Проведения контртеррористических операций. Контртеррористическая операция анализ, уроки и выводы. Что такое КТО

  • 2.1. История терроризма и борьбы с ним в России
  • 2.2. Терроризм в современной России
  • 2.3. Противодействие терроризму в Чеченской Республике
  • 2.4. Факторы, влияющие на распространение терроризма в России
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 3. Международное сообщество в борьбе с терроризмом
  • 3.1. Международный терроризм
  • 3.2. Терроризм как форма проявления сепаратизма
  • 3.3. Терроризм как форма проявления агрессии
  • 3.4. Международные механизмы борьбы с терроризмом
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 4. Правовое регулирование борьбы с терроризмом в рф
  • 4.1. Законодательство о борьбе с терроризмом
  • Борьба с терроризмом должна строиться на следующих принципах
  • 4.2. Уголовно-правовая ответственность за террористическую деятельность
  • 4.3. Административно-правовая ответственность за нарушение норм о противодействии терроризму
  • 4.4. Борьба с финансированием терроризма
  • 4.5. Правовой режим контртеррористической операции
  • 4.6. Пути совершенствования правового регулирования борьбы с терроризмом
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 5. Государственные органы, обеспечивающие борьбу с терроризмом
  • 5.1. Система государственных органов, обеспечивающих борьбу с терроризмом
  • 5.2. Система органов государственной власти, обеспечивающих борьбу с терроризмом на территории Омской области, и порядок их взаимодействия
  • 5.3. Особенности угрозы совершения террористических актов на территории Омской области
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 6. Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников
  • 6.1. Взрывоопасные предметы
  • 6.2. Взрывчатые вещества
  • 6.3. Демаскирующие признаки взрывных устройств и предметов
  • 6.4. Профилактический осмотр территорий и помещений
  • 6.5. Действия при обнаружении взрывоопасных устройств и предметов
  • 6.6. Меры личной безопасности
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 7. Противодействие похищениям людей
  • 7.1. Как вести себя при похищении и в качестве заложника
  • 7.2. Меры защиты
  • 7.3. Освобождение
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 8. Действия руководителей организация, предприятий в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников
  • 8.1. Обнаружение предмета, похожего на взрывное устройство
  • 8.2. Действия при поступлении угрозы по телефону
  • 8.3. Поступление угрозы в письменной форме
  • 8.4. Захват заложников
  • 8.5. Меры защиты при проведении террористических актов
  • 8.6. Порядок действий при угрозе или факте биологического терроризма или диверсии
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 9. Охрана и защита территорий, зданий и помещений
  • 9.1. Организация охраны объекта
  • 9.2. Инженерная и техническая защита территорий, зданий и помещений объектов
  • 9.3. Инженерная защита внешних ограждающих конструкций
  • 9.4. Инженерная защита конструктивных элементов зданий и помещений
  • 9.5. Оснащение объектов средствами технической защиты
  • 9.6. Защита малых объектов
  • 9.7. Порядок разработки проекта защиты объекта
  • Вопросы для самопроверки
  • Заключение
  • Литература
  • I. Нормативно-правовые акты
  • 1.1. Федеральные законы Российской Федерации*
  • II. Литература
  • Тематика семинарских занятий «Терроризм и антитеррористическая деятельность»
  • Сущность и типология терроризма (2 часа)
  • Терроризм в России (2 часа)
  • Международное сообщество в борьбе с терроризмом (2 часа)
  • Законодательное регулирование в рф борьбы с терроризмом (2 часа)
  • Государственные органы рф, обеспечивающие борьбу с терроризмом (2 часа)
  • Защита от террористических актов с взрывами и захватами заложников (2 часа)
  • Противодействие похищениям людей (2 часа).
  • Действия руководителей организаций при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением взрывных устройств, угрозами взрывов, захватом заложников (2 часа).
  • Охрана и защита территорий, зданий и помещений
  • 4.5. Правовой режим контртеррористической операции

    Под контртеррористической операцией понимают специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Зона проведения контртеррористической операции составляет - отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция.

