нанес смертельную рану трибуну. Такое решение было принято из-за гибели сторонников Гая в вооруженном поединке с сенатом. потерпели поражение.

Годы упадка

Сенат постепенно ограничивал права трибунов. На короткий период, вследствие противостояния оптиматов и популяров, их влияние и престиж снова возросли. Но нерешенность земельной проблемы ударила по популярности трибуната. Попытка Ливия Друза реализовать свой аграрный законопроект закончилась фатально - он был убит.

Ослабил трибунов и диктатор Корнелий Сулла. По его закону сенат должен был подтверждать законодательные инициативы. А трибуны не могли претендовать на должность выше. Во времена консулов Красса и Помпея временно все привилегии были возвращены.

Должность утратила свой былой смысл после прихода к власти Юлия Цезаря - он объявил себя вечным народным трибуном. Все императоры поступали так же. Окончательно должность исчезла в III веке н. э. Народный трибун - это был лишь пережиток республиканского периода развития Рима.

Тяжелые последствия законов о долгах проявились в ужасном размере довольно скоро по установлении республики. В консульство Аппия Клавдия произошел случай, от которого вспыхнул горючий материал ожесточения, накопившийся в массе плебеев. Старик, вырвавшийся из долговой тюрьмы – так говорит предание – бежал по городу в грязных лохмотьях, исхудавший от голода, с растрепанными волосами и криками просил защиты квиритов; он показал сбежавшейся толпе кровавые следы бесчеловечных побоев и рассказал, что он, бывший в двадцати восьми сражениях, был разорен неприятельским нашествием: его дом был разграблен и сожжен. Голод, во время войны с этрусками, принудил его продать все оставшееся у него имущество; потом он принужден был сделать заем; от неуплаты процентов долг его возрос в несколько раз; тогда кредитор получил в суде решение, по которому взял в работу его и двух его сыновей, заковал их и держал в цепях. Многие узнали в исхудалых чертах несчастного лицо знакомое им: это был храбрый центурион; сострадание, негодование произвело шум по всему городу; поднялось волнение; отовсюду сбегались должники, отданные в работу, сбегались другие бедняки; масса требовала, чтобы устранено было всеобщее бедствие. В то время была война с вольсками, было время набирать войско; плебеи отказались поступать на службу. Товарищ Аппия Клавдия, другой консул Публий Сервилий объявил, что отданные за долг в работу освобождаются от неё, поступая в войско, и что имущество их и свобода их детей останутся неприкосновенны. Поверив этому обещанию, все должники, отданные в работу, поступили в войско, и Сервилий одержал блистательную победу; неприятельский стан был взят, был завоеван главный город вольсков, Суэсса Помеция. Со славою и добычею возвратилось в Рим войско. Но Аппий Клавдий, не стесняясь обещанием товарища, велел отвести в темницы тех воинов, которые прежде были в темницах за долги, велел возвратиться в работу тем, которые были в работе. Плебеи, в негодовании на то, что нарушается данное им обещание, взволновались, не допустили исполнить приказания Аппия Клавдия. Через несколько времени патриции увидели необходимость уступить плебеям, и был назначен диктатором человек, пользовавшийся любовью простолюдинов, Маний Валерий; он успокоил плебеев, возобновив обещание Сервилия; вольски в это время снова вторглись в римские владения, пошли войной на Рим и эквы, и сабиняне; поверив обещанию Валерия, плебеи пошли с ним на врагов и снова победили их. Но когда войско возвратилось, сенат запретил исполнить обещание, данное диктатором. Валерий, в негодовании, сложил с себя сан. Плебеи, еще стоявшие в это время станом за городскими стенами, отказали в повиновении консулам, и под предводительством своих военных трибунов, войско, в котором считалось 18.000 человек, пошло на священную гору, находившуюся в пяти римских милях от Рима у берега Аниона, на земле города Крустумерия; они решили поселиться на этой горе, прервать всякие отношения к патрициям, основать свое особенное государство.

