Исковое заявление в суд форма. Как правильно подать исковое заявление в суд? Видео – Как написать исковое заявление в суд

Типы задач:

1. Анализ функции кривой производственных возможностей и её графическое обоснование;

2. Построение кривых производственных возможностей на основании различных данных об альтернативных возможностях производителей.

3. Расчёт альтернативных издержек.

4. Применение закона возрастающих альтернативных издержек.

На машиностроительном предприятии в одном из цехов можно произвести 1000 двигателей или 500 агрегатов, а в другом альтернативная стоимость производства 2 агрегатов равна 8 двигателям при максимально возможном производстве двигателей равном 1600 единицам.

Постройте общую кривую производственных возможностей машиностроительного предприятия и заштрихуйте плоскость каждого цеха.

Рассчитаем максимально возможное производство двигателей (Д) и агрегатов (А) в двух цехах. Если максимально возможное производство двигателей во втором цехе составляет 1600 единиц, а при этом альтернативная стоимость производства 2А равна 8Д, то в данном цехе, при имеющихся ограниченных ресурсах, можно произвести 400 агрегатов. Тогда в обоих цехах можно произвести либо 2600 двигателей (1600Д + 1000Д), либо 900 агрегатов (500А + 400А).

Приступим к построению общей КПВ машиностроительного предприятия, при условии, что в данном году руководство предприятия решило произвести только двигатели. По оси абсцисс отложим максимально возможное производство двигателей в двух цехах (2600Д), а по оси ординат максимально возможное производство агрегатов (900А).

Построение КПВ начнём со второго цеха, т.к. в данном цехе потери в виде недополученных агрегатов минимальные (альтернативная стоимость 1Д = 1/4А). Линия производственных возможностей второго цеха будет соединять точку максимального производства агрегатов на предприятии (0Д; 900А) с проекцией точки наибольшего производства двигателей в данном цехе (1600Д; 500А). При таком выборе предприятие, отдавая предпочтение производству двигателей, отказалось от возможного производства агрегатов в размере 400 единиц (900А - 400 А). Данная прямая линия есть частный случай общей выпуклой кривой производственных возможностей предприятия.



Точка с координатами (1600Д; 500А) – это точка перегиба КПВ.

КПВ первого цеха строится аналогично. Увеличив производство двигателей на величину возможного производства (1000 единиц), мы попадём в точку с координатами (2600Д; 0А) В данном выпуске продукции машиностроительное предприятие не сможет произвести 500 агрегатов. Линия, соединяющая точку (2600Д; 0А) с точкой перегиба, будет частным случаем кривой производственных возможностей первого цеха.

Заштрихованные области – цеха машиностроительного предприятия.

Могут ли следующие точки лежать на одной кривой производственных возможностей: А (18; 0), В (11; 16), С (16; 9), Е(8;15), М (7; 16), Р (0; 21)? Обоснуйте свое решение, не прибегая к построению графика КПВ.

Применим закон возрастающих альтернативных издержек. Расположим заданные точки по возрастанию одной из координат (например, координаты Х): Р (0; 21), М (7; 16), Е (8; 15), В (11; 16), С (16; 9), А(18; 0). Если данные точки принадлежат одной КПВ, то значения чисел по другой координате (например, Y) должны убывать.

Однако точка В с координатами (11; 16) не отвечает главному требованию нашего условия.

Ответ: Точки А, В, С, Е, М и Р не могут принадлежать одной кривой производственных возможностей, т.к. нарушен закон возрастающих альтернативных издержек.

Пример 3. Ниже приведена кривая производственных возможностей машиностроительного предприятия, которое производит двигатели и агрегаты (в единицах).

Охарактеризуйте производственные возможности предприятия при условии, что в данном году оно будет производить только двигатели.

Ответьте на следующие вопросы:

1. Сколько у предприятия производственных участков и чему равны альтернативные возможности производства на них?

2. Чему равна альтернативная стоимость производства ещё одного двигателя, если их производится 60 единиц? Вычислите максимально возможное производство агрегатов.

1. На предприятии три участка с максимально возможным производством или 350 двигателей (Д), или 190 агрегатов (А). На верхнем участке производственные возможности предприятия позволяют произвести или 100Д, или 40А (190А – 150А). Альтернативная стоимость производства 1Д = 0,4А.