    Закон «О борьбе с терроризмом» определяет правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции.

    Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства РФ создается оперативный штаб, возглавляемый представителем ФСБ РФ или МВД РФ в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции.

    В субъектах РФ и регионах РФ могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависят от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на территориях субъектов (регионов) РФ.

    Все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции, с момента начала указанной операции подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    В зависимости от масштаба и степени общественной опасности, от ожидаемых негативных последствий террористической акции руководителем контртеррористической операции может быть назначен представитель федеральной антитеррористической комиссии. В соответствии с решением Президента РФ руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией может быть назначен руководитель федерального органа исполнительной власти.

    Руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает решение об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается.

    В зоне проведения контртеррористической операции лица, проводящие указанную операцию, имеют право:

    1) принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в том числе, транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств;

    2) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность, а в случае отсутствия таких документов задерживать указанных лиц для установления личности;

    3) задерживать и доставлять в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные действия, направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих контртеррористическую операцию, а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения контртеррористической операции;

    4) беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении террористической акции, если промедление может создать реальную угрозу жизни и здоровью людей;

    5) производить при проходе (проезде) в зону проведения контртеррористической операции и при выходе (выезде) из указанной зоны личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;

    6) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности;

    7) использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, для преследования и задержания лиц, совершивших террористическую акцию, или для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное учреждение, а также для проезда к месту происшествия.

    В зоне проведения контртеррористической операции деятельность работников средств массовой информации регулируется руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    При проведении контртеррористической операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается ведение переговоров с террористами.

    К ведению переговоров с террористами допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопрос о выполнении политических требований террористов.

    Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные деяния.

    При проведении контртеррористической операции информирование общественности о террористической акции осуществляется в формах и объеме, определяемых руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией или представителем указанного штаба, ответственным за поддержание связи с общественностью.

    Не допускается распространение информации:

    1) раскрывающей специальные технические приемы и тактику проведения контртеррористической операции;

    2) способной затруднить проведение контртеррористической операции и создать угрозу жизни и здоровью людей, оказавшихся в зоне проведения контртеррористической операции или находящихся за пределами указанной зоны;

    3) служащей пропаганде или оправданию терроризма и экстремизма;

    4) о сотрудниках специальных подразделений, членах оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией при ее проведении, а также о лицах, оказывающих содействие в проведении указанной операции.

    Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения контртеррористической операции.

    Решение об объявлении контртеррористической операции оконченной принимает руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

    Погребение террористов, умерших в результате пресечения террористической акции, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. При этом их тела для захоронения не выдаются и о месте их захоронения не сообщается.

    • Операция «Гнев Божий» (1972 - 1979)
    • Контртеррористическая операция на Северном Кавказе (с 1999 года)
    • Контртеррористическая операция в Афганистане (с 2001 года)

    Акты террора с описанием контртеррористических мероприятий

    • Террористический акт в Будённовске (14-19 июня 1995 года),

    Напишите отзыв о статье "Контртерроризм"

    Литература

    • С.И. Грачев // Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2008. - № 4 . - С. 171–177 .
    • Игорь Ушаков // Reliability: Theory and Application. - USA, 2006. - № 2 .
    • Мельничук К. (рус.) // Зарубежное военное обозрение. - 2009. - № 1 . - С. 24-27 .
    • Забузов О. Н. Трансформация принципов противодействия терроризму в России о мире. (рус.) // Армейский сборник. - 2014. - № 11 . - С. 2-10 .