Учреждение сана народных трибунов

Патриции были испуганы этим и решились на все уступки, какие понадобятся для примирения с плебеями. Они послали человека справедливого, пользовавшегося любовью плебеев, Менения Агриппу, в стан ушедших на священную гору, чтоб он убедил их возвратиться. На ушедших воинов подействовала его речь, в которой он баснею о ссоре членов тела с желудком объяснил им, что раздоры между сословиями гибельны для всех сословий; еще больше подействовало его обещание, что будет облегчено бедственное положение плебеев и будет учрежден сан защитников. Таким образом был заключен договор, по которому плебеям предоставлено было право иметь своих особенных сановников, народных трибунов, облеченных властью защищать их от консулов. Народные трибуны (tribuni plebis, «трибуны плебса», плебейские трибуны) были неподвластны консулам, были неприкосновенны по святости своего сана, имели право останавливать своим запрещением (veto) всякие решения сената, приговоры суда и распоряжения консулов, вредные плебеям; и если это запрещение (intercessio) не будет уважено, то они могли останавливать взимание податей и набор войска, Народными трибунами могли быть только плебеи. Они избирались сначала в комициях по куриям, а потом в собраниях одних только плебеев по трибам. (Это сословное собрание плебеев называлось concilium). Число трибунов первоначально было, вероятно, два, как число консулов; но скоро было определено, что их будет пять, а впоследствии их было десять. Помощниками, народных трибунов были два эдила, которые имели надзор за рынком, за общественными зданиями, за хлебными магазинами и т. д. Они должны были смотреть и за тем, чтобы плебеи не угнетались чрезмерными процентами и продажею необходимых товаров по слишком дорогой цене. Сан народных трибунов был учрежден, как нечто параллельное сану консулов; плебейские эдилы соответствовали до некоторой степени тому, чем были у патрициев квесторы. В следующем году умер восстановитель согласия между сословиями, Менений Агриппа; он был беден, и похороны его были сделаны на счет казны.

Выборы народных трибунов

Предание говорит, что народные трибуны, и плебейские эдилы избирались первоначально в собраниях по куриям, а потом, по закону Публилия Волерона (с 471 г. до Р. X.), в собраниях по трибам. Ошибочное предположение, что в собраниях по куриям не участвовали плебеи (стран. 55), подало повод отвергать это предание, против которого нет никаких основательных сомнений, и заменять его догадками, составленными очень запутанно. Трибуны не были «магистратами» римского народа, были только представителями плебеев, как особого сословия; потому, конечно, и собрания по куриям, в которых они избирались, были не собраниями всего римского народа «комициями», а только сословными собраниями (concilia) плебеев, как и собрания по трибам, в которых потом избирались трибуны. Сословные собрания плебеев были созываемы и по другим делам: решения, принимаемые в них, были обязательны только для плебеев, не были общими государственными законами.