На среднем участке можно будет произвести или 100 Д (200Д - 100Д) или 50 А (150А – 100А). Альтернативная стоимость производства 1 Д. равна 0,5 А.

На нижнем участке возможное производство составит или 150 Д (350 Д – 200 Д) или 100 А (100А – 0А) с альтернативной стоимостью производства 1 Д = 0,7 А.

Если предположить, что в этом году на предприятии решили производить только двигатели, то процесс производства начнут с того участка, на котором потери в виде недополученных агрегатов будут минимальными, т.е. там, где альтернативная стоимость двигателей наименьшая. Следовательно, эффективное производство двигателей можно достичь на верхнем участке, где производство каждой его дополнительной единицы предполагает потерю ресурсов, предназначаемых на производство 0,4 агрегатов.

2. Если двигателей производится 60 единиц, то это означает, что рациональный производитель будет работать на верхнем участке, т.к. на данном участке альтернативная стоимость каждой дополнительной единицы двигателя наименьшая (0,4 А.). При этом производство 60 двигателей приведёт к тому, что производитель должен будет отказаться от выпуска 24 агрегатов (60 Д. Ч 0,4). Увеличив производство двигателей ещё на одну единицу, производитель уже теряет 24,4 А. от максимально возможного производства.

Следовательно, максимально возможное производство агрегатов, при условии, что производитель будет производить только 61 Д., составит 165,6 А. (190 А. - 61 т Ч 0,4).

Пример 4. Дана кривая производственных возможностей фермера на трех полях.

Предположим, что он решил под выращивание 130 тонн картофеля отвести нижнее поле, а два других поля не трогать. Используя графическое изображение КПВ фермера, оцените его выбор.

Вычислите максимально возможное производство пшеницы, если картофеля будет произведено 130 тонн.

В плоскости нижнего поля производство каждой тонны картофеля предполагает, что потери пшеницы на нем будут составлять ⅔ тонны от возможного выпуска. Тогда, при производстве 130 тонн картофеля, возможные потери пшеницы составят 86,6 т (130 т К. Ч ⅔). Отсюда следует, что максимально возможное производство пшеницы фермером будет 103,4 т (190 т П. – 86,6 т П.).

Однако следует заметить, что данный выбор фермера является не эффективным. Согласно теории КПВ эффективным считается выбор, при котором потери в виде недополученной продукции минимальны. Следовательно, фермер под выращивание 130 т К. должен отвести верхнее поле полностью и часть среднего. На данных полях потери в виде недополученной пшеницы будут минимальными (каждая тонна картофеля предполагает отказ от производства 0,4 или 0,5 тонн пшеницы соответственно). Отсюда альтернатива отказа по полям составит 55 т пшеницы (40 т П. + 30 т П. Ч 0,5). Тогда максимально возможное производство пшеницы фермером, при условии, что он будет производить 130 т К., составит 135 т (190 т П. – 55 т П.).

Ответ: эффективное производство 130 тонн картофеля возможно при возделывании верхнего поля полностью и части среднего. Потери в виде недополученной пшеницы на них будут минимальными (55 т против 86,6 т). Максимально возможное производство пшеницы составит 135 т против 103,4 т.

На одном поле фермер может произвести 1000 т картофеля или 400 т пшеницы, а на другом, альтернативная стоимость выращивания 2 т пшеницы равна 6 т картофеля при максимальном производстве картофеля равном 1500 т.

1. Постройте общую кривую производственных возможностей фермера на двух полях при условии, что фермер решил выращивать картофель. Заштрихуйте поля.

2. Допустим, фермер всегда засевал все поля картошкой, но на этот год ему потребовалось произвести только 200 т пшеницы. На каком поле её посадить? Каково при этом максимально возможное производство картофеля (в тоннах)?

1. Построим КПВ:

- (2500 т К.; 0 т П.) и (0 т К.; 900 т П.) – координаты максимально возможного производства картофеля и пшеницы фермером на двух полях;

- (1500 т К.; 400 т П.) – координаты точки перегиба КПВ.

1 т К. = 0,3 т П. – альтернативные возможности производства на верхнем поле;

1 т К. = 0,4 т П. – альтернативные возможности производства на нижнем поле.