    Примечания

    Отрывок, характеризующий Контртерроризм

    За сараем послышались голоса.
    – Кто там? – окликнул князь Андрей.
    Красноносый капитан Тимохин, бывший ротный командир Долохова, теперь, за убылью офицеров, батальонный командир, робко вошел в сарай. За ним вошли адъютант и казначей полка.
    Князь Андрей поспешно встал, выслушал то, что по службе имели передать ему офицеры, передал им еще некоторые приказания и сбирался отпустить их, когда из за сарая послышался знакомый, пришепетывающий голос.
    – Que diable! [Черт возьми!] – сказал голос человека, стукнувшегося обо что то.
    Князь Андрей, выглянув из сарая, увидал подходящего к нему Пьера, который споткнулся на лежавшую жердь и чуть не упал. Князю Андрею вообще неприятно было видеть людей из своего мира, в особенности же Пьера, который напоминал ему все те тяжелые минуты, которые он пережил в последний приезд в Москву.
    – А, вот как! – сказал он. – Какими судьбами? Вот не ждал.
    В то время как он говорил это, в глазах его и выражении всего лица было больше чем сухость – была враждебность, которую тотчас же заметил Пьер. Он подходил к сараю в самом оживленном состоянии духа, но, увидав выражение лица князя Андрея, он почувствовал себя стесненным и неловким.
    – Я приехал… так… знаете… приехал… мне интересно, – сказал Пьер, уже столько раз в этот день бессмысленно повторявший это слово «интересно». – Я хотел видеть сражение.
    – Да, да, а братья масоны что говорят о войне? Как предотвратить ее? – сказал князь Андрей насмешливо. – Ну что Москва? Что мои? Приехали ли наконец в Москву? – спросил он серьезно.
    – Приехали. Жюли Друбецкая говорила мне. Я поехал к ним и не застал. Они уехали в подмосковную.

    Офицеры хотели откланяться, но князь Андрей, как будто не желая оставаться с глазу на глаз с своим другом, предложил им посидеть и напиться чаю. Подали скамейки и чай. Офицеры не без удивления смотрели на толстую, громадную фигуру Пьера и слушали его рассказы о Москве и о расположении наших войск, которые ему удалось объездить. Князь Андрей молчал, и лицо его так было неприятно, что Пьер обращался более к добродушному батальонному командиру Тимохину, чем к Болконскому.
    – Так ты понял все расположение войск? – перебил его князь Андрей.
    – Да, то есть как? – сказал Пьер. – Как невоенный человек, я не могу сказать, чтобы вполне, но все таки понял общее расположение.
    – Eh bien, vous etes plus avance que qui cela soit, [Ну, так ты больше знаешь, чем кто бы то ни было.] – сказал князь Андрей.
    – A! – сказал Пьер с недоуменьем, через очки глядя на князя Андрея. – Ну, как вы скажете насчет назначения Кутузова? – сказал он.
    – Я очень рад был этому назначению, вот все, что я знаю, – сказал князь Андрей.
    – Ну, а скажите, какое ваше мнение насчет Барклая де Толли? В Москве бог знает что говорили про него. Как вы судите о нем?
    – Спроси вот у них, – сказал князь Андрей, указывая на офицеров.
    Пьер с снисходительно вопросительной улыбкой, с которой невольно все обращались к Тимохину, посмотрел на него.
    – Свет увидали, ваше сиятельство, как светлейший поступил, – робко и беспрестанно оглядываясь на своего полкового командира, сказал Тимохин.
    – Отчего же так? – спросил Пьер.
    – Да вот хоть бы насчет дров или кормов, доложу вам. Ведь мы от Свенцян отступали, не смей хворостины тронуть, или сенца там, или что. Ведь мы уходим, ему достается, не так ли, ваше сиятельство? – обратился он к своему князю, – а ты не смей. В нашем полку под суд двух офицеров отдали за этакие дела. Ну, как светлейший поступил, так насчет этого просто стало. Свет увидали…

    специальные мероприятия, призванные пресечь террористическую акцию, обеспечить физических лиц, обезвредить террористов, а также минимизировать последствия террористической акции (ФЗ "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г.).

    (англ counter-terroristic operation) - в РФ специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции (ст. 3 ФЗ «О борьбе с терроризмом»**). Проведение К.о. в РФ регулируется ст. 10-16 ФЗ «О борьбе с терроризмом».