Положение народных трибунов и их влияние на римскую государственную жизнь

Таким образом учрежден был трибунат, получивший преобладающее влияние на развитие римской государственной жизни. По мнению некоторых ученых, сан народных трибунов возник из сана прежних старшин триб, – по мнению других, из должности военных трибунов, высшей степени, какой могли достигать плебеи в войске; так ли, или иначе, но власть народных трибунов с самого учреждения этого сана была очень велика, и, пользуясь неприкосновенностью, какою были они облечены, трибуны постепенно увеличили свою силу в государстве до громадных размеров. Неприкосновенность, которая была присвоена сану трибунов для ограждения их от произвола сената и консулов и от насилий патрициев, скоро стала возбуждать их действовать наступательно. Тот, кто оскорбил трибуна каким-нибудь насилием, подвергался религиозному проклятию, лишался покровительства законов и был обречен на смерть, а его имущество конфисковалось: (он становился, как это называлось у римлян, sacer). Под защитою этой своей привилегии, трибуны захватывали себе все большие и большие права; а то, что сначала было узурпациею, со временем становилось признанным правом. Сначала власть трибунов состояла только в тон, чтобы защищать отдельных людей плебейского сословия от притеснений магистратов (это называлось auxilium, «помощь»); но скоро они приобрели право требовать к своему суду всякого гражданина и налагать на него штраф; они требовали к своему суду даже консулов, по окончании срока их должности;кроме того трибуны приобрели право останавливать административные дела и ход судопроизводства своим протестом (intercessio), могли освобождать призываемых к военной службе от повиновения призыву, воспрещать арестование подсудимого, или должника, освобождать заключенного в тюрьму. Но власть их ограничивалась пределами города Рима. Чтобы плебеи всегда могли найти своих защитников готовыми помочь им, трибунам было запрещено проводить хотя бы одну ночь за стенами юрода, и двери дома трибуна должны были оставаться отворены день и ночь. Трибуны председательствовали в собраниях по трибам, и закон Публилия Волерона (lex Publilia) ограждал эти собрания от попыток патрициев помешать им. Трибуны имели право делать собранию плебеев законодательные предложения, и когда такое предложение было принято, оно становилось «решением плебса» (plebiscitum); оно, собственно говоря, не имело силы закона, но действовать наперекор формально выраженной воле массы было трудно и опасно. Только распоряжений диктатора трибуны не могли останавливать (не имели права интерцессии против диктатора); потому, по учреждении сана народных трибунов, патриции очень часто стали назначать диктаторов, чтобы уничтожить сопротивления трибунов. – Сановники, совершенно безответственные, лично неприкосновенные, имевшие право останавливать своим протестом судопроизводство и администрацию, воспрещать заседания сената и созвание народного собрания, трибуны имели в руках власть опасную, это бесспорно; но должно признать и то, что деятельность их была главной двигательницею непрерывности и законности хода развития римских учреждений, ичто собственно трибунам республика была обязана своею прочностью. Трибуны были органами законной оппозиции, их задачею было требовать отмены злоупотреблений, требовать реформ; исполняя это свое призвание, они поддерживали политическую жизнь государства, предохраняли ее от застоя и дремоты. Для плебеев трибуны были то, что для патрициев консулы. При существовании таких противоположных одно другому государственных учреждений, римская государственная жизнь шла однако же спокойным законными, порядком, – это показывает нам, какою силою здравого политического смысла был одарен римский народ. Никогда ни в каком другом государстве не было такого учреждения, как трибунат, не было сановников, обязанных защищать народ и облеченных неприкосновенностью. Не имея никакой исполнительной власти, трибунат был однако же могущественнейшим из всех правительственных учреждений Рима.

Эдилы

Эдилы были помощниками трибунов по некоторым делам, составляли протоколы судебных заседаний и плебейских собраний, заведовали полицейским порядком, наблюдали за правильностью торговли хлебом, распоряжались устройством плебейских праздников, хранили документы по делам плебейского сословия и, быть может, заведовали кассою его. Подобно трибунам, они были избираемы в сословных собраниях плебеев; их канцелярия находилась при храме Цереры у Авентинского холма; вероятно от слова храм, aedes, и произошло название их сана aediles – «сановники при храме». Первоначально были только два плебейские эдила; впоследствии был учрежден сан «курульных эдилов», которые заведовали полицейским порядком не одной плебейской общины, a всего города Рима.

Результаты учреждения трибуната

Итак непосредственным результатом первого отшествия плебеев было то, что вместо одной государственной общины, состоявшей из патрициев, теперь государство составляли две организованные общины, патрицианская и плебейская; это были как будто два разные города, жившие вместе; между ними не было даже брачных союзов, которые закон признавал бы полноправными. Подобно патрициям, плебеи теперь имели своих сановников, которых избирали сами, свою особую администрацию, свой особый суд, свое финансовое управление, свои особые собрания, даже свои особые праздники. По предложению трибунов, собрание плебеев могло, принимая на себя судебную власть, объявлять виновным всякого патриция, который нарушал право плебеев, могло подвергать его денежному штрафу и изгнанию. При таких отношениях между патрициями и плебеями римское государство не распалось; напротив, договор, заключенный на священной горе, положил начало объединению плебеев с патрициями на основании политической равноправности, – это служит новым доказательством великой политической рассудительности римского народа и патриотизма плебеев. «Патриции», говорит Нибур, «были при всей политической образованности и жреческой мудрости представители неподвижности, которая не могла принести плодов культуры; а честные и энергичные плебеи, неутомимою борьбой приобретавшие одно право за другим своему сословию, были орудиями развития национальной культуры». Сравнивая кровавые междоусобия, свирепые взаимные преследования и угнетения греческих аристократов и демократов с мужественным и полным достоинства стремлением плебеев производить требуемые положением дел реформы без вооруженной борьбы, законным путем естественного развития существующих учреждений, мы не можем не удивляться нравственной силе, любви к порядку и законности обоих римских сословий,и плебеев и патрициев. Римские граждане редко забывали в своих сословных спорах держать себя благородным образом.