2. Если исходить из того, что на этот год фермеру потребовалось произвести только 200 т пшеницы, то ему выгоднее всего ее посадить на том поле, где потери в виде недополученного картофеля будут минимальными, т.е. там, где альтернативная стоимость пшеницы наименьшая. В силу того что на нижнем поле альтернативная стоимость 1т П. = 2,5 т К., а на верхнем 1 т П. = 3т К., то фермеру выгоднее произвести 200 тонн пшеницы на том поле, где каждая тонна пшеницы предполагает отказ от производства 2,5 тонн картофеля, т.е. на нижнем.

При производстве только 200т пшеницы потери в виде недополученного картофеля составят 500 тонн (2500т К. – 200т П. Ч2,5). Отсюда максимально возможное производство картофеля будет 2000 тонн.


Следующим шагом является изучение проблемы выбора, которая порождена ограниченностью ресурсов. Понять логику изложения теории выбора поможет схема.
Осуществление выбора - это реализация рационального поведения человека. Оттолкнувшись от определения рационального поведения, при котором человек стремится максимизировать результат при данных затратах, необходимо проанализировать его составляющие: целесообразность, вариа-

ограничены безграничны
х х
Проблема
выбора
цель выбора
I
альтернативы
I
критерии
I
цена выбора (альтернативная стоимость)
Схема 1.2. Проблема выбора в экономике.
тивность, выбор критериев, оценку вариантов по каждому из критериев, нахождение цены выбора, подход с позиций маржинального анализа.
В цепи анализа ступеней рационального поведения наиболее труднопонимаемыми являются понятия альтернативной стоимости и маржинального анализа. Следует подчеркнуть, что альтернативная стоимость имеет несколько выражений. Она может выражаться в другом товаре, лучшем из оставшихся, которые вам пришлось отвергнуть, когда выбор совершался по принципу «или-или». Но если нельзя отказаться ни от одного из товаров, то увеличить потребление или производство одного из них можно, только если сократить потребление или производство другого. В этом случае альтернативная стоимость будет определяться тем количеством товара, от производства которого пришлось отказаться, чтобы увеличить производство данного. Возможность иллюстрации последнего определения предоставляет кривая производственных воз
можностей. Учащиеся должны уметь показать на графике производственных возможностей величину альтернативной стоимости, выявить ее характер (возрастающая, постоянная) и объяснить, чем он определяется. И наконец, учащиеся должны уметь определять величину альтернативной стоимости в денежном выражении.
Изучив материал параграфа 1.2 учебника и выполнив задания «Практикума», ученик должен: понимать, что означает рациональное поведение человека и каковы его признаки; уметь объяснять, что такое альтернативная стоимость на разных уровнях глубины рассмотрения этого понятия, иллюстрируя свои объяснения примерами из окружающей его действительности; уметь осуществлять выбор в ситуациях, предложенных учителем, используя решетку принятия решения; уметь использовать график кривой производственных возможностей для нахождения альтернативной стоимости увеличения производства одного из товаров; используя график кривой производственных возможностей, находить точки эффективного и неэффективного использования ресурсов, точки объемов производства, невозможного при заданном количестве и качестве ресурсов; уметь объяснять, что означает каждая точка, лежащая на кривой производственных возможностей; уметь объяснять причины выпуклости кривой производственных возможностей и анализировать ее альтернативные варианты.
Ключевые понятия и термины
1-В; 2-И; 3-Е.
Тесты
I. Утверждение неверно. Проблемы морали, этики находятся за пределами характеристики рационального поведения. Экономиста будут интересовать толь-