    Для непосредственного управления К.о. в соответствии с решением Правительства РФ создается , возглавляемый представителем ФСБ РФ или МВД РФ в зависимости от того, какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной К.о. В субъектах РФ и регионах могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависят от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на территориях субъектов (регионов) РФ. по управлению К.о. в субъекте (регионе) РФ возглавляет руководитель территориального органа (подразделения) того ведомства, компетенция которого будет преобладающей в проведении конкретной К.о. В случае изменения характера террористической акции руководитель К.о. может быть заменен в соответствии с решением председателя соответствующей межведомственной антитеррористической комиссии.

    Для проведения К.о. оперативный штаб по управлению Ко. имеет привлекать необходимые силы и средства тех федеральных органов исполнительной власти, которые принимают участие в борьбе с терроризмом в соответствии со ст. 6 ФЗ «О борьбе с терроризмом». и субъектов РФ выделяют необходимые для проведения К.о. и , и средства связи, иные материально-технические средства.

    Все , сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению К.о., с момента ее начала подчиняются руководителю оперативного штаба по управлению К.о. В зависимости от масштаба и степени общественной опасности, ожидаемых негативных последствий террористической акции руководителем К.о. может быть назначен представитель федеральной антитеррористической комиссии. В соответствии с решением Президента РФ руководителем оперативного штаба по управлению К.о. может быть назначен руководитель федерального органа исполнительной власти.

    Руководитель оперативного штаба по управлению К.о. определяет границы зоны проведения контртеррористической операции, принимает об использовании привлекаемых для проведения указанной операции сил и средств. Вмешательство любого др. лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство К.о. не допускается.

    Правовой режим в зоне проведения К.о. определяется ст. 13 ФЗ «О борьбе с терроризмом». В этой зоне лица, проводящие К.о., имеют право: а) принимать при необходимости меры по временному ограничению или запрещению движения транспортных средств и пешеходов на улицах и дорогах, по недопущению транспортных средств, в т.ч. транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений, и граждан на отдельные участки местности и объекты либо по удалению граждан с отдельных участков местности и объектов, а также по отбуксировке транспортных средств; б) проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие их , а при отсутствии таких документов задерживать указанных лиц для установления личности; в) задерживать и доставлять в органы внутренних дел РФ лиц, совершивших или совершающих правонарушения либо иные , направленные на воспрепятствование законным требованиям лиц, проводящих К.о., а также действия, связанные с несанкционированным проникновением или попыткой проникновения в зону проведения К.о.; г) беспрепятственно входить (проникать) в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности, в транспортные средства при пресечении террористической акции, при преследовании лиц, подозреваемых в совершении террористической акции, если промедление может создать реальную угрозу жизни и здоровью людей; д) производить при проходе (проезде) в зону проведения К.о. и при выходе (выезде) из указанной зоны граждан, находящихся при них вещей, транспортных средств и провозимых на них вещей, в т.ч. с применением технических средств; е) использовать в служебных целях средства связи, включая специальные, принадлежащие гражданам и организациям независимо от форм собственности; ж) использовать в служебных целях транспортные средства, принадлежащие организациям независимо от форм собственности, за исключением транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и международных организаций, а в неотложных случаях и гражданам, для предотвращения террористической акции, для преследования и задержания лиц, совершивших террористическую акцию, или для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебное , а также для проезда к месту происшествия. В зоне проведения К.о. деятельность работников средств массовой информации регулируется руководителем оперативного штаба по управлению К.о., если иное не предусмотрено федеральным законом.

    При проведении К.о. в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается переговоров с террористами. К ведению таких переговоров допускаются только лица, специально уполномоченные на то руководителем оперативного штаба по управлению К.о. При ведении переговоров с террористами в качестве условия прекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросы о выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружия и иных средств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровью людей, а также вопрос о выполнении политических требований террористов. Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условием их освобождения от ответственности за совершенные деяния.