Народные трибуны

Народный трибунат, как мы видели выше, возник революционным путем как чисто плебейская магистратура. В известном отношении он сохранял этот узкосословный характер до самого конца Республики, например, народными трибунами могли быть только плебеи, и избирались они на собраниях плебса по трибам. Но в целом трибунат с течением времени приобрел общегосудар­ственный характер, став своеобразным контрольным органом демократии.

Народных трибунов было 10 человек, избиравшихся ежегодно. Как долж­ностные лица они не подлежали ответственности и были неприкосновен­ны: лицо, оскорбившее народного трибуна или причинившее ему вред, счи­талось проклятым, становилось вне закона. Основным и самым ранним историческим правом трибунов было право помощи (ius auxilii): народ­ный трибун был обязан помочь своим личным вмешательством (intercessio) любому гражданину, обратившемуся к нему за содействием против каж­дого магистрата (кроме диктатора, на которого право интерцессии не рас­пространялось). Для того чтобы народного трибуна легко можно было найти, он не мог покидать Рим более чем на один день, и дверь его дома должна была быть всегда открытой.

Из права помощи впоследствии развилось более широкое право проте­ста против распоряжений должностных лиц, решений сената и даже пред­ложений, вносимых в народные собрания, если трибуны находили их не­согласными с интересами плебеев. Протест трибунов выражался в том, что они произносили: «veto» («запрещаю»). После этого соответствую­щее распоряжение или акт приостанавливались до тех пор, пока трибун не снимал своего запрещения. Право veto принадлежало каждому отдель­ному трибуну, что тормозило деятельность коллегии в целом и часто при­водило к злоупотреблениям.

Народные трибуны имели право прибегать к мерам принуждения по отношению к тем, кто им противодействовал. К таким мерам принадлежа­ли денежный штраф, арест и, в исключительных случаях, даже смертная казнь (свержение с Тарпейской скалы).

Первоначально трибунам принадлежало право созывать только пле­бейские собрания, председательствовать на них и вносить предложения. Впоследствии, когда фактическая разница между собраниями плебса и трибутными комициями стерлась, трибуны получили возможность прини­мать активное участие в общем законодательстве. Одновременно народ­ные трибуны добились доступа в сенат, а затем права его созывать со все­ми вытекающими отсюда последствиями.

Таким образом, власть трибунов, на первых порах очень скромная, с течением времени выросла до большого объема. Она была ограничена, в сущности, лишь правом интерцессии коллег и тем, что распространялась лишь на городскую территорию, а вне ее действовала на расстоянии толь­ко 1 римской мили (около 1,5 км). Протест народного трибуна не распро­странялся на действия диктатора и сохранял силу только во время пребы­вания данного трибуна в должности.

Трибунат исторически был органом римской демократии, особенно ощутима была эта роль в периоды больших народных движений. Но бла­годаря широким размерам коллегии (10 человек) трибунат легко стано­вился объектом подкупа и других влияний, идущих из кругов, враждебных демократии. А в таком случае право трибунской интерцессии становилось источником величайших злоупотреблений. В конце Республики народный трибунат совершенно выродился и сделался орудием борьбы отдельных клик и органом военной диктатуры.

Из книги Вслед за героями книг автора Бродский Борис Ионович

Сенаторы и трибуны На комициях выбирали народных трибунов – блюстителей интересов, прав и достоинства римских граждан.За помощью к трибуну мог обратиться каждый римлянин. Для этого двери дома трибуна были открыты не только днём, но и ночью, а сам он не мог отлучаться

Из книги Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме автора Гуревич Даниэль

Катон, трибуны и женщины Вернемся немного назад и остановимся на законе, касавшемся в первую очередь матрон - законе Оппия. Он был внесен в комиции консулом Гаем Оппием в 215 г. до н. э. (в разгар войны с Ганнибалом) и запрещал женщинам «иметь больше полуунции золота, носить

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Народные восстания В 1379-1384 гг. по всей стране прокатилась волна восстаний, начавшихся в городах Лангедока. Как только в конце 1379 г. был объявлен новый чрезвычайный налог, вспыхнуло восстание в Монпелье. Ремесленники и беднота ворвались в ратушу и убили королевских