ко дополнительные затраты и дополнительные выгоды от производства оружия. Утверждение верно. Утверждение ошибочно. О том, что ресурсы страны используются не полностью, свидетельствуют лишь точки, лежащие левее кривой производственных возможностей. Точки же, расположенные правее, иллюстрируют недостижимый объем производства. Утверждение верно. Утверждение неверно. Если ресурсы взаимозаменяемы, то кривая производственных возможностей будет иметь вид прямой линии, что объясняется неизменностью альтернативной стоимости увеличения производства одного из товаров на каждую следующую единицу. На практике такие случаи крайне редки.
II. Утверждение «а» ошибочно, поскольку неверна исходная посылка о том, что альтернативную стоимость использования могут иметь только факторы производства; утверждение «б» правильно, так как альтернативной стоимостью хранения денег в сейфе банка является хранение их в банке; если же банковский процент растет, возрастают и потери, связанные с альтернативным вариантом использования денег; таким образом, не сохраняя их в банке, вы лишаете себя дохода в форме банковского процента, и чем он больше, тем больше ваши потери; утверждения «в» и «г» неверны. Утверждение «а» неверно, поскольку производство, ориентируясь на объем спроса на товары и услуги, может расширяться, если есть достаточное количество надлежащего качества труда, капитала и природных ресурсов; следовательно, верным является утверждение «в», а «б» и «г» неверны. Верно утверждение «г», что хорошо иллюстрирует кривая производственных возможностей. Из перечисленных вариантов выбора наилучшим из отвергнутых является шоколад «Фазер», поэтому правильный вариант ответа - «а». Остальные варианты ошибочны: бутылка «Пепси-колы» стала вашим действительным выбором, а не отвергнутым вариантом; видеофильм, который вы посмотрите вечером, не конкурирует с другими вариантами; новый американский боевик для вас оказался менее ценен, поскольку его в какой-то мере заменил видеофильм; поэтому конечный выбор происходил между шоколадом и «Пепси-колой». Рост квалификации производителей косметики увеличит производительность
их труда, поэтому объем производства косметических товаров вырастет, а в производстве обуви все останется без изменений, так что верен вариант «а».
III. Утверждение «а» правильное, так как кривая производственных возможностей страны А показывает, что в ней производится больше и средств производства, и предметов потребления, что возможно только, если в стране либо имеется, большее количество ресурсов, либо выше их технический уровень. Утверждение «б» правильное, поскольку если страна Б большую часть своих ресурсов тратит на производство средств производства, то это создает предпосылки для расширения производства в будущем, тогда как страна А большую часть своих ресурсов направляет на производство предметов потребления, что может замедлить в скором времени увеличение объема производства в обоих секторах экономики. Утверждение «в» ошибочно: в обеих странах точка С лежит правее кривой производственных возможностей и, если ресурсы ни количественно, ни качественно не изменяются, объем производства в точке С не может быть достигнут. Утверждение «г» ошибочно, так как увеличение производства предметов потребления, определяемое перемещением из точки В в точку D, для страны Б связано с отказом от производства большего количества средств производства, чем в стране А. Утверждение «д» верно. Утверждения «а», «в», «г» и «д» правильны; утверждение «б» неверно, так как с помощью кривой производственных возможностей нельзя найти от

вет на вопрос, для кого производятся товары и услуги. Утверждения «а», «в», «г» и «д» правильны; утверждение «б» ошибочно, так
как альтернативная стоимость принятого решения - это расходы на осуществление этого решения и упущенные доходы от отвергнутых вариантов; расходы же на отвергнутые варианты не включаются в альтернативную Стоимость выбранного варианта. Утверждения «а», «б», «г» и «д» правильны; утверждение «в» ошибочно, так
как осуществление выбора, с позиций экономики, не может зависеть от мнения окружающих людей.
Вопросы и упражнения
Предваряя решение учащимися упражнения 1, можно рассмотреть с ними аналогичный процесс выбора, взяв в качестве ограниченного ресурса некую сумму денег, которую нужно использовать для покупки подарка маме ко дню рождения. Ситуация выбора при принятии решения в области как экономических, так и неэкономических проблем весьма успешно иллюстрируется примером, в основе которого леАит построение решетки принятия решений. Последовательность ее заполнения следующая: Определение цели выбора - вуз, в который учащийся будет поступать после окончания школы. Выявление возможных вариантов (альтернатив) - например, юридический, медицинский, финансово-экономический и т. д. Определение критериев, которые будут использоваться при оценке вариантов, например желание родителей, престижность вуза, возможности трудоустройства после окончания, индивидуальные способности в Области естественных (гуманитарных) знаний и т. д. Оценка каждого варианта по пятибалльной шкале по каждому критерию. Суммирование баллов по вариантам и выбор варианта с максимальным количеством баллов. Определение цены выбора (альтернативной стоимости) как наилучшего из отвергнутых вариантов.