    К.о. считается оконченной, когда пресечена (прекращена) и ликвидирована жизни и здоровью людей, находящихся в зоне проведения К.о. Решение об объявлении К.о. оконченной принимает руководитель оперативного штаба по управлению такой операцией.


    Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

    Смотреть что такое "контртеррористическая операция" в других словарях:

      Контртеррористическая операция - см. Операция по борьбе с терроризмом. EdwART. Словарь терминов МЧС, 2010 … Словарь черезвычайных ситуаций

      КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ - специальные мероприятия, призванные пресечь террористическую акцию, обеспечить безопасность физических лиц, обезвредить террористов, а также минимизировать последствия террористической акции (ФЗ О борьбе с терроризмом от 25 июля 1998 г.) … Юридический словарь

      Контртеррористическая операция - (англ counter terroristic operation) в РФ специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий … Энциклопедия права

      Контртеррористическая операция - Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов … Википедия

      Контртеррористическая операция - 5) контртеррористическая операция комплекс специальных, оперативно боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению… … Официальная терминология

      Контртеррористическая операция - специальные мероприятия, направленные на пресечение террористической акций, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

      контртеррористическая операция - Комплекс специальных, оперативно боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц,… … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

      Контртеррористическая операция в Чечне в 1999 - 2009 годах - В сентябре 1999 года началась новая фаза чеченской военной кампании, которая получила название контртеррористической операции на Северном Кавказе (КТО). Поводом для начала операции послужило массированное вторжение 7 августа 1999 года в Дагестан… … Энциклопедия ньюсмейкеров

      Контртеррористическая операция на Северном Кавказе - Вторая чеченская война Контртеррористическая операция в Чечне Чеченский конфликт Российская артиллерия на позиции близ села Дуба Юрт, январь 2000 года. Дата … Википедия

    Начало двадцать первого века ознаменовалось, к сожалению, не только технологическими прорывами и повышением уровня жизни, но и глобализацией мирового терроризма. Если в совсем недалеком прошлом это явление было надоедливым, но далеким и не таким страшным, то сейчас терроризм может проявиться в любой момент, в любое время и в самой страшной форме. Никто не застрахован от нападения.

    Государство вынужденно реагировать на эту новую и очень актуальную опасность, меняя методы и способы борьбы с терроризмом. Так появилась контртеррористическая операция КТО.

    Что такое КТО?

    Расшифровка КТО довольно простая. Контртеррористическая операция (КТО) - это специальный правовой режим, который действует в населенных пунктах, районах и в целых регионах страны в тот период времени, когда в них осуществляется кампания для ликвидации или обнаружения теракта, членов радикальной группировки и минимизации негативных последствий их действий против мирного населения.

    Режим КТО, порядок введения, методы ведения операций, состав правоохранительных органов, которые ведут деятельность, полностью контролируются рамками закона «О противодействии терроризму» (2006 года). Понятие КТО было введено в 1998 году, когда был принят закон «О борьбе с терроризмом».

    Юридическая база

    Федеральный закон 2006 года определяет основные позиции противодействия терроризму, правовую и организационную базы, методы предупреждения терроризма и борьбы с ним, сокращения и (или) устранения последствий его проявлений, а также юридическую и организационную основу использования армии РФ в борьбе с терроризмом. Статьи юридического документа уточняют отдельные положения. Та же бумага определяет способы обеспечения правового режима контртеррористической операции:

    • Статья 3 обозначает комплекс специальных военных мероприятий с использованием военных машин, оружия, которые позволяют ликвидировать членов террористической группировки и спасти гражданских лиц, государственные и общественные органы.
    • Статья 7 подчеркивает, что войсковые части РФ используют оружие и боевую технику в режиме, определенном нормативными правовыми актами РФ для ликвидации угрозы террористического акта.
    • Статья 12 этого документа отмечает, что контртеррористическая операция осуществляется для недопущения террористического акта, если злоумышленников не остановить другими методами.

    За кем инициатива?