Из книги История Англии в Средние века автора Штокмар Валентина Владимировна

Народные восстания В 1536 г. вспыхнуло восстание в Линкольншире, а затем в Йоркшире и других северных графствах Англии. Восстание вылилось здесь осенью 1536 г. в форму религиозного похода на юг, похода, получившего название «Благодатного паломничества». Участников его в

автора Ковалев Сергей Иванович

Из книги История Рима (с иллюстрациями) автора Ковалев Сергей Иванович

Народные трибуны Народный трибунат, как мы видели выше, возник революционным путем как чисто плебейская магистратура. В известном отношении он сохранял этот узкосословный характер до самого конца Республики, например, народными трибунами могли быть только плебеи, и

Из книги Повседневная жизнь этрусков автора Эргон Жак

Трибуны и публика Посмотрим теперь на трибуны, предназначенные для зрителей{606}. Они расположены по две в обоих концах фриза, друг против друга и обращены к зрелищу, разворачивающемуся посередине. Возникает вопрос (хотя приемы античной живописи не допускают такого

Из книги Вариант дракона автора Скуратов Юрий Ильич

…С ТРИБУНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ Есть хорошее правило, свидетельствующее о том, что самым убедительным является не пересказ события, выступления, какой-нибудь тронной или обвинительной речи, а документ. Сама речь, хронология события - словом документ, подлинный и точный.

Из книги Мифы древнего мира автора Беккер Карл Фридрих

6. Законы Валерия и Горация. Канулей. Военные трибуны с консульской властью (448…444 г.)С тех пор, как патриции вынуждены были допустить плебеев к участию в децемвирате, ничто уже более не могло воспрепятствовать народу непреодолимо стремиться вперед по пути достижения и

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Военные трибуны с консулярной властью Военными трибунами назывался высший командный состав легиона. Число их колебалось от трех до восьми в зависимости от величины набо­ра. Раньше они назначались претором из патрициев. Теперь было решено избирать военных трибунов в

Из книги Всемирная история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

3.4.1. Римские народные трибуны братья Гракхи Что такое трибуна? В переводе с латинского языка это помост, возвышение, используемое для торжественных заседаний, а также род кафедры, с которой говорят речи, обращенные к собравшимся людям. От слова «трибуна» образовалось

Из книги Жизнь в родной земле автора Балинт Вилем Андреевич

5. Народные стенгазеты В газетах все время пишут почти исключительно о Сталине. Совсем как по пословице: «Без Бога ни до порога», что ни слово, то Сталин во всех склонениях и спряжениях. А в действительности, что ни мат, то обязательно таковой посылается по адресу

Из книги Империя Петра Великого (1700-1725 гг.) автора Коллектив авторов

Народные волнения АСТРАХАНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1705–1706 гг. - выступление стрельцов, солдат и посадских людей.В ночь на 30 июля 1705 г. в Астрахани ударил набат. Отряд солдат и стрельцов ворвался в Астраханский кремль и начал убивать «начальных людей». Восставшие были возмущены тем,

Из книги Екатерина Великая (1780-1790-е гг.) автора Коллектив авторов

Народные волнения ЧУМНОЙ БУНТ - стихийное восстание в Москве в октябре 1771 г. во время эпидемии чумы. «Моровая язва», как в России называли чуму, появилась из Турции и с ноября 1770 Г. унесла 200 тыс. жизней. Меры властей по борьбе с эпидемией - прививки, установки карантинов,

Из книги Этюды любви и ненависти автора Дудаков Савелий Юрьевич

Народные поверья Если не я за себя, то кто же за меня?Если я только за себя, то зачем я?Рабби Хиллела* Еврей в русских народных поверьях – это всегда злое, отрицательное существо – одним словом, "жид". Попытки поставить знак равенства между словами "жид" и "еврей" не

Из книги Очерки истории Китая с древнейших времен до середины XVII века автора Смолин Георгий Яковлевич

НАРОДНЫЕ ВОССТАНИЯ X–XII ВВ Тяжелое положение крестьян не раз толкало их на открытые вооруженные выступления против феодального гнета.Главным районом крестьянских движений в конце X - начале XI вв. была территория нынешней провинции Сычуань. Здесь еще в 964 г., на четвертом

(лат. tribunus plebis), Mагистратура в Римской республике, задача которой состояла в защите интересов плебса от посягательств патрициев. Важнейшими правами Н. т. . были право ве то на любое решение магистратов или сената (intercessio) и право созыва народного собрания.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ТРИБУНЫ НАРОДНЫЕ

Trib?ni plebis.