^^Критерии
Варианты (виды вузов)

Желание
родителей

Престижнос ть ВУЗа

Возможност
ь
трудоустро йства после окончания

Соответств ие моим способностя м в области гуманитарн ых знаний

Сумма
баллов

1. Юридический институт

5

5

4

5

19

2. Медицинский институт

1

3

3

3

11

3. Финансовоюридическая академия

4

5

4

3

16

4. Театральный институт

1

4

3

5

13

Способ выбора с использованием решетки принятия решения позволил выявить в качестве наиболее подходящего для ученика юридический институт: этот вариант получил наибольшее количество баллов - 19. Ценой выбора в представленном примере стала учеба в Финансово-экономической академии. Составим таблицу возможных вариантов использования фермером своего участка земли:

Используем полученные данные для построения кривой производственных возможностей фермерского хозяйства.

Кривая производственных возможностей имеет форму прямой линии, поскольку в данном примере ресурсы взаимозаменяемы и, следовательно, альтернативная стоимость увеличения производства свеклы (моркови) постоянна. >
3. Используем данные таблицы для построения кривой производственных возможностей. Кривая производственных возможностей имеет выпуклую форму, так как
альтернативная стоимость уве
личения производства компьютеров каждую следующую единицу
возрастает вследствие того, что ресурсы, используемые в этих отраслях, не являются взаимозаменяемыми. Вариант «а» невозможен, так как лежит запределами границы производственных возможностей; вариант «б» неэффективен, так как находится внутри площади производственных возможностей, ниже линии границ, что свидетельствует о том, что либо не все ресурсы задействованы, либо они используются неэффективно;
вариант «в» возможен и эффективен, так как находится на границе производственных возможностей; вариант «г» невозможен, так как лежит за пределами границы производственных возможностей;
Пусть первоначальное положение
alt="" />кривой производственных возможностей - АА ]. >
а) кривая займет положение BB1;
б) кривая займет положение АС;
в) кривая займет положение DA j;
г) положение кривой АА j не изменится, так как существующий технологический уровень будет заморожен. Альтернативная стоимость увеличения производства компьютеров: с 20 тыс. штук до 30 тыс. штук - 30 тыс. тостеров (отрезок CCj); с 10 тыс. штук до 40 тыс. штук - 90 тыс. тостеров;
с 30 тыс. штук до 40 тыс. штук - 40 тыс. тостеров.
4. Пусть первоначально товара А производилось 0 штук, а товара Б - 3 штуки. >
При увеличении производства товара А на 1 единицу не надо будет уменьшать производство товара Б, поэтому альтернативная стоимость увеличения производства товара А равна 0. Это справедливо и при дальнейшем расширении производства товара А. Следовательно, кривая производственных возможностей фирмы,

на которой производятся товары А и Б, имеет форму прямой, параллельной оси ординат. На практике такая ситуация невозможна, так как, если соблюдаются допущения, принимаемые для анализа экономической модели «кривая производственных возможностей», - количественная и качественная неизменность ресурсов, увеличить производство одного товара можно только путем уменьшения производства другого. Данный пример имеет только теоретическое значение. Если на дорогах появятся «пробки», альтернативная стоимость поездки в метро снизится. Раньше, добираясь на работу с помощью метро, мы приносили «в жертву» такому варианту скорость и комфорт, которые давала нам поездка в автомобиле. После появления «пробок» на дорогах наши потери уменьшились; теперь мы жертвуем только комфортом, а длительность поездки на автомобиле увеличилась. Альтернативная стоимость учебы на юридическом факультете:
плата за учебу - 4 тыс. р.
расходы на учебники - 0,4 тыс. р.
зарплата секретаря - 1,8 тыс. р.
ИТОГО - 6,2 тыс. р.
Транспортные расходы, оплата снимаемой комнаты, расходы на одежду - безальтернативны, их придется совершать как в первом, так и во втором случае вашего возможного поведения. Действия бывшей домохозяйки вполне обоснованны, дело в том, что, если бы она продолжала готовить и шить сама, она понесла бы существенные потери дохода, так
как 1 час ее работы в должности нотариуса принесет ей значительно больший доход, чем
сумма, которой ей придется пожертвовать, оплачивая менее квалифицированный, а значит, создающий меньший доход труд повара и швеи за то же время.