    Кто вводит режим КТО? Приказ о начале контртеррористической операции и о ее завершении принимает руководитель федерального органа исполнительной ветви власти в сфере поддержания безопасности или другие лица по решению компетентных органов.

    Когда для организации контртеррористической операции нужны большие силы и средства и она захватывает площадь, где проживает существенное количество людей, ответственное лицо сообщает о введении правового режима контртеррористической операции и о площади, рамками которой она ограничивается, высшим должностным лицам страны всех ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной).

    Некоторые КТО регулируются лично министром обороны, главой ФСБ, министерством МЧС и даже президентом РФ. Например, при теракте в Беслане практически сразу же был основан оперативный штаб, главой которого стал руководитель ФСБ РСО-Алания В. Андреев. Экстренное совещание с представителями силовых структур в Москве проводил лично Владимир Путин. Операцией руководил в том числе директор ФСБ России.

    ФСБ

    Итак, на практике, как правило, полномочиями введения особого правового режима КТО наделен директор ФСБ (структура, которая непосредственно отвечает за террористическую безопасность). Если уровень опасности ниже и он локализован, правом наделяются руководители территориальных структур этой службы. Региональные руководители обычно получают информацию оперативнее, чем главы подразделений на государственном уровне. Часто сначала главой КТО становится региональный руководитель, если масштаб теракта большой - эта роль переходит к главе службы на государственном уровне.

    КТО (расшифровка - контртеррористическая операция) объявляется оконченной, когда теракт нейтрализован/ликвидирован и отсутствует опасность населению, имуществу и интересам граждан.

    Силовая поддержка

    Для проведения операции ФСБ образует силовую группировку, в которую входят как сотрудники федеральной службы безопасности, так и военнослужащие армии, нацгвардия, полиция, МЧС и работники прочих ведомств, чья сфера деятельности соответствует профилю проблемы. Могут привлекаться саперы, медики, переговорщики, кинологи и так далее.

    Организацией и проведением операции руководит оперативный штаб, который образуется по постановлению руководителя КТО. Штаб определяет конкретные приемы и методы, уточняет зону контртеррористической операции.

    Как это было

    23 сентября 1999 года после начала процесса формирования юридической базы и резкого обострения обстановки на Северном Кавказе президент РФ Борис Ельцин подписал указ о введении режима контртеррористической операции в рамках Чеченского региона. Этот порядок был аннулирован лишь через долгих десять лет (16 апреля 2009 года) решением нового главы государства Дмитрия Анатольевича Медведева.

    В рамках этих лет военные действия, покушения, полицейские операции проводились не только в Чечне, но и на территории других регионов Северного Кавказа: Ингушетии, Дагестана и Кабардино-Балкарии. При этом режим КТО неоднократно начинал действовать на отдельных территориях. Этого требовало сложившееся положение, постоянные проблемы в военной, религиозной, международной и других сферах.

    Ограничения

    Установление порядков КТО, согласно существующей нормативной базе, приводит к ужесточению обстановки и временным ограничениям:

    1. Проверка у граждан документов, подтверждающих их личность. Если паспорта или другой бумаги при себе не окажется, лицо конвоируют в органы внутренних дел РФ для определения личности.
    2. Эвакуация или временное переселение граждан с некоторых населенных пунктов и помещений, а также отвод машин, тракторов, военной техники и т. д.
    3. Усиление охраны селений, районов, региона в целом, если они имеют особую ценность или им угрожает опасность.
    4. Ведение проверки телефонных переговоров и других данных, поиск конфиденциальной информации, если она способствует пресечению теракта.
    5. Контроль обмена информацией и отключение связи.
    6. Применение транспортных средств, относящихся к различным структурам (кроме иностранных), а при необходимости находящихся в собственности граждан.
    7. Временное прекращение деятельности отдельных организаций, различного рода производств, если они могут способствовать проведению теракта.

    Чечня

    Контртеррористическая операция на Северном Кавказе, проходившая с августа 1999 года и по апрель 2009 года, получила название Второй чеченской войны. Режим КТО в Чечне требовалось ввести в кратчайший срок.