1. После 1-й сециссии в 494 г. до Р. X. патриции, сделав народу уступку, согласились на выбор народных Т., обязанность которых была защищать плебеев от притеснений патрициев и консулов. ср. Leges sacratae. Народных Т. сначала было 2 или 5 (Liv. 2, 33. 58. Cic. r. р. 2, 34), а в 457 г. до Р. X. число их было увеличено до 10 (Liv. 3, 30). Однако патриции, давая свое согласие, поставили условием, чтобы нельзя было выбирать одних и тех же лиц дважды. Круг деятельности Т. вначале был ограничен, но вскоре им удалось расширить его и усилить, чему немало содействовала дарованная им неприкосновенность (см. Leges sacratae и Lex Icilia, Закон Ицилия. Liv. 2, 33. 3, 55. 4, 3). Старейшее и на первых порах единственное их право было auxilium, право защиты плебеев, впоследствии также и патрициев, состоявшее в том, что они могли воспрещать (veto, intercedo, prohibeo) мероприятия должностных лиц или сената против отдельных личностей. Эта «помощь» применялась обыкновенно:

a) при dilectus (Liv. 3, 11. 4, 53);

b) при распределении податей (Liv. 4. 60. 5, 12);

c) в суде, где трибуны могли вмешиваться не только в гражданские, но и в уголовные дела как до приговора (sententia), так и после него, чтобы, напр., помешать какой-нибудь несправедливости или чтобы поддержать aequitatem против неумолимой буквы закона. Но встречалось также немало несправедливых вмешательств. Впрочем, veto T., прекращавшее судебное разбирательство, имело силу только до истечения служебного года вмешавшегося, и если преемник его не вмешивался снова, то разбирательство опять могло возобновиться. Кто нуждался в подобной помощи, должен был призывать T. (appellare, Liv. и Cic. часто), и они собирались, рассматривали дело и принимали решение (decretum), в котором или соглашались оказать помощь, или отказывали в ней. Liv. 3, 3. 4, 53. 38, 52, сл. 60. Cic. Quint. 7, 20. 28;

2. из этого права помощи вскоре развилось право вмешательства Т. во все административные мероприятия и действия должностных лиц (консулов, цензоров и даже других трибунов. Cic. legg. 3, 4) в SCons. и во все предложения, предназначавшиеся для внесения в комиции. Во всех комициях Т. могли intercedere, impedire, moram facere, так что приходилось иногда откладывать даже выборы должностных лиц. Liv. 6, 35. 7, 21. 27, 6. 32, 7. 34, 5 и т. д.;

3. по отношению к сенату Т. вначале не пользовались никакими правами, но вместе с правом вмешательства в Scons. они получили также право присутствовать в заседаниях сената. Вначале они сидели у входа в курию и, угрожая оттуда своим auxilium против приведения в исполнение Scons. (особенно касательно dilectus и tribulutum), мало-помалу присвоили себе право вмешиваться во все дела (Liv. 4, 6. 36, 43. 50, 57. 9, 8 и т. д.), заняли место в среде прочих сенаторов и, вероятно, вскоре после lex Valeria, сделавшей решения триб обязательными для всех римлян, могли даже докладывать ему. Вследствие этого цензоры при первой же lectio приняли в сенат и всех бывших Т.;

4. правом созывать сходки (см. Contio) и председательствовать на них Т., вероятно, пользовались уже сначала, но гораздо важнее было полученное ими право созывать comitia tributa и председательствовать в них, особенно после lex Valeria, Publilia и Hortensia. В этих собраниях не только производили выборы на многие должности и творили суд, но и совещались о важнейших делах и подавали голоса о законах, имевших величайшее значение (напр., о leges agrariae, о распределении провинций, о командовании войском и т. д., см. Comitia, Комиции);

5. право назначать пеню на непокорных и пользоваться prehensio (т. е. арестовать граждан или должностных лиц) Т. получили скоро и часто злоупотребляли им самым недобросовестным, деспотическим образом; они даже консулов заключали в темницу или угрозами принуждали их к уступчивости (Liv. 4, 26. 5, 9. 29, 20 и т. д.);