    Военные действия протекали динамично и очень тяжело. Отряды боевиков, состоящие из опытных, закаленных в боях террористов, перехватив инициативу, навязывали кровопролитные схватки, совершали теракты не только в Чечне, но и в других регионах. Но этот период был достаточно непродолжительным по времени, уже на следующий год правительственные силовые структуры сначала остановили, а затем начали теснить бандитов. Основная часть КТО пришлась на тщательную методическую чистку рядов террористов.

    Когда натиск врага ослабел, удалось установить контроль над территорией Чечни, и КТО стала контролироваться местными чеченскими войсками самоуправления и самообороны. С завершением военных действий на основной территории необходимость в КТО исчезла, и режим отменили.

    Дагестан

    В конце 1999 года было произведено большое нападение террористов из Чечни на Дагестан под общим руководством Ш. Басаева и арабского головореза Хаттаба. Основу отрядов бандитов составляли зарубежные наёмники и террористы международных организаций. Они собирались, опираясь на местное исламское население, расширить свою зону влияния и активизировать боевые действия.

    Однако попытки террористов перетянуть на свою сторону население Дагестана оказались неудачными. Наоборот, местное население оказало напавшим отрядам яростный отпор. В свою очередь, федеральные власти по согласованию с ичкерийским руководством ввели режим КТО в Дагестане, спланировали провести общее наступление местных и федеральных сил против террористов. Одновременно шла ликвидация имевшихся в регионе баз и центров крайних исламистов. Это один из примеров контртеррористической операции.

    Имели место боевые схватки между террористами и федеральными войсками. Обстановка завершилась тем, что исламистам, потерпевшим поражения в боях, пришлось уйти с территории Дагестана назад в Чечню. Террористы отыгрались на мирном населении, совершив несколько терактов в разных регионах нашей страны.

    Активная фаза

    Общество и государство отличаются слабыми местами в своей позиции - террористы всегда могут попытаться напасть на объекты, выбрав самые слабые и незащищенные. И защитить все социальные и экономические структуры, всех представителей населения силовики не могут. Это значит, если государство будет занимать только пассивную оборонительную позицию, то оно заранее проиграет, а население будет расплачиваться десятками убитых, раненых и искалеченных. Проводя различные защитные мероприятия, силовики по возможности осуществляют контртеррористические операции.

    Контртеррористическая операция

    Ведущая тактическая форма работы силовых структур по пресечению террористической деятельности - это проведение контртеррористической операции. Она включает в себя ряд аспектов особых действий, направленных на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции.

    Формы и аспекты контртеррора

    Контртеррористические операции могут иметь ряд форм, которые будут включать несколько аспектов:

    • Найти данные о деятельности участников группировки, уже находящихся в стране, также ведется поиск стоянок и прочих мест удержания схваченных людей.
    • Предотвращение террористических действий - найти, нейтрализовать или обезвредить террористические организации и уничтожить базы террористических организаций до начала терактов.
    • Реализация мероприятий, направленных на снижение стойкости и храбрости террористов, падение авторитета террористических структур и террористических способов деятельности в глазах общества.
    • Улучшить способы обеспечения безопасности россиян, остающихся на территории возможного теракта, провести эвакуацию людей и материальных ресурсов.
    • Освободить из плена и вывезти в защищенное место сотрудников силовых структур, штатских и иностранцев, насильно взятых как заложников или удерживаемых силой по прочим причинам.
    • Ликвидировать антигосударственную или террористическую работу, проводимую с целью видоизменения строя российского государства недемократическими способами.
    • Сохранить или воссоздать конституционные порядки.
    • Поймать, разоружить или ликвидировать бандформирования, разрушить базы и лагеря обучения, уничтожить особо опасных террористов и командиров террористических структур.

    Главная цель деятельности правоохранительных структур при опасности теракта - предотвратить его. Методы работы сотрудников таких ведомств довольно обширны, могут применяться различные способы противодействия терроризму.