6. Т. также ежегодно издавали указы (edictum), в которых, вероятно, определяли, когда намерены привести в действие свое auxilium и т. п. Производить ауспиции они вначале не имели права, впоследствии же им дано было и это право, но только относительно менее торжественных случаев. О принадлежащих им spectio de coelo и obnuntiato см. Divinatio, Дивинация, 21, Obnuntiatio и Lex Aelia, Закон Элия, и Fufia, Закон Фуфия. Власть Т. сначала была только благотворна; они своим противодействием обуздывали власть консулов, сената и патрициев, и внутренняя жизнь Римcкогo государства могла развиваться правильно, пока Т. оставались на законной почве. Но когда они стали злоупотреблять своими правами и сделались в позднейшие времена ярыми демагогами, Римское государство подверглось величайшей опасности (Cic. legg. 3, 8 слл. pestifera sс. potestas trib.). Законные ограничения трибуната, как, напр., необходимость единогласия между всеми Т., без которого они не могли решать, если хотя один из них протестовал (Liv. 2, 43. 44: unum adversus omnes satis esse. 56. 3, 59. 4, 58 сл.), так что несогласный всегда имел перевес, - оказывались недостаточными; выбор диктатора тоже не достигал более своей цели с тех пор, как и против него допускалась provocatio. Plut. Cam. 42. Поэтому Сулла, считая трибунат наинесноснейшим орудием тиранических и охлократических замыслов, преобразовал его в пользу оптиматов. Изданный им, в бытность его диктатором в 80 г., закон lex Cornelia de tribunicia potestate почти совсем уничтожил трибунат (он сделался imago sine re, Vell. Pat. 2, 30): он ограничил ius cum plebe agendi, обусловил право Т. предлагать законы в комициях триб и право привлекать в суд - согласием сената; далее, он низвел право вмешательства, главный источник всех прочих прав tribuniciae potestatis, к первоначальному значению auxilii lationis adversus imperium (Cic. legg. 3, 9) и, наконец, запретив бывшим трибунам занимать какую-нибудь курульную должность, уничтожил приманку, которою до тех пор обладал трибунат для честолюбивых демагогов. Тотчас же после смерти Суллы начались попытки восстановить трибунат; сначала они были безуспешны, но уже в 75 г., в силу lex Aurelia (консула Аврелия Котты), трибунам возвращено было право быть избираемыми в консульские должности; а через 5 лет, в 70 г., Помпей и Красс, нуждавшиеся для своих планов в трибунате, восстановили его во всей его силе. Vell. Pat. 12, 30. Sall. Cat. 38, Dio Cass. 38, 30. С этих пор трибунат снова вступил на тот путь, по которому следовал до Суллы. Достаточно упомянуть имя П. Клодия, чтобы дать понятие о тех ужасах и смутах, которым трибуны и демагоги подвергали в те времена государство. В эпоху императоров трибунская власть образовала средоточие императорской potestas (см. Princeps, Принцепс), и хотя Т. продолжали еще существовать, но потеряли всякое значение, их право помощи в суде ограничивалось императорской инстанцией. Место в сенате и право вмешательства они сохранили, но право налагать пеню было сильно уменьшено. Tac. ann. 13, 28. Зато они получили в свое ведение устройство августалий (см. Ludi, Игры, 9), требуемые для трибуната условия и выборы. Эта должность была доступна одним плебеям, и притом только свободным гражданам, что, однако, в эпоху императоров не всегда строго соблюдалось. Определенного возраста не требовалось, но обыкновенно трибуны раньше занимали должность квестора и плебейского эдила, а когда, вероятно по постановлению Суллы, должны были быть выбираемы из сенаторов, тогда во всяком случае - квестора. Первые Т. выбраны были на Священной горе, после же lex Publilia, Закон Публилия, в 471 г. до Р. X., выборы стали производиться в комициях триб; о промежутке между этим временем не известно ничего точного. В должность они вступали 10 декабря, незадолго до которого происходили выборные комиции. Особых знаков отличия августалии не имели. Слуги их были viatores, scribae и praecones, которые остались и во время императоров.

Отличное определение

Неполное определение ↓